Традиции ирландии. Ирландия Ведение переговоров в ирландии

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Приезжая в Ирландию, путешественник возможно мечтает гармонично влиться в ирландское общество и скорее всего существуют какие-то определенные отличия в культуре, о которых интересно было бы узнать.

Ирландцев описывают как любознательную, уважительную ко всем людям нацию. Они учтивы, сообразительны, гостеприимны к тем, кто посещает их страну. Они много работают, а свободное время с удовольствием посвящают своим семьям, друзьям. Семейные связи очень важны для ирландцев.

Знакомясь с новыми людьми, ирландцы всегда крепко пожимают руки. Крепкое рукопожатие и зрительный контакт – два важных условия при знакомстве с ирландцами.

Ирландцев нельзя назвать пунктуальными в отношении деловых или социальных встреч. Есть грешок, могут опоздать даже на важное и давно запланированное мероприятие. Но, что интересно, в случае встречи с иностранцами, они не позволяют себе опозданий.

Одна из довольно щекотливых тем в ирландской культуре – отношение к алкоголю и понятие так называемых «раундов» в пабах и барах. Когда кто-то покупает выпивку для всех, отказ кого-нибудь выпить вместе может быть расценен как оскорбление.

Ирландцы уважительны и в ответ ожидают такого же поведения. Претенциозные выходки, стоит учитывать, никогда не располагают к себе.

Ирландцы не приветствуют публичных проявлений любви.

Традиционная ирландская одежда не характеризуется роскошными излишествами, она простая и удобная. Ирландцы предпочитают в обычной жизни твидовые и шерстяные вещи.

Если ирландцы приглашают в гости, то приглашенному стоит подумать о подарке. Нет, он не должен быть каким-то грандиозным, слишком дорогим. Небольшим, но символичным – цветы, бутылка вина, коробка конфет!

Во время обеда, можно отметить, рядом с тарелкой с едой, иногда ставиться маленькая тарелка для картофельной кожицы.
Считается вежливым съесть всю предложенную еду.

Немного о бизнесе - ирландцев не увлекают идеи долгосрочных перспектив, они рассчитывают свои силы только на ближайшее будущее.

В социальном отношении они спокойные и учтивые, в работе – проницательные и упорные. Деловые вопросы часто решаются в ресторанах и при посещении полей для гольфа.

Кельтский стиль © 2010-2012. Копирование материалов запрещено.
Прямая индексируемая ссылка на сайт при цитировании обязательна .

Как известно, Соединенное Королевство (The United Kingdom) состоит из четырех стран: Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии. Это важно не только с точки зрения географии; нужно помнить о сильнейшем чувстве национальной гордости, присущем каждому из этих народов.

Слова English и British означают совершенно разные вещи. Жителя Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии можно назвать британцем (хотя многие из них этого не любят), но ни в коем случае не англичанином.

Англичанин - это только житель Англии. Жителей Шотландии называют шотландцами (Scots), Уэльса - валлийцами (Welsh), а Северной Ирландии - ирландцами (Irish). Ни в коем случае не называйте шотландца, валлийца или ирландца англичанином.

В свою очередь, хотя Соединенное Королевство является частью Европейского союза, британцы не любят, когда их называют европейцами. Это важно при обсуждении проблем, касающихся Европейского Союза.

Стоит также помнить, что Северная Ирландия граничит с республикой Ирландия - это разные страны. Северная Ирландия является частью Соединенного Королевства, Ирландия - нет. Будет ошибкой и чуть ли не оскорблением назвать жителя Ирландии британцем.

Какие они?

Каждая из стран, составляющих Соединенное Королевство, имеет собственную историю, культуру и язык предков. Сепаратистские настроения в них достаточно сильны, поэтому будьте деликатны при обсуждении этих вопросов и не поднимайте эту тему первыми.

Британцы достаточно сдержаны в поведении, особенно по сравнению с представителями США или южных стран Европы. Как правильно, они обходятся без бурной жестикуляции и преувеличенных эмоций. Они не терпят фамильярности, поэтому не спешите класть руку на плечо или приобнимать за талию новых знакомых.

А вам приходилось участвовать в деловых встречах с британцами? Что вам запомнилось, что удивило? Расскажите об этом в комментариях!

Несмотря на то, что люди в Соединённых Штатах Америки и Великобритании говорят на одном языке, общение с клиентами или коллегами в Англии требует осведомлённости в некоторых тонких различиях между североамериканской и британской деловой практикой.

Регионы, обычаи и акценты.

Англия является только одной частью большой территории, известной как Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Большая часть международного бизнеса Соединённого Королевства осуществляется через Англию. Британия относится к острову на котором расположены Англия, Уэльс и Шотландия. И хотя англичане имеют обыкновение ссылаться на то, что все выходцы из Великобритании называют себя британцами (Brits), этот термин не ценится многими валлийцами (уэльсцами), ирландцами и шотландцами. Несмотря на то, что страны Соединённого королевства являются членами Евросоюза, британцы не считают себя европейцами. Это важно учитывать при обсуждении вопросов, связанных с ЕС.

Северная Ирландия разделяет остров (Éire) с Республикой Ирландии. Северная Ирландия является частью Соединённого Королевства в отличие от Ирландии. Это неправильно и оскорбительно называть кого-либо из Республики Ирландии (также известной как Éire, Южная Ирландия или Ирландское Свободное государство) британцем.

Каждая из четырёх составных частей Соединённого Королевства (Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии) имеет разную историю, культуру и языки предков. Существуют также сепаратистские тенденции, которые отличают каждый из регионов друг от друга, поэтому относитесь уважительно к этническому наследию ваших коллег или потенциальных клиентов. Распределение полномочий Великобритании продолжается в течение последнего десятилетия. Парламент Шотландии в Эдинбурге открылся в 1999 году, так же как и Национальная ассамблея Уэльса в Кардиффе.

В Великобритании личная жизнь человека в основном является закрытой темой для разговоров на рабочем месте. Не пытайтесь расспрашивать ваших британских коллег о их личных проблемах, пока находитесь на работе. Даже вопрос о том, откуда человек родом (что очевидно для других людей из Великобритании из-за акцента), может показаться вашему иностранному бизнес-партнёру навязчивым, безрассудным и неуместным в разговоре. Правда заключается в том, что дружба с англичанами очень особенная и редкая в деловой сфере, поэтому не пытайтесь быть чрезмерно дружелюбными во время переговоров по контракту.

В то время как существуют «Standard Oxbridge» (стандартный Оксфордский и Кембриджский акцент) или «BBC English accent» (BBC английский акцент), который узнают большинство иностранцев, также есть множество других общепринятых акцентов и диалектов среди англичан. Всего в 10-ти минутах езды от Лондона произношение начинает меняться. В одной только Великобритании существует более 30 диалектов, в том числе «кокни», «скауз», «джорди», а так же акценты западной части страны, восточной Англии, Бирмингема (больше известный под названием «Brummy» или «Brummie»), южного Уэльса, Эдинбурга, Белфаста, Корнуолла, Камберленда и Девоншира.

Пунктуальность, деловые встречи и местное время.

Всегда будьте пунктуальны. В Лондоне это может оказаться сложной задачей из-за оживлённого транспортного движения, так что всегда старайтесь иметь в запасе достаточно времени, чтобы добраться до пункта назначения. Желательно уточнить точную дату и время вашей встречи за несколько дней и не забудьте подтвердить ваше присутствие по прибытии. В Великобритании существуют установленные правила практически для всего, что даёт ощущение стабильности в жизни местных жителей. Англичане прекрасно ориентируются во времени и порой могут слишком беспокоиться о крайних сроках и результатах.

