Виды искусства. Искусство

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В наши дни, для того чтобы увидеть вдохновляющие произведения искусства , не обязательно идти в музей. Интернет дал людям возможность оценивать и наслаждаться искусством, предоставляя бесконечный поток шедевров. Однако нахождение того, что восхищает именно вас – это уже совсем другое дело. Нужно пересмотреть разные виды искусства, такие как художественные работы, скульптуры, фотографии и инсталляции. А это совсем не просто и занимает кучу времени. Поэтому сегодня мы представим вашему вниманию одни из самых популярных тенденций в искусстве в последние годы. От скульптур из книг до захватывающих инсталляций – это именно те тенденции, которыми люди не перестают восхищаться.

1. Скульптуры и инсталляции из книг


От невероятных книжных скульптур Брайана Деттмер (From Brian Dettmer) и Гая Ларамэ (Guy Laramee) до скульптуры рассыпающейся стены от Анук Круитоф (Anouk Kruithof) и затейливого иглу от Миллера Лагоса (Miler Lagos). Никогда ещё книги не пользовались такой популярностью в художественном искусстве. Исходя из того, что всё больше людей переходят на электронные книги, эти произведения искусства ценятся вдвойне. Они являются приятным напоминанием того, что, несмотря на то, что мы живём в век Интернета, книгам всегда будет отведено особое место.

2. Красивые инсталляции из зонтов


Зачастую зонты валяются в шкафу, пока не пойдёт дождь, но в последнее время они всё чаще появляются в различных инсталляциях по всему миру. Португальские зонты всех цветов радуги, розовая инсталляция в Болгарии – это не для того, чтоб люди не намокали, а для того, чтоб показать, как из обычных предметов можно создать целое искусство.

3. Интерактивное уличное искусство


Уличное искусство создаётся не только для социальных или политических целей, но и просто порадовать прохожих. От детей, катающихся на велосипедах Эрнеста Захаревича (Ernest Zacharevic) до лестницы метро Панья Кларк (Panya Clark) – эти инсталляции созданы для интерактивности. Специально или даже сами того не подозревая, прохожие становятся частью искусства, привнося новое измерение в уже и так интересную работу.

4. Творчество, созданное из тысяч вещей


Творчество, созданное из тысячи вещей, всегда интересно. Текущая река из книг Лузинтерруптуса (Luzinterruptus), ярко-красная птица, созданная из пуговиц и булавок Рэн Хуанга (Ran Hwang) – эти инсталляции показывают нам, как могут выглядеть тысячи вещей в руках терпеливых творцов. Кто знал, что пикселизированный портрет может быть сделан при помощи карандашей в стиле пуантиллизма, если б не Кристиан Фаур (Christian Faur)? Это хороший пример изобретательности в искусстве.

5. Эпичные скульптуры из Лего


Хотя классическим продуктом Лего являются пластмассовые кубики для детей, некоторые дизайнеры используют их для создания эпичных скульптур. Эти удивительные скульптуры строились очень осторожно, кирпичик за кирпичиком – Викторианский страшный дом, подземная пещера Бэтмена, римский Колизей, домик из Звёздных войн – все они поражают воображение.

6. Творчество всех цветов радуги


Одно- или двухцветные творения скучны – то ли дело творения, в которых сочетаются все цвета радуги! Создатели этих инсталляций умеют заставить улыбнуться. Проход с радужными окнами Кристофера Джэнни (Christopher Janney) или разноцветные дымовые шашки Олафа Брёнинга (Olaf Breuning) – на них не просто очень приятно смотреть, ими нужно проникнуться. Даже оригами и игрушечные машинки выглядят более занимательно, когда расположены в последовательности цветов радуги.

7. Наборы из маленьких людей


Эти фотографии показывают нам, как живут маленькие человечки. Сцены с едой Кристофера Боффоли (Christopher Boffoli) или мини-наборы на улицах от дизайнера Слинкачу (Slinkachu) – эти милые творения рассказывают смешные истории лилипутов, которые поймут и обычные люди. Это настоящее искусство, заставляющее нас чувствовать то, что мы никогда не чувствовали.

8. Тысячи LED лампочек


Эти инсталляции и скульптуры лучше всего наблюдать ночью или в тёмной комнате. При помощи дыма и лазера Ли Хью (Li Hu) создал жуткую кровать, вызывающую смешанные чувства. Макото Тоджики (Makoto Tojiki) развешивает лампочки на верёвках, создавая великолепные световые скульптуры людей, лошадей и птиц. Panasonic спустил по реке 100000 лампочек LED, чтобы воссоздать свечение светлячков.

9. Инсталляции из ниток


Нитками пользуются не только бабушки. В последнее время всё чаще они используются поверх винтажных фотографий или скульптур. Дизайнер Перскипере (Perspicere) натянул нитки так, что они имитируют брызги краски в форме сигнала Бэтмена. Гэбриел Дов (Gabriel Dawe) создал потрясающую инсталляцию всех цветов радуги, прикрепив огромное количество мотков ниток к потолку. По-видимому, нитки в дизайне сейчас актуальны.

10. Захватывающие интерактивные инсталляции


Хотя уличные инсталляции могут быть очень хороши, когда дизайнер работает в четырёх стенах – это позволяет ему развернуться шире. Французский дизайнер Серж Сала (Serge Salat) предлагает посетителям прогуляться через множество слоёв «За гранью» – мультимедийного опыта, сочетающего в себе восточное искусство с западным Ренессансом. Яёй Кусама (Yayoi Kusama) показывает, что случается, если детям предоставить неограниченное количество разноцветных наклеек. В барбакане Лондона недавно создали дождливую комнату, где посетители не намокнут. Кому бы не хотелось посетить одну из таких инсталляций?

Многообразие видов искусства

Искусство, одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира. В этом плане к искусству относят группу разновидностей человеческой деятельности - живопись, музыку, театр, художественную литературу (которую иногда выделяют особо - выражение "литература и искусство") и т. п., объединяемых потому, что они являются специфическими - художественно-образными формами воспроизведения действительности.

Определение отличительных признаков искусства и его роли в жизни людей вызывало острые разногласия на протяжении всей истории культуры. Оно объявлялось "подражанием природе" - и "свободным формотворчеством"; "воспроизведением действительности" - и "самопознанием Абсолюта", "самовыражением художника" - и "языком чувств"; особого рода игрой - и особого рода молитвой. Такие разногласия объясняются многими причинами: различием философских позиций теоретиков, их идеологических установок, опорой на различные виды искусства и творческие методы (например, на литературу или на архитектуру, на классицизм или реализм), наконец, объективной сложностью строения самого искусства. Эта сложность, многогранность структуры не осознаётся и некоторыми теоретиками, которые определяют сущность искусства то как гносеологическую, то как идеологическую, то как эстетическую, то как творчески-созидательную и т. д. Неудовлетворённость такими однолинейными определениями приводила некоторых искусствоведов к утверждению, что в искусстве органически взаимосвязаны разные моменты - познание и оценка реальности, или отражение и созидание, или модель и знак. Но и такие двухмерные истолкования его сущности не воссоздают с должной полнотой сложную его структуру.

Процесс исторического развития общественного разделения труда привёл к тому, что из первоначальной слитной, синкретической человеческой жизнедеятельности выделились и получили самостоятельное существование многообразные отрасли материального и духовного производства, а также различные формы общения людей. В отличие от науки, языка и других форм специализированной общественной деятельности, призванных удовлетворять различные потребности людей, искусство оказалось нужным человечеству как способ целостного общественного воспитания индивида, его эмоционального и интеллектуального развития, его приобщения к накопленному человечеством коллективному опыту, к вековой мудрости, к конкретным общественно-историческим интересам, устремлениям, идеалам. Но для того чтобы играть эту роль могущественного инструмента социализации индивидуума, искусство должно быть подобно реальной человеческой жизни, т. е. должно воссоздавать (моделировать) жизнь в её реальной целостности и структурной сложности. Оно должно "удваивать" реальную жизнедеятельность человека, быть её воображаемым продолжением и дополнением и тем самым расширять жизненный опыт личности, позволяя ей "прожить" много иллюзорных "жизней" в "мирах", созданных писателями, музыкантами, живописцами и т. д.

