Униженные и оскорбленные в чем смысл романа. Анализ рассказа "униженные и оскорбленные"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В 1857 году Достоевский уже имел определенные зарисовки будущего романа и обдумывал идею, однако за перо он взялся только через несколько лет. Весенний выпуск журнала "Время" в 1861 году напечатал первую часть романа, а после этого каждый номер издания содержал продолжение повествования. Сейчас рассмотрим краткий анализ романа "Униженные и оскорбленные", к тому же вы можете прочитать его краткое содержание .

Интересно отметить, что роман "Униженные и оскорбленные" стал первым большим произведением Достоевского, в котором он показал устои, проблемы и достижения общества тех времен. "Бедные люди", оставшиеся без защиты и поддержки,- вот тема романа. Эти люди унижены, оскорблены и обездолены. Роман можно отнести к некому эксперименту писателю, так как лишь в следующих работах он проработал до мелочей все детали. Речь идет об определенных художественных приемах, сюжетных линиях и образах.

Герои романа

Чтобы анализ романа "Униженные и оскорбленные" получился более полным, обратим внимание на героев произведения. Например, у Петра Александровича Валковского образ не самый притягательный - он полностью отдан на служение злу, и в нем автор собрал весь негатив богатого общества. Валковский эгоист, он черствый и очень корыстолюбивый. Этому человек не чуждается подлости и жестокости, и ради денег он готов пойти на все. Даже его брак был по расчету, ведь получив желаемое, то есть материальную выгоду, он выкинул из дома даже мать Нелли, которая была беременна.

Или если посмотреть на сына Валковского - он не нужен отцу до тех пор, пока тот не видит возможности удачно его женить. Чтобы сделать это, князь готов разрушить благополучие семьи Ихменевых. Он без зазрения совести оклеветал человека, который поспитывал его ребенка и помог восстановить находящееся на грани разорения имущество. При анализе романа "Униженные и оскорбленные" видно, что князь Валковский отплатил помещику Николаю Сергеевичу добром за зло.

Несмотря на красоту князя, его натура омерзительна, и чем дальше, тем более явно видно что скрывается за любезностью и внешним лоском - коварство и алчность. Однако, в романе есть совершенно противополжный герой - это рассказчик Иван Петрович. Молодой Федор Достоевский очень напоминает читателям этого начинающего писателя. Он благороден, готов и хочет помочь совсем незнакомым, хотя сам не богат, если не сказать беден. Эти два героя прямо противоположны друг другу, обязательно учтите это при литературном анализе романа. Увидев, какой корыстолюбивый был князь, мы видим Ивана Петровича, который самоотверженно и по-доброму поддерживает Нелли. Он даже может пойти на такой шаг, как благородство в любви - отдать любимую девушку другому, чтобы она осталась с другим мужчиной, лишь бы сама была счастливой.

Проблема эгоизма в анализе романа "Униженные и оскорбленные"

Данный роман, по сути, является психологическим сочинением, где автор тщательно исследует такое явление, как человеческий эгоизм. Причем самое яркое его проявление - это поведение Валковского. Упомянем еще о его сыне Алексее. Он тоже эгоист по своей натуре, и перспективы богатой жизни манят его. Когда встает вопрос, кому отдать предпочтение - Кате или Наташе, Алексей выбирает невесту побогаче, то есть Катю. Молодой человек боится, что как только он лишится материальной поддержки отца, его безбедная жизнь закончится, и даже то что Наташа готова работать, не интересует его.

Проблема эгоизма видна и при рассмотрении образа Наташи, ведь сосредоточившись на своих страданиях, ей нет дела до того, что происходит с родителями. Она ослеплена чувствами к Алексею, но их не назовешь истинной любовью, это тоже проявление эгоизма.

Одержимых ненавистью и глубокими обидами старика Смита и Николая Ихменева тоже можно назвать эгоистами, ведь они безразличны к близким людям, и гордость их превыше всего остального. Продолжим анализ романа "Униженные и оскорбленные". Образ Нелли тоже подчеркивает мысль Достоевского в отношении эгоизма в обществе. Правда ее эгоизм можно назвать "эгоизмом страданий". Она питается чувствами жалости самой к себе, и уже привыкла ощущать себя в роли жертвы. Нелли не верит никому, воспринимает окружающих, как жестоких и бессердечных, и против того, чтобы кто-то о ней заботился. Девочка считает, что лучше пусть она голодает, бродяжничает и ведет нищенское существование, но к переменам Нелли не готова.

Другие детали анализа

Интересно, что в романе трудно выделить главного героя, их, по-крайней мере, несколько, если вспомнить князя Валковского, Наташу Ихменеву и Ивана Петровича. Огромное значение в произведении имеют диалоги, потому что именно там Достоевский раскрывает образы своих персонажей, исследует чувства и внутреннего человека.

Символичные сцены тоже занимают немаловажное место, но они могут стать предметом отдельного разговора. Надеемся, что краткий анализ романа "Униженные и оскорбленные" Достоевского оказался для вас полезным. Посетите наш блог , чтобы найти еще больше статей с анализами произведений и характеров героев.

Произведения великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского должен знать каждый уважающий себя человек. Если времени на полноценное чтение всех книг категорически не хватает, прочитайте для начала "Униженные и оскорбленные". Краткое содержание (1 часть и последующие будут рассмотрены в данном обзоре) расскажет вам о непростой истории двух семей и научит распознавать добро и зло, искренность и ложь, любовь и ложные чувства.

