Виды общения. Понятие и основные характеристики общения

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Общение- это сложный многоплановый процесс взаимодействия людей, порождаемый потребностями совместной деятельности. В процессе общения происходит передача и прием сообщений с помощью вербальных и невербальных средств. Процесс общения включает как прямую, так и обратную связь, в результате, чего происходит обмен информации между участниками общения, ее восприятие и познание ими, а также их влияние друг на друга при взаимодействии. Стороны общения: 1. Коммуникативная сторона – обмен информации. 2. Интерактивная сторона – общение как взаимодействие. 3. Перцептивная сторона – восприятие и понимание партнерами друг друга. Выделяют фазы общения: 1) взаимонаправленность, 2) взаимотражение (психическое отражение партнера)3) взаимоинформирование (действие), 4)взаимотключение (свертывание контакта). Фазы 2 и 3 в процессе контакта могут повторяться.

Виды общения . содержание процесса ,: 1. Материальное – обмен предметами деятельности. 2. Когнитивное – обмен знаниями. 3. Эмоциональное – обмен эмоциональными состояниями. 4. Мотивационное – обмен всеми составляющими мотивационной сферы личности. 5. Деятельностное – обмен действиями. мотив общения : 1. Модальное – мотивы участников лежат в самом общении. 2. Диктальное - мотивы участников лежат вне пределов общения – инструментальное. средство общения : 1. Непосредственное общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. Оно осуществляется с помощью органов, данных человеку природой (голова, руки, голосовые связки и т. д.). На основе непосредственного общения на более поздних этапах развития цивилизации возникли различные формы и виды общения. Опосредованное общение, связанное с использованием специальных средств и орудий (палка, след на земле и т.п.), письменности, телевидения, радио, телефона и более современных средств для организации общения и обмена информацией.. 2. Прямое и косвенное – наличие личного контакта (прямое). Через посредника – косвенное. 3. Вербальное и невербальное . Существуют и другие виды общения: Деловое общение – вид социальных отношений, направленных на реализацию какого-то общего дела, создающих условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели. цель - его организация и оптимизация совместной деятельности. Воспитательное общение - предполагает целенаправленное воздействие одного участника на другого с достаточно четким представлением желаемого результата. Диагностическое общение – общение, целью которого является формулировка определенного представления о собеседнике или получение от него какой-либо информации (таково общение врача с пациентом и т. п.); интимно-личностное общение возможно при заинтересованности партнеров в установлении и поддержании доверительного и глубокого контакта, возникает между близкими людьми и в значительной степени является результатом предшествующих взаимоотношений. В зависимости от участников общения называют лично-групповое , межличностное , и межгрупповое общение .Функции общения: (Б.Ломов) три функции: информационно-коммуникативную (заключается в любом обмене информацией) реализация имеет несколько уровней: на первом осуществляется выравнивание различий в исходной информированности людей, которые вступают в психологический контакт; второй уровень предусматривает передачу информации и принятие решений (здесь общение реализует цели информирование, обучение и др.); третий уровень связан со стремлением человека понять других (общение, направленное на формирование оценок достигнутых результатов)., регуляционно-коммуникативную (регуляция поведения и регуляция совместной деятельности в процессе взаимодействия) феномены, свойственные сов. деятельности, в частности, совместимость людей, их сработанность, осуществляется взаимная стимуляция и коррекция поведения. Эту функцию выполняют такие феномены, как имитация, внушение и др. и аффективно-коммуникативную (регуляция эмоциональной сферы человека, в которой выявляется отношение индивида к окружающей среде, в том числе и социальное.

Обратная связь в общении. Виды слушания.

Обратная связь - это информация, содержащая реакцию реципиента на поведение коммуникатора. Цель обратной связи - помощь партнёру по общению в понимании того, как воспринимаются его поступки, какие чувства они вызывают у других людей.

В теории коммуникации понятие «обратная связь» относится к ответу получателя на сообщение – кивок, подразумевающий понимание вопроса, быстрый ответ по электронной почте и т.д. От того, насколько адекватна реакция, развиты умения слушать и обеспечивать обратную связь с отправителем, зависят правильность восприятия и понимания информации, эффективность коммуникации.

