Визитная карточка манилова мертвые души. Урок по литературе на тему "Мертвые души

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Помещик Манилов – один из центральных персонажей произведения Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». Можно сказать, что его фамилия является говорящей – героя все время что-то манит, он – мечтатель.

Впервые мы встречаем Манилова на домашней вечеринке губернатора города NN, где он предстает перед читателями как «весьма обходительный и учтивый помещик». Именно Манилов наряду с Собакевичем в первую очередь привлекли внимание Чичикова.

Манилов человек не пожилой, блондин с голубыми глазами. Можно сказать, что он довольно недурен собой, приятен, но выглядит при этом излишне слащаво, в его «приятность чересчур было передано сахару».

Этот помещик ничем не выделяется из толпы. Гоголь говорит, что таких «много на свете» и подчеркивает что он «ни то, ни се». Возможно, именно поэтому он дает странные имена своим детям, стремясь выделить их.

Манилова можно считать зажиточным помещиком. В его деревне Маниловке около двухсот домов, а значит, примерно двести и более душ, что довольно много. Однако хозяйством персонаж совсем не занимается, оно идет «само собой». Он, в отличие от Собакевича, не изнуряет крестьян работой и не морит их голодом, однако и не предпринимает ничего для того, чтобы улучшить их положение, относится к ним равнодушно. Он совсем не занимается хозяйством, не ездит на поля, полностью поручив управление своему приказчику.

Манилов ведет довольно праздный образ жизни, почти все время находится в Маниловке и курит трубку, погруженный в размышления и думы. Этот человек мечтательный, но ленивый. Причем его мечты иногда бывают абсурдны, например, вырыть подземный ход, и он ничего не предпринимает для их воплощения.

Манилов женат уже больше восьми лет, но все еще остается романтиком, делая для жены маленькие сюрпризы. Кажется, что он абсолютно счастлив в браке.

Что касается его обращения с другими персонажами, то можно сказать, что он стремится понравиться людям, ведет себя с ними заискивающе. И хотя в первую минуту он кажется довольно приятным человеком, позже его собеседника начинает одолевать скука. Несмотря на это, служа в армии, он оставил о себе хорошее впечатление.

Манилова можно сравнить с Обломовым – героем романа Гончарова. Вот только, в отличие от Обломова, персонаж «Мертвых душ» абсолютно доволен своей жизнью и положением. От этого персонажа пошло понятие «маниловщина», что значит бездействие и мечтательное отношение к жизни.

Сочинение 2

Огромное значение в произведении писатель выделяет образу помещиков и дворянин.

Манилов – человек знатный. Сначала вроде думаешь, что он милый и хороший человек, затем, уже начинаешь задумываться, кто перед тобой стоит, а к завершению диалога, уже хочется поскорее с ним закончить разговор и уйти от него подальше, а иначе можно рядом, сильно заскучать. Манилов слишком много мечтает, и его мечты чаще всего несбыточны. Мечта и реальность – это абсолютно разные для него вещи. Мужчина хочет, допустим, построить каменный мостик через озеро, с торговыми точками, или же соорудить подземный переход, или же построить нереально высокий дом, с которого можно было бы увидеть столицу России. Конечно, здесь нет ничего реального.

Манилов ничем не занимается. Ему нравиться сидеть в своей приятной квартирке и о чем – то постоянно думать, или же расставлять в нужном порядке горки золы из выкуренных сигар.

С людьми Манилов очень вежлив и педантичен. При разговоре с Чичиковым, он все время перемешивает свой диалог красивыми словами и любезностями, но не может выразить ни одну нужную или полезную информацию.

Ко всем он относится хорошо и спокойно, в людях видит только лучшее. При диалоге с Чичиковым, он каждому чиновнику дает хорошую характеристику, они у Манилова все препочтеннейшие и прелюбезнейшие. Доброта, отзывчивость, благосклонность к людям – в целом все это хорошо, но у данного персонажа это все выглядит плохо, негативно, поскольку это все не относится критическим проявлением к людям.

Ему чуждо практические дела и хозяйственное производство: его особняк находится на юре, его обдувают все ветра, а озеро заросло травой, село очень бедное оно.

Хозяйственные дела шли без контрольно, поля никогда не посещал и не ведал, сколько мужчин у него померло.

