Вагнер тангейзер и состязание певцов в. Легенды и сюжеты опер вагнера

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге (нем. Tannhäuser und der Sängerkrieg auf Wartburg ) - опера в трех действиях Рихарда Вагнера на либретто (по-немецки) композитора, основанное на легенде, рассказанной в средневековой немецкой саге «Состязание певцов».

Действующие лица:

ГЕРМАН, ландграф Тюрингии (бас)
ГЕНРИХ ТАНГЕЙЗЕР (тенор)
рыцари и миннезингеры:
ВОЛЬФРАМ ФОН ЭШЕНБАХ (баритон)
ВАЛЬТЕР ФОН ДЕР ФОГЕЛЬВЕЛЬДЕ (тенор)
БИТЕРОЛЬФ (бас)
ГЕНРИХ ДЕР ШРЕЙБЕР (тенор)
РЕЙНМАР ФОН ЦВЕТЕР (бас)
ЕЛИЗАВЕТА, племянница Германа (сопрано)
ВЕНЕРА (сопрано)
МОЛОДОЙ ПАСТУХ (сопрано)

Время действия: XIII век.
Место действия: Тюрингия, неподалеку от Эйзенаха.
Первое исполнение: Дрезден, 19 октября 1845 года.

«Тангейзер» удостоился, что весьма интересно, как восторженных похвал, так и крайне резкого порицания со стороны критиков самых разных направлений. Эдуард Ганслик, например, этот наиболее влиятельный венский музыкальный критик, навлек на себя вечный позор в сердцах тысяч истинных вагнерианцев острой и уничтожающей критикой их кумира - критикой, которую они не желали даже читать. Вот что вынужден был написать этот злейший враг Вагнера о «Тангейзере» после премьеры оперы: «Я твердо убежден, что это лучшее, чего удалось достичь в большой опере за последние двадцать лет... Рихард Вагнер, я уверен, величайший драматический талант среди всех современных композиторов».

Это изрекли уста человека, которого меньше всего можно назвать поклонником Вагнера. Но первый из них, то есть, как вы можете догадаться, сам Вагнер, с этой оценкой абсолютно не согласен и придерживается прямо противоположного мнения: «Meine schlechteste Oper» («Моя худшая опера»). Так сам композитор оценивал «Тангейзера» в конце своей жизни.

Критики, не столь высокого ранга, как Ганслик и Вагнер, также высказывали диаметрально противоположные мнения об опере. Когда «Тангейзер» впервые ставился в Париже, Вагнер с радостью (и блеском) написал для него балетную сцену (две пантомимы на темы античных мифов), поскольку наличие балета было sine qua non (лат. - непременное условие) оперных спектаклей в эпоху правления императора Наполеона III. К сожалению, единственным подходящим местом для введения балета была первая сцена. Но с точки зрения молодых парижских денди из Жокейского клуба, патронировавших парижскую «Гранд-опера», этот балет шел слишком рано - в это время они еще не являлись в театр и потому не успевали увидеть самое для них привлекательное - молоденьких балерин, которых они обожали. Рассерженные таким положением дел, эти веселые парни организовали своего рода молодежный протест: на втором и третьем спектаклях их выходки были столь безобразны, что Вагнер забрал свое произведение. (В русской театральной практике парижская редакция «Тангейзера» не закрепилась.)

УВЕРТЮРА

Это одна из самых популярных пьес, входящих в программы симфонических концертов классической музыки. Она основана, главным образом, на хоре пилигримов, с которого опера начинается и которым она завершается, и частично на контрастной ему музыке оргий в гроте Венеры. Таким образом, она как бы обобщает тему всего сюжета - сражения Любви Небесной и Любви Земной за душу героя (Тангейзера).

ДЕЙСТВИЕ I

В первоначальной (или «дрезденской») версии оперы увертюра предстает полностью завершенным номером. В «парижской» версии, которая была создана шестнадцатью годами позже, нет перерыва между увертюрой и началом действия, и, таким образом, занавес поднимается без остановки действия, которую создают аплодисменты, раздающиеся обычно после законченного музыкального номера. Сцена представляет собой грот Венеры во всей его необычайной чувственной роскоши. Это сцену Вагнер впоследствии много перерабатывал, используя все свое боле позднее зрелое искусство, обогащенное опытом создания «Лоэнгрина», половины цикла «Кольцо нибелунга» и «Тристана и Изольды». Этот грот Венеры со всем ее окружением - сиренами, наядами, нимфами, вакханками - должен быть в тюрингских горах, где, как предполагается, правит богиня весны Хольда. Поэзия мифов, однако, совершенно справедливо отвергает банальную логику историков, и Хольда с легкостью отождествляется у Вагнера с Венерой, богиней любви.

С помощью обольстительных сирен, наяд, нимф и вакханок Венера пытается приворожить Генриха Тангейзера, этот до некоторой степени исторический персонаж - немецкого рыцаря, который был одновременно певцом и композитором. Генрих жил при дворе ландграфа Германа, правителя Тюрингии, однако вот уже долгое время он находится здесь, в этом волшебном месте. Но теперь ему опостылели языческие обряды, и он откровенно говорит об этом богине. Несмотря на все ее мольбы, Тангейзер желает освободиться от ее чар; он призывает Деву Марию, и при одном лишь упоминании Ее имени грот Венеры мгновенно исчезает.

