Занятие музыкально ритмические движения в доу. Методическая разработка «Музыкально-ритмические движения в детском саду

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

План.

    Музыкально – ритмические движения как средство всестороннего развития ребёнка-дошкольника ____________

    Общие цели и задачи музыкально– ритмического

воспитания детей ____________________________________

    Возрастные особенности развития дошкольников и обучение их в процессе освоения разнообразных видов движений:

а) младший дошкольный возраст _______________________

б) средний дошкольный возраст ________________________

в) старший дошкольный возраст ________________________

    Заключение _________________________________________

    Список литературы ___________________________________

    Приложение _________________________________________

1.Музыкально – ритмические движения как средство всестороннего развития ребёнка-дошкольника.

Музыкально – ритмические движения составляют основную потребность детей дошкольного возраста. Единство музыки и движения обеспечивает решение задач как нравственного, так и эстетического развития. Движение обеспечивает восприятие музыки, а музыка помогает запомнить движение. Так, дополняя друг друга, они воспитывают у детей любовь к музыке, ощущение пластики, ритма, координацию, музыкальную память, формируют эстетический вкус.

Основой эстетического развития ребёнка является его знакомство с классической музыкой, где движение является выражением художественного образа, запечатлённого в музыке. На необходимость соединения этих двух искусств указывал ещё Р. Вагнер: «Исходной точкой подъёма всеобщего единого искусства будущего будет то, что служит основанием для всякого истинного искусства: пластическое движение тела, представленное музыкальным ритмом.»

Цель музыкально – ритмических занятий – дать ребёнку необходимые двигательные навыки, увлечь, заинтересовать его музыкой, дать возможность почувствовать радость от ощущения своего тела, свободно двигающегося и подчиняющегося музыкальному ритму.

Решение этих задач обеспечивает формирование музыкально – двигательной культуры у дошкольников. Развитие двигательных навыков происходит одновременно с развитием речи. Давно доказана тесная связь координированности и активности движений ребёнка с развитием различных психических личности. Эта связь может выступить одним из показателей развитости эмоциональной и интеллектуальной сфер ребёнка, стать условием его творческих успехов в художественной деятельности.

Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребёнок овладевает не только разнообразными двигательными умениями, навыками, но также и опытом творческого осмысления музыки, её эмоционально-телесного выражения. Именно этот опыт и умения помогут ребёнку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно-творческих и спортивных видов деятельности: это может быть и последующее обучение хореографии, гимнастике, а также занятия в музыкальных школах, секциях, театральных студиях и т.д. Поэтому мы рассматриваем дошкольный возраст как своеобразный «донотный период» в процессе музыкально-двигательного воспитания детей, который помогает «настроить инструмент» (тело), научить его слышать музыку и выражать своё «видение» музыкального произведения в пластической импровизации.

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности. Об этом знали ещё в Древней Греции, где сформировалось представление о том, что основой прекрасного является Гармония. По мнению Платона, «трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души… Ввиду этого воспитание в музыке надо считать самым главным: благодаря ему Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют её красотой и делают человека прекрасно мыслящим… Он будет упиваться и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт».

В Древней Греции музыка для воспитания и образования имела более глубокое значение, чем сейчас, и соединяла не только гармонию звуков, но и поэзию, танец, философию, творчество. Именно эти идеи важны для воспитания и в современном очень непростом и жестоком мире, и наверное, естественно стремление педагогов к воспитанию детей по «законам красоты», к воплощению в реальность прекрасной формулы Платона: «От красивых образов мы перейдём к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивой жизни и от красивой жизни – к абсолютной красоте».

У философов Древней Греции было немало последователей. Так, идея синтеза музыки и движения была подхвачена швейцарским музыкантом и педагогом Эмилем Жаком Далькрозом (1865 – 1950), который разработал на её основе уже в начале 20 века систему музыкально-ритмического воспитания детей. Эта система стала известна во многих странах Европы и России под названием «метода ритмической гимнастики». Современность и актуальность этой методики и по сей день не только в её названии, столь широко используемом специалистами по физическому и музыкальному воспитанию. Заслуга Э.Далькроза прежде всего в том, что он видел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. По его мнению, «с первых лет жизни ребёнка следовало бы начинать воспитание в нём «мышечного чувства, что, в свою очередь, способствует более живой и успешной работе мозга.» При этом Далькроз считал важным и то, как организован сам процесс занятий с детьми, который должен «приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цены».

В комплексе ритмических упражнений швейцарский педагог выделял как основу именно музыку, поскольку в ней имеется идеальный образец организованного движения и даёт чёткие представления о соотношении между временем, пространством и движением.

Дальнейшее развитие система Жака Далькроза получила в работах его учеников и последователей: Н.Г.Александровой, В.А.Гринер, Е.А.Румер и др., которые в 1911 году окончили Институт музыки и ритма. Российские педагоги-ритмисты понимали важность распространения музыкально-ритмического воспитания для детей и молодёжи. Ими была проделана огромная работа по дальнейшей разработке практического материала и пропаганде системы Жака Далькроза в различных школах. Н.Г.Александрова характеризовала ритмику как одно из средств биосоциального воспитания и ставила её в центр соприкосновения педагогики, психофизиологии, научной организации труда, физкультуры, художественного развития и т.д. Она пропагандировала систему Далькроза на многочисленных лекциях, выступлениях, на которых подчёркивала также и лечебное значение занятий ритмикой.

Члены Московской ассоциации ритмистов справедливо считала, что кем бы ни вырос ребёнок, ему необходимо потренироваться на ритмических упражнениях, оказывающих на него благотворное влияние во всех планах.

Музыкально-ритмическое воспитание дошкольников в 50-60-е годы также разрабатывалось на основе идей Э.Жака Далькроза. Н.А.Ветлугина (1958), А.В.Кенеман (1960), а в дальнешем М.Л.Палавандишвили, А.Н.Зимина, Е.Н.Соковнина и др. разрабатывали программы музыкального воспитания, методику работы с детьми и разнообразный музыкально-ритмический репертуар для детей дошкольного возраста (эти материалы были включены в раздел «Музыкально-ритмическое воспитание детей» типовой программы).

Не смотря на все усилия педагогов, создающих программы и воплощающих их в жизнь современного детского сада, не все дети настолько владеют своим телом, чтобы своё эмоциональное переживание, вызванное музыкой, выразить в художественном движении. Поэтому владение своим телом, осознанное движение позволит глубже воспринимать музыку и более ярко выразительно передавать то эмоциональное состояние, которое она у детей вызывает. Осознанное движение, рождённое как адекватное воплощение музыкального образа, усиливает эмоциональное переживание содержания музыки, а значит, и её воздействие на детей.

Успешность занятий во многом определяется нахождением приёмов, способствующих созданию атмосферы увлечённости, когда дети занимаются не по принуждению, а потому, что это интересно им самим. Для этого в методику проведения музыкально – ритмических занятий необходимо вводить разговорно – игровой метод, позволяющий ребёнку естественно проникнуть в художественный замысел и помогающий скоординировать движения своего тела с движением музыки. При таком методе возникает единство речи, движения и музыки, дополняющих друг друга, собираясь в восприятии ребёнка в целостный образ.

Выполнение вышесказанного зависит прежде всего от педагога. При этом из качеств, которыми должен обладать педагог, следует выделить его увлечённость и умение построить взаимоотношения с детьми на принципах свободного общения, на принципах сотворчества, содружества и сотрудничества. Не малую роль в этом вопросе играет и умение педагога подобрать репертуар для обучения детей музыкально-ритмическим движениям. Безусловно, невозможно долгие годы использовать в работе один и тот же материал, как бы хорош он ни был. Да, действительно, педагоги постоянно нуждаются в новом материале в соответствии с изменением запросов самих детей, явлений окружающей жизни, и, наконец, с потребностью всё время вносить в свою работу новое, свежее. Но, пожалуй, разработка репертуара- это бесконечный процесс, и для педагога важно не столько постоянное пополнение своего репертуарного багажа, сколько умение самостоятельно его разрабатывать, ориентируясь на возможности конкретных детей, а также цель и задачи их развития.

2.ОБЩИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ.

Цель музыкально-ритмического воспитания детей состоит в углублении и дифференциации восприятия музыки (выделение средств выразительности, формы), её образов и формировании на этой основе навыков выразительного движения.

