Зарубежные театры список. Самые известные театры в мире

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Билеты на представления театров с мировым именем надо бронировать задолго вперед. Попробуем узнать, чем эти достопримечательности привлекают театралов со всей планеты и сколько стоит билет в лучший театр мира.

Конечно, в этом списке явно не хватает Большого или Мариинского театров, но мы решили посвятить самым известным театрам России отдельную статью.

Самые известные театры мира

В столицах Европы кипит жизнь. Париж, Лондон, Милан – сюда стекаются не только модники и туристы с фотокамерами. В восторге будут и интеллектуалы – ценители архитектуры, театра, оперы, балета и музыки.

Театр Ковент-Гарден

Лондон

Столица Великобритании богата на театры с историей. Именно на сцене лондонского «Глобуса» впервые были поставлены пьесы Шекспира. Но хотя «Глобус», переживший две реконструкции, работает и сегодня, статусом самого известного театра Лондона обладает Королевский оперный театр на Ковент-Гарден, домашняя сцена Королевского балета и Королевской оперы.


Современное здание – уже третье. В 1732 году театр впервые открыл двери для зрителей, пришедших посмотреть на постановку «Светские обычаи» по пьесе Уильяма Конгрива. Спустя 76 лет здание Ковент-Гардена уничтожил пожар. На восстановление ушло 9 месяцев. Вновь заработавший театр порадовал публику «Макбетом». В 1856 году театр снова сгорел, но через два года возродился из пепла таким, каким мы можем увидеть его сейчас.


Масштабная реконструкция театра прошла в 1990 году. Теперь его 4-ярусный зал вмещает 2268 посетителей. Стоимость билетов в театр Ковент-Гарден варьируется от 15 до 135 фунтов.


Гранд-опера

Париж

Известнейший театр Парижа – Гранд-опера. В 1669 году Людовик XIV «дал добро» на основание оперного театра поэту Пьеру Перрену и композитору Роберту Камберу. На протяжении веков театр несколько раз поменял название и местоположение, пока в 1862 году не оказался в IX округе Парижа, в здании работы Шарля Гарнье, построенном в 1875 году архитектором Шарлем Гарнье.


Фасад театра роскошен – его украшают четыре скульптуры (олицетворения Драмы, Музыки, Поэзии и Танца), а так же семь арок. Венчает здание величественный сияющий купол.


Сцена Гранд Оперы повидала за годы существования оперы немецких, итальянских и французских композиторов. Именно здесь состоялась премьера оперы Стравинского «Мавра». Сегодняшнее его название – Дворец Гарнье, и он является едва ли не самым посещаемым театром мира.

Вена

Австрия – родина многих классиков: Гайдна, Моцарта, Бетховена, чья музыка легла в основу Венской классической музыкальной школы. Возможно, именно поэтому известнейшим оперным театром мира уверенно можно назвать Венскую оперу.


Здание оперы было построено в 1869 году. Открытие ознаменовалось оперой Моцарта «Дон Жуан».

Так как здание театра построили в стиле чрезвычайно распространенного неоренессанса, оно неоднократно было подвергнуто беспощадной критике – фасад здания казался жителям Вены скучным, непримечательным.


Во Вторую мировую войну театр был частично разрушен, однако в 1955 году произошло его торжественное ре-открытие с оперой «Фиделио» Бетховена. По количеству представлений с Венской оперой не в состоянии сравниться ни один из других оперных театров. На протяжении 285 дней в году в этом здании на Рингштрассе ставится порядка 60 опер. Каждый год за неделю до первого дня Великого католического поста в здесь проходит Венский бал – мероприятие, занесенное в список нематериального культурного богатства, охраняемого ЮНЕСКО.


Ла Скала

Милан>

Именно в Италии эпохи Возрождения зародилось современное оперное искусство. В 1776 году миланскому архитектору Джузеппе Пьермарини приглянулся кусочек земли на месте разрушенной церкви Санта-Лючия делла Скала. Решено было построить на нем оперный театр, в итоге получивший название от своего «предка».


При строительстве фундамента под землей нашли мраморную плиту с изображением древнеримского лицедея Пилада, что строители восприняли как знак свыше.

Первой оперой театра Ла Скала стала «Признанная Европа» композитора Антонио Сальери. Именно в этих стенах впервые прозвучали оркестры Гаваццени Джанандреа, Артуро Тосканини и Рикардо Мути.


