Викторина по литературным произведениям. Литературная викторина по произведениям детских писателей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Литературная викторина “По страницам любимых книг”
среди учащихся 6 классов
Цели: способствовать повышению интереса учащихся к литературе и
литературному творчеству.
Задачи:
1. определить уровень литературных знаний и умений учащихся;
2. способствовать формированию навыков творческого чтения;
3. развивать воображение и творческие способности учащихся.
Участники: ученики 6 классов
Число команд: 2 команды по 5 человек во главе с капитаном.
Каждая из команд заранее выбирает название, девиз и готовит эмблему
Жюри: приглашаются члены жюри в количестве 3 человек
Ведущий (Звучит музыка1)
Добрый день, уважаемые участники и гости нашей викторины! Добрый
день дорогие болельщики! Мы начинаем литературную викторину «По
дорогам детских произведений». Сегодня участники викторины покажут нам
не только свои знания по литературе, но и сценические и актерские
способности! А у болельщиков и просто зрителей будет возможность
поучаствовать в увлекательном литературном путешествии, помочь своим
товарищам и вспомнить знаменитых писателей и их творчество.
Наша программа включает
1 РАЗОГРЕВ
2 конкурс: “Юморина»
3 конкурс: “В стране стихосложения”
4 конкурс: “Собери пословицу”
5 конкурс: Домашнее задание
6 “Узнай произведение и его автора”
7 конкурс: “Найди слова”
8 конкурс: “Буриме”
9 Узнай писателя

10 конкурс (конкурс капитанов): “Cкороговорки”
Давайте же познакомимся с почетным жюри, в состав которого вошли:
………………………………………………..
Итак, представление команд!
(Музыка 2)
Ведущий.
Известный филолог, ученый – лингвист Владимир Даль сказал: «Как из копеек
составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание».
Эти слова будут сегодня девизом нашей литературной викторины.
1.Разогрев. (За 1 минуту команда должна правильно ответить на как можно
большее количество вопросов. Если команда не знает ответа на вопрос, то
говорит «Дальше!», и читается следующий вопрос.)
Жюри учитывает количество правильных ответов. Начинают тикать
часы (3)
Вопросы для первой команды.
1.Каково название лицея, в котором учился Пушкин? (Царскосельский)
2 Автор «Приключений Робинзона Крузо»? (Дефо)
3 Как погибли Пушкин и Лермонтов? (На дуэли)
4 Выдающийся русский ученый­энциклопедист, именем которого назван
Московский университет? (М.В.Ломоносов)
5Автор произведения «Приключения Тома Сойера»? (Марк Твен)
6 Автор сказки «Синюшкин колодец»? (Бажов)

Ночевала тучка золотая
На груди утеса­великана,
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя… ? (М. Ю. Лермонтов. «Утес»)
8 Как называется разговор двух лиц в художественном произведении?
(Диалог)
9 Автор рассказа «Тихое утро»? (Казаков)
10 Что такое аллегория? (Иносказательное изображение предмета, явления
с целью наиболее наглядно показать его существенные черты)
11 Назовите жанр стихотворного произведения, в основе которого чаще
всего лежит историческое событие, предание с острым напряженным
сюжетом (Баллада)

12 Небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или
нескольких событиях в жизни человека. (Рассказ)
13 Автор произведения «Сказка о рыбаке и рыбке»? (Пушкин)
14 Из какого произведения эти строки:
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь. (Крылов. «Квартет»)
15 Героями какого произведения А. С. Пушкина являются Наина и
Черномор? («Руслан и Людмила»)
16 В каком произведении детективного жанра жук сыграл главную роль?
(Золотой жук. Э.По)
17 Из какого произведения эти строки:
Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли до утра их огнем. (Лермонтов. Три пальмы.)
Вопросы для второй команды.
1 Имя няни Пушкина? (Арина Родионовна)
2 Какое время года больше всего любил русский поэт Пушкин? (Осень)
3 Как звали друга Тома Сойера? (Гекльберри Финн)
4 Автор произведения «Васюткино озеро»? (Астафьев)
5 Автор строк:
Сижу за решеткой в темнице сырой
Вскормленный неволей орел молодой…
(А.Пушкин)
6 Автор баллады «Кубок»? (В. А. Жуковский)
7 Из какого произведения эти строки:
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой! (М. Ю. Лермонтов. «Парус»)
8 Автор произведения «Песнь о вещем Олеге»? (А.С.Пушкин)
9 Что такое гипербола? (Чрезмерное преувеличение свойств изображаемого
предмета)
10 Назовите роды литературы. (Эпос, лирика, драма)
11 Речь одного человека в произведении? (Монолог)
12 Вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения?
(Псевдоним)
13 Картина природы в художественном произведении. (Пейзаж)
14 Автор сказки «Снегурочка»? (Островский)
15 Из какого произведения эти строки:

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука. (И. А. Крылов. «Лебедь, Щука и
Рак»)
16 У героини какого произведения появился двойник, с которым она
побывала в стране зеркал? (Губарев. «Королевство кривых зеркал»)
17 Кто написал произведение про Алые паруса? (Грин)
Кто весел, тот всегда молод! Звучит смех (4)
2 КОНКУРС. “Юморина”
Карточка № 1
Карточка №2
1. Кто из героев русской народной
сказки женился на земноводной
особи?
1. Назовите героиню русской
народной сказки, которая была
лягушкой.
2. Кто из сказочных героев наелся
сам и хозяйку накормил
благодаря смекалке?
3. Назовите героиню сказки
Андерсена, которая подарила
речке свои башмачки.
4. Назовите сказку русского
писателя, где герой вступает в
схватку с Головой.
5. В какой русской народной сказке
брат не послушался сестру, один
раз нарушил санитарно­
гигиенические правила и жестоко
за это поплатился?
2. В какой русской народной
сказке решаются проблемы
жилья или, говоря умным
языком, проблемы жилищно­
коммунального хозяйства?
3. Назовите героиню сказки
Андерсена, которая могла
заморозить своим поцелуем.
4. В какой сказке русского
классика у героя сила заключена
в его бороде?
5. Какой сказочный герой посеял
деньги, думая, что вырастет
денежное дерево и останется
только снимать урожай?
3 КОНКУРС. “В стране стихосложения”

(каждая команда получает стихотворения) Ребята, у меня в руках
стихотворения, но в них произошла какая­то путаница. Слушайте!
(читаем стих). Давайте попробуем правильно расставить знаки
препинания! Загадки зрителям.
Задание № 1
...Кисель там варят из резины
там шины делают из глины
кирпич там жгут из молока
творог готовят из песка
стекло там плавят из бетона
плотины строят из картона
обложки там из чугуна
там варят сталь из полотна
кроят рубахи из пластмассы
посуду делают из мяса
котлеты стряпают из сажи
там ваксу делают из пряжи
прядут там нитки из сукна
костюмы шьют из толокна
кисель там варят.
Задание № 2
В реке там рыба на бугре
мычит корова в конуре
собака лает на заборе
поет синичка в коридоре
играют дети на стене
висит картина на окне
узоры инея в печурке
горят дрова в руках девчурки
нарядная там кукла в клетке
ручной щегол поет салфетки
там на столе лежат коньки
к зиме готовят там очки
лежат для бабушки тетрадки
всегда содержатся в порядке.
4 конкурс. “Собери пословицу”
Звучит музыка (5)
Соотнесите части пословиц из 1 и 2 столбца.
Пока команды работают над пословицами, можно готовиться к домашнему
заданию!
Задание
1 Кто другому яму копает,
2 Любишь кататься,
3 Муж возом не навозит,
1 тот о том и говорит.
2 надо свой разум наточить.
4 Кто ест скоро,
5 На охоту ехать ­
6 Кто рано встаёт,
7 Любовь не картошка ­
оказаться.
4 от того и наберешься.
5 по­волчьи выть.
6 тому глаз вон.
7 враг мой.

