Владимир Миславский «Альфред Федецкий: Малоизвестные штрихи к знаменитому портерту. Федецкий альфред-люциан константинович

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Альфред Константинович Федецкий (1857, Житомир - 1902, Минск?) - известный русский фотограф польского происхождения, один из первых кинематографистов Российской империи. Снял первый российский кинофильм. Выполнил значительное количество фотопортретов известных людей Российской Империи, в том числе членов Императорской фамилии.

Биография

Альфред Федецкий родился в 1857 году в Житомире в польской театральной семье не утверждённых герольдией дворян. Отец Федецкого - Константин Федецкий (р. 15 февраля 1815 г.) был театральным антрепренёром, режиссёром и актером. Альфред Федецкий окончил фотографический институт при Академии художеств в Вене (K. K. Lehr und Versuchsanstalt fr Photographie und Reproductionsverfahren). После окончания обучения в 1880 году Альфред Федецкий приехал в Киев, где работал директором фотоателье В. Высоцкого. В 1886 - переехал в Харьков, где на Екатеринославской ул. (ныне Полтавский шлях) открыл фотоателье. Автор фотопортретов П. И. Чайковского, И. К. Айвазовского и десятков других знаменитых людей.

Экспериментировал в области рельефной, цветной, стереоскопической фотографий, фотографии на фарфоре. Являлся «фотографом ея Императорскаго Высочества Великой княгини Александры Петровны».

Первый российский фильм

В 1896 году Федецкий снимает первый документально подтверждённый российский фильм. Первая на территории Империи киносъёмка, произведённая её гражданином (перед этим была только съёмка французом Камиллом Серфом коронации Николая II в мае), - съёмка Федецкого под названием «Торжественное перенесение чудотворной Озерянской иконы из Куряжского монастыря в Харьков» 30 сентября 1896 года.

Николай II и Александра Фёдоровна на вокзале в Борках (Спасов скит) 20 августа 1898 года, приехавшие к 10-летию «чудесного избавления царской семьи» во время крушения Императорского поезда. Фотосъёмка, выполненная А. Федецким

Второй и третий российские фильмы также снял Федецкий: это «Джигитовка казаков Первого Оренбургского казачьего полка» на харьковском скаковом ипподроме 15 октября 1896 и «Смотр Харьковского вокзала в момент отправления поезда с начальством, которое находится на платформе» (около 4 ноября 1896).

Дальнейшие фильмы

В Харькове стоял 1-й Оренбургский казачий полк, и Федецкий решил снять жизнь казаков. (На тот момент казачья кавалерия считалась лучшей в Европе). Федецкий снял фильм «Джигитовка казаков 1-го Оренбургского полка», это был документальный фильм, демонстрирующий жизнь русской кавалерии. Чуть позже Федецкий снимает «Вид харьковского вокзала в момент отхода поезда с находящимся на платформе начальством». В 1897 году снимает фильмы «Народные гуляния на конной площади», «Катание на Красной площади» и игровой «Фокусник Альбани».

Зарубежные фирмы, такие как Патэ и братья Люмьер готовы были покупать его фильмы, однако категорически отказывались демонстрировать под его именем. Это не устраивало Федецкого, и он решает открыть свой кинозал. Он покупает будочку с проектором, арендует помещение и начинает демонстрировать фильмы. Его картины имеют успех, но кинотеатр сгорает во время пожара со всеми плёнками. После потери своих фильмов Федецкий решает прекратить киносъемки и вернуться к фотографии.

Признание и награды

  • 1888 - «Высочайшая благодарность» императора Александра III, за снимки крушения царского поезда
  • 1888 - Золотая медаль на Всемирной выставке в Брюсселе
  • 1889 - Золотая медаль от короля Дании Христиана IX, за снимки крушения царского поезда
  • 1889 - Бриллиантовый перстень
  • 1889 - Золотая медаль от императора Германии Вильгельма II, за снимки крушения царского поезда
  • 1889 - «Высочайшая благодарность» короля Дании Христиана IX, за снимка моментов освящения храма на месте крушения царского поезда
  • 1889 - «Высочайшая благодарность»
  • 1889 - Золотая медаль на Всемирной выставке в Брюсселе (Agricultuгe commerciale industriale)
  • 1889 - Малая серебряная медаль на IV Всероссийской юбилейной фотовыставке в Москве
  • 1889 - Золотая медаль на Промышленной выставке в Париже (A exposition universelle)
  • 1890 - Золотая медаль Всемирной академии наук в Брюсселе (Academie universelle de scilences des line arts)
  • 1890 - Большая золотая медаль Альфонса III на Международной выставке в Мадриде (Alfonso III rex de Espagne. Concours international Industriale)
  • 1891 - Золотая медаль на Международной выставке в Лондоне
  • 1891 - Почетный диплом Международной фотографической выставки в Париже (Diplome d’ honneur)
  • 1892 - Бриллиантовый перстень с вензелем от Великого Князя Михаила Николаевича
  • 1894 - Бриллиантовый перстень от императора Александра III, за снимки освещения храма в Борках
  • 1894 - «Высочайшая благодарность» императрицы Марии Федоровны
  • 1894 - Золотая медаль Международной фотографической выставки в Антверпене
  • 1898 - Бриллиантовый перстень от императора Николая II, за снимки посещения Николаем II Спасового Скита

Альфред Федецкий провел в Харькове первый киносеанс отечественного фильма на территории Украины и тогдашней Российской империи 2 декабря 1896 года в помещении Харьковского оперного театра (ныне - Харьковская областная филармония).

