Внутренний культурный туризм. Историко-культурные ресурсы иркутска

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В России термин туризм определяется Федеральным законом РФ от 24 ноября 1996 г. как "временные выезды (путешествия) граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой в стране временного пребывания деятельностью".

Туризм - наилучший способ знакомства с культурой и историей других государств и регионов. Гуманитарное значение туризма заключается в использовании его возможностей для развития личности, ее творческого потенциала, расширения горизонта знаний. Стремление к знанию всегда было неотъемлемой чертой человека. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории и культуры народа - одна из задач, которую в полной мере способен решать туризм. Увидеть мир своими глазами, услышать, ощутить - важные части восстановительной функции туризма, которые несут в себе большой гуманитарный потенциал. Знакомство с культурой и историей страны обогащает духовный мир человека.

Культура и история являются фундаментальной основой процесса развития, сохранения, укрепления независимости, суверенитета и самобытности народа. Идентичность путей исторической эволюции культуры и туризма предопределила общность новых методов подхода к их дальнейшему развитию. В большинстве стран мира происходит процесс демократизации культуры и туризма, которые составляют неотъемлемую часть жизни общества. Самосознание и познание окружающего мира, развитие личности и достижение поставленных целей немыслимы без приобретения знаний в области культуры.

Культурное наследие любого народа составляют не только произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, труды ученых, но и нематериальное достояние, включающее фольклор, народные промыслы, фестивали, религиозные ритуалы.

Давно выделился и стал самостоятельным такой вид туризма, как культурный, или познавательный. Его основой является историко-культурный потенциал страны, включающий всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Минимальный набор ресурсов для познавательного туризма может дать любая местность, но для его массового развития требуется определенная концентрация объектов культурного и исторического наследия, среди которых можно выделить:

Памятники археологии;

Культовую и гражданскую архитектуру;

Памятники ландшафтной архитектуры;

Малые и большие исторические города;

Сельские поселения;

Музеи, театры, выставочные залы;

Социокультурную инфраструктуру;

Объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства;

Технические комплексы и сооружения.

Особенности истории и культуры различных регионов мира все чаще побуждают людей проводить отпуск в путешествии. Объекты, посещаемые туристами, способствуют их духовному обогащению, расширению кругозора. Культура современная и прежних веков является одним из основных элементов туристского интереса.

Познавательный туризм охватывает все аспекты путешествия, посредством которого человек узнает о жизни, культуре, истории народа. Туризм, таким образом, является важным средством создания культурных связей и международного сотрудничества.

Развитие историко-культурных факторов внутри региона является средством расширения ресурсов для привлечения туристских потоков. Во многих странах туризм может быть включен в так называемую политику культурных отношений.

Уровень историко-культурного развития может быть использован также для создания благоприятного имиджа конкретного региона на туристском рынке. Элементы и факторы культуры могут являться каналами распределения информации о туристских возможностях местности. Успех развития туризма зависит не только от материально-технической базы, соответствующей общепринятым стандартам и требованиям, но и от уникальности национального историко-культурного наследия.

Объекты наследия должны быть представлены разумно и творчески. Научно-технический прогресс сделал свое дело: продукция одной страны практически не отличается от аналогичной продукции другой страны. Но в истории и культуре единообразие недопустимо. Регион, желающий стать популярным туристским направлением, должен обладать уникальными историческими и культурными комплексами и предлагать их на туристский рынок.

Оценка историко-культурных комплексов для туристских целей может проводиться двумя основными методами:

1. ранжированием их месту в мировой и отечественной культуре;

2. необходимым и достаточным временем для осмотра достопримечательностей, что позволяет сравнивать разные территории по перспективности историко-культурного потенциала для туризма.

Эти методы во многом субъективны: культурные комплексы, высоко оцениваемые специалистами, не всегда вызывают адекватную реакцию у туристов. Необходимое и достаточное время для осмотра объектов в известной степени определяется их доступностью и построением экскурсионных маршрутов. Наконец, представление о ценности историко-культурных комплексов зависит от уровня образования, национальных особенностей туристов. В большинстве случаев интерес к историческим объектам определяется модой.

Важной характеристикой историко-культурного комплекса является стабильность его соответствия ценностным критериям, сформировавшимся у населения. Этот фактор связан с долговременностью интереса туристов к конкретному культурному объекту. Сохраняется стабильность интереса туристов к таким объектам мирового культурного наследия, как египетские пирамиды, античная архитектура. Вместе с тем ряд объектов, например, ленинские места, наиболее посещаемые в советский период в России, утратил свою притягательность с изменением идеологических установок в обществе. Поэтому одной из основных задач организаторов туризма является не только создание историко-культурного комплекса для туризма, но и сохранение его на достаточно длительный период.

Несмотря на то, что практически любую информацию можно получить из печатных периодических изданий, художественной литературы и других источников, не стареет старая истина: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Поэтому регион, заинтересованный в привлечении туристов, должен разумно планировать и развивать специальные программы и мероприятия, способствующие повышению интереса к его истории и культуре в расчете на привлечение потенциальных туристов.

Историко-культурный туризм является самой активной частью среди всех факторов туристической аттрактивности. В современной интерпретации, культурный ландшафт имеет свойство универсальности, аутентичности и целостности как объект культурного и природного наследия. Историко-культурный туризм существует вместе с другими факторами, которые играет очень важную роль в развитии индустрии туризма.

Историко-культурный туризм, основанный на впечатлениях, как прямых, так и косвенных (опосредованных), в результате знакомства или изучения и познания чужой или своей собственной культуры и культурных артефактов, является одним из основных и самостоятельных видов туризма, предлагает туристу истинные, подлинные (аутентичные, нестандартизированные массовые) впечатления. Сенин В. С. Организация международного туризма. М.: Финансы и статистика, 1999. с.74.