Главные герои романа

Федор Достоевский в повествование вводит Ивана Петровича - писателя, который к финалу произведения дописывает свою повесть. Вести дневник он начал не от хорошей жизни: в детстве родители оставили его сиротой, и мальчик воспитывался в доме Николая Сергеевича Ихменева. Он был хорошей, но обедневшей фамилии, проиграл свое имение, но вскоре стал хозяином маленькой деревушки и женился на Анне Андреевне Шумиловой. В последующих главах семейство сталкивается с неприятностями. Читатель понимает, что название произведения выбрано не случайно, и именно Ихменевы - униженные и оскорбленные.

Краткое содержание повествует о том, что к старикам начал наведываться князь Петр Александрович Валковский со своим сыном Алешей. Ихменев вскоре стал управляющим, но после конфликта его семейство было вынуждено снова отправиться в Петербург. Дочь Николая Сергеевича и Анны Андреевой, Наташа, была камнем преткновения между Алешей и писателем Иваном. Последующие события этого любовного треугольника будут описываться в книге "Униженные и оскорбленные". Краткое содержание по частям и главам передаст сложность отношений между двумя семействами.

Второстепенные герои романа и их роль

Действия начинаются в немецкой кондитерской, куда направляется старик Смит с собакой Азоркой. В помещении он раздражает присутствующих своим многочасовым времяпрепровождением, но ему больше не суждено сюда вернуться... Азорка внезапно умирает от старости или голода, после чего старик поспешил на выход и тоже неожиданно умер.

Станьте очевидцами действий романа "Униженные и оскорбленные": краткое содержание по главам расскажет вам о том, как важно в этом жестоком мире оставаться хорошим человеком, каким был главный герой Иван. Смит называет ему свой адрес, и вскоре юноша перебирается в его квартиру, где встречает внучку старика - Елену. Анна Трифоновна Бубнова - содержательница этой девочки-сиротки, часто бьет ее и унижает. Филипп Филиппович Маслобоев - школьный товарищ Вани, которому он рассказывает историю о Смите.

Княгиня Катерина Федоровна Филимонова становится сначала подругой Алеши, а потом и невестой, тем самым разрушив его отношения с Наташей. Героиня появляется в романе нечасто, но читателю сразу становится понятно, что под маской этой богатой женщины скрывается наивный ребенок.

Содержание 1 части "Униженные и оскорбленные" (краткое)

Отзывы об этом романе колеблются от восторженно-положительных до неодобрительных, но, чтобы оценить задумку писателя, необходимо самому углубиться в эпоху 19 века и понять сложность отношений главных героев.

На первых страницах своей книги Достоевский знакомит читателя с жизнью Ивана Петровича, семейством Ихменевых и Валковских. Князь отправляет в воспитательных целях в дом Николая Сергеевича своего сына Алешу, и там у молодого человека с Наташей завязывается роман. Все это происходило во время отсутствия Ивана, который уехал учиться в Петербург. По возвращении молодой писатель понимает, что Наташа - его судьба. Иван делает ей предложение, которое девушка принимает, но старики не торопятся со свадьбой, и эта ошибка становится роковой… Вскоре Наташа уходит к Алеше, который впоследствии оказался подлецом.

Несчастный Иван переезжает в квартиру Смита и встречается там с его внучкой Еленой. Алеша с Наташей жили в бедной квартире на Фонтанке. Девушка часто грустила и была уверена, что жених бросит ее ради Катерины Федоровны - барышни, которую князь Валковский выбрал сыну в жены. Обо всем сокровенном Наташа разговаривала с Иваном, который часто навещал ее.

Князь Валковский хочет породниться с Катериной Филимоновой, но одновременно понимает, что настоящее счастье его сыну принесет только Наташа. Иван чаще видится с Еленой и становится свидетелем того, как жестоко с ней обращается старуха Бубнова: после побоев у девочки начинаются припадки. Сложно поверить, что такие жестокие женщины по сей день живут на земле, но описание подобного зверства дано в книге "Униженные и оскорбленные". Краткое изложение, к счастью, не передает всего ужаса четвертой главы второй части.

Молодой человек решает увезти девочку, нанимает ей доктора, покупает хорошую одежду, но она рвалась работать и готова обратно уехать к старухе-тирану. Бедняжка начинает сама ухаживать за своим спасителем и просит отныне называть ее Нелли - так звали ее мать-иностранку.

Приближаясь к квартире Наташи на Фонтанке, Иван заметил коляску князя Валковского, с которым они затем вместе вошли в дом. Девушка была одна и рассказала, что Алеша несколько дней не появлялся, но стоило ей завести речь, как внезапно он вернулся от Катерины Филимоновой. Наташа вспыхнула, решив, что князь только пытается казаться добрым, а на самом деле жаждет того, чтобы невестой сыну была именно эта богатая барышня...

Алеша клялся Ихменевой в вечной любви и в том, что к Кате относится только как к сестре. Но девушка не верила и попросила Ивана навестить графиню. Несложно догадаться, что над семейством Ихменевых жестоко подшутила судьба, и именно они - униженные и оскорбленные. Краткое описание последующих событий раскрывает эту мысль. Вскоре поступило предложение князя навестить графиню. Постепенно читатель узнает, что Катерина влюблена в Ивана, а тот уже почти не любит Наташу. Пьяный князь на вечере раскрылся с иной стороны: он признался в своих корыстных намерениях и объявил о желании поженить сына и графиню.

