В музеях Московского Кремля пройдет выставка «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель. Выставки и музеи в кремле Выставки - как и где купить билет

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Корона-реликварий. Долина Мааса (Льеж?). 1260-1280. Париж, Лувр RMN-Grand Palais (musée du Louvre)/Martine Beck-Coppola

Десять с лишним лет главным двигателем выставочных успехов Музеев Кремля был цикл «Императорские и королевские сокровищницы мира в Кремле». Кажется, что за это время цикл честно исчерпали. Или почти исчерпали. В кремлевских планах на предстоящие 12 месяцев есть, например, уже повторное обращение к японским сюжетам. А есть довольно экзотический поворот темы — сокровища португальской короны, что с исторической точки зрения резонно, раз португальская колониальная империя когда-то была богатейшим территориальным конгломератом мира. Но все же это несколько локальный предмет рядом с сокровищами Тюдоров, Габсбургов или скопидомных саксонских Веттинов — а они в цикле уже отыграли свои славные роли.

«Двойная помолвка». Витраж из Сент-Шапель. 1230-1248. Франция, Центр национальных памятников Patrick Cadet/Centre des monuments nationaux

Более того, и сокровища французских королей в рамках выставочной серии уже в Кремле гастролировали: драгоценные средневековые, ренессансные и барочные сосуды из личной коллекции Людовика XIV привозили из Лувра в 2004 году. И все же именно теперешняя выставка о Людовике Святом на излете «сокровищного сериала» (даром что формально она к нему вроде как и не относится) безупречно вписывается в его контекст. Нужно только вспомнить, что дело происходит в Кремле, который со всеми его алмазными, золотыми, иконными, фресковыми и белокаменными фондами — это еще и хранилище символических образов власти. А про власть, особенно власть средневековую с ее сакральными и мистическими обертонами, гуманитарная наука последних 50 лет недаром любит рассуждать с методологической опорой на знаменитые труды о ритуальной ауре вокруг французской короны: «Короли-чудотворцы» Марка Блока, «Два тела короля» Эрнста Канторовича и так далее.

Реликварий Тернового венца. 1806. Позолоченное серебро, хрусталь. Собор Парижской Богоматери Сathédrale Notre-Dame de Paris/Pascal Lemaître

Людовик IX, правивший Францией в 1226-1270 годах (то есть во времена наших Александра Невского и его сына Даниила Александровича, первого удельного князя Московского), был образцовым воплощением этой чрезвычайно возвышенной идеи королевского сана. Набожный христианин, носивший под порфирой власяницу. Мудрый и могущественный правитель, который сделал Францию общеевропейским средоточием и политического авторитета, и культурного превосходства. Строгий блюститель правосудия, самолично рассуждавший тяжбы своих подданных всех чинов; что-то из его деяний в этом качестве (истребление богохульников, ростовщиков, игроков, проституток) вне контекста времени верхом правосудия может и не выглядеть, но сами принципы верховенства общегосударственной судебной власти, презумпции невиновности, опоры на систему римского права и запрета на варварские пережитки вроде ордалий и судебных поединков вообще-то в любом контексте неплохи. Рыцарь без страха и упрека, а значит, и крестоносец: Людовик лично участвовал в Седьмом и Восьмом крестовых походах. Которые для него, при всем его рвении и героизме, оборачивались сплошными бедствиями: поражения, плен, вынужденные уступки сарацинам, лагерные болезни (в особенности дизентерия, которая и сгубила короля, — конечно, не романтично, но что делать!). Но дополнительный блеск его короне придавали и они.

«Мадонна с Младенцем». Франция, конец XIII — начало XIV в. Слоновая кость, дерево, следы зеленой и красной краски и позолоты. Высота 34 см. Государственный Эрмитаж. Фото: А.М.Кокшаров

Не всем великим правителям удается создать идеальный и красноречивый архитектурный манифест, но Людовику Святому это удалось. Его Сент-Шапель, Святая капелла, не просто хрестоматийный образец высокой готики. Во-первых, это знак королевского величия. В Сент-Шапель, собственно, два храма, расположенных один над другим. Приземистый нижний — для королевских слуг, верхний, ослепительно прекрасный, залитый разноцветным светом, преломляющимся в витражах, которых так много, что вещественная тектоника стен исчезает, был предназначен для монарха.

