Урок м шолохов судьба человека. Креативный урок по изучению рассказа М

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Слайд 1

ТЕМА:

Образ и характер героя в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека».

ТИП УРОКА:

урок-исследование.

ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательные:

дать представление о личности М. А. Шолохова и его произведениях; показать идейный замысел рассказа «Судьба человека» и значение образа героя; выявить черты характера героя.

Развивающие:

развивать монологическую речь учащихся, умение вести диалог, развивать навыки анализа текста.

Воспитательные:

воспитывать гражданские чувства, чувство любви к родине, ответственности за будущее, умение делать свой выбор.

Методы обучения:

объяснение учителя, беседа, работа с текстом произведения.

Оборудование:

компьютер, проектор, интерактивная доска.

Слайд 2

Ход урока

Посеешь привычку – пожнешь характер,

Посеешь характер – пожнешь судьбу.

Старая истина

1. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку. Объявление темы и цели урока, эпиграфа к уроку.

Создание эмоционального настроя.

Слайд 3

2. Вступительное слово учителя.

Михаил Александрович Шолохов – русский писатель, известный не только в отечественной, но и в мировой культуре. О значительности фигуры писателя говорит список его наград. М. А. Шолохов – академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Нобелевской премии (1965г.). Он автор рассказов «Нахаленок», «Судьба человека» и др., среди которых выделяются «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» о резком классовом противостоянии на Дону, о войне отцов и детей, смертельной вражде братьев, оказавшихся по разные стороны борьбы. Автор романов «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Они сражались за Родину».

Слайд 4

Сегодня мы остановимся на одном из выдающихся произведений Шолохова – рассказе «Судьба человека», опубликованном в 1957 г. в котором автор раскрывает трагедию нашего народа в годы войны, показывает бедствия и страдания, выпавшие на долю русского человека.

Слайд 5

Звучит запись песни «Враги сожгли родную хату», на фоне которой показываются слайды с изображением разрушенного Воронежа, других городов.

Слайд 6

Учитель.

Каким характером должен был обладать русский человек, чтобы преодолеть нравственные испытания, посланные судьбой? Что смог сохранить в своей душе? Об этом рассказывает Михаил Шолохов в рассказе «Судьба человека», об этом и будет наш разговор на уроке.

Слайд 7

3. Проверка знаний теоретического материала.

    В чем заключаются особенности жанра – рассказ?

    Как вы понимаете образ и характер в литературе? Это одно и то же?

    Чем отличается образ от характера?

4. Словарная работа.

Слайд 8

Рассказ – один из видов эпической повествовательной литературы: небольшое художественное произведение о каком-либо событии в жизни человека без детального изображения того, что с ним было до и после этого события. Искусство писателя в рассказе состоит в том, что он в кратком эпизоде из жизни своего лирического героя раскрывает типичные черты человека.

Ушакова О. Д.

Понятия и определения:

Словарик школьника. СПб.:

«Литера», 2005 г. С. 57.

Слайд 9

Образ – живое, наглядное представление о ком или о чем-нибудь.

Характер – совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении. Человек с характером. Сильный характер.

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю.

М.: Азбуковник, 1999 г. С. 435, 860.

Слайд 10

Художественный образ – это определенная мысль автора, воплощенная во что-то конкретное, а характер – это качества этого конкретного лица или предмета, которые позволяют читателям понять мысль автора.

Мещерякова М. И. Краткий словарь

литературоведческих терминов. –

М.: Айрис-пресс, 2007 г. С. 175, 209.

Слайд 11

    Каков же Андрей Соколов, и как, какими приемами и средствами раскрывает автор его характер?

5. Анализ текста.

Слайд 12

    В чем видит Андрей Соколов свое счастье в довоенной мирной жизни?

Слайд 13

На фоне музыки «Белоруссия» учащиеся пересказывают эпизод от слов: «Поначалу жизнь моя была обыкновенная...» до слов: «Чего ещё больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты».

Слайд 14

Вывод:

Андрей Соколов, помыкавшись по белу свету, осел в Воронеже, нашёл девушку «по душе». «Хорошая попалась мне девка! Смирная, весёлая, угодливая и умница, не мне чета... И не было для меня красивей и желанней её, не было на свете и не будет!» Зажили Андрей и Ирина счастливо, радуя друг друга. Их любовь подарила им детей, которые, в свою очередь, радовали своих родителей. А «старшенький, Анатолий, оказался таким способным к математике, что про него даже в газете писали».

Слайд 15

    В чём же заключается счастье для Андрея Соколова?

Герой рассказа не говорит о богатстве, о драгоценностях, радуется малому, что является самым ценным на земле: дом, лад в семье, здоровье детей, уважение друг к другу. Андрей Соколов заключает свой рассказ словами: «Чего ещё больше надо?» В его жизни всё гармонично, будущее видится ясно.

Слайд 15

    Назовите черты характера героя, которые помогли ему в мирной жизни.

Запись на доске и в тетради:

великодушие, уверенность в себе, умение любить, трудолюбие.

Слайд 16

    Что же так изменяет установившийся порядок в семье?

В мир, построенный бережно и любовно, врывается война. Жизнь людей, их судьбы неотделимы от исторических событий. Так и в судьбу Андрея Соколова вмешивается история.

    Почему рассказ о войне Андрей Соколов начинает именно с воспоминаний о мирной жизни?

Он прошёл через многие испытания, и то, что казалось обыкновенным, стало самым дорогим.

Эпизод «Прощание». Комментированное чтение от слов: «Провожали меня все четверо моих: Ирина, Анатолий и дочери – Настенька и Олюшка” до слов: “Такой она и в памяти мне на всю жизнь осталась: руки, прижатые к груди, белые губы и широкие раскрытые глаза, полные слёз».

Слайд 17

Вывод:

Воспоминания Андрея Соколова полны горечи за то недовольство, какое он проявил по отношению к жене. «Зло меня тут взяло! Силой я разнял её руки и легонько толкнул в плечи...» А оттолкнул за то, что вела себя не как другие женщины, за слова её: «Родненький мой... Андрюша... не увидимся... мы с тобой... больше... на этом... свете...» Возможно, что-то предчувствовала... И, может, не жену оттолкнул Андрей от себя, а её пророческие слова, не желая в них верить, надеясь на скорое возвращение.

Слайд 18

    Как сложилась военная судьба Андрея Соколова?

    Какие черты характера героя проявляются во всех испытаниях?

    В каких эпизодах они проявились более ярко?

Недолго пришлось повоевать солдату. Попал в плен в мае 1942 года под Лоховеньками. Хотел стоя встретить свою смерть, да не расстреляли его, а взяли в плен. «Что ж, браток, деваться мне было некуда … и зашагал на запад,
в плен!..» И здесь проявил характер Соколов. «Видишь, какое дело, браток, ещё с первого дня задумал я уходить к своим. Но уходить хотел наверняка».

Силы Андрея Соколова кажутся безграничными, в нем заложена неистовая воля к жизни, к борьбе за справедливость: «И я из последних сил, но пошел»; «Месяц отсидел в карцере за побег, но все-таки живой… Живой я остался!». Всегда, во всех обстоятельствах Андрей не утрачивает чувства человеческого достоинства, не сгибается перед бедами. Сила духа Соколова так велика, что изумляет даже фашистов.

Герою пришлось выдержать и самое страшное испытание – известие о гибели жены и дочек, смерть сына в последний день войны. Казалось, сил жить не осталось, пережить такое горе невозможно. Но герой не растратил чуткость, потребность отдавать тело и заботу другим, он сердцем чувствует свою и чужую боль.

Запись на доске и в тетради:

воля к жизни, стойкость, мужество, патриотизм, самоотверженность, справедливость.

    Какое значение имеет эпизод «В церкви»? Как проявляют себя люди?

В данном эпизоде автор показывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах, показывает разные жизненные позиции. Солдат-христианин предпочитает погибнуть, но не отступиться от своих убеждений, покорившись обстоятельствам. Крыжнев пытается купить себе право на жизнь, заплатив за него чужой жизнью. Безропотно ожидает своей жизни взводный. Только позиция доктора, «который и в плену и в потемках свое великое дело делал», вызывает у Соколова искреннее уважение и восхищение.

