В чем состоит значение духовной культуры. Понятие духовной культуры

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Введение

Культура -- область духовной деятельности человека, объек-тивируемая в материальных действиях, знаках и символах; ее сущность выявляется в противопоставлении с природой (как со-вокупностью естественных условий существования человека) и цивилизацией (уровнем материального развития того или иного общества).

Первичная сфера духовной деятельности человека -- мифо-логия, которая включала в себя знания из различных областей, проявления художественного освоения мира, моральные регулятивы, религиозные и мировоззренческие представления.

В теологической традиции актуализируется связь культуры и культа, религия выступает как основа культуры. Наука рассмат-ривает религию как один из элементов культуры, специфиче-скую духовную деятельность, направленную на сверхъестествен-ные объекты. В различные эпохи религия охватывала различные области культуры.

Религия выполняет культуротворческую роль, она задаст спектр универсальных культурных понятий, определяет смысл жизни, высшие ценности и нормы человеческого существования, оформляет структуру духовного сообщества. Религия способствует утверждению личности, формированию личностного сознания; выходу его за пределы узкоземного существования, Религия так-же осуществляет трансляцию культуры, передачу ее от одного поколения к другому.

Понятие духовной культуры. Критерии духовности

Понятие духовной культуры:

· содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.),

· показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.).

Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истину -- добро -- красоту. Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолюта человеческой духовности:

· теоретизм, с ориентацией на истину и созданием особого сущностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни;

· этим, подчиняющий нравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления;

· эстетизм, достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально-чувственное переживание.

Обозначенные выше стороны духовной культуры нашли свое воплощение в различных сферах деятельности людей: в науке, философии, политике, искусстве, праве и т. д. Они во многом и сегодня определяют уровень интеллектуального, нравственного, политического, эстетического, правового развития общества. Духовная культура предполагает деятельность, направленную на духовное развитие человека и общества, а также представляет итоги этой деятельности.

Духовная культура - это совокупность нематериальных элементов культуры: нормы поведения, нравственность, ценности, ритуалы, символы, знания, мифы, идеи, обычаи, традиции, язык.

Духовная культура возникает из потребности осмысления и образно-чувственного освоения действительности. В реальной жизни реализуется в ряде специализированных форм: морали, искусстве, религии, философии, науке.

Все эти формы человеческой жизни взаимосвязаны и влияют друг на друга. В морали фиксируется представление о добре и зле, чести, совести, справедливости и т.д. Эти представления, нормы регулируют поведение людей в обществе.

Искусство включает в себя эстетические ценности (прекрасное, возвышенное, безобразное) и способы их создания и потребления.

Религия обслуживает запросы духа, человек обращает свой взор к Богу. Наука демонстрирует успехи познающего ума человека. Философия удовлетворяет потребности человеческого духа к единству на рациональной (разумной) основе.

Духовная культура пронизывает все сферы социальной жизни. Человек усваивает ее через язык, воспитание, общение. Оценки, ценности, способы восприятия природы, времени, идеалы закладываются в сознание человека традицией и воспитанием в процессе жизни.

Понятие «духовная культура» имеет сложную и запутанную историю. В начале 19 века духовная культура рассматривалась как церковно-религиозное понятие. В начале ХХ века понимание духовной культуры становится гораздо шире, включая не только религию, но и нравственность, политику, искусство.

В советский период понятие «духовная культура» трактовалась авторами поверхностно. Материальное производство порождает материальную культуру - она первична, а духовное производство порождает духовную культуру (идеи, чувство, теории) - она вторична. Истоки творчества, идей находились в производственной, трудовой деятельности.

В ХХI в. «духовная культура» понимается по-разному:

· как нечто священное (религиозное);

· как нечто положительное, которое не требует пояснения;

· как мистически-эзотерическое.

В настоящее время, по-прежнему, понятие «духовная культура» достаточно четко не определено и не разработано.

Актуальность проблемы формирования духовности личности в современной ситуации обусловлена целым рядом причин. Назовем наиболее значимые из них. Сегодня многие недуги социальной жизни: преступность, аморализм, проституция, алкоголизм, наркомания и прочие - объясняются прежде всего состоянием бездуховности в современном обществе, состоянием, вызывающем серьезную тревогу и прогрессирующим из года в год. Поиск путей преодоления этих социальных пороков выдвигает проблему духовности в центр гуманитарного знания. Актуальность ее обусловлена также причинами экономического характера: по мере осуществления социальных, экономических, политических реформ в обществе, стремительно меняются условия и характер человеческого труда, его мотивация; и эта складывающаяся на наших глазах экономическая ситуация предъявляет новые требования к совершенствованию личности, к ее развитию, к таким личностным качествам, как нравственность, ответственность, чувство долга, которые в конечном счете являются показателями духовной зрелости человека.

Истинная духовность есть "триединство истины, добра и красоты" Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. - М:, 1992. - С. 97 и основными критериями такой духовности являются:

· интенциональность, то есть "направленность вовне, на что-то или кого-то, на дело или человека, на идею или на личность" Франкл В. Человек в поисках смысла. - М:, 1990. - С.100

Человек нуждается в цели, возвышающей его над индивидуальным бытием; так он преодолевает изолированность и ограниченность своего существования, и эта способность ставить перед собой идеальные цели является показателем духовно развитой личности;

· рефлексия над основными жизненными ценностями, составляющими смысл бытия личности и выступающими ориентирами в ситуации экзистенциального выбора. Именно способность к рефлексии, с точки зрения Тейяра де Шардена, является главной причиной превосходства человека над животным. У человека духовного эта способность приобретает характер проявления "вкуса к рефлексии", к познанию специфики индивидуального бытия. Одним из условий формирования способности к рефлексии является затворничество, изгнанничество, добровольное или вынужденное одиночество. "Изгнания и заключения, всегда столь страшные и роковые для человека, не так уже страшны и смертельны для духа. Он любит добровольное затворничество, одиночество келий и уход от мирской суеты, но столь же успешно пользуется вынужденным одиночеством ссыльного, заключенного... Без выбора себя, поворота вовнутрь, в свое одиночество, разговор человека с духом не начинается" Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. - М:, 1992. - С. 110. Все величайшие представители Духа - Иисус, Сократ - были изгнанники. И это изгнание есть кара, постигающая того, кто вступил в мир Духа, трагическая кара за смелость быть не таким, "как все";

· свобода, понимаемая как самоопределение, то есть способность действовать в соответствии со своим целями и ценностями, а не под гнетом внешних обстоятельств, как "обретение внутренней силы, сопротивляемость власти мира и власти общества над человеком" Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого //Бердяев Н.А. О назначении человека. - М:, 1993. - С.325, "экзистенциальная несвязанность, свобода, отрешенность его - или его центра существования - от принуждения, от давления, от зависимости от органического Шелер М. Положение человека в космосе// Шелер М. Избранные произведения. - М.:, 1994. - С.153;

· творчество, понимаемое не только как деятельность, порождающая что-то новое, ранее не существовавшее, но и как самотворение - творчество, направленное на поиск самого себя, на реализацию своего смысла жизни;

· развитая совесть, которая согласует "вечный, всеобщий моральный закон с конкретной ситуацией конкретного индивида" Франкл В. Человек в поисках смысла. - М:, 1990. - С.97-98, ибо сознанию открыто сущее; совести - то, что должно существовать; это то, перед чем человек несет ответственность за реализацию своего смысла жизни;

· ответственность личности за осуществление своего смысла жизни и реализацию ценностей, а также за все, что происходит в мире.

