Виноградов и Дубосарский: экономически эффективные творческие единицы. Как дубосарский превратил фотографии из фейсбука в искусство Александр виноградов картины

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Художник Владимир Дубосарский начал выставляться в перестройку, а сейчас его картины висят в Русском музее, Третьяковке, в парижском центре Помпиду и еще в десятке крупнейших музеев и галерей. Сам он при этом утверждает, что роль художника в жизни весьма преувеличена, и мир ничего не потерял бы, если бы не было Рембрандта. С 1994 года работает в соавторстве с Александром Виноградовым — их монументальные псевдореалистические полотна, где они, по их же определению, «не стесняются писать новый рай», покупают в России и на Западе (и даже уже подделывают). Вместе художники создали галерею «Арт-Стрелка» и фестиваль «Арт-Клязьма» — его Дубосарский курировал несколько лет. Кроме того, художник является учредителем, совладельцем и креативным директором интернет-телеканала «ТВ-Клик». Любит экстремальный отдых и китайскую кухню, а художественной литературе предпочитает мемуарную. Участник проекта «Сноб» с декабря 2008 года.

Город, в котором я живу

Москва

День рождения

Где родился

Москва

У кого родился

Отец - Ефим Давыдович, член Союза художников СССР.

Где и чему учился

Окончил Московское художественное училище памяти 1905 г. и МГАХИ им. Сурикова.

Где и как работал

Учредитель, совладелец и креативный директор интернет-телеканала «ТВ-Клик»

«Когда мы начинали в 1994 году, мир, по крайней мере в России, был жестким и неприглядным, опасным и тяжелым - депрессивным. И искусство было такое же - тяжелое, депрессивное... А мы решили, не стесняясь, писать новый рай... Так что позитивность - это одна из опций нашего проекта».

Что такого сделал

Снял полнометражный фильм «Полный метр».

«Фильм у меня получился сам собой. Я обычно снимаю… какие-то интересные для меня моменты… у меня собирается очень большое количество информации в компьютере. И я понял однажды, что она может складываться в какие-то сюжетные линии».

Организатор и участник множества выставок в России и за рубежом.

Привлек бизнесменов и издателей к написанию картины «С чего начинается Родина» размером 3х8 м на выставке «Легкость бытия».

«Мы сделали... рисунок на холсте и прокрасили некоторые узлы, показывали, как делать. И они выбрали каждый свой кусок и работали сами. И у них даже между собой началось какое-то соревнование... Я думаю, что факт участия, скажем, Петра Авена в этом проекте привлек к нам внимание людей его круга, и это пропаганда современного искусства».

Достижения

Работы находятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи, Русского музея, в Музее современного искусства (Авиньон), в Центре Жоржа Помпиду (Париж), в Музее современного искусства (Хьюстон) и во многих других.

Марат Гельман, галерист: «Эти 10 художников, которые вышли на мировой рынок, - предмет нашей гордости. Например, работы Виноградова и Дубосарского уже подделывают на Западе».

Дела общественные

Член Союза художников.

Занимается благотворительной деятельностью: участвует в программах медицинской помощи детям «Операция "Надежда"» и «Линия жизни» (лечение тяжелобольных детей), в благотворительных акциях некоммерческого партнерства «Игра 3000» и в программе «Центр творческой помощи», помогающих приобщиться к искусству детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения; в проекте «Арт-Стройка» (строительство детского дома в г. Суздале). Проводит мастер-классы.

Общественное признание

Лауреат профессиональной премии в области фотографии «Серебряный венок».
Получил медаль «Достойному» на 1-й Московской биеннале современного искусства (вместе с А. Виноградовым).
Обладатель профессиональной премии среди художников, работающих в области современного искусства, «Соратник» (вместе с А. Виноградовым).

Важные события жизни

«Творческий союз с Александром Виноградовым появился в 1994 году. Но знакомы мы с ним очень давно, вместе… учились в художественном училище, потом в Художественном институте имени Сурикова… Мы решили сделать совместный выставочный проект, но не думали, что он затянется на столько лет… С тех пор работаем вместе».