Сцена тут же превращается в чудесную цветущую долину у Вартбургского замка. Звенят колокольчики. Тангейзер слушает, как нежно и невинно поет пастушок, славящий весну: «Вот Хольда вышла из-под горы». Тангейзер приветствует паломников, держащих свой путь в Рим. Издалека доносятся звуки охотничьих рогов, и теперь Тангейзера приветствует сам ландграф Тюрингский и охотники его свиты, все старые друзья Тангейзера. Они поражены встречей с Тангейзером, который давно их покинул - гордо и высокомерно. Его старый верный друг, соратник по оружию и певческому искусству Вольфрам Эшенбах просит его вернуться, чтобы присоединить свой голос к их пению, ведь они уже давно его не слышали. Поначалу Тангейзер отказывается. Тогда Эшенбах сообщает ему о том, что племянница ландграфа Елизавета едва не умерла от горя, когда Тангейзер ушел. Возвышенная мелодия Вольфрама убеждает Тангейзера вернуться. Его сердечно принимает сам ландграф и все его рыцари. Согретый таким отношением к себе а также мыслью о своей возлюбленной Елизавете, Тангейзер дает себя уговорить, и действие завершается звуками охотничьих рогов во время шествия процессии в Вартбургский замок.

ДЕЙСТВИЕ II

Второе действие происходит в великолепном зале миннезингеров Вартбургского дворца. Долгое время Елизавета избегала приходить сюда на праздники песни - ее мучали печальные мысли о Тангейзере. Но теперь она решилась. Отзвучала короткая прелюдия, и в зал входит Елизавета. Она приветствует «милый зал» в блестящей арии «О светлый зал, чертог искусства». Причина, по которой она вернулась - Тангейзер, величайший из певцов, он снова в замке. Вскоре его приводит Вольфрам Эшенбах. Сам же Вольфрам с почтением удаляется, оставляя влюбленных вдвоем. Елизавета рассказывает Тангейзеру - сдержанно, но откровенно, - как она тосковала без него, и влюбленные соединяются в восторженном дуэте.

Под звуки торжественного марша в зал входит ландграф. Он сообщает Елизавете, что здесь состоится турнир певцов и что она должна будет надеть на голову победителя корону, и что ее рука будет отдана в награду победителю. Звучат трубы, возвещающие начало турнира. Под звуки знаменитого марша из «Тангейзера» в зале собираются участники состязания. Турнир оборачивается более драматическим действием, чем просто состязание певцов. Начинает Вольфрам. По традиции он возносит хвалу чистой и святой любви. Тангейзер - недавно вернувшийся из чертога главной богини любви Венеры - дерзко говорит Вольфраму, что тот не знает того, о чем поет. Битерольф, другой участник состязания, принимает сторону Вольфрама. Тангейзер распаляется все более и более. Он хватает свою лютню и, словно в экстазе, поет, восхваляя чувственную любовь, гимн Венере. Все глубоко потрясены. Рыцари выхватывают свои мечи и бросаются на осквернителя этого зала. Женщины в смятении уходят. В этот момент неожиданно вступает Елизавета. Бросаясь к возлюбленному, она защищает его от неминуемой гибели. Ландграф решает, что Тангейзер должен отправиться в Рим испросить отпущения своих грехов у Папы. Как раз в этот момент группа пилигримов готовится в путь. Исполненный чувства раскаяния, Тангейзер мчится, чтобы присоединиться к ним.

ДЕЙСТВИЕ III

Большое оркестровое вступление - «Паломничество Тангейзера» - красноречиво (в очень трагических тонах) описывает драматическое путешествие нашего героя в Рим. Елизавета тщетно ждет его возвращения. На краю дороги она молча молится за него. Влюбленный и преданный ей Вольфрам наблюдает за нею и размышляет о ней. Издалека доносится пение приближающихся паломников. Это знаменитый «Хор пилигримов» из «Тангейзера». И когда они проходят мимо, неся раку, Елизавета страстно ищет среди них своего возлюбленного. Но его нет среди паломников, и, когда они уходят, она вновь, опускаясь на колени, молит Деву Марию о спасении Тангейзера. Она просит Деву Марию принять ее жизнь в качестве искупления грехов ее возлюбленного. Она поднимается с колен, Вольфрам хочет проводить ее домой, но Елизавета с грустной улыбкой отвергает его помощь: теперь она надеется только на смерть.

Спускается вечер, зажигаются звезды. Вольфрам поет свою знаменитую арию «О ты, вечерняя звезда», аккомпанируя себе на арфе. Наступает ночь. Внезапно во мраке появляется жалкая фигура Тангейзера. С горечью он говорит, что путь его лежит вновь в чертог Венеры. Он рассказывает Вольфраму о своем путешествии в Рим. Тяготы пути были безмерны, но он с радостью преодолевал их, надеясь на получение отпущения грехов. Но, когда он наконец достиг Рима и предстал перед Папой, он услышал его страшный вердикт: «Будь проклят ты, который изведал наслаждения ада! Ты будешь гореть в огненной геенне, пока сухой посох в моей руке не покроется цветами!..». В экстазе Тангейзер взывает к Венере, которая является ему вдалеке в окружении вакханок. Она манит его в свои чертоги. Звучит успокаивающая музыка. Вольфрам отчаянно пытается удержать своего друга, но он бессилен перед чарами Венеры. И вдруг происходит чудо: Тангейзер останавливается, когда Вольфрам говорит ему, что ангел молится за его душу. Имя этого ангела «Елизавета». В этот момент из Вартбурга доносится хорал, и мимо них проходит процессия с гробом Елизаветы, пожертвовавшей своей жизнью ради него. Сломленный Тангейзер падает мертвым на землю у ее тела. Заканчивается опера иронически, на радостной ноте. Появляются молодые пилигримы, поющие величественный хор. Они несут последнее чудо из Рима. Это посох папы, который расцвел. Бог простил заблудшего Тангейзера.

Генри У. Саймон (в переводе А. Майкапара)

История создания

В либретто «Тангейзера» Вагнер мастерски сочетал три различные легенды. Герой пьесы - историческая личность, рыцарь-миннезингер, живший в Германии, вероятно, между 1220-1270 годами. Он много странствовал, принимал участие в междоусобной борьбе немецких князей против римского папы, воспевал любовь, вино, женщин и горько каялся в своих грехах (сохранилась музыка его «Песни покаяния»). После смерти Тангейзер стал героем народной песни, широко бытовавшей в Германии в нескольких вариантах. Один из них включен А. Арнимом и К. Брентано в популярный сборник «Чудесный рог мальчика», другой - в иронической форме, с привнесением современных мотивов - обработан Г. Гейне; Тангейзер является героем и новеллы Л. Тика, с юности известной Вагнеру. Это - красивая легенда о кающемся рыцаре, проведшем целый год в царстве языческой богини любви Венеры, и о жестокосердом римском папе, в руках которого зацвел сухой посох.