Туризм является областью экономической деятельности, создающей условия для экспорта услуг всех отраслей, вовлеченных в создание туристского продукта. В этой связи историко-культурный туризм создает дополнительные возможности для экспорта услуг организаций и учреждений культуры, работающих с иностранными туристами.

Культурные артефакты - любой искусственно созданный объект, имеющий как определенные физические характеристики, так и знаковое и символическое содержание: (1) предметы, вещи, одежда, жилище, дороги и т. д., (2) феномены духовной жизни общества (научные теории, суеверия, произведения искусства, фольклор) - самоощущение человека внутри конкретной культуры - культурная идентификация, отождествление себя с определенной группой, этносом, нацией, расой, человечеством; восприятие традиций и ценностей чужой культуры, отношение к представителям чужой культуры и ее оценка, восприятие ценностей, традиций и обычаев этой культуры. Неприятие или непонимание (нежелание понимания) чужой культуры накладывает негативный отпечаток на межкультурные отношения и взаимодействие. Биржаков М.Б. Введение в туризм. СПб.: Питер, 2003. с. 407.

Для формирования туристической аттрактивности историко-культурный туризм должен содержать следующие аспекты (табл.1). Сенин В. С. Организация международного туризма. М.: Финансы и статистика, 1999. с.79-81.

1. Туризм искусств и литературы

известные деятели литературы, театра, кино; произведения скульптуры; художественные промыслы; театры, студий и т.д.

2. Исторический туризм

памятники человеческой цивилизации и социально-экономической культуры; древние города, развалины древних городов; памятники военной культуры (крепости, оборотные стены и валы, места битв и сражений и т.п.)

3. Туризм архитектурной культуры

архитектурные ансамбли, дворцовые комплексы, культовые сооружения и храмы; малые архитектурные формы (здания, башни, арки, залы, пантеоны, мавзолеи, мемориальные пещеры, камни и обелиски); гидротехнические сооружения (плотины, каналы, гидроэлектростанции); портово-промышленная архитектура; рекреационная архитектура

4. Туризм тематических парков культуры

искусственные ландшафты (селитебные, рекреационные, спортивно-оздоровительные, промышленные, транспортные)

5. Туризм городской среды и культуры

городская среда и городская культура; панорамы городов; ландшафтно-планировочная организация и застройка городов

6. Музейный туризм

музеи, выставки, историко-культурные мероприятия и презентации

Туризм по знакомству с искусством и литературой. Известные деятели литературы и искусства и их произведения могут быть ведущим фактором привлечения иностранных туристов. Например, прекрасные стихотворения великого русского поэта А. Пушкина привлекают иностранных любителей литературы посетить Россию.

Исторический туризм. Исторические памятники не только являются целевыми местами работы специалистов, но и интересными местами для массовых туристов.

Туризм архитектурной культуры. Каждая страна или каждый народ имеет свои историко-культурные источники. Архитектурная культура как «застывшие исторические стихи», стили архитектуры весьма разнообразны. Как правило, разница стилей архитектуры разных стран и национальностей является главной причиной формирования потока иностранных туристов. Например, туристам из восточных стран нравятся стили архитектуры Венеции Италии, Москвы и Санкт-Петербурга, Киева. И наоборот, туристов из западных стран интересуют восточные стили архитетуры. Например, китайские города Щиань, древний город Пинъяо (провинции Шаньси), и древний город Даянь (провинции Юньнань) являются первоочередными целевыми местами иностранных туристов в Китае. Сенин В. С. Организация международного туризма. М.: Финансы и статистика, 1999. с. 83-85.

Туризм тематических парков культуры. Тематические парки являются искусственными рекреационными ресурсами, которые рождены творческой мыслью и создают особую атмосферу с одной темой или несколькими темами, чтобы привлекать туристов. В 1955 г. американец Валт Дисней Walt Disney создал Диснейланд Disneyland, открывая историю тематического парка в мире. Вслед за ним, в западных странах, особенно в Северной Америке и Европе, были созданы великолепные тематические парки, самым популярным среди которых стал парк «Экскурсия космической студии» The Universal Studio Tour Голливуда, и который привлекает около 10 млн. туристов ежегодно. Сапрунова В. Туризм. Эволюция. Структура. Маркетинг. М.: Ось-89, 1997.c. 95.

Туризм городской среды и культуры. Города как места сосредочения культуры, экономики и политики стран и регионов имеют своё преимущество и формируют туристический рынок первого класса для иностранных туристов. Их роль в историко-культурном туризме постоянно возрастает.

Музейный туризм. Музеи как места экспозиции историко-культурной квинтэссенции страны пользуются достаточно высокой аттрактивностью, особенно для иностранных туристов. Например, музей Гугун (Пекин, Китай), музей Эрмитаж (Санкт-Петербург, Россия), Лувр (Париж, Франция), Прадо (Мадрид, Испания) и т.д. являются всемирными достопримечательностями.Представленные шесть видов историко-культурного туризма формируют ядро культуры туристических центров. Исмаев Д. К. Основная деятельность туристской фирмы (на примере российского турбизнеса). М.: Книгодел: МАТГР, 2005. с. 52.

Историко-культурный туризм и развитие туристических городов. Историко-культурный туризм играет важную роль в формировании и развитии туристических городов. В территориальных рекреационных системах - подсистемы природных и культурных комплексов являются ядрами их туристической аттрактивности. В отличие от природных факторов, историко-культурный фактор сочетает характерные черты движимости и недвижимости и имеет свою историческую динамику. С повышением уровня культуры населения, историко-культурный туризм играет более важную роль в развитии туристических центров. Места сохранения памятников истории и культуры формируют туристические районы, узловыми, фокусными точками которых являются туристические города. Поэтому именно туристические города служат конечными целевыми местами туристов. Сенин В. С. Организация международного туризма. М.: Финансы и статистика, 1999. с. 86-88.

Современные города выполняют множественные функции: политические; экономические; научно-образовательные; транспортные; информационные; культурные; туристические. Для большинства городов мира характерна тенденция последовательного усиления туристических функций.

