Транспортные услуги. Современные транспортные услуги

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Расчеты за услуги, оказываемые транспортными организациями, осуществляются с помощью транспортных тарифов, включающих в себя:

– плату за перевозку грузов;

– сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов.

Размер платы за перевозку грузов и размер взносов за выполнение услуг, связанных с перевозкой грузов, определяются по согласованию сторон. Качество услуг существенно влияет на тарифы.

Транспортные услуги - особый вид деятельности транспорта, который требует соответствующего технологического, финансового, информационного, правового и ресурсного обеспечения. В понятие услуг транспорта также входят сопутствующие операции, связанные с подготовкой и осуществлением перевозочного процесса, погрузочно-разгрузочные операции, упаковка грузов, информационное обеспечение (мониторинг услуги) и др. Транспортные услуги имеют ряд особенностей, которые необходимо учитывать при применении логистических принципов, в процессе управления предприятиями транспортного комплекса, а именно:

– услуга существует только в процессе ее производства, а значит, не может накапливаться;

– качество услуги определяется качеством процесса оказания услуги, поскольку продажа услуги представляет собой продажу самого процесса ее оказания;

– услуга имеет потребительную стоимость в определеное время на определенном направлении, что ограничивает возможность ее замены;

– существует неравномерность спроса на услуги, как временная, так и пространственная;

– предложение, как правило, не обладает достаточной гибкостью в приспособлении к быстро меняющемуся спросу;

– возможности транспорта для сглаживания колебаний спроса ограничены.

Качество транспортных услуг определяется как соответствие уровня потребительских свойств услуги требованиям рынка. Качество услуг оценивается по разности двух условных величин – ожидания потребителя и фактических параметров. Эта разность называется расхождением, она оценивает степень удовлетворенности покупателя качеством услуги. Среди наиболее важных параметров качества услуг выделяют следующие:

– осязаемость, т.е. среда оказываемой услуги (оборудование, внешний вид персонала, интерьер офиса, обеспечение мониторинга услуг и др.);

– надежность – последовательность исполнения «точно в срок»;

– ответственность – гарантии выполнения услуг;

– доступность – простота процедуры установления контактов с предприятием, предоставление клиенту выбора удобного времени оказания услуг;

– безопасность – отсутствие риска и недоверия со стороны клиента;

– вежливость и коммуникабельность персонала, взаимопонимание с покупателем.

Ожидания потребителей относительно качества услуг базируются на основе таких факторов, как:

– речевые коммуникации – информация об услугах, распространяющаяся среди клиентов;

– личные потребности, т.е. индивидуальные запросы покупателя, его представления о качестве услуг;

– прошлый опыт клиента;

Для рационального применения принципов логистики при управлении потоками услуг необходимо выработать единую концепцию оценки качества услуг, основанную на критериях, используемых покупателем при выборе поставщика услуг, скорректировать систему управления в направлении минимизации расхождения ожидаемого и фактического уровня качества.

Транспортная логистика, не являясь исключением, представляет собой совокупность алгоритмов и технологий, позволяющих реализовать на практике логистический подход к организации работы транспорта. При моделировании процессов и решении задач транспортной логистики необходимо учитывать зависимость показателей развития от таких ее характеристик, как состояние и функционирование. Состояние системы характеризуется величиной и структурой системы, функционирование – реализацией целей системы путем осуществления ее функций с учетом конкретных внешних условий. Состояние автотранспортного предприятия характеризуется количеством и надежностью его подвижного состава. К задачам функционирования транспортного предприятия (ТП) относятся рациональная организация перевозочного процесса, совместное планирование транспортных, производственных и других процессов. Таким образом, при моделировании процессов в транспортных логистических системах используются как методы решения задач функционирования, так и методы оптимизации состояния ТП.

При моделировании состояния и функционирования транспортных логистических систем применяются два подхода: детерминистско-оптимальный и вероятностно-адаптивный.

Использование детерминистско-оптимального подхода при оптимальном планировании позволяет получить наилучшие варианты планов, а применение методов экономико-математического моделирования – выбирать варьируемые показатели плана по условиям экстремума принятой меры его эффективности (например, максимизация прибыли, минимизация издержек и т.д.). Моделирование на основе детерминистско-оптимального подхода позволяет получить варианты развития ТП с учетом изменения как состояния системы, так и ее функционирования.

Главным условием достижения высокой эффективности управления является взаимосвязанная оптимизация функционирования и состояния системы. Однако в рамках одной модели решить эту задачу не представляется возможным. Поэтому необходимо разбиение общей задачи на несколько локальных, входящих в общую систему задач транспортной логистики. Недостатками детерминистско-оптимального подхода являются невозможность решения тех проблем принятия решения, которые в настоящее время не могут быть математически формализованы, а также отказ от анализа и совершенствования организационных структур.

Вероятностно-адаптивный подход к моделированию задач предприятия, помимо обладания всеми достоинствами детерминистско-оптимального подхода, характеризуется следующими особенностями:

– позволяет создавать человеко-машинные системы планирования с целью более полного и эффективного использования в процессе планирования опыта специалистов;

– обеспечивает персонификацию плана как системы взаимосвязанных решений;

– позволяет рассматривать организационные проблемы;

– допускает учет случайных факторов при выборе наиболее адаптивных вариантов планов.

Функционирование транспорта носит преимущественно адаптивный характер. Однако процессы, включающие элемент неопределенности, на транспорте не являются чисто случайными процессами, и роль организационной составляющей в них чрезвычайно высока. При этом модели, разработанные только на основе вероятностного или детерминированного подхода, зачастую не соответствуют существующей транспортной системе. Поэтому моделирование развития предприятий транспорта должно осуществляться с использованием интегрированного подхода, путем сочетания работы нескольких моделей, которые будут в состоянии как вырабатывать решения относительно эффективного развития предприятия, так и описывать процессы его адаптации к изменяющимся условиям внешней среды в условиях неопределенности и нехватки информации.

Причитающиеся транспортному предприятию суммы за перевозку грузов и связанные с ней транспортно – экспедиционные операции и другие услуги оплачиваются клиентом при приеме заявок на перевозку платежными поручениями или чеками. Окончательный расчет по платежам за перевозку грузов, а также за транспортно – экспедиционные операции и другие услуги производится клиентом на основании счета транспортного предприятия. Основанием для выписки счета за осуществленную перевозку служат товарно-транспортные накладные либо акты замера или взвешивания груза, а за пользование автомобилями, оплачиваемыми по повременному тарифу, – данные путевых листов, заверенные клиентом.

Провозная плата при перевозке грузов по железной дороге взимается за расстояние по кратчайшему направлению. Сами же перевозные платы (за перевозку груза, проезд проводника, дополнительные сборы и другие расходы по перевозке) исчисляются по тарифам, действующим в зоне заключения договора перевозки, а именно:

– за перевозку по железным дорогам страны отправления и страны назначения – по внутренним тарифам железных дорог этих стран или по прямому тарифу, если таковой установлен этими железными дорогами;

– за перевозку в транзитном сообщении: по железным дорогам страны отправления и назначения – по внутренним тарифам этих дорог, а по транзитным дорогам – по применяемому заинтересованными железными дорогами для данной международной перевозки транзитному тарифу.

Плата за перевозку груза исчисляется по кратчайшему расстоянию в направлении через те пограничные станции, которые указаны отправителями в накладной.

Борьба за клиентов в условиях конкуренции не может не внести корректировки в транспортные тарифы. Например, рост автомобильного транспорта оказывает сдерживающее влияние на рост ж/д тарифов, особенно если речь идет о перевозке грузов мелкими партиями и на сравнительно небольшие расстояния. Транспортные тарифы, как форма цепи за продукцию транспорта, должны обеспечивать для транспортного предприятия возмещение эксплуатационных расходов и возможность получения прибыли, а для покупателя транспортных услуг – возможность покрытия транспортных расходов.

