Вопросы к рассказам с алексеева. Урок по внекласному чтению на тему: С.Алексеев "Рассказы о войне"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Файл взят отсюда Акция «Читаем детям книги о войне»

Акция «Читаем детям книги о войне» проходит в детских учреждениях нашей страны. Основная идея: чтение произведений о наиболее ярких эпизодах войны детям в возрасте от 5 до 14 лет.

В рамках акции «Читаем детям книги о войне» могут быть прочитаны как целые произведения, так и отрывки из книг. Рекомендуется провести вступительную беседу, а после чтения – задать вопросы, побеседовать о прочитанном. Для облегчения работы по поиску и обработке материала приводим примеры художественных произведений о Великой Отечественной войне с возможными вариантами вопросов. Обращаем ваше внимание на то, что и список книг, и вопросы по произведениям носят исключительно рекомендательный характер. Данное пособие не претендует на абсолютную полноту.

Вопросы для вступительной беседы:
Какое знаменательное событие празднуется 9 мая?
Дата начала Великой Отечественной войны?
Дата окончания Великой Отечественной войны?
Сколько лет прошло со дня окончания Великой Отечественной войны?
Почему войну 1941-45 годов назвали Великой Отечественной?
Почему люди до сих пор помнят эту войну?
Почему наш народ одержал победу над фашизмом?
Что есть Родина для каждого из нас?

Адамович А. М. Хатынская повесть

Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга

Айтматов Ч. Т. Ранние журавли

Алексин А. Г. В тылу как в тылу

Алексин А. Г. Сигнальщики и горнисты

Бакланов Г. Я. Навеки – девятнадцатилетние

Бакланов Г. Я. Пядь земли

Бек А. А. Волоколамское шоссе

Бирюков Н. З. Чайка

Быков В. Альпийская баллада

Васильев Б. Л. А зори здесь тихие...

Васильев Б. Л. В списках не значился

Воинов А. Отважные

Воробьев К. Убиты под Москвой. Это мы, Господи!. Крик

Горбатов Б. Л. Непокоренные

Дольд-Михайлик Ю. И один в поле воин

Драгунский В. Ю. Он упал на траву…

Дубровин В. Б. Мальчишки в сорок первом

Думбадзе Н. В. Я вижу солнце

Закруткин В. А. Матерь человеческая

Каверин В. Два капитана

Казакевич Э. Г. Звезда

Кирносов А. А. Ни дня без победы

Кобец-Филимонова Е. Г. Жаворонки над Хатынью

Кожевников В. М. Март – апрель

Колесов К. П. Самоходка номер 120

Кондратьев В. Л. Сашка

Космодемьянская Л.Т. Повесть о Зое и Шуре

Костерина Н. Дневник Нины Костериной

Кошевая Е. Н. Повесть о сыне

Курочкин В. А. На войне как на войне

Левин Ю. А. Комбат

Лиханов А. А. Крутые горы. Мой генерал. Последние холода

Медведев Д. Сильные духом

Митяев А. В. Подвиг солдата

Мусатов А. И. Клава Назарова

Никитин С. К. Падучая звезда

Носов Е. Красное вино Победы

Первенцев А. Огненная земля

Пикуль В. Мальчики с бантиками

Полевой Б. Н. Повесть о настоящем человеке

Поликарпова Т. Н. Листья будущего лета

Приставкин А. А. Ночевала тучка золотая

Резник Я. Наш уральский танковый

Рождественский Р. Реквием

Румянцев Б. Побратимы Гастелло

Самсонов С. Н. По ту сторону

Симонов К. Третий адъютант

Степанов В. А. Рота почетного караула

Сухачев М. П. Дети блокады

Твардовский А. Т. Василий Тёркин

Трофимов А. И. Повесть о лейтенанте Пятницком

Уварова Л. З. Теперь или никогда!

