Викторины для школьников. Викторины про птиц

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Интересные и познавательные викторины для младших школьников и школьников среднего школьного возраста. Викторины по теме «Всё о птицах». Все вопросы викторины с ответами. Викторины на знание разновидностей птиц, на знание исторических сведений о птицах, о биологических особенностях птиц.

Викторина «Все о птицах»

■ Почему дятла называют «помощником» других птиц? (Дятел раздалбливает кору деревьев и таким образом облегчает другим птицам добычу пищи).

■ Какая лесная птица делает гнездо на земле? Пеночка.

■ Кто днем спит, ночью летает, прохожих пугает? Филин, сова.

■ Какие птицы годами живут в открытом море, даже спят на волнах, качаясь, как поплавок? (Альбатросы, фрегаты, фаэтоны).

■ Почему ученые оправдали кукушку, несмотря на то, что подкидыши-кукушата выбрасывают других птенцов из гнезда? (Кукушка — единственная птица, которая поедает мохнатых (ядовитых и самых прожорливых, уничтожающих лес гектарами) гусениц. Ни одна другая птица не прикасается к этим гусеницам.)

■ Каких птиц еще Древней Греции использовали для отправки сообщений на дальние расстояния? (Голубей. Голубиная почта существует и в наше время).

■ Какая основная причина перелета птиц в теплые края с приходом осени? (Только из-за отсутствия пищи. Холод не является причиной перелета. Голодная птица замерзает, сытая — никогда.)

■ Какие птицы прилетают к нам первыми весной? (Грачи.)

■ Почему весну «открывают» грачи, а ласточки прилетают позже других птиц? (Из-за способа питания. Грачи ищут корм в почве, а ласточки ловят насекомых на лету. Насекомые в воздухе появляются позже, соответственно, и ласточки прилетают позже других птиц.)

■ Почему перелетные птицы так спешат весной, а осенью не спешат? (Птицы осенью не улетают до тех пор, пока есть пища.)

■ Какие птицы совсем не летают? (Страусы, пингвины.)

■ У каких птиц яйца высиживает самец? (У страусов.)

■ Птенец какой птицы не знает своей матери? (Птенец кукушки.)

■ Как называют большеголовую птицу чомгу, на голове которой перья стоят торчком? (Рогатой птицей.)

■ У каких птиц есть специальные ясли? (У пингвинов.)

■ Где зимой и осенью спят вороны? (На деревьях в садах и парках, собираясь небольшими стаями.)

■ Как называется самец вороны? (Ворона, а ворон — это совсем другая птица, хотя они и родственники.)

■ Кто отдыхает сидя на проводах? Если она летает низко к земле — быть дождю. (Ласточка.)

■ Как называется встреча двух петухов? (Петушиный бой.)

■ В каком часу просыпается воробей? (Позже всех птиц, но всегда в одно и то же время в 5-6 часов утра.)

■ Как называют крупную яркую птицу отряда куриных с длинным хвостом, которая частично одомашнена? (Фазан, павлин.)

Викторина «Чудо-птицы»

■ Кого называют царем птиц? (Орла.)

■ Какая птица самая большая в мире? (Страус.)

■ Какая самая маленькая птица? (Колибри.)

■ Какая птица быстрее всех летает? (Стриж.)

■ Какая птица летает выше всех? (Орел.)

■ Какая самая маленькая птица обитает в нашей стране? (Королек.)

■ Какая птица имеет длинный хвост? (Павлин, сорока.)

■ Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри.)

■ Какая птица наших лесов лучше всех подражает птичьим голосам? (Скворец.)

■ Какая птица является символом красоты, чистоты и нежности? (Лебедь.)

■ Какая птица считается хозяйкой ночного леса? (Сова.)

■ Какая птица живет в гнезде-корзинке? (Иволга.)

■ Какая желтая птичка с черным галстуком строит гнездо на песке и гальке? (Зуек.)

■ Какие птицы ловят насекомых на лету? (Ласточка, стриж.)

■ Какие птицы хранят верность друг другу всю жизнь? (Гуси, лебеди.)

■ Какие птицы получили названия благодаря своим клювам? (Дубонос, широконос и др.)

■ Какие птицы выводят птенцов дважды в лето? (Синицы, голуби.)

■ Гнездо какой птицы похоже на плавучий остров? (Чомги.)

■ Где строит свое гнездо пеночка? (В траве, ее гнездо похоже на шалаш.)

