Виртуальный музей государственного музея архитектуры им. А

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Идея создания Музея архитектуры возникла еще в XIX веке. Первый музей был основан в 1934 году, как подразделение вновь созданной Академии архитектуры СССР. Он открылся в Москве на территории Донского монастыря.

После Второй мировой войны пришло осознание важности архитектурного наследия для национального самоуважения. Наконец, был услышан призыв выдающегося советского архитектора Алексея Щусева, долгие годы добивавшегося открытия Музея архитектуры не только для ученых, но и для всех желающих. Указом В. М. Молотова в 1945 году «Республиканский музей русской архитектуры» был учрежден в усадьбе Талызиных на ул. Коминтерна в Москве (ныне – ул. Воздвиженка). Авторство этого памятника архитектуры XVIII века приписывают великому русскому зодчему Матвею Казакову. Ориентированный, прежде всего, на русское национальное наследие, новый Музей архитектуры, в отличие от академического, предназначался не специалистам, но самым широким кругам населения. Фактически, он призван выполнить те же функции в отношении архитектуры, что и Государственная Третьяковская галерея в области искусства.

Алексей Щусев стал его первым директором. Его авторитет, энергия и выдающиеся дипломатические качества позволили добиться невероятного – музей заявляет себя как значимый центр архитектурной жизни страны. Он фокусируется и на крупнейших архитектурных и градостроительных проектах, и на сохранение исторического наследия. Щусев инициирует научные экспедиции музея, многие из которых стали спасением целого ряда памятников. Жизнь Щусева оборвалась в 1949 году. Он не успел увидеть первую постоянную экспозицию своего музея. Она открылась в 1957 году.

В дальнейшем, уже в 1964 году, произошло объединение двух музеев – Государственного музея русской архитектуры и Музея Академии архитектуры СССР – в одно авторитетное научно-музейное учреждение в области архитектуры, впоследствии получившее название – Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева. В усадьбе Талызиных экспонировалась советская архитектура и устраивались выставки эпохальных конкурсов. Донской монастырь стал филиалом, представляющим древнерусское зодчество. Коллекция объединенного музея поистине уникальна, среди экспонатов – архитектурная графика, макеты, фотографии, фрагменты разрушенных зданий, образцы строительных материалов, cкульптура, ткани, мебель и многое другое. Все это позволяет всесторонне реконструировать взаимосвязь развития истории российской архитектуры и государственности.

В начале 1990-х годов Донской монастырь был возвращен Русской православной церкви, а музейные экспонаты эвакуированы на Воздвиженку, в тесные помещения, нуждающиеся в капитальном ремонте.

Экспозиция музея архитектуры имени А.В. Щусева

Сегодня, в XXI веке, Государственный музей архитектуры с собранием более 1 000 000 единиц хранения ожидает реновации и развития, которое позволит раскрыть потенциал, заложенный в нем и его коллекциях.

Фонды музея отражают тысячелетнюю историю архитектуры России и являются национальным достоянием. Музей хранит подлинную графику выдающихся российских и зарубежных архитекторов, архитектурные модели, живопись, произведения декоративно-прикладного искусства, мебель, фрагменты разрушенных памятников. Среди шедевров - модель Большого Кремлевского Дворца, арх. В. Баженов; коллекция проектов советских архитекторов авангардистов.

В музее действует постоянная экспозиция, представленная моделью Большого Кремлевского Двора архитектора В. Баженова, а также экспозиции под открытым небом: экспозиционный стеллаж со скульптурными фрагментами Триумфальной арки и садово-парковая скульптура из коллекции музея.

Музей архитектуры имеет широкую аудиторию, в числе которой не только профессионалы, но и все, кто интересуется архитектурой. Музей ведет активную выставочную и просветительскую деятельность.

Единственный в России архитектурный музей имени Щусева – научный комплекс, изучающий и популяризирующий градостроительное богатство страны. Щусев – талантливый советский архитектор. Свою работу музей архитектуры им. Щусева начал в 1934 году. В экспозицию входит более миллиона экспонатов.

Идея создания подобного музея имеет более чем столетний срок. Материалы длительное время накапливались и хранились в самых разных учреждениях. Архитектурные памятники реставрировались и изучались, материалов накопилось великое множество. Они нуждались в обобщении и систематизации. Потребность в научном исследовательском центре высокого уровня стала насущной необходимостью, и в 1934 году такой центр появился в составе Академии архитектуры СССР. Основную часть коллекции разместили тогда в Большом Соборе, причем это была не только российская архитектура, но и мировая. Главными достопримечательностями, как и сегодня, были сооружения древнего Донского монастыря и некрополь XVIII века. Вплоть до 90-ых годов прошлого столетия вся коллекция была сосредоточена в этом монастыре.