Теперь у Ивана болит душа за двух девушек: за Наташу и Нелли. Вторая становилась непослушной и подшучивала над своим доктором. Несчастной поставили диагноз - порок сердца, и даже лекарства не способны продлить ей жизнь. Нелли не могла жить у Ивана спокойно, поэтому сбежала, оставив записку. Доктор, который поначалу казался ей другом, отказался взять ее на воспитание, а у Ихменевых девочка не хотела оставаться.

Далее следует кульминация романа "Униженные и оскорбленные" - краткое содержание последующих глав раскрывает подлую сущность всего семейства Валковских. Алеша заявляет, что любит Катерину Филимонову, но спешит обвенчаться с Наташей, поскольку не представляет без нее жизни. Но их счастью мешает конфликт отцов, поэтому Ихменев лишает дочь родительского благословения и проклинает ее. Однако свадьба Алеши и Наташи так и не состоялась, и победителем в этой битве оказался князь, женивший сына на графине. Старики Ихменевы обрели другое счастье: простили свою дочь и стали воспитывать Нелли как родную.

Эпилог

Нелли продолжала жить в доме у стариков Ихменевых, и вскоре совсем к ним привыкла, а Иван дописал свою повесть, над которой так долго работал. Филипп Маслобоев часто навещал семейство и не остался в стороне, узнав о трагической судьбе девочки. Он тайно рассказывает Ивану о том, что Нелли на самом деле вовсе не сиротка, а дочь князя Валковского - это и является переломным моментом в книге "Униженные и оскорбленные". Оказалось, что девочка все знала, но молчала... Она доживает свои последние дни в мучениях. Перед смертью Нелли вручает Ивану крест с ладанкой, где хранилось послание ее матери Валковскому.

История падения и воскресения главной героини

Первая любовь всегда самая искренняя, страстная и влечет за собой тяжелые последствия - для Наташи Алеша наверняка был первым, поэтому она оставила отчий дом ради него. Она сама казнила себя, решив бросить все и стать рабой этого "взрослого ребенка", вечного игрока и любимца женщин. Из-за Валковских Ихменевы не только несчастные, но и униженные и оскорбленные.

Краткое содержание далее повествует о том, что Алеша без зазрения совести жаловался Катерине, будто Наташа ничем для него не жертвует... Неужели ему было мало ухода девушки из родительского дома? Николай Ихменев запретил произносить имя дочери, а сам похитил с ее портретом у жены, чтобы втайне от всех любоваться, вспоминать, мучиться… Наташа причинила много страданий старикам, но ее нельзя обвинять в содеянном - поступки делались ради любви, а это и есть главное оправдание. В конце четвертой части отец прощает дочь и падает перед ней на колени. Ихменевы, униженные и оскорбленные, все-таки воссоединяются, и для них это и есть подлинное счастье.

Роль героини Нелли в концепции книги

Трагичность романа усиливается описанием нелегкой судьбы девочки с пороком сердца, которая, как кажется на первый взгляд, стала участницей действий случайно. Незаконнорожденная Нелли, в детстве потерявшая мать, до конца жизни обречена ненавидеть человечество, которое причинило ей столько боли. Они терпит все побои, унижения и сама отказывается от счастья - это маленькое создание не знает, что значит быть счастливой, возможно, поэтому не может жить с людьми, которые так же, как и она, униженные и оскорбленные.

Краткое содержание раскрывает истинную историю ее семьи: когда-то Смит проклял и выгнал свою дочь, бежавшую с любовником, которым оказался Валковский. Именно Нелли возвращает в семейство Ихменевых гармонию и понимание. Николай Сергеевич осознает греховность своего поступка и сам бросается в ноги Наташе с просьбой простить его. Таким образом, бедняга Нелли принесла себя в жертву за грехи матери, подлого отца и за счастье семейства Ихменевых.

История создания

Книга "Униженные и оскорбленные" увидела свет в 1861 году в журнале "Время", при жизни Достоевского дважды переиздавалась. В России настороженно относились к писателям, вернувшимся из ссылки, поэтому гениальный роман не был встречен восторженно, хотя критики и отозвались о нем положительно (в частности, В. Г. Белинский).

Произведение было экранизировано трижды: в 1915 году труппой артистов театра Соловцова, в 1976 вышел спектакль в постановке Е. Велиханова. В 1991 снят фильм режиссера А. Эшпая; в 2005-м сделан мюзикл на музыку А. Журбина. Чтобы понять идею романа, важно не только смотреть постановку с экрана, но и прочитать "Униженные и оскорбленные" (краткое содержание).