Значение обратной связи для процесса коммуникации часто недооценивают. Без обратной связи у отправителя сообщения отсутствует какая-либо возможность узнать, состоялся ли процесс коммуникации.

Сообщения не должны содержать больше информации, чем может воспринять получающий ее человек в определенный промежуток времени. Предпочтительнее осуществление обратной связи в тот момент, когда получатель информации готов к ней.

Необходимо обеспечить: объективность (беспристрастность) обратной связи; целенаправленность обратной связи; своевременность обратной связи.

Виды обратной связи : Сознательная – это когда мы сознательно посылаем сигналы слушателю и воспринимаем сигналы от него, интерпретируя тем или иным образом. Бессознательная – это та информация, которая проходит вне сознательного разума (дыхание, поза, тон и тембр голоса и другие).

Виды слушания.

Можно выделить следующие виды слушания:

1. Критическое слушание – слушание при имеющейся заранее критической установке к говорящему, теме или тому и другому вместе. При этой предустановке вся информация оценивается как сомнительная и основной задача слушающего - найти в ней уязвимые, слабые места.

2. Эмпатическое слушание – слушание при котором большее внимание уделяется не информационной составляющей послания, а эмоциональной, как позитивной так и негативной, а так же собственным эмоциональным реакциям на говорящего и/или тему. Информационная составляющая отодвигается на второй план и либо оценивается в соответствии с эмоциональным восприятием или не воспринимается вовсе.

3. Пассивное (нерефлексивное) слушание – внимательное слушание собеседника, сосредоточение на восприятии информационной части его послания и трезвом анализе его эмоциональной составляющей и своей реакции. Это слушание проводится без какого либо корректирующего вмешательства в речь говорящего, но с сохранением и демонстрацией своего полного внимания. При таком слушании информация имеет наименьшее количество искажений, слушающий наиболее объективен.

4. Активное (рефлексивное) слушание – внимательное слушание собеседника при активном личном интересе к теме и/или говорящему. Восприятие информации идёт параллельно с её активной обработкой в результате акт общения приобретает черты совместной работы над некой задачей. Характеризуется наличием обратной связи: уточняющие вопросы, парафразы (повторяющие последнюю фразу говорящего с перефразировкой или без, утвердительно или вопросительно), резюмирование. 4 вида: выяснение, перефразирование, резюмирование и отражение чувств говорящего. Разъяснение - просьба к говорящему уточнить то или шое положение, раскрыть его полнее, детальнее. Таким образом не только лучше понимается содержание сообщения, до и показывается подлинный интерес к нему. Перефразирование - изложение отдельных услышанных фраз своими словами. Повторяя услышанные мысли, оппонент показывает, что боится исказить, неправильно истолковать то, что ему сообщают, демонстрируя любопытство, увлечение, заинтересованность воспринимаемой информацией. Резюмирование - краткое изложение услышанного, помогающее слушателю узнать, правильно ли он понял, удачно ли воспринял мысли говорящего.

1. Понятие и определение общения

2. Три стороны общения

3. Виды общения

4. Вербальное и невербальное общение

5. Виды общения в зависимости от его цели

Список литературы

1. Понятие и определение общения

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

Другое определение заключается в понимании общения, как процесса установки и развития контактов между людьми, порождаемого потребностью совместной деятельности и включающего в себя:

· Обмен информацией;

· Выработку единой стратегии взаимодействия;

· Восприятие и понимание людьми друг друга.

Процесс общения состоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух.

Коммуниканты должны совершать само действие, которое мы называем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять «считывать» со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается).

При этом необходимо определить в каждом конкретном коммуникативном актеканал связи. При разговоре по телефону таким каналом являются органы речи и слуха; в таком случае говорят об аудио-вербальном (слухо-словесном) канале. Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуально-вербальному) каналу. Рукопожатие - способ передачи дружеского приветствия по кинестетико-тактильному (двигально-осязательному) каналу. Если же мы по костюму узнаем, что наш собеседник, допустим, узбек, то сообщение о его национальной принадлежности пришло к нам по визуальному каналу (зрительному), но не по визуально-вербальному, поскольку словесно (вербально) никто ничего не сообщал.

