Значение паизиелло, джованни в словаре кольера. Что такое паизиелло, джованни? Значение и толкование слова paiziello dzhovanni, определение термина Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Джованни Грегорио Котальдо Паизиелло pодился 8 мая 1740 в Таранто на Сицилии. Музыкальное образование получил в школе иезуитов и продолжил его в консерватории «Сант-Онофрио» вначале под руководством Дуранте, а затем – Котумаччи. Как композитор Паизиелло был популярен не только в Италии, но и в Германии, где его произведения исполнялись с немецким текстом.

Начал он свою блестящую карьеру двумя комическими операми для театра в Болонье – «La pupilla» и «Il mondo al rovercio», которые имели огромный успех и принесли ему известность. Этот первый успех побудил Паэзиелло главным образом работать над созданием опер. В течение своей жизни он написал их около ста. Им были написаны оперы различных жанров для театров Неаполя, Милана, Флоренции, Рима и Петербурга.

В 1776 году Паизиелло был приглашен в Россию в качестве композитора и капельмейстера итальянской придворной оперы. Восемь лет он находился в России, написав за это время около десяти опер и множество кантат. Несколько фортепианных пьес были написаны для великой княгини Марии Федоровны, жены наследника престола Павла. Княгиня брала у Паэзуэлло уроки, и для нее он сочинил учебное пособие - «Правила хорошего аккомпанемента на клавесине».

Дебютировал Паизиелло в Петербурге оперой «Ниттетти». Затем были поставлены «Ахилл на Скиросе» и «Алкид на распутье». В 1781 году в Царском селе состоялась премьера его оперы «Служанка – госпожа», а годом позже в Петербурге был поставлен «Севильский цирюльник». Некоторые из ранее созданных произведений были переработаны Паизиелло для русской сцены. Опера «Лунный мир» исполнялась на открытии Каменного театра в Петербурге в 1783 году. Композитор много писал инструментальной музыки для придворных празднеств, принимал участие в «домашних» концертах во дворце, где аккомпанировал замечательно певшей фрейлине Екатерины II Синявиной. Покровительствовало итальянскому композитору семейство Воронцовых.

В 1786 году Паизиелло возвратился, наконец, на родину в Неаполь. Здесь он становится капельмейстером придворной капеллы и остается на этом месте в течение шести лет. После своего отъезда из России, Паизиелло не только не ослабил дружеских связей с представителями российской знати, но и был для них за границей своего рода «музыкальным агентом», пересылал ноты, сообщал последние музыкальные новости, всячески старался помочь.

В 1792 Паизиелло был приглашен Наполеоном в Париж в качестве директора капеллы Тюльери. Здесь была поставлена его опера «Прозерпина», не имевшая успеха и холодно принятая французским музыкантами. Неприемлемые условия службы, и, отчасти, реакция на поставленную оперу, заставляют композитора возвратиться в Неаполь, на прежнее место капельмейстера придворной капеллы. Политические события в Италии 1815 года становятся причиной его отставки со службы, хотя ему и было сохранено капельмейстерское жалование. 74-летний композитор не смог справиться с таким ударом судьбы и в 1816 году умер.

Необходимо напомнить здесь о том, что Паизиелло известен и как композитор церковной музыки. Он написал ораторию на страсти Господни, Рождественскую пастораль, два реквиема, три большие оркестровые мессы и около тридцати небольших четырехголосных месс.

Виктор Каширников

И педагог. Мастер комической оперы, он оказал значительное влияние на формирование стиля Моцарта и Россини .