Харьковский фотохудожник Альфред Константинович Федецкий является одним из лучших мастеров «светописи» Юга России второй половины XIX – начала ХХ веков. Новаторские для своего времени работы фотографа быстро получили широкую популярность. Фотограф искал новые средства выразительности фотоискусства, стремился создавать фотопортреты, близкие по принципу решения к живописи. О чудесном мастере фотографии с уважением заговорили в России и во многих странах Европы. Его фотопортреты неоднократно удостаивались золотых медалей на крупнейших международных фотовыставках. Именными драгоценностями и золотыми медалями награждали А. К. Федецкого российские императоры Александр III и Николай II, Бельгийской король Леопольд II, Датский король Христиан IХ, император Германии Вильгельм II. Также высоко оценивали его талант и выдающиеся деятели искусства. Весьма лестно отзывались о мастерстве А. К. Федецкого композитор П. И. Чайковский и художник-маринист И. К. Айвазовский.

А. К. Федецкий изготовил сотни прекрасных фотопортретов выдающихся деятелей российской и украинской сцены. Ему позировали А. К. Глазунов, М. Л. Кропивницкий, Н. К. Садовский, М. К. Заньковецкая, М. Е. Медведев, М. Зембрих, В. Н. Давыдов и многие другие. Но наибольшее распространение получил известный каждому музыканту мастерски выполненный фотопортрет Петра Ильича Чайковского. Растиражированный кабинетный портрет композитора разыскать не сложно, но крупноформатный вариант этого портрета сохранился всего лишь в нескольких экземплярах. Один из таких шедевров фотографического искусства украшает коллекцию раритетов Харьковского государственного университет, а искусств имени И. П. Котляревского. Он экспонируется наряду с другой работой А. К. Федецкого – портретом основателя Харьковской консерватории И. И. Слатина .

Илья Ильич Слатин неоднократно приглашал Петра Ильича Чайковского посетить Харьков. Но по разным причинам приезд композитора несколько раз откладывался. Как вспоминал музыкант И. Букиник , он узнал от И. Слатина, что Петр Ильич приедет в Харьков 11 марта 1893 года, а 14 марта состоится симфонический концерт из произведений П. Чайковского .

А. К. Федецкий был страстным почитателем музыки. В его ателье нередко устраивались импровизированные концерты, в которых принимали участие многие выдающиеся харьковские музыканты. «Эти маленькие музыкальные собрания, – отмечал корреспондент «Южного края», – помимо чисто-художественного наслаждения, были тем более приятны, что их оживлял своей беседой, своей изысканной любезностью сам симпатичный хозяин» . Можно предположить, что о приезде П. И. Чайковского в Харьков Альфред Константинович узнал от своих ближайших друзей – харьковского композитора и скрипача-виртуоза К. А. Горского и известного харьковского музыканта и композитора А. В. Шульц-Эвлера .

П. И. Чайковский приехал в Харьков из Москвы 11 марта в девять часов утра. Приблизительно в 13 часов началась первая репетиция. Еще две репетиции состоялись 12 и 13 марта . Два снимка П. И. Чайковского Альфред Константинович сделал в своем ателье 14 марта после окончания концерта, приблизительно в 17 часов. «<…> Молодежь из публики и учащиеся музыкального училища вбежали на эстраду, посадили Петра Ильича в кресло и на руках понесли его, сидящего в кресле, через весь зал, сопровождаемые приветствиями и аплодисментами. Члены музыкального общества во главе с И. И. Слатиным посадили Петра Ильича в фаэтон и отвезли его во фраке с белым галстуком к фотографу Федецкому» .

Еще два снимка Федецкий сделал во время посещения композит ором Харьковского музыкального училища 15 марта, около 11 часов . На этих фотографиях П. И. Чайковский запечатлен с деятелями Харьковского отделения русского музыкального общества и с преподавателями музыкального училища . В тот же день, после окончания концерта, который специально для П. И. Чайковского дали ученики музыкального училища, из ателье А. К. Федецкого доставили фотографии. «<…> Петр Ильич был очень изумлен, – вспоминал И. Букиник, – что так быстро и так хорошо они исполнены. Он выбрал самый лучший снимок , сделал на нем надпись своей рукой: «На память музыкальной школе от Петра Ильича Чайковского. 15 марта 1893 года» .

На следующий день, 16 марта, П. И. Чайковскому устроили шумные проводы. На вокзал пришли его провожать сотни людей. «На вокзале собралась громадная толпа, сквозь которую я едва мог притискаться к Петру Ильичу, – вспоминал поэт и журналист В. Иванов . – Когда я попросил его дать мне свой портрет, он с комической беспомощностью сказал мне:

– Вы опоздали… Я все роздал… Роздал даже неготовые портреты, оставив у Федецкого карточки с подписями, которые он потом приклеит к ним, когда они будут готовы…» .

