Усадьба Кусково – одна из красивейших дворянских резиденций России. Музей-усадьба Шереметьевых Кусково: история, как добраться, что посмотреть Время работы и стоимость билетов

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

На этой неделе после долгого перерыва мы решили продолжить наши поездки по усадьбам Москвы. На этот раз выбор пал на усадьбу Кусково. Как и , Кусково принадлежало роду Шереметьевых. В XVII веке граф Пётр Борисович Шереметьев превратил его в свою загородную резиденцию. Был построен новый дворец (старый строил Борис Петрович и он был разрушен из-за ветхости) и прочие здания из ансамбля, а также разбит регулярный сад.

В 1917 году Кусково превратили в музей, им оно является и по сей день.

Чтобы долго не искать нужный автобус, надо выйти из метро в правильную сторону – по стрелке к улице Паперника, а там направо к остановкам. Минут 10 езды на автобусе и вот показался пруд, а за ним и сама усадьба.

Одного взгляда на Кусково хватило, чтобы понять, что Останкино по сравнению с ним отдыхает. Кусково как и Останкино также окружено лесопарковой зоной, здесь тоже есть пруд, и главный дворец находится прямо на его берегу. Но сразу было видно, что этой усадьбе уделялось больше внимания со стороны графа Шереметьева, чем Останкину. Если в Останкино была построена только одна усадьба, то здесь граф расстарался вовсю, и выстроил целый ансамбль зданий с регулярным парком. Территория Кусково гораздо обширнее Останкино.

Глядя издалека на дворец, я почему-то вспомнил фильм «Гардемарины, Вперёд!». От одного вида территории и построек Кусково в голове всплывают сцены из исторических фильмов, так и представляешь, что вот сейчас проедет карета, из неё выйдет какой-нибудь граф или сама королева.

Не дождавшись кареты, мы пошли пешком к кассе, т.к. чтобы попасть на территорию усадьбы, нужно обязательно купить билет в любое из зданий ансамбля (хотя на форумах читал, что кто-то проходил и просто так). Стоимость билетов колеблется от 50 до 150 рублей, в зависимости от дома, который вы желаете посетить. Например, вход в усадьбу стоит 150 руб., а итальянский домик – 50 руб. В тот день были открыты для посещения главный дворец Кусково, Итальянский домик и Грот. Мы купили билеты по полной программе + фотосъёмка (100 руб.). Позже оказалось, что фотосъёмку брали зря, т.к. в самой усадьбе (и остальных зданиях тоже) снимать нельзя, а за съёмкой на территории никто не следит. Да и я совершил одну непростительную ошибку – забыл дома сменные аккумуляторы для фотоаппарата, а те, что стояли оказались подсевшими. В результате они сдохли сразу после посещения дворца, т.к. я старался всё же тайком фотографировать. Поэтому большинство фотографий, которые вы видите на этой странице, найдены на других ресурсах.

При входе нам снова, как и в Останкино, выдали войлочные тапочки, предупредили о том, что фотосъёмка запрещена, и мы начали осмотр. Замечу, что планировка дворца такова, что её можно обойти по кругу, идя из одной комнаты в другую. Внутри главный дворец намного богаче, чем Останкино. В каждой комнате на стенах картины, расписные потолки, богатая красивая мебель. Удивила кровать, которую видели в одной комнате, точнее её размеры – метр с небольшим. Даже не могу представить, кто мог бы в ней поместиться.

В другой комнате стоял аквариум. Как нам объяснила смотрительница, в нём рыб не бывало, только нарисованные. И в чём смысл?

Идём дальше. В одной из комнат очень понравилась мозаичная репродукция всей территории Кусково. Сам бы я ни за что не догадался, что это именно мозаика. Мы прибились к экскурсии, и экскурсовод рассказала это. К сожалению не смог её сфотографировать и в Интернете не нашёл фотографий. Просто знайте – когда увидите стол с изображением всей территории усадьбы под стеклом – это мозаика, а не нарисованное изображение.

В следующей комнате была галерея. Как рассказала экскурсовод, граф Борис Петрович Шереметьев сам лично выбирал все картины для своей галереи. Самая старая картина 16 века, остальные 17 – 18 вв. Большинство авторов – французские и итальянские художники.

Зеркальный зал. Здесь устраивались дворцовые «дискотеки». Зал не зря называется зеркальным, на всех стенах висят почти в полный рост зеркала, красивые подсвечники, по углам нарисованы изображения всех государственных наград, полученных Шереметьевыми, а на центральных стенах – герб рода Шереметьевых. На потолке фреска с аллегорическим изображением происхождения герба. Из большого окна открывается красивейший вид на регулярный парк и Большую Оранжерею.

Я очень удивился, когда увидел в одной из комнат бильярдный стол. Не знаю, почему, но бильярдный стол я никак не ожидал здесь увидеть. Оказалось, что в то время было модно иметь бильярдный стол в доме.

В графской столовой мы увидели огромные портреты графа Бориса Петровича Шереметьева и его жены и, как и положено столовой, – большой накрытый стол со старинной посудой.

Посетив дворец Кусково, я могу с уверенностью сказать, что он намного красивее, чем в Останкино. Здесь более богатая обстановка и ходить по нему было намного интереснее, чем по Останкино.

Закончив с дворцом, мы двинулись к Гроту. Я так и не понял, для чего он предназначался. Внутри Грот сделан в морском стиле. На стенах изображены морские «пейзажи», в них вмурованы ракушки. Многие из экспонатов, представленных в Гроте также сделаны с использованием раковин, например картины. Их трудно описать словами, нужно просто увидеть. Также там представлены изделия из фарфора в виде рыб, моллюсков и других обитателей морских глубин.

Про итальянский домик особо интересного ничего не могу рассказать. Тоже старинная мебель, картины на стенах, всё «как обычно».