В Англии нет выходных в связи с национальными праздниками, но в Великобритании работники имеют в общей сложности несколько недель официальных выходных, включая праздничные дни. Посетите сайт kissboworshakehands.com , чтобы узнать больше о официальных праздниках в 100 странах мира. Англичане ориентируются на время по Гринвичу, также известное как GMT.

Ведение переговоров.

Для начала устную договоренность можно считать обязательной, а затем нужно подписать подтверждение приёма. В основном только самые крупные сделки требуют юридических процедур. Будьте осмотрительны, когда рекомендуете обратиться к адвокату («attorney» — адвокат в США, «solicitor» — в Соединённом Королевстве).

Лучший способ установить контакт с высшим руководством — через третьих лиц. Иерархия в бизнесе имеет следующую структуру: управляющий директор (the managing director) эквивалентен генеральному директору в США (CEO), директор (corporate vice president), начальники отделов (the divisional officers), заместители директоров и менеджеров.

Бизнесмены, как правило, больше заинтересованы в получении результатов за короткий период времени, чем в долгосрочных перспективах. Британцы не обязательно рассматривают перемены как что-то положительное. В общем, британцы не часто выставляют на показ своё волнение, увлечение или другие эмоции (кроме футбольных матчей). Постарайтесь также оставаться сдержанными в общении. Таким же образом британцы воздерживаются от экстравагантных требований к каким-либо продуктам или планам в бизнес сфере.

Некоторые британские руководители считают своих иностранных партнёров снисходительными или чрезмерно унижающимися. Чтобы оставаться на достойном уровне в глазах своих британских коллег, сделайте всё возможное, чтобы избежать такого мнения о себе. Избегайте навязывания товара. В Великобритании процесс принятия решений происходит медленно, так что не торопитесь и не торопите британских коллег. Позвольте британским руководителям, с которыми вы ведёте переговоры самим решить когда закончить встречу и долго не задерживайтесь после этого. Таким образом вы создадите достойное впечатление.

В то время как, например, американские руководители известны своей прямой, англичане ещё более прямолинейны. Не обижайтесь, если сразу не получите прямого ответа является ли ваше предложение хорошим или нет.

Избегайте типичного начала разговора: «Чем вы занимаетесь?» Британец может посчитать этот вопрос слишком личным. Избегайте таких спорных тем, как политика или религия, и не начинайте сравнивать трудовую этику. Говорите полными предложениями. Многие иностранные руководители, в частности Соединённых Штатов, имеют привычку начинать предложение, позволяя себе прерваться, даже не закончив основную мысль.
В то же время британцы часто бывают самокритичны, поэтому в общении с ними избегайте любых критических замечаний — просто слушайте. Аналогичным образом, оставайтесь максимально сдержанными, если они делятся своими жалобами с вами. Британцы часто извиняются, даже за незначительные неудобства. Они также имеют привычку добавлять вопрос в конце предложения. Например: «Сегодня прекрасная погода, не так ли?»

Официальные и неофициальные деловые встречи.

Поскольку пунктуальность является характерной британской чертой, то естественно, что она особенно важна и в деловых отношениях. В большинстве случаев люди, с которыми вы встречаетесь всегда будут прибывать вовремя. Всегда предупреждайте, если опаздываете даже на 5 минут.

От состава и количества людей будет зависеть то, как будет происходить встреча. Если все участники собеседования находятся на одном уровне, то как правило, будет происходить свободный обмен идеями и мнениями. Если на встрече присутствует человек, имеющий более высокий статус, то ему предоставляется большая часть выступления. В основном встречи будут иметь достаточно официальный характер и определённую цель. Существует короткий промежуток времени перед официальным началом, когда вы можете немного поговорить с присутствующими людьми.

Если вы делаете презентацию, то избегайте чрезмерных претензий и требований. Убедитесь, что ваша презентация и предоставленные в ней материалы профессионально поданы и хорошо продуманы. Будьте готовы подкрепить свой доклад цифрами и фактами, так как в принятии решений британцы полагаются на факты, а не на эмоции. Поддерживайте зрительный контакт и не подходите слишком близко, чтобы не нарушать личное пространство человека. После встречи желательно отправить вашим партнёрам письмо, подводящее итоги встречи, описывающее, что было решено и какие дальнейшие шаги необходимо предпринять.

Бизнес- завтраки в отелях становятся общепринятыми и начинают больше походить на современный континентальный завтрак, избегая больших традиционных завтраков, содержащих яйца, бекон, колбасу, копченую рыбу и так далее. Ланч, как правило, приходится на вторую половину дня: между полуднем и 14:00. Стандартный бизнес-ланч часто подразумевает лёгкую еду в пабе. Но если вы обедаете с руководством, то скорее всего это будет происходить в лучших ресторанах или специальной столовой для начальства. В большинстве ресторанов время для ужина, как правило, с 19:00 до 23:00.

В пабе, не пропустите свою очередь в так называемой «выпивке по кругу» (когда каждый покупает напитки для всей своей компании). Когда вы встречаетесь в нерабочее время, то не поднимайте тему о работе пока этого не сделают ваши британские коллеги, иначе вас могут посчитать скучным. Не приглашайте своего бизнес-партнёра на неделовые мероприятия, пока не будете знать его или её достаточно хорошо.

Парламент недавно принял закон о запрете курения в закрытых общественных местах в Англии, в том числе пабах. Так же, как в Шотландии, Северной Ирландии и Республике Ирландии традиционный толстый слой дыма в пабах теперь является ещё одной английской традицией, оставленной в прошлом. Если вы курите (и если это разрешено), то всегда предлагайте сигареты своим собеседникам, прежде чем закурить самому.

Дополнительные советы по британскому этикету.

Деловая одежда:

* Деловой костюм имеет консервативный стиль.

* Мужчины должны носить тёмные деловые костюмы.

* Женщины должны носить либо деловой костюм, либо консервативное платье.

Приветствия:

* По прибытии на встречу каждому пожимайте руку.

* Поддерживайте зрительный контакт во время приветствия.

Обращения:

* Только врачи и духовенство используют свои профессиональные или академические звания в бизнесе.

* Большинство людей используют обращения мистер, миссис или мисс с фамилиями людей, к которым обращаются. (Слова мистер (Mr) и миссис (Mrs) в Соединённом Королевстве не требуют точки после их написания, поскольку не являются сокращениями.)

* Если человек был посвящён в рыцари, то его называют «сэр» с его именем и фамилией или просто с именем.

Визитные карточки:

* Бизнес карточками обмениваются при первой встрече без официального ритуала.

*Полученную визитную карточку от вашего делового партнёра можно убрать, бегло посмотрев на неё. Не обязательно сразу изучать всю информацию.

Бизнес подарки:

* Подарки не является частью бизнес культуры.

* Если вы хотите сделать подарок, то убедитесь, что он небольшой по размерам и со вкусом.

* Хорошими подарками являются настольные принадлежности, канцелярские товары с логотипом вашей компании или книги о вашей стране.

* Приглашение на обед можно также рассматривать как подарок.

Очень самобытны, что объясняется древней историей Эрина – так в старину называли эту страну кельты. Мы до сих пор не знаем многого об этих таинственных обитателях Альбиона, впоследствии смешавшихся с воинственными завоевателями романского происхождения. Однако до нашего времени дошли отголоски старинных традиций и обычаев Ирландии, которые будут очень интересны всем туристам.