Сегодня Ла Скала по праву читается одним из самых известных театров мира. Это первое после Миланского собора, что осматривают прибывшие в Милан туристам.


Последний раз реконструкция театра проводилась в начале 2000 годов. Открытие состоялось в 2004 году, и уже на обновленной сцене вновь была показана опера Сальери «Обновленная Европа».

Дворец каталонской музыки

Барселона

Довольно юный (по сравнению с предыдущими) театр, Дворец каталонской музыки в Барселоне открыл двери для музыкальных эстетов в 1908 году. В Барселоне любят испанский модерн Гауди, а потому было решено строить главный концертный зал страны в том же стиле – волны и спирали здесь преобладают над прямыми линиями.


Фасад Дворца напоминает о том, что в Испании как нигде тесно переплелись европейская и арабская культуры.


Но главная особенность концертного зала – его освещение. Свет полностью естественный. Купол Дворца Каталонской музыки сделан из цветной стеклянной мозаики. Лучи солнца, преломляясь, создают неописуемый эффект!


Сиднейский оперный театр

Сидней

Сиднейскую оперу нельзя назвать самой посещаемой в мире, но она определенно является самым узнаваемым и необычным театром . Ее белые парусообразные стены стали одним из современных чудес света.


Торжественная церемония открытия прошла в октябре 1973 года при участии королевы Елизаветы II .


Все знают, как выглядит Сиднейский театр снаружи, а теперь посмотрите, как он выглядит внутри – какое восхитительное сочетание футуризма и готики!


Общая площадь здания превышает два гектара. Внутри вы встретите без малого тысячу комнат, ведь здание является «штаб-квартирой» для Австралийской оперы, Сиднейского симфонического оркестра, Национального балета и Сиднейской театральной труппы.


На освещение театра тратиться энергия, вполне сравнимая с электропотреблением небольшого австралийского городка.

Кабуки-дза

Токио

Мы многое знаем о европейских театрах, а как обстоят дела с театром на Востоке? Какие особенности, в частности, у японской театральной культуры?


Классический японский театр объединяет на сцене и драму, и музыку, и танец, и стихи. Декорации у представлений незамысловаты, чего нельзя сказать о масках и кимоно актеров. Смысл представления – крепкий орешек, который не раскусить неподготовленному зрителю, незнакомому с японской культурой и не способному понять множество тонких отсылок к мифологии, литературе и истории.

Из книги Том 3. Советский и дореволюционный театр автора

Из книги Том 6. Зарубежная литература и театр автора Луначарский Анатолий Васильевич

Советский театр Коммунистический спектакль* Как бы ни старались отдельные театры выбрать наилучшие пьесы для праздничных спектаклей, они в старой сокровищнице человечества не найдут таких, которые вполне отвечали бы нашим новым требованиям. Прекрасно, разумеется, что

Из книги Теорія літератури автора Павлычко Соломия

Театр и революция* IС театром в буржуазном обществе дело давно обстоит до крайности неблагополучно. Все то, что Рихард Вагнер писал в эпоху революции 48 года о театре, остается целиком верным и для нашего времени1.Самое ужасное именно то, что театр сделался

Из книги Пушкинский круг. Легенды и мифы автора Синдаловский Наум Александрович

Театр РСФСР* Предложение написать нечто вроде суммарного обозрения застигло меня несколько врасплох, что не дало мне, конечно, возможности собрать какие бы то ни было документы, так что настоящая статья будет носить в некоторой степени характер личных воспоминаний и

Из книги Страус - птица русская [сборник] автора

Театр Мейерхольда* Во время моего пребывания за границей мне пришлось несколько раз беседовать о театральных делах как немецких, так и русских с самыми разнообразными людьми, в том числе и с директорами крупных театров, председателем профсоюза актеров и т. д. Мне

Из книги Беспокойное бессмертие: 450 лет со дня рождения Уильяма Шекспира автора Грин Грэм

Неаполитанский театр* Неаполь совсем особенный город. Полный своеобразного настроения. И настроение это не столько разлито в его синем воздухе и синем море, не столько выражено в картинном Везувии и яркой красоте Нозилипо1 сколько в психике неаполитанского

