Умер народный артист алексей баталов. Алексей Баталов: как непросто складывалась личная и семейная жизнь любимца миллионов женщин

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Актер Алексей Баталов умер на 89-м году жизни в одной из московских больниц. Об этом сообщает «Комсомольская правда» со ссылкой на Владимира Иванова, близкого друга актера. Эту информацию Иванов также подтвердил «Интерфаксу».

По словам Иванова, Баталова, скорее всего, похоронят на Преображенском кладбище в Москве. Также друг семьи актера уточнил, что он умер в одном из пансионатов в Подмосковье.

«Комсомольская правда» отмечает, что в последние пять месяцев Баталов проходил лечение. В январе он сломал шейку бедра, а в феврале его прооперировали. «Комсомольская правда» пишет, что Баталов умер «тихо во сне». «Вечером лег спать, а утром не проснулся», - сообщает издание.
Режисер Никита Михалков займется организацией гражданской панихиды по Алексею Баталову, сообщает агентство «Москва» со ссылкой на Иванова.

«Никита Сергеевич распорядится, что-то сделает, поскольку любил Алексея Владимировича», - сказал он.

Самой запоминающейся ролью Баталова в кино стала роль слесаря Георгия Ивановича (Гоши) в фильме «Москва слезам не верит». Также известны его работы в фильмах «Летят журавли», «Девять дней одного года», «Звезда пленительного счастья», «Бег». Всего на счету Баталова более 30 ролей в кино, а также работы в озвучивании мультфильмов и документальных картин. Свою кинокарьеру актер начал в 1944 году.

С 2007 по 2013 годы Баталов возглавлял Российскую академию кинематографических искусств «Ника». С 1975 года Баталов преподавал театральное мастерство во ВГИКе.
Купить подписку

Всенародно любимый артист Алексей Баталов скончался утром в четверг в одной из московских больниц.

«Алексей Владимирович умер тихо во сне. Вечером лег спать, а утром не проснулся», - сообщил «Комсомольской правде» близкий друг актера Владимир Иванов.

Алексей Баталов попал в больницу в январе - после того, как сломал шейку бедра. В мае его перевели в реабилитационный центр.

Алексей Баталов родился 20 ноября 1928 года во Владимире. В 1950 году окончил МХАТ, после которого три года работал в театре Советской Армии.

Сыграл в десятках отечественных фильмов - «Девять дней одного года», «Летят журавли», «Дама с собачкой», «Москва слезам не верит».

Актер являлся обладателем множества наград и орденов, ему было присвоено звание народный артист СССР.

К сожалению, последние годы были омрачены тяжбой с соседом по даче, который захватил часть земельного участка Баталова в Переделкине. Всего два дня назад - 13 июня - московский суд поставил точку в этом деле, вернув землю семье Баталовых.

Алексей Баталов это лицо целой эпохи. Он был талантливейшим актером и режиссером, мастером художественного слова и имел собственную гражданскую позицию. Он играл людей, отличавшихся чистотой и душевностью, сдержанных и интеллигентных. Все его герои обладали какой-то притягательной внутренней силой и особым светом, согревающим окружающих. Он и сам был такой в жизни – простой, надежный и очень порядочный человек.

Слава к актеру Алексею Баталову пришла после выхода картин «Летят журавли» и «Москва слезам не верит».

Детство и юность

Родился Алексей Баталов 20 ноября 1928 года в городе Владимир, в очень известной актерской семье. Отец Владимир Баталов был известным актером и режиссером, мама Нина Ольшевская тоже была актрисой. Родители познакомились во МХАТе, в котором оба служили. Они часто брали мальчика с собой, поэтому практически все его детство прошло в подсобке МХАТа. В 1933-м родители Алеши разошлись, и Нина Ольшанская снова вышла замуж. Ее избранником стал известный писатель Виктор Ардов, который обращался с мальчиком так же, как и со своими сыновьями. Так у Алексея появилось два брата – в 1937-м родился Михаил и в 1940-м — Борис.

С пяти лет Алексей жил с отчимом, которого всегда считал самым близким человеком. Мальчик с мамой поселились у Ардова, но жизнь семьи усложнялась тем, что через стенку от них жила первая жена литератора. Так они прожили несколько лет, а потом сумели купить квартиру, расположенную в доме литераторов, и переехали в новое жилье.

По соседству с ними жили Мандельштамы, и это обстоятельство очень благотворно сказалось на воспитании мальчика. Их окружали лучшие представители интеллигентов страны Советов, деятели отечественной культуры.

Очень часто Ардовы принимали у себя , и такая компания очень нравилась маленькому Алеше.

Счастливая детская пора закончилась в 1941-м – грянула война. Баталов с матерью покинули Москву и уехали в эвакуацию в Бугульму. Мама была настоящей театральной актрисой, поэтому даже в эвакуации не сидела сложа руки. Она сумела организовать собственный театр, в котором были задействованы эвакуированные артисты и их дети. В то время Алексею уже было 15, и он оказывал матери посильную помощь в театре, а вскоре оказался на сцене, примерив на себя образы второстепенных героев. Еще в детстве Алексей понял, что театр вошел в его жизнь навсегда, но сомневался, хватит ли у него таланта, чтобы достичь определенного успеха.

