Вашему вниманию предлагаются олимпиадные задания разных уровней сложности. Школьный этап всероссийской олимпиады по литературе

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Олимпиада по литературоведению

Вашему вниманию предлагаются олимпиадные задания разных уровней сложности. Рекомендуем оформить ответы в качестве отдельного текстового документа (Microsoft Word). Обязательно сохраняйте текст самого задания.

Ответы (в виде документа Microsoft Word) принимаются до 18.03.2012 по адресу [email protected]

Объявление победителей и вручение призов состоится 22 марта в 15:00 на Дне Открытых дверей филологического факультета по адресу пр. Ленина 34, ауд. 26

Удачи!

Задание 1

Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно):

а) Эпопея, роман, повесть, сонет, рассказ - всё это жанры эпоса.

б) Если роман написан стихами , то он относится к лирике.

в) Жанр «стихотворений в прозе» относится к лирике.

г) Эпилог - это заключительная часть большого повествовательного произведения.

д) Эпиграмма - это вступление к большому литературному произведению.

е) Строка, начинающаяся словами «На горах», может быть написана анапестом или хореем.

ж) В трехсложных размерах длина строки не может превышать трех слогов.

з) В строке «Унылая пора, очей очарованье» (А. Пушкин) невозможно определить стихотворный размер.

и) В строке «Как сладко дремлет сад темно-зеленый» (Ф. Тютчев) выделенное слово является олицетворением.

Прочитайте текст в рамке и ответьте на вопросы к нему:

к) Выделенные слова образуют анафору.

л) Выделенные слова являются эпитетами.

м) Выделенные слова имеют метафорическое значение.

Задание 2

А) Перед вами отрывки из нескольких литературных произведений. Что объединяет эти отрывки? Как называется этот элемент композиции сказок?

Думать, честным пирком да за свадебку; съехались гости,

Свадьбу сыграли; я там был , там мед я и пиво

Пил; по усам текло, да в рот не попало. И все тут.

1.2 Я там был; мед, пиво пил -

И усы лишь обмочил.

Б) Прочитайте отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова. Найдите в нем эпитет и мотивируйте своё решение:

Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый…

В) Литература и другие виды искусства.

Какие картины на сказочные сюжеты созданы Виктором Михайловичем Васнецовым? Перечислите названия картин и поясните , какие именно сказки они иллюстрируют.

Задание 3

Перед Вами отрывки из стихотворных произведений. Найдите в предложенных отрывках тропы и объясните, зачем, на Ваш взгляд, в каждом конкретном случае авторы использовали их***?

В небе, полном звезд, ляжет наш путь.

В мире, полном любви , сможем сомкнуть

Квартет наших мудрых и ласковых рук,

Забвенью придав все тревоги разлук… (С. Я. Сурганова)

Когда идет дождь, когда в глаза свет

Проходящих мимо машин , и никого нет.

Hа дорожных столбах венки

Как маяки прожитых лет… (Ю. Ю. Шевчук)

Kpики чaйки нa белой стене,

Окольцовaнной чеpной луной,

Hapисуй что-нибудь нa окне

И шепни нa пpощaнье pекой... (Ю. Ю. Шевчук)

И две тысячи лет - война,
Война без особых причин.
Война - дело молодых ,
Лекарство против морщин.
Красная, красная кровь -
Через час уже просто земля,
Через два на ней цветы и трава,
Через три она снова жива
И согрета лучами Звезды
По имени Солнце...
(В.Р. Цой)

Разочарованные фильмом,

Очарованные небом глаза.

(З. Т. Рамазанова)

Задание 4

В русском языке есть устойчивые выражения , называемые фразеологизмами.

А) Расскажите, что это такое (дайте определение)

Б) Объясните, зачем, на Ваш взгляд, подобные выражения могут использоваться в текстах различных жанров и направлений, приведите примеры***.

В) Выполните следующие задания с фразеологизмами:

1) Подберите слова-синонимы к фразеологизмам:

бить баклуши;

сломя голову;

в час по чайной ложке;

водить за нос;

себе на уме.

2) Подберите к данным выражениям фразеологические синонимы :

бить баклуши;

в чем душа держится

3) Подберите к данным выражениям фразеологические антонимы:

кот наплакал;

спустя рукава;

как кошка с собакой;

за словом в карман не полезет;

от горшка два вершка.

*** Постарайтесь дать развернутый , максимально полный ответ.

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

2009-2010 уч.года

по литературе.

Ответы.

6 класс

Максимальное количество баллов - 50

1в, 2д, 3б, 4г,5а, 6е

2.Дайте определение загадки.

