Виды предпринимательской деятельности. Производственное предпринимательство

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Производственное предпринимательство можно назвать ве­дущим видом предпринимательства. Здесь осуществляется про­изводство продукции, товаров, работ, оказываются услуги, со­здаются определенные духовные ценности. В условиях перехода к рыночной экономике эта сфера деятельности подверглась наи­большему негативному воздействию, в результате которого рас­пались хозяйственные связи, нарушилось материально-техничес­кое обеспечение, упал сбыт продукции, резко ухудшилось финансовое положение предприятий. Вследствие этого развитию производственного предпринимательства в ближайшие годы пред­стоит уделить наибольшее внимание.

К производственному предпринима­тельству относятся инновационная, научно-техническая деятель­ность, непосредственно производство товаров и услуг, производ­ственное их потребление, а также информационная деятельность в этих областях. Любой предприниматель, вознамерившийся за­няться производственной деятельностью, прежде всего должен определить, какие конкретно товары он будет производить, какие виды услуг оказывать. Затем предприниматель приступает к мар­кетинговой деятельности. Для выявления потребности в товаре он вступает в контакты с потенциальными потребителями, покупате­лями товаров, с оптовыми или оптово-розничными торговыми организациями. Формальным завершением переговоров может служить контракт, заключенный между предпринимателем и бу­дущими покупателями товара. Такой контракт позволяет свести к минимуму предпринимательский риск. В противном случае пред­приниматель начинает производственную деятельность по выпус­ку товара, имея лишь устную договоренность. В условиях сложив­шихся рыночных отношений на Западе устная договоренность, как правило, служит надежной гарантией, и в последующем, при необходимости, может быть оформлена в виде контракта, сделки. Значительно сложнее положение в нашей стране. В условиях лишь формирующихся рыночных отношений надежность устной дого­воренности очень невелика, а риск существенно высок.

Следующий этап производственного предпринимательства -приобретение или аренда (наем) факторов производства.

Факторы производства. К факторам производства относятся производственные фонды, рабочая сила и информация. Произ­водственные фонды в свою очередь подразделяются на основные и оборотные.

Основные производственные фонды (орудия труда) - это: зда­ния и сооружения; передаточные устройства; силовые машины и оборудование; рабочие машины и оборудование; измерительные и регулирующие приборы и устройства; лабораторное оборудо­вание; вычислительная техника; транспортные средства; инстру­мент и приспособления; производственный инвентарь, прочие основные фонды. В составе основных производственных фондов к зданиям относятся здания производственных цехов, заводоуп­равления, лабораторий и др.

В число сооружений входят ограждения вокруг территории предприятия, фирмы, мосты, нефтяные скважины, угольные раз­резы и др. К передаточным устройствам относят силовые кабели, линии электропередач, различные трубопроводы, нефтегазопро­воды и др. Силовые машины включают различные двигатели, тур­бины, паровые котлы и др. К рабочим машинам и оборудованию относится все технологическое оборудование, а также - маши­ны и оборудование вспомогательных цехов. Эти основные фон­ды условно называются активной частью, так как именно на ма­шинах и оборудовании непосредственно изготавливается продукция. В состав транспортных средств входит транспорт всех видов: автомобильный, железнодорожный, авиационный, мор­ской, речной, гужевой и др. Инструмент и приспособления отно­сят к основным производственным фондам при наличии двух условий: если их стоимость на дату приобретения составила бо­лее 100-кратного минимального размера месячной оплаты труда и если срок их службы - более одного года.

Оборотные производственные фонды (предметы труда) состав­ляют: сырье; основные и вспомогательные материалы; топливные и энергетические ресурсы; тара и тарные материалы; малоценный и быстроизнашивающийся инструмент и производственный ин­вентарь; запасные части для ремонтов. Сюда же относятся покуп­ные комплектующие изделия и полуфабрикаты, незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления, рас­ходы будущих периодов. Сырье - предметы труда, полученные в добывающих отраслях промышленности (руда, нефть, уголь, газ и т.п.) или в сельском хозяйстве (хлопок, лен, шерсть, кожа и т.п.), не прошедшие промышленной переработки. Материалы - это предметы труда, прошедшие определенные этапы переработки и поступающие в производство для изготовления готовой, закон­ченной продукции. При этом основные материалы составляют основу будущего готового продукта (металл, дерево, ткань и т.п.), а вспомогательные материалы (красители, пуговицы, фурнитура и т.п.) дополняют основные или способствуют процессу производства (смазочные масла, обтирочные концы и т.п.). Инстру­мент и инвентарь относят к оборотным фондам по двум призна­кам: стоимости и сроку службы. Если инструмент или производ­ственный инвентарь стоил на дату приобретения не более 100-кратного минимального размера месячной оплаты труда или срок службы его - менее одного года, то его относят к оборот­ным производственным фондам. Полуфабрикаты обычно разли­чают покупные и собственного производства. В любом случае полуфабрикат - это незаконченная продукция, подлежащая до­работке до готового продукта в другом цехе (участке) данного предприятия, фирмы или на другом предприятии. Незавершенное производство представляет собой также незаконченную продук­цию, но, в отличие от полуфабриката, незавершенное производ­ство, как правило, находится на рабочем месте. Оно не может быть передано для доработки в другое подразделение предприя­тия и подлежит доработке в данном цехе (участке).

