В этот день был открыт памятник Александру III. Памятник александру третьему Александр 3 памятник сейчас

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В 1994 году в Санкт-Петербурге у входа в Мраморный дворец, являющийся филиалом Русского музея в наши дни и бывший некогда музеем В.И. Ленина, на Знаменской площади, была водружена конная статуя императора Александра III. Это событие стало возвращением монумента из долгих «скитаний». Первоначально же памятник императору был установлен в центре Знаменской площади. Посвящался он Александру III как основателю Транссибирской магистрали, которая начиналась на Николаевском (Московском) вокзале, расположенном поблизости.

Заказчиком памятника была царская семья и лично Николай II. Из представленных проектов предпочтение отдали работе скульптора из Италии П. Трубецкого. Статуя Александра выполнена была из бронзы литейщиком Э. Сперати. Ее отливали по частям: фигуру самодержца в мастерских Робекки, а коня на сталелитейном заводе. Трехметровый постамент (архитектор Ф.О. Шехтель) исполнен из красного гранита. На нем была начертано: «Императору Александру III Державному Основателю Великаго Сибирскаго пути».

Работа над памятником продолжалась с 1899 по 1909 годы. Для большего удобства на Старо-Невском проспекте была сооружена специальная мастерская. В ходе подготовительных работ скульптор Трубецкой создал 8 небольших моделей памятника, 4 в натуральную величину и 2 полноразмерные копии. Брат Александра III великий князь Владимир Александрович, увидевший одну из этих моделей, счел ее карикатурой и отзывался о работе Трубецкого нелестно. Однако работа скульптора нравилась вдовствующей императрице, поскольку она видела в ней большое портретное сходство.

Монумент Александра III отличался от других памятников самодержцам. Скульптор изобразил императора без всякой идеализации и парадности. На огромном красном мраморном параллелепипеде верхом на коне-тяжеловозе изображен тучный человек в мешковатой одежде и бараньей шапке, чем-то похожий на конного городового, который упирается одной рукой в ляжку.

В этом памятнике ясно видно творческое кредо Трубецкого, считавшего, что портрет не должен иметь точного сходства с человеком, но должен отражать характерные его черты. Трубецкому приписывают и такую фразу: «Я изобразил одно животное на другом». Памятник вызвал недовольство у членов царской семьи. Николай II хотел даже отправить его в Иркутск. С.Ю. Витте, современник П. Трубецкого, писал о том, что на торжественное открытие скульптора не пригласили. Однако, 23 мая 1909 года в присутствии царских особ монумент был открыт и освящен.

Паоло Трубецкой сын князя П.И.Трубецкого, служившего в русском посольстве во Флоренции, и американки Ады Винас, родился в Италии.

Активно заниматься лепкой П.Трубецкой начал в Милане и с 1886 года он экспонировал свои работы на выставках в Венеции, Милане, Риме. В 1897 году Трубецкой был приглашен преподавать в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества, к этому времени он уже был известным скульптором. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже П.Трубецкой наряду с Роденом был удостоен высшей награды Гран-При.

Приехав в Россию, он стал одним из членов–учредителей общества «Мир искусства». За годы работы в Москве и Петербурге скульптором были созданы многие образы Л.Н.Толстого, А.С.Пушкина, Ф.И.Шаляпина, но памятник Александру III стал самым известным из них.
25 ноября 1899 года Министерством финансов был объявлен конкурс на создание памятника императору Александру III-основателю Сибирского железнодорожного пути от Петербурга до Владивостока. Окончание строительства дороги намечалось на 1902 год. К этому же году хотели приурочить открытие монумента на Знаменской площади (ныне пл. Восстания), перед зданием Николаевского (Московского) вокзала. В конкурсе приняли участие известные скульпторы и архитекторы той поры.

Паоло Трубецкой, живший в это время в Москве, предложил первоначально эскиз статуи сидящего Александра III (отлив в бронзе ГРМ), но во втором туре скульптором были предложены два варианта конных монументов, значительно отличались лишь пьедесталы.

Так на одном из эскизов пьедестал выглядел, как дикая скала, на которой возвышался конный памятник.

К большому огорчению Трубецкого, Император Николай II одобрил второй вариант, с пьедесталом работы Шехтеля, четырехугольный в плане, на двух сторонах которого помещались сюжетные барельефы, изображающие покорение Сибири Ермаком и встречу жителями Сибири первого железнодорожного поезда (впоследствии скульптор отказался от них).