8 У кого что болит,
9 На то она и щука,
10Не говори о себе худо,
11Чтобы других учить,
12Кто старое помянет,
13Не спеши языком,
находиться,
15По одежке встречают,
16Слово – серебро,
17С кем поведешься,
18Язык мой ­
19С волками жить ­
20Не давай повадки,
8 тот сам в нее попадает.
9 чтобы не было оглядки.
10по уму провожают.
11люби и саночки возить.
12тому Бог даёт.
13молчание золото.
14что жена горшком наносит.
15другие об этом позаботятся.
16спеши делом.
17тот и работает споро.
18не выбросишь в окошко.
19собак кормить.
20чтоб карась не дремал.
1 Кто другому яму копает,
2 Любишь кататься,
3 Муж возом не навозит,
4 Кто ест скоро,
5 На охоту ехать ­
6 Кто рано встаёт,
7 Любовь не картошка ­
8 У кого что болит,
9 На то она и щука,
10Не говори о себе худо,
11Чтобы других учить,
12Кто старое помянет,
13Не спеши языком,
Ответы
8 тот сам в нее попадает.
11люби и саночки возить.
14что жена горшком наносит.
17тот и работает споро.
19собак кормить.
12тому Бог даёт.
18не выбросишь в окошко.
1 тот о том и говорит.
20чтоб карась не дремал.
15другие об этом позаботятся.
2 надо свой разум наточить.
6 тому глаз вон.
16спеши делом.

14С пчелкой водиться ­ в медку
3 а с жуком связаться – в навозе
находиться,
15По одежке встречают,
16Слово – серебро,
17С кем поведешься,
18Язык мой ­
19С волками жить ­
20Не давай повадки,
оказаться.
10по уму провожают.
13молчание золото.
4 от того и наберешься.
7 враг мой.
5 по­волчьи выть.
9 чтобы не было оглядки.
5 конкурс. Домашнее задание.
6 конкурс. “Узнай произведение и его автора”
Перед вами 6 карточек, на которых отрывок из произведения.
Подумайте, из какого произведения взят данный отрывок. Назовите
автора этого произведения. Расскажите, что произойдёт дальше.
Отрывок № 1
Отрывок № 2
И начал так: “Друзья! К чему
весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришёл мириться к вам,
совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим
общий лад!”
(И. А. Крылов “Волк на
псарне)
“Кто, рыцарь ли знатный иль латник простой,
В ту бездну прыгнет с вышины?
Бросаю мой кубок туда золотой:
Кто сыщет во тьме глубины
Мой кубок и с ним возвратится безвредно,
Тому он и будет наградой победной”.
(В. А. Жуковский “Кубок”)
Отрывок № 4
“ Взглянул мальчик в зеркало и чуть не упал.
Увидел Петя Зубов, что превратился он в
высокого, худого, бледного старика. Выросла у
него седая окладистая борода, усы. Морщины
покрыли сеткою лицо»
(Шварц “Сказка о потерянном времени”)
Отрывок №3
Запомни же ныне ты слово
моё:
Воителю слава ­ отрада;
Победой прославлено имя
твоё;
Твой щит на вратах
Цареграда;
И волны и суша покорны
тебе;
Завидует недруг столь

дивной судьбе. (А. С.
Пушкин “Песнь о вещем
Олеге”)
Отрывок № 5
“Дело было к вечеру. Он шёл
тихо и глядел на воду. Вдруг
ему показалось, что что­то
барахтается в тине у самого
берега. Он нагнулся и
увидел...”
(И. С. Тургенев “Муму”)
Отрывок № 6
“Сначала никто этого не заметил. Мальчик
глядел тем тусклым и неопределенным
взглядом, каким глядят до известного возраста
все новорожденные дети. Дни уходили за днями,
жизнь нового человека считалась уже неделями.
Его глаза прояснились, с них сошла мутная
поволока, зрачок определился. Но дитя не
поворачивало головы за светлым лучом,
проникавшим в комнату вместе с веселым
щебетаньем птиц» (В. Г. Короленко « Слепой
музыкант”)
7 конкурс. “Найди слова”
В этом рассказике спрятаны названия пяти копытных животных. Одни –
в окончании одного слова и начале следующего. Другие – между словами
с предлогом. Третьи ­ еще где­нибудь.
А чтобы зрители не скучали, я подготовила и для них вопросы из
произведений! Выявим самого эрудированного в литературной области.
На лыжах
Однажды мы отправились кататься на лыжах. Вначале шли быстро и легко.
Затем начались трудности. Когда спускались с горки, Колька Банников упал
и сломал новую лыжу. И мы все, чтобы Кольке не было обидно, решили
вернуться. Назад он шел на одной лыже.
Домой мы добрались к вечеру, потому что Колька то и дело проваливался в
сугроб. А раньше мы успевали к обеду. Такое уж невеселое приключение
случилось с нами в тот день.
8 конкурс. “Буриме”

БУРИМЕ – стихотворение на заранее заданные, необычные рифмы. Форма
буриме возникла в первой половине 17 века во Франции, поводом послужил
следующий случай. Некий поэт Дюло заявил, что он потерял рукопись с 300
сонетами. Такое количество произведений вызвало у публики сомнение. Тогда
Дюло признался, что написал не 300 сонетов, а лишь заготовил для них
рифмы, и его друзья решили написать сонеты на готовые рифмы. Так возникла
форма буриме как стихотворной игры. Попробуйте и вы поиграть в буриме!
Музыка 6.
Задание:
Пели – смотрели
Кружок – пирожок
Капустный – вкусный
Другой – курагой
В прятки – лошадки
Ушли – легли.
Без огня – у меня
Днем ­ в нем
Вечерком – огоньком
С травой – живой.
Пример:
Мы сегодня песни пели,
Много мультиков смотрели.
Потом сели в кружок,
Чтоб готовить пирожок.
Пирожок капустный,
Очень­очень вкусный.
Решили сделать другой.
Правда, с курагой.
Затем играли в прятки,
Скакали как лошадки.
Затемно домой пришли,
очень быстро спать легли.
9 КОНКУРС. “Узнай писателя по фото”
Подумайте, чье фото перед вами на экране. Назовите фамилию писателя
и его произведения.
10 конкурс (конкурс капитанов). “Cкороговорки”
1.Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
2. Пришёл Прокоп – кипел укроп, ушёл Прокоп – кипит укроп. Как при
Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп.
Ведущий (Музыка 1)
Как прекрасен мир книги! Как удивителен литературный мир! Сколько
открытий мы делаем, читая строки талантливых писателей! Так хочется

пожелать всем нашим участникам, зрителям и гостям, быть ближе к
миру литературы!
Итак, подведем итоги нашей викторины! Слово Жюри!
До свидания, дорогие друзья, до новых встреч!
Для Зрителей!
Отрывок № 1
“Что за улица! Что за городок! Мостовая вымощена перламутром; небо
пестренькое, черепаховое, по небу ходит золотое солнышко; поманишь его,
оно с неба сойдет, вкруг руки обойдет и опять поднимается”.
(В. Ф. Одоевский “Городок в табакерке”)
Отрывок № 2
“Подъезжают; у ворот
Из столбов хрустальный свод;
Все столбы те завитые
Хитро в змейки золотые;
На верхушках три звезды,
Вокруг терема сады;
На серебряных там ветках,
В раззолоченных во клетках
Птицы райские живут,
Песни царские поют.
А ведь терем с теремами
Будто город с деревнями;
А на тереме из звемзд –
Православный русский крест”
(П. П. Ершов “Конёк­горбунок”)
Отрывок № 3
“В праздничный день и пришел он к тем людям, у кого сиротка жила. Видит –
полна изба народу, больших и маленьких. У печки девчонка сидит, а рядом с
ней кошка бурая. Девчонка маленькая, и кошка маленькая и до того худая да
ободранная, что редко кто такую в избу пустит. Девчонка эту кошку гладит, а
она до того звонко мурлычет, что по всей избе слышно”.
(П. Бажов “Серебряное копытце”)
Отрывок № 4

“Старичок хотел заспорить,
Но с иным накладно вздорить;
Царь хватил его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон. – Вся столица
Содрогнулась...”
(А. С. Пушкин “Сказка о Золотом петушке”)
Отрывок № 5
“Живет в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых;
До светла все у него пляшет,
Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, все заготовит, закупит,
Яичко испечет, да сам и облупит”.
(А. С. Пушкин “Сказка о попе и работнике его Балде”)
Загадки
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в
дом…
Кем же были эти
Маленькие дети?
В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рожден.
Покупала самовар,
А спасал ее комар.
Была она артисткой
Прекрасной, как
звезда,
От злого Карабаса
Сбежала навсегда.
Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.
Прокатился по
деревне
И женился на царевне.
Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех
досыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна.
Сладкий яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло вокруг, как
днём.
Как у Бабы у Яги
Нет совсем одной ноги,
Зато есть
замечательный
Аппарат летательный.
Какой?
Он разбойник, он
злодей,
Свистом он пугал людей.
И зайчонок, и волчица ­
Все бегут к нему
лечиться.
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней
следил,
Обманул и проглотил.
Он в Италии родился,
Он своей семьёй гордился.
Он не просто мальчик­лук,