П. И. Чайковский высоко оценил мастерство выдающегося харьковского фотографа. В своих письмах друзьям в течение апреля-сентября 1893 года он весьма лестно отзывался об А. К. Федецком:

5 апреля 1893 г. И. И. Слатину: «<…> Голубчик, мне бы хотелось, если фотографии мои удались, получить несколько экземпляров. Затем я ему (А. К. Федецкому – В. М ) закажу несколько дюжин, ибо страшно нуждаюсь в фотографиях: наобещал целую массу, а петербургские последние, очень не удались…» .

15 апреля 1893 г. В. Н. Давыдову «<…> Получил я сегодня свои харьковские карточки и всяческие портреты. Они все удивительно хороши, но особенно большой. Я привезу показать, а пока если хочешь, получи одну кабинетную…» .

15 апреля 1893 г. И. И. Слатину «<…> Я получил сейчас фотографии мои от Федецкого. Он оказывается первокласснейший фотограф; по крайней мере, я лучшего ничего не видел. Голубчик, потрудитесь исполнить следующее поручение. Зайди к Федецкому и попроси его исполнить для меня следующий заказ: 1. Шесть дюжин кабинетных фотографий (тех и др.). 2. Одну дюжину будуарных. 3. Два больших портрета. Чем скорее он это сделает, тем лучше. Послать в Москву П. И. Юргенсону для передачи мне. Счет послать Юргенсону, который вышлет немедленно нужную сумму…» .

3 мая 1893 г. И. И. Слатину «<…> Спасибо, дорогой И. И., за исполнение моего фотографического поручения. Ввиду превосходного качества работ Федецкого, я не нахожу цены его дорогими <…> А впрочем, черт его возьми: уж больно хорошо он работал, надо отдать ему эту справедливость…» .

26 июня 1893 г. П. И. Юргенсону «<…> Фотографии от Федецкого суть мой заказ. Я забыл, уезжая, предупредить тебя! Пожалуйста, уплати…» .

27 сентября 1893 г. И. И. Слатину «<…> Потрудитесь зайти к Федецкому и заказать два больших портрета, т. е. самых больших (а не будуарных) моих портрета. Попроси его, когда будут готовы, послать в Москву Юргенсону и ему же послать счет…» .

О факте признания П. И. Чайковским таланта фотохудожника писал корреспондент газеты «Южный край»: «Я имел высокое удовольствие быть лично знакомым с покойным П. И. Чайковским и как-то получил от него портрет, сделанный в фотографии петербургских Императорских театров. Давая мне этот портрет, покойный П. И. Чайковский, между прочим, сказал: – Это совсем не то, что сделал со мною ваш Федецкий! Вы знаете, меня еще никто так не снимал, как Федецкий. Это – положительно лучший мой портрет. Это – не фотография, а поистине художественное произведение!» .

Интересно в связи с этим отметить, что фотопортреты П. И. Чайковского изготавливали лучшие фотохудожники Европы и России: И. Дьяговченко (Москва, 1875, 1877), Шембош (Рим, 1882), С. Левицкий (Петербург, 1884), М. Конарский (Москва, 1884–1885), Ш. Ройтлингер (Париж, 1886, 1888), Е. Бибер (Гамбург, 1888), Г. Трунов (Москва, 1889), А. Пазетти (Петербург, 1889–1890), Ф. де Мезер (Киев, 1890), Н. Сарони (Нью-Йорк, 1891) и др.

Возможно, Петр Ильич еще неоднократно высказывался бы о мастерстве А. К. Федецкого, но через три недели после написания последнего письма И. Слатину (27.09.1893) композитор неожиданно скончался от холеры. Это произошло 16 октября 1893 года.

После смерти П. И. Чайковского во многих дореволюционных изданиях в России были помещены копии его фотопортретов работы А. К. Федецкого. Мало того, эти фотопортреты были опубликованы даже за границей. Летом 1902 года в Пьемонте (Италия) были устроены музыкальные праздники, посвященные произведениям П. И. Чайковского. Для увековечения этих праздников были выпущены иллюстрированные письма с портретом П. И. Чайковского, изготовленным по тому же чудесному снимку А. К. Федецкого .

В июле 1894 года А. К. Федецкий отправил фотопортрет П. И. Чайковского на Антверпенскую выставку. «Французский композитор К. Сен-Санс и первый из пианистов Франции профессор Димэр, обходя русский отдел всемирной выставки в Антверпене, – сообщал корреспондент «Московских ведомостей», – заинтересовались выставленным фотографом Федецким из Харькова портретом покойного П. И. Чайковского…» . В следующей заметке, посвященной фотопортрету П. И. Чайковского на Антверпенской выставке, корреспондент «Московских ведомостей» отмечал:

«Платинотиповый портрет Чайковского работы А. К. Федецкого так же, как и фотография, составляет истинный chef d’oeuvre искусства, и потому не удивительно, что он вызывает такое восхищение публики не только отечественной, но и заграничной» . В третьей заметке о международной выставке в Антверпене, которую удалось разыскать, отмечалось, что А. К. Федецкий удостоился золотой медали за фотопортрет П. И. Чайковского . Эта золотая медаль стала двенадцатой в послужном списке мастера светописи.

