Жан батист симеон шарден просвещение. Шарден, Жан Батист Симеон (1699—1779)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Во главе с Шарденом в искусство XVIII столетия вошла плеяда мастеров, противопоставивших искренний и простой рассказ о натуре придворной парадной живописи рококо. Шарден был не только создателем прославивших его натюрмортов и бытовых сцен, но и одним из родоначальников новой портретной концепции в европейской живописи века Просвещения. Он одним из первых французских художников обратился к жанровому типу портрета, который явился важным этапом в развитии живописи XVIII столетия, как и реалистический бытовой жанр.

Работы Шардена, составляющие гордость европейских и американских музеев, пленяют особой естественной простотой натуры, теплом и человечностью, с которой она передана художником. Слова Шардена, сказанные одному из современников: «Кто Вам сказал, что пишут красками? Пользуются красками, а пишут чувством», раскрывают его глубокое эмоциональное постижение образа (человека или предмета). Благодаря этому зритель вовлекается в сферу видения натуры художником, одухотворенный его чувством. Как никто другой Шарден сумел выразить обостренную чуткость века Просвещения в умении находить тонкости в самых общих вещах. Он был мастером своего времени, девизом которого стали слова Дени Дидро о том, что следует «вглядываться в реальность и не пытаться ее украшать».

Отец художника был мастером-столяром, и Шарден воспитывался в полуремесленной-полухудожественной среде. Во время обучения в мастерских известных живописцев (где, возможно, он был просто помощником) П.Ж. Каза, Н.Н. Куапеля, Ж.Б. Ванлоо Шарден был замечен и приглашен к участию в реставрации росписей Королевского дворца в Фонтенбло под руководством Ванлоо. Почти одновременно он написал вывеску по заказу парижского хирурга, на которой изобразил толпу уличных зевак, стоящих вокруг раненого. Жанровая сценка своей занимательностью привлекла зрителей, увидевших ее на выставке. Были отмечены и два ранних натюрморта Шардена - "Скат" и "Буфет" (оба - 1728, Париж, Лувр), за которые он в 1728 году был принят в члены парижской Королевской академии художеств. В обеих картинах поэтически передана красота простых вещей - серебрящихся на зеленоватом фоне рыбы и кухонной посуды и стоящей на белой скатерти посуды из темного стекла в окружении разбросанных фруктов. Элемент развлекательности вносят крадущийся к рыбе кот и пес, лающий на стол с посудой, как в полотнах фламандских и голландских мастеров. Однако в отличие от барочных натюрмортов этих северных художников, натура у Шардена не выглядит столь эффектно и выигрышно скомпонованной. Конечно, художником глубоко продумывался каждый нюанс в ее расположении, и каждый натюрморт Шардена заставляет почувствовать его особый дар в ощущении предметности мира.

Всю жизнь художник провел в Париже, никуда не выезжая. В 1724 году он получил почетное звание члена римской Академии Святого Луки. К этому времени он уже был известен как мастер натюрморта. В 1731 году Шарден женился на Франсуазе Маргерит Сентар и в том же году у него родился сын. Он жил в Париже, предпочитая изображать людей своего круга, не любил создавать работы по официальным заказам, хотя иметь его произведения стремились Фридрих II, Екатерина II, Густав III, многие представители блестящей европейской аристократии. С 1730-х годов Шарден обратился к написанию бытовых сцен и жанрового типа портрета, создав в период 1730-1740-х годов многие свои лучшие полотна: "Возвращение с рынка" (1739, Париж, Лувр), "Гувернантка" (1738, Оттава, Национальная галерея), "Кухарка (Женщина, чистящая овощи)" (1738, Вашингтон, Национальная галерея искусства), "Трудолюбивая мать", "Молитва перед обедом" (оба - 1740, Париж, Лувр). Шарден всегда шел в них от изображения реального жизненного мотива, придавая ему значительность, ведя неторопливый рассказ о повседневном событии, о предметах, связанных с окружением человека. Интерес художника к работам голландских мастеров XVII века был закономерен на пути поисков живой и естественной интерпретации натуры. Эти сценки с изображением матерей, воспитывающих детей или занятых хозяйством, Шарден часто повторял, поэтому варианты этих полотен имеются во многих музеях и частных коллекциях. В придании правдивости сценам велика роль интерьера. Кистью мастера натюрморта выписаны овощи, посуда на столе, предметы, разбросанные в прихожей. Они рассказывают о жизненном укладе простых горожан, людей третьего сословия, к которому принадлежал и сам художник. В отличие от ярких светящихся красок голландских жанристов, преобладающие в полотнах Шардена коричневые, зеленые, голубые, белые цвета придают неброскость колориту.