Фадеев А. А. Молодая гвардия

Чуковский Н. К. Морской охотник

Шолохов М. А. Судьба человека


▫ Людмила Николаевна, если сможете, то и мне перекиньте. Заранее благодарна. Светлана Николаевна, зайдите к Наталье Терентьевне Морозовой. У неё есть вариантов десять.
▫ А почему же это `Верхи потеряли берега, а низы всё ещё надеются выкарабкаться своими силами`? Что же причиной? ... Ломаю голову в неведении...
▫ Инна Викторовна, а вот за разумную мзду (пожертвование, следует полагать... Оно ж налогом не облагается?) - можно даже на яхточке (речь о небезызвестной `Палладе`) позависать. Даже с деУшками (прихожанками, следует полагать). А вырученные средства пойдут непременно на хлебушко. В дальнюю и бедную епархию. Следует полагать... `... секцию рукопашного боя...` - а потом такой в сквере: - Я за веру, ....! ...
▫ Белгородская область, сегодня плюс 7...
▫ Такой вариант хорош, если есть накопленные деньги. Что недостаточно--пошёл купил. Что трудно -- не сделал и всё, а так же пошёл и купил. Если же сделал -- то это будет как добровольное дополнение. При таких условиях конечно можно в деревне жить. А гектар земли может пустовать и зарастать бурьяном и использовать место можно просто для `сбора одуванчиков`. Крышу в доме залатать -- да не проблема. Заплатил мастеру и залатает. Дров наготовить -- попросил местных жителей и наготовят. И т.д. За деньги согласятся. А сам хозяин в это время может просто телевизор смотреть и готовое в магазине покупать. С деньгами не проблема и в деревне прожить. За исключением глухих деревень, где соседскому мужику деньги ни к чему и магазины пустуют. А вот если взять гектар не имея накоплений или имея недостаточные накопления, то немало шансов, что хозяин на этом гектаре умается и назад в город сбежит. Потому что придётся делать всё самому и обрабатывать целый гектар. Да ещё и налоги платить. А если нанимать помощников, то и деньги быстро улетучатся. А если часть земли оставить пустовать, то придётся сводить концы с концами, при этом не посматривая телевизор, а работая в три пота вручную. Кроме того выращенный урожай не даёт гарантии, что его купят. Поэтому придётся его использовать самому: делать различные заготовки в большом количестве. А это дело хлопотное: не три банки огурцов закатать. И получится ситуация что хозяин гектара весь в работе, без денег, без нормальных вещей и питается лишь собственноручно выращенным урожаем. И мечтать о молочных реках при таких условиях ему не приходится. Да он скорее всего бросит этот гектар или продаст богатым предпринимателям, которые будут использовать этот участок как территорию собственного обогащения за счёт дешёвой рабочей силы. И при этом нет гарантии что не будет враждующей конкуренции и вытеснения нормальных собственников-соседей с их гектара по причине, что участок ушлым предпринимателям понравился. Поэтому такой вариант семейного гнезда похож на утопию. Другое дело дача в 6 соток в для городских жителей. Хоть и дохода почти нет, но зато легче обрабатывать. Это как собственный минискверик для любителей природы.

Добрый день, друзья!

И взрослые, и дети знают книги этого писателя. Особенно те, кто любит историю.

1 апреля исполнилось 95 лет со дня рождения Сергея Петровича Алексеева.

«Рассказать детям о том великом, что было в истории их страны, рассказать не откладывая, сегодня – в этом я вижу своё призвание, свою обязанность, свой долг писателя….» С.П. Алексеев

На презентации книг Сергея Петровича Алексеева побывали гимназисты 5/4 и 6/2 классов.

Данилова Ольга Викторовна, заведующая библиотекой им. Чернышевского рассказала ребятам, как Сергей Петрович стал писателем, о его большой любви к истории нашей страны. В своих книгах он писал о разных периодах российской истории, о полководцах России, о её царях. Особое место в его творчестве занимают рассказы о войне. Вот о них был особый разговор. Ребята услышали отрывки из рассказов «Данко», узнали о нелёгком детстве мальчика по имени «Геннадий Сталинградович»…

В нашей библиотеке немало книг С.П. Алексеева. Познакомьтесь с ними и почитайте. Возможно, один из рассказов вы выберете для чтения в акции «Читаем детям о войне» .
Писатель создал целую библиотеку книг по отечественной истории, адресованную школьникам. В своих произведениях он не только отражает основные вехи истории нашей родины, но и описывает повседневную жизнь людей на фоне великих исторических событий. Именно благодаря этому повествование становится объёмным и художественно правдивым. "Сергей Петрович Алексеев рисует живые картины истории различных её периодов так, как будто он сам жил во все времена, которым посвящает свои книги", - пишет Т.Д. Полозова. Книги писателя удачно сочетают в себе научно-познавательный материал и высокохудожественную прозу. Его повести и рассказы близки к народному сказу, для них характерна напевность народной речи, нередко написаны ритмической прозой. Всё это делает произведения С.П. Алексеева легко узнаваемыми.

