Занимательные факты (подготовительная группа) на тему: Дед Мороз. История происхождения

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Никто из нас не представляет себе новогоднего праздника без участия его главных героев - Дедушки Мороза и его внучки Снегурочки. Если Вы считает, что Дед Мороз - это исконно русский персонаж, главной заботой которого являются новогодние подарки, то вы очень ошибаетесь. В преданиях древней Руси существовали похожие фигуры: например, повелитель зимних холодов Мороз, Морозко. Считалось, что Мороз бродит по лесам и стучит своим могучим посохом, отчего в этих местах начинаются трескучие морозы, поносится по улицам, отчего на окнах появляются незамысловатые снежно-морозные рисунки. Наши предки представляли себе Мороза стариком с длинной седой бородой. Однако, новогодние подарки отнюдь не являлись главной задачей Мороза. Считалось, что всю зиму, с ноября по март у Мороза очень много дел, он несет свой дозор по лесам и полям, помогает растениям и животным приспособиться к суровой студеной зиме. Особенно много прообразов Дедушки мы можем встретить в русских народных сказках: это и Морозко, и Мороз Иванович, и Дед Студенец. Однако эти персонажи были не связаны с празднованием Нового Года. Основная их забота - помогать природе и людям. Достаточно вспомнить замечательную сказку Самуила Яковлевича Маршака "Двенадцать месяцев".

А вот сегодняшний Дедушка Мороз, тот самый новогодний персонаж имеет свой прообраз. Им считают человека по имени Николай, который жил в III веке нашей эры на берегу Средиземного моря. По преданию, Николай был выходцем из достаточно богатой семьи и с радостью помогал все бедным и нуждающимся, а также проявлял особую заботу о детишках. После смерти Николая канонизировали и причислили к лику святых.

Существует предание, по которому Николай совершенно случайно подслушал жалобы одного бедного крестьянина, которому приходилось так туго, что он собирался отдавать своих дочерей. Бедный человек очень сильно сокрушался, но не видел никакого выхода, так как страдал от крайней нищеты. Николай пробрался в дом крестьянина и засунул в дымоход большой мешок с монетами. В печи в это время сушились чулочки и башмачки дочерей бедного крестьянина. Можете себе представить неописуемую радость девочек, когда они на следующее утро обнаружили в печи свои чулки и башмачки, доверху набитые золотыми монетами… С тех пор во многих европейских странах сложился обычай прятать в чулки маленькие сюрпризы "от Святого Николая" для своих детишек. У нас же существует традиция прятать подарки-"николайчики" под подушку. Такие подарки ребятишки всегда ждут и радуются им. Однако постепенно традиция дарить подарки переместилась на Рождество в Западных странах и на Новый Год в странах бывшего Союза. Примечательно, что в большинстве западных государств Новый год является праздником менее значимым, чем Рождество Христово. Его отмечают не с таким размахом, не традиции обмениваться подарками под Новый Год. А некоторые люди его и вовсе не отмечают.

У нас же наоборот, Новый год считается основным праздником. И в этот день Дед Мороз вместе со своей помощницей Снегурочкой одаривают всех детишек новогодними сюрпризами. Известно, что среди детей очень распространено написание так называемых "писем Деду Морозу", в которых малыши обещают хорошо вести себя и просят у деда Мороза то, что им хочется в данный момент больше всего.

Известно, что практически в каждой стране Мороза называют по-своему. У американцев и англичан - это Санта-Клаус, который приходит на Рождество, во Франции - Пэр Ноэль. В Финляндии - Йоллупуке.

Однако есть одна особенность, которая выделяет русского Деда Мороза с самой выгодной стороны. Только у него есть внучка и зовется она Снегурочка. Появилась Снегурочка в конце 19 века, благодаря А.Н. Островскому и его сказке "Снегурочка". Однако в одноименной сказке Снегурочка выступала в роли дочки Мороза. Снегурочка жила в лесу и выходила к людям, очарованная прекрасной музыкой, которую от них слышала. Позже известный меценат Савва Мамонтов, очарованный образом Снегурочки, поставил спектакль на сцене своего домашнего театра.

Также к образу Снегурочки приложили руку такие известные художники как М.А.Врубель, Н.К. Рерих, В.М. Васнецов. Знаменитый русский композитор Н.А.Римский-Корсаков посвятил целую оперу этому привлекательному сказочному персонажу.

В наши дни Дед Мороз и Снегурочка являются любимцами всех детишек. Они с нетерпением дожидаются заветного момента, когда Дед Мороз и Снегурочка войдут в их дом и одарят всех долгожданными подарками.

Интересное о Дедушке Морозе. История.

Маленькому проценту людей известно, что Дедушка Мороз стал тем, кто он есть из-за существования вполне конкретного и живого прототипа. В IV веке в малой Азии жил и творил богоугодные дела святой Николай Чудотворец (в католической и лютеранских версиях – святой Николас или Клаус).

Дедушка Мороз изначально был злобным и жестоким языческим божеством, Великим Старцем Севера, повелителем ледяного холода и пурги, морозившим людей, это нашло отражение в поэме Некрасова «Мороз - Красный нос», где Мороз убивает в лесу бедную молодую крестьянскую вдову, оставляя сиротами её малолетних детей. Дедушка Мороз впервые появился на Рождество в 1910 году, однако он не приобрел массового распространения.

В советское время был распространён новый имидж: он появлялся детям под Новый год и дарил подарки; этот образ создан советскими кинематографистами в 1930-х годах.

В декабре 1935 года соратник Сталина, член Президиума ЦИК СССР Павел Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового Года. В Харькове торжественно организован детский новогодний утренник. На праздник Дед Мороз приходит с внученькой - девочкой Снегурочкой. Собирательный образ Дедушки Мороза выстроен по мотивам биографии Святого Николая, а также описания древнеславянских божеств Зимника, Позвезда, и Карочуна.

Ни на что не похожий характер языческих божеств положил начало поведению Дедушки Мороза - сначала он собирал жертвоприношения - воровал деток и уносил их в мешке. Однако со временем - как это бывает - всё изменилось, и под влиянием православных традиций Дедушка Мороз подобрел и стал уже сам одаривать детишек. Этот образ был окончательно оформлен в Советской России: Дедушка Мороз стал символом празднования Нового Года, заменившего в идеологии атеизма наиболее любимый детьми в дореволюционной России праздник Рождества Христова. Профессиональный праздник Дедов Морозов отмечается каждое последнее воскресенье августа.

Может ли кто-то из детей или взрослых представить себе такой любимый и долгожданный праздник Новый Год без самого главного гостя Дедушки Мороза. Все люди ждут с равным нетерпением их обоих. Капризная королева из сказки «Двенадцать месяцев» утверждала, что Нового года не будет, пока ей не принесут подснежники. Но в действительности Новый год не наступает до тех пор, пока в гости не пожалует самый желанный гость — Дедушка Мороз.

Но какова же история Деда Мороза и Снегурочки? Как появился Дед Мороз и его внучка? А всегда ли он был дедушкой? Совсем маленьких ребятишек больше интересует, какие подарки у него в мешке, а детки постарше уже хотят знать о нем и его спутнице больше.

История появления Деда Мороза — доброго дедули уходит далеко в прошлое, нет однозначного мнения, кто именно стал его прообразом. Существует несколько версий и легенд, открывающих тайну появления волшебного персонажа:

Повелитель холодов

Похожие персонажи появились давно в древнерусских преданиях. Люди полагали, что повелитель холодов бродит полями и лесами, укутывая их снегом, стучит посохом, морозит реки и озера, рисует узоры. Называли этого владыку Мороз, Дед Студенец, Морозко, Дед Трескун или Мороз Иванович. Этот седой старик не только морозит, он еще и присматривает за природой, помогает пережить растениям и животным морозную зиму. Морозко не одаривал детей подарками и не поздравлял с Новым годом, основной его задачей была забота о природе.

Дух предков

Древние люди полагали, что духи мертвых заботятся живых и оберегают природу. В знак благодарности люди совершали своеобразный обряд, изображая дух умерших, и ходили по домам. За это они получали вознаграждение от хозяев. Самый старший человек среди всех колядующих изображал грозного духа, за что его именовали Дед. Вероятно, он мог стать предшественником Деда Мороза, с тем отличием, что участники обряда получали гостинцы, а Дед Мороз, наоборот, их приносит.

Древний Варуна

В обрядах древности, приходящихся на период зимнего солнцестояния, во время Святок, изображая солнце, принято было дорисовывать ему ноги. Это означало, что теперь перед солнцем открыты все дороги. Теперь солнце начинает свое новое путешествие по кругу, которое увеличивает световой день и освобождает природу от снега и льда. По аналогии с древним Варуной, на Руси этому способствует Дед Мороз, который также соединяет мир живых и мертвых и помогает душам умерших вернуться на Землю дождем или снегом. Именно от Варуны, известный нам зимний гость перенял обычай судить людей по поступкам и воздавать по заслугам, быть строгим и справедливым судьей.

Злой Мороз

Есть несколько версий, согласно которым прообразом дорого Дедушки были совершенно противоположные персонажи. По одной легенде он известен, как злое и жестокое божество, повелитель холода и вьюги, Великий северный старец, который леденит людей, а однажды насмерть замораживает молодую вдову и оставляет сиротами ее детей. По иной версии языческих народов Дед Мороз получал на земле жертвоприношения, воровал маленьких детей и уносил их в своем мешке.

