Урок внеклассного чтения. В Осеева «Синие листья» (1 класс)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Главные героини рассказа «Синие листья» — две школьницы, Лена и Катя. Однажды Лене понадобился зеленый карандаш, чтобы раскрасить на рисунке листья и траву. Она знала, что у Кати есть два таких карандаша. Но когда Лена попросила у Кати зеленый карандаш, та сказала, что ей необходимо спросить разрешения у мамы.

Когда на следующий день Лена снова обратилась со своей просьбой к Кате, то получила отказ. Катя сказала, что ей необходимо еще спросить разрешения у брата. На третий день Катя согласилась дать зеленый карандаш Лене, но тут же стала поучать ее, как правильно пользоваться карандашом, чтобы не повредить его. А узнав, что Лена собирается закрашивать им много листьев и травы на своем рисунке, Катя окончательно нахмурилась.

Посмотрев на такую реакцию Кати, Лена решила не брать у нее карандаш и отошла в сторону. Катя предложила ей свой карандаш ещё раз, но Лена отказалась. На уроке учитель обратил внимание, что на рисунке у Лены листья окрашены синим цветом. Он стал выяснять, почему девочка выбрала именно такой цвет? Узнав, что у Лены нет зеленого карандаша, учитель удивился, спросив, почему она не попросила карандаш у подруги. Катя поторопилась сказать учителю, что она предлагала Лене взять карандаш, но та отказалась.

Посмотрев на обеих девочек, учитель сказал, что предлагать помощь следует так, чтобы от нее не пришлось отказываться.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Осеевой «Синие листья» заключается в том, что истинные друзья должны помогать друг другу искренне и бескорыстно. Катя так долго тянула с решением дать ли подруге карандаш, что Лена в итоге вынуждена была отказаться от ее помощи. Рассказ учит не быть жадным и оказывать помощь друзьям и близким.

В рассказе мне понравилась Лена, которая, поняв, что подруге жалко отдавать ей карандаш, решила, что проще отказаться от помощи Кати и раскрасить листья на рисунке синим цветом, чем потом выслушивать от Лены упреки и нравоучения.

Какие пословицы подходят к рассказу «Синие листья»?

У такого зимой снега не выпросишь.
Скупой запирает крепко, а потчует редко.


Книга приведена с некоторыми сокращениями

1. Домашнее задание учитель проверяет следующим образом: сидящие рядом учащиеся взаимно проверяют друг друга, один из учащихся указывает своему соседу какую-либо картинку и просит его прочитать соответствующую часть рассказа. Потом точно так же поступает его сосед. Такая проверка может быть проведена учителем.
2. Далее учащиеся читают новый рассказ В. Осеевой - «Синие листья». Учитель просит детей обратить внимание на название рассказа:
- Не удивляет ли вас название рассказа? Прочитайте его и подумайте, почему же листья иногда бывают синими.
3. После того как рассказ прочитан, дети обмениваются первыми впечатлениями, а затем идет перечитывание текста в соответствии с заданиями, помещенными в учебнике.
3-й вопрос нацеливает на составление элементарной характеристики двух девочек. Поэтому учитель должен помочь детям найти слова, которые позволят им лучше представить Лену и Катю.
Если подготовительная работа не проводится, то учащиеся отвечают очень однозначно, что Катя жадная, нехорошая, а Лена добрая, хорошая. Учащиеся не всегда могут сказать, можно ли назвать Катю жадной, если она все-таки дала карандаш Лене, а та его не взяла.
Дети перечитывают текст и сравнивают поведение и поступки девочек. У Лены не было ни одного зеленого карандаша, а у Кати их было два. Лена попросила карандаш, а Катя сразу не дала и все обещала спросить у мамы, у брата, боялась, что карандаш сломается. Говорила девочке, чтобы та карандаш не чинила, не нажимала крепко, в рот не брала, не рисовала много, хмурила брови, лицо у нее было недовольное. Когда учащиеся выделяют все эти слова, они уже очень хорошо представляют себе Катю.
Другой важный момент, на который следует обратить внимание учащихся,- это то, что Лена не взяла карандаш и это очень удивило Катю.
- Почему Катя удивилась, что Лена не взяла карандаш? Почему после вопроса учителя Катя покраснела как рак, а Лена молчала? Как вы понимаете выражение «покраснеть как рак» и когда так случается? (Тогда, когда человеку бывает стыдно.)
Сопоставительный анализ помогает подвести детей к выделению главной мысли рассказа.
- Как вы думаете, этот случай научит чему-нибудь Катю, поняла ли она, как плохо быть жадной? (Ей стало стыдно за свое поведение, и она уже начала понимать, что хорошо и что плохо, это очень важно.)
В заключение рассказ может быть прочитан по ролям.
4. Переходом к чтению небольшого текста В. Осеевой «Три товарища» будет вопрос учителя:
- Может ли быть хорошим товарищем жадный человек? Расскажите, каким вы представляете себе хорошего товарища.
Учащиеся самостоятельно читают рассказ «Три товарища» и отвечают на вопросы учебника.
Учитель записывает на доске пословицы и просит найти те из них, которые можно соотнести с поступком каждого из мальчиков или отнести ко всему рассказу в целом:
«Совет хорош, а дело лучше»;
«Кто скоро помог, тот дважды помог»;
«Верному другу цены нет»;
«Друзья познаются в беде».
5. Задание на дом; прочитать стихотворение «Очень-очень вкусный пирог».