На различных видах транспорта система тарифов имеет свои особенности.

На железнодорожном транспорте применяются 4 вида тарифов: общие, исключительные, льготные и местные тарифы.

С помощью общих тарифов определяется стоимость перевозки основной массы грузов.

Исключительные тарифы устанавливаются с отклонением от общих в виде специальных скидок или надбавок. Понижая или повышая стоимость перевозок в различные периоды года, добиваются снижения уровня неравномерности перевозок на железных дорогах. Эти же исключительные тарифы можно применять и при перевозке грузов в устойчивых направлениях движения порожних вагонов и контейнеров.

Применяются льготные тарифы при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих железных дорог.

Местные тарифы устанавливают сами начальники железных дорог и действуют только в пределах данной железной дороги.

На автомобильном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют следующие виды тарифов: сдельное, или повременное, пользование автомобилями; за перевозку грузов на условиях платных автотомно – часов или из покилометрового расчета; за перегон подвижного состава или договорные тарифы.

Каждый из тарифов на перевозку автомобильным транспортом учитывает определенную совокупность факторов, наиболее существенных в условиях конкретной перевозки. Например, для расчета стоимости перевозки по сдельному тарифу важно принять во внимание расстояние перевозки, массу груза и т.д.

При расчетах по тарифу за повременное пользование грузовыми автомобилями учитывают грузоподъемность автомобиля, его общий пробег и время его использования.

Корректировки в тарифную стоимость вносятся с помощью так называемых поправочных коэффициентов.

На речном транспорте оплата за перевозку товаров осуществляется либо по тарифу, либо по фрахтовой ставке.

Если груз следует по направлению устойчивого грузового потока, то перевозка осуществляется системой линейного судоходства. В этом случае груз движется по расписанию и оплачивается по объявленному тарифу.

В случае если при перевозке работа грузовых судов не связана с постоянными районами плавания, с постоянными портами погрузки и выгрузки, не ограничены определенным видом груза, то перевозка оплачивается по фрахтовой ставке. Последняя зависит от вида и транспортных характеристик груза, условий рейса и связанных с ними расходов.

ТЕСТЫ

1. К тарифам, используемым при перевозке груза железнодорожным транспортом, относятся:

2. Фрахт платит:

а) перевозчик;

б) всегда грузоотправитель;

в) всегда грузополучатель;

г) то лицо, с кем перевозчик заключил договор.

3. Тарифы, применяемые при перевозке грузов для определенных целей, а также при перевозке грузов для самих железных дорог, называются:

б)исключительные;

в) льготные;

г) местные.

4. Тарифная ставка определяется как сумма:

а) себестоимости и прибыли;

б) себестоимости и дополнительных расходов;

в) себестоимости и производительности;

г) прибыли и дополнительных расходов.

5. Плата за дополнительные услуги, взимаемая железной дорогой, называется:

а) провозная плата;

в) местные тарифы;

г) исключительные тарифы.

6. Себестоимость перевозки грузов определяется как:

а) отношение грузооборота за определенный период к сумме эксплуатационных расходов, возникших за тот же период;

б) отношение текущих эксплуатационных расходов за расчетный период к выполненному грузообороту за тот же период;

в) отношение объема перевозок в приведенных тонно - километрах на среднесписочную численность работников;

г) отношение среднесписочной численности работников, занятых на перевозках, к объему перевозок в приведенных тонно - километрах.

7. Тарифы, включающие в себя размеры плат за перевозку грузов и ставки различных сборов, действующие в пределах данной железной дороги и установленные ее начальником, называются:

б) исключительные;

в) льготные;

г) местные.

8. При разработке тарифов за основу принимают:

а) прибыль;

б) дополнительные расходы;

в) себестоимость;

г) производительность.

9. Стоимость перевозок при трамповом сообщении устанавливаются:

а) только по тарифам линейных конференций;

б) только в соответствии с издержками судовладельца;

в) по соглашению сторон и имеют в основе своего формирования спроса и предложения;

г)на основе тарифов линейного судоходства с использованием поправочного
коэффициента, в зависимости от района.

10. К тарифам, используемым при перевозке груза автомобильным транспортом, относятся:

а) сдельные, договорные, тарифы из покилометрового расчета и тарифы за повременное пользование;

б) общие, исключительные, льготные и местные;

в) однообразные и дифференциальные;

г) тарифы за перегон подвижного состава и тарифы на перевозку грузов на условиях платных тонно - часов.

Федеральное агентство по образованию

Брянский Государственный Технический Университет

Кафедра «Экономика, организация производства, управление»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Статистика

на тему: Анализ транспортных услуг в РФ

Выполнила:

Студентка гр.10-ФК2

Петухова В.Ю.

Проверила: к.э.н., доц.

Новикова А.В.

Брянск 2012

Аннотация

В данной курсовой работе было проведено статистическое исследование рынка транспортных услуг РФ. Основная цель работы - закрепление и углубление теоретических знаний, практических умений и навыков, их применение для расчета и анализа основных показателей рынка транспортных услуг, полученных в процессе изучения статистики, а также развитие способности к обобщению результатов, которые будут получены из имеющихся статистических данных.

Курсовая работа состоит из двух частей:

· первая часть посвящена изучению теоретических основ транспортных услуг: виды и функции, показатели (грузооборот, пассажирооборот и др.) деятельности, перспективы ее развития.

· во второй части произведен расчет и анализ основных показателей транспортных услуг на основе изученных статистических приемов и методов, таких как сводка и группировка, расчет абсолютных, относительных и средних величин, расчет показателей динамики, выравнивание динамического ряда и т.д.

Введение

1 Формирование рынка транспортных услуг

2 Структура, особенности рынка транспортных услуг

3 Классификация, функции рынка транспортных услуг

4 Проблемы и перспективы развития рынка транспортных услуг

Глава 2. Расчет и анализ показателей рынка транспортных услуг РФ

2.1 Группировка

2.2 Расчет средних величин

3 Относительные величины

2.4 Показатели вариации

5 Ряды динамики

2.6 Выборочное наблюдение

2.8 Корреляционно-регрессионный анализ

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

Введение

Для эффективного управления рынком транспортных услуг, принятия решений по его дальнейшей организации необходимы данные, комплексно отражающие развитие данной отрасли под действием различных внешних факторов. В условиях рыночной экономики является важным достижение оптимального соотношения затрат к качеству обслуживания потребителя услуг. Последнего привлекают минимальные сроки доставки, максимальная сохранность груза, удобства по приему и сдаче грузов и возможность получения достоверной информации о тарифах, условиях перевозки и местоположения груза, и тогда он готов нести соответствующие затраты. Деятельность транспорта должна основываться на потребностях клиента. Потребителя не интересуют затраты предприятия транспорта на осуществление обслуживания. С ужесточением требований потребителей к качеству товаров потребности производителей в своевременной и надежной доставке все больше повышаются .

Актуальность данного исследования заключается в количественных показателях, соответствующих раскрытию структуры рынка транспортных услуг. Так как транспорт представляет собой не просто одну из отраслей хозяйства страны, но и одно из наиболее существенных условий успешного функционирования всей экономики, оказывающее активное воздействие на формирование территориальных пропорций развития производства страны и регионов, то его изучение является важной задачей для статистики.

Целью данной работы является проведение статистического анализа рынка транспортных услуг в Российской Федерации, учитывая особенности его формирования и функционирования. Для достижения поставленной цели работы надо решить следующие задачи: изучить теоретическую сущность и систему показателей, соответствующую данной теме; проанализировать соответствующие показатели развития;- Объектами учета в статистике рынка транспортных услуг являются перевозки пассажиров и грузов различными видами транспортов.