В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.

Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». У человека эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

2. Три стороны общения

Обычно выделяют три стороны общения:

1. Коммуникативная – обмен информацией:

Единый язык общения;

Единое понимание ситуации общения.

3. Перцептивная – создание на уровне восприятия психологического портрета партнера.

Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между субъектами общения.

Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.

Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации.

2. Интерактивная – выработка единой стратегии взаимодействия (сотрудничество или конкуренция);

Интерактивная сторона общения - это характеристика тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция. Кооперативное взаимодействие означает Координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порождается самой ее природой. Конкуренция означает противодействие. Одной из наиболее ярких ее форм является конфликт.

3. Перцептивная – создание на уровне восприятия психологического портрета партнера.

Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.

3. Виды общения

В зависимости от содержания, целей и средств Р.С. Немов выделяет следующие виды общения:

Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)

Когнитивное (обмен знаниями)

Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)

Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)

Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)

2. По целям общение делиться на:

o Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма)

o Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида)

3. По средствам общение может быть:

o Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)

o Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий)

o Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения)

o Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

Кроме того, выделяют следующие виды общения:

В зависимости от цели:

o Деловое общение (цель выработка определенной стратегии);

o Личностное (ориентируется на образ);

o Конгитивное (получение информации(

o Фактическое (пустое, ник чему не приводящее)

В зависимости от стратегий:

1. открытое - закрытое общение - желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение это нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях:

1. если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности "низкой стороны";

2. в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно. Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами). "Одностороннее выспрашивание" - полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции. "Истерическое предъявление проблемы" - человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек "войти в чужие обстоятельства", слушать "излияния".

2. монологическое - диалогическое;

3. ролевое (исходя из социальной роли) - личностное (общение по душам").

4. Вербальное и невербальное общение

В зависимости от средств общения выделяют:

Вербальное

Невербальное.

Вербальное общение включает:

o Значение и смысл слов, фраз ("Разум человека проявляется в ясности его речи"). Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения разы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.

o Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.

Невербальное общение состоит из следующих систем:

Оптико-кинетические системы (мимика, жесты, поза, глазные сигналы доступа, изменение цвета кожи и т.д.);

Мимика движение мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояние - способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова, так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

По своей специфике взгляд может быть: деловым, когда он фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства; светским когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника (до уровня губ) это способствует созданию атмосферы светского непринужденного общения; интимным, когда взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица на другие части тела до уровня груди. Специалисты утверждают, что такой взгляд говорит о большей заинтересованности друг другом в общении; взгляд искоса говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

Лоб, брови, глаза, нос, подбородок эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес. печаль и т.п. Причем легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление; труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции печаль, гнев, отвращение. Важно отметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.

Виды общения. По своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно. Можно отметить несколько классификаций общения.

    Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности);

    Когнитивное (обмен знаниями);

    Кондиционное (обмен физиологическими и психическими состояниями);

    Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями);

    Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навками).

По целям:

  • Биологическое общение – необходимо для поддержания, сохранения и развития организма;

    Социальное общение – преследует цели расширения и укрепления ме6жличностных контактов.

По средствам:

  • Непосредственное (осуществляется с помощью естественных органов);

    Опосредованное (использование специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией);

    Прямое (личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения);

    Косвенное общение (общение через посредников).

Классификация.

  • Деловое общение – содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир .

    Личностное общение.

    Инструментальное. Это общение, которое преследует какую-то цель, кроме получения удовлетворения от акта самого общения.

    Вербальное общение.

    Невербальное общение.

    Если за основу взять уровень взаимодействия индивидов в процессе общения, то выделятся:

    Личностно-ориентированное (межличностное);

    Социально-ориентированное (Субъект этого общения как бы удвоен: с одной стороны, осуществляет такое общение один человек как личность, а с другой, субъектом такого общения выступает тот или иной коллектив или общество в целом);

    Предметно-ориентированное общение (предметом является взаимодействие).

