Г.А.ИОФФЕ, учитель русского языка и литературы гимназии № 293, заслуженный учитель РФ
Тема инновационного опыта: «Системный подход в преподавании литературы в старших классах» (на примере методической разработки сдвоенных уроков литературы в 10 классе по теме: «А.Н.Островский. Гроза. Чтение и анализ 2 действия драмы» - уроки 3-4)
В связи с тем, что изучение драмы А.Н.Островского в 10 классе – явление сугубо традиционное, но при этом закладывающее основы литературного образования на 3-й ступени обучения, автор разработки пытается преодолеть расхожие штампы не только в интерпретации произведения, но и в методике его изучения. Инновационным является подход, при котором цели и задачи ставятся не к отдельным урокам, а ко всей системе уроков по теме, что приводит к усилению системности изучения и ослаблению исключительной значимости каждого отдельного урока.
Данные два урока вырваны из контекста общей системы, однако в них отражаются те элементы инновационных технологий, которые характерны для всей системы, а именно:
Использование тестовых форм диагностики обученности, в том числе с применением информационно-коммуникативных технологий;
Применение групповой, парной и вариативной методик, в том числе с работой творческих групп учащихся постоянного состава;
Развитие аналитических способностей и навыков исследовательской работы учащихся в отношении литературного текста и – шире – нравственно-эстетических и философских проблем, сопряжённых с литературным первоисточником.
Особенности уроков и целеполагание.
Данные уроки, проводимые в 1 четверти 10 класса, нацелены на выработку у учащихся следующих умений:
Внимательного чтения литературного текста;
Развития логического мышления;
Практического освоения литературоведческой терминологии и её применения;
Композиционного анализа драматического произведения;
Выразительного чтения;
Выработки и формулирования нравственно-этических оценок на основе литературного текста.
Комментарий
В начале 1-го урока в течение 5-7 минут проведем экспресс-тест на знание текста произведения, которое должно было быть прочитано учащимися до конца.
/ вариант
1. В каком действии «Грозы» Катерина встречается с Борисом:
а) в 1-м; б) в 4-м; в) в 5-м; г) в 3-м.
2. Чьи это слова: «Живем в одном городе, почти рядом, а увидишься раз в неделю, и то в церкви, либо на дороге, вот и все!»:
а) Кудряша; б) Кулигина;
в) Бориса; г) Тихона.
3. Какие слова принадлежат Варваре:
а) «Лезет мне в голову мечта какая-то...»;
б) «Вот красота-то куда ведет»;
в) «Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя!»;
г) «Я уйду, да и была такова».
4. Кто произносит последнюю реплику в пьесе:
а) Кабанова; б) Кулигин;
в) Шапкин; г) Тихон.
5. В какой сцене - завязка действия:
а) разговор Кулигина, Кудряша и Шапкина в начале 1-го действия;
6) признание Катерины Варваре в 1-м действии;
в) монолог Кулигина о «жестоких нравах»;
г) слова Феклуши о « бла-алепии».
Ключ к проверке: 1 - г; 2 - в; 3 - в; 4 - г; 5 - б»
2 вариант
1. В каком действии «Грозы» - сцена признания Катерины в совершенном грехе:
а) в 4-м; б) в 5-м; в) в 3-м; г) во 2-м.
2. О ком из героев говорят: «…прежде наломается над нами, надругается всячески, как… душе угодно...»:
а) о Кудряше; б) о Кабановой;
в) о Тихоне; г) о Диком.
3» Какая реплика принадлежит Борису:
а) «Вы ее погубили! Вы!»;
б) «А между собой»то, сударь, как живут…»;
в) «Эх, кабы сила!»;
г) «Где уж мне своей волей жить».
4. Кто произносит первую реплику в «Грозе»:
а) Кулигин; б) Шапкин;
в) Кудряш; г) Борис.
5. Ремарка - это:
а) разговор двух действующих лиц;
г) начало развития действия.
Ключ к проверке: 1 - а; 2 - г; 3 - в; 4 - а; 5 - в.
Комментарий
После экспресс-теста, который оценивается очень просто - в баллах по количеству правильных ответов,- целесообразно побеседовать по вопросам домашнего задания, попутно дав учащимся целевую установку (см. выше).
Один из вопросов д/з (о завязке действия) вошел в I тест. Прежде чем верно определить завязку, нужно понять суть конфликта или конфликтов. Ученикам это сложно. На данном этапе литературного образования учитель должен взять на себя задачу учить ребят определять и формулировать суть конфликта. Во-первых, содержание конфликта обычно формулируется с помощью предлога «между». Во-вторых, конфликт бывает между кем-то и кем-то, кем-то и чем-то и даже между чем-то и чем-то. В-третьих, конфликт может быть явным, внешним и глубинным, внутренним, что как раз актуально для драмы «Гроза».