Особо следует остановиться на расходах будущего периода. Глав­ное их назначение - обеспечить повышенные расходы на пер­вых порах освоения новой продукции. Впоследствии в течение определенного времени эти расходы будут отнесены на издерж­ки производства.

Рабочую силу предприниматель нанимает путем объявлений, через биржи труда, агентства по трудоустройству, с помощью друзей и знакомых. При подборе персонала следует учитывать образование кандидата на определенную работу, уровень его про­фессиональных навыков, опыт предшествующей работы, личные качества.

Далее предприниматель приобретает всю необходимую ему информацию о возможности привлечения ресурсов: материальных, финансовых и трудовых, о рынке сбыта намечаемой к изготовле­нию продукции или услуги и т.д.

Расчет потребности в финансовых средствах. Осуществление пред­принимательской сделки связано с денежными затратами. Общую потребность в деньгах (ДП) на ведение производственно-предпри­нимательской деятельности можно рассчитать по формуле:

Дп = ДР + ДМ + ДС + ДИ + ДУ,

где ДР - денежные средства, необходимые для оплаты на­емных работников;

ДМ - денежная оплата стоимости приобретаемых сырья, ма­териалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, топлива, энергии;

ДС денежные расходы, связанные с приобретением и использованием средств труда (основных производственных фон­дов) - зданий, сооружений, передаточных устройств, машин, оборудования, вычислительной техники, инструмента, транспор­тных средств и др.;

ДИ- денежная оплата приобретаемой предпринимателем ин­формации;

ДУ- оплата услуг сторонних организаций и лиц (строитель­ные работы, транспортные услуги и др.).

Для начала производственной деятельности предпринимателю надо иметь необходимый стартовый капитал. Если такого капитала нет, то предприниматель обращается в коммерческий банк или к другому обладателю свободных денежных средств за получением кредита. Можно избрать и другой путь - получение предпринима­телем факторов производства (помещений, оборудования, сырья, материалов, информации и др.) в кредит. Однако в любом случае предприниматель должен будет вернуть кредитору денежную сум­му, полученную в кредит или равную стоимости взятых в кредит факторов производства плюс проценты за пользование кредитом.

Денежные субсидии, как правило, на льготных условиях мо­гут и должны предоставлять предпринимателю, особенно начи­нающему, государственные структуры. Однако на практике ма­лому предпринимательству не выделяют даже тех средств, что заложены в бюджете страны на эти цели.

Косвенными участниками производственной предпринима­тельской деятельности являются федеральные и муниципальные финансовые органы, налоговая инспекция, налоговая полиция. Они выполняют чисто фискальную функцию, изымая у предпри­нимателя в федеральный и местный бюджеты налоги, обязатель­ные платежи, отчисления, штрафы, пошлины и т.п.

Результативность производственной деятельности. Результатом производственной деятельности предпринимателя являются реа­лизация продукции (работ, услуг) потребителю и выручка опре­деленной суммы денег. Разность между денежной выручкой и издержками производства составляет прибыль предприятия.

Различают валовую (балансовую) и остаточную (чистую) при­быль предпринимателя. Валовая прибыль представляет собой денежную сумму, которая остается у предпринимателя после опла­ты им всех затрат на производство и реализацию продукции, но до выплаты налогов. Остаточная (чистая) прибыль определяется вычитанием из валовой прибыли налогов, отчислений, различ­ных платежей, штрафов, пошлин и т.п. и представляет собой ко­нечный итог деятельности предпринимателя-производственника. Общую финансовую оценку деятельности такого предприни­мателя определяет показатель рентабельности, рассчитываемый как отношение остаточной прибыли к полным издержкам произ­водства. Так, если общая сумма полных издержек производства составила 4,0 млн., а чистая прибыль - 0,6 млн. руб., то рента­бельность будет равна 15% . Для западных предприни­мателей такая рентабельность считалась бы высокой, для отече­ственных - минимальной. Очевидно, в данном случае имеет значение и масштаб производства.

Наиболее полное представление об эффективности конкрет­ного производственного предпринимательского проекта дает со­ответствующий раздел бизнес-плана.