Святой Николай

Согласно одной из версий многие черты Деду Морозу достались по наследству от реального человека, жившего еще до нашей эры, доброго и бескорыстного Николая. Живя в достатке, он охотно помогал нуждающимся и тем, кто попал в беду, особое внимание он уделял детям. Все знают, что Николай помог собрать приданое для дочери бедного крестьянина, он подбросил мешочек с монетами в дымоход, а монеты упали в сохнущий возле камина носочек девушки. Эта легенда положила начало традиции прятать сюрпризы – «николайчики» в детские носочки. За доброту Николая начали называть святым. А во многих странах закрепился обычай делать подарки на рождественские праздники.

Образ и одежда

Раньше Деда Мороза изображали в совершенно другой одежде, которая кардинально отличалась от привычного для нас наряда. Сейчас тяжело себе представить, что когда-то Дед Мороз был одет в плащ. Потом над образом и нарядом дедули поработали художники, и в конце 19 века он носил красную шубу с белой меховой отделкой. Позднее был создан образ добродушного старичка-толстячка с характерной для его возраста седой бородой.

Сейчас известный нам дедушка имеет такие особые приметы:

Волосы и длинная борода до пола (одинаковые во всех собирательных образах персонажа) – густые, седого цвета, символизируют могущество и счастье.

Рубашка и брюки – белого цвета с таким же белоснежным рисунком, символизируют чистоту. Ошибочно одевать дедушку в красные брюки.

Шуба – очень длинная и исключительно красного цвета, с отделкой из лебединого пуха и украшенная серебряным рисунком. Короткий тулупчик и шубы других цветов относятся к гардеробу дедушек из других стран.

Шапка – красного цвета, без кисточек и помпонов, с отделкой из лебединого пуха, украшенная жемчугом и серебряным рисунком, с треугольным вырезом спереди.

Рукавички – обязательно белые, а не красные, украшенные серебряным рисунком, символизируют чистоту.

Пояс – белого цвета с красным рисунком, символизирующий единство прошлого и настоящего.

Обувь – валенки либо красные или серебристые сапоги.

Посох – имеет витую серебристую ручку, с головой быка или месяцем на верхушке, что символизирует плодородие и власть, посох может заморозить шкодливых детишек и помогает передвигаться по сугробам.

Мешок – бездонный, полный подарков, обязательно красного цвета.

Кто такая Снегурочка?

Если с появлением Дедушки Мороза все очень сложно и запутано, то история его внучки Снегурочки известна — это героиня новогодней пьесы, которая так полюбилась зрителям, что ее образ популярен вот уже более ста лет. Хотя был образ девушки в белой шубке и раньше — существовал он в народном фольклоре и звали эту девушку Снежевиночкой, Снегуркой. Имя ее произошло от слова “снег”, ведь родилась эта девочка из снега.

Иногда ее изображают молодой девушкой, иногда — маленькой девочкой, ведь существует версия, что Снегурка — дочка Дедушки Мороза, но мы ее знаем, как внучку сказочного деда.

Как бы там ни было, без нее не обходится ни один детский утренник, именно она помогает детишкам позвать Деда Мороза на праздник, именно она — его бессменная спутница и помощница.

На праздник

На праздник Дед Мороз успевает обойти каждый дом, но к себе в гости он никого не приглашает, поэтому никто и не знает его точный адрес. Люди, верящие в волшебство, предполагают, что дом его далеко на Севере, в стране льдов и вечной зимы. Многие считают, что дедушка вполне может жить на Северном полюсе или, что его дом в Лапландии. Дед Мороз будет себя чувствовать комфортно в любой стране, где зима властвует круглый год.

В гости дедушка приезжает на санках, летящих по воздуху, которые запряженных тремя лошадьми, может также прийти на лыжах или пешком. Если кому-то пришлось узреть его на оленях, имейте в виду, что перед Вами Санта.

К детям Дед Мороз приходит со Снегурочкой, которая приходится ему внучкой. Одежда у нее белоснежного цвета, с серебристым орнаментом, а на голове она носит венец, имеющий 8 лучей. Образ Снегурочки очень близок детям, она принимает активное участие в новогодних играх и конкурсах и помогает ребятишкам позвать Дедушку Мороза на праздник.

Внешность и характер Деда Мороза были собраны из многих добрых и злых, реальных и выдуманных персонажей. Пройдя долгий путь, он предстал перед нами символом могущества, добра, справедливости и святости. Встреча с ним знаменует начало нового периода в жизни человека и всей планеты, в котором будет только хорошее, доброе и самое наилучшее.

5 390

Дед Мороз, Санта-Клаус, Пэр Ноэль, Святой Николай - зимние дарители подарков хорошим детям (на самом деле - всем подряд) заполонили весь околохристианский мир. Эти персонажи делают самое холодное и мрачное время года чуточку волшебным, помогают скрасить бесконечное ожидание весны. Но в самом начале своей древней истории они были такими же холодными и мрачными. Человечество прошло долгий путь, прежде чем начало отмечать победу над своими зимними страхами.

Чем севернее жили люди, тем сложнее у них были отношения с природой. И тем затейливее им представлялись персонификации стихийных сил, с которыми приходится бороться, чтобы выжить. Именно к воплощениям зимней стужи восходит образ бородатого добряка с мешком подарков. Только в древности он был совсем не добрым, и подарок в его арсенале был один: шанс пережить ещё одну зиму. Бесценный дар для времён, когда сорок лет считались преклонным возрастом.

Мороз, снег и лёд, зимняя глухая темень в сознании наших предков ассоциировались со смертью. В скандинавских мифах на обледенелом севере расположено царство мёртвых, где правит жуткая богиня Хель - прототип Снежной королевы из сказки Андерсена. Дома современных Дедов Морозов тоже помещают на севере: Лапландия, Гренландия, Аляска, Северный полюс, «полюс холода» Оймякон в Якутии… Российский Великий Устюг Вологодской области да белорусская Беловежская пуща - пожалуй, самые южные места, где поселяли этого дедушку. К счастью, современные Деды Морозы не хотят нас убить. А наших предков - хотели. И те хитрили как могли, откупаясь жертвами.

В самую длинную ночь в году - в зимнее солнцестояние, с 21 на 22 декабря - древние германцы и кельты отмечали праздник Йоль (Yule). Было чему радоваться: после этой ночи солнце «поворачивало на весну», и день начинал удлиняться. Люди украшали дома вечнозелёными ветками падуба, плюща и омелы, пили горячий эль с пряностями, сжигали в камине специальное «йольское полено», ходили в гости к соседям. Эти обычаи после христианизации Европы стали атрибутами Рождества и Нового года, наступающих чуть позднее Йоля.


Йольское полено - не только украшение, но и традиционный рождественский десерт (рулет с кремом)

Изображение Вотана-странника стало популярной иллюстрацией к истории Вечного Жида

У германцев Йоль был посвящён Вотану (он же Один), богу мудрости, владыке жизни и смерти. По легенде, впервые пересказанной Якобом Гриммом, Вотан скачет в эту ночь по небу во главе Дикой охоты, приобщая к своей свите неосторожных путников. Возможно, именно здесь коренится традиция «Рождество - семейный праздник»: в самую длинную ночь года все члены семьи должны сидеть у родного очага, а не шляться по дорогам. Вотана часто изображали длиннобородым стариком, опирающимся на копьё, в плаще и шляпе странника - узнаете Дедушку Мороза в тулупе и с посохом? Вотану на Йоль приносили жертвы - достоверно известно, что это были лошади и свиньи, но не исключено, что в самой глубокой древности жертвы были человеческими.

Славянский Мороз (Мраз) тоже требовал жертв. Отголосок церемонии человеческого жертвоприношения можно увидеть в сказке «Морозко». Помните девушку, которую едва не заморозили до смерти, но потом щедро одарили в награду за кротость? Так вот, юные девственницы, которых каждую зиму отправляли в лес в качестве жертвы зимнему богу, действительно замерзали насмерть. Но в языческом сознании такая смерть означала приобщение к той самой стихийной силе, которой все боялись. И если Морозко принял жертву - значит, в этом году он будет добрым.

В украинских и белорусских сёлах ещё в XIX веке ритуально «приглашали» Мороза на рождественскую кутью (сладкую пшеничную кашу с сухофруктами) - безобидный эквивалент человеческой жертвы. Если вспомнить, что кутья также была традиционным блюдом на славянских поминках, ритуал приобретает дополнительную глубину, превращаясь ещё и в способ связи с духами умерших предков.

Но как эти капризные и ненасытные стихии превратились в добрых и щедрых дарителей? Чтобы это произошло, в мировой мифологии должен был появиться другой, не языческий персонаж.

Санта-Чудотворец

В III веке нашей эры в римской провинции Ликия, что в Малой Азии, жил юноша Николай, который с детства решил посвятить себя религии. Когда умерли его родители, он раздал всё своё немалое наследство бедным, а сам отправился в обучение к дяде-епископу, который позднее рукоположил его в священники. Со временем Николай сделался епископом Мирликийским, любимым в народе за доброту и щедрость к нуждающимся. Причём эту щедрость он проявлял тайком - но всё равно почему-то становилось известно, что загадочным благодетелем был именно епископ.