Город как туристическое целевое место, в первую очередь, должны обладать своим стилем. По требованиям туристического маркетинга, для выбора иностранных достопримечательностей туристов интересуют прежде всего именно города. Чтобы соблюдать постоянно сильную жизненную силу туристических городов, им надо поддерживать содержание культуры.

Города являются совокупностью центров культуры, политики, экономики, науки, образования стран или регионов. Такими, в частности, являются столичные города: Пекин, Москва, Киев, Париж, Рим и т.д. Для рационального развития этих городов, очень важной задачей является претворение в действительность принципов устойчивого развития, сохранять историко-культурные памятники и вместе с тем не ограничивать развитие экономики годода. Например, город Кайфин провинции Хэнань является известным туристическим городом Китая, имея славное звание «Древний город семи династий». В истории Китая здесь семь раз была столица Китая, особенно в период северной Сун (960-1027). Кайфин (тогда его называли Тунцзин - восточная столица) был одним из самых оживлённых, развитых и больших городов в мире. Чтобы сохранить памятники древнего города, городское правительство решило размещать новые предприятия промышленности преимущественно с новыми технологиями только в западной части города. Кайфин является удачным примером согласованности противоречивых интересов между экономическим развитием и охраной культурно-исторических памятников в туристических городах. Вавилова Е. В. Основы международного туризма. М.: Гардарики, 2005. с. 107.

Историко-культурный центр. Города являются как местами сосредоточения историко-культурных памятников, так и мировыми известными центрами курортного туризма. Например, Сочи - крупный центр рекреации - курортного лечения и оздоровления, туризма, массового неорганизационного отдыха, которые по главным направлениям могут и должны выходить на международный уровень. Тем более, что глубокая атмосфера культуры Сочи формирует сильную аттрактивность города для иностранных туристов. Соединение культурных и природных (приморское положение, тёплый климат) ресурсов позволяет городу становиться известным туристическим городом мира.

Таблица 2. Классификация продуктов историко-культурного туризма по уровню и тематическому виду Вавилова Е. В. Основы международного туризма. М.: Гардарики, 2005. с. 109-111.

Уровень вид

Профессиональный

Специализи-рованный

Неспециализиро-ванный

Сопутствующий

Исторический

Научный туризм: конференции, экспедиции

Исторические, военно-патриотические туры

Экскурсия по историческим местам, местам боевых сражений, анимационная программа

Этнографиический

Этнографические туры

Этнографическая экскурсия, анимационная программа, дегустация традиционной кухни

Архитектурный

Архитектурные туры

Архитектурная экскурсия

Археологический

Участие в раскопках

Археологические туры

Экскурсия к местам раскопок, захоронений

Фольклорный

Участие профессиональных коллективов в фестивалях др.

Фольклорные туры, посещение фестивалей

Фольклорный концерт, фольклорная программа

Религиозный

Паломничество

Религиозный тур

Экскурсия по святым местам

Для специализированного историко-культурного туризма характерны подробные тематические туры. Например, специализированный архитектурный тур подробно знакомит туриста с особенностями архитектуры региона и т.д.; этнографический тур - с особенностями культуры, традиций, быта, кухни народа или народов региона, страны.

Неспециализированный историко-культурный туризм предполагает различные тематические экскурсии, анимационные программы, которые носят скорее ознакомительный характер, то же относится к сопутствующему туризму.

Культурный турист - условное понятие, потребитель туристского продукта, основанного на различных видах культурного туризма. В русском языке это может быть: (а) индивидуум, турист, обладающий навыками и привычками культурного человека по понятиям современности и традиций общества, бережно и с пониманием относящийся к объектам культуры и природы, стремящийся познать их, (б) участник туристской поездки, относимой по своим характеристикам и признакам к культурному туризму. В теории культурного туризма различаются три различных типа культурных туристов: (1) специальная категория культурных туристов-энтузиастов - 10-15%. Они специализируются в определенной области и путешествуют систематически с достаточной степенью повторности. Как правило, существует взаимосвязь между их профессиональной деятельностью и туристскими поездками; (2) постоянная категория культурных туристов - 30-40%. Они имеют достаточную мотивацию к культурному туризму в целом. Их наиболее привлекает культурный аспект туризма, хотя, как правило, у них есть и другие интересы, и в процессе отдыха они занимаются и другой деятельностью; (3) категория случайных культурных туристов - (45-60%). Они занимаются культурным туризмом спорадически из любопытства, однако составляют самую многочисленную категорию тех, кто посещает объекты исторического и культурного наследия. В период отдыха они посещают культурные достопримечательности в радиусе 50 км от постоянного места пребывания.

Историко-культурный туризм, в его классическом понимании, предусматривает знакомство туриста с новыми дестинациями, территориями, народами, архитектурой, бытом местного населения, религией или культами, т. е. новой или недостаточно известной или вовсе неизвестной культурой, представленной в виде материальных памятников культурного и природного наследия, в музейных коллекциях, городах и туристских исторических центрах, а также продуктах духовного творчества. Усиление взаимосвязи культуры и туризма базируется на роли культуры в реализации потребностей, положенных в основу туризма как явления, и роли туризма в удовлетворении культурных потребностей. Базисом выступают пять мотивационных признаков: (а) познание явлений и вещей, (б) коммуникация, (в) релаксация, (г) лечение и оздоровление, (д) социальный престиж. Культура обеспечивает туристам погружение в иное состояние общества, в котором живет народ другой страны, общества, города, региона, и на этой основе резкую смену впечатлений. Обеспечивается глубоко насыщенная интеллектуально-информационная составляющая туристской деятельности, весьма важная для современного человека, выступающего в роли туриста. Имеет место полезный эффект развлекательности и зрелищности явлений и образов, а также и последующий релаксационный эффект. Вавилова Е. В. Основы международного туризма. М.: Гардарики, 2005. с. 117.