Театр

Театральная биография Алексея Баталова началась еще в годы войны. Впервые он оказался на сцене в Бугульме, в театре, организованном его мамой.

Дебют в кино состоялся в 1944-м, когда Алексей с мамой вернулись из эвакуации в Москву. Тогда его вместе с классом пригласили на съемки фильма «Зоя», об известной подпольщице Зое Космодемьянской. В отличие от одноклассников, у Баталова была роль со словами, которые нужно было произнести перед объективом камеры.

После окончания школы, Алексей Баталов поступилв Школу-студию МХАТ, и постигал азы актерского мастерства под руководством С.К.Блинникова и В.Я.Станицына. Решение связать свою жизнь со сценой было очень объяснимым – вся его родня была артистической. Баталов учился легко, ему повезло с педагогами, которых он вспоминал всегда с чувством глубокой благодарности. Не научиться хорошим манерам, когда их ведет сама княгиня Волконская, мог только отъявленный тупица. Диплом об окончании Школы-студии Баталов получил в 1950-м, и сразу был призван в армию.

Срочную службу Алексей Баталов проходил в Центральном театре Советской Армии, на сцену которого он выходил на протяжении трех лет.

В 1953-м Баталов поступил на службу во МХАТ, и оставался верным ему до 1957-го. Алексей Баталов считал театр своей судьбой, родным домом. Наверное потому, что его родители служили во МХАТе, и первые детские впечатления были связаны именно с театральными подмостками. Маленький Алеша не видел другой жизни, поэтому думал, что у взрослых нет другой работы, только здесь.

Фильмы

Дебютом в кино стала картина «Зоя», снятая режиссером Лео Арнштамом в 1944 году. Потом был десятилетний перерыв, и только в 1954-м Баталова пригласили на съемки картины «Большая семья», режиссера Иосифа Хейфица. Баталову досталась роль главного героя. В те годы в кино культивировался образ нового советского человека-рабочего. И Алексей Баталов стоял у истоков создания этого персонажа. Сотрудничество с режиссером Хейфицом продолжилось в 1955-м, когда вышла картина «Дело Румянцева», с Баталовым в главной роли. В 1960-м Алексей засветился в ленте «Дама с собачкой», в 1964-м зрители увидели фильм «День счастья». Героев этих картин объединяет одно – сильный дух и врожденная интеллигентность. Именно в этом образе Баталов смотрелся очень органично, режиссеры увидели большой потенциал молодого актера, и засыпали его интересными предложениями.

В 1956-м Баталову предложили стать Павлом Власовым в картине, снятой по произведению Горького «Мать». В 1957-м кинематографическая биография Баталова пополняется новой ролью в ленте «Летят журавли», которую снял Михаил Калатозов. После выхода этого фильма Алексей Баталов стал неимоверно популярным. Герой Баталова – спокойный, ироничный, мужественный и интеллигентный, именно таким видели советского солдата, благодаря его талантливой игре.

О многогранности таланта актера заговорили после выхода картины «Дама с собачкой», которую зрители увидели в 1960-м. Алексею предстояло сыграть Гурова, и ему пришлось над ней изрядно потрудиться. Эта лента была отмечена многочисленными наградами, и отечественными и международными.

В 1962-м Алексей Баталов стал Дмитрием Гусевым из ленты «Девять дней одного года». Он ученый-физик, который облучился во время своих исследований. Михаилу Ромму и Даниилу Храбровицкому захотелось создать сценарий, рассчитанный на Баталова, но вначале эта идея чуть не потерпела фиаско. Им сообщили о серьезной болезни артиста. В это время у него начались большие проблемы с глазами, и врачи категорически запретили ему находиться под софитами. Но режиссеры не опустили руки, и решили все-таки дать возможность Баталову прочесть сценарий. По почте они отправили его в Симферополь, в глазной центр, где лечился актер. Реакция Баталова была мгновенной – он бросил лечение и первым же рейсом отправился в столицу, чтобы подтвердить свою готовность работать над новым проектом.

Эта картина о буднях физиков, занимающихся ядерными разработками. За основу сюжета частично приняты реально происходившие события. Баталов должен был показать всю серьезность произошедшего, но не в трагедийном контексте, а реалиях времени. Его герой должен быть знающим, мыслящим и интеллигентным человеком, лицом ученого двадцатого века. Алексею Баталову это удалось, и в 1966-м его работа была отмечена Государственной премией РСФСР.

В 60-е годы Алексей Баталов начал режиссерскую деятельность и много времени уделяет радиотеатру. В 70-е он опять возвращается в кинематограф в качестве актера. Режиссеры снова начали использовать Баталова в уже созданном им амплуа.

