Юрия клинских хоя. Солист "Сектора газа" Юрий Клинских: биография

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

«Жить, наверное, лучше, не имея ничего… Ты становишься свободен, как зверь, как птица… Небо… Много времени на творчество...» Юрий Клинских.

Его мама Мария Кузьминична была домохозяйкой, а отец Николай Митрофанович Клинских - инженером, работавшим на Воронежском авиазаводе. Юрий был не единственным сыном четы Клинских, у него было двое старших братьев. Юрий с детства рос смышлёным и любознательным мальчиком, интересуясь всем, что мог увидеть. В школе Юрий ни чем особенным не выделялся, учился на тройки и носил домой «неуды» за поведение. В его аттестате о среднем образовании была одна единственная четвёрка по труду. Юрий часто не ходил на первые уроки, при этом допоздна засиживался дома с книжками. Он был честен и старался никогда не врать.

Старшие братья с юного возраста приобщили Юру к музыке, в доме Клинских часто можно было услышать рок-н-ролл. Все три брата помимо советской музыки слушали группы The Beatles и Deep Purplе - сначала на пластинках, потом на бобинах. Отец приучил младшего сына к поэзии, изучению литературы и правил стихосложения. Он и сам всю жизнь писал стихи, публиковался, но без особого успеха. Данные Николаем Митрофановичем уроки позже проявились в разухабистых песнях сына, которые, несмотря на «безобразное» по мнению литературных критиков, содержание, имели «безупречный слог и стиль».

Если со слогом Юре помог отец, то с содержанием помогали каникулы в деревне, куда Юрий нередко уезжал на целое лето. Другим источником вдохновения для Юрия стали фильмы ужасов – сначала советские, такие как «Вий», потом – любые, которые можно было достать на кассетах. Играть на гитаре Хой научился ещё в школе и тогда же сложил свои первые песни.

Его часть дислоцировалась на Дальнем Востоке. Незадолго до службы в армии он познакомился со своей будущей женой Галиной. Без особых происшествий Юрий отслужил в Благовещенске водителем танка и в 1984 году демобилизовался.

После армии Юрий пошел работать в ГАИ, но в милиции не прижился. «Чтоб в милиции работать, нужно плохим человеком быть. Есть там, конечно, и нормальные, но им там не место», - говорил позже Юрий. Сам он всегда любил скорость и машины, старался не штрафовать немного превысивших скорость водителей, жалел людей из сёл. При этом не любил лебезить перед начальством. Однажды Юрий остановил мэра Воронежа, ехавшего на красный свет. А на вопрос: «Знаешь, кто я?», - ответил, что, знать не хочет. В другой раз он остановил важного священника, и за оба этих раза нажил себе неприятности. Кроме того Хой никогда не мог выполнить назначенный руководством ГАИ план по штрафам. Три года в работы в милиции были для него настоящей каторгой.

Последние несколько месяцев своей службы в органах внутренних дел Юрий служил во вневедомственной охране, считая дни до нового «дембеля». Как позже вспоминал Николай Митрофанович, последний день в милиции Юрий еле отработал, пришёл домой, снял с себя форму, бросил на пол и стать топтать ее ногами. Покончив с плохой, по его мнению, работой, Юрий работал фрезеровщиком, оператором ЧПУ-станка на «Видеофоне» и грузчиком. В свободное время он писал песни и играл на гитаре. Он купил «Волгу» и чуть было не разбился на ней на московской трассе где-то под Тулой. Восстановленный после аварии автомобиль Юрий продал, и после этого от отечественных марок автомобилей старался держаться подальше. Среди его следующих автомобилей был красный дизельный VolksWagen Golf III и белая Daewoo Нексия с электропакетом и кондиционером.

В свободное от подработок время Юрий смотрел мистические фильмы или фильмы ужасов, играл на бильярде и занимался музыкой. В период с 1981-го по 1985 год он записал на магнитофон акустический альбом «Проходят годы словно миг…». А когда в Воронеже открылся рок-клуб, Юрий сделался его завсегдатаем. На весеннем концерте в 1987 году он впервые сыграл несколько песен, которые начал писать тогда же – в феврале и марте. Как Юрий позже рассказывал – ему не нравилась бедность тем самодеятельных коллективов и он решил обогатить рок-клуб своим участием. «Я первое стихотворение написал ещё в школе, помню про весну что-то. Потом до армии на гитаре научился играть и пытался что-то сделать. Но песни были примитивные, про любовь, всякая такая мелочь. Потом, когда пришёл с армии, работал на заводе и ни о чём не думал. Когда открылся рок-клуб, я посмотрел на самодеятельные коллективы, мне не нравилась их беднота в темах, помню, о мире что-то пели, о любви, о чём-то таком, непонятном. Я и решил тряхнуть стариной. И так как опыт уже остался, у меня стало получаться довольно хорошо. Это всем понравилось, и так всё и пошло…», - рассказывал позже Юрий.

Юрий пел в клубе сольно или приглашал кого-то. 5 декабря 1987 года он собрал первый состав своего «Сектора Газа» и спел песни «Я мразь», «Сумасшедший труп», «Утопленник» и «Колхозный панк» на сцене рок-клуба. «Панком никогда себя не считал...», - при этом говорил Юрий.

Первое время «Сектор Газа» выступал на разогреве у приезжавших в Воронеж групп, таких как «Звуки Му» и «Дети». Название «Сектор Газа» было для Юры «загадочным сочетанием» и одновременно – своей «в доску» воронежской реальностью. В его детстве оно было на слуху из-за арабо-израильского противостояния, о котором тогда часто говорили по радио. А в Воронеже так называли промышленную зону с большим количеством заводов и дымящихся труб, и соответствующей криминальной атмосферой, где как раз располагался рок-клуб. В общем, придумать название своей команде Юрию было просто. По его словам, это было «местное название для группы, которая не собиралась выходить за пределы городского рок-клy6a». В дальнейшем состав «Сектора Газа» за все время своего существования претерпел многие изменения, но солист и лидер группы всегда оставался один: Юрий Хой подбирал людей под себя.

Через два года, к 1989 году, группа записала два «кассетных» альбома - «Плуги-вуги» и «Колхозный панк». Качество записей было ужасным, и они разошлись исключительно в Воронеже. Прорывом для команды стал альбом «Зловещие мертвецы», изданный в 1990 году.

Многие произведения, особенно из ранних песен, были для Юрия автобиографичны. Песни «Ява» и «Мент» были написаны после выхода Юрия из вытрезвителя, а песни «Ядрёна вошь» и «Взял вину на себя» были посвящены брату. В то время сам Юрий пытался «развести» себя и «лирического героя» - «этакого монстра в вонючих носках, пострадавшего от всех известных венерических заболеваний и заработавшего импотенцию». Он говорил, что петь о человеческих пороках ещё не значит одобрять их. Для Юры такие песни были, скорее, каким-то особым способом борьбы с ними.

Классическим «панком» Хой себя никогда не считал. «Может быть, в начале творчества чистая «панкуха» кое-где и просматривалась» - рассказывал он в своих интервью. В основном Юрий делал то, что нравилось лично ему, не привязываясь к стилю. И действительно – в музыкальном плане его альбомы были довольно разнообразны. Сам Юра определял стиль своей команды как «фьюжн».

С матершиной мы родились, с матершиной мы живём.
С матершиной мы учились, с матершиной и помрём.
Матершину мы вкушали с материнским молоком.
С матершиной мой папаша бил мамашу кулаком.

