«Зеленый шум. Аркадий Александрович Рылов

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Описание картины Рылова «Зелёный шум»

К числу выдающих и знаменитых русских художников-пейзажистов относится и Рылов Аркадий Александрович.
Его пейзажи настроения не раз удивляли не только любителей искусства, но и самых творцов.
Проживший много лет на Севере он вложил любовь к этим места в свои картины.
Большой восторг и знаменитость автору принесло его полотно «Зеленый шум».

Работа над этой картиной длилась два года.
Автор создал три экземпляра такой бушующей красоты.
Все они занимают почетные места в Русском музее, Третьяковской галерее и киевском Музее русского искусства.

Первое впечатление, которое создается, глядя на картину, так это то, что она яркая.
Насыщенные зеленый и синий цвета поражают свои буйством.
Даже голубое небо с белыми тучами светится яркостью и контрастностью.
Автор показал нам возвышенность возле реки.
Небольшая зеленая полянка среди могучих деревьев, открывает красивый вид на извивающуюся реку с белыми парусами.
Но больше всего внимания привлекают деревья.
Они прям так и движутся на картине от сильного ветра.
Их ветви наклонены то в одну, то в другую стороны создавая впечатление звучащего шума.
Все эти красоты автор наблюдал на родной земле.
Он хотел передать непросто красоту природы, но и ее характер и звук.

Когда смотришь на это произведения, то складывается впечатление, что ты выглядываешь в окно, вдыхаешь свежий воздух, ощущаешь аромат природы и слышишь ее песню.
Это замечательно.

Сочинение по картине Рылова «Зеленый шум»

1. Художник.

3. Лодка с людьми.

4. Задний план.

5. Мой впечатление.

Художник Н.Романдин - известный русский пейзажист, которому свойственно нежное, лиричное изображение родной северной природы. Мелколесье, речки и озера, скромные перелески - все это напоминает тихую, протяжную народную песню.

На картине «Керженец» изображена река, заросшая ивняком. Склонившись над водой, ивы словно любуются желтыми весенними пушинками на своих ветвях. Река, видимо, разлилась, и многие деревья теперь стоят, погрузившись в воду «по пояс».

Глядя на картину, сначала замечаешь скромные цвета, словно мелкие брызги желтой, зеленоватой, синей, фиолетовой красок, а уже потом понимаешь, что на картине есть люди. Это рыбаки, плывущие на лодке. Один человек сидит, разбирая снасти, а другой гребет, стоя на корме. Гладь реки переливается разными нечеткими цветами, отражая неяркое небо и темные берега. Лодка скользит, почти не тревожа воду, за ней тянется чуть заметный более светлый след.

На заднем плане картины мы видим другой берег, покрытый лесом. Слабые, тонкие и кривые елочки и березки стоят там, тоже отчасти в воде. Ветки берез отливают лиловым цветом, создавая ощущение чего-то необычайного, магического, как в старинной сказке.

Волшебный колорит картины в бледных тонах синего, фиолетового, коричневатого и словно брызнувшие с кисти желтые искры цветочков ив создают невнятное ощущение покоя и легкой печали с примесью тихой радости от ожидания наступающей весны.

Мне понравилась эта картина, потому что я очень люблю весну, и мне близки чувства, которые хочет передать художник. Мне даже кажется, что и я когда-то видел что-то подобное, вот так же плывя на лодке по разлившейся реке, окруженной мелколесьем.

Каждый живописец, оставив свой вклад в искусстве, научил своих поклонников любить и понимать красоту. Немаловажная роль в этом отведена и А.А. Рылову. Его кисти принадлежит чудесное полотно – «Зеленый шум». Одно только название этой работы говорит, что перед нами не застывший пейзаж, а живая, наполненная смыслом природа. В нее можно окунуться, чтобы ощутить вполне реальные эмоции. Как это сделать? Достаточно лишь внимательно рассмотреть картину.