■ У какой птицы самый длинный язык? (У дятла.)

■ Клюв какой птицы похож на крючок? (Ястреб.)

■ Клюв какой птицы настоящий мешок? (Пеликан.)

■ Клюв какой птицы похож на сетку? (Козодоя.)

■ На какие инструменты похожи «носы» куликов? (На шило и серп (шилонос и кроншнеп-серпонос).)

■ Почему-то эту птичку так зовут, хотя никакую репу она не ловит? (Реполов.)

Блиц викторина «Из жизни птиц»

■ Птичий домик. (Гнездо.)

■ Массовое поселение птиц. (Рынок.)

■ Свисток для подманивания птиц и зверей. (Манок.)

■ Отверстие в скворечнике и домике волнистых попугайчиков. (Лоток.)

■ Руки птицы. (Крылья.)

■ Ноги утки. (Лапы.)

■ Лесной доктор. (Дятел.)

■ Пернатые вестники весны. (Грачи.)

■ Дитя любых пернатых. (Птенец.)

■ Рот и нос птицы. (Клюв.)

■ Кудахчущая наседка. (Курица, или клуша.)

Загадки

1. Гребешок на голове

Две ноги и шпоры две

Он в один и тот же час

Рано утром будит нас.

2. Днём спит, ночью летает,
Ухает, людей пугает.
В темноте горят глаза –
Всем мышам она гроза.

3. Любит прыгать и летать,
Хлеб и зёрнышки клевать,
Вместо «Здравствуйте» привык
Говорить всем «Чик-Чирик».

(Воробьи)

4. Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(Сорока)

5. Одежда белая, а ножки –

Обуты в красные сапожки

Из моды выйдут – вот беда!

Ему не снять их никогда

6. На шесте – дворец.

Во дворце – певец.

А зовут его… (Скворец)

7. Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица …

8. В воде купался, а сух остался. (Гусь)

9. Хоть я не молоток –
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.

10. Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

11. Серая птаха в лесу живет,
Повсюду чудесным певцом слывет.

(Соловей)

12. Я птица самая большая,

В степях, пустынях я живу

На самом жарком континенте.

Летать я больше не могу,

Но если хищника увижу,

Спасаюсь бегом (как экспресс),

Вблизи – ногами защищаюсь,

Смотри, ко мне ты, враг не лезь.

Вопросы

Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королек)

Какая птица имеет очень длинный хвост? (Сорока)

Какая птица носит название танца? (Чечетка)

Какая птица имеет в качестве названия фамилия писателя? (Гоголь)

Какой город может парить в воздухе? (Орел)

Какую птицу называют лесным барабанщиком? (Дятел)

Какая птица носит название корабля? (Фрегат)

Какие птицы носят ботанические названия? (Подорожник, чечевица)

Какие птицы открывают весну? (Грачи)

Птенцы какой птицы не знают своей матери? (Кукушка)

Какими гребешками никто не расчесывается (Петушиными)

Какие птицы не умеют летать (Пингвины, страусы)

Какая птица является символом мира (Голубь)

Какие птицы являются символом верности и любви (Лебедь)

Вопросы на развитие мышления

Во время сильных морозов птицы нахохливаются. Почему при этом легче

переносят холод. (Слой воздуха между перьями увеличивается,

вследствие плохой теплопроводности задержав отдачу тепла телом

В сильный мороз птицы чаще замерзают на лету, чем сидя на месте. Чем

это можно объяснить? (При полете оперение птицы сжато и

содержится мало воздуха)

Почему весной скворцы, галки садятся на лошадей, коров, овец?

{Выщипывают шерсть из животных для подстилки гнезд)

Какие птичьи тайны открывает листопад?

(Хорошо видны гнезда пернатых)

Дышит ли цыпленок в яйце (Да)

Угадай сказку или басню

1. Сказка о невзрачном птенце, который вырос и стал прекрасной птицей.

(Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок)

2. Русская народная сказка, где стая птиц унесла братца Аленушки

(«Гуси-лебеди»)

3. Басня о птице, так и не сумевшей сытно перекусить из-за наглости

хитрой рыжей плутовки (И.А.Крылов «Ворона и лисица»)

4. Русская народная сказка о домашней птице, которая могла бы

послужить неплохим, источником доходов для бабки с дедом

(«Курочка-ряба»)

5. Птица с золотым украшением на голове, состоящая на службе у царя

(А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»)

6. Басня, в которой три представителя животного мира решили сдвинуть

с места средство передвижения. (И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука»)

Цель: поддерживать интерес детей к родному краю, его обитателям (птицам), народным традициям встречи весны и празднованию Дня птиц.