Венчурный бизнес. Касаясь инновационного предпринимательства, следует упомянуть и о получившем в последние годы широ­кое развитие венчурном бизнесе.

Венчурный бизнес трактуется как рисковый бизнес. Это одна из форм технологических нововведений. Венчурный бизнес ха­рактерен для коммерциализации результатов научных исследо­ваний в наукоемких и, в первую очередь в высокотехнологичес­ких областях, где получение эффекта не гарантировано и имеется значительная доля риска. Под венчурной фирмой понимается ком­мерческая научно-техническая фирма, занятая разработкой и внедрением новых и новейших технологий и продукции с неопре­деленным заранее доходом, т.е. с рискованным вкладом капитала. Надо отметить, что малые предприятия играют важную роль в развитии инновационного предпринимательства. Венчурный бизнес имеет ряд преимуществ перед другими формами органи­зации инновационного предпринимательства в малом бизнесе: высокая гибкость, динамизм и др. Венчурное предприниматель­ство базируется на принципах разделения и распределения рис­ка, что позволяет авторам идей, не имеющим в достаточном объеме собственных средств, реализовать эти идеи. Венчурный бизнес зародился и получил широкое развитие в США. Любой малый инновационный бизнес испытывает недо­статок материальных и финансовых ресурсов, слабость научно-технической базы и нуждается в эффективной поддержке со сто­роны государства. В США разработана и действует комплексная программа государственной помощи малому инновационному биз­несу. Она включает прямое финансирование малых предприятий из федерального бюджета, систему контрактного финансирова­ния этих предприятий министерствами и ведомствами, благопри­ятные налоговое законодательство и амортизационный климат. Суть венчурного бизнеса в США состоит в том, что инновацион­ные фирмы реализуют свои идеи с помощью средств, предостав­ляемых инвесторами в обмен на приобретение по льготной цене акций создаваемых компаний.

В современных условиях в России имеются все необходимые предпосылки для развития венчурного предпринимательства: наличие относительно развитого рынка ценных бумаг, все возра­стающее проникновение зарубежных фирм на российский ры­нок интеллектуальной собственности. Причем это проникнове­ние носит не только характер прямой экспансии, но и форму инвестирования в отечественные инновационные проекты. Од­ной из предпосылок является скрытая приватизация государствен­ной интеллектуальной собственности, когда сотрудники государ­ственных предприятий и научно-исследовательских организаций переходят в малый инновационный бизнес.

Наконец, надо отметить определенный интерес, который про­являют российские предприниматели к нововведениям, не тре­бующим значительных инвестиций.

Все это свидетельствует о том, что венчурное предприниматель­ство, находящееся в нашей стране в начальной стадии формирова­ния, имеет значительные перспективы роста и может сыграть роль катализатора дальнейшего развития инновационного бизнеса.

Понятие предпринимательства.

Предпринимательство — экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от производства и продажи товаров, оказания услуг.

Предпринимательская деятельность напрямую связана с удовлетворением спроса потребителей. Если этот спрос, конечно, имеет место. Если же предложение предпринимателя не актуально, то никакой прибыли он не получит. Любой бизнес не обходится без риска. Нет абсолютно никаких гарантий, что вложенные средства хотя бы окупятся. Предпринимателю стоит сначала изучить рынок, а не бросаться в омут с головой.

В России стать предпринимателем может каждый, кто прошел официальную регистрацию.

Виды предпринимательства.

По назначению предпринимательская деятельность может быть: производственной, коммерческой, финансовой и консультативной.

1) Производственное предпринимательство. Этот вид направлен в первую очередь на производство продукции, выполнение работ или оказание услуг. Только потом идет реализация произведенного потребителям. То есть ключевым тут является факт производства. Разновидности производственного предпринимательства: научно-техническая, информационная деятельность, а также производство товаров и оказание услуг.

2) Коммерческое предпринимательство. Главное тут перепродажа товаров и услуг. Сначала предприниматель ищет товар, закупает его, назначает свою цену и перепродает. Тут у предпринимателей есть возможность продать товар или оказать услугу по более высокой цене, с чего он и получает прибыль. Коммерческое предпринимательство эффективно, если чистая прибыль от сделки составляет 20–30% от затрат. Разновидности коммерческого предпринимательства: торговая, торгово-закупочная деятельность, товарные биржи.

3) Финансовое предпринимательство. Здесь предмет купли-продажи — деньги, валюта, ценные бумаги (акции, облигации, векселя). Для организации финансового предпринимательства нужны специальные учреждения: фондовые, валютные биржи, коммерческие банки и другие финансово-кредитные компании. Разновидности финансового предпринимательства: банковская, аудиторская, лизинговая, страховая деятельность, фондовые биржи.