Самые необычные традиции Ирландии

Если вы собираетесь в страну, стоит больше узнать о культурных особенностях и обычаях ирландцев. Одни из самых ярких традиций Ирландии – это:

  1. Детский день рождения вверх тормашками . До сих пор сохранился старинный обычай в день рождения переворачивать маленького именинника вверх ногами и слегка постукивать головой о пол – столько раз, сколько ему исполнилось лет, плюс один.
  2. «Заимствованные дни» . Так ирландцы называют первые три дня апреля, в которые погода часто оказывается просто ужасной. Согласно легенде, некогда по Ирландии в начале апреля бродила мифическая корова, которую никто не хотел ни подоить, ни зарубить на мясо. Тогда разозленный Апрель занял 3 холодных дня у Марта, чтобы добить животное.

  3. Обычай св. Бригитты . Традиция, сохранявшаяся вплоть до 1920-х годов, заключалась в том, что 1 февраля – в день Святой Бригитты, совпадавший с началом весны и Имболгом (древним языческим пиршеством) – влюбленные пары приезжали в Телтаун в графстве Мэй и официально вступали в брак, просто идя друг к другу навстречу. Если же потом мужчина и женщина понимали, что ошиблись в выборе партнера, всё, что им нужно было сделать – это приехать через год и в том же месте и в то же время разойтись в разные стороны: это приравнивалось к официальному разводу.

  4. «Соломенные мальчики» . В западных районах страны существует обычай, позволяющий молодым людям приходить на без приглашения. Единственное условие – это соломенная шляпа, полностью скрывающая лицо, а иногда и соломенное пальто. Они веселятся на брачном пиру, пристают к молодым девушкам и танцуют с ними, а после свадьбы бесследно исчезают, чтобы не быть узнанными.

  5. . Мужья-ирландцы обычно не помогали женам, иначе их могли обозвать «старыми женщинами» и высмеять даже за простое мытье посуды. Однако раз в году 6 января они полностью освобождали жен от домашних обязанностей, а те отправлялись в паб повеселиться.

  6. «Вересковое воскресенье» . Люди отправлялись на болота искать вереск именно в этот день, а зачастую находили не только его, но и свою половинку.

  7. Паб-этикет . В Ирландии принято, что каждый участник застолья по очереди платит за общие заказы всей компании. Если же кто-то отказывается это делать, репутация скряги будет следовать не только за ним, но даже за его потомством. В день рождения все гости угощают именинника выпивкой, а не наоборот.

  8. Отсутствие тактильного контакта . Ирландцы-мужчины не любят лишних прикосновений и могут обниматься только на футболе. Вполне в традициях Ирландии оригинальное приветствие – поднятый кверху при встрече указательный палец.

  9. Запрет на табак . Жители страны не приветствуют курение в общественных местах – кафе, кино, ресторанах, барах, холлах отелей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

"Национальные особенности делового и речевого этикета"

Введение

1. Национальные особенности делового этикета

2. Национальные особенности речевого этикета

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Возникновение этикета как такового и речевого этикета в частности прочно связывается с развитием государства как основной регулирующей и управляющей системы общества. Государство, подразумевающее по своей природе иерархическое строение власти и институтов власти, различные формы социальной стратификации, различные формы подчинения, нуждается в нормах и правилах поведения, которые бы на практике служили средствами дифференциации и распознавания различных социальных групп, слоёв, институтов. Система чинов, рангов, титулов, званий и прочих атрибутов иерархической системы власти в обязательном порядке требует инструментария, который будет сопровождать общение представителей разных слоёв и групп, различающихся по вышеуказанным определениям. Со временем деятельность властных и общественных структур настолько формализуется и нормируется, различия разных социальных слоёв и групп проявляются настолько явно, что коммуникация в государстве и обществе перегружается огромным количеством несистематизированных норм и правил. Всё это ведёт к неразберихе и путанице. С этого момента огромное количество норм и правил начинает классифицироваться и систематизироваться.

Можно считать именно эту точку в развитии государства и общества рождением системы норм и правил, регламентирующих и нормирующих поведение человека в обществе, т.е. этикета. А поскольку порядок поведения в обществе воспитывается с детства в каждом его члене семьей, школой, всей средой, то этикет становится частью моральных правил, изучаемых наукой этикой. «Словарь по этике» определяет это понятие так: «Этикет (французское etiquette - ярлык, этикетка) - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)». Само слово "этикет" пришло к нам из Франции, из королевского двора Людовика ХIV. А этикетками называли маленькие бумажные планшетки, выдававшиеся тем, кто хотел (или его заставляли) предстать перед королём. На них было написано то, как должен человек обращаться к королю, какие движения должен делать, какие слова говорить. Вот здесь и проявляется та тенденция к систематизации норм и правил, о которой выше. Этикетки при дворе французского короля были одним из первых документов, институционализировавших речевой этикет как систему норм и правил межличностного общения.

Речевой же этикет представляет собой широкую область стереотипов общения. В процессе воспитания, социализации человек, становясь личностью и все более совершенно овладевая языком, познает и этические нормы взаимоотношений с окружающими, в том числе и речевых взаимоотношений, иначе говоря, овладевает культурой общения. Но для этого надо ориентироваться в ситуации общения, в ролевых признаках партнера, соответствовать собственным социальным признакам и удовлетворять ожидания других людей, стремиться к «образцу», сложившемуся в сознании носителей языка, действовать по правилам коммуникативных ролей говорящего или слушающего, строить текст в соответствии со стилистическими нормами, владеть устными и письменными формами общения, уметь общаться контактно и дистантно, а еще и владеть всей гаммой невербальных средств коммуникации, о которых речь впереди. В каждом обществе этикет постепенно развивался как система правил поведения, система разрешений и запретов, организующих в целом морально-нравственные нормы: оберегай младших, заботься о жене, уважай старших, будь добрым к окружающим, не обижай, не оскорбляй зависящих от тебя, будь трудолюбивым, совестливым - и т.д. и т.п. Л.А. Введенская в своей книге "Русский язык и культура речи" даёт следующее определение этикета: "Этикет представляет собой совокупность принятых правил, определяющих порядок какой-либо деятельности". Так этикет и этика объединяются: ведь недаром второе значение слова этика словари определяют как систему норм нравственного поведения человека, какого-либо класса, общественной или профессиональной группы. Этикетных знаков великое множество в каждом сообществе. Они бывают общенациональными, бывают знаками социальной среды, или социальной группы, или узкого круга - и при этом всегда несут важную информацию.

Речевой этикет -- важный элемент культуры народа, продукт культурной деятельности человека и инструмент такой деятельности. Речевой этикет является составной частью культуры поведения и общения человека. В выражениях речевого этикета зафиксированы социальные отношения той или иной эпохи.

Знание особенностей норм этикета в других странах или культурах чрезвычайно важно для современного человека. Ведь любое взаимодействие с представителями иных народов, начиная с туристической поездки и заканчивая серьезными деловыми переговорами, должно происходить на самом высоком уровне. В основной части своей работы я предлагаю к рассмотрению национальные особенности делового и речевого этикета.

1. Н ациональные особенности делов ого этикета

А нглия : Соблюдение формальностей - это стиль жизни англичан. Британцы в первую очередь обращают внимание на детали. Даже когда будете писать письма, строго соблюдайте все тонкости. Ни в коем случае не обращайтесь к кому-либо по имени, если вы не получили от него специального на то разрешения. Разбираться в титулах и званиях весьма важно, но никогда не награждайте почетным титулом самого себя.

Британцы довольно строго соблюдают процедуру знакомства. При знакомстве с англичанами очень важно, кого первым представят. Например, в служебной обстановке приоритет будет отдан клиенту, поскольку он - лицо более важное. Одежда деловых людей в Англии отличается строгостью, женщины на службе носят костюмы или платья, мужчины - костюмы и галстуки. При входе в здание перчатки принято снимать.