Образцами для подражания и любимой музыкой для Хоя были западные группы - Rage Against The Machine, Biohazard, AC/DC и Alice Cooper. В последние годы Юра находился под впечатлением от тяжёлого рэпа с его блюзами, чёткой ритмикой и рок-гитарами, а на протяжении всей своей карьеры любил панк и дэт-метал. В интервью Юрий рассказывал: «Сектор Газа» даже не группа, а один из моих проектов. Я и сейчас не могу сказать, что «Сектор» - это группа. Это скорее концертный состав, потому что на студии я всегда работаю один. И с 1992 года приглашаю Игоря Жирнова - гитариста группы «Рондо». Я вообще не сторонник менять музыкантов, как, скажем, это делает тот же БГ. Если кто уходил - то только по своей воле. Главное в коллективе - чтобы человек был не козлистым. Ведь иногда тур может затянуться на несколько недель или даже больше. И находиться рядом с таким - нет уж, извините».

Псевдоним «Хой» к Юре прицепился сразу и довольно прочно. Вообще этот возглас тогда использовали многие исполнители – от Вени Д`ркина до Егора Летова, позаимствовав то ли из Oi! музыки британских кокни, то ли из умствований БГ, но псевдонимом его сделал только Юрий Клинских. «Хой, месяц молодой! Висит – гвоздём прибит!», - говорил Веня Д`ркин. Как говорил сам Юрий: «Хой» - просто восклицание, я часто произношу его во время песен. То, что оно напоминает кому-то Цоя (с которым Юра был лично, хоть и эпизодически, знаком) - случайность». Однако в последние годы жизни Юрий стал меньше пользоваться псевдонимом «чтоб с гаишниками проблем не было». А то – остановят, а он «Да вы что, парни, я ж солист в «Секторе Газа». А они – «Врёшь! Там Хой поёт».

После успеха альбомов «Зловещие мертвецы» и «Ядрёна вошь», которые Юрий отправил в Москву с помощью своего знакомого, начались выступления группы на разных тусовках, но Юрию это быстро надоело. «Когда мы вышли на большую сцену, то нами стал заниматься человек, который до этого работал только с «попсой» и которого при слове «рок-н-ролл» начинало тошнить», - говорил в интервью Юрий Хой.

В Москву – «развратный город наглой молодёжи» Юрий переезжать не пожелал, хотя возможностью записываться на студии «Мир» воспользовался. Его записи издавал один из первых российских лейблов - «Gala Records». У Юрия начались легальные концерты, а вместе с ним – концерты липовых «Хоев» по городам. Сам Юрий не любил «светиться» и сознательно поддерживал разрастание слухов и легенд о своей группе. Из-за гигантских продаж на кассетах его группу знали все, но большую часть звуковых носителей выпускали пираты. Хой не жаловался, жил с тех процентов, которые «Gala Records» выплачивала ему после реализации прав в Москве, официальных релизов на «Black Box» в Воронеже и многочисленных концертов. «Я не стесняюсь своего города, я в нем прожил всю жизнь, в нем же, скорее всего, умру…», - говорил Юрий.

За время творческой деятельности группа побывала с гастролями во многих городах России и за её пределами – в Беларуси, Германии, Израиле, Казахстане, Латвии, Литве, Молдавии, Украине и Эстонии. Альбомы выходили в 1994 году, потом были переизданы «Gala Records» в 1997 году.

«Нажми на газ» и «Колхозный панк» также были изданы в 1991 и 1993 году – уже на компакт-дисках и неизменных кассетах. В 1991 году на своём концерте в Москве Юрий познакомился с Ольгой Самариной, с которой в дальнейшем встречался последние годы своей жизни, не скрывая этого от своей жены Галины.

Популярность группы «Сектор Газа» росла очень быстро. Известно, что от песен «Сектора Газа» был в восторге Владимир Жириновский, и аполитичный Хой «отвечал взаимностью» лидеру ЛДПР, но – за деньги. Своих политических пристрастий Юра не имел, посылая всю политику «…в жопу. Буравчиком!».

Политическим строем он был вполне доволен, потому что имел возможность зарабатывать неплохие деньги на своём таланте. «Нам нет разницы, для кого играть, от политики мы далеки. Платит Жириновский - играем для Жириновского, будет платить другая фракция - сыграем для неё», - говорил Юрий Хой. Впрочем, Хой полагал, что если бы ему пришлось застрять в грузчиках, то, конечно, он был бы недоволен правительством.

Вот все говорят: на Западе всё очень хорошо.
Кто это скажет мне вот так, сотру я в порошок!
Всё, что советское, - ништяк - машины и штаны,
Пусть дорого всё стоит, но всё наше, пацаны.

По мере роста популярности песни Хоя стали фактически народной музыкой, музыкой дембелей, ПТУшников, студентов и сельской молодёжи. Жлоброкгруппа – так иронично часто называли «Сектор Газа» - группу, которую сам Хой сравнивал с порнухой, и которую не принимал ни рок, ни поп-музыка. Творчество группы понравилось даже Юрию Никулину. После того, как Юрий Хой отыграл концерт в цирке Никулина, знаменитый артист пригласил молодого человека к себе в гримёрку. Под слова восхищения и благодарности Никулин достал бутылочку коньяка и предложил Хою побеседовать. Сам артист был так польщён данными комплиментами, что часто рассказывал об этом случае своим друзьям и родственникам.

Песни Юрия Хоя поражали слушателей своей откровенностью. Он с хирургической точностью вскрывал самый глубокие тайники человеческой души, о которых не говорили в СССР. Его творчество вызывало либо глубокий интерес, либо протест со стороны аудитории. Артистизм лидера группы и только живые выступления были противоположны концертам исполнителей, выступавших под фонограмму. Юрий Хой вызывал ажиотаж и вне сцены: например, во время одного из его последних концертов в Воронеже, он разъезжал по городу на лошади, изображая Кощея Бессмертного. Относительно своего имиджа у Юрия Хоя была весьма интересная позиция – он старался меньше рассказывать о группе, считая, что отсутствие полной информации вызывает у слушателя больший ажиотаж.

Известно, что Юрий хотел сыграть в концерте с группами ДДТ или «Алиса», но его не звали, а сам он не напрашивался. В 1994 году им была записана панк-опера «Кащей бессмертный», представлявшая собой трэш-смесь русских сказок и музыки в духе АС/DC, Red Hot Chili Peppers и Ace Of Base. К этой «сказке» планировалось создание видеоряда, но этому помешала смерть Юрия. Он успел отснять всего несколько сцен, и сейчас в интернете имеются рабочие видеоверсии треков: «Ария Ивана и Лягушки», «Вторая ария Ивана» и «Третья ария Ивана».

Хоем был снят клип на песню «Туман» - с черно-белой хроникой российских войн. Всего у «Сектора Газа» вышло 4 клипа. Пятый клип на песню «Ночь страха» не был закончен из-за смерти певца.

Начиная с 1996 года, Юрий Хой несколько раз менял стиль группы, многие тексты становились более серьёзными и очищались от мата. Результатом этих экспериментов стал альбом «Газовая атака», ставший впоследствии самым коммерчески успешным за всю историю группы. В 1999 году Юрий Клинских стал персонажем комикса «Похождения Юры Хоя в царстве зла». Комикс состоял из сказочных приключений, героем которых был сам лидер «Сектор Газа», собирающий свои альбомы. Автором комикса был художник Дмитрий Самборский.

В конце 1990-х годов «Сектор Газа» выпустил ряд техно-ремиксов с участием воронежского DJ Крота. В последние годы жизни Юрий решил изменить имидж и звучание. Вместо косухи, рваных джинсов, старых маек и армейских ботинок в его гардеробе появились чёрные дорогие туфли, тёмные брюки и рубашка. Вместо разухабистого «колхозного» панка слушателям был предложен «клёвый тяжеляк» последнего альбома. «Я все время стремился к тяжелому звуку», - говорил Юрий Хой.

К концу 1990-х годов друзья стали подозревать у него сильную наркотическую зависимость. К тому же, как полагали друзья, его спутница Ольга была наркоманкой. «Я перепробовал практически все наркотики, но ни к чему не привык и не собираюсь привыкать. Попробовал - и хватит», - говорил Юрий Хой.

