Взаимосвязь функции и формы в архитектуре. Функциональный стиль в архитектуре

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Луис Салливен публикует книгу: Беседы о детском саде / Kindergarten Chats, позже переизданную в 1947 году, где продолжает рассказывать о связи функции и формы.

Приводим характерные фрагменты из главы «Функция и форма» по изданию 1947 года:

«…любая вещь выглядит тем, чем она является, как и наоборот, что она является тем, чем выглядят. Прежде чем продолжать, я должен сделать исключение для тех садовых червячков коричневого цвета, которых я снимаю с розовых кустов. На первый взгляд их можно принять за кусочки сухих веток. Но если говорить обобщенно, то внешний вид вещей сходен с их внутренним назначением.

Приведу примеры: форма дуба сходна с назначением или выражает функцию дуба; форма сосны походит и указывает на функцию сосны; форма лошади обладает сходством и является логическим продуктом функции лошади; форма паука напоминает и ощутимо подтверждает функцию паука. Так же как форма волны выглядит, как функция волны; форма облака говорит нам о функции облака; форма дождя указывает на функцию дождя; форма птицы раскрывает нам функцию птицы; форма орла зримо воплощает функцию орла; форма орлиного клюва говорит о функции этого клюва. Так же как и форма розового куста подтверждает функцию розового куста; форма розовой ветви повествует о функции розовой ветви; форма бутона розы рассказывает о функции бутона розы; в форме расцветшей розы читается поэма расцветшей розы. Так же и форма человека символизирует функцию человека; форма Джона Доу означает функцию Джона Доу; форма улыбки дает нам понять функцию улыбки; поэтому в моей фразе «человек по имени Джон Доу улыбается» имеется несколько нераздельно взаимосвязанных функций и форм, которые, однако, кажутся нам весьма случайными. Если я скажу, что Джон Доу говорит и, улыбаясь, протягивает руку, я тем самым несколько увеличу количество функций и форм, но не нарушу ни их реальности, ни последовательности. Если я скажу, что он говорит неграмотно и шепелявит, я лишь слегка изменю ту форму, в которую облекаются ваши впечатления, по мере того как вы меня слушаете; если я скажу, что когда он улыбнулся, протянул руку и заговорил неграмотно и шепеляво, у него задрожала нижняя губа и на глаза навернулись слезы, - то разве эта функции и формы не приобретают своего ритма движения, разве не движетесь в своем ритме вы, слушая меня, и разве не движусь в своем ритме я, когда говорю? Если я добавлю, что, разговаривая, он бессильно опустился на стул, шляпа выпала из его расслабленных пальцев, лицо побледнело, веки закрылись, голова слегка повернулась набок, я всего лишь дополню ваше впечатление о нем и глубже раскрою моё сочувствие.

А ведь я ничего реально не добавил и не убавил; я не создал и не разрушил; я говорю, вы слушаете - Джон Доу жил. Он ничего не знал, да и не хотел знать ни о форме, ни о функции; но он жил и тем и другим; он расплачивался и тем и другим, идя по своему жизненному пути. Он жил и умер. Вы и я живём и умрём. Но Джон Доу жил жизнью Джона Доу, а не Джона Смита: такова была его функция, таковы были его формы.

Итак, форма римской архитектуры выражает, если она вообще что-либо выражает, функцию - жизнь Рима, форма американской архитектуры будет выражать, если ей вообще когда-либо удастся что-либо выразить, - американскую жизнь; форма - архитектура Джона Доу, если бы такая существовала, не означала бы ничего иного, кроме Джона Доу. Я не лгу, когда говорю вам, что Джон Доу шепелявил, вы не лжёте, когда слушаете мои слова, он не лгал, когда шепелявил; так отчего же вся эта лживая архитектура? Почему архитектура Джона Доу выдаётся за архитектуру Джона Смита? Разве мы нация лжецов? Думаю, что нет. Другое дело, что мы, архитекторы, - это секта криводушных людей, исповедующих культ лукавства. Итак, в творениях человека музыка есть функция музыки; форма ножа - функция ножа; форма топора - функция топора; форма мотора - функция мотора. Так же как в природе форма воды есть функция воды; форма ручья - функция ручья; форма реки - функция реки: форма озера - функция озера; форма тростника - функция тростника, фирмы летают над водой и кишат под водой - это соответствующие им функции; соответствует своей функции и рыбак в лодке и так далее, далее и далее - непрерывно, бесконечно, постоянно, вечно - через сферу физического мира, визуального, микроскопического и наблюдаемого через телескопы, к миру чувств, миру разума, миру сердца, миру души: физический мир человека, который мы как будто знаем, и пограничная зона мира, которую мы не знаем, - того мира молчащего, неизмеримого, созидательного духа, чья неограниченная функция разнообразно проявляется в форме всех этих вещей, в форме более или менее ощутимой, более или менее неуловимой; пограничная зона - нежная, как заря жизни, мрачная, как рок, человечная, как улыбка друга, мир, в котором всё функция, всё форма; страшный призрак, ввергающий в отчаяние разум, или, когда есть на то наша воля, великолепное откровение той силы, что держит пас невидимой, милостивой, безжалостной, чудотворной рукой. [...]

