Усадьба шереметевых в высоком. Усадьба Останкино – ценный архитектурный памятник XVIII века Усадьба останкино когда откроется

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Удивительным образом деревянное здание дворца графа Шереметева сохранилось до наших дней, но уже c середины прошлого столетия в нём ведутся реставрационные работы. Советские архитекторы старались привести интерьеры в соответствие с оригинальным вариантом конца VIII века, при этом сохраняя так называемые «контрольные окна» более поздних наслоений. В процессе заменялись сгнившие деревянные конструкции, восстанавливались утраченные фрагменты декора, частично положен новый паркет. По некоторым прогнозам, публиковавшимся в СМИ, музей откроется для посетителей в 2017-2018 годах. Но эти сроки не вполне соответствуют реальному положению дел, работы предстоит ещё много.

Николай Петрович Шереметев принадлежал к знатному роду и обладал немалым состоянием, но далеко не все аристократы оставили о себе долгую память в истории. Граф Шереметев состоял директором Московского дворянского банка, служил в сенатских департаментах, однако государственная служба его никогда не привлекала. Свою жизнь и свои устремления он посвятил созданию лучшей в России того времени театральной труппе.

Домашний театр появился у Шереметевых ещё до постройки останкинского ансамбля, спектакли шли в усадьбе Кусково. В репертуар созданной графом Николаем Петровичем крепостной труппы входило около сотни опер, балетов и комедий, причём граф отдавал предпочтение жанру комической оперы на музыку французских, итальянских и русских композиторов, а роли исполняли крепостные артисты. Вернувшись из длительной европейской поездки, Николай Шереметев задумал построить дворец искусств. В 1788 году он получил в наследство от отца останкинские угодья и вскоре приступил к реализации амбициозного замысла. К тому времени в Останкине уже стояла церковь и был разбит сад, получивший название Увеселительный.

Строительство началось по проекту архитектора Франческо Кампорези, но Шереметев не остановился на первоначальном варианте и привлёк свежие творческие силы в лице Джакомо Кваренги и команды русских архитекторов — Старова, Миронова, Дикушина. Для улучшения акустики дворец был задуман деревянным, а не каменным. Собственно театр находился в главном здании, которое соединялось переходами с двумя павильонами — Египетским и Итальянским. Крепостной зодчий Павел Аргунов, учившийся у Баженова и знакомый с петербургской дворцовой архитектурой, стал одним из руководителей проекта и работал над планировкой театрального зала, а крепостной механик Фёдор Пряхин изготовил механизмы для трансформации зрительного зала в бальный и другую сценическую машинерию. Дворовые люди Шереметевых оказались и талантливыми художниками-декораторами.

22 июля 1795 года на новой сцене состоялась премьера лирической драмы «Зельмира и Смелон, или Взятие Измаила». Успех был настолько очевиден, что потребовались новые залы для размещения гостей-театралов и для репетиций труппы, состоявшей из 170 человек — актёров, музыкантов, декораторов. Перепланировкой руководил Павел Аргунов. А спустя два года дворцовым интерьерам в срочном порядке добавили пышности — граф Шереметев готовился встретить императора Павла I. Государь со свитой по дворцу прогулялся, но быстро уехал, чем изрядно разочаровал хозяина.

Крепостные театры не были редкостью в конце VIII века, в Москве свои труппы создавали Апраксин, Воронцов, Пашков, Гагарина, Голицын, Дурасов, мода перекинулась на Петербург и другие города. Но, в отличие от многих помещичьих театров, шереметевский был богат не только декорациями и гардеробами (согласно описи имущества — 194 декорации и почти сотня сундуков с одеждой и реквизитом), но талантливыми людьми. Это и режиссёр Василий Вороблевский, композитор Степан Дегтярёв, скрипичный мастер Иван Батов, актёры Петр Петров, Андрей Новиков, Григорий Кахановский, Андрей Чухнов, Иван Кривошеев, певицы Мария Черкасова, Арина Калмыкова, танцовщица Татьяна Шлыкова.