Вместе с тем искусство выступает одновременно и как подобное реальной жизни, и как отличное от неё - выдуманное, иллюзорное, как игра воображения, как творение человеческих рук. Художественное произведение возбуждает в одно и то же время глубочайшие переживания, подобные переживаниям реальных событий, и эстетическое наслаждение, проистекающее из его восприятия именно как произведения искусства, как созданной человеком модели жизни.

Искусство как специфическое общественное явление представляет собой сложную систему качеств, структура которой характеризуется сопряжением познавательной, оценочной, созидательной (духовно и материально) и знаково-коммуникативной граней (или подсистем). Благодаря этому оно выступает и как средство общения людей, и как орудие их просвещения, обогащения их знаний о мире и о самих себе, и как способ воспитания человека на основе той или иной системы ценностей, и как источник высоких эстетических радостей.

Художественно-творческая деятельность человека развёртывается в многообразных формах, которые называют видами искусства, его родами и жанрами. Обилие и разнообразие этих форм могут показаться хаотическим нагромождением, в действительности же они являются закономерно организованной системой видовых, родовых, жанровых форм. Так, в зависимости от материальных средств, с помощью которых конструируются художественные произведения, объективно возникают три группы видов искусств.: 1) пространственные, или пластические (живопись, скульптура, графика, художественная фотография, архитектура, декоративно-прикладное и дизайн), т. е. такие, которые развёртывают свои образы в пространстве; 2) временные (словесные и музыкальные), т. е. такие, где образы строятся во времени, а не в реальном пространстве; 3) пространственно-временные (танец; актёрское искусство и все базирующиеся на нём; синтетическое - театр, киноискусство, телеискусство, эстрадно-цирковое и т. д.), т. е. такие, образы которых обладают одновременно протяжённостью и длительностью, телесностью и динамизмом. С другой стороны, в каждой из этих трёх групп искусства художественно-творческая деятельность может пользоваться: 1) знаками изобразительного типа, т. е. предполагающими сходство образов с чувственно воспринимаемой реальностью (живопись, скульптура, графика - так называемые изобразительные искусства.; литература, актёрское искусство); 2) знаками неизобразительного типа, т. е. не допускающими узнавания в образах каких бы то ни было реальных предметов, явлений, действий и обращенных непосредственно к ассоциативным механизмам восприятия (архитектурно-прикладные искусства, музыка и танец); 3) знаками смешанного, изобразительно-неизобразительного характера, свойственными синтетическим формам творчества (синтезу архитектуры или декоративно-прикладного искусств с изобразительными; словесно-музыкальному - песенному и актёрско-танцевальному - пантомимическому синтезу).

Каждый вид искусств непосредственно характеризуется способом материального бытия его произведений и применяемым типом образных знаков. В этих пределах все его виды имеют разновидности, определяющиеся особенностями того или иного материала и вытекающим отсюда своеобразием художественного языка. Так, разновидностями словесного искусства являются устное творчество и письменная литература; разновидностями музыки - вокальная и разные типы инструментальной музыки; разновидностями сценического искусства - драматический, музыкальный, кукольный, теневой театр, а также эстрада и цирк; разновидностями танца - бытовой танец, классический, акробатический, гимнастический, танец на льду и т. д. С другой стороны, каждый вид искусства имеет родовое и жанровое деления. Критерии этих делений определяются по-разному, но очевидно само наличие таких родов литературы, как эпос, лирика, драма, таких родов изобразительного искусства, как станковый, монументально-декоративный, миниатюрный, таких жанров живописи, как портрет, пейзаж, натюрморт и т. д.

Таким образом, искусство, взятое в целом, есть исторически сложившаяся система различных конкретных способов художественного освоения мира, каждый из которых обладает чертами, общими для всех и индивидуально-своеобразными.

Декоративно-прикладное искусство

Декоративно-прикладное искусство, раздел искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Его произведениями могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, а также одежда и всякого рода украшения. Наряду с делением произведений декоративно-прикладного искусства по их практическому назначению в научной литературе со 2-й половины 19 в. утвердилась классификация отраслей по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т.д.). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством. Решая в совокупности, как и архитектура, практические и художественные задачи, декоративно-прикладное искусство одновременно принадлежит к сферам создания и материальных, и духовных ценностей. Произведения этого вида искусства неотделимы от материальной культуры современной им эпохи, тесно связаны с отвечающим ей бытовым укладом, с теми или иными его местными этническими и национальными особенностями, социально-групповыми различиями. Составляя органическую часть предметной среды, с которой повседневно соприкасается человек, произведения декоративно-прикладного искусства своими эстетическими достоинствами, образным строем, характером постоянно воздействуют на душевное состояние человека, его настроение, являются важным источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру.

Эстетически насыщая среду, окружающую человека, произведения этого жанра в то же время как бы поглощаются ею, т.к. обычно воспринимаются во взаимосвязи с её архитектурно-пространственным решением, с входящими в неё другими предметами или их комплексами (сервиз, гарнитур мебели, костюм, набор ювелирных изделий). Поэтому идейное содержание произведений декоративно-прикладного искусства может быть понято наиболее полно лишь при ясном представлении (реальном или мысленно воссозданном) об этих взаимосвязях предмета со средой и с человеком.

Архитектоника предмета, обусловленная его назначением, конструктивными возможностями и пластическими свойствами материала, часто играет основополагающую роль в композиции художественного изделия. Нередко в декоративно-прикладном искусстве красота материала, пропорциональные соотношения частей, ритмическая структура служат единственными средствами воплощения эмоционально-образного содержания изделия (например, лишённые декора изделия из стекла или др. ничем не тонированных материалов). Здесь наглядно проявляется особое значение для декоративно-прикладного искусства чисто эмоциональных, неизобразительных средств художественного языка, использование которых и роднит его с архитектурой. Эмоционально-содержательный образ зачастую активизируется образом-ассоциацией (сопоставлением формы изделия с каплей, цветком, фигурой человека, животного, её отдельными элементами, с каким-либо др. изделием - колоколом, балясиной и т.п.). Декор, появляясь на изделии, также существенно влияет на его образную структуру. Нередко именно благодаря своему декору бытовой предмет становится произведением искусства. Обладая собственной эмоциональной выразительностью, своим ритмом и пропорциями (нередко контрастными по отношению к форме, как, например, в изделиях хохломских мастеров, где скромная, простая форма чаши и нарядная, праздничная роспись поверхности различны по своему эмоциональному звучанию), декор зрительно видоизменяет форму и в то же время сливается с ней в едином художественном образе.

Для создания декора широко привлекаются орнамент и элементы (порознь или в самых различных сочетаниях) изобразительного искусства (скульптура, живопись, реже - графика). Средства изобразительных искусств и орнамент служат не только для создания декора, но порой проникают и в форму предмета (детали мебели в виде пальметт, волют, звериных лап, голов; сосуды в виде цветка, плода, фигуры птицы, зверя, человека). Иногда орнамент или изображение становятся основой формообразования изделия (узор решётки, кружева; рисунок плетения ткани, ковра). Необходимость согласовать декор с формой, изображение - с масштабом и характером изделия, с его практическим и художественным назначением приводит к трансформации изобразительных мотивов, к условности трактовки и сопоставления элементов натуры (например, сочетание в оформлении ножки стола мотивов львиной лапы, крыльев орла и лебяжьей головы).

