Взаимодействие человека со средой обитания может быть позитивным или негативным, характер взаимодействия определяют потоки веществ, энергий и информации. Взаимодействие человека и среды обитания

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(МГЭИ)

Тверской филиал

Лекции

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

для студентов 1 курсов всех специальностей по направлению бакалавриат

Подготовил: Пьянова Л. В.

Доцент кафедры общегуманитарных наук, кандидат философских наук

Тверь, 2013

Тема 1. Введение в безопасность. Основные понятия и определения.

План

1. Характеристика системы "человек - среда обитания".

2. Взаимодействие человека со средой обитания.

3. Понятия «опасность», «безопасность».

4. Постиндустриальное общество как общество риска.

5. Концепция общества риска.

6. Место и роль безопасности в предметной области и профессиональной деятельности

С первых лет своего образования предмет БЖД развивается в рамках общей теории безопасности, которая имеет множество понятий и определений. Жизнедеятельность - это способ существования человека, повседневная деятельность (учеба) и отдых; преобразование человеком вещества, энергии, информации в себе и в окружающей среде.

Жизнедеятельность человека протекает в постоянном контакте со средой обитания, окружающими предметами, людьми, образуя в достаточной степени понятную систему, компонентами которой являются: сам индивид и среда, в которой он обитает: биосфера, техносфера, социосфера и инфосфера.

1. Характеристика системы "человек - среда обитания".

Жизнедеятельность человека осуществляется в системе "человек - среда обитания". Часть природы, которая окружает живой организм, и с которой он непосредственно взаимодействует, можно назвать природной средой обитания.



Система - совокупность функционально взаимосвязанных элементов, деятельность которых направлена на выполнение общей задачи. Несмотря на разнородность элементов по структуре и принципам функционирования, системная организация имеет много универсального, что позволяет изучать ее и устанавливать общие законы деятельности. Для системы "человек - среда обитания" характерно наличие определенных зависимостей.

Человек и среда обитания неразрывны и постоянны.

Среда обитания динамична по своему состоянию, и ее благополучие временное, до начала проявления опасного фактора.

Среда обитания всегда имеет опасные для человека факторы (аксиома БЖД).

Безопасность человека в среде обитания во многом определяется состоянием организма человека, уровнем информированности и адекватности поведения.

Вначале человек жил в согласии с природой, брал от нее столько, сколько нужно для жизни, но эволюция делала свое дело. Человек ставил себе на службу все новые виды энергии и создавал механизмы, машины, которые облегчали ему существование. На Земле появились созданные человеком заводы, фабрики, транспортные системы и другие технические объекты. Человек, создавая искусственный технический мир, превращал биосферу в техносферу. Этот технический мир находится в явном противоречии с законами жизни на Земле.

Биосфера - область жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы, не испытавшие техногенного воздействия.

Техносфера - в прошлом регион биосферы, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям; техносфера - регион города или промышленной зоны, производственная или бытовая среда.

Производственная среда - это условия в производственных помещениях. Слагается из внешних воздействий (природный фон, транспорт и др.), цеховых условий (общий шум, запыленность, излучение и др.), условий, создаваемых непосредственно местом работы (станком, инструментом и т.п.). Наибольшее значение имеют шум, вибрация, химический состав воздуха помещений. Источниками опасных и вредных производственных факторов являются оборудование и технологические процессы. Производственная среда не исчерпывается только приведенными характеристиками. По мнению специалистов, ее следует рассматривать в совокупности с социально-психологической средой в коллективе. При неблагоприятной среде улучшение климата ведет к повышению производительности труда, снижению заболеваемости.

Бытовая среда - это условия жизни в жилых помещениях. Включает физико-химические и биологические факторы, в том числе психологические. Складывается из внешних воздействий (природная радиация, транспортный шум, химический фон, загрязнение атмосферы, влажность и состав воздуха, влияние строи тельных конструкций и отделки, цвет стен, радиоактивность строительных материалов, пыль и т.п.) и факторов бытовой деятельности (квартирные шумы, запахи и т.д.). В бытовую среду включаются социальные факторы: отношения в семье, между соседями и т.п.

Отклонения от допустимых условий деятельности всегда сопровождаются воздействием негативных факторов на человека и принуждают его переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды, что отрицательно влияет на производительность труда, ухудшает самочувствие, приводит к травмам и заболеваниям, а иногда и к гибели людей. Человек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют в условиях, когда потоки энергии, вещества и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой.

Взаимодействие человека со средой обитания.

Человек и окружающая его среда в процессе жизнедеятельности постоянно взаимодействуют. При этом « жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии, информации (Закон сохранения жизни, Ю. Н. Куражковский.). С реда обитания может оказывать различное (благтворное или неблаготворное) влияние на состояние здоровья человека, его самочувствие, работоспособность, отдых. В большинстве случаев выделяют несколько уровней воздействия на человека

Можно выделить следующие характерные состояния взаимодействия в системе «человек –среда обитания»:

1. Комфортное (оптимальное), когда потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия: создают оптимальные условия деятельности и отдыха; предпосылки для проявления наивысшей работоспособности и как следствие продуктивности деятельности; гарантируют сохранение здоровья человека и целостности компонент среды обитания.

2. Допустимое, когда потоки, воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативного влияния на здоровье человека, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека. Соблюдение условий допустимого взаимодействия гарантирует невозможность возникновения и развития необратимых негативных процессов у человека и в среде обитания.

3. Опасное, когда потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания, и/или приводят к деградации природной среды.

4. Чрезвычайно опасное, когда потоки высоких уровней за короткий период времени может нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызывать разрушения в природной среде.