Одна из легенд о Николае гласит, что он прослышал о трёх сёстрах-красавицах, чей отец был беден и не мог дать за ними приданого, поэтому вместо того, чтобы выдать дочерей замуж, замыслил продать их в публичный дом. Чтобы спасти девушек от этой участи, Николай собрал три мешочка с золотом и подкинул их в дом сестёр - по разным версиям легенды, в окно или печную трубу. И мешочки эти угодили в чулки, вывешенные возле очага для просушки.

Изображение святого Николая в католической традиции. Кстати, как и Вотан, он считается покровителем путешественников.

В память о щедрости святого Николая - а святым он был назван ещё при жизни - день его памяти (6 декабря, или 18 декабря по новому стилю) стал праздником, в который положено дарить подарки и помогать бедным, ритуально приобщаясь к тому истинно христианскому образу жизни, который вёл епископ-бессеребренник. Детям рассказывали, что подарки приносит сам святой Николай - добрый седобородый старик в длиннополом епископском одеянии и высоком головном уборе (митре). Чтобы подарок оказался в детском носочке, который специально вешали у камина, святой Николай якобы поднимается на крышу каждого дома и спускается по печной трубе.

В эпоху Реформации, когда протестанты боролись с католическим обычаем почитания святых как с идолопоклонничеством, ритуал дарения подарков сместился на Рождество - в память о дарах, которые принесли младенцу Христу трое волхвов. Святой Николай впал в немилость, сохранившись в качестве главного рождественского благодетеля лишь в нескольких странах. Сейчас многие польские, украинские, австрийские, чешские, венгерские, хорватские и часть голландских детей получают главные подарки «за хорошее поведение в течение года» не на Рождество или Новый год, а в день памяти святого Николая - 18 декабря. Впрочем, некоторые умудряются выпрашивать у родителей по подарку на все зимние праздники. Если вы помните себя ребёнком, то должны знать, как это делается.

В Нидерландах и Бельгии Святого Николая сопровождает Чёрный Петер - слуга-мавр, ведущий свою родословную от одного из рождественских волхвов-дарителей.

Праздник к нам приходит

Из Голландии святой Николай переехал в Америку - вместе с волной голландских переселенцев в XVIII веке. Они называли его Синтерклаас - отсюда и произошло известное нам имя «Санта-Клаус». Правда, поначалу его так звали только в Нью-Йорке, который изначально принадлежал Голландии и назывался Новый Амстердам. Английские пуритане, делившие северо-восток нынешних Соединённых Штатов с голландцами, Рождество не отмечали - у них вообще были проблемы с весельем.

В 1821 году Синтерклаас впервые садится в сани, запряжённые оленем

Отец Рождество образца 1836 года больше напоминает бога вина и веселья Диониса (Бахуса)

Но в английском фольклоре был старинный персонаж по имени Отец Рождество (Father Christmas), символизировавший не христианский обычай бескорыстно делиться с ближним, а скорее языческую любовь к безудержному веселью во время праздников. Отца Рождество представляли толстым бородатым мужиком в коротком камзольчике на меху, любителем выпить пива, плотно поесть и поплясать под заводные мелодии. В викторианскую эпоху, когда влияние протестантов в Англии ослабло (большинство успело эмигрировать в Америку), Отцу Рождество досталась ещё и миссия дарить детям подарки. А в Америке его внешность и любовь к веселью («Хо-хо-хо!») достались Синтерклаасу, превратившемуся в Санта-Клауса. Красный цвет одежды - вот и всё, что осталось в Америке от епископа Николая.

В 1821 году Синтерклаас появился на страницах детской книжки неизвестного автора «Новогодний подарок детям от пяти до двенадцати лет», а в 1823-м - в стихотворении Клемента Кларка Мура «Визит Святого Николая», ныне известном американским детям как «Ночь перед Рождеством». Оно написано от лица отца семейства, который просыпается в рождественскую ночь и наблюдает, как по небу летят сани Санта-Клауса, запряжённые оленями, и как сам Санта спускается по каминной трубе, чтобы разложить подарки для детей в чулки, развешанные у камина.

В стихотворении Мура названы имена восьми оленей из упряжки Санты: Дэшер, Дэнсер, Прэнсер, Виксен, Комет, Кьюпид, Дондер и Блитцен. Шесть первых - английские (Стремительный, Танцор, Скакун, Резвый, Комета, Купидон), последние два - немецкие (Гром и Молния). Девятый и главный олень Рудольф появился больше ста лет спустя, в 1939 году, в стихотворении Роберта Л. Мэя. Особенность Рудольфа - огромный сияющий нос, которым он освещает дорогу всей упряжке.

Эта сцена с тех пор повторяется постоянно - на рождественских открытках, в кино и мультфильмах, а также в рассказах родителей, которые хотят, чтобы их дети верили в Санта-Клауса, а не в мучительные поиски подарков в суете предрождественских распродаж. Появилась традиция оставлять в рождественскую ночь у камина угощение для Санты: молоко с печеньем - в Америке и Канаде, рюмку хереса или бутылку пива с куском мясного пирога - в Англии и Австралии. Да, Санта-Клаус стал частью культуры всех англоязычных стран, вернувшись через океан на свою прародину Британию, а оттуда добравшись до Австралии. Кстати, в 2008 году ему было даровано канадское гражданство.

А в том, что Санта стал известен всему миру, винить надо божество ХХ века - Его Величество Маркетинг. В 1930-е годы весёлый румяный старик в красно-белых одеждах стал появляться в рекламе «Кока-колы». Тогда же актёры, изображающие Санту, начали в праздники работать в разукрашенных торговых центрах и на рождественских ярмарках - общаться с детьми, выслушивать их заветные желания и ненавязчиво продвигать товар.

Эта реклама уже тогда была настолько массовой, что породила устойчивую городскую легенду, будто канонический облик Санта-Клауса был изобретён «Кока-колой». На самом деле в XIX - начале XX века он частенько появлялся на иллюстрациях в таком виде. Да и в рекламе его облик впервые использовала не «Кока-кола» - Санте и до этого приходилось продвигать минеральную воду и имбирный эль.

Борода из ваты

История отечественного Деда Мороза в том виде, в каком мы его знаем, также насчитывает немного лет. Ещё в XIX веке он был персонажем русского фольклора и детских книжек (например, сказки Одоевского «Мороз Иванович»), время от времени заглядывал на публичные детские ёлки - но редко. Родители в Российской империи рассказывали детям, что подарки им приносит младенец Иисус, либо честно признавались, что дарят их сами. Языческого Мороза не одобряла православная церковь, да и дети боялись бородатого старика - в их сознании Мороз был суровым зимним властелином из сказок. Когда в 1910 году такой Дед появился на празднике в одном детском саду, распевая песню на стихи Некрасова «Не ветер бушует над бором», малыши расплакались от страха. Воспитательнице пришлось снять с актёра фальшивую бороду, чтобы Мороз выглядел человечнее.

Встреча Морозко и кроткой падчерицы в исполнении Ивана Билибина

Революция 1917 года едва не поставила крест на зимнем празднике: Рождество, как и прочие даты церковного календаря, большевики решили списать в утиль. Ёлки и прочие ритуальные зимние увеселения были вычеркнуты из быта нового советского государства - в 1929 году Рождество официально стало обычным рабочим днём.

Но в 1930-е от «левых перегибов» начали отказываться. В ноябре 1935 года Сталин произнёс знаменитую фразу: «Жить стало лучше, товарищи! Жить стало веселее». Пользуясь случаем, кандидат в члены ЦК ВКП(б) Павел Постышев, мечтавший вернуть детям праздник, в декабре выступил в газете «Правда» с предложением: организовать для советских детей праздничные ёлки, очистив их от религиозных атрибутов. Так ёлочная звезда Вифлеема превратилась в пятиконечную советскую, вместо Рождества было решено массово праздновать Новый год, Святки с традиционным ряженьем в костюмы стали новогодним карнавалом. Изменилась и атмосфера праздника: Рождество было тихим семейным торжеством, Новый год же полагалось отмечать шумно и весело.

Иллюстрация 1950-х годов к сказке Владимира Одоевского «Мороз Иванович»

Проблема была только с Дедом Морозом: дети по-прежнему боялись старика в белых одеждах. Чтобы смягчить эффект, в сопровождение ему была выдана внучка Снегурочка, ласково называющая Мороза «дедушкой», и целая свита лесных зверюшек. Кроме того, в сказочных представлениях, которые разыгрывались на детских ёлках, Дед Мороз выступал добрым волшебником, этаким Гэндальфом, спасающим Новый год от козней Бабы-яги, Лешего, Кощея Бессмертного и прочей нечисти. Мало-помалу, в течение двух десятилетий, Дед Мороз в Советском Союзе стал таким же безобидным, хоть и могущественным добряком, как Санта-Клаус на Западе. Только одевается он обычно не в красное, а в белое и синее - оттенки заснеженных зимних сумерек. Лишь в последние годы Мороз иногда появляется в красном, а его головной убор приобретает черты митры святого Николая.

Если Снегурочка - внучка Деда Мороза, то кто её родители? Этот вопрос задают все малыши, едва научившись разбираться в родственных связях. Судя по всему, Снегурочка - это не тающая от любви бледная красавица из сказочной пьесы Островского (в пьесе её называли дочкой Мороза и Весны, а не внучкой), а одна из девушек, которых когда-то приносили Морозу в жертву. Внучкой он её называет лишь потому, что по возрасту она ему во внучки годится.