Интеграция образовательных областей : познание, коммуникация, социализация, музыка, художественное творчество, здоровье.

Участники игры-викторины: дети подготовительной к школе группы - Команда «Галчата», и их родители - Команда «Совуньи» .

(В нарядно украшенном зале напротив друг друга размещаются две команды: «Галчата» и «Совуньи» ).

Ведущая: Если снег повсюду тает, превращается в ручей,

Травка робко вылезает, день становится длинней,

Если солнце ярче светит, если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер, значит, к нам пришла…(весна).

Весна в Приангарье! Солнышко растопило снег! Мы любовались сосульками, слушали звуки капели, а сегодня нас радует птичий щебет.

Весна в Приангарье! Первые вестники весны – птицы. Именно им посвящена наша сегодняшняя игра-викторина «Эти удивительные птицы». Участники игры: команда «Галчата»! И команда «Совуньи»! капитаны команд – старшие в своих командах. Это Богданова В.В. и Богданова Аня. Участие в конкурсах, выполнение заданий будет оценивать жюри. (Представление жюри).

Команды готовы? Начинаем игру!

1 конкурс «Птичьи вопросы».

Команде «Галчата»:

а) каких птиц, зимующих у нас в Приангарье, вы знаете? (воробей, синица, сорока, дятел, ворона, снегирь);

б) какие птицы не умеют летать? (пингвин, страус, киви);

в) назовите птицу-маму, которая не заботится о своих птенцах? (кукушка);

г) У Аленушки-сестрицы унесли братишку птицы. Назовите их и сказку («Гуси-лебеди»).

Команде «Совуньи»:

а) назовите перелетных птиц (скворец, грач, ласточка, стриж, кукушка, журавль, дикие утки и гуси);

б) какие птицы улетают в теплые края последними? (водоплавающие);

в) любимое лакомство синиц (сало);

г) какие птицы стали героями балета? Назовите этот балет и композитора (лебеди, «Лебединое озеро», Чайковский).

2 конкурс «Конкурс чтецов».

Каждая команда приготовила по 4 стихотворения В. Степанова о птицах. Нужно чтецам выразительно рассказать стихотворение и показать свою птицу на карточке.

3 конкурс «Загадки».

Команды поочередно отгадывают загадки:

1) Чернокрылый, красногрудый, 2) На одной стоит ноге,

Не боится он простуды, А другую греет.

И зимой найдет приют - Не купила сапоги,

С первым снегом тут как тут. (Снегирь) А теперь жалеет. (Цапля)

3) Непоседа птица эта, 4) Ты его узнаешь сразу:

Одного с березой цвета. Черноклювый, черноглазый,

Верещунья, белобока, Он по пашне важно ходит,

А зовут ее… (Сорока) Червяков, жуков находит. (Грач)

5) На когтях на ствол сосновый 6) Всю ночь летает –

Влез монтер красноголовый. Мышей добывает.

Он трудился на весу, А станет светло –

Но не вспыхнул свет в лесу. (Дятел) Спать летит в дупло. (Сова)

Ведущая : Приглашаю игроков на разминку «Сорока».

Летела сорока, сорока белобока (бегут на носочках)

Летела, летела, на березу села (полуприсед)

Хвостом повертела (отводят ручки за спину, крутят кистями)

По сторонам поглядела (поворачивают голову вправо-влево)

4 конкурс «Знатоки птиц».

Команды получают конверты с набором картинок и чистыми бумажными квадратами, на которых должны написать первые буквы слов – названий предметов. Затем из букв сложить слово – название птицы и найти картинку с ее изображением.

(ВОРОНА КУКУШКА)

В зал влетает Скворец (ребенок в костюме).

Скворец: Рад весну встречать я с вами. Снова встретился с друзьями.

Молодой весны гонец. Как зовут меня? (Скворец)

Верно. Пролетал я над вашим детским садом и порадовался: висят ваши скворечники на тополях. Сразу видно, что ждали меня и моих друзей. Спасибо!

И хотя мы, скворцы, предпочитаем некрашеные и не струганные домики, жаль, что эти скворечники такие серенькие.

Ведущая: Ничего, скворушка, хочешь, наши игроки придумают, как украсить птичьи домики?