Музыкально-ритмические занятия позволяют решать следующие задачи:

    развивать силу, выносливость, ловкость, гибкость, координационные способности;

    укреплять здоровье детей, их всестороннее физическое развитие;

    развивать основы музыкальной культуры;

    развивать музыкальные способности(эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);

    учить определять музыкальные жанры(марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска, упражнение), различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый и средний, медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка и т.д.);

    формировать красивые манеры, походку, осанку, выразительность телодвижений, поз;

    воспитывать чувство ответственности, трудолюбия, коммуникабельности, избавлять от стеснительности, зажатости, комплексов;

    воспитывать умения взаимодействовать со взрослыми, сверстниками, умение радоваться успехам других, вносить вклад в общий успех;

    формировать познавательные способности: память, внимание, мышление (умение наблюдать, сравнивать, анализировать).

Существует и другая классификация целей и задач музыкально-ритмического воспитания дошкольников, которая более успешно отвечает задачам современных программ дошкольного образования (в том числе и программе « Детство»,

С-Петербург).

Развитие ребёнка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности – это другая цель, которую ставят перед собой педагоги современных ДОУ. И, как известно, чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным, в таком виде деятельности, как движение под музыку, будет дальнейшее развитие ребёнка, становление его личности. И, возможно, меньше будет проблем у наших детей с развитие речи, внимания, память, мышления, формированием красивой осанки… И главное, на что должен быть нацелен педагог, это приобщение к движению под музыку всех детей – не только способных и одарённых и в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах путём подбора для них такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребёнка, его «изюминка» и индивидуальность, а слабые стороны, наоборот, будут завуалированы. Движение под музыку является для ребёнка одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом сказывается благотворно на его состоянии и воспитании.

Поскольку речь идёт о развитии детей в процессе музыкально-ритмических движений и содержание работы связано со спецификой этого вида деятельности, рассмотрим более детально её особенности.

Во-первых, ритмика – это синтетический вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ и конкретизируют основные средства музыкальной выразительности.

Помимо единства художественного образа, настроения и характера исполнения, музыка и движения тесно взаимосвязаны также и тем, что это временные виды искусства, при этом движение, протекающее в пространстве, как бы делает зримым, ощутимым движение времени. Музыка и движение, таким образом, имеют много общих параметров, к которым относятся:

    все временные характеристики (начало и конец звучания, темп,

    ритм);

    динамика (чем громче музыка, тем больше амплитуда движения);

    форма произведения и композиционная структура двигательной композиции.

В связи с этой взаимообусловленностью музыки и движений сформулированы задачи обучения и воспитания детей.

1. Развитие музыкальности:

Развитие способности воспринимать музыку, т.е. чувствовать её настроение и характер, понимать её содержание;

Развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;

Развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;

Развитие музыкальной памяти.

2. Развитие двигательных качеств и умений:

Развитие ловкости, точности, координации движений;

Развитие гибкости и пластичности;

Воспитание выносливости, развитие силы;

Формирование правильной осанки, красивой походки;

Развитие умения ориентироваться в пространстве;

Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

3. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:

- развитие творческого воображения и фантазии;

- развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове.

4.

Развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;

Тренировка подвижности(лабильности) нервных процессов;

Развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.

5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

Воспитание умения переживать другим людям и животным;

Воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Конкретизируя содержание каждого направления, выделим самое основное в каждом из них по возрастным группам.

3. Возрастные особенности развития дошкольников и обучение их в процессе освоения разнообразных видов движений.

Рассмотрим динамику развития возрастных особенностей и двигательных навыков у детей дошкольного возраста. Конкретизируя содержание каждого направления, необходимо выделить самое основное в каждом из них по возрастным группам.

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Дети младшего дошкольного возраста чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движения, особенно под музыку, доставляет им большую радость. Однако возрастные особенности строения тела (короткие ноги и руки, большая голова, короткое туловище), протекание нервных процессов и их зрелости, сформированности сказываются на двигательных возможностях. Движения малышей ещё не достаточно точные и координированные, плохо развито чувство равновесия, поэтому объем и разнообразие двигательных упражнений невелики, и все они носят, как правило, игровой характер.

Приоритетные задачи:

    воспитание интереса, потребности в движениях под музыку;

    развитие слухового внимания, умения выполнять движения в соответствии с характером и темпоритмом музыки;

    обогащение слушательского и двигательного опыта, умение осмысленно использовать выразительные движения в соответствии с музыкально – игровым образом.

Развитие музыкальности:

    воспитание интереса и любви к музыке в процессе совместных игр, движения под музыку со сверстниками, педагогами и родителями;

    обогащение слушательского опыта: узнавание знакомых плясовых, маршевых мелодий, народных и детских песен, пьес изобразительного характера и выражение этого в эмоциях, движениях;

    развитие умения передавать в движении характер музыки и её настроение (контрастное: весёлое – грустное, шаловливое – спокойное и т.д.);

    развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп (умеренно – быстрый, умеренно - медленный), динамику (громко - тихо), регистр (высоко – низко), ритм (сильную долю – как акцент, ритмическую пульсацию мелодии), различать два – трёх частную форму произведения (с контрастными по характеру частями).

Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя виды движений:

    ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперёд и назад (спиной), с высоким поднимание колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках;

    бег – мягкий, ритмичный, передающий различные образы (бабочки, птички, ручейки и т. д.);

    прыжковые движения – на двух ногах на месте, с продвижением

вперёд, прямой галоп – «лошадки», поскоки (четвёртый год жизни);

Развитие умений ориентироваться в пространстве :

    самостоятельно находить место в зале;

    перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом.

    формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку;

    развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, игрового образа выразительными жестами, элементарными плясовыми движениями вместе с педагогом и сверстниками.

Развитие и тренировка психических процессов:

    развитие умения начинать и заканчивать движение вместе с музыкой – развитие слухового внимания, способности координировать слуховые представления и двигательную реакцию;

    развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике – радость, грусть, страх и т.д., то есть контрастные по характеру настроения;

    тренировка подвижности нервных процессов – умение изменять движения в соответствии с различным темпом, формой и ритмом музыки;

    развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления – умение выполнять упражнения от начала до конца, не отвлекаясь – по показу взрослого.

    воспитание умения чувствовать настроение музыки, понимать состояние образа, переданное в музыкальном произведении, и выражать это в пластике;

    воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с де6тьми и взрослыми: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить её на место.

Показатели развития

Важнейшим показателем уровня музыкально – ритмического развития ребёнка в этом возрасте является интерес к самому процессу движения под музыку, выразительность движений и умение передавать в пластике характер музыке, игровой образ. При недостаточной координации, ловкости и точности движений (что в этом возрасте встречается довольно часто) выразительность пластики детей выявляет творческую одарённость, музыкальность.

Разнообразие выполняемых движений, соответствие их темпу, ритму, форме музыкального произведения свидетельствуют о высоком уровне музыкального и двигательного развития ребёнка

СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

В этом возрасте у детей появляется возможность выполнять более сложные по координации движения, возрастает способность к восприятию тонких оттенков музыкального образа, средств музыкальной выразительности.

Приоритетные задачи:

    развитие гибкости, пластичности, мягкости движения, а так же воспитания самостоятельности в исполнении, побуждение детей к творчеству.

Развитие музыкальности:

    воспитание интереса и любви к музыке, потребности в её слушании, движении под музыку в свободных играх;

    обогащение слушательского опыта – включение разнообразных произведений для ритмических движений: народных, современных детских песен и некоторых доступных произведений изобразительного характера композиторов – классиков;

    развитие умения передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения (весёлое – грустное, шаловливое – спокойное, радостное, торжественное, шуточное, беспокойное и т. д.);

    развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп (умеренно – быстрый, умеренно – медленный, быстрый), динамику (громко – тихо, умеренно громко, усиление звучания и уменьшения), регистр (высокий, низкий, средний), метро – ритм (сильную долю, ритмическую пульсацию мелодии, сочетание восьмых и четвертных), различать двух – трёх частную форму произведения, вариации с контрастными по характеру частями;

    развитие способности различать жанр произведения (плясовая, колыбельная, марш) и выражать это самостоятельно в соответствующих движениях и слове.

Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя следующие виды движений:

    ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперёд и назад (спиной), с высоким подниманием колена в разном темпе и ритме, ходьба на четвереньках;

    бег – лёгких, ритмичный, передающий различный образ, широкий (волк), острый (бежим по «горячему песку»);

    прыжковые движения – на двух ногах на месте, с продвижением вперёд, прямой галоп, лёгкие поскоки;

    общеразвивающие упражнения на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движения, махи, пружинность); упражнение на гибкость, плавность движений;

    имитационные движения – разнообразные образно – игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние;

    плясовые движения – элементы народных плясок, доступных по координации.

    самостоятельно находить свободное место в зале;

    перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и в колонну, в несколько кругов.

Развитие творческих способностей:

    воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку;

    формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку;

    развитие воображения, фантазии, умение самостоятельно находить свои, оригинальные движения, подбирать слова, характеризующие музыку и пластический образ.

Развитие и тренировка психических процессов:

    развитие умения самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой – развитие слухового внимания, способность координировать слуховое представление и двигательную реакцию;

    развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике – радость, грусть, страх, удивление, обида и т. д., то есть разнообразные по характеру настроения;

    тренировка подвижности нервных процессов на основе движения в различных темпах и ритмах;

    развитие восприятия, произвольного внимания, воли, всех видов памяти: мышления, речи – в умении выразить своё восприятие в движениях, а так же в рисунках и в словесном описании.

Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:

    воспитания умения сочувствовать, сопереживать, воспринимая музыкальный образ, настроение, объясняя свои чувства словами и выражая их в пластике;

    формирование чувства такта;

    воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, привычки выполнять необходимые правила самостоятельно: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить её на место и т. д.

Показателем уровня развития является не только выразительность и непосредственность движений под музыку, но и умение точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности, способность к запоминанию и самостоятельному исполнению композиций, использование разнообразных видов движений в импровизации под музыку.

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

В этом возрасте ребёнок – дошкольник достигает кульминации в развитии движения, которая выражается в особой грации, лёгкости и изяществе. У детей резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движений – из области хореографии, гимнастики. Это даёт возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения.

Приоритетные задачи:

    развитие способности к выразительному, одухотворённому исполнению движений;

    умение импровизировать под незнакомую музыку;

    формирование адекватной оценки и самооценки.

Развитие музыкальности:

    воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и новые музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это за произведения и кто их написал;

    обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными сочинениями;

    развитие умения выражать в движении характер музыки и её настроение, передавая как контрасты, так и оттенки настроений в звучании;

    развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп – разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических оттенков); регистр (высокий, средний, низкий); метроритм (разнообразный, в том числе и синкопы); различать двух – трех частную форму произведения

(с малоконтрастными по характеру частями), а также вариации, рондо;

    развитие способности различать жанр произведения – плясовая (вальс, полька, старинный и современный танец); песня (песня – марш, песня – танец и д.р.); марш, разный по характеру, и выражать это в соответствующих движениях.

Развитие двигательных качеств и умений.

Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений:

    ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом, «с каблучка», вперёд и назад (спиной), с высоким подниманием колена, ходьба на четвереньках, «гусиным» шагом, с ускорением и замедлением;

    бег – лёгкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий, широкий, пружинящий бег;

    прыжковые движения – на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с продвижением вперёд, различные виды галопа (прямой, боковой), поскок «лёгкий» и «сильный» и д. р.;

    общеразвивающие упражнения – на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координация рук и ног;

    имитационные движения – различные образно – игровые движения, раскрывающий понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущение тяжести или лёгкости, разной среды – «в воде», «в воздухе», и т. д.;

    плясовые движения – элементы народных плясок и детского бального танца, доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и д. р.

Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, в несколько кругов, шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроение на основе танцевальных композиций («змейка», «воротики», «спираль» и д.р.).

Развитие творческих способностей:

    развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинацию;

    формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ;

    развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям.

Развитие и тренировка психических процессов:

    тренировка подвижности нервных процессов – умение изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения – по фразам;

    развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления – на основе усложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности звучания музыки, разнообразие сочетаний упражнений и т. д.);

    развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть, страх, тревога и т. д., разнообразные по характеру настроения.

Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:

    воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным, игровым персонажам;

    воспитание потребности научить младших детей тем упражнениям, которые уже освоены, умение проводить совместные игры-занятия с младшими детьми;

    воспитание чувства такта, умение вести себя в группе во время занятий;

    воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, выполнять все правила без подсказки взрослых.

Показатели уровня развития детей:

    выразительность исполнения движений под музыку;

    умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности;

    освоение большого объёма разнообразных композиций и отдельных видов движений;

    умение передавать свой опыт младшим, организовывать игровое общение с другими детьми;

    способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений;

    точность и правильность исполнения движений в танцевальных и гимнастических композициях.

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Музыка в области музыкально-ритмического воспитания занимает одно из центральных мест. Мы говорим: «Следует научить детей красиво двигаться.». Но для того, чтобы это получалось надо выбрать очень хорошую музыку, воспитать культуру движения на лучших образцах музыкального творчества. Музыка, обладающая исключительной силой эмоционального воздействия, сопровождая движения, оказывает влияние на повышение качества их исполнения- выразительность, ритмичность, чёткость, координацию. И здесь педагогу необходимо особое чутьё и соответствующая подготовка.

Уже в начале процесса обучения детей надо обращать внимание на их музыкальность. Восприятие музыки и способность пластически отражать особенности музыки- ритмические, темповые, эмоциональные- у каждого ребёнка свои. Поэтому именно музыка, причём хорошо подобранная, позволит педагогу с первого занятия избежать формального подхода к самым простым упражнениям. В процессе этой работы детей надо знакомить с музыкой, передающей разнохарактерные образы- от весёлых, беззаботных, лирических, нежных, до энергичных, волевых, серьёзных.

Сопоставление конкретных музыкальных образов обогащает и организует эмоциональный мир детей, а способность уложить свои движения во времени, в соответствии с различным метроритмическим строением, положительно влияет на развитие слуха. Тщательный отбор упражнений и музыкального сопровождения, их соответствие возрастным особенностям и музыкальной подготовке детей, постепенное нарастание сложности упражнений и музыкального сопровождения приводит к успешному решению задач обучения, развивают у занимающихся способность ценить в музыке прекрасное.

Музыкальное сопровождение занятия – дело первостепенной важности. Именно в течение последовательного ряда занятий ребёнок приучается к своеобразному мелодическому мышлению. Но, чтобы ребёнок ни делал, необходимо подбирать предельно ясные по содержанию и восприятию мелодии, особенно на первых порах. Если в композиторском оригинале мелодия дана в слишком сложной разработке, её можно несколько упростить, подвергнув аранжировке. Разумеется, что музыка должна выбираться в соответствии с требованиями хорошего вкуса. Что касается критериев хорошего музыкального вкуса, то они должны определяться такими понятиями как ясность, доходчивость, законченность мелодии.

Диапазон музыкального репертуара широк- от сочинений, написанных специально для детей, до сложных образцов симфонической музыки. И здесь важно только то, что, выбирая музыку, каждый раз специалисты конкретно должны представлять, на сколько уместен данный материал на занятии.

Всё, о чём говорилось выше, направлено на одну цель: выработать в ребёнке активное творческое восприятие музыки, способность получать подлинное эстетическое наслаждение от контакта с музыкой, умение выразить её содержание в движениях.

Итак, в каждом виде музыкально-ритмической деятельности- восприятии, исполнительстве, творчестве, кроме основных музыкальных способностей (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма), развиваются и другие. В процессе восприятия музыки развивается музыкальное мышление. В исполнительстве и творчестве детей помимо основных музыкальных способностей формируются исполнительские и творческие способности, требующие овладения определённой техникой исполнения и импровизаций.

Музыкально-ритмическая деятельность развивает не только музыкальные, но и общие способности. Развивается мышление, эмоции, воспитывается творческое воображение, укрепляется воля, способность удерживать произвольное внимание. В свою очередь, общие способности влияют на формирование музыкальных. Развитие всех способностей требует индивидуального подхода к детям, учёта их склонностей, интересов.