Из книги Всем стоять автора Москвина Татьяна Владимировна

Театр Пискатора* Два года тому назад я познакомился с Пискатором. Знакомство происходило в довольно бурный момент - театр Фольксбюне, имеющий социал-демократический характер, но являвшийся в то время передовым театром Берлина, пожелал поставить мою пьесу -

Из книги Литература 5 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы. Часть 2 автора Коллектив авторов

Японский театр* Приезд японского театра Кабуки в Москву и Ленинград представляет исключительный интерес.1 Во-первых, настоящий японский театр, театр традиционный, обладающий целым рядом оригинальнейших особенностей, до сих пор, насколько мне известно, никогда не покидал

Из книги автора

Театр на Западе и у нас* «Никакого кризиса театра на Западе нет»1 - это утверждение слышишь все чаще. Только что я прочел его в статье Жироду в ультрабуржуазной газете «Тан», в номере от 22 июля.В доказательство этого своего положения Жироду заявляет: Разве у нас

Из книги автора

Из книги автора

Театр Огромную роль в жизни Пушкина сыграла петербургская театральная среда, в нее молодой поэт буквально погрузился по выходе из Лицея. Эта тема в контексте настоящей главы представляется нам особенно важной еще и потому, что в последние годы жизни интерес Пушкина к

Из книги автора

Театр без театра Опыт лирико-полемической театральной прозыМогучая сила инерции авторитета и уникальная способность наша к производству мифов и легенд диктовали сознанию картину вполне романтическую: казалось, что в великолепном здании Росси прекрасные традиции

Из книги автора

1. Театр и «Театр» В 1576 году в Шордиче, на северной окраине Лондона, возник первый в истории современной Европы стационарный театр для публичных представлений. Его основатели: актер Джеймс Бербедж и его зять, зеленщик Джон Брейн, дали своему детищу название «Театр» («Theatre»)

Из книги автора

Из книги автора

Театр и драма Знаешь ли ты, что рядом с тобой располагается волшебный мир, в котором действуют законы творческой фантазии? Нет, нет! Я говорю не о книгах. Этот мир можно увидеть, живущих в нем можно услышать без помощи воображения, которое необходимо тебе при чтении книг.Для

Как писал Уильям Шекспир: «Весь мир - театр». Но мы все же выясним, какие театры в мире считаются самыми красивыми и важными для истории, на каких сценах мечтают выступать великие оперные певцы и театральные звезды, где всегда нет свободных мест и билеты нужно бронировать минимум за полгода.

Сиднейский оперный театр, Австралия

Сиднейская опера может похвастаться славой одного из пяти самых узнаваемых зданий в мире. Театр, по замыслу архитектора, представляет собой скульптурное изображение корабля с поднятыми парусами. Он входит в десятку выдающихся сооружений современной архитектуры и является визитной карточкой Сиднея. В гавани, где был построен театр, до этого располагалось трамвайное депо, а еще раньше - старинный форт.

Сиднейский оперный театр в 1973 году официально открыла британская королева Елизавета II. Ее Величество посетила театр пять раз.

В 2007 году была признана объектом ЮНЕСКО, в том же году она вошла в число двадцати финалистов проекта «Семь Новых Чудес Света». В репертуаре театра есть опера, посвященная ему самому, под названием «Восьмое Чудо». Театр открыт 363 дня в году, кроме католического Рождества и Страстной пятницы.

Парижская опера, Франция

Парижская опера, известная также как Гранд-опера и , ‒ один из самых известных и значимых театров мира. Он был построен в середине XIX века по приказу Наполеона III, который побрезговал ходить на спектакли в старое здание.

Именно Парижская опера вдохновила французского писателя Гастона Леру на написание одного из самых известных его романов - «Призрак оперы». При этом в театре действительно есть «подземное озеро», которое упоминается в книге. В подвальных помещениях здания хранится резервуар с водой, который служит для устойчивости фундамента.

Театр можно посетить ежедневно в рамках экскурсии, кроме трех праздничных дней - католического Рождества, Нового года и праздника трудящихся 1 мая.

Метрополитен-опера, Нью-Йорк, США

Метрополитен-опера, которую сокращенно называют Мет, была основана в 1880 году, но в своем нынешнем здании, Линкольн-центре, театр обосновался лишь в 1966 году. В здании также хранятся скульптуры Лембрука и Майоля, фрески Шагала, а также портреты выдающихся артистов.

