Вилла "черный лебедь". Черный лебедь, альгамбра и жан Вилла «черный лебедь»

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой


Петровский парк, начало ХХ века

В начале ХХ века Петровский парк был ближним пригородом Москвы и местом обитания богатых людей, подобием нынешней Рублевки. Среди петровских вилл особо знаменитой была вилла "Черный лебедь", построенная миллионером Николаем Рябушинским в 1907-1910 годах. Архитекторами постройки были В. Адамович и В. Маят (да, тот самый Владимир Маят, известный советскими конструктивистскими постройками, например, зданием Смоленского гастронома/Торгсина, до революции строил виллы миллионерам).


Вилла "Черный лебедь"

Внешне вилла Рябушинского была благородно-скромной, с классическими фасадами, а внутренние интерьеры - вычурными, преимущественно в стиле модерн, но с отпечатком вкусов хозяина. Бесценные коллекции картин, предметов искусства и восточного фарфора, а также уникальная мебель, выполненная по индивидуальному заказу и украшенная эмблемами с черным лебедем, делали обстановку роскошной. Эмблемы с лебедем были и на столовом фарфоре и серебре, на бокалах венецианского стекла, специально заказанных в Италии, скатертях, салфетках и других бытовых предметах. Старые черно-белые фотографии не передают всего великолепия виллы, отражая его лишь слабой тенью...







О кутежах и оргиях на вилле Рябушинского в Москве слагали легенды... Но владельца, любившего эпатировать общество, преследовали несчастья. В 1911 году из-за финансовых проблем Рябушинскому пришлось продать большую часть своих художественных коллекций. Позже он в Париже сумел выкупить на аукционах лишь несколько картин... Но в 1912 году на вилле вспыхнул страшный пожар и многие произведения погибли в огне. Восстановив виллу, Рябушинский в одну ночь проиграл ее в карты промышленнику Леону Манташеву, который тут же украсил "Черного лебедя" своими инициалами. Однако и новый хозяин не успел насладиться жизнью на вилле... Вскоре пришел революционный 1917 год, а потом на вилле "Черный лебедь" обосновалась большевистская ЧК...
5 сентября 1918 года в Петровском парке была проведена показательная казнь 80 "заложников" из числа "представителей старого режима" - бывших министров, высших чиновников, священнослужителей...


"Черный лебедь" в наши дни... Со стандартными стеклопакетами...

Быть может, кто-то из наших читателей сделает удивительные открытия, связанные с историей старого парка и поделится с нами. А пока мы отправимся на некогда породившую множество сплетен и легенд виллу.

Черный лебедь

История сохранила для нас и уникальный загородный дом «Черный лебедь» (Нарышкинская аллея, 5), построенный архитекторами В.М. Маятом и В.Д. Адамовичем в начале ХХ века в неоклассическом стиле.

Он принадлежал Николаю Рябушинскому, одному из восьми братьев Рябушинских, владельцев банков и текстильных предприятий. Кстати, Владимир Рябушинский был гласным городской думы. Павел Павлович выпускал газету «Утро России», которая позволяла себе критиковать даже министров, и в отличии от газеты своего брата Николая «Золотое руно» приносила немалую прибыль. Хотя с «Руном сотрудничали Брюсов, Блок и Бунин. Степан Рябушинский имел одну из лучших коллекцию икон. Дмитрий Рябушинский был профессором и член-корреспондентом Французской академии наук, работал в области аэродинамики. У него в имении была устроена первая аэродинамическая лаборатория.

В доме Николая Рябушинского устраивались большие приемы для самых богатых и знатных людей Москвы. Устраивая такие приемы и издавая убыточную газету, он промотал все состояние и революция его уже просто не могла разорить.

Живописные панно для оформления виллы были заказаны лидеру «Голубой розы», художнику-символисту Павлу Кузнецову. Холл виллы украшал огромный фриз «Нерожденные младенцы», производивший, по словам современников, неприятное впечатление.

Дорожки виллы «Черный лебедь» были обсажены пальмами, на клумбах цвели орхидеи. В саду у будки сидел леопард. В саду, распушив веером узорчатые хвосты, прогуливались павлины, бегали золотистые фазаны, пели заморские птицы с невиданно ярким оперением. У входа в сад был приготовлен мраморный саркофаг с бронзовой фигурой быка, как последнее пристанище эксцентричного хозяина. Но в 1918 году Рябушинскому пришлось эмигрировать, и саргофаг не использовал, умерев на чужбине.

