Выжигательный прибор и правила работы с ним. Негативный силуэт

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В комнате дым коромыслом. У ребенка в руках угрожающего вида орудие из черной пластмассы, на толстом проводе и с металлическим "носом". От усердия у вооруженного пионера немного высунут язык, а нос слегка перемазан копиркой… Не входить, в помещении идет выжигание! Если по-умному, то это увлечение называется пирографией. Но до правильных ли тут определений, когда горит сердце и с приятно щекочущим ноздри запахом паленой деревяшки прожигается картина?

"Ох, сожжешь ты нам всю квартиру, несчастье мое!" - жалобно отбивались мамы, когда мы с горючими слезами на глазах упрашивали их выдать нам 3 руб. 14 коп. - или что-то вроде того - на заветный "Силуэт", "Узор" или "Орнамент". Однако ни одного случая уничтожения жилья с помощью выжигателя история, к счастью, не зафиксировала. Зато она запросто может зафиксировать тысячи тысяч произведений народного детского творчества в "копченом" жанре, созданных на кружках, в пионерских лагерях, на уроках труда и просто дома после уроков!

Типичное "горячее оружие" пиромана… то есть, пирографа - обычно хранилось в коробке, крышка которой очень быстро покрывалась "боевыми шрамами". К выжигателю прилагались фанерные квадратики-заготовки и шаблоны рисунков. По шаблонам, конечно, творить не так интересно. Но не каждому ведь дан талант Репина! Так что мы переводили на дощечки понравившиеся картинки откуда только могли - с открыток, из журналов и книжек. Но и для самого процесса прожигания тоже требовался навык - твердая рука не должна дрогнуть, линию надо вести плавненько, нажим должен быть правильным, температурный режим тоже надо выбирать в зависимости от нужной глубины и толщины линии, а также ее оттенка. Так что кто вдруг подумает, что это не искусство - те срочно передумывайте!

Да, искусство это особенное, оно крепко завязано на технических вопросах. И самый животрепещущий из них для советских выжигателей и выжигальщиц - капризное жало аппарата. Нихромовый наконечник в один печальный день сгорал, и поменять его было большой проблемой. В некоторых наборах имелась запасная игла и совет в инструкции в случае чего "перепаять", но реализовать это было почему-то из области братьев Стругацких. Как только мы ни изворачивались с этими вредными проволоками, но силы были неравны…

Впрочем, прежде чем аппарат погибал, юный творец успевал накоптить массу прекрасного и полезного! Просто-картинки с изображением трепетных оленят и круглоглазых львят, пейзажей с березками и баталий с красноармейцами, олимпийских мишек и космонавтов в ракетах. Цветы на разделочных досках и павлины на хлебницах, узоры на указках и рамочках для фотографий - если бы все наши деревянные шедевры поставить в ряд, они наверняка достали бы до какой-нибудь не самой близкой к Земле планеты!

Разумеется, применять выжигатель только по назначению было бы совсем не так интересно. И юный экспериментатор, одарив всех родственниц женского пола и обогатив десяток школьных ярмарок своими высокохудожественными деревяшечками, начинал с азартом посматривать по сторонам в поисках других подходящих материалов. И начиналась жара! Выжигателем сверлились дырочки в ремнях, спаивались швы чего-нибудь полиэтиленового или пластикового, вулканизировались заплатки для колес велика… Плавилось все, что плавилось, дырявилось все, чего было не жалко. Очень даже можно понять мам в их пожарных опасениях! Слушайте, а может, производители специально закладывали в "волшебную палочку" такие хилые жала - чтобы хоть как-то ограничить наш душевный и творческий жар? Ничего-ничего, сейчас стали импортные пирографы продавать, мы уж тряхнем стариной и наверстаем все недовыжженное в детстве!

Выжигание по дереву [Техники, приемы, изделия] Подольский Юрий Федорович

Негативный силуэт

Негативный силуэт

Как известно, один и тот же предмет можно нарисовать несколькими разными способами. Относится это и к силуэту. Достаточно только «проинвертировать» его, то есть темную заливку контура сделать светлой, а фон, наоборот, – затемнить. Простой негативный силуэт представлен на рис. 22 вверху, а более сложный – на том же рисунке внизу.