С легендой о «Венериной горе» (так первоначально назвал свою оперу Вагнер) композитор объединил сказание о состязании певцов в Вартбурге, близ Эйзенаха - в замке ландграфа Тюрингского, страстного любителя поэзии и покровителя миннезингеров. Это сказание также было очень популярным в Германии; ему посвятил одну из своих фантастических новелл Э. Т. А. Гофман. Вагнер сделал Тангейзера главным героем певческого состязания (хотя этот турнир, по преданию, состоялся больше, чем за десять лет до его рождения).

В качестве соперника Тангейзера композитор показал в своей опере Вольфрама фон Эшенбаха - одного из крупнейших немецких поэтов средневековья (1170-1220), автора поэмы о Лоэнгрине, его отце Парсифале, которой позже Вагнер частично воспользовался в своих двух операх.

Третья легенда, использованная в «Тангейзере», послужила источником для образа героини - Елизаветы, которую Вагнер сделал племянницей ландграфа Тюрингского. Это - также исторический персонаж: венгерская принцесса, она еще в детстве предназначалась в жены сыну ландграфа, грубому и жестокому воину, погибшему впоследствии в крестовом походе. Елизавета кротко сносила притеснения мужа, а затем свекрови, и после смерти была объявлена католической святой.

Мысль об опере на сюжет «Тангейзера» зародилась у Вагнера во время пребывания в Париже, осенью 1841 года, окончательный план сложился по возвращении на родину, в июне - июле следующего года; тогда же появились первые музыкальные наброски. Опера была завершена весной 1845 года. В том же году, 19 октября, в Дрездене под управлением Вагнера состоялась премьера. Опера пользовалась большим успехом, но несмотря на это композитор на протяжении двух лет дважды перерабатывал финал. Новая редакция (1860-1861) сделана для постановки в парижском театре Большой оперы (расширен первый акт, куда введены две балетные пантомимы на темы античных мифов, изменен дуэт Тангейзера и Венеры, включающий большую арию героини). Новая премьера, состоявшаяся 13 марта 1861 года, ознаменовалась неслыханным скандалом; парижская редакция «Тангейзера» в театральной практике не закрепилась.

Музыка

«Тангейзер» - типично романтическая опера с характерными для нее противопоставлением фантастики и реальности, торжественными шествиями, танцевальными сценами, обширными хорами и ансамблями. Обилие действующих лиц придает опере пышность и монументальность. Большое место занимают красочные зарисовки природы и быта, образующие живописный фон лирической драмы.

В большой увертюре музыкально противопоставлены два мира, борющиеся за душу Тангейзера, - мир сурового нравственного долга, олицетворяемый сдержанными и величавыми темами хора пилигримов, и мир чувственных наслаждений, переданный стремительными, манящими мотивами Венериного царства.

На контрасте фантастических и бытовых сцен строится первый акт. Вакханалия проникнута томительным беспокойством, буйным весельем; завораживающе звучит хор сирен за сценой. В центре картины - большой дуэт Тангейзера и Венеры, обнажающий столкновение двух характеров; трижды, все более приподнято, звучит энергичный, в духе марша, гимн в честь Венеры «Тебе хвала», ему противостоят вкрадчивое, ласкающее ариозо Венеры «Взгляни, мой друг, между цветами, в тумане алом дивный грот» и ее гневное проклятие «Иди, раб дерзкий мой».

Во второй картине первого акта разлит спокойный, ясный свет. Безмятежная песенка пастуха. «Вот Хольда вышла из-под горы» с солирующим английским рожком сменяется светлым хоралом пилигримов и красочными зовами валторн. Завершается акт большим секстетом порывистого, ликующего характера.

Второй акт распадается на два раздела: лирические сцены и грандиозный хоровой финал. В оркестровом вступлении и арии Елизаветы «О светлый зал, чертог искусства» царит чувство нетерпеливого, радостного ожидания. Близок по настроению лирический дуэт Елизаветы и Тангейзера. Торжественный марш с хором подводит к сцене состязания певцов. Здесь чередуются небольшие ариозо - выступления миннезингеров. Выделяется первое ариозо Вольфрама «Взор мой смущен» - сдержанное и спокойное, в сопровождении арфы. Более взволнованно звучит его второе, напевное ариозо «О небо, я к тебе взываю». С ним непосредственно сопоставляется выступление Тангейзера - пылкий гимн в честь Венеры - «Любви богиня, тебе одной хваленья». В центре широко развитого заключительного ансамбля с хором - проникновенная, певучая мольба Елизаветы «Несчастный грешник, жертва страсти». Завершают акт просветленные звучания хорала.

Третий акт обрамлен хорами пилигримов; в центре его - сольные эпизоды, характеризующие трех героев. Большое оркестровое вступление - «Паломничество Тангейзера» предвещает драматизм его рассказа. В начале акта звучит величавая тема хора пилигримов «Я снова вижу тебя, край родимый» (первая тема увертюры). Умиротворенно-светлая молитва Елизаветы «Небес царица пресвятая» сменяется широкой мелодией романса Вольфрама «О ты, вечерняя звезда». Рассказ Тангейзера богат контрастными сменами настроений: отрывистая декламация звучит на фоне оркестровой темы, воссоздающей скорбное шествие; ослепительным видением встает картина папского дворца. В следующей сцене (Тангейзер и Вольфрам) слышатся манящие оркестровые мотивы Венериного царства (из первой картины). Их сметают торжественные звучания хорала, венчаемые мощным, величавым хором пилигримов.