Форма есть во всём, везде и в каждом мгновении. В соответствии со всей природой и функцией некоторые формы определенны, иные неопределенны; одни расплывчаты, другие конкретны и чётко очерчены; у одних есть симметрия, у других только ритм. Одни абстрактны, другие материальны. Одни привлекают зрение, другие слух, одни осязание, другие обоняние, некоторые только одно из этих чувств, другие все или любое их сочетание. Но все формы безошибочно символизируют связи между нематериальным и материальным, между субъективным и объективным - между безграничным духом и ограниченным разумом. С помощью чувств мы знаем, в сущности, всё, что нам дано знать. Воображение, интуиция, рассудок являются лишь возвышенными формами того, что мы называем физическими чувствами. Для Человека не существует ничего, кроме физической реальности; то, что он называет своей духовной жизнью, - всего лишь предельный взлёт его животной природы. Мало-помалу Человек своими чувствами познает Безграничность. Его самые возвышенные мысли, его самые деликатные желания появляются, незаметно зародившись и вырастая из материального чувства осязания. Из чувства голода возникло томление его души. Из грубых страстей - нежнейшие привязанности его сердца. Из первобытных инстинктов пришла к нему сила и мощь его разума.

Всё растет, всё гибнет. Функции рождают функции, и те в свою очередь дают жизнь или несут смерть другим. Формы возникают из форм и сами растят или губят другие. Все они соотнесены, сплетены, сцеплены, связаны и скрещены между собой. Они в непрерывном процессе эндосмоса и экзосмоса (взаимопросачивания). Они вертятся, кружатся, перемешиваются и вечно перемещаются. Они формируются, преобразуются, рассеиваются. Они реагируют, сообщаются, притягиваются и отталкиваются, срастаются, исчезают, появляются вновь, тонут и всплывают: медленно или быстро, легко или с сокрушительной силой - из хаоса в хаос, из смерти в жизнь, из мрака в свет, из света в мрак, от горя к радости, от радости к горю, из чистоты в грязь, из грязи и чистоту, от роста к распаду, от распада к росту.

Всё - форма, всё - функция, непрестанно разворачивающиеся и сворачивающиеся, и с ними разворачивается и сворачивается сердце Человека. Человек - единственный зритель, перед глазами которого проходит эта драма все потрясающей вдохновительной гармонии движения и великолепия, когда колокола отзванивают столетия времени, парящего из вечности в вечность: а пока что букашка высасывает соки лепестка, муравей усердно носится туда и обратно, певчая птичка щебечет на ветке, фиалка в своем простодушии расточает нежное благоухание.

Всё функция, всё форма, но аромат их в ритме, их язык ритм: ибо ритм этот - свадебный марш и церемониал, что ускоряют рождение песни, когда форма и функция находятся в полном согласии, или та прощальная панихида, что звучит, когда они расходятся врозь и канут в Лету, позабытые в том, что у нас называется «прошлым». Так движется история споим бесконечным путем».

Цитируется по книге: Иконникова А.В., Мастера архитектуры об архитектуре, М., «Искусство», 1971 г., с. 46-49.

Для обеспечения взаимодействия между подсистемами в ряде случаев не требуется создавать какие-либо дополнительные программные компоненты (помимо реализации внешних функций) - для этого может быть достаточно заранее фиксированных соглашений и стандартных возможностей базового программного обеспечения (операционной системы). Так в комплексе автономно выполняемых программ для обеспечения взаимодействия достаточно описания (спецификации) общей внешней информационной среды и возможностей операционной системы для запуска программ. В слоистой программной системе может оказаться достаточным спецификации выделенных программных слоёв и обычный аппарат обращения к процедурам. В программном конвейере взаимодействие между программами также может обеспечивать операционная система (как это имеет место в операционной системе UNIX ).