«Смелый автор, смелое издательство! — подумалось мне, когда я раскрыл книжку Сергея Алексеева «Небывалое бывает», — Пётр!.. Исполинская личность русской истории. И вдруг — для ребят, да ещё «младшего школьного»! Посмотрим, посмотрим!.. И — зачитался...»

Алексей ЮГОВ


«Я тоже зачитался историческими повестями Сергея Алексеева. Зачитался, как мальчишка. И спасибо за это автору!»

Сергей МИХАЛКОВ

Первая книга Сергея Петровича Алексеева — «Небывалое бывает» — вышла в Детгизе в 1958 году. Это было увлекательное повествование об эпохе петровских преобразований, времени, когда Россия совершала героические усилия, чтобы «ногою твёрдой стать при море» (А. Пушкин).

В центре книги — образ Петра Великого, рассказ о четырёх годах петровского правления: от 1700 года — разгрома шведами русских под Нарвой — до взятия Нарвы войсками Петра I и выхода русских к берегу Балтийского моря в 1704 году.

Книга сразу полюбилась юным читателям, как и множество других рассказов и повестей, раскрывающих события четырех веков российской истории — с середины XVI до середины XX века.

Писатель создал целую историческую библиотеку для младших школьников и продолжал её пополнять всю жизнь. Одна за другой выходят книги Сергея Петровича Алексеева:


«Сын великана» — о событиях, которые происходили в нашей стране весной, летом и осенью 1917 года, о судьбе петроградского мальчика Леши Митина, свидетеля и участника революционных событий.


«Рассказы о Суворове и русских солдатах» — о славных победах великого полководца Александра Васильевича Суворова и героизме русских солдат — «чудо-богатырей» Читать

«Птица-слава» — рассказы об Отечественной войне 1812 года
Читать

«Лебединый крик» (в соавторстве с Валентиной Алексеевой) — о монголо-татарском нашествии и Куликовской битве; о смутном времени.


«Велика наша Родина. Много сложного и нелегкого было в её истории. Много прекрасного и великого. У нас есть что вспомнить и чем гордиться. Перед вами рассказы о том, что было. О нашем Отечестве и народе».

С. Алексеев

О крепостном праве вы узнаете из повести «История крепостного мальчика». Вы познакомитесь с Митей Мышкиным — мальчиком, которого продали, — с его удивительной необычной судьбой. Вместе с ним вы побываете у барыни Мавры Ермолаевны; попадете к графу Гущину, познакомитесь с девочкой Дашей, поедете на войну.

"Рассказы о русских царях"
Эта книга познакомит маленького читателя с личностями великих русских царей: Ивана Грозного, Петра Великого, Екатерины Великой и Александра Освободителя. Для младшего школьного возраста





Среди книг Сергея Алексеева особое место занимают рассказы о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

"Рассказы о полководцах" - книжка полководцах Великой Отечественной войны Георгии Константиновиче Жукове, Константине Константиновиче Рокоссовском, Иване Степановиче Коневе

«Трудным был путь к победе. Вся страна сражалась с фашистами. Шли бои на земле, в небе, на море…Мне очень хотелось написать книгу для детей о войне с фашистами…Писал книгу долго, мучительно. Годами и годами. Рассказ за рассказом.Каждый рассказ — ещё один штрих войны.
Ещё одна боль.Ещё одна радость наших военных успехов.
Ещё один поклон победителям.
Итак, перед вами книги о бессмертном подвиге нашего народа. Переверните страницу, и вы уже на полях сражений, среди битв и героев великой войны с фашистами»