Загадка – краткое поэтическое иносказательное описание какого-либо предмета или явление, которое нужно узнать

Отгадайте загадки:

А)Дождь б) снег в) Дорога

3.Закончите пословицы:

А)Красна птица перьем, а человек -уменьем

Б)Где жить- там и слыть

В) Слово серебро, а молчанье-золото

Г) Сто человек- сто мнений

Максимальное количество баллов-4

4.Русские художники написали картины к русским народным сказкам: Назовите фамилии этих художников. – М. Васнецов, И.Билибин

Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл, это старейший жанр литературы. Возник еще в Древней Греции. Басни в русской литературе мы находим у МЛомоносова, А.Сумарокова, В.Майкова, И.А.Крылова

хорей

А.СПушкин

М.Ю.Лермонтов

Л.Н.Толстой

10.

а) нет

б) да

В) да

Г) нет

Д) да

11.

При оценке творческой работы учитывается:

    глубина и самостоятельность в раскрытии темы: понимание проблемы, заявленной в теме работы, объяснение её смысла, аргументация своей позиции; самостоятельность суждений; владение знаниями по истории и теории литературы и умение применять их при создании текста; отсутствие фактических недочётов, искажающих смысл текста (0–2 балла);

    композиционная стройность, логичность, последовательность изложения: логическая связь частей работы, последовательное и логичное доказательство основной мысли работы, стройность композиции сочинения (0–2 балла);

    оправданная образность языка и оригинальность стиля: владение разнообразной лексикой и синтаксическими конструкциями; соответствие лексики и синтаксиса избранному жанру и стилю изложения; яркость, образность языка и эстетический вкус автора; оправданная оригинальность авторского подхода к раскрытию темы (0–2 балла);

    эстетический вкус, соответствие содержания и языковых средств жанру сочинения: построение высказывания в единстве формы и содержания по законам определённого жанра, соответствие структуры текста научному, художественному или публицистическому стилю; личностное отношение к проблеме и соответствующее замыслу речевое оформление, эмоциональность стиля без излишнего пафоса, стилевое единство и однородность (0–2 балла);

    соблюдение речевых норм: ясное и чёткое выражение мыслей, присутствие в работе не более 1–2 речевых недочётов (0–2 балла).

Творческая работа оценивается в 10 баллов. Орфографическая и пунктуационная грамотность учитывалась, но не оценивалась, объём работ не регламентировался.

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

2009-2010 уч.года

по литературе

6 класс

Время выполнения заданий – 1,5 часа

Максимальное количество баллов - 50

    Соотнесите жанровое определение с названиями произведений, приведенными ниже

Летопись

«Лошадиная фамилия»

«Повесть временных лет»

«Каша из топора»

«Мартышка и очки»

Стихотворение

«Белая береза»

Максимальное количество баллов-6

2.Дайте определение загадки.

Отгадайте загадки:

А)Шел долговяз, в сыру землю увяз

Б) Скатерть бела весь свет одела.

В)До неба достанет, а от земли не видать

Максимальное количество баллов-4

3.Закончите пословицы:

А)Красна птица перьем..

Б)Где жить.…

В) Слово серебро…

Г) Сто человек-

Максимальное количество баллов-4

4.Русские художники написали картины к русским народным сказкам: «Снегурочка», «Алёнушка», «Иван-царевич на сером волке», «Витязь на распутье», «Царевна», «Пёрышко Финиста – Ясного сокола», «Царевна-лягушка», «Сестрица Алёнушка», «Белая уточка», «Сказка об Иване-царевиче,Жар-птице и сером волке». Назовите фамилии этих художников.

Максимальное количество баллов-2

5.Найдите ошибки в определении литературоведческого термина басня.

Басня – жанр лирической прозы, в котором содержится открытое обличение действительности. Жанр возник в 19 веке и нашел отражение в творчестве М.Ю. Лермонтова и Ф.И.Тютчева.

Максимальное количество баллов- 4

7. Приведите из басен И.А.Крылова выражения, ставшие пословицами. Укажите, из каких они басен.

Максимальное количество баллов – по 0.5 балла, если указана пословица, по одному баллу, если указано название басни

8. Определите, каким стихотворным размером написано стихотворение А.С.Пушкина:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя…

Максимальное количество баллов - 1

9. Определите писателя по биографическим фактам.

Родился в Москве, его дядя Василий Львович был известным поэтом, на мальчика оказала большое влияние няня, учился в Царскосельском лицее, В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя»

Воспитывала его бабушка, учился в Московском университете, поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, за одно свое произведение был сослан на Кавказ, погиб на дуэли.