За строгим фасадом виллы скрывался изысканный интерьер: причудливая мебель, изготовленная по специальному заказу, с маркой в виде черного лебедя, обтянутая парчой и шелком и пропитанная ароматными курениями. Прекрасная роспись, выполненная художником Павлом Кузнецовым.

Все столовое убранство было с тем же вензелем: скатерти, салфетки, посуда, серебряные приборы. Черный лебедь красовался на бокалах и рюмках из тончайшего венецианского стекла, сделанных в Италии по заказу хозяина виллы. Стены были увешаны картинами известных мастеров...

Ходили слухи о каких-то афинских ночах с голыми актрисами. Но также у гостей была возможность полюбоваться великолепной художественной коллекцией Николая Рябушинского, в которую входили драгоценные фарфоровые вазы, фигурки драконов с устрашающими мордами, привезенные хозяином с Майорки, отравленные стрелы дикарей с Новой Гвинеи.

Художник Сергей Виноградов вспоминает устроенный в первую весну «Черного лебедя» «Праздник яблоневого цветения»: «Обед был сервирован на огромной открытой террасе, выходившей в цветущий яблоневый сад. Это же было действительно чудесно! А когда стемнело, то вокруг все цветущие деревья засветились маленькими разноцветными огнями и еще маленькие огоньки светились в густой весенней траве между яблонями, как светлячки. Даже я, близкий к Коле, не знал о приготовленной иллюминации. Это было волшебно.

По всему саду были сервированы небольшие столы, и пировали до утренней зари в благоухающем цветущем саду. Под яблонями около столиков были пущены прыгающие, ползающие, летающие заводные, вывезенные из-за границы кузнечики, лягушки, бабочки, ящерицы, пугавшие дам, а это еще прибавляло веселья. Игрушечками кто-то невидимо заведовал». В другой раз, на Новый год, Николай Рябушинский украсил деревья перед домом сотнями электрических лампочек, светивших разноцветными огнями из-под снега, и устроил в саду прием, на котором дарил гостям картины и драгоценности.

В 1911 году из-за проблем с финансами Рябушинский, распродал часть своей коллекции с аукциона. Николаю Павловичу удалось впоследствии за рубежом выкупить некоторые свои картины. Картины русских мастеров начала XX века он решил сохранить. Но в поместье «Чёрный лебедь», где они хранились, в 1915 году случился пожар, который уничтожил многие полотна великих российских живописцев.

Удалось спасти врубелевский портрет Валерия Брюсова. Среди разнообразных комнат виллы была и «бабушкина комната». По словам друга Николая Рябушинского, известного художника Сергея Виноградова, «комната действительно была такой, точно давно и долго в ней жила бабушка. И божница, и ширмочки старинные, и сундуки-укладочки, и бисерные всякие вышивки, и вся нехитрая мебель красного дерева - ну совсем, совсем, все бабушкино».

Вторым владельцем виллы стал уже известный нам Леон Манташев. По слухам, он выиграл у Рябушинского «Черного лебедя» в карты, за одну ночь. На здании и сегодня имеется вензель Леона Манташева - ЛМ, аналогичный тому, что расположен на гербе его конюшен.

Манташев был одним из наследников отца-нефтяника. Он не только продолжил дело отца, но и сумел приумножить вдвое наследство. Кроме того, Леон был известным конезаводчиком, имел более 200 чистокровных лошадей, на лошадях Манташева скакал жокей мировой величины Винкфильд («Черный маэстро»). После революции его бакинские нефтяные промыслы национализировали. Леон участвовал во всевозможных политических проектах, пытался продать свои предприятия иностранным компаниям. А в 1918 году эмигрировал с семьей во Францию. Лучших чистокровных лошадей и жокея Винкфильда Леон забрал с собой. В конце жизни ему пришлось работать таксистом. Умер Леон Александрович Манташев во Франции в 1954 году…

После революции здание «Черного лебедя» было занято районным ЧК. В доме была обнаружена коллекция икон Николая Рябушинского, которая пополнила экспозицию Третьяковской галереи. Сейчас в доме Рябушинского на Нарышкинской аллее парка расположился банк. Имя аллея получила в честь владелицы одной из усадеб Петровского парка. На аллее находится также церковь «Благовещения», построенная хлопотами и на средства Анны Дмитриевны Нарышкиной.