В единстве художественной и утилитарной функций изделия, во взаимопроникновении формы и декора, изобразительного и тектонического начал проявляется синтетический характер декоративно-прикладного искусства. Его произведения рассчитаны на восприятие и зрением, и осязанием. Поэтому выявление красоты фактуры и пластических свойств материала, искусность и многообразие приёмов его обработки получают в декоративно-прикладном искусстве значение особо активных средств эстетического воздействия.

Живопись

Живопись, вид изобразительного искусства, художественные произведения, которые создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность. Как и другие виды искусства, живопись выполняет идеологические и познавательные задачи, а также служит сферой создания предметных эстетических ценностей, будучи одной из высокоразвитых форм человеческого труда.

Живопись отражает и в свете тех или иных концепций оценивает духовное содержание эпохи, её социальное развитие. Мощно воздействуя на чувства и мысли зрителей, заставляя последних переживать действительность, изображенную художником, она служит действенным средством общественного воспитания. Многие произведения живописи обладают документально-информационной ценностью.

В силу наглядности образа оценка жизни художником, выраженная в его произведении, приобретает особую убедительность для зрителя. Создавая художественные образы, живопись использует цвет и рисунок, выразительность мазков, что обеспечивает гибкость её языка, позволяет ей с недоступной др. видам изобразительного искусства полнотой воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объёмность предметов, их качественное своеобразие и материальную плоть, глубину изображаемого пространства, свето-воздушную среду. Живопись не только непосредственно и наглядно воплощает все зримые явления реального мира (в т. ч. природу в её различных состояниях), показывает широкие картины жизни людей, но и стремится к раскрытию и истолкованию сущности совершающихся в жизни процессов и внутреннего мира человека.

Доступные данному виду искусства широта и полнота охвата реальной действительности сказываются и в обилии присущих ей жанров (исторический, бытовой, батальный, анималистический и др.).

По назначению, по характеру исполнения и образов различают: живопись монументально-декоративную (стенные росписи, плафоны, панно), участвующую в организации архитектурного пространства, создающую идейно-насыщенную среду для человека; станковую (картины), более интимную по характеру, обычно не связанную с каким-либо определенным местом; декорационную (эскизы театральных и кинодекораций и костюмов); иконопись; миниатюру (иллюстрации рукописей, портреты и т. д.).

По характеру веществ, связующих пигмент (красящее вещество), по технологическим способам закрепления пигмента на поверхности различаются масляная живопись, живопись водяными красками по штукатурке - сырой (фреска) и сухой (а секко), темпера, клеевая живопись, восковая живопись, эмаль, живопись керамическими красками (связующие - легкоплавкие стекла, флюсы, глазури - закрепляются обжигом на керамике), силикатными красками (связующее вещество - растворимое стекло) и т. п. Непосредственно с ней смыкаются мозаика и витраж, решающие те же, что и монументальная живопись, изобразительно-декоративные задачи. Для исполнения живописных произведений служат также акварель, гуашь, пастель, тушь.

Основное выразительное средство живописи - цвет - своей экспрессией, способностью вызывать различные чувственные ассоциации усиливает эмоциональность изображения, обусловливает широкие изобразительные и декоративные возможности этого вида искусства. В произведениях он образует цельную систему (колорит). Обычно применяется тот или иной ряд взаимосвязанных цветов и их оттенков (гамма красочная), хотя существует также живопись оттенками одного цвета (монохромная). Цветовая композиция (система расположения и взаимоотношения пятен цвета) обеспечивает определенное цветовое единство произведения, влияет на ход его восприятия зрителем, являясь специфической для произведения частью его художественной структуры. Другое выразительное средство живописи - рисунок (линия и светотень) - ритмически и композиционно вместе с цветом организует изображение; линия отграничивает друг от друга объёмы, является часто конструктивной основой живописной формы, позволяет обобщённо или детально воспроизводить очертания предметов, выявлять их мельчайшие элементы.

Архитектура

Архитектура (лат. architectura, от греч. architéкtón - строитель), зодчество, система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей, а также само искусство создавать эти здания и сооружения в соответствии с законами красоты. Архитектура составляет необходимую часть средств производства и материальных средств существования человеческого общества. Её художественные образы играют значительную роль в духовной жизни общества. Функциональные, конструктивные и эстетического качества архитектуры (польза, прочность, красота) взаимосвязаны.

Произведениями архитектуры являются здания с организованным внутренним пространством, ансамбли зданий, а также сооружения, служащие для оформления открытых пространств (монументы, террасы, набережные и т.п.).

Предметом целеустремлённой организации является и пространство населенного места в целом. Создание городов, посёлков и регулирование всей системы расселения выделились в особую область, нераздельно связанную с архитектурой - градостроительство.

Важнейшим средством практического решения функцией, и идейно-художественных задач архитектуры является строительная техника. Она определяет возможность и экономическую целесообразность осуществления тех или иных пространственных систем. От конструктивного решения во многом зависят и эстетические свойства произведений архитектуры. Здание должно не только быть, но и выглядеть прочным. Излишек материала вызывает впечатление чрезмерной тяжести; зримая (кажущаяся) недостаточность материала ассоциируется с неустойчивостью, ненадёжностью и вызывает отрицательную эмоции. В ходе развития строительной техники новые принципы архитектурной композиции, отвечающие свойствам новых материалов и конструкций, могут вступать в конфликт с традиционными эстетическими взглядами. Но по мере распространения и дальнейшего освоения конструкции определяемые ею формы не только перестают восприниматься как необычные, но и превращаются в массовом сознании в источник эмоционально-эстетического воздействия.

Качественные изменения строительной техники, создание новых конструкций и материалов существенно повлияли на современную архитектуру. Особое значение имеет замена ремесленных методов строительства индустриальными, связанная с общими процессами развития производства, с необходимостью повышения темпов массового строительства и потребовавшая введения стандартизации, унифицированных конструкций и деталей.

Основные средства создания художественного образа в архитектуре - формирование пространства и архитектоника. При создании объёмно-пространственной композиции (в т. ч. и внутренней организации сооружений) используются принципы симметрии или асимметрии, нюансы или контрасты при сопоставлении элементов, их различные ритмические соотношения и т.д. Особое значение в архитектуре имеют соразмерность частей и целого друг другу (система пропорций) и соразмерность сооружения и его отдельных форм человеку (масштабность). В число художественных средств архитектуры входят также фактура и цвет, разнообразие которых достигается различными приёмами обработки поверхности здания. Целостная художественно-выразительная система форм произведений архитектуры, отвечающая функциональным и конструктивным требованиям, называется архитектурной композицией.

Устойчивая общность характерных особенностей художественной формы архитектуры и её идейно-содержательной программы образует её стиль. Важнейшие черты стиля проявляются в системе функциональной и пространственной организации сооружений, в их архитектонике, пропорциях, пластике, декоре.

Скульптура

Скульптура (лат. sculptura, от sculpo - высекаю, вырезаю), ваяние, пластика (греч. plastike, от plasso - леплю), вид искусства, основанный на принципе объёмного, физически трёхмерного изображения предмета. Как правило, объект изображения в скульптуре - человек, реже - животные (анималистический жанр), ещё реже - природа (пейзаж) и вещи (натюрморт). Постановка фигуры в пространстве, передача её движения, позы, жеста, светотеневая моделировка, усиливающая рельефность формы, архитектоническая организация объёма, зрительный эффект его массы, весовых отношений, выбор пропорций, специфических в каждом случае характер силуэта являются главными выразительными средствами этого вида искусства. Объёмная скульптурная форма строится в реальном пространстве по законам гармонии, ритма, равновесия, взаимодействия с окружающей архитектурной или природной средой и на основе наблюдённых в натуре анатомических (структурных) особенностей той или иной модели.