Учимся танцевать, играя

Милые коллеги! Вы, наверняка, согласитесь со мной, что на музыкальном занятии такие разделы как: слушание, пение, музыкальная дидактика предполагают наглядность и игру, и только МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ выпадают из этого ряда.
У многих детей, в силу их возрастных особенностей, ещё не развито чувство ритма, координация движений, пространственное воображение, а обучение по принципу: "повтори за мной" и "поставь ногу сюда, а эту вот так", не всегда успешно.
Кроме того, обучение музыкально-ритмическим движениям проходит неинтересно и скучно для детей - сухой неоднократный повтор за музыкальным работником или воспитателям гасит интерес к этому виду деятельности, потому столько времени приходится тратить на постановку танца: некачественное и невыразительное исполнение движений не может радовать ни детей, ни музыкантов.
Неужели пустить всё на самотёк и вести эту монотонную и иногда безуспешную работу и дальше?
Как привить детям любовь к обучению музыкально-ритмическим движениям с младшего возраста?
Конечно, тоже через игру , чтобы в занимательной, игровой ситуации ребёнок выполнял движения легко и непринуждённо, увлекаясь самим процессом обучения, чтобы он не стеснялся сделать движение неправильно, а был захвачен игрой, сюжетом, ведь давно известно: если ребёнку интересно, то гарантия того, что у него всё получится, возрастает во много раз. Что понятно - то выполнимо!
Итак, делаем вывод: музыкально - ритмические движения всегда были предметом обязательной скрупулезной отработки и неоднократного, тщательного машинального повтора за взрослым.
В музыкально - ритмических движениях игровые приемы практически не используются, и у ребенка теряется интерес к этому виду деятельности.
Я решила пересмотреть и этот вопрос и постараться сделать так,
чтобы дети получали навыки музыкально - ритмических движений в ИГРЕ и видели результат своих достижений в танцевальных композициях и танцевальном творчестве.
А за свои успехи получали бы
"Волшебную туфельку " - /все эти значки печатаются и отдаются детям в «копилку» своих побед и достижений/
Начали мы с разноцветной и весёлой разметки музыкального зала . Дети с удовольствием стали играть в эту танцевальную карусель, что, несомненно, улучшило качество построений в танцах: ведь теперь у каждой пары возник свой "домик". Эти обозначения помогли сохранять круг, теперь малыши двигаются по звёздочкам, не сбивая его при движении, что значительно сэкономило время музыкального занятия, которое так ценно и которого так не хватает на всё.

Далее я стала размышлять логически, анализировать и пришла к выводу, что все танцевальные движения в детском саду состоят из: разнообразных шагов и всевозможных прыжков, которые выполняются на мягкой «пружинке».
Дети с 1 мл. группы знакомятся с этими движениями. Шаги и прыжки для них понятны.…Но что такое для малыша «пружинка»? В силу своего маленького жизненного опыта, это понятие для него абстрактное. Ну, в самом деле, почему
полуприседание взрослой тёти называется «пружинка»? И вот тогда родилась идея создать куклу -
Девочку Пружинку , у которой ножки будут сделаны из настоящих пружинок. Куколку, с которой можно играть, потрогать её спиральные ножки, привести их в движение и понять, наконец, что такое пружинка. Эта игрушка стала для ребят весёлой подружкой, они с лёгкостью подражают ей и выполняют «пружинку», как только девочка пригласит их танцевать!

А чтобы ей не было скучно, я придумала для неё верных товарищей - мальчиков по имени Шажок и Прыжок .



Эти герои стали для детей настоящими друзьями, без них не обходится ни одно музыкальное занятие, ведь они помогают ребятам осознанно подходить к исполнению движений, самостоятельно анализировать - кто из наших героев помогает выполнять те или иные движения.
Например: выполняя «приставной шаг», дети выясняют для себя и выставляют на фланелеграфе кукол: «Шажок + Пружинка», а чтобы получился «боковой галоп» - нужно добавить к ним еще «Прыжок» , и т.д.
То есть, мы не просто играем в музыкально ритмические движения, мы задаем детям вопросы поискового характера, и ребенок ищет варианты ответа, свободно играя с этими куклами, составляя схему движения.
Старшие ребята могут использовать не куклы, а их символы.

А для малышей любимой подружкой стала вот такая Девочка Пружинка:

Войдя в атмосферу игры, захотелось остаться в ней и дальше, мотивировать любое музыкально- ритмическое движение игровой ситуацией, интересным для детей сюжетом или знакомыми образами, захотелось привнести в логику движений немного воображения, вот и родилась идея танцевать, играя, сначала словесно, а затем и зрелищно.
Так и возник «АЛЬБОМ ПУТЕШЕСТВИЙ В СТРАНУ ДВИЖЕНИЙ» .
Иллюстрациями для него послужили красочные, игровые, яркие картины большого формата, удобного для восприятия детей.

Для МЛАДШЕЙ ГРУППЫ - это сказочная поляна, по чьей тропинке мы идём и встречаем игрушечную машину (топающий шаг), лошадку (галопчик), солнышко (и наши ножки - как солнечные лучики), зайчика (прыжки на 2-х ногах) и т д, а девочка ПРУЖИНКА, мальчик ШАЖОК и мальчик ПРЫЖОК всегда рядом с нами, чтобы не дать ребятам ошибиться.

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ наш путь пролегает через бабушкину деревню, где нас встречает кошечка (мягкий шаг), на пути - берёзовая роща, где мы знакомимся с русскими народными движениями, танцуем с платочком, а ПРЫЖОК, ПРУЖИНКА и ШАЖОК обучают нас поскокам.

СТАРШАЯ ГРУППА приглашает детей в Танцевальный Класс.
Тут Магистр Танцевальных Движений проводит свой занимательный танцевальный урок.

А в ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ мы попадаем к Королеве Танцев, где продолжаем готовиться к балу, осваивая всё новые и новые движения, знакомимся с жителями Города Танцев: Менуэтом, Полонезом, Полькой, Вальсом и т д. и выполняем поэтапно фигуры этих танцев, чтобы потом собрать их воедино и исполнить на балу.

Все эти картины сопровождаются игровым текстом и перечнем движений по каждой возрастной группе.
Таким образом, ПРИНЦИП ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ успешно нашел своё применение и в этом виде музыкальной деятельности.
Просто необходимо сделать так, чтобы в обучении музыкально - ритмическим движениям, все было прозрачно и понятно детям, что, несомненно, будет стимулирует их интерес и более успешное воспроизведение движений на музыкальных занятиях.

5 минут музыкально-ритмических движений в подготовительной группе

Ольга Арутюнян (Шерстякова)
Методы и приемы разучивания музыкально-ритмических движений

«Методы и приемы разучивания »

Ольга Арутюнян

Тема «»

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возросла потребность в эффективных методах воспитания и обучения дошкольников основам музыкального развития , влияющее на последующее становление личности ребенка. Музыкально -ритмическое воспитание в этом смысле оказывается одним из стержневых видов деятельности, объединяющим музыку , пение, движение и слово . Ведь овладевая навыками ритмического, выразительного движения , ребенок учится владеть своим телом, у него формируется правильная осанка, выразительная легкая походка.

Накопленный опыт работы в процессе организации музыкально -ритмического развития в дошкольном учреждении показал, что существует проблема на которую необходимо обратить внимание, это как научить детей запоминать разнообразные танцевальные движения , их последовательность, смену рисунка в танце. Анализ накопленного опыта работы заставил меня искать эффективные средства активизации музыкально-ритмических движений и творчески подойти к подбору методов и приемов работы . В связи с этим мной была изучена и использована в работе следующая литература, которая позволила определиться с целью и задачами по заданному направлению. Поставленная мною цель-научить детей запоминать последовательность танцевальных движений и смену рисунка танцев используя эффективные методы и формы работы . Задачи направленны на :

1. Развитие двигательной памяти, при поэтапном разучивании танцев , используя все виды шага.

2. Обогащение двигательного опыта детей по кругу и в парах, совершенствование танцевальных движений с помощью образа .

3. Развитие творческих способностей, потребности в самовыражении, выразительности в движении под музыку , воспитание рыцарства.

Были определенны направления работы по организации и обучению музыкально-ритмических движений , это поэтапное разучивание танцев ; движения с помощью образа ; движение по кругу и парами ; понятие правой руки и ноги; воспитание рыцарства. Для выполнения заданных направлений подобранны следующие методы и приемы работы , что позволило добиться мне эффективности в разучивании музыкально-ритмических движений с детьми . Это

1. Наглядно-слуховой метод , используется мной при ознакомлении детей с музыкальным произведением , с помощью которого в дальнейшем строится музыкально -ритмическая композиция.