В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу – позиция и самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления своей жизни жизням других людей герой не приемлет. Потому и решается он убить Крыжнева, чтобы спасти взводного. Нелегко дается ему убийство «своего2, тяжко у него на душе, но не может он допустить, чтобы один человек спасал себе жизнь ценой гибели другого.

Слайд 19

Вывод:

Эпизод «В церкви» показывает, как жестоко проверяется характер героя. Жизнь ставит его перед выбором. Герой поступает так, как велит ему совесть.

Слайд 20

Модели поведения человека в бесчеловечных обстоятельствах.

Слайд 21

    Какие черты характера Андрея Соколова проявляются в эпизоде «Поединок с лагерфюрером Мюллером»?

Мюллер – очень безжалостный человек, «правая рука у него в кожаной перчатке, а в перчатке свинцовая прокладка, чтоб пальцев не повредить». Идёт и бьёт каждого второго. Такой человек ни во что не ставит человеческую жизнь, считает себя самым сильным, уверенным в своей безнаказанности, даже в какой-то избранности. Таким людям прямо в глаза правду говорить страшно. Но Андрей Соколов не побоялся сказать лично Мюллеру то, что говорил в бараке.

Своим гордым поведением он заставил фашиста капитулировать перед величием духа русского солдата, который вёл себя с большим достоинством. Это достоинство и оценил Мюллер, назвав Андрея Соколова «настоящим русским солдатом». Сильное впечатление производит описание возвращения Соколова в барак, когда он делит хлеб на всех.

Запись на доске и в тетради:

честность, достоинство, гордость, щедрость.

    Как может измениться человек, переживший все испытания, выпавшие на долю Андрея Соколова?

Человек может ожесточиться, возненавидеть всех, особенно детей, которые напоминали бы ему своих. В такие минуты человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл.

    Произошло ли это с Андреем Соколовым?

Нет, обстоятельства не сломили героя рассказа. Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика.

Слайд 22

    Какую роль играет встреча с Ванюшкой в судьбе Андрея Соколова?

Неожиданная встреча с ребенком, случайным «осколком войны», возрождает героя, и описания Шолохова становятся ярче, красочнее. Наряду со сравнениями: «глазёнки – как звёздочки ночью после дождя!» автор дает и прямую оценку: «И до того полюбился, что я уже, чудное дело, начал скучать по нём...» «Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, что нам врозь пропадать! Возьму его к себе в дети!»

Сердце Андрея Соколова не зачерствело, он смог найти в себе силы подарить счастье и любовь другому человеку. Жизнь продолжается. Жизнь продолжается и в самом герое. В этом проявляется сильный характер человека.

Слайд 23

    К каждому ли человеку вот так, просто и доверчиво может прильнуть маленький ребёнок?

Нет, не к каждому. Мальчик не отвернулся, не убежал от Соколова, он признал в нём отца, почувствовав человеческое участие, доброту, любовь и тепло. Он понял, что у него появился защитник.

6. Подведение итогов.

    В чём смысл названия рассказа «Судьба человека»?

Слайд 24

Словарная работа

Судьба

1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных событий.

2. Доля, участь.

3. История существования кого или чего-нибудь.

4. Будущее, то, что случится, произойдет.

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю.

Толковый словарь русского языка. –

М.: Азбуковник, 1999 г. С. 778.

В названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств.

Шолохов описал человека, не покорившегося жизненным обстоятельствам, человека, который выстоял в жизненных испытаниях и в битве с судьбой показал поистине великую силу русского характера и духа.

Перечислим те черты характера, которые мы выявили у Андрея Соколова и записали в тетрадях:

Слайд 25

великодушие, уверенность в себе, умение любить, трудолюбие, воля к жизни, стойкость, мужество, патриотизм, самоотверженность, справедливость, честность, достоинство, гордость, щедрость, человечность и доброта.

Это и есть лучшие черты русского национального характера, наличие которых помогло выстоять человеку в столь нелёгких испытаниях, сохранить себя как личность, помогло всему нашему народу преодолеть бедствия и страдания в Великой Отечественной войне.

Слайд 26

7. Домашнее задание.

«Судьба человека» – одно из самых трагичных произведений литературы о Великой отечественной войне, несмотря на то, что герой остается жив.

Докажите это в сочинении-рассуждении.

Тип урока: урок – поиск, урок – творчества

Методы: Интерактивные, информационно – коммуникативные, частично – поисковые, беседа. (Стратегии “Медитация”, “Пятиминутное эссе”, “Жигсо – 2”, “Аквариум”, многоуровневые вопросы.)

Оценка педагогической ситуации: Класс разноуровневый: есть сильные и слабые учащиеся. Не у всех учащихся сформирован стойкий интерес к чтению художественной литературы. Этим объясняется выбор методов и формы урока (групповая).

Я думаю, что тема урока обязательно заинтересует старшеклассников, так как военная тема современна и в наши дни; бабушки и дедушки многих из них, наверняка, участвовали в войне; совершенно другой предстанет перед ними личность писателя, написавшего такое потрясающее произведение.

Оборудование:

  • Аудиозаписи мелодии звуков войны.
  • Раздаточный материал: “Экспертные листы”, “Лист самооценки”.
  • Портрет М. А. Шолохова, иллюстрации.

Цели урока:

а) образования:

  • Постижение уникальности художественного мира писателя Михаила Шолохова на материале рассказа “Судьба человека”.
  • Показать мужество, несгибаемую волю, стойкость простого русского солдата, выдержавшего все испытания, выпавшие на его долю.

б) развития:

  • Развитие аналитических умений работы с художественным текстом, его интерпретации.
  • Развитие коммуникативной компетенции учащихся.
  • Развитие творческих способностей учащихся.

в) воспитания:

  • Воспитания духовно – нравственных качеств старшеклассников, развитие эмоциональной сферы и коммуникативной культуры.
  • Воспитание глубокого чувства патриотизма, мужества.

Структурные элементы (этапы) урока.

Организационный момент.

Учитель приветствует ребят, настраивает на рабочий лад.

– Открываем тетради, записываем число и новую тему урока: М. А. Шолохов. Рассказ “Судьба человека”.

Пробуждение интереса.

Медитация (на фоне записи звуков рвущихся снарядов, свиста пуль, крика людей).

Урок начинается с небольшой медитации. Ученики садятся удобнее, делают 3 глубоких вздоха, закрывают глаза и мысленно отвечают на мои вопросы:

  1. Что, кого вы видите?
  2. Какие звуки вы слышите?
  3. Какие чувства испытываете?

“Пятиминутное эссе”. Учащиеся пишут в течение 5 минут эссе, в котором они описывают воображаемые образы. Данная работа поможет подвести учеников к теме урока – теме войны.

Слово учителя. Объявление темы урока, определение целей работы.

– Война – это всегда трагедия для народов. Но такой ожесточенной, кровопролитной битвы, как Вторая мировая война, не знала история человечества. Более 50 млн. человеческих жизней – вот ее цена. Но сегодня мы вспоминаем не только о погибших, а той колоссальной цене, которую человечество заплатило за попытки нацистов добиться мирового господства. Память о войне – это и суровое предупреждение, урок на будущее. Поэт – фронтовик Сергей Орлов писал:

Когда это будет, не знаю,
В тени белоствольных берез.
Победу Девятого мая
Отпразднуют люди без слез.
Поднимут старинные марши
Военные трубы страны,
И выедет к армии маршал,
Не видевший этой войны.

– О войне писали и пишут. И сегодня военная тема воспринимается как глубоко современная. Но все – таки лучшее из созданного принадлежит писателям, прошедшим эту войну, рассказывающим о незабываемых впечатлениях и чувствах. Сегодня мы познакомимся с рассказом “Судьба человека” Михаила Шолохова, который сам был участником Великой Отечественной войны.

В названии рассказа есть слово “судьба”. В русской литературе встречается очень много произведений, в которых есть слово “судьба”.

  1. П. Проскурин “Судьба”
  2. А. Гайдар “Судьба барабанщика”
  3. Жариков “Судьба Илюши Барабанова”
  4. Данилевский “Судьба музыканта”
  5. Давыдов “Судьба Усольцева”

– Так что же означает слово “судьба”? (Ученики, пользуясь сотовыми телефонами, заходят в интернет и определяют значение слова “судьба”.)

