Турецкие дервиши. Суфийские танцы с юбкой – с чего начать и как их исполнять

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Это очень древняя техника. Она легко могла бы кануть в вечность вместе с тысячей других , если бы не ислам, а точнее, если бы не суфии, которые сделали ее одним из основополагающих элементов своего образа жизни.

Знаменитый танец дервишей основан именно на этой технике, а потому мы будем называть ее «суфийское кружение». О данной технике очень хорошо отзывался Ошо и . Оба этих мастера использовали данную технику в своей практике и обучали ей всех желающих.

В психологическом смысле суфийское кружение это настолько мощная практика, что даже единоразовый опыт может преобразить вас и сделать совсем другим человеком.

Что делать?

Вы когда-нибудь видели, как кружатся на месте дети? Делайте точно так же. Кружитесь вокруг своей оси с открытыми глазами. Ваша внутренняя сущность должна стать осью, а тело колесом, которое крутится на этой оси. Постарайтесь делать эту практику максимально раскрепощено. Не думайте о ее мистическом эффекте и прочих серьезных вещах. Лучше всего, если вы будете кружиться так, как это делают дети - максимально радостно и искренне.

Желательно ничего не пить и не есть хотя бы за три часа до кружения по понятным причинам. Желательно, если на вас будет свободная одежда, и вы будете босиком. Весь процесс можно разделить на две стадии – само кружение и отдых. У этой нет четкой продолжительности – она может длиться и несколько часов, впрочем это не самое важное.

Кружиться нужно против часовой стрелки. Правая рука поднята вверх (беру от Бога), а локоть поднят, левая рука опущена вниз (отдаю Земле), локоть тоже опущен. Впрочем хранить все время одно и то же положение рук не обязательно. Вы можете варьировать положение рук в зависимости от своих ощущений. Вообще это довольно гибкая техника - самое главное в ней вращение, а остальное вариативно.

Если вы почувствуете неудобство от вращения против часовой стрелки, то вращайтесь по часовой. Тело не должно быть напряженным. Глаза не закрывайте, но и не фокусируйтесь. Картинка должна поплыть. Храните молчание в процессе кружения

Если допустить, что выполнение техники займет у вас час, то первые 15 минут вращайтесь медленно. Дальше постепенно увеличивайте скорость в течении 30-ти минут, пока не почувствуете как превращаетесь в водоворот . Вокруг вас должна быть буря движения, хотя вы, находясь в центре, остаетесь неподвижными. Такого психологического эффекта нужно достичь.

Продолжайте кружиться до тех пор, пока ваше тело больше не сможет находиться в вертикальном положении. Тело должно упасть само. Не нужно делать этого намеренно и не пытайтесь как-тосмягчать свое падение, если вы были расслабленны в процессе кружения и полностью отдались процессу, то тело само упадет максимально мягко, а земля поглотит вращения.

После того как вы упадете, начнется вторая стадия этой . Перевернитесь на живот так, чтобы пупок слегка соприкасался с землей. Если вам будет слишком уж неудобно лежать в такой позе, то можете лежать на спине. Почувствуйте как ваше тело слилось с землей, будто бы вы маленький ребенок, который прижался к материнской груди.

Лежите с закрытыми глазами. Храните молчание и ни о чем не думайте минут 15. После постарайтесь ничего не делать и хранить внутреннее молчание столько времени, сколько возможно. Некоторые люди ощущают тошноту во время кружения или после него. Пока это находится на терпимом уровне не обращайте на это внимание, если тошнота станет слишком уж сильной прервите .

Мистический танец кружащихся дервишей связан с возникновения суфийского ордена Мелвеви. Танец дервишей был изначально храмовым ритуалом, действом для посвященных. Чтобы быть допущенным к сама, монах три года проводил в монастыре, в жесткой аскезе: первый год он служил ближним, второй - Богу, и третий совершенствовал свою душу.

Так получилось, что закрытый ритуал оказался чрезвычайно зрелищен, в нем очевидна и художественная ценность. Вихрь, создаваемый кружением дервишей, ритмичная музыка, гипнотизируют, захватывают зрителя. Поэтому танец-молитву персидских суфиев сейчас активно исполняют в Турции на сцене, и ежегодно на могиле Руми проводят фестиваль дервишей.

В суфизме ум считается «убийцей реальности», так как он отделяет человека от духовного пути, который можно найти только в своем сердце. Вращения помогают Искателю достичь гармонии с внутренним миром, с мистической реальностью, и преобразить его с помощью этой реальности. Считается, как только в голове танцора возникает хоть одна мысль — юбка падает.

