Военная галерея 1812 года в эрмитаже. Военная галерея эрмитажа

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Административно-территориальное деление России при Петре Великом.

В конце 1708 года Петр Великий издал указ о разделении России на 8 обширных административных округов, названных губерниями: Московская, Ингерманляндская, Киевская, Смоленская, Архангелогородская, Казанская, Азовская и Сибирская (позже до 11). Губернии были чрезвычайно неравномерны (в Московской губерннии было 39 городов, в Киевской - 56, Сибирской - 30). По мнению Буданова, власть губернаторов можно назвать центрально-местной, так как в городах по прежнему управляли обер-коменданты и коменданты (прежние воеводы). Изначально губернии делились на уезды, но в 1711 году появились провинции - промежуточное деление между губерниями и уездами. Во главе провинций стояли воеводы.

Местное управление.

Учреждение губерний 1775 года.

Местные учреждения Екатерины основаны на сослвоном самоуправлении. Губернии были уменьшены в объеме и увеличены в численности. В каждой губернии проживало 300000-400000 человек. В Европейской части было учреждено 50 губерний, по 300-400 тыс. жителей в каждой губернии. Губернии делились на уезды, численность от 20 до 30 тысяч человек. Губерния управлялась наместником или генерал-губернатором и правителями наместничества или губернаторами. Впоследствии наместники сатли назначаться сразу на несколько губерний. Губернатор управлял при помощи наместничьего правления, которое имело при нем совещательное значение. Губернии по общему правилу делились га уезды (хотя могли делится у на провинции). Уездом управлял земский исправник, или капитан. Он избирался дворянством уезда. Он был председателем нижннего земского суда, в котором также было по два заседателя по выбору от дворянства. Исправник ведал всей полицией безопасности и благосостояния в уезде.

Приращивание территории.

Приобретенные или завоеванные Россией земли в период с начала XVIII по начало XX века существенно изменили ее географическое положение не только в Европе, но и в Азии. Присоединение территорий в XVIII-XIX веках велось по трем направлениям: западное, южное и восточное.

I. Расширение Российского государства на Запад происходило под влиянием следующих политических событий:

1. Северная война 1700-1721. Борьба за гегемонию на севере между двумя государствами закончилась в пользу России. К Российской империи были присоединены Лифляндия, Эстляндия, Ингрия, часть Карелии и часть Финляндии. Победа в северной войне сделало Россию не только морской державой, но и открыла прямой торговый путь с Европой.

2. Воссоединение Западной Руси с Восточной.

1772 - присоединение северной и восточной части Белоруссии после 1 раздела Польши.

1793 - присоединение остальной части Белоруссии и Юго-Западной Руси после 2 раздела Польши.

1795 - присоединение Литвы и Курляндии после 3 раздела Польши.

3. Присоединение Финляндии (1809)

4. Присоединение части бывшей Польши (Варшавское герцогство) под именем царства Польского (1815).

Особенность присоединения этих земель - наделение их льготами.

Малороссия пользовалась самостоятельным управлением, судом и прежними литовскими законами. Она имела право сношения с другими государствами (кроме Польши и Турции). Право принимать послов из других государств, при этом докладывая непосредственно в Москву, было отнято в 1674 году.

Лифляндии, Эстляндии, Курляндии было разрешено формировать местные учреждения со своими особенностями. Для Финляндии и Польши были созданы престолы - великокняжеский и царский - особыми учреждениями государственного характера (собственная законодательная власть, высшее управление и военная сила). Государственные. права Польши утрачены ею после восстания 1831, местные особенности - после восстания 1863 года. Государственные отличия сохранились лишь в Финляндии, а местные - в Остзейском крае.

II. Движение на юг сопровождалось следующими приобретениями России:

1. Эпоха Екатерины 2. Турецкие войны 1771-1773 и 1787-1791.

По Кучук-Карнайджискому миру - Турция отдала России берега Азовского моря.

В 1783 году был присоединен Крым.

По Ясскому миру 1791 года Россия получила северный берег Черного моря до устьев Днепра.

2. Александровские приобретения.

По Бухарестскому миру 1812 года к России была присоединена Бесарабия.