В 2000 году Юрий был полон самых радужных планов. Он три года вынашивал концепцию нового альбома, который изначально должен был называться «Бедный Юрик». В 1998 году Юрий изменил название на «Восставший из ада», решив сделать полностью мистический рэповый альбом, работу над которым Юрий закончил в июне 2000 года. Но его релиза так и не дождался.

4 июля съёмка была запланирована на 16 часов, в ней должны были принять участие сам Хой и его подруга Ольга Самарина. До съёмок им необходимо было посетить гримёра в Театре Юного Зрителя. С утра Юрий чувствовал себя неважно, он был бледен, лоб покрывался испариной, он не мог понять, что с ним происходит, но выпив таблетку аспирина, все равно решил ехать.

В 11:30 Юрий Хой и Ольга Самарина вышли из съемной квартиры на улице Дорожная, в Юго-Западном районе. На автомобиле они направились к гримёру, встреча с которым была назначена на 12:00. В 11:40 в дороге Юрий чувствовал себя все хуже и хуже, и решил изменить маршрут. Он свернул на улицу Барнаульскую, где в частном секторе жил его знакомый Андрей Ксенз. Хой зашел к нему в дом и сразу лег на диван, не в силах стоять на ногах. Его мучила сильная боль в левом боку и животе. Ольга находилась рядом. Вскоре она вышла в другую комнату за сигаретами, и там услышала грохот – это Юрий упал на пол, потеряв сознание.

Ольга и хозяин дома безуспешно пытались вернуть Хоя к жизни, делая ему искусственное дыхание. Они пытались вызвать «скорую» помощь, однако, там наотрез отказывались записывать адрес с сомнительной репутацией наркопритона. С пятого раза Самариной всё же удалось передать адрес. Она выбежала на улицу встречать «скорую». В это время Юрий умер.

В дальнейшем в официальных медицинских документах было записано: «Скоропостижная смерть». Что же касается неофициальной версии, то их было множество. Точно можно сказать лишь то, что Юрия убил его образ жизни, бешеные гастроли, работа на износ - в последние 10 лет на концертах Хой всегда выкладывался до конца и никогда не следил за своим здоровьем. Не могли не сказаться и последствия бурной молодости: «С 23 лет я не помню себя трезвым и дня», - примерно так охарактеризовал Хой свою молодость.

Я парень очень скромный,
Я парень очень тихий.
Вообще, когда я трезвый, я чистый эталон.
Но часто я зверею, но часто я шизею,
Как только бормотухи я высажу баллон.

Он стал следить за здоровьем только в самое последнее время, когда было уже поздно. К тому же во время гастролей по Дальнему Востоку осенью 1999 года Юрий заболел гепатитом С.

Юрий Хой, обожавший тяжёлый звук и тяжёлый рэп, скорость, простые слова и мистические ужасы, даже свою смерть «сделал» похожей на непритязательный «ужастик». Сумма цифр её даты составила 13, его последний альбом – «Восставший из ада» - содержал 13 песен, был 13 альбомом, вышедшим на 13 году существования «СГ», а два поминальных дня – 9 и 40 пришлись на 13-е число.

Юрий Хой был похоронен на Левобережном кладбище в Воронеже.

В память о Юрии Клинских была создана документальная телепередача, показанная 20 октября 2000 года на телеканале РТР в рамках проекта «Башня». А в июне 2002 года группа «Сектор Газовой Атаки» выпустила свой дебютный альбом, который посвятила памяти Юрия.

В 2004 году вышла книга «Сектор Газа» глазами близких». Книга содержала воспоминания близких Юрия Клинских, статьи, интервью, малоизвестные факты из жизни группы «Сектор Газа» и её лидера, воспоминания поклонников, стихи, посвященные Юрию Клинских. В 2005 году звукозаписывающая студия «Gala Records» выпустила трибьют-альбом группы «Сектор Газа», в котором участвовали такие группы и исполнители, как «НАИВ», «Кирпичи», Сергей Кагадеев («НОМ»), «Монгол Шуудан», «Бахыт-Компот», Игорь Кущев (eх-«Сектор Газа») и другие группы. 30 июня 2006 года на канале ДТВ в телепередаче «Как уходили кумиры» в эфир вышел сюжет о творчестве Юрия Клинских.

5 октября 2008 года памяти Юрия Клинских был посвящён короткий фильм, показанный на телеканале НТВ в телепередаче «Главный герой».

6 декабря 2012 года в городе Санкт-Петербурге прошёл концерт, посвящённый 25-летию группы «Сектор Газа». 26 июля 2014 года в городе Самаре в рок-баре «Подвал» прошёл концерт под названием «Мне - 50!», посвящённый пятидесятилетию лидера легендарного «Сектор Газа» Юрия Клинских, с участием самарских групп и исполнителей.

Четвертого июля исполняется 15 лет со дня гибели лидера группы «Сектора Газа» Юрия «Хоя» Клинских.

Юрий Клинских. Фото с сайта hoy-sektor.ru

Создатель стиля «колхозный панк» родился 27 июля 1964 года в Воронеже. Вернувшись в 1984 году из армии, он какое-то время работал в ГАИ и на заводе. Появление новых рок-групп вдохновило Клинских на сочинение собственного материала, ибо в существующих в то время командах его не удовлетворяло чересчур мягкое звучание и «беззубость» текстов. Поэтому изначально он сделал ставку на бытовые сюжеты, передаваемые без излишних сантиментов, а также на мистические темы, которых в изобилии было в народном фольклоре. Определение «Сектора Газа» как панк-группы — не более, чем, условность, поскольку в творчестве коллектива немало песен в стиле хард-рока и поп-рока, ощутимо влияние эстрады и шансона.

Ненормативной лексикой Хой, вопреки расхожему стереотипу, тоже старался не злоупотреблять. Матерные выражения в его песнях всегда передают характер и особенности речи персонажей, а свое отношение к этому он выразил в ранней песне «Авто-мат», где сделал упор на том, что русские люди обычно прибегают к крепкому словцу в экстремальных ситуациях чисто по инерции. Лучшие же песни «Сектора Газа» - «Укус вампира», «Возле дома твоего», «Вечером на лавочке», «Пора домой», «Туман» и многие другие — вовсе обходятся без мата.

Сектор Газа «Укус вампира» (Кемерово, 1998)

При всей «сермяжности» своего сценического образа, Юрий Хой всегда тяготел к некой театрализации. Даже его ранние альбомы нередко содержат интродукции, эпилоги и разнообразные репризы между песнями да и в самых текстах, а самый успешный диск «Газовая атака» включает имитацию горлового пения тибетских монахов, как бы вводящего слушателя в «газовый» транс и плавно выводящего из него. Пластинка 1994 года «Кащей Бессмертный» представляет собой панк-оперу со стихотворными диалогами и «ариями» на музыку «Песняров», Queen, Nirvana, Ace of Bace и других известных групп. Несмотря на сказочную подоплеку альбома, персонажи получились очень узнаваемыми. Царь — это беззлобный, но похотливый глава семейства, совершенно не занимающийся воспитанием своих сыновей. Дракула — добродушный металлист или байкер, отпугивающий обывателей своим внешним видом, однако готовый прийти на помощь по первому зову . Кащей — типичный гопник. Иван — неприкаянный русский парень, который, при необходимости, без лишних слов возьмет в руки оружие и пойдет отстаивать семью и Родину. Василиса — красивая и недалекая деревенская девушка, согласная, по своему неразумию, в ожидании большой и чистой любви переспать хоть с самим Кащеем.

