Значение лосенко антон павлович в краткой биографической энциклопедии. Мастер исторической картины

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Украина - 23 ноября (4 января) 1773, Петербург) - русский художник, основоположник русской исторической живописи. Выходец из казацкой семьи Антон Лосенко рано осиротел, был отправлен в Петербург, где в 1744-1753 годах учился певческому искусству и служил в придворной капелле. Затем как «спавший с голоса», но проявивший способности в сфере изобразительного икусства, он был определен в живописную мастерскую И. П. Аргунова . С 1758 занимался в Академии художеств. Как «пенсионер» Академии жил в 1760-65 в Париже, где посещал мастерские Ж. Рету и Ж. М. Вьена. Затем изучал искусство античности, Ренессанса и барокко в Риме (1766-69). В свой зарубежный период написал картины «Чудесный улов» (1762) и «Зевс и Фетида» (1769), в которых продвинулся от риторической патетики барокко к более строгой композиционной гармонии классицизма. По возвращении в Петербург выставил в Академии художеств большой рисунок-копию с «Аллегории Правосудия» Рафаэля , а также композиции «Каин» (1768) и «Авель» (1769). Хотя это были лишь копия и два этюда с обнаженных натурщиков, проявленное здесь мастерство вызвало восторг современников, назвавших Лосенко «русским Рафаэлем».

В историю изобразительного искусства Лосенко вошел полотном «Владимир перед Рогнедой» (1770), за которое он получил звание академика исторической живописи. Впервые русское национальное прошлое (эпизод с молодым новгородским князем Владимиром , будущим Владимиром Святым, добивающимся руки дочери полоцкого князя Рогволода) стало сюжетом столь выразительного, хотя и несколько наивно-мелодраматичного, но все же достаточно психологически сложного, картинного действа. В специальном «Изъяснении к картине» Лосенко выразил ключевой постулат классицизма о единстве места и времени («живопись может брать только один момент»). В качестве этого момента избран приход князя, захватившего Полоцк, к Рогнеде и проявляющего к ней не свирепость победителя, а нежное благородство (как бы предвещающее его будущую судьбу «крестителя Руси»). Именно благодаря вдохновляющему примеру этой картины отечественная история заняла позднее в системе академических программ (т.е. тех сюжетов, которые задавались учащимся) практически те же позиции, что греко-римская античность и Библия.

С 1770 Лосенко был профессором, а с 1772 - директором Академии художеств. Создал множество великолепных по технике рисунков с натурщиков, репродукции с которых до сих пор используются в качестве учебных пособий. Написал «Изъяснения краткой пропорции человека, основанной на достоверном исследовании разных пропорций древних статуй… для пользы юношества, упражняющегося в рисовании, изданное» (1772). В 1773 начал работу над «Прощанием Гектора с Андромахой», и здесь проявив талант патетически-пылкого компоновщика и колориста, но смерть помешала ему довести работу до конца. В состав его наследия входит также ряд выразительных классицистических портретов, среди которых наиболее известен портрет актера Ф. Г. Волкова (1763); основатель первого русского профессионального театра представлен тут в живой, «говорящей» позе: как бы рассуждая со зрителем о своем любимом искусстве, он держит в одной руке бутафорскую золоченую корону, а в другой маску.

Лосенко Антон Павлович (1737-1773)

Антон Павлович Лосенко родился в семье украинского казака. Рано осиротел и семилетним ребенком был отправлен в Петербург в придворный певческий хор. Однако в 1753 году, как "спавший с голоса", но проявлявший способности к искусству, был отдан к художнику И. П. Аргунову для обучения живописи. Пять с половиной лет, проведенных в мастерской Аргунова, послужили весьма основательной подготовке.

Зачисленный воспитанником в Академию художеств (АХ) (1758), Лосенко очень скоро стал помощником академических преподавателей и получил должность подмастерья. Оценив талант молодого живописца, в 1760 году его направили в Париж для совершенствования знаний и мастерства. Занимаясь под руководством Ж. Рету, Лосенко создал большую историческую картину на евангельский сюжет "Чудесный улов" (1762). В ней он сумел сочетать требования классицизма со смягченной, человеческой трактовкой образа Христа.

В 1766-1769 годах художник жил в Италии, где изучал античность, копировал произведения Рафаэля, написал картину на античный сюжет "Зевс и Фетида" (1769). В этот период много внимания уделял он живописным этюдам обнаженного тела; в результате появились известные полотна "Авель" и "Каин" (оба 1768). В них сказалось не только умение точно передать анатомические особенности человеческого тела, но и способность сообщить им богатство живописных оттенков, свойственных живой натуре.

