Вальтер Скотт. Сведения о жизни и творчестве английского писателя

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Тема. Вальтер Скотт (1771-1832) «Айвенго». Вальтер Скотт как создатель жанра исторического романа. Изображение в романе «Айвенго» борьбы англосаксов с норманнами в XII в. и междоусобиц норманнов

Цель: познакомить учащихся с жизненным и творческим путем Вальтера Скотта (главные события); показать глубокую заинтересованность автора изображением истории родины, раскрыть панораму жизни средневековой Англии в романе «Айвенго»; формировать у учащихся умение воспринимать большой по объему произведение целостно, сравнивая изображаемое в романе с реальными историческими событиями; совершенствовать навыки текстологического анализа произведения; воспитывать культуру свяВНОй речи, культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность.

Оборудование: портреты Вальтер Скотта, фотография памятника В. Скотту в Эдинбурге.

(Поскольку произведения В. Скотта изучают только в 7 классе, рассказ о жизненном и творческом пути писателя следует подать подробнее, чем о других.)

Есть в Шотландии, в самом центре Эдинбурга, на Принцесс-стрит, необычный памятник. Это огромное сооружение состоит из стреловидной башни 60-метровой высоты, напоминает готические соборы.

Под ее кровлей, на постаменте, к которому ведут лестницы, статуя Вальтера Скотта из белого мрамора. Писатель сидит с книгой в руке. Рядом с ним - любимая собака, которая преданно смотрит на хозяина. В нишах башни - фигуры героев книг В. Скотта. Это одна из достопримечательностей столицы Шотландии. Но жизнь Вальтер Скотта продолжается не в белом мраморе, а в его замечательных произведениях, среди которых «Айвенго» - лучший.

По происхождению Вальтер Скотт - шотландец. Он родился в семье адвоката и с детства был поощрен к чтению. В раннем детстве будущий писатель ознакомился с историей своих дедов и прадедов, с многочисленными легендами, рассказами о героическом прошлом Шотландии и борьбу за ее независимость. Прошлое отечества вызвало глубокую заинтересованность. Скотта.

По приказу отца он получил юридическое образование, некоторое время работал секретарем Эдинбургского суда, а затем шерифом одного из округов

Шотландии. Работу он совмещал с посещением мест исторических сражений, с записью старинных баллад, народных песен и легенд. В 1802-1803 гг. Скотт издал три тома «Песен шотландского народа».

Какую вы знаете балладу о героическом прошлом шотландцев?

Можно ли ее найти в сборнике, изданном В. Скоттом?

Первые два тома - это собранные им народные баллады и песни, в которых изложены мысли и чувства народа, его история. Третий том - это баллады, созданные самим Вальтером Скоттом.

Фольклор стал основным источником его поэтического творчества.

В его поэмах «Песнь последнего менестреля», «Поле Ватерлоо», «Гарольд Бесстрашный» и других реальность переплетается с фантастикой, но их своеобразие и значение в художественном воплощении исторических событий. В. Скотт создал жанр исторической поэмы. Эти поэмы подготовили почву для появления исторических романов.

«Айвенго» - это роман о далеком прошлом, о событиях XII века. В стране в это время велась борьба за централизацию королевской власти. В произведении рассказывается о безграничном произволе феодалов, о преобразовании рыцарских замков на розбійничі ячейки, бесправие и нищету крестьян. Писатель ярко изображает жестокость слуг католической церкви, грабеж и насилие рыцарей-крестоносцев.

В «Айвенго», как и в других своих романах, автор дает описание личной жизни героев в контексте исторических событий, рассказывает о необыкновенных приключениях и реальные исторические факты. Роман В. Скотта способствует познанию и пониманию истории.

Худ. А. Кручина. Портрет В. Скотта

II. Актуализация опорных знаний учащихся с использованием приема «мозаика»

Сейчас мы с вами попробуем с материалом первых разделов составить панораму средневековой Англии, читая отрывки из романа*, воссоздающие картину суток.

(Для учителя:

1. «Феодалы, получив чрезмерные привилегии...» - из раздела И.

2. «Очень непрочным было в то время положение маломаєтних дворян ... » - из раздела И.

3. «Завоевание Англии норманским герцогом Вильгельмом...» - из раздела И.

