Вандализм или искусство? Зачем люди рисуют граффити. Граффити "Зачем?"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Иногда идешь утром на работу по переполненной грязной улице, ненавидишь свой город, себя, работу и тех, кто спешит на службу вместе с тобой. И вдруг на стене видишь яркий рисунок - просто буквы или улыбающуюся мордочку. И сразу чувствуешь что-то непонятное. Раздражение? Неприязнь? Удивление?

Так вот, небольшой рисунок на стене, способный вызывать у прохожих самую разную реакцию, и называется граффити. В России такой вид творчества существует уже 10 лет, но только в последнее время на него всерьез обратили внимание как представители различных художественных группировок, так и силовые структуры. Разобраться в том, что же такое граффити - вандализм или искусство, нам помогут ребята из самой известной московской граффити-команды «Зачем?» Позе, Керл и Шухер (свои настоящие имена ребята просили не называть).

Что такое граффити?

Позе: Мы часто пересекались с различными СМИ, давали интервью, все подробно рассказывали, а потом с ужасом читали сказки и бред. Наши идеи до такой степени искажали, что мы научились говорить о граффити, не объясняя, что это такое. Читаешь статью. Вроде речь о граффити, а на самом деле нет.

Керл: Если говорить примитивно, то граффити называется разновидность живописи, сделанной в отличие от всех остальных не на бумаге, а на стенах, потолках, асфальте - словом, на плоскостях, совсем для нее не предназначенных. Дальше уже нужно разделять культуру граффити на официальную и хулиганскую. К официальной относятся модные художники, которые сидят дома, рисуют что-нибудь на вертикальной поверхности, потом делают популярные выставки и собирают деньги. Любой нормальный граффитчик скажет, что его искусство - дрянь. Хотя, возможно, лет в 50 все мы придем к тому же.

Позе: Хулиганские граффити в первую очередь не домашние, а городские. Их делают на стенах домов, заборах, вагонах метро и поездах. Словом, в местах наибольшего скопления народа. Общедоступные рисунки на стене (или, говоря нашим языком, «бомба») представляют собой пример самого что ни на есть свободного искусства. Мы просто рисуем то, что хотим. Нам наплевать, как наше творчество оценят знаменитые мастера кисти и акулы пера или сколько денег мы за него получим. Нам просто интересно, особенно если учитывать еще и то, что в отличие от творения на бумаге граффити увидят тысячи людей, которые удивятся, разозлятся или порадуются.

А что включает в себя культура граффити?

Шухер: Начиналось все с афроамериканских детей в США, слушающих рэп, носящих широкие штаны и говорящих друг другу: «Йо, чувак!». В заграничных фильмах 90-х годов их настенное творчество достаточно хорошо представлено.

Керл: Сейчас все проще. Граффитчики слушают то, что им нравится, носят то, что практично и удобно. Я, например, некоторое время в качестве маскировки ходил с кейсом, в черном пальто, под которым у меня был перепачканный краской халат. Когда я рисовал, то снимал пальто, кейсом, набитым баллонами, загораживал рисунок от любопытных прохожих и «бомбил»...
Позе: Хорошо быть высоким, чтобы «бомбить» выше всех, и хорошо быть маленьким, чтобы удачно прятаться. А когда ты рисуешь, например, синим цветом, то носишь только синюю одежду, дома у тебя синие обои и у твоей девушки синие волосы. Или ты «бомбишь» только двери дорогих магазинов, потому что ты их не любишь. Тогда ты настоящий художник - со своей культурой, идеей...

Откуда появились граффити?

Шухер: Есть много разных вариантов. Для меня более понятно, когда говорят, что в 50-е годы в Америке гангстеры, чтобы пометить свою территорию, квартал, который они «держали», писали на его стенах название своей группировки. Постепенно их надписи становились все затейливее и красочнее. Так появились граффити. Поэтому я считаю, что рисовать на стенах лучше всего именно буквы своего имени.