Кто-то, возможно, спросит: «А разве может быть шум зеленым? Тогда почему он не красный, не синий? И почему он обязательно цветным должен быть?». Не должен! Конечно же, шум не должен быть разноцветным! Но он именно таким и есть на картине А.А. Рылова. Присмотритесь сами, и вы «увидите» это! Увидите, как шумит в деревьях ветер, как березки, размахивая ветками, словно крыльями, пытаются взлететь и унестись вдаль. Деревья умоляют корни их отпустить, они просят, и даже поют им песни. Но цепкие корневища упрямо не дают вспорхнуть великанам. А небо зовет! Каждое облако, что проносится хрупким пером над деревьями, машет им, и манит их забыть обо всем, и пуститься в полет.

На картине Рылова не только деревья и пушистые облака одухотворены, но и фон, в котором синие поля и голубая даль, тоже полны выразительности. Это живописец передает в колоритных тонах. Сразу ощущается экспрессия, сразу же пробуждаются волнение, яркие эмоции. Никого равнодушным полотно не оставит, всем оно готово подарить глубину, с которой художник чувствовал природу. И зритель это невольно перенимает. Он, слыша шум зеленых веток, становится участником действа.

Сочинение по картине «Зеленый шум» А.А. Рылов

Аркадий Рылов – выдающийся русский художник-пейзажист родился в 1870 году. Его полотна удивляют своим настроением и красотой, тем самым радуют не только зрителей а и самого исполнителя. Рылов родился в пути (его родители направлялись в Вятку) и большую часть своей жизни проживал на Севере и всю красоту тех мест с любовью вложил в свои картины, а полотно «зеленый шум», над которым он работал целых два года, прославило художника. Он передал не только невероятную красоту своих родных мест, а и звук, характер, гармонию и мысли. В 1904 году было создано уже три экземпляра, и все они находятся в русских музеях.

Первое, что бросается в глаза, глядя на этот шедевр так это яркость, красочность, насыщенность. Чистое голубое небо, украшено белоснежными тучками, придают контраста темно-зеленым деревьям и синеве воды. Картина всем своим видом передает жизнь и молодость, не смотря на изображенные деревья которым ни один десяток лет.

Автор написал чудесный пейзаж солнечного дня. Вид открывается сверху, с горы, на которой растут большие могучие деревья, а внизу течет широкая извивистая река, а по ней плавают белые парусники. За счет не четких изображений травы и крон деревьев видно, что дует сильный ветер изо всех сил гнет ветви, создавая шум.

Смотря на картину, складывается впечатление, что я нахожусь на той полянке и смотрю на реальную, а не на рисованную красоту природы. Вдыхаю свежий воздух, чувствую запах свежей травы, ароматы мелких, но душистых цветов и слышу песню шелестящей листвы. Название же этому полотну дал Богаевский, который был приглашен одним из первых вместе с Куинджи, оценить картину. Взглянув впервые на нее, он начал цитировать стихотворение Некрасова «Зеленый шум» слова, которого идеально подходят к пейзажу, так и осталось присвоенное название.


Зеленый шум. 1904
Холст, масло. 107 x 146 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург

Друг замечательного русского пейзажиста Аркадия Александровича Рылова художник К. Ф. Богаевский как-то шутливо заметил:
«Картину писал Аркадий Александрович Рылов, а «Зеленый шум» – это мое изобретение».

Сам Рылов в книге своих прекрасных воспоминаний живо повествует о том, при каких обстоятельствах родилось поэтическое название этой широко известной картины, и одновременно знакомит нас с ее творческой историей.

«Я написал к выставке три большие картины и несколько меньших,– рассказывает он.– Перед выставкой по обыкновению пришел к нам Архип Иванович Куинджи (любимый учитель Рылова и высший для него художественный авторитет). Душа ушла в пятки, когда послышался его сильный звонок, показалась знакомая шуба и красивая голова с заиндевевшими усами и бородой. Куинджи прошел в комнату Богаевского... от Богаевского он пришел ко мне.

