Урок развития речи по гамлету. Урок по зарубежной литературе

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

План-конспект урока литературы
Класс: 9
Дата: 03.05.2017
Учитель: Лабовкина Екатерина Валериевна.Тема: У. Шекспир. «Гамлет». Образ главного героя.
Тип урока: урок закрепления изученного.
Форма урока: урок-исследование.
Цели:
образовательные: обозначить «вечные проблемы» в творчестве У. Шекспира, познакомиться с образом Гамлета, проанализировать его значимость в литературе.
развивающие: развить представление о драматическом произведении, работать над развитием монологической и диалогической речи учащихся.воспитательные: воспитывать активную жизненную позицию, непримиримость к подлости, трусости, жадности.
Задачи:
Помочь учащимся понять всю сложность психологического состояния героя, причину трагедии в душе героя;
Определить литературоведческое понятие «вечный образ»;

Методы и приёмы: фронтальный опрос, развитие критического мышления, работа в группах, эвристический метод, минутка воображения, синкан (синквейн), микрофон, словарная разведка.
Образовательные технологии: использование ИКТ (мультимедийное сопровождение - презентация), проблемно-диалогическое обучение, здоровьесберегающая технология, личностно-ориентированная, технология развития критического мышления.
Деятельность учащихся: парная, индивидуальный опрос, эвристическая беседа.
Оборудование: презентация, текст произведения «Гамлет», текст монолога, музыкальное сопровождение (в презентации), фрагмент монолога Гамлета.Ход урока
Гамлет!.. Понимаете ли вы значение этого слова? – оно велико и глубоко: это жизнь человеческая; это человек, это вы, это я, это каждый из нас... (Иоганн Вольфганг фон Гёте)
I. Организационный момент (2 мин).
Цель: подготовить учащихся к занятию; настроить на совместную работу на уроке.
Проверка готовности учащихся к уроку. Проверка отсутствующих.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Надеюсь, вы успели отдохнуть, потому что для этого урока потребуется ваша смекалка и запас знаний. Сегодня у нас гости, давайте поприветствуем их.
II. Актуализация опорных знаний (3 мин).
Цель: актуализировать знания учащихся, создать ассоциативное мышление.
Учитель. Сущность гения удивительна: даты жизни английского поэта и драматурга Вильяма Шекспира возвращают нас в далекое прошлое, однако строки его произведений созвучны современности.
Ассоциативный ряд.
На экране иллюстрация, звучит мелодия.
Посмотрите на иллюстрацию и послушайте мелодию, какие у вас возникли ощущения? (Ребята говорят о своих ощущениях).
III. Мотивация учебной деятельности учащихся (2 мин).
Цель: мотивировать учащихся на работу.
Учитель. Какие 3 глагола вы бы применили к понятию «трагический герой»?
(выживать, бороться, сопротивляться)
IV. Определение темы и целей урока. Целеполагание (4 мин).
Цель: сформулировать тему и цель урока вместе с учащимися.
Учитель. Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока, исходя из наших
рассуждений.
(Ребята высказывают свои предположения). Тема сегодняшнего урока – У. Шекспир. «Гамлет». Образ главного героя.
На доске записывается число и тема урока.
Учитель. Запишите в тетради Третье мая и тему урока. Сегодня мы уделим особое внимание образу Гамлета.
Теперь давайте сформулируем цели урока, опираясь на его тему. Используйте также опорные фразы, написанные на доске.
Учащиеся определяют вместе с учителем тему урока и цели.
Познакомиться с образом …
Проанализировать творчество…
Уметь высказывать…
Научиться вдумчивому…
Наши задачи на этот урок:
Определить литературоведческое понятие «вечный образ».
Задуматься над местом и ролью Гамлета в современном мире: как воспринимается Гамлет современным читателем.
V. Работа над темой урока. Изучение нового материала (10 мин).
Цель: проанализировать образ героя, определить значение творчества писателя и его произведения в литературе.
1. Слово учителя (1 мин).
- В творчестве У. Шекспира можно выделить 2 этапа: ранний – оптимистический. Это в основном комедии, в которых свобода личности должна привести к гармонии в мире. Поздний этап творчества – трагический (кризис иллюзий о свободе личности, беспорядочный мир, игра тёмных сил). Что же происходит в душе шекспировского трагического героя, мы постараемся сегодня понять.
2. Эвристическая беседа (3 мин).
- Что было взято за основу при создании трагедии?
Ответ: При создании трагедии «Гамлет» драматург взял за основу сюжет легенды о принце Датском. Легенда давно забыта, но образы, созданные великим англичанином, живут уже столетия и будут жить до тех пор, пока существует человечество.
- В чем же причина этого феномена?
- Что означает понятие «вечный образ»?
3. Словарная разведка (Запись в тетради) (2 мин).
Учитель. Давайте обратимся к справочной литературе.
Вечный образ – содержательная емкость, неисчерпаемость смыслов; высокая художественная, духовная ценность; способность преодолевать границы эпох и национальных культур, общепонятность, непреходящая актуальность.
4. Фронтальный опрос (4 мин).
- Можно ли считать Гамлета «вечным образом»? Почему?
- Какие еще герои литературы могут считаться такими?
(Дон Кихот, Мцыри).
Учитель: Хорошо. Ребята, эта информация пригодится Вам при написании сочинения на ГИА.
Ответы учащихся:
Гамлет – вечный образ. У Гамлета философский склад ума: от частного случая он всегда переходит к общим законам мироздания. Семейная драма для него – портрет мира, в котором процветает зло. Легкомыслие матери приводит к выводу, что все женщины вероломны. Череп Йорика наводит на понимание бренности всего земного.
Гамлет – вечный образ. Гамлет остался вечной загадкой для зрителей и исследователей.
VI. Физкультминутка. Минутка воображения (1 мин).
Цель: настроить учащихся на положительный результат работы.
VII. Закрепление изученного материала (16 мин).
Цель: закрепить и обобщить изученное.
1. Работа в группах. Наблюдения (4 мин).
Группа 1.
– Что определяет движение сюжета?
(Борьба с Клавдием. Каждая из враждующих сторон стремится захватить инициативу и навязать свою волю противнику. Не психологический анализ, а динамика развернувшейся битвы, тактические маневры бойцов определяют движение сюжета. Успех то на одной, то на другой стороне. Заняв командные позиции после спектакля, нанеся удар по соглядатаю Полонию, Гамлет вынужден затем обороняться от наседающих на него врагов. Он то защищается, то наступает. Затем Клавдий делает ловкий ход, подговорив Лаэрта убить Гамлета. Это не честный поединок, а заранее подготовленное убийство.)Группа 2.
– Когда внутренняя драма Гамлета достигает высшей точки напряжения, т. е. своей кульминации?
(В III акте внутренняя драма Гамлета достигает высшей точки, наиболее остро кризис выражен в монологе, начинающемся словами «Быть или не быть»?)
2. Монолог «Быть или не быть» (5 мин).
Учитель: Итак, сейчас мы с Вами просмотрим фрагмент монолога «Быть или не быть». (Просмотр фрагмента в исполнении Иннокентия Смоктуновского). Перевод: Борис Пастернак
Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль
