С 1975-го Алексей Баталов стал преподавателем актерского мастерства во ВГИКе, в 80-м получает звание профессора и должность заведующего кафедрой. Пик славы и всесоюзную любовь артисту довелось испытать в 1980-м, когда прошла премьера картины «Москва слезам не верит».

Его персонаж Гоша-Гога, простой советский слесарь-интеллигент, стал легендой в отечественном кинематографе. Режиссером картины стал , картина получила прославленный «Оскар», а Баталов звание секс-символа советского экрана.


Последние съемки, в которых участвовал актер Алексей Баталов, прошли в 2006-м. В том году его пригласили в картину «Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя!». После этого он закончил актерскую карьеру и попробовал свои силы в писательском деле. Баталов стал автором сборника мемуаров.

Алексей Баталов стал автором стихов и детских сказок, ему принадлежат многочисленные сценарии к фильмам. Живой интерес он испытывал к живописи. Издательство «Искусство» выпустило в 1984-м книгу Баталова под названием «Судьба и ремесло». Он стал соавтором книги «Легендарная Ордынка», которую выпустили его братья – Михаил и Борис Ардовы.

Алексей Баталов внес неоцененный вклад в культурное наследие страны, и за это удостоен многочисленных правительственных наград.

Режиссура

Режиссерский дебют Баталова состоялся в 1960-м, когда он снял картину «Шинель». В 1966-м он стал автором ленты «Три толстяка», в которой снялся в образе одного из центральных персонажей. В 1972-м выходит третья работа Алексея Баталова – фильм «Игрок», по одноименной повести Ф.Достоевского. Больше Алексей Баталов фильмы не снимал. Отчасти это объясняется переменой места жительства, актер уехал из Ленинграда и поселился в Москве. Баталов считал, что с этим переездом он растерял надежных людей, настоящую команду профессионалов, которые были незаменимыми помощниками. А в столице такую команду сколотить не удалось.

Алексей Баталов увлекся радиопостановками, которые стали настоящей отдушиной в тот период, когда кинематограф переживал не лучшие свои времена К тому же артисту всегда хотелось попробовать себя в искусстве чтения. Он поставил «Казаков», «Героя нашего времени», «Ромео и Джульетту», «Белые ночи». Эти спектакли слушает уже не одно поколение, наслаждаясь прекрасной техникой исполнения и характерностью героев.

В 1974-м в творческой биографии Алексея Баталова появились мультипликационные фильмы, которые он с удовольствием озвучивал.

Личная жизнь

Впервые Алексей Баталов влюбился еще шестнадцатилетним парнем. Его избранницу звали Ирина Ротова, она была его ровесницей. Через 2 года они поженились, и в 1955 году у них родилась дочка Надежда.

В силу занятости, Баталов все меньше времени проводит дома, целиком отдаваясь профессии. Постепенно отношения супругов охладели. В это время он знакомится с циркачкой Гитаной Леонтенко, с которой вместе снимался в картине «Большая семья». В 1958-м он подает на развод с Ириной, и оформляет официальный брак с Гитаной.

Личная жизнь артиста постепенно наладилась. В 1968-м у них родилась дочь Мария, и вот тут у супругов и началась полоса преодоления трудностей. Из-за врачебной ошибки девочка родилась с ДЦП, и родители приложили немало сил, чтобы ее социально адаптировать. Мария сумела закончить сценарный факультет ВГИКа, начала писать сценарии, издала одну книгу и ее даже приняли в Союз писателей.

Дачный конфликт

Алексей Баталов человек не скандальный, но и ему пришлось в жизни столкнуться с судебным разбирательством. Причиной тому стала его собственная дача, расположенная вблизи писательского поселка Переделкино. Баталов уже много лет являлся владельцем дачного участка в кооперативе «Мичуринец», даже сумел осилить строительство небольшого домика, но однажды он узнает, что несколько сотых его участка принадлежат соседу – ювелиру Вадиму Эльгарту. Этот предприимчивый мужчина сумел оформить документы на право собственности, прихватив часть земли, принадлежащей Баталову.

Эльгарт подсуетился и выстроил на этом месте баньку, а Баталов по незнанию подписал ему документ, который, как впоследствии выяснилось, оказался актом на размежевание границ участков. Скорее всего Баталов даже не понял, что он подписывает, а ловкий сосед мог сказать, что это просто автограф.

По документам дача Баталова принадлежит его дочери Марии, так как все полагающиеся документы артист оформил на нее уже давно. Получается, когда он ставил подпись, то владельцем дачи не являлся, и документ можно считать недействительным, но судебные разбирательства продолжались не один год. Баталов даже написал обращение к мэру столицы, с просьбой разобраться в этом процессе.

Препятствием на пути правосудия стал и тот факт, что ювелир тоже не является владельцем дачи, он подарил ее своей дочери, проживающей в США. Естественно, что она не может присутствовать на заседании в России, и процесс длится годами.