4) Консультационное предпринимательство. Основа этого вида – советы и рекомендации экспертов. Например, в вопросах управления, решения проблем в бизнесе. Грубо говоря, предприниматель получает прибыль засчет платных консультаций. Задача консультанта — выявить проблему, найти решение и осуществить его. В странах с развитой экономикой консультационные услуги очень популярны, особенно в сфере финансов, управления, маркетинга. Консультации у специалистов считаются не менее эффективными, чем покупка передовой технологии или нового оборудования.

Синонимы понятия, особенности их использования (бизнес, промысел, собственное дело, компания, предприятие).

Бизнес (англ. business — «дело», «предприятие») — деятельность, направленная на получение прибыли; любой вид деятельности, приносящий доход или иные личные выгоды. В русском языке слова предпринимательство и бизнес используются как синонимы. Бизнес чаще всего юридически оформлен, но может вестись и без оформления.

Пример: Серега купил партию крутых смартфонов на Aliexpress по цене 3000 за штуку и продает их своим знакомым по цене 6000 за штуку. Его дело никак не оформлено, но называется «бизнесом». А он сам теперь «бизнесмен».

Промысел – это занятие, ремесло, производство как источник для добывания средств к существованию (часто подсобное при сельском хозяйстве); устаревшее название своего дела.

Пример: Иван занимается рыболовством и продает пойманную рыбу на рынке.

Собственное (свое) дело — это деятельность, направленная на получение прибыли, при этом отражающая способности человека. Свое дело включает желание человека заниматься каким-либо видом предпринимательской деятельности.

Пример: Настя любит шить и открыла свое дело – ателье по пошиву концертных костюмов.

Компания – объединение юридических и физических лиц, предпринимателей для осуществления совместной производственной, торговой, финансовой либо другой экономической деятельности. Если кратко, то компанию создают для ведения совместного предпринимательства.

Предприятие — самостоятельный, организационно-обособленный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который производит и сбывает товары, выполняет работы, оказывает услуги. Предприятие, наравне с компанией, создается для получения прибыли. Главное отличие компании от предприятия — компания может включать в себя несколько предприятий, то есть заниматься несколькими видами предпринимательства. Предприятие же осуществляет только один вид деятельности.

Пример: компания «Роза ветров» имеет гостиницы, сеть ресторанов и занимается финансовым консультированием. Предприятие «Наш хлеб» производит хлебобулочные изделия и продает их.

Интересные факты о предпринимательстве в России.

  • Только около 2% граждан в России хотят заниматься предпринимательством, для сравнения в Европе — 25%, а в США доходит до 70%. Россияне реже занимаются бизнесом, чем жители других стран Европы. Причем, если в большинстве стран мира уровень предпринимательской активности скачет вверх-вниз, то в России он топчется на одном месте.
  • В российском предпринимательстве есть много свободных ниш. Во многих сферах деятельности конкуренция слаба или отсутствует совсем. Это связано еще и с тем, что самые прибыльные сферы экономики находятся или долгое время находились под монополией государственных корпораций.
  • Довольно крупным компаниям, чтобы выжить, желательно иметь тесную связь с госкомпаниями и чиновниками.
  • До мелких предпринимателей никому из чиновников нет дела. Разумеется, если предприниматель сам на рожон не лезет.
  • Российскому предпринимательству пришлось наскоро догонять зарубежные компании, которые постепенно развивались, пока в России пытались строить коммунизм. В первую очередь, это касается развития технологий и, как следствие, сокращения издержек. В итоге, продукции российских производителей трудно конкурировать с зарубежными аналогами. Причины в более высоком качестве и более низких ценах на иностранные товары.
  • Производственное предпринимательство в России быстро уступило место коммерческому. Легче перепродать уже популярные товары и услуги, чем начинать процесс заново. Поэтому отечественных предпринимателей считают «барыгами», которые наживаются на покупателях.
  • В России активно развивается рынок консультационных услуг. Причем наиболее популярными являются консультации по вопросам маркетинга.
  • Что касается отечественных покупателей, то они в большинстве своем гоняются за модой, покупают товары не по карману. Главное для таких покупателей — что о них подумают другие. Предприниматели, знающие эту тенденцию, зарабатывают на них миллионы.
  • 26 мая отмечается День российского предпринимательства.