Движение на юг было важно не столько из-за плодородных территорий Черноземья и причерноморья, сколько из-за международного положения империи. Выход России к Черному морю позволил ей стать на защиту славянских наций и содействовать их государственному возрождению. Выход к морю дал России право непосредственно оказывать влияние на Балканские государства и участвовать в Средиземноморских делах европейских государств.

Николаевский период.

Война с Турцией 1828-1829 завершилась Адрианопольским мирным договором: к России отошли Анапа, Поти, Ахалцих, Ахалкалаки.

С 1828-1864 велась ожесточенная борьба с горцами, которыми руководил Шамиль. В 1859 году войска Шамиля были окончательно разбиты, сам он попал в плен. В 1864 году присоединение Кавказа к России завершилось.

Приобретения Александра Второго.

Шестая русско-турецкая война 1877-1878 годов принесла следующие результаты: к России были присоединены потерянная в ходе Крымской войны Южная Бессарабия, а также крепости Батум, Карс, Ардаган и Баязет. Правда, Баязет, по Берлинскому конгрессу, пришлось отдать.

III. Движение на Восток было продолжением политики Московского государства:

1. Петровский период.

Поход на Персию. Присоединение прикаспийских земель, которые, правда, были вскоре отданы.

2. Эпоха Екатерины 2.

Грузия стала вассальной от России.

3. Александровская эпоха.

В 1801-1804 гг. Александр Первый окончательно присоединил Грузию.

Ряд побед русских войск в Закавказье способствовали присоединению к России нескольких ханств: Ганджийского, Карабахского, Бакинского, Ширвианского, Дербентского, Кубинского, Текинского, Талышского. Все завоеванные земли в ходе русско-иранской войны (1804-1813) были преобразованы в две губернии: Бакинскую и Елизаветпольскую.

Николаевский период.

Война с Ираном 1826-1828 завершилась Туркманчайским мирным договором, по которому к России отошли Эриванское и Нахичиванское ханства.

5. Завоевание Средней Азии.

По Айгунскому (1858) и Пекинскому (1860) договорам с Китаем Россия приобрела Уссурийский край.

1865 - Туркестан

1867 - продажа Аляски.

1868 - вассальную зависимость от России признали Кокандское ханство и Бухарский эмират.

1873 - в зависимость к России попало Хивинское ханство.

1875 - по договору с Японией к России отошел Сахалин, к Японии - Курильские острова

1876 - Кокандское ханство входит в состав России

1873 - фактическое подчинение Хивы и Бухары.

Соперничество в Азии велось лишь только с Англией.

1885 - взятие Кушки, которое завершило присоединение Средней Азии к России.

1896 - строительство КЖВД в Северном Китае.

1898 - Россия получила право на аренду Порт-Артура с правом строительства морской базы.

1905 - после неудачной войны с Японией по Портсмутскому миру Россия теряет Южную часть Сахалина и Порт-Артур.

Правовое оформление приращенных территорий и особенности управления приращенных территорий.

I. Финляндия.

Финляндия, присоединенная к России в 1809 году, стала именоваться Великим княжеством Финляндским, а русский император являлся Великим князем Финляндским и был главой исполнительной власти. Законодательная власть принадлежала Сейму, а исполнительная правительтсующему Сенату (с 1809 года), который состоял из 12 человек.

Великий князь финляндский являлся главой исполнительной власти, утверждал законы, принимаемые Сеймом, назначал членов высших судебных органов, наблюдал за отправлением правосудия, объявлял амнистии, представлял княжество Финляндское во внешних сношениях.

Сейм созывался каждые пять лет, состоял из двух палат представляющих четыре сословия: рыцарство и дворянство, духовенство, крестьян и горожан. Решение Сейма считалось принятым, если оно принималось тремя палатами. Принятие или изменение основных законов требовало решение всех четырех палат.

Сейм имел право законодательной инициативы и право петиции перед императором, он устанавливал новые налоги или решал вопросы о новых источниках государственных доходов. Без согласия Сейма не мог быть изменен или отменен ни один закон.

Сенат состоял из двух департаментов: хозяйственного и судебного. Первый ведал гражданским управлением, второй являлся высшей инстанцией Финляндии.