Позе: А в России прообразом граффити можно считать пресловутые три буквы на заборе, надписи типа «Спартак - чемпион». Кстати, некоторые взрослые люди до сих пор ассоциируют граффити с футбольным хулиганством. А первыми советскими граффитчиками были Остап Бендер и Киса Воробьянинов. Помните их «тэги» на стене ущелья: «Здесь были Киса и Ося». Первым настоящим отечественным граффитчиком был некий Баскет. Ему, наверное, сейчас уже лет 30, и он до сих пор рисует. Говорят, у него папа был дипломат и привозил ему из-за границы разные молодежные журналы, чтобы сынок учил язык. А сынок по ним учился «портить» стены.

Керл: А следом за ним мы, старшее поколение граффитчиков. Тогда приобрести краску и насадки было настоящей проблемой. Свои «тэги» мы рисовали обычным гуталином для обуви, отбирали у младших братьев фломастеры, истершиеся маркеры заправляли пастой, спиртом, зеленкой, и ничего, малевали в своих дворах корявые закорючки. Главное - желание, а деньги и тому подобные буржуазные заморочки ничего никогда не значили и ничего до сих пор не определяют. Зато гоняли нас представители правопорядка не в пример меньше.

Шухер: Сейчас все проще. Мы покупаем в автосервисах баллоны для покраски машин, там же насадки, за маркерами для «тэгов» идем в канцтовары, но романтика куда-то исчезла, да и злиться люди стали
сильнее.


Сейчас невероятно много женщин покупают загородные комплексы. На даче или в загородном доме есть желание сделать максимум для отдыха. Если вы желаете чувствовать себя в загородном комплексе комфортно, предлагаем вам сделать озеленение. С помощью зеленых газонов и красивых лужаек внешний вид загородного комплекса будет приятным! Невероятно много женщин изначально проектируют красивый ландшафтный дизайн, до того, как возводить загородный комплекс. Если вы стремитесь сделать базу отдыха у себя в доме, советуем перейти к нам на сайт и узнать подробнее про - рулонный газон купить . На greenhistory.ru у вас присутствует возможность заказать услуги по озеленению. Очень много специалистов работает в компании Green History. Все сотрудники считаются надёжными специалистами, которые могут положить рулонный газон и создать приятный внешний вид заднего участка. С помощью менеджеров компании вы сможете подобрать, какой газон вам больше подойдёт и на что следует обратить внимание. Сотрудники могут проконсультировать вас и по поводу того, какой ландшафтный дизайн площадки подойдёт лучше именно вам. Как ведется работа? Менеджеры детально просмотрят ваш участок, после чего приступят к дизайнерскому плану. Необходимо подходить к каждой площадке творчески, что и делают специалисты организации. Они смогут разработать красивый внешний вид, применяя специальные навыки и заработанный опыт. Вас ожидает ряд приятных находок. Вы сможете ощущать себя как на отдыхе, после того, как лужайка будет построена. В это время невероятно много пожилых людей радуются симпатичному внешнему виду их территории. С помощью ответственной работы сотрудников ваш участок будет радовать не только ваши глаза, но и ваше сердечко длинные годы. Именно для этого сотрудники организации и выбирают специальный посадочный материал, который отличен по определенным параметрам. С содействием него вы можете получить газон, который будет вам служить кучу лет. Если газон будет профессиональным, и он будет по уму положен, вы можете не колебаться в том, что он будет лежать долгое время. Профессионализм в деле – это ключевой нюанс, на чем основывают особенно работу менеджеры Green History. Как правильно сделать заявку? Вы можете оформить заказ на портале. Нужно кликнуть на greenhistory.ru где есть также есть информация про ландшафтный дизайн участка , у вас будет возможность сделать заказ онлайн. На сайте вы сможете найти рулонные газоны, которые возможно полностью изучить. Если вы планируете узнать последнюю смету на выполнение работ по ландшафту, можно связаться со специалистами по телефону 8-(495)-504-15-24, где они смогут детально ответить на все вопросы. Вас проконсультируют не только по общим вопросам, но и насчет проектирования. Опытные специалисты также выезжают на объект, где они смогут сделать все замеры и детально изучают структуру участка. Если вам потребуются чисто инженерные чертежи, вы имеете шанс также писать к специалистам. Они смогут проконсультировать вас по многим вопросам. Они подскажут, где лучше поставить водоем, а где лучше сделать клумбу. Уход за территорией В зависимости от ваших пожеланий вам смогут подобрать газон. Если вы желаете не тратить финансы на озеленение, вы можете всё обсудить заранее. Сегодня ландшафтный дизайн заказать возможно быстро, необходимо обговорить с менеджером детали и рассказать о личных предпочтениях. Функции компании На сайте вы также просмотрите примеры. Если вам потребуется детский игровой комплекс, его без трудностей смогут смонтировать в сжатые сроки. Если вам нужен проект ландшафтного дизайна для большого загородного дома, то его могут быстро сделать профессионалы. Даже если у вас небольшая площадка, однако вы стремитесь красиво озеленить её, администраторы смогут что-то придумать. На вашей лужайке возможно использовать красивые гранитные камни, водоемы. Если вы хотите озеленить территорию, где находится сад, это тоже возможно сделать. В этом случае, ландшафтный дизайн сада будет по нюансам изучаться и обговариваться. Ведь разные деревья растут в конкретных местах, про что необходимо помнить. Если будет плохо падать тень или деревцу будет мало солнца, оно положит голову. Невероятный внешний вид После завершения всех работ вы сможете индивидуально убедиться в том, что с вашим участком работали профессионалы. Если вам потребуется клинкерная брусчатка на участок, то через организацию её возможно заказать. Фирма проведет все необходимые монтажные работы, а укладка плиточки пройдёт в пять этапов, после чего внешний вид загородного дома будет невероятным! Помимо этого, возможно будет также сделать дополнительно освещение или купить специальное оборудование. Специалисты делают всё мгновенно и качественно, а все работы ведутся согласно оговоренным моментам. Работа со специалистами – залог успеха Если вы хотите воспользоваться услугами компании, обращайтесь на greenhistory.ru, где вам полностью расскажут про всё. План ландшафтного дизайна будет спроектирован в сжатые сроки, а сотрудники сделают все замеры и сориентируют вас по датам. Компания функционирует в г. Москва, Дмитровское шоссе, дом 100, офис 414, где вы всегда можете их найти.