В 1769 году Лосенко возвратился в Петербург, где ему было предложено написать картину на звание академика исторической живописи. Художник создает произведение на тему из русской истории - "Владимир и Рогнеда" (1770). Согласно древней летописи, новгородский князь Владимир просил руки дочери полоцкого князя Рогвольда, но, получив отказ, напал на Полоцк, убил отца и братьев Рогнеды и силой взял ее в жены.
В картине представлен кульминационный момент "прежалостной судьбы" Рогнеды, когда Владимир вторгся в ее покои и с нею "неволею сочетался". Однако Лосенко изобразил Владимира не вероломным завоевателем, а человеком, раскаявшимся в своих поступках, - в этом выразились высокие идеалы нравственности и гуманизма века Просвещения. Новым было и содержание: национальное прошлое становилось сюжетом исторической картины, приравниваясь к общепринятым античным и библейским сюжетам по статусу иерархии жанра.

Успех картины принес ее создателю не только звание академика, но и назначение адъюнкт-профессором (с 1770 года), а вскоре профессором и директором АХ (с 1772 года). До конца жизни Лосенко оставался на этом посту. К тому же он вел практические занятия и создал учебный и теоретический курс "Изъяснение краткой пропорции человека...", ставший пособием для нескольких поколений художников.

В 1773 году Лосенко начал, но не успел закончить вторую свою историческую картину - "Прощание Гектора с Андромахой"; этим отчасти объясняется некоторая эскизность в живописной трактовке образов. Античный сюжет из "Илиады" Гомера воспевал героев, их патриотические чувства, готовность принести себя в жертву служению родине. Эти идеалы просветительского классицизма, которым художник был верен в течение всей своей творческой жизни, получили яркое выражение в "Гекторовом прощании" (как называли картину современники). Сын троянского царя Приама прощается перед сражением со своей верной женой Андромахой, держащей на руках грудного ребенка. Предчувствие трагического исхода пронизывает патетическую сцену, представленную художником. Однако подлинно патетичен лишь главный герой - Гектор, в образах остальных персонажей Лосенко соединяет сдержанно-величавое и естественно-суровое начало, гармонически организуя композицию и жаркий колорит картины.

Помимо исторических полотен художник создал целую галерею портретных изображений современников: графа И. И. Шувалова, поэта А. П. Сумарокова, актеров Я. Д. Шумского (все 1760) и Ф. Г. Волкова (1763). Одухотворенностью и человеческим теплом пронизаны образы портретируемых.

Должность директора АХ, которую возложили на художника большого таланта, профессора, ежедневно преподававшего по многу часов в классах, была для Лосенко обременительна тем, что невольно вовлекала его в клубок академических и придворных интриг, которые ему были чужды по своей природе. Недаром скульптор Э. М. Фальконе, заступаясь за него, писал Екатерине II: "Преследуемый, утомленный, опечаленный, измученный тьмою академических пустяков, Лосенко не в состоянии коснуться кисти; его погубят несомненно. Он первый искусный художник нации, к этому остаются нечувствительны, им жертвуют..." Императрица обещала перевести Лосенко из АХ в Эрмитаж, но не сделала этого. Силы художника были подорваны, он не смог справиться с обрушившейся на него тяжелой болезнью, которая и унесла его в могилу.

Антон Павлович Лосенко родился в семье украинского казака. Рано осиротел и семилетним ребенком был отправлен в Петербург в придворный певческий хор. Не сломайся голос у юного украинского хлопчика, возможно, не было бы одного из зачинателей русской исторической живописи Антона Павловича Лосенко. В 1753 г., как «спавший с голоса», но проявлявший способности к искусству, молодой А. Лосенко был переведен из хора в ученики к известному живописцу И. П. Аргунову.

Пять с половиной лет, проведенных в мастерской художника стали хорошей школой для А. Лосенко, которая сказалась вскоре, когда через год после образования Академии художеств он становится ее воспитанником (1758). Подготовка А. Лосенко была столь основательной, что он становится помощником академических преподавателей и получает должность подмастерья. Оценив талант молодого живописца, в 1760 году А. Лосенко отправляют во Францию для совершенствования мастерства.

Чудесный улов

В сентябре 1760 года А. П. Лосенко вместе с архитектором В. К. Баженовым был направлен в пенсионерскую поездку в Париж. Там он совершенствовал свое мастерство в мастерской Ж. Рету (1692—1768), одного из последних представителей французской высокой исторической живописи.

В первый год занятий Лосенко приступил к картине со сложной многофигурной композицией «Чудесный улов». Работа молодого художника — видоизмененная копия одноименной картины Ж. Жувене (1705; Лувр, Париж). Закончено полотно не позднее 20 ноября 1762 года, когда Лосенко отбыл из Парижа в Петербург. Полотно «Чудесный улов» было высоко оценено Советом Академии. Однако впоследствии отношение к этому произведению сложилось неоднозначное.

О чудесном улове рыбы рассказано в Евангелии от Луки (Лк., 5:1-11). Христос вошел в рыбацкую лодку Симона Петра, чтобы из нее проповедовать собравшемуся народу, а затем сказал Петру и его спутникам, чтобы они закинули сети. И сети были настолько наполнены рыбой, что Иакову и Иоанну, находившимся в другой лодке, пришлось прийти к ним на помощь. Все они были поражены и испуганы.

