Урок презентация евгений онегин история создания. Презентация на тему евгений онегин

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

«Евгений Онегин» История создания романа.

Подготовила презентацию учитель литературы МАОУ ПСОШ №2 Колесник Е.И.


«Евге́ний Оне́гин» (дореф. «Евгеній Онѣгинъ» ) - роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина, написанный в 1823-1831 годах, одно самых значительных произведений русской словесности.

История создания

Пушкин работал над этим романом свыше семи лет. Роман был, по словам поэта, «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». Работу над ним Пушкин называл подвигом - из всего своего творческого наследия только « Бориса Годунова » он характеризовал этим же словом. В произведении на широком фоне картин русской жизни показана драматическая судьба лучших людей дворянской интеллигенции.

Пушкин начал работу над «Онегиным» в мае 1823 года в Кишиневе , во время своей ссылки. Автор отказался от романтизма как ведущего творческого метода и начал писать реалистический роман в стихах, хотя в первых главах ещё заметно влияние романтизма. Изначально предполагалось, что роман в стихах будет состоять из 9 глав, но впоследствии Пушкин переработал его структуру, оставив только 8 глав. Он исключил из основного текста произведения главу «Путешествие Онегина», оставив её в качестве приложения. Из романа также пришлось изъять одну главу полностью: в ней описывается, как Онегин видит военные поселения близ Одесской пристани, а далее идут замечания и суждения, в некоторых местах в излишне резком тоне. Оставлять эту главу было слишком опасно - Пушкина могли арестовать за революционные взгляды, поэтому он её уничтожил [


Он охватывает события с 1819 по 1825 год : от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов . Это были годы развития русского общества, время правления Александра I . Сюжет романа прост и хорошо известен, в центре него - любовная история. В целом, в романе «Евгений Онегин» отразились события первой четверти XIX века , то есть время создания и время действия романа примерно совпадают.


Александр Сергеевич Пушкин создал роман в стихах подобно поэме лорда Байрона « Дон Жуан ». Определив роман как «собранье пёстрых глав», Пушкин выделяет одну из черт этого произведения: роман как бы «разомкнут» во времени (каждая глава могла бы стать последней, но может иметь и продолжение), тем самым обращая внимание читателей на самостоятельность и цельность каждой главы. Роман стал поистине энциклопедией русской жизни 1820-х годов, так как широта охваченных в нём тем, детализация быта, многосюжетность композиции, глубина описания характеров персонажей и сейчас достоверно демонстрируют читателям особенности жизни той эпохи.

Именно это дало основание В. Г. Белинскому в своей статье «Евгений Онегин» сделать вывод:

«„Онегина“ можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».


Строфика

Роман написан особой « онегинской строфой ». Каждая такая строфа состоит из 14 строк четырёхстопного ямба .

Первые четыре строчки рифмуются перекрёстно , строки с пятой по восьмую - попарно, строки с девятой по двенадцатую связаны кольцевой рифмой. Оставшиеся 2 строчки строфы рифмуются между собой.


Из романа, как и из энциклопедии, можно узнать всё об эпохе: о том, как одевались, и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чём они разговаривали, какими интересами они жили. В «Евгении Онегине» отразилась вся русская жизнь. Кратко, но довольно ясно, автор показал крепостную деревню, барскую Москву , светский Санкт-Петербург . Пушкин правдиво изобразил ту среду, в которой живут главные герои его романа - Татьяна Ларина и Евгений Онегин. Автор воспроизвёл атмосферу городских дворянских салонов, в которых прошла молодость Онегина


  • Онегин и Татьяна. Эпизоды:
  • Знакомство с Татьяной, Разговор Татьяны с няней, Письмо Татьяны к Онегину, Объяснение в саду, Сон Татьяны. Именины, Посещение дома Онегина, Отъезд в Москву, Встреча на балу в Петербурге через 3 года, Письмо Онегина к Татьяне (объяснение), Вечер у Татьяны.
  • Знакомство с Татьяной,
  • Разговор Татьяны с няней,
  • Письмо Татьяны к Онегину,
  • Объяснение в саду,
  • Сон Татьяны. Именины,
  • Посещение дома Онегина,
  • Отъезд в Москву,
  • Встреча на балу в Петербурге через 3 года,
  • Письмо Онегина к Татьяне (объяснение),
  • Вечер у Татьяны.
  • Онегин и Ленский. Эпизоды: Знакомство в деревне, Разговор после вечера у Лариных, Визит Ленского к Онегину, Именины Татьяны, Дуэль (Ленский погибает).
  • Знакомство в деревне,
  • Разговор после вечера у Лариных,
  • Визит Ленского к Онегину,
  • Именины Татьяны,
  • Дуэль (Ленский погибает).