В такой манере можно выжигать не только портреты. На рис. 23 вверху показано, какими способами можно изобразить одно и то же дерево: как обычную графику, обычный силуэт и негативный силуэт. Продолжают растительную тематику и другие деревья на этой странице. Они все сделаны в виде негативного силуэта – светлого на темном фоне. Как и на нижнем негативном портрете, к деревьям или другим объектам можно добавить мелкие детали, изображающие листву и т. п. Последний фрагмент рис. 23 показывает пример обычного растительного орнамента, выполненного по принципу негатива.

Выжиганием силуэтов – как обычных, так и негативных – увлекались в XIX веке, и подобные работы до сих пор можно найти в антикварных лавках. Неудивительно, что масса подобных силуэтов встречается в книгах и журналах того времени. Несмотря на то что за прошедшее столетие неузнаваемо изменились приборы для выжигания, эта техника остается одной из самых простых и эффектных. Конечно, одни деревья выжигать сложнее, другие – проще, но силуэт по-прежнему остается самым естественным решением, когда вам приходится иметь дело с дре-весиной, не позволяющей проводить тонкие линии и создавать оттенки тона. Когда вы будете разрабатывать свой собственный рисунок, обязательно подумайте о том, как лучше сбалансировать участки светлого и темного тонов, и поэкспериментируйте с различными пропорциями силуэтов.

Выжигательный прибор и Правила работы с ним

На сегодняшнее время мастера в выпиливании не только создают замечательные поделки, но и по желанию придают им орнамент при помощи выжигателя. В данной статье я расскажу, как можно украсить свою поделку, придав ей красивый орнамент.

Для выжигания необходимо:

Для работы вам понадобится прежде всего выжигательный прибор. Его можно приобрести в магазине, а можно и сделать самому.

Все выжигатели имеют примерно одинаковую конструкцию:

1. Металлический экран;

2. Пластмассовый колпачок;

3. Игла;

4. Иглодержатель, состоящий из пластмассового основания и двух впрессованных в него латунных трубочек;

5. Силовой электропровод;

6. Корпус ручки.

Выжигательный прибор работает от сети которая имеет напряжение 220 Вольт.

Если у вас есть электро выжигательный прибор, то лучше его немного доработать для удобной работы. Электропровод замените на провод с большим сечением (от 4 до 6 мм2), это позволит повысить накал иглы.

Покупая прямые иглы, для выжигательного прибора некоторые их сгибают, некоторые делают острыми, смотря какие узоры вы хотите сделать. Лучше всего если иголка у вас будет согнута под углом 45°. Это можно сделать при помощи пассатижей. Если сгибать иголку, то при работе у вас будет получаться широкий орнамент. Можно сделать и плоскую иглу, для того чтобы выжигать тонкую работу, например картину. Для этого кончик иглы нужно аккуратно сточить при помощи прямых напильников, затем зачистить сточенную поверхность мелкозернистой шкуркой.

Для того чтобы орнамент получился красивым вовсе не нужно усердно давить на иголку, а слегка надавливая делая повторяющиеся движения. Бывает и такое: сильно надавив на иголку произошла поломка или в лучшем случае погнулась.

Если пилка поломана, необходимо заменить ее на другую. Замена иголки должна происходить аккуратно. Не в коем случае не меняйте иглу при включенном в сеть выжигательным прибором. Для замены иглы необходимо очистить из иглодержателя остатки сломанной иголки, раскрутив шурупы при помощи мелкой отвертки. После отрежьте кусок хромовой проволоки диаметром 1 мм и длиной не больше 2,5 мм затем согните ее пополам. Кончики проволоки необходимо залудить при помощи паяльной кислоты еще ее называют цинковой.

Если пилка согнута, необходимо раскрутить фиксаторы иглы, затем вытащив иглу положить на ровную металлическую поверхность для того чтобы выпрямить ее при помощи маленького молотка.

Подготовка материала

Приготовленную вами поверхность необходимо обработать. Прежде чем перевести чертеж на фанеру, необходимо зачистить ее. После зачистки фанеры выберете простой рисунок, над которым вы не будете работать долгое время. Проверьте, подходит ли чертеж по габаритам.

Необходимая поверхность

Для выжигания подходят породы лиственных мелко сосудистых деревьев: осина, клен, ольха и отчасти береза. Лучше всего если поверхность для выжигателя предварительно зачищена наждачной бумагой. Поверхность должна быть без пороков и неровностей. После обработки поверхность должна получиться гладкой, матовой. Если материал заготовки имеет светлую древесину без блеска, то это огромный плюс.