Приложение к журналу "Школьная библиотека". Вып.3. 2011. - 8 л. цв. ил.
Текстовая часть выпуска содержит:
  • краткую биографическую справку;
  • методические материалы для работы с книгами С.П. Алексеева: - сценарий мероприятия "Гроза двенадцатого года": путешествие по страницам книги С. Алексеева "Птица-слава"; - викторину "История в лицах"; - кроссворды "25 рассказов из русской истории" и "Рассказы Алексеева"; - Алексеевские чтения "По страницам истории" (Цикл бесед по книгам "Грозный век", "Небывалое - бывает", "Великая Екатерина"); - схемы книжных выставок "История близкая и далёкая", "Чтобы дети знать могли о делах родной земли", "Из истории родной земли: читаем исторические книги";
  • библиографию книг и статей о писателе.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №15 г. Феодосии Республики Крым»

Сценарий урока внеклассного чтения во 2-А классе

Тема. Писатели – детям. Рассказы о войне. Сергей Алексеев «Выходное платье».

Цель деятельности учителя. Создать условия для ознакомления с биографией и творчеством С. П. Алексеева, его произведением «Выходное платье»; способствовать развитию навыков чтения, умения воспринимать информацию на слух, умения определять главную мысль произведения.

Тип урока. Решение частных задач.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные: научатся воспринимать на слух художественный текст; определять смысл произведения; получат возможность научиться : характеризовать героев произведения на основе их поступков, составлять план произведения, пересказывать текст на основе плана.

Метапредметные: познавательные: пользуются дополнительной и справочной литературой для нахождения необходимой информации; используют простейшие виды анализа текста, овладевают навыками смыслового чтения текста в соответствии с задачами и целями; регулятивные: формируют и удерживают учебную задачу; коммуникативные: высказывают собственное мнение и позицию; строят монологическое высказывание, используют доступные речевые средства для

передачи своего впечатления.

Личностные: имеют представление о событиях ВОВ 1941-1945 г.; проявляют любовь к Родине, стремление защищать и беречь ее.

Методы и формы обучения. Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая; методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: экран, проектор, компьютер, карточки для групповой работы, фишки для самооценки.

I МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

1. Эмоциональная, психологическая подготовка к усвоению изучаемого материала.

Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу, садитесь.

Руки? (На месте!)

Ноги? (На месте!)

Локти? (У края!)

Спина? (Прямая!)

Чтобы узнать тему урока, вспомните, какой приближается праздник? Кого мы поздравим в первую очередь 9 мая?

Майский праздник – день Победы

Отмечает вся страна.

Надевают наши деды

Боевые ордена.

Их с утра зовет дорога

На торжественный парад,

И задумчиво с порога

Вслед им бабушки глядят.

2. Организация проблемной ситуации.

Сколько лет со дня Великой победы исполняется в этом году? А что вы знаете об этой страшной войне?

1 ученик :

на рассвете немцы напали на нашу землю. Началась Великая Отечественная война.

2 ученик: - Она была очень жестокой, продолжалась долго –

1418 дней и ночей

3 ученик: - Закончилась война победой русского народа

(Карточки остаются на доске под записью «Важные даты»)

В этом году мы отмечаем 70-летие Победы. Мы рождены в послевоенное время, откуда мы узнаем о войне?

Как далеко от нас война, о ней узнаем мы теперь из книг…

Возьмите карточку. Вычеркните в ряду все буквы И , и вы прочитаете тему урока.

ИР ИАСС ИИКАЗ ИЫ О В ИОЙН ИЕ СЕ ИРГЕ ИЯ АЛ ИЕК ИСЕЕВА

(Рассказы о войне Сергея Алексеева)

3. Постановка учебной цели.

Прочитайте тему урока. Попробуйте сформулировать цели урока, спрогнозировать его содержание. Воспользуйтесь словами для справок.

Слова для справок: узнаем, познакомимся, научимся, будем учиться; биографию писателя, составлять план, с рассказами писателя, пересказывать по плану.

II РЕШЕНИЕ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

1. Определение пути достижения учебной цели.

План работы

    Биография С. П. Алексеева.

    Обзор книг писателя.

    Чтение рассказа «Выходное платье».

2. Решение учебной задачи.

2.1. Биография С. П. Алексеева.