На основе этого предметом исследования в данной работе являются такие показатели деятельности транспорта, как пассажирооборот и грузооборот, густота путей сообщения.

Глава 1. Теоретические основы изучения рынка транспортных услуг

.1 Формирование рынка транспортных услуг

С позиций системного подхода транспорт представляет сложную адаптивную экономическую систему, состоящую из взаимосвязанных в едином процессе транспортного обслуживания региональных материальных и людских потоков. Можно утверждать, что начиная с 1970-х годов происходит органическое срастание грузового транспорта с производством и процессом распределения, превращение его в звено единой системы "производство - транспорт-распределение - сбыт". Россия находится на новом этапе своего развития - этапе становления ее нового общественного устройства. Дальнейшее развитие РФ на этом этапе во многом зависит от величины ее экономического потенциала.

По мере ослабления плановых начал возникла необходимость перехода экономики страны к рыночным отношениям. Экономика России как материальная база проводимого общественного переустройства представляет собой сложный комплекс отраслей.

Одной из наиболее важных отраслей экономики России, где необходимо применение инновационных методов в управлении, является транспорт.

Кардинально изменившаяся за последнее десятилетие структура внутренних и внешних грузопотоков, постепенное преодоление последствий системного кризиса 90-х и выход на траекторию устойчивого экономического роста потребовали уточнения приоритетов развития транспортной системы России и новой стратегии повышения конкурентоспособности и эффективности транспортной отрасли.

В течение многих лет транспортная инфраструктура развивалась без должной координации между отдельными видами транспорта и развитием производительных сил, что вело к прямым потерям от реализации несвоевременных или неэффективных проектов и не позволяло добиться системного эффекта в работе транспорта.

В первую очередь преимущественное развитие получает автомобильный транспорт, т.к. именно он является связующим элементом между всеми остальными видами транспортами и потребителями транспортных услуг. Кроме этого, строительство транспортных артерий других видов транспорта невозможно без участия автомобильного. Но автомобильный транспорт состоит как минимум из двух технических элементов: дороги и автомобиля, развитие которых находится в постоянном диалектическом единстве и взаимообусловленности. При этом, первичным является автомобильная дорога.

Дорожное хозяйство также включается в транспортный комплекс.

Особенность заключается в том, что автомобильные дороги используются транспортными, промышленными, строительными, сельскохозяйственными и другими организациями, а также населением бесплатно. Их износ не включается в себестоимость перевозок, а возмещается путем непосредственного финансирования затрат на выполнение ремонтных работ на автодорогах по установленным налоговым ставкам через дорожные фонды.

Поэтому в дорожном хозяйстве отсутствует прямая зависимость между размером средств, направляемых на содержание, ремонт и строительство автомобильных дорог, и мерой потребления дорог автомобильным транспортом, как это имеет место в процессах воспроизводства в других отраслях народного хозяйства .

Одним из первых мероприятий Министерства транспорта Российской Федерации по формированию системы регулирования транспортной деятельности на территории республик в условиях перехода к рынку стало создание Российской транспортной инспекции (РТИ) - органа, призванного осуществлять лицензирование транспортных и сервисных предприятий, входящих в транспортно-дорожный комплекс республики, контролировать выполнение транспортного законодательства и требований, налагаемых выданными лицензиями, а также осуществлять ряд других функций, связанных с обеспечением нормального функционирования рынка транспортных услуг.

Первоначальной задачей подразделений РТИ было лицензирование транспортной деятельности. При этом за процессом лицензирования не просматривались, да и не могли просматриваться основные функции органов РТИ:

ограничение либо стимулирование притока транспорта в те или иные сектора регионального рынка транспортных услуг;

определение дополнительных льгот и формирование особых условий для предприятий и предпринимателей, осуществляющих социально значимые перевозки;

применение к транспортным предприятиям санкций при нарушении требования лицензирования и др.

Транспортный комплекс состоит из большого количества взаимосвязанных отраслей и представляет собой особую транспортную отрасль производства, обладающую общностью законов развития, однородностью производственных процессов и назначением создаваемой продукции.

А функционирование экономики Российской Федерации в рыночных условиях выдвигает перед автомобильным транспортом ряд проблем по адаптации к рыночной экономике. Характерными чертами функционирования автотранспорта в условиях рыночной экономики являются такие объективные обстоятельства, как:

    новые экономические условия работы автомобильного транспорта и потребителей его услуг,

    формирование рынка услуг транспорта,

    усиление конкуренции между предприятиями транспорта и различными видами транспорта.

Без учета требований рынка не может нормально развиваться ни одно предприятие. Конечной целью любого предприятия транспорта, функционирующего в условиях рынка, является получение прибыли на основе производства услуги, необходимого потребителю.

До 90-х годов понятие услуга транспорта не использовалось в практике планирования и организации работы автомобильного транспорта. Исключением являлось такая сфера деятельности, как транспортно-экспедиционное обслуживание, где это понятие является общепринятым.

Такой подход был обусловлен традиционным рассмотрением автомобильного транспорта наравне с производственными отраслями. Услуги транспорта относятся к услугам, завершающим и (или) предваряющим процесс материального производства. Услуги транспорта определяются как подвид деятельности транспорта, направленный на удовлетворение потребностей потребителей и характеризующийся наличием необходимого технологического, финансового, информационного, правового и ресурсного обеспечения. Под услугой, следовательно, подразумевается не только собственно перевозка груза, но и любая операция, не входящая в состав перевозочного процесса, но связанная с его подготовкой и осуществлением.

К услугам автомобильного транспорта относятся:

    перевозка грузов, почты;

    услуги погрузочно-разгрузочные (погрузка, выгрузка, перегрузка, внутри складские операции);

    услуги по хранению грузов;

    услуги по подготовке к перевозке перевозочных средств;

    предоставление перевозочных средств на условиях аренды, проката;

    услуги транспортно-экспедиционные и дополнительные, выполняемые при перевозке грузов, багажа и др. по обслуживанию предприятий, организаций, населения;

    перегон новых и отремонтированных перевозочных средств и т.п.

Удельный вес услуг транспорта по мере развития экономики, как правило, возрастает либо стабилизируется. Подобная ситуация прослеживается практически во всех странах. Таким образом, в условиях рынка качество определяется как тот уровень потребительских свойств и надежности услуги, который нужен рынку (потребителю) и который производители способны обеспечить по приемлемой цене. В условиях рыночной экономики является важным достижение оптимального соотношения затрат к качеству обслуживания потребителя услуг. Деятельность транспорта должна основываться на потребностях клиента. Потребителя не интересуют затраты предприятия транспорта на осуществление обслуживания .

За последние два десятилетия прошлого века и начало нынешнего столетия удельный вес расходов на транспорт в развитых странах существенных изменений не претерпел. В абсолютном выражении расходы на транспорт продолжали увеличиваться. Следовательно, качественных изменений в предпочтениях потребителей в отношении транспорта в настоящее время не происходит - потребности в услугах данного типа у реципиентов сложились на оптимальном уровне, соответствующем высокой степени удовлетворения.

Развитие конкурентного рынка транспортных услуг потребует создания условий для превышения уровня предложения высококачественных транспортных услуг над спросом, а также обеспечения публичности и информационной открытости рынка по ценам и качеству услуг. Это обеспечит потребителям возможность свободного выбора транспортных услуг, заставит работать механизм "цена - качество", сделает цену и качество предметом конкуренции. Такой механизм обеспечит постоянное повышение производительности транспортных компаний, что будет способствовать их самоокупаемости. Механизм "цена - качество" позволит стимулировать исследование участниками рынка спроса на различные категории услуг и проводить анализ уровня конкурентов, повышать качество предоставляемых транспортных услуг, находить оптимальный баланс между их ценой и качеством. Все это создает условия для дальнейшего повышения эффективности работы и роста конкурентоспособности национальных транспортных компаний и российской транспортной системы в целом.