Сцена на полотне Лосенко изображает берег моря Галилейского, на котором собрался народ, чтобы узреть чудо Господне. Петр припал на одно колено перед Иисусом Христом. Андрей вместе с Иаковом и Иоанном, сыновьями Зеведеевыми, тащат сети.

Надо полагать, «Чудесный улов» произвел впечатление на Екатерину II, так как она распорядилась приобрести картину для Императорского Эрмитажа

Жертвоприношение Авраама

Зачисленный воспитанником в Академию Художеств (1758), Лосенко очень скоро стал помощником академических преподавателей и получил должность подмастерья. Оценив талант молодого живописца, в 1760 г. его направили в Париж для совершенствования знаний и мастерства

Итогом обучения в Париже у Ж. М. Вьена (1763—1765) стала картина «Жертвоприношение Авраама». Сюжет заимствован из Ветхого завета (Быт 22:2-12), который часто использовался художниками как возможность показать столкновение противоречивых страстей.

По легенде, Бог предложил Аврааму принести в жертву единственного сына Исаака, но, увидев его готовность, предотвратил убийство. Посланный ангел указал Аврааму на агнца, запутавшегося в кустах.

Лосенко точно следует сказанному в Библии: композиция картины исполнена экспрессии. Наиболее выразительна фигура Авраама, одновременно динамичная и монументальная. Картина получила первую золотую медаль Парижской Академии художеств. В ней Лосенко стремился избежать излишней декоративности и продемонстрировал основные принципы своего живописного кредо: передачу «красоты натуры» и построение эмоционально насыщенной композиции.

Через князя Д. А. Голицына картина была отправлена в Петербург и прибыла в Академию художеств незадолго до публичной выставки, где экспонировалась в 1766 году как отчетная пенсионерская работа. На выставке в Академии демонстрировалась как одно из лучших достижений отечественной школы. В этой работе молодой художник предстает сложившимся мастером.

Товий с ангелом

Приключения Товии и его спутника и хранителя - архангела Рафаила - рассказаны в книге Товита (апокрифический Ветхий Завет).

История начинается в Ниневии во времена изгнания евреев в Ассирию в VIII в. до н. э., где Товит, набожный иудей, жил со своей женой Анной и их сыном. Он заботился о своих соплеменниках, находившихся в нужде, и пекся о подобающем погребении тех, кто встречал свою смерть от рук царя. За это он жестоко преследовался, имущество его было конфисковано, он с семьёй собрался бежать.

Однажды, когда он прилег отдохнуть на дворе (то есть, вне дома, поскольку был, согласно иудейскому закону, "нечистым", так как в этот день он погребал одного умершего), воробьиный помет упал ему на глаза, от этого у него образовались бельма, и он ослеп. Чувствуя, что смерть близка, Товит наказал своему сыну Товии отправиться в Мидию, чтобы раздобыть там немного денег (в свое время он положил 10 талантов серебра на хранение у израильтянина Гаваила, жившего в Гарах Мидийских).

Товия прежде всего стал искать спутника для своего путешествия и встретил архангела Рафаила, который согласился сопровождать его. (Товия принял ангела за обычного смертного. Отличительный признак ангела - крылья - были позднехристианской условностью, заимствованной у римского античного образа крылатой богини Победы). Получив благословение слепого Товита, эта пара отправилась в путь, оплакиваемая Анной, матерью Товии. Собака юноши следовала за ними по пятам. Добравшись до реки Тигр, Товия спустился к воде, чтобы помыться, как вдруг из воды на него кинулась большая рыба, желавшая поглотить его. По указанию Рафаила он схватил ее и выпотрошил, отделив сердце, печень и желчь. Архангел объяснил, что курение, сделанное из ее жареного сердца и печени, изгоняют демонов, а желчь этой рыбы излечивает бельма.

По прибытии к месту назначения Товия собрал деньги; затем, по совету ангела, они отправились к одному родственнику, дочь которого, Сарра, стала невестой Товии. Но Сарра, к несчастью, была околдована демоном, что уже было причиной смерти семерых ее предыдущих мужей. Тем не менее свадьба Товии и Сарры состоялась, хотя и не без опасений. Демона успешно изгнали с помощью печени и сердца пойманной рыбы, которые положили в кадильницу и курили. Тогда супружеская чета в спальне своей вознесла благодарственную молитву.

Когда они возвратились в Ниневию, Товия употребил желчь, чтобы вернуть зрение отцу. Архангел, когда Товия предложил ему вознаграждение за все, что он для него сделал, обнаружил себя, и отец и сын пали перед ним на колени. Хотя эта история в том виде, в каком она дошла до нас, датируется II в. до н. э., она включает в себя элементы далекого фольклора - ассирийского и персидского. Среди народных сказок Европы также имеются такие, которые напоминают ее, например, "Дорожный товарищ" Андерсена. Художники иллюстрировали большинство эпизодов, особенно "Товия и ангел" - оба одеты как странники, их сопровождает собака.