Говорить с англичанином о делах после окончания рабочего дня считается дурным тоном. Для него все разговоры о работе прекращаются с окончанием рабочего дня. Это правило действует и во время ужина с вашим деловым партнером.

Англичане очень серьезно относятся к правилам поведения за столом. Поэтому ознакомьтесь и постарайтесь соблюдать правила, принятые в этой стране. - Никогда не кладите руки на стол, держите их на коленях.

Ножи и вилки не снимайте с тарелок, так как подставки для ножей в Англии не употребляются.

Не перекладывайте приборы из одной руки в другую. Нож должен находиться все время в правой руке, вилка - в левой; их концы обращены к тарелке.

Так как различные овощи подаются одновременно с мясными блюдами, накалывайте на вилку маленький кусочек мяса и при помощи ножа накладывайте на него овощи. - Не обращайтесь за столом к незнакомым людям, если вы им не представлены.

Не целуйте руку женщине и не жмите руки мужчинам. Не делайте публично таких комплиментов, как: "У вас красивое платье". Это будет расценено как величайшая бестактность. - За столом не принято беседовать с отдельными людьми. Все должны слушать того, кто говорит, и вы, в свою очередь, говорите так, чтобы быть услышанным всеми. - Если вы приглашены на обед, то обязательно должны явиться в смокинге, а на официальный вечер - во фраке.

Желая прослыть джентльменом, никогда не произносите этого слова: шотландцев и ирландцев называйте "британцами", но, ни в коем случае - "англичанами".

В ресторане чаевые незаметно кладут под край тарелки.

Никогда не начинайте говорить о деле, пока не заказаны блюда, если, конечно, кто-нибудь из ваших партнеров сам не заведет разговор на эту тему.

Если вы хотите дать знать официанту, что закончили еду, положите нож и вилку параллельно. Если же вы просто делаете перерыв в еде, положите нож с вилкой крест-накрест.

Бизнесмены Великобритании считаются одними из самых квалифицированных в деловом мире Запада. Англичане очень тщательно анализируют ситуацию, складывающуюся на рынке. Они любят составлять краткосрочные и среднесрочные прогнозы. Английские предприниматели предпочитают заключать контракты, которые принесут прибыль в ближайшем будущем, и, напротив, очень неохотно идут на расходы, которые окупятся только через несколько лет.

Вот наиболее типичный портрет английского бизнесмена: вышколенный, эрудированный человек, в котором сочетаются высочайшая подготовка и политический инфантилизм. Круг его интересов очень широк: от литературы и искусства до спорта.

В английском бизнесе существует определенный ритуал делового общения, поэтому, чтобы достичь успеха, учитывайте чисто английскую специфику.

Если английский партнер пригласил вас на ланч, то вы не должны отказываться и ни в коей случае опаздывать. В знак уважения обязательно поинтересуйтесь, каким временем располагает ваш партнер.

Поддерживайте отношения с людьми, с которыми вы вели когда-то переговоры. Поздравьте с днем рождения и с другими праздниками. Оказывая, таким образом, внимание, вы прослывете человеком воспитанным и вежливым. Деловыми подарками для англичан могут быть календари, записные книжки, зажигалки, фирменные авторучки, а на Рождество - алкогольные напитки. Любые другие подарки с вашей стороны будут расценены как давление на партнера, и доверие к вам будет подорвано.

Перед началом переговоров следует выяснить структуру рынка продвигаемого вами товара и получить сведения о фирме, с которой вы собираетесь сотрудничать. Переговоры лучше всего начинать с разговора о погоде, спорте и тому подобном. Постарайтесь расположить к себе ваших партнеров и только после этого приступайте к обсуждению дел.

Франция : Каким вы представляете себе типичного француза? Этаким героем-любовником, в перерывах между поединками и романами поедающим в большом количестве лягушек. Должны вас разочаровать, французы не совсем такие, а точнее - совсем не такие.

Французам свойствен крайний национализм. Они болезненно реагируют на использование английского или немецкого языка во время деловых встреч и сами с неохотой учат какой-либо иностранный язык. Французы гордятся своими национальными традициями. Одним из главных достоинств считается французская кухня, которая составляет предмет национальной гордости. Если, находясь во Франции, вы начнете расхваливать какое-либо блюдо или напиток, это будет только приветствоваться. социальный речевой этикет

Оставлять еду на тарелке не принято, а если вам захочется подсолить блюдо по своему вкусу, знайте, это может быть расценено как неуважение к хозяевам.

Что касается спиртных напитков, то надо заметить, что хорошее вино является спутником трапезы даже тогда, когда француз обедает один. Культура потребления спиртных напитков предполагает перед обедом рюмку аперитива (портвейна, анисового ликера или виски с содовой), во время обеда - три-четыре бокала вина (белое - под рыбу и морепродукты, красное - под мясо и сыр), а после десерта или кофе - фруктовую водку, крепкий ликер или коньяк. Главным требованием в употреблении алкоголя является умеренность.

Французы приветливы, разговорчивы, расчетливы и бережливы. Они легко закипают, обижаются и никогда не прощают пренебрежительного отношения, даже в мелочах. Отличительной чертой французов является то, что, несмотря на общительность, они предпочитают работать в одиночку.

Французы часто любят поспорить, очень эмоциональны, их темперамент отражается не только в разговоре, но и в мимике и жестах. Любят судить других, но, в то же время, критику в свой адрес воспринимают болезненно. Если вы находитесь во Франции, то никогда не забывайте об этом.

Во Франции большое значение придают различным формам вежливости. Француз, принимая вас у себя дома, в дверях всегда пропустит вас вперед, при этом вы не должны благодарить его за это.

Общепринятое обращение к мужчинам - "мсье", к незамужним женщинам - "мадемуазель", к замужним женщинам - "мадам". На работе ко всем женщинам без исключения принято обращаться "мадам". Обратиться по имени можно лишь в том случае, если вам это разрешили. При встрече мужчины, как правило, обмениваются рукопожатиями.

К традиционным приветствиям ("здравствуйте", "добрый день" и так далее) следует добавлять "мсье", "мадам" или имя собственное.

Во Франции, как и везде, при деловом знакомстве следует вручить свою визитную карточку, но, поскольку здесь придается особое значение уровню вашего образования, рекомендуется указать на карточке оконченное вами высшее учебное заведение, особенно если оно пользуется хорошей репутацией. Если с французской стороны на встрече присутствует несколько человек, визитная карточка вручается лицу, занимающему более высокое положение.

Требования к внешнему виду делового человека во Франции в основном те же, что и в других европейских странах, но есть одно важное правило: одежда должна быть высокого качества, из натурального материала. Исключите из вашего гардероба всю синтетику.

Во Франции многие важные решения принимаются за обеденным столом. Деловые приемы могут быть в форме коктейля, завтрака, обеда или ужина. О делах принято говорить только после того, как подадут кофе. Французы не любят с ходу обсуждать вопрос, который интересует их больше всего, к нему подходят постепенно, после долгого разговора на разные нейтральные темы, как бы вскользь.

Наиболее подходящими темами для застольной беседы могут быть спектакли, выставки, книги, туристические достопримечательности города и страны. Высоко ценится в собеседнике знание искусства, особенно французского. Французы бывают польщены интересом, проявляемым к их стране и ее культурному наследию.

Но следует остерегаться затрагивать вопросы вероисповедания, личные проблемы, положение на службе, доходы и расходы, обсуждать болезни семейное положение, политические пристрастия. Если вас пригласили на ужин - это исключительная честь. Прибыть на ужин следует на четверть часа позже назначенного времени, принеся с собой подарки: цветы (только не белые и не хризантемы, которые во Франции считаются символом скорби), бутылку шампанского (а если вина, то дорогих марок), коробку шоколадных конфет. Войдя во французский ресторан, снимите головной убор и пальто. Попросите официанта указать свободный столик, сказав ему "garson". К метрдотелю обращаются со словами "maitre d"hotel" (он не носит фартука в отличие от официанта), к официантке - "mademoiselle".