М. Друскин

Вагнер добивался также большой свободы в построении диалогических сцен-собеседований, насыщенных драматизмом. Путь этот был намечен в замечательный сцене Сенты и Голландца (из II акта) и смело развит в упомянутом диалоге Венеры и Тангейзера (из 1-й картины). Среди подобных, позже написанных сцен выделяются диалоги Лоэнгрина - Эльзы, Тристана - Изольды, Зигмунда - Зиглинды и Брунгильды - Зигмунда из «Валькирии», Зигфрида - Брунгильды из «Зигфрида» и «Гибели богов».

В «Тангейзере» Вагнер преобразует и ансамблевые сцены, делая их более драматичными, теснее связывая их с действием. Музыкальное развитие таких сцен (см. состязание певцов в финале II акта) «направляется» возвращением и повторением мотивов, гибкостью переходов и связок, разнообразием подвижной фактуры оркестрового сопровождения.

Наконец, в «Тангейзере» закреплен ряд драматургических положений, которые типичны для Вагнера. Таково, например, противопоставление светлого, морально стойкого женского образа (Елизаветы) мятущемуся, охваченному бурей страстей мужскому образу. Характерны и тщательно выписанные картины природы - образы лесной романтики, пасторальные наигрыши пастуха или исполненные романтического подъема марши-шествия со свойственным их музыке героически-рыцарственным складом.

Таким образом, несмотря на свою внутреннюю противоречивость, «Тангейзер» сыграл значительную роль в закреплении музыкального стиля и принципов драматургии Вагнера. Дальнейшим, высшим достижением этого периода явился «Лоэнгрин ».

М. Друскин

Дискография: CD - Philips. Дир. Заваллиш, Тангейзер (Виндгассен), Елизавета (Силья), Вольфрам (Вехтер), Венера (Бамбри), Ландграф (Грейндль) - Decca. Дир. Шолти, Тангейзер (Колло), Елизавета (Дернеш), Вольфрам (В. Браун), Венера (Людвиг), Ландграф (Сотин) - Deutsche Grammophon. Дир. Синополи, Тангейзер (Доминго), Елизавета (Стьюдер), Вольфрам (А. Шмидт), Венера (Бальтса), Ландграф (Салминен).

Вагнер начал писать либретто «Тангейзера» под впечатлением от Вартбургского замка, который он посетил по дороге из Парижа в Дрезден. Действие оперы происходит в Вартбурге в XIII веке, а в сюжете переплелись три средневековые легенды. Первая – о рыцаре, который провел год в царстве языческой богини Венеры. Вторая – о состязании певцов. Третья – о святой Елизавете. Вагнер был знаком с этими легендами благодаря произведениям Гофмана и Тика.

Премьеру «Тангейзера» в Дрездене приняли неднозначно. Так, Эдуард Ганслик, открыто не любивший Вагнера, отозвался о произведении восторженно: «Я твердо убежден, что это лучшее, чего удалось достичь в большой опере за последние двадцать лет... Рихард Вагнер, я уверен, величайший драматический талант среди всех современных композиторов». А сам Вагнер в конце жизни назвал «Тангейзер» своей худшей оперой.

Так или иначе, после восьми спектаклей ее сняли с репертуара. Вагнер изменил финал, через некоторое время спектакли возобновились и пользовались успехом. Специально для премьеры на французском языке в парижской Гранд-опера композитор ввел в оперу балетные партии, как было принято во Франции, но успеха это не принесло. Возможно, отчасти потому, что опера начиналась слишком рано, и парижские денди, обиженные тем, что не успевали застать танцевавших в первом акте балерин, устраивали скандал и срывали спектакли.

Сегодня опера существует в двух основных редакциях, наиболее популярна первая, «дрезденская», – с измененным финалом и без балетных партий. «Парижская» редакция ставится гораздо реже.

«Тангейзер» – типичная романтическая опера, пышная, с хором, шествиями и танцевальными сценами.

Главный герой, рыцарь-миннезингер Генрих Тангейзер, в первом акте находится в Гроте Венеры, среди сирен, нимф и наяд. Он наслаждался жизнью здесь уже долго, а теперь устал от языческих обрядов и хочет вернуться на землю. Он призывает Деву Марию, и чары рассеиваются – он оказывается у Вартбургского замка, где встречает Вольфрама и рыцарей, своих бывших друзей. Они мирятся и уже вместе идут на певческое состязание.

Второй акт проходит в замке ландграфа (князя Священной римской империи). Придя сюда, главный герой беседует с племянницей ландграфа Елизаветой, тосковавшей по Тангейзеру после его исчезновения. Начинается певческое состязание, на котором рыцари должны поведать слушателям, в чем же сущность любви. Вольфрам воспевает чистую духовную любовь, Тангейзер уверен, что любовь невозможна без чувственного наслаждения, и поет гимн Венере. Вдруг он понимает, что этим оскорбил Елизавету. Все поражены, рыцари выхватывают мечи, но Елизавета закрывает собой Тангейзера. Теперь он должен отправиться в Рим – получить отпущение грехов у Папы.

В третьем акте Тангейзер возвращается из Рима: он не получил прощения. По словам Папы, скорее сухой посох расцветет в его руках, чем рыцарь снимет с себя этот грех. Тангейзер собирается обратно в грот Венеры, языческая богиня уже зовет его. Елизавета молится за Тангейзера, и Венера исчезает. Группа паломников приходит с известием, что посох в руках Папы расцвел.

Любовная опера Вагнера «Тангейзер» состоит из трех действий. Премьера оперы впервые состоялась в Дрездене в 1945 году.