Среди подвидов историко-культурного туризма выделяется несколько уровней:

Профессиональный, основанный на контактах профессиональных исполнителей и участников творческих коллективов, артистов, художников. Обычно он осуществляется в рамках фестивалей искусств, творческих встреч и т. д.

Специализированный, направленный на удовлетворение потребностей туристов в части детального знакомства и изучения местных обычаев, истории и быта населения, фольклором иным культурным наследием.

Неспециализированный, программы основаны на потреблении культурных благ как сопутствующего этапа туристской поездки, но не являющиеся основой целеполагания туристской поездки, например, экскурсионная часть туристской программы, внеобрядовое посещение святых мест, культовых объектов с познавательными целями.

Сопутствующий, который является дополнительной и необязательной частью туристской программы (культурной программы). Обычно сопровождает деловой туризм, спортивный туризм и другие виды и подвиды туризма.

Культурный квазитуризм, туризм для местного населения (резидентов), чаще всего выступающего в роли экскурсантов и активно потребляющего культурный продукт.

В отношении покупок и торговли следует быть осторожным. Торговля - древнейший вид занятий человечества. Это часть культуры человечества, формирующаяся веками и тысячелетиями. Посещение местного рынка, восточного базара - интереснейшее занятие для туриста. Так, Дубай (ОАЭ) исторически на протяжении тысячелетий был центром на торговом пути между Юго-Востоком и Левантией. И в наши дни это крупнейший торговый центр, а туристский продукт дестинации во многом построен именно на торговле для туристов. Построены уникальные современные торговые центры, проводятся торговые ярмарки и фестивали, вводятся режимы льготного налогообложения для торговли, одновременно сохраняются и открытые рынки, занимающие целые уличные кварталы (рынок пряностей, рынок тканей, рынок золота, рынок электроники и многие другие). Если покупка не становится для туриста самоцелью, и он не втягивается в мелкооптовую торговлю, то она разумна и полезна. Вавилова Е. В. Основы международного туризма. М.: Гардарики, 2005. с. 121.

Историко-культурный туризм представляет собой сложный многопрофильный вид деятельности, в которую помимо традиционных составляющих инфраструктуры туризма (таких как туроператоры въездного туризма, гостиницы, авиаперевозчики, автотранспортные предприятия, специализирующиеся на обслуживании туристов, охранные предприятия) вовлечены многие другие организации и предприятия сферы услуг.

Для развития экскурсионной деятельности в местности должны быть следующие объекты:

археологические памятники, старые и новые,

достаточно сильно урбанизированные развитые города,

объекты сельской местности,

музеи, выставки, экспозиции. Кабушкин Н. И. Менеджмент туризма. Минск: Новое знание, 2001. с. 87.

Особенности образа жизни и исторически сложившихся культурных традиций привлекают туристов в путешествия. Ознакомление с новой культурой обогащают кругозор и способствуют развитию личности.

Успех развития туристического культурного бизнеса зависит не столько от грамотного подхода к организации процесса, сколько в уникальности местности, народа и его обычаев и образа жизни.

Во многих государствах предлагаемые культурные ценности мало отличаются друг от друга, в этом случае стоимость туров заметно снижается относительно более уникальных государств.

В состав субъектов культурного туризма входят следующие подотрасли сферы услуг: музеи, музеи-заповедники и дворцы; художественные галереи и арт-центры; дирекции фестивалей и карнавалов; театры и концертные организации; цирки и концертные залы; культурно-развлекательные центры, ночные клубы; продюсерские центры; агентства по продаже театральных и музейных билетов, дирекция театрально-зрелищных касс; экскурсионные бюро; специально предназначенный для экскурсий автобусный парк, маломерный флот и речные прогулочные суда. Неотъемлемой частью культурного туризма являются также аутентичные предприятия общественного питания и привлекательные для некоторых туристов художественные галереи и антикварные магазины. Свой вклад в формирование продукта культурного туризма вносят многочисленные храмы различных конфессий, некоторые из которых являются объектами экскурсий со стороны туристов.

Простое перечисление подотраслей, вовлеченных в создание продукта историко-культурного туризма, показывает его значительную роль в экономике. Данное обстоятельство становится принципиально важным в условиях экономического кризиса. Там же, 2001. с. 89.

Типичное негативное явление в историко-культурном массовом туризме - навязывание стереотипа культуры - надуманного выхолощенного образа явления, упрощенного воспроизведения для быстрого освоения и непритязательного развлечения. Таковым может быть стереотип образа шотландца в клечатой юбке (килт), играющего на волынке с бутылкой вечного шотландского виски, или русского в шароварах, сапогах, папахе, с рюмкой водки и танцующим с медведем в обнимку. Нередко культивируется самообман при взаимном молчаливом согласии как производителя туристского продукта так и потребителя. Местная туристская индустрия создает некий образ явления или совокупности материальных предметов, за счет которой она и существует, при тайном согласии туристов увидеть и «съесть» предложенную фальшивку. Кабушкин Н. И. Менеджмент туризма. Минск: Новое знание, с. 91.

Формируется типовой образ деятельности туристов, ориентированный на местное туристское производство туристского продукта - что надо посетить, что надо увидеть, что надо сфотографировать, что надо купить из сувениров. Для туристов специально генерируются обряды, которых не существует, плавучие красочные лодочные рынки на воде, которых уже давно нет и местным жителям они не нужны, и прочее на потребу массовому туристу-потребителю. Истинная культура остается невостребованной, незамеченной, непознанной, а полученные впечатления - весьма далекими от истинных или аутентичных. Туризм при этом становится неким конвейерным производством.

Классификацией туризма называют выделение определенных видов туристической деятельности согласно каким-либо основаниям. Наиболее распространенной классификацией является выделение определенных видов, форм, категорий.