Серьезную сосредоточенность в занятиях каким-либо делом (чтением, игрой в карты или в школу, пусканием мыльных пузырей, рисованием, написанием письма) призваны акцентировать и предметы, окружающие модель в жанровых портретах ("Карточный домик", 1741, "Юная учительница", ок. 1740, оба - Вашингтон, Национальная галерея искусства; "Мальчик с волчком" (1738, Париж, Лувр), Шарден особенно любил изображать детей, в образах которых его привлекали внутренняя живость и непосредственность. Его частыми моделями были сыновья ювелира Годфруа - младший Огюст-Габриэль, запечатленный в картине "Мальчик с волчком", и десятилетний Шарль ("Портрет Шарля Годфруа", 1738, Париж, Лувр). Шардена увлекает не раскрытие мимолетного выражения чувств или психологической сложности детского образа, а повествование о человеке своей среды. И каждый созданный художником детский портрет является как бы фрагментом бытовой сцены. Все это придает детским образам Шардена большое лирическое обаяние.

С 1737 года художник становится постоянным участником парижских салонов, вновь открывшихся после длительного перерыва. Его работы нравятся маршанам и критике, их часто воспроизводят в гравюре известные мастера. Дидро, отличая самобытность его работ, восторженно пишет: «Шарден - умный художник, который прекрасно умеет говорить о своем искусстве»; «Вот кто умеет создавать гармонию красок и светотени!» - восхищенно восклицает он о колорите Шардена.

Живописное мастерство художника совершенствуется с годами. Мелодичное единое тональное звучание цветов в таких шедеврах Шардена, как «Натюрморт с трубкой» (1737, Париж, Лувр) или «Разрезанная дыня» (1760, Париж, частное собрание) поражает мягкостью и разнообразием. Свои спокойные, уравновешенные композиции в натюрмортах он составляет из кухонных предметов, битой дичи, фруктов, музыкальных инструментов, атрибутов живописи, скульптуры, архитектуры, науки. Подбор предметов в каждом полотне обусловлен колористическими задачами, но кроме этого он несет в себе всегда и глубокий внутренний смысл, поэтизируя в равной степени мир простых повседневных занятий, подобно «кухонным» натюрмортам, или придавая вещам аллегорическое звучание, в их повествовании об интеллектуальных склонностях человека века Просвещения (Атрибуты науки, 1731, Париж, Музей Жакмар-Андре). Красота изящных форм каждого предмета подчеркнута в полотне с изысканным подбором вещей Натюрморт с трубкой. Открытый ящик с табаком, к которому прислонена трубка, вобравшие в себя множество цветовых рефлексов белый глиняный кувшин и чашка повествуют о моде и быте эпохи, когда курение заморского табака входило в обычай в европейских странах.

Идеалы эпохи просветительской мысли выразил художник и в полотнах на тему «Натюрморт с атрибутами искусства», варианты которых принадлежат Лувру, Музею Жакмар-Андре, Эрмитажу, Государственному музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Эрмитажное полотно (1766) было исполнено Шарденом по заказу Екатерины II для Академии художеств, но осталось в апартаментах императрицы. Эмоциональную выразительность колорита натюрморта отметил Дидро, написавший: «Как четки массы! Как одни предметы отражаются в других! Не знаешь, в чем именно кроется очарование, ибо оно разлито повсюду…» В четком ритме расположил художник принадлежащие ему предметы - фигурку Меркурия, папку с рисунками, ящик для красок и палитру, свитки чертежей и готовальню, книги. На теплом красно-коричневом тоне подмалевка плотными мазками рельефно выписаны все эти предметы, освещенные мягким светом. Подбор предметов, включая орденский крест Святого Михаила на ленте и медали как символа заслуженного труда художника, как во всех аллегориях века Просвещения, без усложненности повествует о профессии художника, о его особом новом свободном статусе, дарованном ему временем.