Скворец: Конечно! Это было бы здорово!

5 конкурс «Украсим скворечники».

Обе команды получают рисунок-силуэт скворечника и набор цветных фломастеров. Решают, как будут украшать, работают сообща и поочередно.

В это время дети из группы поддержки исполняют песню «Кукушка и лягушка». Юля З., Карина Д. и Андрей Кож. Рассказывают скороговорки: грачиную, галчиную и синичью.

Подвижная игра «Скворцы и кошка».

Под музыку скворцы (дети в наголовниках) летают по залу, а кошка дремлет в сторонке. По окончанию музыки кошка ловит скворцов, а они летят в домики-обручи, но занимать домики только по двое. Скворцов больше на два, их ловит кошка. Игра повторяется.

6 конкурс «Птичьи повадки».

Команде «Галчата»:

а) какая птица охотится только ночью? (сова);

б) какая птица кашку варила и деток кормила? (сорока);

в) самая известная курочка (Ряба);

г) какая птица вьет гнездо на крыше дома? (аист).

Команде «Совуньи»:

а) какая птица может обогнать лошадь? (страус);

б) какие птицы жили у бабуси? (гуси);

в) начальник курятника? (петух);

г) какую птицу называют птицей – мухой? (колибри).

7 конкурс «Домашнее задание».

Участники команд показывают 4 миниатюры по произведениям Н. Сладкова:

«Сорока и заяц»;

«Сорока и медведь» ;

«Сорока и заяц»;

«Крот и филин».

8 конкурс «Музыкальный».

Участники команд называют песни, в которых упоминаются птицы. Засчитывается не название песни, а несколько строк, рассказанных или напетых.

Жюри подводит итоги. Вручает командам похвальные грамоты «Знатоки птиц» и шоколадные медали.

Викторина «Пернатые друзья».

Задачи: углублять и закреплять знания о птицах, уметь классифицировать их,

развивать интерес к природе родного края. Формировать навыки мышления,

внимания, творческого воображения. Создавать психологический комфорт и благополучие ребёнка в условиях детского коллектива. Способствовать взаимосвязи детей и родителей.

Предварительная работа: чтение книг о птицах В.Бианки «Лесные домишки», «Чей нос лучше?», «Синичкин календарь», М.Горький «Воробьишко», Е.Чарушин «Воробей», загадок,пословиц,поговорок о птицах. Наблюдение за птицами в природе, беседы о птицах, их повадках, внешнем виде, рассматривание иллюстраций с изображением птиц, дидактические игры: «Чей нос?», «Чьи ноги?», «Чей хвост?», «Третий лишний», «Собери картинку».

Материал: эмблемы для команд, оформление для зала (деревья, птицы,

надпись),картинки с изображением птиц,карточки к игре «Третий лишний»,

конверты с разрезными картинками,текст загадок,занимательных вопросов,

фишки,награды.

Ход викторины:

Ведущий : Добрый день, дорогие друзья. Как вы уже наверное догадались, сегодня мы поговорим о птицах. А почему? Правильно,1апреля-Международный день птиц. И я приглашаю вас принять участие в викторине «Пернатые друзья».Вы согласны стать участниками игры? Тогда вам придётся ответить на разные вопросы, выполнять нелёгкие задания и показать свои знания и сообразительность. Но игра сегодня необычная, наши дети будут соревноваться с родителями. Прошу участников игры занять свои места за игровыми столами.А оценивать нас будет строгое, но компетентное жюри(представить членов жюри).

Уважаемые гости,устраивайтесь поудобнее,и вы услышите и увидите много нового и интересного.Давайте апплодисментами поддержим наши команды.

А чтобы узнать,как называются наши команды предлагаю отгадать загадки.

1.Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крохи собирает.

Правильно.Команда детей будет называться «Воробышки».

2.На скале он строит дом

Разве жить не страшно в нём?

Хоть кругом и красота

Но такая высота.

Нет,хозяин не боится

Со скалы крутой скатиться

Два могучих крыла у хозяина…(орла)

Команда родителей будет называться «Орлы».

1 конкурс «Отгадай загадку».

    Кто в лесу деревья лечит

Не жалея головы?

Тяжела его работа

Целый день долбить стволы (дятел)

    Спинкой зеленовата,

Животиком желтовата

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика (синица)

    Носит серенький жилет,

Но у крыльев чёрный цвет,

Видишь,кружат20 пар и кричат:

«Карр!Карр!Карр!» (ворона)

    Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это-…(снегири)

    Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (ласточка)

    Кто без нот и без свирели

Кто же это? (соловей)

Жюри подводит итоги.