Многочисленные поклонники артиста следили за всеми перипетиями этого конфликта, и не теряли надежду, что он разрешится в пользу Баталова. Инцидент дошел до председателя СК России Александра Бастрыкина, но заметных продвижений в деле так и не произошло. В итоге Алексей Баталов воюет один, и даже всесоюзная известность не помогла ему добиться результата. Решение по вопросу отчуждения так и не было вынесено.

Причина смерти

В 2016-м Алексею Баталову исполнилось 88 лет. Его часто мучили головные боли, артист страдал от постоянных головокружений. В январе 2017-го болезнь снова дала о себе знать, Баталов упал и получил перелом шейки бедра на правой ноге. Его госпитализировали, сделали операцию, спустя месяц была проведена еще одна, восстановительная операция. Состояние здоровья понемногу улучшалось, рана начала заживать, но доктора не давали разрешения на выписку домой.


Фото: Могила Алексея Баталова

Баталов так и не вышел из больницы до самой своей смерти, которая случилась 15 июня 2017 года. Накануне к Алексею Баталову позвали священника, который причастил его перед смертью.

Родные, близкие, и просто многочисленные поклонники смогли проститься с великим актером 19 июня. Местом упокоения Алексея Баталова стало Преображенское кладбище.

Избранная фильмография

  • 1944 - Зоя
  • 1955 - Михайло Ломоносов
  • 1957 - Летят журавли
  • 1958 - Дорогой мой человек
  • 1963 - День счастья
  • 1969 - Внимание, черепаха!
  • 1973 - Возврата нет
  • 1979 - Москва слезам не верит
  • 1986 - Зонтик для новобрачных
  • 1991 - Полтергейст-90
  • 2006 - Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя

ТАСС-ДОСЬЕ. 15 июня в Москве в возрасте 88 лет скончался народный артист СССР Алексей Баталов.

Алексей Владимирович Баталов родился 20 ноября 1928 г. во Владимире в семье театральных актеров Владимира Петровича Баталова (1902-1964) и Нины Антоновны Ольшевской (1908-1991).

Когда Алексею Баталову исполнилось пять лет, родители расстались. Мать вышла замуж за писателя Виктора Ардова.

Во время Великой Отечественной войны Алексей Баталов вместе с матерью с 1942 г. находился в эвакуации в Бугульме (Татарская АССР, ныне - Республика Татарстан), где Ольшевская работала главным режиссером в местном драматическом театре. На его сцене Алексей Баталов, будучи школьником, дебютировал в качестве актера. В 1944 г. впервые снялся в кино, сыграв редактора школьной стенгазеты в военно-патриотическом фильме Лео Арнштама "Зоя" (в титрах не указан).

В 1950 г. окончил Школу-студию МХАТ (ныне - Школа-студия (институт) им. Вл. И. Немировича-Данченко при Московском художественном театре им. А. П. Чехова), где обучался в мастерской Сергея Блинникова и Виктора Станицына.

В 1950-1953 гг. являлся актером Центрального театра Советской армии (ныне - Центральный академический театр Российской армии, Москва), в 1953-1957 гг. - Московского художественного академического театра, в 1957-1975 гг. - актером и режиссером киностудии "Ленфильм" (Ленинград, ныне - Санкт-Петербург).

Алексей Баталов был широко известен в качестве киноактера. Первая крупная работа - молодой рабочий Алексей Журбин в драме Иосифа Хейфица "Большая семья" (1954).

Среди наиболее известных ролей актера - Борис Бороздин в драме Михаила Калатозова "Летят журавли" (1957), врач Владимир Устименко в фильме Иосифа Хейфица "Дорогой мой человек" (1958), физик-ядерщик Дмитрий Гусев в киноповести Михаила Ромма "Девять дней одного года" (1961), Георгий Иванович в мелодраме Владимира Меньшова "Москва слезам не верит" (1979) и др.

Также снимался в фильмах: "Дело Румянцева" (1955, режиссер Иосиф Хейфиц), "Мать" по роману Максима Горького (1955, Марк Донской), "Дама с собачкой" по рассказу Антона Чехова (1960, Иосиф Хейфиц), "День счастья" по повести Юрия Германа (1964, Иосиф Хейфиц), "Живой труп" по пьесе Льва Толстого (1968, Владимир Венгеров), "Внимание, черепаха!" (1970, Ролан Быков), "Бег" по мотивам произведений Михаила Булгакова (1970, Александр Алов и Владимир Наумов), "Чисто английское убийство" по роману Сирила Хэйра (1974, Самсон Самсонов), "Звезда пленительного счастья" (1975, Владимир Мотыль), "Скорость" (1983, Дмитрий Светозаров), "Зонтик для новобрачных" (1986, Родион Нахапетов) и др. В общей сложности он сыграл в более чем тридцати картинах.

Был режиссером фильмов "Шинель" (1959, по повести Николая Гоголя), "Три толстяка" (1966, совместно с Иосифом Шапиро; по повести Юрия Олеши) и "Игрок" (1972, СССР - Чехословакия; по роману Федора Достоевского).