"Большая рыба" считалась крокодилом, чья печень и сердце использовались в древней магии в качестве талисмана, предохраняющего от демонов. Когда Товия показан вытаскивающим рыбу, она изображается размером не больше форели. Излечение слепоты Товита обычно представлено как своего рода помазание, хотя Рембрандт и другие северные художники, писавшие после него, изображают хирургическую операцию по удалению катаракты. Это объясняется использованием этого слова в голландской Библии для обозначения "белизны" в глазах Товита.

Концепция ангела-хранителя была распространена в ренессансной Италии, и сюжет с Товией использовался семьей, чтобы запечатлеть путешествие сына; в таком случае Товия изображается похожим на сына семейства.

Излечение слепоты Товита было сюжетом картин, заказывавшихся жертвами этой болезни, надеявшимися, что их зрение будет им возвращено.

Андрей Первозванный

Отчетная пенсионерская работа Лосенко, экспонировалась на публичной выставке Императорской Академии художеств в 1766 году.

Андрей Первозванный — один из двенадцати апостолов, брат Петра. Назван Первозванным, так как был первым, кого Иисус призвал к служению.

Поступила в 1923 году из Музея Академии художеств.

Смерть Адонисa

Занимаясь под руководством Ж. Рету, Лосенко создал большую историческую картину на евангельский сюжет «Чудесный улов» (1762). В ней он сумел сочетать требования классицизма со смягченной человеческой трактовкой образа Христа.

В 1766-69 гг. художник жил в Италии, где изучал античность, копировал произведения Рафаэля. В этот период много внимания уделял он живописным этюдам обнаженного тела; в результате появились известные полотна «Авель» и «Каин» (оба 1768). В них сказалось не только умение точно передать анатомические особенности человеческого тела, но и способность сообщить им богатство живописных оттенков, свойственных живой натуре.

Каин

Как истинный представитель классицизма, Лосенко изобразил Каина подобно этюду обнаженного натурщика. Эта отчетная пенсионерская работа Лосенко, экспонировалась на публичной выставке Императорской Академии художеств в 1770 году. Судя по рапортам А. П. Лосенко, писалась в Риме, с марта по сентябрь 1768 года.

Наименование «Каин» получила уже в XIX веке. Вторая картина, получившая название «Авель», находится в Харьковском музее изобразительных искусств.

Каин и Авель — сыновья Адама и Евы. Согласно библейскому мифу, старший, Каин, возделывал землю, младший — Авель, пас стада. Кровавый дар Авеля был угоден Богу, жертва Каина отвергнута. Завидуя брату, Каин убил его.

Авель

В 1769 г. Лосенко возвратился в Петербург, где ему было предложено написать картину на звание академика исторической живописи. Художник создает произведение на тему из русской истории — «Владимир и Рогнеда» (1770).

Владимир и Рогнеда

Согласно древней летописи, новгородский князь Владимир просил руки дочери полоцкого князя Рогвольда, но, получив отказ, напал на Полоцк, убил отца и братьев Рогнеды и силой взял ее в жены. В картине представлен кульминационный момент «прежалостной судьбы» Рогнеды, когда Владимир вторгся в ее покои и с нею «неволею сочетался». Однако Лосенко изобразил Владимира не вероломным завоевателем, а человеком, раскаявшимся в своих поступках, — в этом выразились высокие идеалы нравственности и гуманизма века Просвещения.

Новым было и содержание: национальное прошлое становилось сюжетом исторической картины, приравниваясь к общепринятым античным и библейским сюжетам по статусу иерархии жанра.

***************************

Успех картины принес ее создателю не только звание академика, но и назначение адъюнкт-профессором (с 1770 г.), а вскоре профессором и директором АХ (с 1772 г.). До конца жизни Лосенко оставался на этом посту. К тому же он вел практические занятия и создал учебный и теоретический курс «Изъяснение краткой пропорции человека...», ставший пособием для нескольких поколений художников.

Он полностью отдает себя многогранной деятельности. В 1773 г. Лосенко начал, но не успел закончить вторую свою историческую картину — «Прощание Гектора с Андромахой»; этим отчасти объясняется некоторая эскизность в живописной трактовке образов. Античный сюжет из «Илиады» Гомера воспевал героев, их патриотические чувства, готовность принести себя в жертву служению родине. Эти идеалы просветительского классицизма, которым художник был верен в течение всей своей творческой жизни, получили яркое выражение в «Гекторовом прощании» (как называли картину современники).

Прощание Гектора с Андромахой

Действие происходит у городских ворот. Герой Трои, cын троянского царя Приама, Гектор прощается, перед единоборством с Ахиллом, со своей верной женой Андромахой, держащей на руках грудного ребенка. Предчувствуя свою гибель, он просит покровительства богoв и молит, чтобы сын его вырос мудрым, храбрым и славным. Чувство гражданского долга в душе Гектора побеждает личные чувства привязанности к семье.