На сцене театра в разное время выступали Мария Каллас, Леонард Уоррен, Федор Шаляпин, Дмитрий Хворостовский, Пласидо Доминго, Анна Нетребко и Рене Флеминг.

Театр работает с сентября по апрель, а с мая по июнь выезжает на гастроли. В июле устраивает бесплатные спектакли в парках Нью-Йорка, которые традиционно пользуются огромной популярностью.

Ла Скала, Милан, Италия

Был открыт в 1778 году на месте церкви Санта-Мария-делла-Скала, откуда и пошло название самого театра. В своем первоначальном облике здание просуществовало до Второй мировой войны, когда театр был полностью разрушен.

Примечательно, что при раскопках площадки для строительства театра была найдена старинная мраморная глыба с изображением знаменитого древнеримского мима Пилада.

Ла Скала восстановили, и впоследствии не раз реставрировали. При этом на последнюю реставрацию длительностью в три года было потрачено более 60 млн евро. Первым музыкальным произведением, исполненным на обновленной сцене 7 декабря 2004 года, стала опера Сальери «Признанная Европа».

Озерная сцена Брегенцкого фестиваля, Австрия

Сцена Брегенцкого фестиваля построена на Констанцском озере на 200 сваях, а на берегу находятся места для более чем 6000 зрителей. Декорации к спектаклям на этой сцене являются самыми незаурядными и водонепроницаемыми в мире.

Каждые два года плавающую сцену полностью перестраивают. Начиная с 1946 года в июле-августе на площадке проходит знаменитый оперный фестиваль в Брегенце. В рамках фестиваля ставятся театральные представления различных музыкальных жанров.

Венская опера, Австрия

Крупнейший театр Австрии, Венская опера, открылся в мае 1869 года премьерным спектаклем «Дон Жуан» Моцарта. В оформлении фасада здания присутствуют фрагменты оперы «Волшебная флейта».

Сегодня репертуар составляют, в основном, произведения, исполняемые Венским филармоническим оркестром. Опера по праву считается хранительницей лучших традиций венской классической школы.

Зимой в здании Венской оперы проходит знаменитый Венский бал. Традиция ежегодных балов за время существования театра прерывалась лишь на 10 лет - после того, как здание театра было разрушено при бомбардировке в 1945 году.

Театр Эспланада, Сингапур

Театр Эспланада стал одним из самых амбициозных проектов Сингапура. Внутри расположены концертный зал на 1600 мест, театр на 2000 мест, несколько ресторанов, торговый центр и еще один театр под открытым небом. Над проектом одновременно работали два архитектурных бюро.

Фантазия архитекторов была настолько богатой, что первоначальный проект в народе наградили прозвищем «совокупляющиеся муравьеды». В окончательный проект были внесены поправки, после чего жители Сингапура переименовали здание в «дуриан» ‒ экзотический фрукт, на который похожи купола комплекса. Однако, по замыслу архитекторов, купола имеют форму ракушек.

Эспланада работает круглый год. Здесь дают спектакли, а также проводят различные ежегодные фестивали. При этом некоторые представления бесплатны для всех желающих.

Арена ди Верона, Италия

Арена ди Верона, которая была построена примерно в 30 году нашей эры, может по праву претендовать на звание старейшего в мире действующего театра. Кроме того, амфитеатр поистине огромен - он может одновременно вместить до 16 000 зрителей, на что не способен ни один классический театр. Амфитеатр является третьим по величине и внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Арена в разное время была площадкой для гладиаторских боев, морских сражений, цирковых представлений, турниров, боев с быками и сожжения еретиков. После землетрясения 1117 года, которое почти полностью разрушило внешнее кольцо амфитеатра, он использовался как источник камня для других построек. Сейчас он открыт с июня по август, когда в Верону приезжают лучшие оперные исполнители. Кроме того, театр можно посетить в рамках экскурсий ‒ со вторника по воскресенье.

Говорят, что именно в Вероне можно увидеть лучшие постановки бессмертного произведения Шекспира «Ромео и Джульетта», события которого развивались именно в этом городе.