2. Наглядно-зрительный, двигательный метод , применяется при показе игр, плясок, отдельных танцевальных элементов.

3. Словесный метод , этот метод , который очень важен для меня, потому что без правильного, четкого объяснения нельзя добиться положительного результата. Используется мной в танцах, музыкальных играх , при пояснении хода выполнения движений , многократном повторении и подаче нового материала).

Работа над первым направлением- поэтапным разучиванием танцев , проходила на занятии по музыкальному воспитанию и в кружке. В своей работеруководствовалась постепенным, поэтапным разучиванием танца , объединяя в единое целое все разученные движения , как бусинки на нитку. В процессе освоения танцевального материала условно выделила для себя три этапа обучения.

На первом этапе - опиралась на способность детей к подражанию, поскольку дети повторяют все движения автоматически , подражая взрослому.

Второй этап для меня характерен тем, что время от времени прекращаю показ в процессе совместного исполнения и предлагаю детям продолжать исполнять движения самостоятельно , для тренировки произвольного внимания, памяти, воли. Только после нескольких повторений, я позволяю детям исполнить всю композицию самостоятельно от начала до конца, подсказывая в начале некоторыми жестами. Это так называемый птичий язык или как его еще называют в методике «условный язык» . Например, при кружении еле заметно кручу пальчик перед собой, а при выполнении лодочки складываю ладони перед собой гнездышком,

«крестик» в вальсе, показываю с помощью скрещивания двух пальцев крестиком и т. д. Если дети уже хорошо знают порядок движения в танце , то им эти подсказки- скорее нужны как психологическая поддержка.

На третьем этапе поэтапного разучивания танцев– с учетом двух первых этапов происходит формирование у детей умения самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные, оригинальные упражнения, владеть собственным телом, тонкостью музыкального восприятия .

Закрепление материала проходит не только на занятиях по музыке , кружке, но и на занятиях по физической культуре, где с детьми закрепляется боковой галоп, ковырялочка, шаг польки.

Чтобы выучить определенное движение на всех этапах разучивания танца , себе на помощь я зову трех друзей кукол : мальчик Шажок- шагает различными шагами;

мальчик Прыжок –делает прыжки; девочка Пружинка- сгибает ножки, пружинит.

Например, при разучивании танцевальных движений использую четверостишье :

Вот солдатики стоят, Начинается парад!

Раз, два, три, четыре, пять – Начинаем мы шагать. (приходит мальчик Шажок)

Ножки быстро поднимай и прыжками забавляй. (приходит мальчик Прыжок)

Мы коленочки покажем,

Как пружиночки запляшем (приходит девочка Пружинка)

Все наши танцевальные движения состоят из трех друзей, объясняю детям :

Боковой галоп =прыжок+приставной шаг

Шаг польки = Подскок (прыжок) + 2 шажка

Поскок = шаг + прыжок

Использование в обучении «Трех друзей» , необходимое условие в использовании здоровье сберегающих технологий. Так что только система занятий, закрепление и отработка выразительности и эстетики выполнения движений в итоге дают тот танец, которым и мы, и дети довольны.

Движения с помощью образа- это второе направление, которое используется мной в обучении музыкально-ритмическим движениям с использованием игровых приемов .

Игровой прием "Спокойный шаг" применяю с младшей группы предлагая детям просто «погулять» (дети свободно, естественным, неспешным шагом гуляют по залу, при этом предлагаю им рассмотреть во время ходьбы зал или предлагаю погулять, отдыхая от предыдущего танцевального движения .

Игровой прием "Мягкий шаг" или" кошечка", используется мной со средней группы. Ассоциируется у детей этот прием с мягкими шажками и движениями кошечки , которая мягко и изящно двигается.

Игровой прием "Бодрый шаг", применяется мной с младшей группы. Его еще можно назвать шаг солдатика и использовать с показом куклы мальчика.

Игровой прием "Стремительный шаг" применяю в старшей-подготовительной группе - "шагаем, как спортсмены" - колени не сгибаем, выносим прямую ножку стремительно вперёд, носочек тянем" (снова показ мальчика Шажка) .

Игровой прием «Рисуем цветочек» или «Выставление ноги на носок» - используется во всех возрастных группах. Этот прием очень эффективен на практике, потому что просто добиться вытягивания носка у ребенка сложно. Как только начинаешь с ним играть в карандашик, который рисует цветочек, то дети проявляют свое воображение дополняя движение «как-бы цветным карандашиком» . Цветной карандашик может определяться по цвету колготок, носочек, гольф.

А если еще и подбадривать детей словами отточенный, новенький, остренький, положительный результат не заставит себя ждать.

Как только был найден образ карандашика, отточенного – всё! – ни о каком согнутом колене уже не было и речи!

Движение по кругу и парами . Это сложное направление в обучении музыкально- ритмическим движениям . Для эффективности обучения использую в работе прием – «карусель» с использованием четверостишья.

Мы пришли на карусели, И устроили веселье –

Покатались дружно все На огромном колесе.

С песней, с музыкой , с игрой! Как нам весело с тобой!

Карусель кружится, а лошадки друг на друга не наезжают напоминаю всегда детям.

Игровой прием «платок» - позволяет закрепить работу в парах и в круге, где все дети, стоящие в парах и держась за платок, стараются не сломать круг и не выйти из пары, чтобы платок не помялся, не искривился и не потеряет свою красоту.

Наш платочек голубой, Поиграть хотим с тобой.

Ты беги, платок по кругу, Выбирай скорее друга!

Покружись, попляши И платочек ты держи!

Стоит детям понять принцип движения , приобрести минимальный опыт, навык,- как уже легче обращаться к ним с просьбой не отставать и соблюдать круг… просто уже в начале обучения мы осваиваем материал с помощью игровой формы, что позволяет получать удовольствие от танца.

Используя прием игровой- музыкальный «Прятки» , учу детей держать круг ровным, красивым, например,

Спрячься, спрячься, и сейчас будет ровным круг у нас!

Ты за мной шагай, мой друг, не ломай красивый круг!"

Кто неровно зашагал - тот цепочку разорвал,

Спрячься, спрячься, поскорей, будет наш кружок ровней!"

Проверено : игра в "прятки" друг за друга в хороводном шаге- в 100 раз эффективнее, чем простые просьбы идти ровнее!

Понятие правой руки и ноги одно из направлений необходимых для обучения детей танцам. Обучение правой и левой руки, ноги происходит с применением знакомого нам уже четверостишья.

(танец буги –вуги)

Чтобы дети запомнили правую ногу и не путались, я привязываю красивую ленточку к правой ноге. (особенно в парах) . Дети видят, что ленточка находится на противоположных ногах, что ножки не ударяются и свободно можно выставлять их вперед. А нога на которой нет ленточки- левая, она тоже может свободно двигаться вперед и назад.

Знание Правой руки и ноги -самое первое правило для танца : начинаем любое танцевальное движение с правой ноги , поворачиваемся при кружении в правую сторону (догоняем правую руку) .

Воспитание рыцарства, еще одно, не «музыкальное » , но очень важное направление в моей работе по обучению музыкально-ритмическим движениям . Именно это направление помогает мне на занятиях привить навык культурного поведения в движении . Например, со средней группы - приучаю мальчиков подходить к девочкам с поклоном и выводить на танец. И обязательно после танца отводить девочек на место, так же с поклоном, и садиться рядом - или на свободный стульчик. Эта традиция закрепляется уже в старших группах, у детей начинают проявляться задатки рыцарства.

При разучивании и закреплении детьми ритмического рисунка (или движения ) использую следующие приемы : прохлопать ритмический рисунок, пройти его шагами; прохлопать выученный ритмический рисунок в кругу по очереди; пройти шагами знакомый ритмический рисунок с частичным или полным выключением музыкального сопровождения (пропеть мелодию про себя) .

Музыкально- ритмическое движение , как и любой другой вид деятельности с детьми требует результативности выполненных действий. В своей деятельности с детьми применяю следующую систему оценивания- система поощрительных значков. Такая система включает в себя три вида поощрения за успехи в освоении танцевальных движений в танцевальном творчестве : "Орден волшебной туфельки" для девочек; «Орден волшебной туфельки" для мальчиков; за успехи в парных танцах. (приложение№1)

Из выше сказанного можно сделать определенный вывод, что методы и приемы , использованные мной на музыкальных занятиях способствуют более активному развитию музыкально-ритмического движения , позволяет в доступной форме приобщить детей к основам музыкального искусства . Спасибо за внимание.