Большую часть своей жизни провел в Ясной Поляне, участвовал в Крымской войне, открыл школу для крестьянских ребятишек, про него говорят, что он «гордость русского народа»

Максимальное количество баллов – 3

10. Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

а) В.Жуковского называют «солнцем русской поэзии»

б) Летописание на Руси началось в XI веке.

В) Стихотворение, в основе которого лежит историческое событие, предание с острым сюжетом называется балладой

Г) эпиграф – короткий текст, помещенный автором после произведения

Д) Повесть и слово - жанры древнерусской литературы.

Максимальное количество баллов - 5

11. Придумайте монолог Ветра, Дождя, Старого Дома, Цветочной Вазы, Испорченного Телефона, Перегоревшей Лампочки, Незавёрнутого Крана, Домашнего Компьютера.

Максимальное количество баллов-10

10 - 11 классы.

I . Историко-литературный блок.

1.1. Соотнесите фамилии русских писателей с литературными местами, связанными с их жизнью и творчеством:

Г.Р. Державин Старая Русса

А.С. Пушкин Карабиха;

М.Ю. Лермонтов Ясная Поляна;

Н.В. Гоголь Тамбов

А.Н. Островский Тарханы;

Л.Н. Толстой Михайловское;

Ф.И. Тютчев Орёл

А.А. Фет Овстуг

Н.А. Некрасов Щелыково.

Н.С. Лесков Мураново

Ф.М. Достоевский Рим

Ответ. Г.Р. Державин - Тамбов; А.С. Пушкин - Михайловское; М.Ю. Лермонтов -Тарханы;

Н.В. Гоголь - Рим, А.Н. Островский - Щелыково, Л.Н. Толстой - Ясная Поляна;

Ф.И. Тютчев - Овстуг, Мураново, А.А. Фет - Степановка, Воробьёвка;

Н.А. Некрасов - Карабиха, Н.С. Лесков - Орёл, Ф.М. Достоевский - Старая Русса

1.2. Кто из русских писателей XIX века совершил кругосветное путешествие? Назовите произведение, в котором отразились его впечатления.

Ответ. И.А. Гончаров «Фрегат «Паллада»

1.3. Назовите произведения русских писателей, в заглавии которых есть слова, имеющие отношение к природе (времена года, пейзаж, время суток и т. д.)

1.4. Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

а) Эпопея, роман, повесть, сонет, рассказ — всё это жанры эпоса.
б) Если роман написан стихами, то он относится к лирике.
в) Если стихотворение написано прозой, оно всё равно относится к лирике.
г) Эпилог — это заключительная часть большого повествовательного произведения.
д) Эпиграмма — это вступление к большому литературному произведению.
е) Строка, начинающаяся словами «На горах», может быть написана анапестом или хореем.
ж) В трехсложных размерах длина строки не может превышать трех слогов.
з) В строке «Унылая пора, очей очарованье» (А. Пушкин) невозможно определить стихотворный размер.
и) В строке «Как сладко дремлет сад темно-зеленый» (Ф.Тютчев) выделенное слово является олицетворением.

Ответ. да - в), г) ; нет - а), б), д), з), и), е), ж)

1.5.Какие выразительные средства (тропы и стилистические фигуры) использованы в отрывках? Выпишите слова, связанные с каждым средством, и назовите.

А) Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
С.А.Есенин

Ответ. анафора, синтаксический параллелизм

Б) Унылая пора! очей очарованье!
А.С.Пушкин

Ответ . эпитет, оксюморон

В) Печальная береза
у моего окна,
И прихотью мороза
разубрана она.
А.А.Фет

Ответ. Эпитет, метафора

Г) Мурава лугов
Ковром стелется…
Гляну к северу —
Там, в глуши пустынь,
Снег, что белый пух,
Быстро кружится.

И.С.Никитин

Ответ. Сравнение, метафора, сравнение

Д) Нева вздувалась и ревела...
и вдруг, как зверь остервенясь,
на город кинулась...
А.С.Пушкин

Ответ. Олицетворение, сравнение

1.6. Герои русской литературы часто смотрят на звезды. Укажите авторов и произведения, откуда взяты следующие фрагменты.

А)…звезды спокойно сияли на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие,что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли илиза какие-нибудь вымышленные права!.. И что ж? эти лампады,зажженные, по их мнению, только для того, чтобы освещать ихбитвы и торжества, горят с прежним блеском, а их страсти и надежды давно угасли вместе с ними,как огонек, зажженный на краю леса беспечным

странником!

Б) Я думал... не помню, что думал;

Я слушал таинственный хор,

И звезды тихонько дрожали,

И звезды люблю я с тех пор...