Из всего посещённого нами понравилось только в главном здании Кусково, остальное не произвело особого впечатления.

Моё мнение, усадьба Кусково – отличное место, где можно интересно провести время, но ехать сюда лучше летом. Осенью регулярный парк выглядит не так красиво, все скульптуры парка смотрители закрывают деревянными ящиками и для посещения открыты не все строения из ансамбля Кусково.

Как дойти от метро:

доехать можно от станции метро Рязанский проспект на автобусах №133, 208 или от ст. м. Выхино на автобусе №620. Те, кто живут в районах ст.м. Щелковская или Шоссе Энтузиастов могут добраться до Кусково на автобусе № 133 или на маршрутке 157М - она идёт по тому же маршруту, что и автобус. Остановка так и называется «Усадьба Кусково».

"Кусковский парк ничем не виноват,
Что уроженцу невских берегов
Напоминает он то Летний сад,
То Царскосельский парк, то Петергоф."
(Владимир Британишский)

Жемчужина архитектурного искусства XVIII века усадьба Кусково в прошлом летняя загородная увеселительная резиденция графов Шереметевых, которой они владели с XVI века. Когда-то «Кусково» было самым популярным светским местом в Москве. Раскинувшаяся на 230 гектарах усадьба в дни особенно торжественных приемов собирала до 30 тысяч гостей.


Известно, что по замыслу графа Петра Шереметева, «Кусково» должно было быть роскошнее всех других усадеб и не уступать царским резиденциям по своей красоте. Строительство Кусковского дворца началось в 1769 году и продолжалось до 1775 года.

Во второй половине XVIII века эта усадьба была хорошо известна всем москвичам. Два раза в неделю по четвергам и воскресеньям граф организует там гуляния, куда не нужно покупать билетов или ждать приглашения. Всякий прилично и чисто одетый человек может развлекаться в парке и в доме по своему вкусу в эти «дни открытых дверей». Прогуляться по парку с дамой, увидеть театральное представление, покататься на качелях-каруселях или просто поудить рыбу мог позволить себе любой мещанин, оттого «бывало, всякое воскресенье, от мая до августа, дорога кусковская представляла улицу многолюдного города, и карета обскакивала карету» по словам Н.М.Карамзина.

Мы идём против часовой стрелки. Сейчас мы находимся в восточной, "итальянской" части парка. Первое, что мы видим, это павильон «Грот». Грот - один из самых примечательных павильонов Кусково. Построенный по проекту Ф.Аргунова павильон напомнит Грот в Царском селе, только скромнее и меньше.

Итальянская мода на гроты докатилась до России к середине XVIII века. К этому времени гроты, как помещения, сохраняющие прохладу, утратили свое прямое назначение и даже претерпели значительные изменения, превратившись из отделанных мрамором пещер с фонтанами в садовые павильоны.

В этом павильоне соединились две стихии: вода и камень. Это видно с первого взгляда на павильон, стоящий на берегу прудаи увенчанный символическим фонтаном, вода которого «стекает» по ребрам крыши. Закрашенные сейчас зеленой краской, эти ребра были сделаны из блестящего белого металла, подчеркивающего имитацию воды.

Когда-то стены и потолок Грота были декорированы раковинами, туфом, стеклом, зеркалами и лепниной, создавая волшебный подводный мир, населенный невиданными животными, птицами и рыбами. Для украшения стен и сводов использовались раковины средиземноморских моллюсков. Раковины возами доставляли из Голландии, бывшей поставщиком этого диковинного товара.

Рядом с Гротом, на берегу того же маленького пруда архитектор Ю.Кологривов возвел Итальянский домик. С характерной для юга плоской крышей и лоджией, служившей «висячим садом», Итальянский домик был не только дворцом искусств с богатой коллекцией итальянской живописи и скульптуры, но и малым дворцом для приема гостей.

Граф Николай Петрович Шереметев был богаче известного богача Н. Б. Юсупова в десять раз. Поэтому мог себе позволить любую степень роскоши. В Итальянском домике можно было полюбоваться картинами Рафаэля, Рембранта, Корреджо, Веронезе и других известных итальянских художников.

Напротив — «Менажереи», домики для содержания водоплавающих птиц (лебеди, гуси и утки, журавли, американские гуси и пеликаны), которых посетители кормили из рук. Грот, Менажереи и Итальянский домик представляют собой группу, посвященную Италии.

На территории усадьбы было много различных видов развлечений, одно и них Звериниц (или Птичник). В большой клетке находились различные виды птиц, которые радовали посетителей своим пением. Сейчас тут сидят два молчаливых павлина.

Дальше идёт Большая каменная оранжерея. Сады и парки конца ХVIII - начала XIX вв. играли роль если не частных ботанических садов, то обширных коллекций растений. Такие вельможи, как Шереметевы, Голицыны, Юсуповы наперегонки старались привить в отечестве последние европейские достижения.

В оранжереях Кусково росли и созревали персики и ананасы, апельсины и лимоны. Шереметев любил блеснуть, послав в декабре к столу императрицы корзинку с персиками из своих оранжерей.

Постройка выполняла роль не только оранжереи, но и танцевального зала. В 1780 г. именно здесь был устроен «цветочный бал» в честь визита Екатерины II.

Усадьба невероятно симметрична. От одного павильона до другого проложены прямые аллеи, в основном липовые.

Небольшой павильон Эрмитажа (от фр. ermitage — место уединения) строился с 1765 по 1767 г. по проекту К.Бланка. Если все прочие павильоны Кусково были доступны для публики, то Эрмитаж всегда оставался местом для избранных. Сюда приглашали лишь тех, с кем хозяин хотел поговорить на равных без помех и лишних ушей.

Мы оказались уже в западной части парка. К ней относится Эрмитаж, Голландский и Швейцарский домики. Вся западная часть парка словно посвящалась простеньким домашним радостям, уюту и уединению, тогда как восточная часть была посвящена искусствам и светским удовольствиям.