    Выделяют непосредственное и опосредованное общение. Непосредственное общение является исторически первой формой, на основе которой в более поздние периоды развития цивилизации возникают другие виды общения. Это естественный психологический контакт индивидов при наличии четкой обратной связи (например, беседа, игра и т.п.). Опосредованное общение – это неполный психический контакт при помощи каких-либо устройств (например, разговор по телефону, переписка и т.п.).

    Различают также межличностное, групповое и массовое общение. Межличностное общение – это непосредственное, более или менее постоянное регулярное общение в малых группах. Главное условие межличностного общения – определенное знание индивидуальных особенностей друг друга участниками общения, что возможно только на основе совместного опыта, эмпатии, взаимопонимания. Массовое общение – это множественные, обычно мимолетные непосредственные контакты незнакомых друг с другом людей (в толпе, на работе и т.п.). Многие авторы отождествляют массовое общение с понятием массовой коммуникации. Массовая коммуникация – близкий к опосредованному общению процесс, когда сообщения адресуются не отдельным лицам, а большим социальным группам при помощи средств массовой информации.

Е.И. Рогов выделяет три основных типа общения : императивное, манипулятивное и диалогическое (Рогов Е.И., 2002). Императивное общение еще называют авторитарным или директивным. Оно отличается тем, что один из партнеров стремится подчинить себе другого, хочет контролировать его поведение и мысли, принуждает к определенным действиям. При этом партнер по общению рассматривается как машина, которой надо управлять, как бездушный объект действия. Особенность авторитарного воздействия заключается в том, что конечная цель общения – принуждение партнера к чему-либо – не скрывается.

Манипулятивное общение – сходно с императивным. Цель его – оказать воздействие на партнера по общению, но здесь достижение своих намерений осуществляется скрыто. Партнер воспринимается как носитель определенных, «нужных» нам свойств и качеств. Нередко человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения с другими, в итоге сам становится его жертвой. Общаясь с самим собой, он начинает оценивать себя как одну из шахматных фигур на доске, руководствоваться ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни. Как показывают исследования, манипулятора характеризуют лживость и примитивность чувств, апатия к жизни, состояние скуки, чрезмерный самоконтроль, цинизм, недоверие к себе и другим. Выделяют 4 основных типа манипулятивных систем .

    Активный манипулятор пытается управлять другими с помощью активных методов. Как правило, он пользуется при этом своим социальным положением или рангом: родителя, учителя или начальника. Жизненная философия – главенствовать и властвовать, во что бы то ни стало.

    Пассивный манипулятор – противоположность активному. Он прикидывается беспомощным и глупым, позволяя окружающим думать и работать за него. Жизненная философия – никогда не вызывать раздражения.

    Соревнующийся манипулятор воспринимает жизнь как постоянный турнир, бесконечную цепочку выигрышей и проигрышей. Себе он отводит роль бдительного бойца. Для него жизнь – это постоянная битва, а люди – соперники и даже враги, реальные или потенциальные. Жизненная философия – выигрывать любой ценой.

    Безразличный манипулятор играет в безразличность, индифферентность. Старается уйти, отстраниться от контактов. Его методы то активны, то пассивны. Жизненная философия – отвергать заботу.

Императивную и манипулятивную форму общения можно охарактеризовать как монологическое общение. Человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его.

Диалогическое общение противостоит авторитарному и манипулятивному, так как основано на равноправии партнеров. Диалогическое, или так называемое гуманистическое, общение позволяет достичь более глубокого взаимопонимания, самораскрытия собеседников. Диалогическое общение возникает лишь в случае соблюдения ряда правил взаимоотношений:

    Психологический настрой на эмоционально состояние собеседника и собственное психологическое состояние (следование принципу «здесь и теперь»);

    Полное доверие к намерениям партнера без оценки его личности (принцип доверительности);

    Восприятие собеседника как равного, имеющего право на собственные мнения и решения (принцип паритетности);

    Направленность общения на общие проблемы и нерешенные вопросы (принцип «проблематизации»);

    Обращение к собеседнику от своего имени (без ссылки на чужое мнение), выражение своих истинных чувств и желаний (принцип персонифицирования общения).

