Выставка чучел животных. «Сфотографируй меня с котиком»: что посетители Эрмитажа говорят о мертвых животных на крюках

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

«На фоне картин висят на крюках чучела животных. На окнах - чучела убитых кошек, царапающих стекла, с соответствующим звучанием. Собака, подвешена за кожу на крюки. Люди ходили любоваться картинами, а натолкнулись на ужас... Не спали всю ночь... У детей шок от увиденного... В Москве закрыли выставку педофила, а в центре культурной северной столицы, садисты вывешивают трупы убитых животных на крюках» - оставила гневное сообщение посетительница музея Светлана Сова.

«Мёртвых животных надо хоронить, а не глумиться над ними. Дети и люди с неокрепшей психикой не будут разбираться, нашёл он мёртвое животное или сам убил, пойдут, прибьют собачку и подвесят, и скажут - так в Эрмитаже делают, значит, так правильно», - прокомментировала одна из зоозащитниц в соцсети.


«Фабр призывает к бережному отношению к животным. Сегодня отношение человека к ним потребительское. Кошек оставляют на дачах. Старых собак выгоняют из дома. Акцентируя кошек и собак в старом искусстве, Фабр показывает, что по всем своим качествам они подобны людям, а потому их любовь и радость, их болезнь и смерть подло вытеснять из нашего сознания. Фабр вместе с зоозащитниками всего мира выступает против потребительского отношения к животным», - говорится в пояснительной статье к выставке на сайте Эрмитажа.


Ян Фабр готовил выставку для петербуржского музея в течение двух лет. Сотрудничество с художником инициировал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский после того, как увидел его подобным же образом вписанные в традиционную экспозицию Лувра работы. Выставка в петербургском музее открылась 21 октября 2016 года, планируется, что она продлится до апреля 2017 года.


На волне горячо обсуждаемой сегодня темы жестокого обращения с животными под град критики попал «главный музей страны» Государственный Эрмитаж. Многие посетители с негодованием восприняли выставку работ знаменитого бельгийского художника Яна Фабра .

Художник - против жестокости

Экспозиция «Ян Фабр: Рыцарь отчаяния - воин красоты» открылась в Эрмитаже в октябре. Всего на выставке представлено двести тридцать работ художника, среди них - графика, скульптуры, инсталляции, фильмы. Причем некоторые из них он изготовил специально для российского музея.

Бельгийский художник Ян Фабр является одним из самых известных и востребованных мастеров современного искусства. Отличительная особенность его экспозиций - это использование в создании работ «эстетики животного мира». В его инсталляциях можно увидеть скелеты животных, рога, панцири насекомых, чучела. Как объясняет сам художник, с помощью своих произведений он пытается рассуждать о жизни и смерти, а также выступает против жестокости, присущей человеческому миру.

Морг вместо музея?

Однако совершенно иначе восприняли этот призыв посетители Эрмитажа. Главный музей страны обвинили в бескультурии, пропаганде насилия по отношению к животным, а также в демонстрации работ, травмирующих детскую психику. Соцсети взорвались гневными постами негодующих горожан и гостей Культурной столицы:

«Шок - это самое малое, что испытала я, коренная ленинградка, петербурженка, выросшая на классических произведениях искусства... Вы утверждаете, что трупы животных - это высокое искусство, достойное быть представленным в лучшем выставочном зале России? …сегодня на трупы животных, подвешенных на крюках, люди должны смотреть, как на произведение искусства, а завтра - на трупы растерзанных людей? Я даже не знаю, стоит ли теперь вести своего ребёнка к вам на экскурсии - боюсь, что вместо музея попаду в морг!».

Фабр выступает против жестокости весьма своеобразным способом. Фото: АиФ

«Как...как такое «искусство» имеет место быть!? …Мерзость и жестокость. К искусству не имеет никакого отношения!!! Практически пропаганда. А потом мы удивляемся, когда всплывают истории типа Хабаровска».

«Люди! Мертвые животные - это не искусство! Я редко становлюсь на защиту общественности, но данную волну возмущений от петербужцев и гостей культурной столицы поддерживаю. Я искренне не понимаю, как можно было допустить выставку, в центре которой чучела реальных мертвых животных, подвешенные на крюки. И тем более допускать до этой выставки детей».

«Мертвые животные - не искусство», - считает общественность. Фото: РИА Новости

Против резонансной выставки высказались и некоторые известные личности. В частности, Елена Ваенга написала в своем инстаграме «…у руководства Эрмитажа вообще все с башкой плохо??????? ((((((позорище (((((((». (орфография и пунктуация сохранены.