Различают две основные разновидности скульптуры.: круглую скульптуру, которая свободно размещается в пространстве, и рельеф, где изображение располагается на плоскости, образующей его фон. К произведениям первой, обычно требующей кругового обзора, относятся: статуя (фигура в рост), группа (две или несколько фигур, составляющих единое целое), статуэтка (фигура, значительные меньшая натуральной величины), торс (изображение человеческого туловища), бюст (погрудное изображение человека) и т. д.

По содержанию и функциям скульптура делится на монументально-декоративную, станковую и т. н. скульптуру малых форм. Хотя эти разновидности развиваются в тесном взаимодействии, у каждой из них есть свои особенности. Монументально-декоративная: скульптура рассчитана на конкретное архитектурно-пространственное или природное окружение. Она носит ярко выраженный общественный характер, адресуется к массам зрителей, размещается прежде всего в общественных местах - на улицах и площадях города, в парках, на фасадах и в интерьерах общественных сооружений. Монументально-декоративная скульптура призвана конкретизировать архитектурный образ, дополнять выразительность архитектурных форм новыми оттенками. Способность монументально-декоративной скульптуры решать большие идейно-образные задачи с особой полнотой раскрывается в произведениях, которые называют монументальными и к которым обычно относят городские памятники, монументы, мемориальные сооружения. Величавость форм и долговечность материала соединяются в них с приподнятостью образного строя, широтой обобщения. Станковая скульптура, прямо не связанная с архитектурой, носит более интимный характер. Залы выставок, музеев, жилые интерьеры, где её можно рассматривать вблизи и во всех деталях, являются обычной её средой. Тем самым определяются особенности пластического языка скульптуры, её размеры, излюбленные жанры (портрет, бытовой жанр, ню, анималистический жанр). Станковой скульптуре в большей мере, чем монументально-декоративной, присущи интерес к внутреннему миру человека, тонкий психологизм, повествовательность. Скульптура малых форм включает широкий круг произведений, предназначенных преимущественно для жилого интерьера, и во многом смыкается с декоративно-прикладным искусством.

Назначение и содержание скульптурного произведения определяют характер его пластической структуры, а она, в свою очередь, влияет на выбор скульптурного материала. От природных особенностей и способов обработки последнего во многом зависит техника скульптуры. Мягкие вещества (глина, воск, пластилин и т. п.) служат для лепки; при этом наиболее употребительными инструментами служат проволочные кольца и стеки. Твёрдые вещества (различные породы камня, дерева и др.) обрабатываются путём рубки (высекания) или резьбы, удаления ненужных частей материала и постепенного высвобождения как бы скрытой в нём объёмной формы; для обработки каменного блока применяются молоток (киянка) и набор металлических инструментов, для обработки дерева - преимущественно фасонные стамески и свёрла. Вещества, способные переходить из жидкого состояния в твёрдое (различные металлы, гипс, бетон, пластмасса и т. п.), служат для отливки произведений скульптуры при помощи специально изготовленных форм.

Театр

Театр (от греч. théatron - место для зрелищ; зрелище), род искусства. Театр - форма общественного сознания, он неотделим от жизни народа, его национальной истории и культуры. Художественного подъёма театр достигает обычно тогда, когда он, проникаясь передовыми идеями эпохи, борется за гуманистические идеалы, глубоко и правдиво раскрывает сложность внутреннего мира человека, его устремления.

Художественное отражение жизни, утверждение определённых идей, мировоззрения, идеологии совершается в театре посредством драматического действия, исполняемого актёрами перед зрителем. Борьба характеров, раскрытие общественного и психологического конфликтов, влияющих на судьбы людей, их отношения лежат в основе пьесы, спектакля. Специфика театра требует эмоционально-духовного единения сцены и зрителей, наличия общих интересов между творцами спектакля и публикой. Театр имеет важное значение в деле эстетического, нравственного и политического воспитания. Он располагает для этого богатыми средствами художественного обобщения, выразительности, воздействия на массового зрителя.

Основой театрального представления является драма. Литературное произведение театр переводит в область сценического действия и специфической театральной образности; характеры, конфликты драмы получают воплощение в живых лицах, поступках. Слово, речь - важнейшее средство, которым вооружает театр драма. В театре слово также подчиняется законам драматического действия. В одних случаях он превращает речь в средство бытовой характеристики персонажа, в других - раскрывает через словесную ткань роли сложные конфликты сознания и психологии героя. Речь на сцене может иметь форму пространного высказывания (монолог), протекать как разговор с партнёром (диалог), адресоваться зрителю или звучать как размышление героя, его "внутренний монолог" и т. д.

Театр - искусство коллективное. Спектакль - произведение, обладающее художественным единством, гармонией всех элементов. Он создаётся под руководством режиссёра и в соответствии с режиссёрским замыслом совместными усилиями актёров, художника-сценографа, композитора, хореографа и многих других. В основе спектакля лежит режиссёрская интерпретация пьесы, её жанровое, стилистическое решение. Действие спектакля организовано во времени (темп, ритм, нарастания и спады эмоционального напряжения) и в пространстве (разработка сценические площадки, принцип её использования, мизансцены, декорации, движение и пр.).

Главный носитель театрального действия - актёр, в творчестве которого воплощена суть театра.: способность захватывать зрителей художеств. зрелищем непосредственно протекающей у них на глазах жизни, творческим процессом её воплощения. Актёрский образ создаётся на основе пьесы и её толкования режиссёром - постановщиком спектакля. Но и в системе строго организованного спектакля актёр остаётся самостоятельным художником, способным лишь ему одному доступными средствами воссоздать на сцене живой человеческий образ, передать сложность и богатство человеческой психологии. Работа над собой и над ролью в процессе репетиций составляют, как считал К. С. Станиславский, две неразрывно связанные между собой стороны деятельности актёра.

Часто актёр создаёт на сцене образ, несходный с его собственным, в разных ролях меняется внешне и внутренне. При воплощении облика, характера персонажа исполнитель использует средства пластической и ритмической выразительности, искусство речи, мимики, жеста. История мирового театра знает актёров, обладавших виртуозным мастерством внешней трансформации.

В музыкальном театре действие воплощается средствами музыкальной драматургии, в основе которой лежат общие законы драмы - наличие ясно выраженного центрального конфликта, раскрывающегося в борьбе противодействующих сил, определённая последовательность этапов раскрытия драм. замысла. В каждом из видов музыкально-сценического искусства эти общие закономерности находят специфическое преломление соответственно природе их выразительных средств: в опере происходящее на сцене действие выражается музыкой, то есть пением действующих лиц, а также звучанием оркестра; в балете роль, аналогичная пению в опере, принадлежит танцу и пантомиме. Вместе с тем и в том и другом случае музыка является главным обобщающим средством, связывающим все элементы драмы воедино. В оперетте, представляющей разновидность оперы с разговорным диалогом, большое значение имеют куплетная песня и танец. Выразительные средства драматического, оперного и хореографического искусств, эстрадной и бытовой музыки используются в жанре мьюзикла.

Музыка (от греч. musikе, буквально - искусство муз), вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов. Музыка - специфическая разновидность звуковой деятельности людей. С другими разновидностями (речь, инструментально-звуковая сигнализация и т. д.) её объединяет способность выражать мысли, эмоции и волевые процессы человека в слышимой форме и служить средством общения людей и управления их поведением. Вместе с тем она существенно отличается от всех остальных разновидностей звуковой деятельности людей. Сохраняя некоторое подобие звуков реальной жизни, музыкального звучания принципиально отличаются от них строгой высотной и временной (ритмической) организованностью. Эти звучания входят в исторически сложившиеся системы, основу которых составляют тоны. В каждом музыкальном произведении тоны образуют свою систему вертикальных соединений и горизонтальных последований - его форму.