Общение - это коммуникативно-информационное взаимодействие людей. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах. Общение является сложным и многогранным процессом. Мы редко задумываемся о том, что же представляет собой общение, что, какие факторы делают его более эффективным, что помогает, а что мешает договориться с другим человеком. Именно системное понимание сущности общения, его многофункциональности поможет сделать его более продуктивным.

В российской психологии само понятие "общение" охватывает широкий круг явлений, в который включены процессы взаимодействия, взаимовлияния, взаимопонимания, сопереживания. Общение многогранно по своему содержанию и формам проявления. Существуют различные психологические концепции общения. Общение рассматривается:

  • - как средство передачи информации;
  • - деятельность (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев);
  • - специфическая форма взаимодействия (Б. Ф. Ломов);
  • - способ познания другого человека (А. А. Бодалев, В. Н. Мясищев и др.);
  • - условие жизнедеятельности (А. А. Бодалев);
  • - способ передачи культурного и общественного опыта (А. А. Леонтьев и др.);
  • - способ влияния (В. М. Бехтерев, Е. Л. Доценко, А. Ю. Панасюк и др.);
  • - средство раскрытия субъективного мира личности (Г. М. Андреева и др.).

В целом межличностное общение может осуществляться с преимущественной опорой на две парадигмы психологических воздействий: "субъект-объектную", т.е. неравноправную, а, следовательно, манипулятивную, и "субъект- субъектную" - равноправную, развивающую.

Существуют различные классификации видов общения. А. Ю. Панасюк приводит следующую классификацию видов общения:

  • - субординационное, служебно-товарищеское, доверительное;
  • - в виде монолога, диалога и полилога;
  • - в форме совещаний, переговоров, выступлений, выслушивания, дискуссий;
  • - непосредственное и опосредованное и пр.

предлагает различать:

  • - "контакт масок";
  • - примитивное общение;
  • - формально-ролевое;
  • - деловое;
  • - манипулятивное;
  • - светское общение.

Структурные компоненты общения (по А. Н. Леон-

Предмет общения - партнер по общению.

  • Потребность в общении заключается в стремлении субъекта к познанию и оценке других людей и через них - к самопознанию и самооценке.
  • Коммуникативные мотивы общения - акт коммуникативной деятельности, адресованный другому человеку. Здесь можно выделить две базовых категории действий общения - инициативные и ответные.
  • Задачи общения - та цель, на достижение которой в данной коммуникативной ситуации направлены различные действия, совершаемые в процессе общения.
  • Средства общения - операции, при помощи которых осуществляются действия общения.
  • Продукт общения - образования материального и духовного плана, создающиеся в итоге общения.

Общение как деятельность представляет собой систему элементарных актов. Каждый акт определяется:

  • - субъектом - инициатором общения;
  • - субъектом , которому адресована инициатива;
  • - нормами , по которым организуется общение;
  • - целями , которые преследуют участники общения;
  • - ситуацией , в которой совершается взаимодействие.

Отечественные исследователи выделяют несколько основных функций общения:

  • - коммуникативная , связанная с собственно передачей информации;
  • - аффективная , проявляющаяся в передаче эмоционального отношения;
  • - регулятивная , побуждающая к изменению поведения и отношений;
  • - перцептивная , связанная с познанием человека человеком.

Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Общение предполагает некоторый результат - изменение поведения или деятельности других людей. Таким образом, межличностное взаимодействие представляет собой "последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга" . Говоря о целях общения и обобщая данные психологических исследований, необходимо отметить такие цели, как:

  • - контактные,
  • - информационные,
  • - побудительные,
  • - координационные,
  • - амотивные,
  • - установочные,
  • - развивающие,
  • - связанные с достижением понимания и взаимопонимания,
  • - оказание влияния,
  • - познание другого и самопознание.

Зачастую в процессе общения происходит сочетание нескольких целей.

  • - межличностное
  • - деловое,
  • - специально-профессиональное,
  • - научное,
  • - социально-политическое,
  • - информационно-коммуникативное и др. .