Образ Гектора наделен героическими чертами идеального героя — это мужественный и стойкий воин, благородный в своих помыслах. Предчувствие трагического исхода пронизывает патетическую сцену, представленную художником. Однако подлинно патетичен лишь главный герой — Гектор, в образах остальных персонажей Лосенко соединяет сдержанно-величавое и естественно-суровое начало, гармонически организуя композицию и жаркий колорит картины

Картина строго скомпонована, соразмерна в своих частях. Величественная архитектура усиливает её героическое звучание. Несмотря на известную условность и театральность, свойственную исторической живописи стиля классицизма, произведение Лосенко полно драматического действия и проникнуто высоким гражданственным пафосом.

Как все живописцы XVIII века, Лосенко не прошел мимо портрета, однако круг избранных им для этого лиц тесно связан с искусством: это основатель и куратор Академии художеств И. И. Шувалов, актеры Я. Д. Шумский и Ф. Г. Волков. Одухотворенностью и человеческим теплом пронизаны образы портретируемых.

Портрет актёра Я. Д. Шумского

Портрет актера Ф. Г. Волкова

Личность Федора Григорьевича Волкова, основателя театра в Ярославле и замечательного актера-трагика, была интересной и значительной. Портрет Волкова был написан Лосенко в 1763 году в Москве. Это единственное живописное изображение знаменитого актера. Волков представлен с театральными атрибутами: в плаще, с мечом и маской в руках. Лицо привлекает прямотой, интеллектом и активностью. Его поза кажется минутной остановкой во время игры. В этом Лосенко выступает как предшественник Рокотова с его углубленным интересом к конкретному живому человеку, его душевным движениям.

Портрет И. И. Шувалова

Портрет Ивана Ивановича Шувалова (1727 — 1797) был написан художником незадолго до отъезда в Париж. Шувалов происходил из бедной и незнатной дворянской семьи. Став фаворитом императрицы Елизаветы Петровны, он занял видное положение при дворе. Имея громадное состояние, действительный тайный советник, обер-камергер (1778), генерал-лейтенант, он содействовал развитию науки и искусства в России.

Основатель и первый куратор Московского университета (1755), первый президент Императорской Академии художеств, основанной по его проекту, меценат, Шувалов был другом и покровителем М. В. Ломоносова. С 1763 по 1777 год путешествовал по Западной Европе. Был знаком с Д. Дидро, Ф. Вольтером.

Изображен с орденами Белого Орла (лента и звезда) и св. Анны (крест с бриллиантами).

Портрет поэта и драматурга А. П. Сумарокова

На парадном портрете, подаренном Александром Петровичем Сумароковым Академии художеств в 1762 году, поэт изображен в бархатной мантии. Александр Петрович Сумароков (1717-1777) — поэт и драматург, автор трагедий «Хорев» (1747), «Синав и Трувор» (1750), комедий, басен, лирических песен.

Портрет императора Павла I в детстве

Павел Петрович (175-1801) - император Всероссийский, сын императора Петра III и императрицы Екатерины II.

********************************

Должность директора АХ, которую возложили на художника большого таланта, профессора, ежедневно преподававшего по многу часов в классах, была для Лосенко обременительна и тем, что невольно вовлекала его в клубок академических и придворных интриг, которые ему были чужды по своей природе. Недаром скульптор Э. М. Фальконе, заступаясь за него, писал Екатерине II:
«Преследуемый, утомленный, опечаленный, измученный тьмою академических пустяков, Лосенко не в состоянии коснуться кисти; его погубят несомненно. Он первый искусный художник нации, к этому остаются нечувствительны, им жертвуют...».

Императрица обещала перевести Лосенко из АХ в Эрмитаж, но не сделала этого. Силы художника были подорваны, он не смог справиться с обрушившейся на него тяжелой болезнью. В возрасте тридцати шести лет А. П. Лосенко умирает.

(* АХ - Петербургская Академия художеств)

Корнилова А. В. (Санкт-Петербург) - "Знаменитые русские художники" - 2000 г.
Коллекция советской открытки - 1964-1990 гг.

Живописец, график.

Происходил из купеческой семьи. В раннем детстве осиротел. В 1744 был принят в придворный хор в Петербурге. В августе 1753 отчислен из певчих как «спавший с голоса» и направлен обучаться живописи к И. П. Аргунову. В 1758–1760 учился в ИАХ у Л.-Ж. Ле-Лоррена, Ж.-Л. де Велли, Л.-Ж.-Ф. Лагрене. Одновременно начал преподавать в Академии. В сентябре 1760 в качестве пенсионера Академии уехал в Париж, где совершенствовал свое мастерство под руководством директора Королевской Академии живописи и скульптуры Ж. Ресту. Осенью 1762 вызван И. И. Шуваловым в Россию. В том же году произведен в адьюнкты. В 1763 снова отправился в Париж, занимался у Ж. М. Вьена. Пользовался покровительством русского посла в Париже князя Д. А. Голицына, в доме которого некоторое время жил. В 1763, 1764, 1765 удостаивался серебряных медалей Королевской Академии живописи и скульптуры за рисунки.