Первые два состояния взаимодействия системы «человек - среда обитания» соответствуют позитивным условиям повседневной жизнедеятельности, а вторые два – недопустимы для процессов жизнедеятельности человека, сохранения и развития природной среды, т. е. являются негативными.

В жизненном процессе человек неразрывно связан с окружающей его средой обитания, при этом во все времена он был и остается зависимым от окружающей его среды. Именно за счет нее он удовлетворяет свои потребности в пище, воздухе, воде, материальных ресурсах в отдыхе и т.д.

Человек и среда обитания непрерывно находятся во взаимодействии, образуя постоянно действующую систему «человек – среда обитания» . В процессе эволюционного развития Мира составляющие этой системы непрерывно изменялись. Совершенствовался человек, нарастала численность населения Земли и уровень его урбанизации, изменялся общественный уклад и социальная основа общества. Изменялась и среда обитания: увеличивалась территория поверхности Земли и ее недра, освоенные человеком; естественная природная среда испытывала все возрастающее влияние человеческого сообщества, появились искусственно созданная человеком бытовая, городская и производственные среды.

Естественная среда самодостаточна и может существовать и развиваться без участия человека, а все иные среды обитания, созданные человеком, самостоятельно развиваться не могут и после их возникновения обречены на старение и разрушение.

На начальном этапе своего развития человек взаимодействовал с естественной окружающей средой. В процессе эволюции человек, стремясь наиболее эффективно удовлетворять свои потребности в пище, материальных ценностях, защите от климатических и погодных воздействий, в повышении своей коммуникативности, непрерывно воздействовал на естественную среду и, прежде всего, на биосферу. Для достижения этих целей он преобразовал часть биосферы в территории, занятые техносферой.

Техносфера, созданная человеком с помощью технических средств, представляет собой территории, занятые городами, поселками, сельскими населенными пунктами, промышленными зонами и предприятиями. К техносферным относятся условия пребывания людей на объектах экономики, на транспорте, в быту, на территориях городов и поселков. Техносфера не саморазвивающаяся среда, она рукотворна и после создания может только деградировать. В процессе жизнедеятельности человек непрерывно взаимодействует не только с естественной средой, но и с людьми, образующими так называемую социальную среду. Она формируется и используется человеком для продолжения рода, обмена опытом, знаниями, для удовлетворения своих духовных потребностей и накопления интеллектуальных ценностей.

Структурная схема взаимодействия человека современного индустриального общества с компонентами среды обитания - биосферой, техносферой и социальной средой показана на рис.1.

Рис. 1. Структурная схема взаимодействия человека с биосферой, техносферой и социальной средой

Таким образом:

1. Современный человек непрерывно взаимодействует с окружающей его средой обитания, компонентами которой являются естественная, техногенная (техносфера) и социальная
среды.

2. С конца XIX века и весь XX век непрерывно развиваются техносфера и социальная среда, о чем свидетельствуют все возрастающая доля преобразованных человеком территорий земной поверхности, демографический взрыв и урбанизация населения.

3. Развитие техносферы происходит за счет преобразования природной среды.

В жизненном процессе взаимодействие человека со средой обитания и ее составляющими между собой основано на передаче между элементами системы потоков масс вещества, энергии всех видов и информации.

Человеку эта потоки необходимы для удовлетворения своих потребностей в пище, воде, воздухе, солнечной энергии, информации об окружающей среде. В то же время человек выделяет в жизненное пространство потоки энергии, связанные с его сознательной деятельностью (механической, интеллектуальной энергии), а также потоки масс вещества в виде отходов биологического процесса, потоки тепловой энергии и т.д.

Обмен потоками вещества и энергии характерен и для процессов происходящих без участия человека. Естественная среда обеспечивает поступление на нашу планету потоков солнечной энергии, что создает в свою очередь потоки растительной и животной масс в биосфере, потоки адиабатических веществ (воздух, вода), потоки энергии различных видов, в том числе при стихийных явлениях в природной среде. Для техносферы характерны потоки всех видов сырья и энергии, многообразие потоков продукции и людских резервов; потоки отходов (выбросы в атмосферу, сбросы в водоемы, жидкие и твердые отходы, различные энергетические воздействия). В соответствии с Законом о неустранимости отходов и побочных воздействий производств: “В любом хозяйственном цикле образуются отходы и побочные эффекты, они неустранимы и могут быть переведены из одной физико-химической формы в другую или перемещены в пространстве”. Техносфера способна создавать спонтанно значительные потоки масс и энергий при взрывах, пожарах, при разрушении строительных конструкций, при авариях на транспорте и т.п.

Социальная среда потребляет и генерирует все виды потоков, характерных для человека как для личности, кроме того, социум создает информационные потоки при передаче знаний, при управлении обществом, при сотрудничестве с другими общественными формациями. Социальная среда создает потоки всех видов, направленные на преобразование естественного и техногенного миров, формирует негативные явления в обществе, связанные с курением, потреблением алкоголя, наркотиков и т.п.

Основные потоки в естественной среде : солнечное излучение, излучение звезд и планет; космические лучи, пыль, астероиды; электрическое и магнитное поля Земли; круговороты веществ в биосфере в экосистемах, в биогеоценозах; атмосферные, гидросферные и литосферные явления, в т.ч. – стихийные; другие.

Основные потоки в техносфере : потоки сырья, энергии; потоки продукции отраслей экономики; отходы отраслей экономики; бытовые отходы; информационные потоки; транспортные потоки; световые потоки (искусственное освещение); потоки вещества и энергии при техногенных авариях; другие.