Юная дочь кузнеца Прасковья Ковалёва выступала в шереметевском театре как оперная солистка под псевдонимом Жемчугова. Обладательница прекрасного голоса и актёрского таланта стала фавориткой графа, который подписал ей вольную, а в 1801 году тайно обвенчался. Увы, это уже был закат яркой лав-стори — Николай Шереметев из-за своей болезни и петербургской службы не мог серьёзно заниматься театром, а его супруга потеряла голос и вскоре умерла от чахотки. Шереметев не был филантропом, его театральные звёзды не получили свободу, а вновь стали лакеями и прачками. Впрочем, выполняя волю Прасковьи Жемчуговой, он пожертвовал часть состояния в пользу бедных и начал строительство Странноприимного дома.

В 1809 году граф Николай Петрович Шереметев скончался и усадьба перешла во владении наследников. В XIX веке здесь многое изменилось, в 1812 году во дворце квартировали французские войска, были утрачены театральные декорации и костюмы, позднее снесены обветшавшие постройки, а театр лишился сцены и стал зимним садом. Последние заметные перемены произошли в 1856 году, когда дворец стал временной резиденцией императора Александра II. Кстати, Ротонда восстановлена по состоянию на 1856 год, когда в ней находился кабинет Александра II. После Октябрьской революции дворец был национализирован Советской властью и открылся для посетителей как Музей творчества крепостных.

При этом до недавнего времени не существовало комплексного плана реставрации и уникальная постройка стала приходить в аварийное состояние. Корреспонденты «Русского Блоггера» ознакомились с современным состоянием дворцовых залов и убедились, насколько сложная задача стоит перед реставраторами. Музей закрылся для посетителей несколько лет назад, но выставочная деятельность продолжается на других площадках, так, в Оперном доме в Царицыно экспонируются скульптуры. Значительная часть музейных экспонатов складирована в дворцовых помещениях, где пока не ведутся работы, люстры завёрнуты в целлофан, паркет накрыт войлочными дорожками. Театральный зал и не узнать — его пространство заполнено металлическими конструкциями, на которых предстоит работать мастерам. В большинстве залов работа заморожена в ожидании согласования проектной документации, переданной в ФАУ «Главгосэкспертиза России».

По мере поступления информации будет обновляться официальный сайт Музея-усадьбы Останкино, где созданы разделы о прошедших и предстоящих этапах реставрационных работ: http://ostankino-museum.ru/

Некоторые нюансы происходящего прокомментировал историк искусства Геннадий Викторович Вдовин, работающий в музее-усадьбе Останкино более 30 лет, а с 1993 года занимающий должность директора.

«Русский Блоггер»: Про Останкино ходят зловещие городские легенды…

Всякий памятник живёт мифами и останкинский миф довольно устойчивый. Во время возведения дворца Николай Петрович окружал стройку тайной, огородил двухметровым забором с караулом, с поимкой шпионов. Это делалось, чтобы повторить петропавловский миф, рождение Петербурга в одночасье из ничего, распахивается занавес — и вот волшебная штука. И этот миф продолжает развиваться до сих пор. У Орлова в «Альтисте Данилове» окрестности населены всякой нечистью, у Пелевина, у Лукьяненко. Мы к этому спокойно относимся.

Неужели Шереметев не мог пригласить профессиональных актёров?

Крепостные артисты не были крестьянами от сохи, не пахари, не доярки, а те, кого можно назвать крепостной интеллигенцией. Шереметев создавал профессиональную труппу и на это денег не жалел. Создать такую труппу из московских театральных артистов вряд ли было возможно, это значило вступить в соревнование с государем.

Почему граф Шереметев считал дворец недостроенным?

С одной стороны, в завещательном письме сыну Николай Шереметев пишет как о памятнике на века, хотя и деревянном, на маленьком фундаменте, с другой стороны полагает его недостроенным, о чём свидетельствуют планы расширения дворца на север, которые сохранились в нашем архиве, в собрании архитектурной графики.

Дворец почти без потерь пережил несколько войн…

Жаль, что к сохранившимся механизмам театра не хватает костюмов и декораций, которые сгорели в сарае при французах в 1812 году. А после революции Шереметевы проявили мудрость, они понимали, что власть большевиков надолго и добровольно отдали Кусково и Останкино. Кстати, в окрестностях тоже немало интересного, например, трамвайная линия пришла в Останкино в конце XIX века. А так была деревня с коровами, утками, поросятами…

На какой стадии процесс согласования проекта реставрации?