Нескорый суд и более всего













В начале обещавшие успех,

Офелия! О радость! Помяни

Учитель:
Ребята, ещё одним ярким исполнителем роли Гамлета в советском пространстве был Высоцкий. Высоцкий Владимир Семёнович - талантливый советский поэт, прозаик, певец, актёр театра и кино. Считал своей лучшей театральной ролью исполнение роли Гамлета. Образ, созданный актером-поэтом на сцене знаменитого Театра на Таганке, безусловно, является значимым феноменом в сокровищнице мирового театра.
3. Эвристическая беседа. Работа над идейно-художественным содержанием монолога (2 мин).
- Что для Гамлета означает вопрос «быть» и «не быть»? Учитель вместе с учащимися пытаются ответить.
Быть – это для Гамлета оказать сопротивление, отомстить за смерть отца. Не быть – для героя означает терпеть позор, покоряться судьбе, затаить обиду и молчать. Гамлет думает о том, что будет, если забыться сном – то есть умереть, покончить жизнь самоубийством.
Тогда почему люди долго терпят и не оказывают сопротивление злу? Гамлет приходит к выводу, что «трусами нас делает раздумье/ Так решимости природный цвет/ Хиреет под налетом мысли». Разум мешает делать безрассудные поступки.
4. Глубокая мысль (2 мин).
Учитель.
Вопрос: Что, по-вашему, останавливает Гамлета? Почему он медлит?
(Учащиеся размышляют над поставленными вопросами).
Учитель: таким образом, мы выяснили что?
Вывод: (отвечают учащиеся).
Гамлет – это человек, видящий и хорошо понимающий причины поступков людей. Гамлет остро чувствует фальшь, обман, он хороший психолог. По природе своей он добрый, благородный юноша, не желающий жить в мире интриг и корыстного обмана. Но долг сына – мстить за убийство своего отца – не дает ему покоя. Его разрывают противоречия.
Гамлет оставляет мир по-прежнему несовершенным, но он его встревожил, сосредоточил внимание тех, кто остался жить, на страшном факте: «век расшатался». В этом состояла его миссия.
5. Вывод (проблемный вопрос) (2 мин).
– Так в чем же сущность «гамлетизма»?
Давайте обратимся к справочной литературе и попробуем сформулировать понятие «гамлетизм» - это символ состояния, характеризующийся пребыванием кого-либо в постоянных противоречиях и сомнениях.
6. Синквейн (синкан)(1 мин).
Учитель: А теперь давайте попробуем составить синквейн (5 строк) по группам. (Учащиеся составляют синквейн, читают по группам).
- Молодцы! А теперь подведём итоги нашего урока.
VIII. Подведение итогов урока (рефлексия) (2 мин).
Цель: подведение итогов урока.
Микрофон
Меня удивило на сегодняшнем уроке...
Я понял (-а), что...
Мне понравилось это произведение тем, что...
Учитель: Мы живём в XXI веке, а вспоминаем образ Гамлета, который помогает ответить нам на загадки прошлого, понять душевное состояние выдающихся наших современников и нас самих. Образ Гамлета – «вечный образ», символ сыновей любви и мести. Гамлет в каждом из нас.
IX. Подготовка к домашнему заданию (2 мин).
Цель: организовать и объяснить учащимся домашнее задание.
1. Выучить монолог «Быть или не быть» (в переводе Б. Пастернака).
2. На дополнительный балл: Написать эссе 7-10 предложений на тему «Есть ли выбор у Гамлета?».
X. Оценивание. Комментирование полученных оценок (3 мин).
Взаимооценка. Учащиеся оценивают работу друг друга, и каждый оценивает свою работу.
Спасибо за урок!
Быть или не быть, вот в чем вопрос.
Достойно ль
Смиряться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними? Умереть. Забыться.
И знать, что этим обрываешь цепь
Сердечных мук и тысячи лишений,
Присущих телу. Это ли не цель
Желанная? Скончаться. Сном забыться.
Уснуть... и видеть сны? Вот и ответ.
Какие сны в том смертном сне приснятся,
Когда покров земного чувства снят?
Вот в чем разгадка. Вот что удлиняет
Несчастьям нашим жизнь на столько лет.
А то кто снес бы униженья века,
Неправду угнетателей, вельмож
Заносчивость, отринутое чувство,
Нескорый суд и более всего
Насмешки недостойных над достойным,
Когда так просто сводит все концы
Удар кинжала! Кто бы согласился,
Кряхтя, под ношей жизненной плестись,
Когда бы неизвестность после смерти,
Боязнь страны, откуда ни один
Не возвращался, не склоняла воли
Мириться лучше со знакомым злом,
Чем бегством к незнакомому стремиться!
Так всех нас в трусов превращает мысль,
И вянет, как цветок, решимость наша
В бесплодье умственного тупика,
Так погибают замыслы с размахом,
В начале обещавшие успех,
От долгих отлагательств. Но довольно!
Офелия! О радость! Помяни
Мои грехи в своих молитвах, нимфа.

Цели урока:

1. в процессе сопоставительного анализа и выявления авторской позиции показать своеобразие разрешения проблемы мучительного выбора Гамлета;

2. через освоение художественного языка произведения (сюжет, образы героев, композицию) подвести учащихся к пониманию замысла писателя, его идеи;

3. познакомить учащихся с осмыслением гамлетовской темы в русской лирике, представить героев Шекспира как «Вечные образы в мировой литературе».

Эпиграф к уроку:

«Время слипшихся век, пустота

Пробудившейся ночи, -

Кто я? Зверь? Человек? Слово или туман

Многоточий?..»

(Ю. Благовещенский)

Слова и понятия

· фабула;

· катарсис;

· гуманизм;

· гамлетизм;

· «гамлетовские ситуации»;

· «вечный образ».

Ход урока

1. Вступительное слово:

Античность подарила грядущему свою мифологию, своих героев, которые стали нарицательными для всей мировой литературы. Именно с античности, с искусства древних греков зарождается понятие прекрасного.

Искусство греков было настолько совершенным, что ему синонимом стало слово «Прекрасный».

Эпоха Возрождения, Ренессанс… Это расцвет культуры, научно-технические открытия: Коперник, Кеплер, Леонардо да Винчи, открытие новых континентов. Человек является центром мироздания. Ведущий принцип – гуманизм – утверждение человека как высшей ценности.

Величайший гуманист эпохи английского Возрождения – Вильям Шекспир. Символом Шекспира был сокол. Сокол с копьем в когтях – его герб. Фамилия «Шекспир» означает - «потрясающий копьем». Критики его называли «сотрясателем сцены», друзья - поэты «Лебедем Эвона». Именно перейдя мост через реку Эвон, отправился Шекспир в поисках удачи. Отправился, чтобы стать великим поэтом и остаться жить вечно.

« » - главное создание Шекспира. Не один образ, созданный поэтами не тревожит и не волнует нас до такой степени. Мы с вами прочитали эту знаменитую трагедию и постараемся сегодня на уроке понять мысль автора, проникнуться в его идеи, увидеть старую трагедию глазами новой эпохи и попробуем открыть для себя «своего» Гамлета.