Технически танец дервиша может исполняться в двух вариациях. Например, одиночно, когда происходит исступленное вращение вокруг своей оси на одной ноге, а ускорение толчками придает другая нога. Одна рука поднята кверху - берет энергию неба. Другая рука слегка опущена, чтобы передать энергию земле. Взгляд направлен на палец поднятой руки.

Есть коллективный вариант исполнения Танца дервиша в виде хоровода, с быстрым движением вокруг неподвижного центра - якоря. Кружение начинается сначала умеренно, затем всё увеличивая темп, живая карусель движется по кругу.

Окружающее теряет свои очертания, становится смазанным, нереальным. Но камень в центре неподвижен и сосед в живой цепи все время рядом. Люди находятся в круговороте, н6о вместе с тем есть чувство стабильности! Движение вызывает положительный стресс. Уходят страх, беспокойство. Появляется чувство эйфории, душевного подъема и ощущение бесшабашной радости. И вот резкий сигнал остановиться высвобождает сжатую пружину энергии, которая выбрасывает участников за круг. На автопилоте тело падает: животом, всем телом ощущаем надежность земной опоры. Но сознание еще находится в бешеной динамике карусели.

В танце дервиша зрительные и тактильные анализаторы дают взаимоисключающую информацию. С одной стороны - опора, земля, мир стабильны, реальны (камень в центре круга, опора на землю). С другой стороны - мир летит, он смазан, туманен, зыбок. Человек входит в транс, переходящий в расширенное состояние сознания. Мир внутри нас продолжает свое вращение и летит в необыкновенное путешествие, открывая неизведанное, скрытое от нас в обычном состоянии сознания.

Состояние транса с переходом в расширенное состояние сознания, в которые входят при выполнении Танца дервиша - это особые состояния измененного сознания, когда снимаются блоки памяти и зажимы стереотипов мышления, и человек может осознать свои скрытые резервы, увидеть новый вектор своего развития.


Сегодня в качестве развлечения танец дервишей предлагают многие турецкие рестораны. Кто же такие дервиши и откуда появился этот танец?

Дервишем называли нищих людей, приверженцев суфизма. Чем-то они похожи на монахов. Однако они себя к таковым не относят.

У дервишей нет понятия собственности. Слово «мое» для них не применимо. Все, что есть – все во власти Бога. Дервиши могли странствовать по свету или вести оседлый образ жизни с женой и детьми. В их обязанности входил еженедельный сбор в обители для проведения совместного ритуала.

По приданию первым придумал танец поэт и суфий Мевлана Джелаледдин-и Руми. Гуляя по базару, он услышал звуки молотков ремесленников, которые занимались ювелирными работами. Руми послышались слова шахады. Он повторил их несколько раз и, впав в транс, начал кружиться с поднятыми руками. Сын Руми основал братство мевлеви, которые танцуют вращающийся танец Руми. Только это братство может его исполнять. Сам танец называется «сема» или танец дервишей.

Танец дервишей

В танце большую роль имеет музыка. Дервиши полагали, что она помогает воссоединяться с Богом. В семе первыми выходят музыканты. Они могут быть наемными или дервишами. Музыка с первых нот увлекает слушателя и завораживает. Постепенно она начинает звучать не в ушах, а в грудной клетке. Серце становиться центром души.

Каждое движение имеет свою смысловую нагрузку.

Сперва происходит молчаливая молитва от 30 минут. Все танцоры в это время совершают вращательные движения. Если молитва длиться более часа, то допустимы остановки каждые полчаса. Смысл подобных действий – воссоединение Бога со Вселенной. Сегодня можно встретить в вступительной части декламацию священных текстов.

Во время вращения правая рука дервиша поднята вверх, а левая опущена вниз. Правой рукой принимается энергия Вселенной, а через левую отдается людям. Голову склоняют в правую сторону. Скорее всего это физическая потребность – так легче кружиться.

Дервиш совершает два вращательных движения одновременно – по кругу и вокруг своей оси.