4. «Почти все без исключения саксонские принцы и саксонская знать были либо истреблены, либо лишены своих владений...» - из раздела И.

5. «Все монархи норманского происхождения отдавали явное преимущество... » - из раздела И.

6. «Разговаривали исключительно по-нормано-французски...» - из раздела И.

Итак, мы с вами увидели две силы, противопоставленные друг другу: (саксы) и (норманны).

Коренное население Англии - это (саксы), захватчики - (норманны).

Что является безусловным доказательством угнетения коренного населения, ограничение их самостоятельности? (Закончить предложения, доказав, что ученики разбираются в событиях текста:

У них отобрано... родной язык)

А можно ли говорить, что английское население становится рядом со знатью в борьбе с общими врагами? Что мы можем сказать о «низший люд»?

Продолжаем «складывания мозаики».

(Для учителя:

1. Описание свинопаса Гурта.

«Медное кольцо вроде собачьего ремеза... »

«...прирожденный раб Седрика Сакса» - раздел И)

2. Описание шута: «Серебряный ошейник».

«Один из тех домашних клоунов и шутов, которых богатые люди держали у себя дома для забавы, чтобы как-то згайнувати время» - раздел И.

3. «Нам остался только воздух, чтобы дышать, впрочем, и его не отняли только потому, что иначе мы не выполнили бы работу, навалену на наши плечи...» - из раздела И.

Это уже протест против угнетения. Но поддержит ли кто-то бедных рабов?

4. «Дай Бог здоровья нашему хозяину Седрику за то, что он вступился за нас, как подобает мужественному воину...» - из раздела И.

Которое, кстати, прозвище в романе имеет Седрик и почему? (Сакс)

Как вы считаете, а можно ли составить мнение о отношения во всем обществе страны, рассматривая отношения между конкретными людьми? Другими словами, целесообраВНО рассматривать мир в увеличительное стекло?.. С этой целью рассмотрим один из эпизодов романа...

II. Формирование новых знаний, умений и навыков

1) Кто именно собрался в Седрика Сакса? Почему именно хозяин собрал такую раВНОобразную компанию? Каким словом можно характеризовать Седрика и как оно его характеризует? (Приближение непогоды, человечность, гостеприимство)

2) можно Ли сказать, что Седрик такой любезный хозяин, что готов ради гостей поступиться своими принципами? (Не более трех шагов навстречу, «буду разговаривать с вами моим родным языком», отношение к леди Ровены и защита девушки от посторонних невежливых взглядов, защита родного языка.)

3) уважает Седрик человеческое достоинство других так же, как собственную?

а) (Угроза свинопасу и шуту: «Кто же осмелился так покалечить собаку, которая принадлежала моему рабу?» Седрик - прежде всего хозяин, а потом человек.)

б) («Очень вероятно, что учитывая ту причину, которая побудила Седрика приютить под своей крышей потомка презренного народа, он настоял бы и на том, чтобы челядь повела себя с Исааком приветливее, но именно в это время аббат начал столь интересный разговор о породах и повадках своих любимых псов, что Седрик не перебил бы его даже ради значительно более важной дела, чем вопрос о том, пойдет ли еврей спать без ужина».)

4) с уважением гости относятся к дому, в котором находятся? Или ведут они себя соответственно своему званию? (Спорят о впечатлениях от красоты леди Ровены, заключив пари; аббат любит выпить, Бриан де Буагильбер хвастается храбростью рыцарей своего ордена, умалчивая подвиги англичан.)

5) Кто вносит некоторые изменения (и какие именно) в развитие событий во время ужина? (Паломник посадил несчастного Исаака на свое место у камина и принес ему еду, а также начал разговор об английских рыцарях, о победе норманнов на турнире в Святой Земле.)

6) Как реагировали хозяин и гости, когда паломник торжественно называл имена победителей? («Невозможно описать неистовый гнев, который мгновенно вспыхнул на еще более потемневшем лице смуглого храмовника»; «- Я бы охотно отдал тебе этот золотой браслет, паломник, <... > если бы ты назвал имена тех рыцарей....»)

7) Почему паломник не назвал имя шестого рыцаря?

8) Почему Бриан де Буагильбер назвал имя Айвенго, хотя мог бы промолчать? Какую цель он преследовал? Проиллюстрируйте конкретными словами его отношение к Айвенго.