Здесь, на даче в Петровском парке, умерла ее тринадцатилетняя внучка Анна Булгари, а перед тем она похоронила свою единственную дочь, графиню Марию Булгари. Женщина в скорби дала обет построить на месте смерти девочки церковь. Храм был открыт только для благородного дачного населения. Строил церковь Федор Рихтер, которого мы лучше знаем не столько как самобытного архитектора, но как талантливого реставратора. В советское время здание церкви использовалось не по назначению, там был склад, и лишь несколько лет назад храм был передан патриархии, там уже проходят службы. Пивная, популярная в 70-е годы прошлого века среди местных обитателей, располагавшаяся возле храма, давно уже закрыта. А в свое время она так и звалась в народе - «возле храма».

Сады и особенности Петровского парка

На территории Петровского парка существовала система садов: разные владельцы брали в аренду землю в парке, устраивая там атракционы, кафе, рестораны. Владелец сада «Фантазия» Взметнев, выкупивший его у прежней хозяйки, устроил в саду летний театр, буфет-ресторан, музыкальную эстраду, гроты и беседки. В 1900 году новый хозяин сада купец Самойлов переименовал его в «Альгамбру». При нем театр был электрофицирован, в саду устроили цирковую эстраду.
В начале ХХ века в парке появились кинотеатры.

Тогда же близ дворца «на кругу» (ныне площадь космонавта Комарова) работала «Кофейня Макарова».

«В центре парка, – писали в одном из предреволюционных путеводителей, – опоясывая небольшую рощицу, находится круг, где летними вечерами происходят катания на экипажах, и сюда же выходят подышать свежим воздухом те неудачники, которые проводят лето в городе. Огоньки дач и ряда расположенных около круга ресторанов и кофеен придают по вечерам этому месту довольно эффектную картину. Прежде Петровский парк имел чисто фешенебельный, аристократический характер, но в настоящее время он все более и более демократизируется».

Здесь же была и первая в Москве (еще опытная) линия электрического трамвая, проложенная от Страстного монастыря до Петровского парка. Здесь 25 марта 1899 года проехали первые трамвайные вагоны. Если пройти по Нижней Масловке до ее пересечения с Новой Башиловкой, можно увидеть невысокое краснокирпичное здание (Нижняя Масловка, 15), это и есть сохранившееся в Москве депо первого трамвайного парка, принадлежащее «Бельгийскому акционерному обществу», имевшему разрешение на прокладку и использование конно-железных дорог. Именно отсюда и выехали первые трамвайные вагоны. Это депо действовало вплоть до прокладки по Масловке и Башиловке третьего транспортного кольца.

Говоря об архитектурных памятниках парка, как не упомянуть деревянную ограду бывшей лечебницы имени Усольцева, которая находится на Старо-Петровско-Разумовском проезде, эта ограда предположительно выполнена по эскизам Михаила Врубеля, который провел здесь свои последние годы. Последнюю работу в своей жизни художник написал здесь. Это был «Портрет Брюсова» Раньше ограждение лечебницы было украшено майоликой, а сейчас ограда разрушается, особенно угловые башенки.

А самые настырные гуляки в предрассветной темноте держали потом путь к селу Всехсвятскому (станция метро «Сокол»), в двух верстах от Петровского парка. В этом месте их привлекали ресторации «Гурзуф» и «Жан». Там не было электричества. Зато всегда были блины. Трапеза шла при свечах, протрезвевшие «добавляли» или «поправлялись», играли в карты. Пижоны очень гордились, когда в городе их знакомые замечали следы бурно проведенной ими ночи - закапанные воском рукава и брюки.