ЗАДАНИЕ УЧИТЕЛЯ. После этого «инструктажа», опираясь на прочитанный текст всей драмы, попробуйте с помощью учителя сформулировать два основных конфликта «Грозы».
Гипотеза ответа:
1. Внешний, явный конфликт - между Катериной и Кабанихой, Катериной и окружающей ее жизнью, которую Н.Добролюбов назвал «тёмным царством».
2. Внутренний, глубинный конфликт - в душе Катерины между супружеским долгом, религиозными убеждениями и желанием воли и свободного чувства.
Слово учителя
В связи с этим и завязка у каждого из этих сюжетных действий своя. Внутренний конфликт, конечно, более важный, значимый, обнаруживается уже в 1-м действии, в 7-м явлении, когда Катерина исповедуется перед Варварой, а та, в свою очередь, предлагает простой и доступный способ разрешения проблемы.
Если же говорить о «внешнем» действии, то завязку его можно увидеть лишь в сцене прощания с Тихоном (3-е явление 2-го действия).
ВОПРОС. Теперь «домашний» вопрос о концовке 1-го действия (см. домашнее задание к данному уроку).
Гипотеза ответа. К концу первого действия страсти нагнетаются. Своей настойчивостью Варвара начинает смущать Катерину. А в ней борются желание встречи с Борисом и страх. Если Варвара действует на усиление желания, то очередной эпизодический, но важный для драматурга персонаж - полубезумная барыня - своими пророчествами усиливает страх. Гроза пока еще не разразилась. Это лишь первый гром - предвестие беды. Во втором действии муж уедет и Катерина окажется перед жестоким выбором.
Слово учителя
Выделим во 2-м действии три центральных узла развития действия:
второй диалог Катерины и Варвары (2-е явление);
прощание Катерины с Тихоном (4-е явление);
внутренний монолог Катерины с ключом от калитки в руках.
Диалог Катерины и Варвары читается в классе.
ВОПРОС (перед чтением). Найти ключевые фразы Катерины, свидетельствующие о ее постоянной внутренней борьбе, и ключевые фразы Варвары, выражающие её жизненные устои.
Гипотеза ответа (после чтения)
Катерина:
1) «Такая уж я зародилась горячая!» (в рассказе о том, как в детстве ушла из дома);
«Нет, как не любить! Мне жалко его очень!»
(о Тихоне);
«Обманывать-то я не умею, скрывать-то ничего не
могу»;
«Я и думать-то не хотела, а ты меня смущаешь»
(о встрече с Борисом);
«И хочу себя переломить, да не могу никак»
(о крепнущем чувстве);
«Уж я лучше буду терпеть, пока терпится»;
«Я уйду, да и была такова»;
«Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня
режь!»
Нетрудно убедиться, что на протяжении одной беседы настроения и намерения героини меняются несколько раз, что говорит об усиливающейся внутренней борьбе. Но особенно важно зафиксировать следующее:
несмотря на душевное смятение и сомнения, побеждает в Катерине решительность и бесстрашие;
Тихона Катерина жалеет, и хотя в народе считается «жалеет - значит, любит», - это не любовь женщины к мужчине, а скорее любовь сестры к брату;
чувство к Борису в Катерине растет;
Катерина - цельная натура, ей претит всякое лицемерие.
«...ты вспомни, где ты живешь! У нас весь дом на
том держится» (об умении обманывать);
«А по-моему: делай что хочешь, только бы шито
да крыто было» (жизненная позиция среды).
Отдадим должное точности оценок и проницательности Варвары, в отличие от Катерины, которая, находясь во власти противоречивых чувств, не в силах адекватно оценивать людей и ситуацию.
ВОПРОС. Кто, по-вашему, прав в оценке Тихона в конце диалога: Катерина, говорящая «и на воле-то он словно связанный»,- или Варвара, отвечающая: «Да, как же, связанный!.. Он теперь слушает, а сам думает, как бы ему вырваться-то поскорей»?
Гипотеза ответа. Каждая из девушек права по-своему, потому что у них, выросших в принципиально разных условиях, разные понятия о воле. Кроме того, Катерина принимает покорное поведение Тихона за чистую монету, так как вообще не понимает притворства, а Варвара верно оценивает умышленное притворство брата.
ВОПРОСЫ к эпизоду прощания Катерины с Тихоном (явление 4):
За что просит прощения Тихон в начале эпизода?
Почему Катерина так настойчиво уговаривает мужа
не уезжать или взять ее с собой?
В каком значении употребляет Тихон слово
«гроза»?
В чем окончательно убеждается Катерина?
Слово «гроза» Тихон употребляет в значении «маменькина опека, маменькино руководство, кабала».
К концу сцены Катерина окончательно убеждается в том, что Тихон сосредоточен лишь на себе и любить, даже уважать его не за что.