Последнее десятилетие творчества художника было омрачено отставкой в Академии, ослабевшим зрением, меньшим вниманием публики. Однако созданные в этот период работы стали выдающимися произведениями французской живописи XVIII столетия. Шарден обращается к пастели, создавая в этой технике подлинные шедевры - "Автопортрет с зеленым козырьком" (1775, Париж, Лувр) и "Портрет жены" (1776, Чикаго, Институт искусств). Дидро с восхищением отзывается и о его пастельном "Автопортрете" 1771 года (Париж, Лувр) и, желая поддержать стареющего художника, пишет о вещах, показанных в Салоне 1771 года: «Все та же уверенная рука и те же глаза, привыкшие видеть натуру». Поздние портреты ознаменовали новый этап не только в его искусстве, но и в европейской портретной живописи XVIII столетия. Жанровые мотивы теперь исключаются художником. Он обращается к новой форме камерного портрета, заменяя лирическое повествование о человеке третьего сословия более глубоким обобщением. В образе Маргерит, жены художника раскрыт характер женщины, жизнь которой прошла в тревоге и заботах о ближних. Атласный домашний халат и нескладно сидящий чепец не умаляют благородного облика красивой в прошлом женщины.

В домашней одежде представил себя художник и в «Автопортрете с зеленым козырьком». Повязка на голове, на которой крепится козырек и нашейный платок, завязанный в свободный узел, - атрибуты старой и удобной профессиональной одежды. Спокойный, проницательный взгляд из-под козырька - тоже черта профессии. Возможности интимной характеристики максимально емко использованы в поздних портретах Шардена, которые предвосхитили будущие открытия в произведениях таких крупных мастеров, как О. Фрагонар и Ж.Л. Давид.

Елена Федотова

Кто сказал, что художник должен писать только величавых монархов и вельмож в роскошных одеждах с надменным выражением лиц, или переносить на холст библейские сюжеты, персонажи которых никто никогда не видел, или изображать пасторальные сценки с театральными декорациями и ряжеными? Разве повседневная жизнь с привычными предметами, составляющими повседневный окружающий мир менее колоритна и живописна? Ничуть не бывало, и это подтверждает талантливость и мастерство Жана Батиста Симеона Шардена – французского живописца, одного из замечательных и известных художников 18 столетия, снискавшего себе славу и популярность одного из лучших колористов в мировой живописи. Его работы в области натюрморта и жанровых зарисовок украшают лучшие картинные галереи и музеи мира.

Биография Шардена Жана Батиста Симеона (02.11.1699 - 06.12.1779) кратко

Шарден появился на свет 2 ноября 1699 года в парижском квартале Сен-Жермен-де-Пре в семье плотника. В родном квартале он прожил всю жизнь, его биографы считают, что он ни разу не покидал столицу. Его ученичество проходило в мастерской парижских художников П.-Ж. Каза и Ноэля Куапеля. В качестве помощника Куапеля, Шарден исполнял второстепенные детали в его картинах, и овладел необычным искусством изображать всякого рода неодушевленные предметы. Художник решил посвятить этому все свое творчество.

Шарден – мастер натюрморта

Даже самые первые самостоятельные работы художника были исполнены с необычайным мастерством и их принимали за работы именитых фламандских и голландских мастеров. Вначале своего творчества Шарден пишет в основном натюрморты с плодами, овощами, цветами, хозяйственными принадлежностями и охотничьими атрибутами. Поэтому парижской публике Шарден стал известен, прежде всего, как великолепный мастер натюрморта. Но в его полотнах даже раннего периода нет и намека на вычурность.

Его натюрморты органически связаны бытовым аспектом. Все предметы и детали, не смотря на их прозаичность, создают впечатление поэтичности, и, одновременно воспринимаются как реальность. Как на картине "Натюрморт со стеклянным сосудом и фруктами”. Понятно, что стеклянным графином пользуются – он не переливается первозданной прозрачностью. Фрукты росли в настоящем саду – грушу так и хочется откусить. Понятно, что она сочная и спелая, вон даже и червячок уже пытался это сделать. А серебряный сосуд – предмет скорее парадный, весь так и сверкает, а может служанка очень добросовестная, или хозяйка рачительная в этом доме.

В композициях Шардена самые обычные предметы быта – старые кастрюли, кухонный бак для воды, глиняный кувшин, овощи. Иногда можно встретить и более возвышенные атрибуты искусства или предметы научного характера, но они присутствуют лишь для декора. Основное достоинство этих полотен – не в материальной ценности изображенных на них предметов, что скорее было присуще голландским художникам, а в одухотворенной поэтичности обыденности, в уравновешенности построения композиции, которая создает образ гармонии быта, уют и покой семейного очага.