Словарная работа. Судьба-ы ж.р.

  1. Стечение обстоятельств, не зависящих воли человека; ход жизненных событий.
    Избранник судьбы.
  2. Доля, участь. Счастливая судьба.
  3. История существования кого-, чего-нибудь. У этой рукописи интересная судьба.
  4. Будущее, то, что случится, произойдет. Судьба человечества.

– Какое из этих значений по смыслу и значению больше всего подходит к рассказу М. Шолохова? Дайте ответ на этот вопрос в конце урока.

Слово учителя:

– Рассказ “Судьба человека” М. Шолохов написал в 1956 году всего за несколько дней. В основу произведения легла история, рассказанная писателю человеком, который явился прототипом Андрея Соколова. В этом произведении Шолохов не просто показывает войну. Он показывает войну как одно из самых тяжких испытаний, выпадающих на долю человека.

Работа в домашних группах.

Учащиеся в “домашних” группах (в каждой группе по 6 учеников, у каждого свой порядковый номер) знакомятся с содержанием части, соответствующей порядковому номеру.

Работа в “экспертных” группах.

Ученики пересаживаются в “экспертные” группы для того, чтобы обсудить возникшие вопросы, а также вопросы экспертных листов.

Экспертный лист № 1.

  1. Почему рассказчику стало не по себе, когда он взглянул на Андрея Соколова?
  2. Что удивило его во внешности Андрея Соколова?
  3. Что мы узнали о его жизни до войны?
  4. О чем он жалел, вспоминая свою довоенную жизнь?
  5. Как шли военные будни Андрея Соколова?
  6. Как Соколов отнесся к просьбе командира автороты?
  7. Как Соколов выполнял боевые задания?
  8. Как Соколов оказался в плену?

Экспертный лист № 2.

  1. Почему фашисты не убили Соколова сразу, а взяли в плен?
  2. Первый день плена Соколов провел в церкви. Символично ли место действия?
  3. Почему Соколов решил убить предателя?
  4. Какая мысль овладела Соколовым с первого дня плена? Как она осуществилась?
  5. Почему на Соколова донесли?
  6. Почему Соколов не выпил за победу немецкого оружия как предлагал Мюллер?
  7. Почему комендант Мюллер не расстрелял Соколова?
  8. Что помогла Соколову выжить?

Экспертный лист № 3.

  1. Как Соколов попал к русским?
  2. Какая весть пришла к нему из дома от соседа?
  3. Почему после демобилизации Соколов не вернулся в Воронеж, а поехал в Урюпинск?
  4. Почему Соколов пристрастился к спиртному?
  5. Какие чувства вызвал Ванюша в Соколове?
  6. Почему он решил взять его в дети?
  7. Как протекала жизнь с мальчиком?
  8. Что их ждет впереди?

Работа в “домашних” группах.

Учащиеся пересаживаются в “домашние” группах и каждый в группе рассказывает свою часть.

Ученики смотрят фрагменты художественного фильма “Судьба человека” с участием народного артиста СССР Сергея Бондарчука с установкой: после просмотра состоится аналитическая беседа по содержанию рассказа, в которой можно будет сопоставить видение режиссера фильма с авторской позицией в отношении главного героя.

Обобщающая беседа.

  1. Как вы понимаете название рассказа судьба человека? Подразумевается ли в данном случае судьба одного конкретного человека?
  2. Какова роль автора в рассказе? Выступает ли он только в качестве слушателя или это активное действующее лицо?
  3. Все ли обстоятельства жизни одинаково подробно излагаются Андреем Соколовым? На каких событиях, фактах своей биографии он акцентирует внимание?
  4. Каким вырисовывается характер Соколова из его рассказа? Какая черта преобладает в нем?
  5. Оптимистичен или пессимистичен финал рассказа?

Структурная дискуссия.

Ученики спорят на тему “Готова ли современная молодежь защищать Родину?”. Свои точки зрения по данному вопросу высказали “пессимисты”, “оптимисты” и “реалисты”.

Домашнее задание и самооценивание.

Придумать продолжение рассказа и записать в тетрадь.

Чем жив человек?

(Урок-исследование по рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека")

C лайд 1 (тема урока)

Цель: учить постигать идейный замысел произведения и авторскую позицию путём анализа текста.

Задачи:

    формировать у учащихся представление о смысле человеческого бытия, рассмотреть авторскую концепцию человека в рассказе «Судьба человека»;

    развивать навыки анализа художественного произведения;

    показать роль детали в тексте;

    воспитывать неприятие войны.

Слайд 2 (эпиграфы)

Честь, совесть, порядочность, надежность – самое
важное из того, что дает человеку жизнь. Обладая таким
богатством, можно выстоять в любых, даже невыносимо
тяжелых обстоятельствах. Выстоять и победить.

Б. Васильев


Любовью жив человек. Любовью к земле, жене, детям,
языку, товарищу… Оставаться человеком в нечеловеческих
условиях - это трудное дело.

И.С. Грачева

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II . Знакомство с писателем.

Слайд 3 (+ ролик по биографии)

II I . Вступительное слово учителя

Народ подобен огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но не всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни - это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история и духовные традиции.

Слайд 4

На сегодняшнем уроке мы будем работать над произведением, которое возвращает нас к одному из самых важных и трагических событий в истории нашей Родины – к Великой Отечественной войне. "Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»", – так писала одна английская газета.

    Обратимся к теме урока. Скажите, что станет предметом нашего исследования?

(Проследив жизненный путь Андрея Соколова, главного героя рассказа, мы не только узнаем о его судьбе, но и постараемся ответить на вопрос: какова авторская концепция человека в рассказе.)

К сегодняшней теме у нас нет эпиграфа. Я предлагаю вам подобрать его самостоятельно, и сделаем мы это после обсуждения рассказа в конце урока.

III . История создания рассказа.

Слайд 5 (публикация в газете)

В новогодние дни – 31 декабря 1956 г. и 1 января 1957 г. – в «Правде» был опубликован рассказ «Судьба человека», в котором главным героем стал прошедший плен советский солдат. И хотя М. Шолохов не осмелился сказать, что ждало военнопленных на родине в дни войны, сам выбор героя стал актом гражданского мужества писателя.

Появившись в «Правде», рассказ сразу привлек огромное внимание. И это было довольно редким явлением, когда небольшой рассказ становился событием.

Почему? Потому что в рассказе с предельной ясностью, правдивостью описан подвиг народа, а также выражено преклонение перед мужеством простых людей.

    Какие поступки А. Соколова вы могли бы приравнять к подвигу?

    В каких строчках рассказа выражена его основная мысль?

(Читаем последний абзац.)

    Что стоит за словами «хотелось бы думать» – пожелание, предположение или уверенность автора рассказа?

I V . Актуализация знаний учащихся. Аналитическая беседа по материалам первого урока.

Рассказ М.Шолохова стал событием.

    А как восприняли рассказ «Судьба человека» вы?

    Почему это небольшое произведение не оставляло равнодушными первых его читателей и волнует современного человека?

Слайд 6 (жанр)

Эпопейный рассказ – таково жанровое определение «Судьбы человека».

Слайд 7 (задача писателя)

    В чем особенность его композиции?

Слайд 8 (фото выезжают)

(Композиция кольцевая: начинается и заканчивается разговором автора с попутчиками. Центральная часть – повествование от имени главного героя, вместе с которым мы следим за событиями, смотрим на них его же глазами. Это дает возможность осмыслить оценку совершенных им поступков, понять его переживания. Рассказ Андрея Соколова можно условно разделить на 3 части: довоенная жизнь, война, первые послевоенные годы.)

Слайд 9

(Герой рассказа Андрей Соколов - обыкновенный, простой человек. Он появляется вместе с маленьким мальчиком, которого называет своим сыном. Автор сразу замечает непонятную особенность: одежда ребенка хоть и не новая, но добротная, порванный рукав аккуратно зашит, а одежда отца зашита небрежно – сразу видно, что штопал мужчина. Автор предположил, что его случайный собеседник или овдовел, или не ладит с женой.)

    Как вы думаете, почему Андрей Соколов рассказывает историю своей жизни незнакомому человеку?