В) Среди миров, в мерцании светил

Одной звезды я повторяю имя:

Не потому, чтоб я её любил,

А потому, что мне темно с другими.

Г) Открылась бездна, звезд полна,

Звездам числа нет, бездне - дна.

Д) Все осветилось. Метели как не бывало. Снег загорелся широким серебряным полем и весь

обсыпался хрустальными звездами. Мороз как бы потеплел. Толпы парубков и девушек

показались с мешками. Песни зазвенели, и под редкою хатою не толпились колядующие.

Е) И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит -
чтоб обязательно была звезда! -
клянется -
не перенесет эту беззвездную муку!

Ответ.

А) М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»;

Б) А.А.Фет Стихотворение

Г) М.В. Ломоносов «Вечернее размышление о божием величестве...»

Д) Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»;

Е) В. Маяковский «Если звёзды зажигают…»

1.7. Не секрет, что поэты, люди чуткие к языку, умеют «обрабатывать» известные фразы, обороты: заменяют или добавляют в них какие-то слова, включают в необычный контекст. Определите, чьи строки переделаны авторами.

Люблю я земщину, но странною любовью (М. Салтыков-Щедрин)

Причёсываться? Зачем же? На время не стоит труда, а вечно причёсанным быть невозможно (В. Маяковский)

Не так страшен чёрт, как его малютки; на чужую кровать рот не разевать; пуганая корова на куст садится (В. Шишков)

Ответ.

Люблю отчизну я, но странною любовью (М.Ю. Лермонтов)

Любить? Но зачем же? На время не стоит труда, а вечно любить невозможно (М.Ю. Лермонтов)

Не так страшен чёрт, как его малюют; на чужой каравай рот не разевай; пуганая ворона куста боится (пословицы)

1.8. Какие герои, из каких произведений и каких авторов мечтали :

О своём Тулоне,

Изобрести перпетуум-мобиле,

- «через пруд выстроить каменный мост, на котором были бы лавки и чтоб в них сидели купцы…»,

- «мне только бы досталось в генералы»,

- «в Европу прорубить окно».

Ответ.

О своём Тулоне - князь Андрей Болконский;

Изобрести перпетуум-мобиле - механик-самоучка Кулигин;,

- «через пруд выстроить каменный мост, на котором были бы лавки и чтоб в них сидели купцы…» - Манилов,

- «мне только бы досталось в генералы» - полковник Скалозуб,

- «в Европу прорубить окно» Пётр I.

1.9. О ком из героев русской литературы следующие слова: «Он с детства отличался замечательною красотой; к тому же он был самоуверен, немного насмешлив и как-то забавно желчен - он не мог не нравиться. Он начал появляться всюду, как только вышел в офицеры. Его носили на руках, и он сам себя баловал, даже дурачился, даже ломался; но и это к нему шло. Женщины от него с ума сходили, мужчины называли его фатом и втайне завидовали ему. Он жил, как уже сказано, на одной квартире с братом, которого любил искренно, хотя нисколько на него не походил».
А) о Сильвио, герое повести А. С. Пушкина «Выстрел»
Б) о Павле Петровиче Кирсанове, герое романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»
В) о Печорине, герое романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Г) о князе Андрее Болконском, герое романа Л.Н. Толстого «Война и мир»

Ответ. о Павле Петровиче Кирсанове, герое романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

1.10.Приведите примеры «говорящих фамилий» литературных героев и персонажей. Как характеризуют их фамилии?

II .Интерпретация лирического произведения.

М.Ю.Лермонтов

Казачья колыбельная песня

Спи, младенец мой прекрасный,
‎Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
‎В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
‎Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
‎Баюшки-баю.

По камням струится Терек,
Плещет мутный вал;
Злой чечен ползёт на берег,
‎Точит свой кинжал;
Но отец твой старый воин,
‎Закалён в бою:
Спи, малютка, будь спокоен,
‎Баюшки-баю.

Сам узнаешь, будет время,
‎Бранное житьё;
Смело вденешь ногу в стремя
И возьмёшь ружьё.
Я седельце боевое
‎Шёлком разошью…
Спи, дитя моё родное,
‎Баюшки-баю.

Богатырь ты будешь с виду
‎И казак душой.
Провожать тебя я выйду —
‎Ты махнёшь рукой…
Сколько горьких слёз украдкой
Я в ту ночь пролью!..
Спи, мой ангел, тихо, сладко,
‎Баюшки-баю.

Стану я тоской томиться,
‎Безутешно ждать;
Стану целый день молиться,
‎По ночам гадать;
Стану думать, что скучаешь
‎Ты в чужом краю…
Спи ж, пока забот не знаешь,
Баюшки-баю.