2конкурс «Занимательные вопросы».

    У кого самые большие глаза?

    Какая птица не умеет летать?

    Какая птица самая большая?

    А какая самая маленькая?

    Какая птица ходит с мешком?

    Какую птицу называют как тропический фрукт?

    У кого самый красивый хвост?

    Какая птица выводит птенцов даже зимой?

    Кто охотится, стоя на одной ноге?

    Для чего всем птицам нужны хвосты?

Ведущий. Да, мы видим, команды отлично подготовились к сегодняшней викторине и знают ответы на любые вопросы.

3 конкурс «Узнай и назови птицу»

Командам показывают по3 картинки с изображениями птиц, участники должны их отгадать. (Сорока, тукан, синичка, клёст, кукушка, скворец).

4 конкурс «Скажи по-другому».

Какие бывают птицы? Верно: перелётные и зимующие.

Детям: как по-другому можно назвать перелётных птиц?

Взрослым : а как называют зимующих?

(насекомоядные и зерноядные).

Ведущий: А пока жюри подсчитывает заработанные командами баллы, я предлагаю «Игру со зрителями». За каждый правильный ответ-сюрприз. Начнём?

    Какая птица летает выше всех? (орёл)

    Какую птицу называют лесным доктором? (дятел)

    Какая птица не вьёт гнёзд и не высиживает птенцов?(кукушка)

    Какая птица любит воровать блестящие предметы? (сорока)

    Какая птица высиживает птенца, держа его на лапах?(пингвин)

    Назовите ночных птиц? (сова, филин)

    У какой птицы дом на скале? (орёл)

    У какой птицы любимое лакомство-лягушки? (цапля)

Ведущий. Молодцы! Давайте послушаем наше жюри.

5 конкурс «Знаете ли вы птиц? »

Вопросы детям:

    Как отличить птицу от других животных?

    Без рук, без топорёнка построена избёнка.

    Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда?

    Какие птицы улетают осенью в тёплые края?

Вопросы взрослым:

    Каких вы знаете домашних птиц?

    Как зовут детёнышей: гусь-…, утка-…, кукушка-…

    Не всадник, а со шпорами. Не сторож, а будит.?

    Как называются птицы прилетающие к нам зимой, вслед за зимой?

Слово жюри, подсчёт очков.

6конкурс «Третий лишний»

Назвать птиц на предложенной картинке и выбрать лишнюю, аргументировав свой выбор.

7 конкурс «Сложи и назови».

Командам предлагаются конверты с разрезными картинками. Нужно собрать картинку-пазл, назвать сказку и птицу-героя сказки. («Лиса и журавль», «Лягушка-путешественница»).

8 конкурс «Из какой мы сказки?»

Ведущий. Птицы-источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей есть произведения, посвящённые нашим пернатым друзьям. Сейчас мы проверим, как вы помните сказки.

    Какой птицей стал гадкий утёнок, когда вырос? (лебедем)

    Какую птицу спасла Дюймовочка? (ласточку)

    Назови имя вороны из передачи «Спокойной ночи малыши»(Каркуша)

    У кого лиса украла сыр в одной из басен Ивана Крылова?(у вороны)

    Какая птица, когда стучались в дверь, спрашивала: «Кто там? Кто там?» (галчонок)

    Какие птицы помогли Айболиту добраться до Африки? (орлы)

    Кто подавился бобовым зёрнышком? (петушок)

    Какая птица разорвала мешок зайцу в сказке «Мешок яблок»?(ворона)

Ведущий. Наконец пришло время подвести итог викторины, и мы предоставляем слово нашему жюри.

Спасибо всем: командам- за интересную, познавательную игру, жюри-за тёплые слова и хорошие оценки, гостям-за поддержку и весёлое настроение. И в заключении мне хотелось бы прочитать небольшое четверостишье:

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Так давайте же беречь и охранять нашу природу и её обитателей.

Цели и задачи:

Познакомить ребят с интересными фактами из жизни птиц, их многообразием;

Обобщить и расширить знания детей о птицах;

Прививать любовь к родному краю, его природе.

Помочь детям найти время для общения друг с другом;

Сделать жизнь детей яркой и интересной.

Оборудование: электронная презентация «Международный день птиц», жетоны (звёзды), медали, призы.