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

К чему снятся кошки

Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:

Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

Мама-то позволила, а брата я не спросила.

Ну что ж, спроси ещё у брата, - говорит Лена.

Приходит Катя на другой день.

Ну что, позволил брат? - спрашивает Лена.

Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

Я осторожненько, - говорит Лена. - Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.

Это много, - говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.

Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:

Ну, что ж ты? Бери!

Не надо, - отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:

Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

Карандаша зелёного нет.

А почему же ты у своей подружки не взяла?

Конспект урока по чтению, 1 класс

Урок чтения, 1 класс

Галина Васильевна Егорова.
Должность и место работы: Учитель надомного обучения, Мотыгинская коррекционная школа-интернат VIII вида, п. Мотыгино Красноярского края.
Описание материала: Данный конспект урока по чтению будет интересен учителям начальных классов. Через чтение рассказа В. А. Осеевой учащиеся узнают, что же такое дружба. В процессе урока дети беседуют о своих друзьях, о том, что важно и ценно в дружбе.
Цель: Формирование представления о дружбе через беседу и чтение рассказа "Синие листья".
Задачи:
-образовательные: выяснить, что дети знают о дружбе и познакомить их с рассказом "Синие листья"; через гербарий высушенных листьев выяснить, какие бывают листья;
-развивающая: развивать речь, мышление, внимание, воображение;
-воспитательная: воспитывать доброжелательность, коллективизм, взаимовыручку.
Оборудование: гербарий, иллюстрация синих листьев, Мурзилка.
Ход урока:
Учитель:
-Ребята! Посмотрите на доску. Что вы видите? (Ответы детей ) Прочитайте эти слова хором:
друг, подруга, дружба, дружить.
-Как вы понимаете слово - дружить? (Ответы детей )
-А у вас есть друг или подруга? (Ответы детей )
-А почему вы дружите? Расскажите о своей дружбе. (Рассказы детей )

-Хорошо. Ребята, а какого цвета бывают листья? (Ответы детей )
-Посмотрите на эти листочки из гербария. Какого они цвета? (Показ гербария )


-А бывают ли синие листья? (Ответы детей )
-Таких листьев почти не бывает. Но у героини, с которой мы познакомимся, такие листья получились. А почему, мы узнаем, когда прочитаем рассказ. (Здесь на доске появляется Мурзилка с иллюстрацией синих листьев )


-А сейчас откройте учебники на странице 167 (В это время учитель записывает автора и название рассказа на доске ). Послушайте этот рассказ очень внимательно, не забывая про свою осанку. Прослушав текст, постарайтесь ответить на вопрос: как же получилось, что у девочки оказались синие листья на деревьях? (Учитель читает детям рассказ ).
-Итак, кто постарается ответить на поставленный вопрос? (Ответы детей )
-Правильно ли поступила Катя?
-Почему она первый раз не дала карандаш Лене? Зачитайте слова из текста.
-Второй раз?
-Третий раз?
-А как бы вы поступили в такой ситуации? (Варианты ответов детей )
-Как вы думаете, какие чувства были у девочек?(Ответы детей )
-А возникли ли у вас эмоции и какие? (Ответы детей )
-Сейчас мы еще раз прочитаем этот рассказ. Читать будем по цепочке. Один читает, остальные следят по учебнику. (Дети читают )
-Молодцы, ребята! Устали? Выйдите все из-за парт. Поиграем с вами в игру "Кто самый внимательный" . Я буду называть слова. Если вы услышите в слове гласную букву "а", наклон вправо. Если услышите гласную букву "о", наклон влево: ма к, до м, ла к, со м, та нк, ба к, со к, та з, гно м. (Проходит физминутка )
-Молодцы, ребята! Вы все очень внимательные! А сейчас подумайте над таким вопросом: можно ли назвать девочек подругами и почему? Посовещайтесь в парах. (Дети работают в парах и сообщают о своем мнении )
-А где происходит действие, как вы думаете? Может за партой?
-Зачитайте слова учителя и подумайте в парах, как их понять. (Дети совещаются )
-Молодцы! Посмотрите на доску и прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете? (Ответы детей )
Друг познается в беде.
-Итак, ребята! С каким рассказом мы познакомились? Как надо поступать, чтобы не было синих листьев7 (Ответы детей )
Подводится итог урока, оценивание, задается домашнее задание.
-Спасибо всем за работу!