Производственным следует считать предпринимательство, основу которого составляет производство, включая как материальное, так и интеллектуальное, духовное производство. Производственное предпринимательство относится к числу самых сложных, серьезных, общественно необходимых и в то же время трудных видов бизнеса. С этим частично и связан тот факт, что к производственному
предпринимательству проявляется гораздо меньшее тяготение, чем к другим видам бизнеса, быстрее и проще приносящим прибыль.
Бизнес самым тесным образом связан с производством. He будь производственного бизнеса, торговый бизнес потерял бы материальную, вещественную основу, осталась бы только возможность торговать импортными товарами.
В центре производственного предпринимательства лежит изготовление, создание вещей, ценностей, благ, понимаемое в самом широком смысле слова. Главной, определяющей частью такого предпринимательства является производство продукции, товаров, работ, информации, духовных (интеллектуальных) ценностей, подлежащих последующей реализации покупателям, потребителям. В условиях производственно-предпринимательской деятельности осуществляющий ее бизнесмен должен непосредственным образом налаживать и осуществлять производство, в этом его основная функция. Это вовсе не означает, что предприниматель делает все один, сам. Он может, имеет право привлекать для производства своих родных, коллег, наемных работников. Осуществление производственного бизнеса связано с необходимостью приобретения предпринимателем целого ряда факторов производства.
Чтобы изготовить продукцию, товары предпринимателю необходимы оборотные средства в виде материалов, из которых изготовляется продукция, и энергии, необходимой для обработки материалов. Кроме того, в производстве могут понадобиться полуфабрикаты, то есть готовые составные части, которые будут использоваться при изготовлении товара (например, гвозди, шурупы, пуговицы, рукоятки, подошвы, электродвигатели). Для получения необходимых материалов придется приобрести их у собственников оборотных средств, заплатив им деньги в сумме, зависящей от количества материалов и их цены.
Далее для производства нужны основные средства в виде рабочих помещений, машин, оборудования, инструментов, приборов. Если у предпринимателя таковых нет, то надо их приобрести или хотя бы
арендовать на время. За требуемые для производства основные средства придется уплатить их собственникам денежную сумму, зависящую от вида и количества потребных для производства основных средств и цен на них. При аренде основных средств оплата будет зависеть также от срока их использования.
Конечно, приобретаемые предпринимателем основные средства служат ему в течение длительного времени, поэтому стоимость их покупки неправомерно считать равной расходам предпринимателя на производство одной партии товаров. С другой стороны, наличие у предпринимателя собственных основных средств не должно восприниматься как отсутствие расходов, связанных с использованием основных средств. Расходы предпринимателя, обусловленные использованием основных средств, принимают равными сумме денег, необходимых для компенсации износа этих средств в течение времени производства данной партии товаров или проведения данной бизнес- операции. Эту величину экономисты называют амортизацией основных средств. Производство требует привлечения предпринимателем рабочей силы. Чаще всего это наемные работники, труд которых подлежит оплате, зависящей от количества нанимаемых работников, величины заработной платы и рабочего времени, в течение которого производился предпринимательский товар.
В эти расходы следует включать и заработную плату самого предпринимателя. Люди, мало знакомые с экономикой и бизнесом, часто не понимают, почему затраты труда самих предпринимателей подлежат оплате и должны включаться в денежные расходы, затрачиваемые на факторы предпринимательства. Иногда их включают в прибыль в виде ее части, называемой нормальной прибылью. Любые затраты ресурсов на предпринимательскую деятельность входят в издержки производства, и должны оплачиваться обладателю, собственнику ресурсов. В данном случае предприниматель затрачивает свой труд и должен получать за это оплату из выручки за продажу товара.
Наряду с указанными расходами ресурсов в процессе производственного предпринимательства имеют место и другие расходы,

в частности, на приобретение информации, на хранение и транспортирование материалов и готовой продукции, на ремонт оборудования и помещений, на услуги связи и многие другие. Производственное предпринимательство завершается выпуском товара, который продается предпринимателем либо непосредственно
потребителю, либо торговым организациям. В результате
предприниматель получает выручку от продажи товара, зависящую от объема производства, продажи и цены товара, по которой он продан.
Производственное предпринимательство чаще всего связано с необходимостью создания юридически оформленного предприятия, фирмы. Для него требуется наличие земельных участков,
производственных площадей, помещений, всех тех факторов и ресурсов, о которых упоминалось при рассмотрении схемы производственного предпринимательства. Потребность в столь многообразных факторах, условиях, многие из которых труднодоступны, служит сдерживающим началом в осуществлении производственного бизнеса в России. Есть, конечно, и другие обстоятельства, препятствующие росту производственного предпринимательства, в частности, отсутствие внутренних побудителей и слабый уровень квалификации начинающих бизнесменов, боязнь сложностей, низкая престижность производственной деятельности, наличие более доступных и легких источников дохода.
Между тем именно производственное предпринимательство сегодня наиболее необходимо нам всем, а завтра оно способно обеспечить стабильный успех, доходы, прибыль начинающему бизнесмену. Так что тяготеющий не к одномоментной удаче, сиюминутным доходам, а к перспективному, устойчивому делу должен обратить свой взор на производственное предпринимательство.
Еще раз напоминаем, что производственный бизнес - это не только выпуск промышленной и сельскохозяйственной продукции производственно-технического назначения или потребительских товаров. Это еще и строительные работы, транспортные перевозки грузов и пассажиров, услуги связи, коммунальные и бытовые услуги,
производство информации, знаний, выпуск книг, журналов, газет. В широком смысле слова производственное предпринимательство - это создание любого полезного продукта, необходимого потребителям, обладающего способностью быть проданным по определенной цене или обмененным на другой товар.
Производственный бизнес тесно связан с бизнесом в сфере обращения, обмена, сопутствует ему. Ведь производимые товары надо продавать, обменивать на деньги или другие товары. Из истории развития бизнеса видно, что бизнес в области ремесел тут же порождал купеческий бизнес. Эта неразрывная связь прослеживается на протяжении многих веков. При этом активной стороной не всегда бывает производство. Коммерческое предпринимательство, выявляющее спрос на товары, возбуждает производственный бизнес. type="1">