Итак, мы отправляемся в небольшую усадьбу на краю Петровского парка по адресу Нарышкинская аллея, 5. Кому интересно, как выглядит этот приют муз сейчас, приглашаю посмотреть! О владельце виллы Николае Рябушинском - .
Уже в XIX веке Петровский парк стал престижным аристократическим дачным местом, здесь строили дачи самые богатые москвичи. Вилла "Чёрный лебедь" была построена в 1907-1910 годах по проекту известного московского архитектора В.Д. Адамовича при участии В.М. Маята. Основные архитектурные стили, которых придерживался Адамович в своих проектах, - неоклассицизм и модерн. В начале своей деятельности работал помощником Ф.О.Шехтеля, участвуя в постройках по его проектам особняков З.Г. Морозовой, Н.В. Кузнецова, особняка Шехтеля в Ермолаевском переулке. С 1909 года соавтором во многих проектах В. Д. Адамовича был архитектор В.М. Маят, работавший в Москве преимущественно в стиле модерн. В советское время он выстроил несколько зданий в формах конструктивизма. Среди их совместных построек в Москве такой архитектурный шедевр, как особняк Второва или Спасохаус - резиденция посла США в Спасопесковском переулке, 10.

1. К сожалению, сейчас вилла выглядит как "глубоко отреставрированное" здание со стеклопакетами, но всё же попытаемся представить себе, какой она была раньше. В этом помогут старые фотографии, воспоминания современников и публикация в дружественном ЖЖ Елены Хорватовой - http://eho-2013.livejournal.com/482829.html .

2. В 1915 году вилла пережила пожар, в котором погибла значительная часть имущества: коллекция живописи и большое количество картин "Голубой розы". Здание было восстановлено с изменениями архитекторами В.А. Весниным и А.Г. Измировым.

3. Со стороны Нарышкинской аллеи вилла смотрелась как строгое здание в неоклассическом стиле.

4. За фасадом виллы скрывались причудливые интерьеры, поражавшие современников.

5. Черный лебедь украшал фронтон виллы.

6. Устраивая роскошные приемы в "Чёрном лебеде" и издавая "Золотое руно", Рябушинский начал разоряться. Хотя в большей степени этому поспособствовал и огромный карточный проигрыш. По слухам, друг Николая Павловича - нефтепромышленник Леон Манташев, выиграл у Рябушинского виллу в карты, и стал следующим её владельцем. Сейчас на фронтоне красуется вензель Леона Манташева - ЛМ. О скаковых конюшнях Манташева - .

7. А до того о вилле ходило множество сплетен и легенд, инициировал которые в основном сам Николай Павлович своими чудачествами. Например, у входа в сад стоял мраморный саркофаг с бронзовой фигурой быка, который хозяин приготовил для себя.

8. Название "Чёрный лебедь" было дано не просто так. Вся мебель, которая изготавливалась по специальному заказу хозяина, была украшена знаком в виде чёрного лебедя. Такой же знак был изображён на салфетках, посуде, столовом серебре. Интерьеры дома оформлял художник-символист, лидер объединения "Голубая роза" Павел Кузнецов.

9. Сад украшали высаженные прямо в грунт пальмы, клумба перед террасой была засажена орхидеями, били фонтаны, по саду разгуливали павлины и фазаны, а на цепи у собачьей конуры сидел леопард.

10. Если осматривать здание сейчас, обходя его с левой стороны, то можно заметить, что оно теряет черты классицизма.

11. И приобретает некоторые черты модерна в боковом и дворовом фасадах.

12. Рядом находится храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке.

15. Раньше у гостей Рябушинского была возможность полюбоваться великолепной художественной коллекцией, в которую входили драгоценные фарфоровые вазы, фигурки драконов с устрашающими мордами, привезенные хозяином с Майорки, отравленные стрелы дикарей с Новой Гвинеи. Посмотрим, чем можно полюбоваться теперь. Входим через боковой вход.

16. Интерьеры виллы полностью утрачеы, внутреннее пространство раздроблено на небольшие помещения.

17. Ныне сохранился только барельеф "Леда и лебедь" по мотивам скульптуры Б. Амманати, укрепленный в холле на стене.

18. Раньше внутреннее убранство виллы поражало гостей Рябушинского своей роскошью и экзотикой.

19. В своём имении Николай Павлович хранил собрание картин европейских мастеров - Кранаха, Брейгеля, Пуссена, а также полотна современных французских и русских художников.

Скаковая улица. Ленинградский проспект. Петровский парк. Улица Воздвиженка

На новогоднем приеме 1910 года у государя Николая II среди двадцати богатейших людей империи был и Александр Иванович Манташев, нефтепромышленник и банкир. После его смерти в 1911-м дело отца взял в свои руки Леон Манташев, за каких-то три года удвоив семейный капитал. Приобрел он в Москве известность и как коннозаводчик, владелец лучшей конюшни и богатых особняков.