Ирина Бухарина (экс-вокалистка «Сектора Газа») «Ария Василисы Прекрасной»

Сам Юрий Хой неровно дышал к металу и рэпу. В одном из позднем интервью он признавался, что в его обширной домашней коллекции порядка 1200 дисков, 400 из которых — рэп, остальное — метал. Последний и лучший альбом «Сектора Газа» «Восставший из ада» записан именно в стиле метал-кора. Все песни диска четко выстраиваются в единую сюжетную линию. Открывает альбом «Демобилизация», которая, по сравнению с остальными композициями, звучит легковесно, но Хой недаром настаивал на включение этой песни в трек-лист.

Сектор Газа «Ночь страха»

Следующая вещь «Свадьба» как бы намекает нам на то, что отслужив, герой взял в жены любимую девушку. К несчастью, жизнь у молодых не задалась. В песне «Рога» они начали друг другу изменять, а в «Сельском туалете» всеобщий раздрай в домашнем хозяйстве привел к нелепой гибели супруги. Безутешный вдовец ударился в жуткий запой и погиб после укуса вампира в «Грязной крови». Далее — следует подробное описание жизни пары с загробном мире. Все больше и больше сближаясь с разного рода нечистью — они гибнут во второй раз от рук доблестных истребителей вампиров и ждут своей окончательной участи до Второго Пришествия Христа. Несмотря на шокирующий натурализм некоторых треков («Черный вурдалак»), Клинских всегда правильно расставляет акценты. «Мораль песни такова: не мертвецы и не вампиры не опасны так для жизни, как прогнившие сортиры», - поет он в «Сельском туалете», давая понять, что подлинные ужасы следует искать не в дешевых страшилках, а в бытовом неустройстве нашей жизни . И, кстати, в отличие от своих западных коллег из тяжелых групп, Хой никогда не заигрывался в демонизм. В песнях «Ночь страха» и «Истребители вампиров» положительные герои однозначно декларируют свою безграничную преданность ко Христу. На «Ночь страха» готовился клип, однако внезапная смерть Юрия Хоя 4 июля 2000 года в родном Воронеже помешала своевременной реализации этого замысла. Ролик был смотнирован из рабочих материалов лишь к 2013 году.

Сектор Газа «Пора домой» (слева от Юрия Клинских на гитаре играет Алексей Привалов)

В Москве у Юрия Хоя практически не было близких друзей. Одним из немногих, с кем он плотно общался на протяжении последних пяти лет жизни, был тур-менеджер «Сектора Газа» Алексей Привалов - нынешний директор групп «СерьГа» и Евгения Маргулиса.. - Когда я познакомился с Юрой и начал обсуждать с ним условия работы, меня удивили его демократические взгляды на быт. Условия, гостиница — для него все это не было важно, хотя тогда он мог собрать тысячный зал в любой точке бывшего Союза. При этом в чем-то он со временем все равно становился таким буржуа, но отношение ко многим благам у него все равно оставалось более чем спокойное. Помню, как однажды он приобрел комплект звуковой домашней аппаратуры со словами: «Ну вот, купил на всю жизнь!». Слышать это было забавно — особенно с учетом того, что технологии постоянно меняются. Искренний, непосредственный, он абсолютно не умел хитрить или обманывать, очень добрый и безумно талантливый, в нем не было ни капли снобизма . Юра активно интересовался другими исполнителями в музыке, любыми видами искусства, я водил его на какие-то выставки в ЦДХ, бывал с ним в музеях, он с удовольствием воспринимал самые разные проявления творчества. Ходить с ним было легко, потому что его никто особо не знал в лицо. На кассетах-то «Сектора» были какие-то нарисованные люди, опознать в которых реального Хоя было сложно. И удивительно контрастировали между собой сценическое поведение и абсолютно четкая рабочая дисциплина в гастролях, хотя, наверное, мне уже коллектив достался уже «взрослым», и ранний угар начала 90-х я не застал».

Сектор Газа в «Программе А»

Тем не менее, иногда и с Хоем на гастролях случались накладки. Однажды, он, забыв паспорт, не попал на концерт собственной группы в Ригу. «Зал был полностью продан, отменять действо было нельзя и за Юру пришлось петь клавишнику Алексею Ушакову, - продолжает Алексей Привалов. - Первые минут 40 народ упорно скандировал: «Юра!», а потом потихоньку втянулись и хором подпевали любимым песням. Музыкантов поселили в Юрмале. Мы с Дельцовым (Андрей Дельцов, звукорежиссер «Сектора Газа». - прим. сайт) уехали по делам в Ригу, возвращаемся, а в номере у музыкантов сидит какая-то «горилла» и бухает с ними. Это оказался человек, который поехал с целью ввалить «левому» «Сектору Газа» . Ему подарили компакты, на которых были помимо Юриных и фотографии ребят, он, убедившись в аутентичности состава, обрадовался и остался выпивать».

Сектор Газа «Демобилизация»

Многие пытаются усмотреть в гибели Хоя какую-то мистику, однако Привалов относится к подобным домыслам скептически: «Где-то за год до смерти он ездил в Воронеж и встречался с какой-то бабкой-колдуньей, которая ему сказала, что если он не расстанется с Ольгой (его московской подругой, действительно сыгравшей трагическую роль в его судьбе), то погибнет. После этого он приехал ко мне, поделился этим, был очень подавлен. Тем не менее, какой-то «дьявольской» подоплеки (13-й альбом, 13 песен) я бы в смерти Юры все-таки не искал. Но его последнее выступление в жизни - на «Звуковой дорожке» выдалось действительно мистическим. Заело мини-диск с фонограммой, который я записал у приятелей-радийщиков. Они как-то наскоро перегнали песни, а я потом носитель не проверил — дома-то такой аппаратуры тогда не было! Естественно, когда «минусовка» «встала» два раза на одном и том же месте, номер был сорван…С концерта я ушел в подавленном настроении. С Юрой после этого мы молча разошлись по домам и не общались полторы недели, а потом он мне сам позвонил. Я начал горячо извиняться, так как переживал все это время. считал, что очень серьезно подставил Артиста на пятнадцатитысячную аудиторию в Лужниках. Он ответил, что все это фигня и вообще, кто не работает, тот и не ошибается. После этого он предложил поездить по воронежским деревням, чтобы выбрать натуру для съемок клипа на песню «Свадьба» . Снимать он собирался реальную сельскую свадьбу. Мы договорились, что он отправится туда первым, а потом заедет за мной в Москву. Буквально через несколько дней мне позвонил Ляхов (Константин Ляхов - друг и деловой партнер Привалова. - прим. ред.) и, плача, сообщил, что Юра умер в Воронеже, Мы тут же ночью отправились туда на машинах вместе с издателями, решали вопросы с панихидой, похоронами, занимались всеми необходимыми процедурами. Прощание было в «Луче», есть такой кинотеатр в центре Воронежа. Толпы людей шли поклониться ему последний раз. В этот день «Русское Радио» в Воронеже, на котором Леша Ушаков был техническим директором, вырубило московское вещание, и целый день крутило песни «Сектора Газа». Это было очень неожиданно и приятно, и было абсолютное ощущение, что по другому и быть бы не могло - он был настоящим героем этого города, и город платил ему большой любовью».

Сектор Газа «Моя смерть»

Расплодившихся после смерти Хоя эпигонов и «продолжателей» лела «Сектора Газа» Привалов не приветствует. «Я очень плохо отношусь к любым попыткам заработать «левым» людям на Юрином имени и творчестве, - подчеркивает он. - Все эти странные абсолютно нелегитимные проекты, возникавшие после его смерти, использовавшие название «Сектор Газа», сначала со скромной приставкой «экс», потом отпавшей, или какие-то прозрачные перепевки громкого названия аудиторию к счастью, не обманули. Юридических прав на защиту наследников, к сожалению, лично у меня не было. Я мог лишь сожалеть и брезгливо дистанцироваться от той вакханалии с правами на песни, название и т.п., которая началась сразу после похорон . Юра сам был очень совестливым парнем и вряд ли ему понравилось бы, как нечистоплотные ребята пытались распорядиться его творческим наследием. Я помню, как он как-то за столом сказал следующее: «Ну что ж я и в 60 лет буду со сцены такие песни петь? Это же несолидно…» И не стал… Мне иногда его очень не хватает…»

«Сектор Газа» - группа, которая внесла немалый вклад в развитие отечественной рок-музыки. Нашим сегодняшним героем является основатель и бессменный лидер этого коллектива - Юрий Клинских, более известный как Юра Хой. В статье приводится история его жизни, творческого развития и трагической гибели.