Любая экономическая деятельность связана с типовыми фазами воспроизводственного цикла: производство - обмен - распределение - потребление. В связи с этим, чаще всего, выделяют три основных вида предпринимательской деятельности: производственный, коммерческий и финансовый. В их составе могут выделяться подчиненные виды предпринимательства, например, страховое, посредническое и т.д. .

Производственное предпринимательство распространяется на производство и потребление товаров и услуг, коммерческое - на их обмен, распределение и потребление, а финансовое - на обращение и обмен. Формы и методы предпринимательской деятельности стоимостей.

Приоритетным для национальной экономики чаще всего является производственное предпринимательство, за ним следуют коммерческое и финансовое.

Основным полем или сферой приложения:

производственного предпринимательства служат - производственные предприятия;

коммерческого предпринимательства - торговые заведения, товарные биржи;

финансового предпринимательства - коммерческие банки, фондовые биржи.

Производственное предпринимательство

К этому виду предпринимательства относят производство продукции, товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также предоставление информации, духовных ценностей и благ, подлежащих реализации потребителям (покупателям).

В зависимости от вида хозяйственной деятельности оно классифицируется на промышленное, сельскохозяйственное производство и т.д. Соответственно классифицируется производственное предпринимательство по отраслям и подотраслям деятельности (например, легкая промышленность, в том числе текстильная, трикотажная, обувная, швейная; пищевая промышленность, в том числе масложировая, кондитерская, хлебопекарная и т.д.).

Производственное предпринимательство с народнохозяйственной точки зрения является определяющим, так как в этой сфере (фирмах, компаниях, организациях) осуществляется производство продукции производственно-технического назначения и товаров массового потребления для конкретных потребителей (домашних хозяйств, предпринимателей, государства).

Производственное предпринимательство относится к числу самых распространенных, общественно необходимых и одновременно самых сложных видов бизнеса, именно он формирует основу современной рыночной экономики - массовое производство. В его рамках предприниматели преобразуют сырьевые материалы в готовую продукцию. При этом он использует в качестве факторов собственные или приобретаемые орудия и предметы труда, рабочую силу, организует производство продукции для последующей продажи потребителям или торговым организациям.

Осуществление производственного бизнеса связано с необходимостью приобретения предпринимателем значительного набора производственных факторов. Для изготовления продукции необходимы оборотные средства: материалы и полуфабрикаты, основные средства - рабочие помещения, машины, оборудование, приборы. Необходимо знание технологии. Приобретаемые предпринимателем основные средства имеют длительный срок службы и переносят свою стоимость на готовую продукцию не за один производственный цикл, поэтому надолго замораживают средства в каком-то бизнесе. Предприниматель также несет расходы по привлечению рабочей силы, приобретению самой разнообразной информации, на транспортировку и хранение материалов, готовой продукции, ремонт оборудования и многие другие. При этом отсутствие работников подходящей квалификации и оборудования, дорогое и некачественное сырье могут стать серьезным препятствием на пути создания производственного бизнеса. Производственный бизнес, как ни один другой вид предпринимательства зависит от состояния уровня развития инфраструктуры и экономики в целом.

Производственное предпринимательство не приносит столь быстро прибыль, как другие виды бизнеса, одновременно, более чем, какая-либо другие виды предпринимательства нуждается в значительной сумме денег для организации бизнеса. Поэтому этот вид предпринимательства нуждается в серьезной государственной поддержке для своего успешного развития. Она может выступать в форме программ поддержки тех или иных форм бизнеса, налоговых льготах, предоставлении гарантий и т.д. Желание части предпринимателей получать сиюминутный доход, ведет к тому, что многие бизнесмены, занимающиеся производственным предпринимательством в неблагоприятных условиях, идут на снижение качества и фальсификацию товаров, используют опасные технологии, начинают хищнически использовать природные ресурсы и рабочую силу. Поэтому производственное предпринимательство помимо государственной поддержки, как правило, испытывает очень серьезное государственное регулирование в форме: лицензирования деятельности, стандартизации, ограничения или полного запрета заниматься отдельными видами производственной деятельности и т.д. На регулирование производственного бизнеса в наибольшей степени направлено трудовое и экологическое законодательство.