Я пробовал выжигать и могу с уверенностью сказать что получалось очень даже замечательно! При помощи выжигателя можно придать поделке особый контур. К примеру можно выпилить дощечку для выжженной картины. Получится очень красиво.

Выжигание

При изготовлении, оформлении и отделке учебных пособий, приборов, моделей, игрового инвентаря и различных предметов домашнего обихода за последние годы широкое распространение получило выжигание (пирография). Часто применяется выжигание и в кружках «Умелые руки». Оно состоит в нанесении на поверхность изделий из древесины, фанеры или картона различных рисунков, орнаментов и надписей при помощи сильного нагревания раскалёнными металлическими штифтами или проволочками. При соприкосновении с раскалённым металлом происходит обугливание поверхностного слоя материала. В зависимости от температуры металлического наконечника и длительности контакта, на поверхности изделия остаются следы большей или меньшей глубины, окрашенные в различные оттенки коричневого цвета.

В кружках «Умелые руки» выжигание производится в подавляющем большинстве случаев при помощи электровыжигателей, работающих при напряжении в 2—3—4 вольта. Для получения тока такого напряжения используются обычно школьные учебные понижающие трансформаторы, трансформаторы из детских наборов «Электроконструктор» и другие, подходящие по напряжению и мощности. В зависимости от последней, к одному трансформатору можно подключать сразу несколько электровыжигателей

На рисунке 1 показана конструкция самодельного электро-выжигателя, предложенная автором и получившая большое распространение в кружках детской технической самодеятельности. На ручке из 5—6-миллиметровой фанеры или дощечки (А) укрепляют две металлические полоски (Б). К свободным концам этих полосок, при помощи небольших винтов с гайками, крепят петельку (В) из нихромовой проволоки толщиной 0,4—0,5 мм (обычно для этой цели используют проволоку от спиралей к электроплиткам). К противоположным концам полосок крепятся концы электрического шнура, подключаемого к зажимам трансформатора. При включении трансформатора в сеть проволочка В накаляется, и её заострённой средней частью производят выжигание. Накал проволочки электровыжигателя не должен быть слишком сильным, чтобы при прикосновении к поверхности древесины не было вспышек.


Рис. 1. Электровыжигатель

А — ручка; Б — металлические полоски; В — петелька из нихромовой проволоки (все размеры в миллиметрах). Справа электровыжигатель, подключённый к понижающему трансформатору

Рис. 2. Выжигание по контурам

При выжигании по древесине и фанере наилучшие результаты получаются в случаях использования древесины мягких пород: липы, тополя и ольхи. На древесине более твёрдых пород, например берёзы или клёна, выжженный рисунок имеет рыжеватый оттенок. Трудно добиться нужной равномерности глубины и окраски отдельных штрихов на дощечках или фанере из древесины твёрдых крупнопористых пород, а также пород, в которых мягкие слои чередуются с твёрдыми (дуб, ясень, сосна, ель, лиственница).

Наиболее употребительными являются выжигание по контурам (рис. 2), выжигание с передачей оттенков светотени (рис. 4) и выжигание силуэтное — со сплошной штриховкой силуэтов или фона (рис. 3). Весьма часто применяется так называемое декоративное выжигание — с резко очерченными контурами и такими же резкими и сочными тенями.

Рис. 3. Силуэтное выжигание Рис. 4. Выжигание с передачей оттенков светотени

Рис. 5. Трафареты и шаблоны для выжигания

Для выжигания используются рисунки из специальных альбомов, но чаще всего графические композиции создаются по указаниям руководителя кружка. При оформлении выжигания различных предметов домашнего обихода — рамочек, полочек, шкатулок и т. п. — применяются народные орнаменты и мотивы.

Рисунки для выжигания переводятся на тщательно зачищенные и прошлифованные детали так же, как и для выпиливания.

Для того чтобы линии рисунков не получались при этом слишком жирными используют копировальную бумагу, уже бывшую в употреблении.

При выжигании орнаментов, многих настольных игр, головоломок и других поделок, когда одни и те же элементы рисунка приходится переносить на фанеру многократно, широко используют трафареты и шаблоны (рис. 5).

