В каком городе поставили памятник калашникову. Город истуканов: Лужков, Гельман и Гиркин о памятнике Калашникову

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Памятник изобретателю автомата Калашникова (АК-47) был установлен в самом центре Москвы. Расположен на пересечении Садово-Каретной и Долгоруковской улиц.

Автором памятника стал Салават Щербаков , который ранее стал автором Великому, установленному у московского Кремля. Высота монумента составила около 8 метров. Фигура Михаила Калашникова в полный рост находится на высоком постаменте. В его руках его главное изобретение — автомат Калашникова.

Установку и открытие памятника несколько раз переносили. Изначально планировалось поставить монумент в честь Михаила Калашникова в январе, потом открытие перенесли на май. В итоге открытие состоялось 19 сентября. Выбор даты открытия не случаен. Именно 19 сентября в России отмечается День оружейника.

Михаил Тимофеевич Калашников — советский и российский конструктор стрелкового оружия, создатель популярного в мире оружия — автомата Калашникова. Родился 10 ноября 1919 года в селе Курья, Алтайской губернии. Умер 23 декабря 2013 года в Ижевске. Доктор технический наук (1917), генерал-лейтенант (1999), Герой Российской Федерации (2009), Герой Социалистического Труда (1958, 1976), Лауреат Ленинской премии (1964), Лауреат Сталинской премии первой степени (1949), Член Союза писателей России, Депутат Совета Союза Верховного Совета СССР 3—4 (1950—1958) и 7—11 (1966—1989) созывов. Обладатель многих грамот, благодарностей, премий, наград, медалей и орденов.

Памятник Михаилу Калашникову в Москве фото

19 сентября, в День оружейника России, в Москве пройдет открытие памятника Михаилу Калашникову. Монумент появится в самом центре столицы - на пересечении Садовой-Каретной и Долгоруковской улиц. Основу художественной композиции представляет сам Калашников, который держит в руках свое изобретение - АК-47. Кроме того, скульптура включает в себя земной шар и образ Святого Георгия Победоносца.

Фото: РИА «Новости» / Григорий Сысоев

Во вторник, 19 сентября, в Москве пройдет открытие памятника конструктору Михаилу Калашникову. Он будет расположен на пересечении Садовой-Каретной и Долгоруковской улиц, сообщил его скульптор, народный художник России Салават Щербаков.

Монумент величиной более чем в семь метров представляет собой фигуру Калашникова, который держит в руках АК-47. В художественную композицию также входит земной шар и образ святого Георгия Победоносца. Это, по задумке скульптора, символизирует сохранение мира и победу «над силами зла». «Сначала эта фигура мыслилась без автомата, но тогда получается, что стоит человек, как писатель, люди не будут понимать, кто это. Поэтому мы все-таки осмелились на автомат», - пояснил Щербаков.

При этом сам Калашников в конце своей жизни пересмотрел отношение к собственному изобретению. По некоторым данным, за девять месяцев до своей смерти он написал письмо патриарху Кириллу. В нем он раскаивается в том, что его автомат лишал людей жизни. Более того, Калашников задавался вопросом может ли он из-за этого быть повинен в чужой смерти.

Открытие памятника должно было состояться еще в январе, но его перенесли на 8 мая. В итоге его решили приурочить к Дню оружейника, которое состоится 19 сентября. Место установки монумента тоже решили поменять - с Оружейного переулка на пересечение Садово-Каретной и Долгоруковской улиц. Так скульптура Калашникова будет более заметна для москвичей, считает Щербаков.

Это уже второй памятник Михаилу Калашникову. Первый был установлен в 2015 году на мемориальном кладбище в Мытищах, где похоронен сам оружейник. Установить монумент в центре столицы предложило Российское военно-историческое общество.