Сема состоит из семи частей, у каждой свой смысл:


  • Единство Аллаха. По очереди выходят дервиши, совершают поклон и спокойно обходят зал. Завершает выход шейх, участие которого обязательно. Дервиши резко снимают черные плащи и оказываются в белой одежде. Единство Аллаха символизируется скрещенными руками на груди и ладонями на плечах – число 1.
  • Звучат барабаны – сотворение Аллахом мира и приказ «Будь!».
  • Инструментальная импровизация таксим – первый вдох, Божественное дыхание.
  • Приветствие всех членов танца. Таким образом приветствует душа, спрятанная в теле.
  • Начинается кружение танцоров. Оно состоит из 4 салямов – приветствий. Каждый салям заканчивается позой единства Аллаха. Кружение означает вечное движение во Вселенной подобно планетам вокруг Солнца. Причем вращение обязательно должно быть с лева на право. Во время обучения этим движениям используют деревянный колышек. За него держаться средним и большим пальцами левой ноги. Правую руку дервиш поднимает к небу – вверх, а левую направляет в Землю – вниз. Это напоминает земную ось.
  • Читается Каран (аят 115 сура 2 Бакара).
  • Молитва за пророков и их учеников.

В финальной части танца дервиши падают на колени, что символизирует прояснение сознания и просветление человека.

Расцветка у каждого ордена своя. Форма одежды – хирки с тюрбаном на голове. Под хирки обязательно надевают нижнее белье. Каждая деталь в наряде имеет мистическое значение. Например, колпак символизирует надгробную плиту собственного эго, а черные накидки – могила эго.

В дервиши просто так не попасть. Для этого предлагают пройти ряд испытаний, которые занимали 1001 день. Ежедневно претендент отчитывается главе ордена – шейху. Он должен рассказать про искушения, которые его настигли, и про способ их одоления.

Дервиши существуют во большинстве стран, проповедующих исламскую веру.

В определенное время в рядах мусульман с большой скоростью стали появляться разнообразные сообщества – так называемые ордена, в каждом из которых был собственный свод правил, свои порядки и ритуалы. Одна из старейших мусульманских групп, которую назвали орденом крутящихся дервишей Мевлеви, имеет значительную популярность и сегодня.

Община носила религиозный характер, а в ее состав входили последователи знаменитого персидского литератора Мевляны (Джалаледдина Руми). Основным местом дислокации сообщества стал практически самый центр турецкой Державы – город Конья. Там орден находится и сегодня.

Обитель дервишей

Дервиш в переводе с персидского языка означает «бедняк». Часть представителей сообщества живет странствиями, а некоторые из них группируются в монастырях – ханка или теккие, находящихся в подчинении пира или шейха. Иным дервишам позволено проживать за стенами обители, но обязательно следует посещать монастырское братство несколько раз в неделю. Особенно строго соблюдается это правило накануне торжественных ритуальных плясок.

Ранее, чтобы стать членом ордена, нужно было отказаться от владения любым имуществом – дервиш должен быть нищим. Чтобы стать служителем господа, следует исключить из жизни всяческие мирские соблазны. Все вещи, находящиеся в ведении сообщества, считаются общими. То есть ничего личного у дервиша быть не может – ни дома, ни пищи, ни одежды и обуви. Становясь приспешником ордена, человек навсегда обрекает себя на бесконечные скитания, странствия по незнакомым городам и длинным дорогам. Дервиши верили, что аскетизм – прямой путь к мудрости и Богу.

Дервиши, Стамбул, 1890 год

Термин «дервиш» жив и по сей день. Этим словом именуют вечных скитальцев с доброй и широкой душой. Да, душа – это единственное, чем они владеют безраздельно, но готовы бесконечно делиться с другими. Когда-то даже существовала примета, что неожиданная встреча дервиша на пути сулит счастье и удачу в делах.

Галата Мевлевиханеси в Стамбуле (обитель дервишей) создал в 1491 году Искендер Паша. С 2011 года это место открылось в качестве музея.

Танец крутящихся дервишей

Танец дервишей в Галата Мевлевиханеси

Каждый человек, которому хоть раз посчастливилось лицезреть уникальные и неповторимые пляски дервишей, тут же задавался вопросом: «Неужели у них не кружится голова?». Ведь не зря же членов этого ордена называют крутящимися! Танец дервишей существует с глубокой древности: уже никто точно и не вспомнит, когда эти странники вдруг начали кружиться и кружить головы всем зрителям этого завораживающего представления! А сегодня такие танцевальные зрелища заманивают в Турцию толпы туристов, которые съезжаются со всех уголков мира, чтобы собственными глазами полюбоваться на происходящее.