Актуальность темы обусловлена тем, что осуществляя программные задачи по музыкальному развитию на занятиях, праздниках, в развлечениях и других видах деятельности, я обратила внимание на то, что дети охотно, с удовольствием, включаются в разучивание и исполнение танцевальных постановок, в которых не только можно освоить элементарные ритмические движения, но и изобразить конкретных персонажей, выразительно передать их действия. Это навело меня на мысль – уделять больше внимания музыкально – ритмической деятельности. Это так же является неотъемлемой частью оздоровительно – профилактической работы, которая способствует развитию опорно – двигательного аппарата, формированию правильной осанки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №52

Колпинского района Санкт-Петербурга

«Развитие эмоциональности ребенка

Через музыкально-ритмические движения».

Подготовила:

Васильева Ю. Г. – музыкальный руководитель

Санкт-Петербург

2017

Актуальность темы обусловлена тем, что осуществляя программные задачи по музыкальному развитию на занятиях, праздниках, в развлечениях и других видах деятельности, я обратила внимание на то, что дети охотно, с удовольствием, включаются в разучивание и исполнение танцевальных постановок, в которых не только можно освоить элементарные ритмические движения, но и изобразить конкретных персонажей, выразительно передать их действия. Это навело меня на мысль – уделять больше внимания музыкально – ритмической деятельности. Это так же является неотъемлемой частью оздоровительно – профилактической работы, которая способствует развитию опорно – двигательного аппарата, формированию правильной осанки.

Цель: формировать эмоциональное восприятие музыки через двигательную активность, развивать творческие способности посредством танца; содействовать всестороннему развитию личности ребенка.

Задачи:

Эстетические: развивать музыкальный вкус и кругозор; пробуждать интерес к танцевальному движению; формировать навыки музыкального восприятия в единстве с выразительным движением.

Пластические: развивать гибкость, пластичность, точность движений; формировать навыки грациозности, дать основы элементов танца.

Оздоровительные: формировать правильную осанку, содействовать развитию органов дыхания.

Воспитательные: воспитывать силу воли, самостоятельность, стремление доводить начатое дело до конца; эмоционально раскрепостить ребенка.

Музыкально – ритмические движения:

Обогащают эмоциональный мир детей и развивают музыкальные способности;

Развивают познавательные способности;

Воспитывают активность, дисциплинированность, чувство коллективизма;

Способствуют физическому совершенствованию организма.

Методы и приёмы:

Метод показа

Словесный метод

Наглядный

Игровой

Практический

С данной темой я выступала на педсовете, где говорила о том, что художественное воспитание занимает важное место в дошкольной педагогике. Ведущими видами творчества в музыкальной деятельности детей являются пение и музыкально-ритмические движения. Так, например, музыкально- ритмические движения помогают ребенку контролировать себя, делать свои движения более гармоничными, обрести красивую осанку, снять зажимы, выразить свои чувства в движении. Однако всё вышесказанное не имело бы смысла без, пожалуй, самой главной составляющей детского здоровья - эмоционального благополучия.

В моей практической деятельности эмоциональное благополучие обеспечивается соблюдением и выполнением следующих педагогических условий:

  1. Доброжелательный тон педагога, внутренняя спокойная, не напряженная среда, веселая, лёгкая музыка, красивая окружающая обстановка - это то, чего надо придерживаться во время проведения музыкальных занятий. Даже напуганному, зажатому, не понимающему, что происходит и куда он попал, новичку, общий положительный эмоциональный фон дает возможность расслабиться, понять, что все не так уж страшно, раз хорошо и комфортно другим.
  2. Занятия должны проходить в атмосфере радости и игры. Игровая деятельность - главная движущая сила развития ребенка дошкольного возраста. Играя, дети познают себя, окружающий мир. А игра, сопровождаемая музыкой, движениями, вызывает у детей чувство радости и веселья. Играя, дети учатся без принуждения, сами того не замечая. Игра помогает детям создавать образы и запоминать их яркие черты.
  3. Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, находить к каждому отдельному ребенку подход, нужные слова для беседы и пояснений, подбирать соответствующие музыкально – ритмические постановки.

Обобщение:

Наблюдая за тем, с каким интересом дети осваивали новые движения и вслушивались в современные композиции, как они пытались на репетициях, праздниках, занятиях эмоционально передать характер движения различной музыки, я увидела, что вместе с этим повысился и общий уровень их музыкальных способностей; улучшилось чувство ритма, координация; дети стали лучше чувствовать музыку и выполнять танцевальные движения; на последующих занятиях увеличилась активность и в таких направлениях как пение, слушание музыки, игра на музыкальных инструментах.

Трудно переоценить значение движения в развитии ребенка дошкольного возраста. Телесные ощущения для него первостепенны в освоении окружающего мира. Телесный опыт способствует полноценному развитию у ребенка всех психических процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления. Ритмическое движение под музыку вызывают у детей яркие эмоциональные импульсы, разнообразные двигательные реакции, усиливают радость и удовольствие от движения. Дети чрезвычайно чувствительны к музыкальному ритму и с радостью реагируют на него. Ритмика – это начало, база, толчок для будущей физической формы ребенка, для будущего стиля и ритма его жизни. Это очень важно – как ваш ребенок будет двигаться по жизни и насколько будет здоров. Не стоит этим пренебрегать. Надо помочь ребенку быть здоровым, определиться в его желаниях способностях.


Теория и методика музыкального образования. Учебное пособие Безбородова Людмила Александровна

4. Музыкально-ритмические движения

Движение под музыку развивает у младших школьников чувство ритма, способность улавливать настроение музыки, воспринимать и передавать в движении различные средства музыкальной выразительности: темп, его ускорение и замедление, динамику – усиление и ослабление звучности; характер мелодии; строение произведения.

Идея использования музыкально-ритмического движения как средства развития музыкальности детей принадлежит швейцарскому ученому, основоположнику ритмики Э. Ж. Далькрозу (1865–1950). По его мнению, ритм музыки и пластика объединяются в движении с моторной, мышечной активностью человека. Ввиду данной особенности на занятиях по ритмике Далькроз стремился к тому, чтобы прежде всего создавать у своих воспитанников непреодолимое желание выражать себя. В качестве необходимых условий музыкально-ритмического воспитания считалось развитие эмоциональных способностей и творческого воображения детей. В дальнейшем идеи Далькроза были развиты его последователями Н. Г. Александровой, М. А. Румер, Н. А. Ветлугиной, Н. А. Метловым, Е. В. Коноровой, Е. Н. Соковниной, Г. С. Франио, И. В. Лифиц, М. Б. Пустовойтовой и др.

Основная цель ритмики – формирование у детей восприятия музыкальных образов в их развитии и способности выражать их в соответствующей музыке. Музыкально-ритмическая деятельность детей делится условно на две группы: восприятие музыки и воспроизведение ее выразительных свойств в движении. В этом виде музыкальной деятельности углубляется и дифференцируется восприятие музыки (выделяются средства музыкальной выразительности), ее образов и на этой основе формируются навыки выразительного движения.

Задачи ритмики:

– образовательные: формировать навыки владения ходьбой, бегом и другими видами движения как средствами выражения музыкальных образов; навыки ритмичного движения в соответствии со структурой, темпом, динамикой и регистровыми особенностями музыкального произведения; отмечать в движении метр, метрическую пульсацию, акценты, ритмический рисунок;

– воспитательные: воспитывать у детей культуру движений, культуру чувств, чувство ответственности в коллективно выполняемых упражнениях, играх, танцах;

– развивающие: развивать у детей эмоциональную отзывчивость, художественно-творческие способности (индивидуальное выражение музыкального образа, придумывание и комбинирование танцевальных движений); свободу движений посредством снятия мышечного торможения, чувство пространства.

Виды музыкально-ритмических движений. Источниками движения считают физические упражнения, танец, сюжетно-образные инсценировки. Физические упражнения в ритмике – ходьба, бег, подпрыгивания, поскоки, общеразвивающие упражнения (без предметов и с ними); строевые (построения, перестроения, передвижения). Назначение упражнений – развитие гимнастических, танцевальных движений, отработка их ритмичности и пластичности. Музыкально-ритмические упражнения можно разделить на подготовительные и самостоятельные. Само слово «упражнение» звучит для ребенка прозаично, поэтому с учетом поэтического восприятия мира детьми упражнения, как правило, имеют образные названия: «шагают кузнечики», «после дождя», «спать хочется» и т. д.