Новогодние ёлки - всё, что осталось в нашей культуре от древнего ритуала встречи Зимы и упрашиваний Мороза, чтобы он был действительно добрым. В этом празднике есть все нужные атрибуты и обрядовые действия: украшенная ёлка как воплощение мирового древа и символ бессмертия (потому что вечнозелёная), вождение хороводов (обрядовый танец, в индоевропейской культуре символизировавший солнце), разыгрывание мистерии о победе Света над Тьмой… Всё служит той же цели, с которой наши предки приносили жертвы Вотану или Морозу: бесстрашно встретиться с холодной Смертью лицом к лицу и в честном бою выиграть право пережить ещё одну зиму.

Как следует повеселитесь в новогоднюю ночь. От этого зависит, взойдёт ли весеннее солнце.

А во времена СССР, бывало, и Нового Года - мальчика в красной шубе и шапке (на одном из этих предметов одежды часто имелось цифровое обозначение наступающего/наступившего года). Мальчик Новый год выступал как своеобразный преемник Деда Мороза; наиболее часто он был изображён на новогодних открытках конца 1950-х - середины 1980-х годов, после чего популярность этого персонажа стала падать и к настоящему времени он почти забыт. Также деда Мороза иногда сопровождают различные лесные звери.

История возникновения

Исследования

Славянская мифология

Мороз как природная стихия издавна персонифицировался восточными славянами . Он представлялся ими в виде невысокого старичка с длинной седой бородой, который бегает по полям и вызывает стуком трескучие морозы. Образ Мороза нашёл своё отражение в русских пословицах, поговорках, сказках. К примеру, в волшебных сказках Мороз предстаёт в виде волшебного помощника, выступая под прозвищами «Студенец», «Трескунец», или как даритель при правильном поведении сказочного героя (см. Морозко) . Снежная морозная зима в представлении славянина-земледельца связывалась с будущим хорошим урожаем. Об этом судили по наличию рождественских или крещенских морозов. Поэтому в Святки и Чистый четверг было принято совершать обряд «клика́нья мороза»: его зазывали на трапезу и угощали ритуальной пищей - блинами и кутьёй . В то время точно так же призывали в дом души умерших предков, а кутья - традиционная поминальная еда у славян. Еда для мороза оставлялась на окне или на крыльце. Тогда же Мороза просили не приходить летом и не портить урожай .

Формирование образа

В литературную традицию Дед Мороз входит в 1840 году - с публикацией сборника сказок «Сказки дедушки Иринея» В. Ф. Одоевского . В сборник была включена сказка «Мороз Иванович» , в которой впервые давалась литературная трактовка образа фольклорного и обрядового Мороза, прежде выступавшего лишь в качестве языческого хозяина стужи и зимнего холода .

Созданный Одоевским образ ещё не слишком похож на знакомого новогоднего персонажа. Календарная приуроченность сказки - не Рождество или Новый год, а весна. Поэтому Мороз Иванович живёт в ледяной стране, вход в которую открывается через колодец . И не Мороз Иванович приходит к детям, а дети приходят к нему. Никаких подарков к какой-то дате он не делает, хотя и может щедро вознаградить за хорошо выполненную работу. Однако, как пишет исследователь :

Достаточно долгое время Мороз Иванович и ёлка с Новым годом существовали по раздельности. Их объединение произошло во второй половине XIX века, когда в городской среде России отмечаются первые попытки создать самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как Николай Угодник у их западных сверстников. При Александре II упоминаются «старый Рупрехт » (явно немецкого происхождения, 1861), святой Николай или «дедушка Николай » (1870) - единичные попытки, которые не прижились. В 1886 году впервые отмечается «Морозко», и к началу ХХ века уже складывается знакомый образ Деда Мороза . Тогда же из иллюстрированных переводов Валерия Каррика сказка о Морозко становится знакомой и англоязычным читателям. В переводе Морозко выступает под именем «Король Мороз» (англ. King Frost ) .

После революции Дед Мороз, вместе со всеми рождественскими традициями, подвергся гонениям. Его окончательное изгнание произошло в канун 1929 года. Тогда Рождество было объявлено обычным рабочим днём, а специальные патрули ходили по улицам и заглядывали в окна на предмет выявления праздничных приготовлений .

В советский обиход Дед Мороз вернулся в канун 1936 года. Это произошло после того, как 28 декабря 1935 года член Президиума ЦИК СССР П. П. Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового Года, после чего по всей стране начинают организовываться новогодние мероприятия с использованием переосмысленной старой «рождественской» атрибутики . Официальное торжественное возвращение Деда Мороза произошло очень скоро. В первом в СССР Харьковском Дворце пионеров (открыт в 1935 году) 30 декабря 1935 прошла первая в СССР после «реабилитации» официальная новогодняя ёлка . А в январе 1937 года Дед Мороз со Снегурочкой приветствовали гостей на празднике в московском Доме Союзов .

В формировании нового образа Деда Мороза важную роль сыграл и советский кинематограф .

Дед Мороз и православие

Ситуацию с несколькими общероссийскими Дедами Морозами, в том числе Лапландским и Великоустюгским, разрешили так: поскольку Дед Мороз волшебник, он может быть одновременно и в Лапландии, и в Великом Устюге. Если на детских письмах Деду Морозу не указан Лапландский заповедник, то их доставляют в Великий Устюг .

25 декабря 1999 года в Великом Устюге состоялось торжественное открытие «Дома Деда Мороза». В город идут туристические поезда из Москвы , Санкт-Петербурга , Вологды , других городов России. По словам бывшего губернатора Вологодской области В. В. Позгалёва , за первые три года (с 1999 по 2002) число туристов, посетивших Великий Устюг, выросло с 2 тысяч до 32 тысяч. С начала реализации проекта Деду Морозу было направлено более миллиона писем от детей из различных стран, а товарооборот в городе вырос в 15 раз и снизилась безработица .

Московская усадьба Деда Мороза была создана в рамках межрегионального проекта «Великий Устюг - Родина Деда Мороза». В 2004 году мэр Москвы Ю. М. Лужков и префект Юго-Восточного округа столицы В. Б. Зотов приняли решение построить Почту Деда Мороза, торжественное открытие которой состоялось через год. В 2006 году в Усадьбе были открыты четыре новых объекта: терем Снегурочки, терем Творчества, ледовый каток, тропа сказок. 5 августа 2008 года распоряжением правительства Москвы Московской усадьбе Деда Мороза был присвоен статус государственного бюджетного учреждения . Учредителем Усадьбы является Комитет общественных связей г. Москвы. Усадьба работает круглый год, основная активность приходится на период с 18 ноября - дня рождения Деда Мороза, до середины января. В течение года в усадьбе проходят праздничные концерты, игровые программы, мастер-классы, экскурсии по Почте и теремам зимних волшебников, разнообразные мероприятия с общественными организациями. Ежегодно в усадьбу поступает более 20 тысяч писем .

В конце декабря 2011 года появилась своя сказочная резиденция в Мурманске . Дом лапландского Деда Мороза был возведён там на территории парка «Огни Мурманска» .

Помимо «общенациональных» Дедов Морозов с резиденциями в Архангельске, Великом Устюге и на Чунозере, на территории Российской Федерации известны и их «коллеги» других народов. Например, в Карелии под Петрозаводском можно посетить Паккайне (в переводе с ливвиковского диалекта карельского языка Морозец ). Этот герой, впрочем, довольно далёк от привычного образа. Он средних лет, у него нет бороды, а живёт он в большом чуме .

Дед Мороз в Белоруссии

В Белоруссии Дед Мороз (белор. Дзед Мароз ) также теперь имеет свою официальную резиденцию. 25 декабря 2003 года на территории национального парка «Беловежская пуща » приветствовал в своей усадьбе первых гостей белорусский Дед Мороз со Снегурочкой. С тех пор Дед Мороз круглый год, а не только под Новый год, сердечно встречает гостей в своих владениях . За первые пять лет работы Поместья здесь побывало более 340 тысяч туристов из 70 стран мира .

Белорусский Дед Мороз одет в длинную шубу до пят, опирается на волшебный посох, не носит очки, не курит трубку, ведёт здоровый образ жизни и не страдает заметной полнотой . Самым первым официальным Дедом Морозом в Беловежской пуще был Вячеслав Семаков , заместитель директора белорусского Национального парка «Беловежская пуща» по научно-исследовательской работе. О своей двухлетней карьере Деда Мороза он написал книги «Как я был Дедом Морозом» и «Дед Мороз и его родня» (совместно с генеральным директором национального парка Николаем Бамбизой) .

Общая площадь сказочного поместья составляет 15 гектаров . Кроме собственно Дома Деда Мороза, в поместье также имеется отдельный домик для Снегурочки , Сокровищница (белор. Скарбніца ), где хранятся подарки и письма, присланные детьми, и Музей Деда Мороза. На территории резиденции произрастает, как ошибочно заявляют в национальном парке, «самая высокая в Европе» сорокаметровая натуральная ель, которой 120 лет .

Территория усадьбы украшена многочисленными деревянными статуями различных сказочных персонажей, макетом мельницы и «волшебным» колодцем. Филиал почтового ящика Деда Мороза находится в минском парке им. Горького .