Экспертиза — это процесс сотворчества, на вопросы экспертов надо отвечать, подчищать хвосты, допридумывать. Мы надеемся, что к концу лета — началу осени этот процесс будет завершён и можно объявлять конкурс на производство работ. Сейчас ведутся первоочередные противоаварийные работы, то, без чего обойтись нельзя, чтобы памятник не рухнул, — некоторые конструктивные усиления, работа с фасадной скульптурой, работа с монументальной живописью, в основном, с плафонами.

Глава Мосгорнаследия Александр Кибовский упоминал о неких экспериментах, которым не место в Останкино…

Останкино — летний, увеселительный, неотапливаемый дворец, но велико желание ввести его в режим круглогодичного использования для счастливых трудящихся. Против этого у нас есть ряд серьёзных аргументов. Памятник двести с лишним лет лет жил именно в таком режиме и последствия перевода в другой режим просчитать никто не может. Если за бортом минус 20, а в здании плюс 20, понятно, что с этим деревянным, картонным, бумажным, папье-машовым домиком Наф-Нафа будет происходить. Просто рассыпется.

Реставрация вернёт дворец в 1795 год?

У нас нет искушения вернуть перестроенные в XIX веке интерьеры к моменту создания дворца. Девяностолетняя матрона не может выглядеть, как восемнадцатилетняя юница. Всё, что происходит с памятником, это его жизнь, и его судьба, и никакие накладные косы и вставные зубы совершенно ни к чему. Надо уметь носить седину и прочие недостатки.

Какие перемены произойдут в Увеселительном парке?

К территории Увеселительного парка решением Правительства Москвы присоединены пять гектаров, на которых планируется восстановить уничтоженные в середине XIX века службы, конный двор, оранжереи. А если использовать пространства под ними — решатся проблемы и с хранилищем, и с реставрационными мастерскими, и площадями для работы с посетителями — лекционным, и выставочным залами. Сейчас помещений катастрофически не хватает. С передачей храма в ведение Московской Патриархии мы лишились гектара земли, на котором планировалось восстановить три флигеля, там прежде были дом управляющего, театральная гардеробная. Этого ресурса мы лишились, пусть это будет на совести тогдашних органов охраны памятников.

В одном из интервью я прочитал о «консервации» облика дворца. Это означает, что музей станет исключительно научным центром, куда не будут пускать экскурсантов?

Речь шла совсем о другом. У нас нет точного представления, как действовала театральная машинерия, поэтому не планируем приводить её в действующее состояние, чтобы всё двигалось-крутилось, но с помощью современных технологий можно показать компьютерную трёхмерную реконструкцию, как, по мнению современных исследователей, это всё происходило. А в музей после его открытия, как и прежде, будут выстраиваться длинные очереди посетителей.

Хватает ли в России квалифицированных специалистов-реставраторов?

Отечественная школа реставрации ещё сохранилась, я не чувствую, что не хватает мастеров. Мы привыкли торопиться, а тут история такая, что девять женщин, даже крепко взявшись за руки, за месяц не родят ребёнка. К примеру, пока не будут укреплены конструкции — не придут паркетчики, пока не сделают работу специалисты по декору — не придут живописцы. Это технологическая цепочка.

Рубрика:

Сегодня побывал в усадьбе Шереметьевых (или Шереметевых, как указано в ряде источников) в Высоком Новодугинского района. Экскурсию в это замечательное место мне организовал мой вяземский читатель, за что ему большое спасибо;) Не скажу, что я большой ценитель архитектуры, но на мой дилетантский взгляд усадьба в Высоком по своему масштабу не уступает . По-видимому, это одно из крупнейших дворянских гнезд, расположенных на Смоленщине. Особенно хочется отметить, что автором этого памятника зодчества являлся Николай Леонтьевич Бенуа. Тот самый мастер, который создал Петергоф. Т.е. разрушенная и разграбленная усадьба в смоленской глубинке и прославленные дворцы Петергофа - дело рук одного всемирно известного мастера. Печально, что не сберегли. Такой бы мог получиться центр притяжения туристов…

Итак, чтобы попасть в Высокое нужно доехать до Вязьмы, затем повернуть на Сычевку и ехать до Торбеево. Там будет поворот налево и указатель на Высокое. Следующие 10 км пройдут в борьбе за сохранность колес и подвески автомобиля. Местами дорога грунтовая, местами - древний асфальт, который не приводили в порядок уже много лет. Мимо Высокого не проедете, вы упретесь в этот населенный пункт. В целом, возникло ощущение, что это вполне себе живое местечко. А жизнь в нем поддерживает Высоковский сельскохозяйственный техникум. Здесь имеются учебный корпус и общежитие.