Шарден - портретист

С 1739 года Шарден расширяет круг своих сюжетов портретами и сценами домашнего быта небогатых людей. Такие жанровые сцены близки и понятны Шардену, который родился и вырос среди подобных людей. Скрытые портреты, повседневная домашняя жизнь простых людей из третьего сословия, передана спокойно, задушевно, правдиво и естественно. Манера Шардена - художника ознаменовала собой зарождение реализма в 18 веке, продолжила традицию фламандских и голландских художников натюрморта и бытового жанра 17 века, обогатила эту традицию и внесла в собственное творчество оттенок не только естественности, но и изящества.

Эмоциональная тонкость, способность к психологическому анализу, проявилась в последних работах Шардена в технике пастели. Прекрасный пример, это его "Автопортрет в очках” или ‘Портрет госпожи Шарден”, написанные незадолго до смерти. Очень поэтично написал Дидро о работах Шардена, сравнив его с волшебником, который не в краски окунает свои кисти, а берет на их кончик воздух и свет, и накладывает их на холст. Шарден умер 6 декабря 1779 года.

Шарден Жан Батист (реализм)

В 60-70-х годах под несомненным влиянием буржуазии в искусстве возник интерес к голландскому реализму. Под влиянием этих эстетических идей развивается искусство французского художника Жана Батиста Симеона Шардена.

По существу, Шарден создал новую живописную систему. Он начал с натюрморта, ранее мало развитого во Франции: натюрморты с битой птицей, снедью, плодами.

Затем он находит свою тему - это полные тихого очарования, живущие какой-то своей "тихой жизнью" вещи кухонного обихода: котлы, кастрюли, бачки. Сведенный до минимума мир простых вещей лишен всякой претензии, но исполнен пронзительной силы живописного мастерства.

Столь же искренен, достоверен и тонко живописен Шарден и в жанровой живописи. В противовес галантным празднествам и пастушеским идиллиям Шарден, выражая вкусы буржуазии, начинает изображать размеренность, порядок, уют буржуазного быта. Добропорядочность и трудолюбие прославлены Шарденом без поучения и морализаторства, без пафоса и эффектов, провозглашая "меру и порядок" как жизненный образец. Изумительное живописное мастерство, чистые тона делают его картины маленькими шедеврами.

По-новому Шарден относится и к портрету. Модели в его портретах, просты, искренни, лишены манерности. Художник видит в человеке прежде всего его самого, его сущность, а не место, которое он занимает в жизни.

В целом можно сказать, что Шардена открыл бытовой жанр, прославляющий скромный быт простого человека, выявляющий его лучшие черты - трудолюбие, чистоплотность, умение находить радость в простых вещах.


Кухарка, чистящая брюкву (1778)


В центре картины кухарка, сидящая на стуле, о чем-то задумалась, остановились ее трудолюбивые руки. Перед ней - котел с начищенными овощами, тут же сияющая медная сковорода, темный закопченый котелок, рядом огромный чурбан для рубки мяса, на нем - топор. Каждый предмет в картине написан с любовью и интересом. Чувствуется, что кухарке не в тягость ее неторопливая работа, она с удовольствием варит и жарит, и думы ее просты и понятны. Картина полна особой мудрости, тихой радости; она воспеват трудолюбие, доброту и душевное благородство.

Мыльные пузыри (1775)



Сам художник называет картину так: "Суетные развлечения молодого человека, пускающего мыльные пузыри". Картина проникнута духом нравоучительности, художник порицает юного повесу, развлекающегося детской забавой, вместо того, чтобы усердно работать. То, что юноша из бедной семьи, говорит порванная куртка, сквозь дыру видна нижняя рубашка, рукава куртки коротки. Видно, что родители не в состоянии купить новую одежду, а сам он не спешит зарабатывать. Вместе с тем юный бездельник явно уделяет внимание своей внешности, вовремя завивая свою прическу. За занятием юноши пытливо наблюдает маленький ребенок, которому это занятие как раз бы подошло.

Серебряный кубок (ок.1750)



В натюрморте с кубком глубокие гармоничные коричневые тона, насыщенная оливковая зелень фона, коричнево- красные отблески на миске и яблоках объединяют в единое целое утварь, овощи, стол. Все приобретает под кистью мастера непреходящую ценность и значение.

Автопортрет (1775)


Лучший портрет Шардена. Художник изобразил себя запросто: в ночном колпаке с голубым козырьком, в коричневой домашней куртке и шейном платке, с пенсне, сползающем на нос. И тем сильнее, по контрасту с затрапезным видом, действует на зрителя пронзительный молодой взгляд старческих глаз поверх пенсне. Это взгляд художника, достигшего к старости чистоты, силы и свободы своего искусства.