Дам тебе я на дорогу
‎Образок святой:
Ты его, моляся богу,
‎Ставь перед собой;
Да, готовясь в бой опасный,
‎Помни мать свою…
Спи, младенец мой прекрасный,
‎Баюшки-баю.

2.1. Сформулируйте поэтическую тему и идею произведения. Определите основное настроение.

Ответ. «Казачья колыбельная» написана от лица матери, баюкающей своего младенца, сына «старого воина»; мать предсказывает мальчику «бранное житьё», опасную, но славную жизнь казака. Всё в этом стихотворении исполнено гармонии, и даже печальные мысли о неизбежной разлуке, о тоскливом ожидании сына, о трудностях, которые его подстерегают, не нарушают общего покоя и размеренности. Сын повторит путь отца, а утешением и поддержкой в бою ему послужат «образок святой», молитва и воспоминание о матери. Идея связи поколений: жить должно полнокровно и праведно, любя Бога, отца, мать, Отчизну.

2.2.Проанализируйте композицию и образный строй стихотворения. Как из совокупности картин и образов рождается представление о нравственном идеале народного мира? Какие ценности составляют этот идеал?

2.3.Как жанр помогает выразить идею произведения?

2.4. Какие народно-поэтические выразительные средства использованы в стихотворении, какова их роль?

2.5.Какие мысли и чувства рождает у Вас это стихотворение?

Ответ.

«Казачья колыбельная песня» выдержана в духе монолога матери.

Первое восьмистишье подошло бы для любой колыбельной, так как в нем присутствуют все атрибуты этой формы фольклорного произведения - ясный месяц, сказка и желание матери, чтобы сын поскорее уснул.

Однако свое повествование поэт от имени женщины-казачки продолжает совсем в другом ключе и рассказывает о то, что ему довелось увидеть на этой страшной и кровавой войне.

«Злой чечен ползет на берег, точит свой кинжал», — эти слова совершенно не подходят для колыбельной, однако, тем не менее, отражают действительность. Равно как и следующие строчки, в которых поэт повествует о том, что отец малыша готов дать врагу достойный отпор, так как он ушел воевать за родную землю.

Подобная судьба ожидает и этого младенца, который сейчас покоится на руках у казачки, но очень скоро так же, как и отец, будет защищать свою родину от чеченских набегов. «Смело вденешь ногу в стремя и возьмешь ружье», — предрекает ему мать, понимая, что именно так сложится судьба ее ребенка.

Но даже ей не дано знать, сможет ли он выжить в кровавой и непрекращающейся войне. Все, что остается в этой ситуации безутешной женщине - так это молить Бога о том, чтобы ее сын все же вернулся домой. Поэтому поэт от ее имени обещает: «Дам тебе я на дорогу образок святой». Это все, что может сделать для своего ребенка любящая мать, которая дает сыну наказ не только искать спасение в молитве, но и вспоминать ту, которая дала ему жизнь, и теперь мечтает лишь о том, чтобы ее сохранить.

Есть ли надежда на успех и где залог благополучного исхода праведного служения? По смыслу колыбельной песни, а значит, и по убеждению автора, такой залог есть:

Дам тебе я на дорогу
Образок святой,
Ты его, моляся Богу,
Ставь перед собой.

Иначе: не отклоняйся от долга и заветов Православной веры!

Да готовясь в бой опасный,
Помни мать свою...
Спи младенец, мой прекрасный,
Баюшки-баю.

С трогательной простотой поэт раскрывает в гениально найденных образах-символах спасительную нить поколений, жизнь которых проходит в честном, хотя и суровом, служении Богу и Отчизне. Младенец еще в зыбке, но он охраняем любовью и лаской матери, мужеством отца, закаленного в «боях» за общее дело. Получит и он благословение родителей на такое дело:

Сам узнаешь, будет время,
Бранное житье;
Смело вденешь ногу в стремя
И возьмешь ружье...

Здесь не обязательно подразумевать лишь «ратное» деяние, хотя речь идет в первую очередь о нем. Однако важно учесть, как относится сама мать к исполнению сыном своего долга, во всех случаях нелегкого:

Я сидельце боевое
Шелком разошью...

Это не бравада, а сознание необходимости всем и вместе защищать благополучие родной земли:

Богатырь ты будешь с виду
И казак душой (т. е. отважный и честный),
Провожать тебя я выйду,
Ты махнешь рукой...
Сколько горьких слез украдкой
Я в ту ночь пролью!

В русской литературе нет произведения, где бы столь же органично и художественно, без назидательности и дидактизма были сведены воедино три самые фундаментальные основы жизни русского человека: Бог, Отчизна, дом родной. В этом следует видеть также и высшую точку духовного подъема самого Лермонтова как поэта.