«Это сама суть Калашникова»

Наличие автомата на скульптуре вполне естественно, считает историк Олег Хлобустов. «Это наш выдающийся и абсолютно признанный конструктор с мировым именем. Это его фирменное изделие, которое тоже признано во всем мире», - заявил он в интервью «360». Другие элементы скульптуры - это не более, чем фантазия художника. Памятник Калашникову символизирует таланты и достижения государства.

Это сама суть Калашникова и как инженерного гения, и как организатора производства, и как лауреата государственной премии. Это было именно создание стрелкового оружия, которое необходимо всем не только как спортивное, но и оборонительное. Никто от этого не отказался и в ближайшее десятилетие не откажется

Олег Хлобоустов.

Иного мнения придерживается заслуженный архитектор России Николай Шумаков. «Принципиально неверно в центре Москвы ставить такие агрессивные памятники», - заявил он в интервью «360». Такой монумент было бы логичнее установить на родине Калашникова - в Ижевске.

Это автомат, из которого миллионы людей «положили», а тут с такой любовью величайший конструктор смотрит на этот автомат и, очевидно, нянчит его, как дите. Любое проявление агрессии неприемлемо. <...> Более того, памятник повернут так, что по внешней стороне Садового кольца едешь к нему в затылок. Он сориентирован неверно. И самое главное - агрессия в центре города должна отсутствовать

Николай Шумаков.

Москвичам такой памятник не понравится категорически, считает Шумаков. «Я почти уверен, что после открытия будет волна и шторм негодования», - подчеркнул он. Центр города должен приносить людям радость, а в этом памятнике ее нет.

Автомат Калашникова на протяжении полувека был символом России и освободительных движений, рассказал «360» историк Борис Юлин. «Оружие было бы все равно. Не автомат Калашникова, так какое-нибудь другое», - отметил он. Именно автомат Калашникова стал символом независимости Вьетнама во время войны.

Автомат Калашникова не увеличил количество жертв, а изменил свой баланс. То есть позволил людям не умереть, а победить своих противников

Борис Юлин.

Памятник оружейному конструктору Михаилу Калашникову. Фотографии с церемонии — в репортаже РБК.

Общая высота скульптурной композиции составляет 9,8 м: на 4-метровом постаменте стоит металлическая фигура оружейника, держащего АК-47.

У подножия постамента расположена скульптурная композиция с фигурой Михаила Архангела.

Автором памятника стал скульптор Салават Щербаков (на фото), который в числе прочего создал памятник князю Владимиру, установленный на Боровицкой площади возле Кремля. После прихода Сергея Собянина на пост мэра Москвы​ памятник Калашникову стал восьмым монументом работы Щербакова, установленным в столице

На сторонах постамента изображены модели оружия, созданные под руководством Калашникова, его чертежи и инструменты, а также воспроизведена его фраза: «Я создавал орудие для защиты своего Отечества».

Автор памятника назвал Калашникова образцом подвижнического служения своему делу. «Он — очень русский по характеру человек. Это такой человек из народа, как Платон Каратаев в толстовском романе «Война и мир». Очень скромный. Или — герой Лескова Левша — человек-гений, с большим интеллектом, верный своей Родине», — сказал Щербаков.

На фото: главный строитель монументов во времена Юрия Лужкова пришел поздравить молодого коллегу — президент Российской академии художеств (Зураб Церетели и скульптор Салават Щербаков (слева направо)

Инициатором установки памятника выступило Российское военно-историческое общество (РВИО). Его председатель, министр культуры Владимир Мединский представил проект памятника президенту Владимиру Путину в ​2016 году, во время посещения концерна «Калашников» в Ижевске. В октябре того же года глава государства подписал указ о праздновании 100-летия со дня рождения Калашникова, намеченного на 2019 год.

Памятник был установлен при поддержке Мосгордумы и «Ростеха». Генеральный директор корпорации Сергей Чемезов (на фото), выступая на церемонии открытия, сказал, что прожитая Калашниковым жизнь — это пример беззаветно преданного отношения к своему делу и своей родине. «Это тот пример, которому должно следовать наше молодое поколение граждан России», — сказал он.