Характеристика Манилова в поэме «Мертвые души»

Образы, с предельной точностью выписанные Николаем Васильевичем Гоголем в своей бессмертной поэме «Мертвые души», почти все ушли в народ, а многие их имена стали нарицательными. Встречаясь с жадиной, мы непременно заметим в его адрес: «Плюшкин какой!». Говоря о человеке, приятном во всех отношениях, но приятным чересчур, так, что тошно от этой его приятности делается, мы, конечно же, сразу вспоминаем помещика Манилова, с которым встречался главный герой произведения – Чичиков.

Так какой он, этот самый Манилов? Да, действительно, в первую минуту о нем только и подумаешь, какой он милый и приятный, а уже на третьей минуте, как говорит сам автор произведения, почувствуешь скуку смертную. Манилов – ни то, ни се. Он не проявляет интереса ни к своему поместью, которое строит у него «на семи ветрах», ни к хозяйству, ни к своим бедным крестьянам, которым и счета-то он точного не знает. Манилов предается иллюзорным мечтам, которым никогда не суждено сбыться.

Кажется, Манилов любит читать, но его книжка лежит с закладкой на одной и той же странице уже несколько лет. Обо всех своих знакомых помещик отзывается в превосходной степени. Губернатор у него «прелюбезнейший», вице-губернатор - «милый», а полицмейстер - «очень приятный». С одной стороны, что же плохого в том, что Манилов говорит о людях исключительно хорошо, никого не критикует, но с другой - автор дает нам понять, что его слова не совсем искренни. Он лукавит, а, возможно, и подсознательно такими лестными характеристиками хочет угодить людям, которые имеют немалый вес в губернии, а значит, могут быть ему в чем-то полезными.

Вот и приехавшего к нему Чичикова с предложением купить мертвые души он никак не может понять. А вместо этого продолжает мечтать. Например, о том, как славно бы они с Чичиковым жили на берегу какой-нибудь реки. Даже видавшему виды Чичикову, не очень щепетильному в выборе людей, и то противно общаться с таким типом, у которого внутри одни эфемерные иллюзии и душевная пустота. И этакая приятность, которая надоедает буквально через несколько минут общения с Маниловым.

Точное, гениальное описание Гоголем героев своей поэмы «Мертвые души» позволяет представить каждого из них в ярчайших красках. И понять, кто и что из себя представляет. Разные по характеру, внешности, помещики, с которыми знакомится Чичиков, похожи в одном: это порочные люди, которые думают только о своей выгоде и корысти.

Образ Манилова

Н. В. Гоголь написал поэму “Мертвые души” в 1842 году. В этой поэме он пытался описать всю Русь. Главный герой– аферист Чичиков. Он приезжает в город НН и знакомится со знатью в городе, чтобы выкупить у них «мертвые души» крестьян. Самым первым из знати Н. В. Гоголь представляет нам помещика Манилова. От лица Чичикова автор начинает описывать нам первого героя.

Фамилия Манилов интересно обыгрывается Гоголем. Она изображает лень и мечтательность. Так кто же он, Манилов, и как его характеризует автор?

Манилов – очень сентиментальный, настоящий помещик, первый торговец мертвых душ. Когда Чичиков приезжает к нему, помещик проявляет весь свой характер.

Во-первых, безразличие Манилова подчеркивает тот момент, что его делами постоянно занимается пьяный приказчик. Во-вторых, общность суждений и полное безразличие к небольшим деталям - главные черты характера Манилова.

Он постоянно мечтает, но мечты его в основном, не соответствуют реальности. Например, он мечтал построить подземный тоннель и мост через его пруд, но в итоге не сделал ничего.

Сначала помещик нам кажется довольно приятным и умным, но потом читатель понимает, насколько скучно с данным человеком, так как он полностью не имеет своего мнения и может говорить только обычные и приятные фразы. Манилов считает, что он хорошо воспитан, образован и благороден. Но автор показал, что в его кабинете года два валяется книга с закладкой на одном и том же месте. В разговоре с Чичиковым он показывает великодушие и любезность. Когда Манилов цепляется за каждую тему, раздумья его уносят в различные гениальные планы и мечты.