В общении различают инструментальную направленность (на выполнение социально значимой задачи, на дело, на результат) и личностную направленность (на удовлетворение личностных потребностей) .

Деловое общение является предметно-целевой деятельностью и направлено на организацию и оптимизацию того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, педагогической и пр. По мнению Ю. М. Жукова , в деловой коммуникации предмет общения и отношения участников к нему (их предметные позиции) являются основными определяющими процесса общения. Умение понимать предметные позиции партнеров, в том числе и собственную, является необходимым условием успеха коммуникации. Основной задачей деловой коммуникации можно назвать продуктивное сотрудничество, стремление к сближению целей, установление и улучшение партнерских отношений.

Деловая коммуникация, по мнению А. П. Панфиловой, предполагает реализацию следующих условий .

  • 1. Обязательность контактов всех участников общения, независимо от симпатий и антипатий.
  • 2. Предметно-целевое содержание коммуникации.
  • 3. Соблюдение формально-ролевых принципов взаимодействия с учетом должностных ролей, прав и функциональных обязанностей.
  • 4. Взаимозависимость всех участников деловой коммуникации в достижении конечного результата и при реализации личных намерений.
  • 5. Коммуникативный контроль участников взаимодействия.
  • 6. Формальные ограничения:
    • а)конвенциональные ограничения , т.е. соблюдение правовых, социальных норм, следование регламентации (соблюдения правил внутреннего распорядка, инструкций и пр.);
    • б)ситуативные , т.е. с учетом ситуации делового общения (совещание, презентация, переговоры и пр.). Взаимодействие целенаправленно, в определенном регламенте, с использованием адекватных коммуникативных средств и достижением ожидаемого результата;
    • в)эмоциональные , т.е. проявление стрессоустойчивости, умение управлять своими чувствами и эмоциями в напряженной деловой ситуации;
    • г)насильственные , т.е. допустимо прерывание контакта любой из сторон в тех ситуациях, когда содержание информации перестает носить предметный характер, когда реакции партнера по общению неадекватны ожиданиям и установленным нормам поведения.

Способы взаимодействия зависят от целей общения, особенностей его организации, эмоционального настроя собеседников, уровня их культуры. Необходимо также отметить, что как диалектический процесс общение представляет собой единство двух противоположных тенденций: к сотрудничеству, к интеграции, с одной стороны, и к борьбе, дифференциации - с другой. Наиболее заметен дуализм общения в такой его разновидности, как деловое общение.

Ученые выделяют следующие основные характеристики общения:

  • - функции,
  • - содержание,
  • - стороны,
  • - манера,
  • - стиль 117, с. 21 25|.

Общение может иметь различное содержание, которое выражается в следующем:

  • - передача информации от человека к человеку;
  • - восприятие друг друга;
  • - взаимооценка;
  • - взаимовлияние партнеров по общению друг на друга;
  • - взаимодействие партнеров;
  • - управление групповой или массовой деятельностью и др.

Поскольку деловое общение является предметно-целевой деятельностью, содержание каждой коммуникативной формы (переговоры, дискуссия, доклад и пр.), а также каждой речевой конструкции (вывод, мнение, реплика, критическое замечание) зависят от коммуникативного намерения и ожидаемого результата. Каждая конкретная цель в деловом общении требует того содержания коммуникации, которая позволяет ее осуществить и добиться необходимых результатов. Успех деловой коммуникации, по мнению Ю. М. Жукова , зависит от адекватности установок, понимания своей предметной и межличностной позиции, знания закономерностей различных форм общения и правил поведения в разнообразных ситуациях, умения сформировать тактический план и реализовать его на основе имеющихся социальных навыков. Особенно важно данное положение в тех ситуациях, когда есть предположение о возможной неискренности делового партнера. В качестве норм общество вырабатывает определенную систему образцов поведения, нарушение которых включает механизмы социального контроля, который, в свою очередь, и обеспечивает коррекцию отклоняющегося поведения.