Таковы основные критерии духовности личности в осмыслении русских и зарубежных философов: Н.А.Бердяева, В.Франкла, Э.Фромма, Т. де Шардена, М.Шелера и других.

В статье поговорим о духовной культуре личности и общества. Мы постараемся подробно разобраться в этом вопросе, максимально его раскрыть и обозначить все ключевые моменты.

Немного о теме

В современном мире есть очень много толкований такого понятия, как культура, но на самом деле этот термин пошёл от латинского слова, которое при дословном переводе означает «воспитание». Однако время шло, и значение этого слова расширялось. Таким образом, сегодня под этим термином понимают целую совокупность неких норм и ценностей, а также и мир вещей, который был накоплен человеком и обществом за весь период своего развития. Однако мы сосредоточимся исключительно на духовной культуре личности и общества, которая представляет наибольший интерес и является наиболее разносторонней.

Духовная культура

Отметим, что деление понятия на материальную и духовную составляющую началось почти две тысячи лет назад. Согласитесь, это довольно внушительный срок, который говорит о том, что на определенном этапе своего развития люди осознали двойственность ценностей. Под материальной культурой понимают разнообразие предметов, созданных руками человека. Это памятники, ландшафты, одежда, инструменты и так далее. Здесь перечислять можно очень много вещей, но цель нашей статьи не в этом. Под духовной культурой подразумевают некоторые нормы и нравы, а также представления о прекрасном и добре, религиозные учения, идеи и так далее. Таким образом, мы понимаем, что к духовной культуре во многом относятся интеллектуальные изобретения людей в сфере мысли. Однако именно отсюда исходит понимание того, что деление на формы духовной культуры довольно условное и размытое. Настоящих границ нет, потому что многие великие идеи получают материальное воплощение. Но мы должны понимать, что в основе этого лежит некий мыслеобраз, который сам по себе является великим достижением. В дальнейшем мы разделим духовную культуру личности и общества для лучшего понимания.

Истоки

Начнем с того, что рассмотрим одно из самых точных и лаконичных определений слова «культура». Оно принадлежит русскому философу Н. Бердяеву. Этот человек утверждал, что культура является продуктом творческой работы человеческого духа над физическими условиями. Таким образом, мы понимаем, что даже духовная культура всегда направлена на преобразование чего-то внешнего, о чем мы говорили выше.

Само понятие своими истоками восходит к немецкому философу, государственному деятелю и лингвисту по имени Вильгельм фон Гумбольдт, который представил довольно интересные философские идеи. Он является создателем теории, согласно которой мировая история - не что иное, как результат духовной силы, которая действует за пределами познания человека и может проявлять себя через отдельные творческие способности и таланты людей. Собственно, плоды этого творчества и являются духовной культурой личности и общества.

Индивидуум и группа

Что представляет собой культура отдельного человека? Во-первых, это некий духовный мир, который есть у каждого человека в той или иной степени. Его характер напрямую зависит от желаний, помыслов и устремлений отдельного индивидуума. Также духовный мир во многом определяется деятельностью человека и тем, насколько он способен создавать духовные продукты. Под этим подразумевается предложение научных идей, создание законов, творческая самореализация, совершенствование мира. Вторым определяющим фактором духовной деятельности отдельного человека являются его духовные ценности, по которым он живет и координирует свою жизнь. Сюда можно отнести законы и обычаи, а также традиции, которым человек подчиняется. При этом не надо недооценивать возможностей группового сознания, из-за которого человек может так или иначе подчиняться каким-то условностям, даже если на самом деле он этого не хочет.

Форма духовной культуры общества проявляется в общественном сознании, которое выражается в политике, в праве, нравах, религии, науке, философии. Уровень общества проявляется в том, как оно относится к искусству и литературе, как помнит и чтит своих предков, как относится к нестандартным решениям и необычным людям.

При этом в целом духовная культура подразумевает науку, религию, образование, язык и так далее. Благодаря всему этому появляются некие правила, модели, нормы поведения, эталоны, знания, символы и мифы. Заметим, что духовная культура человека является результатом работы не его рук, а разума. Несмотря на то, что нематериальные объекты почувствовать или услышать невозможно, так как они находятся лишь в сознании и поддерживаются благодаря общению, всё же определенные объекты культуры имеют своего носителя. Например, знания проявляются в материальном мире при помощи книг, обычаи приветствия - в рукопожатии. Это банальные примеры, но благодаря им можно понять смысл.

Ценности и нормы

Давайте рассмотрим культурные формы при помощи таких фильтров, как духовные ценности. Сюда относится понимание истины, справедливости, красоты и так далее. Известное выражение «вечные ценности» подразумевает под собой некий набор идеальных представлений, которые являются стержнем для человека и его опорой в трудных жизненных ситуациях. Именно эта культурная опора позволяет не опуститься и не потерять себя как личность. Вечные ценности — это ориентир, к которому надо двигаться даже тогда, когда вокруг полная неизвестность. При этом именно такие ценности являются ядром любой культуры.

Мировоззренческие ценности

Основы духовной культуры очень тесно переплетаются с мировоззренческо-философскими ценностями, в которых выражается сам смысл жизни человека и его отношений с миром. И в этом заключаются ключевые понятия, которыми мы будем оперировать и коими являются жизнь и смерть. В разное время эти ценности ассоциировались с противостоянием ада и рая, чёрного и белого, войны и мира. Но глубинная философия понимает, что жизнь и смерть - это не противоборствующие принципы, а единое целое, которое существует вне времени. Бытие человека описывается такими словами, как вечность, судьба, прошлое, настоящее и будущее. Это такие мировоззренческие ценности, которые требуют от человека осмысления и самоопределения. Влияние духовной культуры на общество в этом аспекте невероятно велико. Это вызвано тем, что такие ценности относят человека к классу разумных и думающих существ, которые могут соотносить свое существование с природой и космосом, а также находить взаимосвязи и проводить параллели. Это базовая группа ценностей, которая в каждом обществе является основной и формирует так называемую картину бытия всего мира. Благодаря таким понятиям человек может осознать свое отношение к миру и найти свое место в нем. Здесь подразумеваются такие важнейшие и фундаментальные понятия, как творчество, свобода, гуманизм и индивидуальность. Эти категории очень тонко граничат с нравственностью, о которой сегодня речь идет во всем мире.