Название этой команды родилось спонтанно, а затем утвердилось в камере предварительного заключения одного из московских отделений милиции, куда уличные райтеры попали в силу своего увлечения. Сначала этот вопрос «Зачем?» задавали опера, а потом уже дежурный по отделению, когда увидел, что художники нацарапали это слово на недавно покрашенной стене камеры. Ответа на него не существует. Это тоже самое, что спрашивать о том, что такое абсурд в искусстве. Это лишь результат применения приёмов доведения до абсурда. Сам по себе он не поддаётся трактованию. Точно так же и граффити, во всяком случае в конце 90-ых и нулёвые годы, не имело никакой особой идеологии. Каждый, при возникновении такого желания, может придумать философию сам. Граффити-команда «Зачем» сначала стала заниматься райтингом, а потом уже её члены узнали, что такое же увлечение охватывает сотни людей во всём мире, а вся их деятельность на уличной сцене каким-то чудом вписывается в рамки искусства.

Зарождение

А приняли тогда опера бомберов Моста, из группы CGS, Cta из T4R и Дмитрия, что рисует под ником Позек. Впрочем, команда «Зачем» уже была ими названа таким словом, а приключение только подтвердило, что название соответствует сущности.

Позе занимался настенными изображениями ещё тогда, когда про стрит-арт у нас толком ничего не знали. В туалетах, в подъездах, а так же на стенах домов и подворотен, на заборах появлялись названия футбольных команд и музыкальных коллективов, стилей музыки, собственные клички исполнителей, а так же всякая нецензурная лексика. Позе и другие основатели первых объединений занимались этим удивительным делом, а потом уже всё более и более стали переходить к самовыражению в современном понимании граффити.