Действие 1

В первом действии благородный рыцарь Тангейзер оказывается в царстве Венеры. В идеальном мире главный герой живет счастливо и беззаботно. Вскоре простому человеку надоедает беззаботная жизнь, и он хочет вернуться к сложной жизни на земле. Богиня Венера не желает отпускать Тенгейзера, ведь она полюбила его всем сердцем. Венера в гневе проклинает своего возлюбленного. Простой смертный верит, что его спасет святая дева Мария. Как только он произнес молитву, владения Венеры исчезли и рыцарь оказался у себя дома. Перед собой он увидел знакомый край с цветущими садами, пастухов и их стада, а также странников, которые держали путь в Рим и пели благовест. Его встречают рыцари, впереди которых идет Ландграф. Тенгейзер решил искупить свою вину и отправиться в паломничество. Рыцари хотят, чтобы их друг остался с ними. Тенгейзер не поддается на уговоры. Когда один из рыцарей, упомянул имя Елизаветы, его сердце запылало от прежней любви. Тенгейзер принимает решение остаться.

Действие 2

Второе действие происходит в замке Ландграфа. Елизавета нетерпеливо ждет своего возлюбленного. При появлении Тенгейзера девушка испытывает радость и смущение. Рыцарь понимает, что именно любовь Елизаветы помогла ему выбрать правильный путь и вернуться домой. Вскоре в замке состоится соревнование певцов. В своих песнях они должны прославлять силу любви. Ландграф входит в зал и приветствует гостей. Певцу, который выиграет состязание, наградой будет рука Елизаветы. Первым свое песнопение начинает Вольфрам. Он поет о чистой любви без грехопадения. Тенгейзер возражает ему, утверждая, что смысл любви только в страсти. Другие рыцари поддерживают Вольфрама. Тогда Тенгейзер в своей песне признается, что был в любовном плену богини Венеры. Все дамы в ужасе. Рыцари достали свои мечи. Елизавета своим телом закрывает возлюбленного. Тенгейзер навеки разбил сердце Елизаветы. Чтобы искупить свой грех он отправляется в Рим вместе с пилигримами.

Действие 3

Третье действие происходит в долине возле замка Ландграфа. Елизавета молится о грешном возлюбленном. Вдали за ней наблюдает влюбленный Вольфрам. Пилигримы возвращаются из Рима, но Тенгейзера среди них Елизавета не находит. Глубокой ночью возвращается Тенгейзер в рваных лохмотьях. Он проделал тяжелый путь, чтобы искупить свой грех, но ему было отказано в прощении. Тенгейзер хочет вновь вернуться к Венере. Вольфрам пытается его остановить, но тут появляется богиня Венера. Тенгейзер направляется к ней, но тут Ландграф приносит мертвое тело Елизаветы. Со словами раскаяния он умирает возле ее гроба.

Знаменитая опера учит людей расставлять приоритеты между плотской и духовной любовью.

Картинка или рисунок Вагнер - Тангейзер

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Разливы рек Паустовский

    Поручика Лермонтова сослали на Кавказ. Из-за сильного наводнения, которое образовалось в результате весны, сильно задержало его в пути, и торопиться он не желал.

  • Краткое содержание Иосиф и его братья Томас Манн

    Основой книги является библейская история об Израилевой семье. Исаак и Ревекка имели сыновей близнецов Иакова и Исава. Ревекка сильнее всего любила Иакова. Старый и слабый Исаак позвал старшего сына и попросил приготовить дичь

  • Краткое содержание Казус Кукоцкого Улицкая

    В книге рассказана история жизни доктора Кукоцкого. Павел Алексеевич, будучи потомственным врачом, специализировался на гинекологии. Ему отлично давалась диагностика, ведь доктор обладал интуицией и способностью видеть больные органы своих пациентов.

  • Краткое содержание Карамзин Марфа-Посадница, или Покорение Новагорода

    Знаменитую повесть "Марфа Посадница, или Покорение Новгорода" по праву можно признать исторической. Ведь она правдиво показывает и рассказывает о сложном и тяжелом времени

В 2015 году театральный мир России сотряс скандал, связанный с оперой «Тангейзер», которую поставили в новосибирском театре. Он привел к нескольким громким кадровым решениям в этом культурном учреждении.

Сюжет «Тангейзера»

Достаточно взглянуть на сюжет оперы, чтобы понять, в чем суть скандала. «Тангейзер» - это далеко не новое произведение. Опера была написана Рихардом Вагнером в 1845 году. Она затрагивает множество религиозных тем. Согласно сюжету главный герой Тангейзер переживает грехопадение с античной богиней Венерой. В опере также фигурирует образ Иисуса Христа и христианского бога.

Для XIX века это была очень вольная постановка, которая могла не понравиться многим религиозным догматикам. Однако Германия - протестантская страна, где уже давно существовали принципы свободы совести и вероисповедания. Опера, как и многие другие произведения Вагнера, стала классикой мирового театра.

Критика РПЦ

Необходимо разобраться в противоборстве министерства культуры и персонала театра, чтобы понять, в чем суть скандала. «Тангейзер» был раскритикован Русской Православной Церковью. Публичный спор возник после того, как на оперу пожаловался Тихон (митрополит Новосибирский и Бердский). При этом сам деятель церкви спектакль не видел, а сослался на возмущение некоторых православных зрителей местного театра.

Митрополит несколько раз публично выступил с критикой «Тангейзера». В частности, он требовал убрать его из репертуара театра. Кроме того, Тихон призывал православных жителей Новосибирска выйти на митинг (молитвенное стояние) против «хулы на Иисуса Христа» и т. д.

Административное дело против Кулябина

В первый раз оперный театр показал постановку «Тангейзер» в декабре 2014 года. Ее автором был Тимофей Кулябин. Он всячески публично защищал свое детище от критики Русской Православной Церкви, в первую очередь апеллируя к тому, что в стране есть свобода слова.

Также необходимо обратить внимание на те разбирательства в суде, которые начались в связи с этой историей, чтобы понять, в чем суть скандала. «Тангейзер» привел к тому, что прокуратура Новосибирской области завела административное дело на Кулябина. Его обвинили в Другим ответчиком в этом процессе стал Борис Мездрич - директор театра оперы и балета. Дело было заведено в феврале 2015 года, и именно тогда скандал впервые вышел на федеральный уровень. На произошедшее обратили внимание ведущие СМИ, после чего об этой истории стало известно всей стране.