2. Для начала обратимся к первому теоретику драмы Аристотелю ( 1). Как он раскрывает понятие «Трагедия», попробуем по Аристотелю определить составные части драмы:

· Перипетия (перемена событий к противоположному, происходящая по законам вероятность или необходимости);

· Узнавание (переход от незнания к знанию, который ведет или к дружбе, или в вражде лиц);

· Страдание (действие, причиняющее гибель или боль).

Кульминация – монолог Гамлета. Узнавание – встреча с призраком, страдание – смерть Полония, Офелии, – гибель героев.

Художественная цель пьесы – трагедия должна быть осознана как мистическая реальность необъяснимость связи событий и самого Гамлета.

3. Работа со слайдом «Теория воздействия трагедии на человека».

Какая теория вам близка? Почему?

4. «Гамлет – вечный образ». Какие герои мировой литературы находили свое отражение в произведениях других авторов? (Прометей, Иисус Христос, Дон Кихот, ). В этом ряду находится и Гамлет. Появилось понятие «Гамлетизм» - преступная медлительность и бездействие. Имя его стало нарицательным для человека всегда во всем сомневающегося, неспособного быстро действовать. «Гамлетовские ситуации» - выбор практически сделать невозможно.

В лицее написана исследовательская работа «Гамлетизм среди подростков». Этой темой занималась ученица 10 «б» класса О. Борокшонова. Сегодня она ознакомит нас с результатами своей деятельности (см. приложение 1).

5. Гамлетовские мотивы в русской лирике. Образ Гамлета и его «вечная жизнь» помогают читателю соприкоснуться с поэтической концепцией других авторов. Блок и , Пастернак и , Волошин, Самойлов… многих русских поэтов интересовал образ Гамлета, но каждый вносит в трактовку этого образа что-то свое, личное.

6. Содержание трагедии имеет вечную ценность и будет актуальна всегда, независимо от времени и места. Здесь ставятся вечные вопросы, всегда волновавшие и волнующие всё человечество: как бороться со злом? Какими средствами возможно его победить? В чем смысл человеческой жизни? Гамлет не исправил свой век, но оставил миру свои вечные вопросы. Эти вопросы поднимали и русские поэты.

Сообщения учеников о гамлетовских мотивах в творчестве Блока, Пастернак, Цветаева (см. приложение 2).

7. Творческая работа. Реализация домашнего – анализ монологов. Сопоставление монолога «Быть или не быть…» с 66-м сонетом Шекспира в разных переводах.

8. Перевод с английского 66-го сонета Шекспира на ученицей 10 «а» Гыргеновой А.

9. Чтение стихотворения собственного сочинения на бурятском языке «Размышления о Гамлете» - Мархакова Т.

10. Представление и защита мультимедиа презентации «Быть или не быть?» учениками (см. приложение 3).

11. Итальянский мыслитель эпохи Возрождения Пико дела Мирандола вложил в уста бога удивительно точные слова о сущности человека: «Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессметным, чтобы ты сам свободный и славный мастер, сформировал себя в образе который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшее, неразумное существо, но можешь переродиться по велению своей души и высшее божественное». У нас у всех есть выбор, и пусть этот выбор будет правильным.

Домашнее задание:

Написать сочинение – размышление «Мой Гамлет».

Весь мир лицедействует Петроний Арбитр
(надпись над входом в театр “Глобус”)

Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. Сегодня я хотела пригласить вас стать участниками урока, посвященного творчеству человека, о котором Анатолий Васильевич.Луначарский, известный публицист, критик, искусствовед, говорил так: “…Он был влюблен в жизнь. Он ее так видит, как никто до него и после него не видел: он видит страшно широко. Он видит все зло и добро, он видит прошлое и возможное будущее. Он глубоко знает людей, сердце каждого человека… и всегда, - смотрит ли он в прошлое, или выражает настоящее, или создает свой собственный тип, из своего сердца, - все живет жизнью полной”.

Творчество этого автора входит в золотой фонд мировой классики. А загадки его героев еще до сих пор не разгаданы, а их именами называют влюбленных, отчаянных мстителей с трагической судьбой. А слова «Быть или не быть», пожалуй, знакомы всем.

-О ком же пойдет речь сегодня? (О Вильяме Шекспире)

Мы уже не в первый раз обращаемся к творчеству этого великого автора. И чтобы освежить в памяти то, что мы уже знаем, открыть для себя что-то новое, я предлагаю вам поработать с теоретическим материалом, лежащим у вас на столах. Первая группа находит в нем информацию, связанную только с жизнью Шекспира, вторая группа – информацию, связанную с творчеством.

ШЕКСПИР УИЛЬЯМ (1564–1616), английский драматург, поэт, актер эпохи Возрождения. В мировой истории – несомненно, самый знаменитый и значимый драматург, оказавший огромное влияние на развитие всего театрального искусства. Сценические произведения Шекспира и сегодня не сходят с театральных подмостков всего мира.
Родился в маленьком городке Стратфорд-на-Эйвоне 23 апреля 1654. Происходил из семьи торговцев и ремесленников. Учился в так называемой. «грамматической школе», где основным предметом был латинский язык и основы греческого. В школе получил широкие знания античной мифологии, истории и литературы, отразившиеся в его творчестве. В 1582 женился на А.Хэсуэй, от брака с которой имел троих детей. Однако около 1587 покинул Страдфорд-на-Эйвоне и свою семью и переселился в Лондон. Далее о его жизни нет никаких сведений до 1592, когда мы впервые находим упоминание о нем, как об актере и драматурге – в предсмертном памфлете драматурга Р.Грина На грош ума, купленного за миллион раскаяния. Более точные биографические сведения о Шекспире датируются 1593–1594, когда он вступил в одну из ведущих английских театральных трупп того времени – труппу Р.Бербеджа «Слуги лорда-камергера».

Считается вероятным, что Шекспир стал профессиональным актером уже в конце 1580-х; а с 1590 начал и свою драматургическую деятельность. В те годы мало что предвещало, что Шекспир станет не только самым знаменитым мировым драматургом, но и одной из самых загадочных личностей в истории. До сих пор существует масса гипотез (впервые выдвинутых в конце 18 в.), что его пьесы принадлежат перу совершенно другого человека.

- Версии об авторстве: Предлагаю начать со знаменитой гипотезы о принадлежности великих пьес перу Кристофера Марло. Великий драматург, автор пьес о Тамерлане и докторе Фаусте, сын сапожника, окончивший Кембридж, один из образованнейших людей своего времени. И вдруг - таинственная гибель в пьяной драке, рана, нанесённая стилетом в переносицу, исчезновение тела... А спустя совсем небольшой промежуток времени лондонские театры представляют зрителям новые спектакли, пользующиеся оглушительным успехом, поставленные по пьесам, написанным якобы посредственным актёришкой Шекспиром... Версия «Марло» является достаточно аргументированной и имеет, пожалуй, самую давнюю историю и наибольшее количество приверженцев.

Но существуют и другие гипотезы, даже такая, что автор пьес Шекспира – женщина, Что ж пусть каждый выберет свою правду.