С 1765 по 1769 находился в Италии. В 1769 возвратился в Россию. В том же году за картины «Авель» и «Каин», а также копию с ватиканской фрески Рафаэля «Правосудие» удостоен звания «назначенного» в академики. В 1770 за картину «Владимир и Рогнеда» избран академиком, назначен адьюнкт-профессором и в том же году - профессором ИАХ. С 1770 до конца жизни руководил классом исторической живописи. Среди его учеников - И. А. Акимов, П. И. Соколов. С 1772 наряду с Н. Жилле занимал пост директора Академии.

В 1772 написал работу «Изъяснения краткой пропорции человека, основанной на достоверном исследовании разных пропорций древних статуй…для пользы юношества, упражняющегося в рисовании», которое служило учебным пособием для нескольких поколений воспитанников Академии художеств.

В 1987–1988 в Государственном Русском музее в Ленинграде прошла ретроспективная выставка произведений художника.

Лосенко - выдающийся русский живописец и рисовальщик раннего классицизма. Его творческое наследие невелико, а период активной художественной деятельности насчитывает всего около пятнадцати лет. Ему принадлежат лавры основоположника исторической живописи в России. Среди наиболее известных полотен мастера - «Зевс и Фетида» (1769), «Владимир и Рогнеда» (1770), «Прощание Гектора с Андромахой» (1773). Помимо исторической живописи занимался портретом, создав в этой области несколько выдающихся произведений, в частности портреты И. И. Шувалова, А. П. Сумарокова (оба - 1760), великого князя Павла Петровича в детстве, Ф. Г. Волкова (оба - 1763).

Индивидуальной манере художника присущи декоративизм и некоторая архаичность художественных приемов, характерные для многих мастеров середины XVIII столетия (в меньшей степени это проявилось в портрете). Вместе с тем в его живописной лексике уже нет столь очевидных признаков перехода от средневековой системы к новой, как у И. Я. Вишнякова, А. П. Антропова, И. П. Аргунова. Лосенко ввел новые соотношения между объемно-пространственным изображением человека и линейно-ритмическим строением полотна, он тяготел к более сложной и натуральной трактовке лица и рук, хотя и не достиг той степени трепетности живой материи, которая есть в работах его современника Ф. С. Рокотова.

Произведения Лосенко находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств.

Антон Павлович Лосенко (1737 – 1773)

Одним из первых учеников Академии стал талантливый юноша Антон Павлович Лосенко (1737 – 1773). Он родился в украинском городе Глухове в казачьей семье. Уже в детском возрасте у него проявились способности к пению и рисованию. Маленького Антона Лосенко отдали в местную певческую школу, а в 1744 году, когда ему было семь лет, отправили в Петербург вместе с другими маленькими певцами. В Петербурге он пел в придворной певческой капелле. Одновременно он брал частные уроки рисования, и, когда у подростка стал «ломаться» голос, его определили в ученики к художнику Ивану Аргунову, работы которого мы изучали на нашей экспозиции. Через пять лет обучения у Аргунова, в 1758 году, Антон Лосенко, показавший незаурядные способности, был отправлен в только что открытую Академию художеств. Там преподавали приглашённые И.И.Шуваловым Л. – Ж.Ф. Лагрене, Ж.-Л. де Велли и Л.Ж. Ле Лоррен – известные французские живописцы, оставившие – особенно Лагрене – заметный след в русском искусстве. Первые произведения Лосенко – портреты, распространённый жанр в то время. В нашем собрании – портреты И.И.Шувалова, поэта А.П.Сумарокова и актёров Я.Д.Шумского и Ф.Г.Волкова.Портрет И.И.Шувалова

Портрет небольшой, не отвечающий традициям парадного портрета, но всё же образ несколько приподнятый, торжественный. Художник стремится подчеркнуть значительность этого человека, и, наверное, своё вполне объяснимое уважение к нему. Фигура И.И. Шувалова дана в повороте, рукой он указывает на что-то за пределами картины. Как будто он общается с невидимым нам собеседником. И.И. Шувалов представлен в мундире, на груди его – звезда и лента, это орден Белого Орла, и крест, украшенный бриллиантами – орден св. Анны.Портрет Ф. Г. Волкова

Фёдор Григорьевич Волков (1729 – 1763) – актёр, основатель любительской театральной труппы в Ярославле в 1750 году. На основе этой труппы был создан в Петербурге первый русский профессиональный публичный театр. Ф. Волков изображён в парадном красном плаще, с короной, кинжалом и маской. Все эти атрибуты показывают, что он играл трагические и героические роли. Молодое миловидное лицо, обрамлённое тёмными кудрями, сразу вызывает симпатию своей приветливой улыбкой. Существует предание о его смерти, чем и вызвано разночтение в дате смерти артиста. Ко времени коронации Екатерины II Ф.Г. Волков подготовил пышное представление под названием «Торжествующая Минерва» (Минерва – римское название греческой богини мудрости Афины). В тот день было очень холодно, и артист, он же режиссёр, со всей ответственностью руководил празднеством, простудился и вскоре умер. Приподнятый, героический образ артиста, яркое сочетание зеленой одежды и красного плаща, как и включение в портрет аллегорических предметов, восходит к декоративным традициям барокко.Портрет Я. Д. Шумского. 1760 Портрет Якова Даниловича Шумского (? – 1812) представляет соратника Ф.Г. Волкова, также актёра. Он участвовал в создании любительской труппы в Ярославле и входил в состав первого русского профессионального театра в Петербурге. Изображён в какой-то роли.
Портрет А. П. Сумарокова

Александр Петрович Сумароков (1717 – 1777) – известный поэт и драматург. Его трагедии на темы из русской истории разыгрывались на подмостках петербургского театра и пользовались успехом. Под конец жизни был забыт.