Биография: детство и юность

Юрий Клинских родился в 1964 году (27 июля) в Воронеже. В какой же семье воспитывался будущий кумир миллионов людей? Его отец, Николай Митрофанович, получил высшее образование по специальности «инженер». На протяжении многих лет мужчина трудился на Мама Юрия, Мария Кузьминична, являлась работницей общепита.

Юра рос активным и любознательным ребенком. В 1971 году он пошел в первый класс. У него всегда были проблемы с поведением и успеваемостью. Родителям часто приходилось краснеть за своего отпрыска.

Среднюю школу Юра окончил с одной «четверкой» в аттестате. По остальным предметам у него были «тройки», даже по пению и физкультуре.

Любовь к музыке и другие таланты

Главными защитниками Юры были два старших брата. Именно они привили ему любовь к музыке. В доме Клинских часто звучали композиции в стиле рок-н-ролл. Все три брата являлись поклонниками таких зарубежных групп, как The Beatles и Deep Purple. Сначала они покупали пластинки, а потом перешли на бобины.

Отец тоже внес свою лепту в творческое развитие младшего сына. Он приучил Юру к поэзии. На лето мальчик уезжал в деревню к бабушке и дедушке. Там он и начал писать стихи. Еще одним источником его вдохновения были фильмы ужасов. Речь идет не только о зарубежных картинах, но и о советских. К примеру, Юрию нравился фильм «Вий».

Будучи школьником, Клинских младший научился играть на гитаре. Отсутствие музыкального образования не помешало ему сочинить и исполнить десятки песен.

Служба в армии

После получения аттестата Юра не торопился поступать в техникум или ПТУ. Он знал, что его заберут в армию и был готов к этому. Парень успел отучиться в ДОСААФ. Ему вручили водительские права на ЗИЛ-130. И вот пришла Младшего представителя семьи Клинских отправили на Дальний Восток. Он был механиком-водителем в танковых войсках. Мать часто присылала ему письма, но вовремя отвечать ей у парня не всегда получалось.

Взрослая жизнь

В 1984 году наш герой вернулся на «гражданку». Юрий не собирался у родителей. Он устроился на службу в ГАИ. Автоинспектор из него получился строгий и справедливый. Только вот зарплата была невысокой. Поэтому через год Юра перешел на работу во вневедомственную охрану. Хотя и там парень надолго не задержался. В последующие годы он освоил такие профессии, как грузчик, фрезеровщик и Вскоре наш герой понял, что главным его призванием является сцена.

Музыкальная карьера

В 1987 году в Воронеже открыли рок-клуб. Одним из первых его посетителей стал Юрий Клинских. На сцене этого учреждения он исполнял песни собственного сочинения. Местная публика принимала его выступления на ура.

«Сектор газа» - группа, которая образовалась в декабре 1987 года. Идея создания рок-коллектива принадлежала Юрию Клинских. Именно он возглавил команду. Когда музыкальные материалы были подготовлены, начались первые выступления коллектива под названием «Сектор Газа». Состав группы на тот момент представлял собой квинтет- бас-гитаристы Семен Титиевский и Миша Финк, барабанщик Крючков Олег, гитарист Тупикин Сергей и наш герой. Во время выступлений Юрий Клинский, который был солистом, автором слов и музыки, часто выкрикивал «Хой!». Так к нему и приклеилось это прозвище.

Поначалу музыканты из «Сектора Газа» выступали на разогреве у таких воронежских групп, как «Дети», «Гражданская оборона» и «Звуки Му». Но вскоре у них появилась своя армия поклонников.

О том, что такое всероссийская известность, Юрий Хой и его друзья, узнали в 1990 году. Произошло это после выхода альбомов «Зловещие мертвецы» и «Ядрена вошь». Весь тираж пластинок был раскуплен за несколько недель.

За время своего существования группа «Сектор Газа» выпустила 15 студийных альбомов, сняла 8 клипов и дала сотни концертов по всей России. Также было выпущено 4 книги, посвященные бессменному лидеру этого рок-коллектива.

Личная жизнь

Солист «Сектора Газа» никогда не жаловался на отсутствие женского внимания. Уже в старших классах школы за ним бегали девчонки. А после того как он создал свою группу, количество его поклонниц увеличилось в разы.

Со своей будущей супругой Галиной музыкант познакомился еще до армии. Симпатичная и скромная девушка сразу же приглянулась Юрию. Он сделал все возможное, чтобы добиться ее расположения. В середине 1980 годов влюбленные сыграли свадьбу. Торжество получилось скромным. Но глаза жениха и невесты светились от счастья.

В августе 1986 года Юра и Галя впервые стали родителями. На свет появилась их дочь Ирина. Молодой отец в крохе. А в январе 1995 года в семье Клинских случилось очередное пополнение. Родилась вторая дочка. Девочка получила красивое имя Лилия. Многие считали Юрия примерным семьянином. Однако у него, как и у большинства мужчин, были свои грешки.

В 1991 году, во время гастролей в Москве, солист «Сектора Газа» познакомился с привлекательной блондинкой Ольгой Самариной. С ней он встречался последние годы своей жизни. Жена Галина знала о существовании любовницы. Она хотела сохранить семью, поэтому не устраивала скандалов и сцен ревности.

Юрий Клинских: причина смерти

Наш герой строил грандиозные планы на дальнейшую жизнь и творчество. К сожалению, им не суждено было осуществиться. 4 июля 2000 года Юрий Хой покинул это мир. Его бездыханное тело обнаружили в одном из частных домов по ул. Барнаульской в Воронеже.

В этот день солист «Сектора Газа» должен был отправиться на съемки очередного клипа. Но что-то пошло не так. По неизвестным причинам рок-музыкант поменял свои планы. Он оказался в гостях у малознакомых ему граждан. Ему стало плохо. Находящиеся в доме люди вызвали скорую помощь. Но врачи приехали слишком поздно.

От чего же погиб Юрий Клинских? Причина смерти - сердечный приступ. Многим друзьям и родственникам Хоя эта версия показалась неубедительной. Ведь у него никогда не было проблем с сердцем. Практически сразу же появились слухи о том, что певец подсел на наркотики и алкоголь. Специалисты никак не подтверждают эту информацию.

Последний приют солист «Сектора Газа» обрел на Левобережном кладбище в Воронеже. Сегодня на могиле известного рок-исполнителя установлены два памятника из черного мрамора. На одном указаны годы его жизни и смерти. А на втором памятнике изображен сам Юрий Хой с гитарой в руках. Поклонники не забывают своего кумира. Они ухаживают за его могилой, приносят туда живые и искусственные цветы.

В заключение

Теперь вам известно, какой путь к известности проделал лидер группы «Сектор Газа». Юрий Клинских прожил недолгую, но насыщенную яркими событиями жизнь. Светлая ему память…

19 декабря 2014, 20:13

Юрий Клинских родился 27 июля 1964 года в Воронеже в семье инженера и клепальщицы Воронежского авиационного завода Николая Митрофановича и Марии Кузьминичны Клинских. В школе Юрий учился удовлетворительно, однако у него была непреодолимая страсть к музыке. Страсть к стихосложению ему привил отец, который писал стихи и пробовал публиковаться. Юра рано узнал о существовании западной рок-культуры, так как в семье Клинских часто звучал рок-н-ролл. Нерадивый ученик, хулиган свято поверил в музыку. Он, отчаянный меломан, вскоре решил сам освоить гитару.

