Традиционное общество основные методы. Традиционное общество: социология и история

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

не индустриальное, преимущественно сельское общество, которое представляется статичным и противоположным современному, изме- няющемуся индустриальному обществу. Понятие широко использовалось в социальных науках, но в последние несколько десятилетий стало считаться весьма спорным и избегаться многими социологами. См. Аграрная цивилизация

Отличное определение

Неполное определение ↓

ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

доиндустриальное общество, примитивное общество) - понятие, фокусирующее в своем содержании совокупность представлений о доиндустриальной стадии развития человечества, характерных для традиционной социологии и культурологии. Единой теории Т.О. не существует. Представления о Т.О. базируются, скорее, на его понимании как асимметричной современному обществу социокультурной модели, чем на генерализации реальных фактов жизни народов, не занятых индустриальным производством. Характерным для экономики Т.О. считается господство натурального хозяйства. Товарные отношения при этом либо вообще отсутствуют, либо ориентированы на удовлетворение потребностей немногочисленного слоя социальной элиты. Основным принципом организации социальных отношений является жесткая иерархическая стратификация общества, как правило, проявляющаяся в делении на эндогамные касты. При этом основной формой организации социальных отношений для подавляющего большинства населения является относительно замкнутая, изолированная община. Последним обстоятельством продиктовано господство коллективистских социальных представлений, ориентированных на строгое соблюдение традиционных норм поведения и исключающих индивидуальную свободу личности, равно как и понимание ее ценности. В совокупности с кастовым делением эта особенность практически полностью исключает возможность социальной мобильности. Политическая власть монополизируется в рамках отдельной группы (касты, клана, семьи) и существует преимущественно в авторитарных формах. Характерной особенностью Т.О. считается либо полное отсутствие письменности, либо ее существование в виде привилегии отдельных групп (чиновников, жрецов). При этом письменность достаточно часто развивается на языке, отличном от разговорного языка подавляющего большинства населения (латынь в средневековой Европе, арабский язык - на Ближнем Востоке, китайская письменность - на Дальнем Востоке). Поэтому межпоколенная трансляция культуры осуществляется в вербальной, фольклорной форме, а основным институтом социализации является семья и община. Следствием этого была чрезвычайная вариативность культуры одного и того же этноса, проявлявшаяся в локальных и диалектных различиях. В отличие от традиционной социологии, современная социально-культурная антропология не оперирует понятием Т.О. С ее позиций, это понятие не отражает реальной истории доиндустриальной стадии развития человечества, а характеризует лишь ее последний этап. Так, социокультурные отличия между народами, находящимися на стадии развития "присваивающего" хозяйства (охота и собирательство) и теми, которые прошли стадию "неолитической революции", могут быть не менее и даже более значительными, чем между "доиндустриальными" и "индустриальными" обществами. Характерно, что в современной теории нации (Э. Гелнер, Б. Андерсон, К. Дойч) для характеристики прединдустриальной стадии развития используется более адекватная нежели, нежели понятие "Т.О.", терминология - "аграрное", "аграрно-письменное общество" и т.д.

Уклад в нём характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества стремится сохранить в неизменном виде социокультурные устои жизни. Традиционное общество - аграрное общество .

Для традиционного общества, как правило, характерны:
-традиционная экономика
-преобладание аграрного уклада;
-стабильность структуры;
-сословная организация;
-низкая мобильность;
-высокая смертность;
-высокая рождаемость;
-низкая ожидаемая продолжительность жизни.

Традиционный человек воспринимает мир и заведенный порядок жизни как нечто неразрывно-целостное, холистичное, священное и не подлежащее изменению. Место человека в обществе и его статус определяются традицией (как правило - по праву рождения).

В традиционном обществе преобладают коллективистские установки, индивидуализм не приветствуется (т. к. свобода индивидуальных действий может приводить к нарушению заведённого порядка , проверенного временем). В целом для традиционных обществ характерен примат коллективных интересов над частными, в том числе примат интересов имеющихся иерархических структур (государства, клана и т. п.). Ценится не столько индивидуальная дееспособность, сколько то место в иерархии (чиновничьей, сословной, клановой и т. д.), которое занимает человек.

В традиционном обществе, как правило, преобладают отношения перераспределения, а не рыночного обмена, а элементы рыночной экономики жёстко регулируются. Это связано с тем, что свободные рыночные отношения повышают социальную мобильность и изменяют социальную структуру общества (в частности, разрушают сословность); система перераспределения может регулироваться традицией, а рыночные цены - нет; принудительное перераспределение препятствует `несанкционированному` обогащению/обеднению как отдельных людей, так и сословий. Преследование экономической выгоды в традиционном обществе зачастую морально осуждается, противопоставляется бескорыстной помощи.