Роман начинается с сетований молодого дворянина Евгения Онегина по поводу болезни своего дядюшки, вынудившей Евгения покинуть Петербург и отправиться к одру больного, чтобы проститься с ним. Обозначив таким образом завязку, автор посвящает первую главу рассказу о происхождении, семье, жизни своего героя до получения известия о болезни родственника. Повествование ведётся от имени безымянного автора, представившегося добрым приятелем Онегина.

Евгений родился «на брегах Невы », то есть в Петербурге, в не самой успешной дворянской семье:

«Служив отлично-благородно, Долгами жил его отец, Давал три бала ежегодно И промотался наконец».

Онегин получил соответствующее воспитание - сначала, имея гувернантку Madame (не путать с нянькой), затем - гувернёра -француза, не утруждавшего своего воспитанника обилием занятий. Пушкин подчёркивает, что образование и воспитание Евгения были типичны для человека его среды (дворянина, которым с детства занимались учителя-иностранцы).

Евгений Онегин . Один из его возможных прототипов - Чаадаев , названный самим Пушкиным в первой главе. История Онегина напоминает жизнь Чаадаева. Важное влияние на образ Онегина оказал Лорд Байрон и его «Байроновские Герои», Дон Жуан и Чайлд Гарольд, которые также не раз упоминаются самим Пушкиным. «В образе Онегина можно найти десятки сближений с различными современниками поэта - от пустых светских знакомцев до таких значимых для Пушкина лиц, как Чаадаев или Александр Раевский . То же следует сказать и о Татьяне». (Ю. М. Лотман. Комментарии к «Евгению Онегину») В начале романа ему 18 лет [ источник? ] , в конце - 26 лет.

Татьяна Ларина

Ольга Ларина , её сестра - обобщённый образ типичной героини популярных романов; красивый внешне, но лишённый глубокого содержания. На год младше Татьяны.

Владимир Ленский - «энергичное сближение Ленского с Кюхельбекером , произведенное Ю. Н. Тыняновым (Пушкин и его современники. С. 233-294), лучше всего убеждает в том, что попытки дать поэту-романтику в ЕО некоторый единый и однозначный прототип к убедительным результатам не приводят». (Ю. М. Лотман. Комментарии к «Евгению Онегину»).

Няня Татьяны - вероятный прототип - Арина Родионовна , няня Пушкина


Слайд 3

История создания романа

Написание романа заняло у Пушкина более семи лет (1823 - 1830). В свет он выходил отдельными главами: первая глава романа появилась отдельной книжкой в 1825 г., вторая - в 1826-м, третья - в 1827-м, в начале 1828 г. появились четвертая и пятая главы, а в марте 1828-го - шестая, седьмая вышла в марте 1830-го и последняя - восьмая – была опубликована в 1832 г.

В набросках общего плана романа значилось девять глав, но в процессе написания план немного изменился, так что в первое полное издание "Евгения Онегина" (1833) Пушкин включил восемь глав и "Отрывки из путешествия Онегина"

Слайд 4

Кроме того, тогда же в Болдино была написана и десятая глава "Евгения Онегина" , которую Пушкин сжег, и до нас дошли только отдельные отрывки из черновиков (черновой текст поэт зашифровал, и литературоведам удалось расшифровать неполных 16 строф), содержащих опасные для Пушкина продекабристские высказывания, как можно оценить по восстановленным частям, очень едкая и язвительная. В канонический текст романа десятая глава не входит. Завершил работу над "Евгением Онегиным" 26 сентября 1830 г.

Слайд 5

Жанр романа

Жанр произведения – лироэпический, т.е. параллельно с традиционным повествованием (история отношений Онегина и Татьяны) присутствует личностное, эмоциональное восприятие всего происходящего (благодаря образу Автора).

Слайд 6

Образ Автора

Образ Автора – это художественное обобщение, он живет в воображаемом пространстве и подобен другим героям романа. Кроме того, Автор – повествователь и герой, ведущий тонкую игру с читателем, непринужденно создающий эту «воздушную громаду».