Кружение дервишей удивляет и восхищает. Конечно, странники не просто танцуют – они вкладывают в каждое движение особый тайный смысл. Этому ритуально-танцевальному искусству учатся годами и даже десятилетиями. Но даже танцор, в совершенстве владеющий мастерством, не может быть сразу допущен к участию в представлении. Для начала дервиш должен доказать серьезность своей веры и намерений, проведя 1001 день в стенах монастырской обители. При этом каждый год в обители имеет особое предназначение. Первый необходимо посвятить служению ближнему, второй – непосредственно монастырю, а последний, третий – душевному очищению и обретению покоя.

Кружение дервишей

Перед началом головокружительного танца принято зачитывать особые стихи Руми – гимн во славу Пророка. Затем начинает играть музыка, и после первых тактов выходят сами танцоры. Они облачены в особые одеяния – белоснежные юбки и шляпы красного цвета в форме конусов. Дервиши кладут руки на грудь, скрещивая их, и начинают медленно кружиться вокруг себя, обязательно в одном направлении – справа налево. Сначала участники ритуала вращаются медленно, одновременно с этим перемещаясь по кругу. Затем музыка и движения ускоряются, а танцоры раскрывают руки и направляют правую вверх, к Богу, а левую – вниз, к земле. Таким образом дервиши готовятся получить небесную энергию и передать ее на грешную Землю. Еще один важный момент: голова пляшущего аскета должна находиться под определенным наклоном в 25 ⁰, что также символично. Ведь наклон земной оси составляет 23⁰.

Когда наступает кульминационный момент вращения, темп дервишей начинает постепенно замедляться – они словно бы выходят из своеобразного экстаза, возвращаясь в людской мир уже обновленными и готовыми дарить любовь и добро всем, независимо от пола, возраста, расовой принадлежности и вероисповедания.

Картина французского художника Жана Батиста Ван Мура (1671-1737), Дервиши

Завораживающий ритуальный танец, порой, растягивается на несколько часов. Но за это время дервиши делают паузы четыре раза. Эти остановки именуются приветствием. Первая пауза делается в знак неоспоримого существования Бога, вторая для выражения почтения и восхищения Вселенной, третья символизирует любовь и бесконечность творения, а последняя адресована душе, вышедшей из тела для слияния с создателем.

В эпоху современности танец дервишей перестал быть полностью ритуальным – его часто исполняют просто для развлечения публики в ночных клубах и ресторанах. Умелые танцоры зарабатывают на этом неплохие деньги.

Орден крутящихся дервишей стал настолько популярен и почитаем, что в его честь даже основали музейный комплекс, находящийся сегодня в стамбульском районе Галата. Место это выбрано неслучайно: именно здесь в конце 90-х годов 15 столетия была возведена первая обитель странников.

Танец дервишей является уникальным зрелищем

В одно время, а именно в 20-х годах 20 века, орден по приказу Ататюрка запретили, здание монастыря переоборудовали под начальную школу. Но в 21 веке все вернулось на круги своя, и память о дервишах возродили, открыв уникальный музей истории этого ордена.

Войдя в двери музейного комплекса, его посетители имеют возможность полюбоваться знаменитым танцем и детально изучить свод правил и образ жизни своеобразных монахов-аскетов.

Вокруг музея сегодня разбит цветущий сад, прогулка по которому погружает в дивную атмосферу покоя и безмятежности. Интерьер самого нижнего этажа обители выглядит очень красиво и богато – именно в этом зале проходят танцевальные зрелища, этажом выше расположилась музейная экспозиция. Здесь можно увидеть всевозможные музыкальные инструменты, на которых умело играли монахи, личные вещи дервишей, скудный гардероб, а также небольшое количество образцов их письменности.

Чтобы увидеть танцевальное представление, стоит прийти в музей-монастырь в воскресенье. Наблюдая за этим гипнотизирующем танцем, совершенно забываешь о времени и теряешь ощущение пространства. Поэтому, будучи в Стамбуле, обязательно посетите обитель дервишей Мевлеви.

Время работы музея дервишей, стоимость посещения и как добраться

Galata Mevlevihanesi является музеем дервишей в Стамбуле

Музей Galata Mevlevihanesiоткрыт каждый день, кроме понедельника в зимнее время с 9:00 до 17:00, в летнее время (с 15 апреля по 1 октября) с 9:00 до 18:00. Продажа билетов на посещение музея заканчивается за час до закрытия.

Профессиональный танец дервишей можно посмотреть по воскресеньям в 17:00. Стоимость билета на представление «Танец дервишей» составляет 70 лир.