Он надёжный, верный
друг.
Над простым моим вопросом
Не потратишь много сил.
Кто мальчишку с длинным носом
Из полена смастерил?
Мой вопрос совсем не трудный,
Он ­ про город Изумрудный.
Кто там был правитель славный?
Кто там был волшебник главный?
Наряд мой
пестрый,
Колпак мой острый,
Мои шутки и смех
Веселят всех.
Всех важней она в
загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
Вот совсем
нетрудный,
Коротенький вопрос:
Кто в чернилку сунул
Деревянный нос?
Красна девица
грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький

крючком,
Вместо туфелек -
копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три
кружки,
Три кроватки, три
подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Болото – дом ее родной.
К ней в гости ходит
Водяной.
Толстяк живет на
крыше,
Летает он всех выше.
Скорей бы приблизился
вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал
Она была подружкой
гномов
И вам, конечно же,
знакома.
С кем Мороз играет в прятки,
В белой шубке, в белой шапке?
Знают все его дочурку,
И зовут ее…

Стрела молодца угодила в болото,
Ну где же невеста? Жениться
охота!
А вот и невеста, глаза на макушке.
Невесту зовут …
Гармошка в руках,
На макушке
фуражка,
А рядом с ним важно
Сидит Чебурашка.
Редчайший зверь и прячется в засаде,
Его поймать никто не может.
Он с головами впереди и сзади,
Лишь Айболит нам угадать его
поможет.
А ну­ка думай и смекай,
Ведь этот зверь – …
ОТВЕТ
Приходит он ко всем глубокой ночью,
И зонтик свой волшебный открывает:
Зонт разноцветный – сон ласкает очи,
Зонт чёрный – снов в помине не бывает.
Послушным детям – зонтик разноцветный,
А непослушным – чёрный полагается.
Он гном­волшебник, многим он известный,
А ну скажи, как гном тот называется.
ОТВЕТ
Из танцзала короля
Девочка домой бежала,
Туфельку из хрусталя
На ступеньках потеряла.
Тыквой стала вновь

карета…
Кто, скажи, девчушка эта?
ОТВЕТ
Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь
ведь?
Кто же это был? …
ОТВЕТ
Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали.
ОТВЕТ
Кто любил играть и
петь?
Два мышонка ­ Круть и...
ОТВЕТ
Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчурку в
пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же их дочурку звали?
ОТВЕТ
Что за сказка: кошка,
внучка,
Мышь, ещё собака Жучка

Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали?
ОТВЕТ
Они везде вдвоём всегда,
Зверята - «неразлейвода»:
Он и его пушистый друг,
Шутник, медведик Винни­
Пух.
И если это не секрет,
Скорее дайте мне ответ:
Кто этот милый толстячок?
Сын мамы­хрюшки - ...
ОТВЕТ
Она Буратино учила писать,
И ключ золотой помогала искать.
Та девочка­кукла с большими
глазами,
Как неба лазурного высь, волосами,
На милом лице - аккуратненький
нос.
Как имя её? Отвечай на вопрос.
ОТВЕТ
Сказку быстро вспоминай:
Персонаж в ней - мальчик
Кай,
Королева Снежная
Сердце заморозила,
Но девчурка нежная
Мальчика не бросила.
Шла она в мороз, метели,
О еде забыв, постели.
Шла она на помощь другу.
Как зовут его подругу?
ОТВЕТ

Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко­красных
сапогах.
ОТВЕТ
У этого героя
Дружок есть -
Пятачок,
Он Ослику в подарок
Нёс пустой горшок,
Лез в дупло за мёдом,
Пчёл гонял и мух.
Имя медвежонка,
Конечно, - ...
ОТВЕТ
Любит есть он бутерброд
Не как все, наоборот,
Он в тельняшке, как
моряк.
Звать кота, скажите, как?
ОТВЕТ
В Простоквашино живёт,
Службу там свою несёт.
Почта­дом стоит у речки.
Почтальон в ней -
дядя...
ОТВЕТ
Его отца схватил Лимон,
В темницу бросил папу он...
Редиска - мальчика подруга,
Не бросила в беде той друга

И помогла освободиться
Отцу героя из темницы.
И знает каждый без
сомнений,
Героя этих приключений.
ОТВЕТ
На снежных санях Королева
По зимнему небу летела.
Коснулась мальца,
невзначай.
Холодным, недобрым стал …
ОТВЕТ































































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • обобщить знания учащихся о детских литературных произведениях,
  • развивать умение узнавать героев произведений и авторов, их написавших,
  • поддерживать интерес к чтению,
  • воспитывать чувство товарищества, ответственности за свою команду.

Участники: команды учащихся 1-2 классов.

Подготовка: придумать название, изготовить эмблему команды, девиз (оценивается членами жюри ). Оформить выставку детской литературы.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация.

Ход мероприятия

Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые! Мы рады приветствовать вас на сегодняшнем мероприятии, которое посвящено героям детских книг и авторам, которые придумали их для нас. Мы отправимся с вами в увлекательное путешествие по страницам книг, где вас ожидают их удивительные герои. Но нам необходимо узнать, кто же отправится сегодня в путешествие (представление команд ). С командами мы познакомились, а теперь давайте узнаем, кто будет вести подсчет ваших правильных ответов (представление членов жюри ).

Капитаны команд по очереди будут выбирать номер вопроса, на обсуждение которого вам будет дано 10 секунд. Если команда назовет имя героя произведения - получит 1 балл, если назовет героя и название произведения - получит 2 балла, а если назовет героя, название и автора произведения - получит 3 балла. Если команда не ответит на вопрос, право ответа передается другой команде.

Итак, мы отправляемся в увлекательное путешествие. А право первой выбрать вопрос предоставится команде, которая первой ответит на мой вопрос: “Кто стоял четвертым в сказке “Репка”?” (Жучка).

Это добрый доктор. Он помогает зверям и птицам. Герой даже готов отправиться в опасное путешествие в Африку, чтобы вылечить бегемотиков. На его пути встречаются различные трудности, но благодарные животные готовы прийти ему на помощь.

(Имя героя - Айболит , сказка “Доктор Айболит”, автор - Корней Иванович Чуковский).

Это маленькая и очень любопытная девочка. Именно любопытство приводит ее к кроличьей норе, падая в которую героиня попадает в Страну чудес. В этой стране она несколько раз меняется в размерах, но это ее не пугает. Она без страха путешествует по волшебной стране, встречается с ее необыкновенными обитателями.

(Имя героя - Алиса , сказочные повести: “Алиса в Стране чудес”, “Алиса в Зазеркалье”, автор - Льюис Кэрролл).

Это героиня русских народных сказок. Она стара и безобразна, похожа на ведьму с косматыми седыми волосами, с клюкой в руке. Она живет в избушке на курьих ножках. Нередко у нее живет черный кот, который помогает своей хозяйке.

(Имя героя - Баба-Яга, русские народные сказки: “Гуси-лебеди”, “Фенист-ясный сокол”).

Это мальчик с длинным носом, вырезанным из полена. Этот непоседливый мальчишка не слушается папу, постоянно проказничает и шалит. Он не хочет учиться в школе и вместо школы отправляется в кукольный театр.

(Имя героя – Буратино

Героиня русских народных сказок. Эта прекрасная девушка отличается не только красивой внешностью, но и умом, добротой, справедливостью. Она настоящая помощница главного героя сказки. Ее ум выручает героя из беды. Она дает ему полезные советы, которые помогают справиться со сложными заданиями или выдержать опасные испытания. Она обладает магическими способностями, однако никогда не применяет их во зло.

(Имя героя – Василиса Премудрая , русские народные сказки: “Царевна-лягушка”, “Морской царь и Василиса Премудрая”).

Это маленький медвежонок. Он доверчив и простодушен. Больше всего на свете он любит мед. Медвежонок готов на все, лишь бы заполучить заветный горшочек меда, и из-за этого часто попадает в неприятности.

