Трагедия печорина ее сущность и проблемы. В чем трагедия Печорина

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В истории жизни Печорина - главного героя романа М.Ю. Лермонтова - отразилась судьба поколения молодых людей 30-х годов XIX века. По словам самого Лермонтова, Печорин является образом его современника, каким автор его “понимает и... часто встречал”. Это “портрет, составленный из пороков... поколения в полном их развитии”.

Создавая образ Печорина, Лермонтов хотел найти ответы на вопросы, почему одаренные, выделяющиеся из общей массы люди не могут найти себе места в жизни, зачем они растрачивают свои силы на пустяки, почему они одиноки.

Для того, чтобы полнее раскрыть суть и причины трагедии таких людей, как Печорин, автор показывает нам своего героя в разных жизненных обстоятельствах. Кроме того, Лермонтов специально помещает своего героя в отличающиеся друг от друга слои общества (горцы, контрабандисты, “водяное общество”).

И везде Печорин приносит людям одни страдания. Почему так происходит? Ведь этот человек наделен большим умом и талантом, в его душе таятся “силы необъятные”. Для того чтобы найти ответ, нужно поближе познакомиться с главным героем романа. Выходец из дворянской семьи, он получил типичное для своего круга воспитание и образование. Из исповеди Печорина мы узнаем, что, выйдя из-под опеки родных, он пустился в погоню за удовольствиями. Попав в большой свет, Печорин заводит романы со светскими красавицами. Но он очень быстро разочаровывается во всем этом, и им овладевает скука. Тогда Печорин пытается заняться наукой, читать книги. Но ничто не приносит ему удовлетворения, и в надежде, что “скука не живет под чеченскими пулями”, он отправляется на Кавказ.

Однако где бы Печорин ни появился, он становится “топором в руках судьбы”. В повести “Тамань” поиски героем опасных приключений приводят к неприятным изменениям в налаженной жизни “мирных контрабандистов”. В повести “Бэла” Печорин рушит жизнь не только самой Бэлы, но и ее отца и Казбича. То же самое происходит и с героями повести “Княжна Мери”. В “Фаталисте” сбывается мрачное предсказание Печорина (смерть Вулича), а в повести “Максим Максимыч” он подрывает веру старика в молодое поколение.

На мой взгляд, основная причина трагедии Печорина кроется в системе ценностей этого человека. В своем дневнике он признается, что смотрит на страдания и радости людей, как на пищу, поддерживающую его силы. В этом Печорин раскрывается как эгоист. Складывается такое впечатление, что он, общаясь с людьми, проводит серию неудавшихся экспериментов. Например, он откровенно признается Максиму Максимычу, что “любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой”. В разговоре с Вернером он говорит, что “из жизненной бури... вынес только несколько идей - и ни одного чувства”. “Я давно уже живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки со строгим любопытством, но без участия”, признается герой. Если Печорин “без участия” относится к своей собственной жизни, то что можно говорить о его отношении к другим людям?

Мне кажется, что герой романа не может найти своего места в жизни именно из-за своего равнодушия к людям. Его разочарование и скука вызваны тем, что он действительно уже не способен чувствовать. Сам Печорин так оправдывает свои поступки: “...такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали - и они родились... я стал скрытен... я стал злопамятен... я сделался завистлив... я выучился ненавидеть... я начал обманывать... я сделался нравственным калекой...”

Я думаю, что М. Ю. Лермонтов свой ответ на вопрос, в чем трагедия Печорина, дает в самом названии романа: “Герой нашего времени”. С одной стороны, название говорит о типичности этого персонажа для 30-х годов XIX века, а с другой - указывает на то, что Печорин является порождением своего времени. Лермонтов дает нам понять, что трагедия Печорина в невостребованности временем его ума, талантов и жажды деятельности.

Роман “Герой нашего времени” стал продолжением темы “лишних людей”. Эта тема стала центральной в романе в стихах А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Герцен назвал Печорина младшим братом Онегина.