Понять, что значит надпись «Зачем» не так уж и сложно. Нужно взять баллончик с краской и выразить своё индивидуальное видение этой почти философской проблемы. Ничего это всё не означает, но на виду у прохожих и сотрудников правоохранительных органов скучно не будет.

Участники

В отличие от официальных художников, участники «Зачем» о себе стараются ничего не рассказывать. Их граффити до сих пор остаётся действием противозаконным, основанным на адреналине, что выделяет организм по своим биологическим законам, не имеющим ничего общего с социальными нормами и кодексами. Более того - ничего достоверного посторонние не узнают и о численном составе. Кроме уже упомянутых художников, к команде имели и вполне возможно, что имеют отношение и ныне Керл и Шухер. Состав может меняться - кто-то приходит, а кто-то уходит. В самом начале в группу входил достаточно широко известный Кирилл Кто , активно пытался руководить, указывать места для создания надписей и рисунков, но потом вышел из команды, а лучше сказать - открестился. Однако мы не можем исключить и того, что это не он вышел, а его «вышли» другие участники. Такие коллективы никого не исключают из своих рядов. Просто в определённый момент кто-то перестаёт узнавать, где будут орудовать другие райтеры в следующий раз.

Идеология

Понять её полностью так же невозможно, как и идеологию анархо-индивидуализма. У ребят из группы «Зачем», граффити которых появляется по принципу хаотичного захвата городского пространства, как и у последователей философии свободы Макса Штирнера, в приоритете личное, индивидуальное видение сиюминутного действия. В какой-то период они оставляют надписи на стенах, потом переключаются на поезда и вагоны московской подземки, потом переходят к дверям магазинов.









Каждый видит в этом что-то своё, а сам взрослеет, набирается жизненного опыта. Позек откровенно заявляет, что рассматривает ситуацию примерно так. В 20 лет человеку свойственен протест, а сохранять такое же свойство в 40 - не совсем разумно. Отметим, что эту же мысль он выражает более прямолинейно. Ещё он говорит о себе, что учился в художественном ВУЗ-е и может, если надо, поработать в общепринятых стандартах. Однако уличная сцена нужна ему для другого.

Деятельность команды отразил не один фильм. Самой первой была собственная работа «Зачем: рисунки и развлечения на скорую руку». Вторым была культовая лента «Гоп-стоп», которая отразила жизнь уличной тусовки не только столицы, но и множества городов России и ещё Праги. В 2011 вышла экспериментальная документальная картина «Девиантное поведение», которая была посвящена антисоциальному поведению в разрезе уличного искусства. Кроме этого деятельность команды нашла своё отражение в фильме 2006 года «Дети проходных дворов», который рассматривает роль всех уличных активистов в жизни социума, а «Зачем» в нём уделено достаточно много внимания.



«Зачем» - граффити-команда интересная тем, что без неё невозможно составить представления о развитии граффити в России, но сама она не имеет каких-то явных признаков творческого объединения людей искусства. У неё нет чётких границ на уровне концепций и идеологий. Когда-то границы обозначались более географически, когда художникам подворотен и проходных дворов приходилось носить с собой не только краску, но и кастеты. Они приняли участие в уличных битвах, раскрасили сотни стен и десятки вагонов, входили в альянс Go Vegas, наряду с командами ИСК, БТК, СТБ, 731 и некоторыми отдельными творческими личностями. Их девизы менялись, они погнали первую волну трейнрайтинга, работали краской мотип, а потом стояли за возникновением Граффити Маркета.

Уровень значимости «Зачем» в уличном искусстве можно сравнить с ролью первых рок-групп в музыкальной культуре.

Граффити
Вопросы и ответы о граффити

Кто такой "toy"?