Голландский домик — одна из самых старых построек Кусково (1749 год), построенный в память об увлечениях Голландией Петром Первым. Цель его была не только развлекать гостей, но и просвещать, знакомить с европейским бытом.

Построенный из красного кирпича, с крутой крышей, он отражается в водах небольшого пруда. Этот домик воплощал в себе представления людей XVIII в. о жизни голландских бюргеров, одновременно являясь подражанием стилю петровских резиденций.

Подъемный мост был перекинут через проток между Большим дворцовым и Голландским прудами, так что Голландский домик на берегу одноименного пруда был первым, удостаивавшимся внимания гостей.

Сейчас справа от этого моста находится второй вход в усадьбу Кусково. Рядом с ним - множество кафе и шашлычных, лодочная пристань и велопрокат, но мы туда не пойдём, иначе придётся плативть за вход в парк второй раз.

В пруду обитали карпы, приученные по звону колокольчика подплывать к служителю за кормом. От Голландского домика, параллельно главной планировочной оси, уходила аллея игр («игры Малия»), разбитая в 1750 г. Сейчас никаких игр тут нет.

Спустя век (в 1870-х гг.) рядом с Голландским домиком появится Швейцарский домик, построенный по проекту Н.Л.Бенуа. Это строительство было последним в Кусково.

В начале ХХ века в этом домике жил последний владелец Кусково Сергей Дмитриевич Шереметев. Сейчас здесь размещается администрация музея.

Мы вышли в самый центр Кусково, на центральную площадь, которая называется Партером. Партер расположен между Дворцом и Большой каменной оранжереей. Представляет собой прямоугольник со множеством статуй и цветников.

Глядя из окон Зеркального зала Дворца или выйдя из него на балкон, мы получаем ощущение единого огромного зала, раскинувшегося до Большой каменной оранжереи. Все, вплоть до высоты растений и цвета их листвы на плоской площадке парка учтено и просчитано, как цвет обивки мебели в залах.

Обелиск в честь Екатерины II сооружен после приезда и посещения усадьбы в Кусково Екатериной II. Императрица приезжала сюда в 1774 года, после того, как Россия одержала победу над Турцией. На монументе размещена надпись: "В незабвенную милость Екатерина II пожаловала графу Петру Борисовичу Шереметеву в 1785 году во время пребывания его губернским предводителем московского дворянства".

На центральной оси партера была установлена колонна со статуей Минервы. Изображение императрицы Екатерины в виде богини разума Минервы было весьма популярным в то время.

В партере и в аллеях раньше выставляли до 60 сохранившихся мраморных фигур. Симметрично по обеим сторонам партера размещали бюсты на высоких постаментах.

А вот эта статуя никакой не Нептун, уж тем более не Посейдон, а всего лишь "Аллегория реки Scanmindre".

Четыре скульптуры, изображающие время суток, размещены были так, чтобы солнце поочередно освещало фигуры «Утро», «День» и «Вечер» в соответствующее время суток, всегда оставляя в тени грустную «Ночь».

Фотографировать все статуи в Кусково не имеет смысла, ну вот Лев и Лев, да и чёрт с ним.

Как и в Архангельском, здесь имеются тоннели из дикого винограда или плюща, они идут параллельно задней стороне Дворца.

Итак, мы обошли парк и идём ко входу во Дворец Кусково. Для этого нам надо обойти несколько хозяйственных построек и пройти через зелёный тоннель, который называется "Трельяжная галерея кухонного корпуса".

И мы попадаем на огромную зелёную поляну. Во времена Шереметевых на этой поляне устанавливались столы для тех гостей, кому не досталось места во дворце. Как уже говорили, зайти сюда на ужин мог любой прилично одетый человек. Это просто какой-то коммунизм.

Граф Шереметев, друг народа, никому не запрещал приобщиться к празднику жизни тем или иным способом. Словно Чапаев, который говорил Петьке: "Командир завсегда с бойцами. Если я курю - садись и ты покури. А если я обедаю, садись и ты покури".

Этот павильон называется "Кухонный флигель (корпус)". Отсюда прислуга разносила всевозможные блюда во Дворец и в другие места, где находились гости. Ну а нам перекусить в усадьбе не удалось. Там только одно кафе, остальные находятся рядом, но уже не на территории, и если прервать прогулку на обед, придётся заново покупать билет. В том же единственном кафе официанты несут еду часа два, и просто жалко времени.

Самым старым зданием здесь является Спасская церковь, построенная в 1737-39 гг. В нишах здания церкви раньше стояли 4 статуи, а крышу венчала статуя ангела с крестом, которую недавно восстановили.

Но на церковном языке церковь называется по-другому, немного странно: "Храм происхождения честных древ". Церковь эта маленькая, светлая и очень уютная.

Колокольня появилась значительно позже, в 1792 г., по воле Николая Петровича Шереметева, хорошо известного нам благодаря своей скандальной женитьбе на крепостной актрисе Прасковье Ковалевой-Жемчуговой.

Как может блестящий богатейший граф жениться на крепостной? За большие деньги нашли в архивах факты о том, что Прасковья Ковалева ведет свой род от древней дворянской польской фамилии Ковалевских. В результате Параша и вся ее семья получили вольную. А в 1801 году граф Николай Петрович Шереметев венчался на Прасковье Ивановне, урожденной Ковалевой, правда, тайно.

В 1803 году у четы Шереметевых родился сын Дмитрий. А через 20 дней Прасковья скончалась от туберкулёза, так и не узнав, что граф сумел вымолить у царя законность прав для их сына.

Мы находимся перед главным Дворцом усадьбы Кусково. Кто смотрел новый сериал "Екатерина"? Там все действия на улице в первых сериях, по крайней мере приезды и отъезды императриц, происходят здесь, на вот этом пятачке.

