Выставка "весь бакст".

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В экспозицию войдут рисунки, костюмы, открытки, фотоснимки и изделия из фарфора.

Билет: до 150 рублей
Дни проведения: четверг–понедельник 11.00–19.00, среда 13.00–21.00
Адрес: пл. Островского, 6
Дата начала: 29 апреля 2017 г.
Дата завершения: 20 августа 2017 г.

Лев Самойлович Бакст - знаменитый график, живописец, один из основателей объединения «Мир искусства» и автор декораций к дягилевским балетам. Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства хранит настоящую энциклопедию театральных работ Бакста: от самых ранних его опытов в Императорских театрах до эскизов к одной из последних его постановок «Спящая принцесса».

В год 150-летия художника Театральный музей представит более 50 шедевров, связанных с именем Бакста: рисунки, эскизы и костюмы, созданные по ним, раритетные фотографии, открытки и фарфоровую пластику.

Впервые в Петербурге можно будет увидеть эскизы костюмов к балету-пантомиме «Сердце маркизы» - самой первой театральной работе Леона Бакста, выполненной для Эрмитажного театра в 1902 году. Настоящим триумфом для Бакста стало оформление балета «Фея кукол» на музыку И. Байера в 1903 году. На выставке покажут серию легендарных открыток, выпущенных к премьере, а также подлинный сценический костюм одной из кукол - куклы-японки - с тончайшим шёлком, расписанным рукой художника.

Визуальный ряд дополнят образ Клеопатры для Иды Рубинштейн и «Баядерка с павлином» для балета Сергея Фокина «Синий бог». Посетители обратят внимание на любовь мастера к восточной экзотике, античным мотивам и западноевропейской классике XVII–XIX веков.

Кроме того, будет представлено самое полное собрание изысканных рисунков, посвящённых «Русским сезонам», демонстрирующих костюмы в вихревом движении танца. Экспозицию дополнят старые фотографии, выполненные как в России, так и за рубежом во время существования труппы Сергея Дягилева.

МОСКВА, 7 июн — РИА Новости, Анна Горбашова. Торжественное открытие масштабной ретроспективной выставки "Лев Бакст / Léon Bakst. К 150-летию со дня рождения" в понедельник прошло при аншлаге в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина (ГМИИ) в рамках фестиваля "Черешневый лес".

Первыми гостями выставки, которая откроется для посетителей 8 июня, стали директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, певицы Кристина Орбакайте, Алена Свиридова, главред журнала L"Officiel Россия Ксения Собчак, актриса Марина Зудина, финансист Марк Гарбер, телеведущая Ирада Зейналова и другие известные деятели культуры и шоу-бизнеса.

В "Итальянском дворике" гостей встречали модели в платьях из капсульной коллекции известного итальянского модельера Антонио Марраса, которые были созданы по эскизам Бакста специально для выставки. Сам Маррас также присутствовал на открытии.

Мир красоты, созданный Бакстом

"На нашей выставке представлены все аспекты творчества Бакста — портреты, пейзажи, театральные костюмы, прекрасные ткани, созданные по его эскизам. Мы старались, чтобы это был рассказ о художнике, который создавал мир красоты вокруг себя. Вы увидите 250 произведений, в том числе чрезвычайно редких из частных коллекций и крупнейших музеев мира", — сказала директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак, открывая выставку.

Она отметила, что перед кураторами стояла непростая задача, и выставка была сложной.

"Я в ужасе, что нас сегодня так много. Мы не ожидали, что будет столько людей", — удивилась Лошак.

Идейный вдохновитель фестиваля "Черешневый лес", глава компании "Боско" Михаил Куснирович оповестил присутствующих, что экспозицию придется осматривать, разбившись на группы.

Экскурсии готовы провести театральный художник Павел Каплевич, директор Мультимедиа арт музея Ольга Свиблова, историк моды Александр Васильев, предоставивший для выставки костюмы, созданные для парижских модных домов по эскизам Бакста, и другие гости — знатоки творчества художника.

"Символично, что в день рождения Пушкина в Пушкинском музее мы открываем для себя творчество Бакста. Мы принарядились, забыли о традиционных закусках, мы пришли на встречу с искусством", — призвал к вниманию публику Куснирович, так как на центральной лестнице ораторам пришлось выступать без микрофона.

Один из кураторов выставки, британский искусствовед Джон Боулт пошутил, что лично он верит в космические знаки, и такой знак был ему послан.

"Я верю в космические знаки. Известно, что Пушкин любил женские ножки, а Бакст их явно не любил, когда мы заканчивали подготовку к выставке, я на радостях сломал себе ногу", — рассказал Боулт.

Дягилевские сезоны и портреты

Живописец, портретист, театральный художник, мастер книжной иллюстрации, дизайнер интерьеров и создатель высокой моды 1910-х Лев Бакст, известный на Западе как Леон Бакст, знаменит, прежде всего, своими впечатляющими проектами для "Русских сезонов" Сергея Дягилева в Париже и Лондоне.