ВОПРОС. Наконец, третья сцена - с ключом от калитки. Почему столь диаметрально противоположны решения Катерины в 8-м и 10-м явлениях? В каких словах Катерины заметно влияние Варвары? Чей подход к жизни побеждает в итоге: Катеринин или Варварин?
Гипотеза ответа. Вначале Катерина решает отвлечься шитьем и смиренно ждать Тихона, заглушив свои чувства. Но ключ от калитки, предложенный Варварой, становится важной, символической деталью - словно ключом от клетки, в которой бьется вольная птица. Не случайно мотив воли и неволи становится главным во внутреннем монологе Катерины. Желание воли оказывается сильнее терпения неволи.
Влияние Варвары сказывается в словах Катерины: «Да, может, такого и случая-то еще во всю жизнь не выдет. Тогда и плачься на себя: был случай, да не умела воспользоваться». Эти слова отдают практицизмом. Но побеждает в Катерине, конечно, не этот мотив. «Да что я говорю-то, что я себя обманываю?» -побеждает стремление не изменять душе, следовать своей натуре. Как-то будет дальше?..
Домашнее задание
Подготовить наблюдения за речью одного из персонажей драмы А. Н. Островского «Гроза».
Примерный план речевой характеристики персонажа
Общая характеристика героя.
Объем речи героя (много или мало говорит и почему).
Общий строй речи (логично выстроенный, сбивчивый, напевный, экспрессивный, грубый и т. п.).
Лексические особенности.
Синтаксические построения, пунктуация, оформляющая речь.
Взаимосвязь характера и поступков героя с его
речью.
страница 1
Действие пьесы А. Н. Островского «Гроза» происходит в городе Калинове на высоком берегу Волги. Города с таким названием не существовало. Автор стремился создать типичную картину русской жизни в переломную эпоху перед отменой крепостного права. Рушился патриархальный мир, наступали его «последние времена». И, как всегда, в такой период появляются неясные надежды на что-то новое, прекрасное и светлое, возникают мечты о воле, о счастье.
В центре пьесы судьба русской женщины. Не случайно автор даёт ей имя «Катерина», что в переводе с греческого означает «чистая». Перед нами трагедия чистой души в мире «тёмного царства».
Второе явление второго действия, где происходит разговор Катерины со своей золовкой Варварой перед отъездом Тихона, раскрывает полно и ярко характер главной героини, показывает её отличие от Варвары, подготавливает зрителей и читателей к трагическому финалу.
Только с Варварой может быть Катерина предельно откровенна, только ей может открыть свою душу, хотя весёлая и легкомысленная дочь Кабановой не может понять всей сложности и глубины переживаний своей невестки. Смятение души Катерины Варвара объясняет просто: «Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось; вот у тебя сердце-то и не уходилось ещё». Именно с этих слов и начинается разговор девушек. Ключевыми в этой беседе можно считать две фразы Катерины о самой себе. Первая из них – «Такая уж я зародилась горячая!» Здесь характер как данность, и ничего с этим не поделаешь.
Эпизод из детства Катерины имеет большое значение, он помогает понять, что с самого детства героиня обладает смелым, решительным характером, горячим и своенравным. Реакция шестилетней девочки на обиду необычна, нестандартна. Она выбегает на Волгу, садится в лодку и отплывает от берега. Находят ребёнка лишь на другое утро «вёрст за десять».
Вторая фраза, очень важная для характеристики героини, подчёркивает её внутреннюю чистоту, глубокую совестливость: «Обманывать – то я не умею; скрывать-то ничего не могу».
Варвара же утверждает, что без обмана прожить нельзя, на нём весь дом держится. Дочь Кабановой быстро приспособилась к жизни в неволе, к запретам, научилась лгать, хотя обманщицей прежде не была. Но Катерина-то не такая. Она не может руководствоваться в своих поступках принципом золовки: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Женщина предпочитает терпеть, пока терпится. Но сможет ли «горячее сердце» терпеть? Уже в этом явлении сама гордая и свободолюбивая героиня предсказывает свою судьбу: «А уж коли опостынет, так и не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь», Катерина – это и есть сама гроза. Она так же, как и это природное явление, стихийна, непредсказуема и неуправляема, она свободна в проявлении своих чувств.
В этом эпизоде замужняя женщина впервые признаётся, что любит другого, не мужа. Любовь так же стихийна, как и гроза, она впервые захватила Катерину и не отпускает её ни на минуту. До замужества она никого не любила, смеялась только, когда «парни поглядывали на неё». Теперь не до смеха, теперь пришло настоящее чувство – сильное, страстное, и ничего с ним не поделать. Мужа Катерина не любит, а только жалеет.
Внутренний конфликт драмы связан с борьбой, происходящей в душе Катерины. Она не хочет думать о Борисе, хочет мужа любить. Но разве сердцу прикажешь? Героиня не может переломить себя.
Таким образом, уже из второго явления второго действия становится ясно, что конфликт Катерины и с самой собой, и с «тёмным царством» в лице Кабанихи неизбежен и неразрешим.