Соответственно, ресурсы культурного туризма можно разделить на две большие группы:

  • 1. Собственно культурные достопримечательности - объекты и процессы культуры, которые, согласно современному подходу к культуре охватывают:
    • - материальные и нематериальные результаты в традиционных областях культурного производства (архитектура, литература, исполнительские и изобразительное искусства),
    • - материальные и нематериальные результаты в инновационных областях культурного производства - культурных индустриях (индустрии моды, кино, масс-медиа, развлечений, графического и веб-дизайна и т.д.)
    • - повседневную жизнь населения определенной территории (быт, труд и досуг) как элементы культуры, представляющие сегодня повышенный интерес для ознакомления, познания и понимания.

Имеют территориальное (место исторического события, этнический квартал и т.п.), организационное (музей, театр, фестиваль) и тематическое (отражающее отдельный аспект культурной жизни, производства и творчества, например, литературные места Санкт-Петербурга, история русского балета и т.п.) представление.

Можно систематизировать виды ресурсов культурного туризма данной группы, используя следующие основные критерии.

Время формирования позволяет разделить все ресурсы на два вида:

  • - культурное наследие,
  • - современная (традиционная инновационная) культура.

Форма существования культурной достопримечательности (постоянная или временная) обусловливает временные параметры использования культурной достопримечательности в туристской практике:

  • - стационарные культурные достопримечательности (продукты и процессы), «привязанные» к определённой территории физически (здания и сооружения, городская архитектура, историческое место), организационно (театр, библиотека, музей, художественный институт - организации, реализующие культурные процессы, формирующие территориальную инфраструктуру культуры) или субъектно (повседневная бытовая культурная практика),
  • - культурные события (культурно-исторические и художественно-исполнительские, а также социально-культурные (гей-парад) события), чье основное отличие как раз и состоит во временном характере существования.

Культурный базис достопримечательности разделяет культурные ресурсы на следующие категории:

  • - материальная культура (артефакты) - материальные атрибуты творческой, производственной и бытовой деятельности (орудия труда, предметы быта, одежда, жилище, произведения искусства и т. д.),
  • - нематериальная культура - творческая практика (в т. ч. исполнительские искусства, массовые зрелища, художественные традиции, мифология и т.п.), е? процессы и нематериальные продукты,
  • - живая культура - традиционное народное творчество (фольклор) и бытовая практика, в т. ч. воспроизведение традиционного образа жизни.

Уровень культуры, который дифференцирует культурные объекты по сложности восприятия широкими массами населения. Здесь выделяются:

  • - высокая культура (искусство) - жанры и отдельные (лучшие) образцы культуры, требующие знания сложных культурных кодов для расшифровки; носят элитарный характер;
  • - популярная/массовая культура (которая, помимо доступности понимания, характеризуется индустриальными формами производства и распределения и/или относительно низким художественным уровнем).

К массовой культуре можно отнести, в частности, историко-развлекательные центры, которые широко распространены на Западе.

Этот вид туризма стал настолько популярным, что мы можем говорить о появлении различных видов культурного туризма:

Исторический туризм -- этот вид культурного туризма, характеризуется максимальным вниманием со стороны туриста к историческим местам, музеям, памятникам военной культуры (мест битв, сражений, крепости и оборонные стены), историческим развалинам, изучением социально- экономических особенностей страны.

Архитектурный туризм -- дворцовые ансамбли, культовые храмы и сооружения.

Малые архитектурные формы -- ознакомление с арками, зданиями, арками, башнями, мавзолеями.

Гидротехнические сооружения -- каналы, плотины, дамбы, гидроэлектростанции.

Портово -- промышленная архитектура -- для любителей морской тематики и достижений для её развития.

Рекреационная архитектура.

Туризм парков культуры - преимущественно исследование искусственных ландшафтов (промышленных, транспортных, оздоровительно - спортивных).

Туризм городской среды -- панорама красивых городов, живописная застройка, ландшафтная организация.

Музыкальные и танцевальные фестивали -- замечательный вид туризма, буйство красок, карнавалы, танцы, песни, состязания на звание лучшего танцора, школы танцев, певца или королевы ночи. Сногсшибательные фейерверки, лазерное шоу и другие специальные эффекты. Незабываемые впечатления гарантированы.

Сельский туризм -- полная релаксация, уход от мирской суеты, свежий воздух, умопомрачительные пейзажи, запах травы и цветов.

Туризм искусств и литературы -- известные дома -- музеи писателей, художественные театры и галереи.

2. Практики потребления культурных благ туристами.

Туристская практика представляет собой характерную деятельность туриста (включая специфические нормы и ожидания) в отношении посещаемой дестинации или культурной достопримечательности, проявляющую его компетентность и навыки как в сфере культуры, так и в сфере туризма. Это - культурный ресурс, лежащий на стороне потребителя - туриста.

Туризм наследия (культурно-исторический) обусловлен выраженным интересом туристов к истории и общечеловеческим культурным ценностям. Такой интерес достаточно сильно связан с образовательным уровнем и культурным капиталом туриста, позволяет ему развивать свои идентификационные признаки представителя «культурного» класса.

Он реализует традиционное отношение к культуре как средству просвещения и ориентирован на формальное обучение. Поскольку система современного образования поддерживает эту традиционную парадигму культуры, данный вид туризма сохраняет свои позиции во время путешествий в другие места и страны. Но в последние десятилетия туризм наследия потерял свое лидирующее (а прежде и вовсе исключительное) место в системе культурного туризма.

Потребление продуктов культурно-исторического наследия в туризме происходит относительно быстро, в отличие, скажем, от курортных услуг. Если средняя продолжительность пребывания на курорте составляет 10 дней, то даже в наиболее богатых культурным наследием городах, таких как, например, Венеция и Санкт-Петербург, редко превышает 2 дня (в Праге, например, 3-4 дня), а в небольших культурно-исторических дестинациях вообще обычно составляет несколько дневных часов.

В основу культурно-исторического туризма положен исторический и культурный потенциал страны, который включает в себя: социальную и культурную среду с имеющимися обычаями, традициями особенности хозяйственной и бытовой деятельности.