- А сейчас я предлагаю вам обратиться к одному из великих творений Шекспира трагедии «Гамлет». Обратите внимание на те слова, что прозвучали в начале урока: “…Он был влюблен в жизнь. Он ее так видит, как никто до него и после него не видел: он видит страшно широко. Он видит все зло и добро, он видит прошлое и возможное будущее. Он глубоко знает людей, сердце каждого человека… и всегда, - смотрит ли он в прошлое, или выражает настоящее, или создает свой собственный тип, из своего сердца, - все живет жизнью полной” Правоту данных слов мы обнаружим при разборе трагедии Шекспира “Гамлет” и убедимся, что, действительно, его произведения рождают ощущения жизненной полноты.

- Шекспир обычно не изобретал сюжетов для своих пьес. Он брал уже бытовавшие в литературе сюжеты и придавал им драматическую обработку. Он обновлял текст, несколько видоизменял развитие действия, углублял характеристики действующих лиц, и в результате от первоначального замысла оставалась только сюжетная схема, но с новым приобретенным смыслом. Так было и с “Гамлетом”. Прототипом героя был полулегендарный принц Амлет, имя которого встречается в одной из исландских саг. Первый же литературный памятник, в котором рассказывается сага о мести Амлета, принадлежал перу средневекового датского летописца Сансона Грамматика (1150-1220). Принц, так же, как и наш Гамлет, мстил за смерть своего отца, негодовал из-за предательства матери, которая вышла замуж за другого. Но сегодня нам все же более подробно придется вести разговор о «проклятых вопросах бытия» в трагедии «Гамлет».

- Какие события лежат в основе этого произведения? (основу драматической композиции составляет судьба датского принца, потерявшего своего отца. Раскрытие ее построено таким образом, что каждый новый этап действия сопровождается каким-то изменением в положении или умонастроении Гамлета).

-Когда герой появляется перед нами впервые? Прочитаем первый монолог Гамлета. .

(Ученики вслух читают текст)

Гамлет
Мне кажется? Нет, есть. Я не хочу
Того, что кажется. Ни плащ мой темный,
Ни эти мрачные одежды, мать,
Ни бурный стон стесненного дыханья,
Нет, ни очей поток многообильный,
Ни горем удрученные черты
И все обличья, виды, знаки скорби
Не выразят меня; в них только то,
Что кажется и может быть игрою;
То, что во мне, правдивей, чем игра;
А это все - наряд и мишура.

-Что, по вашему мнению, чувствует Гамлет? (Первые слова героя открывают глубину его горя; никакие внешние знаки не в состоянии передать того, что происходит в его душе.

Гамлет
О, если б этот плотный сгусток мяса
Растаял, сгинул, изошел росой!
Иль если бы предвечный не уставил
Запрет самоубийству! Боже! Боже!
Каким докучным, тусклым и ненужным
Мне кажется все, что ни есть на свете!
О, мерзость! Это буйный сад, плодящий
Одно лишь семя; дикое и злое
В нем властвует.
До этого дойти!
Два месяца, как умер! Меньше даже.
Такой достойнейший король! Сравнить их
Феб и сатир. Он мать мою так нежил,
Что ветрам неба не дал бы коснуться
Ее лица. О небо и земля!
Мне ль вспоминать? Она к нему тянулась,
Как если б голод только возрастал
От насыщения. А через месяц -
Не думать бы об этом! Бренность, ты
Зовешься: женщина! - и башмаков
Не износив, в которых шла за гробом,
Как Ниобея, вся в слезах, она -
О боже, зверь, лишенный разуменья,
Скучал бы дольше! - замужем за дядей,
Который на отца похож не боле,
Чем я на Геркулеса. Через месяц!
Еще и соль ее бесчестных слез
На покрасневших веках не исчезла,
Как вышла замуж. Гнусная поспешность -
Так броситься на одр кровосмешенья!
Нет и не может в этом быть добра. -
Но смолкни, сердце, скован мой язык!

Обратите внимание на то, как характеризует Гамлет свою жизнь? Каков для него масштаб трагедии? Подтвердите это цитатой.

(Монолог открывает перед нами характерную черту Гамлета – стремление обобщать отдельные факты. Произошла всего лишь частная семейная драма. Для Гамлета, однако, ее оказалось достаточно, чтобы сделать обобщение: жизнь – “это буйный сад, плодящий одно лишь семя; дикое и злое в нем властвует”).

- В чем же для Гамлета состоит трагедия? Выявите две ее составляющие.

(Физическая и нравственная гибель человека (смерть отца и нравственное падение матери. Итак, 3 факта потрясли душу:

Скоропостижная смерть отца;

Место отца на троне и в сердце матери занял недостойный по сравнению с покойным человек;

Мать изменила памяти любви).

А сейчас я предлагаю вам посмотреть фрагмент из фильма «Гамлет» и вспомнить, как дальше разворачиваются события?

(смотрят фрагмент с 45 сек по 4, 25)

- Какой же путь предлагает призрак Гамлету?

(Пересказывают эпизод)

От призрака Гамлет узнает, что смерть отца – дело рук Клавдия. “Убийство гнусно по себе; но это Гнуснее всех и всех бесчеловечней” В чем подчеркнутая гнусность убийства?

(Гнуснее – так как брат убил брата и жена изменила мужу, наиболее близкие друг другу по крови люди оказались злейшими врагами, отсюда - гниль разъедает самые основы человеческой жизни (“Подгнило что-то в датском государстве”). Нарушены вечные основы жизни (жизнь была раньше другой и зло в ней не царило).

- Вспомните, пожалуйста, слова Гамлета: “Век расшатался”? Как вы их понимаете? Как Шекспир передает нам эту атмосферу “расшатавшегося (вывихнутого) века”? . Каково настроение самой трагедии? Какая цепь событий лежит в ее основе? (“Смерть царит в этой трагедии. Ее завязкой является скоропостижная кончина короля, в середине действия погибают Полоний, Офелия, Розенкранц и Гильдестерн, а в конце – королева Гертруда, Лаэрт, Клавдий и сам герой трагедии. Никто из ее вольных или невольных участников не остался в живых…”]. К чему все это нагромождение трупов, атмосфера гниения? Ответ дает сам Гамлет: виной всему “расшатавшийся век” . Мрачное настроение самой трагедии.)

Более всего мир средневековой Дании передан в образах придворных, окружающих главного героя. В самом начале произведения проявляется еще одна фигура героя – это Клавдий (Акт 1, сцена 2).

Как охарактеризован Клавдий в трагедии? Каково отношение к нему Гамлета до и после разговора с Призраком?