Нравственные ценности

Проблемы духовной культуры очень часто касаются по большей части именно нравственной сферы. Дело в том, что эта группа регулирует взаимоотношения человека с окружающим миром с позиции противостояния либо сотрудничества. Ранее взаимосвязь осуществлялась исключительно посредством противостояния. Из-за этого были установлены довольно жесткие неписаные нормы, а также предписание, заповеди и табу, за нарушение которых следовало серьезнейшее наказание либо смерть. На данный момент все эти понятия изучает этика. Сейчас же основными категориями нравственных ценностей становятся добро и зло. Именно определение этих понятий является ключевым при трактовке таких качеств, как милосердие, достоинство, справедливость и человечность. Эти ценности представляют собой масштабный уровень морали, который существует на уровне всего человечества. Многие недооценивают роль нравов, но между тем они оказывают огромное влияние на отношения между отдельными людьми, группами и даже государствами. Ведь на любом из уровней взаимодействия фигурируют такие ценности, как верность, добросовестность, долг, коллективизм, патриотизм, трудолюбие. Всё, что мы перечисляли, позволяет соотносить свои интересы и интересы общества, чтобы добиться максимальных результатов обеих сторон. Именно поэтому мы говорим о том, что духовная культура личности и общества неделима. Нравственные ценности наиболее сильно влияют на частную жизнь каждого человека в области дружбы, такта, вежливости и любви. Этими понятиями во многом определяется качество жизни и внутреннее спокойствие каждого человека. Заметьте, что мораль является мощнейшим регулятором общественных отношений на разных уровнях.

Эстетические ценности

История духовной культуры невозможна без эстетики и красоты. Многие говорят о том, что красота - это добро и любовь, только выраженные по-другому. Что ж, поспорить с этим трудно, ведь эстетика дарит человеку гармонию. Древние греки определяли это чувство как умение понимать единство многообразия, чувство целостности и слаженности в повседневной жизни, в рутине. Когда человек гармонизирует отношения с другими и с миром, он таким образом создает себе отличный психологический климат, может наслаждаться своей жизнью. При этом гармония не может быть обыденной, она всегда приносит вдохновение и порождает красоту. Но эстетические ценности доступны не каждому человеку, так как они связаны с эмоциональным интеллектом. То же самое правило действует на уровне общества. Если человек или группа людей умеют принимать разные эмоции, сострадать, воспринимать разные оттенки чувств, то эта общность может гораздо более тонко и ярко прочувствовать эстетическую составляющую мира. Люди же, которые живут обыденно и не признают другой правды, кроме своей, сильно ограничены в возможностях своего восприятия. Они также будут ограничены в возможности совершенствования до тех пор, пока не освободятся от своих рамок и не научатся замечать окружающий мир. Основными эстетическими ценностями являются такие понятия, как возвышенность, трагедия, комедия, красота.

Формирование духовной культуры в области религиозных ценностей

Религиозные ценности очень специфичны, так как они зависят от конкретного общества и принятых в нём правил. Но при этом есть очень схожие черты. Это некоторые запреты и нравственные ценности, которые имеют наивысшую силу в данной религии. Если запреты преступают, а нравственные ценности не выполняют, то за этим следует грех. Мы не будем углубляться в религию, а просто скажем о том, что основными понятиями религиозных ценностей являются любовь, терпение и вера, смирение и милосердие.

Русская духовная культура

В нашей стране культура очень разнообразна. Это вызвано тем, что территория России очень большая, каждый уголок по-своему уникален. При этом важнейшей особенностью духовной культуры народов России является то, что вера в высшие силы здесь всегда была на первом месте. Люди издавна верили в то, что всё происходит не просто так и имеет свои последствия. Культура много раз преобразовывалась, приобретая новые черты и лишаясь старых, благодаря чему она становилась неповторимой и такой, какой мы наблюдаем её сегодня. Но это понятие динамичное, поэтому мы наблюдаем не статическую культуру, а просто её развитие в определенный временной отрезок.

Большое влияние на формирование русских особенностей оказывали страны Запада и Востока. Особенно ярко это проявилось в ограниченных культурных районах, которые стали благоприятной почвой для насаждения чужих идей. Культура отдельного русского может стать темой целой книги, а не статьи. С одной стороны, образ русского ассоциируется с Иваном-дурачком, который лежит на печи и ничего не делает, а потом резко получает большое богатство. Это характеризует ту часть русской личности, которая всегда стремится получить что-то даром. Не скрыть, что такие черты ментальности действительно присутствуют. Однако вторая часть русского человека заключается в том, что он будет идти к своей цели благородно и справедливо, если действительно этого хочет. При этом он может проявить недюжинную силу духа, смелость и смирение.

Состав

Многие исследователи говорят о том, что понятие духовной культуры для России не подходит в том плане, что она является комплексом сразу нескольких культур. Обычно выделяют три этнических компонента, а именно: финно-угорский, славянский и балтийский. Также заметно влияние германских, северокавказских и тюркских этнических групп.

Доминантной характеристикой нашей культуры является православие, которое было распространено на Руси и развивалось там довольно быстро. Но в то же время оно носило автономный характер. Государство всегда опиралось своей властью на религию, которая была важной областью духовной культуры. Она могла в один момент настроить людей против князя или же за него, что было очень важно.

Идеология

Хотелось бы рассмотреть данную область духовной культуры, которую мы выше никак не упоминали, ведь она довольно существенна. Идеология начала формироваться сравнительно недавно, так как в ранних обществах власть была у представителей силы, а после - у богатых. С приходом идеологии власть перешла в руки умных людей, которые умеют вести за собой массы. Эту проблему очень подробно рассматривали немецкие ученые Фридрих Энгельс и Карл Маркс. Они характеризуют эту категорию с негативной точки зрения, так как она способна формировать ложное сознание у людей. Таким образом, мы понимаем, что идеология является сложным социальным образованием, которое при этом может выгодно работать на того, кто ее создал. По сути, оно формирует ложное самосознание группы, общности или класса. Опасность идеологии в том, что она может привести к очень большим трагедиям, если власть окажется в руках глупого, но очень тщеславного человека, который легко может управлять эмоциями масс. Из-за этого многие исследователи говорят о том, что идеологию нужно рассматривать не как отдельную составляющую культуры, а как некую надстройку, которая присуща всем другим формам культуры.

Это действительно так, ведь религию, философию, искусство, науку, нравственность во многом определяет идеология. Что такое искусство? Духовная культура определяет это понятие как возможность личности самовыражаться и тем самым пополнять сундучок культуры всего мира. Ведь мы знаем, как искусство в руках идеологов может стать сильнейшим оружием и влиять на сознание людей. Для этого стоит вспомнить советские времена, когда некоторые авторы были в цене, скажем так, а некоторым категорически запрещали писать и даже отсылали в лагеря. Всё это было из-за того, что они могли напечатать нечто, неугодное власти, что бы посеяло в головах людей зерно сомнения.

Наука

Несмотря на всю свою рациональность, наука тоже является составляющей частью культуры. Она очень тесно связана с философией, которая является теоретическим фундаментом. Значение науки в современном мире огромно, и переоценить его сложно. Она влияет на сознание людей и их образ мыслей, меняя их мнение, и формирует точки зрения. Если ранее индивидуумы были склонны полагаться на какие-то религиозные книги или тех же идеологов, то сейчас человек в первую очередь обращается к науке и анализирует её доводы, а лишь затем делает выводы. И это замечательно, что современного человека уже не так просто водить за нос.

