Творческая история романа «Отцы и дети». Где происходит действие романа «отцы и дети Где происходит действие романа отцы и дети

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

"Отцы и дети" - один из самых известных и популярных романов Тургенева. Он вообще сравнительно поздно начал публиковать свои романы - только с 1856 года. К тому времени ему уже было немало лет. За спиной был опыт "Записок охотника" и популярность как автора очерков.

Четвертый роман и его актуальные темы

Иван Сергеевич всего написал шесть романов. Четвертым по счету был "Отцы и дети", год создания которого пришелся на 1861-й. Это произведение является квинтэссенцией романной манеры Тургенева. Он всегда стремится изобразить события личной жизни, отношения между людьми на фоне каких-либо социальных явлений.

Писатель всегда подчеркивал, что он чистый художник и для него важнее эстетическое совершенство книги, а не ее политическая или общественная актуальность. Однако в каждом произведении Ивана Сергеевича видно, что он всегда попадает в самую сердцевину актуальных общественных дискуссий того или иного времени. О том же свидетельствует и роман "Отцы и дети".

Это произведение выходит в свет в 1862 году, в период сближения России и Европы, когда была осуществлена великая реформа - отменено крепостное право. Стали появляться совершенно иные философские течения и общественные взгляды.

История создания. "Отцы и дети", или Возникновение нового понятия

Важно подчеркнуть, что Иван Сергеевич в романе изображает события дореформенной поры 1859 года. И именно он не только открывает, но и называет в своем произведении то общественное явление, которое еще не осознавалось как важное и актуальное.

Ключевой фразой является сравнение человеческой жизни с миром равнодушной природы. И, тем не менее, она не безучастна. Просто настолько всесильна, что помогает людям преодолеть суетность мира и постичь жизнь вечную и бесконечную.

Истинный смысл произведения Ивана Сергеевича

Противоречие между отцами и детьми, которое заявлено на первых страницах романа, дальше не обостряется и не углубляется. Наоборот, крайности все больше приближаются друг к другу. В итоге читатель понимает, что в каждой семье отношения родителей к своим детям достаточно теплые, а те в ответ отвечают им взаимностью. И, несмотря на все предшествующие критические и негативные дискуссии, которые несет в себе история создания, "Отцы и дети" по мере развития сюжета демонстрируют, что противоречия между взглядами старшего поколения и молодого все больше сглаживаются. А под конец романа практически сводятся на нет.

Перемены в сознании главного персонажа

А особенно сложную эволюцию переживает сам главный герой - Базаров. И идет она не по принуждению, а в результате внутренних движений души и разума. Он отрицает все основные ценности дворянского общества: природу, искусство, семью, любовь. И Иван Сергеевич прекрасно понимает, что его герой, в принципе, совершенно бесперспективный и не сможет долго жить в этом отрицании.

И как только на главного персонажа обрушивается любовь, его стройная система взглядов рушится. Ему незачем жить. Поэтому вряд ли смерть его в этом произведении можно считать случайной.

Смысл романа Ивана Сергеевича можно было бы очень кратко описать цитатой Пушкина: "Блажен, кто смолоду был молод..." Дело в том, что противоречия между молодой энергичностью, активностью и покорностью к жизни, которые присущи более зрелым периодам человека, - это мнимые конфликты.

Как природа поглощает и перерабатывает в себе социальные явления, так меняются взгляды молодежи в произведении "Отцы и дети". Герои романа, их характеры постепенно перерождаются и сближаются с мнениями и суждениями отцов. В этом и состоит выдающееся достижение Тургенева.

О нигилисте, человеке, который презирает искусство, Иван Сергеевич смог рассказать средствами этого самого мастерства. Об очень острых социальных событиях автор поведал не на языке реплики участника событий, а на художественном. Именно поэтому роман "Отцы и дети" до сих пор волнует чувства многих читателей.