И я, в закон себе вменяя
Страстей единый произвол…

Слайд 7

Принцип противоречий

В ходе длительной работы над романом замысел его менялся, и характер главного героя в конце главы оказался далеким от его облика в первых строфах романа. Отношение автора к нему тоже изменилось, но Пушкин не стал ничего устранять, а превратил подобные нестыковки в принцип противоречий:

Я кончил первую главу:
Пересмотрел все это строго,
Противоречий очень много.
Но их исправить не хочу…

Слайд 8

В дальнейшем этот прием проявился в различных авторских характеристиках героев, неожиданной смене интонаций, предложений о том или ином уделе, ожидающем героя.

Слайд 9

Композиция. «Поэзия действительности»

Прием антитезы, контраста (Онегин – Ленский, Татьяна – Ольга), зеркальности (два письма, две встречи и два объяснения), внутренней символической связи сцен (сон и именины), разрушение читательских ожиданий (обещание повести героев под венец оборачивается трагической развязкой) – все это помогло Пушкину преодолеть эстетические каноны и любые формы литературной условности, выйти за пределы застывших форм, привычных образцов и создать «поэзию действительности», новую жизненную реальность.

Композиционно роман не имеет традиционного начала и традиционного финала.

Слайд 10

Онегин на балу

  • Слайд 11

    Художественный метод

    Простота и бесхитростная непринужденность романа – кажущиеся, на самом деле в основе произведения лежит сложная поэтическая выстроенность композиции. Основные приемы, рождающие эту свободу романа в стихах, связаны с поэтической независимостью создателя и его героя.

    Слайд 12

    Композиционные приемы

    • Принцип «противоречий»
    • Творческий процесс создания романа на глазах читателя
    • Прихоть, каприз Автора как творческий импульс
    • Свобода как главная составляющая творчества
    • Переключение интонаций, множественность точек зрения
    • Система ассоциаций
    • Цитаты и реминисценции, расширяющие мир романа
    • Разрушение читательских ожиданий, ироническое пренебрежение эстетическими догмами, законами.
  • Слайд 13

    Форма романа

    Тематика лирических отступлений (любовь и дружба, цель и смысл жизни, искусство и творческое вдохновение, красота природы и женское очарование, деревенский быт и вопросы экономики и управления, индивидуализм личности и соборность русской жизни и др.), сопутствующая история главных героев.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    «СОБРАНЬЕ ПЕСТРЫХ ГЛАВ…». ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, ЖАНР И КОМПОЗИЦИЯ РОМАНА А.С.ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН».

    Миг вожделенный настал: окончен мой труд многолетний. Что ж непонятная грусть тайно тревожит меня? Или, свой подвиг свершив, я стою, как поденщик ненужный, Плату принявший свою, чуждый работе иной? Или жаль мне труда, молчаливого спутника ночи, Друга Авроры златой, друга пенатов святых?

    Роман писался 7 лет Но те, которым в дружной встрече Я строфы первые читал… Иных уж нет, а те далече, Как Сади некогда сказал. Без них Онегин дорисован…

    «Кавказский пленник» Пушкин хотел изобразить преждевременную старость души. Героини способны на большую любовь, а герои – нет

    И даль свободного романа Я сквозь магический кристалл Еще неясно различал.

    «Пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница…» РОМАН – эпический жанр, в котором переплетаются общественные и исторические события с личными судьбами героев. Стихотворная форма запечатлела активность авторского голоса, его лиризм, его особую роль в произведении.

    Определите стихотворный размер Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог… ЧЕТЫРЕХСТОПНЫЙ ЯМБ

    ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА «Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог. Его пример другим наука; Но, боже мой, какая скука С больным сидеть и день и ночь, Не отходя ни шагу прочь! Какое низкое коварство Полуживого забавлять, Ему подушки поправлять, Печально подносить лекарство, Вздыхать и думать про себя: Когда же черт возьмет тебя!» А Б А Б В В Г Г Д Е Е Д Ж Ж ПЕРЕКРЕСТНАЯ РИФМОВКА СМЕЖНАЯ РИФМОВКА ОПОЯСЫВАЮЩАЯ РИФМОВКА СМЕЖНАЯ РИФМОВКА

    КОМПОЗИЦИЯ Современный вид 1 глава 2 глава 3 глава 4 глава 5 глава 6 глава 7 глава 8 глава Замысел 1 глава 2 глава 3 глава 4 глава 5 глава 6 глава 7 глава Путешествие Онегина = 8 глава 8 глава = 9 глава Зарождение тайных обществ = 10 глава