Створка диптиха с изображением Страстей Христовых. Северная Франция, середина XIII в. Слоновая кость, следы раскраски. Государственный Эрмитаж. Фото: А.М.Кокшаров

Казанова, помнится, с гордостью писал о венецианской базилике Святого Марка, что ни один государь в мире не может похвастать такой дворцовой часовней. Такой именно, как Сан-Марко, действительно некому было хвастать, кроме дожей, но Сент-Шапель Людовика IX все ж таки была вне конкуренции, и не только благодаря немыслимому архитектурному совершенству. Это было сакральное пространство особого статуса, единственный в своем роде грандиозный реликварий для хранения важнейших святынь христианского мира.

В этой коллекции, освящавшей и возвышавшей власть Людовика, были не только очередные частицы Креста Господня и Вифлеемских яслей. Если верить средневековым источникам, там был, например, Нерукотворный образ (тот самый, «мандилион», Святой убрус — полотенце с чудесно отпечатавшимся ликом Христа). Было Копье Лонгина — реликвия голгофской драмы, вызывавшая в средневековом сознании особый трепет. И был предполагаемый Терновый венец Спасителя, это уже известно совершенно точно.

«Людовик IX вершит правосудие». Миниатюра из рукописной книги Гийома де Сен-Патю «Житие и чудеса Святого Людовика». 1330-1340, Франция. Национальная библиотека Франции (BNF)

Эти сокровища Людовик не обрел чудесным образом в брошенном храме, не получил в дар от великодушного чужестранного правителя, не завоевал в бою. Все куда прагматичнее. Незадачливый латинский император Балдуин II Фландрский, правивший в захваченном крестоносцами Константинополе, был вынужден, чтобы как-то сводить концы с концами, заложить венецианцам принадлежавшие его державным византийским предшественникам святыни, включая Терновый венец. Людовик Святой их выкупил за 135 тыс. ливров. Для сравнения: на то, чтобы за рекордно короткий по тем временам срок в семь лет построить Сент-Шапель, ушло 40 тыс. А в еще 100 тыс. королю обошлось создание огромного, трехметровой высоты, драгоценного ковчега, куда реликвии были помещены. Ковчег этот не сохранился, его переплавили во время Великой Французской революции. Но сохранилось множество предметов, связанных с биографией самого Людовика IX и его посмертным почитанием (включая документы канонизационного процесса), с литургической практикой Сент-Шапель, его любимого храмового детища, и вообще вещей, отразивших ту эпоху во всем ее готическом великолепии и со всеми странными переплетениями: ослепительный идеал власти и будничные феодальные зверства, схоластическая ученость и неоплатоническая мистика, аскеза и куртуазная придворная культура.

«Людовик Святой». Деревянная скульптура. Париж, Национальный музей Средневековья (Музей Клюни) RMN-Grand Palais (musée de Cluny - musée national du Moyen-Âge)/Franck Raux

Эти вещи и показывают Музеи Кремля на своей выставке. Большая часть из 75 экспонатов привезена из Франции: из Лувра, Национального музея Средневековья (Клюни), Национальной библиотеки. Ряд особо хрупких, плохо переносящих дальние вояжи произведений XIII века (резная кость, лиможские эмали) отпустил в Москву Государственный Эрмитаж. Но самые сенсационные экспонаты предоставлены французской стороной. В художественном смысле главное украшение выставки — фрагменты оригинальных витражей Сент-Шапель. В смысле сакральном — реликварий для хранения Тернового венца, правда не средневековый, а постреволюционный, наполеоновских времен, скромное, но напоминание о благочестивых амбициях Людовика Святого, в своем собирании святынь считавшего себя преемником императоров Византии. Равно как и обитавшие в Кремле государи московские.