В традиционном обществе большинство людей всю жизнь живет в локальном сообществе (например деревне), связи с `большим обществом ` довольно слабые. При этом родственные связи, напротив, очень сильны.
Мировоззрение (идеология) традиционного общества обусловлено традицией и авторитетом.

Трансформация традиционного общества
Традиционное общество является чрезвычайно устойчивым. Как пишет известный демограф и социолог Анатолий Вишневский, `в нём все взаимосвязано и очень трудно изъять или изменить какой-либо один элемент`.

В древности изменения традиционного общества происходили чрезвычайно медленно - на протяжении поколений, практически незаметно для отдельного человека. Периоды ускоренного развития имели место и в традиционных обществах (яркий пример - изменения на территории Евразии в I тысячелетии до н. э.), но даже в такие периоды изменения осуществлялись медленно по современным стандартам, а по их завершению общество снова возвращалось к относительно статичному состоянию с преобладанием циклической динамики.

В то же время, с древних времен существовали общества, которые нельзя назвать вполне традиционными. Отход от традиционного общества был связан, как правило, с развитием торговли. К этой категории относят греческие города-государства, средневековые самоуправляемые торговые города, Англию и Голландию XVI-XVII веков. Особняком стоит Древний Рим (до III века н. э.) с его гражданским обществом .

Быстрая и необратимая трансформация традиционного общества начала происходить лишь с XVIII века в результате промышленной революции. К настоящему моменту этот процесс захватил почти весь мир.

Быстрые перемены и отход от традиций могут переживаться традиционным человеком как крушение ориентиров и ценностей, утрата смысла жизни и т. п. Поскольку приспособление к новым условиям и изменение характера деятельности не входит в стратегию традиционного человека, то трансформация общества зачастую приводит к маргинализации части населения.

Наиболее болезненно трансформация традиционного общества происходит в тех случаях, когда демонтируемые традиции имеют религиозное обоснование. При этом сопротивление изменениям может принимать формы религиозного фундаментализма.

В период трансформации традиционного общества в нём может усиливаться авторитаризм (либо с целью сохранить традиции, либо с целью преодолеть сопротивление изменениям).

Трансформация традиционного общества завершается демографическим переходом. Поколение, выросшее в малодетных семьях, имеет психологию, отличающуюся от психологии традиционного человека.

Мнения о необходимости (и степени) трансформации традиционного общества существенно расходятся. Например, философ А.Дугин считает необходимым отказаться от принципов современного общества и вернуться к `золотому веку` традиционализма. Социолог и демограф А.Вишневский утверждает, что у традиционного общества `нет шансов`, хотя оно и `яростно сопротивляется`. Согласно расчетам академика РАЕН профессора А. Назаретяна, для того чтобы полностью отказаться от развития и вернуть общество в статичное состояние, численность человечества необходимо уменьшить в несколько сотен раз.

Традиционное общество -- общество, которое регулируется традицией. Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества стремится сохранить в неизменном виде социокультурные устои жизни. Традиционное общество -- аграрное общество.

Общая характеристика

Для традиционного общества, как правило, характерны:

традиционная экономика

преобладание аграрного уклада;

стабильность структуры;

сословная организация;

низкая мобильность;

высокая смертность;

низкая ожидаемая продолжительность жизни.

Традиционный человек воспринимает мир и заведенный порядок жизни как нечто неразрывно-целостное, священное и не подлежащее изменению. Место человека в обществе и его статус определяются традицией и социальным происхождением.

В традиционном обществе преобладают коллективистские установки, индивидуализм не приветствуется (так как свобода индивидуальных действий может приводить к нарушению заведённого порядка, проверенного временем). В целом для традиционных обществ характерно преобладание коллективных интересов над частными. Ценится не столько индивидуальная дееспособность, сколько то место в иерархии (чиновничьей, сословной, клановой и т. д.), которое занимает человек.

В традиционном обществе, как правило, преобладают отношения перераспределения, а не рыночного обмена, а элементы рыночной экономики жёстко регулируются. Это связано с тем, что свободные рыночные отношения повышают социальную мобильность и изменяют социальную структуру общества (в частности, разрушают сословность); система перераспределения может регулироваться традицией, а рыночные цены -- нет; принудительное перераспределение препятствует «несанкционированному» обогащению / обеднению как отдельных людей, так и сословий. Преследование экономической выгоды в традиционном обществе зачастую морально осуждается, противопоставляется бескорыстной помощи.

В традиционном обществе большинство людей всю жизнь живёт в локальном сообществе (например, деревне), связи с «большим обществом» довольно слабые. При этом родственные связи, напротив, очень сильны. Мировоззрение (идеология) традиционного общества обусловлено традицией и авторитетом.