Алексеев Сергей Петрович родился в 1922 году на Украине в маленьком селе Плискове в Винницкой области. Отец его был врачом, а мама медицинской сестрой. Родители Серёжи мечтали видеть сына образованным человеком и обязательно врачом. В старших класса Серёжа записался в аэроклуб. Тогда все мальчики мечтали стать лётчиками. В школе он особенно увлёкся историей, которая казалась такой заманчивой, таинственной и великой, как небо. Он выбрал небо и поступил в авиационное училище в г. Поставы в Западной Белоруссии. Война застала его близ границы в полевом лагере. С группой товарищей он был откомандирован в Оренбургское лётное училище. Без отрыва от учёбы поступил на вечернее отделение исторического факультета Оренбургского пединститута, полный курс которого прошёл за год и пять месяцев, получив диплом в 1944 году. По окончании лётного училища был оставлен в нём инструктором и до конца войны учил молодых лётчиков. С авиацией расстался в конце 1945 года. Однажды у его самолёта отказал мотор и Алексеев получил тяжёлые травмы. Врачи запретили ему летать.

В литературную жизнь Алексеев вошёл сначала как редактор и критик, а потом уже и как писатель. Умер Сергей Петрович Алексеев в 2008 году.

2.2. Викторина по рассказам С. Алексеева.

Писатель создал целую историческую библиотеку для младших школьников и продолжал её пополнять всю жизнь. Одна за другой выходят книги Сергея Петровича Алексеева:

«Рассказы о Суворове и русских солдатах» - о славных победах великого полководца Александра Васильевича Суворова и героизме русских солдат - «чудо-богатырей»;

«Птица-слава» - рассказы об Отечественной войне 1812 года;

Сергей Петрович Алексеев написал «Историю крепостного мальчика». О крепостном праве маленькие читатели узнают из удивительной, необычайной истории жизни Мити Мышкина - мальчика, которого продали.

«Братишка», «Красные и белые» - рассказы о Гражданской войне;

Произведения Сергея Алексеева выдержали огромное количе­ство изданий и переизданий и были переведены на многие языки мира.

Среди книг Сергея Алексеева особо место занимают рассказы о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Какие рассказы Сергея Алексеева вы прочитали?

Краткие отзывы ребят о прочитанных произведениях.

Вопросы викторины:

    Как называется рассказ, в котором фашистов расстреляли из их же фашистских танков? «Дерзость»

    Какое боевое оружие называли «Раисой», «Марией Ивановной»? «Катюша»

Катюша – реактивная минометная установка, обладает огромной разрушительной силой.

    О чем мечтали фашисты в рассказе «Московское небо»?

    Какой гостинец приготовили для фрицев в рассказе «Тульские пряники»?

Подведение итогов викторины.

2.3. Чтение рассказа «Выходное платье».

    Чтение рассказа учителем.

Понравился вам рассказ? Понравилась ли вам героиня рассказа?

    Словарная работа.

Группа «Учителя» работают с толковым словарем:

шелк мягкая ткань из нитей, добываемых из кокона тутового шелкопряда;

гранаты – 1. Гранаты – это минералы, состоящие из силикатов алюминия, магния, марганца и железа. 2. Гранат – это ягода. Гранатовые кустарники цветут красными, белыми или розовыми цветами, а потом из завязей образуются ягоды – всем знакомые плоды.

Остальные играют в «Заморочки из бочки» (предугадать правильный ответ):

миномёты - орудие для стрельбы минами;

мины – крупные, разрывные снаряды;

гранаты - боеприпас взрывчатого характера;

порох – взрывчатая смесь.

    Чтение рассказа детьми и анализ произведения.

Блиц-опрос.

Назовите имя главной героини рассказа?

В каком городе происходили события, описанные в произведении?

Где стала работать Катя Извекова во время войны?

Что выпускал завод?

Куда засыпали порох для взрывателей?

Какая проблема возникла на заводе?

Из чего пошили мешочки для пороха?

Определите главную мысль произведения. Как вы думаете, зачем автор рассказал эту историю?

    Работа над планом рассказа. Работа в парах.

Прочитайте план произведения. Найдите и исправьте ошибки (восстановление плана по содержанию).

План.