Toy, согласно "Subway Art", неопытный райтер. Обычно это определение используется по отношению к тому человеку, у которого есть какие-либо другие интересы в граффити, кроме творчества. Объяснить фразу "интерес творчества" не совсем легко, но тот, кто по-настоящему в граффити, найдет время, чтобы и учить этику граффити, и совершенствовать свои умения. Граффити - это искусство и, как любое искусство, предполагает огромную постоянную практику и старание. В большинстве случаев это начинающий райтер. Это не плохо, т. к. все изначально были toy, но благодаря упорству и постоянной работе toy превращается в burner`a.

Что такое "burner"?

Изначально словом burner обозначали хорошие работы на поездах. Сегодня это слово также относится к профессиональным работам, цвет и формы которых вызывают бурный восторг, но нужно помнить, что эта реакция может быть вызвана даже самой простой двухцветной бомбой, главное - все мастерски делать. Также это слово всегда употребимо для райтеров, которые делают подобные работы. Звание, которого добиваются годами.

Что такое "crew"?

В своем буквальном смысле это группа людей, которые любят вместе рисовать. Хотя райтер может рисовать и со многими другими crew. Crew, как правило, состоят из людей, которые уважают и доверяют друг другу, как себе, и работают над общей целью. Преимущества crew налицо: защита, идеи, ресурсы. Crew бывают национальными и интернациональными и, как результат, могут стать символом статуса райтера. FX, SUK, UA и так далее очень известны в мире граффити, и райтеры, работавшие с этими crew, получают всеобщее признание и уважение.

Почему людей, которые занимаются граффити, называют райтерами (writer (англ.) - писатель)

Не все граффити делалось краской. В прежние времена граффити рисовали толстыми фломастерами, самодельными или покупными маркерами и т. п. Если смотреть корни, современное граффити - это все еще надписи или написание каких-либо слов. Поэтому граффитчиков называют "писателями" - райтерами. Не все райтеры - художники, поэтому мы и называем себя райтерами. "Райтер" - самое очевидное и логичное слово, правильно описывающее деятельность граффитчика. Кстати, не стоит называть райтеров граффитистами, графферами. Все это даже немного оскорбительно.

Кто занимается граффити?

Самые разные люди. Всегда так было. Нет расы, которая делала бы это лучше другой, нет возрастной группы, которую можно было бы без вопросов связать с граффити, нет социально-экономических групп. Граффити - это одно из немногих движений, которое включает в себя людей всевозможных слоев, с одной мыслью в душе - РИСОВАТЬ!!!

Девушки рисуют граффити?

Да, но они встречаются заметно реже. Пока не известна точная, настоящая причина, почему девчонки не играют большой роли в граффити, наиболее вероятна причина опасности: граффити часто предполагает походы в охраняемые части города в 3-4 часа ночи. Также многие девчонки, которые могли бы рисовать, боятся мысли, что большинство граффити делается нелегально и все может закончиться не очень хорошо. Ну, в общем-то, и другие причины, которые заставляют их думать о граффити как о чем-то очень опасном. (Ха!) Но в то же время есть очень много женщин-райтеров, которые добились в граффити серьезных успехов - Lady Pink, Omega, Reminice, BEE CREW (Москва)...

Знают ли родители молодых райтеров о том, чем они занимаются?

Все зависит от самих родителей. Сомневаюсь, что многие из них не знают о том, чем занимается их чадо, но я не думаю, что они хотят об этом говорить. В "Style Wars" (фильм) показывают примеры тех райтеров, которые говорят своим родителям все, и примеры тех, которые не говорят.

Действительно ли граффити нелегально?