Основные потоки в социальной сфере : информационные потоки (обучение, государственное управление, международное сотрудничество и т.п.); людские потоки (демографический взрыв, урбанизация населения); потоки наркотических средств, алкоголя и др.; другие.

Основные потоки, потребляемые и выделяемые человеком в процессе жизнедеятельности: потоки кислорода, пищи, воды и иных веществ (алкоголь, табак, наркотики); потоки энергии (механической, тепловой, солнечной и др.); информационные потоки; потоки отходов процесса жизнедеятельности; другие.

Потоки масс, энергий и информации распределяясь в земном пространстве, образуют среду обитания для живой природы – человека, фауны, флоры. Человек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в условиях, когда эти потоки находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека и (или) среду. В естественных условиях такие взаимодействия наблюдаются при изменении климата и стихийных явлениях. В условиях техносферы негативные воздействия обусловлены ее элементами и действиями человека.

Результат влияния фактора воздействия потока на объект зависит от свойств и параметров потока, а также от свойств объекта. Изменяя величину любого потока минимально значимой до максимально возможной, можно пройти ряд характерных состояний взаимодействия в системе «человек – среда обитания»:

- комфортное (оптимальное), когда потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия, создают оптимальные условия деятельности и отдыха; предпосылки для проявления наивысшей работоспособности; гаранта, сохранение здоровья человека и целостности компонентов среды обитания;

- допустимое , когда потоки, воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативного влияния на здоровье, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека. Соблюдение условий допустимого взаимодействия гарантирует невозможность возникновения и развития необратимых негативных процессов у человека и в среде обитания;

- опасное , когда потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания, и/или приводят к деградации природной среды;

- чрезвычайноопасное, когда потоки высоких уровней за короткий период времени могут нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызвать разрушения в природной среде.

Из четырех характерных состояний взаимодействия человека со средой обитания лишь первые два (комфортное и допустимое) соответствуют позитивным условиям повседневной жизнедеятельности, а два других (опасное и чрезвычайно-опасное) – недопустимы для процессов жизнедеятельности человека, сохранения и развития природной среды.

Проиллюстрируем сказанное конкретным примером.

В естественных условиях поверхности Земли температура атмосферного воздуха изменяется от -88 до +60 0 С, в то время как температура внутренних органов человека за счет терморегуляции его организма сохраняется комфортной, близкой к +37 0 С. При выполнении тяжелых работ и при высокой температуре окружающего воздуха температура тела человека может повышаться на 12 0 С Наивысшая температура внутренних органов, которую вы­держивает человек +43 0 С, минимальная – +25 0 С.

Температура воздуха в рабочих и жилых помещениях, на улицах и в природных условиях существенно влияет на состояние организма человека, изменяя его жизненный потенциал. При низких температурах нам холодно, при высоких – жарко. При температуре наружного воздуха +30 0 С и более работоспособность человека значительно падает. Установлено, что у человека существует зависимость комфортных температур окружающей среды от категории тяжести выполняемых работ (легкая, средняя, тяжелая), от периода года и некоторых других параметров микроклимата.

Так, для человека, выполняющего легкую работу, комфортная температура: летом составляет 23-25 0 С, зимой – 22-24 0 С; для человека занимающегося тяжелым физическим трудом, летом – 18-20 0 С, зимой – 16-18 0 С. На рис. 2 показана зависимость жизненного потенциала человека от изменения температуры окружающего воздуха при длительном выполнении легких работ.

Работоспособность %

Рис. 2. Зависимость жизненного потенциала человека
от температуры окружающего воздуха при длительном выполнении легких работ

Отклонения температуры окружающей среды от комфортных значений на ± (2–5) 0 С (зона II ) считаются допустимыми, поскольку не оказывают влияния на здоровье человека, а лишь уменьшают производительность его деятельности. Дальнейшие отклонения температуры окружающей среды от допустимых значении (зона II ) сопровождается тяжелыми воздействиями на организм человека и ухудшением его здоровья (нарушение дыхания, сердечной деятельности). При еще больших отклонениях температур окружающего воздуха от допустимых значений (зона IV) возможен перегрев (гипертермия) или переохлаждение (гипотермия) организма человека, а также получение им тепловых или холодных травм.

Таким образом:

1. Взаимодействие человека с живой и неживой природой, с социальной средой и техносферой основано на обмене потоками веществ, энергий и информации.

2. Потоки отличаются многообразием и в большинстве случаев жизненно необходимы.

3. Ряд потоков (техногенные отходы, потоки при стихийных явлениях, при взрывах и пожарах и т.п.) носят негативный характер, представляя угрозу жизни человека, социальной среде, устойчивому состоянию биосферы и техносферы.

4. Взаимодействие человека со средой обитания может быть негативным и позитивным, характер взаимодействия определяют потоки веществ, энергий и информации.

5. Результаты негативного воздействия потоков на человека зависят в основном от интенсивности и продолжительности воздействия этих потоков, а также от способности человека воспринимать потоки воздействия.

Взаимодействие человека со средой обитания, основано на передаче между элементами системы потоков масс веществ, их соединений, энергий всех видов и информаций.

Человеку эти потоки необходимы:

Для удовлетворения своих по-требностей: в пище, воде, воздухе, информации;

Выделения в жизненное пространство механической, интеллектуальной, тепловой энергии, отходов биологического процесса и др. потоков.