9) Кто вступился за честь рыцаря Айвенго и чем они поклялись? Чья залог кажется вам наиболее ценным?

2. Блиц-турнир вопросов

1). Как вы считаете, почему Седрик не сразу вступился за Айвенго? Почему на слуг «имя Айвенго произвело впечатление электрической искры»? Что за оскорбление вспоминает Седрик?

2). Что сделала леди Ровена после своего покровительства?

3). Чем закончилась случайная встреча паломника и еврея Исаака?

4). Как вы считаете, встретятся на турнире Айвенго и Бриан де Буагильбер? Почему паломник не был уверенным в этом?

III. Подведение итогов урока

Помог ли нам эффект «увеличительного стекла» (встреча в доме Седрика Сакса) раскрыть отношения между слоями населения средневековой Англии?

О чем свидетельствует эта сцена? (Разделение героев на саксонцев и норманнов)

Как вы считаете, какую композиционную роль выполняет сцена паре в романе? (Напомнить про завязку сюжета)

Что нужно сделать саксонцам, чтобы собрать силы для победы? Есть для нее предпосылки?

* Текст предоставляется в пересказе Б. Бовіюка.

Предлагаю два урока по роману «Айвенго» английского писателя Вальтера

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русская литература лишь одна ветвь мировой культуры, и ее нужно изучать в тесной связи с зарубежной литературой. Поэтому произведениям из мировой литературы должно отводиться немаловажное место, тем более, что учащиеся проявляют интерес к произведениям зарубежных авторов.

Предлагаю два урока по роману «Айвенго» английского писателя Вальтера Скотта.

Урок 1

Тема : Вальтер Скотт. Сведения о жизни и творчестве английского писателя. Исторический роман «Айвенго».

Цель : познакомить учащихся с жизнью и творчеством Вальтера Скотта, его романом «Айвенго»; дать понятие исторического романа; развивать умение на слух воспринимать материал; воспитывать интерес к литературе и культуре других народов.

Оборудование: электронная презентация жизни и творчества В. Скотта; иллюстративный материал.

Ход урока.

I Организационный этап.

II Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

  1. Слово учителя. (слайд 1)

Русский критик В.Г. Белинский сказал о Вальтере Скотте: «Вальтер Скотт создал, открыл, угадал эпопею нашего времени – исторический роман».

Задача сегодняшнего урока – подтвердить слова В.Г. Белинского самостоятельно подобранным материалом и фактами, взятыми из лекции учителя.

III Работа по теме урока.

  1. Мини-лекция учителя

(слайд 2)

Вальтер Скотт вошёл в историю европейской литературы как основатель жанра исторического романа. В 1814 году в Англии вышел в свет роман «Уэверли, или Шестьдесят лет тому назад» (в некоторых переводах «Вэверлий»)

(слайд 3)

За 18 лет Вальтером Скоттом написано 30 романов, не считая поэм и баллад (среди них – романы «Пуритане» (1816), «Роб Рой»(1818), «Айвенго»(1819), «Квентин Дорвард» и др.)

Исторические романы Вальтера Скотта читатели встретили с увлечением, они привлекали и описанием природы, и живым, образным, ярким языком.

(слайд 4)

Высоко отзывались о романах Скотта английский поэт Байрон, немецкий поэт и просветитель Гёте, русский писатель Ф.М. Достоевский и многие другие (Вильям Теккерей – английский писатель, Роберт Бернс – английский поэт, А.С. Пушкин – русский поэт и писатель.) Гёте писал: «Следовало бы, собственно, всегда читать только то, что вызывает наше восхищение, … теперь я чувствую это, читая Вальтера Скотта Да, в самом деле, здесь всё значительно: материал, содержание, характеры, изложение. И какая правдивость деталей при выполнении!» (о романе «Роб Рой»)

Что значит жанр исторического романа?

(слайд 5)

Исторический роман – это эпическое прозаическое произведение, в котором в художественной форме воспроизведены события и герои определённого исторического периода.

(слайд 6)

Основные особенности исторического романа:

  • эпический жанр;
  • сюжет – изображение событий определённой эпохи;
  • опора на исторические источники;
  • соединение исторических фактов с художественным вымыслом;
  • герои – исторические и вымышленные личности;
  • автор объективно показывает исторические события, но имеет свой взгляд на них;
  • язык романа характерен для эпохи автора.