Джованни Паизиелло
Giovanni Paisiello

Портрет кисти Виже-Лебрен ,
Основная информация
Имя при рождении итал. Giovanni Gregorio Cataldo Paisiello
Дата рождения 9 мая (1741-05-09 )
Место рождения Роккафорцата
Дата смерти 5 июня (1816-06-05 ) (75 лет)
Место смерти
Профессии
Годы активности Неаполь
Жанры опера , симфоническая музыка
Аудио, фото, видео на Викискладе

Биография

Начальное музыкальное образование Джованни Паизиелло получил в школе иезуитов в Таранто, в -1763 годах учился в Неаполе , в консерватории «Сант-Онофрио а Капуана», где одним из его учителей был Франческо Дуранте . Успех оперы-буффа «Болтун» (Il сiarlone), поставленной в 1764 году в Болонье , вдохновил Паизиелло на продолжение работы преимущественно в этом жанре . В следующие годы его оперы после премьеры в Неаполе, где композитор жил с 1766 года, с неизменным успехом ставились и в других городах Италии. Заказы приходили из Милана , Венеции , Модены ; наиболее известные оперы этого периода - «Китайский идол» (L’idolo cinese, 1766), «Дон Кихот» (Don Chisciotte della Mancia, 1769), «Артаксеркс» (1771), «Александр в Индии» (Alessandro nelle Indie, 1773), «Андромеда» (1774).

В Петербурге

К середине 70-х годов слава композитора вышла за пределы Италии. В 1776 году Паизиелло был приглашён Екатериной II в Петербург и стал, после Б. Галуппи и Т. Траэтты , третьим выдающимся итальянским композитором, возглавлявшим музыкальную жизнь столицы Российской империи. Придворным композитором Паизиелло оставался до 1784 года .

В Петербурге написал не менее 10 опер и интермедий, дебютной стала опера «Ниттети», написанная на либретто Пьетро Метастазио (1777), а наиболее известные из написанных в России «Служанка-госпожа» на либретто Дж. Федерико (La Serva padrona, 1781) и «Севильский цирюльник» по комедии П. Бомарше (Il Barbiere di Siviglia, 1782). Оперы Паизиелло исполнялись как в придворном, так и в городском общедоступном театре - Малом (Вольном) на Царицыном лугу (ныне Марсово поле).

Паизиелло писал также музыку для придворных празднеств - дивертисменты для духовых инструментов. Он давал уроки музыки великой княгине Марии Фёдоровне , для которой сочинял клавирные пьесы и инструментальные ансамбли. В 1782 году опубликовал учебное пособие «Правила хорошей игры партимента , или фундаментального баса , на клавесине» (Regole per bene accompagnare il partimento о sia il basso fondamentale sopra il cembalo ), обобщившее широко распространённую на его родине дидактическую практику реализации цифрованного баса в рамках типовых (для мажорно-минорной тональности) моделей.

Как придворный капельмейстер, Паизиелло участвовал и в петербургских духовных концертах, для которых были написаны, в частности, «Страсти Иисуса Христа» на либретто П. Метастазио (Passione di Gesu Cristo, 1783).

После Петербурга

Но среди многочисленных поклонников композитора был и Наполеон, который в 1802 году пригласил Паизиелло в Париж . Здесь в 1803 году Паизиелло написал на французское либретто Ф. Кино «Прозерпину», выдержанную в традициях старой итальянской оперы-сериа; после

Дж. Паизиелло принадлежит к тем итальянским композиторам, дарование которых ярче всего раскрылось в жанре оперы-buffa. С творчеством Паизиелло и его современников - Б. Галуппи, Н. Пиччинни, Д. Чимарозы - связан период блестящего расцвета этого жанра во второй половине XVIII в. Начальное образование и первые музыкальные навыки Паизиелло получил в коллегии иезуитов. Большая часть его жизни прошла в Неаполе, где он учился в консерватории San Onofrio у Ф. Дуранте - известного оперного композитора, наставника Дж. Перголези и Пиччинни (1754-63).

Получив звание помощника учителя, Паизиелло преподавал в консерватории, а свободное от занятий время посвящал сочинению. К концу 1760-х гг. Паизиелло - уже известнейший в Италии композитор; его оперы (преимущ. buffa) с успехом ставятся в театрах Милана, Рима, Венеции, Болоньи и др., отвечая вкусам достаточно широкой, в том числе и самой просвещенной публики.