Гюго и его роман "Отверженные"

Тема униженных и оскорбленных не первое столетие остается актуальной в мировой литературе. Главный герой произведения Виктора Гюго - Жан Вальжак - пробыл на каторге почти 20 лет за мелкую кражу, и выйдя на свободу, открывает собственную фабрику и становится мэром. Все это он делает под чужим именем, но властям становится известна вся правда: беднягу снова лишают свободы, но на сей раз он совершает побег. Жан воспитывает Козетту, дочь одной несчастной женщины, умершей от чахотки. Возлюбленный девушки участвовал в республиканском восстании и был осужден, но Вальжак спасает его и благословляет молодых. На следующий год он умирает в нищете на руках у Козетты и ее мужа. "Отверженные" - это история грешника, ставшего великим праведником. Таким образом, произведения на тему "Униженные и оскорбленные" имеются не только у Федора Достоевского, но и у Виктора Гюго.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Повествование в "Униженных и оскорбленных" ведется от первого лица. Иван Петрович - начинающий бедный петербургский литератор, разночинец - является одновременно рассказчиком и действующим лицом романа . Образ этот отчасти носит автобиографический характер . Рассказ о литературном дебюте Ивана Петровича, восторженная оценка его первого романа "критиком Б." (т. е. В. Г. Белинским), взаимоотношения молодого писателя с его "антрепренером" (издателем) - эти и некоторые другие факты восходят к биографии молодого Достоевского.

В "Униженных и оскорбленных" романист отказался от соблюдения строгого хронологического принципа, характерного для его последующих романов. Хронология романа сбивчива, а исторический фон, на котором совершаются события, условен.

"Униженные и оскорбленные" - первый большой роман Достоевского после каторги. В нем отразилась идейно-художественная эволюция писателя, вынесшего из Сибири убеждение о трагической оторванности передовой русской интеллигенции от "почвы", неверие в революционный путь преобразования русской действительности.

Иван Петрович изображен как литератор школы Белинского и идейный единомышленник критика. Однако тот гуманистический идеал братства, добра и справедливости, которому верен герой, в отличие от идеалов Белинского не носит активного, действенного характера. Отношение героев к литературному первенцу Ивана Петровича как бы служит критерием их нравственной сущности. Гуманистический пафос "Бедных людей" близок Ихменевым, но совершенно чужд Валковскому, способному испытывать к обездоленному "маленькому человеку" лишь чувство высокомерного презрения, свойственного аристократической среде.

Описываемые в романе события происходят в Петербурге. Писатель стремился к точному воспроизведению топографии северной столицы. Антикапиталистическая тема, трактуемая Достоевским с гуманистических позиций, проходит через весь роман.

История Нелли позволила Достоевскому изобразить петербургские трущобы и притоны с их обитателями, жизнь городского социального "дна", где господствуют нищета, болезни, пороки, преступления. "Маленький человек", затерявшийся в этом страшном мире, обречен на нищету, позор, физическую и нравственную гибель. Не менее трагичны судьбы и других героев романа, "униженных и оскорбленных". Гибнут ограбленные и обманутые Валковским мать и дедушка Нелли; несчастья обрушились на семью Ихменевых, разоренную и опозоренную тем же Валковским; разрушились личная жизнь и литературные планы Ивана Петровича.

Всесильное и торжествующее зло представлено в романе князем Валковским, у которого, по меткому замечанию Н. А. Добролюбова, "душа совсем вынута". Валковский - теоретик и практик откровенного, цинического, хищнического эгоизма и индивидуализма. К этой зловещей фигуре тянутся все сюжетные линии романа. Он причина несчастий и страданий "униженных и оскорбленных".

Валковский - новый для писателя тип. Этот герой-идеолог - литературный предшественник более сложных и художественно совершенных героев того же плана - "подпольного парадоксалиста", Раскольникова, Свидригайлова, Ставрогина. Образ Валковского еще не обладает той психологической и философской усложненностью, которая свойственна, например, наиболее ему родственным Свидригайлову и Ставрогину, в душах которых, однако, происходит мучительная борьба между злом и добром .

Образ князя Валковского имеет определенные аналогии в западноевропейских литературах - в произведениях Шодерло де Лакло, маркиза де Сада, Шиллера, Гофмана, Э. Сю, Ф. Сулье, Бальзака. Деньги для Валковского - главный двигатель и вершитель человеческих судеб. Причем князь - гедонист, стремящийся наслаждаться жизнью, к которой он относится потребительски. "Жизнь -- коммерческая сделка, -- утверждает в беседе с Иваном Петровичем Валковский, -- даром не бросайте денег, но, пожалуй, платите за угождение, и вы исполните все свои обязанности к ближнему, -- вот моя нравственность <...> Идеалов я не имею и не хочу иметь <...> В свете можно так весело, так мило прожить и без идеалов...".

Если Валковский принадлежит к "хищному типу", то его сын Алеша относится к числу добрых, но слабых, безвольных людей. Детскость, простодушие, "невинность" придают Алеше своеобразное обаяние и отчасти роднят его с Алешей Карамазовым. В противоположность отцу Алеша не является сознательным носителем зла, однако его бездумный эгоизм, легкомыслие, безответственность в своих поступках объективно содействуют злу.

Рисуя мир "униженных и оскорбленных", Достоевский не идеализирует внутренних возможностей своих героев. Это не только хорошие, благородные, несчастные и страдающие люди, достойные любви и участия. Они в то же время нравственно больны, ущербны, потому что постоянное оскорбление человеческого достоинства не проходит безнаказанно, но калечит душу человека, озлобляет его.