Специально для The Art Newspaper Russia завотделом культуры «Коммерсанта»

Музеи Московского Кремля
Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель
3 марта - 4 июня

От венецианского искусства до художников периода оттепели, от Кузьмы Петрова-Водкина до Сальвадора Дали - 14 важных выставок года, которые нужно внести в свой календарь.

«Капричос». Гойя и Дали

Франсиско Гойя. « Капричос » . Серия из 80 офортов. «Сон разума рождает чудовищ», 1799

Государственный музей изобразительных искусств продолжает объединять современное искусство с классическим: на этот раз в таком ракурсе предстал не только японский художник Ясумаса Моримура, но и испанцы Франсиско Гойя и Сальвадор Дали. На небольшой выставке в главном здании представлены офорты из серий «Капричос» обоих авторов. Однако если серия Гойи является сатирическим размышлением на тему кризиса современной ему Испании, то Дали жестоко иронизирует над уже имеющимися сюжетами Гойи, добавляя в композиции новых персонажей и переиначивая названия офортов. Эпоха романтизма и постмодернизм ХХ века сталкиваются в диалоге, визуальном и литературном.

Триеннале современного искусства

Когда: март 2017 года

В юбилей Октябрьской революции музей современного искусства «Гараж» запускает революционную программу - знакомит москвичей с актуальными художниками со всей России, от Калининграда до Владивостока. В первой триеннале примут участие более 60 художников, которых кураторы отбирали по всей стране. Они же выделили и семь тенденций, которые стали общими для всех регионов, а также главных мастеров, влияние которых выходит далеко за рамки родного города или региона. Темой выставки станет дух времени и социальные тенденции, определяющие региональные художественные процессы. «Наша идея - показать текущий срез российского современного искусства и начать взаимодействовать с регионами», - так прокомментировал триеннале директор «Гаража» Антон Белов.

«Оттепель »

Владимир Гаврилов. «Кафе. Осенний день», 1962

Приход весны встречают в Москве наступлением «Оттепели» - на выставке в Третьяковской галерее покажут традиционных для рубежа 50–60-х художников - Пименова, Гаврилова, Салахова, Попкова. Экспозиция представляет несколько тематических разделов - от «Лучший город земли» до «Атом - космос» - и рассказывает не только о достижениях хрущевской эпохи, но и о конфликтах этого исторического периода. «Это была важнейшая эпоха не просто искусства, но человеческого мировосприятия и воплощения его во всех возможных художественных формах», - так рассуждает об эпохе оттепели директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

«Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968 »

Где: ГМИИ им. А. С. Пушкина; ул. Волхонка, 12

Ив Кляйн. «Синий глобус (RP 7) », 1988. Копия с оригинала 1957 года, изготовленная после смерти художника

Оттепель придет не только в Третьяковскую галерею, но охватит и всю Москву - Пушкинский музей, парк Горького и Музей Москвы, где, помимо выставок, пройдут лекции, мастер-классы и дискуссии. И если в Третьяковской галерее покажут русское искусство эпохи Хрущева, то в Пушкинском - европейских послевоенных художников, боровшихся за мир после свержения тоталитарных диктатур и изобретавших все новые утопии. Двести мастеров из Западной и Восточной Европы представлены на выставке в самых разных видах искусства, от живописных полотен и фотографий до медиаарта и акционизма.

Уго Рондиноне «Твой возраст и мой возраст и возраст радуги»

Где: музей современного искусства «Гараж», ул. Крымский Вал, 9, стр. 32

Один из наиболее хайповых современных художников последних лет, успешно покоряющий ярмарки и биеннале, швейцарец Уго Рондиноне представит специальную экспозицию в музее современного искусства «Гараж» в рамках Garage Square Commissions . Уго специально записал видеообращение к детям, в котором попросил нарисовать радугу - символ любви, бесстрашия и радости жизни. Дети от 4 до 10 лет, участники образовательных программ «Гаража» и воспитанники детских домов, станут полноправными соавторами Рондиноне - их работы покажут на стене вдоль музея.

«Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель »

Где: музеи Московского Кремля, Одностолпная палата Патриаршего дворца

«Крещение Христа ». Витраж из Сент-Шапель, Париж, около 1270–1280

Любители средневекового искусства могут порадоваться: весной в Кремле покажут памятники эпохи французского короля Людовика Святого - витражи и реликвии часовни Сент-Шапель, а также произведения из коллекции Лувра, музея средневекового искусства Клюни, Национальной библиотеки и Национальных архивов. Многие произведения действительно уникальны и покидают пределы Франции впервые, среди них - лиможские эмали и ювелирное искусство высокой готики, а также реликварий Тернового венца начала XIX века, который станет одним из главных экспонатов. Выставку сопровождает масштабная образовательная программа, подробнее о которой можно узнать на сайте, посвященном выставке.

«Де Кирико. Ностальгия по бесконечности »

Где: Государственная Третьяковская галерея, ул. Крымский Вал,10

Джорджо де Кирико. «Песнь любви», 1914

В Третьяковской галерее продолжают знакомить московского зрителя с творчеством итальянских мастеров. Не так масштабно, как на «Ватикане», но не менее зрелищно здесь откроют выставку Джорджо де Кирико, подготовленную вместе с Фондом Джорджо и Изы де Кирико. Подобная ретроспектива проходит впервые, до этого живописные работы итальянского метафизика выставлялись в 1929 году, а офорты - в 1930-х.

Джорджо Моранди

Где: ГМИИ им. А. С. Пушкина, ул. Волхонка, 14

Джорджо Моранди. Натюрморт, 1948

Если в Третьяковке показывают сюрреалистичного де Кирико, то в Пушкинском представят антологию творчества другого мастера первой половины ХХ века - Джорджо Моранди. Спустя 40 с лишним лет после выставки Моранди в 1973-м в музее представят ретроспективу, включающую все этапы творчества мастера от ранней метафизики и авангардных работ до классических натюрмортов Моранди, благодаря которым он получил признание. Кроме того, на выставке представлена и графика художника, в том числе офорты и гравировальные доски.

«Ансельм Кифер - Велимиру Хлебникову»

Где: Государственный Эрмитаж

Ансельм Кифер. «Осирис и Изис», 1985

Первая персональная выставка Ансельма Кифера откроется в Эрмитаже в конце весны. Однако она будет не просто ретроспективой, а посвящением немецкого художника русскому поэту Велимиру Хлебникову. Обоих объединяет тема войны: у Хлебникова она выражается в цикличности, которая происходит на воде и суше раз в 317 лет, а у Кифера - в рефлексиях на тему нацизма и холокоста. «Я мыслю изображениями. Стихи помогают мне в этом. Они подобны маякам. Я плыву к ним, от одного к другому. Без них я пропал» , - говорит Кифер о поэзии.

«Тициан, Веронезе, Тинторетто. Золотой век венецианской живописи»

Где: ГМИИ им. А. С. Пушкина, ул. Волхонка, 12

Когда: июнь - конец августа


Паоло Веронезе. «Аполлон и Марсий», вторая половина XVI века

Венецианским искусством хотя и сложно удивить искушенного зрителя, но не пленить им нельзя. Достигая расцвета в XVI веке в творчестве Тициана, Веронезе и Тинторетто, венецианская школа считается одной из вершин развития итальянской живописи во всей истории искусства. Именно эти художники и будут представлены на выставке, где можно будет увидеть около 40 полотен.

« Некто 1917 год »

Где: ГТГ, ул. Крымский Вал, 10

Кузьма Петров-Водкин. «В Петрограде», 1918

Хоть столетие революции и не станет главным лейтмотивом выставок этого года, кураторы ГТГ все же уделят ей значительное внимание. Выставка посвящена в первую очередь художникам, переживавшим революцию, и представляет два раздела - фигуративных миротворцев и утопистов-беспредметников. Нестеров, Кандинский, Серебрякова, Петров-Водкин, Клюн, Малевич - всех их можно будет увидеть на выставке «Некто 1917 год».