Фотопортретом П. И. Чайковского работы А. К. Федецкого восхищался и корреспондент «Южного края». В 1902 году он отмечал: «<…> Вспомните, например,

этот дивный, полный художественности, портрет нашего незабвенного П. И. Чайковского, который сделан был Федецким в 1893 году во время краткого пребывания гениального композитора у нас в Харькове. Кто видел самого Петра Ильича в жизни, тот знает, насколько Федецкий сумел уловить и черты его лица, и выражение его добрых глаз, подернутых дымкой какой-то неуловимой грусти, и эту задумчивую позу вдохновенного музыканта, рожденного «для звуков сладких и молитв…» .

В 1909 году о знаменитом фотопортрете П. И. Чайковского вспоминал поэт В. Иванов: «15 марта очень популярный в то время на всем юге России талантливый художник-фотограф А. К. Федецкий пригласил Петра Ильича сняться в его фотографии и сделал с него великолепный портрет, оказавшийся, как уверяли знатоки, самым художественным из всех портретов Чайковского и в последствии распространившийся даже и в заграничных изданиях. На портрете этом Петр Ильич изображен во весь рост, сидящим в кресле, в задумчивой, поэтической позе, с устремленным куда-то вдаль вдохновенным взором» .

Спустя десятилетия знаменитая фотография не была забыта. В марте 1940 года в СССР была выпущена серия из пяти марок, посвященная 100-летию со дня рождения П. Чайковского. На двух марках был напечатан портрет композитора с фотографии А. Федецкого .

Фотопортреты П. И. Чайковского работы А. К. Федецкого опубликованы в виде открыток и на титульных листах многих книг, посвященных жизни и творчеству композитора . По этим фотографиям было написано несколько портретов. Однако подобного признания не получил групповой снимок П. И. Чайковского с преподавателями Харьковского музыкального училища, о котором говорилось выше. Но для нас он представляет интерес как свидетельство эпохи, запечатлевшее И. И. Слатина, К. А. Горского, А. В. Шульц-Эвлера, Ф. В. Кучеру, С. И. Дочевского, Р. В. Геника, С. С. Глазера и других замечательных педагогов Харьковского музыкального училища, в 1917 году преобразованного в Харьковскую консерваторию.

Федецкий Альфред Константинович (1857–1902), фотохудожник. Окончил фотографический институт при Академии художеств в Вене. В 1886 году переехал в Харьков. Экспериментировал в области рельефной, цветной, стереоскопической фотографий. Автор первых киносъемок в Российской империи.

Слатин Илья Ильич (1845–1931), дирижер, пианист, педагог. Музыкальное образование получил в Петербургской консерватории; концертировал за границей в качестве пианиста и капельмейстера. Основатель Харьковской консерватории и Харьковского отделения Императорского русского музыкального общества.

Букиник Исаак Евсеевич (1867–1942), харьковский скрипач. После окончания Харьковского музыкального училища (1887) работал преподавателем музыки в Сумской гимназии. Давал частные уроки музыки в Харькове. С 1918 – пре подаватель Харьковской консерватории. Автор методики обучения игры на скрипке. Погиб в Дробицком яру.

Букиник И. Концерты П. И. Чайковского в Харькове // Воспоминания о П. И. Чайковском. – М.: Искусство, 1979. – С. 342

Горский Константин Киприанович (1859–1924), харьковский композитор, скрипач-виртуоз, педагог, дирижер. Музыкальное образование получил в Музыкальном институте А. Контского в Варшаве, затем – в Консерватории в Санкт-Петербурге. 29 лет прожил в Харькове. П. И. Чайковский считал его одним из лучших исполнителей своего скрипичного концерта D-dur . Автор многочисленных романсов и инструментальных произведений: «Органная фантазия f-moll », симфонические поэмы «На Олимпе», «Зачарованный круг», оперы «Маргер», «За хлебом» и др.

Федецкий являлся владельцем собственной, хорошо оборудованную фотографии в Харькове, «фотографом ея Императорскаго Величества».

В 1896 году Федецкий снимает первый документально подтверждённый русский фильм.

Первая на территории Империи киносъёмка, произведённая её гражданином (перед этим была только съёмка французом Камиллом Серфом коронации Николая II в мае), - съёмка Федецкого под названием «Торжественное перенесение чудотворной Озерянской иконы из Куряжского монастыря в Харьков» 30 сентября 1896 года.

Второй и третий русские фильмы также снял Федецкий: это «Джигитовка казаков Первого Оренбургского полка» на харьковском скаковом ипподроме 15 октября 1896 и «Смотр Харьковского вокзала в момент отправления поезда с начальством, которое находится на платформе» (около 4 ноября 1896).

В Лондоне проходила международная фото-выставка. Для участия в выставке необходимо было представить 24 фотографии, описывающие какое-либо событие. Федецкий подготовил яркий рассказ об архитектуре Российских монастырей. Многие в Европе впервые осознали, что архитектура русских монастырей произведение высокого искусства. Федецкий получает медаль и получает финансовый приз, на который он покупает две новые кинокамеры.