Эгоизм разъединяет, разобщает даже самых близких, дорогих друг другу людей (семья Ихменевых), препятствует их человеческому взаимопониманию и единению. Валковский -- носитель самого страшного - хищнического, цинического, волчьего эгоизма. Алеша Валковский и Катя представляют в романе эгоизм наивный, непосредственный. Наташе присущ эгоизм больной, исключительной, жертвенной любви к недостойному избраннику, делающий ее глухой к страданиям близких людей (родителей, Ивана Петровича). Ей же, как и Нелли, в высшей степени свойствен эгоизм страдания, в котором она гордо и ожесточенно замыкается. Эгоизм страдания характерен также для старика Ихменева и отчасти для Ивана Петровича .

Разумеется, Достоевский понимал, что подобное нравственное единение не уничтожает социального зла, которое в романе торжествует в лице Валковского. В финале романа - трагически разрушенные судьбы его героев. Писатель-гуманист правдиво показал трагически неразрешимые конфликты своей эпохи.

Наиболее обстоятельный и содержательный анализ романа "Униженные и оскорбленные" дан в известной статье Н. А. Добролюбова "Забитые люди", опубликованной в сентябрьской книжке "Современника" за 1861 г.

Добролюбов отнес роман Достоевского к "лучшим литературным явлениям года" и с сочувствием упомянул о приверженности Достоевского "гуманистическому" направлению 1840-х годов.

Добролюбов отметил, что в "Униженных и оскорбленных" "очень много живых, хорошо отделанных частностей, герой романа, хоть и метит в мелодраму, но по местам выходит недурен, характер маленькой Нелли обрисован положительно хорошо, очень живо и натурально очеркнут также характер старика Ихменева. Все это дает право роману на внимание публики".

Однако в целом роман не удовлетворил критика, заявившего, что "Униженные и оскорбленные" - "ниже эстетических требований".

К числу художественных неудач романа Добролюбов относит образ главного героя, который, по мнению критика, из "всех униженных и оскорбленных <...> унижен и оскорблен едва ли не более всех". "Действие романа, - замечает критик, - продолжается какой-нибудь месяц, и тут Иван Петрович беспрерывно на побегушках <...> Но вот и все; что именно у него на душе, мы этого не знаем, хотя и видим, что ему нехорошо . Словом, перед нами не страстно влюбленный, до самопожертвования любящий человек <...> перед нами просто автор, неловко взявший известную форму рассказа, не подумав о том, какие она на него налагает обязанности. Оттого тон рассказа решительно фальшивый, сочиненный ; и сам рассказчик, который, по сущности дела, должен бы быть действующим лицом, является нам чем-то вроде наперсника старинных трагедий". Критике подверглись и другие персонажи романа. "Силлогизмы Наташи поразительно верны, как будто она им в семинарии обучалась, - иронизирует Добролюбов. - Психологическая проницательность ее удивительна, постройка речи сделала бы честь любому оратору, даже из древних. Но согласитесь, ведь очень приметно, что Наташа говорит слогом г. Достоевского? И слог этот усвоен большею частию действующих лиц". Критик недоумевает, "как может смрадная козявка, подобная Алеше, внушить к себе любовь подобной девушки" . Достоевский не разъяснил этого. "Сердце героини от нас скрыто, и автор, по-видимому, смыслит в его тайнах не больше нашего".

По мнению критика, Достоевский не сумел также "заглянуть в душу" Валковского . Общий характер замечаний Добролюбова свидетельствует, что он оценивал роман Достоевского прежде всего с позиций поэтики Гоголя и "натуральной школы" 1840--1850-х годов, предусматривавшей социальную мотивировку характеров и поведения героев. Поэтому критик не мог полностью оценить художественного новаторства Достоевского, прокладывавшего путь к идеологическому роману. Название статьи Добролюбова непосредственно связано с его истолкованием идейного содержания романа. Критик относит "униженных и оскорбленных" героев Достоевского к числу "забитых людей", квалифицируя их "забитость" как "отречение от собственной воли, от собственной личности".

Размышляя о положении "забитых, униженных и оскорбленных личностей", которых "у нас много в среднем классе", Добролюбов приходит к выводу, что, несмотря на внешнее примирение со своим положением, "они чувствуют его горечь", "жаждут выхода". "Где этот выход, когда и как - это покажет жизнь".

Критик смотрит с известным оптимизмом на будущее "забитых людей" , так как со времени появления "Макара Ивановича с братией" жизнь уже шагнула вперед, и в обществе налицо "общее стремление к восстановлению человеческого достоинства и полноправности во всех и каждом". "Может быть, - заключает Добролюбов, -- здесь уже и открывается выход из горького положения загнанных и забитых, конечно, не их собственными усилиями, но при помощи характеров, менее подвергшихся тяжести подобного положения, убивающего и гнетущего.

«Униженные и оскорбленные» - роман Ф.М. Достоевского. Роман создавался одновременно с работой над «Записками из Мертвого дома». В самом конце 1859 г. Достоевский вернулся из Сибири в Петербург. За десять лет, проведенных им на каторге, многое изменилось в России. Расшатался и агонизировал крепостнический уклад, стали размываться патриархальные устои, общество урбанизировалось и переживало болезненный процесс социального расслоения; власть денег наложила отпечаток на все сферы быта и морали.

Достоевский, находящийся во власти почвеннических идей, для пропаганды своих взглядов основал журнал «Время», первый номер которого вышел в январе 1861 года. Для успеха журналу нужен был роман, способный заинтересовать читателя. Таким романом и стали «Униженные и оскорбленные». Новое произведение Достоевского печаталось во «Времени» с января по июль 1861 года. В том же году роман вышел отдельным изданием. «Униженные и оскорбленные» имели колоссальный успех у публики, но рецензенты встретили роман сурово. Н.А. Добролюбов считал его «ниже эстетической критики», А.А. Григорьев называл героев куклами, манекенами, ходячими книжками. Впоследствии сам Достоевский отчасти согласился с обвинениями критиков.