В. Г. Белинский писал о «Казачьей колыбельной песне»: «Это стихотворение есть художественная апофеоза матери: все, что есть святого, беззаветного в любви матери, ... вся бесконечность кроткой нежности, безграничность бескорыстной преданности, какою дышит любовь матери, - все это воспроизведено поэтом во всей полноте» .

Олимпиада по литературе 7 класс

1. Соотнесите жанровое определение с названиями произведений, приведенными ниже

Летопись

«Лошадиная фамилия»

Басня

«Кубок»

Баллада

«Повесть временных лет»

Сказка

«Каша из топора»

Рассказ

«Мартышка и очки»

Стихотворение

«Белая береза»

2. Определите писателя по биографическим фактам.

Родился в Москве, его дядя Василий Львович был известным поэтом, на мальчика оказала большое влияние няня, учился в Царскосельском лицее, В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя»

Воспитывала его бабушка, учился в Московском университете, поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, за одно свое произведение был сослан на Кавказ, погиб на дуэли.

Большую часть своей жизни провел в Ясной Поляне, участвовал в Крымской войне, открыл школу для крестьянских ребятишек, про него говорят, что он «гордость русского народа»

Максимальное количество баллов – 3

3. Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

а) В.Жуковского называют «солнцем русской поэзии»

б) Летописание на Руси началось в XI веке.

В) Стихотворение, в основе которого лежит историческое событие, предание с острым сюжетом называется балладой

Г) эпиграф – короткий текст, помещенный автором после произведения

Д) Повесть и слово - жанры древнерусской литературы.

Максимальное количество баллов – 5

4 Соедините фамилии и имена русских и зарубежных писателей.

1) Агния а) Есенин

2) Астрид б) Пришвин

3) Сергей Александрович в) Куприн

4) Александр Иванович г) Маршак

5) Александр Сергеевич д)Линдгрен

6) Константин Георгиевич е) Родари

7) Джанни ё) Астафьев

8) Виктор Петрович ж) Барто

9) Самуил Яковлевич з) Паустовский

10) Михаил Михайлович и) Пушкин

По 1 баллу за факт (10 баллов).

5. Соотнесите термин и его определение.

1) Описание природы в литературном произведении. а) рифма

2) Разговор двух и более лиц. б) пейзаж

3) Созвучие концов строк. в)диалог

4) Иносказательно описывает предмет, учит

угадывать задуманное. г) басня

5)Небольшое художественное произведение,

изображающее отдельное событие в жизни человека. д) загадка

6)Иносказание, с помощью которого отвлеченное

понятие передается с помощью конкретного образа. е) антитеза

7)Небольшое произведение повествовательного

характера с нравоучительным содержанием. ж)аллегория 8)Стилистическая фигура, основанная

на противопоставлении понятий, образов. з) рассказ. По 1 баллу за факт (8 баллов).

6. Прочитайте стихотворение А.Н. Плещеева «Весна». Ответьте на вопросы:

1.Какое изобразительно – выразительное средство лежит в основе стихотворения

(сравнение, эпитет, олицетворение).

2. Выпишите слова, которые подчёркивают эмоциональное состояние поэта,

напиши какое.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весной…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

И сердце сильно таки в груди

Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы

7. Кому из сказочных или литературных героев принадлежат перечисленные ниже предметы? Назовите героя, произведение и автора.

А) сабля и ранец

Б) волшебные волоски из бороды

В) ячменное семечко в цветочном горшке

Г) разбитое корыто

Д) говорящее чудесное зеркало

8 ..Найдите ошибки в определении литературоведческого термина басня.

Басня – жанр лирической прозы, в котором содержится открытое обличение действительности. Жанр возник в 19 веке и нашел отражение в творчестве М.Ю. Лермонтова и Ф.И.Тютчева.

9. Анализ текста.
Голубые тени
Возобновилась тишина, морозная и светлая. Вчерашняя пороша лежит по насту, как пудра со сверкающими блестками, наст нигде не проваливается и на поле, на солнце, держит еще лучше, чем в тени. Каждый кустик старого полынка, репейника, былинки, травинки, как в зеркало, глядится в эту сверкающую порошу и видит себя голубым и прекрасным. (М.М.Пришвин).
1)Как называется это описание? 2)Какое время года изобразил М.М.Пришвин? Докажите это примерами из текста. 3)Какие выразительные средства художественной речи использует писатель в этом описании? По 1 баллу за факт

Ответы.

7 класс

1. 1- В;

2 –Д;

3 –Б;

4 – Г;

5 – А;

6 – Е.