Любовь к Борису отвечает потребностям души героини, это её исход из мрачного дома Кабанихи в новую жизнь. Тихона она любить не может, потому что и «на воле-то он словно связанный». Муж Катерины не может противостоять диктату своей матери, и отраду он находит только тогда, когда уезжает из дома и устраивает себе пьяные загулы.
В этом эпизоде раскрывается горячий характер Катерины, её решительность, нравственная чистота, честность, порядочность, способность глубоко и сильно любить. Такая женщина не сможет жить в доме, где всё держится на обмане. Читатель готов к трагической развязке драмы, убеждается в том, что конфликт героини с самой собой и с «тёмным царством неизбежен.
Без сомнения, «Гроза» (1859) является вершиной драматургии Александра Островского. Автор показывает на примере семейных отношений важнейшие изменения в общественно-политической жизни России. Именно поэтому его творение нуждается в подробном анализе.
Процесс создания пьесы «Гроза» многими нитями связан с прошедшими периодами в творчестве Островского. Автора привлекает та же проблематика, что и в “москвитянинских” пьесах, но образ семьи получает другое толкование (в новинку было отрицание застоя патриархальной жизни и гнета Домостроя). Появление светлого, доброго начала, естественной героини – это новшество в творчестве автора.
Первые мысли и наброски «Грозы» появились летом 1859 года, а уже в начале октября у писателя было четкое представление всей картины. На произведение сильно повлияло путешествие по Волге. Под патронатом морского министерства была организована этнографическая экспедиция с целью изучения обычаев и нравов коренного населения России. В ней участвовал и Островский.
Город Калинов – это собирательный образ разных приволжских городов, одновременно похожих друг на друга, но имеющих свои отличительные черты. Островский, как опытный исследователь, все свои наблюдения о быте русской провинции и специфики поведения жителей вносил в дневник. На основе этих записей позже были созданы персонажи «Грозы».
Смысл названия
Гроза – это не только разгул стихии, но и символ краха и очищения застойной атмосферы провинциального городка, где правили средневековые порядки Кабанихи и Дикого. Таков смысл заглавия пьесы. Со смертью Катерины, произошедшей во время грозы, терпение многих людей исчерпывается: Тихон восстает против тирании матери, Варвара сбегает, Кулигин открыто винит обитателей города в случившемся.
Впервые о грозе заговорил Тихон во время церемонии прощания: “…Недели две никакой грозы надо мной не будет”. Под этим словом он подразумевал гнетущую атмосферу своего дома, где правит бал деспотичная мать. “Гроза нам в наказание посылается”, — говорит Дикой Кулигину. Самодур понимает это явление, как кару за свои грехи, он боится поплатиться за несправедливое отношение к людям. Кабаниха солидарна с ним. Наказание за грех в громе и молниях видит и Катерина, совесть которой тоже не чиста. Праведный Божий гнев – такова еще одна роль грозы в пьесе Островского. И только Кулигин понимает, что в данном природном явлении можно найти лишь вспышку электричества, но его передовым взглядам пока не ужиться в городе, нуждающемся в очищении. Если вам понадобится больше информации о роли и значении грозы, можете прочитать на эту тему.
Жанр и направление
«Гроза» — это драма, по мнению А. Островского. Данный жанр определяет тяжелый, серьезный, часто бытовой сюжет, приближенный к реальности. Некоторые рецензенты упомянули более точную формулировку: бытовая трагедия.
Если говорить о направлении, то эта пьеса абсолютно реалистична. Главным показателем этого, пожалуй, является описание нравов, повадок и бытовых аспектов существования жителей провинциальных приволжских городов (подробное описание ). Автор придает этому большое значение, тщательно обрисовывая реалии жизни героев и их образы.
Композиция
- Экспозиция: Островский рисует образ города и даже мира, в котором живут герои и развернутся будущие события.
- Далее следует завязка конфликта Катерины с новой семьей и обществом в целом и внутреннего конфликта (диалог Катерины и Варвары).
- После завязки мы видим развитие действия, в ходе которого герои стремятся разрешить конфликт.
- Ближе к финалу конфликт доходит до момента, когда проблемы требуют срочного разрешения. Кульминация — последний монолог Катерины в 5 действии.
- Вслед за ней – развязка, которая показывает неразрешимость конфликта на примере гибели Катерины.
Конфликт
В «Грозе» можно выделить несколько конфликтов:
- Во-первых, это противоборство между самодурами (Дикой, Кабаниха) и жертвами (Катерина, Тихон, Борис и др.). Это конфликт между двумя мировоззрениями – старым и новым, отживающим и свободолюбивым характерами. Этот конфликт освещен .
- С другой стороны, действие существует благодаря конфликту психологическому, то есть внутреннему – в душе Катерины.