Сегодня трудно согласиться и с суровым приговором критиков, и со «смиренной авторецензией» (по определению К. Мочульского) Достоевского. Стало очевидно, что роман «Униженные и оскорбленные» — эксперимент, в ходе которого Достоевский впервые «опробовал» многие приемы, сюжетные ходы и даже характеры героев, которым затем предстоит появиться в его «программных», фундаментальных произведениях. Зависимость «Униженных и оскорбленных» от мелодраматических авантюрных романов Фредерика Сулье, Э. Сю, В. Гюго, Ч. Диккенса не умаляет новаторства Достоевского.

К особенностям композиционного строения романа можно отнести, во-первых, параллельное развитие сюжетных линий: истории Наташи Ихменевой и истории Нелли. Все происходящее с этими героинями преломляется через сознание Ивана Петровича, который одновременно выступает и как рассказчик, самым активным образом участвующий в напряженном и запутанном действии, и как связующее звено, объединяющее все нити разветвленного сюжета, и как носитель философских, этических и социальных идей автора романа.

В «Униженных и оскорбленных» Достоевского происходит своеобразное удвоение сюжетных линий: перед читателем предстают две дочери, ради любви бросающие своих отцов (Наташа и мать Нелли, «Смитиха»); два князя Валковский (отец и сын); жертвенная любовь Ивана Петровича к Наташе перекликается с бескорыстным, платоническим чувством Генриха («Феферкухена», как издевательски именует его сыщик Маслобоев) к матери Нелли; Генрих умер совсем еще молодым — то же вскорости предстоит Ивану Петровичу, дописывающему историю своей любви в больнице, в полном одиночестве и нищете (ожидаемая смерть Ивана Петровича) зеркально отражает еще и упомянутую в романе раннюю кончину критика Б.

Утроению или удвоению подвергаются и другие ключевые моменты действия: Смит и Ихменев проклинают своих дочерей, при этом Ихменев проклинает Наташу дважды; дважды проклинают в романе и князя Валковского: мать Нелли и сама Нелли; повторяется история с покупкой серег на день рождения (мать Нелли вспоминает, как старик Смит рассердился, узнав, что его подарок уже не является для нее сюрпризом — но и старик Ихменев рассердился по такому же поводу, и его гнев Наташа тоже вспоминает с умилением). Катя — дочь откупщика, как и мать Алеши, умершая после нескольких лет брака с Валковским; князь прочит себе в жены девочку 14 лет, а именно в этом возрасте умирает Нелли. Удвоение и зеркальное отображение сюжетных линий не только усиливает мелодраматический эффект произведения, но и является продолжением давно интересующей Достоевского темы двойничества. Герои-двойники дополняют, объясняют, углубляют друг друга и те идеи, носителями которых они являются.

Второй важный композиционной особенностью романа «Униженные и оскорбленные» Достоевского можно назвать любовный «многоугольник», составленный из нескольких «треугольников», тоже, впрочем, не совсем обычных. Вершины центрального «треугольника» — Иван Петрович, Наташа, Алеша. Когда-то Наташа была влюблена в Ивана Петровича — они вместе росли, читали одни и те же книги, между ними установилась духовная близость. Наташа была в восторге от дебюта Ивана Петровича в литературе, ее родители дали согласие на брак; хотя и с отсрочкой свадьбы. Внезапно вспыхнувшая страсть Наташи к Алексею Валковскому необъяснима разумом. Духовной близости между ними нет. Наташа знает, что ее новый избранник не умен, видит все его неприятные черты и слабые стороны характера. По сравнению с ней, Алексей — ребенок. Наташа не идеализирует его, но ее чувство не плотское влечение, а жертвенная любовь-страдание, ее крест. Наташа, решившая против воли отца уйти к Алексею, выглядит как тяжело больной человек — у нее «впалые бледные щеки, губы, запекшиеся, как в лихорадке, и глаза, сверкающие из-под длинных ресниц горячешным огнем», визит князя Валковского ввергает ее в истерический припадок и т.д. Иван Петрович также нездоров, но его любовь к Наташе лишена надрыва, он не испытывает ревности, ибо верен идее духовной близости; Иван Петрович страдает, видя что Наташа несчастна, он испытывает боль за нее, но не «из-за». Временами Иван Петрович испытывает недоброе чувство к «сопернику» Алеше, но лишь потому, что Алексей не дает Наташе счастья, терзает ее.

Как ни странно, но влечение Алексея к Наташе предельно целомудренно: Наташа ощущает себя не женой и не любовницей, а матерью Алеши, хотя она старше его всего на два года. «Треугольник» не замкнут: соперничества Ивана Петровича и Алексея нет, нет соперничества и между Наташей и Нелли. Нелли исступленно ревнует Ивана Петровича, но любовь тринадцатилетней девочки ко взрослому человеку преждевременна и обречена на то, чтобы остаться незамеченной и неразделенной. Не замкнут и треугольник «Наташа—Алеша — Катя». Алеша тянется к ним обеим, и, будучи не в силах выбрать, кто из них ему дороже, предлагает фантастический вариант решения проблемы: «...Я прямо сказал, что люблю очень Катю, но что как бы я ее ни любил, и кого бы я ни любил, я все-таки без нее, без Наташи, обойтись не могу и умру. <...> Что же касается до Кати, то что же такое! Я ведь не могу жить без Наташи... Обвенчается и тоже туда с ней поедем, где Катя...».