Белорусский Дед Мороз имеет свой собственный сайт , на котором в том числе можно увидеть некоторые детские рисунки, присланные в подарок Деду Морозу. Белорусский Дед Мороз получает 1,5 тысячи писем ежедневно и почти на все послания с обратным адресом отправляется ответ .

Существует мнение, что создание в пуще на месте бывшего зубропитомника Поместья Деда Мороза нарушило экологическое законодательство Республики Беларусь и привнесло в заповедный реликтовый лес чужеродные ему элементы садово-паркового дизайна, а также послужило причиной сильного беспокойства для пущанской популяции зубров .

Дед Мороз на Украине

На Украине Дед Мороз (укр. Дід Мороз ) повсеместно известен, но своей официальной резиденции не имеет. «Конкуренцию» Дед Мороз составляет Святому Николаю , который с 2004 года имеет резиденцию в селе Пистынь в Ивано-Франковской области , где принимает местных и зарубежных гостей, а в 2007 году сам нанёс визит вежливости в Устюг - резиденцию российского Деда Мороза .

Некоторые журналисты считают , что советизированный образ покровителя праздника Нового года подменил собой исконно почитаемого среди украинцев христианского заступника Святого Николая (укр. святий Миколай ) , который приносит в ночь с 18 на 19 декабря детям подарки (миколайчики) и кладёт их под подушку (см. Никола Зимний). До революции в Российской империи Новый год приходился на древний праздник Меланьи (укр. Маланка ) или Щедрый вечер и имел свою атрибутику и ритуалы .

В ноябре 2014 года городской голова Киева Виталий Кличко подписал указ о том, что главная ёлка Украины должна переехать с Площади Независимости на одну из древнейших площадей Киева - Софийскую площадь . Празднование Нового Года будет происходить с участием Святого Николая . Организаторы говорят о стремлении восстановить древние традиции празднования Нового Года .

В декабре 2015 года представители общественности Ивано-Франковска обратились к властям города с предложением отказаться от празднования в учебных заведениях Нового года с участием Деда Мороза в пользу Рождества Христова со святым Николаем.

Художественные фильмы

  • «Морозко » (1965) - роль Морозко исполняет Александр Хвыля
  • «Снегурочка » (1968) - Пётр Никашин.
  • «Джентльмены удачи » (1971) - в маску Деда Мороза переодевается воспитатель Трошкин (Евгений Леонов)
  • «Новогодние приключения Маши и Вити » (1975) - роль Деда Мороза исполняет Игорь Ефимов
  • «Чародеи » (1982) - в костюм Деда Мороза переодевается Киврин (Валерий Золотухин)

Галерея изображений

    Новогодние марки Украины Дед Мороз.jpg

    Украинская марка 2011 года

См. также

Напишите отзыв о статье "Дед Мороз"

Примечания

  1. (рус.) . Правительство Вологодской области.
  2. (рус.) . INTERFAX.RU. Проверено 25 ноября 2014.
  3. (рус.) . Российский Этнографический музей. Проверено 25 ноября 2014.
  4. Одоевский В. Ф. // Сказки дедушки Иринея.
  5. Шигарова, Юлия. // Аргументы и факты - СтоЛичность . - 2013. - № 19 (49) за 18 декабря . - С. 4 . (Проверено 9 января 2016)
  6. Carrick V. // More Russian picture tales. - 1914.
  7. Минаева, Анна. // Московские новости . - 2003. - № 49 . (Проверено 9 января 2016)
  8. Ильич, Лариса. // Вечерний Харьков . - 2007. - № за 21 декабря . (Проверено 9 января 2016)
  9. Лесков С. . // Известия науки (28 декабря 2006). Проверено 1 декабря 2011.
  10. Сальников А. // Благовестник: вологодская епархиальная газета. - 2000. - № 12 .
  11. . . . 17 декабря 2003
  12. Черемушкина И. . РИА Новости (17 ноября 2009). .
  13. . . . «Мир новостей» № 2 (836)2012
  14. (рус.) . Аргументы и факты - Северо-Запад (16 ноября 2011). Проверено 1 декабря 2011. .
  15. .
  16. .
  17. . . - 29 декабря 2011
  18. Пономарёва В. (рус.) . ШколаЖизни.ру (28 декабря 2009). Проверено 1 декабря 2011. .
  19. см. ВП:ИМЕНА
  20. (рус.) . сайт Брестской области. Проверено 1 декабря 2011. .
  21. (рус.) . Проверено 14 декабря 2011. .
  22. (рус.) . TUT.BY. Проверено 14 декабря 2011. .
  23. (рус.) . Проверено 14 декабря 2011. .
  24. (рус.) . Проверено 14 декабря 2011. .
  25. (рус.) . Проверено 14 декабря 2011. .
  26. (латыш.) (англ.)
  27. (рус.) . Проверено 14 декабря 2011. .
  28. (рус.) . Проверено 14 декабря 2011. .
  29. (рус.) . Проверено 14 декабря 2011. .
  30. (рус.) . Проверено 14 декабря 2011. .
  31. (рус.) . Проверено 14 декабря 2011. .
  32. см. ВП:НаУкр
  33. (укр.)
  34. (укр.) . Проверено 14 декабря 2011. .
  35. Климончук О. (укр.) // День: газета. - 2010. - № 232-233 .
  36. (укр.) . Проверено 14 декабря 2011. .
  37. (укр.)
  38. (укр.)
  39. . РИА Новости Украина. Проверено 8 декабря 2015.

Литература

  • Адоньева С. Б. История современной новогодней традиции // Мифология и повседневность: сборник. - СПб. : ИРЛИ РАН , 1999. - Вып. 2 . - С. 372 .
  • Душечкина Е. В. // Отечественные записки : журнал. - М ., 2003. - № 1 .
  • Душечкина Е. В. : доклад. - СПб. : ИРЛИ РАН , 2000.
  • Душечкина Е. В. История Деда Мороза в России // Русская ёлка. История, мифология, литература. - СПб. : Норинт, 2002. - ISBN 5771101265 .
  • Душечкина Е. В. // Наука и жизнь: журнал. - 2008. - № 1 .
  • Георгий Бородин. . animator.ru (окт. 2001 - окт. 2007).

Ссылки

  • (рус.) . .