Разносчица (1739)


Перед нами разносчица, которая разносит по домам продукты. Вот и сейчас она принесла хлебы, кур. Женщина одета в аккуратное платье, фартук и чепчик, в правой руке сумка с битой птицей. На столе лежат хлебы, глиняный горшок, на полу - пузатые бутыли темного, толстого стекла. Слева - открытая дверь в другую комнату, где стоит большой медный бак для воды, а в глубине - еще одна дверь, на ее фоне - женская фигура. Шарден создает поэтический образ быта, где важны не сами по себе, в отдельности, женщины, хлебы, бутыли, а их взаимосвязь. С восторгом и любовью Шарден изображает каждый предмет, как будто это одушевленный образ.

Атрибуты искусств


Дама, пьющая чай


Девушка с письмом

Гувернантка (1739)

Кухарка, моющая посуду

Мальчик-половой в погребе

Медный бак для воды

Медный котелок и три яйца


Молитва перед обедом


Юная учительница


Натюрморт с атрибутами искусств


Натюрморт с чайником, виноградом и вином (1779)


Натюрморт с цветами в вазе (1763)

Натюрморт с персиками


Прачка (1737)


Рачительная служанка (1747)

Трудолюбивая мать (1740)

Женщина, набирающая воду из бака (1737)


Просмотры: 4 439

Жан-Батист-Симеон Шарден (1679-1779), один из величайших художников XVIII века, родился в Париже в семье ремесленника. О раннем периоде его творчества почти не сохранилось сведений. Известно, что в 1724 г. он вступает в Академию св. Луки. В 1728 г. он был принят в Королевскую Академию живописи и скульптуры весьма необычным путем –

Буфет
Скат (фр. La raie), 1728, Лувр

два его произведения, показанные на выставке молодых художников, были отмечены членами Академии, и никому не известный до этого мастер был приглашен вступить в нее. Шарден становится членом Академии по классу «животных, фруктов и цветов» – самому низшему в иерархии жанров той эпохи.

Сын парижского ремесленника-столяра, он прошел выучку у академических живописцев, однако очень скоро порвал с их методом работы - по образцам других мастеров и по воображению. Этому методу он противопоставил работу с натуры и пристальное ее изучение - принцип, которому он оставался верен в течение всей своей жизни. В 1728 году Шарден обратил на себя внимание двумя натюрмортами («Скат» и «Буфет» , Париж, Лувр), выставленными на площади Дофина под открытым небом, где раз в году молодые художники могли показывать свои картины. Успех, выпавший па его долю, позволив ему представить свои работы в Академию. Здесь его натюрморты получили единодушное признание, и Шарден был избран в число академиков.

В 1731 г. под руководством Ван Лоо Шарден принимает участие в реставрации фресок в галерее Франциска I в замке Фонтенбло, положивших начало знаменитой школе Фонтенбло. Начав с натюрмортов, после 1733 г. он обращается также и к жанровым сценам. Его современники видели в нем художника, лишенного воображения, который, однажды выстроив определенную композиционную структуру, затем много раз к ней возвращается. В 1740 г. Шарден был представлен королю Людовику XV в Версале и вручил ему две свои картины.

Медный бак

В 50-е и 60-е годы Шарден становится популярным художником, натюрморты и жанровые сцены которого находят спрос и хорошо продаются, но к концу этого периода в его жизни наступает перелом. Публика, следуя изменениям вкуса и моды эпохи, теряет интерес к его произведениям. В его личной жизни происходит драма. Единственный сын, Пьер-Жан, очень талантливый и многообещающий молодой художник, получивший Гран При в Королевской академии, кончает жизнь самоубийством в Венеции в 1767 г.

Период забвения длится до середины XIX века, когда критики и коллекционеры вновь открывают живопись Шардена. Тогда становится очевидным,


Корзина с персиками, 1768, Лувр

что он был лучшим мастером натюрморта и не только для своего времени, а его жанровые сцены полны поэзии, лиризма и жизненной правды. Вместе с тем, открывается и совершенное качество его живописной техники, которого он добивался в процессе медленной, мучительной, тщательной работы и переделок. Тайну своего великого мастерства художник открыл сам, сказав однажды: «Мы используем краски, но пишем чувствами».

