Улица спиридоновка. Государственный музей истории российской литературы имени В.И.Даля

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Я с детства не любила литературных музеев-квартир. К сожалению, они совершенно лишены духа своих прежних владельцев. Везде одно и то же: вот это стол, вот это стул… Но, только не в музее-квартире Алексея Николаевича Толстого.

Знаменитая Спиридоновка. Здесь просто пройтись по улице - одно удовольствие, а если еще заглянуть в музей, да в хороший музей, то это удовольствие будет более ярким...

Дом на Спиридоновке стал музеем в 1987 году. Здание, в котором находится мемориальный музей-квартира А.Н. Толстого, входит в комплекс городской усадьбы Рябушинских, построенной архитектором О.Ф. Шехтелем в 1901-1903 гг. По проекту архитектора флигель, замыкающий внутренний двор, предназначался для хозяйственных нужд. На первом этаже размещалась прачечная и дворницкая, на втором - комнаты для прислуги Рябушинских. Музей остаётся таким же гостеприимным домом, каким был при Алексее Николаевиче Толстом.

С первого взгляда этот музей меня действительно поразил и приятно удивил. Это действительно дом в котором сохранена не только вся обстановка, но и привычки хозяина, семейные традиции…

Главная из таких традиций – это гостеприимство. Не часто сейчас встретишь в Москве музей, в котором тебя напоят вкусным чаем с конфетами. Здесь нет никаких запретов, не надо соблюдать чинную музейную тишину.

Главное в этом музее – дух хозяина дома, который хранителям экскурсоводам удалось сохранить. И это не удивительно. Одной из хранительниц коллекции является Инна Георгиевна Андреева, одна из представительниц рода Толстых.

Алексей Николаевич Толстой поселился в этой квартире в конце 1930-х годов и прожил до самой смерти 23 февраля 1945 года. Здесь бывали Качалов и Уланова, Чуковский и Чкалов, Капица и Бурденко, и даже Фаина Раневская. Последний факт меня особенно удивил, потому что для меня эти две фигуры существуют в отдельных, не соприкасающихся мирах.

Здесь он работал над третьей книгой романа "Петр I", закончил роман "Хождение по мукам", цикл "Рассказов Ивана Сударева"

В доме полностью сохранилась прижизненная обстановка кабинета, гостиной и коридора. Висят портреты Петра I и Екатерины I, живописные полотна, предметы обихода "петровских времен". В библиотеке писателя книги русских и зарубежных классиков, советских писателей, книги по искусству и истории и др. Мало кто знает, что Алексей Николаевич сам занимался обстановкой дома. Он был очень привязан к своим вещам, перевозя их за собой с места на место, чем часто вызывал смех у своих коллег в писательской среде.

Обстановка столовой так же говорит о хозяине как об очень гостеприимном человеке. Здесь сохранился не только стол и стулья, а даже фамильные сервизы и супницы

Меня поразило обилие мебели, картин, фотографий. Всё подлинное. Хотя фотографии Алексей Николаевич и не любил…

Когда находишься внутри, то кажется, выглянешь, и увидишь людей и транспорт каких-нибудь 30-х, а то и 20-х, 10-х. Конечно, это заслуга музейщиков, которые пытаются воссоздать домашнюю атмосферу.

Алексей Николаевич был страстным коллекционером и знатоком антиквариата и предметов искусства. Все эти картины, которые обычно висят в стерильных музейных залах, и не сочетаемая вроде мебель из разных времен и стран, почему-то очень органично выглядят в домашней обстановке музея-квартиры, ничто не режет глаз.

В музее очень много Петра и вещей с ним связанных. Эта фигура имела для Алексея Николаевича особое значение. Ведь именно при Петре Первом род Толстых приобрел дворянский титул.

Также много напоминаний об Империи 18-го, начала 19-го века. Под стеклянным колпаком стоит бюст Потемкина. Волосы, ткань, кружева - личные, потемкинские. Лицо только восковое, но, как говорят - сходство один в один. В столовой, на диване сидит тот самый Буратино, который снимался в фильме 30-х годов. Кстати, в прошлом году сказке про Буратино исполнилось АЖ 80!!!