Строительство усадьбы началось в 1750-е гг. Кусково граничило с обширными владениями князя А. М. Черкасского, и говорят, даже название свое получило от того, что шереметевский кусок земли был невелик на фоне соседских просторов. После женитьбы на княжне Черкасской шереметевские владения резко расширились за счет приданого невесты.

Императрица Елизавета, часто навещавшая Москву, любила гостить у своего морганатического супруга А.П.Разумовского в подаренном ему селе Перово, где по проекту Растрелли для государыни был возведен дворец и устроена парадная резиденция. Летом 1754 г. Шереметеву удалось залучить к себе в усадьбу дорогую гостью, следовавшую по дороге в Перово. Прием в Кусково понравился императрице, и она пообещала еще раз приехать туда.

В ожидании высочайшего визита Б.П.Шереметев развернул строительство, он решил удивить Елизавету, сосредоточив в Кусково все известные ему развлечения. Проект планировки парка и застройки усадьбы был выполнен Ю.Кологривовым и включал в себя фрагменты работ других архитекторов, таких как К. Бланк, Ф. Аргунов, Г. Дикушин, А. Миронов. Сейчас на территории музея Кусково сохранилась лишь центральная часть регулярного парка.

По описанию очевидца, парк выглядел так: «В оранжереях огромные лавровые и померанцевые деревья столетнего возраста. На островках виднелись то рыбачья хижина, то китайские беседки под сенью могучих кедров. На берегу возвышались два маяка. По озерам плавала раззолоченная яхта с пушками и китайская джонка, важно скользили лебеди. По дорожкам свободно разгуливали журавли, фазаны, павлины, пеликаны».

Большинство этих «затей» были недолговечными, и вскоре они исчезли безвозвратно. В XVIII веке не пытались создавать вечное, а жили ради сиюминутных развлечений, расцвечивая свои дни деревянными увеселительными дворцами, роговыми оркестрами, крепостными театрами...

Вид на Кусково с другой стороны озера. Слева направо мы видим: дворец, церковь с колокольней, кухонный флигель и корпус, Грот, Итальянский домик. Остальные павильоны не видны за деревьями.

Один из шереметевских праздников особенно запомнился современникам. В 1775 году Екатерина II пожаловала в Кусково в сопровождении австрийского императора Иосифа, послов и иностранных гостей. На въезде в усадьбу их встречали триумфальные ворота. Визит государей был обставлен настолько пышно, что Иосиф решил, будто приехал к члену императорской фамилии, устраивающему прием за казенный счет.

Очевидцы писали следующее: "Из театра возвращались по саду, освещенному тысячами огней; на пруду плавали лодки и гондолы с песенниками и хорами музыкантов; два маяка по обеим сторонам пруда сияли огнями, на другой стороне пруда горели щиты с вензелем царицы и сыпались каскады разноцветных огней."

Перед началом фейерверка государыне подали механического голубя, и с ее руки он полетел к щиту с ее изображением и парящей над нею Славой; вместе с этим щитом в один миг вспыхнули другие - и пруд, и сад залились ярким светом. Во время фейерверка разом было пущено несколько тысяч больших ракет, и иностранцы, бывшие на празднике, удивлялись, как частный человек мог тратить несколько тысяч пудов пороху для минутного удовольствия.

Для банкетов во дворце оборудован специальный зал с буфетной комнатой, имеющей выход к кухонному корпусу.В особо торжественных случаях стол могли сервировать в любом танцевальном зале усадьбы - в Зеркальной галерее, в Гроте или в Большой оранжерее. Готовые блюда приносили в буфетную из отдельно стоящего кухонного корпуса по специальной трельяжной галерее, густо окруженной липой.

О начале торжественного обеда гостей извещал пушечный выстрел стоявших под окнами банкетного зала пушек, которым вторили выстрелы с яхты. Стол поражал не только количеством и изысканностью блюд и перемен, но и экзотическими фруктами и компонентами блюд.

Длительное застолье превращали в шоу. Зал для торжественного обеда украшали цветами и померанцевыми деревьями в кадках. По размеру и количеству этих деревьев можно было судить о размере капитала хозяина, так в Кусково у графа Шереметева было около 600 померанцевых деревьев.

Перед каждым прибором принято было ставить небольшой букет. Букеты эти несли персональное пожелание гостю и, зная значение каждого цветка согласно модному тогда «языку цветов», гостю предстояло самостоятельно расшифровать это послание.

Зеркальная или белая галерея, использовавшаяся как бальный зал или как банкетный в особо торжественных случаях, выходит окнами в парк.

Кому-то может пригодиться карта.

Для тех, кто соберется погулять в Кусковов ближайшее время. Что нового появилось к лету 2016 года? Во-первых, в птичник завезли аж двух самцов-павлинов, которые соревнуются в красоте и истошно орут на весь мир. Сфотографировать нормально их невозможно, слишком частые прутья решетки, объектив не пролезает, и на любом фото будет полоса от решетки.

Спасская церковь на ремонте. Она работает, но леса снаружи ужасно портят вид.

На территории усадьбы теперь только пирожки и кофе. Шашлыки можно поесть снаружи, у входа, который напротив острова. Автомобилистам я рекомендую парковаться там же, а не на главной стоянке, отсюда намного ближе идти.

100 великих достопримечательностей Москвы Мясников старший Александр Леонидович

Усадьба Кусково

Усадьба Кусково

Регулярный парк усадьбы Кусково – один из самых древних парков Москвы. И парк, и сама усадьба, наверное, одни из самых любимых как у москвичей, так и у гостей. Возможно, потому, что изначально Кусково задумывалось не как хозяйственная усадьба, а как «увеселительное» место, где все предназначено для «приятного препровождения времени». Для этих целей были выстроены дворец, парк, парковые павильоны и беседки, оранжерея и кунсткамера, зверинец и охотничий домик. На кусковском пруду существовала даже небольшая флотилия гребных судов.