формировать умения анализировать художественное произведение

    Задачи:

    Формирование умения выразительно читать текст

    Воспитание личностных качеств, способствующих формированию толерантности учащихся

    Развитие коммуникативной компетентности

    Формирование умения выполнять работу по заданному образцу.

Ход урока:

I. Оргмомент.

II. Постановка темы и целей урока.

    Организационный момент

Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости, повернитесь к ним и поздоровайтесь.

На меня все посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

Сели правильно,

Спинки выпрямили.

    Психологический настрой.

Глаза смотрят и видят,

Уши слушают и слышат,

Сначала думаю, а потом говорю.

Помню, что в классе я не один,

Умею слушать мнение других.

    Постановка цели.

Доброе утро! Добрый день! Эти слова мы произносим каждый день, желая тем, к кому обращаемся добра и радости.

Сегодня у нас с вами необычный урок- урок доброты

«Раскрой свое сердце добру».

Что такое добро? Сегодня мы с вами попытаемся

ответить на этот вопрос.

В жизни по-разному можно жить –

Можно в беде, а можно – в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать шалости.

А можно так:

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой обожжённою солнце достать

И подарить его людям.

(С. Островой)

    2.Основная работа по теме:

а) Беседа.

Сегодня у нас с вами необычный урок- урок доброты. Что такое добро? Что такое зло? Над этими вопросами задумывались и наши предки: прабабушки, прадедушки, бабушки, дедушки, папы и мамы и мы с вами. И хотя мы живём в третьем тысячелетии, о добре и зле будут размышлять ваши дети, внуки и правнуки.

Итак, что такое добро? Как вы понимаете значение этого слова?

Ответы детей:

- Это всё хорошее, доброе, красивое. Например: солнце, весна, улыбка, мама, папа.

-Добро – это когда люди содействуют, помогают друг другу.
- Добрый человек – это тот, кто
любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.
любит природу и бережет ее.
вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим
любит птиц, помогает им выжить в зимнюю стужу.
- Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, злой – дурное.
Известный русский писатель Михаил Пришвин сказал: «Доброта - это солнце, которое согревает душу человека».
Как вы понимаете эти слова?
А как называют человека, который делает добро другим?
Как вы поймете, что человек добрый?
Умеет → СОчувствовать
СОпереживать
Содействовать
Сострадать

В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется так:

« Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

А знаете, кто самый главный на планете Добра? Кот Леопольд. Помните, какие слова он всё время говорил, обращаясь к мышатам? (Дети отвечают: “Ребята, давайте жить дружно”)

Уч-ль : Жить дружно- это хорошо или плохо? Дружба- это доброе дело? Я предлагаю поселить кота Леопольда в нашем классе, чтобы мы в классе жили дружно, ведь только в дружбе рождаются добрые дела.

Уч-ль : А сейчас кот Леопольд приглашает вас послушать одну историю, которая произошла на планете Добра.

Уч-ль : Но не только слова, но и дела должны быть добрыми, ведь как гласит пословица “Не одежда красит человека, а его добрые дела”. (Пословица на доске)

Уч-ль : Трудно ли быть добрым? (Ответы детей)

Уч-ль : Для этого надо иметь доброе сердце, добрую душу; пусть ваша душа будет доброй.

Разговор о доброте”.

1. Добрым быть совсем не просто
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта не пряник, не конфета.

2. Только надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.

3. Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.

4. Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.

Посмотрите на эти записи с послания с планеты Добра

«Хорошее»

«Кто хозяин?»

«Сыновья»

«Три товарища»

«Почему»

«Бабка»

«Плохо»

«Синие листья»

Как вы думаете что обшего в этих записях?

Мы продолжим знакомство с произведениями В.А.Осеевой.

В.А.Осеева много лет учила детей. Для своих учеников она сочиняла интересные рассказы, придумывала игры, ставила с ними спектакли.

В одной из своих книг В.Осеева обратилась к своим читателям с такими словами: «Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила: - Понравился тебе рассказ?

Я ответила: - Я не знала. Я о нем не думала.

Мама очень огорчилась.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о собственных. Итак как в жизни мне это очень помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать.

Кот Леопольд желает послушать новый рассказ В.Осеевой «Синие листья»

Могут ли на деревьях листья быть синими?