(Наверное, потому, что герой Шолохова много пережил, а близких людей у него нет, кроме усыновленного им Ванюши. Но мальчик еще маленький, к тому же он тоже хлебнул горя – потерял родителей, причем мать погибла, когда они вдвоем ехали в поезде, во время бомбежки, и приемный отец его бережет и жалеет. Да и не для малыша такой рассказ. Андрей по профессии шофер. Увидев человека, ждущего возле машины, он подумал, что тот тоже шофер – значит, «свой брат», как говорится. «Одному-то и курить, и помирать тошно», - неловко оправдывается Андрей)

Действие рассказа «Судьба человека» происходит вскоре после войны; однако сам рассказ был написан намного позже в 1956г.: между случайной встречей с человеком, ставшим прототипом Андрея Соколова, и созданием рассказа прошло около 10 лет.

    Как вы думаете, почему такой рассказ не мог появиться раньше?

(В рассказе нет выраженной идеологической позиции. Хотя Андрей Соколов и упоминает о том, что среди пленных половина были коммунистами, это не имеет никакого значения для сюжета и смысла рассказа. Более того, герой Шолохова побывал в немецком плену, что при Сталине расценивалось как преступление. Известно, что бежавшие из немецких лагерей нередко попадали в советские лагеря. Кроме того, лишь в период так называемой оттепели стало возможным ставить во главу угла гуманистические, а не идеологические ценности – семью, взаимопонимание, мирный труд, человеческое достоинство и сострадание. Рассказ «Судьба человека» проникнут не пафосом героя-победителя, но неизбывной тоской человека, потерявшего всех, кто был ему дорог. «Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?» Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке… Нету и не дождусь!» - сетует Андрей Соколов.)

V. Исследовательская работа. Шолоховская концепция человека в рассказе «Судьба человека»

Слайд 10 (довоенная жизнь)

    В чем видит Андрей Соколов свое счастье в довоенной жизни? Найдите в тексте слова героя, которые говорят об этом.

(«Чего еще больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке»)

    Рассказ М. Шолохова о войне. Почему же мы практически не видим главного героя с оружием в руках, в обстановке боя?

(У автора своеобразный подход к изображению войны. Чудовищной машине фашизма он противопоставляет не силу оружия, а нечто другое. Что же? Писатель исследует не саму войну, а возможности человеческого духа. Красив ли человек душой - вот что главное. В душе - один из источников победы. Анализируя характер героя, мы будем судить не по одному или двум его поступкам. Этот рассказ, как и роман, предполагает изучение и анализ всей жизни героя)

Плен. Исторический комментарий .

Слайд 11 (плен)

К концу 1941 года в немецкий плен попало около 4 миллионов красноармейцев. Весной 1942 года в живых из них осталось лишь около 1 миллиона человек. Советских пленных почти не кормили, расстреливали по любому поводу и без повода. Большинство пленных встретило зиму без тёплой одежды в лагерях под открытым небом или в лучшем случае в наспех вырытых землянках.

8 сентября 1941 года германское верховное командование издало распоряжение об обращении с пленными красноармейцами, беспримерное по своей жестокости: "...Большевистский солдат потерял всякое право претендовать на обращение, достойное честного солдата..."

Слайд 12 (плен)

Сталин считал всех пленных изменниками. Подписанный им 16 августа 1941 года приказ № 270 называл пленных дезертирами и предателями. Семьи попавших в плен командиров и политработников подлежали аресту и ссылке, а семьи солдат лишались пособий и помощи, что обрекало их на голод.

Из 6 с половиной миллионов советских военнопленных погибли около 4 миллионов. Многие из 2 миллионов бывших пленных, вернувшихся в СССР, были сосланы в лагеря.

Слайд 13 (плен)

Шолохов ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно советской литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели. "Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, сердце уже не в груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать..."

Анализ эпизода в церкви.

Слайд 14 (+ролик 2 )

    Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в этой сцене: солдат - христианин, Крыжнёв, взводный, доктор?

Слайд 15 (таблица)

(В эпизоде в церкви Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах. Разные персонажи здесь воплощают разные жизненные позиции.)

    Какая позиция ближе всего Соколову?

(Только позиция доктора, «который и в плену и в потёмках своё великое дело делал», вызывает у Соколова искренне уважение и восхищение. В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу – это позиция самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления своей жизни чужим герой не приемлет)

Эпизод поединка Андрея Соколова с лагерфюрером Мюллером.

Слайд 16 (+ ролик 3 , потом вопросы)

    Зачем Мюллеру понадобился перед казнью пленного ритуал с выпивкой?

(«Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия»)

    В каком физическом состоянии находится герой? Почему он соглашается выпить, но отказывается от закуски?

    Кто побеждает в моральном поединке двух врагов: Мюллера и Соколова?

    Меняется ли отношение фашистов к пленному?

(Диалог с Мюллером - это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер)

    Разговор в комендантской происходит в момент Сталинградской битвы. Есть ли, на ваш взгляд, связь между этой битвой, событием всемирно – исторического масштаба, и частным эпизодом из жизни отдельного героя?

(Комендант лагеря хотел повторение Сталинграда, он получил его в полной мере. Победа советских войск на Волге и победа Соколова - события одного порядка, так как победа над фашизмом – это, прежде всего, победа нравственная.)

    В каких словах выражен взгляд Соколова на долг человека, мужчины, солдата?

(Готовность выстоять, “выдюжить”, сохраняя человеческое достоинство становиться жизненным кредо Соколова «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала»)

    Как вы думаете, какое событие из военной жизни стало для героя рассказа самым страшным?

(Самым страшным стала для Соколова потеря близких.)

Слайд 17 (+ролик 4 « песни «Враги сожгли родную хату»

Слайд 18

Комментарий учителя:

Л.Н.Толстой очень любил стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Это послужило одной из причин написания романа-эпопеи «Война и мир». А у М.А.Шолохова любимым было стихотворение М. Исаковского «Враги сожгли родную хату».


Дважды герой прерывает свой рассказ, и оба раза - когда вспоминает о погибшей жене и детях. Именно в этих местах Шолохов даёт выразительные портретные детали и ремарки.

    Зачитаем их.

Слайд 19

Сколь велика, должна быть боль, которую испытывает этот человек, если он, не раз, глядевший в лицо смерти, никогда не пасовавший перед противником, говорит: “За что же ты, жизнь, так покалечила? За что так исказнила?” Сердце героя “окаменело от горя” настолько, что даже плакать он не способен, хотя слёзы, может быть, и принесли бы ему облегчение (“...А мои невыплаканные слёзы, видно, на сердце засохли.”)

Слайд 20

Шолохов – мастер детали. Одной фразой писатель может раскрыть все, что на душе у героя.

    Какой деталью уже в начале рассказа писатель передает всю глубину горя героя?

(Глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской, что в них трудно смотреть)


Народная мудрость гласит: Г лаза – зеркало души ». Глаза много говорят о человеке. Все, что пережил человек, все его страдания можно прочесть в его глазах...

    «Словно присыпанные пеплом » – то есть какие, какого цвета?

(Серые, цвета пепла)

    А почему цвет глаз не просто серый, а именно похож на цвет пепла?

(Пепел там, где все сожжено, разрушено. В душе героя – пепелище, разочарование, пустота.)

Таким образом, цветовая деталь помогает понять состояние героя. Всё отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен. Родной город стал чужим. И отправился он куда глаза глядят, в Урюпинск, с засохшим сердцем, одинокий.

    Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию?

(Человек может ожесточиться, возненавидеть всех, особенно детей, которые напоминали бы ему своих. В такие мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл)

    Произошло ли это с Андреем Соколовым?

(Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика.)

Анализ эпизода «Встреча с Ванюшей»

Слайд 21 (встреча с Ваней +ролик 5)

    Что общего в судьбе Андрея Соколова и Ванюши?

(Две сироты, жизни которых искорежены войной)


Образ Ванюшки в рассказе появляется вместе с образом Андрея. Но портретную характеристику автор дает не сразу, а опять же через художественные детали. Стоит обратить особое внимание на глаза Вани.

    Как они описываются в произведении?

(«Светлыми, как небушко», «глазенки, как звездочки ночью после дождя».)