Государственная политика формирования конкурентного рынка транспортных услуг предусматривает административные и экономические методы.

Административные методы должны обеспечивать регулирование деятельности естественных монополий, доступа владельцев транспортных средств, а также экспедиторов и перевозчиков к профессиональной деятельности с использованием механизмов лицензирования или декларирования (уведомление об обязательствах участника рынка).

Экономические методы формирования конкурентного рынка транспортных услуг предусматривают реализацию механизмов налоговой, тарифной и инвестиционной политики.

Экономические методы должны стимулировать создание экспедиторско-перевозочных и транспортных фирм всех видов и уровней в области грузовых и пассажирских перевозок, которые могли бы обеспечить конкурентоспособные транспортные услуги в области грузовых и пассажирских перевозок. В частности, целесообразно рассмотреть механизм стимулирования создания достаточно крупных транспортных компаний, способных инвестировать средства в освоение высокоэффективных транспортных технологий и современные транспортные средства. Необходимо обеспечить государственную поддержку повышения конкурентоспособности национальных транспортных компаний.

В условиях быстро увеличивающихся межстрановых товаропотоков и перемещения людей резко возрастает значение всех видов транспорта. Торговля транспортными услугами охватывает практически все страны и является одним из катализаторов происходящей глобализации. Совершенствование транспортной инфраструктуры и уменьшение расходов на перевозки под влиянием НТП позволяет интенсифицировать торгово-экономическое сотрудничество между географически отдаленными регионами, ведет к снижению издержек пространственной организации международных хозяйственных систем. В процессе углубления интеграции России в мировую экономику нельзя недооценивать роль отечественного транспорта.

Транспортная отрасль имеет исключительно важное значение для развития экономики и внешнеэкономических связей нашей страны. С одной стороны, транспорт - это ключевой инфраструктурный компонент внешней торговли товарами, а с другой - крупная и растущая статья торговли услугами, обеспечивающая около четверти всего российского внешнеторгового оборота в сфере услуг. Россия обладает благоприятными естественно-географическими условиями для наращивания международных транспортных операций, что является важной предпосылкой для получения значительного экономического эффекта от этих операций. Но они не обеспечивают в полной мере международную конкурентоспособность российского транспорта. Для укрепления позиций России на мировом рынке необходимы создание современной транспортной инфраструктуры и коренная организационная перестройка всей транспортной системы нашей страны.

Занимая центральную часть Евразийского континента, Россия объективно играет роль геополитического моста в отношениях между странами Запада и Востока. Ее одновременное присутствие в Европе и Азии влияет на содержание экономических, политических, культурных процессов в данных частях света. Занимая огромное пространство, имея выходы к морям, используя большую территорию для международного транзита, а также обладая системой космической, воздушной, морской навигации, Россия благодаря этому владеет и уникальными возможностями участия в международной интеграции и воздействия на глобальные процессы.

Транзит позволяет эффективно использовать резервы провозных возможностей национальных транспортных систем, стимулирует их воспроизводство и совершенствование. Как следствие этого - активно развивается транспортное машиностроение и обеспечивающие его отрасли.

В общем случае использование национального трубопроводного транспорта, электропередающих систем для транспортировки газа, нефтепродуктов и электроэнергии из одной страны в другую через территорию Российской Федерации, также является существенным элементом транзитного потенциала страны. Транзит следует рассматривать не только как часть бизнеса вносящая свой вклад в ВВП, но важный элемент международного позиционирования страны. Россия имеет свою нишу в мировом транзитном бизнесе.

.2 Структура, особенности рынка транспортных услуг

Новые экономические условия расширили понятие «услуга транспорта». Сегодня под транспортной услугой подразумевается не только собственно перевозка грузов или пассажиров, а любая операция, не входящая в состав перевозочного процесса, но связанная с его подготовкой и осуществлением.

К услугам транспорта относят:

· перевозку грузов и пассажиров;

· погрузочно-разгрузочные работы;

· хранение грузов;

· подготовку перевозочных средств;

· предоставление перевозочных средств на условиях аренды или проката;

· перегон (доставку) новых и отремонтированных транспортных средств;

· транспортно-экспедиционные услуги;

· прочие услуги.

В общих взаимосвязях транспорта с другими подсистемами народного хозяйства особенно важно выявление сдвигов в видовой структуре транспорта и видовой структуре перевозок. При изучении структурных сдвигов на самом транспорте в видовом аспекте наиболее ощутима социально-пространственная роль его автомобильной составляющей; именно автомобильный транспорт наиболее приближен к повседневным потребностям и действиям людей.

Дело в том, что средства транспорта, ориентированные главным образом на дальние магистральные связи и перевозки, обеспечивают в основном ресурсно-производственную сферу функционирования общества. Под влиянием автотранспорта меняются формы расселения, ежедневные передвижения населения. Автотранспорт все в большей степени становится социально-техническим средством самоорганизации населения и хозяйства.

В условиях перехода к рыночным отношениям и продолжающегося спада производства важно понять, какие процессы структурообразующего характера происходят в целом на транспорте, какова взаимосвязь автотранспортной составляющей с народным хозяйством.

Под структурой транспорта понимается состав, количественные соотношения и формы взаимосвязи отдельных отраслей и производств. Показателями отраслевой структуры являются: число самостоятельных отраслей; соотношение всех видов транспорта в общем объеме перевозок грузов всего транспортного комплекса; удельный вес отраслей транспорта; доля пассажирского и грузового транспорта.

В практике планирования и учета отраслевая структура транспорта определяется путем нахождения удельного веса отраслей в общем объеме транспортного производства. Структура транспортного комплекса страны формируется под воздействием многих факторов, важнейшими из которых являются:

    научно-технический прогресс;

    планируемые темпы развития всего транспорта и отдельных его отраслей;

    концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства;

    рост материального благосостояния и культурного уровня трудящихся;

    общественно-исторические условия, в которых идет развитие транспорта;

    международное разделение труда;

    укрепление позиций России на мировом рынке.

Специализация транспорта выражается в расщеплении существующих отраслей и создании новых производств, с однородной продукцией или услугой, а также в разделении труда между предприятиями данной отрасли.

На заре существования ж/дорог, путевое развитие станций и перегонов, локомотивный парк, а также в значительной степени обслуживающий персонал не были специализированы по видам деятельности. Однако зачатки специализации в некоторых звеньях транспорта имелись уже в тот период. Чем дальше развивался ж/д транспорт, тем явственнее выступает специализация основных его элементов, тем дольше идет эксплуатационно-техническая их дифференциация. С течением времени ж/д транспорт в своей организации, технологии и техническом оснащении все дальше и дальше отходит от своего первоначального состояния, специализация все больше распространяется на еще не охваченные ей области транспорта. Если выйти за пределы ж/д транспорта и посмотреть на транспортную систему в целом, то внутри нее также все яснее становится специализация отдельных видов транспорта, отчетливее разграничиваются сферы наиболее эффективного использования ж/д, автомобильного, водного, воздушного и трубопроводного транспорта.

Поскольку перевозочный процесс в очень редких случаях начинается и заканчивается в пределах какого-либо одного вида транспорта, постольку в транспортной системе одновременно со специализацией происходит кооперирование деятельности разных видов транспорта.

За счет специализации транспортная система обретает большую производительности, а за счет кооперирования - большую пластичность, устойчивость в изменяющихся условиях и, следовательно большую экономичность.