Генерал-губернатор был председателем Сената, председателем императора и Великого князя Финляндии, ему подчинялись губернаторы.

Министр статс-секретарь Финляндии был официальным посредником между местным правительством и Императором и Великим князем. В 1816 году Сенат был переименован в Императорский финляндский. Во главе его находился назначаемый императором генерал-губернатор. Местное управление в значительной мере сохраняло черты предыдущего периода, вся система органов управления отличалась автономией (Финляндия была разделена на 8 губерний).

II. Польша.

В 1815 году Польша получила Конституционную хартию и статус королевства: император российский стал одновременно королем польским. С 1818 года в Польше стал избираться шляхтой и горожанами законосовещательный Сейм. Он созывался в 1820, 1825 годах. Исполнительная власть сосредотачивалась в руках наместника царя, при нем в качестве совещательного органа действовал Государственный совет.

Административный совет состоял из министерств: военного, юстиции, внутренних дел и полиции, просвещения и вероисповедания. Он являлся высшим органом, контролируемым наместником.

Сейм состоял из 2 палат: сенаторской и посольской. Сенат составляли представители знати, пожизненно назначаемый царем, посольскую палату (“избу”) - шляхта и представители общин (“глины”). Депутатов избирали на воеводских сеймиках, в которых участвовала только шляхта.

*
"Я поведу тебя в музей", - сказала мне сестра..."

Сегодня в музей приглашаю вас я. Но, музей слишком большой, поэтому только кусочек его.
Эрмитаж. Давно ли вы были в нём? Питерцы бывают нечасто, по случаю. Раз в несколько лет. Иногда – раз… в жизни.
В этот раз я был поражён отремонтированной Галереей. Она стала вновь светлой ! О ней и поговорим...


Снимок с официального сайта Эрмитажа.

Историческая справка:

Военная галерея 1812 года была создана в 1826 г. по проекту К. Росси в парадной части Зимнего дворца. Она предваряет Большой тронный (Георгиевский) зал. Стены галереи украшены 12 лепными лавровыми венками с названиями наиболее важных сражений 1812-814 гг. Более 300 портретов представляют героев войны с Наполеоном, прославивших Россию своими подвигами.

Торжественное открытие галереи состоялось в царствование Николая I, в годовщину изгнания французов из России - 25 декабря 1826 г. Солдаты кавалерийских и пехотных полков прошли по галерее торжественным маршем мимо портретов военачальников, под командованием которых они доблестно сражались в 1812-1814 гг.

Поэтому мы ходим по тому же залу, мимо тех же картин, что и Александр Сергеевич!
Меня это лично потрясает! Особенно по этому залу, хожу с пиететом особым… И читаю:




А вот такой в год её открытия зарисовал Григорий Григорьевич Чернецов:


А потом её чуть-чуть реконструировали и потолок, например, стал иным. Вот картина Э.П.Гау, 1862 год.


Последняя реконструкция лишила нас на некоторое время видеть галерею.
В связи со значительным износом кровли Галереи 1812 года (последний ремонт был проведен в 1960-е годы) дирекция Государственного Эрмитажа приняла решение о реконструкции кровли и световых фонарей. После ремонта световых фонарей в январе 2001 года приступили к монтажу новой кровли. И потолок вновь засиял!



До самого потолка - портреты Героев.



Вот, например, Голенищев-Кутузов. Но, не тот, не фельдмаршал Михаил Илларионович, он на следующем снимке. А Павел Васильевич, потом стал военным Санкт-петербургским генерал-губернатором, тоже круто!




А вот, например, представитель славной фамилии Пален Павел Петрович фон дер (1775-1834) ,граф, генерал от кавалерии (пока ещё генерал-лейтенант). Интересно, но он сын тоже военного петербургского генерал-губернатора П.А. фон дер Палена, возведенного 22.2.1799 в графское достоинство.




А это - просто кот . Представитель знаменитого семейства эрмитажных котов. Которых кормят за счёт Эрмитажа. А они, изредка, преодолевая сытость, изволят работать...:))




Мы увидели только сотую часть Эрмитажа. Приходите почаще!