В среде обитания человека существуют следующие виды потоков:

1. Потоки в естественной среде:

ü солнечное излучение, излучение звезд и планет;

ü космические лучи, пыль, астероиды;

ü электро-магнитные поля Земли;

2. Потоки в техносфере:

ü потоки сырья, энергии;

ü потоки продукции отраслей экономики;

ü отходы экономики;

ü информационные;

ü транспортные;

3. Потоки в социальной среде:

ü информационные (обучение, управление, сотрудничество);

ü людские (рождаемость, миграция, урбанизация);

ü потоки наркотических средств, алкоголя и др.;

4. Потоки, потребляемые и выделяемые человеком в процессе жизне-деятельности:

ü потоки воздуха, воды, пищи, алкоголя, табака, наркотиков;

ü потоки энергии (механической, тепловой, солнечной и др.);

ü информации;

ü потоки отходов процесса жизнедеятельности;

Зависимость жизненного потенциала человека от температуры

Одной из способностей организма является толерантность — т.е. способность переносить неблаго-приятное влияние того или иного фактора среды .

Например, температура атмосферного воздуха . В естественных условиях на поверхности Земли она изменяется от - 88 до + 60 °С, в то время как температура внутренних органов человека за счет терморегуля-ции организма сохраняется близкой к 37 °С.

Реальные температурные условия пребывания человека в атмосферном воздухе могут изменяться в широких пределах: от - 40°С и ниже (работа на открытых площадках в зимних условиях) до + 40°С и выше при пре-бывании в условиях жаркого климата.

При выполнении тяжелых работ и высокой температуре окружающего воздуха температура тела может повышаться на несколько °С. Наивысшая температура внутренних органов, которую выдерживает человек + 43 °С, и наоборот при низкой температуре - Т тела падает, минимальная + 24 °С. Установлено, что при температуре воздуха в 27...28°С эффективность работы человека снижается, а число ошибок возрастает. При температуре воздуха бо-лее 30 °С работоспособность человека уже значительно падает.

Для человека, комфортная температура летом составляет 23 - 25 °С, зимой — 22 - 24 °С;

Отклонения температуры среды от комфортных значений на 2 - 5 °С (зона II) считаются допустимыми , поскольку не оказывают влияния на здоровье человека, а лишь уменьшают производительность его деятельности. Нижняя граница допустимого температурного уровня — + 18°С. Известно, что при температуре + 13°С несчастные случаи на производстве происходят на 34 % чаще, чем при 18°С.

Дальнейшие отклонения температуры окружающего воздуха от допустимых значений (зона III) сопровождаются тяжелыми воздействиями на организм человека и ухудшением его здоровья (наруше-ние дыхания, сердечной деятельности и др.).

При больших отклонениях температуры окружающего возду-ха от допустимых значений (зона IV) возможен перегрев (гипертер-мия) или переохлаждение (гипотермия) организма человека, и получение им тепловых или холодовых травм.

Пример 2. Интенсивность звука. (Децибел — Логарифмическая единица уровней, затуханий и усилений).

Уровень звука обычно выражают в дБА . Уровнь звука в местах возможного пребывания человека может изменяться в широких пределах от 0 до 160 дБА и сопро-вождаются широкой гаммой ответных реакций организма человека.

При уровнях звука до 20 дБА человек чувствует себя комфортно не реагируя на наличие звуков в окружающей его среде;

уровни звука до 50 дБА не влияют на здоровье челове-ка , занимающегося интеллектуальной деятельностью, а у людей, связанных с физическим трудом, верхняя граница может быть расшире-на до 80...85 дБА. Эти значения уровня звука соответствуют предельно допустимым условиям воздействия звука на человека в процессе его деятельности.

Дальнейший рост уровня звука свыше 85 дБА при длительных его экспозициях (до нескольких лет) может приводить к тугоухости , а при уровнях звука 140 дБА и выше возможно травмирова ние органа слуха в виде разрыва барабанных перепонок или контузии. При уровнях 160 дБА может наступить смерть человека.

Таким образом, изменяя мощность потока в среде обитания, можно получить ряд характерных ситуаций взаимодействия в системе «человек — среда обитания», а именно:

комфортное (оптимальное), когда потоки создают оптимальные условия деятельности и отдыха; предпосылки для проявления наивысшей продуктивной деятельности и работоспособности ; гарантируют сохранение здоровья человека;

допустимое , когда потоки, воздействуя на человека, не оказывают негативного влияния на здоровье , но приво-дят к дискомфорту , снижая эффективность деятельности человека.

опасное , когда потоки превышают допустимые уровни и ока-зывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания;

чрезвычайно опасное, потоки имеют высокие уровни и за корот-кий период времени могут нанести травму , привести человека к смерти.

Из выше сказанного можно заметить, что воздействие среды обита-ния на человека может быть позитивным или негативным , характер воздействия определяют параметры потоков веществ, энергий и информаций.

Влияние внешней среды на человека приходится учитывать при анализе множества патологических состояний возникающих в организме человека. Изменения геомагнитного фона, атмосферного давления, вспышки на солнце, фазы луны, шум, освещенность и т.д. могут нанести вред здоровью, привести к травмам, заболеваниям или даже вызвать смерть.

Сейчас мы видим в нашем обществе - раннее снижение воспроизводительной функции, деградацию людей молодого и среднего возраста, резкое омоложение ряда тяжелых болезней , сокращение продолжительности жизни, особенно мужчин и, как результат в целом вымирание нации.

Введение

Среда обитания – окружающая человека среда, обусловлен­ная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

Жизнедеятельность – это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.

Основная цель безопасности жизнедеятельности как науки – защита человекa в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности.

Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в техносфере физи­ческих, химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений. Это и определяет совокупность знаний, входящих в науку о безопасности жизнедеятельности, а также место БЖД, в общей области знаний – экологии техносферы.