Чередование принципиально разных фаз в развитии транспортной системы - специализации и кооперирования - при отсутствии достаточно определенной закономерности в продолжительности отдельных фаз по времени и глубине происходящих изменений крайне затрудняет формализацию процессов развития транспорта в целом и отдельных его частей .

Для использования в перевозках одного или сочетания нескольких видов транспорта необходимо тщательно исследовать различные факторы, выявляющие как преимущества какого-либо варианта транспортного обслуживания, так и ограничивающие область взаимозаменяемости видов транспорта, где выбор варианта основан на технико-экономических расчетах.

Таким образом, особенностями рынка транспортных услуг являются:

· невещественный характер транспортной продукции, как и всякой услуги (невозможность накопить «про запас», совпадение процессов производства и реализации и т. п.);

· пространственная разъединенность полигонов реализации транспортных услуг, их не взаимозаменяемость, что ограничивает внутриотраслевую (на одном виде транспорта) конкуренцию;

· всеобщность и массовость транспортного рынка в обществе, его монополизм;

· роль железнодорожного транспорта на транспортном рынке в значительной мере зависит от его универсальности, производительности, размещения коммуникаций, уровня технической оснащенности, провозной и пропускной способности, стоимости, удобства и безопасности перевозок. Эти показатели характеризуют объем и качество предложений транспортных услуг;

· спрос же на них по грузовым перевозкам формируют общественно необходимые потребности в материальном обмене. Соотношение спроса и предложения на транспортные услуги по видам транспорта определяет уровень участия каждого из них в работе транспортной системы и одновременно является стимулом их развития.

.3 Классификация, функции рынка транспортных услуг

Существует различная классификация транспортных услуг. По признаку взаимосвязи с основной деятельностью предприятий услуги бывают перевозочные (т.е. включающие в том или ином виде элемент перевозки) и не перевозочные услуги. По виду потребителя, которому предоставляется услуга, различают внешние (предоставляемые нетранспортным предприятием) и внутренние (предоставляемые другим предприятием транспорта). По характеру деятельности, связанной с предоставлением определенной услуги, выделяют технологические, коммерческие, информационные и т.д.

Научно обоснованная классификация отраслей транспорта имеет важное значение для правильного планирования производства и обеспечения определенной пропорциональности в его развитии. В основу классификации отраслей транспорта положены следующие принципы:

    экономическое назначение предоставляемой услуги;

    характер функционирования продукции транспорта в процессе производства;

    характер воздействия на предмет труда и др.

Наиболее важным принципом классификации отраслей является экономическое назначение предоставляемой услуги. В соответствии с этим весь транспорт делится на внешний и внутренний.

Так как транспорт используется для осуществления не только внешних перевозок, но и для внутренних перевозок, т.е. перевозок внутри производства, то кроме транспорта общего пользования имеется в народном хозяйстве транспорт внутрипроизводственный или ведомственный. Транспортный комплекс Российской Федерации включает: автомобильный, морской, внутренний водный, железнодорожный, авиационный и другие виды транспорта. У каждого вида транспорта есть своя специфика в отношении его использования для перевозок грузов.

В процессе материального производства транспорт удовлетворяет потребности отраслей народного хозяйства в перевозках различного типа: внутрипроизводственных, межотраслевых внутри региона, межрегиональных, перевозках работников и т. д.

Виды транспорта подразделяются на водный (морской речной), наземный (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный) и воздушный. Все виды транспорта, кроме трубопроводного, используются для перевозки грузов и пассажиров. Эти виды транспорта относятся к традиционным. Нетрадиционные виды транспорта включают в себя пульпопроводы (Навалочный груз измельчается и вместе с водой перекачивается по трубам), пневмотранспорт, транспорт на магнитной подушке.

Межрайонные и внутрирайонные перевозки грузов и пассажиров обуславливают деление транспорта региона на магистральный и внутрирайонный .

Функции транспорта:

· Одна из основных функций - стимулирующая. Стимулирование экономического роста реализуется посредством инвестиций в транспортный комплекс.

· Дистрибутивная - обеспечение физического движения товарных потоков в мировой экономической системе.

· Интеграционная функция транспорта реализуется посредством формирования единой сети транспортных маршрутов.

· Выполняет также структурообразующую функцию - участвует в формировании отраслевой структуры мирового производства и межотраслевых пропорций.

· Социальная функция транспорта - предоставление равного доступа всем членам общества к социально-экономической инфраструктуре через повышение степени транспортной доступности.

Так называемая «единая транспортная система» России характеризуется такими чертами, как:

) неравномерность развития различных видов транспорта;

) крайне неравномерное размещение транспортной сети по отдельным регионам;

) слабая взаимозависимость и взаимодействие отдельных видов транспорта при выполнении перевозок (грузов и пассажиров);

) высокий уровень монополизации рынка транспортных услуг в сочетании с административным давлением на экономических агентов, что расчленяет единую транспортную систему.

  • 11.02.19

    Вправе ли индивидуальный предприниматель, имеющий в собственности транспортные средства и специальную технику и оказывающий услуги юридическим лицам и ИП, применять спецрежим в виде ЕНВД? Ответим на этот вопрос, взяв за основу Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2018 № 08АП-10140/2018 по делу № А70-3690/2018. 938
  • 17.01.19

    Суды согласились с налоговой, доначислившей НДС и налог на прибыль по сделкам с неимущими контрагентами, а также - с реализации, счета-фактуры по которой истец назвал "черновиками". 1 1 599
  • 20.11.18

    ООО «А», применявшее общую систему налогообложения, занималось перевозкой грузов и приобретало транспортные услуги у ООО «Б» и «С», также на ОСН. По результатам выездной проверки ИФНС доначислила НДС, пени и штраф. Контрагенты имеют множество признаков номинальных структур и подконтрольны налогоплательщику. Их вовлечение в схему прямых отношений между ООО «А» и реальными перевозчиками – предпринимателями, применявшими спецрежимы – направлено... 748
  • 01.11.18

    В 2012 – 2014 годах ООО «А» занималось оказанием автотранспортных услуг по перевозке грузов (щебня) и применяло в отношении этой деятельности ЕНВД. В рамках договоров на оказание транспортных услуг на счет компании поступили денежные средства от ООО «Т», «К» и «Р». В ходе выездной проверки ИФНС установила, что представленные в подтверждение сделок документы недостоверны в части указания грузоотправителя, грузополучателя, наименования груза,... 652
  • 25.10.18

    Используя материалы выездной проверки ООО «П», инспекция установила, что эта организация заявила вычет НДС по счетам-фактурам, выставленным ООО «А» в рамках договора по оказанию транспортных услуг. В ходе допроса руководитель ООО «А» подтвердил взаимоотношения с ООО «П» и представил все необходимые документы. Таким образом, в ходе выездной проверки ООО «П» сделка была подтверждена. Однако ООО «А» эти счета-фактуры в учете не отразило. По... 1 253
  • 04.09.18

    Содержание плана финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) на 2019 год и плановый период может существенно измениться. Минфин разработал проект нормативного акта, устанавливающего новые правила составления плана и отменяющего действующие Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденные Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н (далее – Требования № 81н). Что предлагает финансовое ведомство? Рассмотрим главные новации, которые повлияют на процесс планирования, оформление планового документа и к которым автономным учреждениям можно готовиться уже сейчас. 15 500
  • 22.06.18

    Компания, применявшая УСН с объектом обложения «доходы минус расходы», занималась оказанием транспортных услуг и отразила в учете расходы по приобретению услуг у предпринимателей. По результатам выездной проверки ИФНС признала расходы необоснованными, доначислила налог, пени и штраф. Установлено, что предприниматели ранее работали у налогоплательщика, то есть являются взаимозависимыми с ним лицами. Бухучет предпринимателей ведет бухгалтер... 4 008
  • 15.05.18