А я с удовольствием увидел, что любимые импрессионисты на месте, на месте и рыцари в лилипутских доспехах.

На третьем этаже подошёл к девочке Ренуара. «Здравствуй, девочка, - сказал я, - как давно я не видел тебя…»
«Ой, здравствуй, - ответила она и весело засмеялась, - почему ты так долго не приходил? Мы скучали…»
Глаза мои увлажнились. И на сердце стало тепло и покойно...:)
Я приду снова… Ведь нас тут ждут… Очень.

Военная галерея Зимнего дворца, Г. Г. Чернецов, 1827

Военная галерея — одна из галерей Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Галерея состоит из 332 портретов русских генералов, участвовавших в Отечественной войне 1812 года. Портреты написаны Джорджем Доу и его ассистентами А. В. Поляковым и Голике (нем. Wilhelm August Golike).

Посмертный портрет Джорджа Доу (сидит), написанный его учеником Вильгельмом Голике (стоит) в окружении семьи Голике

Джордж Доу (англ. George Dawe; 8 февраля 1781, Лондон — 15 октября 1829, Кентиш-Таун) — английский художник. В 1819—1829 годах работал в Санкт-Петербурге, где написал (с помощью русских живописцев Вильгельма Августа Голике и Александра Полякова) 329 погрудных портретов генералов — участников Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813—1814, большие портреты Михаила Кутузова и Михаила Барклая де Толли (1829), 4 портрета солдат-ветеранов (1828), составивших Военную галерею в Зимнем дворце.

Джордж Доу пользовался покровительством герцога и герцогини Кентских. В 1819 году отправился вместе с герцогом Кентским в путешествие по Европе, в ходе которого привлёк внимание Александра I. Император заказал художнику портреты русских генералов, участвовавших в войне с Наполеоном I. В 1826 году Николай I пригласил Доу на свою коронацию, а в 1828 году Джордж был официально назначен Первым художником Императорского двора.

Портрет Джорджа Доу. Деталь картины В. А. Голике. 1834 г.

Джордж Доу был упомянут в историческом романе Глинки В. М. "Судьба дворцового гренадера" и показан с крайне негативной стороны. Выходил он как эксплуататор молодого русского художника, выходца из деревни, талант которого сгубил заставляя юношу копировать чужие портреты; его работу выдавал за свою, с чего выходило, что большинство работ мастера исполнены его подчиненными.

Александр Васильевич Поляков (1801 — 7 января 1835) — русский художник. Крепостной генерaла П. Я. Корнилова был отдан в 1822 году в помощники Джорджу Доу. По договору Поляков поступaл «в ученье и рaботу» к Доу вплоть до его отъездa в Англию с условием отпускaть крепостного живописцa в вечерние клaссы в Акaдемию художеств. Жалованья ему было положено 800 рублей в год. «Но из сей суммы господин Доу дает ему только 350 рублей, остальные 450 оставляет в уплату за квартиру и за стол, хотя сей последний он имеет с его лакеями», - писал Комитет Общества поощрения художников. Доу писал портреты для Военной галереи героев Отечественной войны 1812 года. Некоторые из этих портретов писал Поляков, но подписывался под ними сам Доу. Многие десятилетия спустя специалисты пришли к выводу, что Поляков ещё и реставрировал большое число почерневших портретов, небрежно выполненных Доу.

В 1833 году, уже после освобождения Полякова от крепостной зависимости, президент Российской академии художеств А. Оленин подписал постановление о возведении Александра Полякова в ранг свободного художника. Из собственных работ известны: «Петр I на корабельной верфи с видом на Амстердам» (1819) и «Портрет Императора Николая I» (1829). Имеются его работы также в Государственном историческом музее в Москве и Костромском художественном музее: «Портрет близнецов Аркадия и Ивана Корниловых», «Портрет М. Ф. Корниловой и М. Л. Куломзиной», «Портрет Е. П. Корнилова».

Кроме портретов, написанных Доу, Поляковым и Голике, в галерее уже в 1830-х годах были помещены большие конные портреты Александра I и его союзников — короля прусского Фридриха-Вильгельма III и императора австрийского Франца I. Два первых написаны берлинским придворным художником Ф. Крюгером, третий — венским живописцем П. Крафтом.