В предисловии к роману автор показывает отношение к своему герою. Так же как и Пушкин в “Евгении Онегине” (“Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной”), Лермонтов высмеял попытки поставить знак равенства между автором романа и его главным героем. Лермонтов не считал Печорина положительным героем, с которого надо брать пример. Автор подчеркнул, что в образе Печорина дан портрет не одного человек, а художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей начала XIX века.

В романе Лермонтова “Герой нашего времени” показан молодой человек, страдающий от своей неприкаянности, в отчаянии задающий себе мучительный вопрос: “Зачем я жил? Для какой цели я родился?” Он не питает ни малейшей склонности к тому, чтобы идти проторенной дорогой светских молодых людей.

Печорин - офицер. Он служит, но не выслуживается. Печорин не занимается музыкой, не изучает философию или военное дело. Но мы не можем не видеть, что Печорин на голову выше окружающих его людей, что он умен, образован, талантлив, храбр, энергичен. Нас отталкивает равнодушие Печорина к людям, его неспособность к настоящей любви, к дружбе, его индивидуализм и эгоизм. Но Печорин увлекает нас жаждой жизни, стремлением к лучшему, умением критически оценить свои поступки. Он глубоко несимпатичен нам “жалкостью действий”, пустой растратой своих сил, теми поступками, которыми он приносит страдания другим людям. Но мы видим, что и сам он глубоко страдает.

Характер Печорина сложен и противоречив. Герой романа говорит о себе: “Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его...” Каковы причины этой раздвоенности?

“Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни...” - признается Печорин. Он научился быть скрытным, злопамятным, желчным, честолюбивым, сделался, по его словам, нравственным калекой. Печорин - эгоист. Еще пушкинского Онегина Белинский называл “страдающим эгоистом” и “эгоистом поневоле”. То же самое можно сказать и о Печорине. Печорину присущи разочарование в жизни, пессимизм. Он находится в постоянной раздвоенности духа.

В общественно-политических условиях 30-х годов XIX века Печорин не может найти себе применения. Он растрачивается на мелкие любовные похождения, подставляет лоб чеченским пулям, ищет забвения в любви.

Но все это лишь поиск какого-то выхода, лишь попытка рассеяться. Его преследуют скука и сознание, что не стоит жить такой жизнью. На всем протяжении романа Печорин показывает себя как человека, привыкшего смотреть “на страдания, радости других только в отношении к себе” как на “пищу”, поддерживающую его душевные силы. Именно на этом пути ищет он утешения от преследующей его скуки, пытается заполнить пустоту своего существования.

И все же Печорин - натура, богато одаренная. Он обладает аналитическим умом, его оценки людей и их поступков очень точны; у него критическое отношение не только к другим, но и к самому себе. Его дневник - не что иное, как саморазоблачение. Он наделен горячим сердцем, способным глубоко чувствовать (смерть Бэлы, свидание с Верой) и сильно переживать, хотя пытается скрыть душевные переживания под маской равнодушия. Равнодушие, черствость - маска самозащиты. Печорин все-таки является человеком волевым, сильным, активным, в его груди дремлют “жизни силы”, он способен к действию. Но все его действия несут не положительный, а отрицательный заряд, вся его деятельность направлена не на созидание, а на разрушение. В этом Печорин сходен с героем поэмы “Демон”. И правда, в его облике (особенно в начале романа) есть что-то демоническое, неразгаданное.

Во всех новеллах, которые Лермонтов объединил в романе, Печорин предстает перед нами как разрушитель жизней и судеб других людей: из-за него лишается крова и погибает черкешенка Бэла, разочаровывается в дружбе Максим Максимыч, страдают княжна Мери и Вера, погибает от его руки Грушницкий, вынуждены покинуть родной дом “честные контрабандисты”, погибает молодой офицер Вулич.

Белинский видел в характере Печорина “переходное состояние духа, в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет, и в котором человек есть только возможность чего-то действительного в будущем и совершенный призрак в настоящем”.

Примерный текст сочинения

Роман М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" был создан в эпоху правительственной реакции, когда подавлялись всякая свободная мысль, всякое живое чувство. Это мрачное десятилетие породило новый тип людей - разочарованных скептиков, "страдающих эгоистов", опустошенных бесцельностью жизни. Таков и лермонтовский герой.