По окончании школы и отучившись в ДОССАФЕ "ради прав нахаляву" Юрий на два года меняет ЗИЛ-130 на танк. Служил Юра на Дальнем Востоке, ДМБ-84.

После службы в армии он работает три года инспектором ГАИ, затем фрезеровщиком, оператором ЧПУ на воронежском "Видеотоне", который изготовлял видеомагнитофоны ВМ-12, грузчиком. Днем он работает, а ночами пишет песни. О большой сцене не мечтает, воспринимает свое музицирование как хобби, как отдушину от серого быта.

Вместе с открытием воронежского рок-клуба появилась и группа Юры "Сектор газа", названием которой послужило место расположения клуба - промышленный район Воронежа с сильно дымящими заводами.

"Загадочное сочетание "Сектор Газа" было у меня на слуху с детства, когда шел арабо-израильский конфликт и без конца это географическое название твердили по радио. Есть "Сектор Газа" в Воронеже - так называется промышленная зона. Такое вот местное название для группы, которая не собиралась выходить за пределы городского рок-клy6a."

В 1989 году группа выпустила в Воронеже два своих первых магнитоальбома "Плуги-вуги" и "Колхозный панк", но по-настоящему известной она стала только после выхода в Москве в 1990-м году альбомов "Ядрена вошь" и "Зловещие мертвецы".

Популярность подкралась к Юрию неожиданно, это стало возможно только благодаря лихой горбачевской перестройке, голодной до запретных тем. Веселые матерные песни Юры Клинских взбудоражили всю Россию. Его альбомы расползлись по стране миллионными тиражами. Спрос рождал предложение. Молодежь балдела от похабных перлов Юры. Для него не существовало цензуры, он пел то, что хотел. И "скандальный коллективчик" гремел "от тайги до британских морей".

В отличии от современных "попсовиков", Юра не писал пустых песен, а находил сначала тему для будущей композиции. Некоторые песни автобиографичны, это "Ядрена вошь", "Явa", песня "Мент", которая написана после того, как Юру выпустили из "трезвяка", a "Взял вину на себя" Юрий посвятил своему брату, но не все.

"Многие почему-то воспринимают мои песни как нечто автобиографичное: воображают меня этаким монстром в вонючих носках, пострадавшим от всех известных венерических заболеваний и заработавшим импотенцию."

Что касается псевдонима "Хой", то он произошел от фирменного клича Юры: "Хой" - просто восклицание, я часто произношу его во время песен. То что оно напоминает кому-то Цоя - случайность." К слову сказать, мало кто знает что лидер СГ был знаком с Виктором Цоем.

Юрий Клинских не считал себя панком: "Панком я себя никогда не считал. Ну, может быть, в начале творчества чистая "панкуха" где-то и просматривалась. Я делаю то, что мне лично нравится. Каждый альбом музыкально разнообразен. Стиль "Сектора Газа" я определяю как "фьюжн".

О своих песнях: "Если поешь о человеческих пороках - это не значит, что сам их одобряешь. Пожалуй, это даже своеобразный вид борьбы со всякой грязью. "

Юрий Клинских избегал телеэфиров: "Недавно пригласили в "Акулы пера". Я сразу отказался. Не хочу сидеть как мудрила, когда на тебя такая масса враждебно настроенных лиц пялится. Кстати, так не я один поступаю, туда многие не идут - те, кто поумнее. Соглашаются только идиоты, которые мечтают "раскрутиться" на халяву. А в итоге они там, наоборот, "закручиваются". Зачем лишний раз себя подставлять. Я не стремлюсь, чтобы меня кто-то узнавал в лицо. Так проще жить."

Юрий Клинских о своих родителях: "Они гордятся, что их сын стал популярной личностью. А что касается песен, то такие, как ”Туман” и ”Пора домой”, они вообще считают классикой русской песни. Мне это жутко приятно, так как закваска-то у родителей старая - мать любит ”Ой, мороз, мороз”, отец - Зыкину."

Юрий Клинских о Москве: "Москва- это центр, куда собираются все шустрые люди, желающие заработать денег. Но это развратный город. Он очень опасен для молодежи. Там живет очень наглая молодежь."

Юрий Клинских о Ф.Киркорове: "Лучше быть честным хулиганом, чем делать фальш, как Киркоров. Он ведь сам ни одной песни не написал. Я же пишу песни сам. И честно говорю о том, что меня волнует и что я думаю."

Юрий Клинских внешне аполитичен: "Да пошла эта политика в ж...! Буравчиком!"

Популярность группы безгранична, "Сектор газа" слушают не только простые люди, но и профессора и политики - "Сектор газа" нравиться тому же Владимиру Жириновскому. Группа получила награду от лидера ЛДПР "За неоценимый вклад в развитие русского языка". Особенно популярен СГ в провинциальных городах, деревнях и в армии.

Юрий Клинских никогда не состоял в партии, хотя и имел удостоверение помощника депутата. Несмотря на это, группа «Сектор Газа» выступала на агитационных концертах ЛДПР. Клинских прокомментировал это следующим образом:

"Нам нет разницы, для кого играть, от политики мы далеки. Платит Жириновский - играем для Жириновского, будет платить другая фракция - сыграем для неё. Всё остальное - это уже не наши проблемы".

Был записан в книгу рекордов, как единственный человек, который сумел срифмовать выражение "Генерального секретаря ЦК КПСС Горбачёва".

Творчество группы нравилось даже Юрию Никулину. После того, как Клинских отыграл концерт в цирке Никулина, знаменитый артист пригласил молодого человека к себе в гримёрку. Под слова восхищения и благодарности Никулин достал бутылочку коньяка и предложил Хою побеседовать. Сам артист был так польщён данными комплиментами, что часто рассказывал об этом случае своим друзьям и родственникам.

Юрий Клинских о современной российской сцене:"Рок–н–ролл мертв", - сказал Гребенщиков. Я бы уточнил: умирает. Уже нет той энергии, нет того запала, характерного для 80–х годов, у Сукачева, Кинчева... А молодые... Не хочу никого обидеть, а потому промолчу... "

Юрий Клинских о группе "Красная плесень": "Косят некоторые... "Красная плесень", например... Пусть свое че-нибудь найдут... Мат у нас редко, но метко, то есть абсолютно все к месту. В отличие, скажем, от ”Красной плесени”, где просто под музыку ругаются матом..."

Юрий Клинских о современной России: "...Все зависит от социального класса, к которому ты относишься. Я из рабочих, но я сумел за счет своего таланта заработать приличные деньги. Современный российский строй помог мне в этом. Если бы я продолжал работать грузчиком, получая копейки, то, естественно, был бы недоволен правительством."

Именно эту группу можно по праву назвать феноменом советского и пост- советского шоу-бизнеса. Образовавшись еще на заре перестройки она доказала временем, что ей не страшны запреты, цензура, не полная изоляция со стороны телевидения, радио и газет. Группа, просуществовавшая большую часть жизни на пиратских аудиокассетах, завоевала настоящую любовь среди простых людей и стала по-настоящему народной.

Личная жизнь

До армии познакомился с будущей женой Галиной, впоследствии женился. В браке родилось две дочери: Ирина и Лилия.

Не разводясь женой, имел продолжительные отношения с девушкой Ольгой Самариной, о которых сам поведал супруге. Познакомился с ней в 1991 году на своём концерте в Москве, связь продлилась до последних дней музыканта. По словам близких людей, именно Ольга пристрастила Юрия к употреблению наркотиков.