Музыкальные игры направлены на выражение эмоционального содержания музыки. В основе их лежит программная музыка, которая подсказывает ход действия сюжетной игры, музыкальную характеристику персонажей. Различают сюжетные игры, осуществляемые в образных движениях, и несюжетные, которые разыгрываются по определенным правилам в зависимости от характера музыкального произведения. Музыкальные игры делятся на игры под инструментальную музыку и игры под пение – хоровод. Хороводы проходят под народные песни, текст песен подсказывает последовательность движений. Игра с пением – начальная форма музыкальной игры, где текст определяет характер образа движения. Более сложным видом считается игра под инструментальную музыку.

Следующий вид музыкально-ритмического движения – детские пляски и танцы. Они основаны на элементах народных и классических танцевальных движений. Этот вид музыкально-ритмического движения можно подразделить на пляски и танцы с зафиксированными движениями, свободные и импровизационные, а также комбинированные, то есть имеющие и зафиксированные движения, и свободную импровизацию. В этом случае используется авторская композиция движений, и те, которые придумывают сами дети.

Таким образом, все виды музыкально-ритмического движения выполняют общую задачу – добиться слитности характера движения и музыки, но у каждого вида есть свои функции.

Требование к музыкальному репертуару для всех видов музыкально-ритмического движения предполагает его художественность, динамичность, стройность и ясность выражения художественного образа. Особое значение имеет народная музыка, в частности русская народная песня.

Приемы обучения ритмике: наглядно-слуховой метод, который предполагает художественное исполнение педагогом музыки; словесный – образный рассказ о новой игре, танце, и метод упражнения – многократного повторения и закрепления движений, а также поэтапное разучивание репертуара танцев. В первой группе действий по восприятию музыки детьми происходит выделение ярких выразительных средств в музыке, акцентов, метрической пульсации, темповые изменения. Все это передается хлопками, шлепками, притопами, щелчками, отстукиванием ритма. Во второй группе действий происходит освоение двигательных навыков в процессе музыкальных игр, хороводов и танцев.

В основе музыкально-ритмической деятельности лежит моторно-пластическая проработка музыкального материала. Основным правилом обучения детей музыкально-ритмическому движению является внимательное отношение к музыке, что, соответственно, не допускает разговоров во время ее звучания, а также шумного исполнения движений. Самым простым заданием на первых порах для детей должно быть требование начинать и заканчивать движение вместе с музыкой. Если произведение начинается со вступления, следует научить детей слушать его, а движения начинать только после его завершения. Следующей ступенькой могут стать задания на смену вида движения в зависимости от характера звучания музыки.

Методика обучения ритмике содержит три этапа:

1. Знакомство детей с новым упражнением, пляской или игрой. Создается целостное впечатление о музыке и движениях. Это начало разучивания в общих чертах. При этом педагог прослушивает вместе с детьми музыку, раскрывает ее характер, образы и показывает музыкально-ритмические движения, стремится пробудить в детях желание разучить его. Затем он поясняет содержание музыкально-ритмического движения, элементы его, показывает каждый элемент в отдельности и вместе с детьми выполняет новое движение. В момент разучивания последовательности элементов всей композиции педагог тактично оценивает действия детей, чтобы сохранить их положительное отношение к делу.

2. Углубление разучивания. На этом этапе происходит уточнение, создание целостного музыкального образа, настроения музыки.

3. Закрепление представлений о музыке и движении, поощрение детей на самостоятельное выполнение разученных движений. Творчество детей, придумывание новой композиции хоровода из разученных элементов танца.

В работе над игрой, танцем или пляской педагогу целесообразно неоднократно исполнить музыку, остановить внимание детей на моментах, недостаточно ярко переданных в движениях; недопустимо уточнение ритмичности движения в отрыве от музыки, а также громкий счет педагога в момент исполнения упражнения. При необходимости возможно использовать показ удачных движений одним или двумя успевающими учениками, так как в педагогической практике замечено, что школьники быстрее понимают движение, когда его выполняет сверстник.

Занятия ритмикой требуют площади для свободного движения детей. Отсутствие в некоторых школах специального помещения объясняет причину, по которой порой движениям на уроке отводится незначительное место. Но, понимая значимость движения, способного помочь ребенку «войти в образ», почувствовать музыку «всем телом», глубже проникнуться ее настроением, можно рекомендовать выполнять задания сидя или стоя около парт, но ни в коем случае не лишать ребенка возможности самовыражения посредством движения. Например, под веселую музыку можно предложить детям «танцевать» в воздухе кистями рук, притопывать ногами (сидя), под спокойную музыку делать плавные движения руками, под «таинственную» музыку изображать любопытство или испуг. Те произведения, которые связаны с движением, дети лучше запоминают и больше любят.

В качестве программных произведений Ю. Б. Алиев предлагает следующие упражнения, игры, пляски, танцы и инсценировки:

Упражнения:

1. В. Шаинский «Вместе весело шагать» (маршировка).

2. М. Глинка «Детская полька» (подскоки, кружение).

3. Д. Кабалевский «Рондо-марш» (ходьба под музыку разного характера) и т. д.

Игры:

1. Игра в куклы: П. Чайковского «Болезнь куклы», «Новая кукла».

2. Игра в солдатики: П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков», В. Ребиков «Игра в солдатики».

3. Игра «Медведь и дети»: русская народная песня «Как пошли наши подружки», И. Стравинский «Медведь».

4. Игра «Дирижеры»: (дирижирование на 3/4, 2/4, 4/4), из них – на 2/4 – П. Чайковский «Камаринская» из «Детского альбома», Ф. Шуберт «Лендлеры». На 3/4 – Н. Римский-Корсаков «Песня Индийского гостя» из оперы «Садко». На 4/4 – М. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила».

Пляски и танцы:

1. Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я».

2. П. Чайковский «Полька» из «Детского альбома».

3. И. Шатров «На сопках Манчжурии».

4. П. Чайковский – «Вальс» из балета «Спящая красавица».

Инсценировки:

1. А. Александров – «Без музыки скучно».

2. М. Красев – «Летний вальс».

3. Г. Свиридов «Колдун».

4. Э. Соколова «Баба-Яга».

5. П. Перковский «Ссора».

6. П. Чайковский – «Подснежник» из цикла «Времена го да».

Рекомендуемые игровые движения и элементы плясок в начальной школе (подробнее можно прочитать в книге: Осеннева М. С., Безбородова Л. А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: Академия, 2001. – С. 251–252).

1. Исходное положение: основное положение стоя – стоять не сутулясь, без излишнего напряжения в коленях и плечах, голова слегка поднята, пятки вместе, носки немного раздвинуты.

2. Виды шага. Бодрый шаг – обыкновенный бытовой шаг, но несколько более устремленный, благодаря чему тяжесть тела сразу переносится с пятки на переднюю часть ступни. Характер этого шага соответствует радостному, бодрому маршу. Высокий шаг – шаг с высоким подниманием ноги и сгибанием колена. Корпус прямой, голова поднята, энергичное движение руками. Соответствует энергичному характеру маршевой музыки. Тихая и «осторожная» ходьба – корпус наклонен слегка вперед, ноги мягко ступают на всю ступню. Движение рук сдержанное. Характер шага соответствует тихому звучанию музыки. Хороводный шаг – голова чуть приподнята, плечи немного отведены. В хороводах исполняется детьми, взявшимися за руки. При этом возможна смена положения рук, то есть рука, которая была впереди, идет назад, а та, что сзади – вперед. Таким образом, дети идут хороводным шагом, повернувшись в круг то лицом, то спиной. Шаг на носках исполняется, выпрямившись, как бы вытянувшись вверх. Мягкий пружинящий шаг соответствует спокойной танцевальной музыке. Нога, опускаясь на пол, мягко сгибается в колене и сразу пружинно выпрямляется и встает на носок (полупальцы).

3. Виды бега: легкий бег – бег непринужденного, беззаботного характера. В беге ноги активно отталкиваются от пола и мягко, бесшумно приземляются. Стремительный бег – энергичный бег (большими прыжками) с сильным взмахом рук. Корпус слегка наклоняется вперед.