Написал сценарии к мультфильмам "Зайчонок и муха" (1977, режиссер Валентин Караваев) и "Чужая шуба" (1985, Ольга Розовская).

Принимал участие в озвучивании ряда анимационных и документальных фильмов.

С 1971 г. на протяжении ряда лет являлся секретарем правления Союза кинематографистов СССР.

С 1975 г. преподавал во Всесоюзном государственном институте кинематографии (ВГИК; ныне - Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова), с 1981 г. - профессор. С 1989 г. несколько лет заведовал кафедрой актерского мастерства. Как руководитель курса выпустил семь актерских мастерских. Являлся художественным руководителем актерского факультета ВГИК.

С 2007 г. по 2013 г. - президент Российской академии кинематографических искусств "Ника". Также был президентом кинофестиваля "Московская премьера".

Народный артист СССР (1976).

Герой Социалистического Труда (1989).

Награжден орденами Ленина (1967, 1989), "За заслуги перед Отечеством" II и III степени (2008, 1998), "Кирилл и Мефодий" (Народная Республика Болгария).

Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1966), премии Ленинского комсомола (1967), Государственной премии СССР (1981), премии президента РФ в области литературы и искусства (2000), Государственной премии РФ (2005), премии города Москвы в области литературы и искусства (2009).

Был отмечен наградами Каннского фестиваля (1955, Франция; приз за лучший актерский состав фильма Иосифа Хейфица "Большая семья") и Московского международного кинофестиваля (2007, премия "За вклад в мировой кинематограф"), а также премией "Ника" (2002, номинация "Честь и достоинство").

Был дважды женат. Первая супруга - Ирина Константиновна Ротова, вторая - Гитана Аркадьевна Леонтенко. От первого брака имел дочь Надежду, от второго - дочь Марию.

Жизни и творчеству актера посвящены документальные фильмы "Свет звезды. Алексей Баталов. Портрет со спины" (2003, режиссер Наталия Ясницкая), "Алексей Баталов. Дорогой наш человек" (2008, Ирина Голубева), "Алексей Баталов. Я не торгуюсь с судьбой" (2013, Расим Полоскин), "Алексей Баталов. Он же Гога, он же Гоша" (2013, Филипп Сурков), а также одноименные книги "Алексей Баталов" Маргариты Кваснецкой (1983) и Лидии Крымовой и Михаила Осико (2000).

С 2008 г. Бугульминский государственный русский драматический театр носит имя Алексея Баталова. В честь актера назван астероид 4616 Batalov, открытый в 1975 г.

С уходом Алексея Баталова остался 161 ныне живущий народный артист СССР.

В Москве в четверг, 15 июня, в возрасте 88 лет скончался народный артист СССР Алексей Баталов. Актер умер в одной из московских больниц. В январе актер сломал шейку бедра, в феврале ему сделали операцию. У артиста диагностировали осложнения после протезирования сустава. Его состояние врачи оценивали как "средней тяжести". С мая он проходил реабилитацию. Накануне в палату к Баталову приходил священник, который его причастил. Как рассказал "КП" Владимир Иванов, Алексей Баталов умер тихо во сне - вечером лег спать, а утром не проснулся. РБК Иванов также сообщил, что Баталов умер "сегодня под утро, во сне". По просьбе семьи артиста он не стал разглашать подробностей.

Прощание с Алексеем Баталовым состоится в московском Доме Кино, - сообщил ТАСС заместитель председателя Союза кинематографистов России Клим Лаврентьев. "Дату мы пока не определили. Отпевание - в храме иконы Божией Матери на Ордынке, похороны - на Преображенском кладбище", - сказал он. Алексей Баталов родился 20 ноября 1928 года в городе Владимире в семье актеров Владимира Баталова и Нины Ольшевской. Его отчимом был писатель-сатирик, драматург и сценарист Виктор Ардов. В доме семьи часто бывали известные люди, в том числе подолгу гостила известная поэтесса Анна Ахматова. Баталов впервые вышел на сцену в возрасте 14 лет в Бугульме, где в эвакуации его мать создала свой театр. Через год он дебютировал в кино, снявшись в эпизодической роли в фильме Лео Арнштама "Зоя".

Алексей Баталов сыграл более чем в 40 картинах, в том числе в пяти фильмах Иосифа Хейфица: "Большая семья", "Дело Румянцева", "Дорогой мой человек", "Дама с собачкой", "День счастья", - а также в фильмах "Летят журавли", "Девять дней одного года", "Бег", "Звезда пленительного счастья", "Чисто английское убийство", "Зонтик для новобрачных". Одна из самых известных лент с его участием - "Москва слезам не верит" Владимира Меньшова, где он сыграл роль слесаря Гоши. В 1981 году картина была удостоена премии "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке" и Государственной премии СССР.