Неохотно поставил я на мольберт пейзаж с березами. Я не совсем доволен был картиной, а Архип Иванович похвалил, обыкновенно он редко хвалил. Я очень много трудился над этим мотивом, несколько раз все перекомпоновывая и переписывая, стараясь передать ощущение от веселого шума берез, от широкого простора реки. Жил я летом на крутом, высоком берегу Вятки, под окнами шумели березы целыми днями, затихая только к вечеру; протекала широкая река; виднелись дали с озерами и лесами. Оттуда поехал в имение к ученице. Там аллея старых берез, идущая от дома в поле, тоже всегда шумела. Я любил ходить по ней и писать и рисовать эти березы. Когда я приехал в Петербург, то в ушах у меня остался этот «зеленый шум». Я удивился, что Архипу Ивановичу понравилась эта картина, и был, конечно, страшно рад. Позвали Богаевского и стали втроем курить и мирно беседовать. Богаевский, увидев мою картину, стал декламировать некрасовское стихотворение «Идет, гудет зеленый шум...» Так и дано было название картине «Зеленый шум».

Зеленый шум!
Высокий крутой берег реки, над которым с размашистым гулом шумит взволнованная порывами ветра листва, летящие по реке далеко внизу лодки под белыми парусами, безграничный простор заречья и облака в высокой синеве ветреного неба,– все в этой гулкой, насыщенной движением картине проникнуто чувством любви к родной природе и восторгом перед ее мятущимся «непокоем». И надо ли удивляться тому, что появление этой картины в предреволюционном 1904 году, когда в воздухе уже явственно ощущалось приближение грозовых раскатов общественной бури, было воспринято современниками, теми, кто ждал свежего ветра революции, как знаменательный поэтический символ, как некое образное предвосхищение грядущего социального обновления? Полная бурной динамики, картина Рылова вызвала неожиданный для художника общественный отклик, и его чудесный, насыщенный зеленым шумом пейзаж привлек к себе сердца зрителей не только своими высокими эстетическими достоинствами, но и той социальной патетикой, которую в нем ощутила передовая предреволюционная Россия.
Картина сразу же получила широкую известность, и имя автора навсегда вошло в историю русской живописи. Скромно задуманный пейзаж с березами, навеянный шумом листвы, трепещущей под порывами ветра, прозвучал в истории русского пейзажного искусства ярким мажорным аккордом. Художник создал произведение, в котором не только проявил свой чарующий талант живописца, но и наметил многие новые пути развития нашего послелевитановского пейзажа.

Прекрасную характеристику Рылова оставил нам его старший собрат по искусству Михаил Васильевич Нестеров, выдающийся русский художник. В своей книге «Давние дни» он писал:
«Годы с начала 900-х по самый год кончины были непрерывной цепью успехов Аркадия Александровича, его любованием разнообразнейшими красотами родной природы. Имя его становилось почетным, но ни в какой мере не кричащим, в русском искусстве. Талант креп, образы его делались более и более значительными, и он не будучи по своей природе тенденциозен, был содержателен. Прелесть картин Рылова крылась в их внутренней и внешней красоте, в их «музыкальности», в тихих, ласкающих, или стихийных, бурных переживаниях природы. Его таинственные леса с шумами лесных их обитателей дышат, живут особой, чарующей жизнью. Его моря, реки, озера, небо ясное, сулящее на завтра «вёдро», или небо с несущимися куда-то облаками – беду сулит – все, все у Рылова в действии, все динамично – радость жизни сменяет ее драму. Темный бор полон тревоги, бурные берега Камы, быть может, кому-то несут гибель. Осенний перелет птиц за далекие моря переживаем, как личную утрату ясных дней. Все у Рылова полно значения, и он нигде, ни в какой мере не равнодушен к смыслу, к совершающимся таинствам природы и ее обитателей. Он поет, славит и величает Родину-мать...