В кабинете на стене слепок прижизненной маски Петра I и маска Александра Сергеевича Пушкина, так же очень чтимого Алексеем Константиновичем. Писарские чернильницы, подсвечник, корабельные часы, и это далеко не весь список удивительных вещей дома Толстого. В кабинете, как и при жизни, сохранен принцип 4-х столов. Именно так всегда обставлял свой кабинет Алексей Николаевич. Он отличался удивительным трудолюбием, работая по 4-5 часов в день. Вероятно,поэтому за 63 года жизни Толстой создал огромное количество произведений: романы, сказки, повести, пьесы. "Гиперболоид инженера Гарина", "Эмигранты", "Хождение по мукам", "Петр Первый"...

Есть там и небольшой концертный зал со старинным роялем.

В доме очень много картин, но отдельно стоит рассказать об одной. Это единственная картина Иеронима Босха в Москве - «Искушение святого Антония». Сам Толстой считал, что это Босх. Возможно, это и не Босх, а школа Босха. Остается только гадать. Согласно красивой истории,рассказанной хранительницей музея,эта картина попала в дом Алексея Николаевича из усадьбы Александра Сергеевича Пушкина. Именно с нее великий русский поэт и писал сон Татьяны. И правда, вглядевшись в сюжет картины возникают стихотворные образы. Уже после смерти поэта, дом,в котором он проживал в южной ссылке был разграблен. Узнав об этом, Алексей Константинович отправился по близь расположенным деревням и ему удалось найти легендарную картину.

Это далеко не все тайны и истории, которые хранит в себе музей-квартира Алексея Николаевича Толстого. Приходите и откройте для себя своего «Человека Праздник».

За недолгую экскурсию появляется ощущение, что по дому тебя вел сам его хозяин. Музей остаётся таким же гостеприимным домом, каким был при Алексее Николаевиче Толстом.

Сегодня главное для такого музея - это его хранители, экскурсоводы. Если они способны заинтересовать историей хозяина дома, то посещение обязательно удастся.

После экскурсии очень захотелось еще раз вернуться к романам Алексея Николаевича. Взглянуть уже теперь другими глазами на мир созданный писателем.

Музей-квартира А.Н. Толстого

Алексей Николаевич Толстой – незаурядное явление в русской литературе, писатель Божьей милостью. При жизни его одинаково много хвалили и много ругали, его жизни и творчеству была присуща крайняя полярность. Писатель провозглашал себя славянином, потомком древних язычников, но в быту был настоящим денди и окружал себя изысканными предметами и одевался в модную и стильную одежду. Его квартира – это тоже единство противоречий. На стенах развешено множество восточных расписных тарелок, курительные трубки и вазы соседствуют с великолепной антикварной дворцовой мебелью и живописными полотнами европейских художников, среди которых много женских портретов. Толстой был известным знатоком женской красоты.

На диване в гостиной удобно разместился Буратино, а со стен на него грозно смотрят с придворных портретов Петр Первый и Екатерина Великая. В курильнице обитает сказочная царевна-лягушка, которая мирно соседствует с многочисленными батальными полотнами.

Единство противоречий в жизни и творчестве. Толстой писал разные по жанру романы, повести, рассказы и сказки, некоторые из которых были гениальны, а некоторые просто ужасны.

Писатель любил разыгрывать сцены в лицах, говоря за Петра Первого, гетмана Даниила Апостола, своенравную императрицу Екатерину. Любил бегать по кабинету и гримасничать. Все свои образы Толстой писал с себя, описывая свои привычки, свой быт и характер. Может поэтому все его образы кажутся живыми людьми из плоти и крови, будь то граф Калиостро или деревянный мальчишка – Буратино. Интересный человек, интересный дом и интересный музей.

Структура музея-квартиры А.Н. Толстого

Музей-квартира Толстого размещается в знаменитом доме на Спиридоновке. Она занимает флигель бывшей усадьбы миллионера Рябушинского. При хозяине во флигеле жили домашние слуги. Дом и флигель строились по проекту архитектора Шехтеля в начале 20 века. Здание дома и флигеля являются ярким образцом стиля ранний модерн.