Поверхности изделий, отделанные выжженными рисунками или контурами, обычно лакируют светлым спиртовым лаком или покрывают восковой пастой. Некоторые самоделки после выжигания сначала раскрашиваются, а затем лакируются. Для раскрашивания применяют прозрачные акварельные краски, водные растворы анилиновых красителей и цветную тушь.

Правила работы

С выжигательным прибором:

1. Перед работой расправьте провода выжигательного прибора и постоянно следите, чтобы они не закручивались.

2. Не работайте электро выжигательным прибором больше двух часов подряд. Каждые 30—40 минут делайте перерывы и проветривайте помещение.

3. Для работы выбирайте самое светлое время дня. В вечернее время позаботьтесь о хорошем освещении. Свет должен падать на материал слева.

4. Если вы допустили небольшую ошибку, воспользуйтесь лезвием безопасной бритвы. Работать бритвой можно только вдоль волокон. Старайтесь пользоваться ею как можно меньше.

5. При работе берегите поверхность материала. Чтобы не пачкать работу, под руку подложите чистый лист бумаги.

Искусство рисования огнем, называемое пирографией, сейчас переживает второе рождение. Мастера способны создавать великолепные произведения художественного искусства с помощью одного лишь выжигательного аппарата. Конечно, чтобы заняться рисованием огнем по деревянной поверхности, необходимо как минимум обзавестись этой самой поверхностью. Для такой важной миссии прекрасно подойдет кусок предварительно ошкуренной и отглаженной фанеры. Еще нужно желание творить прекрасные шедевры (это у вас, скорее всего, уже имеется). И конечно, не обойтись без выжигательного аппарата по дереву.

Прежде чем купить первый попавшийся прибор, необходимо кое-что узнать обо всех этих устройствах. Начать нужно с того, что выжигательные аппараты бывают двух видов: твердоперьевые и проволочные.

Твердое перо

Аппарат с твердым пером очень похож на обыкновенный паяльник. Иногда его даже используют так же, как и паяльник. У него твердое, толстое, нагревающееся перо, которым можно выжигать орнаменты на деревянных поверхностях.

Твердоперьевые аппараты имеют обширный ассортимент насадок для выжигания различных рисунков.

Проволочное перо

Второй вид выжигательного аппарата снабжен тонкой проволочной петлей. Под воздействием электрического напряжения она нагревается, и это позволяет приступить к выжиганию выбранного дизайна. Таким устройством можно рисовать более деликатные узоры, требующие тонких и аккуратных линий. Насадок, дополняющих основную проволочную петлю, у таких аппаратов нет.

Современные дети тянутся к этому виду искусства. По-настоящему увлеченных будущих пирографов, поверьте, огромное количество. Подтверждением этого будет хотя бы тот факт, что большое количество выжигательных аппаратов для детей по-прежнему поступают в торговые точки, и, как и раньше, все они раскупаются. Это хороший знак!

Попробуйте предложить своему ребенку заняться увлекательным хобби - пирографией. Не важно, мальчик у вас или девочка. Это занятие одинаково придется по душе любому. Пирография воспитывает в детях усидчивость и старательность. А также развивает художественное и нестандартное мышление у ребенка. Для занятий с детьми от 8 лет отлично подойдет, например, выжигательный аппарат "Узор".

Общие характеристики прибора "Узор"

Аппарат хорошо справляется с любыми деревянными поверхностями во время работы. Равномерное прогревание пера обеспечивает нанесение четкого и аккуратного рисунка. Выжигательный аппарат имеет небольшие размеры, что очень важно. Но, несмотря на всю его скромную внешность, мощности в 20 Вт вполне достаточно, чтобы долго и продуктивно трудиться. Питание "Узор" получает от обычной розетки в 220 В. Подставка под прибор и регулировка нагревания пера делают этот выжигательный аппарат удобным во время самой работы.

Вместе с прибором обычно идет несколько шаблонов для будущих рисунков. Можно воспользоваться и готовыми рамками с нанесенным на них рисунком. Ребенку эти сюжеты будут вполне по силам.

Существуют наборы для выжигания как с более простыми рисунками, так и с более сложными. Если, пока ваш ребенок осваивал искусство пирографии, вам тоже неудержимо захотелось заняться выжиганием по деревянным и другим поверхностям - не сдерживайте себя. Позвольте и себе насладиться этой увлекательной и полезной арт-терапией! Тем более что данный аппарат покупается не только для детей. Его часто приобретают для своего творчества вполне взрослые и серьезные люди.



Рассказать друзьям