Натюрморт был излюбленным жанром Шардена. Жанр этот вошел в моду в 18 веке под влиянием голландцев, увлечение которыми перекликалось с наметившейся в литературе тяге к простоте и естественности. Но в своих натюрмортах французские мастера обычно отталкивались не от реалистических основ голландского искусства,. а от его декоративных элементов. Этому декоративному натюрморту Шарден противопоставил свои простые, непритязательные, лишенные каких бы то ни было эффектов картины. Оп писал глиняные кувшины, бутылки, стаканы, простую кухонную посуду, окруженную фруктами и овощами, иногда рыбу или убитую дичь. Но в этих простых предметах он открыл поразительное богатство красочных оттенков, выразив с необычайной силой материальные качества вещей.

С удивительной тонкостью передает художник блеск начищенной меди («Медный бак» , 1730-е гг.), матовую поверхность персиков («Корзина с персиками» . 1768), сдобную пышность бриоши («Десерт» , 1763, все - Париж, Лувр). Композиции этих небольших картин подчинены строгой логике. С безупречным чувством ритма организует Шарден классически уравновешенную и гармоничную структуру своих холстов («Натюрморт с атрибутами искусств» (на превью) , 1760-е гг., Москва, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). Продуманное соотношение предметов с особой полнотой выявляет их характерные особенности, выразительность формы, красоту цвета, сложнейшие оттенки которого художник фиксирует мелкими трепетными мазками. Они создают ощущение игры света на поверхности предметов, объединяют их с

Жан Батист Симеон Шарден. Молитва перед обедом. 1744. Эрмитаж

окружающей средой. Эти достоинства живописи Шардена сразу же оценил Дидро, считавший его «первым колористом Салона и, может быть, одним из первых колористов в живописи». «…Как движется воздух вокруг этих предметов, - восклицает Дидро, - вот кто понимает гармонию красок и рефлексов».

Столь же оригинальны и совершенны жанровые картины Шардена. Они посвящены изображению несложных сцен быта французского третьего сословия - мелкой буржуазии и трудового люда. Из этой среды вышел сам Шарден и связь с ней не порывал до конца своих дней. Впервые в искусстве 18 века подобные мотивы повседневности оказываются в центре внимания художника. Сюжеты жанровых картин Шардена лишены драматизма или повествовательности. В большинстве случаев это изображение мирного неторопливого домашнего быта: мать с детьми, читающими молитву перед скромной трапезой («Молитва перед обедом» , 1744, Государственный Эрмитаж); прачка, стирающая белье, и примостившийся около кадки ребенок, пускающий мыльные пузыри («Прачка» , Государственный Эрмитаж), мальчик, усердно складывающий карточный домик («Карточный домик» , Париж, Лувр) -таковы типичные сюжеты картин мастера. Их естественность и простота разительно контрастируют с манерностью и жеманством жанровых сцен Буше. Работы Шардена совершенно лишены литературных и дидактических тенденций, а также сентиментальности,


Прачка

присущей аналогичным картинам большинства его современников. Но подобно тому, как Шарден в своих натюрмортах открыл красоту простой кухонной утвари, он сумел обнаружить целый мир возвышенных и чистых человеческих чувств в скромных будничных домашних сценах, обретающих в его картинах подлинную поэзию и нравственную значительность. Лирическая проникновенность («Пользуются красками, но пишут чувством»,- говорил Шарден) сочетается в них с артистизмом исполнения и тем изяществом стиля, который характерен для всего искусства того времени. Как и натюрморты, жанровые картины Шардена написаны мягко и обобщенно, а их лишенный яркости колорит построен на тончайших гармониях изысканных тонов.

Во французском искусстве 18 века Шарден был также одним из создателей реалистического портрета. Его работам в этом жанре совершенно чужды декоративные эффекты, показные позы, отличающие портреты придворных художников. Они просты по композиции, сдержанны по колориту. Исключающий всякую идеализацию, правдивый и точный в характеристиках, Шарден в то же время всегда подчеркивает моральное достоинство своих моделей. Утверждение ценности человеческой личности, столь характерное для века Просвещения, лежит в основе этих внешне непритязательных работ художника. К числу лучших портретов Шардена принадлежат его автопортреты и портрет жены, выполненные пастелью (1770-е гг., Париж, Лувр).

Реалистическое искусство Шардена сразу же получило поддержку передовой художественной критики. Однако во второй половине столетия, когда от искусства требовали, чтобы оно стало, по выражению Дидро, «школой нравов, немым оратором, наставляющим нас в добродетелях и возвышенных поступках», работы Шардена уже не во всех отношениях удовлетворяли новую критику. Теперь особенным успехом стали пользоваться те художники, в творчестве которых проступали дидактические черты.