Исполнительный директор РВИО Владислав Кононов рассказал, что скульптор был выбран на закрытом конкурсе с единственным участником, Салаватом Щербаковым, так как Чемезов лично хотел с ним работать. «Бывает так, что заказчик хочет работать с определенным архитектором. У нас был закрытый конкурс. Чемезов хотел Салавата. Других участников не было», — сообщил Кононов.

«Это очень необычный памятник. Михаил Калашников — это в какой-то степени Кулибин XX века, воплощение самых лучших черт русского человека. Необычайная природная одаренность, простота, честность, организационный талант — это все то, что позволило создать целую линейку оружия по защите Отечества, среди которых, конечно, автомат Калашникова — настоящий, можно сказать, культурный бренд России», — заявил на открытии памятника министр культуры Владимир Мединский.

У памятника нашлись и критики. Например, музыкант Андрей Макаревич в своем Facebook

Итак, в Москве максимально торжественно открыт памятник Михаилу Тимофеевичу Калашникову. Памятник представляет собой огромную шестиметровую фигуру с автоматом в руках, причем автомат фигура держит бережно, «как скрипку Страдивари». Так, во всяком случае, представляется автору памятника Салавату Щербакову, из чего можно заключить, что Салават Щербаков видел скрипку, может быть, даже и не один раз. Хотя достоверно воплотить родившийся в своем воображении образ, как мне кажется, все-таки не смог, а потому и не все увидевшие сумеют получившийся автомат перепутать со скрипкой, как, оказывается, было задумано.

Еще скульптор Щербаков рассказал, что попытался отразить в памятнике тему вечного противостояния добра и зла.

Для чего за спиной Калашникова со скрипкой некто на коне пронзает копьем поганого змея. Всадника я идентифицировал как Георгия Победоносца; их в Москве, по моим наблюдениям, скоро будет не меньше, чем скульптурных изображений В. И. Ленина (по официальным данным, сейчас осталось чуть более ста).

Место для памятника выбрали, особо не заморачиваясь: в Оружейном (а каком еще?) переулке, коротенькой улочке, параллельной Садовому кольцу. Ничем, кроме названия, место ни с оружием, ни тем более с Калашниковым не связано. Писатель Денис Драгунский в связи с этим здраво заметил : «Уверяю вас: если бы на Фрунзенской набережной, в обширном сквере рядом с Министерством обороны возвели художественно качественный памятник Калашникову, да не ему одному, а еще и самым знаменитым конструкторам ракет, бомб, пушек, танков, самолетов, подлодок, уверяю вас, это не вызвало бы никакой критики. Был бы такой сквер памяти оружейников рядом с Минобороны. Очень уместно. Памятник Чайковскому стоит у Консерватории. Репину — вблизи Третьяковки. Островскому — у Малого театра. Станиславскому и Немировичу — у МХАТа. Высоцкому — рядом с прославленным в его песне Большим Каретным...»

Ну это ведь сначала подумать надо — где какой памятник ставить… Уверяю вас: если бы на Фрунзенской набережной в обширном сквере рядом с Министерством обороны возвели художественно качественный памятник Калашникову, — это не вызвало бы никакой критики. Был бы такой сквер памяти оружейников, рядом с Минобороны. Очень уместно.

Одним словом, памятник Калашникову естественным образом занял место в ряду монстров, украсивших столицу за последнее время, и вызвал оценки, в общем-то, ожидаемые и однозначные. Интернет, тот и вовсе переполнен определениями, которые наши парламентарии употреблять запрещают категорически. Но в ответ на критические отзывы по поводу художественных достоинств «Калашникова» создатель монумента заявил, что работу профессионалов не должны судить дилетанты. .