(слайд 7)

Образцами исторического романа являются: в английской литературе «Айвенго» Вальтера Скотта, во французской – «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго.

  1. Сообщения учащихся по биографии писателя.

(слайд 8)

Портрет В. Скотта (1771-1832гг)

а) детские и юношеские годы В. Скотта

(слайд 9)

б) учёба в Эдинбургском университете

(слайд 10)

в) последние годы жизни

(слайд 11)

  1. Общая характеристика романа «Айвенго»».

(слайд 12)

Главная прелесть романов Walter Scott состоит в том, что мы знакомимся с прошедшим временем.

Наиболее известным романом Вальтера Скотта является «Айвенго» (1819г), названный именем главного героя. Айвенго – вымышленный герой, но события, в которых он принимал участие, настоящие. Они происходили в XII веке.

(песня Вл. Высоцкого)

События в романе разворачиваются 4-ьмя сюжетными линиями:

(слайд 13)

  • история рыцаря Айвенго (после участия в крестовых походах он возвращается в Англию. На его родине идёт ожесточённая война между коренным населением – саксами (к ним относится и Айвенго) и норманнами. Айвенго – участник всех основных моментов романа: рыцарского турнира, штурма замка – твердыни норманнских рыцарей и битвы с Буагильбером за честь Ревекки. Он всегда победитель. История Айвенго заканчивается свадьбой).
  • борьба короля Ричарда I за трон с принцем Джоном (братом Ричарда) и феодалами:

(король Ричард Львиное Сердце – реальное историческое лицо (1157-1199гг). Вальтер Скотт его идеализировал. На самом деле он жесток, довёл страну разорения. В романе же это мудрый правитель).

  • история гонимого еврея Исаака и его красавицы дочки Ревекки;
  • приключения Локсли – «благородного разбойника» (этот образ взят из английских народных баллад о Робине Гуде).
  1. Вопросно-ответная беседа по первым главам романа (1-5 главы)

В романе даётся удивительно широкая картина жизни Англии XII века.

  • с чего начинается роман? С какими героями знакомит нас автор? (первыми героями являются крестьяне, рабы феодала Седрика Саксонца, - пастух-свинопас Гурт и шут Вамба).
  • Кого они встречают на лесной дороге? (крепостные саксонцы встречают надменного и жестокого рыцаря-крестоносца Бриана де Буагильбера (храмовника, рыцаря Храма) и его спутника – настоятеля монастыря приора Эймера, хитрого чревоугодника, распутника в рясе « - Ты вздумал ещё спорить со мной, раб, - сказал воин и, дав шкоры лошади, заставил его перескочить через дорогу, а сам между тем поднял хлыст, который он держал в руках, с намерением покарать эту мужицкую наглость.

Гурт метнул на него злобный и мстительный взгляд и с угрозой, хоть и нерешительно, ухватился за рукоятку своего ножа»… (гл. 2)).

В этой сцене находит отражение многовековая вражда между феодалами и их крепостными.

  • Кто такой Седрик, леди Ровена, Ательстан? Какой план вынашивал Седрик Саксонец?

(слайд 14)

(Ательстан был феодалом королевской крови, но ленив и неповоротлив.

Седрик хотел выдать за него замуж свою воспитанницу леди Ровену – богатую – и посадить Ательстана Коннингсбургского на английский престол. Видя взаимную привязанность своего сына Уильфреда Айвенго и леди Ровены, Седрик отказал сыну от дома и лишил его наследства.)

IV Подведение итогов урока. Рефлексия.

  • Какие записи вы успели сделать?
  • Какие особенности исторического романа можно выделить, прочитав первые главы?

V Домашнее задание : просмотреть главы 7-8, 12, 29, 43-44. Индивидуальные задания: краткий пересказ (1-ый ученик – глав 13-28; 2-ой ученик – глав 34-37).

Урок 2

Тема : Широкая панорама жизни средневековой Англии. История и судьба человека: Айвенго, его преданность, честность, благородство.

Цель : совершенствовать умения и навыки анализа текста; развивать навыки характеристики героя; воспитывать уважение к людям, имеющим чувство собственного достоинства.

Оборудование : портрет В. Скотта, электронная презентация, распечатка отдельных глав романа.