Портрет Александра I (1838). Художник Ф. Крюгер

Прусский король Фридрих-Вильгельм III. Художник Ф. Крюгер

Австрийский император Франц I. Художник П. Крафт

В советское время галерею дополнили четырьмя портретами дворцовых гренадер, специальных войск, созданных в 1827 году для охраны дома ветеранов Отечественной войны. Эти портреты также выполнил Джордж Доу. Позднее галерея была дополнена двумя работами Петера фон Гесса — «Бородинское сражение» и «Отступление французов через реку Березину».

Э. П. Гау, 1862

Зал, в котором разместилась галерея, был спроектирован архитектором Карло Росси и строился с июня по ноябрь 1826 года. Он заменил несколько маленьких комнат в середине главного блока зимнего дворца — между Белым Тронным залом и Большим Тронным залом, в нескольких шагах от дворцовой церкви.

Карл Ива́нович Ро́сси (итал. Carlo di Giovanni Rossi; 1775—1849) — российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях.

Потолок с тремя световыми фонарями был расписан по эскизам Дж. Скотти. Торжественная церемония открытия зала состоялась 25 декабря 1826 года. К открытию галереи многие портреты ещё не были написаны и на стенах были размещены рамы, затянутые зелёным репсом, с именными табличками. По мере написания картины размещались на своих местах. Большинство портретов писалось с натуры, а для уже погибших или умерших персонажей использовались портреты, написанные ранее. Однако изображения тринадцати героев войны 1812 года не нашли; в связи с этим отведённые для них места затянуты зелёным шёлком.

Пожар, начавшийся в Зимнем дворце 17 декабря 1837 года уничтожил убранство всех залов, в том числе и Военной галереи. Но ни один портрет не пострадал. Новая отделка галереи была выполнена по чертежам В. П. Стасова.

Васи́лий Петро́вич Ста́сов (24 июля 1769, Москва — 24 августа 1848, Санкт-Петербург) — русский архитектор.

Архитектор внёс некоторые изменения, придавшие галерее торжественно-строгий и более внушительный облик: длина галереи была увеличена почти на 6 м, а над карнизом разместились хоры — обходная галерея.

К. К. Пиратский, 1861

Великий князь Константин Павлович

Фельдмаршал М. И. Кутузов

Фельдмаршал Барклай де Толли

А. С. Пушкин в своём стихотворении «Полководец», посвящённом Барклаю де Толли, в первых строках описывает Военную галерею:

У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата;
Не в ней алмаз венца хранится за стеклом:
Но сверху до низу, во всю длину, кругом,
Своею кистию свободной и широкой
Ее разрисовал художник быстроокой.
Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадон,
Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен,
Ни плясок, ни охот, — а всё плащи, да шпаги,
Да лица, полные воинственной отваги.
Толпою тесною художник поместил


И вечной памятью двенадцатого года.
Нередко медленно меж ими я брожу
И на знакомые их образы гляжу,
И, мнится, слышу их воинственные клики...

С портретов прославленных полководцев Отечественной войны 1812 года, виртуозно написанных Джорджем Доу, на нас смотрят красивые мужественные лица, "полные воинственной отваги", как сказал о них Пушкин. На темной ткани их мундиров горят воинские награды, переливается муар орденских лент, блестит золотое шитье, аксельбанты и эполеты...

Император Александр I лично утверждал составленные Главным штабом списки генералов, чьи портреты должны были украсить Военную галерею. Это были 349 участников Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 гг., которые состояли в генеральском чине или были произведены в генералы вскоре после окончания войны.

За 10 лет работы Джордж Доу и его русские помощники В. А. Голике и А. В. Поляков создали 333 портрета, которые размещены в пять рядов на стенах галереи. Тринадцать портретов по разным причинам так и остались невыполненными. Вместо них в галерее находятся рамы с именами генералов.

Вся Россия знала имена людей, чьи портреты были помещены в Военной галерее. О каждом из них можно было бы написать героическую оду.