На въезде в Высокое вас встретит постройка XIX века и раскуроченный реактивный самолет. (все фотки кликабельны!)

Когда-то здесь находился птичник.

Похоже, здание бывшей школы.

Дом для детей Шереметьевых, как утверждают источники.

Единственный объект архитектурного ансамбля, который пытаются привести в порядок - Тихвинская церковь.

В храме проводятся богослужения, зарегистрирован православный приход. Храм строился в 1867-1871 годах.

Тихвинская церковь создана по подобию Троицкой церкви в подмосковном имении Шереметьевых в Останкине.

Рядом с церковью расположен дворец Шереметьвых.

Кстати, усадьба в Высоком имела все шансы возродиться. Об этом подробно рассказывалось пару лет назад: в 2014 году миллиардер Алексей Семин выразил готовность возродить четыре усадьбы на Смоленщине. В их число вошла и усадьба Шереметьевых в Высоком. Для этого государство должно было сдать усадьбы предпринимателю в аренду на 49 лет за символические деньги. Но, увы, эта история, похоже, так и окончилась ничем. В марте 2015 года в Казани произошел крупный пожар в ТЦ «Адмирал» , который принадлежал Семину. Погибли люди, Семин уехал во Францию, скрывшись от следственных органов. Вместе с Семиным уехала и надежда на возрождение усадеб.

Бурьян, бытовой мусор и настенная живопись - вот и все, что встречает здесь путника.

Внутри здания также все плачевно. Протекающие своды оголили кафельную плитку.

Назначение сей ямы мы так и не уловили. Явно не для хранения старых телевизоров.

А вот и Вазуза. Место красивое, тихое, романтичное.

К сожалению, на территории усадьбы попадалось множество построек, назначение которых нам не известно. Даже в Сети при беглом анализе никакой информации на сей счет нет. Вот, к примеру, здание на берегу Вазузы. Что здесь было?

На мельницу или электростанцию не похоже.

Исток Вазузы находится примерно в 15 км от этого места, в деревне Марьино Вяземского района.

Ну а мы возвращаемся в усадьбу. Проходим заросший пруд, на берегу которого 150 лет назад, по-видимому, Шереметьевы коротали время.

Это здание бывшего конного завода. Сейчас здесь расположен ДК и общежитие сельскохозяйственного техникума.

Сегодня расскажу о Шереметьевском дворце в Останкино. К сожалению, дворец в настоящее время реставрируется, поэтому на фотографиях будут присутствовать леса и другие атрибуты стройки. На первом фото вид дворца и церкви с .


В XVI веке подмосковная деревня Останкино принадлежала дьяку Василию Щекалову, который в 1584 году в этом месте устраивает пруд, сажает рощу, строит дом и церковь. Из всего этого до наших дней сохранился только пруд. Все остальное было уничтожено в Смутное время. Усадьбу восстанавливает в XVII веке князь Черкасский, которому эти владения пожаловал царь Михаил Федорович. Одна из наследниц правнучка князя выходит замуж за графа Шереметьева и Останкино переходит в его собственность в качестве приданного. Настоящий вид усадьба приобрела в XVIII—XIX веках. Строительство самого дворца было завершено в 1795 году.

Вид на дворцовую церковь и Шереметьевский дворец, которого почти не видно за деревьями. со стороны пруда. Пруд, как я отмечал в , ужасно грязный и требует очистки.

Шереметьевский дворец, закрыт лесами и навесом. Перед ним проезжая часть - Первая Останкинская улица, которая до эпохи большевиков называлась Дворцовая.

Кентавры на воротах оригинальной ограды дворца:

Вазы на столбах ограды, также стилизованы под античность.