Впервые Кусково упоминается в самом конце XVI века и уже как владение Шереметевых. В 1623–1624 годах, при царе Михаиле Фёдоровиче, здесь стояли деревянная церковь, боярский двор, дворы крепостных людей. Во владении Шереметевых Кусково оставалось более трёхсот лет, вплоть до 1917 года, – случай в истории усадеб довольно редкий.

Родоначальником графов Шереметевых был фельдмаршал Борис Петрович Шереметев.

Графский титул ему пожаловал Пётр I за усмирение Астраханского стрелецкого бунта в 1706 году. Борис Петрович участвовал в Северной войне и за первую победу, одержанную над шведами после поражения русских под Нарвой, был произведён в фельдмаршалы.

Царь Пётр не скупился на награды, щедро одаривая Шереметева землей и крестьянами.

Когда же шестидесятилетний фельдмаршал и первый граф России собрался уйти в отставку и постричься в монахи в Киево-Печерской лавре, Пётр сосватал ему двадцатипятилетнюю вдову своего дяди Льва Кирилловича Нарышкина – Анну Петровну Салтыкову.

Усадьба Кусково

Вместе с Анной Петровной фельдмаршал был отправлен в Прусский поход. Поход был неудачным с точки зрения военной стратегии, но весьма плодотворным для новобрачных. Они одного за другим произвёли на свет пятерых детей. Старший из них, Пётр Борисович Шереметев, в шестилетнем возрасте, после смерти отца, унаследовал огромное состояние.

Пётр Борисович, в отличие от отца, не отличался призванием к военному делу, зато числился камергером во дворе, исправно получал чины и приумножал своё богатство. Он женился в тридцать лет на самой богатой невесте страны – княжне Варваре Алексеевне, единственной дочери канцлера Российской империи князя Алексея Михайловича Черкасского. Тем самым объединились два огромных состояния, и Шереметев стал счастливым обладателем 44 имений в 28 губерниях России. Как не удивительно, но брак по расчёту принёс Петру Борисовичу и счастье в семейной жизни.

После свадьбы граф с супругой поселились в Петербурге, в особняке на Фонтанке, 34, в так называемом Фонтанном доме. Однако Пётра Борисовича тянуло в Москву: он задумывает перестройку своей подмосковной усадьбы Кусково, благо, вместе с приданым жены он присоединил к Кускову соседние земли Вешняки и Выхино.

Имение состояло из трёх частей: запрудной со зверинцем, французского регулярного парка с основным архитектурным ансамблем и английского парка «Гай». Главным сооружением в имении Шереметева был Дворец, или, как тогда его называли, Большой дом. Здесь Пётр Борисович устраивал парадные приемы.

Первоначально проект дворца был заказан французскому архитектору Шарлю де Вальи, но чертежи из Парижа запоздали, поэтому постройка была поручена московскому архитектору Карлу Ивановичу Бланку. Согласно чертежам де Вальи после внесли некоторые дополнения.

Пологие пандусы дворца, украшенные фигурами сфинксов, предназначались для того, чтобы кареты со знатными гостями могли подъезжать к самому входу во дворец.

Над входом в треугольном фронтоне – фамильный вензель Шереметевых.

Традиционные для XVIII века анфилады залов включали в себя Гостиные, Карточный и Бильярдные залы, Столовую, Парадную и Вседневную спальню, Библиотеку и так далее. Главным залом считался Белый Танцевальный. Одна его сторона обращена в сад, другая – полностью зеркальная.

Французский регулярный парк украшала мраморная скульптура. Здесь были пруды и павильоны, несколько оранжерей, зверинец, менажерия, то есть архитектурно оформленный дом с певчими птицам, Зелёный театр. Существовало около пятидесяти разнообразных экзотических павильонов и затей (например, стог сена или поленница дров могли внутри оказаться комфортным павильоном), садовые лабиринты, фонтаны, гроты, подъёмные мосты, карусели и много всего другого. После смерти жены Пётр Борисович покинул дом на Фонтанке и окончательно поселился в Кускове.

Вместе с сыном Николаем Пётр Борисович основал крепостной театр и собственную театральную школу для крепостных актёров.

С того времени праздники со спектаклями и фейерверками стали обыкновением. Начиная с 1770 года и до самой смерти в 1788 году Шереметев устраивал грандиозные гулянья, на которые приглашались все желающие. У дороги в имение стоял столб с надписью, приглашавшей веселиться как кому угодно, в доме и в саду.

Но во время веселья строго следили за тем, чтоб «гуляли смирно, и в саду ничего не ломали и не рвали, бесчинств, ссор и драк не заводили».

Число гостей на таких празднествах доходило до тридцати тысяч. Программы праздников включали в себя театральные и народные представления, катание на лодках под пение хора, фейерверки, дивертисменты, морские парады и карусели.

По четвергам и воскресеньям в трёх усадебных театрах проходили бесплатные спектакли. В Кускове были не только свои крепостные архитекторы и художники, как, например, семья Аргуновых, но и свой драматург – Василий Вроблевский, свой композитор – Степан Дегтярёв и знаменитые оперная и балетная труппы. А ведущими солистками были крепостные актрисы Татьяна Гранатова и Прасковья Жемчугова (Ковалёва). Та самая Жемчугова, которая стала в 1803 году женой графа Николая Петровича Шереметева.

Одним из увлечений графа Петра Борисовича было создание портретной галереи знаменитых современников, «государей и владетельных особ». Большая часть этой коллекции портретной живописи по сей день хранится в Кускове и насчитывает более 280 произведений русских художников и иностранцев, работавших в России. Здесь можно увидеть портреты Петра I работы немецкого живописца И.Г. Таннауэра, Екатерины II кисти Фёдора Степановича Рокотова. Представлены портреты великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Фёдоровны, созданные академиком живописи Дмитрием Григорьевичем Левицким, а также изображения графа Петра Борисовича Шереметева и его супруги Варвары Алексеевны кисти итальянского художника Пьетро Ротари, портрет Прасковьи Жемчуговой работы крепостного художника Николая Аргунова и много других замечательных работ.