Человек по-разному может реализовать свое творческое начало, и полнота его творческого самовыражения достигается через создание и использование различных культурных форм. Каждая из этих форм обладает своей "специализированной" смысловой и символической системой. Попытаюсь далее кратко охарактеризовать лишь подлинно всеобщие формы духовной культуры, в каждой из которых по-своему выражается суть человеческого бытия

Развитие культуры сопровождается возникновением и становлением относительно самостоятельных систем ценностей. Вначале они включены в контекст культуры, но затем развитие приводит ко все более глубокой специализации и, наконец, к относительной их самостоятельности. Так случилось с мифологией, религией, искусством, наукой

В современной культуре можно уже говорить об относительной их самостоятельности и о взаимодействии культуры с этими институтами.

Миф есть не только исторически первая форма культуры, но и изменения душевной жизни человека, сохраняющееся и тогда, когда миф утрачивает свое абсолютное господство. Всеобщая сущность мифа состоит в том, что он представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества. Если миф выступает как единственная форма культуры, то это породнение приводит к тому, что человек не отличает смысл от природного свойства, а смысловую (ассоциативную связь от причинно-следственной. Все одушевляется, и природа выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ - демонов и богов

Миф - наиболее древняя система ценностей. Считается, что в целом культура движется от мифа к логосу, то есть от вымысла и условности к знанию, к закону. В этом плане в современной культуре миф играет архаичную роль, а его ценности и идеалы имеют рудиментарное значение. Развитие науки и цивилизации часто обесценивает миф, показывает неадекватность регулятивных функций и ценностей мифа, сущности современной социокультурной действительности. Однако, это не значит, что миф исчерпал себя. Миф в современной культуре создает средства и способы символического мышления, он способен ценности современной культуры интерпретировать через идею "героического", что, скажем недоступно науке. В ценностях мифа чувственное и рациональное даны синкретно, слитно, что мало доступно другим средствам культуры XX века. Фантазия и вымысел позволяют легко преодолевать несовместимость смыслов и содержания, ибо в мифе все условно и символично

В этих условиях выбор и ориентация личности раскрепощается и, следовательно, используя условность, она может достигать высокой гибкости, что, например, почти недоступно религии. Миф, очеловечивая и персонифицируя явления окружающего мира, сводит их к человеческим представлениям. На этой почве становится возможной конкретно-чувственная ориентация человека, а это один из самых простых способов упорядочивания его деятельности. В ранних и примитивных культурах такому способу принадлежала ведущая роль, например, в язычестве. Но в развитых культурах подобные явления имеют скорее характер рецидива или являются механизмом реализации того или иного архетипа, особенно в массовой культуре или массовом поведении. Мифология часто используется в XX веке как усилитель ценностей, обычно за счет их гипертрофирования и фетишизации. Миф позволяет заострять тот или иной аспект ценности, гиперболизировать ее, а, следовательно, подчеркивать и даже выпячивать.

Религия, как и миф, выражает потребность человека в ощущении своей причастности к основаниям бытия. Однако теперь свои основания человек ищет уже не в непосредственной жизни природы. Боги развитых религий находятся в сфере потустороннего (трансцендентного). В отличие от мифа, здесь обожествляется не природа, а сверхъестественные силы человека, и прежде всего, дух с его свободой и творчеством. Помещая божественное по ту сторону природы и понимая его как сверхъестественный абсолют, развитая религия освобождала человека от мифологической слитности с природой и внутренней зависимости от стихийных сил и страстей

Религия стала доминировать в культуре вслед за мифом. Ценности светской культуры и ценности религии часто не гармоничны и противоречат друг другу. Например, в понимании смысла жизни, в миропонимании и т.д. Главное почти во всякой религии - это вера в Бога или вера в сверхъестественное, в чудо, что непостижимо разумом, рациональным путем. В этом ключе и формируются все ценности религии. Культура, как правило, модифицирует становление религии, но утвердившись, религия начинает изменять культуру, так что дальнейшее развитие культуры идет под значительным влиянием религии.Э. Дюркгейм подчеркивал, что религия оперирует в основном коллективными представлениями и поэтому - сплочение и связь главные ее регуляторы. Ценности религии принимаются сообществом единоверцев, поэтому религия действует прежде всего через мотивы консолидации, за счет единообразной оценки окружающей действительности, жизненных целей, сущности человека. Религия устанавливает градацию ценностей, придает им святость и безусловность, что затем ведет к тому, что религия упорядочивает ценности по "вертикали" - от земных и обыденных до божественных и небесных. Требование постоянного морального совершенства человека в русле предлагаемых религией ценностей создает напряжения смыслов и значений, попадая в которое человек регламентирует свой выбор в границах греха и справедливости. Это порождает тенденцию к консервации ценностей и культурных традиций, что может вести к социальной стабилизации, но за счет сдерживания светских ценностей

Параллельно с мифом и религией в истории культуры существовало и действовало искусство. Искусство есть выражение потребности человека в образно-символическом выражении и переживании значимых моментов своей жизни. Искусство создает для человека "вторую реальность" - мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами. Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют одну из важнейших потребностей человеческой души

Искусство продуцирует свои ценности за счет художественной деятельности, художественного освоения действительности. Задача искусства сводится к познанию эстетического, к художественной интерпретации автором явлений окружающего мира. В художественном мышлении познавательная и оценочная деятельность не разделены и используются в единстве. Работает такое мышление с помощью системы образных средств и создает производную (вторичную) реальность - эстетические оценки. Искусство обогащает культуру духовными ценностями через художественное производство, через создание субъективных представлений о мире, через систему образов, символизирующих смыслы и идеалы определенного времени, определенной эпохи

Искусство рефлексирует мир, воспроизводит его. Сама рефлексия может иметь три измерения: прошлое, настоящее и будущее. В соответствии с этим возможны различия в типах тех ценностей, которые создает искусство. Это ретроценности, которые ориентированы в прошлое, это реалистические ценности, которые "точно" ориентированы к настоящему, и, наконец, авангардные ценности, ориентированные на будущее. Отсюда - особенности их регулятивной роли. Однако, общим для всех этих ценностей является то, что всегда они обращены к человеческому "Я". В этом содержатся как положительные, так и отрицательные моменты, то есть художественные ценности, преломляясь в сознании и подсознании человеческого "Я", могут порождать как рациональные так и иррациональные мотивы и стимулы к выбору в поведении человека

Роль искусства в развитии культуры противоречива. Оно конструктивно и деструктивно, оно может воспитывать в духе возвышенных идеалов и наоборот. В целом же искусство, благодаря субъективации, способно поддерживать открытость системы ценностей, открытость поиска и выбора ориентации в культуре, что в конечном счете воспитывает духовную независимость человека, свободу духа. Для культуры это важный потенциал и фактор ее развития.

Рассуждая о духовных составляющих культуры, нельзя не упомянуть философию. Философия стремиться выразить мудрость в формах мысли (отсюда и ее название, которое буквально переводится как "любовь к мудрости"). Философия возникла как духовное преодоление мифа, где мудрость была выражена в формах, не допускающих ее критическое осмысление и рациональное доказательство. В качестве мышления философия стремится к рациональному объяснению всего бытия. Но будучи одновременно выражением мудрости, философия обращается к предельным смысловым основам, видит вещи и весь мир в их человеческом (ценностно-смысловом) измерении. Таким образом, философия выступает как теоретическое мировоззрение и выражает человеческие ценности, человеческое отношение к миру. Поскольку мир, взятый в смысловом измерении есть мир культуры, то философия выступает как осмысление, или, говоря словами Гегеля, теоретическая душа культуры. Многообразие культур и возможность разных смысловых позиций внутри каждой культуры приводят к многообразию спорящих между собой философских учений.