Король
Весьма отрадно и похвально, Гамлет,
Что ты отцу печальный платишь долг;
Но и отец твой потерял отца;
Тот - своего; и переживший призван
Сыновней верностью на некий срок
К надгробной скорби; но являть упорство
В строптивом горе будет нечестивым
Упрямством, так не сетует мужчина;
То признак воли, непокорной небу,
Души нестойкой, буйного ума,
Худого и немудрого рассудка.
Ведь если что-нибудь неотвратимо
И потому случается со всеми,
То можно ль этим в хмуром возмущеньи
Тревожить сердце? Это грех пред небом,
Грех пред усопшим, грех пред естеством,
Противный разуму, чье наставленье
Есть смерть отцов, чей вековечный клич
От первого покойника доныне:
"Так должно быть". Тебя мы просим, брось
Бесплодную печаль, о нас помысли
Как об отце; пусть не забудет мир,
Что ты всех ближе к нашему престолу
И я не меньшей щедростью любви,
Чем сына самый нежный из отцов,
Тебя дарю. Что до твоей заботы
Вернуться для ученья в Виттенберг,
Она с желаньем нашим в расхожденьи.
И я прошу тебя, склонись остаться
Здесь, в ласке и утехе наших взоров,
Наш первый друг, наш родич и наш сын.

Итак, Гамлет содрогается, убедившись в том, что человек, совершивший братоубийство, спокойно наслаждается жизнью, как если бы он не делал ничего дурного.

Клавдий еще и лицо своего времени: ведь каков король, таково и общество, по мнению Шекспира. Но, кроме Клавдия в трагедии есть еще герои, которые передают нам атмосферу двора и, тем самым, суть “расшатавшегося века”. Рядом с королем-убийцей его первый министр Полоний – “пошлый человек”, до крайности угодливый, шпион. Обратимся к Акту 2, сцене 1 (комната в доме Полония).

В чем особое значение этой сцены?

Сцена в доме Полония “подтягивает” читателя до уровня Гамлета, косвенно она отвечает в известной мере на интересующий нас вопрос. За эти 2 месяца Гамлет успел разобраться в придворных нравах и оценить “полицейский нюх” Полония.

Эта сцена, где Полоний отдает приказания о слежке за собственным сыном, подводит нас к последующим оценкам, где Полоний сам добровольно следит за Гамлетом.

О неблагополучии дел в датском королевстве говорят и другие сцены.

Перечитайте

АКТ II СЦЕНА 1

Комната в доме Полония.

Входят Полоний и Рейнальдо.

Вот деньги и письмо к нему, Рейнальдо.

Рейнальдо

Да, господин мой.

Ты поступишь мудро,

Рейнальдо, ежели до встречи с ним

Поразузнаешь, как себя ведет он.

Рейнальдо

Я так и думал сделать, господин мой.

Хвалю, хвалю. Так вот сперва узнай,

Какие там есть датчане в Париже,

И как, и кто; на что живут и где;

С кем водятся, что тратят; обнаружив

При помощи таких обиняков,

Что сын мой им известен, вникни ближе,

Но так, чтоб это не было расспросом;

Прикинься, будто с ним знаком немного,

Скажи: "Я знал его отца, друзей,

Отчасти и его". Следишь, Рейнальдо?

Рейнальдо

Да, как же, господин мой.

"Отчасти и его; а впрочем, мало;

Но слыхивал, что он большой буян",

И то и се; тут на него взведи

Все что угодно; впрочем, не настолько,

Чтоб обесчестить; это - берегись;

Нет, так, блажные, буйные проказы,

С которыми, мол, юность и свобода

Неразлучимы.

Рейнальдо

Например, игра.

Да, или пьянство, ругань, поединки,

Распутство: можешь и на то пойти.

Рейнальдо

Но это обесчестит, господин мой.

Да нет же; ты и сам смягчишь все это,

Ты про него не должен говорить,

Что он живет в безудержном разврате;

Совсем не то; представь его грехи

Так, чтоб они казались вольнолюбством,

Порывами горячего ума,

Дикарствами неукрощенной крови,

Чему подвластны все.

Рейнальдо

Но, господин мой...

Зачем так действовать?

Рейнальдо

Да, господин мой,

Хотел бы знать.

А умысел мой вот в чем -

И думаю, что это способ верный:

Когда его ты очернишь слегка,

Так, словно вещь затаскана немного,

Изволишь видеть,

Твой собеседник, если замечал,

Что юноша, которого ты назвал,

Повинен в вышесказанных проступках,

Наверное, тебе ответит так:

"Милейший", или "друг мой", или "сударь",

Смотря как принято у них в стране

И кто он сам.

Рейнальдо

Так точно, господин мой.

И тотчас будет он... он будет...

Что это я хотел сказать? Ей-богу, ведь я что-то хотел сказать: на чем я

остановился?

Рейнальдо

На "ответит так", на "друг мой" и "сударь".

Вот-вот, "ответит так"; да, он ответит

Так: "С этим господином я знаком;

Видал его вчера, или намедни,

Или тогда-то с тем-то или с тем-то,

И он как раз играл, или подвыпил,

Повздорил за лаптой"; а то и так:

"Я видел, он входил в веселый дом",

Сиречь в бордель, иль что-нибудь такое.

И видишь сам:

Приманка лжи поймала карпа правды;

Так мы, кто умудрен и дальновиден,

Путем крюков и косвенных приемов,

Обходами находим нужный ход;

И ты, руководясь моим советом,

Мне испытаешь сына. Понял? Нет?

Рейнальдо

Да, господин мой.

С богом. Будь здоров.

Рейнальдо

Мой добрый господин!

Его привычки сам понаблюдай.

Рейнальдо

Так, господин мой.

И пусть дудит вовсю.

Рейнальдо

Да, господин мой.

Счастливый путь!

Рейнальдо уходит. Входит Офелия.

Офелия! В чем дело?

О господин мой, как я испугалась!

Чего, помилуй бог?

Когда я шила, сидя у себя,

Принц Гамлет - в незастегнутом камзоле,

Без шляпы, в неподвязанных чулках,

Испачканных, спадающих до пяток,

Стуча коленями, бледней сорочки

И с видом до того плачевным, словно

Он был из ада выпущен на волю

Вещать об ужасах - вошел ко мне.

Безумен от любви к тебе?

Но я боюсь, что так.

И что сказал он?

Он взял меня за кисть и крепко сжал;

Потом, отпрянув на длину руки,

Другую руку так подняв к бровям,

Стал пристально смотреть в лицо мне, словно

Его рисуя. Долго так стоял он;

И наконец, слегка тряхнув мне руку

И трижды головой кивнув вот так,

Он издал вздох столь скорбный и глубокий,

Как если бы вся грудь его разбилась

И гасла жизнь; он отпустил меня;

И, глядя на меня через плечо,

Казалось, путь свой находил без глаз,

Затем что вышел в дверь без их подмоги,

Стремя их свет все время на меня.

Идем со мной; отыщем короля.

Здесь точно исступление любви,

Которая себя ж убийством губит

И клонит волю к пагубным поступкам,

Как и любая страсть под небесами,

Бушующая в естестве. Мне жаль.

Что, ты была с ним эти дни сурова?

Нет, господин мой, но, как вы велели,

Я отклоняла и записки принца

И посещенья.

Он и помешался.

Жаль, что за ним я не следил усердней.

Я думал, он играет, он тебя

Замыслил погубить; все недоверье!

Ей-богу, наши годы так же склонны

Чресчур далеко заходить в расчетах,

Как молодости свойственно грешить

Поспешностью. Идем же к королю;

Он должен знать; опасней и вредней

Укрыть любовь, чем объявить о ней.

- В чем особое значение этой сцены?