Закончив еду, попросите счет. В случае несогласия с суммой выражайте его тихо. Во многих ресторанах в меню обозначено: "Цены с включением чаевых". Если такого указания нет - нужно прибавить к счету 10 процентов. Если вам понравилось обслуживание, вы можете дать чаевые и в том случае, когда они включены в цены.

В ресторанах "хорошего тона" счет подается на тарелке под салфеткой, чтобы скрыть сумму от посторонних глаз. В этом случае деньги кладут под эту же салфетку.

Германия : Немцы, как и французы, расчетливы и бережливы, более надежны и пунктуальны, но уступают французам в чувстве юмора и сердечности. Хорошо известны такие черты немецкого характера, как трудолюбие, прилежание и рационалистичность, любовь к организованности и порядку. Они педантичны и скептичны, отличаются серьезностью, немногословием и сдержанностью. Им присущи свободный образ мыслей и огромное гражданское мужество.

Как и французы, немцы гордятся своей страной, ее национальными традициями, уважают ее историю.

В Германии при знакомстве первым полагается назвать того, кто находится на более высокой служебной ступени. В официальной обстановке используется слово "представлять": "Герр Шмидт, я хочу представить фрау такую-то".

В других ситуациях говорят: "Герр Шмидт, хочу познакомить вас с фрау..." Менее значительное лицо положено представлять более значительному.

В Германии принято называть титул каждого, с кем вы разговариваете. Поэтому следует еще до начала переговоров уточнить все титулы деловых партнеров. Если титул неизвестен, то можно обращаться так: "Herr Doktor". Ошибка здесь минимальна, слово "доктор" употребляется в стране довольно широко. Когда разговариваете с немцем, не держите руки в карманах - это считается верхом неуважения.

Замужней женщине придается титул ее мужа ("Frau Doktor") или к ней обращаются "Gnadige Frau" (милостивая государыня). К девушкам - "Gnadiges Fraulein", потому что просто "Fraulein" называют только служанок или продавщиц в магазине.

Немцы имеют привычку расписывать как деловую, так и частную жизнь по дням и по часам. Пунктуальность и строгая регламентация сказываются везде. Особое внимание в Германии обратят на вашу пунктуальность.

Чаевые в ресторане или кафе можно не давать - они уже заложены в стоимость вашего обеда или ужина. Но если вы все-таки хотите их дать, то округляйте размер чаевых до полной суммы.

Главный прием пищи - обед. Школьники и многие работающие каждый день ходят обедать домой на час-полтора.

Для деловых встреч чаще всего используют обед. За столом немцы держат вилку постоянно в левой руке, а нож - в правой. Никогда не убирайте руки со стола. Когда американец не пользуется ножом, он левую руку кладет на колени. Но если вы едите по-европейски, оба запястья должны касаться стола.

Наши бизнесмены обычно приезжают с подарками, но ожидать ответных презентов не стоит, здесь они при деловом общении не приняты.

Отличительная особенность немцев вести дела - это высокая степень официальности. Немцы очень сдержанны и привержены к соблюдению формы, поэтому они часто кажутся недружелюбными. Спешка у них вызывает неодобрение. Все встречи назначаются заблаговременно. Весьма косо смотрят на предложение быстро "провернуть" какое-то внезапно подвернувшееся дело, например, экспромтом познакомиться. В таких случаях у них складывается впечатление, что вы действуете наобум, без всякого плана. Планы на отпуск, например, они обдумывают за полгода - год. В Германии нельзя затрагивать тему Второй Мировой войны.

Немцы одеваются строго. От мужчин не требуется непременно темный костюм, как в иных странах, но брюки для женщин все равно исключаются. Все магазины закрываются в 17 ч. 30 м, а в субботу - в полдень. Раз в месяц, в так называемую "длинную субботу", магазины работают до двух часов.

Италия : Многие считают, что итальянцы по темпераменту похожи на русских, но деловых итальянцев чаще всего отличает определенная сдержанность и чопорность.

В деловой обстановке вы представляетесь, называя лишь фамилию, а затем пожимаете руки. Рукопожатием обмениваются даже женщины. Обычай целовать женщине руку держится главным образом в неслужебном обиходе, в деловом общении он встречается редко. Представители деловых кругов Италии консервативны и одеваются строго. В отношении подарков существуют разные правила, хотя в обычаях итальянцев дарить какие-то пустяки на Рождество - бутылку коньяка или что-нибудь в этом духе.

Когда вы прилетели в итальянский аэропорт, не вздумайте сами нести свой чемодан. Если вас почему-либо не встретили, позвоните своим партнерам. Для этого надо иметь мелочь, или жетоны, или самое распространенное - телефонную карточку. После 18.30, а также в выходные и праздничные дни, стоимость разговоров вдвое дешевле. Купить карточку можно в любом журнальном или табачном киоске, в аэропортах, на телефонных станциях.

Не пытайтесь сами останавливать свободное такси. Если вы в гостинице, попросите портье вызвать такси - оно прибудет через несколько минут. Если вы на улице, зайдите в ближайшее кафе и обратитесь к его хозяину. Такого рода услуги оказываются бесплатно или за очень умеренную плату.

Садясь в такси, занимайте заднее сиденье. Здесь не принято сидеть рядом с водителем. Платите строго по счетчику или чуть больше, но не намного - итальянцы не уважают тех, кто сорит деньгами. В поезде сделайте своему соседу чисто символическое предложение вместе с вами перекусить.

Воздерживайтесь от принятия такого же приглашения попутчиков, ограничившись пожеланием "Buon appetito".

У знакомых сначала справляются о здоровье детей, а уж затем об их собственном.

Япония : Вся жизнь японцев насыщена многообразными церемониями и подчинена строгому протоколу. При знакомстве они обмениваются визитными карточками, чтобы иметь возможность выяснить свое положение в обществе относительно друг друга. Получив вашу карточку, японец первым делом посмотрит, в какой компании вы работаете и какую должность занимаете. Он определит статус вашей фирмы по отношению к собственной и на основе этого выберет линию поведения.

Визитная карточка в Японии - ваше "лицо", ваше "второе я", поэтому обращаться с ней надо очень аккуратно. Если вы вручите японцу мятую, грязную визитную карточку (пусть и с извинениями), то его мнение о вас будет отнюдь не самым высоким.

Лучше всего держать визитки в специальном бумажнике, где для каждой карточки предусмотрен свой карман. На одной стороне вашей визитки должен быть напечатан текст на английском, а на другой стороне - на японском языке. Когда вы хотите преподнести японцу небольшой подарок, то в знак глубокого уважения вручайте его двумя руками. Особенно это важно при встрече с лицом, которое занимает высокое положение. Если ваш собеседник занимает более низкое положение, чем вы, то лучше принимать у него визитку одной рукой, в противном случае вы можете его смутить. Получив карточку, внимательно прочтите, что на ней написано. Если вы бегло пробежите глазами по карточке, тем самым подчеркнете незначительность для вас владельца визитки. В ответ вы обязательно должны дать свою визитку, иначе это может оскорбить вашего японского партнера.

Еще раз подчеркнем - в Японии надо быть крайне вежливым.

Перед тем как войти в японский дом, надо снять обувь. Вместо рукопожатия японцы низко кланяются. Здесь не принято сидеть, положив ногу на ногу: это является признаком того, что мысли и высказывания собеседника вас не интересуют.