Наука имеет своей целью рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей. Она неразрывно связана с философией, которая выступает в качестве всеобщей методологии научного познания, а также позволяет осмыслить место и роль науки в культуре и человеческой жизни

Наука - один из новых институтов в структуре культуры. Однако значение ее быстро растет, а современная культура воспитывает глубокие изменения под влиянием науки. Духовная эволюция через миф, религию и философию привела человечество к науке, где достоверность и истинность получаемых знаний проверяется специально разработанными средствами и способами. Наука, таким образом, существует как особый способ производства объективных знаний

Объективность не включает в себя оценочного отношения к объекту познания, то есть наука лишает объект какого-либо ценностного значения для наблюдателя. Наука, давая знания человеку, вооружает его, дает ему силы. "Знание - сила!" - утверждал Ф. Бекон

Но для каких целей и с каким умыслом употребляется эта сила? На этот вопрос должна отвечать культура

Гуманистическая ценность, культурогенная роль науки неоднозначны. Если ценность науки измерять практическими последствиями, то она, с одной стороны, дала компьютер, а с другой - ядерное оружие. Высшая ценность для науки - истина, в то время как высшая ценность для культуры - человек. Наука, будучи мощным средством рационализации человеческого труда, может с успехом "роботизировать" человека. Подавляя другие формы истин, наука ограничивает возможности духовного развития. Стремясь контролировать содержание образования, наука косвенно контролирует систему человеческих ориентиров, что ведет в дальнейшем к созданию условий для формирования одномерного человека, то есть узкого и глубокого специалиста

Познание, будучи жизненно важной потребностью человека, приобрело вид отчужденной силы человеческого прогресса, когда оно стало развиваться в форме науки.Н. Бердяев подчеркивал, что жажда познания, оторванная от ценностей, идеалов Добра и Красоты, оборачивается роком в судьбе человечества. Поскольку главная социальная функция науки - усовершенствовать средства жизнедеятельности человека, то есть задача повышения эффективности, постольку она порождает прагматизм как стиль жизни. Постоянное стремление рационализировать, улучшать и обновлять технику, материалы, технологию закрепило в общественном сознании идеалы прогресса, которые все более ощутимо довлеют над другими смыслами и установками жизни человека. Тот же Н. Бердяев замечал по этому поводу: это идея прогресса превращает каждое поколение, каждого человека, каждую эпоху в истории человечества в средство и орудие достижения некой "окончательной цели".

Самый важный результат научного прогресса - возникновение цивилизации, как системы рационализированных и технициализированных форм бытия человека. В определенном смысле, цивилизация и культура несовместимы. Технифицированные формы бытия человека противостоят внутренним началам духовной сущности человека. Эти начала культура воплощает в ценностях и идеалах. Культура - это скорее творческая лаборатория человеческого духа, в то время как науку скорее можно понимать как творческую лабораторию только разума. Первое следствие разрыва культуры и науки проявляется в нарастающей подмене духовных смыслов и ценностей жизни материальны ми результатами прогресса

До недавнего времени особое внимание уделялось еще одному компоненту духовной культуры - идеологии. Впервые наиболее развернуто проблему идеологии поставили и разрешили немецкие философы К. Маркс и Ф. Энгельс.

Идеология представляет собой самосознание социального субъекта: социальных групп, национальных и иных общностей, класса. Только в идеологии специфические интересы социальных групп, классов и общностей находят свое осознание, обоснование и систематизированное выражение. Следует также иметь в виду, что те или иные формы общественного сознания принимают идеологический характер только в рамках определенных социальных институтов и представляющих их социальных организаций: государства, политических партий, церкви, корпоративных объединений и т.д. Следует отметить, что противоположную тенденцию выражает гуманизм. В качестве примера идеологического направления - можно привести метод социалистического реализма - это определенный художественный канон. Но этот канон носит ярко выраженный идеологический характер. В характеристике этого метода содержатся сформулированные идеологические установки на процесс художественного творчества, а также предъявляемые к этому творчеству определенные социальные оценки и критерии. Метод социалистического реализма выступал как догматический и потому, что трактовался как единственно верный, закрывающий возможности проявления всех остальных творческих методов

Нравственность возникает после того, как уходит в прошлое миф, где человек внутренне сливается с жизнью коллектива и контролировался различными магическими табу, программировавшими его поведение на уровне бессознательного. Теперь человеку требуется самоконтроль в условиях относительной внутренней автономности от коллектива. Так возникают первые нравственные регулятивы - долг, стыд, честь. С повышением внутренней автономности человека и формированием зрелой личности возникает такой нравственный регулятив как совесть. Таким образом, нравственность появляется как внутренняя саморегуляция в сфере свободы, и нравственные требования к человеку растут по мере расширения этой сферы. Развитая нравственность есть реализация духовной свободы человека, она основана на утверждении самоценности человека независимо от внешней целесообразности природы и общества.

Возможно мною было уделено черезмерное внимание духовной составляющей культуры, в ущерб материальной, как известно, согласно марксистско-ленинской философии именно бытие определяет сознание, и этот факт, как правило, актуален, но не стоит забывать и многовековую мудрость: "Вначале было слово.". Поэтому по-моему именно духовная составляющая является основополагающим приводным механизмом развития культуры и общества.

Введение

1. Понятие духовнойкультуры. Критерии духовности

2. Право и наука всистеме духовной культуры

3. Религия в системедуховной культуры

Заключение

Список литературы


Введение

Культура - областьдуховной деятельности человека, объек­тивируемая в материальныхдействиях, знаках и символах; ее сущность выявляется впротивопоставлении с природой (как со­вокупностью естественныхусловий существования человека) и цивилизацией (уровнем материального развитиятого или иного общества).

Первичная сфера духовной деятельностичеловека - мифо­логия, которая включала всебя знания из различных областей, проявления художественного освоения мира,моральные регулятивы, религиозные имировоззренческие представления.

В теологической традиции актуализируется связькультуры и культа, религия выступает как основа культуры.Наука рассмат­ривает религию как один из элементов культуры, специфиче­скуюдуховную деятельность, направленную на сверхъестествен­ныеобъекты. В различные эпохи религия охватывала различные областикультуры.

Религия выполняет культуротворческую роль,она задаст спектр универсальных культурных понятий,определяет смысл жизни, высшие ценности и нормы человеческого существования, оформляет структуру духовного сообщества. Религияспособствует утверждению личности, формированию личностного сознания;выходу его за пределы узкоземного существования, Религия так­же осуществляет трансляцию культуры, передачу ееот одного поколения к другому.


1 . Понятие духовной культуры. Критериидуховности

Понятие духовнойкультуры:

· содержит в себевсе области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.),

· показываетсоциально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властныхструктурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.).

Древние грекисформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истину - добро- красоту. Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолютачеловеческой духовности:

· теоретизм, сориентацией на истину и созданием особого сущностного бытия, противоположногообычным явлениям жизни;

· этим, подчиняющийнравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления;

· эстетизм,достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально-чувственноепереживание.