1. Дорогой подарок.

2. Тяжелое время.

3. Город под землей.

4. Трудная задача.

5. Спасибо, Катя!

3. Закрепление знаний и способов действий.

3.1. Работа в группах. «Метод взаимных вопросов».

Разбейтесь на группы. Придумайте и запишите два вопроса по содержанию рассказа «Выходное платье». Время работы 2 минуты.

Проверка работы в группах.

3.2. Работа с пословицами.

Без корня и трава не растет.

III ИТОГИ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.

С творчеством, какого писателя познакомились сегодня на уроке? Какое из произведений автора запомнилось больше всего? Какие чувства вы испытываете сейчас? Довольны ли вы своей работой на уроке? Оцените её фишкой.

Дайте оценку уроку, пользуясь таблицей.

Я считаю… интересный

Я думаю… эмоциональный

По моему мнению,… неинтересный, сдержанный

Книги Алексеева не только об истории, они ещё и о человеческой храбрости, честности, патриотизме, о том, что нет ничего ценнее человеческой жизни.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

- Нарисовать иллюстрацию к рассказу «Выходное платье», пересказать текст.

Приложение.

Работа в группах

1. Придумайте и запишите два вопроса по содержанию рассказа «Выходное платье». Время работы 2 минуты.

1._________________________________________________________________2._________________________________________________________________

2. Работа с пословицами.

Какая из предложенных пословиц выражает главную мысль рассказа? Обоснуйте свой выбор.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Кто за правое дело стоит, тот всегда победит.

Без корня и трава не растет .

ВЫХОДНОЕ ПЛАТЬЕ

Было это ещё до начала войны с фашистами. Кате Извековой подарили родители новое платье. Платье нарядное, шёлковое, выходное.

Не успела Катя обновить подарок. Грянула война. Осталось платье висеть в шкафу. Думала Катя: завершится война, вот и наденет она своё выходное платье.

Фашистские самолеты, не переставая, бомбили с воздуха Севастополь.

Под землю, в скалы ушёл Севастополь.

Военные скла ды, шта бы , школы, детские сады, госпитали, ремонтные мастерские, даже кинотеатр, даже парикмахерские - всё это врезалось в камни, в горы.

Под землёй организовали севастопольцы и два военных завода.

На одном из них и стала работать Катя Извекова. Завод выпускал миномёты, мины, гранаты. Затем начал осваивать производство авиационных бомб для севастопольских лётчиков.

Всё нашлось в Севастополе для такого производства: и взрывчатка, и металл для корпуса, даже нашлись взрыватели. Нет лишь одного. Порох, с помощью которого подрывались бомбы, должен был засыпаться в мешочки, сшитые из натурального шёлка.

Стали разыскивать шёлк для мешочков. Обратились на различные скла ды.

На один:

- Нет натурального шёлка.

На второй:

- Нет натурального шёлка.

Ходили на третий, четвёртый, пятый.

Нет нигде натурального шёлка.

И вдруг... Является Катя. Спрашивают у Кати:

Ну что - нашла?

- Нашла, - отвечает Катя.

Верно, в руках у девушки свёрток.

Развернули Катин свёрток. Смотрят: в свёртке - платье. То самое. Выходное. Из натурального шёлка.

Вот так Катя!

Спасибо, Катя!

Разрезали на заводе Катино платье. Сшили мешочки. Засыпали порох. Вложили мешочки в бомбы. Отправили бомбы к лётчикам на аэродром.

Вслед за Катей и другие работницы принесли на завод свои выходные платья. Нет теперь перебоев в работе завода. За бомбой готова бомба.

Поднимаются лётчики в небо. Точно бомбы ложатся в цель.

Вопросы и задания к анализу произведений

о Великой Отечественной войне.

В.Распутин «Живи и помни»

1. Изложите историю Андрея Гуськова, передайте его психологическое состояние в разные моменты жизни. Один из эпизодов перескажите близко к тексту с использованием художественных деталей, имеющих психологический смысл (отпугивание волка, похищение бычка и др.). Проследите за эпизодами, связанными с топором. В чем его символический смысл?