Максимальное количество баллов-6

2. А – Пушкин А.С.

Б – Лермонтов М.Ю.

В – Тостой Л.Н.

Максимальное количество баллов-3

3. А) нет
Б) да
В) да
Г) нет
Д) да

Максимальное количество баллов-5

4. 1 –ж

2 –д

3 –а

4 –в

5 –и

6 –з

7 –е

8 –ё

9 –г

10 –б

Максимальное количество баллов-10

5.1 –б

2 –в

3-а

4 –д

5 –з

6 –ж

7 –г

8 –е

Максимальное количество баллов-8

6. 1. Литературный приём – олицетворение, глагол, который переносит действие живого существа на другие предметы: Ручьи бегут, лес оденется, зима унесла)

2. Состояние – предчувствие счастья, радости; предвкушение;

И сердце сильно таки в груди

Стучит, как будто ждёт чего-то,

Максимальное количество баллов-2

7. А) сабля и ранец – солдат, сказка Г.-Х. Андерсена «Огниво»

Б) волшебные волоски из бороды - старик Хоттабыч, из одноимённой сказки Лагина

В) ячменное семечко в цветочном горшке – из него родилась Дюймовочка, сказка Г.-Х. Андерсена «Дюймовочка»

Г) разбитое корыто – старуха, А.С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке»

Д) говорящее чудесное зеркало – мачеха, А.С. Пушкин «сказка о мёртвой царевне…»

Максимальное количество баллов- 15 баллов(за героя, название произведения и автора по 1 баллу)

8. . Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл,. Басня - один из древнейших литературных жанров Возникновение басни как жанра относится к V веку до нашей эры, а создателем ее считается раб Эзоп (VI–V вв. до н.э. В русской литературе основы национальной басенной традиции заложил А.П.Сумароков (1717–1777). Вершиной в развитии жанра стали басни И.А.Крылова (

Максимальное количество баллов- 4

9 . Анализ текста.

1)Пейзаж.

2)Зима: «тишина морозная, светлая», «вчерашняя пороша»; «наст» и т.д.

3)Эпитет: «светлая тишина»;

сравнение: «пороша, как пудра со сверкающими блестками»;

олицетворение «кустик глядится и видит» и т. д.

1 балл за факт

Летопись

«Лошадиная фамилия»

Басня

«Кубок»

Баллада

«Повесть временных лет»

Сказка

«Каша из топора»

Рассказ

«Мартышка и очки»

Стихотворение

«Белая береза»

2. Определите писателя по биографическим фактам.

Родился в Москве, его дядя Василий Львович был известным поэтом, на мальчика оказала большое влияние няня, учился в Царскосельском лицее, В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя»

2. Воспитывала его бабушка, учился в Московском университете, поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, за одно свое произведение был сослан на Кавказ, погиб на дуэли

3. Большую часть своей жизни провел в Ясной Поляне, участвовал в Крымской войне, открыл школу для крестьянских ребятишек, про него говорят, что он «гордость русского народа»

Максимальное количество баллов – 3

3. Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

А) В.Жуковского называют «солнцем русской поэзии»

б) Летописание на Руси началось в XI веке.

В) Стихотворение, в основе которого лежит историческое событие, предание с острым сюжетом называется балладой

Г) эпиграф – короткий текст, помещенный автором после произведения

Д) Повесть и слово - жанры древнерусской литературы.

Максимальное количество баллов – 5

4. Прочитайте стихотворение А.Н. Плещеева «Весна». Ответьте на вопросы:

1.Какое изобразительно – выразительное средство лежит в основе стихотворения

(сравнение, эпитет, олицетворение).

2. Выпишите слова, которые подчёркивают эмоциональное состояние поэта,

напиши какое.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весной…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

И сердце сильно таки в груди

Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы

5.Назовите картины на сказочные сюжеты, созданные Виктором Михайловичем Васнецовым.

По 1 баллу за факт

6.По данным примерам определите вид тропа.

1) «Рыцарь дрался как лев»

2) «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить»

3) «Великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит»

4) «Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой»

5)«Мужичок с ноготок»

6) «Исчезла грусти тень»

7) «Отговорила роща золотая»

8) «Побледневшие звезды»

9)«Редкая птица долетит до середины Днепра»

10)«Голод вооружал их храбростью»

11) «Черный ветер, белый снег»

12) «Глаза, как небо, голубые»

7. Анализ текста.
Голубые тени
Возобновилась тишина, морозная и светлая. Вчерашняя пороша лежит по насту, как пудра со сверкающими блестками, наст нигде не проваливается и на поле, на солнце, держит еще лучше, чем в тени. Каждый кустик старого полынка, репейника, былинки, травинки, как в зеркало, глядится в эту сверкающую порошу и видит себя голубым и прекрасным. (М.М.Пришвин).
1)Как называется это описание?
2)Какое время года изобразил М.М.Пришвин? Докажите это примерами из текста.
3)Какие выразительные средства художественной речи использует писатель
в этом описании?
По 1 баллу за каждый пункт

8. Найдите и исправьте смысловую ошибку в приведенном ниже отрывке. Объясните значение найденного слова.