Такаси Мураками

Где: музей современного искусства «Гараж»

Такаси Мураками, Каикаи. 2000-2005

Любителя ярких цветов и узнаваемых лейблов Такаси Мураками в Москве выставят впервые - «Гараж» готовит большую экспозицию, которая включит также графику и анимацию и произведения японских мастеров из коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина и Государственного музея искусства народов Востока. Пять разделов выставки будут посвящены творчеству мастера начиная с 90-х годов и затронут различные феномены японской культуры, воплощенные в творчестве Мураками. Художника называют японским Энди Уорхолом, его же можно сравнить и с Яёй Кусамой - оба художника имеют свою, очень определенную манеру и сотрудничают с модными брендами.

Рисунки Климта и Шиле из собрания музея Альбертина, Вена

Где: ГМИИ им. А. С. Пушкина, ул. Волхонка, 12

Эгон Шиле. Youth in purple cassock with folded hands, 1914

Хотя итальянские выставки занимают большую часть программы этого года, на самом деле он проходит под знаком культурного сотрудничества Австрии и России. В конце года в Пушкинском музее откроется выставка двух наиболее известных художников рубежа XIX–XX веков - Климта и его последователя, не менее прославленного Шиле. Основной упор сделан на графику - оба мастера не только хорошие живописцы, но и превосходные рисовальщики, а собрание венской Альбертины - одно из лучших графических собраний в мире.

«Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик»

Где: Музей Фаберже в Санкт-Петербурге, набережная реки Фонтанки, 21


Сальвадор Дали. «Атомная Леда», 1949.

Первая масштабная выставка «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик» откроется в Музее Фаберже 1 апреля и продлится до 2 июля. В экспозиции представят работы из испанского фонда «Гала - Сальвадор Дали», частных и музейных коллекций. Всего на выставке будет более 150 графических и живописных работ художника. Билеты на «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик» уже поступили в продажу.

Из Дворца правосудия в Париже через сводчатый переход можно попасть в Святую капеллу, Сент-Шапель , - жемчужину готической архитектуры. Она была построена королем Франции Людовиком IX (Святым) в 1242–1248 гг. как монументальный реликварий для величайших святынь христианского мира, и прежде всего Тернового Венца Спасителя.

Состоящая из двух церквей, расположенных одна над другой, увенчанная стрельчатыми башенками капелла напоминает драгоценную шкатулку. Заполненный потоками окрашенного света верхний храм представляет собой ансамбль из витражных окон высотой 15 м.

Открывающаяся в Одностолпной палате Патриаршего дворца выставка в рамках перекрестного года культурного туризма России и Франции будет сосредоточена на трех важнейших темах: личности Людовика Святого, реликвиях Страстей Христовых и Сент-Шапель, созданной королем Франции как достойное место хранения обретенных им святынь.

«Идея совместного проекта во многом исходила от наших французских коллег из Центра национальных памятников , - уточняет куратор выставки, доктор исторических наук Ольга Дмитриева . - Они были вдохновлены собственным опытом. В 2014 году масштабной выставкой в Консьержери Франция отметила 800-летие со дня рождения Людовика IX . Акцент тогда делался на фигуре одного из самых известных и любимых королей Франции, которого наша публика знает гораздо меньше. Поэтому в Москве было решено концепцию парижского проекта буквально не повторять ».

Куратор выставки Ольга Дмитриева
Фото: Валентин Оверченко/Музеи Московского Кремля

Зрителя ждет захватывающий рассказ, касающийся любопытных страниц мировой истории, одна из которых посвящена судьбе реликвий.

Терновый Венец Спасителя Людовик Святой приобрел в 1239 году вместе с другими реликвиями Страстей Христовых, что превратило французского монарха из династии Капетингов в «наихристианнейшего короля».