Поскольку описываемое пространство в художественном произведении – это всегда своеобразная авторская концепция мироздания, то оно (автоматически) наделяется автором обобщающим характером.

Как и во всяком другом крупном произведении Тургенева основным местом действия в романе «Отцы и дети» становятся помещичьи усадьбы. Здесь это, разумеется, усадьба Кирсановых и усадьба Одинцовой – пространства, с которыми связаны главные сюжетные и смысловые линии, получающие разрешение во взаимоотношениях Базарова с Павлом Петровичем и Одинцовой.

Внешнее действие

Усадьба Кирсановых важна сценами «столкновений» Базарова с Павлом Петровичем, их идеологическими спорами. Усадьба Одинцовой – развитием любовной интриги между ней и Базаровым. Но все-таки и в первом, и во втором случае читатель видит пространства застывшие, статичные и внести жизнь в них способен только Базаров. Так Павел Петрович заметно оживляется после приезда Базарова, сменяет свой облик скучающего господина на яростного защитника либеральных ценностей и прочее. Одинцова, погруженная в ленивое, бесцельное, по ее словам «спокойное» состояние, почти готова ответить на чувства Базарова, однако привычка побеждает в этой схватке. Таким образом, Базарову не удается расшевелить устоявшуюся жизнь, а ведь именно в этом его функция как революционера.

Внутреннее действие

Кроме того, действие может быть не только внешним, но и внутренним. И действие играет достаточно важную роль в романе. Это, конечно, «эволюция» Базарова, которая и начало свое берет и заканчивается собственно на глазах читателя. Базаров, отвергая, идеалистическое миросозерцание, придерживается материалистических взглядов, что и демонстрирует постоянно, однако трещина в его броне разума появляется после знакомства с Одинцовой и развития к ней любовного чувства. Так внутренне действие берет в свои руки ход сюжета. В конце же романа почти что Базаров говорит совершенно неожиданные (для читателя) практически поэтические (во всяком случае, от Базарова, с которым читатель знакомится на первых страницах, подобных слов невозможно было бы ожидать) слова: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет», что говорит о некоей внутренней трансформации героя (не радикальной, конечно, потому что от взглядов своих он не отказывается, но все же изменения, произошедшие в нем, налицо). И таким образом одним из мест развития действия становится внутренний мир героя, его душа.

При анализе художественного произведения стоит помнить о том, что невозможно с абсолютной точность раскрыть авторский замысел ввиду сугубо индивидуального устройства мышления любого человека, а можно лишь приблизиться к нему на максимально близкое расстояние при условии обнаружения авторских «подсказок» в тексте.

Вам понадобится

  • Текст произведения

Инструкция

Обратитесь к названию романа. В идеале название художественного произведения во многом определяет его идейное содержание, даже можно сказать, что название концентрирует в сжатом виде то, что впоследствии предстанет перед читателем на страницах книги. Однако сводить все к названию не следует ввиду возможной «игры» автора с читателем.

Определите главного героя произведения. В данном случае этим героем будет Базаров (Аркадия и Одинцову нужно включить в этот , хоть роль их и не так сильна, как Базарова, но роман, а таковым и является роман Тургенева, не может ограничиться одним только главным героем). Однако, снова обратившись к названию, видно, что поколение «отцов», раз уж оно значится в заглавии, играет в произведении не последнюю роль. Так в список основных действующих лиц включаются и Павел Петрович и Николай Петрович. Раз основное действие будет завязано на указанных героях (главных героях), то и идейное содержание произведение будет раскрываться посредством их участия в сюжете.