ДОМ ПОД ВЕНЗЕЛЕМ «Л. М.»

29 июля 1913 года «Московская газета» публикует информацию своего петербургского корреспондента о бегах, имевших место в столице империи:

«Сегодня, 28 июля, скачкам придала необычный интерес встреча двух непобедимых скакунов нынешнего сезона – московского дербиста Демосфена гг. Лазаревых с Грымзой Л.А. Манташева, выигравшим оба Императорских приза в Москве и Петербурге. До сих пор эти два скакуна, как лошади разного возраста (Демосфен – трехлеток, Грымза – 4-леток), еще не встречались. Сегодня они оба скакали на приз «Сравнения». На Демосфене скакал Дуган, на Грымзе – Винкфильд. Московский дербист прошел дистанцию 2 версты 100 саженей в 2 минуты 25,5 секунды. Вторым – Грымза. Приз «Реки-Невы» в 10.000 взял Гардефе Манташева».

Поздравив господ Лазаревых с победой Демосфена, «спортсмен»

(спортсменами тогда именовали не лыжников и футболистов, а владельцев скаковых лошадей) Леон Манташев, действительный член Императорского Московского скакового общества, возвратился в Москву с непоколебимым желанием расширить свою конюшню и приобрести новых породистых скакунов.

Мысль эта не давала ему покоя, и в 1914 году на Скаковой улице, рядом с Московским ипподромом на Беговой, к строительству которого он имел прямое отношение, по проекту Аршака Измирова при участии братьев Александра и Виктора Весниных он закладывает невиданную дотоле по роскоши конюшню. Здание, выдержанное в стиле венского барокко, несло на себе тяжеловесный герб с грубыми раковинами и вензелем владельца – «Л. М.». Чарующую взгляд высокую арку с чугунной решеткой дополняла милая башенка с флюгером-лошадкой, вокруг которой архитекторы предусмотрели и галерейку с оградой. В 1916 году известный коннозаводчик Манташев уже вовсю гордился этим великолепием. Его конюшня располагала 200 чистокровными скакунами (в их числе были дербисты Галуст 1914 г., Грей Бой 1915 г. и Макбет 1916 г.), на которых брали призы мировой известности жокей Винкфильд, прозванный «Черным маэстро», и другие знаменитые наездники.

Да жаль, триумф коннозаводчика был недолгим. Октябрьский переворот 1917 года порушил все его надежды и ожидания: бакинские нефтяные промыслы Манташевых новая власть национализировала. В 1918-м, покидая Россию, Леон Манташев увез с собой в Европу лучших лошадей своей конюшни и конечно же жокея Винкфильда.

В 1924 году в Париже породистая кобылка Леона Манташева Трансвааль под седлом Винкфильда взяла Гран-при, выиграв миллион франков. За ее сказочным бегом следила 100-тысячная русская колония. В последний раз вывел Манташев свою лошадь на скачки в 1947-м.

В 1930-х годах конюшню Манташева приспособил под свои нужды Москоммунхоз. Не пройдет и полувека, как история с конюшней перерастет в нечто почти детективное.

В 1985 году здание на Скаковой, порядком уже пострадавшее от времени, получил во владение Государственный академический театр классического балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василева. Пока занимались реставрацией фасада, непонятным образом исчезла часть ансамбля: боковые корпуса с конюшнями были бездумно снесены. Не успели возвести каркас зрительного зала, как финансирование федерального объекта культурного наследия было прекращено. Гигантская конструкция высится ныне в виде печального символа несбывшихся надежд, а вокруг самого памятника возник вконец запутанный клубок проблем. Стали твориться чудеса. Здание оказалось отданным в аренду сразу нескольким арендаторам, включая автомастерскую. Разумеется, всем им нет дела до памятника истории и культуры Москвы – «Ансамбля скаковых конюшен Манташева». Меж тем театр Н. Касаткиной и В. Василева по льготным ценам, предоставляемым правительством Москвы, арендует площадки у разных театров столицы.

ДРАГОЦЕННОСТИ КОРНЕТА ГУСАРСКОГО ПОЛКА

Ленинградский проспект, дом 21. По прежней нумерации особняк значился под номером 15 по Петербургскому тракту. Еще при последнем императоре российском Николае II аристократический район этот, славившийся богатыми особняками, стал активно застраиваться фабриками и доходными домами.