Безопасность жизнедеятельности – наука о комфортном и без­опасном взаимодействии человека с техносферой.

На сегодняшний день техносфера развивается с огромной скоростью.

С каждым днем изобретаются новые виды машин, оборудования, химических веществ, оружий и др., что делает жизнь удобнее, но и опаснее. Таким образом, можно сделать вывод, что затронутая мной тема актуальна. Ведь предупрежден - значит вооружен.


Взаимодействие человека и среды обитания

Основная мотивация человека в его взаимодействии со средой обитания направлена на решение, как минимум, двух основных задач:

– обеспечение своих потребностей в пище, воде и воздухе;

– создание и использование защиты от негативных воздействий среды обитания.

В системе «человек – среда обитания» происходит непрерывный обмен потоками вещества, энергии и информации. Это происходит в соответствии с законом сохранения жизни Ю.Н. Куражковского: «Жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации».

Потоки веществ, энергии и информации имеют естественную и антропогенную природу, они во многом зависят от масштабов преоб­разующей деятельности человека и от состояния среды обитания.

Человек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в условиях, когда потоки вещества, энергии и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой. Любое превышение привычных уров­ней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека и/или окружающую среду.

Изменяя величину любого потока от минимального до максималь­но возможного значения, можно пройти ряд характерных состояний взаимодействия в системе «человек – среда обитания»:

– комфортное (оптимальное), когда потоки соответствуют опти­мальным условиям взаимодействия: создают оптимальные условия деятельности и отдыха; предпосылки для проявления наивысшей

работоспособности и как следствие продуктивности деятельности; гарантируют сохранение здоровья человека и целостности компонент среды обитания;

– допустимое, когда потоки, воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативного влияния на здоровье, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека. Соблю­дение условий допустимого взаимодействия гарантирует невозмож­ность возникновения и развития необратимых негативных процессов у человека и в среде обитания;

– опасное, когда потоки превышают допустимые уровни и ока­зывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания, и/или приводят к деградации природной среды;

– чрезвычайно опасное, когда потоки высоких уровней за корот­кий период времени могут нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызвать разрушения в природной среде.

Из четырех характерных состояний взаимодействия человека со средой обитания лишь первые два (комфортное и допустимое) соот­ветствуют позитивным условиям повседневной жизнедеятельности, а два других (опасное и чрезвычайно опасное) – недопустимы для процессов жизнедеятельности человека, сохранения и развития при­родной среды.

Взаимодействие человека со средой обитания может быть позитив­ным или негативным, характер взаимодействия определяют потоки веществ, энергий и информации. Городская среды обитания оказались далеки по уровню безопасности от допустимых требований.

  • 3. Роль флоры и фауны в жизнедеятельности человека
  • 4. Мотивация риска
  • 5. Методы и средства обеспечения безопасной деятельности
  • 6. Основные причины деградации окружающей среды
  • 7. Современное состояние биосферы. Ноосфера - эволюционное состояние биосферы.
  • Тема 3. Взаимодействие человека и техносферы. План
  • 1. Понятие техносферы.
  • 2. Структура техносферы и ее компонентов
  • 3. Генезис техносферы.
  • 4. Объекты защиты.
  • 5. Проблемы в системах безопасности.
  • Тема 4. Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания. План
  • 1. Классификация негативных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения.
  • 2. Вредные и опасные негативные факторы
  • 3. Системы восприятия и компенсации организмом человека вредных факторов среды обитания.
  • 3.1.1. Органы чувств
  • 3.1.2. Нервная система
  • 3.1.3. Гомеостаз и адаптация
  • 3.1.4. Естественные системы защиты организма
  • 4. Предельно-допустимые уровни опасных и вредных факторов – основные виды и принципы установления.
  • Тема 5. Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения. План
  • 1 . Основные принципы защиты от опасностей.
  • 2. Системы и методы защиты человека и окружающей среды от основных видов опасного и вредного воздействия природного, антропогенного и техногенного происхождения.
  • 4. Методы контроля и мониторинга опасных и вредных факторов.
  • Тема 6. Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека
  • 1. Комфортные (оптимальные) условия жизнедеятельности.
  • Организация рабочего места
  • Техническая эстетика
  • Метеорологические условия на производстве
  • Освещение
  • Светотехнические величины
  • Основные зрительные функции
  • Тема 7. Психо-физиологические и эргономические основы безопасности
  • 1. Основные психологические причины ошибок и создания опасных ситуаций.
  • 2. Профессиограмма. Инженерная психология. Психодиагностика.
  • 3. Виды и условия трудовой деятельности.
  • Тема 8. Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации План
  • 1. Классификация чрезвычайных ситуаций
  • 2.Фазы развития чрезвычайных ситуаций
  • 3. Негативные факторы при чрезвычайных ситуациях
  • 4. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций
  • Тема 9. Управление безопасностью жизнедеятельности
  • 1. Правовые и нормативно-технические основы управления безопасностью жизнедеятельности
  • 1.1. Законы и подзаконные акты.
  • 1.2. Нормативно-техническая документация (нтд).
  • 2. Система контроля требований безопасности и экологичности
  • 2.1.Управление охраной окружающей природной среды.
  • 2.2. Управление охраной труда.
  • 2.3. Экспертиза и контроль экологичности и безопасности
  • 2.3.1. Экологическая экспертиза.
  • 2.2.2. Экологический контроль на предприятии.
  • 2.3.3. Экспертиза безопасности.
  • 2.4.4. Государственная экспертиза условий труда.
  • 3. Экономические аспекты безопасности жизнедеятельности
  • 4. Международное сотрудничество
  • 2. Взаимодействие человека со средой обитания.