Определите основные «оппозиционные точки» произведения. Поскольку художественные произведения строятся на основе контрастов, противоречий, то именно их обнаружение их природы позволит приблизиться к раскрытию авторского замысла. Разумеется, что «оппозиционерами» будут являться герои. Во-первых, одна из оппозиций заявлена уже в названии. Для раскрытия ее сути необходимо обратиться к сценам (двум) в доме Кирсановых, а именно к эпизодам споров Павла Петровича и Базарова об утверждении собственных жизненных ориентиров. Во-вторых, коллизия взаимоотношений Базарова и Одинцовой являет перед читателем следующую оппозицию. Существует и третья оппозиция, не всегда явная благодаря тому, что одной из сторон ее является лишь Базаров в отсутствии героев, которые выше были признаны наряду с ним основными. Это линия так называемых мнимых нигилистов, Ситникова и Кукшиной. Именно они как прихлебатели новых идейных веяний создают контрастную пару с Базаровым, истинным выразителем нигилистической концепции (в дальнейшем, конечно, окажется, что это довольно спорное Базарова, однако в данном конкретном случае необходимо понимать именно так).

Действие романа происходит во время кризиса крепостнической системы, когда обострились противоречия между разными лагерями, в частности между революционерами-демократами и либералами.

Почему роман был злободневен

Исторически сложилось так, что 50-е годы выдвигают новое течение -- разночинство. После подавления восстания декабристов, николаевских репрессий, идеалистической эпохи 40-х годов наступает период действия. В 60-е годы происходит отмена крепостного права, обостряется борьба либералов с демократами. Не последнюю роль в обществе играет и подъем естественных наук, надежды на разумное устройство мира. Базаров -- герой именно 60-х годов, поэтому роман и является злободневным.

Что главное в романе: борьба поколений или борьба разных общественных групп

В романе "Отцы и дети" речь идет об остром, непримиримом конфликте между аристократами и демократами, между либералами и революционерами-разночинцами. Хотя Тургенев не верил в перспективность дела Базарова, он прекрасно понял превосходство "детей" над либералами "отцами". Либералы были классовыми единомышленниками Тургенева, и он разоблачает их дряблость и беспомощность с бесспорным знанием этой среды. Единственным серьезным антагонистом Базарова, на столкновении с которым держится идейный конфликт романа, является Павел Петрович. Чтобы сильнее подчеркнуть серьезность конфликта, этот противник наделен силой и страстностью убеждений. В образе Павла Петровича Тургенев подвергает критике принципы и убеждения консервативного дворянского либерала.

Действие романа Отцы и дети происходит в 1859 году, накануне отмены в России крепостного права. Тургенев стремится показать изменения в обществе на примере образа главного героя - Евгения Васильевича Базарова .

Он - студент-медик, учится на хирурга. Режет лягушек, готовясь резать живых людей. Профессия врача автоматически ставит его выше других людей: он не витает в облаках, не предается философии, а занимается строго практическим делом. По сути, это еще один типичный герой своего времени - времени, когда происходят сдвиги в людском сознании. Базаров - нигилист (он не верит ни во что). Это вызвано тем, что старые ценности, которыми жило поколение их отцов, уже потеряли актуальность. А новые еще не успели появиться. Таким образом возникло поколение, которое способно было лишь разрушать прежние принципы, не создавая ничего взамен. Базаров отрицает эстетику, высокие проявления любви, поэзию...

Но Тургенев показывает, что идеи нигилистов могут разрушиться под влиянием сильных эмоций. Базаров влюбляется в Анну Одинцову, хотя сам презирает себя за это. В итоге Базаров умирает едва ли не из-за своей любви: думая об Одинцовой во время операции, он порезал руку и заразился. Но на самом деле, умирает он из-за своей ненадобности: он, как и прочие нигилисты, не нужен России. Следовательно, и жить незачем. Базаров - еще один сверхчеловек, который в итоге становится лишним.

Одна из главных идей романа - примирение всех сословий и всех поколений. Тургенев считает, что Россия может стать счастливой лишь в этом случае, иначе начнутся бесконечный конфликты.