Для развития производственного предпринимательства в нашей стране, к сожалению, не обеспечены необходимые условия, в том числе и в малом предпринимательстве, а потому оно является ныне наиболее рисковым занятием (проблемы сбыта, неплатежей, многообразия налогов, сборов и пошлин тормозят его развитие).

Таблица 1

В г. Москве, к примеру, где даже созданы, как известно, наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства, на производственное предпринимательство приходится 25% от общего объема продукции, работ оказываемых услуг в сфере малого бизнеса и 12% общего количества предприятий. По стране в целом соответственно: в 2000 г. - 27,4% и 15,3% .


Тема 1. Характеристика предпринимательства.

Предпринимательство - это особый вид экономической активности, (под которой понимается целесообразную деятельность, направленная на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

Рисунок 1 -Общая схема предпринимательства.

Предприниматель призван удовлетворить запросы определенного круга потребителей в конечном продукте, продавая им товар Т и получая за это денежную выручку Дт. Конечный продукт предпринимательской деятельности является реализуемый потребителю товар, который может выступать в виде здания, сооружения, жилье, имущественные ценности, потребительские товары, информация, интеллектуальный продукт, деньги, валюта, ценные бумаги, все виды услуг и работы.

Для осуществления предпринимательской деятельности необходимо иметь ряд факторов предпринимательской деятельности. Это все то, что использует предприниматель в своей деятельности, то есть средства производства и обращения товаров в виде рабочей силы, материальных, информационных, финансовых ресурсов, используемых для производства, транспортирования, продажи товаров. Частично предприниматель может сам обладать такими факторами. Если же он ими не обладает, то приобретает факторы Ф у их обладателей, собственников за денежную сумму Дф и с их помощью производит, получает, достает и продает потребителю товар Т.

Схема предпринимательства может быть представлена в виде формулы: ДФ - Ф - Т - ДТ.

Предприниматель приобретает за деньги Дф средства предпринимательской деятельности Ф, затем преобразует их в товары Т и реализует их, получает в итоге деньги Дт. Вырученные, полученные в итоге деньги Дт должны быть больше денег Дф, затраченных на факторы, с тем, чтобы иметь прибыль.

Предпринимательская деятельность организуется за определенное время, для этого предпринимательству необходим высокий уровень организации. Продолжительность операции оказывает значительное влияние на ее эффективность, прибыльность. Чем короче период сделки, тем выше ее эффект для предпринимателя. Также снижаются затраты и увеличивается оборачиваемость денежных средств и потому меньше денег связывается в обращении. Таким образом, есть основания утверждать, что и время есть фактор предпринимательства.

Предпринимательская деятельность представляет совокупность последовательно или параллельно, одновременно проводимых операций. Каждая бизнес-операция - это один завершенный цикл предпринимательства. Под термином “бизнес-сделка” понимается основанное на письменном договоре или устном соглашении взаимодействие двух или нескольких хозяйственных субъектов, лиц в интересах получения взаимной выгоды.

Основные виды предпринимательства:

1 Производственное предпринимательство. Предприниматель использует в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей продажи потребителям, покупателям, торговым организациям. Функция производства в этом виде предпринимательства - основная, определяющая.

2. Коммерческое предпринимательство. Предприниматель выступает в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю, покупателю. В таком предпринимательстве фактором является сам товар, а прибыль предпринимателя образуется путем продажи товара по цене, превышающей ценю приобретения.

3. Финансовое предпринимательство. Это особая форма коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают деньги и ценные бумаги, продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит.

4. Посредничеством называют предпринимательство , в котором предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает в роли посредника, связующего в процессе товарного обмена, в товарно-денежных операциях. Главная задача и предмет предпринимательской деятельности посредника - соединить две заинтересованные во взаимной сделке стороны. За оказание подобных услуг предприниматель получает доход, прибыль.

5. Страховое предпринимательство . Предприниматель гарантирует страхователю имущества, ценности, жизни за определенную плату компенсацию возможного ущерба в результате непредвиденного бедствия. Страхование имущества, здоровья, жизни есть особая форма финансово-кредитного предпринимательства, заключающаяся в то что предприниматель получает страховой взнос, выплачивая страховку только при определенных обстоятельствах. Так как вероятность возникновения таких обстоятельств невелика, то оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.