    Каково цветовое значение этого образа?

(Здесь имеется в виду ярко-голубой цвет.)

Чистый, непорочный, неиспорченный никакими тяготами жизни. Но автору мало этого определения. Он постепенно усиливает образ: «глазенки, как звездочки ночью после дождя» . Ярко-жёлтым, звёздным, каким-то неземным цветом сияют глаза мальчика. Обратим внимание на уменьшительно-ласкательные суффиксы (небУШКо, ЗвёздОЧКИ): они выдают и авторское отношение)


Андрей Соколов, пройдя через войну, потеряв в эти страшные годы всё,

совершенно опустошённый, встречает Ванюшку с ясными, как небушко, как звёздочки, омытые дождём, глазами.

    Что показывает сравнение глаз Ванюши со светом звезд?

(Показывает, что он стал для Соколова, как бы путеводительным ориентиром, в наполненной черным горем жизни).

Слайд 22

Как видите, отогрел Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл.

    К каждому ли человеку вот так, просто так может доверчиво прильнуть маленький ребёнок?

Слайд 23 (пейзаж)


А теперь давайте еще раз обратимся к началу рассказа.

    С чего Шолохов начинает произведение?

(С описания природы )

    Представьте себе эту картину. Какие цвета противопоставлены в описании?

(мертвенно-белый, снежный цвет зимы и живой бурый, грязно-желтый, серый цвет ранней весны)

    Символом чего является такое противопоставление?

(Как на смену зиме с белой холодностью приходит теплая, пусть пока не праздничная, но весна, так жизнь побеждает смерть).

(Синее, с проплывающими в блеклой синеве белыми, грудастыми облаками).

    О чем свидетельствуют эти детали?

(О наступающем мире, об ощущении умиротворенности и покоя)

    В рассказе описаны трагические события, но все-таки здесь находится место горячему, яркому, желтому солнцу. Подтвердите это примером из текста.

    Почему Шолохов несколько раз повторяет слова о солнце?

(Всё больше и больше солнца, блеска, тепла даруется героям рассказа.

Всё больше и больше мира проникает в их душу. Жёлтый солнечный цвет

символизирует наступающее счастье)


Таким образом, описание природы, данное в начале повествования, является ключевым для понимания смысла произведения. Но, что интересно, значимость этой пейзажной зарисовки мы понимаем только, закончив чтение.
А теперь обратимся к заключительному эпизоду рассказа.

Слайд 24 (ролик 6 «Навсегда вместе»)

    Назовите словосочетания, которыми автор определяет героев.

(песчинки, заброшенные в чужие края ураганом невиданной силы – человек несгибаемой воли)

    Что подчеркивает Шолохов, называя в последних строчках героя песчинкой?

(Андрей Соколов вовсе не предстает былинным богатырем, не является человеком, обладающим сверхъестественными способностями. Он обычный, такой, как все).

Согласно концепции Шолохова, человек есть песчинка, травинка на ветру, дрожащий листок, прижатый к ветке, именно такие метафоры использует писатель в рассказе, описывая героев.

    А что такое судьба?

Словарная работа

Слайд 25

Судьба – 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2. Доля, участь; 3. История существования кого-чего-нибудь; 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова).

    В каком значении это слово употреблено в названии рассказа?

(В названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких лексических значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств)

Рассказывая о судьбе одного человека, Шолохов в предельно сжатом виде раскрывает ужасы войны, самые трагические ее стороны: ранение, плен, концлагерь, гибель семьи, уничтожение дома, потеря сына в День Победы.

Название рассказа, с одной стороны, свидетельствует о внимании автора к отдельной личности, с другой – Шолохов не конкретизирует понятие «человек» и тем самым подчеркивает, что судьба главного героя – это судьба всего народа, прошедшего жесточайшие испытания в годы Великой Отечественной войны.

    Тогда чем же жив человек с точки зрения Шолохова? Что он может противопоставить судьбе?

(Любовь, доброту, человеческое достоинство)

Слайд 26

    В чем же проявляется гуманизм рассказа?

(Несмотря ни на что, Андрей Соколов не утратил возможность к сопереживанию. Он без колебаний берет на себя заботу о маленьком Ванюше. В плену Андрей честно делится с товарищами жалкими крохами провизии, убивает предателя, решившего объявить немцам, что один из пленных был командиром взвода.

Мы видим, что исстрадавшееся сердце Андрея все еще способно искренне любить. В результате перенесенных потрясений здоровье Андрея сильно подорвалось: «…Мои невыплаканные слезы, видно, на сердце засохли. Может, поэтому оно так и болит?» Это тревожит Андрея, но не из-за себя, а из-за Ванюши: «…Как-нибудь мы с ним прожили бы, да вот сердце у меня раскачалось, поршня надо менять… Иной раз так схватит и прижмет, что белый свет в глазах меркнет. Боюсь, что когда- нибудь во сне помру и напугаю своего сынишку».)

    Чем поучительна история Андрея Соколова?

(Андрей Соколов, простой человек, солдат и отец, выступает как хранитель и защитник жизни, ее основ, нравственных законов, складывавшихся веками. Герой Шолохова защищает смысл и правду самого человеческого существования.)

Слайд 27

Автор не рассказывает о том, как сложилась дальше жизнь Андрея и его приемного сына. Шолохов преследовал иную цель – показать, что делает с человеческой жизнью война. «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути…»

Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить человека.

Слайд 28 (цитаты)

    Подберите эпиграф к нашему уроку (см. на слайде)

Как вы понимаете эти слова?

1. Посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу. (Старая истина)

2. Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. (Михаил Шолохов)

3.…Честь, совесть, порядочность, надежность – самое важное из того, что дает человеку жизнь. Обладая таким богатством, можно выстоять в любых, даже невыносимо тяжелых обстоятельствах. Выстоять и победить. (Б. Васильев)

4. Любовью жив человек. Любовью к земле, жене, детям, языку, товарищу…Оставаться человеком в нечеловеческих условиях - это трудное дело. (И.С. Грачева)

V I . Подведение итогов урока

    Перечитайте финал рассказа. Почему автор говорит в конце о «тяжелой грусти», охватившей его под влиянием услышанного?

(Андрея Соколова ничто и никогда не утешит, не поможет забыть пережитое, не возместит его страшные потери. В то же время он, простой человек, не только не сломлен, но и сохранил самое драгоценное в себе - живую душу. Эти два осиротевших человека обретают друг в друге свою новую общую судьбу, взаимно утверждая друг друга в жизни. Писателю и вместе с ним читателю важно было увидеть, что вынесено из этой войны солдатом, с чем будет он жить дальше и чем он будет жить. ЛЮБОВЬЮ. ДОБРОТОЙ. ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ДОСТОИНСТВОМ.

слайд 29

з аписи в тетради.

«Символический русский Иван – это вот что: человек, одетый в серую шинель, который, не задумываясь, отдал последний кусок хлеба и фронтовые 30 граммов сахару осиротевшему в грозные годы войны ребенку, человек, который своим телом самоотверженно прикрывал товарища, спасал его от неминучей гибели, человек, который, стиснув зубы, переносил и перенесет все лишения и невзгоды, идя на подвиг во имя Родины. Хорошее имя Иван».

Шолохов воспитывает в людях гуманизм. Мы не знаем произведения, в котором с такой же эмоциональной силой прозвучала бы эта тема, как в рассказе «Судьба человека». Он напоминает о долге любого из нас – замечать страдания людей, стремиться помочь им.

Разделы: Литература

Цель: учить постигать идейный замысел произведения и авторскую позицию путём анализа текста.

Задачи:

  • формировать у учащихся представление о смысле человеческого бытия, рассмотреть авторскую концепцию человека в рассказе «Судьба человека»;
  • развивать навыки анализа художественного произведения;
  • показать роль детали в тексте;
  • воспитывать неприятие войны.

Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер и проектор, портрет М. А. Шолохова, текст произведения, запись фильма С. Бондарчука “Судьба человека”, иллюстрации к рассказу Б. Алимова и О. Верейского.

…Честь, совесть, порядочность, надежность – самое
важное из того, что дает человеку жизнь. Обладая таким
богатством, можно выстоять в любых, даже невыносимо
тяжелых обстоятельствах. Выстоять и победить.