Обозначенные выше стороныдуховной культуры нашли свое воплощение в различных сферах деятельности людей:в науке, философии, политике, искусстве, праве и т. д. Они во многом и сегодняопределяют уровень интеллектуального, нравственного, политического,эстетического, правового развития общества. Духовная культура предполагаетдеятельность, направленную на духовное развитие человека и общества, а такжепредставляет итоги этой деятельности.

Духовная культура – этосовокупность нематериальных элементов культуры: нормы поведения,нравственность, ценности, ритуалы, символы, знания, мифы, идеи, обычаи,традиции, язык.

Духовная культуравозникает из потребности осмысления и образно-чувственного освоениядействительности. В реальной жизни реализуется в ряде специализированных форм:морали, искусстве, религии, философии, науке.

Все эти формычеловеческой жизни взаимосвязаны и влияют друг на друга. В морали фиксируетсяпредставление о добре и зле, чести, совести, справедливости и т.д. Этипредставления, нормы регулируют поведение людей в обществе.

Искусство включает в себяэстетические ценности (прекрасное, возвышенное, безобразное) и способы ихсоздания и потребления.

Религия обслуживаетзапросы духа, человек обращает свой взор к Богу. Наука демонстрирует успехипознающего ума человека. Философия удовлетворяет потребности человеческого духак единству на рациональной (разумной) основе.

Духовная культурапронизывает все сферы социальной жизни. Человек усваивает ее через язык,воспитание, общение. Оценки, ценности, способы восприятия природы, времени,идеалы закладываются в сознание человека традицией и воспитанием в процессежизни.

Понятие «духовная культура»имеет сложную и запутанную историю. В начале 19 века духовная культурарассматривалась как церковно-религиозное понятие. В начале ХХ века пониманиедуховной культуры становится гораздо шире, включая не только религию, но инравственность, политику, искусство.

В советский периодпонятие «духовная культура» трактовалась авторами поверхностно. Материальноепроизводство порождает материальную культуру – она первична, а духовноепроизводство порождает духовную культуру (идеи, чувство, теории) – онавторична. Истоки творчества, идей находились в производственной, трудовойдеятельности.

В ХХI в. «духовная культура» понимается по-разному:

· как нечтосвященное (религиозное);

· как нечтоположительное, которое не требует пояснения;

· какмистически-эзотерическое.

В настоящее время,по-прежнему, понятие «духовная культура» достаточно четко не определено и неразработано.

Актуальность проблемыформирования духовности личности в современной ситуации обусловлена целым рядомпричин. Назовем наиболее значимые из них. Сегодня многие недуги социальнойжизни: преступность, аморализм, проституция, алкоголизм, наркомания и прочие - объясняются прежде всего состоянием бездуховности в современном обществе,состоянием, вызывающем серьезную тревогу и прогрессирующим из года в год. Поискпутей преодоления этих социальных пороков выдвигает проблему духовности в центргуманитарного знания. Актуальность ее обусловлена также причинамиэкономического характера: по мере осуществления социальных, экономических,политических реформ в обществе, стремительно меняются условия и характерчеловеческого труда, его мотивация; и эта складывающаяся на наших глазахэкономическая ситуация предъявляет новые требования к совершенствованиюличности, к ее развитию, к таким личностным качествам, как нравственность,ответственность, чувство долга, которые в конечном счете являются показателямидуховной зрелости человека.

Истинная духовность есть«триединство истины, добра и красоты» и основными критериямитакой духовности являются:

· интенциональность,то есть «направленность вовне, на что-то или кого-то, на дело иличеловека, на идею или на личность». Человек нуждается вцели, возвышающей его над индивидуальным бытием; так он преодолеваетизолированность и ограниченность своего существования, и эта способностьставить перед собой идеальные цели является показателем духовно развитойличности;

· рефлексия надосновными жизненными ценностями, составляющими смысл бытия личности ивыступающими ориентирами в ситуации экзистенциального выбора. Именноспособность к рефлексии, с точки зрения Тейяра де Шардена, является главнойпричиной превосходства человека над животным. У человека духовного этаспособность приобретает характер проявления «вкуса к рефлексии», кпознанию специфики индивидуального бытия. Одним из условий формированияспособности к рефлексии является затворничество, изгнанничество, добровольноеили вынужденное одиночество. «Изгнания и заключения, всегда столь страшныеи роковые для человека, не так уже страшны и смертельны для духа. Он любитдобровольное затворничество, одиночество келий и уход от мирской суеты, ностоль же успешно пользуется вынужденным одиночеством ссыльного, заключенного…Без выбора себя, поворота вовнутрь, в свое одиночество, разговор человека сдухом не начинается». Все величайшиепредставители Духа - Иисус, Сократ - были изгнанники. И это изгнание есть кара,постигающая того, кто вступил в мир Духа, трагическая кара за смелость быть нетаким, «как все»;

· свобода, понимаемаякак самоопределение, то есть способность действовать в соответствии со своимцелями и ценностями, а не под гнетом внешних обстоятельств, как «обретениевнутренней силы, сопротивляемость власти мира и власти общества надчеловеком», «экзистенциальнаянесвязанность, свобода, отрешенность его - или его центра существования - отпринуждения, от давления, от зависимости от органического;

· творчество,понимаемое не только как деятельность, порождающая что-то новое, ранее несуществовавшее, но и как самотворение - творчество, направленное на поисксамого себя, на реализацию своего смысла жизни;

· развитая совесть,которая согласует „вечный, всеобщий моральный закон с конкретной ситуациейконкретного индивида“, ибо сознанию открытосущее; совести - то, что должно существовать; это то, перед чем человек несетответственность за реализацию своего смысла жизни;

· ответственностьличности за осуществление своего смысла жизни и реализацию ценностей, а такжеза все, что происходит в мире.

Таковы основные критериидуховности личности в осмыслении русских и зарубежных философов: Н.А.Бердяева,В.Франкла, Э.Фромма, Т. де Шардена, М.Шелера и других.


2. Право и наука всистеме духовной культуры

Наука и правоявляются частью культуры, поэтому любая научная картина отражает взаимноевлияние всех элементов культуры в ту или иную эпоху. В системе культурычеловечества, состоящей из материальной, социальной и духовной культуры, наукавключена в систему духовной культуры человечества. Ниже приводятся определениясистемы культуры и ее элементов.

Культура –это система средств человеческой деятельности, благодаря которойпрограммируется, реализуется и стимулируется активность индивида, групп,человечества и их взаимодействий с природой и между собой.

Материальная культура– это система вещественно-энергетических средств бытия человека и общества.Сюда включены такие элементы, как орудия труда, активная и пассивная техника,физическая Культура, благосостояние людей.

Социальная культура– это система правил поведения людей в различных видах общения испециализированных сферах общественной деятельности. Система включает в себятакие элементы, как этикет и разновидности нормативной деятельности (правовой,религиозной, экономической и другой).

Духовная культура– это система знаний, состояний эмоционально-волевой сферы психики и мышленияиндивидов, а также непосредственных форм их выражений, знаков. Универсальнымзнаком является язык. В систему духовной культуры входят такие элементы, какмораль, право, религия, мировоззрение, идеология, искусство, наука.