- Социальный конфликт дал начало всем предыдущим: Островский начинает свое произведение с брака обедневшей дворянки и купца. Данная тенденция широко распространилась во времена автора. Правящее аристократическое сословие начало терять власть, беднея и разоряясь из-за праздности, расточительности и коммерческой безграмотности. Зато купцы набирали обороты за счет беспринципности, напористости, деловой хватки и кумовства. Тогда одни решили поправить дела за счет других: дворяне выдавали утонченных и образованных дочерей за грубых, невежественных, но богатых сыновей из купеческой гильдии. Из-за этого несоответствия брак Катерины и Тихона изначально обречен на провал.
Суть
Воспитанная в лучших традициях аристократизма, дворянка Катерина по настоянию родителей вышла замуж за неотесанного и мягкотелого пьяницу Тихона, который принадлежал к богатому купеческому роду. Его мать притесняет невестку, навязывая той фальшивые и нелепые порядки Домостроя: рыдать напоказ перед отъездом мужа, унижаться перед нам на людях и т.д. Молодая героиня находит сочувствия у дочери Кабанихи, Варвары, которая учит новую родственницу скрывать свои мысли и чувства, тайком приобретая радости жизни. Во время отъезда мужа Катерина влюбляется и начинает встречаться с племянником Дикого, Борисом. Но их свидания заканчиваются разлукой, ведь женщина не хочет скрываться, ей хочется сбежать с любимым в Сибирь. Но герой не может рисковать, взяв ее с собой. В результате она все равно кается приехавшему мужу и свекрови в грехах, получает суровое наказание от Кабанихи. Понимая, что совесть и домашний гнёт не позволяют ей жить дальше, она бросается в Волгу. После ее смерти молодое поколение бунтует: Тихон упрекает мать, Варвара сбегает с Кудряшом и т.д.
В пьесе Островского соединены особенности и противоречия, все плюсы и минусы крепостнической России XIX века. Городок Калинов — это собирательный образ, упрощенная модель российского общества, подробно описанная . Смотря на эту модель, мы видим «необходимую потребность в людях деятельных и энергичных». Автор показывает, что устаревшее мировоззрение только мешает. Оно портит сначала взаимоотношения в семье, а позже и не дает городам и всей стране развиваться.
Главные герои и их характеристика
В произведении есть четкая система персонажей, в которую вписываются образы героев.
- Во-первых, это угнетатели. Дикой является типичным самодуром и богатым купцом. От его оскорблений родственники разбегаются по углам. К слугам Дикой относится жестоко. Все знают, что угодить ему невозможно. Кабанова является воплощением патриархального уклада жизни, устаревшего Домостроя. Богатая купчиха, вдова, она постоянно настаивает на соблюдении всех традиций предков и сама четко им следует. Мы описали их подробнее в этом .
- Во-вторых, приспособившиеся. Тихон – это слабый человек, который любит свою жену, но не может найти в себе силы защитить ее от гнета матери. Он не поддерживает старые порядки и традиции, но не видит смысла идти против системы. Таков и Борис, который терпит происки своего богатого дяди. Раскрытию их образов посвящено данное . Варвара - дочь Кабанихи. Она берет свое обманом, проживая двойную жизнь. Днем она формально подчиняется условностям, ночью гуляет с Кудряшом. Лживость, изворотливость и хитрость не портят ее веселого, авантюрного нрава: она также добра и отзывчива к Катерине, нежна и заботлива по отношению к любимому. Характеристике этой девушки посвящено целое .
- Катерина стоит особняком, характеристика героини отличается ото всех. Это молодая интеллигентная дворянка, которую родители окружали пониманием, заботой и вниманием. Поэтому девушка привыкла к свободе мысли и слова. Но в браке она столкнулась с жестокостью, грубостью и унижением. Сначала она пробовала смириться, полюбить Тихона и его семью, но ничего не вышло: натура Катерины противилась этому неестественному союзу. Затем она примерила роль лицемерной маски, у которой есть тайная жизнь. Ей это тоже не подошло, ведь героиня отличается прямотой, совестью и честностью. В итоге от безысходности она решила пойти на бунт, признав грех и совершив затем более страшный – самоубийство. Подробнее об образе Катерины мы написали в посвященном ей .
- Кулигин – тоже особенный герой. Он выражает авторскую позицию, внося в архаичный мир толику прогрессивности. Герой – механик-самоучка, он образован и умен, в отличие от суеверных обитателей Калинова. О его роли в пьесе и характере мы тоже сочинили краткое .
Темы
- Основная тема произведения – быт и нравы Калинова (ей мы посвятили отдельное ). Автор описывает захолустную провинцию, чтобы показать людям, что не нужно цепляться за пережитки прошлого, надо понимать настоящее и думать о будущем. А обитатели приволжского городка застыли вне времени, их жизнь однообразна, фальшива и пуста. Ее портят и тормозят в развитии суеверия, консервативность, а также нежелание самодуров меняться к лучшему. Такая Россия так и будет прозябать в нищете и невежестве.