«Никакой танцор или певец не будет слушать мнение скульптора, как он станцевал или спел. Это профессия, и не надо в нее лезть. Даже мы, профессионалы, себя скромно ведем и не абсолютизируем все как истину в последней инстанции. Многим памятник нравится»

Этот призыв создателя монумента к профессионалам — обсудить его творение — представляется мне опрометчивым, чреватым возможными огорчениями: не только с дилетантами, но и со специалистами, пока можно было задуманное остановить, никто не посоветовался.

В свою очередь поэт Лев Рубинштейн обратил внимание на важную закономерность: когда «дилетанты» ругают твое произведение, то они, разумеется, дилетанты. А если они же хвалят, то они уже не дилетанты, а народ.

И тем более важно, что среди тех «многих», кому «памятник нравится» — заказчики (Военно-историческое общество) и хозяева площадки в центре столицы (московская мэрия).

И еще. Сообщается, что установка памятника обошлась в 35 млн руб. Для сбора средств в сентябре 2016 года Военно-историческое общество запустило специальную акцию, однако удалось собрать всего 26 тыс. руб. Другие источники финансирования неизвестны.

Вот и все, собственно, о памятнике. Но нежданные торжества в Оружейном переулке дали повод порассуждать и о том, насколько допустимо прославлять создателей оружия вообще и достоин ли памятника сам Михаил Тимофеевич. Немедленно объявилось множество желающих сравнить АК-47 с другими знаменитыми образцами жанра, подозрительные похожести («Все ключевые решения АК были заимствованы у систем других конструкторов. Устройство автоматики и запирания ствола были скопированы у американской самозарядной винтовки M1 Garand конструкции Джона Гаранда…»). Они же напомнили, что образования у Калашникова было пять классов, что чертить он не умел, что после войны в Ижевск были перемещены «трофейные» немецкие оружейники во главе с самим Хуго Шмайссером (не они ли и создали прославленный советский автомат?)…

«Он украл не оружие, не чертежи — он украл всемирную славу, социальный статус, он был никем, а стал всем за счет других. Он — символ режима и страны, сотканных из мифов и лжи. А так — что ж, всю жизнь носил маску доброго дядечки, скромного оружейника, советского Кулибина. Деревенский хитрован. Правильный самопиарщик…»

Сам я общался с Калашниковым один раз и недолго. Ни «деревенским хитрованом», ни «правильным самопиарщиком» он мне не показался. Он был генерал-лейтенантом и дважды Героем, но все известные мне генерал-лейтенанты жили значительно богаче его, он не носил маску, а действительно был скромен. Я не в состоянии оценить, кто и что позаимствовал при создании автомата, но мне очевидно: разоблачители конструктора замечательно эмоциональны, но реальных доводов у них (по моим наблюдениям) значительно меньше, чем, скажем, у тех, кто обвиняет в плагиате Нобелевского лауреата Шолохова. Наверное, потому, что АКМ держал в руках каждый, а «Тихий Дон» — нет.

Сам же Калашников не раз говорил, что никакого чувства гордости за то, что является конструктором оружия, несшего смерть тысячам и тысячам людей, он не испытывал, что предпочел бы славу изобретателя газонокосилки. Звенящих металлом патриотических речей старался не произносить. И по человеческому настрою ближе ему, как мне кажется, был бы памятник типа знаменитого револьвера с завязанным узлом дулом — у штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке.

Решусь со всей определенностью утверждать, что ликующим милитаристом с постамента в Оружейном переулке Михаил Тимофеевич никак не был.

И все-таки.

Не так давно какие-то ушлые американцы составили список «ста гениев ХХ века», в который «от России» вошли всего трое: шахматист Каспаров, математик Перельман и оружейник Калашников. По каким критериям оценивалась их гениальность, мне неизвестно, и никаких далеко идущих выводов я бы на основании таких рейтингов, разумеется, не делал. Но ведь, согласитесь, показательно: с чем наша страна ассоциируется в первую очередь, какие ее достижения считаются непревзойденными, чем мы сами вправе гордиться и гордимся.