«Во время Четвертого крестового похода (1202–1204) войско крестоносцев захватило Константинополь - столицу христианского государства, получив в свое распоряжение не только город, но и Большой дворец, главную резиденцию византийских императоров, где в часовне много веков хранились реликвии: Терновый Венец, фрагмент Истинного Креста, камень Гроба Господня, копье сотника Лонгина, губка, на которой Иисусу подавали уксус с желчью. Крестоносцы вполне осознавали степень ценности обретенных святынь , - рассказывает куратор. - Однако новые власти Латинской империи, пребывая в плачевном состоянии, лишенные ресурсов, начинают продавать и закладывать реликвии, что само по себе шокирует. Латинский император Балдуин II отправляется во Францию на переговоры. Причем Венец к тому времени уже заложен венецианцам. Людовик , человек искренней веры, решает спасти святыни ».

Разумеется, во Франции это событие вызвало огромный резонанс. Когда приобретенный за немалые деньги Венец прибыл из Венеции, король и его брат босыми вышли его встречать и на своих плечах несли реликварий. Построенная вскоре часовня Сент-Шапель становится центром формирования нового национального самосознания, король же Франции воспринимается как прямой наследник византийских императоров. На ланцетных витражных окнах капеллы последовательно разворачивается библейская линия, при этом вычленяется одна тема - генезис власти. Композиция, начавшись с истории библейских королей, завершается окном, посвященным самому Людовику.

Двенадцать витражей из Сент-Шапель, демонтированные в XIX веке и ныне хранящиеся в Центре национальных памятников, впервые покинут Францию, дабы занять центральное место на выставке в Музеях Московского Кремля.

«Двойная помолвка»
Витраж из Сент-Шапель
1230-1248
© Patrick Cadet / Centre des monuments nationaux

«Витражи - материал хрупкий. Первые попытки их реставрировать или заменить предпринимались уже XIV веке, когда техника производства стекла была той же, что и в XIII веке , - продолжает рассказ Ольга Дмитриева. - Даже Великая французская революция не нанесла стеклу большого урона. Возбужденные народные массы больше покушались на скульптуры и сбивали со стен королевские лилии. Впоследствии, уже после реставрации монархии, в Сент-Шапель был устроен архив, и для установки шкафов световые проемы заложили кирпичом. Демонтированные стекла, попавшие на антикварный рынок, с течением времени оказались в музейных коллекциях ».

Среди семидесяти пяти экспонатов будущей выставки - множество любопытнейших артефактов, которые прибудут из Лувра, Музея Средневековья (Клюни), Национальных архивов Франции, Национальной библиотеки. Но не все вещи транспортабельные. Хрупкими шедеврами поделился Государственный Эрмитаж. Речь идет о лиможских эмалях XIII века, алтарях и складнях из слоновой кости.

Ларец с изображением Христа во славе, распятия и святых
Франция, Лимож
первое десятилетие XIII в.
Государственный Эрмитаж
Фото: С.В. Суетова, К.В. Синявский

«Мадонна с Младенцем», конец XIII - начало XIV в. Государственный Эрмитаж. Фото: А. М. Кокшаров
Навершие посоха с изображением сцены Благовещения, вторая четверть XIII в. Государственный Эрмитаж. Фото: С. В. Суетова, К. В. Синявский

Створка диптиха с изображением Страстей Христовых
середина XIII в.
Государственный Эрмитаж
Фото: А.М. Кокшаров

Время правления Людовика Святого было эпохой расцвета книжного дела. Куратор выставки обращает особое внимание на манускрипты и иллюминированные рукописи. Весьма любопытны документы, связанные с почитанием самого Людовика и процессом его канонизации, в том числе рукописи с описанием расследования о его святости, проведенного римской курией.

«На выставке будут и портреты самого Людовика. Очень редкая полихромная деревянная скульптура из местечка Пуасси, откуда он родом и где находится некрополь его шестерых детей, в том числе любимой дочери Изабеллы », - продолжает Ольга Дмитриева.