- Также важными темами здесь являются любовь и семья, так как по ходу повествования поднимаются проблемы воспитания и конфликт поколений. Влияние семьи на определенных героев очень важно (Катерина – отражение воспитания ее родителей, а Тихон вырос таким бесхарактерным из-за тирании матери).
- Тема греха и покаяния. Героиня оступилась, но вовремя осознала свою ошибку, решив исправиться и покаяться в содеянном. С точки зрения христианской философии, это высоконравственное решение, которое возвышает и оправдывает Катерину. Если вас заинтересовала эта тема, прочитайте наше о ней.
Проблематика
Социальный конфликт влечет за собой общественные и личные проблемы.
- Островский, во-первых, обличает самодурство как психологическое явление в образах Дикого и Кабановой. Эти люди играли с судьбами подчиненных, затаптывая проявления их индивидуальности и свободы. Ии-за их невежества и деспотизма молодое поколение становится таким же порочным и бесполезным, как то, что уже отжило свое.
- Во-вторых, автор осуждает слабость, повиновение и эгоизм с помощью образов Тихона, Бориса и Варвары. Своим поведением они лишь потворствуют тирании хозяев жизни, хотя могли бы сообща переломить ситуацию в свою пользу.
- Проблему противоречивого русского характера , переданного в образе Катерины, можно назвать личной, хоть и навеянной глобальными потрясениями. Глубоко религиозная женщина в поиске и обретении себя идет на измену, а потом и на самоубийство, что противоречит всем христианским канонам.
- Нравственные проблемы связаны с любовью и преданностью, воспитанием и тиранией, грехом и покаянием. Герои не могут отличить одно от другого, эти понятия причудливо переплетаются между собой. Катерина, например, вынуждена выбирать между верностью и любовью, а Кабаниха не видит разницы между ролью матери и властью догматика, ею движут благие намерения, но воплощает она их во вред всем.
- Трагедия совести немало важна. Например, Тихон должен был принять решение – защищать жену от нападок матери или нет. Катерина также шла на сделку с совестью, когда сближалась с Борисом. Об этом вы можете узнать больше .
- Невежество. Жители Калинова глупы и не образованы, верят гадалкам и странницам, а не ученым и профессионалам своего дела. Их мировоззрение обращено в прошлое, они не стремятся к лучшей жизни, поэтому нечего удивляться дикости нравов и показному ханжеству главных персон города.
Смысл
Автор убежден, что стремление к свободе естественно, несмотря на определенные неудачи в жизни, а самодурство и ханжество губят страну и талантливых людей в ней. Поэтому свою независимость, тягу к знаниям, красоте и духовности необходимо отстаивать, иначе старые порядки никуда не денутся, их фальшь просто охватит новое поколение и заставит играть по своим правилам. Эта идея находит отражение в позиции Кулигина, своеобразного голоса Островского.
Авторская позиция в пьесе выражена четко. Мы понимаем, что Кабаниха, хотя она сохраняет традиции, не права, так же, как не права и бунтующая Катерина. Однако у Катерины был потенциал, был ум, была чистота помыслов, и великий народ, олицетворенный в ней, еще сможет возродиться, сбросив с себя оковы невежества и самодурства. Еще больше о смысл драмы вы можете узнать в на эту тему.
Критика
«Гроза» стала предметом ожесточённых споров критиков как XIX, так и XX века. В XIX веке о ней с противоположных позиций писали Николай Добролюбов (статья «Луч света в тёмном царстве»), Дмитрий Писарев (статья «Мотивы русской драмы») и Аполлон Григорьев.
И. А. Гончаров высоко оценил пьесу и выразил свое мнение в одноименной критической статье:
В той же драме улеглась широкая картина национального быта и нравов, с беспримерною художественною, полнотою и верностью. Всякое лицо в драме есть типический характер, выхваченный прямо из среды народной жизни.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели уроки:
- Обучающая: познакомить с историей создания пьесы “Гроза”, её действующими лицами, определить тему, идею, основной конфликт пьесы.
- Развивающая : развивать навыки анализа драматического произведения, умение определять в произведении авторскую позицию.
- Воспитывающая: воспитать нравственную читательскую позицию учащихся, интерес к русской классической литературе, истории и культуре.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради, тексты пьесы, презентация к уроку.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
2. Знакомство с творческой историей драмы “Гроза”. (Презентация “История создания драмы “Гроза”.)
3. Анализ 1-го действия пьесы. Слово учителя:
Главная героиня пьесы – молодая купчиха Катерина Кабанова. Но чтобы понять её характер, причины её поступков, надо знать, среди каких людей она живёт, кто её окружает. Знакомство с персонажами происходит в первом действии пьесы. 1-4 явление первого действия являются экспозицией, а в пятом-девятом действиях происходит собственно завязка действия драмы.
А) Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы (1-4 явления):
– Где происходит действие? (город Калинов, который находится на реке Волге).
– Какая картина предстаёт перед зрителем, когда открывается занавес? Зачем автор рисует перед нами эту живописную картину? (Красота природы подчёркивает безобразие, трагизм происходящего в мире людей). Островский ещё по одной причине выбрал местом действия пьесы общественный сад, а временем действия – после службы в церкви – так легче и естественнее познакомить с персонажами, путь которых лежит через бульвар.
– Основной конфликт пьесы – между Катериной и Кабанихой, а семья Кабановых появляется лишь в 5-м явлении. Какое значение имеют первые четыре явления? (1-4 явления – экспозиция пьесы. Из них мы узнаём о порядках, царящих в городе Калинове, о самых влиятельных его жителях, о любви Бориса к Катерине).
– О каких персонажах мы узнали из первых четырёх явлений? Дайте им характеристику. (Купец Савел Прокопьевич Дикой, его племянник Борис, изобретатель-самоучка Кулигин, Кудряш).
– Какую характеристику даёт Кулигин жизни города?
Б) Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы (5-6 явления) В пятомявлении происходит знакомство с главными героинями пьесы – Катериной и Кабанихой. Давайте прочитаем это явление по ролям и ответим на вопросы:
– Какое впечатление осталось после знакомства с Марфой Кабановой? Почему (привести цитаты из текста)? (её речь – смесь грубости, холодного повелительного тона с притворным смирением и ханжескими вздохами. Из её слов видно отношение к домашним: она презирает Тихона, холодна к Варваре и ненавидит Катерину.)
– Почему Кабанова так ненавидит Катерину?
Что значит в устах Кабанихи слово “порядок”?
– пятиминутка: самостоятельно сделать выводы о характере Кабанихи, на оценку зачитать.
В) Анализ 7, 8, 9 явлений. Работа по группам самостоятельно.
1 группа: а) Как мотивировано возникновение откровенного разговора между Катериной и Варварой?
б) Проанализируйте речь Катерины. Как речь героини раскрывает её внутренний мир?
2 группа: а) Как Катерина вспоминает жизнь в доме родителей?
б) В чём она видит различие между жизнью в родительском доме и у Кабанихи?
3 группа: а) Почему Катерина с ужасом отвергает предложение Варвары?
б) Почему Варвара не поняла Катерину?
4 группа: а) Как в речи Катерины проявляется внутренняя борьба, происходящая в её душе?
б) Какое значение для понимания характера Катерины имеет страх перед грозой?
Опрос по группам.
4. Актуализация знаний: Составление таблицы.
Тема пьесы “Гроза” | Столкновение между новыми веяниями и старыми традициями, между теми, кто притесняет и теми, кого притесняют, между стремлением к свободному проявлению своих чувств, человеческих прав, духовных потребностей и господствовавшими в предреформенной России общественными и семейно-бытовыми порядками. |
Идея пьесы. | Обличение социальных порядков . Природа, в которой живут люди, прекрасна, но общественные порядки безобразны. При этих порядках большинство населения находится в материальной и духовной зависимости у богатого меньшинства. |
Конфликты: | Основной – между старыми, уже изжившими себя, авторитарными социально-бытовыми принципами, которые опираются на феодально-крепостнические отношения, и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, свободе человеческой личности. Основной конфликт объединяет в себе узел конфликтов: выявить эти конфликты и заполнить таблицу на следующих уроках. |
Спасибо за урок!
Литература:
- Журавлёва А.И., Некрасов В.Н. Театр А.Н. Островского: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1986.
- Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классы. – СПб.: Издательский дом “Литера”, 2010.
- Лебедев Ю.В. Литература. Учебник.10 кл. в 2 частях. Часть 1. – М.: Просвещение, 2007.
- Поспелов Г.Н. История русской литературы XIX 91840-1860-е годы)6 учебник для филол.спец.вузов. – М.: Высшая школа, 1981.
Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» по праву считается не только вершиной творчества писателя, но и одним из выдающихся произведений отечественной драматургии. Она представляет собой масштабный социально-исторический конфликт, противостояние двух эпох, кризис общественно-политической жизни целого государства. Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения по плану, который будет полезен ученика 10 класса при подготовке к уроку по литературе.
Краткий анализ
Год написания – 1859 год.
История создания – Пьеса написана под влиянием путешествия по Волге, во время которого писатель записывал интересные бытовые сценки, разговоры и случаи из жизни поволжских провинциалов.
Тема – В произведении освещена проблематика взаимоотношений двух поколений, двух принципиально разных миров. Также подняты темы семьи и брака, греха и покаяния.