Михаил Богданович Барклай де Толли и Михаил Илларионович Кутузов

Генерал-фельдмаршал Михаил Богданович Барклай-де-Толли (1761-1818) - главнокомандующий русскими войсками в начале войны. Он выработал план отступления русской армии в глубь страны и руководил операциями по отступлению до 17 августа 1812 г. После его отставки командование принял генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов (1745-1813), который был вынужден продолжать отступление и принял нелегкое решение об оставлении Москвы. Все последовавшие за этим победы - от Бородина до Березины - связаны с именем Кутузова, проявившего себя блестящим стратегом.

Николай Николаевич Раевский

Генерал Николай Николаевич Раевский (1771-1829) - талантливый и мужественный военачальник. Во время Бородинского сражения корпус Раевского оборонял Курганную высоту, расположенную в центре позиции русских войск. Там были установлены 18 орудий батареи, получившей имя Раевского и отразившей все атаки французов.

Петр Иванович Багратион

Генерал Петр Иванович Багратион (1765-1812) - "Бог рати он" - так произносили его фамилию современники. За 30 лет службы князь Багратион принял участие в 20 походах и 150 сражениях. В Бородинском сражении он возглавлял левый фланг, по которому пришелся первый удар противника. Французы дважды овладевали земляными укреплениями - Багратионовыми флешами и дважды были выбиты оттуда. Во время очередной атаки противника генерал Багратион поднял свои войска в контратаку и в этот момент был тяжело ранен.

Алексей Петрович Ермолов

Генерал Алексей Петрович Ермолов (1777-1861) - выдающийся военный деятель и один из самых популярных людей своей эпохи. В Отечественной войне 1812 г. Ермолов участвовал во всех крупных сражениях. В разгар битвы на Бородинском поле М. И. Кутузов направил его на левый фланг, во 2-ю армию, заменить тяжело раненного Багратиона, и Ермолов помог преодолеть там смятение войск. Увидев, что центральная батарея Раевского взята французами, он организовал контратаку, отбил батарею и руководил ее обороной, пока не был контужен картечью.

Денис Васильевич Давыдов

Имя Дениса Васильевича Давыдова (1784-1839) неотделимо от Отечественной войны 1812 года как имя зачинателя и одного из руководителей партизанского движения. Боевые таланты Дениса Давыдова высоко ценили М. И. Кутузов и П. И. Багратион, а о его поэтическом даре поэт Н. М. Языков писал:

"Не умрет твой стих могучий,
Достопамятно-живой,
Упоительный, кипучий,
И воинственно-летучий,
И разгульно-удалой".

В 1949 г., к 150-летию со дня рождения А. С. Пушкина, в Военной галерее была установлена мраморная доска со строками из стихотворения великого русского поэта "Полководец":

"...Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной славою Двенадцатого года...".

Публикации раздела Музеи

Генералы 1812 года и их милые жены

К годовщине Бородинской битвы вспоминаем героев Отечественной войны 1812 года, разглядываем их портреты из Военной галереи Эрмитажа, а также изучаем, какие прекрасные дамы были их спутницами жизни. Рассказывает Софья Багдасарова.

Кутузовы

Неизвестный художник. Михаил Илларионович Кутузов в молодости. 1777

Джордж Доу. Михаил Илларионович Кутузов.1829. Государственный Эрмитаж

Неизвестный художник. Екатерина Ильинична Голенищева-Кутузова. 1777. ГИМ

Великий полководец Михаил Илларионович Кутузов на портрете кисти Доу из Военной галереи написан во весь рост. Таких больших полотен в зале немного - подобной чести удостоены император Александр I , его брат Константин, австрийский император и прусский король, а из полководцев еще лишь Барклай де Толли и британец лорд Веллингтон.

Жену Кутузова звали Екатерина Ильинична, в девичестве Бибикова. На парных портретах, заказанных в 1777 году в честь свадьбы, Кутузов узнается с трудом - он молод, у него оба глаза. Невеста напудрена и нарумянена по моде XVIII века. В семейной жизни супруги придерживались нравов того же фривольного столетия: Кутузов возил в обозе женщин сомнительного поведения, жена его веселилась в столице. Это не мешало им нежно любить друг друга и своих пятерых дочерей.