    Зеркальное отражение 1 часть 1-я встреча Татьяны и Онегина Татьяна – уездная барышня. Онегин до перелома. Убийство Ленского 2 часть 2-я встреча Татьяны и Онегина Татьяна – светская дама. Онегин перерождается. Искупление. Сенатская площадь. Повествование + лирические отступления

    Домашнее задание 1. Какое воспитание и образование получил Евгений? Много или мало он знал? На чьем фоне мог блеснуть знаниями? 2. Как обычно проходил день Евгения? 3. Найдите описание кабинета и наряда Онегина? О чем можно по ним судить? 4. Каково отношение Онегина к театру? А отношение Пушкина? 5. Как Онегин пытается выйти из состояния хандры? Удается ли это ему? Почему? 6. Что привлекло автора в Онегине? Почему они стали друзьями?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку литературы по темк "Композиция романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"

    Вопрос о композиции литературного произведения сложен для восприятия учащихся. Презентация помогает систематизировать материал и подвести итог работе над анализом произведения....

    Урок литературы в 9 классе «А.С. Пушкин «Евгений Онегин». История создания. Литературная полемика вокруг романа. Замысел, и композиция произведения.»

    Введение понятия «реализм».Обзор содержания романа.Знакомство с мнением критиков.Познакомить учащихся с замыслом, историей создания и композицией произведения, дать общую характеристику романа.Р...

    Презентация для урока литературы по роману Л.Н.Толстого "Война и мир" в 10 классе

    • #1

      Инесса Николаевна! Задержалась на работе с олимпиадами, настроение испорчено, завтра "Евгений Онегин". Хочется приготовиться серьезно и понимаю, что не хватает времени. От этого еще хуже. А тут - ваши работы. Огромное Вам человеческое спасибо за чудесный материал. Палочка-выручалочка Вы! Здоровья Вам и успехов.

    • #2

      Светлана Ивановна, спасибо!
      Не падайте духом. Перефразируя известную фразу, "Интернет нам поможет!"

    • #3

      Уважаемая Инесса Николаевна! За эти годы вы стали мне очень близким и дорогим человеком! Не побоюсь таких слов! Вы помогаете мне провести уроки на очень высоком уровне. Ваши находки и презентации радуют учащихся,а главное-учат быть мыслящими. Спасибо! Ежедневно говорю Вам слова благодарности. Я желаю Вам счастья и здоровья! Храни Вас Бог!

    • #4

      Татьяна Ивановна (Sunday, 12 January 2014 14:40 )

      Какой труд! Уважаемая Инесса Николаевна, большое спасибо. У меня уже 42 педагогический год идёт. Настроение хуже некуда: эти объединения школ удивляют, раздражают, отбивают желание работать. А тут такая радость! Просмотрела, скачала, поразмыслила и сама себе сказала: "Ерунда, с божьей помощью и это переживём!" Спаси Вас Бог!

    • #5

      Инесса Николаевна, кроме слов благодарности за Вашу работу и восхищения Вашим творчеством, сказать ничего не могу, потому что остальное уже не так важно. Не очень люблю электронные ресурсы, но Ваши действительно близки мне: учат детей МЫСЛИТЬ. ОГРОМНОЕ СПАСИБО!

    • #6

      Уважаемая Инесса Николаевна! Огромное Вам спасибо за материал по изучению произведения "Евгений Онегин". Пусть жизнь вам воздаст за бескорыстную помощь коллегам!

    • #7

      Инесса Николаевна, провела открытый урок по "Евгению Онегину", использовав материалы, щедро представленные Вами. Благодарю! Считаю, что удаче своей всецело обязана Вам.

    • #8

      Виктория, уверена, что презентации и видео - это половина дела. Главное на уроке, по моему мнению, - это личность учителя.

    • #9

      Уважаемая, Инесса Николаевна! Много лет слежу за Вашим Творчеством! Вы не только восхищаете потрясающими уроками, но и вдохновляете на личные педагогические подвиги! В "минуты тягостных раздумий" Ваш талант - моя личная основа для оптимизма и веры в детей! Огромное Вам спасибо.

    • #10

      Уважаемые коллеги, прошу простить, если вдруг я кого-то обижу. С тех пор, как литературу загнали в рамки тестов, я ее не преподаю. И вот взглянула на тесты по "Евгению Онегину". Мне больно за то, что нашу литературу загоняют в примитивные рамки тестов.