В абсолютно любой местности имеется минимальный набор ресурсов для осуществления познавательного туризма. Однако для его развития в массовом масштабе необходима определенная совокупность объектов исторического и культурного наследия. Среди таких объектов выделяют:

  • - археологические памятники;
  • - гражданская и культовая архитектура;
  • - памятники ландшафтной архитектуры;
  • - исторические города;
  • - исторические сельские поселения;
  • - театры музеи, выставки и пр.;
  • - объекты этнографии, народные ремесла и промыслы, прикладное искусство;
  • - технические сооружения и комплексы.

Культурно - исторический туризм является самым лучшим способом ознакомления с иными культурами. Данный вид туризма способствует развитию личности, развитию знаний и творческого потенциала. Культурно-исторический туризм помогает совмещать отдых с изучением жизни других людей, культур, историй и т.д. Именно это является причиной того, что множество людей проводят свой отпуск в путешествиях.

В настоящее время выделяют отдельные виды культурно-исторического туризма:

  • 1. Культурный туризм, то есть посещение объектов культуры определенного народа, города, страны и т.д.
  • 2. Исторический туризм, то есть посещение туристами объектов исторического наследия. При этом успешным фактором развития данного вида туризма является наличие в регионе исторических мест, достопримечательностей, объектов истории. Цель данного вида туризма - ознакомление с историей города, региона, страны.

Именно историческое наследие региона является его культурным потенциалом. Большинство популярных туристических направлений предполагает посещение культурных и исторических мест в регионе. Посещение таких мест является очень сильным побудительным мотивом для туристов, что способствует развитию туристической отрасли.

Для продвижения историко-культурного потенциала региона нужно проводить всевозможные фестивали и иные культурные массовые мероприятия, которые являются традиционными для конкретного региона и могут быть интересны туристам.

Во многих регионах присутствуют такие исторические территории, которые являются уникальными. К ним относятся древние города, исторические территории, усадьбы, парки, архитектурные памятники и пр. Они так же должны становиться объектами туристической отрасли.

При этом необходимо учитывать и сочетать исторически определенные формы деятельности народа и инновационные подходы к организации туризма. При этом инновационная составляющая должна быть только дополнением к традиционной.

Выделяют четыре принципа культурно-исторического туризма:

  • 1) активное содействие в сохранении наследия местности: культурного, исторического и природного;
  • 2) подчеркивание и выделение уникальности наследия местности относительно других регионов;
  • 3) создание у местного населения чувства гордости и ответственности за уникальное наследие;
  • 4) разработка программы развития туризма на основе использования уникального наследия местности.

Культурно-исторический туризм имеет целый ряд аспектов влияния на развитие региона, в том числе:

Социально-культурные аспекты.

Сохранение и развитие исторических городов взаимосвязаны с включенностью той или иной страны в мировой процесс модернизации, урбанизации в глобальном масштабе, с развитием средств СМИ, мирового рынка, транспорта и пр. Все это влияет на формирование современной массовой культуры, к которой, несомненно, относится и туризм, способствующий унификации как региональной, так и этнической культуры, особенно в крупных городах мира.

Как реакция на этот процесс в последнее десятилетие происходило противоположное движение -- ориентация на возврат к прошлому, к осмыслению и сохранению культурной идентичности. В таком контексте культурно-исторический туризм играет важную роль в осмыслении собственной идентичности, в возрождении локальных традиций. А если народные традиции разрушены, то возникают их новые образцы, чаще всего имитирующие исторические элементы культуры, ранее имеющие определенный смысл и значение.

Культурно-исторический туризм имеет познавательное и образовательное значение для туристов и эффект для тех городов и регионов, в которых он развивается. Однако существенным становится понимание его роли для местных жителей. Положительное значение туризма очевидно в той экономической выгоде, которую могут получить города и их жители от инвестиций предприятий, аренды зданий, сдачи частных домов внаем, от продажи предметов или реконструкции жилища улучшения инфраструктуры поселений и территорий. Для ряда социальных групп, особенно детей, важным становится осознание историко-культурного значения собственной «малой Родины», гордости от ее известности в стане и мире. В социальной сфере туризм так же решает проблему занятости местных жителей, предоставляя им рабочие места, приобщая к ценностям международной культуры, в том числе путем межличностного общения.

В связи с продолжением тенденции сокращения доли туристов, имеющих специализированный интерес к изучению наследия, на туристском рынке будет расширяться предложение популяризированных форм туризма наследия и продуктов:

  • - обзорно-ознакомительного туризма, который, несмотря на некоторые сдвиги в пользу погружения в атмосферу живой культуры дестинации, по-прежнему базируется на ресурсах культурно-исторического наследия и «прямолинейном» вербально-визуальном способе передачи информации);
  • - культурных продуктов на базе достопримечательностей, построенных на культурно-историческом материале в развитие явления «постмузейности».

Последнее, в частности, особенно ярко ведет к размыванию границ между культурным наследием и современной культурой и проявляется в широком спектре интерпретаций и тематической «упаковке» прошлого для «посильного» и доставляющего, прежде всего, удовольствие современному массовому туристу опыта приобщения к культуре. Отсюда, наблюдается распространение новых типов достопримечательностей на рынке культурного наследия, в большей или меньшей степени обладающих типологическими признаками культурно-исторического туризма - аутентичностью объектов посещения и «классической» формой потребления - изучением.

Культурный туризм - это путешествие, которое осуществляется для знакомства с духовными и материальными объектами культуры. Культурный туризм является ведущей суботраслью туризма. Постепенно он приобретает новые функции. В настоящее время культурный туризм рассматривается как важный механизм взаимодействия различных народов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие "культурный туризм", его основные характеристики и влияние на развитие региона. Характеристика ресурсов Ижевска для развития культурного туризма. Характеристика туристических ресурсов и тура Сибирского тракта для развития культурного туризма.