(Сцена в доме Полония “подтягивает” читателя до уровня Гамлета, косвенно она отвечает в известной мере на интересующий нас вопрос. За эти 2 месяца Гамлет успел разобраться в придворных нравах и оценить “полицейский нюх” Полония.

Эта сцена, где Полоний отдает приказания о слежке за собственным сыном, подводит нас к последующим оценкам, где Полоний сам добровольно следит за Гамлетом.)

Итак, по мнению Шекспира, в этом мире честность исчезла. Гамлет говорит Полонию: “быть честным при том, каков этот мир, что значит быть человеком, выуженным из десятка тысяч”. Так трагедия постепенно обретает социальный смысл, а конфликт между Клавдием и Гамлетом перерастает рамки личной вражды. Здесь борьба личная становится борьбой нравственных и общественных принципов.

Во многих пьесах Шекспира присутствует сравнение жизни с театром, обратите внимание на наш эпиграф. Но наиболее развернутое – в комедии “Как это понравится”. Жак-меланхолик произносит свой знаменитый монолог: “Мир – театр; в нем женщины, мужчины все актеры

- Как идея “жизнь-театр” раскрывается в “Гамлете”?

1. Сцена разговора с актерами Гамлета (Акт 3, сцена 2)

2. Кроме того, каждый из героев играет свою жизненную роль.

Кого же играют герои пьесы в театре жизни? (Озрик, Розенкранц, Гильдестерн, Полоний - “Жалкий суетливый шут”; “Играл мой принц, и считался хорошим актером”, Клавдий ). Кода мы видим истинное лицо Клавдия? ( Акт 3 )

- Как в среде “мира-театра” можно рассматривать будущее Гамлета ?

Во всем произведении есть 2 сцены, когда все действующие лица собираются вместе, какие это сцены? Каково их значение в композиции произведения и в “лицедействующем мире” эльсинорского двора ?

1. “Мышеловка” (Акт 3, сцена 2 со слов “играют гобои”)

Театр в театре;

Первое срывание масок;

Мы не следим за представлением “Убийства Гонзаго”, а все больше обращаем внимание на реакцию двора на представление.

Итог: в мире господствует лицедейство, порождающее ложь; порок разъедает общество.

Д. з. 2. Сцена дуэли Гамлета и Лаэрта (Акт 5, сцена 2).

Множество реакций на происходящее: для королевы – это просто забава, король прячет за внешним спокойствием глубокое волнение, Горацио настороженно следит за поединком, тревожась за Гамлета и опасаясь подвоха;

Перед смертью все оставляют свои роли-маски.

Конспект (проект) занятия по литературе в 8б ЛШ№5
Тема занятия: Горечь осмысления. (У.Шекспир "Гамлет»)
Цели занятия: прочтение фрагмента пьесы Шекспира «Гамлет». Решение проблемы выбора между добром и злом. Место Гамлета в современном мире, сопоставление разных видов искусств.
Задачи занятия:
помочь школьникам почувствовать трагизм судьбы Гамлета, сложность поиска смысла жизни;
способствовать развитию навыков дискуссии;
развивать связную монологическую речь;
развивать навыки сопоставления разных видов искусства через просмотр отрывка из фильма “Гамлет”;
способствовать воспитанию умений работать в группе, паре и индивидуально.
Место проведения занятия: ЛШ№5, аудитория 333
Продолжительность занятия: 40 минут
Материально-техническое обеспечение занятия: мультимедийная аппаратура; видеофрагменты фильма «Гамлет»; отрывок монолога Гамлета в исполнении Смоктуновского и Высоцкого; презентация к уроку.
Методическое и дидактическое обеспечение занятия:
Тип занятия: комбинированный урок
1. Организационный момент Основные элементы
постановка цели, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе урока (что должно быть сделано обучающимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной);
организация планирования деятельности по достижению целей;
описание методов организации работы обучающихся на начальном этапе урока, настроя их на учебную деятельность, направленную на освоение содержания профессионального модуля, учебной дисциплины и темы урока (с учётом реальных особенностей группы, с которым работает педагог)