Кошки - за Фабра?

Однако в самом музее к подобным выпадам относятся спокойно, выставку демонтировать не собираются и пытаются объяснить общественности смысл скандальной экспозиции.

«Ян Фабр не раз рассказывал журналистам о том, что собаки и кошки, которые появляются в его инсталляциях - это бездомные животные, погибшие на дорогах. Фабр пытается дать им новую жизнь в искусстве и, таким образом, победить смерть, - поясняют сотрудники Эрмитажа. - Фабр призывает к бережному отношению к животным, которые многие столетия сопровождали человечество, войдя в историю и мифологию. Сегодня отношение человека к животным потребительское. Кошек оставляют на дачах. Старых собак выгоняют из дома. Акцентируя кошек и собак в старом искусстве, Фабр показывает, что по всем своим качествам они подобны людям, а потому их любовь и радость, их болезнь и смерть подло вытеснять из нашего сознания» .

Художник уверяет, что он на стороне зоозащитников. Фото: РИА Новости

Сам Фабр подчеркивает, что он вместе с зоозащитниками всего мира выступает против потребительского отношения к животным. Мы любим не их, а свою любовь к ним, считает художник. Мы готовы избавиться от них при первой возможности, стоит животному заболеть или состариться. Найденные им вдоль автострад тела сбитых машинами животных он превращает из отходов потребительского общества - в укор человеческой жестокости.

Мнения по поводу выставки разделились. Фото: РИА Новости

В пику хэштэгу #позорэрмитажу, который запустили противники выставки, работники музея создали свой #кошкизафабра.

«Наш музей уж более других и в самые тяжелые времена привечает животных и заботится о них, - заявил на официальной странице музея в соцсетях директор Эрмитажа Михаил Пиотровский . - Надо сказать, что эрмитажные кошки появились тогда, когда громадное количество «любителей животных» в голодные годы выбрасывали этих животных на улицы. И с этих улиц сотрудники Эрмитажа их подбирали. Так что эрмитажные кошки - одно из свидетельств того, что Эрмитаж знает, о чем говорит и что делает».

Нашлось и немало сторонников своеобразного искусства. Так, музыкант Сергей Шнуров назвал выступающих против выставки невежественными. «Борцы за «высокий уровень культуры», как я уже писал неоднократно, повсеместно невежественны, но, сука, очень культурны», - написал он в своем Instagram.

Кроме того, в интернете есть множество реплик в поддержку политики Эрмитажа:

«Осуждать выставку Фабра и обвинять его в жестоком обращении с животными - это примерно то же самое, что называть хирурга, который успешно удалил опухоль - потрошителем».

«Я что-то не поняла ничего. Люди не прочитали о том, что Фабр хотел сказать этой выставкой? Это же так все элементарно. Или ищем очередной повод поднять ор и найти козла отпущения?».

А куратор выставки Дмитрий Озерков и вовсе считает, что главная цель экспозиции достигнута вне зависимости от вызванных ею эмоций - люди заговорили о необходимости борьбы против жестокого обращения с животными.

Выставка бельгийского художника Яна Фабра в Эрмитаже вызвала шок и неодобрение многих петербуржцев, в том числе и тех, кто не успел её посетить. Музей обвиняют в пропаганде живодёрства из-за экспозиции с чучелами животных, официальную группу музея «ВКонтакте» заполнили возмущённые комментарии, Эрмитажу пришлось публиковать на сайте дополнительные пояснения.

Выставка «Ян Фабр: Рыцарь отчаяния – воин красоты», которая 21 октября открылась в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, вызвала волну критики и неодобрения. Посетителей музея и зоозащитников возмутила экспозиция с чучелами животных, многие ещё не посетили выставку, но высказываются в социальных сетях.

Группу Эрмитажа «ВКонтакте» заполонили возмущённые комментарии, блогеры сравнивают бельгийского художника с , обвинёнными в жестоком убийстве не менее 15 животных и птиц.


Многих возмутило также, что выставка Фабра, включающая помимо экспозиции с животными картины и скульптуры, разместилась не только в Главном штабе, где обычно выставляют современное искусство, но и в Зимнем дворце. В статье с пояснениями, которую музею пришлось выпустить в ответ на возмущения, объясняется, что идею соседства современного искусства с классическим представители Эрмитажа почерпнули после визита в Лувр.