В качестве режиссера-постановщика Алексей Баталов снял три фильма - "Шинель" по Николаю Гоголю, "Три толстяка" по Юрию Олеше совместно с Шапиро, "Игрок" по Федору Достоевскому. В 1950-1953 годах актер работал в Центральном театре Российской армии, в 1953-1957 годах - в МХАТ им. Горького (ныне МХТ им. А. П. Чехова). Баталов много работал на радио. Среди его радиопостановок: "Казаки" Льва Толстого, "Белые ночи" Федора Достоевского, "Поединок" Александра Куприна, "Герой нашего времени" Михаила Лермонтова, "Ромео и Джульетта" Уильяма Шекспира.

В 1975 году Алексей Баталов стал преподавателем Всероссийского Государственного института кинематографии (ВГИК). С 1980 года - профессор ВГИКа. В 1963 году за художественный фильм "9 дней одного года" Баталов был награжден Государственной премией РСФСР. Премия Ленинского Комсомола за создание образов молодого человека в фильмах "Дорогой мой человек", "9 дней одного года", "Летят журавли" и других была присуждена актеру в 1967 году. Премия братьев Васильевых - в 1968 году. В 1976 году Алексей Баталов был удостоен почетного звания Народного артиста СССР.

В 1979 году Баталову присвоили звание Героя Социалистического труда. Актер награжден двумя орденами Ленина, Славянским орденом культуры "Кирилла и Мефодия". Лауреат премии "Юнона" за 1997 год, премии "Кинотавр" в номинации "Премии за творческую карьеру" за 1997 год. В 2002 году Баталов был удостоен главной кинонаграды страны "Ника" в номинации "Честь и достоинство". В 2008 году он стал первым обладателем приза "Признание поколения", присужденном ему на кинофестивале ВГИКа.

Сегодня, 15 июня, около 6 часов утра на 89-м году жизни скончался народный артист СССР и режиссер Алексей Баталов. По словам друга семьи, Баталов скончался тихо во сне в одной из московских больниц, где он оставался последние пять месяцев после перелома шейки бедра. Мы навсегда запомним Алексея Баталова по таким фильмам, как «Летят журавли», «Девять дней одного года», «Чисто английское убийство», «Звезда пленительного счастья», «Живой труп» и «Дама с собачкой». Но наиболее яркой ролью, всецело полюбившейся советскому и российскому зрителю, стал харизматичный «Гоша, он же Гога, он же Жора» в фильме «Москва слезам не верит». Фильм Владимира Меньшова вышел на киноэкраны 11 февраля 1980 года. Лирическая история о судьбе трех подруг-провинциалок, приехавших покорять столицу. Годом позже Американская киноакадемия наградила картину высшей своей наградой - «Оскаром», посчитав ее лучшей иностранной лентой года. Сегодня сюжет оскароносного фильма знает каждый россиянин. Фильм, как и рязановская «Ирония судьбы…», - непременный атрибут новогодних праздников. Но мало кто знает, что поначалу и сценарий был другой, и актеры не рвались сниматься у Меньшова. Давайте вместе узнаем, как режиссеру и его команде все-таки удалось создать народный фильм.
«На сценарий я не сразу среагировал», - вспоминал впоследствии Владимир Меньшов. Потому что Ян Фрид, выдающийся сценарист и режиссер («Двенадцатая ночь», «Собака на сене», «Дон Сезар де Базан» и др.), который в конце 70-х годов прошлого века был в большом авторитете, посчитал историю, написанную Валентином Черных, неинтересной. «Единственное, что меня привлекло, - это замечательный ход, когда Катерина заводит будильник и в слезах засыпает, а просыпается уже через несколько лет и будит взрослую дочь. Я даже подумал вначале, что просто пропустил несколько страниц. А когда понял, что это такое решение - прыжок в 20 лет, то сразу мысль заработала». Однако режиссер все же предложил Валентину Черных кардинально переделать материал. Тот категорически отказался, и за доработку пришлось взяться самому Меньшову. В итоге вместо 60 страниц получилось более 90, возникли новые сюжетные линии, новые герои. К примеру, история спившегося хоккеиста Гурина или сцена в клубе знакомств - изначально у Черных их не было. Появилась сцена со Смоктуновским, который «поздновато начинает» актерскую карьеру. По изначальному сценарию, главная героиня Екатерина Тихомирова - директор завода и депутат Моссовета - должна была вести прием избирателей. «Скучно!» - решил Меньшов и отправил ее в клуб знакомств, где директриса, которую блестяще сыграла Лия Ахеджакова, стала сватать ее за «работника главка - очень ответственного, всего пятидесяти трех лет». Вместо фестиваля французских фильмов Екатерина и Людмила должны были наблюдать, как к аргентинскому посольству подъезжают приглашенные на… дипломатический прием. И только по настоянию Меньшова послов заменили кинозвездами Смоктуновским, Юматовым и Конюховой, а «форды» и «бьюики» - отечественными ЗИСами и «Победами».