Разбившись на группы, гости отправились осматривать экспозицию. Свою группу Каплевич сразу повел к работе Бакста "Пробуждение", которая никогда не выставлялась в России — из семейного фонда Ротшильдов.

"Панно на тему сказки "Спящей красавицы" было заказано Баксту Ротшильдами. В качестве моделей ему позировали члены семьи Ротшильдов", — рассказал Каплевич. Всего для британских миллиардеров Бакст сделал семь сказочных панно.

Известный российский историк моды Васильев представил на выставке более 20 экспонатов из своей частной коллекции: модные платья и театральные костюмы 1910-1920-х годов к балетам "Тамара", "Шехеразада", "Спящая принцесса" и другим, созданные по эскизам Бакста.

Петербургский Музей Академии русского балета имени А.Я. Вагановой предоставил для экспозиции знаменитый костюм Вацлава Нижинского из балета "Призрак розы".

"Костюм Нежинского — это главная эротика мира", — сказал Каплевич.

Еще одна жемчужина экспозиции — эскиз костюма для любимой балерины художника Иды Рубинштейн для балета "Клеопатра".

В экспозицию также вошли станковые произведения художника: "Портрет Сергея Дягилева с няней", автопортрет художника, портреты поэтов Андрея Белого и Зинаиды Гиппиус, а так же декоративные панно "Древний ужас" и другие работы.

Выставка стильная и умная

"Получился очень художественный проект, выставка стильная, умная, в которой нашло отражение все, что сделал Бакст — блестящий раздел портрета и огромное количество вещей малоизвестных в России. К этому проекту можно применить слова Дягилева, которые он как-то сказал Жану Кокто: "Удиви меня", — поделилась впечатлениями с корреспондентом РИА Новости Трегулова.

По ее мнению, в экспозиции присутствует "ровно то, что нужно сказать сегодня об этом художнике".

"Мне кажется, что выставка будет пользоваться большим успехом, она интригующая", — резюмировал директор Третьяковской галереи.

Работы для экспозиции предоставили Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Центральный военно-морской музей (Санкт-Петербург), Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, парижский Центр Помпиду, лондонский Музей Виктории и Альберта, Семейного фонда Ротшильдов, Музей современного искусства Страсбурга, Музей Израиля, а так же частные коллекционеры из Москвы, Парижа, Лондона и Страсбурга — всего 31 участник выставки.

Более 50 рисунков художника подкреплены сценическими костюмами по его эскизам, раритетными фотографиями, открытками и фарфоровой пластикой.

Проект погружает широко известные работы художника из музейной коллекции в его собственный творческий контекст. Музейной «премьерой» станут эскизы костюмов к балету-пантомиме «Сердце маркизы». Это самая первая театральная работа Бакста, выполненная для Эрмитажного театра в 1902 году. Несколько листов с эскизами костюмов хранились в фондах Музея театрального и музыкального искусства с 1934 года, но в Петербурге выставляются впервые.

Настоящим триумфом стало оформление балета «Фея кукол» на музыку И. Байера (1903). На выставке можно увидеть легендарные открытки, а также подлинный сценический костюм одной из кукол — куклы-японки. Удивительно сохранился тончайший шелк, расписанный рукой Бакста.

Популярность спектаклей, оформленных Бакстом, была настолько велика, что побуждала других художников воплощать его образы в своем творчестве. Такова, например, серия фарфоровых статуэток, выпущенных в 1912 году Мейсенской мануфактурой после премьеры балета «Карнавал» на музыку Р. Шумана. Сейчас они стали настоящей антикварной редкостью. Музей показывает на выставке несколько предметов из этого цикла, а также фигурку Тамары Карсавиной работы Д.Иванова, созданную на Государственном фарфоровом заводе в Петрограде на заре советской власти.

Отдельного внимания заслуживают знаменитые эскизы костюмов к балету «Нарцисс» (1911). Ни одна выставка, посвященная дягилевским «Русским сезонам», не обходится без этих изысканных рисунков, демонстрирующих костюмы в вихревом движении танца. На выставке представлено самое полное их собрание, которое хранится в фондах Театрального музея.

Несколько лет назад музейные фонды пополнились целым рядом шедевров Бакста из знаменитой коллекции Лобановых-Ростовских. На выставке экспонируется изысканный эскиз костюма Клеопатры для Иды Рубинштейн (1908), так называемая «Баядерка с павлином» из балета Михаила Фокина «Синий бог» (1912), а также изумительная серия рисунков к последней работе для Сергея Дягилева (и одна из последних работ Бакста в театре) «Спящая принцесса»по мотивам балета П.И.Чайковского «Спящая красавица» (1921-1922).