Позиция театрального сообщества

Когда стало известно о судебном деле против Мездрича и Кулябина, их поддержали почти все известные театральные деятели страны. Это был редкий пример цеховой солидарности среди многочисленных актеров и постановщиков. В поддержку спектакля высказались: Марк Захаров, Олег Табаков, Валерий Фокин, Кирилл Серебрянников, Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Олег Меньшиков, Ирина Прохорова, и другие. Одновременно с этим театральные критики в своих рецензиях положительно отозвались о художественных особенностях оперы «Тангейзер». Новосибирск на несколько месяцев превратился в эпицентр культурных новостей страны.

Через несколько недель суд закрыл делопроизводство в отношении Мездрича и Кулябина. Но маховик уже был раскручен. После неудачи с Генпрокуратурой сторонники РПЦ начали жаловаться в Следственный Комитет, ФСБ и другие государственные органы. Эту повестку перехватили в министерстве культуры. Оно стало главным оппонентом «Тангейзера».

29 марта 2015 года министр культуры России уволил директора новосибирского театра Бориса Мездрича. Причина заключалась в том, что последний последовательно защищал оперу и не снимал ее с репертуара вопреки критике со стороны церкви и ее сторонников.

Министерство требовало от Мездрича если не убирать спектакль, то хотя бы внести в него сюжетные изменения, которых требовали активисты. Также директору приказали сократить финансирование постановки. Все это он делать отказался, после чего был уволен. Так скандальная опера «Тангейзер» привела к еще большему конфликту в обществе.

Увольнение Мездрича

На место уволенного Мездрича был назначен До этого он также руководил петербургским Михайловским театром. Однако куда больше Кехман был известен как бизнесмен. В 90-е годы он создал крупнейшую на российском рынке компанию по импорту фруктов, за что был прозван «банановым королем». Из-за его прежней деятельности, не связанной с театром, многие деятели культуры подвергли критике кадровое решение министра Владимира Мединского.

Колоритный Кехман в 2012 году был признан банкротом. До своего назначения директором театра он публично призывал запретить «Тангейзер». Опера, по его мнению, оскорбляла чувства верующих и была кощунством. 31 марта 2015 года Владимир Кехман, только что ставший директором театра, снял спектакль с репертуара. Любопытно, что Владимир Мединский не поддержал этого решения, заявив, что опера нуждалась лишь в корректировках.

Спор о цензуре

Противоборство режиссера Кулябина и министерства культуры - это то, в чем суть скандала («Тангейзер» далеко не все считают скандальной постановкой). Этот конфликт привел к жарким спорам о том, есть ли в государственных театрах цензура. Министр Мединский отрицал такую формулировку и ссылался на российское законодательство.

Помимо того что история с «Тангейзером» привела к критике министерства культуры, в обществе с новой силой вспыхнул спор о законодательстве, затрагивающем религиозные вопросы. Согласно Конституции Россия является светским государством. Это означает, что любая церковь и религиозная организация отделена от власти. Также в России закреплен принцип свободы вероисповедания. Все эти правовые нормы стали главными аргументами защиты режиссера Кулябина и директора Мездрича в суде.

Реконструкция театра

Противники и сторонники «Тангейзера» в разное время организовывали несколько акций для публичной демонстрации своей позиции. «Молитвенное стояние» против постановки оперы собрало сотни православных активистов, требовавших оставить Кулябина без работы.

Интересно, что после произошедшего скандала Новосибирский оперный театр было решено временно закрыть на реконструкцию. Новый директор Владимир Кехман заявил об этом через неделю после того, как был назначения на свою должность. Поэтому уже в апреле в театре были прекращены вообще все постановки спектаклей.

Руководство учреждения связало закрытие с хозяйственными причинами. В здании начался ремонт зрительного зала, гримерок, фойе и классов для репетиций. Именно тогда начал спадать интерес к скандалу, который вызвал спектакль «Тангейзер». Опера больше не появлялась на новосибирской сцене.

Общественный резонанс

Следует отметить, что министерство культуры еще до назначения Кехмана организовало общественное обсуждение нашумевшей новосибирской постановки. В стенах этого учреждения собрались режиссеры, театральные критики и представители церкви. Они попытались обсудить оперу «Тангейзер», либретто которой было написано еще Вагнером, но диалога не получилось.

Сторонники постановки ссылались на принятый в Кремле документ «Основы культурной политики», который тезисно описывал действия государства в сфере культуры. В нем были подчеркнуты отрывки, касавшиеся создания всех необходимых условий для реализации творческого потенциала любого гражданина. Этот принцип полностью расходился с той позицией, которую заняли церковные иерархи, критиковавшие оперу.

Также театральные критики отметили, что спектакль является признанной международной классикой жанра. Эту оперу ставят на лучших площадках мира. Оценивать ее следует еще и с учетом того, что ее написал человек, живший в XIX веке, - Рихард Вагнер. «Тангейзер» красноречиво передает то видение мира, которое было популярно в ту эпоху. Так или иначе, но религиозным деятелям и их противникам договориться не удалось. На сегодняшний день случай с «Тангейзером» остается самым громким в своем роде.

Создателей оперы «Тангейзер» судят за оскорбление чувств верующих, хотя РПЦ и Минкульт выступили против судебного разбирательства. Общественность возмущена постановкой, хотя никто ее не смотрел. Medialeaks попытался разобраться в странностях дела «Тангейзера», ставшего причиной нового культурного конфликта церкви и искусства.

Конфликт между консервативными верующими и прогрессивными художниками стал уже стандартным для России со времен Pussy Riot. Но на этот раз центром событий стала не столица, а в Новосибирск.