2. Опишите образ Настены, ее переживания. Чем и когда подготавливалась ее трагедия. Какова роль снов в повести? Какие художественные средства (композиционные и изобразительно-выразительные) использует писатель, предрешая трагическую развязку?

3. Как в повести (во взглядах, намерениях и судьбах героев) отражена тема дома, семьи, рода?

Г.Бакланов «Навеки-девятнадцатилетние»

1. Определить тему повести и ее основную мысль

2. Как раскрывается характер лейтенанта Третьякова по пути следования в Ясеневку?

4. Как философские размышления вводятся в текст повести? Как они соотносятся с нашими сегодняшними проблемами?

5. Какие мысли одолевают Третьякова в госпитале? К какой главной мысли приводит автор своего героя? Как она соотносится с идеей повести «Навеки –девятнадцатилетние»

В. Гроссман «Жизнь и судьба»

    Что такое фашизм (по роману-эпопее Гроссмана)? «Главный враг фашизма - человек» (гл. 19,42,43 ч.)

    Смысл параллельного изображения двух концлагерей – сталинского и немецкого (гл. 1-4, 39,69-71, ч.1, гл.15,ч.2)

    Идейно-композиционная роль гл. 11,12,32,44 ч.2

    Почему вслед за рассказом о фашистских газовых камерах идут главы, посвященные травле советского ученого Штурма, еврея, в Советском же Союзе (гл.52 и др., ч.2)

    Рассуждения о свободе ученого Чепыжина (гл. 25, ч.3). Образ этого героя, его судьба. Смысл противопоставления свободы (жизни) и рабства («неживой материи»0. А в гл.37, ч.3. – «человеческого» и «государственного».

    Кто же из героев сохранил в себе свободу, а значит – человеческое? Софья Осиповна Левинтон (гл. 57, ч.2) меньшевик Дрелинг (гл. 6 ч.3), Иконников (гл.69, ч.1). А Греков? Его дом – отдельное государство, построенное по другим, нежели советские, принципам. Но система отомстила ему посмертно.

    Образ Кати Венгровой, ее судьба (гл. 58 ч.1). Роль художественной детали – маленького парализованного котенка (гл.59 ч.1)

    Что такое «судьба» в понимании Гроссмана? Гл. 44, ч.2, гл.51, ч2, гл.4, ч.3, гл.61, ч.3

Ю.Бондарев «Горячий снег»

Роман Ю.Бондарева «Горячий снег» (1969) посвящен истории одного из больших сражений Великой Отечественной войны.

    Какова композиция произведения?

    Найдите экспозицию и развязку в развитии действия.

    Как четкость и простота в построении романа содействуют драматизации повествования, позволяют показать испытание возможностей человеческого духа в критической ситуации

    С каких точек зрения ведется повествование?

    Как сочетаются в произведении картины, изображающие общий разворот событий, монументальные сцены, и исследование психологии отдельного участника событий?

    Как соотносится в романе изображение боевых действий артиллерийской бригады, командного пункта армии, ставки?

В.Астафьев «Где-то гремит война»

    В описании избы Дарьи Михайловны есть такая деталь: керосиновая лампа, всю ночь горящая на подоконнике. Раскройте символический смысл этой художественной детали в повести

    В приведенном выше высказывании критика взрыв ярости героя с сцене охоты на коз назван «гневом мирного человека, вынужденного убивать врага». Объясните поведение героя в этой сцене. Какова Роль этой сцены в повести?

    Герой-рассказчик в повести произносит такие слова: «Этой ночью я стал взрослым». Как автор повести объясняет в ней, что значит стать взрослым, с чего начинается взросление человека?

    Повесть В.Астафьева «Перевал» завершается следующим фразой: «Если в жизни будет трудно. Если случится беда, надо бежать не от людей, а к людям». Как эта мысль писателя воплотилась и в повести «Где-то гремит война».

В.Быков «Сотников»

Повесть «Сотников» также о выборе, который делает человек в критической ситуации. Кульминация повести – момент, когда два партизана, посланных, чтобы добыть продукты, силою обстоятельств оказываются в плену.

    Как они ведут себя перед лицом смерти.

    Как ведет себя перед лицом смерти Сотников? Как ведет себя Рыбак?