V .Первичное знакомство с произведением.

Чтение учителем произведения

Когда листья бывают синими?

(когда люди бывают жадными)

VI .Повторное чтение рассказа.(Жужжащее чтение)

Почему Катя не дала свой карандаш подруге сразу? Какие отговорки она придумывала? Почему Лена отказалась взять карандаш, когда Катя ей все-таки предложила его? А почему Катю это удивило?

Почему Лена молчала, а Катя покраснела как рак?

Прочитайте предложение, в котором выражена основная мысль?

VII .Чтение рассказа по ролям.

Что вы можете сказать о каждой из девочек?

Как вы к ним относитесь?

Поняла ли Катя, что она причинила боль Лене?

Исправится ли Катя?

Можно ли назвать девочек подругами?

Как бы вы разрешили эту сложную задачу? Можно не дать свою вещь?

(Только отказ нужно объяснить обосновать, так, чтобы человеку стало понятно и необидно )

Ну а уж если это просто жадность, то она жадность и есть, как бы вы ее не прикрывали...

А как вы думаете, если Катя покраснела как рак… Испытала очень сильный стыд, есть надежда, что она исправится?

Научит ли этот случай чему-нибудь Катю?

Какой ваш совет помог бы подругам?

Что им делать, если они хотят сохранить дружбу?

Прочитайте слова Лены, когда она обратилась к Кате?

Что вы можете сказать?

Все-таки невежливое обращение тоже сыграло большую роль в просьбе.

Чему учит рассказ «Синие листья»?

О чем все рассказы В.Осеевой? (о дружбе, доброте, взаимопомощи)

VIII . Закрепление.

Дома вы подготовили пословицы о доброте о дружбе.

Задание в парах: на столах разрезанные пословицы, собрать и назвать.
Спешите делать добро.
Жизнь дана на добрые дела.
Лучше потерять глаз, чем доброе имя.
Людей сближает улыбка.
Если хочешь иметь друзей, будь другом сам.
Добро помни, а зло забывай.
Когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.
Будешь учиться доброму, худое на ум не пойдет
Красив тот, кто красиво поступает
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Доброго чтут, а злого не жалуют.
-Подберите пословицу к нашему рассказу.

В пословицах есть подтверждение тому, что люди должны быть добрее, дружнее. Это подтверждает и кот Леопольд.

В чем заключается волшебная сила слов и поступков?

(она делает добрее. А если каждый из нас будет добрее, то и мир будет добрее)

«Дерево Добрых Дел»

Перед вами «Дерево Добрых Дел», которое поможет вспомнить, какие добрые дела вы совершали в своей жизни и напишите эти добрые дела на сердечке, которые лежат у вас на парте.

В результате на дереве появятся столько сердечек, сколько добрых дел вы напишите.

Итог урока.

Хочется подвести итог нашему уроку. Еще раз послушайтеи запомните то, чему мы с вами сегодня говорили.

1. Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.

2. И если кому-то, когда-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.

Итог – В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет её. А любовь и помощь согревают, как солнце. Давайте на этой доброй нотке и закончим наш разговор о доброте и вежливости. Споем все вместе песню, которая так и называется “Если добрый ты”…


Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет,

А если и споткнется вдруг,

То встать ему поможет друг!

Всегда в беде надежный друг

Ему протянет руку!

Рефлексия.

Подпиши картинку на доске.

Чьи слова?

«Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь…» (Старик, Осеева «Волшебное слово»);

«Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»(Юрка, Осеева «Хорошее»);

Няня: Убери посуду, Юрочка

Юра: Убери сама - некогда мне.

Юра: Вот если бы Трезорка в колодец упал… Я бы его вытащил.

Собака: «Пи-и – ить…»

Юра: Пошел вон! Не мешай думать!

(Няня, Юра и Трезорка из рассказа «Хорошее»).

Ребята, поступки каких героев, которых я оживила, вы одобряете, а каких осуждаете?

2.«Как вам не стыдно!

А что стыдно? Мы ничего не делали!- удивились мальчики.

Вот это и плохо!- гневно ответила женщина.

3.« Сзади раздался смех. « Надо мной смеются,- подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки».

4.«Не знаю, - тихо сказал Витя. Ты, наверное, в кармане нес, а надо в сумку класть, -сказал Миша. А Володя ничего не спросил».

5.Посмотрел учитель на обеих: « Надо так давать, чтобы можно было взять».

6.« Вот набрали женщины полные ведра и пошли. А старичок - за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

«Раскрой свое сердце добру»
Музыкальная минутка. Назовите главную черту характера Леопольда.
Караоке из мультфильма «Приключения кота Леопольда» «Если добрый ты»



Рассказать друзьям