Так, известный английский музыкальный писатель Ч. Берни (автор знаменитых «Музыкальных путешествий») высоко отзывался об услышанной в Неаполе опере-buffa «Козни любви»: «...Музыка мне очень понравилась; она была полна огня и фантазии, ритурнели изобиловали новыми пассажами, а вокальные партии - такими изящными и простыми мелодиями, которые запоминаются и уносятся с собой после первого же прослушивания или могут быть исполнены в домашнем кругу маленьким оркестром и даже, за неимением другого инструмента, клавесином».

В 1776 г. Паизиелло отправляется в Петербург, где без малого 10 лет служит придворным композитором. (Практика приглашения итальянских композиторов давно сложилась при императорском дворе, предшественниками Паизиелло в Петербурге были прославленные маэстро - Б. Галуппи и Т. Траэтта.) Среди многочисленных опер «петербургского» периода - «Служанка-госпожа» (1781), новая интерпретация сюжета, полвека назад использованного в знаменитой опере Перголези - родоначальнице жанра buffa; а также «Севильский цирюльник» по комедии П. Бомарше (1782), на протяжении нескольких десятилетий пользовавшийся огромным успехом у европейской публики. (Когда молодой Дж. Россини в 1816 г. вновь обратился к этому сюжету, многие расценили это как величайшую дерзость.)

Оперы Паизиелло ставились и при дворе, и в театрах для более демократической аудитории - Большом (Каменном) в Коломне, Малом (Вольном) на Царицыном лугу (ныне Марсово поле). В обязанности придворного композитора входило также и создание инструментальной музыки для придворных празднеств и концертов: в творческом наследии Паизиелло 24 дивертисмента для духовых инструментов (некоторые имеют программные названия - «Диана», «Полдень», «Заход солнца» и т. п.), клавирные пьесы, камерные ансамбли. В петербургских духовных концертах исполнялась оратория Паизиелло «Страсти Христовы» (1783).

Вернувшись в Италию (1784), Паизиелло получил место композитора и капельмейстера при дворе короля Неаполитанского. В 1799 г., когда войска Наполеона при поддержке революционно настроенных итальянцев свергли в Неаполе монархию Бурбонов и провозгласили Партенопейскую республику, Паизиелло занимает пост директора национальной музыки. Но уже через полгода композитор отстранен от должности. (Республика пала, король вернулся к власти, капельмейстеру предъявлено обвинение в измене - вместо того, чтобы во время беспорядков последовать за королем в Сицилию, он перешел на сторону мятежников.)

Тем временем из Парижа пришло заманчивое приглашение - возглавить придворную капеллу Наполеона. В 1802 г. Паизиелло приехал в Париж. Однако его пребывание во Франции не было продолжительным. Равнодушно встреченный французской публикой (написанные в Париже опера-seria «Прозерпина» и интермедия «Камилетта» не имели успеха), он уже в 1803 г. вернулся на родину. Последние годы композитор жил замкнуто, уединенно, сохраняя связи лишь с самыми близкими друзьями.

Более чем сорокалетний творческий путь Паизиелло был наполнен чрезвычайно интенсивной и многообразной деятельностью - он оставил более 100 опер, оратории, кантаты, мессы, многочисленные произведения для оркестра (напр., 12 симфоний - 1784) и камерные ансамбли. Крупнейший мастер оперы-buffa, Паизиелло поднял этот жанр на новую ступень развития, обогатил приемы комедийной (нередко с элементом острой сатиры) музыкальной характеристики персонажей, усилил роль оркестра.