    • #11

      Уважаемая Ирина Алексеевна!
      Никто никуда нашу литературу не загонял. Как преподавали, так и преподаём: с погружением в текст, с написанием сочинений, с анализом текста. Посмотрите, мы пользуемся методичками 1968 года. И это не консерватизм, а отбор из методики того, что учит, помогает мыслить, отвечать на проблемные вопросы.
      Тестов в ЕГЭ и ГИА практически не осталось. Там сочинения и несколько вопросов из теории литературы. Посмотрите презентации. Это не всё, что я даю на уроках, но это подробный анализ всех глав. И думающие учителя будут преподавать так, как им преподавали когда-то. А те, кто только начинает путь учителя, я надеюсь, определит, что действительно важно и нужно, а что ерунда.
      Вы увидели на странице один тест, очень жаль, что Вы не ознакомились с другими материалами. Я без ложной скромности ими горжусь, хотя уже многое и изменила бы, и не в направлении тестов.
      Дети у нас вырастают думающие. Ну, в нашей школе, во всяком случае. Может, повезло с детьми... Но и выйдя из школы, они возвращаются к классике, читают, думают.

    • #12

      Инесса Николаевна! Огромное спасибо за уроки по " Евгению Онегину", ну просто кладезь всего!!! Всё, что можно найти на Вашем сайте, полезно и современно. Не устаю восхищаться Вашим талантом и трудолюбием!!! Удачи Вам во всех Ваших начинаниях и "продолжениях")))
      С уважением, Гай О.Л.

    • #13

      Добрый вечер, Инесса Николаевна! Я думаю, что многим учителям-словесникам скоро придется делиться своей зарплатой с Вами, настолько неоценима Ваша помощь, спасибо огромное. С наступающим Новым годом!

    • #14

      Инесса Николаевна! Спасибо Вам огромное за этот сайт. Это жемчужина! Так много полезной и интересной информации, очень хочется выразить Вам свою благодарность за этот кропотливый труд! Как же повезло Вашим ученикам! Здоровья и дальнейших творческих успехов!

    • #15

      Здравствуйте! Я не словесник, но Ваш сайт- это действительно чудо, я нашла много интересного для своих уроков. Восхищаюсь Вашим творчеством и трудолюбием! Учитель истории Любовь

    • #16

      Елена (Wednesday, 02 November 2016 05:49 )

      Инесса Николаевна! Случайно наткнулась на Ваш сайт....в восторге! Огромное Вам спасибо за щедрость и понимание! Это неоценимая помощь литераторам в подготовке к урокам!Спасибо! Здоровья Вам, добра, счастья!

    • #17

      "Обкатала" сегодня урок. Очень довольна, по времени всё гладенько улеглось. Тёплое, душевное спасибо!

    • #18

      Девочки, ну вы даёте. Аж в краску вгоняете!
      Всё нормально: делаем, делимся, друг у друга учимся. Это нормально!

    • #19

      Уважаемая Инесса Николаевна!

      В 2007 году я сделал доклад на «Онегинских чтениях» в Михайловском о моём подходе к сюжетной хронологии романа «Евгений Онегин». В том же году я сделал доклады на эту тему в Доме Пушкина (Москва), на заседании Пушкинской Комиссии и выпустил брошюру «Мы почитаем всех нулями, а единицами – себя или как мне пришлось открывать сюжетную хронологию романа «Евгений Онегин»», которую можно найти по адресу https://yadi.sk/i/AL_2Gm88zu8ET и скачать. В 2011 году эту брошюру прочитала Заслуженный Учитель Украины Жуковская Надежда Филипповна (преподаватель русского языка и литературы), организовала в своём городе – Уманске обсуждение моей работы среди преподавателей русского языка и литературы и прислала мне весьма положительный отзыв от них.
      Этот отзыв побудил меня сделать фильм для учеников о сюжетной хронологии романа «Евгений Онегин», который помог бы ученикам глубже воспринять это произведение в течение не более одного урока (фильм длиться 32 минуты). Фильм находится по адресу https://yadi.sk/i/rtkxzRoCmk7tv и доступен для скачивания или в YouTube по словосочетанию «сюжетная хронология романа Евгений Онегин».