Центральная часть дворца, в центре портик в коринфском ордере, по бокам - в аттическом. Перед дворцом псевдоантичная статуя.

Правое крыло дворца с дорическими колоннами. Таким образом, в колоннаде использованы все античные стили.

Хозяйственный флигель.

Относящаяся к дворцу церковь Храм Троицы Живоначальной в Останкине. Год постройки 1692. Была построена на месте деревянной церкви. Впоследствии неоднократно перестраивалась.

Церковь невероятно красива. По красоте уступает, наверное, только Храму Василия Блаженного на Красной площади. Все фасады украшены декором.

Фрагменты внешней отделки церкви:

Один из интереснейших, сохранивший множество построек, усадебных комплексов Смоленской области
- это усадьба Шереметевых в селе Высокое.
На крутом берегу реки Вазузы расположился великолепный архитектурно-парковый ансамбль выполненный
по проектам известного архитектора Н.Л. Бенуа. Архитектурный ансамбль, включающий в себя 19 усадебных строений,
строился с 1867 по 1873 года под руководством, друга и помощника Бенуа, К.К. Мюллера.

До наших дней сохранились практически все строения усадьбы: главный дом, дом управляющего, дом для детей, "старый дом" - дом графини, птичник, огромный конный завод, здание школы, молочная ферма и прочие. Над всеми этими разнообразными зданиями возвышается величественный двухэтажный храм в русском стиле, так же построенный по проекту Бенуа.
Когда-то в усадьбу попадали через "львиные ворота". Свое имя они получили от въездных пилонов с фигурами львов, держащих фамильный герб Шереметевых. На нем по латыни начертан девиз этой семьи: "Бог хранит всех". Эти львы тоже сохранились.

Усадьба встречает нас самым старым строением - "домом графини", построенный ещё в середине XIX века.
До 1860-х гг. в сельце Высоком находились небольшой деревянный усадебный дом и несколько служебных строений,
принадлежавших М.П. Мельниковой, представительнице старинного дворянского рода.
В 1858 году её дочь Александра стала женой графа Д.Н. Шереметева...

Дмитрий Николаевич Шереметев -
правнук петровского фельдмаршала и первого российского графа Б.П. Шереметева, сына известного театрала, основателя усадьбы "Останкино" графа Н.П. Шереметева и его жены крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой.

"Старый дом" - пример сравнительно скромной усадебной постройки в традициях позднего классицизма.
Одноэтажный прямоугольный объем дополнен двумя закрытыми крыльцами по уличному фасаду
в виде небольших ризалитов с актовыми портиками входов.

Следующим на нашем пути был дом для детей, 1869 года постройки.

В архитектуре здания ощутимы мотивы французского классицизма XVII века.

Вся поверхность стен и угловые лопатки покрыты рустом. Торцовый фасад низкого объема, обращенный к дороге, завершен щипцом
и имеет во втором этаже деревянный балкон с резными кронштейнами, балясинами и столбиками, несущими скатную кровлю.

Над большей частью второй этаж сделан мансардным, меньшая часть получает вид башенного объема с отдельной высокой крышей.

Напротив, через дорогу, находится дом управляющего.
Ризалиты образуют единый двухэтажный поперечный объем, на южном фасаде первый этаж имеет вид открытой аркады.
Одноэтажные крылья перекрыты высокими двускатными кровлями, в которых устроены мансарды.


Другое интересное по архитектуре строение - это здание птичника. К сожалению, находится в руинах.

Птичник (1872 г.) расположился на берегу небольшого пруда.
Кирпичная постройка в духе романской архитектуры напоминает короткую однонефную базилику
.

У южного угла находится высокая восьмигранная башня, подражающая средневековой крепостной архитектуре.
Стены башни завершены машикулями. Винтовая лестница внутри нее приводит на верхнюю площадку,
где возведена подобная маленькая башенка.

Мраморные львы на фоне школы. Прежде львы находились на пилонах при въезде в усадьбу.

Каждый лев держит фамильный герб Шереметевых.
На нем по латыни начертан девиз этой семьи: "Бог хранит всех".

Правда, он отличается от всем известного герба Шереметевых.