Для одних – эта девушка, последняя наркоманка и дрянь, которая подсадила на иглу Юрия, для других – она его последняя любовь. Ольга вспоминает, что с ним она никогда не чувствовала разницы в возрасте, но чувствовала, что он избалован женщинами. По словам Ольги, она знала, что он женат, что жена его уехала в Воронеж, так как ее не устраивает такая гастрольная жизнь, что у них все на грани развода. Ольга рассказывает, что Юра всем нравился, своей простой, общительностью, добротой и отзывчивостью. Что этими своими душевными качествами он очень отличался от москвичей. Ольга отмечает, что Юрий не страдал «звездной» болезнью, был обычным. Живя в Москве, он видел как все друг друга обманывают, знал, что Савин его обманывал. Ольга говорит, что Юрий не любил разборок, он был творческим человеком, и ему некогда было заниматься финансовыми делами. Потом, как вспоминает Ольга, Юрий помирился с женой, у них родилась дочь Лиля, и для Ольги он пропал. Она завела себе нового друга и они уже жили вместе. Ольга говорит, что она знала о том, что он никогда не бросит семью, что его тянет и к ней и к семье. Он ей часто говорил, что они подходят друг другу, так как оба раздолбаи, что он любит ее как женщину, а к жене относится как к матери своих детей, как к сестре.

Ольга в своих воспоминаниях сетует на то, что из-за нее у Юры было много ссор и семейных проблем, а из-за этих неурядиц, у него не получался альбом. Вспоминая, как они проводили свободное время, Ольга рассказывает, что Юра много читал триллеров и мистики, а еще они ходили по барам, там и на героин подсели. Ну а потом уже по вене. Ольга считает, что если бы Юра не заболел, он бы обязательно соскочил, он лечился и ее пытался лечить. Вспоминая утро 4-го числа, Ольга рассказывает, что когда проснулась, Юра уже бегал по квартире, сам не понимая, что с ним происходит, и будто кровь кипятком по венам бежит. Она пыталась вызвать ему скорую, но он отказался, сказав, что выпьет аспиринчик и все пройдет. Он выпил аспирин, и они поехали на съемку. Но по дороге ему стало хуже и они заехали к другу Юрия. Ольга вспоминает, что он сразу лег на кровать, свернулся калачиком и все жаловался, что ему больно и все жжет. Потом он упал с кровати и потерял сознание.

Смерть

Хой умирает утром во вторник, 4 июля 2000 года в одном из домов по ул.Барнаульской, что на левом берегу (адрес известен на всю округу "варочная", или по протокольному "наркопритон"). Очевидцы рассказывают, что Юра собирался на встречу с телевизионщиками - он снимал новый видеоклип, - когда пожаловался на боль в животе и левом боку. Боль усиливалась, но Хой решил встречу не отменять, мол, поболит и пройдет. А через несколько секунд остановилось сердце. Друзья кинулись вызывать "скорую", но приехавшие врачи оказались бессильны.

Юрий Николаевич Клинских похоронен 6 июля в г. Воронеже, на Левобережном кладбище (другое название кладбища "На Баках").

16 лет назад, 04 июля 2000 года ушел из жизни Юрий Клинских (Хой) солист группы «Сектор газа» и автор всех её песен.

«В жизни я встречал друзей и врагов.

В жизни много всего перевидал.

Но я смысла жизни так и не узнал,а-а.

Солнце тело мое жгло, ветер волосы трепал,

Но я смысла жизни так и не узнал.»

Юрий Клинских родился 27 июля 1964 в Воронеже в семье инженера и клепальщицы Воронежского авиационного завода Николая Митрофановича и Марии Кузьминичны Клинских. В школе Юрий учился удовлетворительно, однако у него была непреодолимая страсть к музыке. Страсть к стихосложению ему привил отец, который писал стихи и пробовал публиковаться. Юра рано узнал о существовании западной рок-культуры, так как в семье Клинских часто звучал рок-н-ролл. Вскоре после этого он решил самостоятельно освоить гитару. Отцовские уроки не прошли даром, поэтому Юра начал сочинять стихи, из которых потом складывались его первые песни.

По окончании школы (Воронежская средняя школа №30) (1981 год) учился в ДОСААФ на водителя ЗИЛ-130. До армии познакомился с будущей женой Галиной. Служил на Дальнем Востоке (г.Благовещенск) в танковых войсках механиком-водителем. Уволился в запас в 1984 году. После службы в армии Юрий работал два года инспектором ГАИ и один год во вневедомственной охране, затем фрезеровщиком, оператором станка с ЧПУ на воронежском «Видеофоне», грузчиком, а на досуге писал песни. Своё творчество воспринимал как хобби, даже не мечтая о большой сцене. Записал на магнитофон акустический альбом в 1981 году и частично перезаписал его в 1985 году. После открытия в Воронеже рок-клуба стал его завсегдатаем. Весной 1987 года в клубе состоялся концерт, на котором Юрий исполнил несколько песен собственного сочинения.

«Я первое стихотворение написал ещё в школе, помню про весну что-то. Потом до армии на гитаре научился играть и пытался что-то сделать. Но песни были примитивные, про любовь, всякая такая мелочь. Потом, когда пришёл с армии, работал на заводе и ни о чём не думал. Когда открылся рок-клуб, я посмотрел на самодеятельные коллективы, мне не нравилась их беднота в темах, помню, о мире что-то пели, о любви, о чём-то таком, непонятном. Я и решил тряхнуть стариной. И так как опыт уже остался, у меня стало получаться довольно хорошо. Это всем понравилось и, так всё и пошло…

Юрий Клинских»

Полгода он выступал сольно или с приглашёнными музыкантами. Первый состав группы, получившей название «Сектор Газа», собрался 5 декабря 1987 года и в дальнейшем часто менялся. Название группа получила благодаря прозвищу части Левобережного района Воронежа, известного напряжённой экологической ситуацией и криминогенной обстановкой. Что касается псевдонима, то он произошёл от фирменного клича Юрия: «Хой!», - который часто произносил во время своих выступлений, а также использовал в своём творчестве.

Первое время «Сектор Газа» выступал на разогреве у приезжавших в Воронеж групп, таких как «Звуки Му», «Гражданская оборона» и «Дети». Из-за обилия ненормативной лексики в текстах песен «Сектор Газа» на протяжении долгого времени оставался в андеграунде. Юрий Клинских в те годы работал сначала на заводе бытовой электроники, затем грузчиком; музыка заработка не приносила. За пределами Воронежа концертов группа не давала, записи «Сектора Газа» распространялись по стране усилиями поклонников.

Всеобщую известность группа получила лишь в 1990 году после выхода альбомов «Зловещие мертвецы» и «Ядрёна вошь», которые Юрий отправил в Москву с помощью своего знакомого. В 1991 году «Сектор Газа» получает возможность на запись альбома в Москве на студии «Мир». Вскоре записи группы издаёт одна из первых в России коммерческих звукозаписывающих компаний «Gala Records», после чего популярность группы значительно увеличилась и она получила возможность легально давать концерты. Альбомы официально выходили в Воронеже на студии «Black Box», а московская студия «Gala Records» издала их в 1994 году и переиздала в 1997 году. Альбомы «Колхозный панк» и «Нажми на газ» были изданы в 1991-м и 1993 годах соответственно на пластинках, дисках и кассетах.

В июне 1994 года Юрий записывает рок-оперу «Кащей Бессмертный» в виде нового альбома. Позднее Юрий хотел создать видеоверсию этого альбома, но этому помешала его смерть. Он успел отснять всего несколько сцен, и сейчас в интернете имеются рабочие видеоверсии треков: «Ария Ивана и Лягушки», «Вторая ария Ивана» и «Третья ария Ивана».

Начиная с 1996 года Юрий Клинских несколько меняет стиль группы, многие тексты становятся более серьёзными и очищаются от мата. Результатом этих экспериментов становится альбом «Газовая атака», ставший впоследствии самым коммерчески успешным за всю историю группы.