После распада СССР Донской монастырь был возвращен в лоно православной церкви, а экспонаты переместили на Воздвиженку. Само музейное здание входит в архитектурный комплекс знаменитой усадьбы семьи Талызиных – это памятка архитектуры русского классицизма XVIII столетия. Проект особняка принадлежит знаменитому архитектору Казакову М.

Собрание музейного комплекса отслеживает историю архитектуры на территории России за тысячу лет. Самыми драгоценными в коллекции считаются фрески в Калязине (Троице-Макарьевский монастырь) и роскошная мебельная коллекция XIX ст. После реконструкции замечательно выглядит вестибюль, оформленный в стиле Древнего Египта со сфинксами и статуями. Приведен в порядок Аптекарский приказ – это сооружение XVIII века в музейном дворе. Среди экспонатов есть такие раритеты как чертежи и графические работы Баженова В., Казакова М., Бове, Щусева А. и проекты российских авангардистов.

В собрании представлены лучшие в стране коллекции русской видописи и архитектурной фотографии. Сотрудники реставрировали самый грандиозный проект отечественного классицизма – деревянную модель Кремля, высотой в 17 метров (проект Баженова). В фондах музея им. Щусева хранится модель купола работы Константина Тона, фрески из Калягинского монастыря, который был затоплен, и множество фрагментов старинных памятников, уничтоженных в 30-ые годы.

Если в прошлые десятилетия главной целью деятельности музея были научные изыскания, реставрация памяток и коллекционное направление, то сегодня его сотрудники активно организовывает выставки и занимается прочей работой, дающей существенные финансовые доходы. В 1995 году музей архитектуры им. Щусева по указу Президента был признан особо ценным культурным объектом.