При знакомстве с японцами надо называть полное имя и фамилию. Слово "господин" в Японии заменяет приставка "сан" в конце слова, то есть после фамилии добавляйте "сан", например Иванов-сан.

Японские бизнесмены предпочитают налаживать деловые контакты не с помощью телефонных звонков или писем, а через посредника.

При этом посредник должен быть хорошо известен обеим сторонам.

При успешном завершении дела посредник должен быть вознагражден материально или ему должна быть оказана встречная услуга.

Японцы очень щепетильно относятся ко всему, что касается их социального положения. Они считают, что люди могут общаться лишь в том случае, если они занимают приблизительно равное положение в деловом мире или обществе. Если японский предприниматель будет общаться с нижестоящими, он уронит свой авторитет в глазах других предпринимателей.

Японцы при первой встрече выяснят, достойна ли ваша фирма вести переговоры и какую должность вы в ней занимаете. Если вы занимаете слишком высокую должность, а в переговорах должны участвовать более низкие чины, то японцы сочтут, что ваша фирма не котируется в деловом мире. Поэтому вам надо заранее узнать уровень представительства с японской стороны и обеспечить такой же уровень со своей.

Если по какой-либо причине вы не можете вовремя прибыть на переговоры, обязательно предупредите об этом японских партнеров. Японцы очень пунктуальны и не любят опозданий.

Назначив вам встречу, японец обязательно придет за две минуты до указанного времени.

Говорить о работе после окончания рабочего дня в Японии не возбраняется

Если японский партнер во время переговоров кивает головой в то время, когда вы говорите, не следует расценивать это как знак согласия. Это означает, что он понял вас. Вообще японцы всегда внимательно выслушивают своего партнера, не перебивают его и не делают замечаний. Общаясь с японцами, никогда не горячитесь. Даже если вы нервничаете, постарайтесь внешне оставаться спокойным.

И последнее, старайтесь избегать разговоров о Второй Мировой войне.

США : Приехав в Соединенные Штаты, никогда не забывайте о так называемой "американской мечте". Человек, непомерным трудом, правда не всегда праведным, наживший себе многомиллионное состояние или сделавший потрясающую карьеру, - вот предел мечтаний практически всех американцев.

Вспомните все слезливые истории о маленьких мальчиках, которых в детстве многократно обижали и унижали родители, учителя и одноклассники, но они в конечном счете смогли преодолеть все преграды и доказать обществу, что они - одни из самых достойных представителей этого самого общества, и тогда вы поймете, чем живут многие американцы и что для них самое важное в этой жизни.

Самая большая американская ценность, которая действительно заслуживает внимания, - это индивидуальная свобода. Американцы просто помешаны, в хорошем смысле слова, на неприкосновенности своей личности. Они постоянно отстаивают свои права в суде и не дадут никому обидеть себя безнаказанно.

Американцы также очень ценят трудолюбие, бережливость, предприимчивость, трезвость мышления, самосовершенствование и прагматизм.

Для американского делового этикета характерны утилитаризм, пренебрежение к мелочам, ясность и простота в общении. Если вы хотите достигнуть успехов в американском деловом мире, вам придется придерживаться определенных правил, изучить все тонкости американского бизнеса.

Сами американцы считают, что они прекрасно разбираются в бизнесе любой страны. Но при деловых встречах они не будут сообщать всю информацию, хотя сами будут ждать от вас ведения бизнеса по-американски.

В деловых письмах, равно как и на переговорах, обязательно сообщите названия организаций или имена людей, которые представили вас партнеру. На переговорах вы должны очень четко сказать, кто вы, какую фирму представляете и почему, партнеру будет выгодно сотрудничать с вами. Если такая информация не будет дана, американцы, скорее всего, прервут переговоры, так как посчитают их непродуктивными.

Во время переговоров обращайте внимание на цели ваших партнеров. Если вы можете оказать хоть какую-то помощь в достижении этих целей, то вы их точно заинтересуете. Но ваши предложения не должны быть абстрактными и размытыми. Американцы клюнут только на реальные и конкретные проекты.

В американской делегации вы не встретите человека, который плохо осведомлен или некомпетентен в тех вопросах, по которым ведутся переговоры. Для американцев характерна самостоятельность, поэтому они очень легко принимают решения.

При заключении контракта американцы проявляют большую напористость и агрессивность, так как они считают, что обладают более сильной позицией, нежели их будущие партнеры.

При поиске американского партнера ограничьтесь 10-15 фирмами, соберите о них большое количество информации и только затем назначайте встречу.

Южная Корея : Корейцы - нация гордая, и поэтому они болезненно воспринимают любое посягательство на свое достоинство. Корейцы гостеприимны и устраивают своим гостям необыкновенно теплые приемы. Как и в Японии, не следует налаживать деловые контакты без посредника.

При встрече с корейским предпринимателем обязательно вручите ему свою визитную карточку. У корейцев принято обращаться к деловому партнеру по должности или по фамилии. Обычно, по корейским традициям, первой на визитах карточках пишется фамилия, а затем имя, хотя бывает наоборот. Поэтому, чтобы не запутаться, лучше всего лично уточнить у вашего собеседника его фамилию. Со своей стороны вы тоже должны четко назвать свою фамилию и имя.

Большое значение в Южной Корее имеет наличие родственников или друзей среди высокопоставленных чиновников. Огромное внимание уделяется вопросам этикета. Для мужчин и женщин, занимающихся предпринимательской деятельностью, обязателен строгий деловой костюм.

Курить в присутствии старших по возрасту или должности не принято.

Китай : Перед тем как назначить переговоры с китайскими партнерами, за 3-4 недели до командировки направьте им подробное описание ваших предложений, так как китайцы никогда не примут решения без досконального изучения всех аспектов, а важные решения принимаются коллегиально, с многочисленными голосованиями. Китайцы придают большое значение неформальным отношениям с иностранными партнерами.

Перед тем как приступить к обсуждению деловых вопросов, они обязательно поинтересуются вашим семейным положением, здоровьем и тому подобным.

После деловой встречи вас наверняка пригласят в ресторан, где уговорят попробовать какое-нибудь экзотическое блюдо. Если даже вы и не готовы к этому, постарайтесь съесть хотя бы маленький кусочек.

Одежде в Китае не придают большого значения. Костюм с галстуком обязателен лишь на официальных приемах.

Если вы хотите вручить китайскому партнеру небольшой сувенир, лучше сделайте это после заключения сделки и не определенному лицу, а всей организации, так как в Китае запрещается принимать личные подарки. На визитной карточке, которую вы вручаете китайскому предпринимателю, на обратной стороне должны быть обязательно напечатаны реквизиты вашей фирмы по-китайски. В Китае во время приветствия принято обмениваться рукопожатием, при этом сначала жмут руку наиболее высокопоставленному лицу.

Китайцы - очень благодарные люди. Если вы окажете им хотя бы маленькую услугу, они обязательно отблагодарят вас.

Мусульманские страны Ближнего и Среднего Востока : Для мусульманских стран характерны общие правила этикета, обусловленные религиозными верованиями.

Пять раз в день в мусульманских странах работа прерывается для совершения молитвы (намаза). Если вы не мусульманин, то вам не обязательно молиться, но вы должны с уважением относиться к вашему мусульманскому партнеру и не назначать деловые встречи на время, приходящееся на молитвы.

Во время рамадана (священного праздника) девятого месяца исламского календаря, работа прекращается в полдень. Четверг и пятница у мусульман - выходные дни.

Придя в дом к мусульманину, не удивляйтесь, если он расцелует вас в обе щеки - таков национальный обычай. Более того, вы должны ответить тем же и тоже приветствовать его поцелуем.