После того как завершилась эпоха Екатерины, начался закат усадьбы Кусково. Интересы Николая Петровича Шереметева переместились в усадьбу Останкино, где он сосредоточил лучшие произведения искусства, часть из которых была перевезена из Кускова, и создал лучший в России театр.

После смерти Николая Петровича владельцем усадьбы становится Дмитрий Николаевич Шереметев, сын Николая Петровича и Прасковьи Жемчуговой. В то время москвичи любили приезжать в Кусково, чтобы устроить пикник, посмотреть театральное представление или поудить рыбу, благо, удочки выдавались прямо на месте, и в пруду в большом количестве водились караси.

После 1917 года имение было национализировано. Сегодня в усадьбе Кусково расположены два музея: единственный в России музей керамики и музей-усадьба «Кусково».

Из книги Петербургские окрестности. Быт и нравы начала ХХ века автора Глезеров Сергей Евгеньевич

Из книги Изба и хоромы автора Беловинский Леонид Васильевич

Глава 15 Помещичья усадьба «Есть милая страна», – эти строки поэта Е. А. Баратынского обращены к его подмосковной усадьбе Мураново, которой он не просто владел, но которую обустроил по своим планам и вкусу, где он творил, где растил и воспитывал детей. «Русская усадьба –

автора

Усадьба Салтыкова – Черткова Его считают истинным аристократом в ряду московских особняков. И прежде всего потому, что это единственное сохранившееся в городе светское здание в стиле классического барокко. Конечно, в столице есть и другие барочные строения, но все они –

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Усадьба Лопухиных Этот памятник городской усадебной культуры Москвы уникален не только своей архитектурой и своей историей. За более чем три века существования он был связан с именами выдающихся деятелей Российского государства, среди которых Петр I и Екатерина II, род

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Усадьба Кузьминки-Влахернское Когда-то эту усадьбу называли Русским Версалем. Называли при жизни хозяев – князей Голицыных. И ведь было за что!С давних времён эти земли принадлежали московскому Симонову монастырю. Здесь располагались его лесные и рыбные угодья.

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Музей-усадьба «Останкино» Уникальная сохранность дворца в Останкине доносит до нашего времени дух старой, легендарной, допожарной Москвы. Этот неповторимый дух живёт и в подлинных интерьерах Останкинского театра, в резном великолепии иконостаса церкви Живоначальной

Из книги Тигры моря. Введение в викингологию автора Будур Наталия Валентиновна

НОРМАННСКАЯ УСАДЬБА Благодаря археологическим раскопкам, мы знаем, как выглядели усадьбы в средневековой Скандинавии.В то время королевский двор мало чем отличался от усадеб богатых людей - в основном, лишь размерами домов.Самой известной сохранившейся до наших дней

Из книги Русский капитал. От Демидовых до Нобелей автора Чумаков Валерий

Усадьба В 1879 году Сорокоумовские переехали в новый дом. Сейчас адрес звучит так: Москва, Леонтьевский переулок, 4. А в конце XIX – начале XX века на конвертах с корреспонденцией писали просто: «Москва, Петр Сорокоумовский, собственный дом». Петр Ильич Сорокоумовский

Из книги Я послал тебе бересту автора Янин Валентин Лаврентьевич

Глава 17 Усадьба Феликса Возвратимся теперь к берестяным грамотам. Уже в годы работ на Неревском конце территория находок древних берестяных писем раздвинулась далеко за пределы изучаемого раскопками квартала. В 1955 году грамоту нашли в Славенском конце Торговой стороны,

Из книги Прогулки по Москве [Сборник статей] автора История Коллектив авторов --

Из книги Берестяная почта столетий автора Янин Валентин Лаврентьевич

Усадьба и город Вернемся, однако, на городскую боярскую усадьбу, Выше упоминались берестяные грамоты, адресованные ремесленникам или связанные с ремесленным производством. А еще раньше, когда речь шла о новгородском ремесле, говорилось о многочисленные следах

Из книги Тайны российской аристократии автора Шокарев Сергей Юрьевич

Русская усадьба – явление и миф «Манифест о вольности дворянства» породил расцвет усадебной культуры. Свобода, образованность, европейские увлечения и, что немаловажно, бесплатная рабочая сила в лице крепостного крестьянства обусловили активную деятельность дворян по

Из книги Любовь диктаторов. Муссолини. Гитлер. Франко автора Патрушев Александр Иванович

Альпийская усадьба Летом 1935 года Гитлер решил перестроить свой скромный горный дом в Оберзальцберге в представительную усадьбу «Бергхоф». Он оплачивал стройку из собственного кармана и даже брал в издательстве авансы под переиздания «Майн кампф», но это была фикция.

Из книги Рассказы о Москве и москвичах во все времена автора Репин Леонид Борисович

Из книги Дворянство, власть и общество в провинциальной России XVIII века автора Коллектив авторов

«Губерния», «деревня», «усадьба» Во второй половине XVIII века понятие «провинция» встречалось преимущественно в официальных документах, регламентирующих административное управление так или иначе удаленных от столицы районов, и было лишено какого-либо оценочного

Из книги Другая сторона Москвы. Столица в тайнах, мифах и загадках автора Гречко Матвей

История ныне известной Усадьбы Кусково начинается в конце XVI в., когда Шереметевым принадлежал один небольшой участок этой земли, «кусок», как называл его граф Борис Петрович Шереметев. Все остальные земли в округе принадлежали графу Алексею Михайловичу Черкасскому. Всё изменилось после союза сына Бориса Шереметьева и единственной дочери Алексея Черкасского. С тех пор Шереметевы стали полноправными собственниками всей этой земли. А название так и осталось — Кусково. Для приёма гостей по приказу графа был отстроен дворец и усадебный комплекс с прилегающей архитектурной композицией, чем и сейчас может полюбоваться любой посетитель уже музея-усадьбы Кусково. Роду Шереметевых усадьба принадлежала более трёхсот лет, вплоть до 1917 года. В 1918 году Кусково получило статус музея-усадьбы.