  1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МУЗЕЙ АРХИТЕКТУРЫ ИМ. А.В. ЩУСЕВА 11.00-19.00, сб, вс 11.00-16.00, пн - вых. Москва, Воздвиженка улица, 5/25
  2. Я посетил фотовыставку там в первый раз. И вообще я не очень большой любитель выставок в целом. Но к фотографии питаю большой интерес. Хотя, конечно, не все фотографии так порадовали меня, что я бы впечатлился. Я ходил там долгое время, ну знаете как бывает - ходишь, внимательно всматриваешься в каждую фотографию, пытаешься анлизировать. Немного надоедает, но если набраться терпения, то можно и получать удовольствие от созерцания) Очень понравилась выставка Интервалы Матье Бернара-Реймона.
  3. Эта роскошная городская усадьба, построенная в конце XVIII века предположительно одним из учеников Матвея Казакова поражает своей красотой и оригинальностью. Я не раз бывал там и буду приезжать еще. Дети еще пока маленькие для того, чтобы оценить все те красоты этого музея, но уверен, что они разделят мою любовь.
  4. Сюда стоит приходить за хорошим настроением. уникальный музей на мой взгляд. Очень необычная атмосфера. Бабушки бабули, кованная лестница и чердак. Всегда есть на, что посмотреть и о чем подумать. К тому же билеты не дорогие, и в будние дни можно рассчитывать придти и в тишине походить по музею, в своих думках.
  5. МуАр. Честно говоря, ожидал хоть какого нибудь объема, но во время нашего посещения проходили фотовыставки. Постоянной экспозиции в музее нет. Первая выставка - Мы создали из Москвы столицу, к 80-летию Моспроекта-1. Фотографии проектов перспектив различных любимых москвичами и гостями мест столицы. Глядя на некоторые, думаешь, хорошо, что не дошли руки (или головы. В одном из залов крутили отрывки из фильма Новая Москва. Вторая выставка: Михаил Чураков. Коллекция ГНИМА 1922-1999. Чураков - мастер архитектурной фотографии 50-70х годов. Выставка организована в павильоне Руина. Нужно сказать, тот еще лофт-стиль. Я на выходе поинтересовался, в связи с чем такое состояние здания? Задумка такая, или денег нет. На, что мне сказали, что здание в таком состоянии уже 20 лет. И привели его в такое состояние специально, но вынуждено, в связи с тем, что не было денег. Но вроде как в этом году должны деньги перечислить, и здание уйдет на реконструкцию. Так, что все идите и смотрите, потом будет по-другому. Но задумка очень интересная, но как мне показалось не безопасная. Мой малый потопал на третий этаж, а я с ужасом обнаружил, что там леса. Но он был в восторге. На улице лежали, как оказалось потом, обломки разрушенного Храма Христа Спасителя. Но об этом я узнал чуть позже, потому как лежит это все под снегом, и не похоже на экспонаты. За, что троечка? Как всегда за подачу. Во первых не работал гардероб! Музей не обделен посетителями. Обычно такие места пустые, здесь, как в Третьяковке. Во вторых, за небезопасность. А еще, припишу сюда Столовую архитекторов. Хотя понимаю, что она к музею имеет очень приблизительное отношение, но очень не внятное место. Такое впечатление, что архитекторы все японцы, потому как столовая подает только суши.
  6. Сюда можно приходить просто за хорошим настроением. Всегда есть на, что посмотреть и о чем подумать. Уникальная атмосфера. Бабушки бабули, кованная лестница и чердак. Это ли не музей из красивых сказок. Спасибо глобализации и мегаполизации, что не съели этот вкусный пирог.
  7. Государственный музей архитектуры, он же МуАр - роскошная городская усадьба, построенная в конце XVIII века предположительно одним из учеников Матвея Казакова. После 1812 года усадьба была перестроена. Внутри сохранилась прекрасная парадная анфилада, в которой устраиваются выставки. Во дворе - коллекция львов и декоративно-прикладной скульптуры, включая барельефы со старого (снесенного в 1930-х) храма Христа Спасителя.
  8. Я на выставке фотографий был впервые. Кстати, почему-то ожидал большего, хотя понравилось. Поначалу ходите и всматриваетесь в фотографии, потом же немного надоедает и отвлекаешься. Если есть терпение, советую сходить на фотовыставку. Всматривайтесь в каждую деталь. Очень понравилась выставка в Музее архитектуры им. А. В. Щусева. Особенно, Интервалы Матье Бернара-Реймона.
  9. У человека широкие белые штаны, белая блуза с завязочками на груди, а под ней - темно-серая водолазка с отчетливо проступающей сквозь тонкую ткань надписью “BOSS”. Человек вежливо кивает. «Я Гордон», - говорит он с ударением на первом слоге и исчезает, так быстро, что непонятно, был он тут вообще или померещился. Если он призрак, то лучшего места для обитания, чем этот полуразрушенный флигель бывшей дворянской усадьбы, не сыскать во всей Москве. И лучшего места для совместной прогулки с ребенком, кажется, тоже. Место - Музей архитектуры им. А. В. Щусева. На первый взгляд чудовищно академично и неинтересно. Но все скучные мысли немедленно вылетят из головы, если заглянуть во внутренний дворик. Руина с пустыми глазницами окон и голыми кирпичными стенами - это тоже музей. Три этажа флигеля бывшей усадьбы Талызиных - самая лучшая выставочная площадка для современных художников. Интерьер тут настолько странный, что взрослому человеку начинает казаться, что он забрел в гости к графу Дракуле. Широкая лестница с истершимися - буквально - ступенями и древними деревянными перилами ведет наверх, где нет ни стен, ни полов. Ходишь по дощатым помостам, перекинутым прямо поверх сводов потолка первого этажа. Изъеденные дырами, эти кирпичные выпуклости похожи на бункеры, которыми была застроена вся Албания во времена Энвера Ходжи. По всей видимости, прямо под флигелем пролегает одна из веток метро, поэтому периодически настил под ногами оживает, начинает трястись и зловеще скрипеть. Подвесь тут к несуществующему потолку хоть банальный валенок, и тот будет выглядеть произведением искусства. Попасть во флигель удастся, только когда проходят выставки. По билету, купленному в основном здании, можно пройти по всему комплексу, включающему в себя помимо флигеля-руины еще и палаты бывшего Аптекарского двора. План прогулки надо составить с тем расчетом, чтобы побродить вначале по главному зданию музея, разглядывая парадные интерьеры бывшей городской усадьбы семьи Талызиных, а уж потом дать ребенку возможность вдоволь полазить по усадебному флигелю, рассказывая ему обо всем, что творилось тут с незапамятных времен. Начать с того, что, по преданию, именно этот дом, №5 по Воздвиженке, Толстой в «Войне и мире» вывел как дом Пьера Безухова, а соседний - как дом Болконских. Верно только второе, но можно легко представить себе светский салон тех времен, разглядывая лепнину, фрески и старинные люстры нынешнего музея. Прежде чем стать талызинской, усадьба пережила много хозяев. Сама Воздвиженка когда-то называлась Смоленской улицей, на которой селились бояре, особо приближенные к Кремлю. Во второй половине ХVII века участком, на котором стоит дом №5, владел Иван Милославский, которому царь Алексей Михайлович доводился шурином. Прославился же Милославский отнюдь не тем, что его именем прикрывался жулик Леонид Куравлев в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», а тем, что под его командованием стрелецкие войска взяли захваченную бунтовщиком Стенькой Разиным Астрахань. В 1659 году участок купила казна, и на этом месте был устроен Новый Аптекарский двор, где изготавливали и хранили лекарства, травы и съестные припасы для царского стола - вина, водки, мед, соленья, ягодные пастилы. До сих пор во дворе усадьбы стоит довольно редкое даже по тем временам сооружение: особая «палата для кормления», что-то вроде зала для дегустаций. Потом участок начал переходить из рук в руки - одно время им даже владел грузинский царевич Вахтанг, пока в 1785 году его не купили Талызины, участники переворота 28 июня 1762 года, приведшего на престол Екатерину II. Генерал-майор Степан Талызин был близким другом Суворова (они даже породнились, женив сына Талызина на внучке Суворова), и когда военачальник впал в немилость и был сослан, Талызин, переодевшись слугой, тайно навещал опального друга. Родной брат Степана Талызина по семейной традиции тоже участвовал в заговоре - против Павла I. Именно он командовал Преображенским полком, охранявшим императорский замок. На его петербургской квартире устраивали собрания заговорщики, а 11 марта 1801 года Талызин повел один из батальонов к Михайловскому замку. В 1805 году Степан Талызин продал усадьбу на Воздвиженке саратовским помещикам Устиновым - весьма прогрессивным по своим политическим взглядам людям. Взгляды эти среди прочих оценил и Пушкин, который бывал здесь и даже передавал через Устиновых свежеизданного «Бориса Годунова» своему приятелю Кривцову. Именно в это время усадьба стала такой, какая она сейчас. Устиновы пристроили к флигелю третий этаж, на который сейчас можно взобраться, но нельзя ходить - лестница ведет в пустоту. В 1845 году они продали дом казенной палате - по сути, Минфину тогдашнего правительства Москвы. После революции здесь снова заседали чиновники - но уже различных комиссариатов, а потом жили простые смертные, пока по инициативе Щусева в 1945 году дом не был передан музею. Современные художники и дети должно быть ему за это особенно благодарны.