Ход урока.

I Организационный этап урока.

II Реализация 1-ой части домашнего задания.

(слайд 1)

  • Почему роман «Айвенго» можно назвать историческим романом? Ответьте, опираясь на первые главы романа.

III Постановка целей и задач урока Мотивация учебной деятельности учащихся.

(слайд 2)

«Век наш – по преимуществу исторический век. Историческое созерцание могущественного и неотразимого проникло собою все сферы современного сознания,» - писал В.Г. Белинский в 1842 году. Эти слова в полной мере можно отнести к роману В. Скотта «Айвенго». В изображении быта, нравов Скотта проявляет себя замечательным мастером: он переносит читателя в обстановку изображаемой эпохи, добросовестно воспроизводя обычаи, бытовые вещи, оружие, привычки людей. Наша с вами задача – познакомиться с прошлым Англии XII века, с периодом раннего средневековья, какие складывались между ними отношения.

IV Работа по теме урока . Групповая работа с текстом на основе опережающего домашнего задания.

  1. Слово учителя.

Турнир, который устраивал принц Джон, привлекал и богатых, и бедных. Место турнира чрезвычайно живописно. Это обширная поляна в расстоянии 1 мили от города Ашби. Турнир длился несколько дней.

(слайд 3)

  1. Вопросно-ответная беседа.
  • Герольды прочитали правила рыцарского турнира. Каковы эти правила? Прочитайте их.

(глава 12)

  • Как ведёт себя Айвенго на турнире? Соответствуют ли его поступки правилам рыцарской чести?

(Да, соответствуют. Айвенго великодушен. Когда в первый день турнира во время его 4-ой схватки с Гранменилем, у того лошадь шарахнулась в сторону, Айвенго «вместо того, чтобы воспользоваться таким выгодным обстоятельством, поднял копьё и поехал мимо. Вслед за тем он воротился на своё место в конце арены и через герольда предложил Гранменелю ещё раз померяться силами. Но тот отказался, признав себя побеждённым не только искусством, но и любезностью своего противника» (глава 8). Айвенго смел выступить против сильного, ловкого Бриана де Буагильбера.)

  • На чьей стороне Айвенго? Зависит ли его личная судьба от исторических событий, участником которых он был, в частности от рыцарского турнира?

(Айвенго ни с саксонцами, к которым принадлежит сам, ни с норманнами – он с королём Ричардом Львиное Сердце, который стремится к миру в стране.)

Его судьба зависит от рыцарского турнира. Его личная судьба. Ведь леди Ровена сказала пилигриму, у них остановившемуся, что «если приз достанется Ательстану Конингсбургскому, Айвенго рискует услышать недобные вести по возвращению в Англию» (глава 6)

  1. Краткий пересказ следующих глав (глава 13-28).

(Мы уже знаем, чем закончился рыцарский турнир, на котором присутствовал и сэр Седрик, и еврей Исаак, и его дочь Ревекка. Именно Ревека уговорила отца взять раненого Айвенго. И вот когда они ехали из Йорка в Донкастер, нанятая Исааком стража, услыхав о разбойниках, разбежалась.

В это время по лесной дороге ехали сэр Седрик, Ательстан и леди Ровена со свитой. Они согласились взять Исаака с дочерью и раненым Айвенго с собой.

Но на них напали разбойники и взяли в плен. (Этими разбойниками были Бриан де Буагильбер и рыцарь де Брасси). Они привезли пленных в замок барона Реджинальда Фрон де Бефа, норманна, люто ненавидевшего саксонцев. Пленников посадили в разных комнатах: сэра Седрика и Ательстана – вместе, Ревекку – в отдельной комнате, леди Ровену – в другов крыле замка в отдельной комнате, Айвенго также в отдельной комнате, и только Исаака бросили в подвал, в темницу.

Вамбе, шуту сэра Седрика, удалось избежать плена. Он нашёл своего друга Гурта, свинопаса сэра Седрика, и Локсли - предводителя лесных разбойников. Чтобы освободить пленников, они решили напасть на замок Торкильстон, принадлежавший Фрон де Бефу. С ними был и Чёрный Рыцарь.)

(слайд 4-5)

  1. Вопросно-ответная беседа:
  • Как вы думаете, почему у осаждавших нет ни флагов, ни знамён?