Мединский одним из «культурных брендов России»; конечно, у Мединского свои особенные представления о культуре, но слово «бренд» он употребил совершенно уместно. Самое распространенное стрелковое оружие на планете!.. Нет числа благодарным пользователям на всех континентах! Госкомпания «Рособоронэкспорт» объявила, что только с начала 2017 года подписано семь новых контрактов на поставку за рубеж более ста тысяч этих неприхотливых и безотказных постпредов отечественного гуманизма.

Нет, при всей моей человеческой симпатии к Калашникову я бы все-таки предпочел, чтобы Россию узнавали по Перельману.

Ну и последнее. В Ижевске, где Михаила Тимофеевича знают все и все доподлинно знают ему цену, памятник у музея его имени — маленький и уютный. В городе есть и еще два памятника оружейникам, из которых один лично мне особенно нравится. Самым выдающимся мастерам здесь когда-то присваивались зеленые кафтаны и зеленые же цилиндры, отчего их уважительно именовали «кафтанщиками» и «крокодилами». Так что это вовсе не Гена из мультфильма, как думают некоторые проезжие. Тем более он без автомата... Мединский был бы в шоке.

P.S.

Ну и, конечно, совершенно невообразимый финал этой истории.

Уже на второй день после торжественного открытия историк Юрий Пашолок

Собой металлическую фигуру оружейника, держащего в руках АК-47. Автором скульптуры стал Салават Щербаков (автор монумента князю Владимиру Великому рядом с Кремлем). На сайте РВИО сообщается, что организация выступает с предложением назвать этот сквер именем Калашникова.

Видео: Константин Ив / YouTube

Во время церемонии открытия памятника полиция , сообщил корреспондент РБК.

Задержанный Андрей Киселев стоял с плакатом «Конструктор оружия = смерти конструктор» — надпись на плакате можно увидеть на трансляции Life (примерно 18.29). Киселева доставили в МВД «для беседы», как пояснили ему сотрудники полиции. Он рассказал полиции, что считает себя антимилитаристом и выступает против пропаганды «военной мощи в России». «После первого задержания меня отпустили через полчаса, предложили откатать пальчики — я отказался, отказался и подписывать какие бы ни было документы», — сообщил Киселев в разговоре с РБК.

Однако после этого активист решил вернуться к памятнику, где его . По его словам, в этот раз плакат он не стал разворачивать, а оставил в плакате и решил пообщаться со знакомыми, когда его «скрутили» и «попытались затащить в достаточно грубой форме в машину», и в конечном итоге доставили в ОВД Тверской. «Говорят, что мне будут «шить» статью 19.3 (неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции)», — рассказал он РБК.

В пресс-службе ГУ МВД России по Москве РБК заявили, что информация о задержании мужчины на открытии памятника Калашникову «в пресс-службу пока не поступала».


Исполнительный директор РВИО Владислав Кононов на пресс-конференции, посвященной открытию памятника, что скульптор был выбран на закрытом конкурсе с единственным участником, Салаватом Щербаковым, так как генеральный директор «Ростеха» Сергей Чемезов лично хотел с ним работать. «Бывает так, что заказчик хочет работать с определенным архитектором. У нас был закрытый конкурс. Чемезов хотел Салавата. Других участников не было», — рассказал тогда Кононов.

Сам Щербаков отмечал, что многие не понимают, почему памятник Калашникову таких «скромных» размеров. «Калашников — человек из народа, вроде Платона Каратаева. Не хотелось делать пафосный монумент скромному человеку», — пояснил тогда скульптор.

Разработчик системы автоматического стрелкового оружия Калашников умер в Ижевске в 2013 году. Конструктора похоронили 27 декабря на Федеральном военном мемориальном кладбище в подмосковных Мытищах, где установили памятник. Памятники ему есть также на оружейном заводе в Ижевске, в студенческом городке Ижевского государственного технического университета им. Калашникова и на российской военной базе в Армении.



Рассказать друзьям