А уж ясно солнышко припекло, припекло

И повсюду золото разлило, разлило,

Ручейки на улице все журчат, все журчат,

Журавли курлыкают и летят, и летят...

Расцвели подснежники да в леске, да в леске.

Скоро всей земелюшке быть в венке, быть в венке.

Ой, солнышко-батюшка, угоди, угоди.

А землица-матушка, уроди, уроди.

Ребята! А какое сейчас время года?

Дети: Весна!

Ведущая: Правильно, весна. И именно весной мы проводим викторину, посвящённую нашим друзьям… А вот каким отгадайте:

Они летать умеют,

Их пух и перья греют.

Правильно, сегодня мы поговорим о птицах, потому что именно 1 апреля отмечается Международный праздник птиц. Они дороги нам как часть природы нашей Родины. Богат и разнообразен животный мир Дальнего Востока. Здесь, у нас, гнездится до 100 видов (часто редчайших) птиц. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни и яркое оперение вселяют в нас радость. Без них природа мертва.

Какую ещё пользу приносят птицы?

(Они охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых и мышей, разносят семена.)

Многие птицы на юг улетают,

Многие – зиму у нас коротают.

Галка, ворона, снегирь, воробей.

Ну-ка, ребята, их вспомни скорей!

(Дети называют зимующих и перелётных птиц Дальнего Востока.)

Ведущая: Чем отличаются птицы от других животных?

Просмотр клипа-песни «Птички».

Ведущая: Прежде чем начать игру, в которой определится победитель – лучший знаток птиц, проведём отборочный тур, выберем участников игры. Я думаю, что здесь собрались сообразительные, любознательные ребята, которые быстро и правильно ответят на все мои вопросы.

Отборочный тур

Ведущая: Я буду загадывать загадки про птиц, а вы должны отгадать и назвать эту птицу.

В серой шубке перовой

И в морозы он – герой.

Скачет, на лету резвится, –

Не орел, – а все же птица!

(Воробей)

На ветвях, украшенных снежной бахромой,

Яблоки румяные выросли зимой.

Яблоки по яблоне весело снуют,

Гусениц мороженых яблоки клюют.

(Снегири)

Непоседа птица эта,

Одного с березой цвета.

Верещунья, белобока,

А зовут ее … (Сорока)

Шипит, гогочет,

Ущипнуть меня хочет,

Я иду, его боюсь.

Кто это? … (Гусь)

Вот птичка так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка

И не козодой.

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка,

Выводит птенцов

Только лютой зимой.

Плотник острым долотом

Строит дом с одним окном.

«Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу!»

Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло.

Пусть я птичка-невеличка,

У меня, друзья, привычка –

Как начнутся холода,

Прилетаю я сюда.

(Снегирь)

Эта птица

Зовется … (Синица)

Днем молчит,

Ночью кричит,

По лесу летает,

Прохожих пугает.

Так важно она по болоту шагает!

И живность болотная прочь убегает.

Ведь если лягушка укрыться не сможет,

То этой лягушке никто не поможет!

В лесу на ветке она сидит,

Одно «ку-ку» она твердит,

Года она нам всем считает,

Птенцов своих она теряет.

«Ку-ку» то там, то тут.

Как птицу эту зовут?

(Кукушка)

Ведущая: Определились 8 участников игры. Они будут бороться за победу. После каждого тура 2 игрока, набрав наименьшее количество жетонов-звёзд, автоматически покидают игру, становятся болельщиками-зрителями, получив приз участника. А победителем игры станет только один участник, набравший наибольшее количество жетонов.

Итак, объявляется начало 1 тура.

Вопросы викторины:

Какая птица считается символом мудрости и познания? (Сова.)

Кого называют лесным доктором? (Дятла.)

Почему снегирю дали снежное имя? (Снегири прилетают к нам с первым снегом, а весной улетают на север в родные края.)

Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (Тетерева, рябчики.)

Почему клёст зимой гнезда вьет? (Зимой много еловых семян для птенцов, а весной их нет.)

Самая крупная из ночных хищных птиц Дальнего Востока? (Рыбный филин.)

Подводятся итоги первого тура, подсчитываются жетоны-звёзды, 2 участника покидают игру, получив призы.

Пауза для отдыха.

Проводится подвижная игра «Птицы».

Дети разбиваются на две команды. Одна команда будет «воробьями», а другая – «воронами».