И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рожден был братом:

Слуга царю, отец солдатам...

Да, жаль его; сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

М.Ю.Лермонтов «Бородино»

9. Укажите вид рифмовки.
И синий бесконечный лес
Скрывал ту сторону небес,
Куда, дневной окончив путь,
Уходит солнце отдохнуть.

10 . Придумайте монолог Ветра, Дождя, Старого Дома, Цветочной Вазы, Испорченного Телефона, Перегоревшей Лампочки, Незавёрнутого Крана, Домашнего Компьютера (по выбору)

Ответы к олимпиаде по литературе (62 балла)

7 класс

1. 1- В;

2 –Д;

3 –Б;

4 – Г;

5 – А;

6 – Е.

Максимальное количество баллов-6

2. А – Пушкин А.С.

Б – Лермонтов М.Ю.

В – Толстой Л.Н.

Максимальное количество баллов-3

3 . А) нет
Б) да
В) да
Г) нет
Д) да

Максимальное количество баллов-5

4. 1. Литературный приём – олицетворение, глагол, который переносит действие живого существа на другие предметы: Ручьи бегут, лес оденется, зима унесла)

2. Состояние – предчувствие счастья, радости; предвкушение;

И сердце сильно таки в груди

Стучит, как будто ждёт чего-то,

Максимальное количество баллов-2

5. «Три богатыря», «Иван Царевич на сером воле», «Царевна- лягушка», «Кащей Бессмертный» «Спящая царевна», «Алёнушка», «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», «Ковер-самолет», «Витязь», «Богатырь», «Витязь на распутье», «Богатырский скок», «Гусляры», «Баба Яга», «,Царевна Несмеяна», «После побоища Игоря Святославовича с половцами».

По 1 баллу за факт

6. 1)Сравнение.2)Литота.3)Метафора.4)Эпитет.5)Литота.6)Метафора.7)Олицетворение.

8)Эпитет. 9)Гипербола. 10)Олицетворение. 11)Антитеза.12)Сравнение.

По 1 баллу за факт (12 баллов)

7. Анализ текста.

1)Пейзаж.

2)Зима: «тишина морозная, светлая», «вчерашняя пороша»; «наст» и т.д.

3)Эпитет: «светлая тишина»;

сравнение: «пороша, как пудра со сверкающими блестками»;

олицетворение «кустик глядится и видит» и т. д.

1 балл за факт

8. Полковник наш рожден был хватом.

ХВАТ - ловкий, расторопный человек, исполненный удальства.

Максимальное количество баллов-2

9. Рифма –парная

Максимальное количество баллов-1

10. При оценке творческой работы учитывается:
глубина и самостоятельность в раскрытии темы: понимание проблемы, заявленной в теме работы, объяснение её смысла, аргументация своей позиции; самостоятельность суждений; владение знаниями по истории и теории литературы и умение применять их при создании текста; отсутствие фактических недочётов, искажающих смысл текста (0–2 балла);
композиционная стройность, логичность, последовательность изложения: логическая связь частей работы, последовательное и логичное доказательство основной мысли работы, стройность композиции сочинения (0–2 балла);
оправданная образность языка и оригинальность стиля: владение разнообразной лексикой и синтаксическими конструкциями; соответствие лексики и синтаксиса избранному жанру и стилю изложения; яркость, образность языка и эстетический вкус автора; оправданная оригинальность авторского подхода к раскрытию темы (0–2 балла);
эстетический вкус, соответствие содержания и языковых средств жанру сочинения: построение высказывания в единстве формы и содержания по законам определённого жанра, соответствие структуры текста научному, художественному или публицистическому стилю; личностное отношение к проблеме и соответствующее замыслу речевое оформление, эмоциональность стиля без излишнего пафоса, стилевое единство и однородность (0–2 балла);
соблюдение речевых норм: ясное и чёткое выражение мыслей, присутствие в работе не более 1–2 речевых недочётов (0–2 балла).
Творческая работа оценивается в 10 баллов. Орфографическая и пунктуационная грамотность учитывается, но не оценивается, объём работ не регламентируется..

Максимальное количество баллов-10



Рассказать друзьям