В СССР секса нет

У Рудика, по сценарию, была не только активистка-мать, но и отец - Рачков-старший, токарь по профессии. В телецентре на Шаболовке, куда Родион приглашает Катерину, изначально должны были снимать КВН. Но потом собирать огромный зал не стали, решив заменить КВН съемкой «Голубого огонька», который считался карточкой советского телевидения. Некоторые сцены Меньшов специально сделал более бытовыми. Герой Баталова Гоша, вместо того чтобы, сидя перед телевизором, смотреть хоккейный матч, потягивая пиво, взялся ремонтировать пылесос. Многие фразы вырезали уже в процессе монтажа. Например, в сцене, когда Николай находит Гошу дома в сильном подпитии и у них завязывается беседа, убрали название авиакомпании. «Что происходит в мире?» - спрашивает Гоша, наливая. «Стабильности нет, - отвечает ему Николай. - Террористы опять захватили самолет компании “Эйр Франс”». Так вот, «Эйр Франс», во избежание международных проблем, решили вырезать. И если, по сценарию Черных, Гоша и Коля распевают «По Дону гуляет казак молодой», то в фильме они всего-навсего разделывают таранку. Кстати, поскольку в те времена, как известно, в Советском Союзе секса не было, сильно урезали и встречу главной героини с героем Табакова в его квартире, посчитав ее слишком откровенной. Наверху посчитали, что актеры «переигрывали» и «слишком торопливо раздевались». В работе над картиной Владимиру Меньшову приходилось преодолевать сопротивление и собственной съемочной группы, пренебрежительно относившейся к этой «дешевой мелодраме». Некоторые актрисы, пробовавшиеся на роли героинь, просто уходили.

А кто у нас Гоша?

На роль Гоши, по словам Владимира Меньшова, пробовалось много актеров, в том числе Виталий Соломин, Вячеслав Тихонов, Олег Ефремов, Леонид Дьячков. Однако режиссер никого из них не утвердил. Отчаявшись, сам решил сыграть главного героя. Но тут по телевизору шла картина «Дорогой мой человек» с Алексеем Баталовым, и Меньшов сразу понял, кого ему надо звать на роль Гоши. Но тут уже Баталов заупрямился. Его и сценарий не впечатлил, и в роли интеллигента-слесаря он себя не очень-то видел. Но в конце концов согласился. Александр Фатюшин сначала пробовался на роль Николая, но Меньшов отдал ее Борису Сморчкову, актеру, у которого лучше получались простые русские парни. После этого Фатюшину была предложена роль хоккеиста Гурина. Позже Фатюшин признавался, что очень полюбил своего героя, правда, жалел, что многое не вошло в окончательный вариант картины. Как, например, сцена во Дворце спорта «Лужники»: советская сборная играла матч со шведами, и Гурин стал героем этой встречи. Но больше было жаль последней вырезанной сцены. Ближе к концу фильма все собрались на даче. Три героини сидят на завалинке, поют. И тут должен был появиться Гурин: галстук набок, рубашка навыворот, с ним какой-то ханыга. Гурин начинает препираться со своей бывшей женой Людмилой из-за трояка, а ханыга кричит на нее: «Ты как с ним разговариваешь? Это Гурин, я на его матчах вырос как личность!» Но руководители тогдашнего Госкино по поводу этой сцены сказали: «Нет, завязал - значит завязал. Игрок сборной, пусть и бывший, не может так опуститься».

Пара для Баталова

С кандидатками на главную женскую роль дело также обстояло непросто. Руководство «Мосфильма» рекомендовало Меньшову Анастасию Вертинскую, Жанну Болотову, Ирину Купченко, Валентину Теличкину. «Неинтересно!» - в один голос заявляли они, прочитав сценарий. Пробовалась и Маргарита Терехова. Но когда Юнгвальд-Хилькевич предложил ей роль Миледи в «Трех мушкетерах», она безоговорочно выбрала ее. Актриса Наталья Сайко пробы прошла, но, когда на роль Гоши взяли Баталова, оказалось, что они плохо смотрятся вместе. Стали искать актрису «под Баталова». Тогда-то и появилась Вера Алентова. А вот на роль скромняги Тоси пробовались Галина Польских, Людмила Зайцева, Наталья Андрейченко и Нина Русланова, однако убедительнее всех смотрелась Раиса Рязанова, которую худсовет и утвердил. Польских обиделась на Меньшова, не понимая, как он вообще мог ей такое предлагать, а Русланова - потому, что не взял. Ирина Муравьева, сыгравшая Людмилу, затем признавалась, что, впервые увидев картину на монтажном столе, рыдала от обиды. «Моя героиня совсем не понравилась мне, - говорила как-то актриса. - Грубая, неотесанная, местами пошлая. Все, что я ненавидела в жизни и в людях, вылезло на экран». Тем не менее роль Людмилы стала одной из самых ярких и запоминающихся работ актрисы. Кстати, Муравьеву режиссер нашел случайно, увидев в одном из телеспектаклей.

Девушки без возраста

Во время съемок фильма Вере Алентовой было 37 лет, Раисе Рязановой - 35, Ирине Муравьевой - 30. Перед актрисами стояла очень сложная задача - сыграть своих героинь 19-летними наивными провинциалками, а потом их же спустя два десятилетия. И с этим актрисы справились прекрасно. Гримеры и костюмеры тоже потрудились на славу. Алексей Баталов был на 11 лет старше своего героя. Но на экране это не ощущается.