Поздние оперы отличает разнообразие ансамблевых форм - от простейших «дуэтов согласия» до больших финалов, в которых музыка отражает все сложнейшие перипетии сценического действия. Свобода в выборе сюжетов, литературных источников отличает творчество Паизиелло от многих его современников, работавших в жанре buffa. Так, в знаменитой « » (1788-89) - одной из лучших комических опер XVIII в. - черты пасторали, идиллии переплетаются с остроумной пародией и сатирой. (Темы из этой оперы легли в основу фортепианных вариаций Л. Бетховена.) Традиционные приемы серьезной мифологической оперы высмеиваются в «Воображаемом философе». Непревзойденный мастер пародийных характеристик, Паизиелло не обошел вниманием даже глюковского «Орфея» (оперы-buffa «Обманутое дерево» и «Мнимый Сократ»). Композитора привлекают и модные в то время экзотические восточные сюжеты («Вежливый араб», «Китайский идол»), а «Нина, или Безумная от любви» носит характер лирической сентиментальной драмы. Творческие принципы Паизиелло во многом были восприняты В. А. Моцартом, оказали сильнейшее воздействие на Дж. Россини. В 1868 г., уже на склоне лет, прославленный автор «Севильского Цирюльника» писал: «В одном парижском театре как-то был представлен „Цирюльник“ Паизиелло: жемчужина безыскусных мелодий и театральности. Он завоевал огромный и вполне заслуженный успех».

И. Охалова

Сочинения:

оперы - Болтун (Il сiarlone 1764, Болонья), Китайский идол (L’idolo cinese, 1766, пост. 1767, т-р «Нуово», Неаполь), Дон Кихот (Don Chisciotte della Mancia, 1769, т-р «Фьорентини», Неаполь), Артаксеркс (1771, Модена), Александр в Индии (Alessandro nelle Indie, 1773, там же), Андромеда (1774, Милан), Демофонт (1775, Венеция), Мнимый Сократ (Socrate immaginario, 1775, Неаполь), Ниттети (1777, Петербург), Ахилл на Скиросе (Achille in Sciro, 1778, там же), Алкид на распутье (Alcide al bivio, 1780, там же), Служанка-госпожа (La serva padrona, 1781, Царское село), Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность (Il barbiere di Siviglia ovvero La precauzione inutile, 1782, Петербург), Лунный мир (Il mondo della luna, 1783, Каменный т-р, Петербург), Король Теодор в Венеции (Il re Teodoro in Venezia, 1784, Вена), Антигон (Antigono, 1785, Неаполь), Пещера Трофония (La grotta di Trofonio, 1785, там же), Федра (1788, там же),

итальянский оперный композитор, много работавший в России

Биография

Начальное музыкальное образование Джованни Паизиелло получил в школе иезуитов в Таранто, в 1754-1763 годах учился в Неаполе , в консерватории «Сант-Онофрио а Капуана», где одним из его учителей был Франческо Дуранте . Успех оперы-буффа «Болтун» (Il сiarlone), поставленной в 1764 году в Болонье , вдохновил Паизиелло на продолжение работы преимущественно в этом жанре. В следующие годы его оперы после премьеры в Неаполе, где композитор жил с 1766 года, с неизменным успехом ставились и в других городах Италии. Заказы приходили из Милане , Венеции , Модены ; наиболее известные оперы этого периода - «Китайский идол» (L"idolo cinese, 1766), «Дон Кихот» (Don Chisciotte della Mancia, 1769), «Артаксеркс» (1771), «Александр в Индии» (Alessandro nelle Indie, 1773), «Андромеда» (1774).

В Петербурге

К середине 70-х годов слава композитора вышла за пределы Италии. В 1776 году Паизиелло был приглашён Екатериной II в Петербург и стал, после Б. Галуппи и Т. Траэтты, третьим выдающимся итальянским композитором, возглавлявшим музыкальную жизнь столицы Российской империи. Придворным композитором Паизиелло оставался до 1784 года; здесь он написал не менее 10 опер и интермедий, дебютной стала опера «Ниттети», написанная на либретто Пьетро Метастазио (1777), а наиболее известные из написанных в России «Служанка-госпожа» на либретто Дж. Федерико (La Serva padrona, 1781) и «Севильский цирюльник» по комедии П. Бомарше (Il Barbiere di Siviglia, 1782). Оперы Паизиелло исполнялись как в придворном, так и в городском общедоступном театре - Малом (Вольном) на Царицыном лугу (ныне Марсово поле); представлением оперы «Лунный мир» на либретто К. Гольдони в 1783 году был открыт Каменный театр в Петербурге.