Н ебольшой эскиз конной статуи, исполненный Трубецким в 1905 году, отлитый в бронзе хранится в Павловском дворце-музее. Он и был переведен в масштаб памятника, лишь с небольшими изменениями.

Императрица Мария Федоровна нашла фигуру всадника похожею–Трубецкому позировал фельдфебель дворцового ведомства П.Пустов. Тяжеловесный першерон, так подходящий для его могучей стати, по свидетельству современников, был любимой лошадью императора. Отливка памятника осуществлялась мастером–литейщиком Э.Сперати, которого специально пригласили из Турина. Монумент переводился в бронзу по частям: фигура императора-в мастерской К.Робекки, конь-на Обуховском сталелитейном заводе. Пьедестал выполнен из валаамского розового гранита.

Серьезные подготовительные работы были проведены на Знаменской площади, был создан сложный фундамент. Торжественное открытие монумента состоялось 23 мая 1909 года.

Появление памятника в городе стало подлинным событием, современники давали ему противоречивые оценки. Помимо восторженных отзывов, были резко отрицательные.

Сам П.Трубецкой говорил:«Отрицательное отношение ко мне со стороны публики, я склонен объяснить в значительной степени известной оригинальностью, новизною... Оно тем более понятно, что Петербург вообще не привык к новому слову в этой области искусства…Ставят мне еще в упрек толстую лошадь. Но я должен был выбрать для памятника тяжелую лошадь, считаясь с богатырской фигурой Царя…».

П.Трубецкой был первым и наиболее последовательным представителем импрессионизма в скульптуре. Эти тенденции ярко проявились в его станковой скульптуре и в жанре портрета. Но здесь скульптор намеренно отказался от своего импрессионистического пластического языка. Монумент стал своеобразной антитезой «Медному всаднику ».

В мировой истории монументов памятник считается образцом гротескного решения образа. Вместе с тем, можно согласиться и с той точкой зрения, что талантливый скульптор обратился к национальной теме. Александр III представлен в образе богатыря-мощного и спокойного. Под стать седоку и конь.

Самой главной заслугой Александра III перед Отечеством является то, что за все годы его царствования Россия не вела войн. Александра III доныне остается единственным правителем нашего государства, начиная с IX века, при котором не было ни одной войны. За что и получил свое прозвание "Миротворец".

На рубеже веков скульптура искала иные пути развития-не классицистические. Результатом подобного поиска пластического языка и стал монумент, испытавший много критики в свой адрес.


В первые послереволюционные годы судьба памятника была печальной. В 1919 году на пьедестале было выбито четверостишие Д.Бедного и над ним надпись:


ПУГАЛО

Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья,
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.

В ночь на 15 октября 1937 года монумент был разобран и передан на склад. В 1939 году памятник передали Государственному Русскому музею, монумент был перемещен в Михайловский сад .

Во время блокады памятник был защищен мешками с песком. После Великой отечественной войны в 1950 году из постамента извлекли три камня, которые были использованы при создании бюстов героев Советского Союза и памятника Римскому–Корсакову. В 1953 года монумент был поднят и перенесен во внутренний двор Русского музея.

В 80-е годы в период ремонта корпуса Бенуа, статую убрали под дощатый колпак и лишь в 1990 году освободили из этого укрытия.

В конце 1990-х конный монумент Александру III был установлен у Мраморного дворца . Сегодня не исключена возможность возвращения памятника на историческое место, в связи с реконструкцией территории площади Восстания.

Составитель статьи: Паршина Елена Александровна. Использованная литература: Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга, Три века истории. Славия., СПб., 2004 Памятник Александру III скульптор Паоло Трубецкой. PALACE EDITION. Государственный Русский музей., СПб., 1994 . © Е. А. Паршина, 2009

Памятник императору Александру III находится в Санкт-Петербурге перед Мраморным дворцом (филиал Русского музея). Я специально пошла на него посмотреть, потому что читала о памятнике комментарии (чаще неодобрительные) многих известных лиц: Успенского, Брюсова, Репина, Кустодиева, Розанова, Демьяна Бедного и др.
Чужие мнения мне интересны, но я всегда следую принципу Евгения Базарова ("Отцы и дети"), который говорил: "Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои".
Поэтому я пошла к Мраморному Дворцу, чтобы взглянуть на униженный памятник и составить собственное мнение.