Манилову присущ странный восторг; также, по мнению Манилова, чиновники - это «препочтеннейшие люди».

Данный герой не может думать о своей жизни и принимать собственные решения. Все в его жизни заменено словоблудием. Но все-таки Манилов это хороший семьянин, который искренне любит свою семью, и радостно приветствует любого гостья.

Я считаю, что Манилов – приятный и интеллигентный человек, но как личность - очень скучный. Мне кажется, несмотря на то, что он бездейственный, ленивый и неопрятный, его душу нельзя назвать мертвой. Он любит свою семью и гордится ею. Это значит, частица души еще осталась в нем, хотя где-то очень глубоко. А Н. В. Гоголь показал нам человека ленивого и пустого, которого еще можно исправить. Автор показал нам насколько тошно быть ленивым и бездейственным. У человека пропадает цель в жизни, он просто отдается ненужным мечтаниям. Поэтому никогда нельзя ограничиваться пустой болтовней, а стараться воплощать свои мечты в жизнь.

Картина похожа на мечту. Название такое – «новая». И всё немного размыто, как во сне или в мечте. Здесь много солнца. Цвета все светлые. Наверное, на картине лета. Вот только нет зелени – парков.

  • История создания рассказа Белый пудель Куприна

    Произведение Александра Куприна «Белый пудель» повествует об образовании нравственного начала. Ключевыми понятиями рассказа являются оптимизм и ценность дружбы. Авто начал писать рассказ в 1903 году.

  • Природа завораживает своими фантастическими пейзажами, радует человеческий взор, приносит уйму положительных эмоций. Красота природы уникальна в любую пору года.

    Фамилия Манилов заставляет подумать о чем-то сладком, безмятежном. Она происходит от слова «манить», что иронически обыгрывает автор. В этом образе Н. В. Гоголь создает пародию на особенность русского характера, склонность к мечтам и бездействию.

    Манилов, характеристика которого занимает существенную часть повествования, тем не менее, может быть описан очень коротко и емко: человек ни то ни се.

    Характер героя

    Его характер нельзя определить однозначно.

    Манилов непрактичен и добродушен, плохо ведет хозяйство, вопросами поместья у него ведает пьющий приказчик. Это привело к тому, что он не извлек выгоды из деликатного вопроса, по которому к нему обратился Чичиков. Манилов просто подарил ему потешив, правда, свое тщеславие тем, что смог оказать человеку неоценимую услугу. Этот герой - полный антипод материалиста Собакевича.

    Манилов, характеристика которого может быть определена такими словами, как отрешенность, безразличие, любит витать в облаках, при этом его мечты абсолютно не имеют отношения к действительности.

    Первоначально он производит очень приятное впечатление, но потом собеседнику открывается его пустота. С ним становится скучно и приторно, так как Манилов не имеет своей точки зрения, а лишь поддерживает беседу банальными фразами.

    Он не обладает жизненными силами, которые заставляют совершать поступки.

    Существует мнение, которое высказал что прототипом Манилова стал сам Николай Первый. Возможно, академик имел в виду не доведенный до логического завершения вопрос об отмене крепостного права, по которому, тем не менее, очень часто проводились заседания комиссий.

    Внешность Манилова

    Даже внешность этого героя излучает сладость, приторность. Как отмечает автор, черты его лица были приятными, но приятность эта была слишком сахарной.

    Первое впечатление производит положительное, но лишь до тех пор, пока не заговорит. Манилов, характеристика которого, казалось бы, не имеет ничего отрицательного, неприятен автору, который дает почувствовать нам свое ироничное отношение к нему.

    Образование и воспитание героя

    Этот сентиментальный помещик, в приятность которого «чересчур было передано сахару», считает себя человеком образованным, благородным и воспитанным. Это не мешает ему, однако, два года подряд держать закладку в книге на 14-й странице.

    Речь Манилова наполнена любезными словами и, скорее, напоминает щебетание. Его манеры, можно было бы назвать хорошими, если бы не чрезмерная утонченность и деликатность, доведенные до абсурда. Манилов злоупотребляет такими словами, как «позвольте», «любезная», «препочтеннейший», излишне положительно говорит о чиновниках.