Должна ли архитектура музея быть заметной или она является лишь декорацией для экспонатов? Здания центров современного искусства, построенные в последнее десятилетие, дают очевидный ответ на этот вопрос. Вдохновленная так называемым «эффектом Бильбао» архитектура музеев становится все более притягательной для любителей искусства и для туристов. Таким образом, музей, как культурная институция и как памятник архитектуры, становится ключевым компонентом городских, региональных или даже национальных преобразований и важным фактором экономического развития.

Музеи XXI века максимально соответствуют идее непрерывного развития и роста, включая в себя не только выставочные пространства и административный блок, но и библиотеку, аудитории для проведения лекций и показа фильмов, оснащенные по последнему слову техники хранилища и мастерские, специальные грузовые лифты, не говоря уже о ресторане и сувенирном магазине.

Примером успешной интеграции здания в городское пространство является здание MAXXI - Музея искусств XXI века (Рим, Италия), который стал новым центром квартала Фламиньо. Автор проекта - английский архитектор иранского происхождения Заха Хадид, которая позиционировала «музей не как объект-контейнер, но как городской кампус искусств».

Идея, лежащая в основе архитектуры MAXXI, смелая и оригинальная: галереи рождаются из пересечений потоков линий и узловых точек. Непрерывность пространства, без лишних стен и разделений, делает его подходящим местом для любых выставок. Ключевые элементы здания «читаются» уже в атриуме: бетонные кривые стены, подвесные черные лестницы, прозрачные потолки, через которые проникает естественный свет. По словам Захи Хадид, эти элементы создают «новый вид текучей пространственности, имеющей множество точек обозрения, призванной олицетворять хаотичное течение жизни современного человека».

Архитектура MAXXI бросает вызов нашему представлению о традиционном выставочном пространстве, являясь тем местом, где искусство воспринимается по-новому.

Одним из наиболее значительных решений современной архитектуры является новый «Музей Акрополя», созданный с целью разместить находки из раскопок на холме Акрополя и у его подножия.