В конце 1760 года А.П. Лосенко отправляется в качестве пенсионера в Париж. Там он продолжил своё профессиональное образование в мастерской художника Жана Ресту, приверженца стиля барокко. Поэтому в отчётной пенсионерской работе А Лосенко «Чудесный улов рыбы» так сильны черты этого уходящего в историю стиля.Чудесный улов рыбы. 1762 Как указано в Каталоге русской живописи XVIII века, эта картина представляет собой варьированную копию произведения на ту же тему художника Ж. Жувене.

Сюжет основан на евангельской истории, рассказанной апостолом Иоанном. После того, как Иисус Христос воскрес, он несколько раз появлялся перед своими учениками, но они не сразу узнавали его. Однажды ученики ловили рыбу на Генисаретском озере, но ничего не поймали. Вдруг перед ними появился воскресший Христос. Он велел им закинуть сеть с правой стороны, и они вытащили много рыбы. Подробней вы сами можете прочитать об этом в Библии: «Евангелие от Иоанна», глава 21. Похожую историю, относящуюся к более ранним событиям из жизни Христа, рассказал евангелист Лука: глава 5, абзацы 1-7.

В центре картины представлен Христос. Над его головой мы видим сияние. В круговой композиции показано множество народа – здесь и ученики, и разные другие люди. Все они возбужденно жестикулируют, удивляясь и восхищаясь при виде чуда. Картина, как мы видим, соответствует традициям барокко.

В это время пенсионеры, находившиеся в Париже, получают предписание срочно возвратиться в Петербург. Новая императрица, Екатерина II, желает получить отчёт об их работе. Лосенко представил Академическому совету свою картину «Чудесный улов рыбы» и получил всеобщее одобрение. Совет решил ходатайствовать о продлении ему пенсионерства. Двор в это время находился в Москве, где проходила коронация императрицы. Картину представил императрице сам И.И. Шувалов, гордый успехом своего воспитанника. Императрица распорядилась приобрести картину для Эрмитажа, откуда она и попала впоследствии в Русский музей.

По возвращении в Париж, Лосенко написал картину с изображением апостола Андрея Первозванного, представляющую собой штудию человеческого тела. В декабре 1765 года Лосенко уже находился в Италии. Совет Академии разрешил ему оставаться в Италии в течение трёх лет. Там он написал обнажённые фигуры натурщиков, которые назвал «Каин» и «Авель». Действительно, они достаточно экспрессивны и выразительны, чтобы можно было бы присвоить им эти имена. По заказу И.И. Шувалова Лосенко написал картину «Зевс и Фетида» на тему из «Илиады» Гомера.
Зевс и Фетида. 1769 Зевс – главный бог в Древней Греции, «отец богов». Фетида - нереида, речное божество, дочь морского божества Нерея (не путать с богом морей Посейдоном). Фетида была матерью знаменитого героя «Илиады» Ахилла. Она была женой царя Пелея, смертного человека, поэтому и сын её Ахилл был смертным, тогда как сама Фетида, хоть и небольшое божество - нереида, но была бессмертной. И она всячески оберегала своего сына, помогала ему, и он пользовался её помощью. Так, например, однажды в стане греков, к которому принадлежал и Ахилл, произошёл раскол из-за гнева Ахилла. На кого же он разгневался? – На царя Агамемнона, отобравшего у него пленницу, Ахилл так был разгневан, что отказался воевать, а вы помните, что шла война с троянцами. Поэма «Илиада» так и начинается: «Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына…» и так далее. Если вы почитаете «Илиаду» сами, то наверняка получите удовольствие. Перевёл эту поэму на русский язык поэт Николай Иванович Гнедич, современник А.С.Пушкина. На перевод поэмы Пушкин восторженно написал:

Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи:

Старца великого тень чую смущённой душой.