Театр «Глобус», Лондон, Великобритания

Оригинальный театр «Глобус» был основан в 1599 году на средства труппы актеров Lord Chamberlain’s Men, к которой принадлежал Шекспир. Однако здание этого театра просуществовало недолго - оно сгорело при пожаре в 1613 году. За всю историю здание перестраивалось три раза. В 1997 году театр был восстановлен под названием « ». При этом новое здание построено всего в 200 метрах от первоначального месторасположения.

Здание «Глобуса» было воссоздано максимально близко к оригиналу. Этому способствовали раскопки первоначального театра, которые повлияли и на окончательные планы о месте строительства.

Поскольку новое здание в соответствии с историческими реалиями построено без крыши, спектакли в нем проходят только с мая по октябрь. Однако экскурсии в старейшем лондонском театре проводятся круглый год. Рядом с «Глобусом» открыт тематический парк-музей, посвященный Шекспиру. Здесь можно лично поучаствовать в постановке одной из пьес классика.

Альберт-Холл, Лондон, Великобритания

Лондонский королевский зал искусств и наук имени Альберта, или Альберт-холл, ‒ самый престижный британский концертный зал. Он был построен в память о принце Альберте по распоряжению его вдовы - королевы Виктории.

В в разные годы выступали The Beatles, Led Zeppelin, Deep Purple, Pink Floyd, ABBA, Depeche Mode. Здесь была снята кульминационная сцена фильма Альберта Хичкока «Человек, который слишком много знал». Первым российским музыкантом, выступившим в Альберт-холле, в 2007 году стал Борис Гребенщиков и его группа «Аквариум».

В наши дни зал по-прежнему используется для проведения концертов и других мероприятий. Альберт-холл также можно посетить в рамках туристической экскурсии.

Фото: thinkstockphotos.com, flickr.com

С самого начала человеческой цивилизации театр служил основным источником развлечений. В наши дни театральные и оперные постановки ничуть не утратили свою популярность и значимость, и тысячи людей по всему миру ежедневно посещают театры и наслаждаются этим прекрасным видом искусства.

Здание любого театра - это уникальный мир со своей историей, традициями и тайнами. Давайте поговорим о тех из них, которые известны всему миру.

Театр Ла Скала по праву является самым знаменитым театром мира. И больше всего его ассоциируют с оперой, хотя значимое место в репертуаре занимают также драматические спектакли и балет.

Ла Скала, фото Rudiger Wolk

Построен он был в 1778 году. Зал в форме подковы имеет пять ярусов лож. На сцене Ла Скала звучали произведения известнейших композиторов Беллини, Россини, Доницетти, Верди. Театр славится своей безукоризненной акустикой.

У многих людей Австралия ассоциируется именно со зданием оперного театра в Сиднее . Оно легко узнаваемо и входит в число главных достопримечательностей страны. Это, пожалуй, один из самых знаковых театров современности.

Сиднейский оперный театр, фото Shannon Hobbs

Открытие состоялось в 1973 году. При строительстве главный упор делался на акустику и обзорность. Именно поэтому каждый зритель театра чувствует себя так, как будто приобрел билет на лучшее место в зале.

Здание театра стало домом для Сиднейского Симфонического оркестра, Сиднейской Театральной Компании, Австралийского балета и Австралийской оперы. Более 1500 представлений проходят здесь ежегодно.

3. Большой театр

Большой театр в Москве - один из ведущих театров России и всего мира. Вместе с лучшим симфоническим оркестром он пережил пожар, войну и революцию.

Большой театр в Москве, фото jimmyweee

На входе посетителей встречает статуя Аполлона в колеснице, предвосхищая грандиозные представления, проходящие в театре. Большую известность имеет балетная труппа театра. Юрий Григорович ставил здесь легендарное «Лебединое озеро» и «Золотой век». Большой был открыт после масштабной реконструкции в 2011 году.

4. Венская государственная опера

Построенный в 1869 году, театр долгое время имел репутацию центра музыкальной жизни Вены и всей Австрии.

Венская государственная опера, фото JP

Во время Второй мировой войны здание подверглось бомбардировкам и было практически разрушено. Чудесным образом сохранилась лестница и еще некоторые части. Восстановили лишь в 1955 году. Сегодня она продолжает быть одной из главных мировых оперных площадок. Под сводами Венской оперы ежегодно проводятся традиционные балы.