Здание, спроектированное архитектором Бернаром Чуми в сотрудничестве с Михалисом Фотиадисом, является памятником современной архитектуры, при этом в нем сохраняются и экспонируются произведения древнегреческого искусства. Современные материалы - стекло и бетон, использованные при строительстве, обеспечивают зрительный контакт с памятниками Акрополя, открывая панорамный вид на исторические холмы и современные Афины. Одним из смысловых центров здания является «Зал Парфенона», своей конструкцией повторяющий целлу Парфенона и вмещающий фриз храма.

Совсем недавно открывшееся новое здание центра современного искусства «Гараж» в Москве - первый пример новой музейной архитектуры в России. Архитектор Рэм Колхас и бюро «ОМА» провели реконструкцию построенного в 1960-е годы ресторана «Времена года», сохранив элементы советского модерна.

При этом здание соответствует всем запросам центра современного искусства: прямоугольные трансформируемые пространства, которые могут быть использованы для разных видов деятельности. По словам Колхаса, «музей входит в пространство парка Горького и является его продолжением: территория парка и пол музея находятся на одном уровне. Нам было интересно работать с парком как с частью Москвы. Он очень популярен, в нем много посетителей, и это хорошо для музея».

Еще один крупный проект, который, несомненно, изменит культурное пространство российской столицы, был анонсирован в октябре 2015 года известным итальянским архитектором Ренцо Пьяно. Его архитектурное бюро работает над созданием выставочного пространства для Фонда V-A-C, которое появится на территории бывшей электростанции ГЭС-2.

Проект находится в стадии согласования, но некоторые цифры уже заявлены: новое пространство должно быть достроено к 2018 году, его общая площадь составит 31 000 кв. м, экспозиционные площади - 9 000 кв. м, а количество посетителей - 750 тысяч человек в год.

Музей. В музеях XXI века сосредоточено множество функций: образование, развлечение, отдых, место для общения, торговля и прочее. И, как правило, само это многофункциональное пространство - узловая точка музея - одновременно и представляет из себя ОБЪЕКТ, являющийся символом этого музея.

Музей в городе. Государственный Исторический Музей (далее ГИМ) расположен в самом центре Москвы. Он окружен большим количеством достопримечательностей, в том числе музеев: Кремль, Политехнический музей, Зоологический Музей, Большой и Малый Манежи, Гостиный Двор и проч. Таким образом, на наш взгляд, развитие общественной функции музея, посредством создания в нем многофункционального пространства крайне правильный шаг, в результате которого, ГИМ может стать одним из главных центров туристической и культурной жизни города.

Зал в музее. Государственный исторический музей является комплексом из нескольких зданий, четыре из которых (ГИМ, Музей Отечественной Войны 1812, Палаты в Зарядье и Покровский Собор) находятся в шаговой доступности. Этот комплекс нуждается в координационном центре - месте, придя в которое, посетитель мог бы узнать про все экспозиции музея, изучить литературу, провести виртуальный тур, отдохнуть, выпить кофе, не покидая музея. Удобная доступность - вход с Манежной площади, торжественная лестница на второй этаж в зал, возможность доступа инвалидов, помещение площадью 325 квадратных метров 13-ти метровой высоты - все это делает Зал идеально подходящим под функцию «сердца» всего музейного комплекса.

«Форум». В своем проекте мы предлагаем создание двухуровневого объема в пространстве зала. На первом этаже будет располагаться фойе, библиотека и кафе (без кухни - только кофе, чай и прохладительные напитки), на втором небольшой зал со сценой и трибунами. Объем огражден ячеистой структурой, размеры ячейки которой изменяются, в зависимости от функции конкретной зоны. В зоне кафе они являются полками для посуды, в библиотеке - книжными полками и тд. Первый и второй этажи соединены двумя лестницами. Высота объекта 8м, общая площадь двух этажей 197м 2 . Возможно проведение собраний и лекций на втором этаже, а так же размещение большого количества людей, отдыхающих, пользующихся бесплатным WI-FI, изучающих литературу музея и проч. В одном зале мы объединяем разнообразные функции. Он становится центром всей музейной жизни Охотного Ряда.

Материалы и конструкции. «Форум» предлагается собрать из деревянного клеенного бруса. Сборность - разборность конструкции позволяет избежать капитального строительства в охраняемом государством памятнике архитектуры. При этом, возможно достижение высокого уровня огнестойкости, что необходимо для общественного пространства.



Рассказать друзьям