4. Подскоки: легкие подскоки исполняются без лишнего напряжения. Нога слегка выносится вперед с согнутым коленом, руки свободно двигаются – одна вперед, другая назад. Сильные подскоки – движения рук и ног более энергичные. В отличие от легких подскоков сильные подскоки соответствуют более яркой в динамическом отношении музыке.

5. Прыжки: пружинное подпрыгивание исполняется при сильном отталкивании ступнями от пола. При приземлении колени слегка сгибаются. Сначала пола касаются пальцы, и лишь затем вся ступня, тяжесть тела на пятки не переходит. Положение корпуса – прямое, движение вверх – подчеркнуто вертикальное.

6. Элементы танцев: боковой галоп – правая нога делает шаг вправо, левая – продвигается к ней, пяткой как бы выталкивая ее снова вправо, для следующего шага. Движение полетное, без высокого подпрыгивания. Корпус в сторону движения не поворачивается. Шаг польки – на затакте делается легкий подскок на левой ноге. Одновременно правая нога выносится слегка вперед. На «раз-и-два» делается три небольших шажка – бега на носках, правой-левой-правой ногой, на «и» снова легкий подскок на правой ноге, левая выносится вперед и т. д. Выставление ноги вперед на пятку и на носок – ставя ногу на пятку, следует согнуть ногу в подъеме так, чтобы носок смотрел вверх; ставя ногу на носок, подъем надо выпрямить. Прыжки с «выбрасыванием» ног вперед – нога выносится вперед с прямым коленом и слегка вытянутым носком, почти касаясь им пола. Корпус чуть откинут назад.

7. Элементы русской пляски: шаг с притопом на месте – на «раз» – шаг левой ногой, ставя ее рядом с правой, на «два» – притоп правой ногой впереди левой (не перенося на нее тяжесть тела), затем на «раз» следующего такта – шаг на месте правой ногой, на «два» – притоп левой впереди правой и т. д. Дробный шаг исполняется с продвижением вперед и при кружении на месте. Выполняется ритмично, на всей ступне, при согнутых коленях и прямом положении корпуса. Тройной шаг – на «раз-и» делаются два коротких шага, на «два» – один долгий (равный четверти). Основной характер движения – плавный. Переменный шаг – на «раз» делается удлиненный шаг правой ногой, на «и» – небольшой шаг левой, на «два-и» – небольшой шаг правой ногой с носка. Затем движения повторяются с левой ноги. Полуприсядка – на «раз-и» делается пружинное полуприседание и выпрямление колен, на «два» – выставление правой ноги вперед на пятку, носок поднят вверх. На следующем такте выставляется вперед другая нога. «Ковырялочка» – на «раз-и» делается небольшой подскок на левой ноге, одновременно правая нога отводится в сторону, ставится на носок, колено повернуто внутрь. На «два-и» – подскок на левой ноге, правая ставится на пятку, колено повернуто наружу. На следующий такт делается перетоп обеими ногами поочередно – правой, левой, правой. Затем движения повторяются.

8. Положения рук в русской пляске: руки на поясе, кисти сжаты в кулаки, локти направлены в стороны, руки отведены в стороны и кисть открыта, руки убраны за спину, руки скрещены перед грудью. В хороводе можно использовать следующие движения: по кругу (по одному и парами), «лучами» (к центру круга и от центра), «змейкой», «ручейками», «стенкой на стенку» (два ряда детей, стоящих друг против друга, поочередно продвигаются вперед – назад либо одновременно – «расчесочкой»).

Из книги Гимнастика и массаж для самых маленьких. Пособие для родителей и воспитателей автора Голубева Лидия Георгиевна

Музыкальные ритмические занятия Очень полезны для ребенка музыкальные ритмические упражнения, которые обязательно должны включаться в повседневную жизнь. Ритм способствует развитию координации движений, помогает быстрее освоить различные упражнения, устраняет

Из книги Дисциплина без стресса. Учителям и родителям. Как без наказаний и поощрений развивать в детях ответственность и желание учиться автора Маршалл Марвин

Движения Невербальный язык тела информативен не менее самих вопросов и интонации. Вместе с нами говорят жесты, мимика, движения, осанка. Если учитель спрашивает: «Какой это уровень?» – с нахмуренными бровями, скрещенными на груди руками, напряженным телом и суровым

Из книги Теория и методика музыкального образования. Учебное пособие автора Безбородова Людмила Александровна

Глава 2 Из истории российской музыкально-образовательной практики Самобытный склад русской национальной культуры обусловил первичную форму музыкального искусства России – пение. В русской музыкальной культуре хоровое пение главенствовало, поэтому профессиональная

Из книги Качая колыбель, или Профессия «родитель» автора Шереметева Галина Борисовна

Из книги Аутята. Родителям об аутизме автора Коган Виктор

Из книги Детские праздники дома. Сказочные сценарии и викторины автора Коган Марина Соломоновна

Движения и жесты Мы уже говорили о неловкости и неуклюжести аутичных детей. Стоит им начать что-то делать, как они выглядят маленькими медвежатами. Мелкая моторика рук, так необходимая для рисования и самообслуживания, очень несовершенна. Походка неловкая. «Ходит на

Из книги Хоровой класс. Отношение к обучению автора Стулов Игорь Харьевич

Ритмические упражнения «Теремок» Оборудование: магнитофон, кассета, домик-теремок, игрушки, маски-костюмы.Ход занятияХодьба на носках, пятках, спокойная ходьба по кругу с пятки на носок и так далее под русскую народную мелодию «Во саду ли, в огороде».Воспитатель. Сегодня

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

Принцип постепенности усложнения музыкально-технических задач На каждом этапе работы с хором последовательно решаются задачи формирования вокально-хоровых навыков. В соответствии с ними постепенно усложняется и репертуар. На начальном этапе работы с женским хором

Из книги История профессионального музыкального образования в России (XIX – XX века) автора

Умные движения Вопрос: почему дети, которых родители много и часто носят, вырастают умнее? Ответ: их мозг растет лучше. Дети учатся очень многому, находясь на руках у занятых родителей. Дети, которых носят, меньше плачут. Что же они делают в это время? Они учатся. Дети,

Из книги Основы музыкальной психологии автора Федорович Елена Наримановна

Первые движения Понаблюдайте за своим крошечным свертком, свернувшимся в люльке. Такой безмятежный, такой спокойный. Трудно поверить, что это тот же самый ребенок, который вертелся и выкидывал коленца у вас в животе. Вот он проснулся – переверните его и посмотрите на него

Из книги автора

Движения в два месяца Расслабление рук и кистей. Стиснутые кулачки и прижатые к туловищу ручки, наблюдавшиеся на первом месяце, на втором несколько расслабляются, словно рефлексы, удерживавшие мышцы ребенка в сильном напряжении, оказываются пересиленными развивающимся

Из книги автора

Движения в три месяца Положите ребенка на животик на стол или на пол, подложив что-то мягкое. Опуститесь рядом с ним. Поймайте его взгляд и начинайте говорить. Ребенок может поднять голову на сорок пять градусов или больше и вести беседу лицом к лицу. Вместо того чтобы

Из книги автора

Движения месяца Ребенок начинает переворачиваться. Когда ваш ребенок начнет переворачиваться, больше зависит от темперамента ребенка, чем от двигательного развития. Очень активные дети, которые обожают выгибать спину дугой, склонны к тому, чтобы начать

Из книги автора

ГЛАВА 3. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ХХ ВЕКА 3.1. Крупнейшие российские фортепианные школы ХХ векаВ российской фортепианной педагогике ХХ в. выделяются ветви, основанные родоначальником ленинградской фортепианной школы Л.В.

Из книги автора

2.4. Музыкально-ритмическое чувство «Библия музыканта начинается словами: “в начале был ритм”» – в такой образной форме великий музыкант-педагог Г. Г. Нейгауз выразил роль ритма в музыкальном искусстве и музыкальной деятельности . Музыка – искусство временное, и

Из книги автора

8.3. Развитие эмоциональности в музыкально-исполнительской деятельности Роль эмоций в музыкальной деятельности огромна: они пронизывают ее содержание и непосредственный процесс исполнения. Эмоции придают привлекательность занятиям музыкой, вызывают возникновение



Рассказать друзьям