    Организация заключила договор на оказание автотранспортных услуг с иностранной компанией. Эта компания осуществляет перевозку товара автомобильным транспортом от нашего поставщика в Европе до склада в Москве. Выступаем ли мы в данной ситуации налоговым агентом по НДС? 4 741
  • 05.04.18

    Компания занималась поставками металлопродукции покупателям. Договорами поставки установлена обязанность поставщика организовать перевозку и расчеты по ней. Одновременно с оплатой продукции предусмотрено возмещение покупателями продавцу транспортных расходов. Продавец выставляет счет-фактуру на транспортные услуги, подписывает с покупателем акт возмещения транспортных расходов, а также предоставляет покупателю документы, полученные от... 1 901
  • 05.03.18

    Всем знакомо понятие «представительские расходы». При ведении бухгалтерского учета редко какая организация не проводит по данной статье списание расходов. Однако многие допускают ошибки, что в свою очередь ведет наложению штрафа налоговой службой. Чтобы расходы не стали причиной разногласий с ИФНС, необходимо разобраться, что именно относится к представительским расходам, а что – нет и как правильно оформлять произведенные расходы. 4 207
  • 28.02.18

    В выпусках нашей рассылки мы неоднократно писали об обособлении компании - Хранителя активов в целях защиты значимого имущества группы компаний; об обособлении производственной компании, и т.п. Сегодня поговорим о правильной организации функции «транспорт» в группе компаний, а именно о том, какие возможности налоговой и имущественной безопасности может дать построение этой функции в свете нашей концепции Безопасной бизнес-платформы®. 1 513
  • 19.12.17

    Поскольку кафе заканчивает работу поздно ночью, работники (официанты, повар, администратор) уезжают домой на такси, услуги которого оплачивает организация по договору, заключенному с транспортной компанией. Можно ли учесть в целях налогообложения прибыли организаций расходы на оплату услуг такси? Возникают ли у работников в описанной ситуации доходы, подлежащие обложению НДФЛ? Надо ли с сумм оплаты услуг такси начислять страховые взносы? 5 956
  • 13.10.17

    Какие методы могут применяться при составлении плана финансово-хозяйственной деятельности? 2 121
  • 15.06.17

    Предприниматель занимался оказанием транспортных услуг, имея в собственности транспортные средства. Наемных работников у него не было. Он заключил с ООО договор по оказанию транспортных услуг. Одновременно были заключены договоры по аренде у ООО нежилых помещений, и договоры поставки ГСМ, автозапчастей, материалов. По результатам выездной проверки ИФНС доначислила НДФЛ и НДС по взаимоотношениям с ООО. В ходе проверки налоговая установила,... 1 986
  • 20.02.17

    Комментарий к Письму Минфина России от 10.01.2017 № 03-03-06/1/80079. 21 898
  • 10.10.16

    Между предпринимателем (экспедитор) и компанией (клиент) заключен договор транспортной экспедиции. По результатам выездной проверки налоговая установила, что на расчетный счет ИП в 2011 году от клиента поступили денежные средства в сумме 118 млн рублей, при этом 6,3 млн рублей предпринимателем не включены в базу по НДФЛ. В назначении платежа имеются указания на счет, по которому производится оплата, период оказания транспортно-экспедиционных... 997
  • 15.01.16

    ООО «П» и «Т» перечислили на счет предпринимателя денежные средства, указав в платежных поручениях в качестве основания оплаты в поле «Назначение платежа» договор на оказание транспортных услуг. Однако предприниматель не учел эти суммы в налогооблагаемой базе по НДС, считая их займом. По результатам камеральной проверки декларации по НДС инспекция доначислила предпринимателю налог, пени и штраф, включив полученные средства в налогооблагаемую... 995
  • 29.01.15

    Физлицо (застройщик) и компания (инвестор), применяющая УСН (доходы минус расходы), заключили договор на участие в долевом строительстве объекта недвижимости. Доля застройщика составляет 70% застройки, доля инвестора 30%. Застройщик обязуется предоставить строительную площадку, а также организовать строительство объекта с привлечением специализированных организаций, а инвестор - обеспечить финансирование согласно его доле. Компания взяла на... 2 039
  • 14.10.14

    ООО «П» оказало ООО «А» следующие услуги: техническую помощь в промывке котлов и теплообменников, подготовку котельных к отопительному сезону, капитальный ремонт двигателя, а ООО «Р» оказывало ООО «А» транспортные услуги по перевозке котлов, приобретенных у ООО «Э». По результатам выездной налоговой проверки инспекция доначислила ООО «А» налог на прибыль, НДС, пени и штраф, посчитав формальными операции с ООО «П» и ООО «Р». В... 1 580
  • 02.06.14

    Компания обратилась в суд, не согласившись с решением ИФНС по результатам выездной проверки (дело № А05-7717/2013), которым доначислены НДС и налог на прибыль. Причина, по мнению налоговиков, кроется в фиктивности транспортных услуг, оказанных компании рядом контрагентов. Суд первой инстанции удовлетворил требования фирмы. Однако апелляционный суд отменил это решение и признал доказанным инспекцией отсутствие реальных хозяйственных... 3 589
  • 22.05.14

    В проверяемый период ООО «А» заключила договоры об организации транспортных перевозок с ООО «Р», «П», «К» и «С», а с ООО «Ф» - договоры поставки. По результатам выездной налоговой проверки ИФНС отказала ООО «А» в налоговых вычетах по НДС и исключила затраты по указанным контрагентам из расходов, при исчислении налога на прибыль. В ходе мероприятий налогового контроля инспекция установила, что: ООО «К» зарегистрировано после... 10 2 954
  • 19.05.14

    В соответствии с нормами статьи 164 налогового кодекса России налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации услуг по международной перевозке товаров и транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. 9 132
  • 15.04.14

    В проверяемом периоде ИП заключил договор с ООО, учредителем которого является он же, на оказание транспортных услуг. При этом транспортные средства ООО арендовало у предпринимателя. ИФНС по результатам выездной проверки доначислила предпринимателю в том числе НДФЛ, пени и штраф, посчитав, что данные операции направлены на получение необоснованной налоговой выгоды в виде завышения профессиональных налоговых вычетов по НДФЛ. Суды трех... 2 326
  • 30.01.14

    По общему правилу, сформулированному в статье 252 НК РФ, все расходы компании должны быть документально подтверждены и экономически обоснованы. Но плательщики единого налога уплачивают налог исходя из базовой доходности, а не доходов и расходов компании. Поэтому возникает вопрос: насколько для плательщиков ЕНВД актуальна необходимость документального подтверждения расходов. 11 123
  • 22.01.14

    Порядок бухгалтерского учета расходов учреждения по статьям и подстатьям КОСГУ проиллюстрирует пример. 5 005
  • 27.08.13

    Порядок формирования дебиторской задолженности сторонних организаций по авансам, перечисленным учреждением, зависит от того, в счет оплаты каких расходов уплачен аванс (предстоящей поставки материальных ценностей, оплаты работ или услуг и т. д.). В перечисленных случаях сумму задолженности формируют с учетом определенных особенностей. Остановимся на этом подробнее. 6 263
  • 13.06.13

    Зачастую при выборе кода КОСГУ на оплату услуг, связанных с транспортировкой, бухгалтер ориентируется на название (предмет) заключенного договора. Между тем операции должны группироваться в зависимости от их экономического содержания, суть которого в названии либо предмете договора отображается не всегда корректно. И только внимательное изучение условий документа может пролить свет на истину. 8 373
  • 07.06.13