Однако в ряде случаев для обеспечения взаимодействия между программными подсистемами может потребоваться создание дополнительных программных компонент. Так для управления работой комплекса автономно выполняемых программ часто создают специализированный командный интерпретатор, более удобный в данной предметной области для подготовки требуемой внешней информационной среды и запуска требуемой программы, чем базовый командный интерпретатор используемой операционной системы. В слоистых программных системах может быть создан особый аппарат обращения к процедурам слоя (например, обеспечивающий параллельное выполнение этих процедур). В коллективе параллельно действующих программ для управления портами сообщений требуется специальная программная подсистема. Такие программные компоненты никаких внешних функций не выполняют - они реализуют функции, возникшие в результате разработки архитектуры программного средства. В связи с этим такие функции мы будем называть архитектурными.

      1. Контроль архитектуры программных средств

Для контроля архитектуры ПС используется смежный контроль и ручная имитация.

Смежный контроль архитектуры ПС сверху - это её контроль разработчиками внешнего описания: разработчиками спецификации качества и разработчиками функциональной спецификации. Смежный контроль архитектуры ПС снизу - это её контроль потенциальными разработчиками программных подсистем, входящих в состав ПС в соответствии с разработанной архитектурой.

Ручная имитация архитектуры ПС производится аналогично ручной имитации функциональной спецификации, только целью этого контроля является проверка взаимодействия между программными подсистемами. Так же как и в случае ручной имитации функциональной спецификации ПС должны быть сначала подготовлены тесты. Затем группа разработчиков должна для каждого такого теста имитировать работу каждой программной подсистемы, входящей в состав ПС. При этом работу каждой подсистемы имитирует один какой-либо разработчик (не автор архитектуры), тщательно выполняя все взаимодействия этой подсистемы с другими подсистемами (точнее, с разработчиками, их имитирующими) в соответствии с разработанной архитектурой ПС. Тем самым обеспечивается имитационное функционирование ПС в целом в рамках проверяемой архитектуры.

  • 4. Социокультурный тип: доминанты западного социокультурного типа.
  • 5. Проблема культурного антропогенеза. Типологические черты первобытной культуры.
  • 6. Культура и цивилизация. Культура российской цивилизации. (соотношение понятий "культура" и "цивилизация". Теории локальных цивилизаций: общая характеристика.)
  • 7. Концепция культурно-исторических типов н. Я. Данилевского. О. Шпенглер: культура как организм и логика истории. Особенности христианской цивилизации. Доминанты русской цивилизации.
  • 8. Культура ренессанса и реформации: светские и религиозные доминанты культуры.
  • 9. Три типа культуры: космологический, теологический, антропоцентрический. Отличительные черты.
  • 10. Доминанты культуры нового времени.
  • 11. Культура хх века как общий исторический тип: спецификаторы.
  • 12. Христианско-православное начало культуры, византийско-имперские воззрения и мессианское сознание россии.
  • 13. Понятия "культурный архетип", "ментальность" и "национальный характер".
  • 14. Факторы формирования руского культурного архетипа: географический, природно-климатический, социальный, религиозный.
  • 15. Особенности социокультурной мифологии российского тоталитаризма и материальная культура советской эпохи.
  • 16. Художественная культура как подсистема культуры. Аспекты бытия художественной культуры: духовно-содержательный, морфологический и институциональный.
  • 17. Архитектура как умение, мастерство, знание, профессия.
  • 18. Архитектура как профессиональная культура: доминанты профессионального сознаня.
  • 19. Современные тенденции профессиональной коммуникации и развития профессиональной культуры.
  • 20. Сравнительно-исторический метод в работах э. Тайлора. Теория "первобытного анимизма" и ее критическое осмысление в классической английской антропологии.
  • 22. Идеи э. Дюркгейма и развитие социальной антропологии во франции.
  • 23. Традиционное общество и цивилизация: перспективы взаимодействия.
  • 24. Понятия "культурный архетип", "культурный архетип архитектуры".
  • 25. Первобытные представления о пространстве и времени
  • 26. Генезис архитектурной культуры в культурных архетипах.
  • 27. Архетип в современной архитектуре.
  • 28. Специфика ритуального поведения.
  • 29. Типология ритуалов.
  • 30. Обычай и обряд как формы ритуала.
  • 31. Определение городской культуры. Спецификаторы.
  • 33. Социокультурные проблемы современного города.
  • 34. Мифология, магия, религия как культурные феномены. Мировые религии.
  • 35. Наука как феномен культуры.
  • 36. Понятия "культурный глобалитет", "культурная доминанта".
  • 37. Культурные глобалитеты доиндустриального, индустриального, постиндустриального общества.
  • 38. Культурные доминанты современной культуры.
  • 40. Психоаналитические концепции культуры (з. Фрейд, к. Юнг).
  • 41. Материальная и духовная культура. Обыденная и специализированная культура (э. А. Орлова, а. Я. Флиер).
  • 42. Видовая структура художественной культуры (м. С. Каган)
  • 39. Понятие "функция в архитектуре": культурологический аспект.