(Имя героя – Винни-Пух, сказочная повесть “Винни-Пух и все-все-все”, автор - Ален Милн).

Это отрицательный герой русских народных сказок. Он силен, поэтому безнаказанно обижает слабых и беззащитных. Часто его жертвой становятся слабый заяц или ягненок. Однако он не так хитер, как лиса, поэтому часто становится жертвой обмана. Этот персонаж символизирует силу, коварство и одновременно с этим простодушие и глупость.

(Имя героя – Волк , русские народные сказки: “Лиса и волк”, “Волк и семеро козлят”; басни - “Волк и ягненок”, “Волк на псарне”, автор - Иван Андреевич Крылов).

Это маленькая девочка, у которой Снежная королева похитила ее лучшего друга Кая. Она отправилась на его поиски, не страшась опасности. Она не боится ни дальней дороги, ни трудностей и лишений, ни маленькой разбойницы, ни самой Снежной королевы. Девочка готова отправиться на далекий Север, чтобы найти Кая и вернуть его домой.

(Имя героя – Герда , сказка “Снежная королева”, автор - Ганс Христиан Андерсен).

Это главный герой стихотворения. Он всегда помогал детям и взрослым: снимал с проводов бумажного змея, поднимал на параде тех детей, кто ниже ростом, чтобы им было лучше видно. Он предотвратил крушение поезда, выпустил голубей с чердака горящего дома, спас тонущего мальчика. Он скромный и бескорыстный. Он совершает благородные поступки не ради славы и награды. Именно поэтому его уважают окружающие.

(Имя героя – Дядя Степа , стихотворение “Дядя Степа”, автор - Сергей Владимирович Михалков).

10 вопрос:

Крестьянский сын, который все время проводит лежа на печи. Он очень ленив. Он ничего не хочет делать, чтобы изменить свою жизнь, он всем доволен и счастлив. Поймав чудесную рыбу, проявляет доброту и великодушие, отпуская ее на волю. За добрый поступок он получает возможность исполнять все свои желания, ничего при этом не делая. Простоватый герой, ленивый, но добрый и бесхитростный, женится на царской дочери и живет долго и счастливо.

(Имя героя – Емеля , русская народная сказка “По щучьему веленью”).

11 вопрос:

Героиня этой сказки рано потеряла мать. Ее отец женился во второй раз на злой и сварливой женщине, и она была вынуждена трудиться на мачеху и ее дочерей. Несмотря на это она оставалась кроткой и доброй девушкой. Она не перечила мачехе, старалась угодить капризным сестрам. Она была очень трудолюбива и за это в награду тетушка - волшебница дарит ей платье и отправляет ее на королевский бал. Она покорила сердце принца не только своей красотой, но и добротой и кротостью.

(Имя героя – Золушка , сказка “Золушка”, автор - Шарль Перро).

12 вопрос:

Директор театра кукол, жестокий и злой человек. Угрожает куклам семихвостой плеткой и плохо с ними обращается. Поэтому они убегают от него. Лишь продавец лечебных пиявок Дуремар готов служить ему. Он готов на все, лишь бы раздобыть золотой ключик.

(Имя героя – Карабас Барабас , сказочная повесть “Золотой ключик или Приключения Буратино”, автор - Алексей Николаевич Толстой).

13 вопрос:

Это маленький смешной человечек, который умеет летать. Сам себя он называет красивым, умным, в меру упитанным мужчиной в самом расцвете сил. Он капризный и хвастливый, он привык делать то, что ему хочется. Ему нужно, чтобы все его желания сразу же исполнялись.

(Имя героя – Карлсон

14 вопрос:

Отрицательный герой русских народных сказок. Он злой и жестокий. Он нападает на города и села, похищает людей и держит их в плену. Он- властелин всей нечисти и владелец несметных богатств. Его внешность внушает страх. Он очень худой и напоминает скелет, обтянутый кожей. Оказывается, что он вовсе не бессмертен. Его смерть находиться на конце иглы, спрятанной в яйце.

(Имя героя – Кощей Бессмертный , русские народные сказки: “Царевна – лягушка”, “Кощей Бессмертный”).

15 вопрос:

Это ленивая девочка, которая ничего не делает, все время спит да считает мух. Без нянюшки она даже не может одеться. Она не хочет работать, но мечтает получить награду от Мороза Ивановича. Девочка делает работу спустя рукава, без старания и усердия. Получив долгожданные подарки, она даже не поблагодарила за них. В конце сказки она оказывается наказанной, так как подарки растаяли на солнце.

(Имя героя – Ленивица , сказка “Мороз Иванович”, автор - Владимир Федорович Одоевский).

16 вопрос:

Героиня русских народных сказок. Она хитра и умна. Нередко ее коварство остается безнаказанным. Этот образ символизирует хитрость и коварство, ум и лицемерие.

(Имя героя – Лиса , русские народные сказки: “Заюшкина избушка”, “Лиса и волк”, “Петушок-Золотой гребешок”; басни: “Ворона и лисица”, “Лисица и виноград”, автор - Иван Андреевич Крылов).

17 вопрос:

Это самая обычная лягушка, которая оказалась очень любопытной. Узнав от уток, что на юге множество мошек и комаров, она захотела полететь с ними, прицепившись ртом за прутик, который держали в клювах две утки. Но лягушка оказалась хвастливой, желая сообщить, что она придумала новый способ путешествия на утках, открыла рот и упала в пруд. Хвастовство не довело ее до добра.

(Имя героя – Лягушка-Путешественница , сказка “Лягушка-Путешественница”, автор - Всеволод Михайлович Гаршин).

18 вопрос:

Этот мальчик живет совершенно один на далекой планете. Он добрый и искренний, но очень одинокий. У него есть только цветок, который он любит больше всего на свете. Однажды он отправляется в путешествие по другим планетам, на которых он встречает разных обитателей и где сталкивается с жестокостью и равнодушием. Вдали от своего цветка он начинает ценить его красоту и понимать, как сильно он его любит.

(Имя героя – Маленький принц , сказка-притча “Маленький принц”, автор - Антуан де Сент-Экзюпери).

19 вопрос:

Это маленький мальчик, у которого есть любящая семья, но который чувствует себя одиноким. У него нет друзей, он мечтает хотя бы о собаке. Однажды у него появился необычный друг, человек с пропеллером, который втягивает его в различные авантюры.

(Имя героя – Малыш , сказочная повесть “Малыш и Карлсон, который живет на крыше”, автор - Астрид Линдгрен).

20 вопрос:

Это девочка с голубыми волосами - самая красивая кукла кукольного театра. Она сбежала от своего хозяина, потому что больше не могла выносить его грубых выходок. Она добрая и ласковая, ее все любят и восхищаются ее красотой. Она всегда готова прийти другим на помощь.

(Имя героя – Мальвина , сказочная повесть “Золотой ключик или Приключения Буратино”, автор - Алексей Николаевич Толстой).

21 вопрос:

Человеческий детеныш, оказавшийся в волчьей стае и принятый волками в свою семью. Повзрослев, он становиться вожаком стаи. Он готов нести ответственность за всех зверей, заботиться о них, защищать. Однако с возрастом он начинает понимать, что принадлежит не только миру джунглей, но и миру людей.

(Имя героя – Маугли , рассказ “Маугли”, автор - Редьярд Киплинг).

22 вопрос:

Этот герой предстает в образе доброго дедушки с длинной белоснежной бородой, в теплом ярком кафтане. Он живет в лесу, в сказочном тереме, и повелевает снегом и холодом. Он добр к трудолюбивым, честным и бескорыстным героям, их он заслуженно награждает подарками. Однако плохо придется злым, завистливым и ленивым людям, их ждет совсем другая награда.

(Имя героя – Морозко , русская народная сказка “Морозко”).

23 вопрос:

Это маленький человечек, коротышка, который живет в сказочной стране, населенной такими же малышами, как он. Его имя говорит само за себя. Он не хочет ничего знать, ничем не занимается. Больше всего на свете он любит фантазировать и отдыхать. С ним постоянно случаются смешные истории, за его приключениями интересно наблюдать.

(Имя героя – Незнайка , роман-сказка “Приключения Незнайки и его друзей”, автор - Николай Николаевич Носов).