    Также нельзя не заметить в его речи обилия неопределенных наречий и местоимений: этакое, какой-нибудь, этак, какое-то. Когда он говорит о чем-то, становится понятно, что его планам не суждено сбыться. Характер рассуждений Манилова дает понять, что его фантазии не имеют никакого отношения к реальности. Так, он мечтает о соседе, который мог бы беседовать с ним «о любезности, о хорошем обращении».

    Думать о реальной жизни, а тем более, действовать, он не способен.
    Вычурные имена детей Манилова, Фемистоклюса и Алкида, также лишний раз подчеркивают желание казаться изысканным и утонченным.

    Таков помещик Манилов. «Мертвые души» − характеристика русского общества 19-го века. Сравнение автором этого героя со «слишком умным министром» указывает на лицемерие представителей высшей государственной власти.


    Положительные качества Манилова

    Этого героя повести Гоголя все-таки нельзя назвать отрицательным. Он полон искренней восторженности, симпатии к людям, гостеприимен.

    Манилов любит свою семью, жену и детей. С супругой у него теплые и, конечно, слишком сладкие отношения: «Разинь, душенька, свой ротик, я тебе положу этот кусочек», - так говорит супруге Манилов. Характеристика этого героя невозможно пропитана сладостью.

    Досуг героя

    Все занятия Манилова сводятся к пребыванию в мире фантазий. Он предпочитает проводить время в «храме уединенного размышления» и строит проекты, которые никогда не смогут претвориться в жизнь. Например, он мечтает провести подземный ход из дома или выстроить через пруд.

    Дни напролет мечтает помещик Манилов. «Мертвые души» − характеристика омертвевших героев-помещиков, образ жизни которых говорит о деградации человечества. Стоит отметить, что этот герой, в отличие от остальных, обладает некоторой привлекательностью.

    Сравнительная и Манилова

    В отличие от Манилова, персонаж Гончарова не является новым в русской литературе. Обломова можно поставить в один ряд с Онегиным и Печориным, которые также имели большой потенциал, но не могли реализовать его.

    Как герои Пушкина и Лермонтова, так и образ, воссозданный Гончаровым, вызывают симпатию читателя. Герой Гоголя, конечно, в чем-то похож на Илью Ильича, но сострадания и расположения к себе не вызывает.

    Обломов и Манилов, сравнительная характеристика которых так часто проводится учениками в школе, действительно во многом похожи. В образе героя романа Гончарова, пожалуй, еще меньше внешней динамики: он с утра до ночи лежит на диване, строит проекты по улучшению дел в своем имении, размышляет, мечтает. Его планы не доходят до реализации, ведь он ленив настолько, что иногда даже не встает утром с дивана, чтобы умыться.

    Понятия «маниловщина» и «обломовщина» ставят в один ряд, но они не обозначают одно и то же. Синонимом слова «обломовщина» является «лень». «Маниловщина» лучше всего определяется понятием «пошлость».

    Чем отличаются Обломов и Манилов? Сравнительная характеристика этих двух персонажей не может обойти такой пункт, как различие в интеллекте и уровне глубины личности этих двух героев. Манилов поверхностен, пытается всем угодить, у него нет собственного мнения. Илья Ильич, напротив, глубокая, развитая личность. Герой Гончарова способен на очень серьезные суждения, он не боится быть непонятым (сцена с Пенкиным), кроме того, он по-настоящему добрый человек. Манилова правильнее будет охарактеризовать словом «добродушный».

    Характеристика Обломова и Манилова схожа в отношении героев к вопросам ведения хозяйства. Илья Ильич обдумывает ответ на неприятное письмо старосты, полученное несколько лет назад, размышляет над планами преобразований в делах поместья. Надо сказать, что такие письма, нарушающие его покой, Обломов получает ежегодно.

    Манилов хозяйством тоже не занимался, оно ведется само собой. На предложения приказчика ввести какое-либо преобразование, барин отвечает: «да, недурно». Очень часто Манилов погружается в пустые мечтания о том, как хорошо было бы…

    По какой же причине читателям симпатичен герой повести Гончарова? Дело в том, что первоначально Манилов, как отмечает Гоголь, кажется приятным человеком, но стоит с ним поговорить чуть дольше, как начинаешь чувствовать смертельную скуку. Обломов, напротив, первоначально производит не очень приятное впечатление, но впоследствии, раскрываясь с лучших сторон, завоевывает всеобщую симпатию и сочувствие читателей.