    Из всех видов искусства архитектура, пожалуй, наиболее разносторонне и очевидно связана с обществом. Без всякого преувеличения можно сказать, что трудно найти такой вид социальной деятельности или такую особенность культуры определенного общества, которые в той или иной степени не нашли бы воплощения в создаваемой этим обществом архитектуре [Сунягин, 1973]. Эта роль архитектуры - способность концентрировать в себе как в фокусе особенности определенного общества - хорошо может быть проиллюстрирована тем, какое место занимает архитектура в истории культуры вообще. Архитектура выступает здесь в качестве стилеобразующего начала, выражающего в предметно-чувственной форме самые общие черты эпохи в целом. Достаточно назвать такие широко применяемые термины, как «эпоха готики» или «эпоха барокко» [Сунягин. 1973]. Однако возникает вопрос, - на каком этапе антропогенеза возникло такое явление, как архитектура, когда можно говорить об архитектурных памятниках, объектах - где грань между природным объектом - пе-шерой, в которой жил первобытный человек; и жилищем - искусственно организованной среде. По каким критериям отличать архитектурные памятники от не архитектурных. Имеется ли та грань в техническом исполнении объекта, после которой его можно относить к архитектурному? То есть будет ли являться пещера, шалаш, навес архитектурными объектами. Ведь в основном архитектурными объектами считают какие-либо монументальные сооружения (храмы, пирамиды, здания), поражающие воображение своим исполнением, и редко какие исследователи изучают архитектуру рядового населения различных эпох - чаще ее описывают этнографы.Что же считать архитектурным объектом применительно к археологическим памятникам? Многие исследователи видят выход в изучении функций архитектуры, которые позволили бы провести черту между природными и архитектурными объектами. Через непрерывное функционирование отдельных мелких подструктур, элементов поддерживается непрерывное существование структуры [Рэдклифф-Браун, 2001]. Функция - это роль, которую данная часть играет в жизни структуры в целом. Рассмотрим понятие функции в природе и в архитектуре. Функция в живой природе - это система биологических процессов, обеспечивающая жизнедеятельность организма (рост, питание, размножение) [Лебедев и др., 1971]. И для каждого органа имеется своя функция; то есть функция желудка - подготовить в приемлемом виде еду для усвоения. Биологический организм в течении жизни не меняет структурного типа [Рэдклифф-Браун, 2001 ] - то есть свинья в слона не превращается. А архитектура способна поменять свой структурный тип без нарушения непрерывности существования (то есть меняется строение зданий, а функции остаются прежними, или же в течении жизни здания может поменяться его функция, например, в здании купеческого дома - музей, библиотека, и т.д.).Функция в архитектуре - способность к созданию условий не только биологического существования человека, но и для его общественной деятельности. Следовательно, здесь функция включает в себя и материальную, и духовную сторону архитектуры.Еще одно отличие функции в природе - функция и форма (строение) максимально сближены - а в архитектуре функция предметов и объектов может меняться или их может быть несколько (функция жилища - непосредственная для проживания в нем, однако зачастую его приспосабливают и для торговли, как домашнюю гостиницу, и т.д.). Таким образом, у пас наметились основные отличия функции в природе и функции в архитектуре. Во-первых - это смена функции объекта при константе его формы (комната, здание может использоваться как жилое помещение, как рабочее место, как место отправления религиозных или бытовых мероприятий), то есть функцию объекта определяет общество. Во-вторых, при неизменности функции может меняться форма - внешний вид жилищ немало изменился с эпохи первобытности, однако остается неизменной его основная функция. И в заключение - может меняться структура общества при неизменности функции и формы основных объектов в архитектуре. При этом если в природе и обществе функция направлена на поддержание своей системы, то основная функция архитектуры - обеспечить функционирование другой системы - общества - в некоей среде - то есть формирование пространства для обеспечения жизнедеятельности человеческого сообщества.Так что же мы будем считать архитектурой? Предварительно мы можем сказать, что архитектурным будет являться такой объект, на который было направлено специальное действие человеческого общества (зодчество, строительство) с целью обеспечить себе пространственную среду для успешного функционирования, деятельности и осуществления основных биологических и общественных потребностей, и функция которого будет определена самим обществом.Традиционно воспринимаемые нами архитектурные объекты - это здания. Почему-то мы не воспринимаем как архитектурный объект повозку кочевников или юрту народов севера. А исходя из определения архитектуры - они вполне удовлетворяют ему - это целенаправленно организованная среда для проживания, в строении которой отображены космогонические представления, общественные традиции и т.д. История знает много кочевых племен и даже империй - в них многие люди рождались, жили и умирали в кибитке или юрте, которая также могла быть собрана и перенесена на другое место в течение дня - они была основным элементом в организации жилого пространства того народа и времени.