24 вопрос:

Это маленький забавный поросенок. Он смешной, веселый, простодушный, беззаботный и искренний. Больше всего он ценит дружбу с медвежонком. Это маленькое существо готово на все ради лучшего друга. Боязливый и осторожный поросенок готов проявить смелость и силу духа, если его друзьям потребуется помощь.

(Имя героя – Пятачок , сказочная повесть “Винни-Пух и все-все-все”, автор - Ален Милн).

25 вопрос:

Младшая любимая дочь морского царя, прекрасная принцесса, обладающая чудесным голосом и нежной, романтичной душой. Она мечтает о мире людей, потому что влюбляется в прекрасного принца. Она готова на все, лишь бы стать человеком, даже отдать свой голос морской ведьме.

(Имя героя – Русалочка , сказка “Русалочка”, автор - Ганс Христиан Андерсен).

26 вопрос:

У этой героини ледяное сердце и холодная душа. Она похищает мальчика и увозит его далеко на север, в свои снежные владения. Она равнодушна к страданиям других героев. Она сильна и могущественна, но ее власть заканчивается там, где смелость, доброта и любовь. Она боится искренних, добрых людей с горячим сердцем. Храброй девочке удается победить ее и освободить своего брата.

(Имя героя – Снежная королева , сказка “Снежная королева”, автор - Ганс Христиан Андерсен).

27 вопрос:

Это маленький деревенский мальчик, который очень хочет учиться, но он еще мал, поэтому мать не пускает его в школу. Он непоседлив, решителен и смел. Не желая оставаться дома, он один отправляется в школу, которая находится за селом. На пути мальчику встречаются собаки, от которых ему удается убежать. Оказавшись в школе, он испугался, что учитель его прогонит, но потом, когда ему разрешили учиться, он быстро осмелел. Любознательность, храбрость и настойчивость помогли ему в достижении цели.

(Имя героя – Филипок , рассказ-быль “Филипок”, автор - Лев Николаевич Толстой).

28 вопрос:

Этот царь мудрый и добрый, но доверчивый. Он верит письму, принесенному гонцом, оказывается жертвой злых козней и в результате теряет жену и сына. Он щедро угощает купцов, расспрашивает их о дальних странах, в то же время не может собраться навестить “чудный остров”. Обретя жену и сына, царь в гневе собирается наказать злых сестер, но великодушно прощает их и отпускает домой.

(Имя героя – царь Салтан , “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”, автор - Александр Сергеевич Пушкин).

29 вопрос:

Этот забавный зверек жил в густом тропическом лесу, потом оказался в городе, приплыв на корабле в ящике с апельсинами. В зоопарк его не взяли, так как он оказался “совершенно неизвестным науке зверем”, он стал работать в магазине.

(Имя героя – Чебурашка , сказочная повесть “Крокодил Гена и его друзья”, автор - Эдуард Николаевич Успенский).

30 вопрос:

Это мальчик-луковка. У него много друзей, таких же бедных ребятишек, как и он сам. Но они никогда не унывают, бегают по улицам, шалят, балуются, веселятся. Он не переносит несправедливости и всем, кто обижает бедняков. Он смелый и решительный, никого не боится и всегда готов вступиться за слабых и обиженных. Находчивость и смекалка помогают ему выйти победителем из непростых ситуаций.

(Имя героя – Чиполлино , сказочная повесть “Приключения Чиполлино”, автор - Джанни Родари).

Подведение итогов, награждение победителей.

О жизни самых известных писателей мира, о главных героях романов и сказок, об интересных увлечениях поэтов и о влиянии их творчества на мировое общество - эта увлечет с головой: кого-то заставит поломать голову над поисками правильных ответов, а кого-то, может быть, развеселит. Но удовольствие от состязаний по мировой литературе получат все!

Готов отвечать на вопросы литературной викторины для 10-11 классов? Тогда вперед!

Вопросы

1. В этом романе юноша сохраняет свою молодость, а его портрет стареет. Как называется произведение?

2. Кому был посвящен цикл «Стихи о прекрасной даме» Александра Блока?

3. Главную книгу этого английского писателя неоднократно признавали «книгой ХХ века» и лучшей книгой на английском языке, написанной в ХХ столетии. Но одновременно многие критики прозвали книгу «смесью Вагнера с Винни-Пухом». Что это за книга, и кто ее написал?

4. Исходя из творчества Оноре де Бальзака, ответь, пожалуйста, сколько все-таки лет женщине бальзаковского возраста?

5. Как называется «Таинственный остров» Жюля Верна?

6. Кем по образованию был писатель, создавший образ Шерлока Холмса?

7. О какой героине Александр Пушкин написал такие строки:

«Когда случалось где-нибудь
Ей встретить черного монаха,
Иль быстрый заяц меж полей
Перебегал дорогу ей,
Не зная, что начать со страха,
Предчувствий горестных полна,
Ждала несчастья уж она»?

8. Английский писатель Честертон считал, что «никто, кроме англичан, не смог бы создать такой бессмыслицы; однако никто, кроме них, создав её, не попытался бы отнестись к ней серьёзно». О каком знаменитом литературном произведении идёт речь?

9. «Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое…» Из какого произведения эта цитата?

10. До середины XVII века европейцы считали басню «низким жанром». Какой писатель заставил общество изменить своё отношение к басням?

11. Как звали ключаря собора Нотр-Дам в романе Виктора Гюго?

12. Как звали даму сердца Дон Кихота?

13. Какой известный украинский писатель переводил литературные произведения из 14-ти иностранных языков, был заядлым ценителем сонетов Шекспира, и большим знатоком творчества Байрона?

14. Экранизация какой сказки братьев Гримм признана самым кассовым мультипликационным фильмом «всех времен и народов»?

15. Фамилия какого писателя созвучна с названием большого европейского города?

Ответы

2. Блок посвятил его своей жене - Любови Дмитриевне Менделеевой.

3. «Властелин Колец», Джон Роналд Руэл Толкин.

4. Тридцать. Это выражение стало известным после издания романа Бальзака «Тридцатилетняя женщина».

5. Остров Линкольна.

6. Конан Дойл был врачом.

7. Эти строчки о Татьяне Лариной.

8. «Алиса в Стране чудес» Льюиса Кэрролла.

9. «Превращение» Франца Кафки.

10. Жан де Лафонтен.

11. Квазимодо.

12. Дульсинея Тобосская.

13. Иван Франко.

14. Сказки «Белоснежка и семь гномов», собравшей за все время в мировом прокате 866,5 миллионов долларов.

Литературная викторина по сказкам и литературным произведениям
Задание 1
ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА

Вспомни, кто говорил такие волшебные слова:

1. По щучьему веленью, по моему хотенью.

2. Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!

3. Симсим, открой дверь!

4. Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли – быть по-моему вели.

5. Раз, два, три. Горшочек, вари!

6. Вот я! Вот я! Превращаюсь в мотылька!

7. Кара-барас!

8. Мутабор!

9. Поставил я решётку. Киту заткнул я глотку.

10. Бамбара, чуфара, лорики, ерики, пикапу, трикапу, скорики, морики.

11. Бриклебрит!

12. Крекс, фекс, пекс!

13. Пожалуйста.

14. Буква Я свободна.

15. Выйди, корабль! Выйди, корабль! Выйди, корабль!

16. Гарт, Гнор, Гаус.

17. Господин Главный Ветер и прочая, и прочая, и прочая, ты слышишь меня? Пошли мне попутный, не встречный, не поперечный…

18. Стань передо мной, как мышь перед горой, как снежинка перед тучей, как ступенька перед кручей, как звезда перед луной. Бурум-шурум, шалты-балты. Кто ты? Кто я? Был – я, стал – ты.

19. Бирелья-турелья, буридакль-фуридакль, край неба алеет, трава зеленеет. Ящик, ящик, будь добренький, покажи мне то или другое.

20. Инутама, инутама, акчоле!

21. Сусака, масака, лэма, рэма, гэма! Буридо, фуридо, сэма, пэма, фэма!

Задание 2

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ

В кого превращались или были заколдованы:

1. Князь Гвидон.

2. Великан-людоед из сказки Ш. Перро.

3. Красивый мальчик Якоб, герой сказки В. Гауфа.

4. Одиннадцать братьев-принцев из сказки Х.К. Андерсена.

5. Курица Чернушка.