    дипломная работа , добавлен 04.08.2008

    Общее представление и классификация культурного туризма. Факторы, влияющие на его дальнейшее развитие в России. Характеристика объектов культурного наследия. Развитие культурного туризма на примере туристско-рекреационной зоны "Золотое Кольцо Москвы".

    дипломная работа , добавлен 14.09.2010

    Культурный туризм и его влияние на развитие региона. Роль экскурсионного обслуживания в развитии культурного туризма в Хабаровском крае. Характеристика рекреационных и познавательных ресурсов; паспорт маршрута и сценарий обзорной экскурсии "Время–река".

    дипломная работа , добавлен 21.03.2012

    Культурный туризм как фактор развития региона, проблемы типологии и его генезис. Исследование теоретического аспекта музыкального фестиваля в системе культурного туризма и применение современных концепций по его совершенствованию в Хабаровском крае.

    дипломная работа , добавлен 21.03.2012

    Сущность, классификации, мировой опыт и современное состояние событийного туризма в России. Основные направления и перспективы развития туристического отдыха в Ханты-Мансийском автономном округе. Управление в сфере социально-культурного сервиса региона.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2015

    Понятие и виды паломнического и просветительского туризма. Объекты культурного наследия как ресурс для организации религиозного туризма. Анализ деятельности туроператоров внутреннего туризма в Вологде. Использование маршрута в качестве экскурсии-пленэра.

    дипломная работа , добавлен 17.06.2017

    Культурно-познавательный туризм как ресурс развития исторических городов России. Оценка туристической привлекательности Тульской области. Мероприятия по развитию туризма в Тульской области с помощью турагентства "Ваш отдых", оценка их эффективности.

    дипломная работа , добавлен 22.11.2015

    История развития туризма. Изучение культуры античного периода. Походы и путешествия в эпоху средневековья. Открытия в XV-XVI веках. Проблемы сохранения объектов культурного наследия в России. Роль туризма в современном мире, многообразие его видов.

    дипломная работа , добавлен 20.03.2014

КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

Демина Светлана Андреевна
Казанский государственный университет культуры и искусств


Аннотация
В данной статье рассматривается культурный туризм как важная составляющая региональной культурной политики и развития общества в целом. Рассмотрены некоторые международные культурные проекты и организации их реализующие. Дана характеристика основным типам культурного туризма и обозначены их потенциал и значение для развития регионов и межкультурного взаимодействия.

CULTURAL TOURISM AS ONE OF THE DIRECTIONS OF THE REGIONAL CULTURAL POLICY AND ITS ROLE IN THE SOCIETY DEVELOPMENT

Demina Svetlana Andreevna
Kazan State University of Culture and Arts


Abstract
This article discusses cultural tourism as an important component of the regional cultural policy and development of society as a whole. Some international cultural projects and organizations realizing it are considered. The main types of cultural tourism are characterized and their potential importance for the development of regions and intercultural interaction are identified.

Библиографическая ссылка на статью:
Демина С.А. Культурный туризм как одно из направлений региональной культурной политики и его роль в развитии общества // Политика, государство и право. 2014. № 4 [Электронный ресурс]..02.2019).

В настоящее время в мировом сообществе ясно прослеживаются процессы глобализации и интернационализации, с одной стороны, и роста конкуренции и насыщения рынка однотипными продуктами, с другой. При этом многие исследователи склоняются к мнению, что в плане культуры «глобализация - это тупиковый путь развития человечества» или, по крайней мере, что глобализация, понимаемая как исчезновение национальных государств и унификация культуры, «еще очень и очень далеко».

Меняющиеся условия находят свое выражение во всех сферах общественной жизни. Так, например, на первый план выходит обеспечение соответствия качества политики в целом актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства . В культурной же политике регионов, помимо данных основополагающих изменений, наблюдается рост туристского предложения в целом и развития культурного туризма в частности.

В связи с этим актуализируется проблема создания благоприятного имиджа конкретного региона на туристском рынке, решение которой возможно посредством привлечения внимания к национальному историко-культурному наследию местности. Данная статья представляет собой попытку выявить наиболее существенные факторы развития культурного туризма и, как следствие, формирования положительной репутации региона на туристском рынке.

Культурный туризм имеет большое значение для эффективной реализации задач культурной политики, так как призван служить утверждению идеалов терпимости в обществе, уважению, принятию и правильному пониманию богатого многообразия культур мира в целом. Это, безусловно, соответствует целям культурной политики в широком понимании, поскольку взаимодействия государственной власти, негосударственных структур, таких как политические партии, религиозные конфессии, общественные объединения, а также личностей или социальных групп направлены, прежде всего, на культурное развитие общества.

Культурные контакты подобного рода осуществляются в серии межкультурных проектов ЮНЕСКО (UNESCO ) и Всемирной туристской организации ЮНВТО (UNWTO ). Среди них также крупные долгосрочные межрегиональные проекты по созданию культурно – исторических маршрутов, как «Великий шелковый путь» и «Невольничий путь», в первом из которых принимает участие и Россия.

Другой ведущей организацией в области культурного туризма является ИКОМОС (I СОМОS ). Согласно документам этого международного совета, культурный туризм представляет собой «небольшой сегмент рынка, тщательно организованный, познавательный или образовательный и зачастую элитарного характера, посвященный представлению и разъяснению культурной идеи» . Поэтому основной целью деятельности совета служит поддержка идеи и методики охраны памятников и достопримечательных мест.

Деятельность международных организаций, в частности ЮНЕСКО, ЮНВТО и ИКОМОС, по охране и сохранению культурно-исторических мест фактически базируется на принципах Глобального этического кодекса туризма и Хартии туризма. Согласно данным документам, культурный туризм предполагает знакомство с обычаями местного населения, его традиционной и религиозной деятельностью, священными местами и святынями; художественными, археологическим и культурными ценностями – со всеми сторонами культуры, являющимися частью наследия человечества.