    В данном разделе речь идет о проблемах размещения жилых и общественных функций в пространствах, ранее имевших совершенно иные функции, например, в бывших промышленных зданиях и сооружениях или объектах транспортной инфраструктуры. Необходимые подходы к этой проблеме, на мой взгляд, может дать рассмотрение более широкого вопроса о сущности понятия функции в архитектуре, ее истории и эволюции, а также вопросов взаимодействия и взаимовлияний функций в одном объекте.

    Необходимо понимать, что идея функции есть конструкт человеческого мышления, и определяется его мировоззрением. Обратимся, к примеру, к книге Мишеля Фуко «Слова и вещи. Археология знания». Фуко, рассуждая о «порядке вещей», рассматривает исследования Жоржа Кювье (1769-1832), основоположника сравнительной анатомии, как пример изменения представлений о мире в Новое время. В отличие от своих предшественников, медик Кювье вводит классификацию частей организма не по принципу внешней схожести, а по принципу функциональной аналогии (например, он сравнивает жабры и легкие, выявляя абстрактную, не существующую в материальном виде отдельно от предмета функцию - дыхание, которая их объединяет). Таким образом, Кювье, возможно, впервые выделяет и исследует само понятие функции.

    Согласно определению А.В. Иконникова, функция в архитектуре - это «весь комплекс решаемых архитектурой разносторонних задач, материально-технических и информационных». Функциональные аспекты в разной степени выражены в каждом произведении архитектуры, однако наиболее интересным нам представляются те примеры из истории архитектуры, в которых функция (в некоторых случаях впервые) приобретала ключевое значение в архитектурном решении. Так, в другой своей книге - «История безумия в классическую эпоху» - М.Фуко подробно анализирует социально-архитектурную концепцию «паноптикума» английского философа, правоведа, автора концепции утилитаризма Джереми Бентама (1748-1832). Фуко рассматривает паноптикум как яркое проявление разумного, утилитарного начала в культуре Нового времени. Нередко ошибочно рассматриваемый лишь как проект тюрьмы, паноптикум был идеей архитектурного объекта, который мог содержать в себе и подчинять разуму любую однородную функцию. В плане паноптикум представляет собой, по сути, прообраз «свернутой в кольцо» коридорной системы, лишь намного позже получившей распространение в функционалистской архитектуре.

    Отдельно следует упомянуть фортификационное искусство, которое, в отличие от современной ему архитектуры, целиком подчинялось функциональным аспектам. Функция, выделенная в контексте архитектуры, может служить критерием для построения классификации объектов архитектуры, такая классификация привела к выделению типов зданий. Типология, апофеоз которой, пожалуй, достигнут в справочнике Э. Нойферта, нашла одно из первых своих воплощений в универсальном словаре архитектурных образцов Дюрана (1760-1834).