    Налоговая инспекция провела выездную проверку индивидуального предпринимателя, по результатам которой доначислила ему налоги по общей системе налогообложения, начислила пени и штраф. Основанием для этого послужил вывод налоговиков о неправомерном применении системы налогообложения в виде ЕНВД при осуществлении ИП информационно-консультационных услуг, услуг по подготовке налоговой и бухгалтерской отчетности, услуг по программному обеспечению... 4 505
  • 21.05.13

    Налогоплательщик заключил с заказчиком договоры на выполнение строительно-монтажных работ, для чего нанял субподрядчика, заключив с ним аналогичные договоры на те же работы, но в два раза дешевле. На разницу в ценах подрядчик якобы закупал у сомнительных поставщиков и доставлял до места оказания услуг требуемые для выполнения работ песок и щебень. Однако налоговики выяснили, что закупать стройматериалы у третьих лиц не было никакой... 1 069
  • 14.03.13

    Организация-экспедитор оказывает транспортно-экспедиторские услуги. Перевозка осуществляется третьим лицом - железнодорожным перевозчиком. Какими документами заказчики транспортно-экспедиционных услуг могут подтвердить понесенные расходы в целях налогообложения? Какие бухгалтерские проводки должны быть сделаны в учете экспедитора? 25 282
  • 23.08.12

    Что относится к линиям связи? Как можно учесть входящие в них элементы: линии передачи, физические цепи, линейно-кабельные сооружения связи? Автор привел практические примеры, а также пояснил нюансы налогообложения. 13 714
  • 22.08.12

    Предприятие торговли организовало бесплатную перевозку покупателей из разных районов города до здания торгового центра, расположенного за чертой города (соответственно от здания торгового центра обратно по тем же маршрутам). Вправе ли названное предприятие признать расходы по перевозке покупателей в целях налогообложения прибыли? 2 873
  • 13.08.12

    ТТН по форме 1-Т, новая транспортная накладная, накладная по форме ТОРГ-12… Какие документы из указанных должны составляться для подтверждения расходов на приобретение и доставку товара в случаях, когда доставку осуществляет: а) сама организация; б) транспортная компания? 45 187
  • 09.07.12

    Индивидуальный предприниматель осуществляет пассажирские и грузовые автомобильные перевозки между Российской Федерацией и иностранными государствами. Переводится ли его деятельность на ЕНВД при условии, что договоры на перевозки предприниматель заключает с иностранными контрагентами? Да, такая деятельность может быть переведена на «вмененку», считают в Минфине России (письмо от 22.06.12 № 03-07-14/60). Перечень видов предпринимательской... 832
  • 16.04.12

    Для доставки товаров покупателям общество привлекало специализированные фирмы. Однако налоговики не приняли такие расходы в целях налогообложения. Доказать правомерность своей позиции торговой организации удалось в суде (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 февраля 2012 г. № А26-4546/2011). 6 971
  • 27.01.12

    Если предприятие привлекает перевозчика для транспортировки грузов между структурными подразделениями, то, по мнению чиновников, в данном случае нужно оформить транспортную накладную и накладную по форме № Т-1. При этом грузы внутри предприятия можно перевозить и собственными силами. О том, как организовать учет расходов в обоих случаях, – в статье. 17 989

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Состояние и тенденции международного рынка транспортных услуг. Основные участники рынка. Анализ международной деятельности ОАО "Владивосток Авиа". Конкурентные преимущества и приоритетные направления деятельности. Пути повышения конкурентоспособности.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2014

    Общая характеристика рынка медицинских услуг. Современное понимание здоровья. Экономический, социальный и институциональный аспекты медицинских услуг. Взаимодействие спроса и предложения. Интересы субъектов рынка. Современное состояние российского рынка.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2012

    Особенности рынка как механизма взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ, совокупности отношений производителей и потребителей, формируемых через отношения обмена, решения об уровнях производства, ценах и методах конкурентной борьбы.

    презентация , добавлен 19.09.2016

    Понятие образовательных услуг. Правовое и государственное регулирование рынка образовательных услуг. Проблемы сферы образования. Перспективы развития рынка образовательных услуг в РФ. Образование как экономическая субстанция и производственный процесс.

    курсовая работа , добавлен 24.03.2015

    Формирование рынка транспортных услуг в России, его структура и перспективы развития. Классификация отраслей транспорта. Статистический анализ грузооборота и пассажирооборота с помощью группировки, показателей вариации, рядов динамики, индексного метода.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2013

    Сущность и предмет статистики рынка товаров и услуг. Задачи, методы и показатели статистической характеристики эффективности рыночных процессов, направления их развития. Методология статистики: определение товарооборота, изучение рынка товаров и услуг.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2011

    Информация как экономический ресурс, товар и фактор производства. Значение информации для развития экономики. Современное состояние рынка информационных услуг, особенности его структуры. Анализ и перспективы развития рынка информационных услуг в России.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2016

Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года определяет в качестве приоритетной цели развития транспортной системы страны «… повышение уровня ее соответствия задачам обеспечения военной безопасности страны и создания тем самым необходимых условий для соответствующего уровня общенациональной безопасности …» .

С переходом России, в начале 90-х, к рыночным отношениям повлекло за собой развал промышленного производства и транспорта, ломку устоявшихся хозяйственных связей, изменение существовавших взаимоотношений между хозяйствующими субъектами. Транспортный рынок в настоящее время представляет собой совокупность самостоятельных организаций – перевозчиков и посредников – с выраженным преобладанием мелкого капитала. Предприятиями негосударственных форм собственности выполняется на автомобильном транспорте 93% перевозок грузов и 75% перевозок пассажиров, на морском – соответственно 99 и 90%, речном – 94 и 90%, воздушном – 73 и 80% . В результате процессов приватизации и демонополизации транспортного комплекса на рынке действуют свыше 550 тыс. перевозчиков, более половины из которых составляют индивидуальные предприниматели и предприятия со смешенной формой собственности . Объемы перевозок грузов по видам транспорта в Российской Федерации представлены в таблице 1.

Таблица 1 — Объемы перевозок грузов по видам транспорта, млн. тонн

Наименование
показателей

По состоянию на конец соответствующего года

20 10

Транспорт, всего
в том числе:
железнодорожный
автомобильный
трубопроводный
морской
внутренний водный
воздушный

Государственные предприятия морского и речного флота после распада Советского союза были преобразованы в новые учреждения. К 1 января 1996 года бывшим департаментом морского транспорта (современное название — Федеральное агентство морского и речного транспорта, служба «Росморречфлот» Министерства транспорта РФ) было выдано 1632 первичных лицензий предприятиям и предпринимателям всех форм собственности . В 1996 году Морские администрации портов выдали более 240 лицензий. При этом кроме морских портов, было лицензировано 245 организаций и индивидуальных предпринимателей, располагающих флотом в количестве 680 ед. общим дедвейтом 1,9 млн. т. На сегодняшний день, современный отечественный независимый морской перевозчик в среднем владеет 2-3 судами. Большое количество отечественного флота плавает под иностранными флагами, что обусловлено стремлением судовладельцев избежать высокого налогообложения, действующего в нашей стране и делающего в результате отечественный флот неконкурентоспособным на мировом фрахтовом рынке. По этой же причине, а также из-за отсутствия необходимой государственной поддержки, подавляющая часть вновь построенных судов для российских судовладельцев также эксплуатируется под иностранными флагами в течение срока окупаемости затраченных на их постройку средств. Как правило, это суда иностранного производства. Перевалкой грузов на морском транспорте занимаются 170 портов и иных коммерческих структур, как вышедших из подчинения морским пароходством (24,7%), так и вновь образованных (75,3%). По состоянию на начало 2013 год производственная мощность российских портов составляет 846,2 млн. тонн, в том числе для наливных – 479,4 (56,7%) млн. тонн, для сухогрузов – 366,8 млн. тонн (43,3%). Объем перевалки грузов в морских порта России в 2012 году составил 567 млн. тонн. Основные проблемы обусловлены недостатком специализированных терминалов для обслуживания крупнотоннажного флота .