Скажу сразу – памятник мне понравился. Он основательный, надёжный, внушающий доверие. И стоит в центре небольшого двора Мраморного дворца, так что можно обойти вокруг и внимательно рассмотреть (не то, что на широчайшей Знаменской площади).
Фигура на коне заставила вспомнить портрет царя работы Валентина Серова - такое же ощущение величия, степенства и уверенности, какое и должно быть у главного лица государства.

Видимо, это понимал и автор памятника, итальянский скульптор Паоло Трубецкой, которому Николай II заказал скульптуру отца. Трубецкой изобразил не конкретно человека на лошади, а Правителя огромной страны, которая за годы его правления ни разу не воевала. Это огромное достижение политики Александра III - именно за поддержание мира русский монарх получил официальное название Царь-Миротворец.

Цитата из "Всемирной истории" Егера: "Александр III вел свою политику открыто, не прибегая ни к каким ухищрениям, держась в отношении к другим державам безукоризненной прямоты и неуклонной справедливости.."
В итоге "Россия была возведена императором Александром III на высокую степень европейского и азиатского могущества".

По мнению С.Ю. Витте, эти изменения во внешней политике были в немалой степени связаны с личностью самого царя, и в частности, с его честным, благородным, правдивым, прямым и миролюбивым характером.
Заслуги Александра III во внешней политике высоко оценили французы и назвали в честь него главный мост через Сену в Париже. А император Германии Вильгельм II после смерти Александра сказал: "Вот это, действительно, был самодержавный Император".
И во внутренней политике России во времена правления Александра III происходили положительные экономические изменения.

Конная статуя императора как раз и говорит об этих качествах. Александр спокойно и уверенно сидит в седле, держа одной рукой поводья, а другую спокойно опустил на бедро. Состояние расслабленности царя и коня только кажущееся, весь памятник создаёт ощущение силы и уверенности в том, что всадник в любой момент натянет поводья-бразды правления, а конь-государство, чувствуя силу и власть седока, зашагает в нужном направлении.

Многим не понравилось, что конь стоит с опущенной головой и что, вообще, он не тонконогий, грациозный скакун, достойный императора, а какая-то ломовая лошадь. Но, если предположить, что конь характеризует развивающуюся Россию эпохи Александра III, то напрашивается очевидное объяснение: конь-государство под управлением мудрого царя готов легко вскинуть голову и также легко зашагать вперёд, об этом говорят и его упругая шея и сильные ноги!

Вот такие мысли пришли мне в голову, пока я смотрела на памятник.

Когда памятник был готов, многим членам царской семьи он не понравился. Конечно, они хотели увидеть статую, похожую на памятники европейским государям: соответствующего коня и самого Александра, украшенного парадными атрибутами, а увидели человека-труженика на усталом коне.

Великий Князь Владимир Александрович сказал (по свидетельству С.Витте), что "он никогда не дозволит выставить памятник, вылитый по модели князя Трубецкого, так как это представляет собою карикатуру на его брата". А Николай II, оскорблённый в сыновьих чувствах, даже хотел отправить памятник в ссылку в Иркутск, но Мария Фёдоровна, вдова Александра III, была поражена необыкновенным портретным сходством, и памятник решено было оставить и установить.

23 мая 1909 года конная статуя Александра III была торжественно установлена в центре Знаменской площади (ныне пл. Восстания) у Николаевского (ныне Московского) вокзала там, где сейчас стоит остроконечный обелиск "Городу-герою Ленинграду".

Спасибо большевикам, которые после Октябрьской революции не уничтожили памятник, как, например, поступили с монументом Александру III в Москве, но статуя на коне пережила немалые мытарства.

В 1919 году с гранитного постамента была сбита историческая надпись и высечен оскорбительный для царя стишок "Пугало" популярного агитационного поэта Демьяна Бедного:
Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья.
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.

В октябре 1937 года памятник был демонтирован и униженно положен на бок в запасниках Русского музея.
В 1953 году памятник подняли и перенесли во внутренний двор Русского музея.
В 1980-е годы во время ремонта корпуса Бенуа конную статую "зашили" досками и освободили от этого колпака лишь в 1990 году.
В 1994 году памятник освободили из "заточения" и установили перед входом в Мраморный дворец,
В 2013 году министру культуры Владимиру Мединскому показалось, что памятнику Александру III во дворе Мраморного дворца тесно, и он предложил депутатам Петербурга рассмотреть вопрос о перемещении памятника в другое место. Таких мест предложено было три: на Конюшенной площади, на Троицкой или на площади Восстания, где памятник был установлен изначально.