Разыгрывают диалог Оптимиста и Пессимиста (учебник, стр. 144)
После диалога – вопросы:
-Есть ли, с вашей точки зрения, в жизни какой-либо смысл, и можно ли его постичь? В чем, по-вашему, состоит смысл жизни? Выскажите свои суждения.
-Как вы думаете, какими качествами обладает тот человек, который склонен размышлять о смысле жизни? Подобные размышления свойственны молодости, зрелости или старости? Поделитесь своими мыслями. Учащиеся сразу разделены на две группы.
Предварительная домашняя работа: написать отзыв о трагедии В. Шекспира “Гамлет” (“Мой Гамлет”, “Близки ли нам проблемы Гамлета сейчас?”).
Работа с тезаурусом:
Трагедия
Конфликт
Вечные образы Учитель: Есть в нашей жизни книги, которые нельзя отнести к определенной эпохе, прикрепить к какому-либо столетию. Они живут во все времена, каждый раз открываясь по-новому. Поверьте, каждый раз, когда перечитываешь произведение, охватывает ощущение: вот сейчас-то и откроется тайна, истина, скрытая в строчках, но нет – чудо остается заманчивым, притягивающим, но непостижимым до конца. Такие книги называют вечными. В их ряду по праву стоит и трагедия “Гамлет” Вильяма Шекспира.. Эпиграф:
Гамлет!.. Понимаете ли вы значение этого слова? –оно велико и глубоко: это жизнь человеческая;это человек, это вы, это я, это каждый из нас...В.Г. Белинский
2. Опрос обучающихся по заданному на дом материалу Основные элементы
определение целей и задач, которые должны быть достигнуты на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);
описание методов организации совместной деятельности учащихся с учётом особенностей класса, с которым работает педагог;
описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;
Деятельность обучающихся Деятельность преподавателя Примечание
Подготовленные сообщения Сообщение 1 ученика: Обращаясь к судьбе Шекспира, мы сталкиваемся со многими противоречиями, загадками, тайнами. О Шекспире известно, что он родился в маленьком городке Страдфорд-на-Эйвоне, там же впервые познакомился с драматическим искусством – смотрел спектакли, которые давали приезжие актёры. В 1585 году, проделав пятидневный путь из родного города, он добрался до Лондона. Шекспир стал играть в театре, который впоследствии получил название “Глобус”. Уже через семь лет Шекспир заявил о себе как первейший драматург и поэт. Как такое могло случиться с полуобразованным сыном разорившегося перчаточника, окончившего начальную школу провинциального городка? Сущность гения удивительна: даты жизни английского поэта и драматурга Вильяма Шекспира возвращают нас в далекое прошлое, однако строки его произведений созвучны современности. Послушаем сообщения о жизни драматурга.
Демонстрация презентации Сообщение 2 ученика: Долгое время считали Шекспира “выскочкой”, которому шедевры удаются благодаря какому-то внутреннему наитию. В 1857 году американка Делия Бэкон опубликовала книгу “Раскрытие философии пьес Шекспира”. Она усомнилась в том, что полуобразованный человек мог создать произведения, требующие не только ума, таланта, но и обширных историко-культурных познаний.Так родился шекспировский вопрос: был ли Шекспир Шекспиром, то есть автором тех несравненных литературных произведений, которые вышли в свет под его именем? Делия Бэкон приписала их современнику Шекспира, своему однофамильцу Фрэнсису Бэкону. Впоследствии в разное время авторство творений Шекспира приписывали графу Дерби, графу Оксфорду и даже королеве Елизавете. Интерес к этой теме понятен: всё, что связано с великими именами, имеет притягательную силу, тем более что в данном случае мы достоверно почти ничего не знаем. Презентация Сообщение 3 ученика: Справедливо писал в конце XVIII в. один английский автор: “Всё, что мы знаем о Шекспире, - это то, что он родился, женился, родил детей, уехал в Лондон, стал там актёром, написал пьесы и поэмы, вернулся в Страдфорд, оставил завещание и умер”. Жизнь Шекспира обросла слухами, как это случается со всеми знаменитостями. Однако то, что мы знаем о нём по немногим документам (не сохранилось ни одной строки, написанной его рукой), мало увязывается с гениальной фигурой, которая предстаёт перед нами со страниц его сочинений. Но для эпохи Возрождения весьма типично появление гениальных самоучек. Хотя Шекспир не обладал ученостью и в пьесах его порой встречаются исторические, географические ошибки, каких не сделал бы Бэкон, нас поражают размах его мысли, широта кругозора, обилие моральных проблем, нашедших отражение в его творчестве.
С помощью гениального перевода Пастернака попытаемся понять, почему «Гамлет» - пьеса на все времена.
3. Изучение нового учебного материала Основные элементы
организацию постановки обучающимися конкретной учебной цели на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);
Деятельность обучающихся Деятельность преподавателя Примечание
1. Два задания, которые все участники (в т.ч. гости) выполняют письменно. На листках бумаги 1) перечисляют действующих лиц пьесы,2) вспоминают и записывают 2-3 строчки (любые!), которые «застряли в голове» после прочтения «Гамлета».
Устно (фронтально) отвечают на вопросы викторины. Давайте проверим, насколько внимательно вы прочитали произведение.
Мини-викторина «Знаете ли вы текст?» Литературная «событийная» блиц-викторина:- Где происходят события пьесы? (В Эльсиноре);- Любимая девушка Гамлета? (Офелия);- Как звали ее отца и брата? (Полоний, Лаэрт); - Как зовут мать Гамлета? (Гертруда);- Кем был Гамлет по национальности? (датчанин);
- Что Гамлет назвал тюрьмой? (Данию);- Назовите имя дяди Гамлета (Клавдий);- Лучший друг Гамлета (Горацио); - Как звали отца Гамлета? (Гамлет);- Назовите друзей Гамлета со школьных лет (Розенкранц, Гильденстерн);- Кого пожалел Гамлет, назвав «бедным»? (Йорик);
- Почему призрак не ответил на вопросы Горацио? (пропел петух);- Где учился Гамлет? (в Виттенбергском университете);- Зачем Клавдий пригласил в замок друзей Гамлета – Розенкранца и Гильденстерна? (узнать, почему тот стал «неузнаваемым», допытаться «какая тайна мучает его»); Существует множество разнополярных мнений о Гамлете, как если бы он был живым человеком.Например, Гете писал: «… прекрасное, чистое благородное, высоконравственное существо».
Тургенев: «…эгоист, скептик, вечно возится и носится с самим собою…».

Вы, дорогие 8-классники, тоже имеете свое мнение. Послушаем ваши отзывы, написанные дома.
Поскольку тема урока сложная, философская, то достигаются цели урока путем последовательно усложняющихся коллективных и индивидуальных форм анализа произведения
Читают отзывы о прочитанной трагедии В. Шекспира “Гамлет”. Комментарий (учителя, учащихся, гостей) 4. Закрепление учебного материала Основные элементы
постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учётом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог;

Деятельность обучающихся Деятельность преподавателя Примечание
Отвечают на вопросы Как вам кажется, Гамлет – человек слабохарактерный или мужественный борец? Какие вопросы у вас возникли при прочтении шекспировской драмы? Просмотр видеофрагментов.
Работа творческих групп Чтение фрагмента монолога учащимися на английском языке, сравнение английского и русского вариантов (перевод Б.Пастернака), просмотр видеофрагмента в исполнении
И. Смоктуновского и В. Высоцкого 1 группа Гамлет Смоктуновского 2 группа Гамлет Высоцкого
(Идет комментированное чтение монолога). В чем смысл известного монолога Гамлета «Быть или не быть»?
Анализ монолога “Быть или не быть…” (“Be or not to be…”) по группам
Итак, как вы поняли монолог? О чем он?
Сопоставьте и сделайте вывод о том, как решается главный риторический вопрос разными исполнителями.
Чтобы ответить на этот сложный вопрос, мы обратимся к самому тесту. Ведь все свои рассуждения и размышления мы делаем, опираясь исключительно на художественный текст.
Пред вами раздаточный материал. Проследим логику раздумий героя.
Учащиеся размышляют над поставленными вопросами Как вам кажется, конфликт Гамлета заключается в вопросе: мстить или не мстить за отца или в вопросе: бороться или не бороться со злом?.
Что, по-вашему, останавливает Гамлета? Почему он медлит?
Если ты начинаешь бороться со злом, то и сам совершаешь зло, оправдывает ли цель средства?
Трагедия Гамлета заключается в том, что он понимает, что бессилен что-либо изменить, так как его действия будут только приумножать зло в этом мире, а не бороться искоренять его
Век расшатался – и скверней всего,Что я рождён восстановить его!Эта задача непосильна для человека. Ответы учащихся. Внутренняя драма Гамлета.
Появилось понятие “Гамлетизм” – преступная медлительность и бездействие. Имя его стало нарицательным для человека всегда во всем сомневающегося, неспособного быстро действовать. “Гамлетовские ситуации” - это ситуации, когда выбор практически сделать невозможно. Гамлет Смоктуновского и Гамлет Высоцкого – результат обсуждения в группах.
Гамлет Смоктуновского не только мудр и благороден, – познание сделало его безжалостным, ядовитым. Достойных друзей, единомышленников у Гамлета – Смоктуновского нет. Его Гамлет одинок и полон иронии по отношению к миру. Смоктуновский сыграл созидательное зло.
После Гамлета Смоктуновского пришел Гамлет Высоцкого. Бессмертное произведение Шекспира было поставлено известным режиссером Любимовым на сцене Московского театра на Таганке. Гамлет – основная и любимая роль Высоцкого. Гамлет-бунтарь опрокидывает законы христианства. В нем борются добро и зло. Восприятие Гамлета в театре и кино
Учитель: Как воспринимали Гамлета в разные эпохи? Как воспринимает Гамлета современный читатель, то есть вы?
Первое представление (премьера) Шекспира о Гамлете, принце датском, состоялось в 1601 г. на сцене деревянного театра “Глобус” в предместье Лондона.
С тех пор прошло много времени, но образ Гамлета оказался так близок сердцам людей, что уже много веков не сходит с театральных подмостков и не уходит из кинематографии.
Здесь ставятся вечные вопросы, всегда волновавшие и волнующие всё человечество: как бороться со злом? Какими средствами возможно его победить? В чем смысл человеческой жизни? Гамлет не исправил свой век, но оставил миру свои вечные вопросы.
Многие актеры мечтали сыграть роль Гамлета, и у каждого из них был “свой” Гамлет.
5. Подведение итогов занятия Основные элементы

Деятельность обучающихся Деятельность преподавателя Примечание
Отвечают на вопросы После сегодняшнего урока изменилось ли ваше отношение к Гамлету? Д\З
Сообщения по группам:
“Любовь и долг”
“Почему так много смертей? (Композиция трагедии: пьеса в пьесе)”
Приложение в виде карточек, презентаций и т.п.