В Харькове стоял казачий полк и Федецкий решил снять жизнь казаков. (На тот момент казачья кавалерия считалась лучшей в Европе). Федецкий снял фильм «Джигитовка казаков 1-го Оренбургского полка», это был документальный фильм, демонстрирующий жизнь русской кавалерии. Чуть позже Федецкий снимает «Вид харьковского вокзала в момент отхода поезда с находящимся на платформе начальством». Были и другие фильмы.

Зарубежные фирмы, такие как Патэ и братья Люмьер готовы были покупать его фильмы, однако категорически отказывались демонстрировать под его именем.

Это не устраивало Федецкого и он решает открыть свой кинозал. Он покупает будочку с проектором, арендует помещение и начинает демонстрировать фильмы. Его картины имеют ошеломляющий успех, но кинотеатр сгорает со всеми пленками, подожженный. После потери фильмов Федецкий решает прекратить киносъемки и вернуться к фотографии.

Лучшие дня


Посетило:1712
Зоркое око матери
Гражданство:

Российская империя

Дата смерти:

Федецкий, Альфред Константинович ( , Житомир - , Минск ?) - известный русский фотограф , один из первых кинематографистов Российской империи . Снял первый русский кинофильм . Выполнил значительное количество фотопортретов известных людей Российской Империи, в том числе членов Императорской фамилии.

Биография

Альфред Федецкий родился в 1857 году в Житомире в польской театральной семье не утвержденных герольдией дворян. Отец Федецкого - Константин Федецкий (р. 15 февраля 1815 г.) был театральным антрепренером, режиссером и актером. Альфред Федецкий окончил фотографический институт при Академии художеств в Вене (K. K. Lehr und Versuchsanstalt für Photographie und Reproductionsverfahren). После окончания обучения в 1880 году Альфред Федецкий приехал в Киев , где работал директором фотоателье В. Высоцкого. В 1886 - переехал в Харьков , где на Екатеринославской ул. (ныне Полтавский шлях) открыл фотоателье. Автор фотопортретов П. И. Чайковского, И. К. Айвазовского и десятков других знаменитых людей.

Экспериментировал в области рельефной, цветной, стереоскопической фотографий, фотографии на фарфоре. Являлся «фотографом ея Императорскаго Высочества Великой княгини Александры Петровны ».

Первый российский фильм

Второй и третий российские фильмы также снял Федецкий: это «Джигитовка казаков Первого Оренбургского полка» на харьковском скаковом ипподроме 15 октября 1896 и «Смотр Харьковского вокзала в момент отправления поезда с начальством, которое находится на платформе» (около 4 ноября 1896).

Дальнейшие фильмы

В Харькове стоял Оренбургский казачий полк, и Федецкий решил снять жизнь казаков . (На тот момент казачья кавалерия считалась лучшей в Европе). Федецкий снял фильм «Джигитовка казаков 1-го Оренбургского полка», это был документальный фильм, демонстрирующий жизнь русской кавалерии. Чуть позже Федецкий снимает «Вид харьковского вокзала в момент отхода поезда с находящимся на платформе начальством». В 1897 году снимает фильмы «Народные гуляния на конной площади», «Катание на Красной площади» и игровой «Фокусник Альбани».

Зарубежные фирмы, такие как Патэ и братья Люмьер готовы были покупать его фильмы, однако категорически отказывались демонстрировать под его именем.
Это не устраивало Федецкого, и он решает открыть свой кинозал. Он покупает будочку с проектором, арендует помещение и начинает демонстрировать фильмы. Его картины имеют успех, но кинотеатр сгорает во время пожара со всеми плёнками. После потери своих фильмов Федецкий решает прекратить киносъемки и вернуться к фотографии .

Признание и награды

  • 1888 - «Высочайшая благодарность» императора Александра III, за снимки крушения царского поезда
  • 1888 - Золотая медаль на Всемирной выставке в Брюсселе
  • 1889 - Золотая медаль от короля Дании Христиана IX, за снимки крушения царского поезда
  • 1889 - Бриллиантовый перстень
  • 1889 - Золотая медаль от императора Германии Вильгельма II, за снимки крушения царского поезда
  • 1889 - «Высочайшая благодарность» короля Дании Христиана IX, за снимка моментов освящения храма на месте крушения царского поезда
  • 1889 - «Высочайшая благодарность»
  • 1889 - Золотая медаль на Всемирной выставке в Брюсселе (Agricultuгe commerciale industriale)
  • 1889 - Малая серебряная медаль на IV Всероссийской юбилейной фотовыставке в Москве
  • 1889 - Золотая медаль на Промышленной выставке в Париже (A exposition universelle)
  • 1890 - Золотая медаль Всемирной академии наук в Брюсселе (Academie universelle de scilences des line arts)
  • 1890 - Большая золотая медаль Альфонса III на Международной выставке в Мадриде (Alfonso III rex de Espagne. Concours international Industriale)
  • 1891 - Золотая медаль на Международной выставке в Лондоне
  • 1891 - Почетный диплом Международной фотографической выставки в Париже (Diplome d’ honneur)
  • 1892 - Бриллиантовый перстень с вензелем от Великого Князя Михаила Николаевича
  • 1894 - Бриллиантовый перстень от императора Александра III, за снимки освещения храма в Борках
  • 1894 - «Высочайшая благодарность» императрицы Марии Федоровны
  • 1894 - Золотая медаль Международной фотографической выставки в Антверпене
  • 1898 - Бриллиантовый перстень от императора Николая II, за снимки посещения Николаем II Спасового Скита

Портреты известных людей России (1880-е -1890-е)

Групповые фотографии

Паспарту Федецкого

Интересные факты

  • В Лондоне проходила международная фотовыставка. Для участия в выставке необходимо было представить 24 фотографии, описывающие какое-либо событие. Федецкий подготовил яркий рассказ об архитектуре монастырей России. Многие в Европе впервые осознали, что архитектура русских монастырей - произведение высокого искусства. Федецкий получил за свои фото медаль и финансовый приз, на который купил две новые кинокамеры .