Задание 4

ТРУДНЫЙ ПУТЬ

На чём или на ком совершили необыкновенное путешествие:

1. В Волшебную страну Элли и дядюшка Чарли.

2. В Зелёный город Незнайка и его друзья.

3. Под Новый год тряпичный пёс Кнопка, Сидящий Пилот и другие игрушки.

4. Вокруг света капитан Врунгель, Лом и Фукс.

5. В Индию за Женей Богорадом старик Хоттабыч и Волька.

6. Из кабинета профессора Енотова на ближайший пруд Карик и Валя.

7. За мёдом Винни-Пух.

8. В лагерь турецкого войска барон Мюнхгаузен.

9. Из ленинградского Летнего сада в Кощееву страну Маша.

10. На юг лягушка-квакушка.

11. На Луну Незнайка и Пончик.

12. Из норы крота в тёплые края Дюймовочка.

13. Из маленькой деревушки Вестменхёг по Швеции Нильс Хольгерсон.

14. Из магазина игрушек на улицу Карандаш и Самоделкин.

15. В Африку доктор Айболит и его друзья.

16. С железнодорожной станции в деревню Простоквашино дядя Фёдор и его друзья.

17. На крышу Малыш.

18. В Волшебную страну Энни, Тим и Чарли Блек, герои сказочной повести «Жёлтый Туман».

19. По сказочной стране Митя и Баба-Яга из повести-сказки Э. Успенского.

20. На гору Блоксберг в Вальпургиеву ночь Маленькая Баба-Яга.

21. По белу свету Муфта, Полботинка и Моховая Борода.

22. В страну зеленохвостых Арбузик и Бебешка.

Задание 5
ДРУЗЬЯ

Кто из литературных персонажей были друзьями:

1. Маугли.

2. Чиполлино.

3. Малыша.

4. Винни-Пуха.

5. Нильса.

6. Мари, героини повести-сказки Э. Гофмана.

8. Человека с Луны из сказки Д. Биссета.

9. Вольки Костылькова.

10. Крокодила Гены.

11. Карандаша, героя сказочной повести Ю. Дружкова.

12. Маркиза де Карабаса из сказки Ш. Перро.

13. Соломинки из сказки братьев Гримм.

14. Венди, героини сказочной повести Д. Барри.

15. Непоседы из повести-сказки Е. Чеповецкого.

16. Муфты, героя сказочной повести Э. Рауда.

17. Маленькой Бабы-Яги.

18. Муми-тролля из повестей-сказок Т. Янссон.

19. Тутты Карлссон, героини сказочной повести Я. Экхольма.

20. Кубулы из сказочной повести В. Ванчуры.

22. Незнайки.

24. Юры Баранкина.

26. Врунгеля.

27. Буратино.

28. Оли, героини сказочной повести «Королевство кривых зеркал».

29. Дяди Фёдора.

30. Репки и Турнепки из повести-сказки С. Михалкова.

31. Серёжи, героя сказочной повести В. Рутковского.

33. Арбузика из повести-сказки Э. Скобелева.

34. Пиноккио.

35. Волшебницы Чароморы, героини сказочной повести А. Первик.

36. Максима из сказочной повести Е. Велтистова.

37. Пети, героя повести-сказки «В Стране Вечных Каникул».

38. Серёжи Сыроежкина.

39. Ильи из сказочной повести «Путешествие на Утреннюю Звезду».

40. Толи Клюквина.

41. Вити Малеева.

Задание 6

В МИРЕ ПРИКЛЮЧЕНИЙ

Кто из литературных героев:

1. Двадцать восемь лет провёл на необитаемом острове.

2. На шхуне «Испаньола» отправился за сокровищами пирата Флинта.

3. Потерпел кораблекрушение и был взят в плен лилипутами.

4. Вывернул волка наизнанку, застрелил бешеную шубу, вытащил себя из болота за косичку парика, не пал духом в желудке огромной рыбы, летал на ядре, побывал на Луне.

5. Попал в сказочную страну, которой правил король Топсед Седьмой, и освободил из Башни смерти храброго зеркальщика Гурда.

6. Стал королём сказочного государства, избавил детей от скучных занятий в школе и усадил за парты взрослых.

7. Помчался вдогонку за Белым Кроликом, провалился в очень глубокий колодец и оказался в удивительной стране.

8. Свергнул власть Трёх Толстяков.

9. Проучил директора кукольного театра Карабаса Барабаса.

11. Играл с полицейскими в салочки, закинул за шкаф воров Карла и Блома, а силача-тяжеловеса Адольфа положил на обе лопатки.

12. Взял папину чернильную резинку, промокашку из тетради и направился в азбуку на поиски Кляксича.

13. Перевоспитал почтальона Печкина.

ВОЛШЕБНИКИ, КОЛДУНЫ, МАГИ, ЧАРОДЕИ, КУДЕСНИКИ

О ком говорится в следующих строчках:

1. «На нём был длинный халат из красивой тёмно-синей материи, на которой были вышиты золотые звёзды и серебряные полумесяцы. На голове была чёрная шапка с такими же украшениями, на ногах – красивые туфли с загнутыми кверху носками».

2. «Старая женщина в белой мантии важно выступала впереди трёх мужчин; на остроконечной шляпе её и на мантии сверкали крошечные звёздочки. Седые волосы старушки падали ей на плечи».

3. «Она показалась Элли очень красивой и доброй и удивительно юной, хотя вот уже много веков правила страной Болтунов».

4. «…погрозила в пространство костлявым иссохшим кулаком и стала бросать в котёл змеиные головы: «Ух, ненавистные люди! Вот и готово моё зелье на погибель вам! Окроплю леса и поля, и поднимется буря, какой ещё на свете не бывало!»

5. «…был только один глаз, зато она видела им так, что не было уголка в Фиолетовой стране, который ускользнул бы от её острого взора».

6. «На нём был пёстрый жилет, полосатые брюки и длинный сюртук. В руке у него был длинный рупор, и он испуганно отмахивался им от Тотошки…»

7. «Коса ссиза-чёрная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зелёные. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь».

8. «В комнату вошла старенькая старушка в зелёном платье и красном чепце. Крошечного росточка, горбатенькая, с большим крючковатым носом».

9. «Тут в окне появилась красивая девочка. У нее были волосы цвета лазурнейшей голубизны».

10. «И был он такой прекрасный инженер, что легко и быстро строил машины, огромные, как дворцы, и маленькие, как часики… А любимая его машинка была величиной с кошку, бегала за хозяином, как собака, а разговаривала, как человек».

11. «Для него нет ничего неосуществимого. Он может в любое время угадать, кто о чём думает: может сесть на воображаемый стул, который раньше действительно стоял на этом месте, но которого теперь нет; может летать, как воздушный шарик; может маленькие вещи делать большими и наоборот…»

12. «На краю сундука сидел маленький человечек… На голове – широкополая шляпа, чёрный кафтанчик украшен кружевным воротником и манжетами, чулки у колен завязаны пышными бантами, а на красных сафьяновых башмачках поблёскивают серебряные пряжки».

13. «На голове у неё был чистенький платочек, а на носу очки в светлой оправе. В руках она держала чистенькую палочку, и вообще она была, должно быть, самая чистенькая и аккуратная старушка на свете».

14. «Это был тощий и смуглый старичок с бородой по пояс, в роскошной чалме, тонком шерстяном кафтане, обильно расшитом золотом и серебром, в белоснежных шёлковых шароварах и нежно-розовых сафьяновых туфлях с высоко загнутыми носками».

15. «Кай взглянул на неё. Как она была хороша! Лица умней и прелестней он не мог себе представить. Теперь она не казалась ему ледяною…»

16. «Одет он чудесно: на нём шёлковый кафтан, только нельзя сказать, какого цвета, – он отливает то голубым, то зелёным, то красным… Под мышками у него по зонтику: один с картинками – его он раскрывает перед хорошими детьми… другой совсем простой, гладкий…»

17. «…Бильбо просто увидел какого-то старика с посохом. На старике была высокая островерхая синяя шляпа; длинный серый плащ, серебристый шарф, громадные чёрные сапоги и ещё у него была длинная, ниже пояса, белая борода».