Помните о том, что мусульмане не едят свинину и не употребляют алкоголь.

В Пакистане и некоторых других исламских странах едят также и руками, вернее, пользуются лишь правой рукой. Левая считается настолько нечистой, что если ею даже нечаянно коснуться пищи, то хозяин тут же прикажет унести блюдо с едой со стола. Заметим, однако, что на сосуд с водой это не распространяется.

При встрече на улице мусульмане ограничиваются рукопожатием.

В странах Ближнего Востока совершенно недопустимы пренебрежительные высказывания о женщинах (гарем здесь считается почетным и святым делом, а женщина, как супруга и мать, окружена особыми почестями, несмотря на то, что ей не позволяется садиться за один стол с гостями).

Не считайте исламскую культуру ниже других культур. Это будет воспринято как грубое оскорбление. В странах Юго-Восточной Азии избегайте шумного, фамильярного поведения, непочтительного отношения к окружающим.

В мусульманских странах лучше не затрагивать тем, касающихся политики и религии.

Когда вам назначили деловую встречу, то вы обязательно должны прийти вовремя, а хозяин может позволить себе немного опоздать.

Как и в Китае, на одной стороне визитки печатается текст на английском языке, а на другой - на местном языке.

Турция : Турки очень любят получать и дарить подарки. Любая деловая встреча начинается для них с вручения небольших сувениров, как правило, это таблички и эмблемы своей фирмы. Деловому разговору в Турции предшествует "сохбет" - беседа за чаем с пирожными, которая в случае заключения успешного контракта плавно перетекает в грандиозный обед.

Арабские страны : Достижению успеха с деловыми партнерами в арабских странах также способствует уважительное отношение к местным обычаям и традициям.

В арабских странах предпочитают кофе без сахара, очень крепкий, с большим количеством кардамона. Если вы выпьете чашку кофе и отдадите ее хозяину, он тут же нальет в нее еще. И так будет продолжаться до тех пор, пока вы один не выпьете весь кофе из одного кофейника. Если же вы не хотите больше пить, то покачайте чашечкой из стороны в сторону или переверните ее вверх дном.

Когда перед кофе предлагают прохладительные напитки, это означает, что встреча подходит к концу.

Во время беседы арабы часто задают вопросы относительно вашего здоровья и здоровья вашей семьи. Старайтесь отвечать на них кратко и не задавать партнерам подобных вопросов.

Австралия : Прилетев в Австралию, перед тем как пройти таможенный контроль, выбросите привезенные с собой консервы, булки, недоеденные бутерброды и даже косточки фруктов в большие мусорные баки, располагающиеся перед таможенными стойками. Если вы не последуете этому совету, вас могут оштрафовать на 50 000 долларов.

Австралийцы - спортивная нация, поэтому если вы начнете говорить о спорте, они с радостью поддержат разговор. Еще одна излюбленная тема беседы - это отдых.

Как и русские, австралийцы любят спиртные напитки. Их вина соперничают по качеству с французскими, поэтому, попробовав австралийского вина, не забудьте сделать комплимент.

Направляясь в гости к австралийцам, захватите небольшой сувенир. Австралийцы не придают большого значения одежде и одеваются просто.

Ирландия : В Ирландии предпочитают одеваться очень просто, поэтому, решив посетить эту страну, не берите с собой изысканные наряды и дорогие шубы.

Направляясь в Ирландию с деловым визитом, следует знать, что ирландцы, в отличие от немцев и англичан, необязательны. Они могут опоздать на деловую встречу, но вы не должны выражать по этому поводу свое неудовольствие. Кстати, деловые встречи принято назначать в барах. Если вы поймали такси, садитесь на переднее сиденье. Сесть на заднее сиденье - это значит оскорбить водителя. В Ирландии все такси принадлежат частным владельцам.

В ирландских магазинах со всех покупателей взимается 10%-ный налог, но вам, как иностранцу, эти деньги будут возвращены. Не забудьте попросить у продавца особый возвратный чек и затем предъявите его специальной службе в аэропорту.

Финляндия : Если ваш деловой партнер - финн, вам нужно знать, что многие деловые вопросы здесь решают в ресторане или в сауне. Финнам свойственна надежность, честность, пунктуальность и педантичность. Финны просто обожают праздники, особенно Новый год и Рождество. Но если вы хотите преподнести подарок своему финскому другу, не покупайте предметы роскоши. Подарок должен быть недорогим.

2. Н ациональные особенности речевого этикета

Стиль речевого взаимодействия - это метапослание, которое указывает, как индивидам следует понимать и интерпретировать вербальное (речевое) сообщение. Представление о том, какие нормы и правила поведения предпочтительны при общении, не одинаковы в различных культурах. Культурные традиции определяют разрешенные и запрещенные темы разговоров, а также его громкость, темп, остроту.

Анализ корейской культуры показывает, что корейцы не дают негативных ответов типа “нет”, или “я не согласен с вами”, или “я не могу сделать это”. Чаще, чем американцы, они используют уклончивые ответы типа “я согласен с вами в принципе” или “я сочувствую вам”. В корейском языке категория вежливости насчитывает семь ступеней: почтительная; уважительная; форма вежливости, характерная для женской речи; учтивая; интимная; фамильярная; покровительственная. Предпочтение непрямой, двусмысленной коммуникации продиктовано уважением другого человека, важностью сохранения групповой гармонии, что имеет высокую ценность в корейской культуре.

Типично американский вербальный стиль несет в себе представление об индивидуальном достоинстве и выражает тенденцию к равенству в отношениях. Норма честности и искренности требует использования слов и выражений, которые отражают действительные намерения и ценности говорящего.

Американец настойчиво пытается убедить своего собеседника, не интересуясь, принимает ли тот его самого как личность. Но японцы и корейцы очень чувствительны к этому и склонны свернуть разговор, если видят, что собеседник не может принять отношение говорящего, его способ мышления. Это же свойственно и многим народам Крайнего Севера и Сибири.

Для одних культур характерен вычурный, экспрессивный стиль общения, для других - точный и сжатый. Хорошим примером вычурного стиля является стиль общения в арабских культурах, где в изобилии используются фантастические метафоры и образы и часто встречаются длинные цепи эпитетов и модификаций одного и того же слова. Арабские и иранские комплименты полны сравнений, переходных степеней и идиом, в то время как англо-американские комплименты обычно очень точны и ритуальны. Например, арабская женщина говорит о дочери своей подруги: “Она подобна ночному светилу и имеет невыразимо прекрасные глаза”.

Некоторые комплименты могут произвести странное впечатление на носителей иной культуры. В Индии можно польстить женщине, если сравнить ее внешность с внешностью коровы, а походку - с походкой слона. Хороший комплимент японке - сравнение ее со змеей, татарке и башкирке - с пиявкой, олицетворяющей совершенство форм и движений. Обращение к женщине “гусыня!” в русской культуре - оскорбление, в Египте - комплимент. Когда мы хотим назвать ласковым словом девушку или ребенка, то часто называем их “голубками”, “вороной” же называем бестолкового человека.

В других культурах распространены иные зоосравнения. Так, у казахов чибис ассоциируется с жадностью, сова - с безалаберностью и рассеянностью, пчела - со злобностью и недовольством, черепаха - с ленью и беспечностью. Крот у испанца - символ тупости и ограниченности, хорек - назойливого любопытства и нелюдимости. Весьма своеобразны сравнения с животными у японцев. Горная обезьяна ассоциируется у них с деревенщиной, лошадь - с дураком, собака - с фискалом, утка - с простаком, клещ - с хулиганом.