Попасть на территорию усадьбы можно только через кассу. В 2015 г. за прогулку в парке нужно заплатить символическую сумму в 40 р. За вход в каждое из зданий цена колеблется от 50 до 150 р. Для первого посещения мы решили ограничиться общим билетом за 350 р., включающим в себя парк, Дворец, Американскую оранжерею и Грот, и отдельно заплатили 100 р. за фотосъёмку. Также входные билеты можно приобрести в каждом из зданий, не возвращаясь в кассу у входа.

Парк в Усадьбе Кусково

Входим во французский парк с множеством аллей, прудов и дорожек. Аккуратно выстриженные деревья и кустарники правильной геометрической формы так и заманивают в свои зелёные лабиринты. Ещё непонятно, в какую сторону идти, но охранник на входе нас заверил, что кругом стоят указатели, так что заблудиться невозможно.

Аллея деревьев перед Итальянским домиком.


А вот и сам Итальянский домик.

Повсюду стоят красивые белые статуи.

Ещё одна аллея, но уже ведущая к Гроту.

Ряд туннелей из переплетенных ветвей рядом со Дворцом.

Очевидно, Кусково — одно из излюбленных мест для свадебных церемоний и фотосессий, где каждая невеста чувствует себя настоящей принцессой. За время нашей непродолжительной прогулки мы успели увидеть несколько свадеб и просто фотосессий.

Пруды – неотъемленная часть всей парковой композиции. Самый большой находится прямо перед Дворцом. Если погода позволяет, можно расположиться на газоне, почитать книгу или пообщаться с друзьями.

С этого же места открывается чудесный вид на Грот, Итальянский домик и палатку с мороженым. 🙂

С тыльной стороны Грота тоже есть пруд. Несмотря на его маленькие размеры, в пруду плавают разноцветные рыбки, и берега позволяют спуститься прямо к воде. Есть на территории усадьбы и третий пруд, напротив Голландского домика, но мы там, к сожалению, не успели побывать.

Гуляя по парку, неожиданно набрели на вольер для птиц, в котором жило семейство павлинов со своими птенчиками.

Прогулка среди высоких кустов выдалась несколько хаотичной, каждый поворот ужасно интриговал, глаза разбегались, хотелось побывать везде и всюду одновременно, но время поджимало, и надо было идти во Дворец.

Дворец в Усадьбе Кусковов

Большой дом — так раньше назывался Дворец — именно здесь граф Шереметев принимал гостей. Кареты проезжали мимо большого пруда и по пологим пандусам поднимались прямо к парадной двери.

Бело-красные мраморные стены в вестибюле Дворца.

К нашему удивлению, одна из комнат оказалась Бильярдной. Оказывается, во второй половине XVIII в. бильярд был очень популярен. Комнату украшает резной камин над которым расположилась немного мрачное панно «Пейзаж с руинами у воды». На каждой стене висят картины неизвестных русских художников XVIII в.

Потолок с пятью симметрично расположенными панно, на которых изображены «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима».

Столовая просторная и светлая. В ее отделке не использовались шелковые ткани, так как они впитывают запахи.

С левой стороны столовую украшает полукруглая ниша с мраморным бюстом Александра Македонского. К столовой примыкает буфетная, служившая для хранения посуды.

Обычно все богатые дома той эпохи отапливались изразцовыми печами, но здесь так же присутствуют мраморные камины, пришедшие в Россию из Западной Европы. Наверное, с двойным отопление стало вдвойне теплее. 🙂

В одном углу комнаты печь, а в другом — камин.

Ещё один мраморный камин с мраморными бюстами владельцев усадьбы: графа Петра Борисовича Шереметева и его супруги Варвары Алексеевны.

Самой яркой комнатой усадьбы Кусково является малиновая гостиная с позолоченными рамами картин и люстрой «Листопадом». По бокам зеркала установлены мраморные бюсты фельдмарашала Бориса Петровича Шереметева и его супруги графини Анны Петровны.

На картинах — парадный (в полный рост) портрет императрицы Елизаветы Петровны и графа Петра Борисовича Шереметева.

Парадная спальня — также мода заимствованная из Европы. В интерьер включены портреты владельцев усадьбы.


Непонятно, для каких целей предназначалась такая маленькая кроватка, в декоративных, или же действительно для отдыха?

Кабинет-конторка значительно скромнее парадных гостиных. Изначально, стены оживлялись множеством картин симметрично вставленных в дубовые панели по размерам и сюжетам. В 80-х гг. XVIII в. картины были сняты, но следы их пребывания и сейчас можно наблюдать на стенах.

Особую ценность представляет стол с изображением панорамы Кусковского парка. На столешнице не рисунок, а мозаика набранная из различных пород дерева.

Личная уборная, отдаленная от парадных интерьеров, предназначалась для приведения в порядок платьев, париков и грима. Комната обита английским ситцем. Помещение отапливалось единственным во дворце примером соединения печи с камином. В уборной прекрасно сочетаются подлинный китайский шкаф-кабинет, стилизованный под «Китай» русский шкаф-бюро с откидной крышкой, английские стулья и немецкая этажерка для цветов. Туалетный столик задрапирован тяжелой бордовой тканью с кружевом во вкусе XVIII века.

Замаскированная под обои потайная дверь. Хотелось бы знать, куда она ведёт.