Карточный домик

Карточный домик. Около 1736-1737. Национальная галерея, Лондон

Шарден изображает мальчика, сына своего друга краснодеревщика Ленуара, строящим на столе домик из игральных карт. Стол, на который опирается ребенок, занимает в композиции центральное место и позволяет художнику ввести в пространство картины великолепно написанный натюрморт. Он начинается неожиданно и оригинально с полуоткрытого ящика на переднем плане.

В картине соединены два жанра – сцена повседневной жизни и натюрморт. Композиция построена чрезвычайно лаконично и просто. Художник с таким вниманием и любовью изображает обыденные предметы, что кажется, главной его задачей является показать зрителю, насколько они прекрасны в своей простоте. Но на самом деле за этим непритязательным эпизодом детской игры стоит более глубокий


«Мыльные пузыри» (1733-1734, Национальная галерея искусства)

смысл. По сути, перед нами моральная аллегория, символизирующая тщетность человеческих усилий, которые смерть разрушает с такой же легкостью, как ребенок разрушает свой карточный домик всего лишь движением руки или дуновением.

Однако трактовка темы vanitas здесь иная по сравнению с той, которая была характерна для живописи XVII века, питавшего к ней особое пристрастие. Если художники прошлого столетия обращались к таким мотивам, как череп или кладбище и особо подчеркивали драматическое начало, то сейчас вечный вопрос о смысле человеческой жизни, ее быстротечности и бренности, трансформирован в простое, лишенное трагического пафоса событие. Но от этого он не стал звучать менее остро.

Строгости построения композиции, в которой нет ничего лишнего, соответствует и лишенный внешних эффектов, почти монохромный колорит. Но, оставаясь почти исключительно в пределах коричнево-охристой цветовой гаммы, художник насыщает холст неожиданным живописным богатством разнообразных тональных нюансов и теплым, чуть красноватым светом, который излучают краски.

Наряду с «Карточным домиком» Шарден использует еще один сюжет подобного рода, для создания моральной аллегории на тему vanitas «Мыльные пузыри» . И здесь мотив детской забавы превращается в символ быстротечности и бренности человеческой жизни. Художник изображает мальчика, нагнувшегося над подоконником и пускающего на улицу мыльные пузыри. Справа малыш в смешном колпачке тянется на них посмотреть. Рядом с детьми изображен прекрасный натюрморт.

Автопортрет , выполненный в технике пастели, вместе с двумя другими произведениями, был выставлен в Салоне 1771 г. К этому времени было известно, что здоровья мастера пошатнулось, и он не в состоянии больше работать. Однако вещи, показанные Шарденом на этой выставке — настоящие шедевры по качеству исполнения – вызвали сенсацию. Автопортрет написан на бумаге серо-голубого тона, которая дает дополнительные, очень богатые колористические эффекты.

«Автопортрет», 1775

Автопортрет с зеленым козырьком, 1775, Лувр

Жан-Батист-Симеон Шарден (родился 2 ноября 1699 года, Париж, Франция, умер 6 декабря 1779 года в Париже), французский художник натюрмортов и домашних жанровых сцен, отличающихся своим интимным реализмом, спокойной атмосферой и ярким качеством их краски. Для своих натюрмортов он выбирал скромные предметы («Шведский стол», 1728), а для жанровых картин чаcтым сюжетом были скромные события («Женщина пишет письмо», 1733). Он также исполнял прекрасные портреты, особенно пастелью.

Его именем традиционно считалось Жан-Батист-Симеон, но «Батист», похоже, оказался ошибкой писца и Жан-Симеон теперь является принятой формой.

Родившийся в Париже, Шарден никогда не покидал родной квартал Сен-Жермен-де-Пре. Мало что известно о его обучении, хотя он некоторое время работал с художниками Пьером-Жаком Казесом и Ноэлем-Никола Куапелем. В 1724 году он был принят в Академию Святого Луки. Однако его истинная карьера началась в 1728 году, когда, благодаря портрету Никола Ларжильера (1656-1746), он стал членом Королевской академии живописи и скульптуры, при поступлении в которую представил свои картины «Скат» (c. 1725) и «Шведский стол» (1728).

«Скат» по стандартам Шардена – необычайно яркая работа: у потрошёной рыбы странное «человеческое лицо», скрученное в жуткой гримасе и её сырая плоть изображена с помощью виртуозного мастерства. На всю оставшуюся жизнь Шарден был преданным членом Академии – он старательно посещал все собрания и почти двадцать лет служил казначеем (1755-74), к этим обязанностям он подходил наиболее строго и честно, за что имел образцовую репутацию.