    В чем подвиг Сотникова? В чем падение Рыбака? Повесть написана ради этого кульминационного момента. Цель ее – объяснить мотивы поведения Сотникова и Рыбака. В создании их образов большую роль играет не только развитие действия, но и психологический анализ.

    Какие формы психологического анализа использует В.Быков?

    Проследите, как герои ведут себя в критических ситуациях? Какие это ситуации? Какова линия поведения Рыбака?

    Что открывает в Рыбаке обращение к его внутреннему миру?

    Как с помощью приема несобственно-прямой речи В.Быков показывает падение героя и вершит над ним суд?

    Что Быков открывает нам с помощью психологического анализа в Сотникове?

    В чем он видит истоки его героизма?

В.Быков «Дожить до рассвета»

    Почему Ивановский сам вызвался уничтожить вражеский склад? Виноват ли в неудаче задуманной им операции?

    В одной из статей писатель так оценивает своего героя: «Ивановский, разумеется, был побежден и погиб на своем маленьком поле боя, не но если он из тех людей, о которых сказано, что их можно убить, но нельзя победить, то его поражение явственно превращается в иное, противоположное качество» Почему писатель считает гибель Ивановского и его поражением, и его победой? Согласны ли вы с этой оценкой героя автором повести?

    Как связаны с нашим временем повести В.Быкова, рассказывающие о событиях военных лет? Как объяснена эта связь в приведенных выше материалах о творчестве писателя?

А. Лиханов «Последние холода»

1. От чьего имени ведется рассказ в повести?

2. Какие отношения сложились у Коли с мамой и бабушкой, к чему он привык, живя в своем доме?

3. С какого момента изменяются взгляды мальчика на жизнь, когда он начинает ощущать по-настоящему беду?

4.Что помогло Вадику и Маше выстоять, выжить? Какие качества характера спасли их?

5.Какую роль сыграли Вадик и Маша в жизни Коли?

6.Почему повесть называется «Последние холода»?

7.В чем сходство героев повести Астафьева «Где-то гремит война» и героев повести «Последние холода»? В чем своеобразие этих произведений в постановке вопроса о взрослении человека?

А. Приставкин «Ночевала тучка золотая»

1. А.Приставкин и судьба его книги.

2. Война и дети. Трагический мир военного, голодного, бездомного детства в повести.

3. Война лишила многих детства. Но только ли война?

4. Как складываются в нечеловеческих условиях судьбы братьев-близнецов Кузьминичной?

    Братство Кольки и чечена Алхузура – символично ли оно?

    Почему повесть названа «Ночевала тучка золотая»?

    О чем заставила задуматься вас эта книга?

Темы рефератов

    Тема исторической правды в повестях К.Воробьева «Убиты под Москвой» и «Это мы, Господи!»

    Суровая правда войны.

    «У войны не женское лицо» (По произведениям Б.Васильева, С.Алексиевич, Ю.Друниной)

    Нравственный выбор героев в произведениях о Великой Отечественной войне.

    Роман В.Астафьева «Прокляты и убиты» - суровая правда о войне.

    Тема войны и нравственности в произведениях русских писателей.

    Традиции классической литературы в современной военной прозе.

    Тема исторической правды в произведениях фронтовой прозы II половины XX века.

    Образ молодого солдата в произведениях русских писателей о Великой Отечественной войне (Г.Бакланов «Навеки – девятнадцатилетние»,

В.Кондратьев «Сашка», М.Карим «Помилование», В.Астафьев «Прокляты и убиты»).

10. Художественное исследование духовных истоков массового героизма

народа в защите Отечества. (По произведениям русских писателей о

Великой Отечественной войне).

Темы сочинений

1. Остаться человеком в пламени войны (По 1-2 произведениям русских писателей о Великой Отечественной войне).

    Изображение ратного подвига в произведениях русских писателей о Великой Отечественной войне.

    «Фронт и тыл – родные братья» (А.Т.Твардовский) (По одному или нескольким произведениям о Великой Отечественной войне).

    «Устарела» ли военная тема в литературе? (сочинение-размышление).

    «Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой». (А.С.Пушкин).

    «Сапогами не вытоптать душу!» (По произведениям русских писателей о Великой Отечественной войне)



Рассказать друзьям