В общем-то, да. В Соединенных Штатах, Европе граффити нелегально, но все равно есть легальные стены - места, где райтеры могут рисовать, не боясь быть арестованными. Ограниченное количество легальных стен заставляет райтеров постоянно рисовать поверх других рисунков. Из-за этого хорошие райтеры не рисуют легалы, так как они не хотят, чтобы их рисунок был замалеван непонятно чем и просуществовал всего лишь несколько дней. В разных городах разные законы. В большинстве своем граффити нелегально практически везде, хотя в Австралии на него смотрят как на спорт, и там проходят соревнования, спонсируемые крупными спортивными компаниями. Естественно, без разрешения владельца стены граффити нелегально и в Австралии. Но, в общем, оно нелегально в большинстве городов - большие штрафы, тюрьма и т. д. Особенно в больших городах, где городская администрация считает, что существует проблема граффити.

Почему власти закрашивают граффити-рисунки, делая стены чистыми и подходящими для нового рисунка? Не пустая ли это трата денег?

Это когда как. Если рисунки закрашиваются постоянно, сразу же после их появления, то это может отвадить райтеров (кому приятно нарисовать рисунок и на следующий же день его не увидеть?). Райтеры хотят найти подходящее место для хорошей отдачи от рисунка - чтоб впечатление от него окупило риск, деньги и время, потраченные на рисование. С другой стороны, если закрашивают плохо или нескоро, то райтеров так не остановишь.

Я люблю граффити, но почему райтеры обрисовывают весь город своими тэгами? Почему просто не прекратить это дело? Ведь милиция и власти ненавидят именно такое рисование.

У многих людей есть привычка писать свои имена везде, где они побывали, чисто "на память". Почему-то люди не против надписей типа "Здесь был Вася" или "Вася + Дуся = любовь" - это люди считают нормальным. А когда райтеры оставляют свои тэги, пытаются развиваться, совершенствоваться, объединяться с людьми независимо от расы, религии, национальности - вот это почему-то общество считает злом. Власти считают необходимым закрашивать граффити сплошным цветом. Они не понимают, что лучше всего мы самовыражаемся, рисуя свое имя или название своей команды, чтоб о нас знали. У общества нет стремления к самосовершенствованию и творчеству - вот почему нас не понимают. К сожалению, часто свои тэги ставят где попало начинающие райтеры. Это потому, что они только научились рисовать баллоном, но не научились это делать качественно.

Разобраться в том, что же такое граффити - вандализм или искусство, нам помогут ребята из самой известной московской граффити-команды «Зачем?» Позе(П), Керл(К) и Шухер(Ш) (свои настоящие имена ребята просили не называть).

Что такое граффити?
П : Мы часто пересекались с различными СМИ, давали интервью, все подробно рассказывали, а потом с ужасом читали сказки и бред. Наши идеи до такой степени искажали, что мы научились говорить о граффити, не объясняя, что это такое. Читаешь статью. Вроде речь о граффити, а на самом деле нет.

К : Если говорить примитивно, то граффити называется разновидность живописи, сделанной в отличие от всех остальных не на бумаге, а на стенах, потолках, асфальте - словом, на плоскостях, совсем для нее не предназначенных. Дальше уже нужно разделять культуру граффити на официальную и хулиганскую. К официальной относятся модные художники, которые сидят дома, рисуют что-нибудь на вертикальной поверхности, потом делают популярные выставки и собирают деньги. Любой нормальный граффитчик скажет, что его искусство - дрянь. Хотя, возможно, лет в 50 все мы придем к тому же.

П : Хулиганские граффити в первую очередь не домашние, а городские. Их делают на стенах домов, заборах, вагонах метро и поездах. Словом, в местах наибольшего скопления народа. Общедоступные рисунки на стене (или, говоря нашим языком, "бомба") представляют собой пример самого что ни на есть свободного искусства. Мы просто рисуем то, что хотим. Нам наплевать, как наше творчество оценят знаменитые мастера кисти и акулы пера или сколько денег мы за него получим. Нам просто интересно, особенно если учитывать еще и то, что в отличие от творения на бумаге граффити увидят тысячи людей, которые удивятся, разозлятся или порадуются.

А что включает в себя культура граффити?
Ш : Начиналось все с афроамериканских детей в США, слушающих рэп, носящих широкие штаны и говорящих друг другу: "Йо, чувак!". В заграничных фильмах 90-х годов их настенное творчество достаточно хорошо представлено.