Нравственные проблемы в трагедии

В. Шекспира «Гамлет»

Цель урока: познакомить обучающихся с содержанием трагедии В.Шекспира Гамлет».

Задачи:

- обозначить «вечные проблемы» в творчестве В. Шекспира,

- развить представление о драматическом произведении, работать над развитием монологической и диалогической речи учащихся, развивать актёрское мастерство,

- воспитывать активную жизненную позицию, непримиримость к подлости, трусости, жадности.

Оборудование : электронная презентация.

Методические приемы : лекция, анализ произведения, выразительное чтение отрывков произведения, письменный ответ на вопрос, работа в группах, литературоведческая справка, сообщение о театре.

Ход урока

Слайд 1 (тема урока)

1. Вступительное слово учителя.

Как воспринимает «Гамлета» наш современный читатель? (ответы обучающихся)

Слово учителя о «Гамлете».

Слайд 2

2. Реализация домашнего задания.

1) Чтение отрывков по ролям наизусть.

2) Обмен мнениями.

Слайд 3

3) Литературоведческая справка о трагическом и трагедии (вводятся термины «трагедия», «трагическое»).

Мини-презентация подготовившегося обучающегося

4) Небольшое сообщение о театре шекспировской эпохи (отсутствие декораций, деление на акты, условность времени).

3. Анализ произведения.

Слайд 4

1) жанр (трагедия)

Слайд 5

2) идея(Шекспир стремится показать, как страшна воцарившаяся бесчеловечность. Она мотивирована логикой характеров и замыслом произведения.)

Слайд 6

3) основной конфликт (Вначале конфликт едва ощутим, но уже носит общественный характер. Возникает ощущение близкой беды, сознание того, что нарушен нормальный ход жизни. Не один Гамлет выражает свое беспокойство. Увидев призрак, Горацио говорит: «Я в этом вижу знак каких-то странных смут для государства». Ему вторит Марцелл: «Подгнило что-то в датском государстве». Отчетливо обозначен и внутренний конфликт: он не может сбросить со счетов личную обиду.

Ему невыносимо видеть на троне «сатира» Клавдия, сменившего «доблестного короля». Ему тяжело перенести смерть глубоко чтимого отца. Вместе с тем Гамлет умеет более зрело охарактеризовать положение в стране, чем это сделали его друзья. Если у них было смутное предчувствие беды, то Гамлет в самом разгульном образе жизни нового монарха видит одну из причин упадка Дании:

Тупой разгул на запад и восток

Позорит нас среди других народов…

Гамлет противостоит королю. Осуждает его, но конфликт, не получив толчка, пока не может дальше развиваться. Пока Гамлет выражает свое недовольство словесно. Чтобы контрастно выделить тяжелое душевное состояние Гамлета, помышляющего о самоубийстве, автор рисует благодушие короля. Его тронуло согласие принца остаться при дворе и не ехать в Виттенберг. Правда, читателю не совсем ясно, почему Клавдий заинтересован в присутствии племянника. Но такое благодушие насторожило Гамлета. При встрече с призраком Гамлет узнает о насильственной смерти отца. Принц хочет немедленно наказать убийцу. Прямой конфликт с Клавдием и другие события, развертывающиеся в пьесе, уступают в своей значительности духовной драме Гамлета, выдвинутой на первый план. Внутренняя драма Гамлета состоит в том, что он многократно терзает себя за бездействие. Если бы Гамлет отважился сразу отомстить за смерть отца – это было бы простое убийство, а ему хочется изменить мир зла и несвободы. Он осознает, что это одному не под силу. Когда Гамлет раскрывает смысл происходящих при дворе событий, он судит о Дании и о времени строже, чем раньше. После игры актеров ход действия отличается резким обострением борьбы. Это крупная победа Гамлета.)

Слайд 7

4) - Что определяет движение сюжета?

(Борьба с Клавдием. Каждая из враждующих сторон стремится захватить инициативу и навязать свою волю противнику. Не психологический анализ, а динамика развернувшейся битвы, тактические маневры бойцов определяют движение сюжета. Успех то на одной, то на другой стороне. Заняв командные позиции после спектакля, нанеся удар по соглядатаю Полонию, Гамлет вынужден затем обороняться от наседающих на него врагов. Он то защищается, то наступает. Это видно на примере, когда шпионы Розенкранц и Гильденстерн должны быть казнены английским королем. Затем Клавдий делает ловкий ход, подговорив Лаэрта убить Гамлета. Это не честный поединок, а заранее подготовленное убийство.)

Слайд 8

5) кульминация (В III акте внутренняя драма Гамлета достигает высшей точки, наиболее остро кризис выражен в монологе, начинающемся словами «Быть или не быть»?)

Физкультминутка Слайд 9

4. Выразительное чтение монолога «Быть или не быть»?

(Прослушивается или грамзапись, или сам учитель читает, или заранее подготовленный ученик.)

Слайд 10

5. Беседа.

– Определите роль монолога в художественной ткани всего произведения.

– Какие решения заложены в монологе?

– Почему монолог неожиданно прерывается появлением Офелии?

– У кого «безумие» Гамлета вызывает нескрываемую тревогу и даже растерянность? Верят ли они ему?

– Какой момент можно назвать кульминацией борьбы между Гамлетом и Клавдием? Как называет его Шекспир? Каким мы увидели здесь Гамлета?

– Объясните роль Лаэрта в трагедии.

– По определению Белинского, «второе место в трагедии отведено Офелии. Ее трагедия усиливает общее тягостное настроение, вызванное «всевластием зла». Докажите справедливость этого утверждения примерами из текста.

– Какие взаимоотношения сложились у Гамлета с Гертрудой?

Слайд 11

6. Р/р. Дайте письменный ответ на вопрос: «Сколько граней в сложном образе Гамлета?» Сделайте вывод.

– Назовите самую кровавую сцену во всей трагедии. Определите ее роль в трагедии.

– Какие художественные приемы использует Шекспир для раскрытия образа Гамлета?

Слайд 12

7. Работа в группах, дающих ответ на этот вопрос.

Первая группа.

Определить приемы в области художественной речи

Вторая группа.

Определить приемы в области композиции.

Третья группа.

Приемы в области художественной детали.

Слайд 13

8. Выводы по теме урока.

Слайд 14

9. Рефлексия

Слайд 15

10. Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение «Мой Гамлет»



Рассказать друзьям