В содержании музыки главенствующую роль играют эмоциональные состояния и процессы (а также волевые устремления). Их ведущее место в музыкальном содержании предопределяется звуковой (интонационной) и временной природой музыки, позволяющей ей, с одной стороны, опираться на многовековой опыт внешнего выявления людьми своих эмоций и передачи их другим членам общества прежде всего и главным образом посредством именно звуков и, с другой - адекватно выражать эмоциональное переживание как движение, процесс со всеми его изменениями и оттенками, динамическими нарастаниями и спадами, взаимопереходами эмоций и их столкновениями.

Из различных видов эмоций музыка воплощает главным образом настроения. Широко представлены в музыкальном содержании также эмоциональные стороны интеллектуальных и волевых качеств личности (и соответствующих процессов). Это позволяет данному виду искусства раскрывать не только психологические состояния людей, но и их характеры. В максимально конкретном (но не переводимом на язык слов), весьма тонком и «заразительном» выражении эмоций музыка не знает себе равных. Именно на этом основано широко распространённое определение её как «языка души» (А. Н. Серов).

Стремясь к более широкому охвату мира философских и социальных идей, композиторы часто выходят за пределы так называемой чистой (инструментальной непрограммной) М., обращаясь к слову как носителю конкретного понятийного содержания (вокальная и программная инструментальная М., см. Программная музыка), а также к сценическому действию. Благодаря синтезу со словом, действием и др. формируются новые типы музыкальных образов, которые устойчиво связываются в общественном сознании с понятиями и идеями, выраженными др. компонентами синтеза, а за тем переходят в «чистую» М. как носители тех же понятий и идей. Для выражения мыслей композиторы используют и звуковые символы (возникшие в общественной практике, бытующие в определённой социальной среде напевы или наигрыши, ставшие «музыкальными эмблемами» каких-либо понятий) или же создают собственные, новые «музыкальные знаки» (например, лейтмотивы). В итоге в содержание М. входит громадный и непрерывно обогащаемый круг идей.

Музыке доступно содержание разных родов: эпическое, драматическое, лирическое. При этом, однако, в силу её неизобразительной природы наиболее близка ей лирика.

Материальным воплощением содержания музыки, способом его существования служит музыкальная форма - та система музыкальных звучаний, в которой реализуются эмоции, мысли и образные представления композитора. Даже взятые в отдельности, музыкальные звучания обладают уже первичными выразительными возможностями. Каждое из них способно вызвать физиологическое ощущение удовольствия или неудовольствия, возбуждения или успокоения, напряжения или разрядки, а также синэстезические ощущения (тяжести или лёгкости, тепла или холода, темноты или света и т. д.) и простейшие пространственные ассоциации.

В каждом музыкальном произведении из отдельных элементов его формы в процессе их объединения и соподчинения складывается общая структура, состоящая из нескольких частных структур. К последним относятся структуры: мелодическая, ритмическая, ладогармоническая, фактурная, тембровая, динамическая и др. Особое значение имеет тематическая структура, элементами которой служат музыкальные темы (вместе с различными видами и стадиями их изменения и развития). В большинстве музыкальных стилей именно темы являются материальными носителями музыкальных образов.

Музыка обладает своей структурой. Так, в развитой музыкальной культуре творчество представлено многими разновидностями, которые могут быть дифференцированы по различным признакам. 1) По типу содержания: лирическая, эпическая, драматическая, а также героическая, трагическая, юмористическая и т. д.; в ином аспекте - серьёзная музыка и лёгкая музыка. 2) По исполнительскому назначению: вокальная и инструментальная; в ином аспекте - сольная, ансамблевая, оркестровая, хоровая, смешанная (с возможным дальнейшим уточнением составов: например, для симфонического оркестра, для камерного оркестра, для джаза и т. д.). 3) По синтезу с другими видами искусства и со словом: театральная музыка, танцевальная музыка, программная инструментальная, мелодрама (чтение под музыку), вокальная со словами. Музыка вне синтеза - вокализы (пение без слов) и «чистая» инструментальная (без программы). В свою очередь, первая разделяется на зрелищную и концертную, вторая - на массово-бытовую и обрядовую. Каждая из образовавшихся четырёх разновидностей (жанровых групп) может быть дифференцирована и далее.

Киноискусство

Киноискусство, род искусства, произведения которого создаются с помощью киносъёмки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий действительности.

В киноискусстве синтезируются эстетические свойства литературы, театрального и изобразительного искусств, музыки на основе собственно лишь ему присущих, выразительных средств, из которых главными являются фотографическая природа изображения, позволяющая с предельной достоверностью воссоздавать любые картины действительности, и монтаж. Подвижность киноаппарата и разнообразие применяемой при съёмке оптики дают возможность представить в кадре огромные пространства и большие массы людей (общий план), небольшие группы людей в их взаимоотношениях (средний план), человеческий портрет или отдельную деталь (крупный план). Благодаря этому в границах кадра могут быть выделены наиболее существенные, эстетически значимые стороны изображаемого объекта. Соединение кадров в монтаже служит выражением мысли автора, создаёт непрерывность развития действия, организует зрительное повествование, позволяет путём сопоставления отд. планов метафорически истолковывать действие, формирует ритм фильма.

Создание произведения киноискусства, как правило, сложный творческий и производственный процесс, в котором объединяется работа деятелей искусства разных специальностей: кинодраматурга (автора сценария); режиссёра, определяющего истолкование и реализацию замысла и руководящего работой остальных участников постановки; актёров, воплощающих образы действующих лиц; оператора, характеризующего действие средствами композиционной, светотональной и цветовой трактовки кадров; художника, находящего изобразительную характеристику среды действия и костюмов действующих лиц (а в мультипликации и внешнюю характеристику персонажей); композитора и др.

За время развития киноискусства сформировались 4 основных его вида: художественная (игровая) кинематография, воплощающая средствами исполнительского творчества произведений кинодраматургии или адаптированные произведения прозы, драматургии, поэзии; документальная кинематография, являющаяся особым видом образной публицистики, основывающаяся по преимуществу на непосредственной фиксации на плёнку реальной действительности; мультипликационная кинематография, «одушевляющая» графические или кукольные персонажи; научно-популярная кинематография, использующая средства этих 3 видов для пропаганды научных знаний.

Художественной кинематографии доступны возможности эпоса, лирики и драмы, но в кинопроизведениях, имеющих повествовательный характер, всегда присутствуют черты, сближающие их с драмой, в частности драматический конфликт. Документальная кинематография обладает всей широтой возможностей публицистических жанров литературы и журналистики. Она объединяет и произведения образной кинопублицистики, и информационные фильмы (кинорепортаж). Образы графической и объёмной мультипликации создаются съёмкой неподвижных последовательных фаз движения рисованных или кукольных персонажей. Особое внимание она уделяет созданию фильмов для детей. Научно-популярная кинематография знакомит зрителей с жизнью природы и общества, научными открытиями и изобретениями, воссоздаёт ход творческих поисков учёных и мастеров искусств, наглядно демонстрирует физико-химические и биологические процессы. Для решения этих задач она пользуется как чисто дидактическими, так и художественно-образными средствами в зависимости от темы и задачи фильма.

Жанры киноискусства, относительно четко разграничивавшиеся на ранних стадиях развития кино (мелодрама, приключенческий фильм, комическая лента и др.), видоизменяются, испытывают тенденцию к слиянию, взаимопроникновению или даже распаду. Новаторские устремления деятелей кино обусловливают сочетание в одном произведении черт, характерных для прозы, драмы, лирики.