(Это лесные разбойники, или йомены, под предводительством Локсли, то есть Робен Гуда)

  • Кто выделяется среди осаждавших?

(Рыцарь, облачённый в чёрные доспехи)

  • Кто это был, как вы думаете?

« Я отдал бы 10 лет жизни… за один день битвы рядом с этим доблестным рыцарем и за такое же правое дело!» - с восхищением говорит Айвенго.

  • О каких Законах рыцарства говорит Айвенго? Прочитайте их (глава 29) и запишите в тетрадь

(слайд 6)

(Законы Рыцарства)

  1. Краткий пересказ следующих глав (глава 34-37)

(Бриану де Бруагильберу удалось спастись после штурма замка. Он нашёл себе приют в пресептории Темплстоу – это обитель рыцарей Святого Храма. Туда он привёз и Ревекку, привёз как свою пленницу. Но храмовникам нельзя иметь ни жены, ни любовницы. Туда приехал гроссмейстер Бомануар, строго придерживающийся правил ордена. Он узнал, что в пресептории находится девушка, и решил покарать виновных, а именно: Буагильбера. Но это был один из смелых, мужественных рыцарей Храма, к тому же пользующийся большой популярностью не только среди рыцарей, но и среди жителей, которые поддерживали норманнов, то всё представили так, будто Ревекка – колдунья, сумевшая околдовать Бриана де Буагильбера. И судить стали не храмовника, а Ревекку – её присудили сжечь на костре. Но дали отсрочку: если до заката найдётся ей заступник, который сразится с сильнейшим рыцарем ордена, то есть с Буагильбером, то она будет помилована.)

  1. Вопросно-ответная беседа по главе 43.
  • Нашёлся ли заступник для Ревекки? Кто это был?
  • Почему зрители были разочарованы, увидев его, а Буагильбер, надменный, жестокий, отказался с ним драться?

(И лошадь, и всадник были очень слабы то ли от усталости, то ли от слабости.)

  • Перескажите сцену схватки Айвенго с храмовником от слов: «Но Айвенго уже поскакал на своё место…» до конца главы.

В это время появился Чёрный Рыцарь, а «за ним – многочисленный отряд конных воинов и несколько рыцарей в полном вооружении».

IV . Обобщение и вывод.

  1. Чем заканчивается роман? Почему именно так В. Скотт заканчивает своё произведение?

(Роман заканчивается семейной идиллией – свадьбой Айвенго и леди Ровены. Именно в семье – спасение от хаоса и конфликта между народами.)

  1. Заключительноеслово учителя.

Но у нас нет уверенности, что жизнь Айвенго и леди Ровены будет спокойная, тихая, размеренная. Ведь он рыцарь, воин, борец с неправдой, ложью, несправедливостью. Айвенго не с саксонцами, не с норманнами, он с королём Ричардом.

(слайд 7)

(последние кадры фильма)


М арина ПАВЛОВА, Москва

Вальтер Скотт «Айвенго»

Материалы для изучения исторического романа в 7-м классе

“Исторический” блок Программы литературного образования МИРОСа в 7-м классе открывается изучением романа английского писателя-романтика В.Скотта «Айвенго». В рамках этого блока ученикам предстоит разобраться в особенностях жанра исторического романа, поразмышлять над особенностями восприятия и изображения “давно минувших дней” В.Скоттом, А.С. Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым.
Первый вопрос, который стоит задать ребятам: что заставляет нас относить к историческому жанру столь разные произведения, как романы «Айвенго» и «Капитанская дочка», поэма «Песня про купца Калашникова» (все указанные произведения изучаются в одном блоке)?
Действие романа «Айвенго» происходит в XI веке, события пугачёвского бунта, положенные в основу «Капитанской дочки», удалены более чем на шестьдесят лет от времени её написания, в «Песне про купца Калашникова» Лермонтов погружает читателя в эпоху правления Ивана Грозного. Очевидно, главное в том, что исторические произведения создаются гораздо позже эпохи, в них описанной. Это даёт авторам возможность взглянуть на исторические события с некоторой временной дистанции, по-новому осмыслить происходившее. Писатели опираются на изученные ими исторические документы, и в произведении возникают реалии прошлого, подробно описываются народные быт и нравы. Автор отстаивает индивидуальный взгляд на события далёкого прошлого, основывается на собственной исторической концепции, так или иначе выражает своё отношение к реальным историческим персонажам. Тем не менее отдалённость во времени не снимает актуальности проблематики исторического произведения. В ЛИТЕРАТУРЕ

УРОК 20

Тема. История и судьба человека: Айвенго, его преданность, честность, благородство

Цель: работа над образом главного героя; составление плана рассказа; развитие свяВНОй речи; показ роли композиции произведения в развитии сюжетной линии и создании образов героя; воспитание культуры свяВНОй речи, культуры ответа: логичность, последовательность, доказательность, умение выражать и отстаивать свое мнение.