    Человек и окружающая его среда в процессе жизнедеятельности постоянно взаимодействуют. При этом « жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии, информации (Закон сохранения жизни, Ю. Н. Куражковский.). С реда обитания может оказывать различное (благтворное или неблаготворное) влияние на состояние здоровья человека, его самочувствие, работоспособность, отдых. В большинстве случаев выделяют несколько уровней воздействия на человека

    Можно выделить следующие характерные состояния взаимодействия в системе «человек –среда обитания»:

    1. Комфортное (оптимальное), когда потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия: создают оптимальные условия деятельности и отдыха; предпосылки для проявления наивысшей работоспособности и как следствие продуктивности деятельности; гарантируют сохранение здоровья человека и целостности компонент среды обитания.

    2. Допустимое, когда потоки, воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативного влияния на здоровье человека, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека. Соблюдение условий допустимого взаимодействия гарантирует невозможность возникновения и развития необратимых негативных процессов у человека и в среде обитания.

    3. Опасное, когда потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания, и/или приводят к деградации природной среды.

    4. Чрезвычайно опасное, когда потоки высоких уровней за короткий период времени может нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызывать разрушения в природной среде.

    Первые два состояния взаимодействия системы «человек - среда обитания» соответствуют позитивным условиям повседневной жизнедеятельности, а вторые два – недопустимы для процессов жизнедеятельности человека, сохранения и развития природной среды, т. е. являются негативными.

    3. Понятия «опасность», «безопасность».

    С первых лет своего образования предмет БЖД развивается в рамках общей теории безопасности, которая имеет множество понятий и определений.

    Безотносительно уровней все негативные воздействия в системе "человек - среда обитания" принято называть опасностями. Это одно из ключевых понятий теории безопасности.

    Опасность - возможность, угроза действия, катастрофы, чего-нибудь нежелательного. Опасность - это возможность возникновения обстоятельств, при которых материя, поле, информация или их сочетание могут таким образом повлиять на сложную систему, что это приведет к ухудшению или невозможности ее функционирования и развития. Опасность - это негативное свойство живой и неживой материи, информации, полей, способное причинять ущерб, вред самой материи.

    Понятию "опасность" противопоставлено понятие "безопасность".

    В самом общем виде безопасность - это отсутствие опасности. Содержание безопасности поясняется при рассмотрении возможных опасных и вредных факторов жизнедеятельности, реальной опасной ситуации, конкретных экстремальных условий и т.д. Для понимания содержательного наполнения понятия "безопасность" важно обратить внимание на слова, используемые для обозначения противоположных безопасности состояний и процессов: "нежелательные последствия","негативное влияние", "потери", "ущерб", "вред", "беда" и т.д. Следует отличать опасные и вредные факторы, которые приводят к нежелательным последствиям, и сами нежелательныепоследствия в виде вреда человеку и обществу. Иногда разные опасные факторы могут привести к одному и тому же ущербу. Наоборот, один и тот же опасный фактор в разных условиях приводит нередко к различному ущербу или вообще не приводит к потерям.

    Как опасные и вредные факторы, так и негативные последствия по своему наполнению могут быть самыми разными. Вред могут причинить самые разнообразные по содержанию, интенсивности и масштабам явления, выделяемые в курсе БЖД по различным основаниям: природные, техногенные, социальные и т.д.

    Ущерб в опасных ситуациях может быть физическим, моральным или материальным. Ущерб причиняется явлениям и процессам, которые значимы для человека и фиксируются в его сознании как ценность. И чем выше в сознании человека ценность, которой причинен ущерб, тем больше вред, который этот человек усматривает в этом ущербе. К ценностям, ущерб которых представляет опасность для человека и общества, относятся не только физические (витальные), нравственные (моральные) и материальные (экономические) ценности, но и ценности этические, религиозные, национальные, политические, идеологические, научные, экологичекие и т.д. Данную тенденцию отражает конкретное содержание курса БЖД, в котором раскрываются разнообразные по содержанию факторы риска и различные средства защиты в экономической, политической, культурной сферах, в семейных, производственных отношениях, в воинских, учебных коллективах и т.д.

    В общем плане под вредными и опасными факторами понимаются обстоятельства, оказывающие неблагоприятное воздействие на человека и общество.

    Вредные факторы - обстоятельства, негативно действующие на человека и общество, причиняющий вред весь период взаимодействия с человеком, группой людей. Для вредных факторов характерна постепенность, протяженность во времени влияния на людей и общество.Например, вредным является табачный дым в помещении(ущерб причиняется физическому здоровью), неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе(причиняется моральный и психологический ущерб) и т.д.

    О пасные факторы - обстоятельства, которые могут вызвать несчастье, нанеси вред человеку, ущерб(экономический, физический, нравственный и т.д.). Например, опасно входить в помещение, заполненное табачным дымом, так как он способен причинить вред здоровью.

    Вредные и опасные факторы могут привести к возникновению различных ситуаций, являются их причинами. Под ситуациями целесообразно понимать естественные сегменты социальной жизни, для которых характерны место, время, субьекты, содержание их деятельности, социальный контекст. Ситуации бывают различными. С точки зрение предмета БЖД наибольший интерес представляют опасные (имеющие опасные факторы, т. е. возможно причинение ущерба человеку, обществу), экстремальные (опасность столь велика, что для ее преодоления нужно действовать на пределе возможностей) и чрезвычайные (когда опасность уже проявилась, вплоть до прямого ущерба людям и окружающей среде) ситуации.