Отрывок, характеризующий Дед Мороз

Кутузов чрез своего лазутчика получил 1 го ноября известие, ставившее командуемую им армию почти в безвыходное положение. Лазутчик доносил, что французы в огромных силах, перейдя венский мост, направились на путь сообщения Кутузова с войсками, шедшими из России. Ежели бы Кутузов решился оставаться в Кремсе, то полуторастатысячная армия Наполеона отрезала бы его от всех сообщений, окружила бы его сорокатысячную изнуренную армию, и он находился бы в положении Мака под Ульмом. Ежели бы Кутузов решился оставить дорогу, ведшую на сообщения с войсками из России, то он должен был вступить без дороги в неизвестные края Богемских
гор, защищаясь от превосходного силами неприятеля, и оставить всякую надежду на сообщение с Буксгевденом. Ежели бы Кутузов решился отступать по дороге из Кремса в Ольмюц на соединение с войсками из России, то он рисковал быть предупрежденным на этой дороге французами, перешедшими мост в Вене, и таким образом быть принужденным принять сражение на походе, со всеми тяжестями и обозами, и имея дело с неприятелем, втрое превосходившим его и окружавшим его с двух сторон.
Кутузов избрал этот последний выход.
Французы, как доносил лазутчик, перейдя мост в Вене, усиленным маршем шли на Цнайм, лежавший на пути отступления Кутузова, впереди его более чем на сто верст. Достигнуть Цнайма прежде французов – значило получить большую надежду на спасение армии; дать французам предупредить себя в Цнайме – значило наверное подвергнуть всю армию позору, подобному ульмскому, или общей гибели. Но предупредить французов со всею армией было невозможно. Дорога французов от Вены до Цнайма была короче и лучше, чем дорога русских от Кремса до Цнайма.
В ночь получения известия Кутузов послал четырехтысячный авангард Багратиона направо горами с кремско цнаймской дороги на венско цнаймскую. Багратион должен был пройти без отдыха этот переход, остановиться лицом к Вене и задом к Цнайму, и ежели бы ему удалось предупредить французов, то он должен был задерживать их, сколько мог. Сам же Кутузов со всеми тяжестями тронулся к Цнайму.
Пройдя с голодными, разутыми солдатами, без дороги, по горам, в бурную ночь сорок пять верст, растеряв третью часть отсталыми, Багратион вышел в Голлабрун на венско цнаймскую дорогу несколькими часами прежде французов, подходивших к Голлабруну из Вены. Кутузову надо было итти еще целые сутки с своими обозами, чтобы достигнуть Цнайма, и потому, чтобы спасти армию, Багратион должен был с четырьмя тысячами голодных, измученных солдат удерживать в продолжение суток всю неприятельскую армию, встретившуюся с ним в Голлабруне, что было, очевидно, невозможно. Но странная судьба сделала невозможное возможным. Успех того обмана, который без боя отдал венский мост в руки французов, побудил Мюрата пытаться обмануть так же и Кутузова. Мюрат, встретив слабый отряд Багратиона на цнаймской дороге, подумал, что это была вся армия Кутузова. Чтобы несомненно раздавить эту армию, он поджидал отставшие по дороге из Вены войска и с этою целью предложил перемирие на три дня, с условием, чтобы те и другие войска не изменяли своих положений и не трогались с места. Мюрат уверял, что уже идут переговоры о мире и что потому, избегая бесполезного пролития крови, он предлагает перемирие. Австрийский генерал граф Ностиц, стоявший на аванпостах, поверил словам парламентера Мюрата и отступил, открыв отряд Багратиона. Другой парламентер поехал в русскую цепь объявить то же известие о мирных переговорах и предложить перемирие русским войскам на три дня. Багратион отвечал, что он не может принимать или не принимать перемирия, и с донесением о сделанном ему предложении послал к Кутузову своего адъютанта.
Перемирие для Кутузова было единственным средством выиграть время, дать отдохнуть измученному отряду Багратиона и пропустить обозы и тяжести (движение которых было скрыто от французов), хотя один лишний переход до Цнайма. Предложение перемирия давало единственную и неожиданную возможность спасти армию. Получив это известие, Кутузов немедленно послал состоявшего при нем генерал адъютанта Винценгероде в неприятельский лагерь. Винценгероде должен был не только принять перемирие, но и предложить условия капитуляции, а между тем Кутузов послал своих адъютантов назад торопить сколь возможно движение обозов всей армии по кремско цнаймской дороге. Измученный, голодный отряд Багратиона один должен был, прикрывая собой это движение обозов и всей армии, неподвижно оставаться перед неприятелем в восемь раз сильнейшим.
Ожидания Кутузова сбылись как относительно того, что предложения капитуляции, ни к чему не обязывающие, могли дать время пройти некоторой части обозов, так и относительно того, что ошибка Мюрата должна была открыться очень скоро. Как только Бонапарте, находившийся в Шенбрунне, в 25 верстах от Голлабруна, получил донесение Мюрата и проект перемирия и капитуляции, он увидел обман и написал следующее письмо к Мюрату:
Au prince Murat. Schoenbrunn, 25 brumaire en 1805 a huit heures du matin.
«II m"est impossible de trouver des termes pour vous exprimer mon mecontentement. Vous ne commandez que mon avant garde et vous n"avez pas le droit de faire d"armistice sans mon ordre. Vous me faites perdre le fruit d"une campagne. Rompez l"armistice sur le champ et Mariechez a l"ennemi. Vous lui ferez declarer,que le general qui a signe cette capitulation, n"avait pas le droit de le faire, qu"il n"y a que l"Empereur de Russie qui ait ce droit.
«Toutes les fois cependant que l"Empereur de Russie ratifierait la dite convention, je la ratifierai; mais ce n"est qu"une ruse.Mariechez, detruisez l"armee russe… vous etes en position de prendre son bagage et son artiller.
«L"aide de camp de l"Empereur de Russie est un… Les officiers ne sont rien quand ils n"ont pas de pouvoirs: celui ci n"en avait point… Les Autrichiens se sont laisse jouer pour le passage du pont de Vienne, vous vous laissez jouer par un aide de camp de l"Empereur. Napoleon».
[Принцу Мюрату. Шенбрюнн, 25 брюмера 1805 г. 8 часов утра.
Я не могу найти слов чтоб выразить вам мое неудовольствие. Вы командуете только моим авангардом и не имеете права делать перемирие без моего приказания. Вы заставляете меня потерять плоды целой кампании. Немедленно разорвите перемирие и идите против неприятеля. Вы объявите ему, что генерал, подписавший эту капитуляцию, не имел на это права, и никто не имеет, исключая лишь российского императора.
Впрочем, если российский император согласится на упомянутое условие, я тоже соглашусь; но это не что иное, как хитрость. Идите, уничтожьте русскую армию… Вы можете взять ее обозы и ее артиллерию.
Генерал адъютант российского императора обманщик… Офицеры ничего не значат, когда не имеют власти полномочия; он также не имеет его… Австрийцы дали себя обмануть при переходе венского моста, а вы даете себя обмануть адъютантам императора.
Наполеон.]
Адъютант Бонапарте во всю прыть лошади скакал с этим грозным письмом к Мюрату. Сам Бонапарте, не доверяя своим генералам, со всею гвардией двигался к полю сражения, боясь упустить готовую жертву, а 4.000 ный отряд Багратиона, весело раскладывая костры, сушился, обогревался, варил в первый раз после трех дней кашу, и никто из людей отряда не знал и не думал о том, что предстояло ему.