Более пятидесяти рисунков художника выставлены вместе с подлинными сценическими костюмами, которые были сшиты в самом начале XX века и являются настоящими раритетами. Выставку дополняют старые фотографии, выполненные как в России, так и за рубежом во время существования труппы С.П.Дягилева.

Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Музейный фонд не так давно пополнился шедеврами Бакста из коллекции Лобановых-Ростовских. На выставке «Весь Бакст» представлено более 50 рисунков художника, костюмы по его эскизам, фотографии, открытки и фарфоровые скульптуры

Санкт-Петербургский государственный музей
театрального и музыкального искусства
29 апреля - 20 августа 2017
Санкт-Петербург, площадь Островского, 6
theatremuseum.ru

Прошлый год выдался суматошным для многих музеев, у которых в собрании были работы Льва Самойловича (Леона) Бакста. Россия отмечала 150-летие одного из ключевых художников «Мира искусства» и дягилевских «Русских сезонов». В этом году музеи наконец-то смогли отдышаться и подумать о себе. Вот и Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства решил отдельно показать свою крупнейшую коллекцию эскизов костюмов Бакста, а также сами театральные костюмы, фотографии, открытки, фарфоровую скульптуру.

Среди экспонатов, демонстрируемых впервые, устроители отмечают эскизы костюмов к балету-пантомиме «Сердце маркизы», который стал первым театральным проектом Бакста. Пример другого эксклюзива - подлинный костюм куклы-японки из балета «Фея кукол» на музыку И. Байера (1903), сшитый из шелка и расписанный рукой Бакста.

Что касается малой пластики, то речь идет, в частности, о фарфоровых статуэтках, выпущенных в 1912 году Мейсенской мануфактурой после премьеры балета «Карнавал» на музыку Р. Шумана. Кроме них, в экспозиции находится также фигурка Тамары Карсавиной работы Д. Иванова, выпущенная на Государственном фарфоровом заводе в Петрограде после революции.

  • 19.04.2019 24 апреля 2019 у Главного входа в парк «Сокольники» в честь празднования 140-й годовщины присоединения парка к территории Москвы состоится торжественная церемония открытия памятного знака Сергею Михайловичу Третьякову
  • 15.04.2019 С сенсационным утверждением об ошибочной атрибуции «Спасителя мира» выступил исследователь Бен Льюис - автор монографии «Последний Леонардо. Тайная жизнь самой дорогой картины в мире»
  • 11.04.2019 Классик концептуализма, один из самых дорогих из ныне живущих художников создал дизайн для этикеток белого и красного брюта специальной серии Victor Dravigny русского винного дома «Абрау-Дюрсо»
  • 08.04.2019 Министерство культуры предлагает внести изменения в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта…», чтобы уравнять статус организаций культуры в части возможности продажи алкогольной продукции
  • 28.03.2019 «Портрет Доры Маар», ныне оцениваемый в $25 млн, нашли стараниями арт-детектива Артура Бранда, которого давно окрестили «Индианой Джонсом мира искусства»
  • 19.04.2019 В четверг, 25 апреля 2019 года, состоится очередной аукцион. Каталог составили 656 лотов: живопись, графика, религиозные предметы, серебро,ювелирные изделия, стекло, фарфор и пр.
  • 17.04.2019 18 апреля аукционный дом «Литфонд» проведет 151-й аукцион, в каталог которого вошли свыше 400 лотов редких книг, рукописей, автографов, фотографий, плакатов, исторических бумаг и открыток на общую сумму свыше 20 000 000 рублей
  • 17.04.2019 18 апреля 2019 года «Русская эмаль» проводит Аукцион антикварных открыток и филателии № 6. В каталоге - 225 лотов
  • 16.04.2019 В субботу, 20 апреля, «Антиквариум» проведет два очных аукциона. В 15:00 начнется аукцион «Литература и искусство Бронзового века» (№ 54), а сразу же после его завершения - «Не все по рублю» (№ 55)
  • 16.04.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это семь живописных работ, одиннадцать лотов оригинальной графики и две работы в смешанной технике
  • 12.03.2019 Такой вывод содержится в исследовании, опубликованном в марте 2019 года Бюро экономического анализа США (BEA) и Национальным эндаументом искусств (NEA)
  • 21.01.2019 Нужны ли коллекционеру документы на владение картиной? Новичкам хочется окончательной бумаги, фактической, брони. А что если украдут? А что если нужно будет продавать? Чем потом я докажу, что картина моя?
  • 16.01.2019 Работая над базой данных аукционных результатов, нам чаще всего удается вычислить повторные продажи. То есть зафиксировать, когда работа продавалась ранее и сколько на ней удалось заработать. Лучшие примеры 2018 года - в нашем обзоре
  • 11.12.2018 Три месяца назад вступило в действие постановление правительства № 285: продавцам картин велено перечислять 5 % при перепродаже в аккредитованную организацию УПРАВИС в пользу художников и наследников авторского права. Объясняю, что с этим не так
  • 06.12.2018


Рассказать друзьям