Для культуры первобытного общества было характерным то, что деятельность человека, связанная с собирательством, охотой, была вплетена в природные процессы, человек не выделяет себя из природы, и поэтому никакого духовного производства не существовало. Культурно-творческие процессы были органически вплетены в процессы добывания средств существования. С этим связана особенность данной культуры -- первобытный синкретизм, т. е. ее нерасчлененность на отдельные формы. Полная зависимость человека от природы, крайне скудные знания, страх перед неведомым -- все это неизбежно вело к тому, что сознание первобытного человека с первых его шагов было не строго логическим, а эмоционально-ассоциативным, фантастическим.

В области социальных отношений господствует родовой строй. Особое значение в развитии первобытной культуры сыграла экзогамия. Запрет на половые контакты между членами одного рода содействовал физическому выживанию человечества, а также культурному взаимодействию между родами. Межродовые отношения регулируются по принципу «око за око, зуб за зуб», внутри же рода господствует принцип табу -- система запретов на совершение определенного рода действий, нарушение которых карается сверхъестественными силами.

Универсальной формой духовной жизни первобытных людей является мифология, а первые предрелигиозные верования существовали в форме анимизма, тотемизма, фетишизма и магии. Первобытное искусство отличается безликостью человеческого изображения, выделением особых отличительных родовых черт (знаки, украшения и т. д.), а также важных для продолжения жизни частей тела. Вместе с усложнением производственной

деятельности, развитием земледелия, скотоводства в процессе «неолитической революции» растут запасы знаний, накапливается опыт,

формируйся иные представления об окружающей действительности,

совершенствуются виды искусства. Примитивные формы верований

заменяются различного рода культами: культ вождей, предков и т. д.

Развитие производительных сил ведет к появлению прибавочного продукта, который концентрируется в руках жрецов, вождей, старейшин. Таким образом, формируется «верхушка» и рабы, появляется частная собственность, оформляется государство.

Одним из видов экономики является традиционная экономика . Такая форма достаточно специфична, ведь практика использования ресурсов здесь определяется историческими традициями и обычаями. На данный момент традиционная экономика - это архаизм; встретить такую форму в каком-либо государстве не получится, так как рыночные отношения проникли всюду. Однако для суб-систем (например, некоторых народностей) ряда развивающихся стран традиционная экономика продолжает оставаться актуальной. Яркие примеры традиционной экономики - это общинный строй, где существует вождь, который распределяет ресурсы исключительно внутри общины или племени, либо мелкое производство, например, ферма.

Признаки традиционной экономики

Традиционная экономика отличается от других систем следующими характерными чертами:

Первая черта традиционной экономики (примитивные технологии ) - ее самая основная проблема. Чтобы понять ее причину, придется углубиться в менеджмент, одно из правил которого гласит: любое организационное или стратегическое изменение встретит сопротивление со стороны сотрудников. Руководитель, как правило, сдерживает проникновение новых технологий и передовой информации, чтобы не подвергать устоявшиеся традиции сомнению и обсуждению. Кроме того, нерациональная и неоптимизированная экономика позволяет минимизировать уровень безработицы, а, следовательно, и риск народных волнений. Подобный принцип управления описывается в романе Джорджа Оруэлла «1984», хотя там речь идет о командной экономике.

Традиционная экономика отрицает всякие рыночные принципы. Торговля ведется только тогда, когда образуется излишек продуктов (например, пищи), что случается весьма редко. Как правило, традиционная экономика не имеет национальной валюты, и деньги, являющиеся инструментом товарного обмена, компенсируются прямым бартером.

Преимущества и недостатки традиционной экономики

Все плюсы и минусы традиционной формы попробуем собрать в одну схему:

Плюсами традиционной экономики являются стабильность социума и высокое качество продукции. Традиционная экономика, согласно мнению экспертов, может просуществовать вечно, если на нее не будет оказываться давление извне. Никакой мировой финансовый кризис не повлияет на традиционную экономику - это объяснение первого преимущества. Высокое качество продукции обусловлено тем, что государство производит для себя, следовательно, имеет прямую заинтересованность в том, чтобы продукт был качественным. Потеря качества возникает, как правило, вследствие снижения издержек или повышения темпов производства - ни то, ни другое не актуально для традиционной экономики.

Минусы очевидны. Так как традиционная экономика отказывается от автоматизации, она вынуждена мириться с низкими темпами производства. В подобных условиях речи о резервах на годы вперед быть не может - члены традиционного общества вынуждены работать всегда , не рассчитывая создать какие-либо накопления на старость. Валюту можно хранить и использовать, когда это понадобится - при натуральном бартере такой возможности нет: продукты, которые чаще всего выступают предметом обмена, попросту портятся.

Где можно сейчас встретить традиционную экономику?