    Термин «риск» имеет несколько значений. Термины отличаются по содержанию. Риск в терминологии страхования используется для обозначения предмета страхования промышленного предприятия или фирмы, страхового случая наводнения, пожара, взрыва, страховой суммы опасности в денежном выражении или собирательный термин для обозначения нежелательных и неопределенных событий. Экономисты и статисты, которые сталкиваются с этими вопросами, понимают риск как меру возможных последствий, которые проявятся в определенный момент в будущем. В психологическом словаре риск – действие, направленное на привлекательную цель, достижение, которой связано с элементами опасности, угрозой потери, ситуативная характеристика деятельности, состоящая в неопределенности и неблагоприятных последствиях, определяемая сочетанием вероятности и величины неблагоприятных последствий. Несколько определений термина описывает риск, как возникновение несчастного случая. Несчастные случаи: опасность, авария, катастрофа. Несчастные случаи происходят при определенных условиях производства или окружающей человека атмосферной среды. Определения как значение активной деятельности субъекта, объективные свойства окружающей среды..Общим во всех приведенных представлениях включает событие. Будет нежелательное событие или не будет нежелательного события. Обычно вероятностная мера техногенных возникновений и природных явлений, сопровождающихся возникновением, формированием и действием опасностей нанесенного при этом социального экономического и технологического вреда. Риск, обычно, вероятностная мера возникновения техногенных или природных явлений, сопровождающихся возникновением, формированием и действием опасностей, нанесенного при этом социального, экономического, экологического видов ущерба и вреда..Под риском понимают ожидаемую чистоту или вероятность возникновения опасностей определенной категории, размер ущерба, вреда от нежелательного события, некоторую комбинацию величин.

    Риск фактически есть мера опасности. Используют понятие степень риска.

    Понятие степень риска (Level of risk) - не отличается от понятия риск.

    Степень риска – измеряемая величина.

    Термин риск используется в настоящее время при анализе опасностей и управлением безопасностью (риском технологических процессов) и производством.

    Формирование опасных и чрезвычайных ситуаций – результат определенной совокупности факторов риска, порождаемых соответствующими источниками.

    Применительно к безопасности жизнедеятельности таким событием может быть смерть человека, авария или катастрофа технической системы или устройства, загрязнения или ухудшения экологической системы, гибель группы людей, возрастания смертности населения, увеличение затрат на безопасность.

    Каждое нежелательное событие может возникнуть по отношению к определенной жертве - объекту риска.

    Различают индивидуальный, технический, экологический, социальный и экономический риски.

    Технический. Технические системы и объекты. Нарушение правил эксплуатации и технических систем и объектов. Авария, взрыв, катастрофа, пожар. Антропогенные экологические катастрофы, технические бедствия.

    Экологический. Экологические системы. Антропогенное вмешательство в природную среду, техногенные чрезвычайные ситуации. Антропогенные, экологические катастрофы, стихийные бедствия.

    Социальный. Социальные группы. Чрезвычайная ситуация. Снижение качества жизни. Групповые травмы. Заболевания. Гибель людей. Рост смертности.

    Экономический. Материальные ресурсы. Повышенная опасность производства. Повышенная опасность природной среды. Увеличение затрат на безопасность. Ущерб от недостаточной защищенности.

    Индивидуальный. Человек. Условия жизнедеятельности человека. Заболевания. Травма. Инвалидность. Смерть.

    Индивидуальный риск обусловлен вероятностью реализации потенциальных опасностей при возникновении опасных ситуаций.

    Источниками индивидуального риска являются: 1. Внутренняя среда организма человека: старение,социальная экология, некачественный воздух, вода, продукты питания, вирусные инфекции, бытовые травмы, пожары, профессиональная деятельность. Опасные и вредные производственные факторы: транспортные сообщения, аварии и катастрофы транспортных средств, столкновения с человеком транспорта. авария, катастрофа, непрофессиональная деятельность, спорт. Социальная среда: вооруженный конфликт, убийство. Окружающая природная среда: землетрясение, извержение вулкана, наводнение, оползни, ураган и другие стихийные бедствия.

    Технический риск. Ошибки в определении эксплутационных нагрузок. Неправильный выбор конструктивных материалов. Недостаточный запас прочности. Отсутствие в проектах технических средств безопасности. Некачественная доводка конструкций. Технологии. Документации по критериям безопасности. Серийный выпуск небезопасной техники. Отклонение от заданного химического материалов. Недостаточная точность конструктивных размеров. Нарушение режимов термической и химико – термической обработки, деталей. Нарушение регламентов сборки и мантажа конструкций и машин. Нарушение правил безопасной эксплуатации технических систем.

    Использование техники не по назначению. Нарушение паспортных проектных режимов, эксплуатации. Несвоевременные профилактические осмотры и ремонты. Нарушения требований транспортирования и хранения. Ошибки персонала. Слабые навыки действия в сложной ситуации. Неумение оценивать информацию о состоянии процесса. Слабое знание сущности происходящего процесса. Отсутствие самообладания в условиях стресса. Недисциплинированность.

    Экологический риск. Экологический риск выражает вероятность экологического бедствия, катастрофы, нарушение дальнейшего нормального функционирования и существования экологических систем и объектов в результат антропогенного вмешательства в природную среду или стихийного бедствия.

    Источники и факторы социального риска. Урбанизация экологически неустойчивых территорий. Поселение людей в зонах возможного образования повышенной сейсмичности. Промышленные технологии и объекты опасности. Аварии на АЭС, ТЭС, химических комбинатах, путепроводах. Техногенное загрязнение окружающей среды. Социальные и военные конфликты. Боевые действия. Применение оружия массового поражения. Эпидемии. Распространение вирусных инфекций. Неудовлетворительные жилищно бытовые условия.