Идея представить Фабра в Эрмитаже, в диалоге с фламандскими мастерами XVII века, возникла семь лет назад, когда директор музея, Михаил Борисович Пиотровский, и Дмитрий Озерков, заведующий Отделом Современного искусства (куратор выставки Фабра, - прим. Medialeaks), побывали на выставке Яна Фабра в Лувре, где инсталляция художника соседствовала с шедеврами Рубенса. - Государственный Эрмитаж

Что касается обвинений в пропаганде жестокости к животным, представители Эрмитажа объясняют, что бельгийский художник специально давал пресс-конференцию к открытию выставки, где объяснял свой посыл в работах с чучелами.

Ян Фабр не раз рассказывал журналистам о том, что собаки и кошки, которые появляются в его инсталляциях, – это бездомные животные, погибшие на дорогах. Фабр пытается дать им новую жизнь в искусстве и, таким образом, победить смерть. «Многие мои работы посвящены жизни после смерти. Смерть – это часть жизни, я уважаю смерть», – говорит знаменитый бельгиец. Мёртвый пёс в инсталляции Фабра – это метафора, своеобразный автопортрет художника. Фабр утверждает: «Художник – это бродячая собака». - Государственный Эрмитаж

В официальном комментарии Эрмитажа подчёркивается, что художник, напротив, призывает бережно относиться к животным.

Сегодня отношение человека к животным потребительское. Кошек оставляют на дачах. Старых собак выгоняют из дома. Акцентируя кошек и собак в старом искусстве, Фабр показывает, что по всем своим качествам они подобны людям, а потому их любовь и радость, их болезнь и смерть подло вытеснять из нашего сознания. Представляя чучела домашних животных, Фабр вместе с зоозащитниками всего мира выступает против потребительского отношения к ним. - Государственный Эрмитаж

Но эти объяснения многих не удовлетворили и вызвали новую волну возмущений.


В сентябре в Москве разгорелся скандал вокруг выставки «Джок Стёрджес. Без смущения», на которой были показаны . Её раскритиковали сенатор Елена Мизулина и детский омбудсмен Анна Кузнецова, назвав «детской порнографией». А на следующий день представители организации «Офицеры России», о которой Medialeaks, заблокировали вход в Центр фотографии имени братьев Люмьер, где проходила выставка, и добились её закрытия.

Но в итоге глава «Офицеров России» Антон Цветков и представители Центра фотографии возложили всю Лену Миро, которая первой потребовала закрыть выставку и опубликовала откровенные снимки детей.

БЕЛЕЕТ ЗАЯЦ ОДИНОКИЙ

Еще недавно имя художника Яна Фабра было известно только узкому кругу специалистов. Теперь его знает весь Петербург. Бельгиец сумел произвести на горожан впечатление: на свою выставку в Государственный Эрмитаж он привез чучела собак, кошек и зайцев .

В Зимнем дворце - это главное здание Эрмитажа - представлено несколько работ Фабра. Но шокирует общественность только одинокий зайчик у картины фламандского художника. Светлое пятно на фоне бордовой стены.

Чучело, надо сказать, выполнено качественно. Заяц смотрит, как живой. По задумке, он закреплен в «челюсти» объекта, напоминающего то ли синий череп, то ли мозг.

Не беремся судить, что хотел этим сказать автор.

По задумке Фабра, тело зайца дополняет картину фламандского художника.Фото: Олег КУЗЕНКОВ

А вот на другой площадке Эрмитажа - в Главном штабе, который находится напротив Зимнего дворца, картина иная. Этот филиал заработал несколько лет назад после реставрации - сюда переехала экспозиция современного искусства. И здесь «зоологических» экспонатов от Фабра уже заметно больше. Кошки и собаки слегка покачиваются на тросах, - в помещении сквозняк. Вокруг – блестящая мишура.

Потрогать экспонаты рукой не получится – потолки высокие. Да и желания такого не возникает.

Страсти-то какие, - женщина лет 50 встает как вкопанная, едва шагнув в зал с необычными художествами. – Это зачем повесили?


На выставке Яна Фабра есть и более традиционные экспонаты.Фото: Олег КУЗЕНКОВ

Молодежь реагирует уже не так эмоционально.

Сфотографируй меня с котиком, Маш, - девчонка лет 17 позирует перед чучелами хвостатых друзей. Потом они меняются местами.

Рядом – тело лохматой собачки с праздничным колпаком на голове . И все та же мишура.

«Как можно ТАКОЕ выставлять в Эрмитаже?! Позор!!!» – красуется подпись о выставке Фабра в журнале отзывов.

«БОЛЬШЕ ПОХОЖЕ НА ДОНОСЫ»

Между тем, в Эрмитаже уже заявили: Фабр животных не убивал. Несчастные зверюшки погибли под колесами автомобилей в Европе , были подобраны на обочинах и «законсервированы», если можно так выразиться.