Наука – этосистема сознания и деятельности людей, направленная на достижение объективноистинных знаний и систематизацию доступной человеку и обществу информации.Науку можно подразделить на несколько основных видов наук: гуманитарные,антропологические, технические, обществознание и естествознание.

Гуманитарныенауки – это системы знаний, предметом которых выступают ценности общества. Кним относятся: общественные идеалы, цели, нормы и правила мышления, общения,поведения, основанные на определенном понимании полезности для индивида, группыили человечества каких-либо предметных действий.

Антропологическиенауки – это совокупность наук о человеке, единстве и различии его природных иобщественных свойств. Они включают в себя такие науки, как физическаяантропология, философская антропология, педагогика, культурная антропология,медицина (300 специальностей), криминология и т.д.

Техническиенауки – это система знаний и деятельности по практическому использованиюзаконов природы в интересах человека в технологии. Они изучают законы испецифику создания и функционирования сложных технических устройств,используемых индивидами и человечеством в различных сферах жизнедеятельности.

Обществознание– это система наук об обществе как части бытия, постоянно воссоздающегося вдеятельности людей. Оно изучает специфику макро- и микрообъединений общностилюдей (социология, демография, этнография, история и др.).

Анализприведенных определений показывает, насколько сложны и многообразны связи междуэлементами культуры как по горизонтали, так и по вертикали. Известно также определениекультуры как особого, жизненно важного явления общества – его подсистемы. Культурапредставляет собой систему норм, ценностей, принципов, убеждений и стремленийчленов общества – это нормативная система общества. Ее особенности определяютхарактерные черты естественно-научной картины мира в ту или иную эпоху.
Цельность христианского мировоззрения в условиях многообразия культурных связейобусловлена его абсолютными ориентирами.

В основехристианского мировоззрения лежит знание о разумном устройстве окружающего мираТворцом и его познаваемости в тех рамках, которые необходимы для обеспеченияполной физической, эмоциональной и духовной жизни человека, являющегося особымБожьим творением. Христианское мировоззрение связано с представлением онеобходимости познания, его возможности и ценности знания, поскольку, изучаятворение, мы познаем Творца.

Основойизучения окружающего мира учеными с любым мировоззрением является принципсистемного подхода.


3. Религия в системедуховной культуры

Роль религии в истории человечества, в целомвесьма значи­тельная, не может быть оценена однозначно. Выделяются два век­торавлияния религии на общественное развитие: религия в каче­ствестабилизирующего фактора и религия как фактор перемен.

Анализ роли религии в системе культурыдолжен произво­диться с учетом следующих факторов:

· влияние религии может осуществляться только в опосре­дованномвиде (через деятельность религиозных индиви­дов, групп, сообществ);

· характер и степень воздействия различны для той или иной религии, для той или инойисторической эпохи.

Статус религии на различных этапах развитияобщества:

· религиозное сознание „является доминирующим, происхо­дитсращение религиозной и этнической общности. Рели­гиозные институты наделенысветской властью;

· религиозное сознание существует наряду со светским, про­исходитвыделение и дифференциация других сфер и ин­ститутов общественной жизни;

· религиозное сознание отодвинуто на второй план; этниче­скаяобщность уже не совпадает с религиозной; осуществля­етсяи закрепляется разделение светской и духовной властей.

Культура Беларуси не быламонолитной; в ней содержались различные мировоззренческие тенденции,обусловленные уровнем социального и духовного развития общества, различиемпотребностей разных социальных слоев в тех или иных формах культурнойдеятельности. В течение длительного периода в Беларуси господствоваларелигиозная культура – совокупность форм, проявлений, элементов духовнойдеятельности (искусства, литературы, архитектуры, публицистики, права, морали,философии и пр.), функционирующих в рамках религиозного мировоззрения ивыполняющих задачу религиозного проповедничества. Специфически религиознойявляется сакральная культура – священные книги, вероучение, таинства, обряды, атакже предметы, здания, входящие в сферу религиозного культа. Это стержень,ядро религиозной культуры.

Под светской культуройкак правило разумеют нецерковную, мирскую (секулярную) культуру, нередко –внерелигиозное состояние духа, девальвацию священных понятий, культуру,освободившуюся от религиозного влияния. Эти определения в принципе можнопринять, имея в виду, что в светской культуре можно выделить по крайней меретри направления: безразличная к религии культура, претендующая на автономное внерелигиозноеразвитие; вольнодумная культура, направленная на критику религии и ееинститутов; продукты светской культуры, содержащие религиозно-мистическиенастроения и идеи. Религиозные культурологи неоднозначно решают вопрос осоотношении светской культуры и религиозной культуры, чаще всего рассматриваяего в плане соотношения религии и культуры: одни отождествляют религию и культуру,придавая религиозный смысл продуктам культурного творчества; другие считают религиюи культуру разными планами бытия (сакральное и профанное); третьи воспринимают религиюкак «закваску» культуры, долженствующую внутренне преобразовать человека.

В действительности междуавтономной светской культурой и культурой сакральной, церковной, существуетмножество переходных форм, которые иногда трудно идентифицировать с религиознойили светской культурой. Использование религиозных сюжетов в культурномтворчестве далеко не всегда свидетельствует о религиозном характере последнего:внерелигиозная культура в течение долгого времени может сохранять традиционныерелигиозные термины и образы, наполняя их светским содержанием. Т.е., светскоеосмысление мира может осуществляться в старой знаковой системе, будучи при этоминдифферентным или критичным по отношению к религии (так, библейские,коранические и древние мифологические образы использовались А.С.Пушкиным каксредства художественной выразительности). Надо иметь также в виду, что некоторыепредставители духовенства при анализе тех или иных проблем (в том числе религиозногохарактера) использовали объективные, научные методы исследования.

В Беларуси, как и вдругих странах, уже в древности обнаруживается наличие двух сфер культуры –религиозной и светской. Праславянские племена наряду со сложной системойполитеистических верований обладали рациональными знаниями о природе, навыкамив строительном деле, в ремеслах, в изготовлении орудий труда, металлическихукрашений, в военном искусстве и т.д., что фиксировалось в развивающемся языке.Введение христианства в его православной форме на Руси было связано сразрушением дохристианской – «языческой» культуры, как религиозной, так имирской. Отдельные элементы «языческой» религии были ассимилированы христианством.В рамках православной культуры на протяжении веков создавались великолепныездания храмов, одно из достояний мирового изобразительного искусства - иконопись, самобытная агиографическая литература, учебные заведения, дающие религиозноеобразование и воспитание. Привлекались лучшие строители, зодчие, ремесленники, художники,знатоки церковной литературы. Деятельность творцов религиозной культурыограничивалась церковными канонами, которые, впрочем, не всегда имисоблюдались. Догматизация языка, понятий и образов, связанная с особенностямимонотеистических религий (христианства, ислама, иудаизма), несколькосдерживала создание новых фор культуры, более глубоко и всесторонне отражающихмир.