    Экономический риск определяется соотношением пользы и вреда, получаемых обществом от рассматриваемого вида деятельности.

    Опасная ситуация - совокупность опасных факторов, способных причинить ущерб человеку, окружающей среде.

    Экстремальная ситуация - обстановка на определенной территории, при которой опасность для человека, окружающей среды настолько велика, что для ее устранения требуются огромные усилия.

    Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной ситуации, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

    В процессе жизнедеятельности человек попадает в ситуации различного вида и типа. В зависимости от роли самого человека в возникновении опасности и от того, насколько реально причинение вреда, ситуации могут быть безопасными, когда они не содержат предпосылок к причинению вреда человеку; потенциально опасными (субьективно или обьективно); реально опасными и др.

    Аксиомы науки о безопасности жизнедеятельности. Анализ реальных ситуаций, событий и опыта позволяет сформулировать ряд аксиом науки о безопасности жизнедеятельности в техносфере:

    1. Любая деятельность потенциально опасна и в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности, основная задача - свести риски к минимуму.

    2. Техногенные опасности существуют, если потоки вещества, энергии и информации в техносфере превышают пороговые значения. Соблюдение предельно допустимых значений этих потоков сохраняет безопасные условия жизнедеятельности человека и уменьшает негативное влияние техносферы на природную среду.

    3. Все элементы техносферы являются источниками техногенных опасностей. Опасности возникают при наличии дефектов и иных неисправностей в технических системах, при неправильном использовании технических систем, а также из-за ошибок обслуживающего персонала, наличия отходов, сопровождающих эксплуатацию технических систем.

    4. Техногенные опасности действуют в пространстве и во времени. Они существуют везде и всегда при использовании любых технических систем, включая простейшие (нож, спички, молоток, дверь и пр.).

    5. Техногенные опасности одновременно оказывают негативное воздействие на человека, социум, природную среду и элементы техносферы. Человек и окружающие его природа, общество и техносфера, находясь в непрерывном материальном, энергетическом и информационном обмене, образуют постоянно действующую пространственную систему «человек - общество - техносфера - природная среда».

    6. Техногенные опасности ухудшают здоровье людей, приводят к травмам, материальным потерям, деградации природной среды, социальным проблемам. Воздействие вредных факторов, как правило, длительное; оно оказывает негативное влияние на состояние здоровья людей, приводит к профессиональным или региональным заболеваниям. Воздействуя на природную среду, вредные факторы приводят к изменению и уничтожению представителей флоры и фауны. Травмоопасные воздействия возникают при авариях и катастрофах, при взрывах, разрушениях зданий и сооружений. Зоны таких негативных воздействий, как правило, ограничены, хотя возможно их распространение на значительные территории (например, авария на Чернобыльской АЭС).

    7. Защита от техногенных опасностей достигается совершенствованием технических объектов, являющихся источниками опасности; увеличением расстояния между источниками опасности и объектом защиты, применением защитных мер.

    8. Компетентность людей, знание опасностей и способов защиты от них - необходимое условие достижения безопасности жизнедеятельности. Рост техногенных опасностей, отсутствие естественных механизмов защиты от них требуют приобретения человеком навыков обнаружения и нейтрализации опасностей, применения средств защиты. Это достижимо только в результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования и практической деятельности человека. Начальный этап обучения вопросам безопасности жизнедеятельности должен совпадать с периодом дошкольного образования, а конечный -с периодом повышения квалификации и переподготовки кадров во всех сферах экономики.

    9. Сокращение размеров рисков и опасных зон полезно. Наибольшие трудности в ограничении размеров зон воздействия опасных факторов имеют место при эксплуатации систем повышенной энергоемкости (хранилищ углеводородов, химических производств, АЭС и т. п.). При авариях на таких объектах опасные зоны охватывают, как правило, не только производственные зоны, но и зоны пребывания населения. Основными направлениями снижения опасности подобных объектов являются:

    Совершенствование систем безопасности объектов;

    Уменьшение размеров опасных объектов;

    Дистанцирование промышленных и жилых зон;

    Активное использование защитных систем и устройств;

    Непрерывный контроль источников опасности;

    Достижение высокого профессионализма операторов технических систем;

    Массовое обучение населения основам безопасности жизнедеятельности, решение насущных социально-бытовых потребностей.

    Иногда при рассмотрении проблемы подготовки студентов к опасным ситуациям авторы учебников не поясняют, какие именно ситуации (потенциальные или реальные) они имеют в виду. Между тем готовность к активным, адекватным действиям в реальной опасной ситуации (при пожаре, наводнении, нападении хулигана и т.д.) не всегда означает готовность к правильным действиям в потенциально опасной ситуации. Другими словами, плохо подготовленный человек своими действиями в потенциально опасной ситуации способен причинить реальный ущерб и себе, и окружающим.

    Подводя краткий итог вышесказанному, можно заключить следующее:

    Понятие "безопасность" служит критерием(мерой оценки) защищенности человека и общества от опасностей (вреда, ущерба, потерь, нежелательных последствий);

    Безопасность как объективная реальность проявляется в отсутствии или минимальном (достаточно низком, чтобы быть приемлемым для конкретного человека в конкретной ситуации) уровне риска возникновения ущерба интересам человека (здоровью, материальному благополучию и т. д.)

    Не вызывает сомнения, что безопасность жизнедеятельности зависит и от внешней среды, и от самого человека, от его умения не попадать в опасные ситуации, готовности к принятию мер защиты, культуры безопасности.

    "


    Рассказать друзьям