Б. Васильев

Любовью жив человек. Любовью к земле, жене, детям,
языку, товарищу…Оставаться человеком в нечеловеческих
условиях - это трудное дело.

И.С. Грачева

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя

Народ подобен огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но не всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни - это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история и духовные традиции.
На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над произведением, которое возвращает нас к одному из самых важных и трагических событий в истории нашей Родины – к Великой Отечественной войне. "Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»", – так писала одна английская газета.

– Обратимся к теме урока. Скажите, что станет предметом нашего исследования? (Проследив жизненный путь Андрея Соколова, главного героя рассказа, мы не только узнаем о его судьбе, но и постараемся ответить на вопрос: какова авторская концепция человека в рассказе.)

– К сегодняшней теме у нас нет эпиграфа. Я предлагаю вам подобрать его самостоятельно, и сделаем мы это после обсуждения рассказа в конце урока.

III. Актуализация знаний учащихся. Аналитическая беседа по материалам первого урока

– Рассказ М.Шолохова стал событием. А как восприняли рассказ «Судьба человека» вы? Почему это небольшое произведение не оставляло равнодушными первых его читателей и волнует современного человека?
В чем состоит жанровая особенность произведения Шолохова?
– Докажите, что по биографии героя можно проследить основные этапы пути, пройденного всей страной. Какие это этапы? В чем своеобразие композиции рассказа? Что утратил бы рассказ, если бы повествование велось непосредственно автором? На какие части можно условно разделить рассказ героя?

IV. Исследовательская работа. Шолоховская концепция человека в рассказе «Судьба человека»

– Чтобы понять авторскую концепцию человека еще раз обратимся к центральным эпизодам рассказа.
– В чем видит Андрей Соколов свое счастье в довоенной жизни? Найдите в тексте слова героя, которые говорят об этом. («Чего еще больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке»)
– В чём же видит Андрей Соколов счастье?
– Рассказ М. Шолохова о войне. Почему же мы практически не видим главного героя с оружием в руках, в обстановке боя? (У автора своеобразный подход к изображению войны. Чудовищной машине фашизма он противопоставляет не силу оружия, а нечто другое. Что же? Писатель исследует не саму войну, а возможности человеческого духа. Красив ли человек душой - вот что главное. В душе - один из источников победы. Анализируя характер героя, мы будем судить не по одному или двум его поступкам. Этот рассказ, как и роман, предполагает изучение и анализ всей жизни героя)

Плен. Исторический комментарий (Приложение 1 )

Эпизод в церкви

– Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в этой сцене: солдат - христианин, Крыжнёв, взводный, доктор? (В эпизоде в церкви Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах. Разные персонажи здесь воплощают разные жизненные позиции.)

– Какая позиция ближе всего Соколову? (Только позиция доктора, «который и в плену и в потёмках своё великое дело делал», вызывает у Соколова искренне уважение и восхищение. В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу – это позиция самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления своей жизни чужим герой не приемлет)

Эпизод поединка Андрея Соколова с лагерфюрером Мюллером

– Зачем Мюллеру понадобился перед казнью пленного ритуал с выпивкой? («Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия»)
– В каком физическом состоянии находится герой? Почему он соглашается выпить, но отказывается от закуски?
– Кто побеждает в моральном поединке двух врагов: Мюллера и Соколова?
– Меняется ли отношение фашистов к пленному? (Диалог с Мюллером - это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер)
– Разговор в комендантской происходит в момент Сталинградской битвы. Есть ли, на ваш взгляд, связь между этой битвой, событием всемирно – исторического масштаба, и частным эпизодом из жизни отдельного героя? (Комендант лагеря хотел повторение Сталинграда, он получил его в полной мере. Победа советских войск на Волге и победа Соколова - события одного порядка, так как победа над фашизмом – это, прежде всего, победа нравственная.)
– В каких словах выражен взгляд Соколова на долг человека, мужчины, солдата? (Готовность выстоять, “выдюжить”, сохраняя человеческое достоинство становиться жизненным кредо Соколова «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала»)
– Приглашение к размышлению: Как вы думаете, какое событие из военной жизни стало для героя рассказа самым страшным? (Самым страшным стала для Соколова потеря близких.)

Показ слайдов на фоне песни «Враги сожгли родную хату» (Приложение 2 , Приложение 3 )

Комментарий учителя: Л.Н.Толстой очень любил стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Это послужило одной из причин написания романа-эпопеи «Война и мир». А у М.А.Шолохова любимым было стихотворение М. Исаковского «Враги сожгли родную хату».
– Дважды герой прерывает свой рассказ, и оба раза - когда вспоминает о погибшей жене и детях. Именно в этих местах Шолохов даёт выразительные портретные детали и ремарки. Зачитаем их.

– Сколь велика, должна быть боль, которую испытывает этот человек, если он, не раз, глядевший в лицо смерти, никогда не пасовавший перед противником, говорит: “За что же ты, жизнь, так покалечила? За что так исказнила?” Сердце героя “окаменело от горя” настолько, что даже плакать он не способен, хотя слёзы, может быть, и принесли бы ему облегчение (“...А мои невыплаканные слёзы, видно, на сердце засохли.”)

– Шолохов – мастер детали. Одной фразой писатель может раскрыть все, что на душе у героя. Какой деталью уже в начале рассказа писатель передает всю глубину горя героя? (Глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской, что в них трудно смотреть)
– Народная мудрость гласит: Глаза – зеркало души ». Глаза много говорят о человеке. Все, что пережил человек, все его страдания можно прочесть в его глазах...
– «Словно присыпанные пеплом» – то есть какие, какого цвета? (Серые, цвета пепла)
– А почему цвет глаз не просто серый, а именно похож на цвет пепла? (Пепел там, где все сожжено, разрушено. В душе героя – пепелище, разочарование, пустота.) – Таким образом цветовая деталь помогает понять состояние героя. Всё отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен. Родной город стал чужим. И отправился он куда глаза глядят, в Урюпинск, с засохшим сердцем, одинокий. Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию? (Человек может ожесточиться, возненавидеть всех, особенно детей, которые напоминали бы ему своих. В такие мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл)
– Произошло ли это с Андреем Соколовым? (Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика.)

Просмотр отрывка из кинофильма С. Бондарчука “Судьба человека”. Встреча Соколова с Ванюшкой.

Анализ эпизода

– Что общего в судьбе Андрея Соколова и Ванюши? (Две сироты, жизни которых искорежены войной)
– Образ Ванюшки в рассказе появляется вместе с образом Андрея. Но портретную характеристику автор дает не сразу, а опять же через художественные детали. Стоит обратить особое внимание на глаза Вани. Как они описываются в произведении? («Светлыми, как небушко», «глазенки, как звездочки ночью после дождя».)
– Каково цветовое значение этого образа? (Здесь имеется в виду ярко-голубой цвет. Чистый, непорочный, неиспорченный никакими тяготами жизни. Но автору мало этого определения. Он постепенно усиливает образ: «глазенки, как звездочки ночью после дождя» . Ярко-жёлтым, звёздным, каким-то неземным цветом сияют глаза мальчика. Обратим внимание на уменьшительно-ласкательные суффиксы (небУШКо, ЗвёздОЧКИ): они выдают и авторское отношение)
– Андрей Соколов, пройдя через войну, потеряв в эти страшные годы всё, что можно было, совершенно опустошённый, встречает Ванюшку с ясными, как небушко, как звёздочки, омытые дождём, глазами. Что показывает сравнение глаз Ванюши со светом звезд? (Показывает, что он стал для Соколова, как бы путеводительным ориентиром, в наполненной черным горем жизни).
– Как видите, отогрел Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл.
– К каждому ли человеку вот так, просто так может доверчиво прильнуть маленький ребёнок?
– А теперь давайте еще раз обратимся к началу рассказа. С чего Шолохов начинает произведение? (С описания природы )
– Представьте себе эту картину. Какие цвета противопоставлены в описании? (мертвенно-белый, снежный цвет зимы и живой бурый, грязно-желтый, серый цвет ранней весны)
– Символом чего является такое противопоставление? (Как на смену зиме с белой холодностью приходит теплая, пусть пока не праздничная, но весна, так жизнь побеждает смерть).
– Какое небо рисует автор в начале рассказа? (Синее, с проплывающими в блеклой синеве белыми, грудастыми облаками).
– О чем свидетельствуют эти детали? (О наступающем мире, об ощущении умиротворенности и покоя)
– В рассказе описаны трагические события, но все-таки здесь находится место горячему, яркому, желтому солнцу. Подтвердите это примером из текста.
– Почему Шолохов несколько раз повторяет слова о солнце? (Всё больше и больше солнца, блеска, тепла даруется героям рассказа. Всё больше и больше мира проникает в их душу. Жёлтый солнечный цвет символизирует наступающее счастье)
– Таким образом, описание природы, данное в начале повествования, является ключевым для понимания смысла произведения. Но, что интересно, значимость этой пейзажной зарисовки мы понимаем только, закончив чтение.
– А теперь обратимся к заключительному эпизоду рассказа. (Слайд)
– Назовите словосочетания, которыми автор определяет героев (песчинки, заброшенные в чужие края ураганом невиданной силы – человек несгибаемой воли)
– Что подчеркивает Шолохов, называя в последних строчках героя песчинкой? (Андрей Соколов вовсе не предстает былинным богатырем, не является человеком, обладающим сверхъестественными способностями. Он обычный, такой, как все). Согласно концепции Шолохова, человек есть песчинка, травинка на ветру, дрожащий листок, прижатый к ветке, именно такие метафоры использует писатель в рассказе, описывая героев.
– А что такое судьба?