В четвертом часу вечера князь Андрей, настояв на своей просьбе у Кутузова, приехал в Грунт и явился к Багратиону.
Адъютант Бонапарте еще не приехал в отряд Мюрата, и сражение еще не начиналось. В отряде Багратиона ничего не знали об общем ходе дел, говорили о мире, но не верили в его возможность. Говорили о сражении и тоже не верили и в близость сражения. Багратион, зная Болконского за любимого и доверенного адъютанта, принял его с особенным начальническим отличием и снисхождением, объяснил ему, что, вероятно, нынче или завтра будет сражение, и предоставил ему полную свободу находиться при нем во время сражения или в ариергарде наблюдать за порядком отступления, «что тоже было очень важно».
– Впрочем, нынче, вероятно, дела не будет, – сказал Багратион, как бы успокоивая князя Андрея.
«Ежели это один из обыкновенных штабных франтиков, посылаемых для получения крестика, то он и в ариергарде получит награду, а ежели хочет со мной быть, пускай… пригодится, коли храбрый офицер», подумал Багратион. Князь Андрей ничего не ответив, попросил позволения князя объехать позицию и узнать расположение войск с тем, чтобы в случае поручения знать, куда ехать. Дежурный офицер отряда, мужчина красивый, щеголевато одетый и с алмазным перстнем на указательном пальце, дурно, но охотно говоривший по французски, вызвался проводить князя Андрея.
Со всех сторон виднелись мокрые, с грустными лицами офицеры, чего то как будто искавшие, и солдаты, тащившие из деревни двери, лавки и заборы.
– Вот не можем, князь, избавиться от этого народа, – сказал штаб офицер, указывая на этих людей. – Распускают командиры. А вот здесь, – он указал на раскинутую палатку маркитанта, – собьются и сидят. Нынче утром всех выгнал: посмотрите, опять полна. Надо подъехать, князь, пугнуть их. Одна минута.
– Заедемте, и я возьму у него сыру и булку, – сказал князь Андрей, который не успел еще поесть.
– Что ж вы не сказали, князь? Я бы предложил своего хлеба соли.
Они сошли с лошадей и вошли под палатку маркитанта. Несколько человек офицеров с раскрасневшимися и истомленными лицами сидели за столами, пили и ели.
– Ну, что ж это, господа, – сказал штаб офицер тоном упрека, как человек, уже несколько раз повторявший одно и то же. – Ведь нельзя же отлучаться так. Князь приказал, чтобы никого не было. Ну, вот вы, г. штабс капитан, – обратился он к маленькому, грязному, худому артиллерийскому офицеру, который без сапог (он отдал их сушить маркитанту), в одних чулках, встал перед вошедшими, улыбаясь не совсем естественно.
– Ну, как вам, капитан Тушин, не стыдно? – продолжал штаб офицер, – вам бы, кажется, как артиллеристу надо пример показывать, а вы без сапог. Забьют тревогу, а вы без сапог очень хороши будете. (Штаб офицер улыбнулся.) Извольте отправляться к своим местам, господа, все, все, – прибавил он начальнически.
Князь Андрей невольно улыбнулся, взглянув на штабс капитана Тушина. Молча и улыбаясь, Тушин, переступая с босой ноги на ногу, вопросительно глядел большими, умными и добрыми глазами то на князя Андрея, то на штаб офицера.
– Солдаты говорят: разумшись ловчее, – сказал капитан Тушин, улыбаясь и робея, видимо, желая из своего неловкого положения перейти в шутливый тон.
Но еще он не договорил, как почувствовал, что шутка его не принята и не вышла. Он смутился.
– Извольте отправляться, – сказал штаб офицер, стараясь удержать серьезность.
Князь Андрей еще раз взглянул на фигурку артиллериста. В ней было что то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное.
Штаб офицер и князь Андрей сели на лошадей и поехали дальше.
Выехав за деревню, беспрестанно обгоняя и встречая идущих солдат, офицеров разных команд, они увидали налево краснеющие свежею, вновь вскопанною глиною строящиеся укрепления. Несколько баталионов солдат в одних рубахах, несмотря на холодный ветер, как белые муравьи, копошились на этих укреплениях; из за вала невидимо кем беспрестанно выкидывались лопаты красной глины. Они подъехали к укреплению, осмотрели его и поехали дальше. За самым укреплением наткнулись они на несколько десятков солдат, беспрестанно переменяющихся, сбегающих с укрепления. Они должны были зажать нос и тронуть лошадей рысью, чтобы выехать из этой отравленной атмосферы.
– Voila l"agrement des camps, monsieur le prince, [Вот удовольствие лагеря, князь,] – сказал дежурный штаб офицер.
Они выехали на противоположную гору. С этой горы уже видны были французы. Князь Андрей остановился и начал рассматривать.
– Вот тут наша батарея стоит, – сказал штаб офицер, указывая на самый высокий пункт, – того самого чудака, что без сапог сидел; оттуда всё видно: поедемте, князь.
– Покорно благодарю, я теперь один проеду, – сказал князь Андрей, желая избавиться от штаб офицера, – не беспокойтесь, пожалуйста.
Штаб офицер отстал, и князь Андрей поехал один.
Чем далее подвигался он вперед, ближе к неприятелю, тем порядочнее и веселее становился вид войск. Самый сильный беспорядок и уныние были в том обозе перед Цнаймом, который объезжал утром князь Андрей и который был в десяти верстах от французов. В Грунте тоже чувствовалась некоторая тревога и страх чего то. Но чем ближе подъезжал князь Андрей к цепи французов, тем самоувереннее становился вид наших войск. Выстроенные в ряд, стояли в шинелях солдаты, и фельдфебель и ротный рассчитывали людей, тыкая пальцем в грудь крайнему по отделению солдату и приказывая ему поднимать руку; рассыпанные по всему пространству, солдаты тащили дрова и хворост и строили балаганчики, весело смеясь и переговариваясь; у костров сидели одетые и голые, суша рубахи, подвертки или починивая сапоги и шинели, толпились около котлов и кашеваров. В одной роте обед был готов, и солдаты с жадными лицами смотрели на дымившиеся котлы и ждали пробы, которую в деревянной чашке подносил каптенармус офицеру, сидевшему на бревне против своего балагана. В другой, более счастливой роте, так как не у всех была водка, солдаты, толпясь, стояли около рябого широкоплечего фельдфебеля, который, нагибая бочонок, лил в подставляемые поочередно крышки манерок. Солдаты с набожными лицами подносили ко рту манерки, опрокидывали их и, полоща рот и утираясь рукавами шинелей, с повеселевшими лицами отходили от фельдфебеля. Все лица были такие спокойные, как будто всё происходило не в виду неприятеля, перед делом, где должна была остаться на месте, по крайней мере, половина отряда, а как будто где нибудь на родине в ожидании спокойной стоянки. Проехав егерский полк, в рядах киевских гренадеров, молодцоватых людей, занятых теми же мирными делами, князь Андрей недалеко от высокого, отличавшегося от других балагана полкового командира, наехал на фронт взвода гренадер, перед которыми лежал обнаженный человек. Двое солдат держали его, а двое взмахивали гибкие прутья и мерно ударяли по обнаженной спине. Наказываемый неестественно кричал. Толстый майор ходил перед фронтом и, не переставая и не обращая внимания на крик, говорил:
– Солдату позорно красть, солдат должен быть честен, благороден и храбр; а коли у своего брата украл, так в нем чести нет; это мерзавец. Еще, еще!
И всё слышались гибкие удары и отчаянный, но притворный крик.
– Еще, еще, – приговаривал майор.
Молодой офицер, с выражением недоумения и страдания в лице, отошел от наказываемого, оглядываясь вопросительно на проезжавшего адъютанта.
Князь Андрей, выехав в переднюю линию, поехал по фронту. Цепь наша и неприятельская стояли на левом и на правом фланге далеко друг от друга, но в средине, в том месте, где утром проезжали парламентеры, цепи сошлись так близко, что могли видеть лица друг друга и переговариваться между собой. Кроме солдат, занимавших цепь в этом месте, с той и с другой стороны стояло много любопытных, которые, посмеиваясь, разглядывали странных и чуждых для них неприятелей.
С раннего утра, несмотря на запрещение подходить к цепи, начальники не могли отбиться от любопытных. Солдаты, стоявшие в цепи, как люди, показывающие что нибудь редкое, уж не смотрели на французов, а делали свои наблюдения над приходящими и, скучая, дожидались смены. Князь Андрей остановился рассматривать французов.
– Глянь ка, глянь, – говорил один солдат товарищу, указывая на русского мушкатера солдата, который с офицером подошел к цепи и что то часто и горячо говорил с французским гренадером. – Вишь, лопочет как ловко! Аж хранцуз то за ним не поспевает. Ну ка ты, Сидоров!
– Погоди, послушай. Ишь, ловко! – отвечал Сидоров, считавшийся мастером говорить по французски.
Солдат, на которого указывали смеявшиеся, был Долохов. Князь Андрей узнал его и прислушался к его разговору. Долохов, вместе с своим ротным, пришел в цепь с левого фланга, на котором стоял их полк.
– Ну, еще, еще! – подстрекал ротный командир, нагибаясь вперед и стараясь не проронить ни одного непонятного для него слова. – Пожалуйста, почаще. Что он?
Долохов не отвечал ротному; он был вовлечен в горячий спор с французским гренадером. Они говорили, как и должно было быть, о кампании. Француз доказывал, смешивая австрийцев с русскими, что русские сдались и бежали от самого Ульма; Долохов доказывал, что русские не сдавались, а били французов.
– Здесь велят прогнать вас и прогоним, – говорил Долохов.
– Только старайтесь, чтобы вас не забрали со всеми вашими казаками, – сказал гренадер француз.
Зрители и слушатели французы засмеялись.
– Вас заставят плясать, как при Суворове вы плясали (on vous fera danser [вас заставят плясать]), – сказал Долохов.
– Qu"est ce qu"il chante? [Что он там поет?] – сказал один француз.
– De l"histoire ancienne, [Древняя история,] – сказал другой, догадавшись, что дело шло о прежних войнах. – L"Empereur va lui faire voir a votre Souvara, comme aux autres… [Император покажет вашему Сувара, как и другим…]
– Бонапарте… – начал было Долохов, но француз перебил его.
– Нет Бонапарте. Есть император! Sacre nom… [Чорт возьми…] – сердито крикнул он.
– Чорт его дери вашего императора!
И Долохов по русски, грубо, по солдатски обругался и, вскинув ружье, отошел прочь.
– Пойдемте, Иван Лукич, – сказал он ротному.
– Вот так по хранцузски, – заговорили солдаты в цепи. – Ну ка ты, Сидоров!
Сидоров подмигнул и, обращаясь к французам, начал часто, часто лепетать непонятные слова:
– Кари, мала, тафа, сафи, мутер, каска, – лопотал он, стараясь придавать выразительные интонации своему голосу.
– Го, го, го! ха ха, ха, ха! Ух! Ух! – раздался между солдатами грохот такого здорового и веселого хохота, невольно через цепь сообщившегося и французам, что после этого нужно было, казалось, разрядить ружья, взорвать заряды и разойтись поскорее всем по домам.
Но ружья остались заряжены, бойницы в домах и укреплениях так же грозно смотрели вперед и так же, как прежде, остались друг против друга обращенные, снятые с передков пушки.

Объехав всю линию войск от правого до левого фланга, князь Андрей поднялся на ту батарею, с которой, по словам штаб офицера, всё поле было видно. Здесь он слез с лошади и остановился у крайнего из четырех снятых с передков орудий. Впереди орудий ходил часовой артиллерист, вытянувшийся было перед офицером, но по сделанному ему знаку возобновивший свое равномерное, скучливое хождение. Сзади орудий стояли передки, еще сзади коновязь и костры артиллеристов. Налево, недалеко от крайнего орудия, был новый плетеный шалашик, из которого слышались оживленные офицерские голоса.
Действительно, с батареи открывался вид почти всего расположения русских войск и большей части неприятеля. Прямо против батареи, на горизонте противоположного бугра, виднелась деревня Шенграбен; левее и правее можно было различить в трех местах, среди дыма их костров, массы французских войск, которых, очевидно, большая часть находилась в самой деревне и за горою. Левее деревни, в дыму, казалось что то похожее на батарею, но простым глазом нельзя было рассмотреть хорошенько. Правый фланг наш располагался на довольно крутом возвышении, которое господствовало над позицией французов. По нем расположена была наша пехота, и на самом краю видны были драгуны. В центре, где и находилась та батарея Тушина, с которой рассматривал позицию князь Андрей, был самый отлогий и прямой спуск и подъем к ручью, отделявшему нас от Шенграбена. Налево войска наши примыкали к лесу, где дымились костры нашей, рубившей дрова, пехоты. Линия французов была шире нашей, и ясно было, что французы легко могли обойти нас с обеих сторон. Сзади нашей позиции был крутой и глубокий овраг, по которому трудно было отступать артиллерии и коннице. Князь Андрей, облокотясь на пушку и достав бумажник, начертил для себя план расположения войск. В двух местах он карандашом поставил заметки, намереваясь сообщить их Багратиону. Он предполагал, во первых, сосредоточить всю артиллерию в центре и, во вторых, кавалерию перевести назад, на ту сторону оврага. Князь Андрей, постоянно находясь при главнокомандующем, следя за движениями масс и общими распоряжениями и постоянно занимаясь историческими описаниями сражений, и в этом предстоящем деле невольно соображал будущий ход военных действий только в общих чертах. Ему представлялись лишь следующего рода крупные случайности: «Ежели неприятель поведет атаку на правый фланг, – говорил он сам себе, – Киевский гренадерский и Подольский егерский должны будут удерживать свою позицию до тех пор, пока резервы центра не подойдут к ним. В этом случае драгуны могут ударить во фланг и опрокинуть их. В случае же атаки на центр, мы выставляем на этом возвышении центральную батарею и под ее прикрытием стягиваем левый фланг и отступаем до оврага эшелонами», рассуждал он сам с собою…
Всё время, что он был на батарее у орудия, он, как это часто бывает, не переставая, слышал звуки голосов офицеров, говоривших в балагане, но не понимал ни одного слова из того, что они говорили. Вдруг звук голосов из балагана поразил его таким задушевным тоном, что он невольно стал прислушиваться.
– Нет, голубчик, – говорил приятный и как будто знакомый князю Андрею голос, – я говорю, что коли бы возможно было знать, что будет после смерти, тогда бы и смерти из нас никто не боялся. Так то, голубчик.
Другой, более молодой голос перебил его:
– Да бойся, не бойся, всё равно, – не минуешь.
– А всё боишься! Эх вы, ученые люди, – сказал третий мужественный голос, перебивая обоих. – То то вы, артиллеристы, и учены очень оттого, что всё с собой свезти можно, и водочки и закусочки.
И владелец мужественного голоса, видимо, пехотный офицер, засмеялся.
– А всё боишься, – продолжал первый знакомый голос. – Боишься неизвестности, вот чего. Как там ни говори, что душа на небо пойдет… ведь это мы знаем, что неба нет, a сфера одна.
Опять мужественный голос перебил артиллериста.
– Ну, угостите же травником то вашим, Тушин, – сказал он.
«А, это тот самый капитан, который без сапог стоял у маркитанта», подумал князь Андрей, с удовольствием признавая приятный философствовавший голос.
– Травничку можно, – сказал Тушин, – а всё таки будущую жизнь постигнуть…
Он не договорил. В это время в воздухе послышался свист; ближе, ближе, быстрее и слышнее, слышнее и быстрее, и ядро, как будто не договорив всего, что нужно было, с нечеловеческою силой взрывая брызги, шлепнулось в землю недалеко от балагана. Земля как будто ахнула от страшного удара.
В то же мгновение из балагана выскочил прежде всех маленький Тушин с закушенною на бок трубочкой; доброе, умное лицо его было несколько бледно. За ним вышел владетель мужественного голоса, молодцоватый пехотный офицер, и побежал к своей роте, на бегу застегиваясь.