Премьера «Тангейзера» состоялась 20 декабря 2014 года, режиссером выступил Тимофей Кулябин. После своей премьеры опера получила высокие оценки критиков и самые лестные отзывы, в том числе и от официальной прессы. Постановка вошла в список самых значимых театральных премьер газеты «Коммерсант» и получила одобрительную оценку «Российской газеты». Премьеру оперы осветил Новосибирский филиал канала «России 24», в студии которого ведущий очень гостеприимно принимал директора Новосибирского театра оперы и балета, где и поставили «Тангейзера», Бориса Мездрича. Премьера «Тангейзера» стала событием не только для Новосибирска, но и для всей страны.

«Тангейзер» - изначально классическая опера Вагнера, немецкого композитора 19 века, Кулябин же переносит действие в реальное время. Тангейзер из рыцаря превращается в кинорежиссера Генриха Тангейзера, который снимает фильм о неизвестном периоде молодого Иисуса Христа, который попадает в грот языческой богини Венеры, где предается плотским утехам. На сцене появляется плакат - постер фильма, якобы снятого на сцене, -изображающий Иисуса между огромных женских ног. По сценарию, после выхода фильма на режиссера обрушивается негодующая общественность, которая отвергает его и предает изгнанию.

Постановка шла в театре около двух месяцев, собирая лестные отзывы критиков. Опера пользовалась большой популярностью у зрителей, за два месяца спектакль посмотрело более 3,5 тысяч человек. Даже сейчас, на 14 марта, за неделю до показа постановки, билетов практически не осталось.

Странности дела

Процесс по делу «Тангейзера» начался с того, что глава Новосибирской митрополии Тихон обратился в новосибирскую прокуратуру с обвинением в адрес режиссера постановки и директора театра в «умышленном оскорблении чувств верующих». Митрополит Тихон утверждает, что оперу не видел, а написал заявление по просьбе зрителей, которых возмутил спектакль. Главным предметом возмущения стал образ Христа, использованный в постановке и на плакате - между ног Венеры.

«Я написал письма и губернатору, и в Законодательное собрание, и прокурору, но ответов не получил. Прошло уже около месяца. Я там говорил только о соблюдении законодательства. Мы не эксперты и не собираемся говорить, хорошо это или плохо, мы только говорим о соблюдении прав верующих. Есть права, и их надо соблюдать», - приводит слова Тихона «РИА Новости».

Прокуратура завела на режиссера постановки и директора театра административное дело, начались судебные разбирательства. Православные активисты, возмущенные оперой, организовали митинг 1 марта у здания театра, в котором идет «Тангейзер», требуя прекращения показов и отставки министра культуры Новосибирска. Акцию посетило около 800 человек, причем жалующиеся признаются, что постановку не смотрели.

В ответ на обвинения со стороны православного населения и прокуратуры пресс-служба театра заявил а, что «театр намерен отстаивать свою профессиональную позицию и художественную политику «. Постановку не сняли и с репертуара театра: опера будет представлена зрителям в марте два раза.

В среду, 4 марта, суд начал рассматривать дело «Тангейзера». Директор театра Борис Мездрич ходатайствовал в суде о проведении религиоведческой и искусствоведческой экспертизы. Однако суд в экспертизе отказал, заявив, что представленных доказательств для вынесения решения будет достаточно.

Прокуратура, выступающая в этом деле обвиняющей стороной, заявила что не требуется никакого специального образования, чтобы оценивать «Тангейзер», потому что нарушение очевидно. Кроме того, прокуратура привлекла мнение эксперта, который подтвердил нарушения закона.

«Мы изучили видеозапись оперы, декорации, в том числе постер порнографического содержания. Также имеется заключение эксперта - доктора богословия, протоиерея Бориса Пивоварова, которое подтверждает нашу позицию. Мы считаем, что состав правонарушения имеется. Это (нарушение) очевидно. Для этого не требуется специального образования. Мы считаем, что полученных в ходе прокурорской проверки материалов достаточно», - заявил в ходе заседания суда прокурор.

История может показаться банальной, напоминающей процесс над Pussy Riot и сжигание книг Владимира Сорокина в 2002 активистами из «Идущих вместе», выступавшими против контракта между Сорокиным и Большим театром. История должна была развиваться по «Левиафану», если бы не обилие странностей, сопровождающих ход дела.

На директора театра, в котором поставили оперу, и режиссера «Тангейзера» завели административное дело по статье КоАП 5.26 , которая предусматривает наказание в виде штрафа до 50 тысяч рублей. Однако на фоне подобных громких дел, в которых замешаны религиозные конфликты, наказание для «Тангейзера»выбрано мягкое. Существует другая статья уже Уголовного кодекса 148, которая предусматривает штраф до 300 тысяч или лишение свободы на срок до года. И хотя по делу «Тангейзера» СК уже начал проверку по уголовной статье, еще неизвестно, будет ли заведено реальное дело.

На удивление, общественность и власти культуры активно заступаются за «Тангейзер».

Обычно в таких громких делах по оскорблению религиозных чувств художники подвергаются массовым порицаниям, однако в этот раз на защиту «Тангейзера» пришли чиновники Минкульта и деятели культуры, лояльные к властям. Минкульт Новосибирска Василий Кузьмин не увидел в опере оскорбления чувств верующих, а также выразил свое беспокойство по поводу нарастания ненависти на религиозной почве среди населения.

«У меня не возникло впечатления, что в спектакле осквернены религиозные предметы и символы или оскорблены чувства верующих. Хотя вызывающие элементы в постановке Тимофея Кулябина встречаются, они вписаны в художественное целое спектакля», - рассказал он в интервью РБК .

В защиту оперы также высказался руководитель Театра Наций Евгений Миронов, известный своей поддержкой президента России Владимира Путина. Он написал открытое письмо в прокуратуру Новосибирска, где завил, что театр априори не может никого оскорблять.