Рылов не просто «пейзажист», он, как Васильев, как Левитан, глубокий задушевный поэт. Он родной нам, он дорог нам, ибо Рыловых природой отпускается очень, очень скупо...»

Урок 25. РАБОТА С КАРТИНОЙ

Задачи урока:

Произвести сравнительный анализ двух живописных произведений , посвященных разным темам, но проникнутых сходными впечатлениями и переживаниями авторов.– Формировать понимание содержательности названия живописного произведения.

Пособия для урока: Учебники «Русский язык», ч. 2 (с.21–23), «Литературное чтение» .

I. Упражнение 8. Учитель просит детей найти в учебнике «Литературное чтение» в

«Музейном Доме» картину Аркадия Рылова «Зеленый шум». Ученики рассматривают репродукцию.

II. Вместе с учителем дети обсуждают вопросы к репродукции.

Примерные ответы на вопросы.

1. Художник видит только то, что перед его глазами, или и то, что очень далеко от него? Школьники обнаружат, что вдалеке за рекой (на заднем, дальнем плане картины) видны речные притоки, островки суши между ними и угадывается линия горизонта. Таким образом,понятно, что взгляд художника простирается вдаль.

2. Какое время года изобразил художник? Какие деревья он написал? Судя по густой листве деревьев, художник изобразил разгар лета . На переднем плане картины изображена, по одной версии, сосна (мы видим только ее коричневато-оранжевый ствол). Подругой версии, изображена не сосна, а береза: нижнюю часть ее ствола освещение окрашивает в сиреневокоричневый цвет, а верхняя часть ствола этого дерева и его правая боковая веткапоказывают, что это все-таки береза. Поодаль от этого большого дерева – молодые тонкие березки, чуть дальше влево – большая береза с пятнистым черно-белым стволом,

Примечание. Важно, чтобы дети внимательно рассматривали картину, зрительно путешествовали по ее пространству, вглядывались в детали и старались дать как можно более подробную характеристику каждому образу. Нужно объяснить школьникам, что использовать такие понятия, как передний, средний и дальний план картины желательно только при необходимости (для того чтобы все могли представить местоположение того или другого объекта). В устном илиписьменном сочинении по картине этими терминами лучше не пользоваться.

3. Как тебе кажется, день солнечный или пасмурный, жаркий или прохладный, ветреный или тихий? Школьники скажут, что день солнечный, жаркий, но ветреный . Попросите их обосновать свой ответ. Важно, чтобы дети еще раз внимательно вгляделись в детали картины и заметили, как ярко, контрастно освещена трава и облака .

4. Что помогает тебе увидеть ветер? (Обрати внимание на ветви и листья деревьев , на плывущие по небу облака .)

5. «Попутешествуй» по картине . Для этого представь себе, как полетит березовый листочек, подхваченный ветром. Постарайтесь, чтобы дети заметили, что кроме гонимых ветром плотных облаков и развевающихся ветвей деревьев свидетельством ветреной погоды является то, как натянуты паруса лодочек, быстро плывущих по реке . Этот блок вопросов позволяетшкольникам почувствовать движение, которым проникнута картина, и зрительно «освоить» ее пространство.

6 . Понимаешь, о чем говорится в названии картины? Как ты думаешь, название картины выражает ее тему или главное впечатление художника? Школьники догадаются, что в названии картины речь идет о шелесте зеленых листьев, которые развеваются на ветру. Название картины «Зеленый шум» выражает одно из впечатлений художника, точнее, его звуковое впечатление от ветреного летнего дня.

7. Вернись к картине французского художника Клода Моне «Прогулка» и сравни ее с картиной Аркадия Рылова. Где находился французский художник, когдрисовал даму с ребенком, – на возвышении или в низине? А где находился русский художник, когда писал свой пейзаж?Картина Клода Моне написана с точки зрения снизу, то есть французский художник находился в низине и смотрел снизу вверх. От этого фигура женщины кажется возвышающейся над землей и заслоняет собой часть неба. Пусть дети обратят внимание на то, как написан зонт, и представят себе, с какой точки зрения можно его так увидеть. Можно также объяснить детям, что точку зрения снизу в живописном произведении иногда «называют» «лягушачьей» перспективой. Русский художник писал свой пейзаж, стоя на возвышении (чуть выше деревьев, которые

изображены на первом плане), что позволило ему показать уходящие к горизонту дали. Можносказать школьникам, что такой взгляд сверху вниз называют «орлиной» перспективой .