Композиция - Композиция произведения построена на контрасте. Экспозиция - описание характеров главных действующих лиц и уклада их жизни, завязка - конфликт Катерины с Кабанихой, развитие действий - любовь Катерины к Борису, кульминация - внутренние терзания Катерины, ее уход из жизни, развязка - протест Варвары и Тихона против тирании матери.
Жанр – Пьеса, драма.
Направление - Реализм.
История создания
К написанию пьесы Островский приступил в июле 1859 года, а спустя несколько месяцев она была уже готова и отправлена в Петербург на суд литературным критикам.
Вдохновением для писателя послужила этнографическая экспедиция по Волге, организованная морским министерством для изучения нравов и обычаев коренного населения России. Одним из участников этой экспедиции был и Островский.
Во время путешествия Александр Николаевич стал свидетелем множества бытовых сцен, диалогов провинциальной публики, которые он впитывал, словно губка. Впоследствии они легли в основу пьесы «Гроза», придав драме народный характер и истинный реализм.
Вымышленный город Калинов, описанный в пьесе, вобрал в себя характерные черты приволжских городов. Их самобытность и непередаваемый колорит восхищали Островского, который тщательно заносил все свои наблюдения о жизни провинциальных местечек в свой дневник.
Долгое время существовала версия, что сюжет для своего произведения писатель взял из реальной жизни. В канун написания пьесы в Костроме произошла трагическая история - молодая девушка по имени Александра Клыкова утопилась в Волге, не выдержав гнетущей атмосферы в доме мужа. Излишне властная свекровь всячески притесняла невестку, в то время как бесхарактерный супруг не мог защитить жену от нападок матери. Ситуация усугубилась любовной связью между Александрой и почтовым служащим.
Благополучно пройдя цензуру, пьеса была поставлена на сцене Малого академического театра в Москве и Александринского драматического театра в Петербурге.
Тема
В своем произведении Александр Николаевич поднял множество важных тем, но главной среди них стала тема конфликта двух эпох - патриархального уклада и молодого, сильного и смелого поколения, полного светлых надежд на будущее.
Катерина стала олицетворением новой, прогрессивной эпохи, которая отчаянно нуждалась в освобождении от цепких оков темной обывательщины. Она не могла мириться с лицемерием, раболепствовать и унижаться в угоду сложившихся устоев. Ее душа стремилась к светлому и прекрасному, однако в условиях затхлого невежества все ее порывы были обречены на неудачу.
Сквозь призму отношений Катерины и ее новой семьи автор пытался донести до читателя сложившуюся обстановку в обществе, которое оказалось на грани глобального социального и нравственного перелома. Этой задумке как нельзя лучше соответствует смысл названия пьесы - «Гроза». Эта мощная природная стихия стала олицетворением краха застойной атмосферы провинциального городка, погрязшего в суевериях, предрассудках и фальши. Смерть Катерины во время грозы стала тем внутренним толчком, который побудил многих жителей Калинова к самым решительным действиям.
Основная мысль произведения заключена в стойком отстаивании своих интересов - стремлении к независимости, красоте, новым знаниям, духовности. В противном случае все прекрасные душевные порывы будут безжалостно уничтожены ханжескими старыми порядками, для которых любое отклонение от установленных правил несет верную гибель.
Композиция
В «Грозе» анализ включает в себя разбор композиционной структуры пьесы. Особенность композиции произведения заключается в художественном контрасте, на котором построена вся структура пьесы, состоящей из пяти действий.
В экспозиции произведения Островский рисует образ жизни обитателей города Калинина. Он описывает исторически сложившиеся устои мира, которому суждено стать декорацией к описываемым событиям.
Далее следует завязка , в которой происходит безудержное нарастание конфликта Катерины с ее новой семьей. Противостояние Катерины с Кабанихой, их нежелание даже попытаться понять другую сторону, безволие Тихона нагнетают обстановку в доме.
Развитие действий пьесы заключается во внутренней борьбе Катерины, которая от безысходности бросается в объятия другого мужчины. Будучи глубоко нравственной девушкой, она испытывает муки совести, понимая, что совершила предательство по отношению к законному супругу.
Кульминация представлена признанием Катерины, совершенным под воздействием внутренних страданий и проклятиями выжившей из ума барыни, и ее добровольным уходом из жизни. В крайнем отчаянии героиня видит решение всех своих проблем только в своей смерти.
Развязка пьесы заключается в проявлении протеста Тихона и Варвары против деспотизма Кабанихи.
Главные герои
Жанр
По мнению самого Островского, «Гроза» является реалистической драмой . Подобный литературный жанр определяет серьезный, морально тяжелый сюжет, максимально приближенный к реальности. В его основе всегда лежит конфликт главного героя с окружающей средой.
Если говорить о направлении, то данная пьеса полностью соответствует направлению реализма. Доказательством тому являются детальные описания нравов и бытовых условий жителей небольших приволжских городов. Данному аспекту автор придает большое значение, поскольку реализм произведения как нельзя лучше подчеркивает его главную идею .