«... разбился самолет, который должен был лететь в Иркутск. У нас уже были билеты на него, но по каким-то обстоятельствам мы не смогли полететь. В тот день мне позвонил Олег [Кулик] и сказал: "С днем рождения!" Я не понял сначала, говорю: "Олег, у меня день рождения не сегодня". Он говорит: "Ты что, не знаешь? Тот самолет, на котором мы должны были лететь, разбился!" Я сел, посмотрел в окошко: небо синее, деревья зеленые… Хорошо так… И что делать - непонятно. В мастерскую ехать? - Глупо. В кино пойти? - Тоже вроде… Выпить?.. Непонятно, что делать… Радоваться».

Известен тем, что…

Организовал выставочный проект «Арт-Клязьма» и галерейный выставочный центр «Арт-Стрелка» с ночным клубом Starz.

Мне интересно

фото

«Я обычно снимаю не на видеокамеру, а на фотокамеру. Просто всегда ее с собой ношу и снимаю какие-то интересные для меня моменты».

Люблю

картины Павла Федотова

«Я… особенно долго всегда стоял возле картин Павла Федотова. Всегда между мной и этими картинами возникало некоторое напряжение, которое я не мог себе объяснить, когда был маленький… Мне уже за сорок. Но когда я бываю в Третьяковской галерее, я всегда захожу в зал Федотова… и стою там минут двадцать - железно».

работать в своей мастерской

«Удобнее всего мне работать в своей мастерской в Москве. Но иногда неожиданные результаты дает и работа вне привычных стен. Новые условия позволяют мобилизоваться и почувствовать другую энергию. Мне приходилось много работать в Италии, Германии, Франции, Австрии. Но дома - лучше всего»

«Мне нравится, когда человек рассказывает сам о себе. За это и люблю мемуары. …Ты будто просто болтаешь с человеком, поговорить с которым тебе уже никогда не удастся. Мне сейчас это более интересно, чем художественная литература».

китайскую кухню

Ну, не люблю

пляжный отдых

Семья

Есть дочь.

И вообще…

«...у человека всегда есть, с кем поговорить. У него, прежде всего, есть он сам. Самый благодарный слушатель. Я часто говорю сам с собой. И считаю, что это нормально. Я называю себя на "ты" в этих разговорах».

«Я предпочел жизнь рискованную. Почему художников мало? Потому что это люди, которые выбирают рискованную жизнь, необеспеченную пенсию, абсолютно непонятное будущее».

Любая картина уже не существующего дуэта Александра Виноградова и Владимира Дубосарского отличается четким, концептуально обусловленным положением в общем проекте художников — в деятельности по созданию «тотальной живописи». Полотна Виноградова/Дубосарского образуют четкие, продуманные ряды, связанные с решением различных художественных задач — от рефлексии на историю мирового искусства до отражения «духа времени» эпохи гламура. Еще одно свойство их работ — совпадение с ритмами, запросами международного арт-рынка. Но у их серий очень много поклонников и в России, что неудивительно — фигуративная живопись, напоминающая соцреализм, здесь не воспринимается как часть некоего остроумного концептуального проекта, а просто сидит почти у каждого на уровне подсознания. Работы дуэта 2000-х годов совпали с возвращением интереса к наследию социалистического реализма в России, с попыткой его новой интеграции в модернистскую историю искусства.

С этими тенденциями связана картина Виноградова/Дубосарского «Подмосковье. Февраль» 2007 года, написанная ровно через полвека после создания прототипа — картины Георгия Нисского «Подмосковье. Февраль» 1957 года (собрание Третьяковской галереи). Последняя считается шедевром индустриального пейзажа (да и пейзажа вообще) середины ХХ века. Ее хрестоматийная популярность была отражена в советское время в том, что репродукция работы входила в школьные учебники. Также была выпущена почтовая марка с ее изображением. В этой работе важную часть занимает повествование о современных средствах сообщения: асфальтированная дорога с мчащимися по ней автомобилями и железная дорога с поездом. Все это не столь важно художникам-интерпретаторам: в картине Виноградова/Дубосарского большая часть пейзажа закрыта лицом девушки на переднем плане, которую можно охарактеризовать как типичную модель сегодняшнего дня, но модель, позирующую, скажем, глянцевому фотографу. Художники передают ее образ не без юмора: это как бы типовой зритель настоящего, но также и свежая модель для искусства, вошедшая на его территорию после поп-арта. Пейзаж здесь, в отличие от оригинала, засыпан крупным снегом, также встречающимся на полотнах дуэта. Пейзаж не имеет значения для художников сам по себе, а важен только как информационный знак, как отсылка к прошлому, к «классике». В этом же качестве появляются и многие другие хрестоматийные картины в других работах серии: «Московский дворик» Василия Поленова, «Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина… Виноградов и Дубосарский тем самым как бы говорят, что мастера искусства сегодня обязаны владеть набором визуальных цитат, которые, в свою очередь, обязаны считывать их зрители.V

(англ. Vladimir Dubossarsky , р. 1964) - современный российский художник. С 1994 года работает в арт-дуэте совместно с Александром Виноградовым .