    В заключение нужно отметить, что Манилов - счастливый человек. Он доволен своим безмятежным образом жизни, у него есть любимая жена и дети. Обломов глубоко несчастен. В своих мечтах он ведет борьбу с клеветой, ложью и другими пороками человеческого общества.

    Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» была издана в 1842 году. Название поэмы можно понимать двояко. Во-первых, главный герой, Чичиков, скупает у помещиков умерших крестьян (мертвые души). Во-вторых, помещики поражают черствостью души, каждый герой наделяется отрицательными качествами. Если сравнивать умерших крестьян и живых помещиков, окажется, что именно помещики имеют «мертвые души». Так как на протяжении всего повествования проходит образ дороги, главный герой – путешествует. Складывается впечатление, что Чичиков просто посещает старых друзей. Глазами Чичикова мы видим помещиков, их деревни, дома и семьи, что играет важную роль в раскрытии образов. Вместе с главным героем читатель проходит путь от Манилова до Плюшкина. Каждый помещик расписан подробно и основательно. Рассмотрим образ Манилова.

    Фамилия Манилов – говорящая, можно догадаться, что она образована от глагола манить (привлекать к себе). В этом человеке Гоголь обличает лень, бесплодную мечтательность, сентиментальность, неспособность идти вперед. Как говорится про него в поэме «человек ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Манилов вежлив и обходителен, первое впечатление от него даже приятное, но когда всматриваешься в детали и лучше узнаешь помещика, мнение о нем меняется. С ним становится скучно.

    Манилов имеет большое поместье, но совершенно не занимается своей деревней, не знает, сколько у него крестьян. Ему безразличны жизнь и судьба простого народа, «хозяйство шло как-то само собою». Бесхозяйственность Манилова открывается нам еще по дороге в усадьбу: все безжизненно, жалко, мелко. Манилов непрактичен и глуп – он берет купчую на себя и не понимает выгоды продажи мертвых душ. Он позволяет крестьянам пьянствовать вместо работы, его приказчик не знает своего дела и так же, как и помещик, не умеет и не хочет вести хозяйство.

    Манилов постоянно витает в облаках, не желая замечать происходящего вокруг: «как хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост». Видно, что мечты остаются лишь мечтами, на смену одних приходят другие и так будет всегда. Манилов живет в мире фантазий и «прожектов», реальный мир для него чужд и непонятен, «все эти прожекты так и оканчивались только одними словами». Этот человек быстро надоедает, так как он не имеет своего мнения, а может только приторно улыбаться и говорить банальные фразы. Манилов считает себя воспитанным, образованным, благородным. Однако, в его кабинете два года лежит книжка с закладкой на 14-й странице, покрытая пылью, что говорит о том, что новая информация Манилова не интересует, он только создает вид образованного человека. Деликатность и сердечность Манилова выражается в абсурдных формах: «щи, но от чистого сердца», «майский день, именины сердца»; чиновники, по словам Манилова, сплошь «препочтеннейшие» и «прелюбезнейшие» люди. Речь характеризует этого персонажа как человека, который всегда льстит, не понятно, действительно, ли он так думает или просто создает видимость, чтобы польстить другим, чтобы в нужное время рядом были полезные люди.

    Манилов старается соответствовать моде. Он пытается придерживаться европейского образа жизни. Жена изучает французский в пансионе, играет на фортепиано, а дети имеют странные и сложные для произношения имена — Фемистоклюс и Алкид. Они получают домашнее образование, что свойственно для обеспеченных людей того времени. Но вещи, окружающие Манилова, свидетельствуют о его неприспособленности, оторванности от жизни, о безразличии к реальности: дом открыт всем ветрам, пруд полностью зарос ряской, беседка в саду носит название «Храм уединенного размышления». Печать серости, скудности, неопределенности лежит на всем, что окружает Манилова. Обстановка ярко характеризует самого героя. Гоголь подчеркивает пустоту и ничтожность Манилова. В нем нет ничего отрицательного, но нет и ничего положительного. Поэтому этот герой не может рассчитывать на преображение и возрождение: в нем нечему возрождаться. Мир Манилова – это мир ложной идиллии, путь к смерти. Недаром путь Чичикова в затерявшуюся Маниловку изображен как путь в никуда. В нем нет живых желаний, той силы жизни, которая движет человеком, заставляет его совершать какие-то поступки. В этом смысле Манилов, — «мертвая душа». Образ Манилова олицетворяет общечеловеческое явление - «маниловщину», то есть склонность к созданию химер, псевдофилософствованию.