    Во многих случаях, однако, типология не может определить функцию здания на весь срок его жизни. Причины и характер перемены функции при этом могут быть различны и подчас совершенно неожиданны - так, особо известен пример театра в Детройте, переделанного под автостоянку. Американский исследователь Стюарта Брэнд в своей книге «Как здания учатся» в этой связи выделяет 6 основных структур здания, имеющих, по его оценке, разные скорости трансформации. Австрийский исследователь М. Плотэгг вместо замещения или трансформации функции выдвигает в рамках своей концепции «гибридной архитектуры» тезис о наложении функций, позволяющем значительно интенсифицировать использование пространства. Согласно содержанию выше изложенных трудов можно выделить термины рефункционализации или реновации функции в архитектуре.

    Под термином реновация понимается адаптивное использование зданий, сооружений, комплексов при изменении их функционального назначения.

    Целесообразность реновации, внедрения альтернативных функций обуславливают социальные, экономические, психологические, исторические и эстетические факторы. Многие промышленные предприятия переносятся из центра города на его окраины, в область. При отказе от промышленного использования территории предусматривается снижение негативного воздействия на экологию.

    Существует три принципиально разных направления преобразования промышленных территорий с функциональной точки зрения:

    • · сохранение промышленной функции:
      • а) мемориальный путь - полная реставрация здания, сохранение его первоначального облика (актуально для памятников промышленной архитектуры);
      • б) совершенствование - внедрение новых технологий производства в существующий объем здания - реконструкция объекта.
    • · частичная рефункционализация:
      • а) реконструкция планировочной структуры, основным принципом которой является вычленение и сохранение наиболее устойчивых планировочных характеристик;
      • б) превращение объекта в музей;
      • в) включение новых объектов городского значения в историко-промышленные территории.
    • · полная рефункционализация:
      • а) рефункционализация существующих памятников индустриального наследия согласно критериям социально-культурной востребованности и актуальности (перепрофилирование промышленных объектов под жилые здания, административно-офисные центры, образовательные учреждения, культурно-развлекательные центры, гостиницы, предприятия торговли, спортивные сооружения);
      • б) экологическая реабилитация территории за счет рекультивации нарушенных территорий, создание новых зеленых массивов (парков, скверов, аллей);
      • в) полный снос промышленного объекта и использование территории в других целях.

    Из множества существующих методов для реконструкции или рефункционализации объектов выделим несколько основных, которые позволят адаптировать промышленную архитектуру к современным условиям.

    Первый - метод “аппликации” предполагает создание композиции на основе уже существующей конструкции; это реконструкция фасадной плоскости, создание «фальшфасада» (создание композиции из объемов и плоскостей, различных по цвету, текстуре, фактуре). Такой способ предполагает работу с новейшими материалами, создается современная красивая оболочка.

    Второй - метод “аналогий” предполагает сравнить проектируемый объект с теми или иными свойствами образного аналога. Метод применяется как раз в том случае, когда необходимо придать объекту новые качества. Целесообразнее для промышленной архитектуры применять функциональные аналогии: образы, детали, элементы, говорящие не только о функции здания, но и о специфике предприятия. Прием: функционально-художественное использование инженерного оборудования, вынесенного на фасад. А также технические аналогии: образы, возникшие на основе технического изделия, или условное отображение на фасаде технологического процесса предприятия. Прием: реальное передвижение или искусственно созданный эффект технологии: подсветка и пр.

    Третий - “интеграция”, то есть врезка дополнительных элементов и структур в существующие конструкции здания. Прием: создание новых доминант или усиление старых, пристройка объемов, коммуникационных пространств, смена масштабов здания (адаптивность к окружающим масштабам застройки).

    Если рассматривать взаимосвязь промышленных и жилых объемов в структуре городской застройки с точки зрения композиции, можно выделить следующие приемы адаптации промышленной застройки к современным условиям:

    • - модификация - изменение объекта или его частей по пропорциям, форме, положению частей, конфигурации;
    • - замена - введение новых отдельных проекций, форм, функций, конструкций, материалов и др.;
    • - устранение или добавление - уменьшение количества форм, конструкций, функций или присоединение новых, расширяющих возможности решения;
    • - сочетание - комбинаторика идей, свойств, функциональных составляющих, элементов объекта между собой;
    • - инверсия - переворачивание, рассмотрение проблемы или ситуации от противного.