Единственный сохранившийся с тех времен особняк – творение основателя Московского архитектурного общества Михаила Быковского, который разрабатывал проекты дач в разнообразных стилях. Дом этот появился в 1840 году. Изначально принадлежал он купцам Постниковым, затем известным серпуховским текстильщикам Коншиным и уж потом перешел во владение к младшему брату Леона Манташева – Иосифу Александровичу, корнету лейб-гвардии Гродненского гусарского полка. Переделкой особняка занимались по проектам Федора Шехтеля и Адольфа Эрихсона, прародителей романтического модерна в русской архитектуре.

Последний владелец особняка Иосиф Манташев слыл человеком экстравагантным и развлечения ради на целых восемь лет, с 1892 по 1900 год, дал приют в своем особняке знаменитому в то время увеселительному театру Шарля Омона.

С приходом большевиков особняк пустили под общежитие ЧК – ОГПУ. В здании как-то затеяли ремонт, и, по слухам, под полом, в стенах и даже в потолке, как в хорошем приключенческом фильме, вскрылся самый настоящий клад – драгоценности, посуда, оружие. Говорят, кое-что из найденного тогда можно и сейчас увидеть в Оружейной палате Кремля.

Особняк попеременно занимали различные организации. Военно-воздушная инженерная академия им. Жуковского использовала его под общежитие для своих слушателей, районное начальство – под дом пионеров, а в конце минувшего столетия там угнездился Московский детский фонд.

ВИЛЛА «ЧЕРНЫЙ ЛЕБЕДЬ»

Виллу «Черный лебедь» в Петровском парке в 1907 – 1910 годах построил для миллионера Николая Рябушинского известный московский архитектор Владимир Адамович. Во спасение семейного имущества от брата-мота, знавшие разгульный нрав Николая семеро его именитых братьев даже учредили над ним опеку на пять лет, в течение которых он не мог распоряжаться своей долей наследства. Но и при всех своих «минусах» Николай прослыл известным коллекционером и собирателем картин. Даже стал издавать журнал «Золотое руно», вконец разоривший его.

За строгим фасадом виллы скрывался утонченного вкуса интерьер. Художник Павел Кузнецов обставил виллу причудливой мебелью с маркой в виде черного лебедя, обтянутой парчой и шелком. Ткани, им же расписанные, источали ароматы Востока. Эмблема черного лебедя красовалась на салфетках, посуде, столовом серебре, на бокалах и рюмках тончайшего венецианского стекла.

По слухам, на вилле устраивались загадочные роскошные приемы, толковали о каких-то афинских ночах с голыми актрисами, а еще что у званых гостей была возможность любоваться великолепной художественной коллекцией Николая Рябушинского, вобравшей драгоценные фарфоровые вазы, фигурки драконов с Майорки с устрашающими мордами, как и отравленные стрелы дикарей Новой Гвинеи.

Вдоль дорожек виллы росли пальмы, орхидеи и другие экзотические растения. Кругом били фонтаны. По газону разгуливали павлины и фазаны, а у собачьей конуры на цепи сидел леопард. У входа в сад Николай Рябушинский воздвиг мраморный саркофаг, увенчанный бронзовой фигурой быка. Там, по задумке хозяина виллы, должны были покоиться после смерти его останки.

В 1915 году на вилле случился пожар, в котором погибли полотна многих великих русских живописцев.

По одной версии «Черный лебедь» выкупил у проигравшегося в пух и прах кутилы Иосиф Александрович, по другой – виллу за одну ночь выиграл у него же в карты Леон Александрович, который в то время жил в своем особняке на Воздвиженке, 16. Как бы то ни было, но на том доме и сегодня красуется вензель Леона Манташева – «Л.?М.», точная копия того, что украшал его конюшню на Скаковой.

Позже, во время перепланировки, в одной из потайных комнат обнаружилась коллекция икон и картин, переданная в Третьяковскую галерею.

ОСОБНЯК МОРОЗОВЫХ – МАНТАШЕВЫХ

В начале 1890-х годов двоюродный племянник текстильного магната Саввы Морозова – миллионер Арсений Морозов (1873 – 1908) – попутешествовал с другом-архитектором Виктором Мазыриным по Испании и Португалии. Очарованной мавританским стилем тамошних строений, по возвращении в Москву он изъявил желание отстроить себе нечто подобное.