Список литературы

1. Кремлев Ю., Очерки по эстетике музыки, 2 изд., М., 1972.

2. История западноевропейского театра, т, 1-6, М., 1974.

3. Молева Н., Скульптура. Очерки зарубежной скульптуры, М., 1975.

4. Всеобщая история искусств, т. 1-6, М., 1956-66.

5. Всеобщая история архитектуры. Краткий курс, т. 1-2, М., 1958-63.

6. Виппер Б. Р., Статьи об искусстве, М., 1970.

Искусство - это творческое отображение мировоззрения человека. Выражается многочисленными формами произведений искусств, таких как виды искусства, роды и жанры.

Существуют основные группы искусства, которые возникли в результате средств воспроизведения, с помощью которых люди создают художественные образы:

Пространственные или пластические виды искусства.

Каждая группа непосредственно состоит из видов, которые характеризуются способом материальной передачи.

К пространственным видам относятся многочисленные виды декоративно-прикладного искусства, изобразительное творчество, фотография и архитектура.

Декоративно-прикладное искусство в свою очередь состоит из: резьба, роспись, декорирование изделий, художественная работа с камнем и металлом, папье-маше, керамика, кружевоплетение, вышивка.

Изобразительное искусство состоит из графического направления в искусстве: литография, гравюра; живописи - монументальная, станковая, пейзаж, натюрморт, портрет, исторический и бытовой жанр, анимализм, иконопись; и скульптура - рельефная и объёмная скульптура.

Динамические - временные виды искусства. Главным образом они отличаются от пластических видов наличием композиционной основы, которая раскрывается во времени.

Сюда относят два больших вида: литературу и музыку.

Искусство литературного отображения мировоззрения подразделяется на: художественную, историческую, научную, учебную, справочную литературу.

Музыкальное направление в искусстве подразделяется на: жанровую (марш, песня, симфония и т. д.) и видовую (театральная, камерная, симфоническая и т. д.).

Пространственно - временные виды искусства или зрелищные, эстетические подразумевающие в себе такие виды как: киноискусство, хореография, театральное искусство и литература.

Театральное искусство состоит из следующих разделов произведений: драматическое произведение, трагическое и комедийное произведение, мюзикл.

Киноискусство включает в себя: драму, фантастику, комедию, трагедию, историческое направление.

Для отображения художественной картины мира не достаточно, только лишь одного направление искусства. Это и стало основанием для создания столь большого разнообразия видов и форм восприятия мира людьми. Отличаются виды искусства друг от друга объектом изображения и используемые изобразительные средства.

Вариант 2

Чем именно является искусство на самом деле не совсем ясно, так как под искусством может подразумеваться и совершенно разная деятельность и совершенно разные формы. Даже простое общение между людьми может представлять собой искусство, к примеру, если один человек нечто рассказывает другое, то в какой-то степени занимается искусством монолога.

Тем не менее, классификация существует и довольно ясная, которая исходит из форм возникающих исторически. Люди издревле могли выполнять деятельность, которая впрямую не несла какой-то практической выгоды (к примеру, рисовали) но давала нечто другое, и так появлялось чистое искусство. Прикладное искусство тоже возникало, но на фоне практической выгоды, к примеру, люди могли делать одежду или какие-то предметы обихода, которые украшали дополнительными элементами.

Две эти формы существуют до сих пор и нередко смешиваются, а также размывают границы между искусством и повседневностью. Характерным примером может являться народно-прикладное искусство. К примеру, орнаменты, которые используются и просто для каких-то предметов, поверхностей, но при этом также могут заключать в себе сложные коды, которые передаются в определенном сообществе, роде, народе.

Если говорить о разновидностях, которые по большей части относятся к чистому искусству, то тут следует выделить: живопись или изобразительное искусство, скульптуру, музыку, архитектуру. Помимо этого существует пласт так называемого кинетического искусства, которое представляет собой такие варианты как танец, пантомима или нечто подобное. Отдельной частью являются также различные, скажем так, эстрадные жанры, такие как театр.

Современное искусство часто предлагает смешение различных жанров и может быть чем-то совершенно удивительным. К примеру, инсталляция может представлять собой сочетание музыки и живописи и кинетического искусства. Может существовать концептуальное или акционное искусство, которое вообще представляет собой определенные действия выполнимые в выбранном (по определенным причинам) пространстве и с определенным смыслом, последовательностью.

Нередко современные творческие люди делают искусством какое-то действие как таковое, и тут также некоторым образом размывается граница между повседневностью и искусством. Тем не менее, академические жанры продолжают существовать и по сей день.

Искусство - понятие весьма многогранное. Оно представляет собой творчество в целом. Существуют отдельные его виды. Произведения искусства отражают многие явления действительности, мировосприятие и мировоззрение авторов. Согласно эстетическому толкованию сущности, понятие трактуется как мимезис - подражание, чувственное выражение чего-либо сверхчувственного. Далее рассмотрим, какие есть виды искусства.

Эстетическое значение

Виды и формы искусства рассматриваются как способ выражения общественного сознания, особый ход процесса усвоения мира в духовно-практическом направлении. Вместе с этим творчество представляет собой органичный комплекс созидания, человеческого взаимодействия и оценки происходящего. Говоря о том, какие есть прежде всего стоит отметить такие, как живопись, скульптура, кино, театр и прочие. Многие из них имеют те или иные направления. К примеру, существуют различные виды музыкального искусства. Далее рассмотрим некоторые типы подробнее.

Живопись

Говоря о том, какие виды искусства бывают, нельзя не сказать об этом творческом направлении. История живописи уходит вглубь веков. Это творческое направление прошло эволюцию от наскальных рисунков до новейших течений. Живопись отличается широчайшим кругом возможностей для воплощения самых разнообразных замыслов - от реализма до абстракционизма. Надо отметить, что декоративные виды искусства на тех или иных этапах истории развивались достаточно противоречиво. Это главным образом было связано с появлением модернистских и реалистичных течений. В конце XIX-XX веков стали развиваться такие декоративные виды искусства, как андеграунд, абстракционизм, авангардизм. Появление этих течений ознаменовало собой отказ от изобразительности. Вместо нее пришло активное выражение авторского личного отношения к действительности, условность и эмоциональность цвета, геометризация и утрированность образов, ассоциативность и декоративность композиционных решений. В течение ХХ столетия продолжался поиск технических средств и новых красок. Благодаря этому появлялись абсолютно не похожие на прежние виды стилей искусства. Однако, например, масляная живопись и сегодня считается излюбленной техникой мастеров.

Графика

В ней объединены разные виды художественного искусства. Графика представляет собой изображение на плоскости. Она объединяет в себе рисунок, выступающий самостоятельной областью, а также типы печатного ремесла. К ним относятся разные виды прикладного искусства. Это гравюры на дереве (ксилография), металле (офорт), картоне и прочие. Каждый рисунок уникален и единственен в своем роде. Графические печатные произведения могут тиражироваться, воспроизводиться в эстампах - равноценных экземплярах. При этом каждый оттиск будет являться оригиналом, но не копией исходного изображения. На рисунке основаны все типы графики и многие другие виды художественного искусства. Для создания изображения автору зачастую достаточно простых приспособлений: ручки или карандаша и листа бумаги. В других случаях может применяться сложное оборудование и специальные инструменты: резцы, литографские камни и прочее.