Исследования отечественных ученых (Г. М. Андреева, Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский и др.) свидетельствуют, что любое общение содержит три взаимосвязанные стороны (рис. 1.1):

  • коммуникативную - это передача и обмен информацией;
  • интерактивную т.е. взаимодействие;
  • перцептивную - взаимовосприятие, взаимооценка в общении.

Рис. 1.1.

Остановимся на них более подробно.

Коммуникативная сторона общения характеризуется:

  • - умением устанавливать психологический контакт;
  • - учетом особенностей коммуникативного воздействия;
  • - аргументированностью, логичностью и адекватностью ситуации общения;
  • - эффективностью использования вербальных (слова) и невербальных средств общения.

В коммуникативном процессе выделяют обычно вербальную (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (неречевые знаковые системы) коммуникацию.

Невербальная коммуникация структурно представляется следующими системами:

  • визуальная - это жесты, мимика, позы, кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение), пространственно-временные организации общения, а также вспомогательные средства общения - подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы). Характер движений отображает эмоциональные реакции человека;
  • акустическая - это такие особенности речи, как темп, смех, плач, покашливание, паузы;
  • тактильная - это прикосновения, пожатие руки, объятие, поцелуй.

Интерактивная сторона (взаимодействие). Общение как взаимодействие характеризует непосредственную организацию совместной деятельности. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Мотивы, по которым люди вступают во взаимодействие, могут быть различны. Перечислим виды мотивов, по которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми:

Мотив максимизации общего выигрыша (мотив кооперации);

― мотив максимизации собственного выигрыша (индивидуализм);

  • - мотив максимизации относительного выигрыша (конкуренция);
  • - мотив максимизации выигрыша другого (альтруизм);
  • - мотив минимизации выигрыша другого (агрессия).

Характер социальной мотивации участников взаимодействия определяет и средства общения, и результат взаимодействия, и отношения между партнерами по общению. Соответственно существуют и различные тактики поведения во взаимодействии.

Перцептивная сторона (восприятие, познание и взаимопонимание) включает:

  • - познание себя в процессе общения;
  • - познание и понимание собеседника;
  • - прогнозирование поведения партнера по общению.

Для эффективного общения очень важно понимать

другого человека и уметь прогнозировать его поведение. Именно поэтому важно знать существующие закономерности, формирующие "рисунок" общения.

{{ Жуков Ю. М. Эффективность делового общения. М.: Знание, 1988. С. 52.

Рис. 2. Функции общения

Функции общения, а также мотивы, потребности реализуются в видах общения.

По своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно.

В зависимости от содержания , целей, форм, продолжительности, а также по форме отношений и характеру участников выделяют следующие его виды (рис. 3).

Рис. 3. Виды общения

Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.

Посодержанию общение представлено следующими видами.

При материальном общении субъекты, будучи заняты индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, которые, в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей.

При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, направленное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние.

Мотивационное общение предполагает передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовность к действиям в определенном направлении.

Когнитивное общение - обмен знаниями.

Деятельностное общение - обмен действиями, операциями, навыками и умениями. Иллюстрацией двух последних видов может служить общение, связанное с познавательной или учебной деятельностью.

По цели общение делится на биологическое и социальное.

Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Цели общения служат средством удовлетворения разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и т.д.

Биологическое общение - это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма, связано с удовлетворением основных органических потребностей.

Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

Существует столько частных видов общения, сколько можно выделить подвидов биологических и социальных потребностей.

Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.


Личностное общение сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека (поиск смысла жизни, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т.д.).

Инструментальное общение - это общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.

Общение чрезвычайно разнообразно по своей форме . Можно говорить о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредованном, массовом и межличностном. При этом под прямым общением понимается естественный контакт «лицом к лицу» при помощи вербальных (вербальное общение) и невербальных средств - жесты, мимика, пантомимика (невербальное общение), когда информация лично передается одним из его участников другому.

Косвенное общение характеризуется включением в процесс общения «дополнительного» участника или посредника, через которого происходит передача информации.

Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой.

Опосредованное общение может рассматриваться как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи между участниками общения. Опосредованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией (печать, радио, телевидение, компьютерная техника и т.д.).