Паизиелло писал также музыку для придворных празднеств - дивертисменты для духовых инструметов; он давал уроки музыки великой княгине Марии Фёдоровне, для которой сочинял клавирные пьесы и инструментальные ансамбли; для своей ученицы Паизиелло написал учебное пособие «Правила хорошего аккомпанемента на клавесине» (Regole per bene accompagnare il partimento: о sia il basso fondamentale sopra il Cembalo, 1782).

Как придворный капельмейстер, Паизиелло участвовал и в петербургских духовных концертах, для которых были написаны, в частности, «Страсти Иисуса Христа» на либретто П. Метастазио (Passione di Gesu Cristo, 1783).

После Петербурга

В 1784 году Паизиелло вернулся на родину и стал придворным капельмейстером и композитором короля Неаполя. К этому времени Паизиелло уже получил признание и в Вене, для которой в 1784 году написал оперу «Король Теодор в Венеции» (Il re Teodoro in Venezia, 1784); во этот период, наряду с оперой-буффа («Пещера Трофония», «Мельничиха» и др.), композитор всё чаще обращается к жанру опере-сериа, в Неаполе рождаются «Антигон» (Antigono, 1785), «Федра» (1788), «Покинутая Дидона» (Didone abbandonata, 1794), «Андромаха» (1797) и др.

В 1799 году французские войска при поддержке итальянский повстанцев свергли неаполитанского Бурбона и Паизиелло получил пост директора национальной музыки в созданной Наполеоном Партенопейской республике. Через полгода, когда французские войска ушли, Республика пала; вернувшийся король обвинил Паизиелло в измене за переход на сторону мятежников и отстранил от должности.

В 1754-1763 годах учил-ся в кон-сер-ва-то-рии «Сант-Оноф-рио» в Не-апо-ле (сре-ди его учи-те-лей - Ф. Ду-ран-те). Ран-ние ко-мические опе-ры Паизиелло ста-ви-лись в те-ат-рах Пар-мы («Смеш-ные вир-ту-оз-ки», либретто К. Голь-до-ни), Мо-де-ны («Же-на в шта-нах», по од-но-именной ко-ме-дии Я. А. Нел-ли), Бо-ло-ньи («Бол-тун», все три 1764 год), Ве-не-ции («Лю-бовь на ба-лу», 1765 год).

С 1766 года жил в Не-апо-ле, где бы-ли по-став-ле-ны «Ки-тай-ский идол» (1767 год, те-атр «Нуо-во»), «Дон Ки-хот Ла-манч-ский» (либретто Дж. Ло-рен-ци по М. де Сер-ван-те-су, 1769 год, «Те-ат-ро деи Фьо-рен-ти-ни»), «Мни-мый Со-крат» (1775 год, те-атр «Нуо-во»). В жан-ре опе-ры-се-риа им со-зда-ны «Дик-та-тор Лу-ций Па-пи-рий» (либретто А. Дзе-но, 1767 год, те-атр «Сан-Кар-ло»), «Ар-та-ксеркс», «Де-мет-рий» (обе 1771 год, Мо-де-на), «Алек-сандр в Ин-дии» (1773 год, там же; все три на либретто П. Ме-та-ста-зио), «Ан-дро-ме-да» (1774 год, Ми-лан), «Де-мо-фонт» (либретто Ме-та-ста-зио, 1775 год, Ве-не-ция).