Дворец Каталонской Музыки находится в . Здание было официально открыто в 1908 году и практически сразу стало символом города. Великолепный стеклянный потолок, богатые росписи, витражи и скульптуры превратили его в настоящее произведение искусства. Это один из немногих театров, включенных в список культурного наследия ЮНЕСКО.

Palau de la Musica Catalana, фото Jiuguang Wang

Дворец является одной из главных театральных и музыкальных площадок Барселоны, где выступают многие мировые знаменитости. Здесь также проводят важные международные встречи и конференции, а для туристов организуются экскурсии.

Театр Les Celestins - главный центр искусства города Лион во Франции. Это оперный театр, который подходит для грандиозных представлений и может вместить более 1000 человек. Зал в виде подковы разделен на несколько уровней, поэтому даже сидящие далеко от сцены зрители все хорошо видят и слышат. Интерьер выполнен в королевском стиле с использованием красных и золотых тонов. Снаружи здание более строгое, украшено статуями.

Les Celestins в Лионе, фото Mirej

Вот уже более двух столетий на сцене Les Celestins ставят лучшие пьесы, оперы, драматические спектакли и концерты.

Театр Ковент-Гарден хорошо известен во всем мире. На его сцене проходят постановки Королевской Оперы и Королевского Балета. В этом величественном здании выступали звезды мировой классической музыки, начиная с 1858 года.

Королевский оперный театр Convent Garden, фото

Раньше в театр можно было попасть только перед началом представления при наличии билета. Сегодня же вы можете осмотреть его, совершив небольшую экскурсию.

Еще одной известнейшей мировой сценой является музыкальный театр Метрополитен-опера на Бродвее в Нью-Йорке. Это лучший театр . Свои ведущие роли здесь исполняли такие знаменитости, как Энрико Карузо и Пласидо Доминго.

The Metropolitan Opera House, фото Blehgoaway

Ежегодно «Мет» дает более двухсот представлений. Время от времени ведутся их теле- и радиотрансляции.

9. Одеон Герода Аттика

Если вам захочется посетить театр, которому столько же лет, сколько самому искусству, отправляйтесь в Одеон Герода Аттика в . Это классический древний амфитеатр, построенный в 161 г. н. э. Изначально над ним была крыша, но она была разрушена.

Одеон Герода Аттика в Афинах, фото Юкатан

Театр вмещает 5000 человек, и на его сцене до сих пор проходят спектакли, балет и другие мероприятия. Даже Элтон Джон давал свой концерт в Одеоне.

10. Театр Чикаго

Чикагский театр был построен в 1921 году в так называемый «золотой век развлечений» и стал первым в своем роде роскошным театром для показа кино, мюзиклов и различных шоу. Постепенно он стал визитной карточкой Чикаго . Сегодня театр Чикаго - это смесь разных жанров и стилей, от спектаклей и комедий, до танцевальных шоу и поп-концертов.

The Chicago Theatre, фото Leandro Neumann Ciuffo

В мире есть еще огромное количество театров, каждый из которых достоин внимания. Во время своих путешествий по городам и странам обязательно посещайте театры, и не важно, знамениты они на весь мир, или известны только в маленьком городе. В любом случае вы получите уникальную возможность прикоснуться к прекрасному миру театрального искусства.

В театре продолжался период обновления , начавшийся в 70-90-е гг. XIX в. Через натурализм к символизму и реализму - таков путь европейских театров того времени.

Зарубежная драматургия конца XIX - начала XX вв. представлена именами

  • Б. Шоу (Англия; «Дома вдовца», 1892, «Профессия миссис Уоррен», 1894, «Пигмалион», 1913),
  • Р. Роллана (Франция),
  • Г. Ибсена (Норвегия),
  • Г. Гауптмана (Германия),
  • М. Метерлинка (Бельгия) и др.