Память

  • 17 мая 2010 года в Харькове на фасаде здания областной филармонии была открыта мемориальная доска А. К. Федецкому (скульптор А. Ридный).

Примечания

Литература

К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Альфред Константинович Федецкий ( , Житомир - , Минск ?) - известный русский фотограф польского происхождения, один из первых кинематографистов Российской империи . Снял первый российский кинофильм . Выполнил значительное количество фотопортретов известных людей Российской Империи, в том числе членов Императорской фамилии.

Биография

Альфред Федецкий родился в 1857 году в Житомире в польской театральной семье не утверждённых герольдией дворян. Отец Федецкого - Константин Федецкий (р. 15 февраля 1815 г.) был театральным антрепренёром, режиссёром и актером. Альфред Федецкий окончил фотографический институт при Академии художеств в Вене (K. K. Lehr und Versuchsanstalt für Photographie und Reproductionsverfahren). После окончания обучения в 1880 году Альфред Федецкий приехал в Киев , где работал директором фотоателье В. Высоцкого . В 1886 - переехал в Харьков , где на Екатеринославской ул. (ныне Полтавский шлях) открыл фотоателье. Автор фотопортретов П. И. Чайковского, И. К. Айвазовского и десятков других знаменитых людей.

Экспериментировал в области рельефной, цветной, стереоскопической фотографий, фотографии на фарфоре. Являлся «фотографом ея Императорскаго Высочества Великой княгини Александры Петровны ».

Первый российский фильм

Дальнейшие фильмы

Признание и награды

  • 1888 - «Высочайшая благодарность» императора Александра III, за снимки крушения царского поезда
  • 1888 - Золотая медаль на Всемирной выставке в Брюсселе
  • 1889 - Золотая медаль от короля Дании Христиана IX, за снимки крушения царского поезда
  • 1889 - Бриллиантовый перстень
  • 1889 - Золотая медаль от императора Германии Вильгельма II, за снимки крушения царского поезда
  • 1889 - «Высочайшая благодарность» короля Дании Христиана IX, за снимка моментов освящения храма на месте крушения царского поезда
  • 1889 - «Высочайшая благодарность»
  • 1889 - Золотая медаль на Всемирной выставке в Брюсселе (Agricultuгe commerciale industriale)
  • 1889 - Малая серебряная медаль на IV Всероссийской юбилейной фотовыставке в Москве
  • 1889 - Золотая медаль на Промышленной выставке в Париже (A exposition universelle)
  • 1890 - Золотая медаль Всемирной академии наук в Брюсселе (Academie universelle de scilences des line arts)
  • 1890 - Большая золотая медаль Альфонса III на Международной выставке в Мадриде (Alfonso III rex de Espagne. Concours international Industriale)
  • 1891 - Золотая медаль на Международной выставке в Лондоне
  • 1891 - Почетный диплом Международной фотографической выставки в Париже (Diplome d’ honneur)
  • 1892 - Бриллиантовый перстень с вензелем от Великого Князя Михаила Николаевича
  • 1894 - Бриллиантовый перстень от императора Александра III, за снимки освещения храма в Борках
  • 1894 - «Высочайшая благодарность» императрицы Марии Федоровны
  • 1894 - Золотая медаль Международной фотографической выставки в Антверпене
  • 1898 - Бриллиантовый перстень от императора Николая II, за снимки посещения Николаем II Спасового Скита

Портреты известных людей России (1880-е -1890-е)

Групповые фотографии

Паспарту Федецкого

  • В Лондоне проходила международная фотовыставка. Для участия в выставке необходимо было представить 24 фотографии, описывающие какое-либо событие. Федецкий подготовил яркий рассказ об архитектуре монастырей России. Многие в Европе впервые осознали, что архитектура русских монастырей - произведение высокого искусства. Федецкий получил за свои фото медаль и финансовый приз, на который купил две новые кинокамеры .

Память

  • 17 мая 2010 года в Харькове на фасаде здания областной филармонии была открыта мемориальная доска А. К. Федецкому (скульптор А. Ридный).
  • 17 мая 2013 года в Харькове на фасаде дома (ул. Сумская, 3), где жил Федецкий была открыта мемориальная доска А. К. Федецкому.