Толстой прожил в доме на Спиридоновке последние четыре года своей жизни. Это было плодотворное время в его творческой биографии. Здесь писателем была закончена третья книга романа «Петр I», дописан роман «Хождение по мукам», создан цикл военных очерков и «Рассказов Ивана Сударева».

Квартира писателя полностью сохранила свою обстановку, экспозиция музея развернута в кабинете, гостиной и прилегающих к ним коридорах. Обстановка в квартире полностью «авторская», вещи и картины приобретались самим хозяином дома. В интерьере квартиры очень много исторических предметов – прижизненная маска Петра Первого, старинные чернильницы, подсвечники, корабельные часы.

Комнаты обставлены роскошной мебелью разных исторических эпох. Дизайнером квартиры был сам Алексей Николаевич, он приобретал мебель, живописные полотна, предметы декора и лично расставлял их в комнатах. Многие предметы мебели интерьера представляют собой художественную и историческую ценность.

Экспозиция музея-квартиры А.Н. Толстого в Москве

В экспозиции музея представлено множество портретов, касающихся жизни и творчества писателя, литературные наброски, прижизненные издания книг, награды, фотографии из личного архива.
Большая часть экспозиции посвящена гостям этой квартиры. В гостиной Толстого часто бывали К. Чуковский, И. Эренбург, И. Москвин, В. Качалов, С. Михоэлс, И. Козловский, П. Капица, А. Твардовский, И. Андроников, Г. Уланова.

Мероприятия музея-квартиры А.Н. Толстого на Спиридоновке

Цикл лекций «Серебряный век литературы»;
- интерактивные экскурсии для школьников разных возрастов;
- занятия для старшеклассников «Петровская эпоха в творчестве А.Н. Толстого».

Музей-квартира А.Н. Толстого – интересный интерьерный музей с различными экскурсионными и образовательными программами.

Мемориальный музей Алексея Толстого расположен в той же усадьбе Рябушинского, что и музей Горького. Красный граф, как называли Толстого, занимал бывший флигель для прислуги состоятельного промышленника. Памятная доска с барельефом писателя укреплена на стене исторического здания. В самой квартире сохранена подлинная обстановка, живописная и антикварная коллекции писателя, переданные государству по завещанию вдовы, умершей в 1982 году.

В коридоре посетители проходят мимо пирамиды разномастных сундуков, символизирующих странствия и многочисленные переезды. Алексей Толстой приход к власти большевиков и разразившуюся Гражданскую войну воспринял без восторга, до 1923 года жил в эмиграции в Стамбуле, Берлине и Париже.

Вернувшись в Россию, сменил несколько жен и мест жительства, в мемориальной квартире жил с последней супругой около 10 лет. Направление посетителям указывает стрелка и надпись на простом листе бумаги, укрепленном на двери.

На стене лестничной клетки флигеля укреплен живописный портрет Алексея Толстого кисти известного художника Корина, лауреата Ленинской премии за серию более поздних работ. Писатель изображен сидящим в кресле на фоне книжного шкафа.

Задумчивое выражение лица и потухшая трубка в руке могут изображать реальные размышления над сюжетом последней части романа о Петре Первом, закончить который писатель так и не успел. В этом же здании были написаны многие произведения Алексея Толстого, завершающие его многогранное и разностороннее творческое наследие.

Недюжинный литературный дар и увлекательность произведений принесли Алексею Толстому читательское признание. Лояльность к большевистской идеологии и пропаганда советской власти обеспечили внимание и благодарность правящей верхушки.

После смерти своего соседа по дому Максима Горького Толстой возглавил Союз советских писателей, получил за свои книги три Сталинских премии и несколько орденов, был депутатом Верховного Совета.

Под портретом вытесанная на конце стоящего бревна фигурка главного героя сказки Золотой ключик, или Приключения Буратино. Количество произведений для малышей в обширном библиографическом списке Алексея Толстого составляет несколько десятков, а упомянутая сказка стала практически народной и, похоже, обречена на бессмертие.

Вышли из-под пера писателя не только сказки, но и близкие к ним по богатству замысла фантастические произведения, положившие начало этому жанру в российской литературе. Романы Аэлита и Гиперболоид инженера Гарина отличаются занимательностью сюжетов и богатством деталей, делающих содержание произведений актуальным и для современного читателя.