8. Художники изобразили одно и то же время года или разное? Похожа ли погода в их картинах? В чем же это сходство?

Смысл этих вопросов в том, чтобы школьники обнаружили, что на обеих картинах изображен солнечный ветреный летний день.

9. Рассмотри, как падает тень от фигуры дамы на картине Моне. Сможешь определить, с какой стороны расположено солнце?

А теперь обрати внимание, как падают тени от деревьев на картине Рылова. Определи, с какой стороны светит солнце.Знания, которые дети получили на уроках по «Окружающему миру», помогут им определить, что на картине Клода Моне солнце расположено позади фигур, чуть справа, а на картине Рыловасолнце находится перед деревьями (как бы со стороны зрителя) слева.

10. Видно ли на картине Клода Моне, в какую сторону дует ветер ? А из чего видно направление ветра на картине Аркадия Рылова?Судя по тому, в какую сторону наклоняется трава, и по тому, как закручивается юбка вокруг женской фигуры, ветер на картине Клода Моне дует справа налево. А направление ветра на картине Аркадия Рылова видно из того, как развеваются ветви деревьев и как наполняются ветром паруса лодочек, плывущих по реке. Ветер на картине русского художника дует, наоборот, слева направо. 11. Ты можешь услышать шум ветра в этих картинах – услышать те звуки, которыми он наполнен? А почувствовать запахи, которые ветер принес? Глядя на картину «Зеленый шум», можно услышать шелест листьев, почувствовать запах травы и цветов, ощутить влажный речной воздух, который приносит ветер. Услышать ветер на

картине «Прогулка» можно в шелесте развевающейся на ветру и закручивающейся юбке, а также в трепетании натянутой ткани зонта, которую напрягают потоки воздуха. Когда смотришь накартину французского художника, можно представить себе, что ветер несет запах прогретой травы, полевых цветов и, возможно, легкий запах дамских духов.

12. Какими похожими впечатлениями делятся с нами художники? Оба художника делятся с нами ощущением простора, больших воздушных пространств, которое удается передать путем изображения ветра. В первом случае (у Рылова) ощущение простора возникает благодаря тому, что изображение ветра на первом плане сочетается с большим обзором, а во втором случае (у Моне) – благодаря тому, что две трети картины занимает изображение неба. В обеих картинах все вокруг наполнено движением. Оба художника делятся впечатлением свежести и свободы, которые вызваны солнечным летним днем, одновременно жарким и ветреным.


Холст, масло. 107x146 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Друг замечательного русского пейзажиста Аркадия Александровича Рылова художник К. Ф. Богаевский как-то шутливо заметил:
«Картину писал Аркадий Александрович Рылов, а «Зеленый шум» – это мое изобретение».

Сам Рылов в книге своих прекрасных воспоминаний живо повествует о том, при каких обстоятельствах родилось поэтическое название этой широко известной картины, и одновременно знакомит нас с ее творческой историей.

«Я написал к выставке три большие картины и несколько меньших,– рассказывает он.– Перед выставкой по обыкновению пришел к нам Архип Иванович Куинджи (любимый учитель Рылова и высший для него художественный авторитет). Душа ушла в пятки, когда послышался его сильный звонок, показалась знакомая шуба и красивая голова с заиндевевшими усами и бородой. Куинджи прошел в комнату Богаевского... от Богаевского он пришел ко мне.