«Театр – не храм, как сказал классик, а кафедра. Он по определению не может оскорбить никаких чувств, истинных или мнимых… И все споры о театральных спектаклях должны вестись исключительно в свободной атмосфере общественной дискуссии, а не в судах. Иначе будущее нашей культуры незавидно», - пишет Миронов .

Из этих заявлений можно сделать выводы, что создателей «Тангейзера» в стране врагами не считают, в отличие от тех же Pussy Riot и Сорокина.

В СМИ «Тангейзер» также не вызвал бурного порицания. Государственные издания освещают процесс над «Тангейзером» в отстраненно-информационном тоне, стараясь придерживаться баланса мнений. Когда, например, в прокат вышла картина «Левиафан», ее режиссера Андрея Звягинцева кремлевские блогеры и патриотические СМИ сразу же обвинили в создании «антироссийского фильма» и заказухе . Но история «Тангейзера», однозначно, медийная не вызвала активного порицания в социальных сетях. Известных блогеров, обсуждающих кощунство оперы и борющихся за наказание ее создателей, нет, зато есть защищающие ее художественную ценность.

Помимо митрополита Тихона «Тангейзер» никто из глав РПЦ в кощунстве не обвиняет.

Реакция официальных представителей РПЦ тоже неожиданная. Вместо публичного порицания глава синодального Информационного отдела Владимир Легойда выступил с заявлением с просьбой прекратить судебные разбирательства по делу «Тангейзера».

«Церковь как никто другой заинтересована в том, чтобы по статьям, защищающим чувства верующих, не было уголовных дел. Поэтому я призываю авторов новосибирского «Тангейзера» услышать верующих людей и завершить эту конфликтную ситуацию без судебных приговоров. Надеюсь, это еще возможно. Из этого, как очевидно, не следует, что любой верующий или священнослужитель, увидев в публичном пространстве нечто, кажущееся ему богохульством, оскорбляющим его чувства, должен по собственной инициативе бежать в прокуратуру», - цитирует Интерфакс слова Легойды.

Кукловоды и РПЦ

О странности и срежиссированности истории «Тангейзера» говорит адвокат создателей постановки Сергей Бадамшин. По его словам, сторона обвинения вырывает куски постановки из контекста и отказывается от диалога.

«Тот самый постер, к которому привязываются все, он из контекста вырван. Сама по себе эта сцена призвана вызвать отвращение к настоящему. Эта сцена съемок фильма. Некоторые путают этот постер фильма, который снимается на сцене, с постером «Тангейзера» как спектакля. А это постер фильма. Кощунственного фильма, который снимается на сцене. После него режиссер Тангейзер отвергнут обществом. То есть спектакль говорит о том, что так нельзя поступать. «Нельзя в розетку совать язык», - показывает художник и театр. Так нет: они показывают язык, показывают розетку и говорят: «Совать язык в розетку нельзя, поэтому вы оскорбляете наши чувства». Так мы и говорим, что так нельзя делать. Никто ж этого не слушает», - рассказывает адвокат в интервью Medialeaks.

Адвоката также смущает тот факт, что жалоб не поступало до заявления Тихона, хотя митрополит утверждает, что написал жалобу именно в связи с жалобами зрителей. Жалобы начались после, и никто из недовольных не смотрел постановку.

«Знаете, жалобы зрителей появились после заявления Тихона. До этого не было ни одной жалобы. Дальше - жалующиеся, ни один из них, не видели оперу. Есть какие-то выдержки, есть какие-то постеры, есть части видеофайлов, притом это было представлено самим театром по просьбе прокуратуры. Они расходится лицам, которые должны хратить эту информацию, а, оказывается, она распространяется. Уважаемых верующих просто подставили. Никто не видел эту оперу. Никто не читал либретто. Никто не знаком с оригиналом оперы Вагнера. И выдирать из контекста реквизит, то есть даже не сцену, а просто реквизит, - это наиболее кощунственное, что можно сделать по отношению к евангельскому образу Иисуса Христа», - рассказывает Бадамшин.

Адвокат уверен, что у этого дела есть заказчики - люди, заинтересованные в таком ходе событий. Однако, кто стоит за конфликтом «Тангейзера», Бадамшин говорить отказывается.

«Это нужно не государству, это не нужно церкви. Это нужно исключительно тем людям-кукловодам, которые пытаются направить несчастных верующих и чиновников в каких-то своих собственных интересов, которые абсолютно не связаны ни с церковью, ни с защитой прав верующих», - заявляет адвокат.

Режиссер «Тангейзера» также отказался открыто говорить, почему местная метрополия проявляет такую настойчивость.

«Вряд ли я могу это объяснить. Я могу только догадываться и предполагать. Но все мои догадки и предположения в конечном счёте – во-первых, это домыслы. А во-вторых, они всё-таки не очень приятны, что ли. Вот неприятные мысли у меня возникают. Может быть, пусть они лучше останутся при мне», - заявил Кулябин в эфире «Эха Москвы».

По мнению Юрия Самодурова, организатора скандальной выставки «Осторовжно, религия!», приговоренного за разжигаение религиозной вражды, за всем скандалом вокруг «Тангейзера» стоит РПЦ.

«Таким образом РПЦ доказывает свою государство-образующую роль. Это не недоразумение, это сознательная политика РПЦ, которая хочет получить влияние над гражданским обществом», - заявил Самодуров в интервью Medialeaks.

До 2013 года оскорбление религиозных чувств являлось административным правонарушением. В июне 2013 года к закону были приняты поправки, по которым усиливалась мера наказания. Была установлена уголовная ответственность в виде лишения свободы за «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих».

В феврале по этой статье прокуратура завела уголовное дело на гражданина Чечни, который разместил в соцсетях видео, «оскорбляющее чувства верующих». Уголовного дела по этой же статье требует священник из Ижевска, который недоволен, что в одном из местных театров в постановке «Метель» используется «очерненный» образ священнослужителя.



Рассказать друзьям