    Большое место в поэме Гоголь уделяет изображению поместного дворянства - помещиков-крепостников.


    По наружности помещик Манилов - «человек видный». «В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек». В следующую затем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает, что такое» и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную». Душевная пустота Манилова выражена, прежде всего, в праздной мечтательности и слащавой сентиментальности. Манилов любит помечтать, но мечты его беспредметны, неосуществимы. Между его мечтой и действительностью - полный разлад. Он мечтает, например, о сооружении через пруд каменного моста с лавками «по обеим сторонам», об устройстве подземного хода, о постройке дома с таким высоким бельведером, чтобы оттуда можно было видеть Москву. Никакого практического смысла в этих мечтаниях нет.


    Время Манилова ничем не заполнено. Он любит сидеть в своей «приятной комнатке», предаваться размышлениям и от нечего делать расставлять «красивыми рядками» горки выбитой из трубки золы. «В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на 14 странице, которую он постоянно читал уже два года».
    В обращении с людьми Манилов до приторности учтив и обходителен. Разговаривая с Чичиковым, он пересыпает свою речь «приятными» словами и комплиментами, но не в состоянии высказать ни одной живой и интересной мысли. «От него не дождешься никакого живого или хоть заносчивого слова, какое можешь услышать от всякого, если коснешься задирающего его предмета».


    Ко всем людям он относится с одинаковым благодушием и в любом человеке склонен видеть только хорошее. Когда в разговоре с Чичиковым речь касается губернских чиновников, Манилов каждому из них дает самую лестную оценку: губернатор у него «препочтеннейший и прелюбезнейший», вице-губернатор - «милый», полицмейстер - «очень приятный» и т. д. Доброта, мягкость, доверчивое отношение к людям - эти сами по себе неплохие качества характера у Манилова являются отрицательными, так как они не связаны с критическим отношением к окружающему.


    Он далек от практической деятельности и хозяйственных дел: его дом стоит на юру, открыт всем ветрам, пруд зарос зеленью, деревня бедна.
    Хозяйство у этого помещика «шло как-то само собой», на поля он никогда не ездил, не знал даже, сколько у него мужиков и сколько из них умерло. Поручив хозяйство приказчику, он полностью устранился от решения каких бы то ни было хозяйственных вопросов. Его соображению никак не доступно, для чего потребовались Чичикову умершие
    крестьяне, зато с большим удовольствием он мечтает пожить с Чичиковым «на берегу какой-нибудь реки».


    Таким внешне приятным, но нравственно опустошенным изображен Манилов. Образ Манилова стал нарицательным. Пустая, не связанная с реальной жизнью мечтательность, одинаковое ко всем людям благодушие, независимо от их качеств, до сих пор носят название маниловщины.

    Манилов – первый из помещиков, кого посетил Павел Иванович Чичиков, главный герой романа-поэмы Гоголя «Мертвые души». Порядок визитов не случаен в этом произведении – описание помещиков расположены по степени их деградации, от меньшей — к наивысшей. Поэтому в образе Манилова мы увидим некоторые положительные черты.

    Фамилия помещика тоже символична. Она образована от слова «манить». Его сладкие речи, привлекательная внешность и обхождение привлекают людей, создают приятную обстановку для общения. Он как яркая обертка у конфетки, внутри которой, впрочем, ничего нет. Это отмечает и сам Гоголь: «…человек так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».

    Анализируем образ

    Владелец Маниловки отличался приятной наружностью и потрясающей доброжелательностью по отношению к другим людям, будь то учитель его детей или крепостной крестьянин. Для каждого он находил хорошие и приятные слова, всем старался понравиться и угодить. Критиковать кого-либо было не в его правилах.