С 1991 года протяженность внутренних водных путей с гарантированными габаритами снизилось в 1,4 раза (до 48,3 тыс. км). Протяженность внутренних водных путей, ограничивающих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации составляет 4,9 тыс. км. Объем перевозок внутренним водным транспортом сократился более чем в 4 раза (до 141 млн. тонн), перевозки пассажиров – в 6 раз. Основными проблемами на этом виде транспорта являются:

  • необходимость срочной замены большого количества устаревших судов, в первую очередь, наливных и смешанного «река-море» плавания; нуждающиеся в реконструкции, существующие речные и устьевые порты;
  • обеспечение стабильной работы водных путей и судопропускных сооружений, которые за последние годы из-за недостатка бюджетного финансирования не поддерживаются надлежащим ремонтом и обслуживанием и не полностью отвечают требованиям безопасности судоходства.

Похожая ситуация наблюдается и на других видах магистрального транспорта, подвергнувшихся приватизации – внутреннем водном, воздушном, автомобильном.

Рис. 1. Форма собственности предприятий гражданской авиации


Рис. 2. Динамика перевозки грузов авиатранспортом по годам

В настоящее время, аэродромная сеть гражданской авиации насчитывает 223 предприятия разной форы собственности (85 – Открытое акционерное общество, 20 – Общество с ограниченной ответственностью, 14 – Закрытое акционерное общество, 104 – государственных) – аэропортов, на ней функционирует 234 перевозчика различных форм собственности, из них только 30 государственных (рис. 1). Средняя численность воздушных судов в транспортном предприятии -22-23 ед. (учитывая вертолеты и малую авиацию) .

Начиная с 2010 года объемы грузов, перевозимые авиационным транспортом, увеличиваются (рис. 2).

Такая же динамика наблюдается и в перевозке пассажиров авиатранспортом (рис. 3.).


Рис. 3. Динамика перевозки пассажиров авиатранспортом по годам

Автомобильный транспорт к настоящему времени также представляет совокупность мелких предприятий, увеличивающих, вместе с тем, объемы магистральных перевозок и конкурирующих с железнодорожным транспортом на расстояниях до 500-700 км. На расстояние до 200 км автотранспортом можно доставить груз быстрее в 12 раз, чем железнодорожно-автомобильным смешанным сообщением и в 5 раз быстрее, чем в прямом железнодорожном; на расстояние до 500 км - быстрее соответственно в 7 и 3 раза. Однако с увеличением дальности данное преимущество теряется . Зарубежный опыт также подтверждает эффективность автомобильного транспорта при перевозках на расстояние 300-400 км благодаря применению автомобилей большой грузоподъемности (в США средняя грузоподъемность автомобиля в междугородных перевозках 19 т, во Франции - 13 т, в ФРГ - 15 т, в России - 9 т) . На автомобильном транспорте за последние годы возросла роль грузового автотранспорта (самосвалы, фургоны и рефрижераторы), — в 2012 году на его долю приходилось около 90 процентов от всего объема перевозок. Это объясняется увеличением автотранспортных средств, находящихся в собственности нетранспортных организаций. В перевозках грузов, выполняемых предприятиями автотранспорта общего пользования, наибольший удельный вес занимают крупные и средние автопредприятия. Они осуществляют главным образом доставку массовых грузов на короткие расстояния. В отличие от них, малые предприятия и индивидуальные автовладельцы выполняют в основном дальнепробежные грузоперевозки. У малых предприятий и индивидуальных автовладельцев средняя дальность перевозок в 5 раз превышает показатель у крупных и средних автопредприятий. На рынке автотранспортных услуг наибольшим спросом пользуются самосвалы, фургоны и рефрижераторы.


Рис. 4. Сравнительная характеристика по площади территории и протяженности дорожной сети некоторых стран мира

Общая протяженность автомобильных дорог в стране составляет в настоящее время около 1 млн. км, тогда как, по некоторым оценкам специалистов, сегодня для удовлетворения социальных и экономических потребностей государства минимальная величина этого показателя должна быть в пределах 1,5-2 млн. км .
Имея большую площадь территории, Российская Федерация существенно отстает от развитых стран Европы и Америки по протяженности дорожной сети, что наглядно продемонстрировано на рисунке 4 .


Рис. 5 – Сравнительная характеристика по площади территории и плотности автомобильных дорог некоторых стран мира

Существующая конфигурация сети федеральных автомобильных дорог имеет ярко выраженную радиальную структуру, дополненную рядом обходных и кольцевых дорог с недостаточным числом соединительных и хордовых дорог. На европейской территории России радиальная структура федеральных дорог ориентирована на столицу Российской Федерации — Москву, в то время как ряд регионов, например, на северо-востоке не имеет автодорожных связей между соседними субъектами Российской Федерации по кратчайшим направлениям. Подобная структура сети показала свою недостаточную эффективность, результатом чего стало увеличение протяженности маршрутов движения и, как следствие, перепробег автомобильного транспорта, а также концентрация потоков на радиальных направлениях и перегрузка магистралей в районе Московского, Санкт-Петербургского и ряда других крупных транспортных узлов. Сегодня с превышением нормативной загрузки эксплуатируется более 13 тыс. км федеральных автомобильных дорог, особенно на подходах к крупнейшим городам, что составляет около 30% их общей протяженности . При этом почти 53% от общего объема перевозок по федеральным автодорогам осуществляется в режиме перегрузки дорожной сети, что приводит к росту затрат на автоперевозки на 20-30 % по сравнению с нормальными условиями движения . Причиной того, что значительная часть локальных перевозок производится по федеральным дорогам, является недостаточная развитость местной дорожной сети. Самая развитая сеть автомобильных дорог в стране в Ленинградской области. По ее территории проходят 1366 км автомобильных дорог федерального значения, 9763 км – регионального значения и около 10700 км автомобильных дорог общего пользования местного значения .

На железнодорожном транспорте прирост объема перевозок грузов в этот период наблюдается главным образом за счет увеличения перевозок на экспорт каменного угля, нефти и нефтепродуктов, черных металлов, лесных грузов, а также роста перевозок потребляемых на внутреннем рынке строительных грузов, зерна и продуктов перемола. Пассажирские перевозки за последние годы не увеличиваются. Это происходит в первую очередь из-за уменьшения перевозок пассажиров в дальнем следовании. Более стабильно выглядят перевозки в пригородном сообщении, — их объем сохраняется примерно на одном уровне. Неблагоприятно выглядит ситуация с эффективностью перевозок, и в частности, с себестоимостью перевозок и их рентабельностью. На ближайшую перспективу, в ходе реализации программы реформирования федерального железнодорожного транспорта, намечены меры по обновлению и модернизации основных производственных фондов, повышению уровня безопасности движения и качества перевозок. Продолжается работа по электрификации железнодорожных путей, усилению подходов к существующим и строящимся морским портам.
Растет число транспортно-экспедиторских предприятий и фирм-операторов перевозок, часто владеющих парками многообразных средств укрупнения грузовых мест, складами временного хранения, автомобильным транспортом. К 2012 году общее количество транспортных экспедиторов достигает более 12 тыс. при этом отдельные перевозчики (в том числе и Министерства путей сообщения) предпочитают принимать грузы преимущественно от своих традиционных экспедиторов.

Вместе с тем, указанный рост количества транспортных предприятий сопровождается общим снижением объемов перевозок, чем характеризуется ускоренное уменьшение грузооборота отдельных предприятий.



Рассказать друзьям