Напишите отзыв о статье "Федецкий, Альфред Константинович"

Примечания

Литература

  • Вишневський В. Першi кінознімання на Україні // Радянське кіно (Київ). - 1937. - № 7. - С. 63-66;
  • Журов Г. В. Перші кінозйомки і перші демонстрації «синематографа» // З минулого кіно на Україні. К.: АН УРСР, 1959. - С. 10-12;
  • Шимон О. О. Закінчення однієі легенди // Сторінки з історії кіно на Україні. К.: Мистецтво, 1964. - С. 16-28;
  • Даровский В. П. «История российского кинематографа. Курс лекций.»
  • Миславский В. Н. Альфред Федецкий. К биографии первого российского кинооператора // Киноведческие записки (Москва). - 2006. - № 77. - С. 163-213;
  • Миславский В. Н. «Искусство фотографии Альфреда Федецкого». - Харьков: Фактор, 2009. - 128 с. ISBN 978-966-180-013-6
  • Миславский В. Н. Альфред Федецький поет фотографії. - Харьков: Фактор, 2010. - 216 с. ISBN 978-966-180-088-4

Отрывок, характеризующий Федецкий, Альфред Константинович

Наташа, оторвав на минуту лицо от кружевной косынки матери, взглянула на нее снизу сквозь слезы смеха и опять спрятала лицо.
Гостья, принужденная любоваться семейною сценой, сочла нужным принять в ней какое нибудь участие.
– Скажите, моя милая, – сказала она, обращаясь к Наташе, – как же вам приходится эта Мими? Дочь, верно?
Наташе не понравился тон снисхождения до детского разговора, с которым гостья обратилась к ней. Она ничего не ответила и серьезно посмотрела на гостью.
Между тем всё это молодое поколение: Борис – офицер, сын княгини Анны Михайловны, Николай – студент, старший сын графа, Соня – пятнадцатилетняя племянница графа, и маленький Петруша – меньшой сын, все разместились в гостиной и, видимо, старались удержать в границах приличия оживление и веселость, которыми еще дышала каждая их черта. Видно было, что там, в задних комнатах, откуда они все так стремительно прибежали, у них были разговоры веселее, чем здесь о городских сплетнях, погоде и comtesse Apraksine. [о графине Апраксиной.] Изредка они взглядывали друг на друга и едва удерживались от смеха.
Два молодые человека, студент и офицер, друзья с детства, были одних лет и оба красивы, но не похожи друг на друга. Борис был высокий белокурый юноша с правильными тонкими чертами спокойного и красивого лица; Николай был невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица. На верхней губе его уже показывались черные волосики, и во всем лице выражались стремительность и восторженность.
Николай покраснел, как только вошел в гостиную. Видно было, что он искал и не находил, что сказать; Борис, напротив, тотчас же нашелся и рассказал спокойно, шутливо, как эту Мими куклу он знал еще молодою девицей с неиспорченным еще носом, как она в пять лет на его памяти состарелась и как у ней по всему черепу треснула голова. Сказав это, он взглянул на Наташу. Наташа отвернулась от него, взглянула на младшего брата, который, зажмурившись, трясся от беззвучного смеха, и, не в силах более удерживаться, прыгнула и побежала из комнаты так скоро, как только могли нести ее быстрые ножки. Борис не рассмеялся.
– Вы, кажется, тоже хотели ехать, maman? Карета нужна? – .сказал он, с улыбкой обращаясь к матери.
– Да, поди, поди, вели приготовить, – сказала она, уливаясь.
Борис вышел тихо в двери и пошел за Наташей, толстый мальчик сердито побежал за ними, как будто досадуя на расстройство, происшедшее в его занятиях.