    В отличие от Собакевича, он не считал местного губернатора разбойником с большой дороги, а полагал, что это «прелюбезнейший человек». Полицейместер в понимании Манилова вовсе не мошенник, а очень даже приятная личность. Ни о ком он не сказал ни одного плохого слова. Как мы видим, поверхностность суждений этого персонажа не дает ему объективно воспринимать других людей.

    Манилов служил в армии, где армейские товарищи характеризовали его как деликатнейшего и образованного офицера.

    После восьми лет брака он продолжал испытывать нежные чувства к своей супруге, ласково называл ее Лизанькой, и все время старался чем-то побаловать. У него было два сына с более чем странными именами – Фемистоклюс и Алкид. Как будто этими вычурными именами Манилов хочет выделиться, заявить о своей исключительности.

    Большую часть времени владелец двухсот крестьянских дворов пребывал в мечтах и грезах. Для этого «важного» занятия имелась в поместье специальная беседка с помпезным названием «Храм уединенного размышления». Богатая фантазия Манилова «смело» преображала окружающую действительность. Через пруд мысленно строился мост, на котором купцы бойко торговали всевозможным товаром, или же над хозяйским домом возводился бельведер такой высоты, что можно было увидеть Москву, или же рылся подземный ход (впрочем, назначение подземного хода наш мечтатель не уточняет).

    Мечты заводили Манилова в такие дали, что реальная жизнь оказывалась на втором плане. Все хозяйство было возложено на приказчика, Манилов же ни во что не вникал, а только предавался фантазиям, все время курил трубку и бездельничал. Даже книга в его кабинете два года была заложена закладкой на одной и той же 14-й странице. Крестьяне, под стать барину, также разленились, пруд зарос зеленью, ключница проворовалась, приказчик раздобрел и не вставал раньше 9 часов утра. Но ничто не могло нарушить размеренного течения комфортной и праздной жизни добродушного помещика.

    Манилов оказался настолько впечатлительным человеком, что в ответ на просьбу Чичикова продать мертвые души, выронил трубку и в изумлении застыл с открытым ртом. Но в итоге он пришел в себя и продемонстрировал дружеское расположение и бескорыстие – отдал мертвые души совершенно безвозмездно, чем совершенно растрогал Чичикова. В разговоре с приятелем Манилов продемонстрировал полную отстраненность от хозяйственных дел – он даже не смог назвать количество умерших крестьян, не говоря уже об их именах и фамилиях.

    Маниловщина

    Термин «маниловщина» возник как раз таки на основе черт этого героя романа «Мертвые души». Это образ жизни, характеризующийся отрывом от реальности, праздностью, легкомысленностью, «витанию в облаках», бездействию. Люди, подобные Манилову, проводят время в пустых мечтах, которые не спешат претворять в жизнь. Они гротескно слащавы, не имеют собственного мнения, стремятся всем угодить, мыслят поверхностно и нереалистично.

    Заботятся больше о том, какое впечатление производят, чем о реальном развитии души и характера. Такие личности приятны в общении и благодушны, но в остальном совершенно бесполезны для общества. Многие литературоведы полагают, что в образе Манилова Гоголь пытался изобразить Николая I.

    Обобщим образ, сгруппировав положительные и отрицательные черты Манилова

    Положительные качества

    Благодушный и обходительный

    Гостеприимный

    Вежливый

    Образованный

    Позитивный

    Бескорыстный

    Держится со всеми на равных, невысокомерный

    Искренне любит свою семью – жену и детей

    Поэтически воспринимает жизнь

    Отрицательные качества

    Склонность игнорировать проблемы

    Праздность

    Беспечность

    Внутренняя пустота

    Бесхозяйственность

    Отсутствие собственного мнения

    Пустословие и витиеватый слог

    Склонность к пустым фантазиям

    Бесхарактерность

    Равнодушие к чужим проблемам (смертность крестьян высока в его поместье)

    Бездействие

    Чрезмерная потребность в одобрении (желание всем нравиться)

    Подхалимство

    Неискренность

    Поверхностность суждений

    Чрезмерная приторность, слащавость в общении

    Излишняя доверчивость

    Инфантилизм

    Отсутствие лидерских качеств и внутреннего стержня

    Отсутствие понимания цели и смысла своей жизни



    Рассказать друзьям