Рисунок 2- Схема предпринимательской деятельности

Тема 2. Предприятие как хозяйственный субъект

1.Предприятие: характеристика и классификация.

Предприятие - самостоятельный хозяйственный субъект созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общества потребителей и получение прибыли в интересах собственника.

Предприятие – это хозяйственный субъект:

    Юридическое лицо, которое имеет своё обособленное имущество и имущественные права, права владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью.

    Создаётся для производства продукции, выполнении работ и оказания услуг.

    Несёт ответственность за свои действия.

В состав предприятия входят: все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырьё, нереализованную продукцию, права требований, долги, права на обозначения, индивидуализирующие её деятельность (фирменное наименование, товарные знаки и другие права).

Предприятие – это обособленное специализированная единица, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготовлять нужную потребителям продукцию соответствующего назначения, профиля и ассортимента.

Целью предприятия является:

    Выполнение социальных обязательств

    Удовлетворение потребностей.

    Получение прибыли

    Завоевание рынка

    Оплата труда

    Условия труда персонала

Задачи предприятия:

    Повышение качества продукции

    Обеспечение конкурентоспособности продукции

    Создание рабочих мест для населения

Задачи предприятия определяются:

    Интересами владельца

    Размерами капитала

    Ситуацией внутри предприятия

    Внешней средой

Независимо от формы собственности, предприятие должно работать на условиях полного хозяйственного расчёта, самоокупаемости и самофинансировании.

Для получения максимальной прибыли существует 2 подхода:

    Деятельность предприятия описывает её производственной функцией, которая обеспечивает максимальный выпуск продукции.

    Предприятие выбирает комбинацию факторов с наименьшими издержками для каждого возможного объёма выпуска продукции.

Внутренняя среда производственного предприятия


Деньги (капитал, КВ) Информация

Результат деятельности

Внешняя среда предприятия

Конкуренты

Внешняя среда непосредственно определяет эффективность работы предприятия:

Факторы прямого воздействия

Факторы косвенного воздействия

Государство - регулирующее, защищающее, руководящее звено (льготы, субсидии, ставка %)

Поставщики- ограничивают цены на материалы, ресурсы, качество поставляемых товаров и услуг, сырья, формируют договорные условия.

Конкуренты - предприятию необходимо учитывать конкурентные силы, выявлять их способность и оценивать интенсивность.

Потребители – решают какие товары, продукцию и услуги для них предпочтительны по какой цене, определяют для предприятия конечные желаемые результаты.

Основные характеристики внешней среды

    Взаимосвязь

    Сложность

    Неопределенность

    Подвижность.

Предприятия могут классифицироваться по ряду признаков:

    по характеру потребляемого сырья- предприятия добывающей и обрабатывающей промышленности;

    по назначению готовой продукции - предприятия, производящие средства производства, и предприятия, производящие предметы потребления;

    по признаку технической и технологической общности - предприятия с непрерывным и дискретным процессами производства, с преобладанием механических и химических процессов производства;

    по времени работы в течении года – предприятия круглосуточного и сезонного действия;

по признаку размеров - крупные, средние, мелкие предприятия. Главным критерием отнесения предприятия к одной из этих групп является численность работников с дифференциацией по отраслям экономики. (По закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. в России к ним относятся те, где средняя численность работников не превышает в розничной торговле и бытовом обслуживании - 30 человек, в оптовой торговле - 50 человек, в научно-технической сфере, сельском хозяйстве - 60 человек, на транспорте, в строительстве и промышленности - 100 человек.)

    по специализации и масштабам производства однотипной продукции - специализированные, диверсификационные и комбинированные предприятия.сервис» . Алматинский технологический университет 2005 ...

  • Совершенствование организации коммерческой деятельности предприятия розничной торговли.(на примере ООО "Три Кита")

    Дипломная работа >> Экономика

    Повышает уровень сервиса . Деятельность в области... осуществление торгово-производственной деятельности предприятия . Различные виды... деятельности предприятия Коммерческая деятельность включает в себя нематериальные составляющие предпринимательской деятельности ...

  • Производственный менеджмент (5)

    Реферат >> Менеджмент

    ... производственных помещений. В рыночной экономике существенную роль играет такой человеческий ресурс, как предпринимательская ... не оправдываются. Деятельность в секторе сервиса - хороший... частью руководства производственной деятельностью предприятия . Системы...

  • Финансовое планирование деятельности предприятия

    Дипломная работа >> Финансовые науки

    Эффективное управление производственной деятельностью предприятия все более зависит... и будущей устойчивости предприятия , снижает риск предпринимательской деятельности ; 2. Конкретизирует... достаточно высокий уровень сервиса , комфортность проживания...



Рассказать друзьям