Из молодежи, не считая старшей дочери графини (которая была четырьмя годами старше сестры и держала себя уже, как большая) и гостьи барышни, в гостиной остались Николай и Соня племянница. Соня была тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, отененным длинными ресницами взглядом, густой черною косой, два раза обвившею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнаженных худощавых, но грациозных мускулистых руках и шее. Плавностью движений, мягкостью и гибкостью маленьких членов и несколько хитрою и сдержанною манерой она напоминала красивого, но еще не сформировавшегося котенка, который будет прелестною кошечкой. Она, видимо, считала приличным выказывать улыбкой участие к общему разговору; но против воли ее глаза из под длинных густых ресниц смотрели на уезжавшего в армию cousin [двоюродного брата] с таким девическим страстным обожанием, что улыбка ее не могла ни на мгновение обмануть никого, и видно было, что кошечка присела только для того, чтоб еще энергичнее прыгнуть и заиграть с своим соusin, как скоро только они так же, как Борис с Наташей, выберутся из этой гостиной.
– Да, ma chere, – сказал старый граф, обращаясь к гостье и указывая на своего Николая. – Вот его друг Борис произведен в офицеры, и он из дружбы не хочет отставать от него; бросает и университет и меня старика: идет в военную службу, ma chere. А уж ему место в архиве было готово, и всё. Вот дружба то? – сказал граф вопросительно.
– Да ведь война, говорят, объявлена, – сказала гостья.
– Давно говорят, – сказал граф. – Опять поговорят, поговорят, да так и оставят. Ma chere, вот дружба то! – повторил он. – Он идет в гусары.
Гостья, не зная, что сказать, покачала головой.
– Совсем не из дружбы, – отвечал Николай, вспыхнув и отговариваясь как будто от постыдного на него наклепа. – Совсем не дружба, а просто чувствую призвание к военной службе.
Он оглянулся на кузину и на гостью барышню: обе смотрели на него с улыбкой одобрения.
– Нынче обедает у нас Шуберт, полковник Павлоградского гусарского полка. Он был в отпуску здесь и берет его с собой. Что делать? – сказал граф, пожимая плечами и говоря шуточно о деле, которое, видимо, стоило ему много горя.
– Я уж вам говорил, папенька, – сказал сын, – что ежели вам не хочется меня отпустить, я останусь. Но я знаю, что я никуда не гожусь, кроме как в военную службу; я не дипломат, не чиновник, не умею скрывать того, что чувствую, – говорил он, всё поглядывая с кокетством красивой молодости на Соню и гостью барышню.
Кошечка, впиваясь в него глазами, казалась каждую секунду готовою заиграть и выказать всю свою кошачью натуру.
– Ну, ну, хорошо! – сказал старый граф, – всё горячится. Всё Бонапарте всем голову вскружил; все думают, как это он из поручиков попал в императоры. Что ж, дай Бог, – прибавил он, не замечая насмешливой улыбки гостьи.
Большие заговорили о Бонапарте. Жюли, дочь Карагиной, обратилась к молодому Ростову:
– Как жаль, что вас не было в четверг у Архаровых. Мне скучно было без вас, – сказала она, нежно улыбаясь ему.
Польщенный молодой человек с кокетливой улыбкой молодости ближе пересел к ней и вступил с улыбающейся Жюли в отдельный разговор, совсем не замечая того, что эта его невольная улыбка ножом ревности резала сердце красневшей и притворно улыбавшейся Сони. – В середине разговора он оглянулся на нее. Соня страстно озлобленно взглянула на него и, едва удерживая на глазах слезы, а на губах притворную улыбку, встала и вышла из комнаты. Всё оживление Николая исчезло. Он выждал первый перерыв разговора и с расстроенным лицом вышел из комнаты отыскивать Соню.
– Как секреты то этой всей молодежи шиты белыми нитками! – сказала Анна Михайловна, указывая на выходящего Николая. – Cousinage dangereux voisinage, [Бедовое дело – двоюродные братцы и сестрицы,] – прибавила она.
– Да, – сказала графиня, после того как луч солнца, проникнувший в гостиную вместе с этим молодым поколением, исчез, и как будто отвечая на вопрос, которого никто ей не делал, но который постоянно занимал ее. – Сколько страданий, сколько беспокойств перенесено за то, чтобы теперь на них радоваться! А и теперь, право, больше страха, чем радости. Всё боишься, всё боишься! Именно тот возраст, в котором так много опасностей и для девочек и для мальчиков.
– Всё от воспитания зависит, – сказала гостья.
– Да, ваша правда, – продолжала графиня. – До сих пор я была, слава Богу, другом своих детей и пользуюсь полным их доверием, – говорила графиня, повторяя заблуждение многих родителей, полагающих, что у детей их нет тайн от них. – Я знаю, что я всегда буду первою confidente [поверенной] моих дочерей, и что Николенька, по своему пылкому характеру, ежели будет шалить (мальчику нельзя без этого), то всё не так, как эти петербургские господа.
– Да, славные, славные ребята, – подтвердил граф, всегда разрешавший запутанные для него вопросы тем, что всё находил славным. – Вот подите, захотел в гусары! Да вот что вы хотите, ma chere!
– Какое милое существо ваша меньшая, – сказала гостья. – Порох!
– Да, порох, – сказал граф. – В меня пошла! И какой голос: хоть и моя дочь, а я правду скажу, певица будет, Саломони другая. Мы взяли итальянца ее учить.
– Не рано ли? Говорят, вредно для голоса учиться в эту пору.
– О, нет, какой рано! – сказал граф. – Как же наши матери выходили в двенадцать тринадцать лет замуж?
– Уж она и теперь влюблена в Бориса! Какова? – сказала графиня, тихо улыбаясь, глядя на мать Бориса, и, видимо отвечая на мысль, всегда ее занимавшую, продолжала. – Ну, вот видите, держи я ее строго, запрещай я ей… Бог знает, что бы они делали потихоньку (графиня разумела: они целовались бы), а теперь я знаю каждое ее слово. Она сама вечером прибежит и всё мне расскажет. Может быть, я балую ее; но, право, это, кажется, лучше. Я старшую держала строго.
– Да, меня совсем иначе воспитывали, – сказала старшая, красивая графиня Вера, улыбаясь.
Но улыбка не украсила лица Веры, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно.
Старшая, Вера, была хороша, была неглупа, училась прекрасно, была хорошо воспитана, голос у нее был приятный, то, что она сказала, было справедливо и уместно; но, странное дело, все, и гостья и графиня, оглянулись на нее, как будто удивились, зачем она это сказала, и почувствовали неловкость.
– Всегда с старшими детьми мудрят, хотят сделать что нибудь необыкновенное, – сказала гостья.
– Что греха таить, ma chere! Графинюшка мудрила с Верой, – сказал граф. – Ну, да что ж! всё таки славная вышла, – прибавил он, одобрительно подмигивая Вере.
Гостьи встали и уехали, обещаясь приехать к обеду.



Рассказать друзьям