К другим особенностям композиции могут быть отнесены ее многофигурность, обилие случайных, подчас мистических совпадений, благодаря которым развивается запутанная интрига. Добро и зло не просто ярко выражены в романе, они персонифицированны. Идея абсолютного, победительного зла воплощена в образе князя Валковского. Литературными предшественниками Валковского являются Юлиан Астакович, пожилой, почтенный с виду чиновник — сладострастник, любящий потаенный, темный разврат («Петербургская летопись», «Елка и свадьба») и, отчасти, человек-паук Газин из «Записок из Мертвого дома». В последующих романах Достоевского линия Валковского раздваивается — ее продолжают, с одной стороны, «сладострастники» Свидригайлов, Федор Павлович Карамазов, старичок Тоцкий, генерал Епанчин; с другой стороны, «сверхчеловеки» и «циники»— Раскольников, Кириллов, Иван Карамазов, - а затем обе линии сходятся в образе Ставрогина. Валковский - демоническая фигура, «князь тьмы», умеющий очаровать любого человека, чтобы, использовав, безжалостно отшвырнуть его прочь, точно ветошь. Все скрытые пружины действия сосредоточены в руках Валковского; его злая воля определяет судьбы всех персонажей: всерьез противостоять ему не может никто. «Голяк, потомок отрасли старинной», ради денег и власти он способен на любое преступление. Он женит сына на Кате, ибо они «дураки оба», и рассчитывает распорядиться Катиными миллионами по собственному усмотрению. Он чудовищный эгоист. В советском литературоведении бытовала точка зрения, что князь Валковский — тип хищного капиталиста. Однако нельзя забывать, что деньги, богатство, капитал для него не цель, а синоним неограниченной власти и извращенных наслаждений.

Антиподом эгоисту и мизантропу Валковскому в романе предстает Иван Петрович — автор филантропической повести, сознательный, убежденный носитель кантовского императива «добро ради добра», альтруист, моралист и неудачник. Образ Ивана Петровича породил в критике бурную полемику. Ивана Петровича рассматривали и как резонера, и как художественного двойника самого Достоевского 40-х гг. — идеалиста и романтика, над которым Достоевский 60-х вершил безжалостный, но справедливый суд. Вероятнее же, воспринимать образ Ивана Петровича нужно как предтечу «положительно прекрасного» князя Мышкина. Достоевский после каторги обрел непоколебимую уверенность в том, что единственно возможный путь человека к счастью лежит через страдание. Христос, принявший страдание во имя людей, — идеал, данный людям. Тот, кто страдает за других, — искренне и самоотверженно, — приближается к этому идеалу. Бескорыстный, целомудренный, донкихотствующий Иван Петрович явно тяготеет к идеалу Богочеловека (хотя религиозная тема в романе практически не затронута) — на другом конце шкалы располагается Валковский, в гордыне своей возомнивший себя Человекобогом, равным Создателю.

В «Униженных и оскорбленных» Достоевского конспективно намечено все, что будет автором развернуто впоследствии: ночная сцена в ресторане между князем и Иваном Петровичем — это первая «философская беседа», где совершается борьба идей и где добро и зло получают возможность сойтись в споре, причем суд над добром поручается злодею. Странная, немыслимая в реальной жизни, любовь «втроем», которая могла бы спасти Алешу, Наташу и Катю, предвосхищает трагические треугольники «Мышкин — Аглая — Настасья Филипповна» и «Рогожин - Настасья Филипповна - Мышкин» в «Идиоте». Антитеза «любовь—страсть» здесь только заявлена, как заявлен и конфликт между всеобщей братской сострадательной христианской любовью и любовью, возникающей между мужчиной и женщиной в результате предпочтения ими друг друга всем остальным. Сыщик Маслобоев — добрый, но слабый и способный в равной степени на добро и зло, пропащий человек, сознающий свою обреченность — предтеча Порфирия Петровича из «Преступления и наказания». Тема денег, возникающая в романе постоянно, также перейдет в последующие произведения, а фраза Алеши Валковского «Богатство — главное. Нынче самый главный князь — Ротшильд» вызывает прозрачные ассоциации с «ротшильдовской» идеей романа «Подросток».

«Униженные и оскорбленные» Достоевского стоят в преддверии романов-трагедий. Шаблоны мелодрамы, авантюрного и уголовного романа наполняются гениальным психологическим и идеологическим содержанием. Ф.М. Достоевский вырабатывает новый повествовательный стиль, изображая жизнь идей в конкретной форме. Роман интересен тем, что Достоевский не решает, а ставит проблемы, которые будут рассматриваться им на протяжении всей жизни.

Не смогу скрыть своего восхищения, несмотря на то, что будучи образцом моральности Ф.М. Достоевский в этот раз предстал мне в ином свете, больном, неправильном или вернее будет сказать правильно извращенном. Во мне родилось чувство, что и явилось центром тяжести. Ведь все великие достойны критики. А коли я воззрился на него, готов получить оплеух. Спасибо, и будьте милосердны. Далее в хаотичном порядке, только и успевай поймать смысл.