Еще одна коммуникативная особенность - сила речевого утверждения. В Японии, например, сильное речевое заявление - признак плохих манер, там принят средний тон высказываний. У арабов, напротив, доверяют лишь сильным высказываниям. Анализируя различия арабского и американского вербальных стилей, исследователи отмечают, что утверждения, которые арабам кажутся только констатацией факта, американцам могут показаться экстремальными.

Длительность разговора неодинакова в разных культурах. Например, китайцы более толерантны к молчанию в разговоре, чем американцы. Даже молчание можно интерпретировать по-разному. Американцу, французу, немцу, жителю Северной Европы, арабу молчание в ответ на какое-либо предложение покажется формой отказа. В таких не похожих друг на друга странах, как США, Перу, Кувейт, беседа представляет собой двусторонний процесс, при котором один участник говорит, другой слушает, а затем наоборот. Пауза между высказываниями в Британии и Германии длится 2-3 секунды, в Кувейте и Греции - еще меньше, а во Франции, Италии и Америке паузы почти незаметны.

Как верно отмечает Н.Б. Мечковская, если в европейских культурах общение должно быть заполнено речью (принято создавать хотя бы видимость обмена информацией), то североамериканский индеец вполне может прийти в гости, покурить трубку и через полчаса уйти. И это тоже будет общение. Для “слушающих культур” Восточной Азии молчание в ответ не означает ничего предосудительного. “Кто знает, - молчит, а кто не знает, говорит” - гласит древнекитайская поговорка. Японцы и финны не станут оспаривать это утверждение. Для них молчание не равнозначно прекращению коммуникации; напротив, оно является необходимой частью социального взаимодействия.

Важным является то, что не высказано. Молчание означает, что вы слушаете и усваиваете, многословие же скорее будет воспринято как умничание или проявление эгоизма и высокомерия. В Финляндии и Японии считается невежливым навязывать свое мнение. Там более уместно кивать головой в знак согласия, хранить спокойную улыбку, избегать самоуверенных выступлений и открытого спора. Иными словами, стиль общения отражает доминирующие ценности культуры.

Заключение

Главное правило поведения в чужой стране, которому нужно неукоснительно следовать, это - чувствовать себя гостем и вести соответственно, уважать хозяев и достойно представлять свою родину. По вашему поведению, манерам, внешнему виду будут судить о вашей стране, поэтому следует быть деликатными и вежливыми.

Помните, что такт, предупредительность, сердечное отношение, улыбка ценятся в любой стране. Даже если вы находитесь с частным визитом (отдыхаете или приехали к друзьям), никогда не забывайте, что вы - представитель другой страны.

В то же время не пытайтесь с ходу судить о жителях другой страны и не спешите с выводами. То, что покажется вам странным, может оказаться привычным для этой страны. А то, что принято и считается обычным в вашей стране, может быть совершенно неприемлемо в другой, и, не зная традиций и обычаев, можно нечаянно обидеть представителя другой страны или самому попасть в неловкую ситуацию.

Во многих странах внимательно следят за соблюдением формальностей и болезненно реагируют на их нарушение. От вашего поведения порой может зависеть и само ваше пребывание в другой стране. Поэтому, отправляясь за границу, познакомьтесь, хотя бы в общих чертах, с обычаями и характерными особенностями той страны, которую вы хотите посетить.

В своем исследовании я вполне осознанно сосредоточила внимание на отличительных особенностях культур, отбирая единицы культурной информации не по принципу их типичности и стереотипности, а по принципу этнической или региональной специфичности. Готовность личности к межкультурной коммуникации я попыталась представить через набор требуемых знаний. Они позволяют распознавать и учитывать этнокультурную специфику других культур на уровне коммуникативного поведения.

И все-таки где та грань, которая позволяет принять чужое, не отторгая его, не приводя к конфликтам? Ответить на этот вопрос можно словами знатока межкультурной коммуникации Р. Льюиса: “Если мы смиримся с тем, что некоторые черты в будущем останутся на своих местах (американская напористость, немецкая серьезность, французское чувство собственного превосходства, японская невозмутимость, испанская привычка опаздывать, норвежское упрямство, швейцарская скрытность, русская сентиментальность, арабская страстность), то сможем прийти к мысли о том, что эти самые качества внесут положительный вклад в общие усилия нашей команды. Например, американское воодушевление, обуздываемое тщательным немецким планированием и контролем, могло бы оказаться чрезвычайно эффективным. Испанцы тяжелы на подъем, но умеют хорошо завершать дело, часто обнаруживая выносливость и энергию в полуночное время. Итальянцы обычно хорошие дельцы... а индейские качества - ориентированность на людей, умение вести переговоры и сердечность...”.

Список использованной литературы

1. Льюис Р. Деловые культуры в международном бизнесе. М., 1996. С. 205

2. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. М., 2000. С. 60

3. Верещагин Е.М., Костомаров В.Т. Язык и культура. М., 1990

4. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999

5. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М.: Высшая школа, 1989

6. http://www.pravda.ru

7. http://www.i-u.ru

8. http://www.passion.ru

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Основные принципы речевого этикета в деловой сфере. Особенности делового общения как особой формы коммуникации. Средства выражения речевого этикета в сфере делового общения на примере русскоязычной и англоязычной прессы, их отличительные особенности.

    дипломная работа , добавлен 07.09.2012

    Назначение речевого этикета. Факторы, определяющие формирование речевого этикета и его использование. Деловой этикет, значение правил речевого этикета, их соблюдения. Особенности национального этикета, его речевых формул, правил речевого поведения.

    реферат , добавлен 09.11.2010

    Обзор истории возникновения речевого этикета и факторов, определяющих его формирование. Нормы, формулы вежливости и взаимопонимания. Речевые дистанции и табу. Виды общения в сети Интернет. Нарушение правил речевого этикета пользователями социальных сетей.

    курсовая работа , добавлен 22.02.2013

    Главное назначение этикета – защитить честь и достоинство человека при общении в социуме. Понятие этикета и его неразрывная связь с этикой. Две главных ценности в поведении человека – человеколюбие и вежливость. Особенности делового и служебного этикета.

    контрольная работа , добавлен 19.04.2015

    Этикет как манера вести себя в обществе. Историческая справка о возникновении этикета. Общие принципы международного этикета. Национальные особенности деловой этики и этикета. Основные характеристики этики делового общения в странах Востока, на Западе.

    реферат , добавлен 28.11.2009

    Исторические аспекты зарождения и развития мирового этикета. Понятие этикета как сочетания формальных правил поведения, его виды и практическое значение. Особенности делового этикета западных (Америка, Франция) и восточных стран (Япония, Китай).

    курсовая работа , добавлен 30.03.2010

    Понятие, сущность, правила и практическое значение этикета. Место визитных карточек в современном деловом этикете. Общая характеристика основных норм этикета и правил поведения в общественных местах. Особенности делового общения с иностранными партнерами.

    реферат , добавлен 30.11.2010

    Деловая коммуникация как самый массовый вид взаимодействия людей в обществе. Рассмотрение понятия и сущности культуры партнерского общения. Изучение основ дипломатического этикета, его принципов и правил. Особенности поведения делового партнера.

    презентация , добавлен 26.04.2015

    Понятие этикета - установленного порядка соблюдения определенных норм поведения. Принципы делового этикета - важнейшей стороны профессионального поведения. Особенности вербального этикета, культуры речи и правил ведения переговоров. Телефонный этикет.

    контрольная работа , добавлен 27.02.2011

    Анализ правил и составляющих этикета: вежливости, тактичности, чуткости, скромности и корректности. Изучение речевого этикета торгового работника и основных этапов обслуживания покупателей. Описания подбора деловой одежды и культуры общения в коллективе.



Рассказать друзьям