Посетли мы усадьбу поздней осенью, когда опала листва, что дало хоть какую-то возможность сделать общие кадры.
Однако, избежать в кадре огромного количетсва веток деревьев, не удалось.
Главный дом, сторительсво которого окончено в 1871 году, построен по заказу графини А.Г. Шереметевой.
Дворец - крупное здание с кирпичными стенами, побеленными по обмазке, и окрашенными в светлый тон декоративными деталями.

В 1901-1902 г.г. по проекту М.Ф. Мейшера в северной части дворец из-за понижения местности становится трехэтажным.

В фасадном декоре мотивы позднего классицизма соединены с подражанием западноевропейской средневековой архитектуре.

Его мансардная кровля, рустованные углы и наличники навеяны французским классицизмом XVII века.

Общую декоративность всего дворца усиливают эркеры и открытые балконы.

Северный фасад имеет вид башни под колпаком кровли.

На южном торцовом фасаде еще два входа: один - в угловом деревянном ризалите, перед другим -
сильно вынесенное крыльцо с металлическим навесом на столбиках.

Два глухих окна в первом этаже южной части дома имеют цементные наличники,
подражающие обрамлениям Ренессанса.

Огромное состояние, доставшееся Шереметевым благодаря таланту и удачливости их предков,
позволяло последующим поколениям не заботиться о хлебе насущном, а заниматься тем,
что приносило удовольствие. Вот и последний из владельцев усадьбы в селе Высокое
граф Александр Дмитриевич Шереметев...

...вписал в историю своего рода довольно любопытную страницу. Граф увлекался пожарным делом.
В 1890 г. он создал первую в сельской России образцовую пожарную команду в 13 человек со всей необходимой экипировкой и инвентарем, а в 1891 г. в усадьбе построил пожарную каланчу "наподобие городских".
Через 2 года Шереметев создал пожарную дружину общей численностью более 1000 человек, которая состояла из 14 отделений (по числу окрестных деревень). Ездил граф по окрестным деревням, высматривал там полуразвалившиеся деревянные постройки, скупал их, а затем давал приказ поджечь новоприобретенную "собственность" и пожарная команда, обученная и обеспеченная необходимым инвентарем, выезжала на тушение "пожара". Сам граф принимал непосредственное участие в этом действе. А для придания таковому еще большей солидности был приобретен пожарный автомобиль, чем не мог похвастаться даже губернский город.

Перейдём к другой грандиозной постройки имения - конному заводу (1873 г.)

Конный завод - обширный прямоугольный в плане и занимает огромную площадь.

Основные объемы этого незаурядного сооружения в русском стиле одноэтажные,
посредине северной и южной сторон возведены двухэтажные корпуса.

Весь декор на главном фасаде южного корпуса подражает убранству фасадов Большого Кремлевского дворца и
кремлевских теремов 17 века в Москве. В разорванные треугольные фронтоны верхних окон вставлены
рельефные изображения лошадиных голов.

По завещанию А.Г. Шереметевой в последующем
он был приспособлен под больницу, под странноприимный дом и, лишь частично, под конюшни.

Высокими щипцами по оси западного и восточного фасадов отмечены арочные проезды в большой внутренний двор.

Молочная ферма. Кирпичная хозяйственная постройка в романтических формах в "швейцарском вкусе".
Сейчас уже сложно угадать какой-либо "вкус".

Амбар находится в юго-восточной части скотного двора. Первоначально несколько амбаров составляли замкнутое каре с внутренним двором. Сейчас сохранился лишь западный корпус.

В его центре находится въезд во двор, выделенный щипцом на фасаде. Небольшие боковые ризалиты также завершены
щипцами под скатами высокой кровли. Щелевидные проемы для сквозного проветривания на одной стороне сделаны одинарными,
а на другой - двойными. В поле щипцов сделаны проемы для засыпки зерна, к которым с земли подводили открытые лестницы.


Сохранились ещё кое-какие постройки (коровник, прачечная), но они уже не столь интересны.
А выдающийся Тихвинский храм, что расположен на возвышенности и является доминантой усадьбы,
заслуживает отдельного рассказа.

В марте 1917 года А.Д. Шереметев уехал в Париж, взяв с собой только семейную реликвию - икону Тихвинской Божьей Матери.

Использован материал с сайта



Рассказать друзьям