С самого начала нам сообщается, что герой романа пишет роман, и пишется тяжело. Так же автор, вполне олицетворяет себя с главным персонажем. И что выходит, Ваня, влюбленный в дочь Ихменьевых еще с самого детства, и так рьяно следящий за их жизнью, наконец, нападает на сюжет романа. А в тот момент, когда Наташа влюбляется в сына князя Алешу, молодого повесу, Ваня, жертвуя собственными чувствами, не разрывает отношений с Наташей, а даже наоборот начинает еще более интересоваться делами семьи и отношениями Наташи, и даже старается полюбить злополучного этого Алешу, как старается полюбить Алешу и сам автор. Но у него это получается весьма поверхностно, он, то и дело называет эго глупым, неглубоким и так зависящим от всех кто его окружает. Так продолжается до самого конца романа, подсознательно он его не любит и не может любить, ведь именно он отнял у него его любовь. Отнял ли? Или просто отдал девушку, которая впервые встретилась с мужчиной? Девушку, которая только и жила под родительским крылом, родители которой отвергли Ваню, за неимением состояния. Наташа в свою очередь любит Алешу назло всем, это становится ясно к концу сюжета. Назло Ване, который при всей силе чувств отступает. Назло родителям, которые ни за что не хотят отдавать её замуж за Алешу. В основном касается старика Ихменьева, у которого свои счеты с князем, и который считает Наташу предательницей, и он прав. Во всяком случае он не испытывает иллюзий о счастливом конце, в отличии от Анны Андреевны, которая продолжает видеть лишь выгодную партию для Наташи, и между тем говорит, «Что он в новой то нашел?»(говоря о Кате) Так почему же истинно уходит Наташа из родительского дома? Хочет жить с Алешей? Идет на поводу матери, которая хочет выгодного брака? Надоела опека отца? Назло всем, которые не оценили ее первый выбор? Почему автор, который так наблюдателен и детален совсем не разбирается в этой ситуации. Почему Ваня не интересуется истинными мотивами? Они оба не хотят разбирать Наташу, она для них загадка, объект любви и симпатии.

Припомним и старика Смита, которого автор зачем-то в начале произведения, наделяет просто мистическими качествами, но не как не качествами брошенного отца и вся эта сцена, так детально описанная Достоевским в кафе в последний его день, зачем нужна была эта агрессия, вызвать у нас сострадание, перед этим создав образ, скорее мистический? Не понимаю. Почему его лицо не разрезали морщины агонии, сомнений и боли? Отчего эти непонятные привычки, за которыми так усердно наблюдал Ваня. Но здесь и совсем фантасмагория, когда Ваня из любопытства, селится в квартире этого старика, тесной и неосвещенной.


Оставим, отметим по настоящему позитивного персонажа в этой истории: Маслобоев, у него в отличии от всех наших чистосердечных, руки запачканы «в делишках». Но он один может противостоять злу, ему хватает сил и рассудительности, сноровки и прочего, что бы отжимать денег с тех, кто является воплощением зла. Хотя как выясняется, и разрушает, слишком идеальное представление, он тоже «продешевил» с делом князя.

И вот подходим к моим излюбленным персонажам, они по настоящему величественны: Нэлли и Князь, гордые, спесивые и ожесточенные в своих целях. Я не просто поставил их рядом они отец и дочь.

Нэлли, по настоящему трагичное создание в этой истории. Мне кажется, все остальные лишь играли, Ваня играл, Наташа играла(помните в конце книги Наташа обращается к Ване: «Скажи, что это был всего лишь сон»), Николай Сергеевич играл (проигрывая свои деньги в суде), Алеша играл, Катя играла, Князь играл(хотя он играл по настоящему) , а Нэлли умерла за все эти игры. Умер именно ребенок, который и должен, что играть, но лишь она жила по настоящему. Меж тем Ваня, становится для меня персонажем намного худшим чем Князь, наиболее хладнокровным, он подписывает и без того больной Нелли, смертный приговор и делает это без малейших ухищрений, назначая ее «спасительницей всего». Но первое свое злодеяние он совершает намного раньше, когда ломает ее каменное сердце своей пресловутой любовью и правдолюбием. Он говорил, что она эгоистична, злобна. Но она не сломалось под натиском, так и не стала ребенком. «Но Нэлли не исполнила завещания: она знала все, но не пошла к князю и умерла непримеренная.» «Проклинаю его».

Как не трагично весь роман о том, как ничтожны все эти высокие чувства. Как ошибочны все эти высокие истины перед лицом судьбы-жизни.

Письмо князю.

Собственно, что же такое князь? …он всегда шел к своей цели, не сомневался, полагал, что цель оправдывает средство. И что-то бесконечно играючее было в его характер, это чувство, которое он пытался вызвать у Наташи, истинно раскаивающегося человека, с озорцой заигрывающего с правдой, эти слова… «Было время и я был увлечен высокими идеями». Словно автор говорит: Слабые идут на дно. Весь роман Ваня с Князем были заодно. Помните, как Ваня болезненно воспринимал слова князя в последней сцене в баре, его нарочитую ложь? Но тем не менее оставался, он жертвовал всеми идеями, чтобы узнать… «Князь замолчал, будто что-то обдумывая»




Рассказать друзьям