В качестве основных выразительных средств графики выступают контур, штрих, линия, тон и пятно. Отдельная, весьма значимая роль принадлежит белому листу бумаги. Многие авторы добиваются выразительности, используя только один черный цвет. Границы, существующие между графикой и живописью, весьма условны. Часто техника акварели, пастели, а в некоторых случаях и гуаши, считаются то одними, то другими видами искусства. Являются самостоятельными такие направления графики, как плакат, компьютерный дизайн, книжное оформление. Постеры, как правило, отражают действительность и иллюстрируют значимые события. Они могут быть спортивными, политическими, рекламными, зрелищными, просветительскими и прочими. В графике используются и некоторые виды прикладного искусства. К ним, в частности, относят открытки, конверты, календари и прочее.

Скульптура

С древних времен существуют различные виды искусства. Одним из старых направлений считается скульптура. Само название имеет латинские корни. В переводе слово "скульптура" означает "высекать", "ваять". Внутри этого направления используется множество жанров. Если говорить о том, какие виды искусства бывают трехмерными и объемными, то в первую очередь следует сказать о скульптуре. К ней относят рельефы, бюсты, статуи и прочее. Скульптуру разделяют на два вида: произведения, размещающиеся свободно в пространстве, и нанесенные на плоскость. К последним относят горельеф и барельеф. Назначение у скульптуры может быть также различным. К примеру, она может быть монументальной, станковой. Отдельно выделяют малые скульптурные формы.

Что касается жанров, то следует отметить такие, как бытовой, портретный, исторический, анималистический и прочие. С использованием скульптурных средств можно воссоздать натюрморт или пейзаж. Однако основным объектом считается изображают по-разному. К примеру, это может быть бюст, голова, скульптурная группа, статуя. Что касается технологии, то она достаточно сложна и включает в себя множество этапов. В качестве материала используется дерево, камень и прочие твердые вещества. Путем отсекания лишнего создается произведение.

Также изображение получают и путем использования пластической массы. Этот процесс называется пластикой (лепкой). Здесь в качестве материала используется воск, глина, пластилин и прочее. Создание скульптур осуществляется и путем отливки из веществ, обладающих способностью к переходу из жидкого в твердое состояние. К таким материалам, к примеру, относят бетон, гипс, пластмассу. Используется в создании скульптур и металл. Его обрабатывают сваркой, чеканкой, резкой, ковкой.

Архитектура

Говоря о том, какие виды искусства бывают, особое внимание следует обратить на зодчество. Архитектура обладает способностью выражать в образах человеческие представления о мире, величии, времени, торжестве, радости, одиночестве и прочем. Именно поэтому зачастую зодчество именуют застывшей музыкой. Задача архитектора состоит в обеспечении не только прочности и пользы сооружения, но и эстетических его качеств. Существует несколько течений зодчества. Не все знают, как называется вид искусства, связанный с созданием и реконструкцией городов. Именуется это направление градостроительством. Также в архитектуре выделяют ландшафтное проектирование. В рамках этого течения создаются мостики, фонтаны, лестницы для скверов, парков, бульваров, беседки, словом, все, что используется для оформления территории. Широко развито конструирование объемных сооружений. К ним относят те или иные виды зданий: промышленные, жилые, общественные, культовые и прочие. В тот или иной период истории появлялись и совершенствовались разные строительные технологии и материалы.

Благодаря современному уровню развития техники с использованием стекла, железобетона, пластической массы и прочего сырья создаются сооружения необычной, нестандартной конфигурации: в виде шаров, цветков, ракушек, колосьев, спиралей и прочего.

Архитектурные средства

К основным из них относят пропорциональность, ритм, масштабность, пластику объемов. Также немаловажное значение имеют цвет и фактура поверхностей. Архитектура призвана отражать художественную направленность эпохи. Именно своей образной стороной она отличается от обычного строительства. Архитекторы создают для людей и их жизнедеятельности пространство, отличающееся художественной организацией. Известные на весь мир сооружения и ансамбли воспринимаются как символы отдельных городов и стран. Например, в Париже это - Эйфелева башня, в Египте - пирамиды, в Афинах - Акрополь, в Риме - Колизей, в Москве - Красная площадь и Кремль.

Виды музыкального искусства

Пение считается основным и древнейшим направлением творчества. Оно включает в себя многочисленные виды народного искусства. В частности, это частушки, романсы, колыбельные и прочее. В целом виды народного искусства можно объединить в понятие "фольклор". Среди прочих направлений следует отметить инструментальное воспроизведение. Оно занимает намного меньше места в музыкальном искусстве, чем вокал. Достаточно специфичной областью считается хоровое пение. Это коллективное исполнение произведений. Хоровое пение занимало главное место на богослужениях, праздниках, театральных мероприятиях. Оно было призвано укреплять в людях самые лучшие их качества. Также стоит отметить такое направление, как камерная музыка. В данном случае исполнение (вокальное либо инструментальное) осуществляется небольшим составом. Симфоническая музыка предназначена для оркестров. Среди основных ее жанров следует выделить увертюру, сюиту, симфонию.

Опера - еще одно музыкальное направление. В ней задействованы инструменты и вокал. Опера, по сути, представляет собой пьесу, партии которой поются. В ней имеет место сочетание трех элементов: слов, музыки и сценического действия. Еще одним видом музыкального искусства является балет. Здесь используется инструментальное и танцевальное исполнение. Особое значение, как, впрочем, и в опере, в балете имеют декорации.

Абстрагирование

Выше коротко описано, какие виды искусства бывают. Следует сказать что это далеко не полный перечень направлений творчества. Далее рассмотрим некоторые приемы, посредством которых осуществляется создание творческих форм. Одним из основных способов мышления считается абстрагирование. В результате формируются наиболее общие суждения и понятия. Если касаться декоративного искусства, то в нем абстракции представляют собой процесс стилизации естественных, природных образов.

Представителями некоторых творческих течений были созданы конструкции, отличавшиеся логической упорядоченностью. Они при этом перекликались с поиском рациональной организации образов в дизайне и архитектуре. Примером могут служить В целом в художественной деятельности отмечается постоянное присутствие абстрагирования.

в искусстве: реализм

В широком смысле понятия в искусстве это - правдивое, всестороннее и объективное отражение существующей действительности. Для этого применяются специфические средства, присущие тем или иным направлениям творчества. Общим признаком реализма считается достоверность при воспроизведении действительности. При этом искусство в данном случае имеет в распоряжении достаточно много разнообразных познавательных методов, способов обобщения, отражения явлений.

Авангардизм

В искусстве это понятие определяет модернистские, экспериментальные начинания. Каждая эпоха ознаменована появлением новаторских феноменов, однако сам термин прочно утвердился лишь в начале ХХ столетия. В тот период появились такие виды художественного искусства, как кубизм, экспрессионизм, фовизм, футуризм и прочие. Во всех авангардистских направлениях можно выделить общие признаки. В первую очередь это отказ от классических норм изображения, деформация форм, игровые преобразования, экспрессия и прочее. Все это способствует размыванию границ реальности и искусства.

Андеграунд

Это понятие трактуется как "подпольная" культура. В данном случае искусство противопоставляет себя ограничениям и условностям традиционного творчества. Выставки часто проходят не в галереях и салонах, а в метро, подземных переходах, на земле. В России андеграундом называют сообщество, представляющее неофициальное искусство.

Модерн

Это понятие является собирательным обозначением новейших течений, школ, стилей, деятельности отдельных творцов в искусстве ХХ века. Оно по своему значению близко к авангарду. Модернизм достаточно негативно оценивался искусствоведами в советское время. Он расценивался как кризисное проявление буржуазной культуры.