Предложения не были одобрены: перенос памятника на площадь Восстания был категорически отвергнут (место уже занято обелиском), а перенос на другие площади посчитали несвоевременным.

На мой взгляд, памятнику хорошо перед Мраморным дворцом, но плохо то, что его видят только приходящие в Мраморный дворец любители живописи и участники различных конгрессов, но главное - памятник, наконец-то, оставили в покое (надолго ли?).

До конца 1980-х перед Мраморным дворцом на постаменте стоял броневик (копия броневика, с которого Ленин выступал на Финляндском вокзале) - в память о выступлении Ленина. Затем броневик был передан в Артиллерийский музей, а на освободившийся постамент водрузили памятник Александру III.

Здесь интересные

Комод, бегемот, обормот neznaiko wrote in January 21st, 2014

В комментариях к посту про from_nordwest подкинул такое народное творчество начала XX века:
Стоит комод,
На комоде бегемот,
На бегемоте идиот.

Есть разные версии, например:
На площади комод,
На комоде - бегемот,
На бегемоте - обормот,
На обормоте - шапка,
На шапке - крест,
Кто угадает - того под арест.

Догадались, о чём идёт речь? Конечно, о памятнике Александру III.


Памятник Александру III, Знаменская площадь, ? год

Санкт-Петербург готовился к торжественному открытию памятника несколько месяцев. Столица была роскошно убрана. Дома и балконы были украшены флагами национальных цветов, в окнах были выставлены бюсты императорских особ. Особенно величественно были украшены Невский проспект и Знаменская площадь. Еще до открытия памятника многие недоброжелательно отзывались о работе, называли её карикатурой на императора. Сам Николай II признавался в своем желании "сослать памятник в Сибирь". Но скульптура очень понравилась Государыне Императрице Марии Федоровне, жене императора Александра III, поэтому проект в итоге был принят. Открытие памятника состоялось в 1909 году.


Передвижная модель памятника Александра III, при помощи которой определили точное место для монумента на Знаменской площади, 1905-1909 гг


Забивка свай для памятника Александра III, 1909 год


Открытие памятника Александру III на Знаменской площади, 23 мая 1909 года

Такого радостного возбуждения петербургская общественность не испытывала давно. Жесточайшие уроки русско-японской войны. Поражение революции 1905 года. И вдруг в центре столицы - тяжелая фигура царя, пригвождённого к гробовидному пьедесталу и приговорённого ко всеобщему остракизму убийственным реализмом искусства.

Скандал разразился почти сразу. Общество раскололось. Негодовала реакция. Демократически настроенная часть населения приветствовала появление монументального произведения такой обличительной силы. Городской Думе пришлось решать вопрос о праве статуи на существование. И только автор памятника, Паоло Трубецкой, итальянский подданный, отшучивался: "Не занимаюсь политикой. Я изобразил одно животное на другом".


Памятник Александру III, ? год

В 1919 году с постамента была сбита оригинальная надпись, а вместо неё выбито стихотворение Демьяна Бедного "Пугало", отражавшее советскую идеологию:
"Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья,
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья".


Памятник Александру III, 1919 год

В 1927 году, к десятилетию Октября, памятник был использован для праздничного оформления площади: он был заключен в металлическую клетку, а рядом была пристроена винтообразная башня, колесо, и две мачты, на которых были подвешены серп и молот и надпись "СССР".


Памятник Александру III, 1927 год

В 1937 году в связи с реконструкцией площади Восстания и прокладкой трамвайных путей по Невскому проспекту памятник сняли и, учитывая его высокую художественную ценность, передали Русскому музею. Хранился он во дворе музея и во время блокады едва не погиб. В начале войны сотрудники Русского музея вырыли глубокую яму для захоронения памятника Александру III, но не смогли опустить в неё тяжёлую бронзовую скульптуру. Тогда они стали вёдрами и мешками носить песок с барж, стоящих на Мойке. Им удалось засыпать статую песком, обшить досками и сверху укрыть брёвнами.
Памятник Александру III оказался единственной в Ленинграде скульптурой, получившей прямое попадание артиллерийского снаряда. Но укрытие выдержало.



Памятник Александру III, между 2008 и 2011 гг

Так что, как ни странно, сносу памятника императору помешала революция.



Рассказать друзьям