В это время в театре преодолевался застой, начавшийся еще со времен романтизма. Крупнейшим реформатором театра был норвежский драматург Генрик Ибсен (1828-1906), который руководил театром сначала в Бергене (1852-1856), потом - в Христиании (1857-1862). Он изменил драматургическую структуру пьесы, он стремился сделать зрителя не созерцателем, а участником спектакля, хотел заставить задуматься его над происходящим на сцене. Ибсен преодолел господствующую в театре «инерцию хорошего конца» . Реалистическая драматургия Ибсена обличала буржуазные право, мораль, религию. Его герои динамичны, ищут себя. С творчества Ибсена в театре начинается новый этап . Его пьесы «Кукольный дом» («Нора», 1879), «Доктор Штокман» («Враг народа», 1882) обошли сцены многих стран Европы, в том числе и России. В них рассказывается о жизни маленьких провинциальных городов, построенной на лжи, лицемерии, ханжестве. Когда же кто-нибудь пытается сказать правду, его объявляют врагом общества.

Последователем идей Ибсена был его младший современник швед Юхан Август Стриндберг (1849-1912). Стринберга тоже привлекает духовный мир человека , но его герои бегут от реальной жизни, они занимаются самоисследованиями, прячутся в семье или в одиночестве («Фрекен Юлия», «Пляска смерти», «Кристина» и др.) - сказывались настроения декадентства. Стриндберг был родоначальником теории «Интимного театра» , получившей развитие в современном театре. Разрыв между гуманистическим идеалом художника и буржуазной действительностью заставлял драматургов, режиссеров и артистов искать новые выразительные средства, новую образность. Эти поиски велись в области символизма. Символическая образность привлекала великого норвежского драматурга Ибсена, это чувствуется в поздних его пьесах («Строитель Сольнес», «Росмерсхольм», «Когда мы, мертвые, пробуждаемся» и др.).

Символизм отразился и на творчестве

  • Гауптмана,
  • А. Стриндберга (Швеция),
  • У. Б. Йейтса (Ирландия),
  • С. Выспяньского,
  • С. Пшибышевского (Польша),
  • Г. Аннунцио (Италия).

Крупнейшим драматургом и теоретиком символизма был Морис Метерлинк (1862-1949). Его человек существует в мире, где его окружает затаившееся, невидимое зло. Герои Метерлинка - слабые, хрупкие существа, неспособные защищать себя, изменить враждебные им закономерности. Но они сохраняют в себе начала человечности, духовную красоту, веру в идеал. Поэтому его пьесы полны драматизма и высокой поэтики («Смерть Тентажиля», «Пелиас и Мелисанда» и др.). Он создал классическую форму символической драмы с ослабленным внешним действием, прерывистым, полным скрытой тревоги и недосказанности диалогом. Каждая деталь обстановки, жест, интонация актера выполняли в ней свою образную функцию, участвовали в раскрытии главной темы - борьбы жизни и смерти. Символом этой борьбы становился сам человек, окружающий мир был выражением его внутренней трагедии. Пьесы Метерлинка шли по всей Европе, ставили его и в России, где символизм возник позднее (во МХАТе в 1904 г. были поставлены его «Слепые», «Непрошеная», «Там внутри», в 1908 «Синяя птица»; в Петербурге, в театре В. Крмиссарржевской «Сестра Беатриса»).

Режиссеры-символисты П. Фор, О. Люнье-По, Ж. Руше во Франции, А. Аппиа в Швейцарии, Г. Крэг в Англии, Г. Фукс, отчасти М. Рейнхардт в Германии стремились в своих постановках преодолеть конкретность бытового, натуралистического изображения действительности, господствовавшего в театре того времени. Тогда в практику сценического искусства стали входить условные декорации , среда и место действия обозначались обобщенно и концентрированно, без подробностей.

Сценография (оформление сцены) стала согласовываться с настроением того или иного фрагмента пьесы, активизировать подсознательное восприятие зрителей. Для решения этих задач режиссеры объединили средства живописи, архитектуры, музыки, цвета и света; бытовая мизансцена сменилась мизансценой пластически организованной, статичной. Огромное значение в спектакле приобретает ритм, отражавший скрытую «жизнь души», напряжение «второго плана» действия. Постановщики стремились сблизить актеров и зрителей, создавая общее настроение, при этом активно использовалась машинерия. Это было время благодатного синтеза искусств . Поиски шли во всех видах искусства, а представители разных видов искусства стремились сотрудничать и экспериментировать вместе, создавая новые средства выразительности.

В театре это было время, когда режиссер становился ведущей театральной профессией, теперь он отвечал за всю постановку в целом и осуществлял ее. А XX век уже стал временем не только великих драматургов и артистов, но великих режиссеров.