Биография, творчество

Владимир Дубосарский родился в Москве 8 января 1964 года. В 1980-84 учился в Московском художественном училище памяти 1905 года, в 1988-91 в Московском государственном художественном институте имени В. И. Сурикова. В 1994 году вступил в Московский союз художников.

В 1991-93 гг. работы Дубосарского выставлялись в Галереи в Тpехпpудном переулке. В тех же годах Дубосарский принимает участие в ряде перфомансов (например, "Вся Москва", совместно с А. Тер-Оганьяном и А. Горматюком, 1992). В 1994 году начал работать в соавторстве с Александром Виноградовым. В настоящее время работы художников находятся в собраниях крупнейших музеев мира (Государственной Третьяковкой галереи (Москва), Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Московского музея современного искусства, Центра Жоржа Помпиду (Париж), Музея современного искусства (Авиньон), Музея изобразительных искусств (Хьюстон) и др.). В интервью для M24.ru от 27 августа 2015 Дубосарский сказал: "коллективное творчество – это достаточно распространенное явление, потому что современное искусство в отличие от классического является проектным. То есть, если раньше были только, к примеру, Кукрыниксы, то сейчас много творческих групп, где индивидуальность и стиль художника подчиняются определенным параметрам. И в этом смысле наше дело было концептуальным: параметры придумывались совместно с самого начала, какие-то идеи пришли в процессе работы. Поэтому нам легко было договариваться, и эго было не индивидуальным, а коллективным".

Творчество дуэта Дубосарский-Виноградов отличает использование традиционных для живописи форм в рамках актуального искусства. Художники работают на грани китча и концептуализма , они пишут картины большого формата, которые на первый взгляд кажутся продолжением традиции советского реализма, но при этом обладают концептуальным посылом. В интервью Милене Орловой для проекта М. Гельмана "Динамические пары" Дубосарский так прокомментировал первоначальный замысел: "Это сразу было задумано как проект, поставленный в определенные рамки. С одной стороны - это как бы русский, отечественный проект, внутри которого - язык русской живописи, а с другой стороны - западные стратегии. У нас любую бумажку, любую технологию надо объяснять. Картина - это можно объяснить. Мы взяли язык реализма, понятный всем. Противопоставили себя концептуализму, который был в силе (когда в 1994 году мы только начинали), где все было очень умное. В концептуализме подтекст был важнее, чем текст. У нас наоборот - контекст не важен, важнее, чтобы текст был сразу понятен. В противоположность радикалистам - Осмоловскому, Бренеру, Кулику (именно они были звездами в 1993), наше искусство тоже как бы агрессивно, но агрессивно внутри картины. Оно все время говорит - я не жизнь, а искусство, ограниченное определенными рамками. Внутри - как бы позитивные ценности (райские женщины, фрукты, цветы, животные, книги), добрые. А агрессивность картин была в том, что они были большие и их было много. Если бы нас было человек десять, мы забили бы их объемами".

В 2002 году Владимир Дубосарский стал инициатором и идейным руководителем фестиваля «Арт-Клязьма». В 2007 году дуэт Дубосарский-Виноградов был удостоен премии в области современного искусства «Соратник». В 2013 в Московском музее современного искусства Владимир Дубосарский представил перформанс «Хроники 13», в рамках которого на протяжении 14 дней создавал свои произведения в залах музея. В 2014 году состоялась персональная выставка Дубосарского «Дом художника» на берегу Клязьминского водохранилища в месте проведения фестиваля «Арт-Клязьма».

В сентябре 2018 года Владимир Дубосарский организовал перформанс в Удмуртском Республиканском Музее изобразительных искусств (Ижевск). В рамках фестиваля «Ижевск.Да» художник в присутствии публики писал картину Аркадия Пластова «Вести из Кореи».



Рассказать друзьям