Элементы светской ирелигиозной культуры содержались в народном творчестве. Народная религиозностьотразилась в духовных стихах, легендах (напр., в духовных стихах «Про Христамилостива», «Никола-святитель», «Про Марию Египетскую»), устных поверьях,пословицах (напр., «Жить – Богу служить», «От Бога отказаться – к сатанепристать», «Ум - в смирении»). Существовал и богатый внерелигиозный фольклор,содержавший социальные и антиклерикальные мотивы (напр., в пословицах типа«Хвали рожь в стогу, а барина в гробу», «Нам паны на горе даны», «Мир нечестив,а им сыт монастырь благочестив»). Народная мирская культура воплощалась также вскоморошестве, в исторических песнях, в былинном эпосе, где поэтизировалсякрестьянский труд, отражались представления о народной этике, воспитываласьвоинская доблесть, служение Родине.


Заключение

· Духовная культура– это совокупность нематериальных элементов культуры: нормы поведения,нравственность, ценности, ритуалы, символы, знания, мифы, идеи, обычаи,традиции, язык.

· Духовная культуравозникает из потребности осмысления и образно-чувственного освоениядействительности. В реальной жизни реализуется в ряде специализированных форм:морали, искусстве, религии, философии, науке.

· Истиннаядуховность есть “триединство истины, добра и красоты».

· Наука и правоявляются частью культуры, поэтому любая научная картина отражает взаимноевлияние всех элементов культуры в ту или иную эпоху. В системе культурычеловечества, состоящей из материальной, социальной и духовной культуры, наукавключена в систему духовной культуры человечества. Ниже приводятся определениясистемы культуры и ее элементов.

· Наука – этосистема сознания и деятельности людей, направленная на достижение объективноистинных знаний и систематизацию доступной человеку и обществу информации.Науку можно подразделить на несколько основных видов наук: гуманитарные,антропологические, технические, обществознание и естествознание.

· Роль религии в истории человечества, в целом весьма значи­тельная,не может быть оценена однозначно. Выделяются два век­тора влияния религии наобщественное развитие: религия в каче­стве стабилизирующего фактораи религия как фактор перемен.

· Под светскойкультурой как правило разумеют нецерковную, мирскую (секулярную) культуру,нередко – внерелигиозное состояние духа, девальвацию священных понятий,культуру, освободившуюся от религиозного влияния.

· Религиозныекультурологи неоднозначно решают вопрос о соотношении светской культуры ирелигиозной культуры, чаще всего рассматривая его в плане соотношения религии икультуры: одни отождествляют религию и культуру, придавая религиозный смыслпродуктам культурного творчества; другие считают религию и культуру разнымипланами бытия (сакральное и профанное); третьи воспринимают религию как«закваску» культуры, долженствующую внутренне преобразовать человека.


Список литературы:

1. Бердяев Н.А.Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого //Бердяев Н.А. Оназначении человека. - М: Республика, 1993. – 458с.

2. Рогалевич Н.Религиоведение. – Мн.: Новое знание, 2005. – 207 с.

3. Пархоменко И.Т.,Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах.- М.: Центр, 2001. – 368 с.

4. Федотова В.Г.Практическое и духовное освоение действительности. - М: Наука, 1992. – 384с.

5. Франкл В. Человекв поисках смысла. - М: Прогресс, 1990. – 486с.

6. Шелер М.Положение человека в космосе// Шелер М. Избранные произведения. - М.: Гнозис,1994. – 394с.

    Введение.

    Духовная культура – определение.

    Духовная культура – структура.

    Разновидности духовной культуры.

    1. Искусство.

      Философия.

    2. Идеология.

      Нравственность.

1. Введение

Мировое сообщество все больше внимания обращает на состояние куль­туры. Она понимается, прежде всего, как содержание и процесс жизнедеятельности людей, результат их активной и целенаправленной, хотя и не всегда целесообразной и удачной, продуктивной социальной активности. Культура выступает одним из ведущих признаков планетарной цивилизации, отличает жизнь людей от жизни других живых существ на земле и возможных внеземных цивилизаций.

Культура – (лат) возделывание, воспитание, образования, развитие.

Это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представлений в продуктах материального и духовного труда в, системе социальных норм и учреждений, в системе духовных ценностях, в совокупности отношение людей природе между собой и к самим себе.

В широком смысле слова культура – совокупность проявлений жизни, достижений творчества народа или групп народов.

В узком смысле слова культура – облагораживания телесных, душевных склонностей и способностей человека.

Культура – обработка, оформление, одухотворение, облагораживания людьми других и самих себя. Это оформление, имеющее ценностный смысл. Культура начинается там, где содержание обретает совершенную форму.

Культура представляет собой целостный системный объект, обладающий сложной структурой. При этом само бытие культуры выступает как единый процесс, который можно разделить на две сферы: материальную и духовную.

Материальная культура подразделяется на: - производственно-технологическую культуру, представляющую собой вещественные результаты материального производства и способы технологической деятельности общественного человека; - воспроизводство человеческого рода, включающего в себя всю сферу интимных отношений между мужчиной и женщиной. Следует заметить, что под материальной культурой понимается не столько создание предметного мира людей, сколько деятельность по формированию «условий человеческого существования». Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни.

2. Духовная культура – определение.

Духовная культура - многослойное образование, включающее в себя познавательную, нравственную, художественную, правовую и др. культуры; это совокупность нематериальных элементов: нормы, правила, законы, духовные ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, язык, знания, обычаи. Любой объект нематериальной культуры нуждается в материальном посреднике, например - книга.

Духовная культура - сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. Духовная культура включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности. Выступая качественным показателем духовной жизни общества, духовная культура по своей структуре идентична структуре духовной сферы общественной жизни, которая в качестве системы представляет собой единство таких компонентов, как духовная деятельность, духовные потребности, духовное потребление, социальные институты, духовные отношения и общение.

Духовное производство - деятельность общества по производству, сохранению, обмену, распределению и потреблению идей, представлений, идеалов, научных знаний и других духовных ценностей. В сфере распределения и освоения духовных ценностей духовное производство охватывает образование, нравственное и эстетическое воспитание и другие формы приобщения к духовной культуре. Духовное развитие - процесс обогащения духовного развития человека и общества, направленный на реализацию идеалов духовного развития культуры: гуманизма, свободы, индивидуальности, творчества и др. Духовное развитие общества воплощается в развитии форм общественного сознания: морали, религии, философии, науки, искусства, политического и правового осмысления социального прогресса.

Понятие духовной культуры: - содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.), - показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.). Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истину - добро - красоту. Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолюта человеческой духовности: - теоретизм, с ориентацией на истину и созданием особого сущностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни; - этим, подчиняющий нравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления; - эстетизм, достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально-чувственное переживание. Обозначенные выше стороны духовной культуры нашли свое воплощение в различных сферах деятельности людей: в науке, философии, политике, искусстве, праве и т. д. Они во многом и сегодня определяют уровень интеллектуального, нравственного, политического, эстетического, правового развития общества. Духовная культура предполагает деятельность, направленную на духовное развитие человека и общества, а также представляет итоги этой деятельности. Таким образом, содержанием культуры становится вся человеческая деятельность. Человеческое общество и выделилось из природы благодаря такой специфической форме взаимодействия с окружающим миром, как человеческая деятельность.



Рассказать друзьям