Он наделен острым аналитическим умом, силой характера, своеобразным обаянием, в его душе таятся "силы необъятные". Но на совести его много зла. С завидным постоянством, сам не желая этого, Печорин причиняет окружающим людям страдания. Как же относится к своему герою Лермонтов? Писатель пытается понять суть и истоки трагизма печоринской судьбы. Он сталкивает своего героя с разными людьми: горцами, контрабандистами, "водяным обществом". И везде выявляется неординарность, сила личности Печорина. Он жадно ищет приложения своим незаурядным способностям, "необъятным душевным силам", но историческая действительность и психологические особенности его характера обрекают его на трагическое одиночество. Жажда действия, интерес к жизни, бесстрашие и решительность толкают его в "Тамани" на поиски опасных приключений, которые заканчиваются разрушением налаженного мирка "мирных контрабандистов". Неудачей оканчивается и попытка героя обрести естественное, простое счастье в любви горянки Бэлы. Печорин откровенно признается Максиму Максимычу в том, что "любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой".

Такого человека, как Печорин, не может удовлетворить любовь простой девушки. Он стремится к чему-то большему. Его богатый и сложный внутренний мир не в состоянии постичь ни прекрасная "дикарка" Бэла, ни добродушный Максим Максимыч. Именно рассказ старого штабс-капитана впервые знакомит нас с этим загадочным героем. При всей своей симпатии к Печорину Максим Максимыч сумел заметить лишь некоторые странности "тоненького прапорщика". Его возмущает кажущееся безразличие Печорина после смерти Бэлы. И только по вскользь оброненному замечанию, что "Печорин был долго нездоров, исхудал", можно догадаться о подлинной силе его переживаний.

В повести "Максим Максимыч" автор дает возможность пристально вглядеться в оригинальную внешность Печорина, которая приоткрывает сложность и противоречивость его внутреннего мира. Обращает на себя внимание редкое сочетание белокурых волос и черных глаз, широких плеч и бледных худых пальцев. Но особенно поражает его взгляд: глаза его "не смеялись, когда он смеялся". Автор делает вывод: "Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти". Загадку печоринской натуры помогает понять дневник героя, его искренняя и бесстрашная исповедь. Повести "Тамань", "Княжна Мери" и "Фаталист" показывают, что Печорин, обладая незаурядными способностями, не находит им применения. Особенно отчетливо это проявляется во взаимоотношениях героя с людьми своего круга, с "водяным обществом" Пятигорска. Печорин на голову выше пустых адъютантиков и напыщенных франтов, которые "пьют - однако не воду, гуляют мало, волочатся только мимоходом... играют и жалуются на скуку".

Григорий Александрович отлично видит ничтожество Грушницкого, мечтающего при помощи солдатской шинели "сделаться героем романа". В поступках Печорина чувствуется глубокий ум и трезвый логический расчет. Весь план обольщения Мери основан на знании "живых струн сердца человеческого". Значит, Печорин прекрасно разбирается в людях, умело используя их слабости. В разговоре с Вернером он признается: "Из жизненной бури я вынес только несколько идей - и ни одного чувства. Я давно уже живу не сердцем, а головою". Все же, вопреки его собственным утверждениям, Печорин способен к искреннему большому чувству, но любовь героя сложна. Так, его чувство к Вере с новой силой пробуждается именно тогда, когда возникает опасность навсегда потерять ту единственную женщину, которая понимала его. Любовь Печорина высока, но трагична для него самого и гибельна для тех, кто его любит. Погибает Бэла, страдает Мери, несчастлива Вера. История с Грушницким - иллюстрация того, что необъятные силы Печорина тратятся впустую на цели мелкие и недостойные его. То же мы видим в повестях "Бэла" и "Тамань". Вмешательство Печорина в жизнь горцев губит Бэлу и ее отца, делает Азамата бездомным абреком, лишает Казбича любимого коня. Из-за любопытства Печорина рушится ненадежный мирок контрабандистов. Застрелен на дуэли Грушницкий, трагически обрывается жизнь Вулича.