Так, в 1902 г. артист Макс Рейнхардт (1873-1943) создал Камерный театр , в котором работали крупнейшие актеры: Роза Бергенс, Райхер, а также новые знаменитости такие, как Гертруда Эйзольд. Театр обратился к драматургам авангардистской ориентации (Уайльд («Соломея»), швед Август Стриндберг, Франц Веденкинд). Слава к театру пришла с постановкой на его сцене пьесы Горького «На дне». Поставленная в плане отчасти символистском, отчасти предвещающем экспрессионизм, потрясла публику. За два сезона пьеса прошла более 500 раз, и ободренный успехом Рейнхардт открывает еще один театр - Новый , где ставится в 1905 г. «Сон в летнюю ночь» Шекспира. Колоссальный успех постановки заставляет говорить о Рейнхардте как о ведущем немецком режиссере . Новый театр сливается с Немецким театром Брама (см. выше) и Рейнхардт получает широкие возможности для работы. Он далеко уходит от натурализма Брама, заново ставит целый ряд пьес Гауптмана и Ибсена, стремясь передать в них прежде всего мучительные духовные искания героев, кризис сознания, муки безысходной страсти.

На многих режиссерских работах Рейнхардта лежит печать декадентства, но все они отмечены большой художественной смелостью, подлинно новаторскими открытиями. Рейнхардт создает новый тип актера , требует от своих исполнителей аналитического подхода к пьесе, правды переживания, живого творчества на сцене, это сближает его с театром Станиславского. Условно стилизованное оформление мизансцен выполняли художники, близкие к авангардистскому направлению.

Рейнхардт ощущал ограниченность символизма и в новых поисках пришел к экспрессионизму . В шекспировских «Макбете», «Гамлете» и «Укрощении строптивой» режиссер резко обнажил театральность разыгрываемого на сцене представления, даже с элементами «плакатного» стиля. Он использовал принципы театра масок, вводил буффонаду, добивался в спектаклях единой сквозной ноты. Неустанно экспериментируя, Рейнхардт с 1910 г. начал ставить спектакли на огромной арене берлинского цирка Шумана. Здесь он опробовал свои идеи массового спектакля, призванного возродить античные представления с их мифотворчеством на сцене («Царь Эдип» в переделке Гофмансталя, «Сестра Беатриса» Метерлинка). Эти опыты вызвали резкие споры, но они непосредственно предвосхищают последующие искания Брехта и других драматургов экспрессионизма, стремившихся вовлечь в действие зрителя, показать на сцене устремления и побуждения огромных масс людей.

Близким к Рейнхардту путем шел английский режиссер Гордон Крэг . Он начинал как актер в труппе Генри Ирвинга, где играл в пьесах Шекспира вместе со своей матерью, выдающейся актрисой Эллен Терри. Он решительно отказался и от опыта Ирвинга, и от натурализма и пошел по пути чисто символического спектакля . Свои взгляды Крег изложил в книге «Искусство театра» (1911). Задачей театра он объявил создание спектаклей философской проблематики, погружение в мир условности, в «невидимый мир» духа. Театр не должен быть ни жизнеподобным, ни строго говоря, психологическим. Его цель, по мнению Крэга, - в зримых образах воссоздать некие вечные, взятые вне исторического контекста проблемы человеческой жизни, философские загадки бытия. Поставленный Крэгом «Гамлет» был драмой о конфликте духовных и плотских побуждений. «Саломея» Уайльда решалась как изысканно-абстрактная трагедия страсти.

Крэг отказался от отображения своей эпохи и этим обрек свою реформу на неудачу. Но его находки такие, как

  • принцип декоративного оформления спектакля,
  • использование поднимающихся сценических площадок,
  • стремление максимально сократить расстояние между актером и зрителем,
  • перенесение действия со сцены в зал,

были использованы многими выдающимися режиссерами, в том числе В. Э. Мейерхольдом. Гордона Крэга отличает дух творческого поиска , который был свойственен европейскому искусству того времени. А там, где есть творчество, там обязательно есть достижения и просчеты.

В это время всемирную известность имела итальянская актриса Элеонора Дузе (1858-1924). Ею восхищались лучшие люди эпохи, такие как Станиславский и Блок. Властительницей дум была и француженка Сара Бернар (1844-1923).



Рассказать друзьям