    Таким образом, есть несколько направлений, методов и приемов адаптации индустриального наследия к современному контексту города. Будущее промышленной архитектуры заключается в ее приспособлении к стремительно развивающимся технологиям, что достигается реконструкцией «неэффективных» промышленных объемов, либо заменой функционального назначения. А различные архитектурно-композиционные приемы позволяют адаптировать и гармонизировать промышленные объекты к структуре активно развивающегося современного города.

    На основе чикагской школы с ее ясными и ограниченными устремлениям_и выросла и сложная творческая система Луиса Салливена. Работа над небоскребами стала для него толчком к попытке создать свою «философию архитектуры». Здание интересовало его в связи с человеческой деятельностью, которой оно служило, интересовало как некий организм и как часть более обширного целого - городской среды. Он обращается к первоосновам целостности композиции, живое ощущение которых утрачено буржуазной культурой, и в статье «Высотные административные здания, рассматриваемые с художественной точки зрения», опубликованной в 1893 году, впер- вые формулирует основу своего теоретического кредо - закон, которому он пРидает значение универсальное и абсолютное: «Будь то орел в стремительно^ полете, яблоня в цвету, ломовая лошадь, везущая груз, журчащий ручей, плывущие в небе облака и над всем этим вечное движение солнца - всюду и всегда форма следует за функцией»16. Салливен как будто и неоригинален - более чем за сорок лет до него подобные мысли об архитектуре высказывал риноу, да и сама идея восходит к античной философии. Но у Салливена этот "Закон» стал частью широко разработанной творческой концепции.

    «Функция» выступает в этой концепции как синтетическое понятие, охваты- вг»Ющее не только утилитарное назначение, но и то эмоциональное пережива- Ние. которое должно возникать в соприкосновении со зданием. Соотнося «форму» с «функцией», Салливен имел в виду выражение в форме всего разнообразия проявлений жизни. Его подлинная мысль далека от упрощенных толкований, которые давали ей западноевропейские функционалисты 1920-х годов, понимавшие афоризм «форма следует функции» как призыв к чистой утилитарности.

    В отличие от своих чикагских коллег Салливен ставил перед архитектурой грандиозную утопическую задачу: дать толчок преобразованию общества и повести его к гуманистическим целям. Теория архитектуры, созданная Салливе- ном, по своей эмоциональности граничит с поэзией. Он ввел в нее моменты социальной утопии - мечту о демократии как социальном порядке, основанном на братстве людей. Эстетическое он связывал с этическим, понятие красоты - с понятием истины, профессиональные задачи - с социальными устремлениями (не вышедшими, впрочем, за пределы идеализированной мечты).

    Замедленностью сложных ритмов, бесконечными нагромождениями образов красноречие Салливена напоминает «вдохновенные каталоги» 17, которыми переполнены «Листья

    травы» Уолта Уитмена. Сходство не случайное - оба представляют одну тенденцию развития мысли, одну тенденцию в американской культуре. И отношение Салливена к технике ближе к урбанистическому романтизму Уитмена, чем к расчетливому рационализму Дженни или Бернэма.

    Обращаясь к конкретной теме, офису-небоскребу, Салливен в поисках формы отталкивается не от пространственной решетки его каркаса, а от того, как здание используется. Он приходит к тройственному членению его массы: первый, общедоступный этаж - база, далее - соты одинаковых ячеек - конторских помещений, - объединенные в «тело» здания, и, наконец, завершение - технический этаж и карниз. Салливен подчеркивает то, что привлекало внимание к таким зданиям, - преобладающее вертикальное измерение. Пунктиры окон между пилонами говорят нам скорее о людях, связанных с отдельными ячейками здания, чем о ярусах каркасной конструкции, объединенных мощным ритмом вертикалей.

    Так в соответствии со своей теорией Салливеном создан «Уэнрайт-билдинг» в Сент-Луисе (1890). Кирпичные пилоны скрывают здесь стойки стального скелета. Но такие же пилоны без несущих конструкций за ними делают ритм вертикалей вдвое более частым, влекущим глаз вверх. «Тело» здания воспринимается как целое, а не как наслоение множества одинаковых этажей. Истинный «шаг» конструкции обнаруживается в первых этажах, служащих основанием, -он образует пролеты витрин и входов. Полоса орнамента целиком закрывает аттиковый этаж, завершенный плоской плитой карниза.



    Рассказать друзьям