Багратионы

Джордж Доу (мастерская). Петр Иванович Багратион. 1-я половина XIX века. Государственный Эрмитаж

Жан Герен. Ранение Петра Ивановича Багратиона в Бородинском бою. 1816

Жан-Батист Изабе. Екатерина Павловна Багратион. 1810-е. Музей Армии, Париж

Знаменитый военачальник Петр Иванович Багратион на Бородинском поле был тяжело ранен: ядро раздробило ему ногу. Его на руках вынесли из битвы, но врачи не помогли - через 17 дней он скончался. Когда в 1819 году английский живописец Джордж Доу принялся за огромный заказ - создание Военной галереи, облик погибших героев, в том числе Багратиона, ему пришлось воссоздавать по работам других мастеров. В данном случае ему пригодились гравюры и карандашные портреты.

В семейной жизни Багратион был несчастлив. Император Павел, желая ему лишь добра, в 1800 году выдал за него замуж красавицу, наследницу потемкинских миллионов Екатерину Павловну Скавронскую. Легкомысленная блондинка мужа бросила и уехала в Европу, где ходила в полупрозрачном муслине, неприлично облегающем фигуру, тратила огромные суммы и блистала в свете. В числе ее любовников был австрийский канцлер Меттерних, которому она родила дочь. Смерть супруга не повлияла на ее образ жизни.

Раевские

Джордж Доу. Николай Николаевич Раевский. 1-я половина XIX века. Государственный Эрмитаж

Николай Самокиш-Судковский. Подвиг солдат Раевского под Салтановкой. 1912

Владимир Боровиковский. Софья Алексеевна Раевская. 1813. Государственный музей А.С. Пушкина

Николай Николаевич Раевский, поднявший под деревней Салтановкой в наступление полк (по легенде, рядом с ним в бой пошли два его сына, 17 и 11 лет), в сражении выжил. Доу, скорее всего, писал его с натуры. Вообще, в Военной галерее - более 300 портретов, и хотя английский художник «подписал» их все, но основной массив с изображением простых генералов создавали его русские помощники - Александр Поляков и Вильгельм Голике. Однако самых важных генералов Доу все-таки портретировал сам.

У Раевского была большая любящая семья (Пушкин долго вспоминал путешествие с ними по Крыму). Женат он был на Софье Алексеевне Константиновой - внучке Ломоносова , вместе с обожаемой женой они пережили много несчастий, в том числе опалу и расследование декабристского восстания. Тогда сам Раевский и оба его сына оказались под подозрением, однако позже их имя было очищено. Его дочь Мария Волконская последовала за мужем в ссылку. Удивительно: все дети Раевских унаследовали огромный прадедушкин ломоносовский лоб - правда, девочки предпочитали прятать его за локонами.

Тучковы

Джордж Доу (мастерская). Александр Алексеевич Тучков. 1-я половина XIX века. Государственный Эрмитаж

Николай Матвеев. Вдова генерала Тучкова на Бородинском поле. Государственная Третьяковская галерея

Неизвестный художник. Маргарита Тучкова. 1-я половина XIX века. ГМЗ «Бородинское поле»

Александр Алексеевич Тучков - один из тех, кто вдохновил Цветаеву на стихи, которые потом превратились в прекрасный романс Настеньки в фильме «О бедном гусаре замолвите слово» . Он погиб в Бородинском сражении, причем его тело так и не нашли. Доу, создавая его посмертный портрет, скопировал очень удачное изображение кисти Александра Варнека.

По картине видно, каким красавцем был Тучков. Его жена Маргарита Михайловна, урожденная Нарышкина, мужа обожала. Когда ей доставили известие о гибели мужа, она отправилась на поле битвы - примерное место смерти было известно. Маргарита долго искала Тучкова среди гор мертвых тел, но поиски оказались безрезультатными. Долгое время после этих ужасных поисков она была не в себе, родные опасались за ее разум. Позже она воздвигла на указанном месте церковь, затем - женский монастырь, первой игуменьей которого и стала, приняв постриг после новой трагедии - внезапной смерти подростка сына.



Рассказать друзьям