К : Сейчас все проще. Граффитчики слушают то, что им нравится, носят то, что практично и удобно. Я, например, некоторое время в качестве маскировки ходил с кейсом, в черном пальто, под которым у меня был перепачканный краской халат. Когда я рисовал, то снимал пальто, кейсом, набитым баллонами, загораживал рисунок от любопытных прохожих и "бомбил"...

П : Хорошо быть высоким, чтобы "бомбить" выше всех, и хорошо быть маленьким, чтобы удачно прятаться. А когда ты рисуешь, например, синим цветом, то носишь только синюю одежду, дома у тебя синие обои и у твоей девушки синие волосы. Или ты "бомбишь" только двери дорогих магазинов, потому что ты их не любишь. Тогда ты настоящий художник - со своей культурой, идеей...

Откуда появились граффити?
Ш : Есть много разных вариантов. Для меня более понятно, когда говорят, что в 50-е годы в Америке гангстеры, чтобы пометить свою территорию, квартал, который они «держали», писали на его стенах название своей группировки. Постепенно их надписи становились все затейливее и красочнее. Так появились граффити. Поэтому я считаю, что рисовать на стенах лучше всего именно буквы своего имени.

П : А в России прообразом граффити можно считать пресловутые три буквы на заборе, надписи типа «Спартак - чемпион». Кстати, некоторые взрослые люди до сих пор ассоциируют граффити с футбольным хулиганством. А первыми советскими граффитчиками были Остап Бендер и Киса Воробьянинов. Помните их «тэги» на стене ущелья: «Здесь были Киса и Ося». Первым настоящим отечественным граффитчиком был некий Баскет. Ему, наверное, сейчас уже лет 30, и он до сих пор рисует. Говорят, у него папа был дипломат и привозил ему из-за границы разные молодежные журналы, чтобы сынок учил язык. А сынок по ним учился «портить» стены.

К : А следом за ним мы, старшее поколение граффитчиков. Тогда приобрести краску и насадки было настоящей проблемой. Свои «тэги» мы рисовали обычным гуталином для обуви, отбирали у младших братьев фломастеры, истершиеся маркеры заправляли пастой, спиртом, зеленкой, и ничего, малевали в своих дворах корявые закорючки. Главное - желание, а деньги и тому подобные буржуазные заморочки ничего никогда не значили и ничего до сих пор не определяют. Зато гоняли нас представители правопорядка не в пример меньше.

Ш : Сейчас все проще. Мы покупаем в автосервисах баллоны для покраски машин, там же насадки, за маркерами для «тэгов» идем в канцтовары, но романтика куда-то исчезла, да и злиться люди стали сильнее.

Что такое "тэги"?
К : "Тэг" в дословном переводе значит штамп, а у нас означает что-то вроде подписи. Все начинающие художники, у которых еще нет опыта или таланта рисовать большие "бомбы", просто маркером на стенах пишут красиво свое имя. Более опытные граффитчики оставляют "тэги" для своего продвижения. И еще по многим причинам.

Ш : "Тэгирование" - существенный элемент культуры граффити, существующий еще и как самостоятельное направление настенной живописи. Я, например, несколько лет назад покрыл своими «тэгами» пол-Москвы. Случалось, что ко мне в компаниях подходили симпатичные девушки и говорили, что знают меня, потому что видели мой "тэг".

Как люди смотрят на то, что вы делаете?
К : По-разному. Некоторые восхищаются. Бывали случаи, что ко мне подходили какие-то богатые дизайнеры, приглашали на работу, давали свои визитки. Взамен я давал им свои наклейки и посылал подальше. Искусство, как уже говорилось, не продается, тем более богачам.

П : Действительно, случаи были самые разные. Один раз мы рисовали ночью на никому не нужной стене, и на нас напал бдительный прохожий, выгуливающий свою собаку. «Паршивцы, что вы делаете?» - проорал он и полез за пазуху. С нас три пота сошло, думали, сумасшедший вытащит нож или пистолет. А он достал пачку соли и стал в нас кидаться. Мы потом долго смеялись.