На свое 25-летие он получает от матери роскошный подарок – участок земли на Воздвиженке, по четной ее стороне. С другом Мазыриным они склоняются к мысли, что надо бы дом-замок выдержать в мавританском стиле. Навестив в декабре 1899 года сына в уже отстроенном особняке, колкая на язык Варвара Алексеевна Морозова бросила: «Прежде я одна знала, что ты дурак, а теперь вся Москва будет знать!»

Объектом насмешек москвичей, сплетен, слухов, критических газетных публикаций особняк Морозова стал еще во время строительства. Общество восприняло экзотический особняк неодобрительно, если не сказать – в штыки. Не обошел это московское чудо своим вниманием и Лев Толстой. В его романе «Воскресение», опубликованном в том же 1899-м, князь Нехлюдов, проезжая по Воздвиженке, размышляет о строительстве «глупого ненужного дворца какому-то глупому и ненужному человеку», бросив тем самым камень в огород Арсения Морозова.

Дом, выдержанный в неомавританском стиле, поражал прежде всего оформлением портала парадного входа и двух башен по бокам от него. Подковообразный проем, бросаясь в глаза витыми колоннами, удивлял еще и лепниной в виде ракушек на башнях. Они напоминали Арсению дом-дворец с ракушками в португальской Синтре, построенный в середине XIX века. В ажурных карнизах проглядывали элементы всевозможных стилей, одни оконные проемы были решены в классическом ключе, другие отличались отсутствием симметрии различных частей здания, что роднило их с образцами архитектурного модерна. Разнообразием отличался и интерьер. «Рыцарский зал», передняя столовая, был выдержан в духе псевдоготики, а главная гостиная, где устраивались балы, – в стиле ампир. Во внутреннем убранстве особняка часть интерьера дышала арабскими и китайскими мотивами. Над домом был устроен небольшой висячий сад.

Однако наслаждаться жизнью в этом экзотическом особняке Арсению Морозову, моту и кутиле под стать Николаю Рябушинскому, можно сказать, не привелось: в 1908 году, в желании доказать, что человеку под силу выдержать любую боль, Арсений на спор прострелил себе ногу. Началось заражение крови, от которого он угас через три дня.

Тяжба за особняк между Варварой Алексеевной и любовницей Арсения, которой он его завещал, затянулась не на один год. Достался особняк, в конце концов, Леону Манташеву. Однако, по уже известным нам обстоятельствам, и ему не суждено было пользоваться в удовольствие этим чудом московской архитектуры.

В 1917-м, сразу после свержения царя, под штаб-квартиру партии особняк заняли анархисты. В скором времени, ввиду их разногласий с большевиками, анархистов из особняка выселили, и в мае 1918 года на Воздвиженку, 16 переехала труппа Первого рабочего театра Пролеткульта. Театр занимал здание около десяти лет, после чего особняк передали Наркомату иностранных дел. До 1940-го в нем размещалось посольство Японии, а в годы Второй мировой войны – редакция английской газеты «Британский союзник». В начале 50-х особняк занимало посольство Индии. В конце 50-х в доме-замке обосновался «Союз советских обществ дружбы и культурных связей с народами зарубежных стран», получивший в народе название «Дом дружбы народов». В настоящее время особняк служит Домом приемов правительства Российской Федерации.

Гонимых большевиками Манташевых разгульный Париж охотно приютил, разорив их до нитки. Едва ли не самую хлесткую характеристику Леону Манташеву тех времен в своем романе «Эмигранты» дал его близкий друг Алексей Толстой: «Нефтяной магнат, расточитель миллионов, липнувших к нему безо всякого, казалось, с его стороны усилия, человек с неожиданными фантазиями, лошадник, рослый красавец. Он занимал апартаменты в одном из самых дорогих отелей – «Карлтон» на Елисейских полях, и только это обстоятельство еще поддерживало его кредит в мелких учетных конторах, ресторанах, у портных».

Иосиф Манташев ушел из жизни где-то в 1940-х в столице Франции, окончив дни свои за баранкой такси. За рулем такси же скончался и его старший брат – Леон Манташев. Случилось это в 1954 году, и тоже в Париже.