18. «Это была важная дама, выше всех женщин, которых знал Эдмунд. Она тоже была закутана в белый мех, на голове у неё сверкала золотая корона, в руке – длинная золотая палочка. Лицо у неё тоже было белое – не просто бледное, а белое, как снег, как бумага, как сахарная глазурь на пироге, а рот – ярко-красный. Красивое лицо, но надменное, холодное и суровое».

19. «…была старая синьора, очень благовоспитанная и благородная, почти баронесса».

20. «Платье на ней был оборвано, лицо маленькое, острое, сморщенное от старости, с красными глазами и длинным крючковатым носом. Она шла, опираясь на длинную палку, хромала, шаталась из стороны в сторону, как будто на ногах у неё были колёса, того и гляди, она могла шлёпнуться острым носом на мостовую».

21. «Сюда только что вошли две женщины: молодая и старая. На первый взгляд их можно было принять за горничных… но… эти женщины ничуть не похожи на служанок: слишком уж мягки и нежны были у них руки, слишком величавы осанка и все движения, а платье отличалось каким-то смелым покроем. Вы, конечно, уже догадались, что это были феи».

22. «Наконец она вспомнила о [...] своей тётке и решила посоветоваться с ней. В туже ночь она отправилась с [...] в золотой коляске, запряжённой большим старым бараном, который знал все дороги».

23. «Перед Толиком стоял мальчик с очень голубыми и очень холодными глазами. В руке он держал пистолет. Он смотрел на Толика презрительно, словно на какую-то козявку, и улыбался загадочно и неприятно».

24. «… превратился в огромного льва. Кот так испугался, увидев перед собою льва, что сейчас же бросился на крышу…»

Задание 8

КРАСНАЯ, СИНЯЯ, ЧЕРНАЯ

Какое слово надо поставить вместо многоточия?

1. Сказка Ш. Перро «Красная…»

2. Сказка Ш. Перро «Синяя…»

3. Сказка М. Метерлинка «Синяя…»

4. Рассказ В. Осеевой «Синие…»

5. Волшебная повесть А. Погорельского «Чёрная…’

6. Рассказ А. Куприна «Белый…»

7. Сказочная повесть А. Волкова «Жёлтый…»

8. Рассказ Д. Мамина-Сибиряка «Серая…»

9. Рассказ В. Бианки «Оранжевое…»

Задание 9

ОЧЕНЬ СТРАШНАЯ ИСТОРИЯ

Внимательно прочитай загадочную стихотворную историю, составленную из фрагментов литературных произведений известных авторов. Вспомни, кого испугались персонажи стихотворений.

1. – Мама! – крикнул китобой, –

Отскочив от пушки. –

Что же это?.. Хвост трубой…

Ушки на макушке…

2. Волки от испуга

Скушали друг друга.

Бедный крокодил

Море пламенем горит,

Выбежал из моря…

3. Кит царапался, кусался,

Если ж был неравен спор

От врагов своих спасался,

Залезая на…

4. А, Б, В, Г, Д, Е, Ж

Прикатили на еже!

З, И, К, Л, М, Н, О

Дружно вылезли в…

5. В сыром тропическом лесу

Ловил ужей и жаб

На длинном Ванином носу

Крылатый…

6. Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки –

Оказалось, это…

7. Ботинок чёрным язычком

С утра лакает молочко,

И целый день в окошко

Глазком глядит…

8. И наутро вот что было:

Бедный Дима вдруг ослеп.

На окне лежало мыло –

Он сказал, что это…

9. На брата сердится сестра:

Её зовут Марина,

А он стоит среди двора,

Кричит: – Ты где, …

10. Брал в столовой дядя Стёпа

Для себя двойной обед.

Спать ложился дядя Стёпа –

Ноги клал на…

11. Иван Топорышкин пошёл на охоту,

С ним пудель в реке провалился в забор.

Иван, как бревно, перепрыгнул болото,

А пудель вприпрыжку попал на…

12. Снова леший козни строит,

Но теперь он ~ гуманоид.

Пересел в тарелку джинн –

Устарел его…

13. Мы гуляли по Неглинной,

Заходили на бульвар,

Нам купили синий-синий,

Презелёный красный…

14. Проснулась старушка и стала искать

Домашние туфли, свечу и…

15. В темноте увидел Петя:

Сверху смотрит великан.

Оказалось на рассвете –

Это старый…

16. То не дождь пошёл из облака

И не град,

То посыпался из облака…

17. Всем-всем-всем!

На нас идёт

Чудо-Юдо Рыба-…

18. Тут и мыло подскочило

И вцепилось в волоса,

И юлило, и мылило,

И кусало, как…

19. Пиф-паф! – и Буйвол наутёк,

За ним в испуге…

20. – Стыдно старому реветь –

Ты не заяц, а…

21. Но, как чёрная железная нога,

Побежала, поскакала…

22. Сестрёнка ему надевала чулок,

А Слава скучал и глядел в…

ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА

1. Емеля. Русская народная сказка «По щучьему веленью».

2. Иванушка-дурачок. Русская народная сказка «Сивка-бурка».

3. Али-Баба. Арабская сказка «Али-Баба и 40 разбойников».

4. Женя. В. Катаев. «Цветик-семицветик».

5. Девочка. Бр. Гримм. «Горшок каши».

6. Баранкин и Малинин. В. Медведев. «Баранкин, будь человеком!».

7. Мойдодыр. К. Чуковский. «Мойдодыр».

8. Калиф. В. Гауф. «Калиф-аист».

9. Моряк. Р. Киплинг. «Откуда у Кита такая глотка».

10. Бастинда. А. Волков. «Волшебник Изумрудного города».

11. Сын портного. Бр. Гримм. «Столик – накройся, золотой осёл и дубинка из мешка».

12. Буратино. А. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

13. Павлик. В. Осеева. «Волшебное слово».

14. Аля. И. Токмакова. «Аля, Кляксич и буква А».

15. Иван Быкович. Русская народная сказка «Иван Быкович».

16. Митя и Маша. В. Каверин. «О Мите и Маше, о Весёлом Трубочисте и Мастере Золотые Руки».

17. Лёня. В. Каверин. «Летающий мальчик».

18. Нильс. С. Лагерлёф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

19. Энни. А. Волков. «Огненный бог Марранов».

20. Сказочник. П. Аматуни. «Королевство Восемью Восемь».

21. Гингема. А. Волков. «Волшебник Изумрудного города».

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ

1. В комара, муху, шмеля. А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

2. В льва, мышь. «Кот в сапогах».

3. В карлика. «Карлик Нос».

4. В лебедей. «Дикие лебеди».

5. В человечка. А. Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители».

6. В принца. «Аленький цветочек».

7. В зёрнышко. Н. Телешов. «Крупеничка».

8. В старика. «Сказка о потерянном времени».

9. В ослика. Н. Носов. «Незнайка в Солнечном городе».

10. В крошечных человечков. Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали».

11. В сороку. «Много хороших людей и один завистник».

12. В королевича. «Король-лягушонок».

13. В аиста. «Калиф-аист».

14. В мальчика с лицом, как у жабы. «Мальчик-звезда».

15. В воробьев, бабочек, муравьев. В. Медведев. «Баранкин, будь человеком!»

16. В клёны. «Два клёна».

17. В лебедя. Х.К. Андерсен. «Гадкий утёнок».

18. В старика. Л. Лагин.

19. В скворца Матеуша. Я. Бжехва.

20. В осла. К. Коллоди. «Приключения Пиноккио».

21. В коротышек. Н. Носов.

22. В гусыню. Нанайская сказка, «Айога».

23. В крошечного человечка. С. Лагерлёф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

ВОЛШЕБНОЕ СРЕДСТВО

1. Зонтик и волшебную спринцовку. Х.К. Андерсен. «Оле-Лукойе».

2. Огниво. «Огниво».

3. Золотой ключик. А. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

4. Волшебную палочку. Н. Носов. «Незнайка в Солнечном городе».

5. Туфли и тросточку. В. Гауф. «Маленький Мук».

6. Хрустальные туфельки. Ш. Перро. «Золушка».

7. Серебряные башмачки, золотую шапку, серебряный свисточек. А. Волков. «Волшебник Изумрудного города».

8. Живительный порошок. А. Волков. «Урфин Джюс и его деревянные солдаты».

9. Конопляное семечко. «Чёрная курица, или Подземные жители».

10. Цветик-семицветик, дудочку. «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик».

11. Волшебную лампу. Арабская сказка «Аладдин и волшебная лампа».