Князь Андрей верхом остановился на батарее, глядя на дым орудия, из которого вылетело ядро. Глаза его разбегались по обширному пространству. Он видел только, что прежде неподвижные массы французов заколыхались, и что налево действительно была батарея. На ней еще не разошелся дымок. Французские два конные, вероятно, адъютанта, проскакали по горе. Под гору, вероятно, для усиления цепи, двигалась явственно видневшаяся небольшая колонна неприятеля. Еще дым первого выстрела не рассеялся, как показался другой дымок и выстрел. Сраженье началось. Князь Андрей повернул лошадь и поскакал назад в Грунт отыскивать князя Багратиона. Сзади себя он слышал, как канонада становилась чаще и громче. Видно, наши начинали отвечать. Внизу, в том месте, где проезжали парламентеры, послышались ружейные выстрелы.
Лемарруа (Le Marierois) с грозным письмом Бонапарта только что прискакал к Мюрату, и пристыженный Мюрат, желая загладить свою ошибку, тотчас же двинул свои войска на центр и в обход обоих флангов, надеясь еще до вечера и до прибытия императора раздавить ничтожный, стоявший перед ним, отряд.
«Началось! Вот оно!» думал князь Андрей, чувствуя, как кровь чаще начинала приливать к его сердцу. «Но где же? Как же выразится мой Тулон?» думал он.
Проезжая между тех же рот, которые ели кашу и пили водку четверть часа тому назад, он везде видел одни и те же быстрые движения строившихся и разбиравших ружья солдат, и на всех лицах узнавал он то чувство оживления, которое было в его сердце. «Началось! Вот оно! Страшно и весело!» говорило лицо каждого солдата и офицера.
Не доехав еще до строившегося укрепления, он увидел в вечернем свете пасмурного осеннего дня подвигавшихся ему навстречу верховых. Передовой, в бурке и картузе со смушками, ехал на белой лошади. Это был князь Багратион. Князь Андрей остановился, ожидая его. Князь Багратион приостановил свою лошадь и, узнав князя Андрея, кивнул ему головой. Он продолжал смотреть вперед в то время, как князь Андрей говорил ему то, что он видел.
Выражение: «началось! вот оно!» было даже и на крепком карем лице князя Багратиона с полузакрытыми, мутными, как будто невыспавшимися глазами. Князь Андрей с беспокойным любопытством вглядывался в это неподвижное лицо, и ему хотелось знать, думает ли и чувствует, и что думает, что чувствует этот человек в эту минуту? «Есть ли вообще что нибудь там, за этим неподвижным лицом?» спрашивал себя князь Андрей, глядя на него. Князь Багратион наклонил голову, в знак согласия на слова князя Андрея, и сказал: «Хорошо», с таким выражением, как будто всё то, что происходило и что ему сообщали, было именно то, что он уже предвидел. Князь Андрей, запихавшись от быстроты езды, говорил быстро. Князь Багратион произносил слова с своим восточным акцентом особенно медленно, как бы внушая, что торопиться некуда. Он тронул, однако, рысью свою лошадь по направлению к батарее Тушина. Князь Андрей вместе с свитой поехал за ним. За князем Багратионом ехали: свитский офицер, личный адъютант князя, Жерков, ординарец, дежурный штаб офицер на энглизированной красивой лошади и статский чиновник, аудитор, который из любопытства попросился ехать в сражение. Аудитор, полный мужчина с полным лицом, с наивною улыбкой радости оглядывался вокруг, трясясь на своей лошади, представляя странный вид в своей камлотовой шинели на фурштатском седле среди гусар, казаков и адъютантов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дед Мороз. История происхождения

Многие думают, что Дед Мороз имеет русское происхождение, а его родословная восходит к образу морозного старика из русских народных сказок. Это не совсем так, вернее - совсем не так. Иногда ошибочно полагают, что Дед Мороз и Снегурочка с древних времен являются спутниками праздничных новогодних елок, однако это произошло только в конце XIX века.

В преданиях наших предков издревле существовал Мороз - повелитель зимних холодов. В его образе нашли отражение представления древних славян о Карачуне - боге зимней стужи. Мороза представляли в образе старичка низенького роста с длинной седой бородой. С ноября по март у Мороза всегда много работы. Мороз бегает по лесам и стучит своим посохом, отчего случаются трескучие морозы. Мороз проносится по улицам и раскрашивает оконные стекла узора ми. Мороз леденит гладь озер и рек. Мороз щиплет за нос, дарит нам румянец, веселит пушистыми снегопадами.

Этот образ зимнего повелителя художественно развивается и воплощается в русских сказках в образах Деда Студенца, Деда Трескуна, Мороза Ивановича, Морозко. Однако, хотя эти морозные деды не были лишены чувства справедливости и сострадания и иногда одаривали забредающих в их владения добрых и трудолюбивых людей, они не были связаны с приходом Нового года и раздавать подарки не было их главной заботой.

Прообразом современного Деда Мороза считают реального человека по имени Николай, родившегося в III веке в Малой Азии (на берегу Средиземного моря) в богатой семье и впоследствии ставшего епископом. Унаследовав немалое состояние, Николай помогал бедным, нуждающимся, несчастным и особенно заботился о детях.

В России Святой Николай, прозванный Николаем Чудотворцем или Николаем Мирликийским, также снискал славу и поклонение, став одним из самых почитаемых святых. Его считали своим покровителем и заступником мореплаватели и рыбаки, но особенно много доброго и чудесного сделал этот святой для детей.

О милосердии и заступничестве Святого Николая в отношении детей существует много преданий и легенд, распространенных в Западной Европе. Одна из таких историй рассказывает, что некий бедный отец семейства не мог найти средств на то, чтобы прокормить трех своих дочерей, и, отчаявшись, собирался отдать их в чужие руки. Прослышавший об этом Святой Николай, пробравшись в дом, засунул мешок с монетами в дымоход. В печке в это время сушилась старая, изношенная обувь сестер (по другой версии, у камина сушились их чулки). Утром изумленные девочки достали свои старые башмаки (чулки), наполненные золотом. Нужно ли говорить, что их счастью и ликованию не было предела? Добросердечные христиане с умилением пересказывали эту историю многим поколениям своих детей и внуков, что привело к появлению обычая: дети на ночь ставят свои сапожки за порог и вешают свои чулки у кровати с ожиданием получить утром подарки от Святого Николая. Традиция дарить детям подарки в день Святого Николая существовала в Европе с XIV века, постепенно этот обычай переместился на рождественскую ночь.

В XIX веке вместе с европейскими эмигрантами образ Святого Николая стал известен в Америке. Голландский святой Николай, которого на родине называли Синтер Клаас, перевоплотился в американского Санта-Клауса. Этому способствовала появившаяся в 1822 году в Америке книга Клемента Кларка Мура «Приход святого Николая». В ней рассказывается о рождественской встрече одного мальчика со Святым Николаем, который живет на холодном Севере и разъезжает на быстрой оленьей упряжке с мешком игрушек, раздаривая их детям.

Естественно, что прижиться рождественскому деду в России было не сложно, так как похожий образ с древнейших времен присутствовал в славянском фольклоре, развился в русских народных сказках и художественной литературе (поэма Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос»). Внешний облик русского морозного деда вобрал в себя и древние славянские представления (старик невысокого роста с длинной седой бородой и посохом в руке), и особенности костюма Санта-Клауса (красная шуба, отороченная белым мехом).

Такова краткая предыстория появления на рождественских праздниках, а позднее - на новогодних елках русского Деда Мороза. И тем более приятно, что только у нашего Деда Мороза есть внучка Снегурочка и родилась она в России.




Рассказать друзьям