Кинетическое творчество

Это направление связано с использованием динамических, движущихся элементов и конструкций. Как самостоятельный вид искусства кинетизм оформился во второй половине пятидесятых годов прошлого столетия. Ему предшествовали опыты по созданию динамической пластики в российском конструктивизме. С незапамятных времен народное искусство демонстрировало образцы движущихся игрушек и объектов. В качестве примера могут служить птицы счастья из Архангельской области, имитирующие трудовой процесс механические игрушки из с. Богородское. Зачастую в кинетизме создание иллюзии движения осуществляется с помощью меняющегося освещения. Приемы этого вида искусства достаточно широко используются в процессе организации дискотек, ярмарок, выставок, при оформлении общественного интерьера, парков, площадей. Часто в композициях применяются зеркала.

Современные выразительные приемы


В заключение

Искусство всегда было и остается созвучным времени. Оно отражает общественное мировоззрение в целом. При этом искусство обладает способностью сильно влиять на массы людей. В связи с этим немаловажное значение имеет собственное отношение творца. История всех видов искусств представляет собой постоянно изменяющуюся, развивающуюся живую материю. В каждую из эпох происходила борьба влияний, тенденций, старых представлений с качественно новыми появляющимися проявлениями. Тем не менее, при всей изменчивости в рамках того либо иного периода, все формы искусства обладали сравнительно устойчивыми чертами: пластическими, композиционными, ритмическими, колористическими и прочими, определяющими стиль конкретного времени.

Архитектура (греч. "architecton" - "мастер, строитель") - монументальный вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности человечества, отвечая утилитарным и духовным потребностям людей.Архитектура способна объединяться с монументальной живописью, скульптурой, декоративным и другими видами искусства. Основа архитектурной композиции - объемно-пространственная структура, органическая взаимосвязь элементов здания или ансамбля зданий. Масштаб сооружения во многом определяет характер художественного образа, его монументальность или интимность.Архитектура не воспроизводит действительность непосредственно, она носит не изобразительный, а выразительный характер.

ГРАФИКА

Графика (в переводе с греческого - "пишу, рисую") - это, прежде всего рисунок и художественные печатные произведения (гравюра, литография). Она основана на возможностях создания выразительной художественной формы путем использования разных по окраске линий, штрихов и пятен, наносимых на поверхность листа.

Живопись - плоскостное изобразительное искусство, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на поверхность изображение реального мира, преобразованных творческим воображением художника. Живопись подразделяется на:

Монументальную - фреска (от итал. Fresco) - живопись по сырой штукатурке красками разведенными на воде и мозаика (от французского mosaiqe) изображение из цветных камней, смальты (Смальта - цветное прозрачное стекло.), керамических плиток. - станковую (от слова "станок") - полотно которое создается на мольберте.

Живопись представлена разнообразными жанрами:

Портрет - Пейзаж - Натюрморт - Исторический жанр- Бытовой жанр - - Иконопись -Анимализм

Скульптура - пространственно - изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах.

Основными материалами, применяемыми в скульптуре, являются камень, бронза, мрамор, дерево. На современном этапе развития общества, техногенного прогресса расширилось количество материалов, используемых для создания скульптуры: сталь, пластик, бетон и другие.

Существует две основные разновидности скульптуры: объемная трехмерная (круговая) и рельеф:

Горельеф - высокий рельеф,- барельеф - низкий рельеф, - контррельеф - врезной рельеф.

По определению скульптура бывает монументальная, декоративная, станковая.

Монументальная - используется для украшение улиц и площадей города, обозначения исторически важных мест, событий и т.п. К монументальной скульптуре относятся:- памятники, монументы, мемориалы.


Станковая - рассчитана на осмотр с близко расстояния и предназначена для украшения внутренних помещений.

Декоративная - используется для украшения быта (предметы мелкой пластики).

Декоративно-прикладное искусство - вид творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных для удовлетворения утилитарных и художественно-эстетических потребностей людей.

К декоративно-прикладному искусству относятся изделия, выполняемые из разнообразных материалов и с помощью различных технологий. Материалом для предмета ДПИ может служить металл, дерево, глина, камень, кость. Весьма разнообразны технические и художественные приемы изготовления изделий: резьба, вышивка, роспись, чеканка и др. Основная характерная особенность предмета ДПИ - декоративность, заключающаяся в образности и стремлении украсить, сделать лучше, красивее.

Литература - вид искусства, в котором материальным носителем образности является слово.

В сферу литературы входят природные и общественные явления, различные социальные катаклизмы, духовная жизнь личности, ее чувства. В разных своих жанрах литература охватывает этот материал или через драматическое воспроизведение действия, или через эпическое повествование о событиях, или через лирическое самораскрытие внутреннего мира человека.

Литература подразделяется на: Художественную, Учебную, Историческую, Научную, Справочную

Основными жанрами литературы являются:

Лирика - один из трех основных родов художественной литературы, отражает жизнь путем изображения разнообразных человеческих переживаний, особенность лирики стихотворная форма.

Драма - один из трех основных родов художественной литературы, сюжетное произведение написанное в разговорной форме и без авторской речи.- Эпос - повествовательная литература, один из трех основных родов художественной литературы, включает в себя: - Эпопея - крупное произведение эпического жанра.

Новелла - повествовательный прозаический (гораздо реже - стихотворный) жанр литературы, представляющий малую повествовательную форму. - Повесть (рассказ) - литературный жанр, который отличается менее значительным объемом, меньшим количеством фигур, жизненным содержанием и широтой

Рассказ - Эпическое произведение небольших размеров, которое отличается от новеллы большей распространенностью и произвольностью композиции.- Роман - большое повествовательное произведение в прозе, иногда в стихах.- Баллада - лирико-эпическое стихотворное сюжетное произведение, написанное строфами.

Поэма - сюжетное литературное произведение лирико-эпического характера в стихах.

Специфика литературы есть явление историческое, все элементы и составные части литературного произведения и литературного процесса, все особенности литературы находятся в постоянном изменении. Литература - живая, подвижная идейно-художественная система, чутко реагирующая на изменения жизни. Предшественником литературы является устное народное творчество.

Музыка - (от греч. musike - букв. - искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки - лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения.

Принято разделение музыки на светскую и духовную. Основная область духовной музыки - культовая. По исполнительским средствам музыка подразделяется на вокальную (пение), инструментальную и вокально-инструментальную. Музыка нередко соединяется с хореографией, театральным искусством, кино. Различают музыку одноголосную (монодия) и многоголосную (гомофония, полифония). Музыка подразделяется:

На роды и виды - театральная (опера, и т. п.), симфоническая, камерная и др.;

На жанры - песня, хорал, танец, марш, симфония, сюита, соната и др.

Хореография (гр. Choreia - пляска+ grapho - пишу) - вид искусства, материалом которого являются движения и позы человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющие художественную систему.

Театр - вид искусства, художественно осваивающий мир через драматическое действие, осуществляемое творческим коллективом.

Основа театра - драматургия. Синтетичность театрального искусства определяет его коллективный характер: в спектакле объединяются творческие усилия драматурга, режиссера, художника, композитора, хореографа, актера.

Театральные постановки подразделяются по жанрам:- Драма;- Трагедия;- Комедия;- Мюзикл и т.д.

Театральное искусство уходит своими корнями в глубокую древность. Его важнейшие элементы существовали уже в первобытных обрядах, в тотемических плясках, в копировании повадок животных и т. д.

Фотография (гр. Phos (photos) свет+ grafo пишу) - искусство, воспроизводящее на плоскости, посредством линий и теней, самым совершенным образом и без возможностей ошибки, контур и форму передаваемого ею предмета.

Кино - искусство воспроизведения на экране запечатленных на пленку движущихся изображений, создающих впечатление живой действительности. Кино изобретение XX в. Его появление определено достижениями науки и техники в области оптики, электротехники и фототехники, химии, и т. д.

Кино можно условно подразделить на научно-документальное и художественное.

Определены также жанры кино:- драма,- трагедия,- фантастика,- комедия,- историческое и т.д.



Рассказать друзьям