Диванная — дань моде, пришедшей в Россию с Востока во второй половине XVIII века. Комната с большим пристенным диваном предназначена для отдыха. Висящие на стене небольшие женские портреты в овальных рамках, так называемые «женские головки», особенно модные в России в то время.

За Диванной видна Библиотека, по большей части служившая для хранения в витринах различных научных предметов: глобуса, звездной сферы, камеры-обскура, подзорной трубы, стекла, кости, перламутра и т.п. Эти предметы должны были свидетельствовать о просвещенности и изысканном вкусе владельца усадьбы. Резное золоченое кресло было изготовлено на заказ в известной московской мастерской П. Споля специально к приезду к Екатерины II в Кусково в 1787 г.

Вседневная опочивальня была предназначена для отдыха в течение дня. Голубая гамма стен и мебели создает атмосферу покоя и уюта. Камин декорирован французскими мраморными вставками с рописью «в помпеянском стиле».

Живопись Вседневной опочивальни представлена камерными (до половины тела) портретами детей графа Петра Борисовича Шереметева.

Картинная — маленькая домашняя галерея. На стенах Картинной размещались произведения живописи различных западно-европейских школ XVI-XVIII веков: немецкой, итальянской, французской, фламандской, голландской. Картины практически полностью покрывали стены и самостоятельная ценность картин отчасти утрачивалась, так как они подбирались по размеру и сюжетам с соблюдением сходной цветовой гаммы.

Танцевальный зал или Зеркальная галерея — самый большой и торжественный зал дворца, предназначавшийся для парадных обедов и танцев. Большое количество зеркал зрительно расширяет комнату. Стены украшены золочеными венками и медальонами с профилями античных воинов.


На этом экскурсионная «тропа» по Дворцу заканчивается, все выходят во двор — во французский парк, украшенный симметричными клумбами и различными скульптурами.

Тут же увидели очередную фотосессию. 🙂 На этой фотографии особенно хорошо видно, что Дворец — деревянный!

Идём в сторону Большой каменной оранжереи, оглядываемся назад на Дворец…

Ещё один вид на Дворец из самого «сердца» парка.

Вид с того же места на Большую каменную оранжерею.

Построенная в 1770-х гг. Большая каменная оранжерея изначально предназначалась для размещения топиарных (фигурных) растений, сейчас тут располагаются различные выставки.

Американская оранжерея в усадьбе Кусково

Наша цель была правее Большой каменной оранжереи — это Американская оранжерея. Ранее — теплицы для тропических растений, сейчас — также выставочный зал. Во время нашего посещения тут расположилась выставка Русского фарфора XVIII — начала XX вв.

Впервые в истории музея представлена наиболее полная в стране коллекция русского фарфора. Экспозиция построена по хронологическому принципу начиная с середины XVIII в. и кончая началом XX столетия. Демонстрируются изделия самых лучших фарфоровых заводов России: императорского фарфорового завода, частных предприятий Гарднера, Попова, Батенина, Юсупова, Сафронова и других заводов Гжели, Сипягина, Кудиновых, Корниловых, Кузнецова. Фотографировать выставку нам категорически запретили.

Павильон «Грот» в Усадьбе Кусково

Павильон «Грот» — самое необычное строение всей Усадьбы и очередная дань Европейской моде! Именно Кусковский Грот единственный в России, сохранивший свою первозданную внутреннюю отделку до наших дней.

Первые гроты начали строить XVI в. в Италии (в переводе и итальянского «пещера»), внутри которых устраивали либо купальни, либо фонтан. В Усадьбе Кусково Грот так же играл роль спасительного места в знойный летний день. Купол павильона венчает бьющий фонтан.

«Гроты делают в местах сада уединенных, или в лесочках. Вид оных с наружности должен представлять дикость; но внутренность требует убранства разными раковинами, зеркалами, кристаллизациями и другими блестящими камнями. Вход в них, к умножению холоду, располагается с северной стороны. Однако ж частая починка гротов навлекает затруднение» . (Левшин В.А. «Необходимое и полное домоводство», 1795 г.)

Грот состоит из трёх залов: центрального, северного и южного. Центральный зал расписан под зелёный и розовый мрамор.

Тут же выставлены несколько картин, выполненных целиком из ракушек.

Нам сказали, что в Гроте стоит столик, исполняющий желания. Нужно найти на нём свой знак зодиака и загадать желание, и оно непременно сбудется! 🙂

Идём в северный зал, выполненный в холодных тонах.

На потолке и стенах целые картины из раковин! И каждый посетитель павильона обязательно должен найти на потолке драконов. На фотографии ниже тоже сидит дракончик! Он кирпичного цвета с закрученным хвостом и зубастой разинутой пастью — справа на фото!

А тут в центре фотографии желтый дракон борется с зелёной змеёй.

Переходим в южный зал, его цветовая гамма тёплая в отличие от северного зала. Жаль, на фотографии не видно, как блестят и мерцают стены при попадании на них солнечного света!

И на потолке тоже живёт дракон! На фотографии ниже он на самом верху, поедает виноград. Фотография не самая удачная, хвост дракона обрезался, зато видны опущенные вниз крылья и раскрытую пасть.

В другом конце зала (между окнами) сидит красивая райская птичка. Не очень понятно, что она делает, может быть, пьет воду из фонтана?

Оформление интерьеров длилось около 10 лет. (1761 – 1775 гг.) Этой работой занимался немецкий мастер Иоганн Фохт. В отделке использовались туф (пористая горная порода, использующаяся как отделочный материал), стекло, кусочки зеркал, гипсовая лепнина и тысячи раковин 24-х видов. Куклы, установленные в нишах обеих залов, были куплены графом П.Б. Шереметевым в 1775 г. специально для Грота.

Вернувшись домой, мы с удивлением обнаружили, что не обошли и половины всей усадьбы! Так что визит придётся повторить. 🙂



Рассказать друзьям