Проблема отцов и детей в романе

Такой пример в романе: споры Базарова с братьями Кирсановыми, конфликт героев 1830-х и 1850-х годов. Здесь мы можем видеть отсылку к Герою нашего времени: Павел Петрович Кирсанов - это своего рода выживший, постаревший Печорин, идеалы которого никому не интересны в новую эпоху. У них не может быть примирения с Базаровым, однако так и не понятно, кто победит в этом споре. Но Базаров становится романтическим героем, участвует в дуэли с Кирсановым. Выходит, где-то глубоко в нем все же живет романтическая культура прошлого поколения, которая дает о себе знать.

Другой герой романа - Аркадий Кирсанов , друг Базарова. Он считает себя его последователем и также нигилистом, однако в Аркадии нигилизм напускной. Выясняется, что им не по пути. Аркадий не готов умереть во имя отрицаний и идеалов, он человек либеральный. Ему хочется простого личного счастья, которое он получает в романе с Катенькой Локтевой.

Женщина-нигилистка Анна Одинцова - персона неординарная. Она похожа на Базарова - эгоистка, она тоже считает себя выше других. Но она не любит его, хоть и заинтересована интересным человеком. Цель ее жизни - сохранить собственное душевное спокойствие, а Базаров может ее потревожить. А Одинцова привыкла жить так, как нравится только ей. Ни один из них не готов идти на уступки, поэтому и речи быть не может о союзе.

Главная идея романа , как было сказано выше, состоит в том, что невозможно жить во всеобщей вражде. Необходимо вырабатывать новую, удобную для всех идеологию, иначе людей ждет лишь смерть.

Пространство, в которое погружается действие художественного произведения, во многом уже предполагает развитие определенных тем и построение сюжетных конструкций. Подобное можно четко проследить на примере такого романа как «Отцы и дети».

Поскольку описываемое пространство в художественном произведении – это всегда своеобразная авторская концепция мироздания, то оно (автоматически) наделяется автором обобщающим характером.

Как и во всяком другом крупном произведении Тургенева основным местом действия в романе «Отцы и дети» становятся помещичьи усадьбы. Здесь это, разумеется, усадьба Кирсановых и усадьба Одинцовой – пространства, с которыми связаны главные сюжетные и смысловые линии, получающие разрешение во взаимоотношениях Базарова с Павлом Петровичем и Одинцовой.

Внешнее действие

Усадьба Кирсановых важна сценами «столкновений» Базарова с Павлом Петровичем, их идеологическими спорами. Усадьба Одинцовой – развитием любовной интриги между ней и Базаровым. Но все-таки и в первом, и во втором случае читатель видит пространства застывшие, статичные и внести жизнь в них способен только Базаров. Так Павел Петрович заметно оживляется после приезда Базарова, сменяет свой облик скучающего господина на яростного защитника либеральных ценностей и прочее. Одинцова, погруженная в ленивое, бесцельное, по ее словам «спокойное» состояние, почти готова ответить на чувства Базарова, однако привычка побеждает в этой схватке. Таким образом, Базарову не удается расшевелить устоявшуюся жизнь, а ведь именно в этом его функция как революционера.

Внутреннее действие

Кроме того, действие может быть не только внешним, но и внутренним. И такое действие играет достаточно важную роль в романе. Это, конечно, «эволюция» Базарова, которая и начало свое берет и заканчивается собственно на глазах читателя. Базаров, отвергая, идеалистическое миросозерцание, придерживается материалистических взглядов, что и демонстрирует постоянно, однако трещина в его броне разума появляется после знакомства с Одинцовой и развития к ней любовного чувства. Так внутренне действие берет в свои руки ход сюжета. В конце же романа почти что при смерти Базаров говорит совершенно неожиданные (для читателя) практически поэтические (во всяком случае, от Базарова, с которым читатель знакомится на первых страницах, подобных слов невозможно было бы ожидать) слова: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет», что говорит о некоей внутренней трансформации героя (не радикальной, конечно, потому что от взглядов своих он не отказывается, но все же изменения, произошедшие в нем, налицо). И таким образом одним из мест развития действия становится внутренний мир героя, его душа.

Рассказать друзьям