С 1997 года Юрий кардинально меняет свой имидж - вместо косухи, рваных джинсов, старых маек и армейских ботинок появляются чёрные дорогие туфли, тёмные брюки и рубашка.

За свою творческую карьеру больших денег Клинских так и не заработал из-за процветания «пиратства», что сказалось на количестве проданных лицензионных дисков, составляющих примерно 1 % от всего числа. Однако группа и её лидер стали весьма известны в России и СНГ. Несмотря на то, что поздние тексты группы были более сдержанными, у большинства поклонников и представителей музыкальной индустрии «Сектор Газа» ассоциировался с нецензурной лексикой и похабными песнями. За время творческой деятельности группа побывала с гастролями во многих городах России и за её пределами (Беларусь, Германия, Израиль, Казахстан, Латвия, Литва, Молдавия, Украина, Эстония).

Отчего и как умер Юрий Хой.

02 июля 2000 г., воскресенье. Юрий Хой и Ольга Самарина приехали в Воронеж из Москвы. Вечером, по просьбе жены Галины, Юрий отвозит семью в Усмань.

03 июля 2000 г., понедельник. Вечером Хой заезжает к своему сводному брату Анатолию(«уже темнело, и он ко мне заехал»), затем к Игорю Кущеву(дома отсутствовал), к Вадиму Глухову(«накануне смерти, он вечером зашёл ко мне домой-они же квартиру снимали в соседнем доме»), катается по родному городу. Приезжает домой и полностью смотрит видеозапись своего концерта, хотя как-то не любил смотреть свои записи, ложиться спать.

04 июля 2000 г., вторник. День обещает быть жарким, у Юрия Хоя запланирован напряженный график: сегодня должна быть закончена съёмка клипа к новому альбому на песню «Ночь страха» на студии Art-prize, и обговорена дальнейшая работа над клипом с оператором Олегом Золотарёвым. Съёмка запланирована на 16:00, в съёмке принимает участие сам Хой и его подруга Ольга Самарина, до съёмок им необходимо посетить гримёра в Театре Юного Зрителя. С утра Юрий чувствует себя неважно, он бледен, лоб покрыт испариной, он не может понять что с ним: «кровь кипятком по венам бежит», но выпив таблетку аспирина, решает все равно ехать.

11:30 Юрий Хой и Ольга Самарина выходят из съемной квартиры на улице Дорожная, в Юго-Западном районе, что на Правом берегу. На белом автомобиле «Нексия» они направляются к гримёру, встреча с которым назначена на 12:00, начало первого.

11:40 В дороге Юрий чувствует себя все хуже и хуже, очень бледный, «я как мертвец, даже гримировать не надо». И решает на полпути изменить маршрут, сворачивает на улицу Барнаульскую, здесь в частном секторе живёт его знакомый по имени Андрей Ксенз.

11:50 Хой заходит в дом и сразу ложиться на диван, не в силах стоять на ногах, его мучает сильная боль в левом боку и животе, «всё огнём жжёт». Ольга находится рядом, видимо считая что это приступ, который скоро пройдёт.

11:55 Самарина отходит в другую комнату за сигаретами, и неожиданно слышит грохот — Юрий падает на пол и теряет сознание.

12:00 Ольга и хозяин дома безуспешно пытаются вернуть Хоя к жизни, делая искусственное дыхание. Они пытаются вызвать «скорую» помощь, однако, там наотрез отказываются записывать адрес с сомнительной репутацией наркопритона, с пятого раза Самариной всё же удаётся передать адрес. Ольга выбегает на улицу встречать «скорую», чтобы они «не заблудились в домах». В это время Юрий «задыхается, лицо бордовое… И как он лежал, так и умер…».

12:35 Приехавшие медики констатируют смерть Юрия Клинских. По случайности, врачом «скорой» оказывается знакомая Галины Клинских, жены Хоя.

13:20 На место событий прибыла оперативная группа уголовного розыска, которая составляет протокол обнаружения трупа. Милиционерами ведётся оперативная съёмка места происшествия.

Запись из милицейского протокола:
4.07.2000 Г. В 13.20 НА УЛ.ХХХХХХХХХХХ,Х В ДОМЕ ЗНАКОМОГО,
БЕЗ ВНЕШНЕВИДИМЫХ СЛЕДОВ НАСИЛЬСТВЕННОЙ СМЕРТИ ОБНАРУЖЕН
ТРУП КЛИНСКИХ Ю.Н.1964 Г.Р.,ПРОЖ.УЛ.XXXXXXXXXXXXX КВХХХ,
СОЛИСТА ГРУППЫ «СЕКТОР ГАЗА».
Сообщено: РОВД 15:00 УВД 15:18 КУП 1563
Выезжали: ОУР
Изъято: вещественных доказательств не обнаружено

Что не так в официально версии:

Юрий Хой должен был ехать гримироваться в Театр юного зрителя (ТЮЗ), который расположен по адресу ул.Дзержинского, 10а. («Когда Юрка бегал как сумасшедший, я хотела «скорую» вызвать, а он упирается: «Нам надо в Театр юного зрителя ехать, гримироваться для съемок в клипе!» «Экспресс-газета», «Хой с ними!» от 23.07.2008 г.)
ТЮЗ на Правом берегу, от съёмной квартиры Хоя на улице Дорожная до театра совсем рядом — ехать 10 минут, а вот до ул.Барнаульской, на Левом берегу(где он в итоге оказался) — в два раза дольше.

Берём книгу «ХОЙ! Эпитафия рок-раздолбаю» и на странице 118 читаем «…сели в машину, поехали… И говорит-тут у меня знакомый живёт, давай к нему заедем…»

Затем смотрим карту и задаёмся вопросом «Где был Хой, когда это сказал?». И говорил ли он это вообще? Можно ли после этого верить тому что говорит Ольга?

Примечания к маршруту:
Точка А — съёмная квартира откуда выехал Хой(отправная точка)
Точка В — Театр Юного Зрителя(пункт назначения)
Точка С — ул.Барнаульская(место смерти)

Добрый день! Я как местный в двух словах: улица Барнаульская находиться на левом берегу Воронежа, в районе, который называется «Песчановка». Многие считают, что район называется «Машмет», но он находится дальше. Разумеется, сюда «по пути» с улицы Дорожная к ТЮЗу никак не попасть, так как ТЮЗ находится примерно посередине между Дорожной и Барнаульской. Всё вы правильно посчитали.

Теперь о главном: в доме на Барнаульской известная на всю округу «варочная», или по протокольному «наркопритон». Владелец дома имеет долю «отравы» с приходящих к нему посетителей, за предоставленую «кухню». Зовут его Андрей Ксенз. Он жив до сих пор и проживает по этому же адресу. Разумеется, менты, изъяли все свидетельства и доказательства о смерти. Само событие застало всех врасплох, и друзей, и семью, кроме тех, кто находился с ним рядом в ту минуту. Потому все и выглядели растеряно. Никто не знал что будет дальше. Все эти люди были вместе только по одной причине — Юра, а после его смерти общего у них уже ничего не оставалось. Только делёжка. Менты дали установку говорить об остановке сердца. И поэтому каждый к этому додумывал своё. Нельзя же было на всю страну заявить, что известный на всю страну артист «отъехал на точке». Представьте себе, что было бы с начальником местного РОВД! Отсюда и расхождение показаний. Тем более, что в городе каждый мент знал Юру, и никто не хотел бы, чтобы все знали как и где всё произошло.

По поводу наркотиков — считается, что Оля его подсадила. И да и нет. Траву он и до неё курил, и что такое мак тоже не понаслышке знал. Она ему открыла другие, более тяжёлые наркотики. Здесь, в Воронеже, это вообще целая эпидемия! Цыгане, крышуемые ментами, заполонили всё своими «отравами». 50% поколения 90-х сейчас лежит в могилах.



Рассказать друзьям