Прежде чем начать игру, ведущий договаривается с детьми, что будет делать каждая из команд. Например, «воробьи» будут приседать на корточки, а «вороны» будут запрыгивать на скамейку.

Игра начинается, ведущий командует, медленно произнося первые два слога: «Вороны»! Дети из команды «ворон» должны безошибочно выполнить свое задание. И наоборот. При этом совсем не обязательно, что ведущий будет чередовать свои команды с последовательностью, он может и два раза подряд выкрикнуть одно и то же слово.

Суть игры в том, что и слово «воробьи» и слово «вороны» имеют одинаковые первые два слога, поэтому детям легко сбиться с толку.

Тот из игроков, кто ошибается, – выбывает из игры. Таким образом, участников становиться все меньше и меньше. Пока не остается один, который и становится победителем.

«Продолжи предложение, найди причину»

Педагог читает предложения, дети заканчивают их.

Весной птицы строят гнезда, потому что… (собираются выводить птенцов).

Зимой погибло много птиц, потому что… (была холодная зима).

Осенью первыми улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что…

Последними осенью улетают водоплавающие птицы, потому что…

Яички самка или самец высиживают в гнезде до появления птенцов, потому что…

У цапли длинные ноги и клюв, потому что…

Попугай не смог бы жить в наших лесах, потому что…

У орла высоко в горах очень большое гнездо, потому что…

Птица чёрный журавль занесена в Красную книгу, потому что…

Все люди любят слушать соловья, потому что…

Дидактическая игра “Четвертый лишний”.

Детям раздаются карточки с изображением четырех птиц. Каждый ребенок называет лишнюю птицу и говорит, чем она отличается от других. Например: Лишний снегирь, потому что это зимующая птица, а остальные перелетные.

Подводятся итоги второго тура, подсчитываются жетоны-звёзды, 2 участника покидают игру, получив призы.

Вопросы викторины:

Назовите заповедник, расположенный в Еврейском автономном округе, в Биробиджанском и Облученском районе? (Заповедник Бастак.)

Какие редкие птицы обитают в этом заповеднике? (В различных частях заповедника можно встретить такие редкие виды, как беркута, черного журавля, скопу, мандаринку, хохлатого осоеда.)

Какая птица является особой гордостью заповедника? (Особая гордость заповедника – это популяция дальневосточного аиста.)

Назовите врагов дальневосточного аиста? (Враги дальневосточного аиста в природе – гималайские медведи и крупные птицы-хищники.)

Чем питается дальневосточный аист? (Основным кормом для дальневосточного аиста служит рыба: карась, вьюн, также аист питается лягушками и крупными представителями водных беспозвоночных.)

Почему рыбный филин оказался на грани исчезновения? (Интенсивное хозяйственное освоение долин рек, лесосплав, загрязнение рек, оскудение рыбных запасов, отлов норки и выдры капканами в воде; случаи браконьерства.)

Подводятся итоги третьего тура, подсчитываются жетоны-звёзды, 2 участника покидают игру, получив призы.

Тур победителей

Марафон интеллекта:

Передние конечности птиц – это… (крылья)

Эти птицы – самые крупные хищники, встречаются очень редко, рыбоядны. В настоящее время относятся к редким видам, занесены в Красную книгу России и Хабаровского края. (Орлан белохвост и орлан белоплечий.)

Какая птица легко передвигается по стволам как вверх, так и вниз головой? (Поползень.)

Как называется наука, изучающая птиц? (Орнитология.)

- “Пернатая кошка” (Сова.)

Вестник весны на Нижнем Амуре. Внешне он крупнее воробья, чаще всего держится на земле, как поодиночке, так и парами, а ранней весной и в конце лета – стайками, поет чаще всего, находясь в воздухе. Спина птицы глинисто-черная с темными крупными пестринками, а нижняя сторона беловатая. Грудь глинистая с мелкими продольными пестринками, по краям хвоста белые полоски. Песня – звонкие и далеко слышимые трели. (Полевой жаворонок.)

Лиственная тайга, а рядом марь с ягодниками – основное место обитания лесного исполина, не уступающего по размерам индюку. Как его зовут? (Каменный глухарь)

Подводятся итоги последнего тура, подсчитываются жетоны-звёзды, определяется победитель.

Все участники игры получают медали «Друзья птиц», а победитель – медаль «Знаток птиц».

Заканчивается викторина танцем «Танец утят».

Приложение. Презентация



Рассказать друзьям