Какие последствия принёс «гнев Ахилла»? Ахилл не только перестал воевать, но и попросил свою мать заступиться за него перед Зевсом. И вот Фетида отправилась на гору Олимп, где жили боги, и обратилась к самому Зевсу с просьбой Ахилла наказать греков. Картина написана так, как будто перед нами ожившие античные статуи. Зевс в изображении Лосенко явно повторяет известные статуи, а Фетида имеет совершенно антикизированное лицо. Картина полностью соответствует зстетике классицизма. Интересно то, что художник придаёт лицу Зевса доброе, сочувствующее выражение, а Фетида даже осмеливается с лаской дотронуться до бороды «отца богов». Дальнейшие события, которые описаны в поэме, мы пересказывать не будем.Владимир и Рогнеда

А.П.Лосенко вскоре возвратился в Петербург и получил заказ от совета Академии написать картину на тему из русской истории. Была выбрана тема из книги М.В.Ломоносова «Древняя российская история». Дадим слово исследователю: тема «…в программном изложении звучала следующим образом: «Владимир, утвердясь на новгородском владении, посылает к полоцкому князю Рогвольду, чтоб ему отдал дочь свою Рогнеду в супружество; гордым ответом Рогнеды раздражённый, Владимир подвигнул все свои силы, столичный полоцкий город взял силою, Рогвольда с двумя сынами лишив жизни, с высокомысленною Рогнедою невольно сочетался» (Цит. по книге: Петинова Е.Ф. Русские живописцы XVIII века. Биографии. – СПБ.: «Искусство – СПб», 2002. – С. 220). Владимир не впервые совершал столь жестокие поступки. В борьбе за престол он когда-то убил своего брата, имел множество жён, как турецкий султан, то есть был не лучше других князей. Но впоследствии он ввёл на Руси христианство, покаялся в грехах и поэтому причислен к святым. Но это произошло позднее, а здесь он ещё язычник. Рогнеда, дочь князя полоцкого, не хотела выходить за него, так как он был сыном служанки, пленницы, хотя отец его был князь. Художник показывает, что Владимир раскаивается в своём жестоком поступке - войне и убийстве отца и братьев Рогнеды, он склонился перед Рогнедой, прижал руку к груди. Обратите внимание не его лицо: оно красиво и неподвижно, ничего не выражает. Согласно эстетике классицизма чувства героев, как мы уже говорили ранее, должны быть выражены жестами и позами, а лица оставаться прекрасными, переживания не должны нарушать красоту. Тема раскаяния, нравственности непременно звучала в произведениях академистов, так как искусство было призвано улучшать и совершенствовать нравы. Рогнеда отворачивается от Владимира, показывая своё пренебрежение. За ней стоит няня. Она прижимает платок к глазам, тем самым показывая своё горе. Молодая служанка на первом плане с почти античным профилем полна гнева. Обратите внимание на цвет и композицию: красный всегда используется для одежды главных героев. На Владимире и Рогнеде надеты красные плащи. Существует предание, что художнику позировали артисты в театральных костюмах. В то время русская история не была ещё достаточно изучена, и быт, костюмы, обстановка не были известны. Поэтому здесь мы видим греческие колонны и вазу. Композиция подчинена принципу треугольника, вершиной которого является голова Владимира. Такая композиция соответствует законам классицизма и основана на произведениях эпохи Возрождения, прежде всего, Рафаэля. Она вносит впечатление покоя и завершённости действия. Нельзя не заметить, что композиционно картина несколько перегружена – на втором плане помещены фигуры воина в шлеме и человека в мирской одежде. Этого спутника ассоциируют с дядей князя Владимира, Добрыней, который всюду его сопровождал и помогал ему. Он был братом матери Владимира, пленницы. Картина имела большой успех как первое произведение русского художника на тему из русской истории. Лосенко получил звание академика и буквально через несколько дней – профессора. Вскоре он был назначен директором Академии. Из-за непомерной занятости хозяйственными делами он не мог уделять времени творчеству. Скульптор Э.-М. Фальконе, работавший в это время над «Медным всадником», хорошо знал Лосенко и сочувствовал ему. Он писал императрице Екатерине II: «Уже дано я страдаю, не зная, к кому обратиться; я впрочем, говорил, но безрезультатно. Речь идёт о Лосенкове, искусном, честном и несчастном. /… /Вы думаете, что он пишет Ваши картины. О, совсем нет! Оглушённый, измученный, огорчённый, обременённый тьмою академических мелочей, ни в одной академии мира не касающихся профессора, Лосенко не может коснуться кисти. Его погубят несомненно. Он первый искусный художник нации. К этому нечувствительны, им жертвуют» (Цит. по указ книге Петиновой Е.Ф. с 222). Действительно, Фальконе оказался прав. А.П. Лосенко вскоре умер. «Ему не исполнилось тридцати семи лет, когда смерть прервала его блистательную деятельность. Настолько ярким было его дарование и как художника, и как педагога, что на время - на те четыре года, которые пробыл в Академии, - он затмил всех вокруг» (Глинка Н.И. Беседы о русском искусстве. XVIII век. - СПб.: «Книжный мир», 2001. - С.100).

В этом зале бывают представлены картины П.И. Соколова «Меркурий и Аргус»(1776), И.П. Чернова «Возвращение блудного сына»(1795) и другие. Они не выходят за пределы «штудий», демонстрирующих умение художника изображать обнажённое тело. Сюжеты, взятые из мифологии и Библии, известны.

Несмотря на развитие академического искусства и активное формирование стиля классицизма, интерес к портрету в обществе и среди художников не угасал. Наиболее выдающимися портретистами были живописцы Д.Г. Левицкий и В.Л. Боровиковский, а в скульптуре – Ф.И. Шубин.



Рассказать друзьям