12. Волшебную дудочку. «Кнут-Музыкант».

13. Волшебные спички. Ю. Томин.

14. Волшебный синий платочек. В. Губарев.

15. Ковёр-самолёт. «Ковёр-самолёт».

16. Волшебную дудочку. С. Лагерлёф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

17. Табакерку. «Городок в табакерке».

18. Волшебные калоши. «Калоши счастья».

19. Волшебную палочку. «Ослиная Шкура».

20. Волшебный телевизор, серебряный обруч. А. Волков.

21. Волшебное кольцо. Дж. P.P. Толкин. «Хоббит, или Туда и Обратно».

22. Волшебный горшок. «Горшок каши».

23. Золотого гуся. «Золотой гусь».

24. Волшебную шляпу. Т. Янссон. «Шляпа Волшебника».

25. Волшебный мелок. С. Хопп. «Волшебный мелок».

ТРУДНЫЙ ПУТЬ

1. На сухопутном корабле. А. Волков. «Урфин Джюс и его деревянные солдаты».

2. На воздушном шаре. Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей».

3. На игрушечном поезде. Д. Родари. «Путешествие Голубой Стрелы».

4. На яхте. «Беда». А. Некрасов. «Приключения капитана Врунгеля».

5. На ковре-самолёте. Л. Лагин. «Старик Хоттабыч».

6. На стрекозе. Я. Ларри. «Необыкновенные приключения Карика и Вали».

7. На воздушном шарике. А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все».

8. На ядре. Э. Распэ. «Приключения барона Мюнхгаузена».

9. На собаке. В. Каверин. «О Мите и Маше, о весёлом Трубочисте и Мастере Золотые Руки».

10. На прутике, который держали две утки. В. Гаршин. «Лягушка-путешественница».

11. На ракете. Н. Носов. «Незнайка на Луне».

12. На ласточке. Х.К. Андерсен. «Дюймовочка».

13. На гусе. С. Лагерлёф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

14. На огурце-самолёте. Ю. Дружков. «Приключения Карандаша и Самоделкина».

15. На корабле. К. Чуковский. «Доктор Айболит».

16. На тракторе. Э. Успенский. «Дядя Фёдор, пёс и кот».

17. На Карлсоне. А. Линдгрен. «Карлсон, который живёт на крыше».

18. На драконе. А. Волков.

19. В избушке на курьих ножках. «Вниз по Волшебной реке».

20. На метле. О. Пройслер. «Маленькая Баба-Яга».

21. На машине. Э. Рауд. «Муфта, Полботинка и Моховая Борода».

22. На ракетоплане. Э. Скобелев. «Необыкновенные приключения Арбузика и Бебешки».

1. Багира, Балу, Каа. Р. Киплинг. «Маугли».

2. Вишенка, Редиска. Д. Родари. «Приключения Чиполлино».

3. Карлсон. А. Линдгрен. «Три повести о Малыше и Карлсоне».

4. Пятачок, Иа-Иа, Кролик. А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все».

6. Щелкунчик. «Щелкунчик и мышиный король».

7. Кай. Х.К. Андерсен. «Снежная королева».

8. Крококот. «Мистер Крококот».

9. Старик Хоттабыч, Женя Богорад. Л. Лагин. «Старик Хоттабыч».

10. Чебурашка, Галя. Э. Успенский. «Крокодил Гена и его друзья».

11. Самоделкин. «Приключения Карандаша и Самоделкина»,. «Волшебная школа».

12. Кот в сапогах. «Кот в сапогах».

13. Уголёк, боб. «Соломинка, уголёк и боб».

14. Питер Пэн. «Питер Пэн».

15. Мякиш, Нетак. «Непоседа, Мякиш и Нетак».

16. Полботинка, Моховая Борода. «Муфта, Полботинка и Моховая Борода».

17. Ворон Абрахас. О. Пройслер. «Маленькая Баба-Яга».

18. Снусмумрик, фрекен Снорк. «Опасное лето» и др. повести.

19. Лисёнок Людвиг Четырнадцатый. «Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и др.»

20. Куба Кубикула. «Кубула и Куба Кубикула».

21. Тотошка, Страшила, Железный Дровосек, Трусливый Лев. А. Волков. «Волшебник Изумрудного города» и другие повести.

Соколовская Инна Владиславовна, педагог – библиотекарь МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Предлагаю вам литературную викторину по книгам советских писателей. Материалом для составления литературной викторины послужили литература по программе и рекомендуемая для внеклассного чтения в начальной школе.
Использовать материал можно в самой разнообразной форме.
Цель:
1. Вызвать интерес учащихся к литературе, развивать познавательный интерес к чтению, прививать стойкий интерес к книгам.
2. Формировать общекультурную литературную компетентность через восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, формировать коммуникативную компетенцию учащихся.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о книгах, углубить знания учащихся;
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно;
3. Воспитательная: прививать интерес к творчеству писателей.
Оборудование: Выставка книг

Литературная викторина «По страницам детских книг»

1. В рассказе А.И. Куприна «Слон» имя нарядной куклы, о которой ее хозяйка сказала «Она очень добрый ребенок, но немножко капризна и не хочет, есть суп»
- Соня.
2. Любимое слово Емели, которое он всегда произносил, отказываясь от работы
в русской народной сказке «По щучьему велению».
- Неохота.
3. Кличка собаки, принадлежавшей тете Наташе в рассказе Н. Носова «Дружок» из сборника рассказов «Фантазеры».
- Дианка.
4. Название материка, у берегов которого произошли события в рассказе Л.Н. Толстого «Акула»
- Африка.
5. Какую должность отец прославленной Шахерезады занимал при дворе царя Шахрияра в рассказе «О царе Шахрияре и его брате» в сборнике арабских народных сказок «Тысяча и одна ночь».
- «Везирь» (визирь).
6. Ее больше всех на свете боялся Железный Дровосек в повести сказке А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»
- Вада
7. На них дедушка - мороз «дышит» и «узоры пишет» в стихотворении С.Д. Дрожжина «В крестьянской семье».
- Окна.
8. Куда комар впился поварихе, после чего та «побледнела, обмерла и окривела» в сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»
- Глаз.
9. «Цветочное» имя улыбчивой мышки, работавшей «дежурным директором» гостиницы в Солнечном городе в романе – сказке Н. Носова «Приключение незнайки»
- Лилия.
10. Чудесное лекарство, с помощью которого доктор Айболит моментально вылечил шею обезьяне Чичи в сказке «Доктор Айболит»
- Мазь
11. Какое блюдо было бы приготовлено из щуки, если бы она не умела говорить человеческим языком в русской народной сказке «По щучьему велению»
-Уха.
12. Страшное помещение в доме Мальвины, куда был посажен Буратино в наказание за свою неряшливость в сказке А.Н. Толстого повесть – сказка «Золотой ключик; или Приключения Буратино».
- Чулан.
13. В это животное Незнайка превратил «книгоглотателя» Листика с помощью волшебной палочки в романе – сказке Н. Носова «Приключения Незнайки».
- Осел.
14. То, что получил старший сын в наследство от отца в сказке Ш.Перро «Кот в сапогах».
- Мельница.
15. Что устраивают в русских сказках знатные люди в честь свадьбы или победы над врагом?
- Пир.
16. Он чудный, цветущий – приснился главному герою стихотворения И.З. Сурикова «Детство».
- Сад.
17. Как в русской народной сказке «Никита Кожемяка» названо жилище змея – людоеда.
- Берлога.
18. Какое дерево в лесу со всего плеча рубил Данил в русской народной сказке «Изумрудное кольцо».
- Дуб.
19. Что просили купить отца в городе две умные дочери из русской народной сказки «Наливное яблоко – золотое блюдечко»?
- По шелкутневому сарафану.
20. Как звали младшего сына в русской народной сказке «Три царства – медное, серебряное и золотое».
- Ивашко Запечник.
21. Как зовут мальчика, мама которого работает инженером в стихотворении С. Михалкова « А что у вас»?
- Толя.
22. Каким именем Медведь назвал Барсука в рассказе Н. Сладкова «Барсук и медведь»?
- Боря.
23. Какой предмет вслед за сковородкой кинула в несшегося на нее огромного пса главная героиня рассказа Н. Артюховой «Трусиха»?
- Совок.



Рассказать друзьям