Ш : А мне как-то раз в Питере помог самый настоящий бомж. Он спал в каком-то скверике, а я там начал рисовать. Он просыпается и говорит: «А я знаю, что ты хочешь сделать». Я очень удивился, а он продолжает: «Нарисовать выше всех». Изумленный, я подошел к нему, мы разговорились, и он показал мне лестницу, на которую можно залезть и сделать свое черное дело.

К : По-моему, по-настоящему может оценить твою работу только тот, кто будет оттирать твое художество.

А родители как смотрят на ваше хобби?
П : Мама одного парня из нашей команды, например, собственноручно стирает все заляпанные краской куртки, дает деньги на баллоны и просит, чтобы, как только заберут в милицию, вызывал ее - она уж точно спасет.

Проблемы с милицией серьезные?
П : Пока нет. Конечно, есть статья за вандализм. Штрафы, административные наказания всякие, но чаще всего удается отделаться легким испугом. Менты отнимают все наличные деньги, баллоны, звонят родителям и на работу. Вот и все.

К : Правда, однажды в одном подмосковном городе мы нарвались на ОМОН - вот тут никому мало не показалось. Меня били так больно, что я готов был подписать собственноручное признание о том, что именно я изнасиловал и убил всех женщин, мужчин и собак в их проклятом городе. Но самое интересное, что, после того как из меня сделали котлету, всех отпустили. А у меня не оказалось ни одного перелома. Вот что значит профессионалы.

П : А вот в Европе за голову граффитчика положено большое вознаграждение, поэтому в Праге, где полно всяких памятников старины, местные жители по ночам только и делают, что ловят художников.

Ш : Там вообще зверские нравы. Когда тебя ловят, то вешают на шею все граффити, нарисованные в твоем стиле, и если поймают одного человека из твоей команды, то посадят года на два и всех остальных. Поэтому к нам из Германии и Польши периодически совершают паломничество граффитчики, поставленные на учет дома. В Москве они находят достойное приложение своим силам.

Вы говорили, что разрисовали поезда дальнего следования и вагоны метро. Расскажите, как все проходило?
К : С поездами просто. Надо проникнуть на какую-нибудь станцию и там найти стоящий на перегоне поезд. Железнодорожники ужасно ленивые - им неохота нас гонять. Один раз мы даже делали поезд с машинистом внутри, так он даже из кабины не вышел. Просто каждые пять минут проезжал по 100 метров, думал нас отпугнуть...

Ш : Мы тоже однажды сделали поезд. Он готовился к эксплуатации. Такой весь новый, блестящий. Мы раскрасили его от и до. Неделю ночевали на поле возле станции, где он стоял. Все простудились, но дело доделали. Пришли на вокзал встречать своего красавца и тут обнаружили, что с другой стороны едет такой же разграффиченный состав. Получился настоящий парад крутых поездов.

П : Но, конечно, высший пилотаж - раскрасить вагоны метро. Тут гораздо сложнее. Сначала надо пролезть в депо, проще всего через вентиляционную трубу, потом пройти мимо будки, где сидит злобный охранник, и тогда все вагоны часа на два твои. Тут еще очень важно не ошибиться, раскрасить именно тот вагон, который поедет не на переплавку, а на маршрут.

К : Как-то мы пролезли в метро, прошли мимо пустого поста охранника и вдруг видим, что охранник в одном из вагонов распивает водку с уборщицами. Мы в ужасе бросились бежать, он за нами. Гонялись по пустым тоннелям часа два, потом он нас настиг. И тут кто-то предложил ему выпить коньячку, взятого на дело для согрева. Охранник не отказался, попил, поболтал с нами и вдруг заявляет: «Ну что, рисовать-то будете? Я пока на шухере постою!» Мы были просто в шоке.

По материалам издания "Мегаполис "



Рассказать друзьям