Марина и Гамлет Мирзояны

Итак, мы отправляемся в небольшую усадьбу на краю Петровского парка по адресу Нарышкинская аллея, 5. Кому интересно, как выглядит этот приют муз сейчас, приглашаю посмотреть! О владельце виллы Николае Рябушинском - в предыдущей публикации .
Уже в XIX веке Петровский парк стал престижным аристократическим дачным местом, здесь строили дачи самые богатые москвичи. Вилла "Чёрный лебедь" была построена в 1907-1910 годах по проекту известного московского архитектора В.Д. Адамовича при участии В.М. Маята. Основные архитектурные стили, которых придерживался Адамович в своих проектах, - неоклассицизм и модерн. В начале своей деятельности работал помощником Ф.О.Шехтеля, участвуя в постройках по его проектам особняков З.Г. Морозовой, Н.В. Кузнецова, особняка Шехтеля в Ермолаевском переулке. С 1909 года соавтором во многих проектах В. Д. Адамовича был архитектор В.М. Маят, работавший в Москве преимущественно в стиле модерн. В советское время он выстроил несколько зданий в формах конструктивизма. Среди их совместных построек в Москве такой архитектурный шедевр, как особняк Второва или Спасохаус - резиденция посла США в Спасопесковском переулке, 10.

1. К сожалению, сейчас вилла выглядит как "глубоко отреставрированное" здание со стеклопакетами, но всё же попытаемся представить себе, какой она была раньше. В этом помогут старые фотографии, воспоминания современников и публикация в дружественном ЖЖ Елены Хорватовой - http://eho-2013.livejournal.com/482829.html .

2. В 1915 году вилла пережила пожар, в котором погибла значительная часть имущества: коллекция живописи и большое количество картин "Голубой розы". Здание было восстановлено с изменениями архитекторами В.А. Весниным и А.Г. Измировым.

3. Со стороны Нарышкинской аллеи вилла смотрелась как строгое здание в неоклассическом стиле.

4. За фасадом виллы скрывались причудливые интерьеры, поражавшие современников.

5. Черный лебедь украшал фронтон виллы.

6. Устраивая роскошные приемы в "Чёрном лебеде" и издавая "Золотое руно", Рябушинский начал разоряться. Хотя в большей степени этому поспособствовал и огромный карточный проигрыш. По слухам, друг Николая Павловича - нефтепромышленник Леон Манташев, выиграл у Рябушинского виллу в карты, и стал следующим её владельцем. Сейчас на фронтоне красуется вензель Леона Манташева - ЛМ. О скаковых конюшнях Манташева - http://galik-123.livejournal.com/149069.html .

7. А до того о вилле ходило множество сплетен и легенд, инициировал которые в основном сам Николай Павлович своими чудачествами. Например, у входа в сад стоял мраморный саркофаг с бронзовой фигурой быка, который хозяин приготовил для себя.

8. Название "Чёрный лебедь" было дано не просто так. Вся мебель, которая изготавливалась по специальному заказу хозяина, была украшена знаком в виде чёрного лебедя. Такой же знак был изображён на салфетках, посуде, столовом серебре. Интерьеры дома оформлял художник-символист, лидер объединения "Голубая роза" Павел Кузнецов.

9. Сад украшали высаженные прямо в грунт пальмы, клумба перед террасой была засажена орхидеями, били фонтаны, по саду разгуливали павлины и фазаны, а на цепи у собачьей конуры сидел леопард.

10. Если осматривать здание сейчас, обходя его с левой стороны, то можно заметить, что оно теряет черты классицизма.

11. И приобретает некоторые черты модерна в боковом и дворовом фасадах.

12. Рядом находится храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке.

15. Раньше у гостей Рябушинского была возможность полюбоваться великолепной художественной коллекцией, в которую входили драгоценные фарфоровые вазы, фигурки драконов с устрашающими мордами, привезенные хозяином с Майорки, отравленные стрелы дикарей с Новой Гвинеи. Посмотрим, чем можно полюбоваться теперь. Входим через боковой вход.

16. Интерьеры виллы полностью утрачеы, внутреннее пространство раздроблено на небольшие помещения.

17. Ныне сохранился только барельеф "Леда и лебедь" по мотивам скульптуры Б. Амманати, укрепленный в холле на стене.

18. Раньше внутреннее убранство виллы поражало гостей Рябушинского своей роскошью и экзотикой.



Рассказать друзьям