В 1776-1784 годах при-двор-ный ка-пель-мей-стер в Санкт-Пе-тер-бур-ге, был треть-им (по-сле Б. Га-луп-пи и Т. Тра-эт-ты) из круп-ных итальянских мас-те-ров, ру-ко-во-див-ших музыкальной жизнью русского императосркого дво-ра в XVIII веке. Де-бю-тиро-вал здесь опе-рой-се-риа «Нит-те-ти» (либретто Ме-та-ста-зио, 1777 год). В Рос-сии им на-пи-са-ны «те-ат-раль-ное дей-ст-во» «Лу-цин-да и Ар-ми-дор» (1777 год), опе-ры-се-риа «Ахилл на Ски-ро-се» (либретто Ме-та-ста-зио, 1778 год), «Ал-кид на рас-пу-тье» (1780 год), опе-ра-буф-фа «Се-виль-ский ци-рюль-ник, или Тщет-ная пре-дос-то-рож-ность» (по ко-ме-дии П. Бо-мар-ше, 1782 год, Эр-ми-таж-ный те-атр) и др.

Не-ко-то-рые из ра-нее соз-дан-ных про-из-ве-де-ний Паизиелло бы-ли по-став-ле-ны на русской сце-не (опе-ра «Мни-мый Со-крат» под названием «Мни-мые фи-ло-со-фы», при-вед-шая в вос-торг Ека-те-ри-ну II ; ин-тер-ме-дия «Слу-жан-ка-гос-по-жа» на либретто Дж. А. Фе-де-ри-ко, ра-нее ис-поль-зо-ван-ное Дж. Б. Пер-го-ле-зи, 1781 год). Его опе-ры ста-ви-лись так-же в за-го-род-ных ре-зи-ден-ци-ях им-пе-рат-ри-цы (Ка-мен-ный ост-ров, Пе-тер-гоф, Цар-ское Се-ло). Опе-ра «Лун-ный мир» (либретто К. Голь-до-ни) ис-пол-ня-лась на от-кры-тии Боль-шо-го (Ка-мен-но-го) те-ат-ра в Санкт-Пе-тер-бур-ге (1783 год).

В Мо-ск-ве си-ла-ми итальянской труп-пы по-став-ле-ны опе-ры-буф-фа «При-твор-ная лю-бов-ни-ца», «Мни-мые ас-т-ро-ло-ги» (ре-дак-ция «Мни-мых фи-ло-со-фов») и ин-тер-ме-дия «Слу-жан-ка-гос-по-жа» (все 1782 года), опе-ра «Лу-цин-да и Ар-ми-дор» (1784 год; все они позд-нее во-шли в ре-пер-ту-ар русской труп-пы); опе-ра «Се-виль-ский ци-рюль-ник, или Бес-по-лез-ная пре-дос-то-рож-ность» бы-ла ис-пол-не-на на русский язык (1797 год).

Паизиелло пи-сал так-же ин-ст-ру-мен-таль-ную му-зы-ку для при-двор-ных празд-неств (со-хра-ни-лось 24 ди-вер-тис-мен-та для 2 флейт, 2 клар-не-тов , 2 вал-торн и фа-го-та, не-ко-то-рые из них име-ют про-грамм-ные под-за-го-лов-ки - «Диа-на», «Пол-день», «За-ход солн-ца», «От-ход ко сну»), кла-вир-ные пье-сы (из-вест-ны 2 кон-цер-та для кла-ве-си-на с ор-ке-ст-ром) и ин-ст-ру-мен-таль-ные ан-самб-ли (изданы в Па-ри-же в конце XVIII века), пред-на-зна-чен-ные для великой княгини Ма-рии Фёдо-ров-ны (бу-ду-щей им-пе-рат-ри-цы), ко-то-рая бра-ла у Паизиелло уро-ки. Ей же по-свя-ще-но его учеб-ное по-со-бие «Пра-ви-ла хо-ро-ше-го ак-ком-па-не-мен-та…» («Regole per bene ac-compagnare il partimento…», из-дан-ное на итальянском языке в Санкт-Пе-тер-бур-ге, 1782 год). Для ис-пол-не-ния в пе-тербургских ду-хов-ных кон-цер-тах Паизиелло на-пи-сал ора-то-рию «Стра-сти Хри-сто-вы» («Passione di Gesu Cristo», 1783 год).