Оборудование: иллюстрации к роману В. Скотта «Айвенго» (обязательно - изображение щита героя).

II. Актуализация опорных знаний и навыков учащихся

Беседа с классом

Назовите основные эпизоды, в которых участвует Айвенго. (Ужин в доме Седрика Сакса, рыцарский турнир, в плену в замке, защита Ребекки)

Четыре эпизода с участием главного героя - это много или мало, чтобы составить определенное представление о нем?

Какая еще информация дополняет образ? (События«за кадром»:рассказ о турнире в крестовом походе, причина отречения Седрика сына; мысли других персонажей о нем)

Как выглядит щит героя и на нем начертано девиз? (Использование иллюстрации)

Как вы считаете, правильно ли он отображает ситуацию?

III. Формирование новых знаний, умений и навыков. составление плана к образу Айвенго

Учитель. Напоминаю, что рассказ (и план, конечно, тоже) должна состоять из трех основных частей: вступления, главной части (раскрытие темы) и заключения.

Рассказывая о литературного героя, обязательно следует указать произведение и автора, когда происходят события, главную мысль произведения.

Худ. И. Кусков. Щит Айвенго

Примерный план (составляется вместе с учителем)

I. Введение Изображения в романе В. Скотта «Айвенго» борьбы англосаксов с норманнами в XII в. и связь этих событий с судьбой главного героя.

II. Основная часть Уїлфред Айвенго - образец мужества, истинного благородства, честности.

1. Происхождение и воспитание героя.

2. Причины лишения наследства и изгнания из родного дома.

3. Айвенго - верный рыцарь Ричарда Львиного Сердца: участие в крестовом походе, защита чести англосаксов на турнире, возвращение на родину с целью оказания помощи королю.

4. Скромность рыцаря и чувство человеческого достоинства (заложился за ужином у Седрика).

5. Человечность Айвенго (отношение к старого Исаака).

6. Благодарность, уважение и любовь к юноше:

а) благодарность спасенного Исаака;

б) верность и преданность Гурта;

в) защиту леди Ровены;

г) гордость отца за сына;

д) отношение к слугам.

7. Мужество и мастерство на турнире:

а) замечательное мастерство в обращении с конем и владении оружием;

б) смелость и желание помериться силой именно с Буагільбером;

в) скромность (не хотел называть свое имя);

г) нешуточная выдержка (во время ранения);

д) верность любимой;

е) отсутствие зависти к победителей (призы).

8. Благородство и умение думать о других во время плена:

а) честное обращение с Ребеккой (не заставил девушку расстраиваться);

б) просьбу спасти отца первым.

9. Роль трех турниров из жизни Айвенго как одного из принципов построения сюжета произведения:

а) большая благодарность девушки за спасение и помощь по зову сердца;

б) победа врага - будто Божий промысел.

10. Дальнейшие события в жизни героя - закономерность его судьбы.

11. Можно сказать, что Айвенго сам строит свою судьбу? Соответствует девиз на щите Айвенго том, как сложилась его судьба? Почему отец снова стал сторонником к сыну?

(Корни патриота - в родной земле, возвращение к отцу)

III. Вывод. Уїлфред Айвенго, главный герой романа - человек своего времени, образец лучших рыцарских добродетелей.

Мое отношение к герою.

IV. Развитие свяВНОй вещания. рассказ учащихся о Айвенго по составленному плану

V. Подведение итогов урока

VI. Домашнее задание

Попробовать составить план рассказа о Ричарде Львиное Сердце, Седрика Сакса, Лоскслі, Вамбу (по выбору); подобрать материалы о леди Ровену и Ребеку (по вариантам).



Рассказать друзьям