«Чудо Людовика Святого». Миниатюра из рукописной книги Гийома де Сен Патю «Житие и чудеса Святого Людовика», 1330-1340,
«Людовик IX вершит правосудие». Миниатюра из рукописной книги Гийома де Сен Патю «Житие и чудеса Святого Людовика», 1330-1340, Национальная библиотека Франции (BNF)

«Людовик IX и Маргарита Прованская вступают на корабль». Миниатюра из рукописной «Книги деяний его величества Людовика Святого», 1401-1500, Национальная библиотека Франции (BNF)
Нижняя крышка переплета Евангелия Сент-Шапель, 1260-1270?, Национальная библиотека Франции (BNF)

В связи с проведением ремонтно-реставрационных работ вход посетителей на территорию Кремля осуществляется через Троицкие ворота, выход - через Боровицкие. Проход посетителей в Оружейную палату и выход осуществляется через Боровицкие ворота.

С 15:00 7 января до 15:00 8 января

Успенский собор закрыт для посещения.

С 1 октября по 14 мая

Музеи Московского Кремля переходят на зимний режим работы. Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 10:00 до 17:00, Оружейная палата открыта с 10:00 до 18:00. Продажа билетов в кассах осуществляется с 9:30 до 16:30. Выходной - четверг. Обмен электронных билетов производится в соответствии с условиями Пользовательского соглашения.

С 1 октября по 14 мая

экспозиция колокольни "Иван Великий" закрыта для посещения.

С целью обеспечения сохранности памятников при неблагоприятных погодных условиях доступ в некоторые музеи-соборы может быть временно ограничен.

Приносим извинения за доставленные неудобства.

17 апреля откроется выставка «Династия Мин: сияние учености». Экспозиция развернется в залах Патриаршего дворца и Успенской звонницы. Она будет посвящена одной из самых ярких страниц в истории Китая - культуре династии Мин (1368–1644). Увлечение искусством, литературой, музыкой, глубокое знание философских и исторических трактатов стало в то время настоящим культом. Именно это в средневековом Китае вкладывали в понятие «ученость».

«Выставка продолжает традицию сотрудничества Музеев Московского Кремля с Шанхайским музеем, которое началось в 2012 году с показа в Шанхае коллекции Фаберже. В 2015-м мы представили проект “Оружейная сокровищница русских самодержцев”, который за три месяца посетили 642 948 человек - это огромная цифра даже для Китая. В апреле в Москве откроется ответная выставка, посвященная культуре династии Мин - важнейшему периоду в истории Поднебесной. Все вещи, которые увидят гости музея, впервые будут показаны в России и позволят познакомиться с самыми разными направлениями искусства, почувствовать очарование времени», - рассказала Елена Гагарина, генеральный директор Музеев Московского Кремля.

Одним из главных экспонатов станет великолепная процессия - набор из 66 фарфоровых фигур почетного эскорта: ученых, военных, музыкантов - конных и пеших, молодых и пожилых, одетых соответственно их рангу и социальному положению. Группу нашли в захоронении представителей императорской фамилии, однако точная ее принадлежность неизвестна. То, что такой эскорт был помещен в гробницу, означало, что и после смерти человек станет занимать высокие должности, пользоваться теми же благами, что и при жизни. Богато украшенный комплект хорошо сохранился и выполнен с удивительным вниманием к деталям.

Выставка подчеркивает, что интеллектуалы средневекового Китая были увлеченными ценителями произведений искусства. Здесь покажут предметы из нефрита, бронзы, резные лаки и перегородчатые эмали. Они служили не только украшениями интерьера или одежды, но были также предметом коллекционирования.

Посетители увидят уникальную мебель периода династии Мин с характерными линиями и благородной резьбой по дереву: часть выставочного пространства воссоздаст интерьер кабинета интеллектуала.

Визитная карточка династии Мин - фарфор, который специалисты по праву считают вершиной в производстве «белого золота» и высоко ценят. Именно в это время мастера разрабатывают цветные глазури и создают технологию надглазурной росписи. Гости выставки смогут полюбоваться изысканными изделиями, выполненными керамистами этого периода.



Рассказать друзьям