Словарная работа

Судьба – 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2. Доля, участь; 3. История существования кого-чего-нибудь; 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова).

– В каком значении это слово употреблено в названии рассказа? (В названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких лексических значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств)
– Тогда чем же жив человек с точки зрения Шолохова? Что он может противопоставить судьбе? (Любовь, доброту, человеческое достоинство)
– Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить человека.
– Подберите эпиграф к нашему уроку (см. на доске)
1. Посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу. (Старая истина)
2. Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. (Михаил Шолохов)
3.…Честь, совесть, порядочность, надежность – самое важное из того, что дает человеку жизнь. Обладая таким богатством, можно выстоять в любых, даже невыносимо тяжелых обстоятельствах. Выстоять и победить. (Б. Васильев)
4. Любовью жив человек. Любовью к земле, жене, детям, языку, товарищу…Оставаться человеком в нечеловеческих условиях - это трудное дело. (И.С. Грачева)

V. Подведение итогов урока

– Перечитайте финал рассказа. Почему автор говорит в конце о «тяжелой грусти», охватившей его под влиянием услышанного? (Андрея Соколова ничто и никогда не утешит, не поможет забыть пережитое, не возместит его страшные потери. В то же время он, простой человек, не только не сломлен, но и сохранил самое драгоценное в себе - живую душу. Эти два осиротевших человека обретают друг в друге свою новую общую судьбу, взаимно утверждая друг друга в жизни. Писателю и вместе с ним читателю важно было увидеть, что вынесено из этой войны солдатом, с чем будет он жить дальше и чем он будет жить. ЛЮБОВЬЮ. ДОБРОТОЙ. ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ДОСТОИНСТВОМ.

Открытый интегрированный урок по литературе в 9 «А» классе.

Учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №9 города Армавира Краснодарского края Болдырева Марина Ивановна.

Тема урока: М. А. Шолохов «Судьба человека». Судьба человека и судьба народа в годы ВОВ.

Цели:

Образовательные:

    Познакомить обучающихся с творчеством М.А. Шолохова, ознакомить учащихся с историей написания рассказа, дать некоторые биографические сведения о писателе;

    Дать характеристику главному герою – Андрею Соколову, выявить особенности этого литературного персонажа;

    Сопоставить судьбу главного героя с судьбой всего русского народа, на чью долю выпали тяготы Великой отечественной войны.

Развивающие:

    Развивать умение работать с художественным текстом;

    Развивать мышление, умение рассуждать, сравнивать, высказывать свою точку зрения и подтверждать текстовым материалом;

    Развивать навыки анализа образов.

Воспитательные:

    Воспитывать чувство долга, патриотизма, гордости за нашу страну;

    Воспитывать гражданскую позицию обучающихся;

    Способствовать воспитанию духовно богатых людей, учить состраданию, любви к другим.

Ход урока.

    Подготовка учащихся к восприятию материала. Объявление темы, эпиграфа урока.

Учитель литературы: Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы - как истории планет.
У каждой все особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.

Евгений Евтушенко

Люди – хозяева своей судьбы.

Наделяет нас достоинствами природа, а помогает их проявить судьба.

Ларошфуко.

Жизнь прожить, не поле перейти.

Пословица.

Дети, перед Вами стихотворение и высказывания известных людей, а какая тема их объединяет? (Тема судьбы человека).

Вы правы ребята, и сегодня мы будем говорить о судьбе человека и судьбе народа в годы Великой Отечественной войны по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека».

Как вы считаете, какие перед нами могут быть поставлены цели?

Сегодня мы проведем интегрированный урок литературы и кубановедения, и это будет не просто урок-исследование, а получение новых знаний и подготовка к предстоящему сочинению. И вся исследовательская работа должна быть отражена в маршрутных листах, которые лежат перед Вами на партах.

Вступительное слово учителя литературы.

Незабываемый след в истории многих народов оставила Вторая мировая война. В душе каждого человека остались раны, которые были страшнее, чем рана от пули или снаряда. Мать не дождалась сына, жена – мужа, дети – отца. А как больно было вернувшемуся с войны бойцу увидеть вместо родного дома глубокую воронку от бомбы или пустой двор, в котором никто его не встречал, потому что все погибли… Каждой семьи коснулось черное крыло войны: кто-то был ранен, кто-то погиб, кто-то вернулся с покалеченной душой. Тема войны нашла отражение и в творчестве известного русского писателя Михаила Шолохова.

О своей самой сокровенной писательской цели он говорил так: «Я видел и вижу свою задачу как писателя в том, чтобы всем, что написал и напишу, отдать поклон этому народу-труженику, народу-строителю, народу-герою». Эти слова Шолохова и будут эпиграфом к нашему уроку.

    Формирование новых знаний, умений, навыков.

    Сообщение подготовленных учеников о жизни и творчестве писателя.

Учитель литературы: Я заранее предложила подготовить сообщения о жизни и творчестве писателя. Сегодня мы коснемся только некоторых эпизодов его творческого пути.

Гукепшева Яна . Взросление Шолохова началось рано. Когда началась Великая отечественная война, писатель был уже опытным, повидавшим многое человеком. Еще с 15 лет началась его самостоятельная жизнь. Революция, гражданская война сделали его очень быстро взрослым. В 1922-м году на Дону, в родном крае писателя, было неспокойно, банды разоряли земли. И ему пришлось на донской земле воевать с бандитами.

Звучит музыка «Священная война».

Карабахцян Вартан . К 1941-му году у писателя уже огромное литературное наследие: романы «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Донские рассказы». В годы войны его перо продолжало работать – оно звало соотечественников вставать на защиту родной страны. Шолохов уходит на фронт: он и корреспондент, и боец. Пережил ранение. В 1942 году потерял 75-летнюю мать, которая погибла от разрыва бомбы. В годы войны были написаны публицистические произведения, рассказы «Русский характер», «Наука ненависти», немного позже – «Судьба человека», «Они сражались за Родину».

Учитель литературы. В 1946 году во время охоты Шолохов встретился на берегу реки с бывшим фронтовиком. Это была случайная, недолгая встреча. Он рассказал писателю, которого принял за шофера-фронтовика, историю своей жизни, навсегда оставшуюся у него в памяти. Долго Шолохов вынашивал мысль, планы, образы. И только через 10 лет в газете «Правда» был напечатан рассказ «Судьба человека», который потряс многих. В редакцию, на радио, писателю посыпались письма. Писали люди, пережившие все ужасы плена, семьи погибших, врачи, ученые, друзья по перу (даже из-за границы – Хемингуэй, Ремарк). Многие люди хотели найти Андрея Соколова, низко поклониться ему, окружить его заботой, отдать ему свое тепло.

    Работа над содержанием.

Учитель литературы. Вставал вопрос в любые времена

Что жизнь такое? Для чего она?