Главными же произведениями Алексея Толстого признают многоплановую трилогию Хождение по мукам и исторический роман Петр Первый. В трилогии писатель пытается художественными средствами обосновать неизбежность и необходимость революционных событий в России, их благо для простого народа и творческой интеллигенции.

Трехтомник об императоре, авторе коренных реформ в стране и обществе, великом полководце Петре Первом пытается показать все величие и масштаб личности этого незаурядного человека. Долгие годы Толстой работал над этим образом, не случайно в мемориальной квартире столько портретов императора и вещей петровской эпохи.

В прихожей мемориальной квартиры музея Алексея Толстого висит старинное зеркало в уникальной резной оправе. Напротив многоместная вешалка для одежды и головных уборов со стойкой для зонтов и тростей. Предметы мебели коллекционного качества размещены даже в узком коридоре, ведущем к жилым помещениям.

Посетителей музея Алексея Толстого встречают внимательные и квалифицированные сотрудники, готовые сопроводить экскурсию подробными комментариями и ответить на все возникающие вопросы.

Просторный рабочий кабинет писателя обставлен выбранной им лично мебелью, украшен предметами из его многочисленных собраний редкостей.

Где бы он не жил, Толстой соблюдал принцип наличия четырех столов: большого письменного для чтения и редактирования, малого с пишущей машинкой для набора текстов, чайного столика у камина и кафедры для письма стоя, размещенной в углу помещения.

На столешнице письменного стола разложены редактируемые черновики и наброски, стоит красочная чернильница и светильник с абажуром, бронзовая статуэтка и еще несколько изящных мелочей. Дополняет меблировку кабинета несколько шкафов и комодов мастерской работы, оригинальный диван с тумбами вместо боковых поручней.

Стол для печати на машинке не содержит ничего лишнего, только запас бумаги да массивная пепельница в форме причудливой раковины, выдающей пристрастие хозяина к курению.

Действующий камин сооружен по желанию последнего жильца, в подсобных помещениях дворянской усадьбы его не могло быть. Причудливые вазы и изящные подсвечники, солидные часы расставлены на верхней каминной доске.

Кирпичная кладка камина украшена вставками из натурального камня, лежащие возле топки кочерга и щипцы свидетельствуют о реальной эксплуатации камина по назначению.

На круглом столике чайник с чашками, и снова пепельница неисправимого курильщика. Уютные кресла с закругленными спинками располагают как к дружеской беседе, так и к размышлениям в одиночестве, в компании с любимой трубкой.

Большой зал гостиной использовался и как парадная столовая, это иллюстрируется накрытым столом с расставленными тарелками и другими предметами семейного сервиза и расставленными вокруг стульями.

Вогнутый диван занимает дальний угол помещения, в простенке между окнами большое старинное зеркало. Сервант украшен вазами и статуэтками, на стенах живописные полотна известных художников.

Свою долю в формирование изысканного облика помещения вносит и многоламповая люстра, украшающая парадный зал сиянием хрустальных кристаллов.

Бывшая спальня писателя приспособлена под выставку антикварной мебели, приобретенной Алексеем Толстым при жизни.

Самое светлое помещение мемориальной квартиры, в котором самый длинный оконный проем вдоль скошенной стены флигеля, отлично подходит для демонстрации уникальных изделий старых мебельщиков.

Синие стены образуют единое пространство с примыкающими помещениями, оформленными подобным же образом.

Подобный по составу предметов набор мягкой мебели, что и в предыдущей части комнаты, установлен в проеме между двумя коридорами.

Рядом с диваном, который называется «жаба» здесь размещено живописное полотно, изображающее интеллигентного охотника – аристократа. Камзол и цилиндр, старинное ружье и гончие собаки подтверждают эту версию.

Слева расположен переход в другие помещения музея Алексея Толстого, справа приоткрытый занавес позволяет видеть зрительские стулья в следующем зале.

Окрашенный в такой же густой синий цвет Малый зал оборудован на месте кухонных и подсобных помещений. Наличие колонн и портика позволило выделить зону для выступающих, а вполне достаточный объем помещения вместил приличное число стульев для зрителей.