Развитие культурного туризма, по сути, невозможно без культурного наследия, поскольку предполагает использование историко-культурного потенциала стран. Историко-культурные ресурсы включают социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Одним из наиболее важных условий массового развития культурного туризма является определенная концентрация объектов культурного наследия. Другим важным фактором служит привлечение внимания к культурному наследию посредством его разумной и творческой организации. К основным методам оценивания культурных комплексов для туристских целей можно отнести расчет времени, которое необходимо затратить для осмотра тех или иных достопримечательностей, выявление наиболее важных для мировой культуры объектов культурного наследия среди имеющихся на определенной территории и проведение сравнительного анализа различных территорий по степени их перспективности и по величине их потенциала в целом .

Следует также отметить, что представление о ценности культурных комплексов может отличаться у специалистов, занимающихся вопросами сохранения, оцениванияи актуализации культурного наследия и у туристов, знакомящихся с ним. Поскольку для туристов важную роль играет, во-первых, доступность объектов культурного наследия, например, наличие удобных экскурсионных маршрутов удобства экскурсионных маршрутов, а во-вторых, уровень общей культуры и образованности туристов и, безусловно, множество других факторов. Именно поэтому основной целью культурной политики в данной области является не только создание благоприятного имиджа региона как такового, но и формирование стабильного положительного и бережного отношения к конкретным объектам культурного наследия на длительное время .

Итак, основной целью культурного туризма служит знакомство с архитектурой, живописью, музыкой, театром, фольклором, традициями, обычаями, образом и стилем жизни людей – культурой и историей страны. Понятия «культурный туризм», «познавательный туризм» в международном туризме объединены этой целью и относятся, скорее, к традиционным. ЮНЕСКО, например, рассматривает культурный туризм как отдельный вид, учитывающий культуры других народов .

Деятельность международных организаций, в частности ЮНЕСКО, ЮНВТО и ИКОМОС, по охране и сохранению культурно-исторических мест фактически базируется на принципах Глобального этического кодекса туризма. Данный кодекс имеет большое значение для историко-культурного потенциала страны, поскольку рассматривает туризм как фактор индивидуального и коллективного совершенствования (статья 2), фактор устойчивого развития (статья 3), деятельность, выгодную для принимающих стран и сообществ (статья 5).

Глобальный этический кодекс туризма, состоящий из десяти статьей, провозглашает право на туризм и на свободу туристских путешествий, в частности: рассматривает обязанности участников туристского процесса (статья 6); права работников и предпринимателей туристкой индустрии (статья 9); право на туризм как «возможность напрямую и лично открывать для себя и наслаждаться достопримечательностями нашей планеты» (статья 7).

Согласно Глобальному этическому кодексу, туризм не только использует культурное наследие, но и вносит существенный вклад в его обогащение. Так в статье 4 подчеркивается бережное отношение к объектам культурного наследия «в целях его защиты и сохранения для будущих поколений». Следовательно, культурный туризм в целом способствует сохранению и процветанию традиционных ремесел, культуры и фольклора и противодействует их стандартизации.

Другим нормативно-правовым актом, затаривающим вопросы взаимосвязи культурного наследия и туризма, является одобренная резолюцией I VI сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской Организации 22 сентября 1985 года Хартия туризма. Согласно статье VI Хартии, культурный туризм предполагает знакомство с обычаями местного населения, его традиционной и религиозной деятельностью, священными местами и святынями; художественными, археологическим и культурными ценностями – со всеми сторонами культуры, являющимися частью наследия человечества.

При формировании положительного и стабильного имиджа культурно-исторических комплексов большое значение имеет и использование специфики различных видов культурного туризма. Так, в зависимости от специфики и уникальности объектов культурного наследия, можно выделить следующие такие типы культурно-познавательного туризма, как культурно-исторический, культурно-событийный, культурно-религиозный, культурно-археологический, культурно-этнический, культурно-этнографический, культурно-экологический и другие .

Итак, совмещение отдыха с познанием жизни других народов несет в себе большой гуманитарный потенциал, который включает в себя моральные, духовные, интеллектуальные и художественные аспекты жизни человека . Увеличение числа культурных контактов региона, с одной стороны, способствует распространению информации об историко-культурном потенциале и привлечению потенциальных туристов, а с другой стороны, предполагает рост самосознания народа, повышению интереса к культуре в целом.

Таким образом, представленный выше анализ позволяет сделать вывод о том, что потенциал историко-культурного туризма имеет определяющее значение для успешного осуществления культурной политики в целом, поскольку использование специфики различных видов культурного туризма, в частности, этнографического, культурно-этнического, культурно-религиозного, культурно-антропологического, культурно-экологического, способствует реализации межрегиональных проектов и широкому межкультурному взаимодействию.


Библиографический список
  1. Идиатуллин А.В. Современные социокультурные факторы развития системы высшего образования // Современные научные исследования и инновации. – Ноябрь 2013. – № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/11/28253 (дата обращения: 23.02.2014).
  2. Новгородова Е.Е. Основные подходы к определению понятия «коммуникативная компетентность» // Гуманитарные научные исследования. – Декабрь 2013. – № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/12/5393 (дата обращения: 19.02.2014).
  3. Лихачев Д. С. Декларация прав культуры // Культурное наследие Российского государства. СПб., 1998.
  4. Гаранин Н.И., Булыгина И.И. Менеджмент туристской и гостиничной анимации: Учебное пособие. – Москва: Советский спорт, 2004 – 128с.
  5. Сенин В.С. Организация международного туризма: Учебник. – Москва: Финансы и статистика, 2004 – 400с.
  6. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учебник. – Минск: Новое знание, 2004 – 409с.
  7. Саак А.Э., Пшеничных Ю.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Учебное пособие. – Москва – Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2007 – 512с.
  8. Биржаков М.Б. Введение в туризм (3-е изд.). – Москва – Санкт-Петербург: «Издательский дом Герда», 2002 – 320с.


Рассказать друзьям