Раз есть она, то как её прожить?

Эти вопросы волнуют каждого живущего на земле. Действительно, во все времена человек спрашивал себя: «Что такое жизнь, что такое судьба, для чего я родился? Как прожить жизнь? Вероятно и писателя они не оставляли равнодушным. Давайте обратимся к содержанию «Судьбы человека».

Кому и почему Шолохов посвятил рассказ?

(Реализация индивидуального задания).

Лера Подгорная. Евгении Григорьевне Левицкой, члену КПСС с 1903 года. Она прожила трудную, но славную жизнь, боролась за свободу своего народа, за его права; была сослана вместе с детьми в ссылку. Своим посвящением писатель как бы напоминает, что нельзя разгадать тайну величия и трагической красоты характера героя, его судьбу отдельно от судьбы народа и Родины.

Учитель литературы. Что вы можете сказать о композиции этого произведения? (Автор пользуется особым композиционным приёмом – рассказ в рассказе. Это позволяет познакомиться с исповедью А. Соколова, пережившего все беды, мучения и страдания, доставшиеся на его долю, это как рассказ из первых уст, поэтому он достоверный).

Учитель литературы. Рассказ имеет кольцевую композицию. Он начинается со встречи автора со случайными попутчиками – Андреем Соколовым и Ванюшей – завершается расставанием с этими людьми, ставшими автору близкими и дорогими. В центральной части произведения повествование ведется от имени главного героя, что позволяет проследить за событиями его жизни, его нелегкой судьбой.

Какие основные этапы жизни Андрея Соколова мы можем выделить? (Довоенная жизнь, война и послевоенная жизнь).

Довоенная жизнь.

Какой была довоенная жизнь А. Соколова? (Работа с текстом).

Учитель кубановедения.

Ребята какой факт биографии Андрея Соколова связан с Кубанью? (В 1924 году, спасаясь от голода, он приехал на заработки на Кубань).

Учитель литературы.

Как Шолохов рисует жизнь героя до войны? (выделяет наиболее важное в жизни, создает обобщенные картины: «придешь с работы…», «Приходится выпивать…», «Такие кренделя выписываешь…». Отобранными штрихами и черточками рассказывает об изменениях в жизни героя: «Вскорости у нас дети пошли…», «В двадцать девятом завлекли меня машины. Изучил автодело, сел за баранку на грузовой…» и так далее. Глаголы в основном, прошедшего времени).

А почему именно так? (да потому что это простое человеческое счастье, и А. Соколов был счастлив; был счастлив в прошлом. Перед нами эпический план изображения).

Уход на фронт и прощание с семьей. Война.

Война катастрофически изменила жизнь Соколова. Обратите внимание, как писатель говорит об этом? (А тут вот она, война).

Чем эта фраза отличается от предыдущих? (Внезапность, трагичность, прошедшее время уступает место художественному настоящему времени. Эпический план изображения переходит в драматический).

Найдите в тексте самые яркие, проникновенные строчки, рассказывающие о прощании Соколова с семьей.

В каких словах скорбная высокая лирическая нота звучит как заклинание? (Помирать буду, а не прощу себе, что тогда ее оттолкнул!...)

Какое изобразительное средство использовал здесь автор и почему? (Градация – для создания особого эмоционального накала в передаче переживаний героя – и тех, которые он испытывает сейчас, и тех, которые были в прошлом, и тех, которые до конца жизни будут сопутствовать ему).

Плен.

Учитель литературы. Судьба избрала для Соколова самый горький вид испытаний – фашистский плен.

Как Соколов попал в плен? (Текст).

Как ведет себя герой? (В безмерно тяжких условиях он проявил недюжинное самообладание, высокое чувство собственного достоинства).

В А. Соколове отразилась одна из лучших черт русского народа – всегдашняя и скорая готовность к защите Родины, понимание святой правоты борьбы народа против лютого врага. Для него противоестественна война, но если она началась, если враг напал на родную страну, то в такое время он не мыслит для себя иной доли, кроме солдатской службы.

Почему Соколов решается на побег? (Целеустремленный, мужественный человек, настоящий мужчина).

Работа с маршрутным листом.

Несокрушимая нравственная сила, исключительное мужество, твердость духа помогли Соколову победит в начатой Мюллером игре. Давайте понаблюдаем за этой сценой и подумаем над вопросом: в чем символическое значение этого эпизода? (Фильм. Сцена с комендантом Мюллером имеет символическое значение. Поведение Соколова олицетворяет несломленность духа русского народа, непобедимость его воли, его свободолюбивых устремлений. Русская нация стала непреодолимым препятствием на пути фашистов к желанной победе.)

А о чем говорит тот момент, когда наш герой приносит изголодавшимся товарищам буханку хлеба и кусок сала? (Чувство товарищества заставляет его в критическую минуту забыть о себе и сделать все возможное, чтобы помочь людям. Ведь стойкость, дух товарищества, преданность отечеству – эти качества издавна присущи были русскому солдату).

Какие черты характера А. Соколова мы запишем в маршрутных листах? (Стойкость, дух товарищества, преданность отечеству).

Гибель семьи.

Учитель литературы . Еще одно испытание – гибель семьи. (Работа с текстом).

И на войне, и в мирной жизни Соколов руководствуется каким принципом поведения? («На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». Эта фраза – лейтмотив произведения (ведущий мотив, господствующее настроение), охватывает одну из важнейших сторон его содержания. Шолохов, раздумывая об Отечественной войне подчеркивал, что «жертвы, принесенные во имя спасения Родины, не убавили наших сил, а горечь незабываемых утрат не принизила нашего духа»).

Учитель литературы . Эта мысль отразилась и в финале рассказа. В нем утверждается идея органической преемственности поколений.

Встреча с Ванюшкой, ставшим ему сыном.

Просмотр отрывка из кинофильма «Судьба человека».

Почему Соколов решается усыновить Ванюшу? Что общего в их судьбах?

Сможет ли Андрей вырастить из Ванюши достойного гражданина?

Найдите в тексте слова подтверждающие данное высказывание. (Около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина).

Как вы понимаете слово судьба?

А теперь посмотрите в электронном словаре толкование слова судьба.

Арутюнян Агаси посмотрит в энциклопедии «Кирилла и Мефодия». (Складывающийся независимо от воли человека ход событий, предопределяющий все, что происходит в жизни).

Троицкий Глеб посмотрит в толковом словаре Ожегова. (Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий).

Учитель кубановедения .

Судьба А. Соколова – это судьба обыкновенного русского человека, на чью долю выпала ВОВ. Таких судеб миллионы. Не обошла стороной война и нашу Кубань. (Рассказ о братьях Игнатьевых).

Учитель литературы . Как вы думаете, что объединяет Андрея Соколова и братьев Игнатьевых? (Мужество, патриотизм, любовь к Родине).

Как судьба главного героя соотносится в судьбой всего народа? (А. Соколов – часть целого народа, который выстоял в тяжелейшей борьбе с врагом).

Чем поучительна для вас история А. Соколова? (Беспредельный патриотизм, несгибаемая стойкость и мужественное терпение, великодушие, способность к самопожертвованию, защита смысла и правды человеческого существования).

Какая основная тема рассказа «Судьба человека?» (Человек на войне).

Идея рассказа? (Пройдя через самые тяжелые испытания, он сохранил главное – свое человеческое достоинство, любовь к жизни, отзывчивую чуткую душу, человечность).

Давайте вернемся к эпиграфу: «Я видел и вижу свою задачу как писателя в том, чтобы всем, что написал и напишу, отдать поклон этому народу-труженику, народу-строителю, народу-герою».

Как вы думаете, удалось ли М. Шолохову воспеть народа-труженика, народа-строителя, народа-героя в рассказе «Судьба человека»?

Работа в группах, маршрутных листах.

Учитель кубановедения .

Расскажите свое мнение об уроке?

У Вас на партах лежат звездочки разного цвета. Если урок оставил равнодушным, крепите желтые звездочки. Заставил задуматься о жизни и судьбе человека - зеленые звездочки. Понравился – синие.

Домашнее задание. Написать сочинение на тему: «Андрей Соколов -главный герой рассказа М. Шолохова «Судьба человека»».



Рассказать друзьям