Далее различают массовое и межличностное общение.

Массовое общение - это множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации.

Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Оно подразумевает известную психологическую близость партнеров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания, понимания, совместного опыта деятельности.

В соответствии с установившейся традицией в отечественной психологии выделяют три различных по своей ориентации типа межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог.

Императивное общение - это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определенным действиям или решениям. Особенность императива в том, что конечная цель общения - принуждение партнера - не завуалирована.

Манипулятивное общение - это форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера по общению, который используется манипулятором для достижения своих целей. Общим с императивным является и то, что при манипулятивном общении также ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Отличие состоит в том, что партнер не информируется об истинных целях общения, они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими.

Сравнение императивной и манипулятивной форм общения позволяет выявить их глубокое внутреннее сходство. Объединив их вместе, мы можем характеризовать их как различные виды монологического общения, так как человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути, общается сам с собой, игнорируя своего собеседника.

Альтернативой такому типу отношений между людьми является диалогическое общение. Это субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению.

По продолжительности выделяют кратковременное и долговременное общение.

Время, в течение которого происходит общение, оказывает влияние на его характер.

Кратковременное общение - общение в пределах одной темы и отрезка времени в несколько часов.Кратковременное общение с незнакомым лицом развертывается в двух планах: с одной стороны, оно направлено на решение стоящей задачи, с другой - на познание этого лица. Познать человека в деталях за короткий срок не удается, но попытка постичь основные личностные качества постоянно существует.

Долговременное общение (в пределах одной или нескольких тем, прерывистое или непрерывное) предполагает не только решение стоящих задач, но и самовыявление каждой из сторон и познание таким образом друг друга. Длительный срок общения создает предпосылку либо для зарождения и укрепления положительных деловых и дружеских взаимоотношений и, следовательно, психологической совместимости, либо для возникновения конфронтации, противопоставления, т.е. психологической несовместимости.

По форме отношений, т.е. в зависимости от того, насколько ярко в общении проявляются отношения, различают такие виды, как социально-ориентированное, групповое предметно-ориентированное и личностно-ориен-тированное общение.

Социально-ориентированное общение - это общение реализует общественные отношения и имеет целью организовать социальное взаимодействие (например, лекция, ораторская речь, телевизионное выступление и т.д.).

Групповое предметно-ориентированное общени е - это общение, обусловленное совместной деятельностью. Цель такого общения - решение конкретных проблем, стоящих перед коллективом: в сфере труда - производственных задач, в сфере обучения - познавательных. Задачей предметно-ориентиро-ванного общения является организация коллективного взаимодействия.

Личностно-ориентированное общение - это общение одного человека с другим. Оно может быть деловое, т.е. направленное на совместную деятельность (по сути совпадающее с предметно-ориентированным) или иметь целью «выяснение отношений».

По характеру участников выделяют межперсональное и ролевое общение.

Межперсональное общение - общение, где участниками являются конкретные личности, обладающие уникальными индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий.

Ролевое общение - общение, где участники выступают как носители определенных ролей (начальник - подчиненный, учитель - ученик и т.д.). Общение и поведение человека диктуются исполняемой ролью.

Следует отметить , что границы между отдельными видами общения весьма условны. В жизни человека общение не существует как обособленный процесс или самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществиться без интенсивного и разностороннего общения.

Эффективность работы юриста во многом зависит от его умения общаться с другим человеком, осуществлять индивидуальный подход к нему. Высокая профессионально-психологическая подготовка по организации профессиональных контактов для юриста жизненно необходима. Успешность в профессиональной деятельности будет напрямую зависеть от знания психологических особенностей собеседника (подзащитного, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего и т.д.), наличия конкретных психологических умений, позволяющих:

§ формировать и «управлять» социально-психологическим настроением партнера по общению;

§ устанавливать и поддерживать межличностный и деловой контакт;

§ преодолевать психологические барьеры в общении;

§ использовать психологические приемы и методы для формирования успешных и эффективных взаимоотношений в профессиональной деятельности и межличностном общении.



Рассказать друзьям