В 40 лет жизнь только начинается

Уникальность картины Меньшова в том, что в ней нет эпизодических ролей. Зоя Федорова (вахтерша из общежития) и Владимир Басов (замначальника главка Антон) так же важны, как и главные герои. «Для меня было очень важным, чтобы именно Басов произнес фразу о том, что «в 40 лет жизнь только начинается», - пояснял впоследствии режиссер. - А дальше уже надо было придумать, что ему играть. Ясное дело, что танцевать с молодежью он не станет. Чем отличить его от других гостей? А тем, что у него какие-то проблемы с желудком, а он, старый хрыч, все пытается кого-то “заклеить”, а сам из туалета не вылезает. И сразу становится понятно, что это за человек. Роль вахтерши в сценарии вообще не была прописана. И тогда мы придумали ввести ее в ближний круг героинь - она и по телефону “хэллоу” произносит, и Катерину из роддома встречает. Для Зои Федоровой эта работа оказалась последней».

Александра так и не стала дипломатом

Только благодаря Алексею Баталову роль дочери главной героини Александры сыграла Наталья Вавилова, которая снялась в дебютной картине Меньшова «Розыгрыш» еще школьницей. Родители Наташи были категорически против ее актерского будущего, пророчив ей серьезную карьеру - устроили на курсы в МИД, готовили в институт. Съемки начались без Александры, и тут Меньшову пришла в голову замечательная мысль. Уговаривать родителей он отправил Баталова. Увидев знаменитого актера, они не смогли ему отказать. К тому же Баталов пообещал, что девушка запросто сможет совмещать учебу и работу над фильмом. После съемок Вавилова бросила курсы, поступила во ВГИК и стала актрисой.

Брежнев в восторге!

Готовая картина принималась худсоветом «Мосфильма». Члены совета довольно уклончиво высказывались о фильме. «А директор “Мосфильма” Сизов, весьма суровый и несентиментальный человек, обозленный осторожными похвалами, неожиданно сказал: “А я думаю, что мы с этой картиной еще столько призов и народной любви поимеем!” - рассказывал Владимир Меньшов. - Но в приватном разговоре со мной попросил вырезать из фильма наиболее откровенные моменты. “Гришин на даче посмотрит и скажет потом: «Опять у тебя любовью занимаются!»” Но я уперся и не стал сокращать более того, что уже было вырезано. Фильм пошел на дачи к высшему руководству страны. Когда я спросил у Сизова, как там Гришин, директор “Мосфильма” махнул рукой: “Да ладно Гришин! Брежнев в восторге!” На этом судьба фильма была решена».

Как-нибудь само рассосется

В течение первого года фильм посмотрели 85 млн человек. «Москву…» купили сто стран мира. По миру шли триумфальные премьеры картины, на которых неизменно отсутствовал один человек - режиссер Меньшов. «Почему меня не выпускали из страны? - рассуждал он впоследствии. - Никто не говорил причину. Начальники лишь опускали глаза: “Ну подожди, все само как-нибудь рассосется”. Только спустя годы я узнал, что на меня лежало два доноса. От коллег. Моими “проступками” было то, что после снятия с должности Подгорного я высказал удивление, почему, мол, отставка второго человека в стране произошла без всяких объяснений. А второй донос был посвящен моему восхищению количеством продуктов в каком-то заграничном магазине. Этого было достаточно. А я-то думал, что Родину продал, планы секретного завода выдал».

Рейган смотрел 8 раз

Когда пришло приглашение на церемонию «Оскара» (американцы прислали его на домашний адрес Меньшова), режиссера вновь не выпустили. За наградой вышел атташе по культуре советского посольства. На следующий день во всех газетах было написано, что «Оскара» получил работник КГБ. Сам режиссер о том, что стал лауреатом самой престижной кинонаграды мира (не имеющей, кстати, материального вознаграждения), узнал не сразу. Непосредственно в день церемонии - 31 марта - он пытался слушать «Голос Америки», но из-за «глушилок» так ничего и не разобрал. Телефонный звонок раздался утром 1 апреля, и Меньшов решил, что это чей-то розыгрыш. Но его пригласили в Госкино. Золотая статуэтка «Оскара» оказалась у Владимира Меньшова спустя много лет после награждения. Лишь в 1989 году на церемонии награждения премии «Ника» Владимиру Меньшову решили вручить и его «Оскар». Предполагалось, что за кулисами режиссер отдаст статуэтку обратно в Госкино, где она все эти годы и хранилась, но Меньшов забрал ее с собой. По словам Владимира Меньшова, президент США Рональд Рейган, готовясь к встрече с Михаилом Горбачевым в 1985 году, не менее восьми раз посмотрел фильм «Москва слезам не верит», чтобы постичь загадочную русскую душу.

Рассказать друзьям