Неохотно поставил я на мольберт пейзаж с березами. Я не совсем доволен был картиной, а Архип Иванович похвалил, обыкновенно он редко хвалил. Я очень много трудился над этим мотивом, несколько раз все перекомпоновывая и переписывая, стараясь передать ощущение от веселого шума берез, от широкого простора реки. Жил я летом на крутом, высоком берегу Вятки, под окнами шумели березы целыми днями, затихая только к вечеру; протекала широкая река; виднелись дали с озерами и лесами. Оттуда поехал в имение к ученице. Там аллея старых берез, идущая от дома в поле, тоже всегда шумела. Я любил ходить по ней и писать и рисовать эти березы. Когда я приехал в Петербург, то в ушах у меня остался этот «зеленый шум». Я удивился, что Архипу Ивановичу понравилась эта картина, и был, конечно, страшно рад. Позвали Богаевского и стали втроем курить и мирно беседовать. Богаевский, увидев мою картину, стал декламировать некрасовское стихотворение «Идет, гудет зеленый шум...» Так и дано было название картине «Зеленый шум».

Зеленый шум!
Высокий крутой берег реки, над которым с размашистым гулом шумит взволнованная порывами ветра листва, летящие по реке далеко внизу лодки под белыми парусами, безграничный простор заречья и облака в высокой синеве ветреного неба,– все в этой гулкой, насыщенной движением картине проникнуто чувством любви к родной природе и восторгом перед ее мятущимся «непокоем». И надо ли удивляться тому, что появление этой картины в предреволюционном 1904 году, когда в воздухе уже явственно ощущалось приближение грозовых раскатов общественной бури, было воспринято современниками, теми, кто ждал свежего ветра революции, как знаменательный поэтический символ, как некое образное предвосхищение грядущего социального обновления? Полная бурной динамики, картина Рылова вызвала неожиданный для художника общественный отклик, и его чудесный, насыщенный зеленым шумом пейзаж привлек к себе сердца зрителей не только своими высокими эстетическими достоинствами, но и той социальной патетикой, которую в нем ощутила передовая предреволюционная Россия.
Картина сразу же получила широкую известность, и имя автора навсегда вошло в историю русской живописи. Скромно задуманный пейзаж с березами, навеянный шумом листвы, трепещущей под порывами ветра, прозвучал в истории русского пейзажного искусства ярким мажорным аккордом. Художник создал произведение, в котором не только проявил свой чарующий талант живописца, но и наметил многие новые пути развития нашего послелевитановского пейзажа.

Прекрасную характеристику Рылова оставил нам его старший собрат по искусству Михаил Васильевич Нестеров, выдающийся русский художник. В своей книге «Давние дни» он писал:
«Годы с начала 900-х по самый год кончины были непрерывной цепью успехов Аркадия Александровича, его любованием разнообразнейшими красотами родной природы. Имя его становилось почетным, но ни в какой мере не кричащим, в русском искусстве. Талант креп, образы его делались более и более значительными, и он не будучи по своей природе тенденциозен, был содержателен. Прелесть картин Рылова крылась в их внутренней и внешней красоте, в их «музыкальности», в тихих, ласкающих, или стихийных, бурных переживаниях природы. Его таинственные леса с шумами лесных их обитателей дышат, живут особой, чарующей жизнью. Его моря, реки, озера, небо ясное, сулящее на завтра «вёдро», или небо с несущимися куда-то облаками – беду сулит – все, все у Рылова в действии, все динамично – радость жизни сменяет ее драму. Темный бор полон тревоги, бурные берега Камы, быть может, кому-то несут гибель. Осенний перелет птиц за далекие моря переживаем, как личную утрату ясных дней. Все у Рылова полно значения, и он нигде, ни в какой мере не равнодушен к смыслу, к совершающимся таинствам природы и ее обитателей. Он поет, славит и величает Родину-мать...

Рылов не просто «пейзажист», он, как Васильев, как Левитан, глубокий задушевный поэт. Он родной нам, он дорог нам, ибо Рыловых природой отпускается очень, очень скупо...»



Рассказать друзьям