По воз-вра-ще-нии на ро-ди-ну Паизиелло был на-зна-чен при-двор-ным ка-пель-мей-сте-ром и ком-по-зи-то-ром не-апо-ли-тан-ско-го ко-ро-ля. В 1799 году стал ди-рек-то-ром му-зы-ки в ре-во-люционном пра-ви-тель-ст-ве Не-апо-ля, но по-сле вос-ста-нов-ле-ния вла-сти Бур-бо-нов от-стра-нён от всех долж-но-стей. В 1802-1803 годах в Па-ри-же ру-ко-во-дил лич-ной ка-пел-лой На-по-ле-о-на Бо-на-пар-та. Здесь бы-ла по-став-ле-на его опе-ра «Про-зер-пи-на» (на французское либретто Ф. Ки-но, 1803 год), не имев-шая, од-на-ко, ус-пе-ха. По-сле по-ста-нов-ки в Не-а-по-ле опе-ры «Пи-фа-го-рей-цы» (1808 год) Паизиелло ото-шёл от творческой дея-тель-но-сти.

Паизиелло - круп-ней-ший пред-ста-ви-тель итальянского опер-но-го искусства второй половины XVIII века. Им соз-да-но около 100 опер (се-риа и буф-фа; неко-то-рые су-ще-ст-ву-ют в раз-ных ре-дак-ци-ях). На-ря-ду с Н. Пич-чин-ни, Паизиелло был круп-ней-шим мас-те-ром итальянской ко-мической опе-ры в по-ру её наи-выс-ше-го рас-цве-та во второй половине XVIII века. Опе-ры-буф-фа Паизиелло от-ли-ча-ют-ся све-же-стью и раз-но-об-ра-зи-ем ме-ло-ди-ки, впи-тав-шей эле-мен-ты не-апо-ли-тан-ской народной пес-ни, рит-мической ост-ро-той и изо-бре-та-тель-но-стью, воз-рос-шей ро-лью ор-ке-ст-ра. При-су-щий ком-по-зи-то-ру дар мет-ких и бро-ских ха-рак-те-ри-стик по-зво-лял ему соз-да-вать за-по-ми-наю-щие-ся музыкально-сце-нические об-ра-зы. Уме-ло ис-поль-зуя кон-тра-сты, он дос-ти-гал стре-ми-тель-но-сти дей-ст-вия и яр-ких ко-ме-дий-ных эф-фек-тов.

Не ог-ра-ни-чи-ва-ясь чис-то ко-ме-дий-ной те-ма-ти-кой, Паизиелло об-ра-щал-ся к сю-же-там и об-раз-ам эк-зо-ти-че-ско-го («Ки-тай-ский идол», 1766 год), чув-ст-ви-тель-но-пас-то-раль-но-го («Мель-ни-чи-ха», 1789 год; не-од-но-крат-но ста-ви-лась в московском Боль-шом те-ат-ре) ха-рак-те-ра. В опе-ре «Ни-на, или Бе-зум-ная от люб-ви» (либретто Дж. Ло-рен-ци, 1789 год; в Рос-сии ста-ви-лась под названием «Ни-на, или От люб-ви су-ма-сшед-шая», 1797 год, Боль-шой те-атр), од-ной из вер-шин твор-че-ст-ва Паизиелло, он при-бли-жа-ет-ся к ти-пу сен-ти-мен-таль-ной бур-жу-аз-ной дра-мы. Паизиелло ока-зал влия-ние на В. А. Мо-цар-та и Дж. Рос-си-ни.



Рассказать друзьям