Что же сделало Печорина топором в руках судьбы"? Сам герой пытается найти ответ на этот вопрос, анализируя свои поступки, свое отношение к людям. Наверное, причина трагизма Печорина во многом коренится в системе его взглядов, с которыми мы знакомимся в дневнике. Он не верит в дружбу, потому что "из двух друзей всегда один раб другого". По его определению, счастье - это "насыщенная гордость". Это изначально неверное утверждение толкает его к бешеной погоне за "приманками страстей", которая, по сути, и составляет смысл его жизни.

Григорий Александрович признается в дневнике, что смотрит на страдания и радости людей, как на пищу, поддерживающую его силы. В этом раскрывается его беспредельный эгоизм, равнодушие к людям, которые проявляются во всех его поступках. В этом огромная вина Печорина перед теми, кому он причинил зло и страдания, и перед самим собой за бездарно прожитую жизнь.

Но попытаемся разобраться в причинах такого печоринского взгляда на жизнь. Безусловно, это связано с действительностью 30-х годов XIX века, когда были убиты надежды на коренные преобразования в стране, когда молодая дворянская интеллигенция, не видя возможности приложения своим силам, растрачивала жизнь впустую. Одаренность Печорина, его изощренный аналитический ум возвышали его над людьми, приводя к индивидуализму, заставляя замкнуться в кругу собственных переживаний, разрывая его связи с обществом. В этом, мне думается, беда Печорина, трагизм его судьбы.

Главный герой романа "Герой нашего времени" - Григорий Печорин. Как говорит сам автор - это портрет, составленный из пороков всего поколения. Личность Печорина крайне неоднозначна, и нельзя дать четкой отрицательной или положительной оценки герою. Уже с первой главы мы можем наблюдать его эгоизм и некоторую жестокость. Но тем не менее этому умному и достаточно образованному человеку не чужды такие качества как мужество, способность искренне любить и совершать благородные поступки.

Вся жизнь Печорина пронизана трагедией, и эта участь преследует его с самого детства. Можно ли сказать, что он сам виноват во всех своих бедах? Я думаю, что нельзя. Печорин не раз упоминал в своих монологах окружающее его общество, лживое и тяжелое, в котором нет ни истинной дружбы, ни бескорыстной любви, ни справедливости. Оно отчасти и погубило его, научило лгать и ненавидеть. На протяжении всего романа Печорин приносит людям одни страдания, становится "топором в руках судьбы". Так, в повести "Бэла" он ради собственной прихоти похитил бедную девушку и погубил её. В повести "Княжня Мэри" он из-за скуки и желания досадить Грушницкому влюбляет в себя княжну и разбивает ей сердце. Судьба самого Грушницкого также складывается прискорбно: поссорившись с Печориным, он был убит им на дуэли. В повести "Тамань" герой из-за собственного любопытства разрушает жизни контрабандистов, которым приходится уплывать в другие места из-за угрозы раскрытия Печориным их образа жизни. Также ломается судьба слепого мальчика, который жил за счет всех этих контрабанд. Ещё одним ответом на вопрос "В чем беда Печорина" является отсутствие у него жизненной цели. Он находится в постоянном поиске, пытается понять своё предназначение, но всё безрезультатно. Герой чувствует в себе необъятные силы, чувствует, что он создан для чего-то великого, но не может понять, для чего, и это постепенно убивает его морально., он не хочет больше оставаться на этом свете, этот мир ему наскучил. Перед дуэлью Печорин готов принять смерть с достоинством, виня в своих бедах только самого себя. Этот эпизод раскрывает его рассудительность. Не чуждая Печорину искренняя любовь тоже в каком-то роде его погубила. Всем сердцем любя Веру, он тем не менее привносил в её жизнь неимоверные страдания. Она не могла мириться с этим и уехала. Печорин был подавлен: только в его жизни появился какой-то смысл, как она вновь омрачилась. Ни мечты, ни целей, ни чувств - ничего не было у Печорина. было лишь осознавание своей ненужности.

Таким образом, роман "Герой нашего времени" показывает судьбу человека, который вовсе не является героем. Основная трагедия этого человека заключается в отсутствии радостей жизни и пренебрежении чувствами других людей.



Рассказать друзьям