Известный композитор и пианист Антон Батагов уверен: это все равно бесчеловечно.

Я прошу всех, кто считает эту выставку нормальной, представить себе, что ваша мама или ваш ребенок погибли в авто- (авиа-)катастрофе или теракте. Не возмущайтесь, представьте. А теперь подумайте: вы позволите этому «художнику» сделать из их тел чучела и выставить как арт-объект? – задается вопросом Батагов. Он, кстати, вегетарианец со стажем. Избегает и кожаных изделий, и меховых.


Чучело кошки в Главном Штабе.Фото: Олег КУЗЕНКОВ

Но есть и те, кто сравнивает происходящее вокруг Эрмитажа с 37-м годом.

Все это уже больше похоже на доносы. А формулировки какие? «Просим государство оказать воздействие», «выставка вредная»… Это мне напоминает самые мрачные времена, - рассуждает Семен Михайловский, и.о. ректора Института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина .

Он также признался, что на выставке еще не был, но планирует посетить ее в самое ближайшее время.

ШНУРОВ - ЗА ФАБРА

А вот известный музыкант Сергей Шнуров в Эрмитаж уже наведался. Об этом 15 ноября рассказал заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа Дмитрий Озерков.

Сергей Шнуров пришел поддержать Эрмитаж. Большое спасибо! – так подписал Озерков совместное с музыкантом фото.

Лидер группы «Ленинград » увиденным остался доволен.

Не увидел я там живодерства, как и издевательств над людьми не разглядел, а скорее наоборот. На мой взгляд, провокационность выставки «вольными борцами за культуру» сильно преувеличена, а художественные достоинства остались совсем незамеченными, - написал Шнуров в своем «Инстаграме».

Может, что у лидера «Ленинграда» скоро и песня новая родится – на злобу дня.

Несмотря на протесты зоозащитников, музей не намерен демонтировать экспозицию

Выставка бельгийского художника Яна Фабра "Рыцарь отчаяния – воин красоты", которая несколько дней назад открылась в Эрмитаже, вызвала волну негодования в социальных сетях. Разгневанные интернет-пользователи запустили хэштег #позорэрмитажу, а руководству государственного музея пришлось давать объяснения.

Выставка Яна Фабра разместилась не только в Главном штабе Эрмитажа, где обычно выставляют современное искусство, но и в Зимнем дворце. Подвешенные на крюках чучела собак, кошек и кроликов были выставлены на фоне полотен фламандских художников XVII века. Эту идею кураторы позаимствовали в Лувре, где инсталляция бельгийца соседствовала с шедеврами Рубенса.

Некоторые неподготовленные посетители были шокированы работами Фабра. Особенно сильно петербуржцев и гостей Северной столицы возмутили работы "Протест мертвых бездомных котов" и "Карнавал мертвых дворняг". Одна из посетительниц экспозиции рассказала, что когда она с семьей увидела чучела животных, то ужаснулась.

"Люди ходили любоваться картинами, а натолкнулись на ужас.... не спали всю ночь...., у детей шок от увиденного... В Москве закрыли выставку педофила, а в центре культурной северной столицы, садисты вывешивают трупы убитых животных на крюках", – поделилась своими впечатлениями она.

На фоне резонансного случая с хабаровскими живодерками подобную выставку многие сочли неуместной. "Вся Россия борется с живодерами, такой тяжелый момент для всех нас, Эрмитаж плюет прямо нам в лицо открывая выставку Яна Фабра под названием "карнавал мертвых бродяг"! Где трупы животных распяты, подвешены на крюках, кошки, кролики, собаки с праздничными колпаками на голове! Куда мы катимся, если ЭТО теперь называют искусством?! Нет слов", – написала одна из пользователей сети.

Несмотря на протесты зоозащитников и претензии посетителей, в Эрмитаже не собираются демонтировать инсталляции бельгийского художника. "Мы не считаем, что эта выставка как-то нарушает права животных или тех, кто их любит, а с точностью до наоборот", - сообщил радиостанции "Говорит Москва" руководитель отдела современного искусства музея Дмитрий Озерков.

"Сам Фабр не раз рассказывал журналистам о том, что собаки и кошки, которые появляются в его инсталляциях, это бездомные животные, погибшие на дорогах. Фабр пытается дать им новую жизнь в искусстве и, таким образом, победить смерть", - говорится в сообщении на сайте Эрмитажа.



Рассказать друзьям