Элементы традиционной экономики можно встретить практически в любой стране, так как каждая экономика (пусть и не всегда в значительной мере) зависит от природных ресурсов. В чистом виде традиционную форму можно обнаружить:

  • У северных российских народов, которые занимаются охотой, рыболовством и оленеводством.
  • В странах юго-восточной Азии, считающихся отсталыми (таких как Бангладеш, Мьянма, Непал). Наглядным примером традиционной экономики долгое время был Бангладеш из-за распространенности натурального производства и исключительной бедности населения, однако, рыночная экономика пришла туда в виде всемирно известной микрофинансовой организации «Grameen Bank», ставшей прародителем социального бизнеса (о социальном бизнесе, Банке «Grameen» и его основателе можно прочитать в этой статье - ).
  • В ряде африканских стран, таких как Республика Кения, где занимаются скотоводством и натуральным производством (притом плуг тянут женщины), Гвинея-Бисау (беднейшая страна мира) - кочевое животноводство, Буркина-Фасо - сельское хозяйство.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Нам, людям практических из будущего, крайне трудно бывает понять людей традиционного уклада жизни. Это обусловлено тем, что мы выросли в иной культуре. Однако понять людей традиционного общества крайне полезно, ведь такое понимание делает возможным диалог культур. К примеру, приехали вы отдыхать в такую традиционную страну, вы должны понимать местные обычаи и традиции, и уважать их. Иначе никакого отдыха не получится, а будут лишь сплошные конфликты.

Признаки традиционного общества

Т радиционное общество — это общество, в котором вся жизнь подчинена . Кроме этого оно имеет следующие признаки.

Патриархальность — примат мужского начала над женским. Женщина в традиционном плане существо не совсем полноценное, более того, она — исчадие хаоса. Да и при прочих равных условиях, кто добудет больше пропитания мужчина или женщина? Скорее всего мужчина, конечно, если мы опустим «женщинизированных» представителей мужского пола.

Семья в таком социуме будет стопроцентно патриархальной. Примером такой семьи может быть та, на которую ориентировался протопоп Сильвестр, когда писал свой «Домострой» в 16 веке.

Коллективизм — будет еще одним признаком такого социума. Индивид здесь ничего не значит перед лицом рода, семьи, тэйпа. И это обоснованно. Ведь традиционное общество было развито там, где было крайне трудно достать пропитание. А значит только вместе можно обеспечить себя. В силу этого решения коллектива гораздо важнее любого индивида.

Аграрное производство и натуральное хозяйство будут признаками такого общества. Что сеять, что производить говорит традиция, а не целесообразность. Вся экономическая сфера будет подчинена обычаю. Что людям мешало осознать какие-то другие реалии и привнести новшества в производство? Как правило это были серьезные климатические условия, благодаря которым традиция доминировала: раз наши отцы и деды вели именно так хозяйство, с какой стати мы должны что-то менять. «Не нами придумано, не нам и менять» — , так думает человек, живущей в таком обществе.

Существуют и другие признаки традиционного общества, которые мы более детально рассматриваем на курсах подготовки к ЕГЭ/ГИА:

Страны

Итак, традиционное общество, в отличие от индустриального, отличается приматом традиции и коллектива. Какие же страны можно назвать таковыми? Как это ни странно, но многие современные информационные общества можно отнести одновременно к традиционным. Как это возможно?

Вот, к примеру возьмем Японию. Страна крайне развитая, и одновременно в ней сильно развиты традиции. Когда японец приходит к себе домой, он находится в поле своей культуры: татами, сёдзи, суши — все это является неотъемлемой частью интерьера японского жилища. Японец, снимает повседневный деловой костим, как правило, европейский; и надевает кимоно — традиционную японскую одежду, очень просторную и комфортную.

Китай — также очень традиционная страна, и вместе с этим относящаяся к . К примеру, за последние пять лет в Китае было построено 18 000 мостов. Но вместе с тем, существуют деревни, где сильно чтут традиции. Сохранились монастыри Шаолинь, тибетские монастыри, которые неукоснительно соблюдают древние китайские традиции.

Приезжая в Японию или Китай ты будешь чувствовать себя чужаком — гайдзином или ляованем соответственно.

К таким же традиционным странам можно отнести Индию, Тайвань, страны Юго-Восточной Азии, страны Африки.

Предчувствую ваш вопрос, дорогой читатель: все-таки традиция это плохо или хорошо? Лично я считаю, что традиция — это хорошо. Традиция позволяет нам вспомнить, кто мы такие. Она позволяет помнить, что мы не покемоны и не просто люди из ниоткуда. Мы — потомки людей, которые жили до нас. В заключение хочу привести слова из японской пословицы: «По поведению потомков можно судить об их предков». Думаю, теперь вы понимаете, почему страны Востока традиционные страны.

Как всегда, жду ваших комментов 🙂

С уважением, Андрей Пучков



Рассказать друзьям