      Мне было бы приятно, если бы Вы смогли прочитать мою брошюру, а также посмотреть фильм, оценить полезность показа его ученикам и размещению этих вещей на Вашем сайте.
      Буду Вам признателен, если Вы сообщите Ваше мнение о моей работе и фильме с указанием ошибок, недочётов и пожеланий.
      С уважением
      Доктор технических наук Беляков-Бодин Владимир Игоревич

    • #20

      Спасибо большое, Владимир Игоревич!
      Будет очень интересно познакомиться с Вашей работой, тем более что мы с учениками делаем проект-сайт, посвящённый "Евгению Онегину".
      Интересно, что в последнее время много исследований о Пушкине принадлежат "перу" людей с техническим образованием. Это другой взгляд на литературу.

    • #21

      Спасибо огромное! Для начинающего учителя - ваши уроки по Евгению Онегину - клад!

    • #22

      Спасибо огромное! Уже несколько лет "кормлюсь"с Вашего сайта, рекомендую коллегам знакомиться с Вашими замечательными работами. Ещё раз спасибо за помощь, идеи, талант!

    • #23

      Инесса Николаевна! Примите мою искреннюю благодарность за такие яркие, продуманные презентации. Они очень оживили наши с детьми уроки, а кроме того, помогли мне сэкономить время подготовки для своих домочадцев. Теперь буду ждать результатов нашей работы в сочинениях. Еще раз спасибо огромное за Вашу помощь!

    • #24

      Инесса Николаевна! Спасибо за материалы! Вдумчивый подход, понятный язык, ясные мысли!

    • #25

      Инесса Николаевна! Ваши работы - уникальны, понятны и легки для восприятия. Не часто мы встречаем таких людей, как Вы, которые вот так просто, бескорыстно дают пользоваться своими материалами. Поражаюсь тому, где Вы только находите время, чтобы создавать презентации, видеосюжеты, проекты, писать статьи, доклады и многое другое! Вы умница и трудяжка!!! Спасибо Вам большое!

    • #26

      Уважаемая Инесса Николаевна. Восхищаюсь вашим сайтом и той работой, какую Вы делаете и дарите своим коллегам.Спасибо за талантливую помощь.Здоровья Вам и дальнейших творческих открытий. С уважением.

    • #27

      Инесса Николаевна, спасибо большое за интересную информацию, за творчество. Удачи, неиссякаемой энергии, здоровья.

    • #28

      Инесса Николаевна, низкий поклон, благодарность за образец работы с произведением русской литературы. Есть чему поучиться! Здоровья Вам, вашим близким, успехов во всех начинаниях.

    • #29

      супер. спасибо учителю низкий поклон. за такую огромную работу. дай бог вам здоровья!!!

    • #30

      Инесса Николаевна, огромное Вам спасибо и низкий поклон за Ваш неоценимый труд, за возможность им воспользоваться! Дай Бог Вам и Вашим близким здоровья, творческих успехов!

    • #31

      Инесса Николаевна! Бесконечное Вам спасибо за такой богатый материал!!! Здоровья Вам и творческих сил!)

    • #32

      Спасибо, что есть Вы и ваш замечательный сайт. Здоровья. успехов, счастья Вам и вашей семье.

    • #33

      Иннеса Николаевна! Огромное Вам спасибо за очень толковые и значимые в обучении материалы как по русскому языку, так и по литературе. Так последовательно, просто и методически грамотно систематизировать материал уроков может только учитель-мастер. Низкий поклон Вам и творческих успехов!

    • #34

      Инесса Николаевна! Спасибо Вам огромное за этот сайт. Получаем ценный материал. Здоровья, благополучия и дальнейших успехов в новом году!

    • #35

      Огромное спасибо Вам, Инесса Николаевна, за прекрасный материал. Успехов Вам и здоровья.

    • #36

      А где весь материал? Пыталась скачать, какие-то реплики скачались, а презентации самой нет

    • #37

      Елена Леонидовна, всё скачивается, проверяла. Проблемы на Вашей стороне. Смотрите ссылки на странице. Они активны, ведут на Яндекс-диск. Оттуда и скачивайте.

    • #38
    • #39

      Инесса Николаевна, спасибо вам огромное,спасибо за Ваш труд!Много полезного нашла на Вашем сайте и применяю на своих уроках. Спасибо, что делитесь!

    • #40

      Инесса Николаевна! Восхищаюсь Вашим титаническим трудом и Вашим творчеством! Вы гениальный педагог! Спасибо Вам огромное за то, что щедро делитесь опытом! Дай Бог Вам и Вашим близким здоровья, творческих успехов!

    • #41

      Инесса Николаевна, спасибо Вам огромное! Чтение "Евгения Онегина" идет на ура!



  • Рассказать друзьям