В 1731 году Шарден женился на Маргарите Сендар, а через два года он обнародовал первую из своих картин, «Женщина, пишушая письмо». С тех пор Шарден выбирал сюжетами своих картин «la vie silencieuse» («тихую жизнь») или сцены семейной жизни, такие как «Saying Grace» и рисунки молодых мужчин и женщин, концентрирующихся на их работе или игре. Художник часто повторял свои сюжеты и часто есть несколько оригинальных версий одной и той же картины. Жена Шардена умерла в 1735 году, а инвентаризация имущества, составленная после её смерти, показывает определённое богатство. Предполагается, что к этому времени Шарден уже стал успешным художником.

В 1740 году Жан-Симеон был представлен Людовику XV и достиг пика уважения в 1750-х годах, когда Людовик XV предоставил ему ежегодное пособие (1752) и помещение в Лувре для жизни и работы. Несмотря на королевскую милость, он вёл жизнь беспрецедентной преданности своему искусству: кроме коротких визитов в Версаль и Фонтенбло, он никогда не покидал Париж.

Четыре года спустя он женился на Маргарите Пуже, которую увековечил 30 лет спустя, написав её портрет пастелью. Это были годы, когда Шарден был на высоте своей славы. Например, Людовик XV заплатил ему 1500 ливров за «Леди с органом и птицами». Шарден продолжал неуклонно подниматься вверх по ступеням традиционной академической карьеры. Его коллеги в академии, сначала неофициально (1755 г.), а затем и официально (1761 г.), выбирали его курировать развеску картин в Салоне (официальная выставка Королевской Академии), который проводился регулярно, каждые два года с 1737 г. и в котором Шарден очень добросовестно участвовал. Именно в выполнении своих официальных обязанностей он встретил энциклопедиста и философа Дениса Дидро, который посвятил некоторые из своих лучших страниц художественной критики Шардену, «великому волшебнику», которым он так восхищался.

Жан-Симеон Шарден был ближе к чувству медитативной тишины, которая оживляет деревенские сцены французского мастера XVII века Луи Ленена, чем духу света и поверхностного блеска, увиденного в творчестве многих его современников. Его тщательно сконструированные натюрморты не выпирают аппетитными продуктами, а запоминаются самими объектами и обработкой света. В своих жанровых сценах он не ищет своих моделей среди крестьянства, как это делали его предшественники. Он пишет мелкую буржуазию Парижа. Но манеры смягчены, и его модели, кажется, далеки от суровых крестьян Ленена. Хозяйки Шардена просто, но аккуратно одеты и такая же чистота видна в домах, где они живут. Повсюду какая-то близость и доброе общение составляют очарование этих скромных картин бытовой жизни, которые сродни чувственному настрою и формату работ Яна Вермеера.

Несмотря на триумфы его ранней и взрослой жизни, последние годы Шардена были омрачены как в личной жизни, так и в его карьере. Его единственный сын, Пьер-Жан, получивший Гран-при (приз для изучения искусства в Риме) Академии в 1754 году, совершил самоубийство в Венеции в 1767-м. А потом в парижском обществе начали меняться вкусовые предпочтения. Новый директор Академии, влиятельный Жан-Батист-Мари Пьер, в своём стремлении установить историческую живопись на первое место, унизил старого художника, уменьшив ему пенсию и постепенно лишив его обязанностей в Академии. Кроме того, у Шардена ухудшалось зрение. Он пробовал рисовать пастелью. Это было для него новое средство и меньше напрягало его глаза. Пастели Шардена, большинство из которых находятся в Лувре, высоко ценятся сейчас, но их не очень оценили в своё время. Фактически, он прожил последний период своей жизни почти в полной безвестности, а его поздние работы были приняты с равнодушием.

Только в середине 19-го века он был заново открыт горсткой французских критиков, в том числе братьями Эдмоном и Жюлем де Гонкур, а также высоко оценён коллекционерами (например, братьями Лавайяр, которые пожертвовали свою коллекцию Шардена Пикардийскому музею в Амьене). Лувр совершил первые приобретения его работ в 1860-х годах. Сегодня Шарден считается величайшим художником натюрморта XVIII века, а его полотна занимают почётные места в самых выдающихся музеях и коллекциях мира.



Рассказать друзьям