Зал используется для проведения разного рода публичных мероприятий – литературных вечеров и тематических конференций, писательских встреч и других.

Посещение музея Алексея Толстого целесообразно объединить с походом в мемориальное жилище Горького, находящееся рядом.

Само здание, проект которого выполнен знаменитым архитектором Шехтелем, также достойно обозрения, признано памятником зодчества федерального уровня. Комплексная экскурсия получится насыщенной и познавательной.

Дом на Новинском бульваре связан с жизнью и творчеством выдающегося русского певца, знаменитого баса Фёдора Ивановича Шаляпина. Это первый собственный московский дом Шаляпина, он наполнен особой «домашней» шаляпинской атмосферой.

Музей богат подлинными вещами семьи Шаляпиных. В их числе – предметы мебели, рояль Bechstein, напольные часы, венчальные свечи Фёдора и Иолы, театральные костюмы, программы спектаклей, афиши... В доме много картин, подаренных Шаляпину художниками: В. Серовым, К. Коровиным, В. Поленовым, М. Нестеровым, М. Врубелем. Большую коллекцию собственных работ передал в дар Музею сын певца Борис Шаляпин.

В настоящее время Мемориальная усадьба открыта для посетителей. Их ждут выставки, тематические и обзорные экскурсии, концерты известных и молодых исполнителей, встречи абонементных циклов, детские праздники.

Галерея Мемориальной усадьбы Ф. И. Шаляпина составляет с Домом-музеем единый комплекс. В её помещении проводятся выставки, посвящённые как истории, так и актуальным вопросам отечественного вокального искусства; они знакомят посетителей с материалами профильных музеев и частных коллекций. В пространстве Галереи проходят вечера и концертные абонементы различной тематики – «Музыкальные столицы мира», «Артистические семьи», «Встречи на Новинском», «Фортепианные вечера в Доме Шаляпина», «Хоровые ассамблеи», «Дебют в доме Шаляпина» и др. В доме великого русского исполнителя проводят мастер-классы известные отечественные и зарубежные певцы.

Фёдор Иванович Шаляпин купил дом на Новинском бульваре в 1910 году, в возрасте 37 лет. Он прожил здесь двенадцать лет, это время расцвета его таланта, время зрелого мастерства, глубоко осознанного творчества, всемирной славы.

После покупки здания заботы о его ремонте взяла на себя жена Шаляпина – итальянская балерина Иола Торнаги. Бывший дом купчихи К. Баженовой, построенный в конце XVIII века, перестраивался на новый европейский лад: в нём появились газ, водопровод, ванные комнаты, телефон. Благоустраивался не только дом, но и обширный сад, где установили беседку с видом на Москву-реку и уютные скамейки, посадили липовую аллею, кусты жасмина, сирени, разбили клумбы. Для Шаляпиных это был настоящий семейный дом, где комфортно жилось и взрослым, и детям – а их у Фёдора Ивановича было пятеро.

В гостеприимной усадьбе часто бывали многие прославленные деятели отечественной культуры: С. Рахманинов и Л. Собинов, М. Горький и И. Бунин, К. Коровин и К. Станиславский.

В 1918 году дом был национализирован и на 60 лет стал коммунальной квартирой. В 1978 году здание передали ГЦММК им. М. И. Глинки для создания Музея Ф. И. Шаляпина. Понадобилось восемь лет сложных ремонтно-реставрационных работ для того, чтобы восстановить дом таким, каким его знал Шаляпин.

Внутренние интерьеры дома воссоздавали по фотографиям и рассказам детей певца. Белый зал, Зелёная гостиная, столовая, кабинет, бильярдная... Жизнь в этих комнатах шла по заведённому порядку, её не нарушал напряжённый гастрольный график артиста. В Белом зале Шаляпин репетировал со многими своими гостями, в столовой праздновал бенефисы, в кабинете Фёдор Иванович любил читать. Шаляпин обожал бильярд, стол для игры фирмы «В. К. Шульц» ему подарила жена.

Теперь, как и во времена Шаляпина, к Новинскому бульвару обращён светло-палевый фасад дома, на его зелёной крыше красуются фигурные дымники, а на столбах резных чугунных ворот – декоративные вазы.



Рассказать друзьям