Стоимость входа в музей составляет 10 лир.

К музею Галата Мевлевиханеси можно добраться спускаясь по улице Истикляль вниз к . Слева будет станция метро Шишане (Şişhane), поворачиваете налево и если пройти за станцию вниз по улице, увидите ЗАГС Бейоглу (Beyoğlu Belediyesi Evlendirme Dairesi), за ним увидите музей.

Танец Дервишей представляет собой особую молитву древнего религиозного течения — Суфизма (одной из разновидностей мусульманской религии), которая выражается в форме кружения, своеобразного танца.

Танец Дервишей необычайно зрелищен, являясь культурным наследием он известен во всем мире.

Средняя продолжительность танца составляет 10-15 минут.

Создаваемый кружением Дервишей вихрь, в сочетании с ритмичной музыкой завораживает и захватывает любого, кто становится свидетелем данного танца.

Танец Дервишей лишь условно можно назвать танцем. Прежде всего – это своего рода динамическая медитация, форма молитвы, углубленное созерцание, разговор с Богом.

Будучи танцем-молитвой персидских суфиев, в настоящее время танец Дервишей стал визитной карточной многих арабских стран, в том числе Египта и Турции, где танец исполняется, как на профессиональной сцене, так и на культурных и массовых мероприятиях.

Изначально танец-кружение был связан суфийским орденом Мелвеви , а сам танец представлял собой храмовый ритуал, являющимся особым действом для посвященных.

В древности к участию в ритуальном танце Дервиш мог быть допущен только после того, как не менее 3-х лет пробыл в жесткой аскезе суфийским монастыре (Текие), где:

  • 1-й год он должен был служить ближним;
  • 2-й год – служить Богу;
  • 3-й год — совершенствовать свою душу служа Богу и ближним.

Философия Дервишей называет человеческий ум — «убийцей реальности», т.к. именно «низкие мысли» отвращают человека от духовного пути, найти который можно лишь в своем сердце.

Кружение, свойственное танцу Дервишей помогает человеку обрести гармонию с внутренним миром, со своим «истинным Я».

Особое внимание уделяется одеянию Дервишей. Цвет одежды Дервиши выбирается, как правило, черный или темно-зеленый; у шейхов — белый и зеленый. Голову покрывают тюрбаном различной формы. Во время кружения часть одеяния Дервиша — юбка должна парить в воздухе образуя круг.
Во время танца, в голове Дервиша не должно быть ни одной мысли. Считается, что как только в голове танцора появляется хоть одна мысль - юбка падает.

Существует несколько вариантов исполнения танца.

  • Одиночный вариант – Дервиш вращается вокруг своей оси на одной ноге, а ускорение толчками придает другая нога. Одна рука поднята кверху - берет энергию неба. Другая рука слегка опущена, чтобы передать энергию земле. Взгляд направлен на палец поднятой руки.
  • Коллективный вариант – исполняется несколькими Дервишами вокруг неподвижного центра - якоря. Кружение начинается сначала умеренно, затем темп ускоряется, а Дервиши движутся образуя круг.

Танцоры, исполняющие танец Дервишей рассказывают о необычайных эмоциях, которые им доводилось переживать во время исполнения танца.

Танцоры говорят о потери чувства стабильности, которое вместе с тем вызывает эйфорию.

Страхи и беспокойство уходят, появляется чувство безграничной свободы, бесшабашной радости и душевного подъема.

В процессе кружения зрительные и тактильные анализаторы начинают выдавать взаимоисключающую информацию.

С одной стороны - реальность и стабильность окружающего мира, а с другой стороны - отсутствие опоры, кружение, зыбкость и туман.

Кружение вводит человек в транс, расширяющий сознание, когда снимаются зажимы и блоки, рушатся стереотипы мышления, и человек способен осознать свои скрытые резервы, увидеть новый вектор своего развития.

Однако данная практика может быть очень опасна для неподготовленного человека.

Следует помнить, что основой танца Дервишей является особое философское понимание мироздания, и, что к исполнению данного танца-молитвы допускались только те Дервиши , которые прошли предварительную подготовку и достигли определенного уровня развития, позволяющего извлекать пользу из данной практики без негативных последствий для своего здоровья и психики.

Исполнение же танца Дервиша психологически неподготовленным человеком, пусть даже профессиональным танцором, может повлечь весьма серьезные травмы для психического здоровья.



Рассказать друзьям